Краткое содержание платонов песчаная учительница за 2 минуты пересказ сюжета

Меню статьи:

Андрея Климентова в литературных кругах знали под фамилией «Платонов». Произведение, названное «В прекрасном и яростном мире», – плод конца 1930-х годов.

В этот период творчество писателя приобретает притчевый, метафорический характер. Хотя этот рассказ весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности.

Но и здесь есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения…

Из истории написания произведения

Изначально Платонов назвал свое творение «Машинистом Мальцевым». Именно под этим названием текст стал известен публике в 1941 году. Рассказ напечатали в периодическом издании «30 дней». Позже произведение также выходило в «Дружных ребятах», но уже под другим заголовком: «Воображаемый свет».

Год рождения платоновского шедевра – 1938-й. Андрей Платонович пишет о 1915–1917 годах – нелегком времени для России. В этот период писатель работает механиком – помогает машинисту в Воронежской области. Этим промыслом занимался также отец автора. Опыт этих лет и работы стал основой произведения.

О литературном направлении и жанре рассказа

Иногда, читая этот текст, можно встретить подзаголовок – «Фантастический рассказ». И правда, кажется, в науке нет доказательств возможности потерять зрение от молнии, а потом восстановить его.

Пока что ученые не знают всех деталей о влиянии молнии и электромагнитной волны, которая ей предшествует, на глаза людей. Впрочем, для читателя эти подробности и научная скрупулезность не столь важны.

Краткое содержание Платонов Песчаная учительница за 2 минуты пересказ сюжета

Физиология, биология, физика, выдумка, реальность – все это сливается воедино в фантастическом описании исцеления машиниста. Однако все остальные черты произведения вполне напоминают реализм. Платонов обращается также к психологизму: в тексте аккуратно прописывается характер и автора-рассказчика, и механика-героя. Причем это описание динамичное, а не статичное.

О теме и проблеме произведения

В центре повествования – одиночество героя. Платонов часто описывает талантливых, даже гениальных, людей. Впрочем, мастерство этих персонажей не спасает от одиночества. Автор предостерегает читателя: талант часто имеет оборотную сторону – гордыню.

И эта гордыня ослепляет человека. Это – центральная метафора рассказа. Как вернуть себе прежнее зрение? Как избавиться от слепоты? Ответ и прост, и сложен одновременно: раскрывая сердце миру, мы снова имеем возможность видеть его.

Платонов поднимает проблему сострадания и сочувствия, гордыни. Автор размышляет о превозношении и справедливости, о вине и об ответственности. В особенности, писателя интересует, справедливо ли, когда один человек наказывает и судит другого человека.

О сюжете и композиции текста

В этом маленьком по объему произведении читатель насчитает целых пять частей.

1 часть

Платонов любит динамику, поэтому умудряется уместить на нескольких страницах два года жизни. Автор постепенно дослуживается до помощника машиниста. Место работы – новенький паровоз. Так, в трудах, проходит год. Это первая часть.

2 часть

Во второй части рассказывается о поездке, когда машинист потерял зрение. Из-за слепоты машиниста чуть не случилась ужасная трагедия: паровоз почти столкнулся с товарным поездом.

3 часть

Конечно, за такой проступок машиниста отдали под суд, выдвинув соответствующее обвинение. Так заканчивается третья часть.

4 часть

В четвертой части автор пишет о том, что произошло зимой. Прошло полгода. Рассказчику удается оправдать машиниста, однако кое-что остается непоправимым: слепота Мальцева. Автор искренне хочет помочь слепому механику.

5 часть

События пятой части раскрывают случившееся еще через шесть месяцев. Зима сменилась летом. Автор получил повышение и теперь сам стал машинистом. В очередной поездке рассказчика сопровождает бывший слепой начальник.

Слепой Мальцев положил руки на руль. Его подстраховывает рассказчик, который положил свои руки сверху. Это очень символично. И вот, внезапно, слепец увидел желтое сигнальное пятно, а потом и вовсе вернул себе зрение.

Линия событий

Таким образом, в каждой части фиксируется определенная сцена из повествования о слепом машинисте. Мы бы могли выстроить такую линию событий:

  • все начинается с обычной поездки;
  • потом обычная поездка сменяется роковым путешествием;
  • затем происходит суд;
  • автор описывает эксперименты с молниями;
  • рассказчик оправдывает машиниста и того освобождают;
  • снова происходит символическая поездка;
  • и машинист исцеляется.

Что касается названия произведения, то его смысл проясняется в конце, когда автор произносит свои последние слова. Рассказчик стремится уберечь товарища от злобного мира. Окружающий человека мир прекрасен, но в то же время яростен и враждебен.

О героях и образах платоновского творения

В центре произведения – яростный и прекрасный мир. А точнее – образ такого мира. В произведении действуют два ключевых персонажа:

  • во-первых, Платонов пишет о машинисте, которого зовут Александром Васильевичем Мальцевым;
  • и, во-вторых, важным для текста оказывается рассказчик, которого, соответственно, зовут Костей.

Поначалу эти два героя не слишком ладят между собой. Повествование – это, по сути, описание взаимоотношений, динамики развития дружбы между этими персонажами. Наконец, автор говорит, что настоящая дружба – это поддержка друг друга в трудное время.

Образ Мальцева

Машиниста можно с легкостью назвать истинным мастером в своей профессии. Когда Мальцеву исполнилось тридцать лет, герой стал машинистом первого разряда. Мальцева назначили работать на новый паровоз «ИС». Работа, мастерство мужчины восхищает рассказчика.

Мальцев похож на артиста, которого вдохновляет путь, процесс вождения паровоза. Однако при этом Мальцев равнодушен к окружающим, мастер отчужден. И эта специфическая черта машиниста не радует его коллегу.

Мальцеву свойственно недоверие к помощнику, да и в жестах, в поведении машиниста появляется некая механичность.

Проходит время, и рассказчик осознает, что Мальцев считает себя выше и лучше других. Это гордыня. С другой стороны, машинист лучше ладит с паровозом, чем с людьми. Машины ближе Мальцеву.

Произведение «Неизвестный цветок», принадлежит к поздним творениям Платонова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Гордыня, как мы помним, считается смертным грехом. Вероятно, именно в этом грехе кроется причина последующих страданий героя. Но Мальцев был, безусловно, талантливым: равных Мальцеву по мастерству не находилось.

Молнию, ослепившую героя, Мальцев не увидел. Однако понял, что это была она. Но профессионализм машиниста позволял мужчине вести паровоз и без зрения. Внутреннее зрение сохраняло образ привычного пути. Однако герой не сумел разглядеть красный сигнальный свет – принял тот за зеленый.

За проступок машиниста осудили и приговорили к тюрьме. Получив свободу, слепец попытался приспособиться к своей новой жизни. Мальцеву назначили пенсионные выплаты. Однако мужчине не хватало привычных поездок и родного паровоза.

В результате, Мальцев сближается со своим бывшим помощником. Тот теперь работает машинистом. Гордыня Мальцева проходит, сменяясь смирением. Рассказчик приглашает бывшего командира проехаться вместе.

Платонов намекает, что умение преодолеть гордыню и склонить голову в смирении – истинная причина исцеления героя. Мальцев доверяется рассказчику – этому тоже мужчине пришлось учиться. Слепой машинист раскрывается сердцем миру, на глазах мужчины появляются слезы.

А с этими переживаниями возвращается и зрение. При этом, герой обретает не только материальное зрение, но и внутреннее (это симбиоз физиологии и души).

Образ рассказчика

Платонов описывает рассказчика человеком, который очень любит свое дело. Любит так, как и начальник – Мальцев. Созерцание хороших, красивых, добротных машин доставляет герою искреннее удовольствие. Рассказчик воодушевляется, когда занимается своей работой. Это напоминает ему вдохновение от шекспировских стихов, которые рассказчик читал ребенком.

Краткое содержание Платонов Песчаная учительница за 2 минуты пересказ сюжета

Рассказчик умеет сочувствовать, старается относиться к людям по «золотому правилу морали». Внимательность, старательность, доброта, прямота, правдивость, желание помогать и защищать – характерные черты этого героя.

Этот персонаж – автобиографичен. Когда мужчина работает на паровозе, то воображает, что машина спешит защищать дальние земли. Похожим образом рассказчик заботится о Мальцеве.

Например, защищает начальника в суде, добиваясь справедливости.

Так как герой любил правду, рассказчик не скрывал обиду на машиниста. Мужчина прямо сообщил Мальцеву, что его ждет тюрьма. Несмотря на прошлые обиды, добрый человек все же помогает начальнику.

Рассказчик не считает справедливыми роковые силы, равнодушные к людям, уничтожающие судьбы людей. Герой не видит своей вины в несчастье машиниста.

Помощник беседует с командиром – несмотря на то, что тот не прощает его.

Образ следователя

Это второстепенный персонаж произведения. Следователь – это некое воплощение справедливости. С этим героем связан момент проведения эксперимента. Следователя грызет совесть, потому что невиновность подсудимого пришлось доказывать через несчастье.

Стилистическая специфика текста

Повествование ведется от первого лица. Рассказчиком выступает мужчина по имени Костя. Герою нравятся стихи Пушкина и вообще – для Кости типична легкая мечтательность.

Читайте также:  Краткое содержание чернышевский пролог за 2 минуты пересказ сюжета

Для Платонова характерен технический склад ума, дополненный своеобразными, странными метафорами. В этом кроется особенность платоновского языка.

Платонов словно обнажается в ключевых эпизодах, и тогда речь автора становится еще метафоричнее.

В тексте много профессиональной лексики, которая относится к работе машин, паровозов. Наверное, современники Платонова тоже (как и читатели сегодня) плохо разбирались в нюансах работы механизмов. В нынешнем же мире паровозов и вовсе нет, так что эти профессионализмы – уникальная черта, экстравагантная изюминка автора.

Непонятность некоторых слов не мешает понять суть рассказа. Более того, эта черта способствует индивидуальному прочтению. Платонов делает акцент на деталях:

  • на работе машиниста, на качестве исполнения профессиональных обязанностей;
  • на взгляде машиниста-начальника и глазах героя (например, ведя паровоз, Мальцев смотрит отвлеченно, пустыми глазами);
  • в эпизоде, когда Мальцев смотрит из окна на мир, который раскинулся вокруг, взгляд мужчины блестит и выглядит воодушевленным;
  • образ слепоты, которая придает глазам пустоту и спокойствие.

Анализ ключевых эпизодов

«В прекрасном и яростном мире» насчитывается несколько ключевых для понимания эпизодов.

Автоматичность машиниста

Платонов описывает сцену, когда начальник разрешает помощнику своими силами вести паровоз. Однако помощник не выполняет график на 100%: машинист замечает, что состав отстает на несколько минут.

Тогда Мальцев сам садится за руль и приводит паровоз вовремя, нагнав потерянное время. Мальцев ладит с паровозом, как с другом. Однако людям не доверяет, стремясь все контролировать и проверять.

В какой-то момент машинист и сам уподобляется автоматическому механизму.

Встреча с молнией

Машинист выполнял особо сложные задания, которые не мог выполнить никто другой. Как-то раз случилось нечто непредвиденное, и это перевернуло жизнь Мальцева. Нашим героям достался сильно опаздывающий состав.

Мальцева попросили сократить отставание от графика. Машинист принялся за дело, введя паровоз в область, где разыгралась гроза. В ветровое стекло попала молния и ослепила машиниста. Но Мальцев не признался в этом.

Ночью помощник замечает, что начальник ведет состав хуже. А наутро тайна машиниста стала очевидной. Путешественникам встретился человек, подающий знаки, чтобы паровоз остановился. Однако Мальцев не увидел этого.

Тогда рассказчик начал кричать, после чего начальник надавил на тормоз. Катастрофы чудом удалось избежать. В этот момент Мальцев, отбросив гордыню, признал свою слепоту, передав управление составом помощнику. О случившемся доложили начальству.

Рассказчик проводил машиниста домой, и вскоре тот снова начал видеть.

Суд и эксперимент

У Платонова говорится о двойном ослеплении героя. Как это произошло? За проступок машиниста, как мы помним, судили. Помощник выступал в этом деле свидетелем. Рассказчик не считал командира виновным, потому что Мальцев, собственно, не виноват в слепоте.

Герой ослеп внезапно – от близкой молнии. Однако следователь отнесся к этой гипотезе скептически. Ведь молния еще не приводила к потере зрения. Но рассказчик сказал, что причина слепоты – не сам разряд, а яркий синий свет молнии. Мальцева, тем не менее, осудили.

Ведь машинист вовремя не признался в произошедшем, не попросил помощника сесть за руль. В результате герой рисковал жизнями людей, которые могли пострадать. Мальцев оказался в тюрьме. А рассказчик теперь служил вместе с другим машинистом.

Однако мысли о бывшем начальнике не давали герою покоя.

Краткое содержание Платонов Песчаная учительница за 2 минуты пересказ сюжета

Думая, как помочь Мальцеву, рассказчик изобрел эксперимент. Для этого понадобится установка Тесла, чтобы извлечь искусственную молнию. Но машиниста не предупредили об эксперименте. И в итоге герой снова утратил зрение.

Однако ныне не было почти никаких шансов, что Мальцев снова сможет видеть. Рассказчик вместе со следователем винили себя в новой слепоте заключенного. К любимой работе Мальцев, даже обретя свободу, вернуться уже не смог.

Сила сопротивления

Мальцев задумался, что в мире (прекрасном и жестоком, яростном) существуют роковые силы. Эти силы вмешиваются в жизнь людей случайным образом. Некоторые люди – более слабые – сдаются. Но не Мальцев: герой борется и сопротивляется ситуации.

Проходит год с момента фатальных событий. Помощник работает машинистом. Водит пассажирские поезда. Мальцев часто приходил на старую работу, ходил туда-сюда по платформе, тосковал. Рассказчик понимал: бывший машинист лишился смысла жизни. Но чем же ему помочь?

Произведение “Потомки солнца” Андрея Платонова – уникальный пример советской литературы. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Мальцев, между нет, раздражался, когда ему сочувствовали и жалели его. Рассказчик предложил Мальцеву проехаться вместе, позволив сесть на свое место – у руля. Подстраховывая старого командира, рассказчик держал руки слепца на руле. Так друзья успешно преодолели путь. Обратная дорога прошла так же.

Если же участки встречались тихие и спокойные, бывший помощник и вовсе давал Мальцеву рулить самостоятельно. Опоздания не ожидалось, товарищи укладывались в график. И случилось чудо – к Мальцеву вернулось зрение. Так закончилась борьба героя с собой и с враждебными обстоятельствами.

Мир из яростного стал прекрасным.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/andrej-platonov/v-prekrasnom-i-yarostnom-mire.html

Платонов песчаная учительница краткое содержание – Краткое содержание «Песчаной учительницы» Платонова

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование.  На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово.

Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков.

Крестьяне не могли работать, урожая не было.

Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме.

Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры.

  Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.

Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники.

Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи.

Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.

Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.

История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Платонов. Все произведения

Песчаная учительница. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Андерсен ДюймовочкаВ сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» повествуется о том, как женщина, у которой никак не получалось завести ребёнка, при помощи колдуньи смогла вырастить себе дочку из зёрнышка
  • Краткое содержание Шергин Собирай по ягодке — наберешь кузовокУ мальчика Вани была бабушка. Но не как все она очень добрая умная веселая заботливая каждого поддержит, очень рассудительна.
  • ГётеТворческий вклад гениального творца Иоганна Вольфганга фон Гёте в мировую литературу сложно преувеличить, так как именно этот писатель и поэт сумел нарушить устои и создать новое течение в поэзии и прозе
  • Краткое содержание Бунин Солнечный ударОни знакомятся на палубе корабля. Она – прелестная маленькая женщина, он – военный. Она возвращается по Волге домой из Анапы. Ещё три часа назад о его существовании она не знала, однако, принимает его предложение сойти на ближайшей пристани.
  • Краткое содержание Герцен Былое и думыРассказ автора начинается с повествования о своей няньке. Также автор повествует о своей семье и собственных европейских впечатлениях. Книга «Былое и думы» имеет 8 частей. В книге присутствуют старые очерки и публицистические статьи.
Читайте также:  Краткое содержание тургенев малиновая вода за 2 минуты пересказ сюжета

2minutki.ru

Краткое содержание Песчаная учительница. Платонов для читательского дневника

Юная учительница Мария Никифоровна нанимается на работу в деревню по близости пустыни. Она вынуждена бороться с песками, чтобы добиться расположения жителей. Результаты ее труда не дают долго ждать. За помощью к ней обращается и вождь соседнего села. Целью всей жизни Марии становится борьба с песками пустыни.

Основной смысл произведения Песчаная учительница Платонова

Целеустремленные шаги, непременно, приведут к цели. Главное верить в себя и полностью посвятиться делу. Ничто не сможет остановить такого человека добиться своей цели.

Краткое содержание Платонов — Песчаная учительница

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в родном доме. Ее отец был учителем и любим способом хотел сделать свою дочь счастливой.

Повзрослев Мария выучилась на педагога и окончательно вступила в зрелую жизнь. Она становится учительницей в деревне Хошутово. Рядом с деревней находится среднеазиатская пустыня.

Единственной задачей жителей деревни была борьба против бесконечных песков пустыни.

Все земли деревни покрывались песком, еще больше усложнив задачу жителей. Из-за этой проблемы никто из детей не имеет желание приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна все силы вкладывает в борьбу против песков. Она просит помощь у агрономов. Ей отказываются помочь.

Взамен дают специальную литературу, в которой написано о способах борьбы против пустыни. Она решает самостоятельно справиться с задачей. Изучает много книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник.

Эти шаги заметно улучшают состояние деревни и заставляют жителей посмотреть на юную учительницу иными глазами.

Школы уже наполнены учениками разных возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учительницы скоро теряет свое воздействие. Через некоторое время ситуация меняется. В деревню переселяются кочевники. Их действия стали сокрушительными для деревни. Они уничтожили всю зелень и полностью исчерпали воду в колодцах.

Мария готова на любые шаги, только сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его перестать рушить и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые посадки древни и не использовать слишком много воды впустую. Вождь просит учительницу научить жителей села Сафута жить как жители Хошутово.

Учительница соглашается обучить их вырастить зелень у себя в деревне. Она решает себя полностью посвятить делу и избавить жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям деревень вырастить настоящий лес на месте пустыни.

Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/platonov-peschanaya-uchitelnica-kratkoe-soderzhanie-kratkoe-soderzhanie-peschanoj-uchitelnicy-platonova.html

Краткое содержание «Тапер» Куприна

Александр Иванович Куприн в 1900 году написал рассказ «Тапер». Краткое содержание произведения позволит читателю сэкономить время и ознакомиться с сюжетом за пять минут.

Знакомство с персонажами произведения: сестры Рудневы

Рассказ «Тапер», краткое содержание которого вы читаете, начинается со знакомства с семьей Рудневых. Это, прежде всего, Тина – 12-тилетняя девочка, дочь хозяина дома.

Девочка вбежала в комнату, в которой горничные одевали ее сестер. Тина очень переживала, хотела, чтобы встреча Рождества прошла хорошо. Она поделилась своим беспокойством с сестрами, сказав им о том, что нет тапера.

Старшая сестра, которую уже почтительно называли Лидией Аркадьевной, была, напротив, слишком спокойной. Она сделала Тине замечание, сказав, чтобы та не врывалась вот так в комнату.

Тогда Тина попросила свою вторую сестру Таню пойти с ней, чтобы помочь подготовиться к празднованию. Ведь через час уже должны были зажигать елку.

Далее мы узнаем о младшей сестре Кате. Ее и Тину вместе со сверстниками раньше запирали в детской и не допускали к устройству елки. Но в этом году Тина первый раз была причастна к готовящемуся волшебству, поэтому-то она так переживала – хотела, чтобы все получилось.

Отец, мать

Семья Рудневых была большой и шумной. У девочек были братья. К детям постоянно приходили друзья, поэтому в доме всегда было весело. Но эту радость не разделяла мать детей, Ирина Алексеевна. Она была княжной и до замужества имела фамилию Ознобишина.

Женщина кичилась своим знатным происхождением и редко выходила из комнаты, считая ниже своего достоинства разговаривать с шумной толпой. Общалась она только с такими же знатными и «окаменелыми» потомками древних родов. Обо всем этом мы узнаем из рассказа «Тапер».

Краткое содержание произведения познакомит читателя и с главой семьи.

Несмотря на свой аристократизм, женщина ревновала мужа, и на это у нее могли быть причины. Хоть Аркадию Николаевичу и было уже за 50, но мужчина отличался легким характером и особым обаянием. Он был покровителем балетного искусства, игроком, часто пропадал в Английском клубе. Когда он после выигрыша возвращался домой, звал друзей, подруг своих детей на конные прогулки за город.

А друзья детей Рудневых постоянно бывали у них в доме. Поэтому буфет здесь никогда не запирали, ведь любой пришедший мог захотеть перекусить в неурочный час.

Иногда дети просили повара приготовить что-то вкусное, и он не сразу, но соглашался. Все вместе за столом собирались редко. Обычно кто-то уже отобедал, а кто-то только приходил к утреннему чаю.

Вот такая веселая и немного сумбурная атмосфера царила в этом гостеприимном доме.

Не удивительно, что встречать Рождество планировалось большой дружной компанией. Папа для детей был главным советчиком и другом. Когда старшие дети не знали, что подарить их другу Коле Радомскому, отец сказал – портсигар. Занимался глава семьи и музыкальным оформлением вечеров. Об также поведает краткое содержание рассказа «Тапер».

Музыка

Действие рассказа ориентировочно происходит в 1885 году. Аркадий Николаевич обычно приглашал в дом на праздники оркестр Рябова. Однако в этом году, в силу недоразумений, этого сделать не успели – музыканты уже были заняты. Другого оркестра тоже не смогли найти.

Вот поэтому Тина пыталась выяснить о тапере, узнать, кто же будет играть на рояле в праздник? Но экономка Олимпиада Савична, камердинер Лука нашли для себя оправдание того, почему не пригласили музыканта, а горничная Дуняша клялась, что даже не слышала, что должен прийти тапер. Краткое содержание рассказа поведает о дальнейших событиях.

Гости

Таня, сестра Тины, пользовавшаяся уважением, отправила Дуняшу на поиск фортепьянщика (тапера), и в это время уже начали съезжаться гости. Пришли две большие семьи – Масловских и Лыковых, приезжали и другие гости, а музыканта все не было.

Но вот Лука подошел к Татьяне Аркадьевне и попросил ее выйти в переднюю. Татьяна увидела там Дуню и какую-то маленькую фигуру. Дуня начала шептать на ухо хозяйке, чтобы та не ругала ее: она нигде не смогла найти музыканта, отыскала вот только этого мальца и даже точно не знала, умеет ли он играть.

Татьяна с первого взгляда поняла, что мальчик беден, самолюбив и застенчив. Он был некрасив, с тонкими чертами лица, на вид ему было 11 или 12 лет. Но мальчик сказал, что ему 14. Он уверил, что умеет играть и обладает немалым опытом.

Талантливый ребенок

Лидия пыталась дразнить тапера, насмешливо спрашивая, умеет ли он играть польку, кадриль, лансье, но Таня попросила ее по-французски, чтобы та перестала так себя вести. Подходит к интересному моменту краткое содержание рассказа «Тапер».

Куприн далее рассказывает о том, что Тина была на стороне Татьяны, она решительно взяла мальчика за руку и повела в зал. Гости стали недоумевать, но вскоре удивление сменилось умилением.

Как только пальцы ребенка коснулись клавиш, полились необычайно красивые звуки, ему зааплодировали.

Аркадий Николаевич похвалил мальчика, которого звали Юрий Азагаров, и попросил сыграть «Фауста», под звуки этого марша зажгли елку. Затем Юра играл польку, вальс. В это время хозяин дома разговаривал с каким-то важным господином. Оказывается, это был Антон Григорьевич Рубинштейн – талантливый композитор. Он стал учителем Юры Азагарова.

Этим и заканчивается рассказ, который написал Александр Куприн — «Тапер». Краткие содержания произведений помогают читателю быстро узнать их сюжет и составить впечатление о них.

Читайте также:  Краткое содержание ёлка с сюрпризом о. генри за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-taper-kuprina/

«Афродита», анализ рассказа Платонова

Рассказ «Афродита» был написан в конце войны, в 1944 или 1945 гг., и опубликован в журнале «Сельская молодёжь» № 9 за 1962 г. Его главный герой, полковник Назар Иванович Фомин, некоторыми чертами биографии напоминает Платонова.

Он строит плотину и электростанцию, а Платонов в 1921 г. написал брошюру «Электрификация», в 1924 г. создал проекты по гидрофикации края, работал гидрологом, гидротехником. Близок Платонову и внутренний мир героя.

Назар Фомин высказывает сокровенные мысли писателя, его жизненное кредо и философию.

Литературное направление и жанр

Рассказ написан в традициях реализма 19 века. Психология героя и его мировоззрение сформированы его жизнью, социальными обстоятельствами. Герой верит в социалистические идеалы, именно они подпитывают дух героя, чтобы он не истощился «в безнадёжности или в унынии».

Рассказ можно отнести к жанровой разновидности психологического. В рассказе показано, как миф главного героя сформировался и движет его жизнью.

Произведение содержит элементы жития, трудовая деятельность героя называется «деянием его жизни». Герой живёт и действует не сам по себе, а ведомый «большой рукой» партии, которая одновременно жёсткая и тёплая.

Таким образом, Бог для героя заменяется партией, а социалистическая идея одухотворяется.

Тема и проблематика

Тема рассказа – поиск счастья и нравственные искания влюблённого Фомина.

Основная мысль состоит в том, что счастье не может быть «для одного себя», как и любовь не может быть эгоистичной. Жизнь – это труд и подвиг человека.

В рассказе поднимаются философские и нравственные проблемы истинной любви, поиска смысла жизни, человеческого долга, бремени человечества, проблема связи человека с природой и вообще связи всего сущего в мире.

Важны также проблемы, связанные с войной: проблема разлуки с близкими и пропавших без вести, к которым никогда не дойдут письма.

Сюжет и композиция

Композиция рассказа ретроспективная.

В произведении чередуются повествование о том, как Назар Фомин в результате военных действий оказался в городе, где прошли его детство и юность, а также воспоминания о детстве, юности, знакомстве с будущей женой и жизни с ней, учёбе и работе.

Кроме эпического повествования, рассказ содержит размышления героя о смысле жизни, поток сознания, раскрывающий внутренний мир Назара, его цели и ценности, его представления о единстве всего сущего.

Рассказ начинается четвёртым годом войны. Назар Фомин потерял след своей жены Афродиты. Пока он был на войне, она «исчезла среди народа, отходившего от немцев на восток». Фомин всю войну пишет пропавшей жене письма в бюро эвакуированных в Бугуруслан. Эти события – обрамление для ретроспективных воспоминаний Назара Фомина.

Назар вспоминает, как 20 лет назад познакомился с будущей супругой, которую назвал Афродитой, как прошли его детство и юность, годы учёбы и годы трудового подвига. Рассказ заканчивается пронзительным письмом героя к жене, в котором он мечтает о встрече с ней и надеждой на рождение детей».

Герои и образы

Назар Фомин – командир полка, который за всю войну не получал писем ни от жены, ни от родных. Сам он каждую свободную минуту пишет письма жене, направляя их в справочное бюро эвакуированных в Бугуруслан.

Фомин настолько любит свою пропавшую жену, что даже умудряется быть счастливым воспоминаниями о ней. Он всё время находится в поиске счастья, даже вопреки войне, хотя счастье его «иное, чем прежний мирный труд».

Отец Фомина был мастером литейного завода и рано умер, мать вышла замуж вторично и уехала в Казань. Фомин окончил училище в Ростове-на-Дону, заведовал сельским огнестойким строительством в районе, потом был заместителем председателя поселкового Совета.

Работа для Фомина – не служба, а смысл существования, а Афродита – душевный покой. Главным делом Фомина становится постройка в слободе электростанции, для которой крестьяне работают добровольно и собирают недостающие деньги на строительство. После того как через 7 дней электростанция сгорела из-за поджога, Назар восстановил её за 2 года при поддержке крестьян.

Важнейшая составляющая рассказа – мировоззрение Фомина, которое становится его религией и держит его на свете, делает счастливым.

Во-первых, это идея о том, что «в природе есть общее хозяйство», так что живые и мёртвые, природа и человек неразрывно связаны.

Во-вторых, «вера в смысл жизни рабочего класса», позволившая Фомину приникнуть «к народу и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде».

Важнейший образ философии Фомина – одухотворение всего тварного мира, наполнение его ясным смыслом, индивидуальность каждой травинки, которая живёт и из любви тянется к солнцу. Любовь как движущая сила любой жизни – лейтмотив творчества Платонова.

Фомин живёт насыщенной жизнью души. Простое видение молодости становится его надеждой и руководством к действию. Он увидел уходящий за горизонт парусник «под сияющим светло-золотым небом» и уподобил его Советской России, «уходящей в даль мира и времени».

Фомин – человек добрый и светлый, оправдывающий «сумрак, затеняющий человеческое сердце» и считающий его не вечной тьмой, а туманом перед рассветом.

Афродита – жена Назара Наталья Владимировна. Муж называет её как древнегреческую богиню любви и красоты, вышедшую из морской пены. Афродита полковника Фомина отразилась в пене пивного бокала.

Это неполное сходство двух Афродит приводит к тому, что Афродита жена Фомина превращается в пародийную богиню любви. Она не только не умеет любить, оставляя Фомина ради другого, но и не умеет анализировать свои чувства и отвечать за поступки.

Назар Фомин, в отличие от жены, пытается понять не только себя, но и её. Он видит, что Афродита «жалка в своей привязанности к радости и наслаждению, которые были сильнее её воли, её верности».

Фомин рассуждает об Афродите как о женщине молодой, смышлёной и уживчивой. Позже читатель узнаёт, что супруги прожили вместе 20 лет с перерывом на 2,5 года, когда Афродита уходила к другому.

Неверность второго мужа оскорбляет Афродиту, и она возвращается к первому мужу, как будто раскаявшись в том, что желала только радоваться жизни, «не знать ни долга, ни обязанностей».

Легкомысленной Афродите противопоставлена крестьянская девушка Евдокия Ремейко, которая нее только отдала приданое на постройку электростанции и принимала активное участие в её строительстве, но и уговорила крестьян восстанавливать сгоревшую станцию. Фомин даже не решается поцеловать девушку, хотя именно она могла бы быть ему хорошей женой и единомышленницей.

В рассказе воспеваются строители электростанции, слободские жители-крестьяне, проявили героизм, «строя новый мир на земле», работали «добровольно сверх своего хлебного труда на полях».

Художественное своеобразие

Платонов создаёт образ войны как гибели для всего живого. Эта мысль автора воплощается в метафорах: «Истоптанные машинами хлебные нивы, израненная траншеями земля, срытые ударами огня поселения людей».

Война олицетворяется, она уподобляется земледельцу, чья пахота сеет в землю не для прорастания, а для вечного забвения: трупы злодеев и плоть наших солдат, «посмертно стерегущих в земле павшего неприятеля».

Щемящее чувство у читателя вызывает образ сгоревшего дома героя и спиленного умершего тополя, под которым играл Назар в младенчестве. Над этим кладбищем судеб веет «посмертный ветер».

  • Образ умерших машин электростанции вызывает у Фомина слёзы, потому что они подобны погибшим людям.
  • Философский рассказ содержит афоризмы, которые являются жизненным кредо автора: «И счастье должно изменяться, чтобы сохраниться», «Всё действительно возвышенное рождается из житейской нужды».
  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «Фро», анализ рассказа Платонова
  • «Юшка», анализ рассказа Платонова
  • «Корова», анализ рассказа Платонова
  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
  • «Никита», анализ рассказа Платонова
  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова
  1. По произведению: «Афродита»
  2. По писателю: Платонов Андрей Платонович

Источник: https://goldlit.ru/platonov/1219-afrodita-analiz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector