Краткое содержание пушкин борис годунов за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Пушкин Борис Годунов за 2 минуты пересказ сюжета

Борис Годунов – одно из самых значимых произведений Пушкина. Это драматическое произведение, показывает одну из трагических страниц русской истории. По признанию автора, сюжетом для создания столь многозначительного произведения послужили сведения, полученные из «Истории Государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В драме нет разделения на акты, действия, но указаны место и время действия. Диалог двух бояр Шуйского с Воротынским предваряют действие драмы, служат вместо вступления.

Из этой беседы читатель узнает, что после смерти царя Феодора в стране решается вопрос о том, кому царствовать в дальнейшем. Ближайший кандидат на царство – Борис Годунов, но он отказывается принимать царство.

Беседуя с Воротынским, Шуйский обвиняет Годунова в убийстве наследника престола, царевича Димитрия.

На красной площади собрался народ, который был призван умолять Бориса Годунова на царство. В конце концов, Годунов согласится принять шапку Мономаха и стать царем русского государства.

Тем временем в Чудовом монастыре летописец, монах Пимен заканчивает свою летопись. Послушник Григорий просыпается от тяжкого сна.

Пушкин использует в своих произведениях сны, предвещающие дальнейшие события, как один из элементов композиции (например, сон Татьяны Лариной в «Евгении Онегине», сон Петра Гринева в «Капитанской дочке»).

Этот сон послушника Григория становится навязчивым, он снится ему неоднократно.

Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел,
И на меня указывал со смехом.
И стыдно мне и страшно становилось —

И, падая стремглав, я пробуждался…

Старец Пимен рассказывает иноку о смерти младенца Димитрия. Он говорит о том, что убивцев было трое, и они назвали Бориса, как человека, подговорившего их на это злодейство. На вопрос, сколько лет было царевичу, Пимен ответил, что он – ровесник Григория.

Прошло 6 лет царствования Бориса Годунова. Из Чудова монастыря сбежал послушник и в то же время объявился самозванец, заявивший, что он царевич Димитрий. Царь Борис напуган.

В это время в Кракове в доме боярина Вишневецкого самозванец планирует выступление на Москву. Но перед этим он останавливается в замке воеводы Самборы.

В замке пана Мнишека в Самборе Самозванец знакомится с дочерью воеводы – Мариной и безумно в нее влюбляется. Он даже открывает ей, что он на самом деле всего лишь сын боярина Отрепьева, инок из монастыря. Марина осуждает его в том, что он открылся перед нею, и ставит свое условие:

Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву —
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но — слышит бог — пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,

Любви речей не буду слушать я.

Самозванец начинает наступление на Москву. Войска у него немного, но его поддерживает народ. В бою погиб Курбский, правая рука самозванца.

В царских палатах патриарх рассказывает царю Борису о том, что в Угличе, где похоронен царевич Димитрий, имели место чудеса исцеления. Люди приходили на могилу царевича,

И сведано, что многие страдальцы
Спасение подобно обретали

У гробовой царевича доски.

Патриарх советует перевезти мощи царевича Димитрия в Москву и тем самым разоблачить самозванца перед народом. Но Борис Годунов отказывается.
В Москве в своих палатах в состоянии нервного возбуждения и страха умирает царь Борис и передает власть сыну Феодору. Перед смертью он успевает дать несколько наставлений сыну.

Некоторые из бояр переходят на сторону самозванца. Они убивают царевича Феодора и его мать, а народу объявляют, что те отравились сами. Народ оказывается в растерянности и на столь печальное событие отвечает молчанием.

В этой драме, если не главной, но все же силой, влияющей на ход событий, служит народ. Правда, этим народом манипулируют то бояре, то самозванец и его приспешники. Тем не менее, Пушкин показывает, что народные массы способны стать движущей силой исторических событий.

Поэт считал «Бориса Годунова» одним из лучших своих произведений. Советуем не ограничиться кратким пересказом, а прочесть его полностью.

Также на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание других произведений Пушкина, например:

Источник: https://PoetPushkin.ru/pesy/boris-godunov/kratkoe-soderzhanie.html

А с пушкин "борис годунов": краткое содержание по главам, пересказ трагедии

Борис Годунов — трагедия, которая была написана А. С Пушкиным с 1824 по 1825 год во время его ссылки в Михайловское. Это первая русская реалистическая трагедия, ее замысел был очень актуален.

Пушкин поднял вопрос о самодержавии и крепостном праве, который волновал интеллигенцию.

Эта трагедия была написана на основе работы Карамзина «История государства Российского», поэтому можно «Бориса Годунова» читать не только как литературное, но и как историческое произведение.

Краткое содержание трагедии

Действие начинается 20 февраля 1598 года в Кремлевских палатах. Появляются первые действующие лица:

  • князь Шуйский;
  • князь Воротынский.
  • Прошел целый месяц с того момента, как Борис Годунов и его сестра остаются в монастыре и не выходят за его пределы. Он отказывается от престола. Народ находит объяснение такому поведению в том, что Борис Годунов боится. Шуйский предсказывает, что Годунов некоторое время не будет соглашаться принять престол, а потом услышит мольбы народа и согласится. Иначе смерть царевича-младенца будет напрасной.

Это интересно: что такое горница — происхождение и значение старорусского слова.

В этой смерти Шуйский обвиняет Годунова. Шуйский был отправлен в Углич расследовать это убийство. Было много свидетелей и доказательств того, что Годунов виновен в этом преступлении. Но, приехав обратно, он застал Годунова очень спокойным. Шуйский не стал рассказывать царю Феодору свою версию, потому что Годунов бы переубедил царя, а Шуйского тогда ожидало бы заточенье и казнь.

Народ волнуется, что Годунов не всходит на престол.

Новодевичий Монастырь

Предсказание Шуйского сбывается. Народ умоляет Годунова взойти на престол.

Появляются главные герои:

  • Борис Годунов — царь;
  • Григорий Отрепьев (Самозванец).

После сомнений Борис покидает монастырь и становится царем. Произнося тронную речь, он говорит, что делает это со страхом и смирением.

Это интересно: параллелизм в литературе, синтаксические примеры параллелизма.

Четыре года спустя. Действие происходит ночью в келье. Отец Пимен заканчивает писать летопись и собирается дописать «последнее сказание». В этой же келье спит инок Григорий. Проснувшись, он жалуется на свою жизнь монаха.

Он с детских лет стал монахом и завидует той жизни Пимена, которую ему не довелось испытать. Пимен уверяет Григория в том, что удовольствие от жизни он начал получать только тогда, когда стал монахом. Даже цари предпочитают вести монашескую жизнь. Например, Иоанн и Феодор.

Они нашли упокоение только в монашеских трудах.

Григорий спрашивает о том, как погиб царевич Дмитрий. Именно в это время Пимен находился в Угличе. Он стал свидетелем «кровавого греха». То, что сейчас царем избрали убийцу, Пимен считает «страшным, невиданным горем». Эту печальную повесть он собирается написать в конце своей летописи, а затем передать ее ведение Григорию.

Григорий сбегает из монастыря. Он собирается стать царем в Москве. Патриарху об этом докладывает игумен. Он рассказывает о Григории: он ушел из Суздаля из Ефимьевского монастыря. Скитался и пришел в Чудовский монастырь.

Игумен передал его на воспитание отцу Пимену. Он был прилежным учеником, но учеба, видимо, не пошла ему на пользу. Патриарх приходит в ярость от наглости Григория стать царем, и принимает решение не беспокоить государя этим.

Он приказывает поймать Григория и отправить навсегда в Соловецкий монастырь.

Не пропустите: как написать книгу, азы литературы, пошаговая инструкция .

Царские палаты

Два стольника разговаривают о том, что царь заперся в своей спальне с колдуном. Это его любимое занятие — беседа с колдунами и магами. Выходит царь. Он шестой год у власти, но несчастен, хоть царствование его проходит спокойно. Ни власть ни жизнь его не радуют. Он хотел видеть свой народ в довольстве. Все блага которые он дал народу, были приняты без благодарности.

В своей семье он тоже несчастлив. Перед свадьбой дочери смерть забирает ее будущего мужа. В этом толпа обвиняет Бориса, во всех смертях его считают виноватым: и в смерти Феодора, и в смерти его сестры. Совесть не может его успокоить. Его «душа горит», и ему никуда не убежать от «кровавого мальчика».

Это интересно: Гумилёв «Жираф» — анализ стихотворения.

Корчма на Литовской границе

За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил, Варлаам и Григорий Отрепьев в мирском платье. Отрепьев хочет добраться до Литвы, он уже достиг границы. Григорий расспрашивает у хозяйки о дороге, которая ведет в Литву. Хозяйка говорит, что на дороге стоит застава, которая ловит преступника, сбежавшего из Москвы. Она объясняет ему как пройти другим путем, чтобы избежать встречи с приставами.

Слышится шум, входят приставы. Они расспрашивают у монахов, кто они. Те отвечают, что они монахи и собирают милостыню на стройку монастыря. В ходе беседы приставы начинают подозревать Мисаила в том, что это он тот преступник, которого они ищут. Приставы дают Григорию прочесть царский указ.

Когда он начинает читать приметы преступника, он заменяет их на приметы Варлаама. Приставы, обрадовавшись, что нашли преступника, бросаются на него. Но Варлаам берет указ, начинает читать и обнаруживается, что это приметы Отрепьева. Григорий достает кинжал и, защищаясь им, убегает через окно.

Нужно знать: краткая биография А. С. Пушкина— жизнь и творчество.

Дом Шуйского

Ужин в доме Шуйского. После ухода гостей остается только Афанасий Михайлович Пушкин, у которого есть что рассказать Шуйскому. Племянник Пушкина прислал к нему гонца с новостью. Сын Грозного, которого Годунов считает мертвым, оказывается жив.

Царевич Дмитрий находится во дворце у короля. Он умный, приветливый, ловкий, всем нравится и даже королю. Шуйский считает, что это самозванец, но если народ о нем узнает, то случится беда. Пушкин говорит, что Годунов это заслужил.

Шуйский и Пушкин договариваются пока об этом никому не говорить.

Царские палаты

Ксения тоскует о погибшем женихе. Входит отец, утешает ее. Сын Феодор чертит карту Московской земли. Борис гордится сыном, его знаниями. Входит Семен Годунов.

К нему с доносом приходили дворецкий Шуйского и слуга Пушкина. Он говорит, что у Пушкина был гонец из Кракова, а потом он был сразу отослан. Семен Годунов рассказывает о вчерашнем ужине у Шуйского и его беседе с Пушкиным.

Царь хочет послать за Шуйским, но, оказывается, тот сам пришел.

Шуйский рассказывает, что в Литве появился Самозванец. Король и паны на его стороне. Царь не понимает, в чем может быть угроза для него. Шуйский говорит что он назвал себя царем Дмитрием.

Царь велит отгородиться от Литвы, чтобы ни один человек не смог проникнуть оттуда.

Царь сомневается, что царевич мертв, но Шуйский успокаивает его, что сам видел мертвого мальчика и посещал его гроб с телом в Угличе в соборе.

Борис Годунов переживает, что возникший самозванец может оставить его детей без наследства. Он вспоминает сон, который ему снится уже тринадцать лет: убитый ребенок.

Дом Вишнецкого. Краков

Самозванец обещает дать своим соратникам все, что они ждут от него. Беглые казаки получат вольность, иезуит Черниковский хочет, чтобы Русь подчинилась Ватикану, Самозванец говорит, что сделает это. Все прославляют «великого Московского князя Дмитрия» и собираются в поход.

Вишневский и Мнишек говорят о его дочери Марине и Борисе. Мнишек считает что скоро Марина выйдет замуж и станет царицей.

Марина назначает Дмитрию свидание ночью у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

Самозванец ждет Марину. Его мучают сомнения и страх. Он хочет предложить Марине стать царицей, но боится. Приходит Марина. Самозванец признается ей в любви. Марина решилась на то, чтобы связать свою судьбу с его судьбой. Она просит его открыть ей «тайные надежды, намеренья и опасенья».

Он признается, что ради Марины готов забыть и про власть, и про Годунова, настолько сильна его любовь. Марине не нравится это, она согласна отдать свою руку только наследнику московского престола.

Самозванца задевает то, что она выбрала его только из-за его сана.

Он признается, что Дмитрий мертв, а он, «бедный черноризец», придумал хитрый план, сбежал от монахов к украинцам и обманул «безмозглых» поляков.

Марина приходит в ужас. Самозванец ждет ее решения. Он говорит, что мог обманывать весь мир, но только не ее. Марина упрекает его в том, что из-за любви он проболтался ей о своем происхождении. С такой же легкостью он мог проговориться ее отцу из-за дружбы. Но он уверяет, что никто кроме нее не знает этой тайны. Марина не верит ему.

Читайте также:  Краткое содержание пикуль мальчики с бантиками за 2 минуты пересказ сюжета

Самозванец собирается уходить, устав унижаться. В России его ждет «погибель иль венец». Марина говорит ему вести полки скорее на Москву, свергнуть Годунова и занять трон, и в этом случае она будет с ним. Самозванец признается, что ему легче сражаться с Годуновым чем с женщиной и принимает решение утром идти на Москву.

Литовская граница 1604 год

Полки Самозванца и князя Курбского приближаются к границе. Самозванец проходит с литовскими полками через границу. Царь отправляет Чернигова и Трубецкого на помощь своим воеводам в Чернигов.

Царская дума

Беседа Царя и патриарха о вторжении Самозванца. Патриарх хочет разоблачить Самозванца и доказать народу, что царевич Дмитрий мертв, а для этого он предлагает привезти гроб с его телом в Архангельский собор. От этих слов царю становится дурно, его спасает Шуйский. Он против того, чтобы привозить гроб, чтобы не волновать народ.

Первая битва заканчивается бегством русских войск, они не слушают своих командиров, состоящих на службе у царя.

Площадь перед собором в Москве

Проходит торжественная служба в Соборе. Еретик Григорий Отрепьев предан анафеме, однако люди начинают задумываться о том, что он «настоящий» царь. У Собора дети дразнят юродивого Николку.

Выходящий из Собора царь видит, что он плачет. Николка жалуется царю и просит велеть их зарезать, как «маленького царевича».

Борис Годунов просит его помолиться за него, но Николка отвечает, что Богородица не велит молиться за «царя Ирода».

Севск. Появляются новые герои:

  • Рожнов.
  • Гаврила Пушкин.
  • Басманов.

К Самозванцу на допрос приводят русского пленного Рожнова. От него он узнает про недовольство людей правлением царя, тем что ему служат доносчики и шпионы, а к Лжедмитрию относятся с большим уважением. Самозванец дает приказ своей армии из 15 тысяч человек идти против русской армии, в которой пятьдесят тысяч человек.

Войска самозванца терпят поражение. Он прячется в лесу вместе с Гаврилой Пушкиным, и они хотят оттуда направиться в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Годунов узнает от Басманова, что Лжедмитрий собрал новое войско.

Во время приема гостей «царь занемог». Во дворце начинается паника. Царь понимает, что умирает и просит позвать к себе сына. Он дает ему наставления о том, как надо править.

Самозванец посылает Гаврилу Пушкина к Басманову, чтобы переманить его на свою сторону. Сначала Басманов не хочет предавать молодого царя, но его одолевают сомнения.

Лобное место

На Лобном месте Гаврила Пушкин сообщает горожанам, что войска Басманова присягнули Дмитрию, и он идет в Россию с миром и любовью. Он подстрекает людей свергнуть Федора. Народ переходит на сторону Дмитрия. Толпа идет в царские палаты, чтобы расправиться с Федором.

Люди стоят у дома, в котором находится царь Федор с матерью и сестрой. Кто-то из людей испытывает жалость, а кто-то гнев. Люди видят как в дом входит Голицын и стрельцы. Через некоторое время он выходит и сообщает новость что Федор и его мать выпили яд. Теперь новый царь — Дмитрий Иванович. Народ молчит.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-borisa-godunova-pushkina-a-s.html

Краткое содержание Борис Годунов в сокращении для читательского дневника — Пушкин А. С

1598 год, 20 февраля. Прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе со своей сестрой затворился в монастыре, он отказался принять московский престол и покинул «все мирское». Народ по-своему объясняет отказ Бориса венчаться на царство, но это объяснение говорит в пользу Годунова: сияние престола его страшит.

Боярин Шуйский, «лукавый царедворец», хорошо понимает игру Годунова, он ясно угадывает последующее развитие событий: народ будет просить Бориса снизойти до него, Годунов «ещё поморщится немного», но потом смиренно согласится принять венец.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

По словам Шуйского, иначе «кровь царевича-младенца» лилась понапрасну, а ведь именно Бориса он обвиняет в его смерти.

Все происходит так, как и говорит Шуйский. Народ умоляет Бориса стать царем. Годунов начала раздумывает, но потом он уходит из монастыря и принимает власть со смирением и страхом. Прошло четыре года. Однажды ночью отец Пимен в келье Чудова монастыря, завершая летопись, пишет «последнее сказание».

Просыпается молодой инок Григорий, который спал здесь же, в келье Пимена. Инок недоволен монашеской жизнью, которой он живет с отроческих лет, он с завистью говорит о веселой «младости» Пимена, видевшего двор и отражавшего рать Литвы при Шуйском.

Пимен увещевает молодого монаха, напоминая о том, что его жизнь была долгой, он многим насладился, но с тех пор, как Господь привел его в монастырь, он испытывает только блаженство.

В качестве примера Пимен рассказывает о царя Иоанне и Феодоре, которые свое успокоение искали «в подобии монашеских трудов». Молодой инок Григорий интересуется смертью царевича Димитрия. Когда Пимен был в Угличе на послушании, он видел «злое дело» — «кровавый грех».

Старик воспринимает восхождение на престол цареубийцы как «страшное, невиданное горе». Он собирается завершить свою летопись этой печальной повестью. Дальнейшее ее ведение Пимен решает передать Григорию.

Инок бежит из монастыря, заявляя, что станет «царем на Москве». Игумен Чудова монастыря докладывает об этом патриарху, который приказывает поймать беглеца и отправить на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты. После разговора с колдуном царь угрюм. Он царствует уже шестой год, но это не принесло ему счастья. А ведь желания и деяния Бориса Годунова были высокими: он хотел сделать свой народ счастливым.

И тем сильнее было его разочарование. Его не веселит ни власть, ни жизнь. Нет ему счастья.

Однако причина тяжелого душевного кризиса Годунова вовсе не в том, что он видит бесплодность своих трудов, а в том, что его совесть не чиста.

Корчма на литовской границе. Одетый в мирское платье Григорий Отрепьев сидит за столом с Мисаилом и Варламом — бродягами-чернецами. У хозяйки он узнает дорогу на Литву. Появляются приставы, ищущие Отрепьева.

Они держат в руках царский указ, в котором описываются его приметы. Вызвавшись прочесть указ, Григорий подменяет свои приметы на описание Мисаила.

К тому времени, как обман раскрылся, он успевает ускользнуть от растерявшихся приставов.

Дом Василия Шуйского. Одним из гостей Шуйского является Афанасий Пушкин. Ему известна новость, которую он получил от племянника Гаврилы Пушкина из Кракова.

Этой новостью он делится с хозяином после ухода гостей: при дворе польского короля объявился Димитрий, престолонаследник, убитый по приказу Бориса. Димитрий приветлив и умен, он ловок и всем пришелся по нраву.

Но самое главное в том, что польский король приблизил его к себе и даже обещал помощь. Эта новость очень важна для Шуйского, ведь «быть грозе великой», если об этом узнает народ.

Царские палаты. Шуйский рассказывает Борису о самозванце, который объявился в Кракове, а также о том, что король его поддерживает.

Узнав, что самозванец называет себя царевичем Димитрием, Годунов в волнении расспрашивает Шуйского о произошедшем тринадцать лет назад в Угличе.

Шуйский говорит, что на самом деле видел убитого царевича, но при этом упоминает о том, что тело его было нетленно— труп Димитрия три дня лежал в соборе, но ясным, свежим и тихим был лик царевича, будто усыпленный.

Краков. Григорий (а он и есть Самозванец) находится в доме Вишневецкого и пытается склонить на свою сторону будущих приверженцев, каждому из них он обещает то, чего они ожидают от Самозванца: беглые казаки желают получить вольность, иезуит Черниковский хочет подчинить Русь Ватикану, а опальные слуги Бориса хотят получить возмездие.

На три дня Самозванец останавливается в Самборе, в замке воеводы Мнишка. Там он встречает прелестную дочь хозяина Марину. Он влюбляется в нее и признается в самозванстве, поскольку не хочет «делиться с мертвецом любовницей».

Однако Марине не нужна любовь беглого монаха, ее интересует московский трон.

Она оценила «дерзостный обман» Самозванца и осыпает оскорблениями его до тех пор, пока не задевает его достоинство, и он не начинает снова называть себя Димитрием.

1604 год, 16 октября. Самозванец приближается к литовской границе вместе с полками. Он поначалу задумывается о том, что насылает врагов на Русь, но тут же гонит эти мысли, оправдывая себя тем, что этот грех не на нем, а на Борисе-цареубийце.

Идет заседание царской думы, на котором обсуждаются действия Самозванца, держащего Чернигов под осадой. Щелкалов получает от царя приказ разослать указы всем воеводам», чтобы они высылали на службу людей. Однако самое опасное в том, что слух о Самозванце уже распространился и вызвал в народе «тревогу и сомненье». Успокоить народ, раскрыв «злой обман» Самозванца, вызывается Шуйский.

1604 год, 21 декабря. Войско Самозванца побеждает русское войско под Новгород-Северским.

Соборная площадь в Москве. Только что в соборе окончилась обедня, на которой Григорий был предан анафеме, а сейчас царевичу Димитрию поют «вечную память». Площадь полна народа, возле собора — юродивый Николка. Его дразнят мальчишки и отбирают копеечку.

Царь выходит из собора. Николка обращается к нему, говоря, что маленькие дети обижают его и просит зарезать их, как он зарезал маленького царевича. Когда царь просит Николку молиться за него, он говорит, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Войско Лжедимитрия «начисто» разбито у Севска, однако этот полный разгром вовсе не ввергает в отчаянье Самозванца. Гаврила Пушкин, соратник Самозванца, говорит, что того, видимо, хранит провиденье.

Правда, победа русских войск еще ничего не значит. Вновь Самозванец собрал войско и угрожает со стен Путивля. Борис недоволен боярами, он хочет поставить воеводой Басманова, хоть и неродовитого, но талантливого и умного. После разговора с Басмановым, спустя всего несколько минут царь «занемог», он вдруг упал с трона, из его уст и ушей хлынула кровь.

Умирая, Годунов просит оставить его наедине с царевичем. Он горячо любит своего сына и благословляет его на царствование. Умирающий царь берет на себя всю ответственность за содеянное, говоря сыну, что он станет царствовать по праву. За все Богу ответит Борис.

К царю входят патриарх, царица с царевной, бояре. Годунов берет с Басманова и бояр крестную клятву «усердием и правдой» нести службу Феодору, после этого над Борисом совершают обряд пострижения.

Ставка. Начальствующий над войском Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, который предлагает Басманову «дружбу» от имени Димитрия и высокую должность в Московском царстве».

Но для этого воевода должен провозгласить Димитрия царем. Басманова приводит в ужас мысль о возможном предательстве.

Но после слов Пушкина он начинает колебаться, ведь войско Самозванца сильно не помощью польского короля, а народным мнением.

Москва. На Лобном месте Пушкин обращается к народу от имени царевича Димитрия. По его словам, Россия покорилась Димитрию, а Басманов сам привел свои полки ему к присяге с усердным раскаяньем.

Гаврила Пушкин призывает народ бить «челом отцу и государю» и «законному владыке» целовать крест. Затем на амвон поднимается мужик и зовет народ броситься в царские палаты, «вязать Борисова щенка».

Народ «несется толпою» в Кремль, готовый вязать и топить род Годунова, сопровождая свои действия криками: «Да здравствует Димитрий!»

Кремль. Дом Бориса находится под стражей. Дети Бориса — Феодор и Ксения находятся у окна. Из толпы доносятся слова жалости, направленной к детям, ведь они «что пташки в клетке». Их отец был злодеем, но дети его невинны.

Нравственное потрясение людей оказывается еще сильнее, когда появляется на крыльце боярин Мосальский и сообщает о том, что Мария Годунова вместе с сыном Феодором отравили себя ядом. Народ замер в ужасе. «Что ж вы молчите?» — спрашивает Мосальский.

«Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Но народ безмолвствует.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4037

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=4037

Краткое содержание "Борис Годунов"?

  • Первая глава (действие происходит в Кремле):
  • князья Шуйский и Воротынский перемывают косточки Годунову, говорят о том, что царевич Дмитрий был убит, дело нечисто и всё такое.
  • Вторая (на Красной площади):
  • народ обсуждает, что Годунов не хочет принимать венец царя, хоть даже патриарх его уговаривает.
  • В Новодевичьем монастыре:
  • тоже народ со страхом говорит о том, что Борис отказывается быть царём, но в итоге, весть что согласился, ему кричат здравицу.
  • Кремлёвские палаты:
  • Годунов якобы нехотя принимает власть
  • Чудов монастырь:
Читайте также:  Краткое содержание паустовский романтики за 2 минуты пересказ сюжета

Летописец говорит с Григорием (монахом), ведает ему о том, что царевич был убит. Григорий говорит (про себя), что не уйти Борису от суда мирского и божьего суда.

  1. Палаты Патриарха:
  2. Переполох, Гришка Отрепьев сбежал
  3. Царские палаты:

Шесть лет уже Борис царствует, но покоя ему нет, он постоянно прибегает к советам «колдунов» (гадалок, кудесников и т.п.). Совесть его нечиста.

Корчма на литовской границе:

Григорий Отрепьев и ещё два бродяги отдыхают. Приходят приставы, начинают спрашивать о беглеце (Отрепьеве), он «переводит стрелки» на одного из твоих товарищей, читая приказ и переделывая приметы под Мисаила. Обман раскрывается, Гришка убегает.

Москва. Дом Шуйского.

  • У Шуйского гости, среди них — Афанасий Михайлович Пушкин (выдуманный персонаж) и Гаврила Григорьевич Пушкин (он реально существовал).
  • Обсуждают новость, что якобы царевич Димитрий жив!
  • Царские палаты
  • Дочь Годунова, Ксения, тоскует о своём умершем муже.
  • Годунову доносят о том, что у Шуйского говорили о лже-Дмитрии.
  • Он велит позвать боярина, но тот уже здесь, представил дело так, как будто он сам хотел сообщить государю, что лже-царевич уже в Кракове.
  • Шуйский предупреждает Годунова об опасности, что народ может поверить в воскрешение Дмитрия и если он пересчет границу, быть смуте.
  • Царь спрашивает Шуйского (его он посылал расследовать убийство царевича), правда ли, что Димитрий умер, Шуйский заверяет Годунова, что «Димитрий во гробе спит».
  • Краков. Дом Вишневецкого

К самозванцу переходит на службу князь Курбский. Собираются в поход на Москву.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

Мнишек рассказывает Вишневецкому, что лже-Дмитрий влюблён без памяти в его дочь, Марину.

Свидание Марины Мнишек с самозванцем. Он влюблён, готов всё бросить ради любимой, но ей простой парень-самозванец не нужен, она готова отдать свою руку только «наследнику московского престола, царевичу».

Григорий признаётся, что он не царевич. Марина в шоке, говорит, что беглым монахом он ей не нужен.

Марина говорит, что может обнаружить обман перед всеми, самозванец не боится, этим заслуживает похвалу любимой и прощение (Марина: «Я слышу речь не мальчика, но мужа»), она направляет его в Москву, к трону. «Дмитрий» решается завтра же выступать.

  1. Граница литовская
  2. Самозванец с Курбским, за ними полки переходят границу.
  3. Царская дума

Царь, бояре, патриарх решают, что делать с расстригой. Народ в смятении. Шуйский вызывается успокоить людей на площадях.

  • Равнина близ Новгорода-Северского
  • Солдаты бегут, победа за Димитрием.
  • Площадь перед собором в Москве

Царь молится в соборе, народ ждёт его выхода. Юродивый называет Бориса «царем Иродом», всеобщее смятение.

  1. Севск
  2. Самозванец допрашивает пленного, тот сообщает, что у Бориса тысяч пятьдесят войска, но в стане о Димитрии говорят с уважением.
  3. Лже-Дмитрий решается идти в атаку (с пятнадцатью тысячами войска), его воины разбиты, конь его ранен и умирает.
  4. Москва. Царские палаты

Победа над войском лже-Дмитрия не радует Годунова. Он идет встретится с иноплеменными гостями, в палатах смятение — Годунову плохо, сидел на троне и упал, кровь льется из ушей и рта. Он зовет царевича, провозглашает сына царем, бояр заставляет присягнуть его мыну на верность, те соглашаются.

Годунова перед смертью пострижен в монахи.

Ставка

К Басманову приезжает гонец (Пушкин) и предлагает перейти на сторону Димитрия. Басманов думает, что делать.

Лобное место

Пушкин говорит с народом, призывает признать Димитрия царем. Народ идет в Кремль, «вязать Борисова щенка», убирать сына Годунова и провозглашать царем лже-Дмитрия.

Кремль, дом Годунова

В дом входят бояре, там сын и дочь Годунова. Возня, женские крики. На крыльцо выходит один из бояр (Мосальский) и говорит, что Феодор и Ксения отравились. (народ в ужасе безмолствует). Призывают кричать здравицу Димитрию Ивановичу — царю.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1667658-kratkoe-soderzhanie-boris-godunov.html

Краткое содержание пьесы «Борис Годунов» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Произведение было написано великим поэтом и писателем в 1825 году, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в ссылке в селе Михайловское.

Сам автор идентифицировал «Бориса Годунова» как «драматическую повесть», жанровая принадлежность – пьеса, для произведения характерны черты трагедии и драмы. Трагедия рассказывает о событиях, сопутствующих правлению Бориса Годунова в период с 1598 по 1605 год.

Краткое содержание пьесы по действиям от «Литерагуру» поможет вам быстро освоить литературный материал, запомнить основные события из книги, а анализ поспособствует пониманию сюжета.

Московский Кремль, 20 февраля 1598г. События происходят после смерти царя Федора Иоанновича.

Народ во главе с патриархом Иовом просит боярина Бориса Годунова занять царский престол, однако тот отказывается и вместе со своей сестрой запирается в Новодевичем монастыре, отказываясь от «всего мирского», на протяжении целого месяца.

В это время знатные бояре Шуйский и Воротынский обсуждают происходящее, при этом Шуйский утверждает, что это игра Годунова – ему на руку выдержать время, убедив народ в своем нежелании вступить на престол.

Прозорливый боярин предсказывает, что Борис Годунов в итоге согласится на царствие, показав себя смиренным и честным. Параллельно они рассуждают о том, что именно «избраннику народа» было выгодно убить младенца-царевича Димитрия, последнего прямого наследника престола, а также говорят о том, что сами могли бы править, ведь являются представителями семейства Рюриковичей.

В итоге события разворачиваются согласно предположениям Шуйского – народ на коленях умоляет Бориса Годунова принять правление, и тот прерывает свое заточение в монастыре и становится новым царем.

Тот в своей речи в тронном зале говорит о смирении и кротости, с которыми он принимает правление.

После нее Воротынский напоминает Шуйскому о том, насколько верны оказались его слова, на что лукавый боярин отвечает, что уже не помнит предмета беседы, показывая себя как придворного интригана.

Чудов монастырь, 1603 год. В келье молодой инок Григорий Отрепьев ведет беседу со старым монахом отцом Пименом, пишущим свою летопись. Очнувшись ото сна, Григорий связывает свои «странные сны» с недовольством монашеской участью и рассуждает о том, что молодость Пимена была куда интереснее его.

На это старый монах говорит иноку, что спокойствие и блаженство он нашел только в монашеской жизни. Он рассказывает собеседнику об убийстве цесаревича Димитрия в Угличе, называя виновником Бориса Годунова, а также упоминая о возрасте убиенного, которой был бы ровесником Отрепьева.

Пимен уходит из кельи, и Григорий грозит Борису «карой», задумывая авантюру.

После побега Григория из обители происходит разговор игумена Чудова монастыря с патриархом всея Руси Иовом. Игумен рассказывает о том, как Отрепьев попал в монахи, и о том, что тот возомнил себя «будущим царем Руси». Рассерженный патриарх требует найти и наказать беглеца ссылкой.

Тем временем царь Борис Годунов, после встречи с неким «колдуном», рассуждает о своем правлении. Он находится на престоле уже шесть лет, но царствие не принесло ему счастья.

Годунова окружают заговоры и сплетни, его винят во всех несчастьях, даже в гибели его сестры. После пожара в Москве, Годунов приказывает возвести новый город, но его обвиняют и в самом возникновении пожара.

Тяжесть его положения усугубляет его тайный грех – де-факто он признается в убийстве цесаревича.

Корчма на Литовской границе. Григорий Отрепьев находится там со спутниками, Мисаилом и Варлаамом. Беглец услышал от хозяйки, что его ищут. Тем временем приходят приставы в поисках Отрепьева.

Они подсаживаются к путникам, постепенно подозревая Мисаила как беглеца. Приставы ищут грамотного человека, который смог бы прочесть розыскную грамоту, и вызывается сам Григорий, во время чтения подменяющий свои приметы чертами Варлаама.

Трюк не удался, и Григорию приходится сбежать из корчмы через окно.

Москва, дом Шуйского. После ужина один из гостей, Афанасий Пушкин, желает рассказать боярину важные вести: Гаврила, племянник Пушкина, написал о том, что царский сын Димитрий жив и скрывается при дворе короля Сигизмунда. Он в фаворе у самого короля и его придворных. Шуйский и Пушкин рассуждают о возможности переворота, но договариваются молчать.

Царские палаты. Годунову докладывают о том, что к Пушкину приезжал посол из Кракова, и в гостях у Шуйского у них с хозяином имела место долгая беседа.

Царь приказывает схватить гонца и позвать Шуйского, дабы призвать того к ответу, но боярин догадался о нависшей угрозе, и поэтому рассказывает царю об узнанной новости, желая усугубить шаткое состояние Годунова.

Царь шокирован, и поэтому допытывается у Шуйского, был ли убит действительно Димитрий, на что Шуйский убеждает Годунова в том, что цесаревич мёртв.

Краков. Дом Черниковского. Самозванец убеждает отца Черниковского, представителя католической церкви, в своей поддержке, гарантируя принятие на Руси его веры. Прибывает группа людей под предводительством Гаврилы Пушкина, которых Лжедмитрий также убеждает присоединиться к нему, обещая опальным русичам, гонимым Борисом, месть и вольность.

Замок воеводы Мнишека в Самборе. Вишневецкий и Мнишек хвалятся своими успехами: Григорий, готовится стать царем, а дочь Мнишека, Марина, влюбила в себя самозванца, рассчитывая стать царицей.

Тем временем, Лжедмитрий проводит время с Мариной, все больше раскрываясь ей, и в итоге признается в том, что является самозванцем, на что Марина отвечает разочарованием и насмешками, что выводит Григория из себя.

Он решает вести войска на государство Московское незамедлительно.

16 октября 1604 года. Граница Литовская. Самозванец не рад тому, что пригласил литовцев на родную землю, но оправдывает свои действия ненавистью к Годунову.

Царская дума. Проходит собрание бояр во главе с царем. Собравшиеся обсуждают осаждение Самозванцем Чернигова, Годунов приказывает боярину Щелкалову обеспечить сбор войска.

Правление Бориса подрывается изнутри, ведь весть о «возвращении цесаревича» успешно распространяется среди народа.

Царь приказывает Шуйскому разобраться с этим, но авторитет Годунова подорван – бояре обратили внимание на волнение Бориса во время собрания.

21 декабря 1604 года. Войска Лжедмитрия разбивают русские войска под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. Народ ждет окончания обедни: Григорию Отрепьеву была объявлена анафема. На паперти находится юродивый-Николка, собирающий милостыню. Дети отбирают у него деньги, смеясь над ним.

Обедня закончена, царь выходит к народу, и юродивый жалуется царю на обиды, прося того обидчиков «зарезать, как зарезал ты молодого цесаревича», на что бояре требуют наказать Николку.

Но Годунов в ответ просит нищего помолиться за него, на что юродивый отказывает, аргументируя свой отказ нежеланием молиться «за царя-ирода».

Севск. Самозванец выбивает из пленного дворянина Рожнова нужные сведения и узнает, что люди принимают его «воскрешение» благосклонно. Даже поражение под Севском не является финальным для него.

Москва. Царские палаты. Борис Годунов со своими боярами обсуждает разгром войск неприятеля. Царь считает победу тщетной, потому что Самозванец уже снова собрал свое войско, а войско царя изрядно ослабело.

Годунов хочет поставить над боярами Басманова, не отличающегося талантами, но разумного человека.

Внезапно царь умирает, и перед смертью благословляет своего потомка на царствие, исполнителем воли Государевой назначается Басманов.

Ставка. Пушкин прибывает в стан русской армии, посланный туда Лжедмитрием, дабы убедить Басманова перейти на сторону Самозванца, на что Басманов отвечает отказом. Тем не менее, боярин уже предчувствует поражение, зная о придворных интригах и видя серьезность угрозы, которая нависла над молодым царем Феодором, им самим, и государством.

Лобное место. Пушкин произносит речь перед народом, убеждая его признать Лжедмитрия своим царем. Люди превозносят Самозванца и стремятся в Кремль, чтобы покончить с «родом Годуновых».

Кремль. Дом Борисов. Дети Годунова, Феодор и Ксения, под замком. Люди жалеют их, не считая их ответственными за «грехи отца их».

К ним поднимаются бояре Мосальский и Голицын в сопровождении стрельцов.

В доме слышится борьба, крики, после к народу, находящемуся в ужасе от происходящего, выходит Мосальский и объявляет о смерти детей Годунова «от яда», требуя славить «царя Димитрия Ивановича».

Карим Лисовский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-pesy-boris-godunov-a-s-pushkin/

Пушкин, Краткое содержание Борис Годунов

Краткое содержание

В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воро­тынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование.

Читайте также:  Краткое содержание дядюшкин сон достоевского за 2 минуты пересказ сюжета

Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну.

Воротынский сомневается: а действительно ли царевича сгубил Борис? И оба князя рассуждают о том, что невелика честь для Руси — иметь царем вчерашнего раба, татарина и зятя Малюты

Скуратова. Они, представители древнейших родов, более достойны быть избранными на царство. Борис же «умел народ очаровать», а они давно из воинственных властителей превратились в царс­ких подручников. Шуйский смотрит в окно и видит, что толпа на площади разошлась. Оба князя уходят, чтобы узнать о принятом на Соборе решении.

На Красной площади собрался народ, и слышны разговоры о том, что Борис снова отказался взойти на царский престол. Вер­ховный дьяк Щелкалов с Красного крыльца сообщает народу о том, что завтра в последний раз будет отслужен молебен и пред­принята последняя попытка уговорить Бориса Годунова на цар­ствование. Православным предложено идти по домам и молиться.

Народ собрался на Девичьем поле перед Новодевичьим монас­тырем. Один человек из толпы говорит, что к царице, сестре Го­дунова, в келью вошли Борис и патриарх с толпой бояр. Народ поднимает вой и плач, наконец слышится крик, что царь согла­сился, и возносятся здравицы царю Борису.

В Кремлевских палатах Борис Годунов говорит, что принял власть со страхом и смиреньем, и просит помощи у господа и бояр в управлении государством. После своей речи он призыва­ет всех поклониться гробам «почиющих правителей России», а уж после этого можно сзывать народ на пир.

Ночью в келье в Чудовом монастыре монах, отец Пимен, пи­шет свое последнее сказанье, завершающее летопись. Он говорит о том, что по страницам его летописей потомки православных будут изучать земли родной минувшую судьбу. Григорий пробуж­дается и сетует на то, что один и тот же сон ему снится в третий раз.

Бросает взгляд на Пимена, сидящего перед лампадой. Гово­рит о том, что любит спокойный вид пишущего старика, погру­женного душой в минувшее. Размышляет, о чем же на этот раз пишет старик, который одинаково равнодушен к добру и злу. Пимен обращает внимание на то, что Григорий проснулся.

Юно­ша просит старца благословить его и рассказывает о том, что три раза подряд видел один и тот же сон. Просит объяснить его зна­чение. А сон таков: Григорию снилось, что его ведет на башню крутая лестница. С высоты ему виделась Москва, похожая на му­равейник. Внизу на площади кипел народ и указывал со смехом на юношу.

Ему становилось стыдно и страшно, и, падая стрем­глав, он пробуждался. Пимен говорит, что в Григории играет мла­дая кровь, и советует смирять себя молитвой и постом. Григорий отвечает старцу, что тому есть о чем вспомнить — его молодость была полна событий, а вот ему, Григорию, с молодости приходит­ся скитаться по монастырям да по кельям.

По мнению Пимена, Григорию не о чем печалиться, он советует молодому послушни­ку не горевать оттого, что тот рано отдалился от мира. Старец вспоминает о том, что в молодости многим насладился, но лишь тогда изведал настоящее блаженство, когда отдалился от мира и пришел в монастырь.

Вспоминает о царях, которые, как только царский венец становился им тяжел, меняли его на монашеский клобук. Сокрушается о том, что они прогневали бога — нарекли владыкою цареубийцу.

Григорий расспрашивает старца о смерти малолетнего цареви­ча Дмитрия. Пимен вновь уходит в воспоминания и рассказывает, что во время убийства Дмитрия находился в Угличе. Вместе со всеми он побежал на площадь, на которой лежал зарезанный ца­ревич.

Народ бросился вослед бежавшим трем убийцам и привел их к еще теплому трупу убиенного младенца. Случилось чудо — мертвец затрепетал. Народ завопил, чтобы убийцы покаялись. Убий­цы же под топором палача, раскаявшись, назвали имя Бориса Годунова.

Григорий интересуется, каких лет был убиенный царевич, и получает от старца ответ, что сейчас бы он с Григорием был одних лет.

В палатах патриарха игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о том, что Григорий Отрепьев, из роду Галицких бо­ярских детей, с детских лет скитавшийся по разным обителям и, наконец, примкнувший к братии Чудова монастыря, вот уже три дня как сбежал. Патриарх произносит вслух слова Григория о том, что тот будет царем на Москве, и приказывает поймать «врагоугодника» и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

В царских палатах между собой разговаривают два стольника о царе, запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном, которых в последнее время стало очень много возле государя.

Стольники уходят, идет царь Борис. Годунов говорит о том, что он достиг высшей власти, шестой год как царствует спокойно. Однако не веселят ни власть, ни жизнь. Он думал успокоить свой народ довольствием и славой, но оставил эти помыслы.

«Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мерт­вых», — думает Годунов. Во время голода он накормил народ, дал людям работу — они же его проклинали. После пожара, ис­требившего жилища людей, Борис приказал выстроить новые дома, а люди этим же пожаром его и попрекали.

Царь хотел най­ти счастья в своей семье и осчастливить дочь браком — смерть унесла жениха. Молва снова стала упрекать Бориса уже за вдов­ство дочери и винит в смерти царя Федора и своей сестры.

Царь говорит о том, что среди мирских печалей может успокоить лишь одна совесть, если она чиста, но если на ней есть хоть одно пят­но, то душа сгорит. Жалок тот, у кого совесть нечиста.

В корчме на Литовской границе сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам. Здесь же Отрепьев в мирской одежде. Они пьют, едят и мирно разговаривают. Здесь Григорий узнает от хозяйки что везде расставлены заставы — ищут кого-то беглого. Входят приставы и говорят про царский указ о поимке беглого еретика Григория Отрепьева.

Григорий вызвался зачитать указ, сказав, что обучен грамоте. Пытается свести приметы, указанные на бу­маге, к приметам отца Варлаама. Но Варлаам тоже умеет читать и раскрывает хитрость Григория. В указе — приметы Отрепьева. Беглый преступник достает кинжал, все перед ним расступают­ся.

Он бросается в окно, а приставы бегут за ним в беспорядке.

В Москве, в доме Шуйского становится известно о том, что по слухам царевич Дмитрий жив.

Боярин рассуждает о том, что кто бы ни был этот человек — спасенный царевич или бесстыд­ный самозванец — но Дмитрий появился.

Этот человек вхож и к литовским панам, и в тайную палату короля, обласкан поляками. Умен, ловок, обворожил всех. Король его ласкает и обещает по­мощь. При такой угрозе царю Борису не сносить венца.

В царских палатах дочь Годунова Ксения все плачет о. своем умершем женихе, а сын занят учением — чертит географичес­кую карту. К царю с докладом приходит Семен Годунов, царь про­сит дочь удалиться. Семен Годунов докладывает о собрании в доме Шуйского и о том, что сам Шуйский уже здесь.

Вошедший Шуй­ский сообщает царю о том, что в Кракове объявился самозванец, все паны и король — на стороне этого человека. Самозванец под именем царевича Дмитрия движется к литовской границе и тем опасен, что в случае перехода границы к нему примкнет толпа безумцев, которую привлечет имя убитого царевича.

Царь допы­тывается у Шуйского, правда ли, что убиенный в Угличе отрок был царевич Дмитрий, и не было ли подмены. Шуйский успока­ивает царя, говоря о том, что погибший — действительно царе­вич Дмитрий.

В Кракове, в доме Вишневецкого, Самозванец тем временем беседует с представителями польской, литовской и русской зна­ти, умело находя подход к каждому собеседнику. В конце беседы поэт преподносит Самозванцу стихи, написанные по-латыни, и получает в подарок перстень.

Все готовы идти в поход. Звучат здравицы в честь Дмитрия, великого князя Московского.

В замке воеводы Мнишека в Самборе Вишневецкий и Мнишек говорят о том, что Самозванец занят одной Мариной, дочерью воеводы. Мнишек вспоминает, как посоветовал дочери не упус­кать Дмитрия, и вот он уже в ее сетях. Вишневецкий замечает: думал ли Мнишек о том, что его слуга взойдет на трон москов­ский, а дочь воеводы будет царицей?

Ночью в саду у фонтана происходит свидание Марины и Са­мозванца. Он признается красавице в своих чувствах и спраши­вает ее, любила бы она не князя? Вслед за этим открывает свою тайну. Марина в гневе заявляет, что Самозванец недостоин ее, когда так легко, из одной только любви к ней, сознался, что он всего лишь беглый монах.

Спрашивает, почему же он не сообщил истину ее отцу или королю Вишневецкому? Как же она может соединить свою судьбу с человеком, так ветрено открывшим свой позор? Марина угрожает раскрыть тайну Самозванца, но тот отве­чает, что ему нечего бояться. Она всего лишь польская дева, а он — русский царевич в глазах людей.

Марина отвечает, что рада слы­шать речь не мальчика, но мужа, и посылает Самозванца скорее сесть царем в Кремле.

Самозванец ведет свои полки к Литовской границе. С ним Курб­ский.

В Боярской думе обсуждают последние события — бояре воз­мущены тем, что расстрига ведет дружины на Москву и дерзает писать угрозы государю. Басманов клянется, что не пройдет и трех месяцев, как преступник будет привезен в столицу в же­лезной клетке.

Царь раздает указания по созданию войска и усмирению смут­ных мыслей в народе, вызванных подметными письмами Само­званца. Патриарх предлагает перевезти святые мощи царевича из Углича в Кремль, чтобы народ увидел обман Самозванца-злодея.

Князь Шуйский против этого: не скажут ли, что святыню делают орудием в мирских делах? Он предлагает самому выйти к народу и уговорить, усовестить его безумство.

Бояре обсуждают поведе­ние Шуйского и хвалят его, замечая при этом, как побледнел царь Борис.

Близ Новгород-Северского Дмитрий, поддерживаемый ино­странными войсками, одерживает первую победу.

В Москве в церквях объявляют анафему Гришке Отрепьеву, а в Севске Самозванец допрашивает пленного и расспрашивает его о настроениях в Москве. Назначает сражение на завтра.

На следующий день Лжедмитрий после сражения скрывается в лесу. Его войско разбито.

В Москве в царских палатах Годунов сетует на то, что Само­званец вновь собрал войско и угрожает уже со стен Путивля. Обе­щает, управившись с Самозванцем, заняться боярами. Впредь нуж­но ставить превыше всего «не род, а ум». Пора презреть «ропот знатной черни».

Царю объявляют о прибытии иностранных гостей, он ухо­дит. Оставшийся наедине со своими мыслями Басманов желает царю скорее управиться с Отрепьевым и «сломить рог боярству родовому».

Вдруг шум, тревога. Оказывается, царь занемог. Внезапно хлы­нула кровь из уст и ушей, и он упал. Царя выносят на стуле. С ним все семейство. Царь чувствует, что умирает, и дает последние наставления сыну. Перед смертью над царем совершается обряд святого постриженья.

В Ставке Басманов и Пушкин спорят о том, кто будет москов­ским царем — сын Бориса или Дмитрий, которого уже признали и Россия, и Литва. Пушкин советует Басманову прислушаться к холодному рассудку и присягнуть Дмитрию, которому без боя уже сдались целые города. Басманов задумывается и колеблется, рассуждая о своих дальнейших действиях и их последствиях.

На Лобном месте Пушкин призывает народ истребить семей­ство царя Бориса и покориться законному наследнику престола — царевичу Дмитрию. Народ отвечает боярским речам криками о том, что надо идти в Кремль и «вязать Борисова щенка».

У дома Бориса в Кремле выставлена стража. Семья Бориса от­ныне под арестом. В дом входят бояре и трое стрельцов. В народе, наблюдающем за событиями вокруг дома Годуновых, говорят, что бояре, верно, пришли приводить к присяге царевича Федора Го­дунова.

Из дома слышится шум, женский визг. На крыльце появляет­ся боярин Мосальский и сообщает, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравили себя ядом, и бояре видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Боярин призывает кричать здравицу царю Дмитрию Ивановичу. Народ безмолвствует.

На этой странице искали :

  • борис годунов краткое содержание
  • борис годунов пушкин краткое содержание
  • пушкин борис годунов краткое содержание
  • краткое содержание борис годунов
  • борис годунов очень краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/pushkin-boris-godunov-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector