Искусство и развлечения 23 января 2015
В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.
Детский патриотизм в военной литературе
В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй.
Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат».
Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.
В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.
Горькая разлука с другом
В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика.
К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует.
Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.
Маленький солдат большой войны
Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.
Подвиги юного солдата
Сергей — сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.
Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.
Еще один подвиг героя — Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его.
Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной.
Между тем и мать за ним соскучится.
Нелегкая судьба детей войны
Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.
Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.
В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.
Прогнозы на будущее маленького солдата
Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей.
Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе.
Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.
Образ войны в произведении
С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала.
Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут.
Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.
Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.
Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.
Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.
Роль рассказчика в произведении
Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.
Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг.
Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне.
Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.
Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».
Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.
В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.
После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/129159/
Платонов "Маленький солдат", какое краткое содержание?
Русский писатель Платонов был военкором во время Великой Отечественной войны. Им было написано много статей и рассказов, которые отражали военную действительность. Писатель умело и точно показывал всю неоправданную жестокость, сломанные судьбы, покалеченные души людей.
Историю про маленького солдата, произошедшую на разрушенном бомбёжкой вокзале, недалеко от линии фронта, он написал в 1943 году. Небольшой рассказ как-бы со слов наблюдавшего со стороны военного, который охраняет вещи майора Бахичева.
Уставшие, измождённые солдаты спят вповалку, в ожидании своих поездов. Им выдалась пауза отдохнуть и они сладко храпят.
Мальчишка, в затёртой военной форме, со слезами и горечью в глазах, прощается с молодым майором. Тот обнимает маленького солдата, целует и пытается успокоить, мол скоро свидимся. Передаёт его в руки второго офицера, чтобы тот присматривал за мальчуганом, ведь он сирота.
Мальчика зовут Серёжа. Ему не хочется вновь терять близкого человека и открывать своё сердце незнакомым людям. Серёжа с недоверием смотрит и слушает чужого майора, с которым его оставили. Неохотно перекусив, он сразу засыпает, ведь поезд обещали только завтра.
И майор Бахичев рассказал военному, охранявшему вещи, что этот мальчик сын командира полка и военврача, он перенёс вместе с полком много испытаний, принимал участие в боевых действиях.
Сам, по своей инициативе, стал помогать отцу-полковнику, добывал сведения о вражеских расположениях, помог отбить склад с боеприпасами, обезвредил этот заминированный склад и сутки караулил под носом у немцев, чтобы они не заминировали его снова. Когда отца тяжело ранило, мать хотела отправить сына в тыл, но Серёжа ни в какую. Потом отец скончался, а следом и мать.
Вот и остался он сиротой, но очень привязался к молодому офицеру Савельеву, который заменил отца, взяв команду полком, и для самого Серёжи. Теперь Савельева отправили на обучение, а майору поручили взять мальчика с собой и присматривать.
Серёжа сладко похрапывал, майор со вторым военным уснули тоже. Поезд только завтра, всем надо выспаться.
Проснувшись Серёжи ни где не было. Осталось только предполагать, куда мальчуган мог сбежать. Возможно решил искать Савельева, а может быть снова на фронт, в свой полк… в полк где воевали его родители.
Анализ произведения, а так же смысл рассказа можно прочитать нажав на ссылки.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3173833-platonov-malenkij-soldat-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html
Краткое содержание рассказа "Возвращение" А. Платонова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении
Главная страницаПлатонов
«Возвращение». В. Н. Костецкий |
Рассказ «Возвращение» был впервые опубликован в журнале «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Иванова». В этой статье представлено краткое содержание рассказа «Возвращение» А. Платонова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по рассказу «Возвращение»
— Все материалы по творчеству Платонова Действие рассказа происходит после окончания Великой Отечественной Войны, судя по всему, в 1945 году.
Главный герой рассказа — гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов, мужчина в возрасте около 35 лет. Отслужив 4 года на фронте, он наконец возвращается домой.
Ожидая поезд, Иванов видит на вокзале знакомую девушку Машу, которая тоже едет домой с фронта. 20-летняя Маша работала помощницей повара в столовой на фронте. Маша и Иванов оба отвыкли от гражданской жизни и теперь чувствуют себя осиротевшими без армии и своих боевых друзей.
Герои вместе едут в поезде 2 дня. На третьи сутки Маша выходит на своей остановке. Иванов решает выйти вместе с ней. Маша рада этому решению. В своем родном городе девушка чувствует себя почти чужой: ее родители пропали без вести во время войны, теперь у нее осталась двоюродная сестра и тетки. Несколько дней Иванов гостит у Маши, между героями возникают любовные отношения. При этом Маша не подозревает, что Иванов женат и имеет двоих детей.
Погостив у Маши два дня, Иванов наконец уезжает к себе в город. Жена и дети уже несколько дней с волнением ждут его приезда. На вокзале Иванова встречает его 11-летний сын Петрушка. Отец и сын с трудом узнают друг друга после 4 лет разлуки.
Придя домой, Иванов наконец видит свою жену Любовь Васильевну и 5-летнюю дочь Настю. Мужчина чувствует, что за 4 года войны отвык от семьи. Его 11-летний сын Петрушка рано повзрослел и выполняет всю мужскую работу по дому. В этот день дети с матерью готовят вкусный обед и ужин, чтобы порадовать отца. Иванов чувствует себя странно после стольких лет разлуки с семьей.
Ночью, когда дети ложатся спать, Иванов беседует с женой. Та говорит, что последние два года к ним в гости часто приходил Семен Евсеич. Этот мужчина потерял всю семью и спасался от одиночества в семье Любови Васильевны. Иванов ревнует жену и подозревает ее в измене. Та со слезами объясняет мужу, что у нее с Семеном Евсеичем лишь дружеские отношения. Однако затем Любовь Васильевна признается мужу, что у нее была любовная связь с одним инструктором, не с Семеном Евсеичем. Женщина сожалеет об измене и объясняет, что на это ее толкнула тоска и одиночество. Иванов злится на жену и не видит будущего с ней. При этом сам он не признается в своей измене — недавней любовной связи с Машей. На следующий день Иванов уходит из дома на вокзал, чтобы уехать к Маше. Он надеется, что девушка будет рада снова видеть его. Когда поезд отъезжает от вокзала, Иванов стоит в тамбуре и смотрит на свой город. Вдруг Иванов замечает, что по улице к поезду отчаянно бегут двое детей — его сын и дочь. В этот момент в душе Иванова происходит переворот: его самолюбие и гордость отступают, а любовь к сыну и дочери берет верх. Иванов на ходу выбирается из поезда и остается в городе со своей семьей.
Конец.
Таково краткое содержание рассказа «Возвращение» Андрея Платонова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по рассказу «Возвращение»
— Все материалы по творчеству Платонова
Источник: https://www.literaturus.ru/2018/05/kratkoe-soderzhanie-vozvrashhenie-platonov-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html
СРОЧНОО!ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЛАТОНОВА «СОЛДАТСКОЕ СЕРДЦЕ»
Закончилась война и гвардейский капитан, по имени Алексей Алексеевич Иванов демобилизуется из армии. Он долго ждет на станции поезд, но как оказалось, он не один его дожидался, еще девушка Маша, которая работала в столовой их части.
Они вместе едут в вагоне, почти двое суток, а потом Алесей останавливается на 2 дня в городе, где когда-то 20 лет назад появилась на свет Маша. Затем он отправляется дальше, а Маша на вокзале его целует.
Алексей навсегда запомнил запах ее волос.
Прошел еще один день и прибыл в Иванов, где на вокзале его встречает сын Петр. Сейчас ему уже двенадцатый год и Алексей не сразу его узнал. Жена же ожидает его дома на крыльце. Он обнимает жену и чувствует ее тепло такое родное. А вот дочка Настя его не помнит и начинает плакать. Петя постоянно ее одергивает, и говорит, что это их отец.
Дома начинают собирать на стол угощенья, и всем этим заведует Петя. Глядя на него, Алексей подумал, какой же он уже взрослый. Но ему по душе дочка Настя.
Алексей интересуется у жены, как же он все это время жили, но она поначалу его стесняется, потому что давно отвыкла от своего мужа.
Он чувствует, что ему что-то мешает радоваться возвращению, ведь он теперь совсем не понимает своих родных.
Они все сели за стол кушать и Алексей заметил, что дети мало кушают. Но Петя сказал, что хочет, чтобы родителям досталось больше. А Настя начала прятать кусочек пирога для дяди Семена.
Тогда жена рассказала Алексею, что есть Семен Евсеевич, и он потерял жену и детей. А потом сам попросился приходить и играть с детьми. Алексей внимательно слушает и начинает закуривать.
Петя хлопочет по хозяйству и наказывает отцу, чтобы он стал на довольствие. Алексею становится перед ним робко.
После того как они закончили ужинать, дети отправляются спать. А вот Алесей продолжает расспрашивать жену о жизни без него. Петя слышит разговор и жалеет мать, он понимает, что ей нелегко.
Но и для Алексея это разговор тоже не приятен и тогда жена ему прямо говорит, что между ней и Семеном Евсеевичем ничего не было. Она ждал его и только однажды стал близок ей другой человек из райкома. Но потом поняла, что может жить спокойно и счастливо только с мужем.
Она просит, чтобы муж остался с ними, ведь без него им плохо. Но Алексей говорит, что она его ранила прямо в сердце. Утром Алексей собирается, а сын начинает ему высказывать про их нелегкую жизнь, как его ждала мама, а он просто уходит сейчас.
Он ругается на сына, но Петя рассказывает ему историю про дядю Харитона, с которым изменила его мать. Он дослушивает эту историю до конца и удивляется.
Утром Алексей все же уходит на вокзал, выпив водки, сел на поезд. Он решил отправиться к Маше. Дома остался Петя и Настя, мама была на работе. Петя выспрашивает у сестры как ушел отец, а потом быстро начинает ее одевать.
Алесей стоит в тамбуре поезда, он проезжает не далеко от своего дома. И вдруг замечает маленькие фигурки. В них он узнал своих детей. Тогда он бросает свой мешок на землю и сходит с поезда. А по дорожке к нему бегут его дети.
Это произведение показывает, какие должны быть главные ценности в жизни каждого человека. Каждый может ошибиться, но заслуживает прощение. Нужно быть терпимыми к своим близким, ценить и уважать их.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Источник: Краткое содержание Платонов Солдатское сердце за 2 минуты пересказ сюжета
Источник: https://matfaq.ru/question/srochnootema-proizvedeniya-platonova-soldatskoe-serdtse/
Читать — Оглавление — Книга
- Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
- МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ
- Рассказ
- Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.
На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома.
Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.
Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров.
Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться.
На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу.
Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.
Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время.
Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет.
И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.
— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, — держись, солдат!
Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.
Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе, как умел.
Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.
Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.
— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.
— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.
Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!»
Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.
Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии.
Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка.
Полк до этого вышел из немецкого охвата — ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда.
«Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец.
Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.
Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится.
Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится.
А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.
Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повел его куда-то, и вдвоем они убили немца, — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.
Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну.
И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится.
И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.
А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале.
Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость, и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала…
Остался Сергей сиротой.
Источник: https://litlife.club/br/?b=69178
Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)
Урок литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г. Сыктывкара
Куликовой Ирины Леонидовны
Тема: Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)
Цели урока:
-
Знакомство с рассказом А. Платонова « Маленький солдат»;
-
Познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат»;
-
Познакомить с ролью детей в годы Великой Отечественной войны;
-
Развивать умение работать с художественным текстом;
-
Закрепить навыки анализа рассказа.
-
Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)
- Теория литературы: рассказ, композиция, метафора, сравнение.
- Ход урока:
- Учитель: Урок по рассказу А. Платонова хотелось бы начать стихотворением поэта Владимира Суслова «Сыны полков» (выразительное чтение наизусть учащимся)
- -Сформулируйте тему этого стихотворения (Это стихотворение о том, что в тревожные годы войны за защиту родины вставали мальчишки и воевали наравне со взрослыми.)
-Почему этим стихотворением начат урок по рассказу «Маленький солдат»? (Сегодня на уроке, анализируя рассказ А.Платонова, мы будем говорить о войне, ее страшном влиянии на душу ребенка. Но в начале познакомимся с автором произведения-Андреем Платоновичем Платоновым, поговорим о жанровых особенностях произведения)
-Запишите тему.
Слово учителя: Перед вами портрет А.Платонова (Андрея Платоновича Климентова) Обратите внимание на глаза этого человека.
- -Что вы можете о них сказать?
- (Полные грусти и тепла, заботы и доверчивости, чувствуется особая сила притяжения во взгляде)
- -Охарактеризуйте его лицо ( мягкое, доброе. «Видит насквозь» говорят о таких глазах)
- И действительно, он видел в жизни много тяжкого и губительного для человека.
Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей, для детей вышло более двадцати его книг . Самые известные: «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др.
Во время Великой Отечественной войны Платонов был специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красная звезда». Летом 1943 г. он был на Курской дуге, а весной 1944 во время наступательных боев нашей армии -на Украине.
Писатель Виктор Полторацкий, много раз встречавшийся с Платоновым на фронте, вспоминает: (Воспоминания В. Полторацкого об А. Платонове читает учащийся)
Учитель: войну А.Платонов знал не понаслышке, видел тяжелый ратный труд фронтовиков и ,конечно, лишения взрослого населения.
- Итак, перейдем к рассказу «Маленький солдат»
- -Объясните принадлежность произведения к жанру рассказа?
- -Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- -Что особенного вы заметили в композиции рассказа?
- (В рассказе можно выделить три части, три основных эпизода)
I часть — сцена прощания, свидетели которой случайно оказались рассказчики. Знакомство с героями.
II часть- рассказ о судьбе Сережки Лабкова, услышанный из уст Майора Бахичева.
III часть — побег Сережки.
-От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта.
-Где происходит действие? (На чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными)
-По каким прогнозам можно догадаться, что недалеко от вокзала шли бои? (Много раненых, грохот зениток, гул самолетов). Это страшные звуки войны.
Слово учителя: Среди этого многолюдья рассказчик заметил двух майоров, держащих за руки ребенка.
-Что сближает майоров? (Общей добротою морщинистых загорелых лиц).
— В чем выражается их доброта?
-Посмотрим, каким вы представили себе мальчишку… (рисунки учащихся, устные выступления)
- -А теперь обратимся к тексту и найдем описание ребенка в рассказе.
- -Что поражает вас во внешности мальчика?
- (1)На вид было лет 10, а выглядел как бывалый боец; был одет в серую шинель (видимо, перешитую), в пилотку, сапоги, пошитые по мерке на детскую ногу;
- 2)маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, а приспособленное к жизни;
- 3) светлые глаза ясно обнажали грусть)
- -О чем говорят характеристики: «бывалый боец», «лицо, привычное к жизни», «грусть в глазах» (Много испытал, давно на войне, рано повзрослел)
- -Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?
- (Светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца).
-Кто может жить, бояться умереть от одиночества? (Человек, живое существо). (О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе)
-Какое чувство возникает при чтении этих строк? (Сострадание, жалость)
-А что поражает вас в поведении мальчика? (Смотрел умоляюще, прильнул лицом к руке одного из майоров, от руки другого старался освободиться)
-Предположите, почему мальчик так боится разлуки? (Наверно, он уже испытал боль расставания с близкими и боялся новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой не оставлять его с чужим человеком).
- Учитель: Платонов смог передать «незабываемую грусть», силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.
- -Можно ли найти объяснение поведению мальчика в его судьбе?
- Да, II часть рассказа — это судьба Сережи Лабкова.
- -Почему автор доверяет рассказчику поведать о судьбе, подвигах семьи?
- -О чем поведал рассказчику майор Бахичев?
«Дела отца уже начал понимать по-настоящему…»
-Какие факты об этом говорят? (Читать эпизоды)
(Помог полковнику — отцу сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, передавливая взрывной провод, неоднократно пробивался в тыл к противникам, запоминал расположение немецких войск, давал отцу верные засечки)
-А кому под силу такая опасная работа? (Только взрослому, опытному разведчику. Он выполнял работу, которую делали опытные разведчики, она была очень опасна).
-Можно ли помощь Сережи Лабкова назвать подвигом?
Слово учителя: Во время Великой Отечественной войны тревогами и заботами взрослых было проникнуто много ребят, ваших ровесников, об этом говорят фотографии тех лет, книги, документы. На стенде — фотографии тех, кто воевал и защищал нашу Родину с отцами наравне.
Об этих фактах говорят художественны фильмы: (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)
-Чем судьба Ивана похожа на судьбу Сережи? ( Мама тоже не хотела отправлять его в тыл, но Сережа уже не мог уйти из армии, лучше «убежит, скроется в плен к немцам и узнает все о них». Характер его втянулся в войну).
- -Какой смысл заключается в этих словах (Привык к войне, к трудным условиям)
- Слово учителя: Наверно, можно привыкнуть к трудным условиям, но к смерти близких привыкнуть почти невозможно.
- -Найдите в тексте эпизод, где говорится о страшной трагедии.
- Учитель:война сделала огромное количество детей сиротами, обрекла их на одиночество.
- -А теперь вернемся к началу рассказа: почему Сережа не хотел расставаться с майором Савельевым? (Он заменил ему родителей)
- Учитель: какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своими отчаянными поступками, все-таки он остался ребенком.
- III часть — краткий пересказ концовки
-Явилась ли концовка неожиданной для вас? Почему?(примеры из текста)
(Что-то должно было случиться, Сережа остался верен себе — побег от хорошего, порядочного майора — не случайность? Да, с ним Сереже было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут.)
-Почему убежал? ( Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять)
-Какова судьба Сережи?
-Прочитайте концовку рассказа: «Наутро С.Л….»
-Чем страшна война для ребенка?
Учитель: А. Платонов считает, что война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их дома, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее.
-Все это несет с собой война.
Домашняя работа: «Чем страшна война для ребенка? Что хотят современные дети?» Письменно ответьте на вопросы.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/dietstvo-opaliennoie-voinoi-po-rasskazu-a-platonova-malien-kii-soldat
Возвращение (краткий пересказ содержания). Платонов Андрей Платонович
Возвращение
Краткое содержание рассказа
Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой Машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части.
Двое суток они едут вместе, и еще на двое суток Иванов задерживается в городе, где Маша родилась двадцать лет назад. На прощание Иванов целует Машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».
Через день на вокзале родного города Иванова встречает сын Петрушка. Ему уже пошел двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребенка в серьезном подростке. Жена Любовь Васильевна ждет их на крыльце дома. Иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.
Дочь, маленькая Настя, не помнит отца и плачет. Петрушка одергивает ее: «Это отец наш, он нам родня!» Семья начинает готовить праздничное угощение. Всеми командует Петрушка — Иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын.
Но ему больше нравится маленькая кроткая Настя. Иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. Любовь Васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него.
Иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.
Семья сидит за столом. Отец видит, что дети едят мало. Когда сын равнодушно объясняет: «А я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. Настя прячет кусок пирога — «для дяди Семена». Иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя Семен.
Любовь Васильевна объясняет, что у Семена Евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только хорошее… Слушая её, Иванов улыбается по-недоброму и закуривает.
Петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и Иванов чувствует свою робость перед сыном.
Вечером после ужина, когда дети ложатся спать, Иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. Петрушка подслушивает, ему жалко мать. Этот разговор мучителен для обоих — Иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с Семеном Евсеевичем у нее ничего не было.
Она ждала своего мужа и только его любила. Лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она пожалела, что позволила ему быть близким. Она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой. «Без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для детей…
Живи с нами, Алеша, нам хорошо будет!» — говорит Любовь Васильевна. Петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «В сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не игрушка…» Утром Иванов собирается. Петрушка выговаривает ему все про их тяжелую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет.
Отец сердится на него: «Да ты еще не понимаешь ничего!» — «Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…
» И Петрушка рассказывает историю про дядю Харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом Харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя Харитон все выдумал про свои измены… Иванов с удивлением слушает эту историю.
Он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к Маше, у которой волосы пахнут природой. Дома Петрушка, проснувшись, видит одну только Настю — мать ушла на работу. Расспросив Настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведет её за собой.
Иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. У переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. Иванов уже знает, что это — его дети.
Они далеко позади, и Петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую Настю. Иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».
Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=399&bookid=0