Краткое содержание пушкин песнь о вещем олеге за 2 минуты пересказ сюжета

Повесть «Песнь о вещем Олеге» Пушкин написал в 1822 году. Главная тема произведения – тема неизбежности судьбы, рока. Стихотворение написано в традициях романтизма (направление в литературе).

На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Песни о вещем Олеге», пройти тест на знание произведения.

  • Вещий Олег – первый киевский князь из рода Рюриковичей.
  • Кудесник  – старик-волхв, предрекший Олегу смерть от коня.
  • Конь Олега

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам»

Олег вместе с дружиной едет по полю на верном коне. Из лесу ему навстречу выходит «вдохновенный кудесник» – «покорный Перуну старик одному». Подъехав к волхву, Олег спросил:

  1. «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
    Что сбудется в жизни со мною?
    И скоро ль, на радость соседей-врагов,
  2. Могильной засыплюсь землёю?»

В награду Олег пообещал кудеснику коня. Волхв ответил, что не боится «могучих владык», а княжеский дар ему не нужен. Кудесник предрек Олегу, что видит щит князя «на вратах Цареграда», что «и волны и суша» покорны ему – «завидует недруг столь дивной судьбе». Однако смерть Олег примет от своего коня.

Князь усмехнулся, выслушав речь волхва. Но слез с коня и распорядился, чтобы отроки увели его «товарища» в луг, кормили отборным зерном и поили ключевой водой.

Во время пира Олег вместе с дружиной «поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились». Князь вспоминает о своем товарище-коне и спрашивает, жив ли он. Князю отвечают, что «на холме крутом давно уж почил непробудным он сном».

«Могучий Олег головою поник». Князь решает, что кудесник соврал ему. Олег желает увидеть кости коня. Вместе с Игорем и «старыми гостями» он идет к холму у берега Днепра, где «лежат благородные кости». Олег наступает на череп коня со словами:

«Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил».

Неожиданно из головы мертвого коня выползла «гробовая» змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. Олег умирает от яда.

  • «На тризне плачевной Олега;
    Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
    Дружина пирует у брега;
    Бойцы поминают минувшие дни
  • И битвы, где вместе рубились они».

Романтическая баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» основана на легенде о смерти киевского князя Олега, записанной в «Повести временных лет». Особое внимание автор уделяет фигуре «вдохновленного» кудесника, поэта-предвестника – он выражает волю богов, предрекая неизбежное.

Советуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Песни о вещем Олеге», а прочесть полный вариант произведения.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 446.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/pushkin/pesn-o-veshchem-olege

Краткое содержание Борис Годунов Пушкина для читательского дневника

Год написания: 1825     Жанр: драма, трагедия

Главные герои: Борис Годунов, Шуйский- боярин, Пимен — монах, Григорий Отрепьев, выдающий себя за царевича Дмитрия, красавица полячка Марина Мнишек.

Сюжет: Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его.

Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий.

Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

Главная мысль: Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит.

Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря.

Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать.

Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец.

Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь.

Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова.

Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей.

За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский.

Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека.

Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива.

Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены.

Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат.

Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

7 класс

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/boris-godunov

А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Образность как основа поэтической памяти народа

Цели урока:

  • вспомнить жанровое определение баллады;
  • сопоставить балладу и летописный источник;
  • показать главное назначение образности – стать поэтической памятью народа;
  • развивать навыки анализа поэтического текста;
  • сопоставить балладу Пушкина с думой Рылеева «Олег Вещий» и поэмой Лермонтова «Олег»;
  • проанализировать стилистические особенности «Песни…» и черновика произведения;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • способствовать развитию творческих способностей учеников.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • иллюстрации к балладе;
  • раздаточный материал: летописный источник («Повесть временных лет»), дума Рылеева «Олег вещий», поэма Лермонтова «Олег», черновики «Песни о вещем Олеге»;
  • презентация;
  • учебник Литературы 6 класс.
  • ХОД УРОКА
  • Эпиграф к уроку:
  • Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…
  • 1. Слово учителя

– Всем с детства знакомы эти пушкинские слова, которые стали эпиграфом к нашему уроку. Кстати, из какой поэмы они? («Руслан и Людмила».)Пушкина всегда интересовало прошлое нашей страны. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмысливая прошлое.

2. Словарная работа

– Давайте поработаем со словарем. Слово образ  в искусстве – это обобщенное художественное отражение       действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления, а также в художественном произведении тип, характер.

Следующее в словообразовательной цепочке слово образный, оно обозначает изобразительный, яркий, живой. Затем мы растолкуем слово образность.

Что же оно обозначает? Мы будем говорить, учитывая отвлеченный суффикс – ость, об особом мире художественного произведения, в котором Пушкин не только воспроизводит исторический колорит эпохи, но и задает вечные философские вопросы. Все это связано со словом образность.

Именно в поэтической (то есть творческой, художественной, эмоциональной) памяти народа, способной сохранять только лучшие литературные произведения, одно из самых почетных мест занимает баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

3. Работа по теории литературы

– Во вступительной статье к произведению А.С. Пушкина дано жанровое определение произведению. Какое? (Баллада – это лироэпическое произведение, небольшое стихотворение, имеющее сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания.) Для баллады характерны:

  • историческое, героическое или фантастическое содержание;
  • трагический сюжет;
  • сочувствие автора героям;
  • диалог (в развитии сюжета);
  • романтический (необычный) пейзаж.
  1. – Выберите из перечисленных особенностей те, которые относятся к определению баллады как жанра литературы (запись на доске).
1. Лирический жанр. 2. Написана ямбом.3. Показано отношение автора. 4. Историческое или фантастическое содержание. 5.   Монолог. 1. Эпический жанр. 2. Диалог. 3. Часто трагическая концовка. 4. Речитатив (напевная речь в вокально-музыкальном произведении).5. Необычный пейзаж.
  • Докажите справедливость своих выводов на примере произведения Пушкина.
  • Вопросы классу.
Читайте также:  Краткое содержание белокурый экберт тика за 2 минуты пересказ сюжета

– Что роднит балладу Пушкина с эпическими произведениями Средневековья? – Почему поэт называет свое произведение песнью?

Можно вспомнить «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» – народные  героико-эпические произведения. Пушкин подчеркивает связь своей баллады с эпосом Средневековья, т.к. называет ее «Песнью…», т.е. частью, главой народного эпоса, из летописи автор взял отдельный эпизод, т.е. одну песнь.

4. Чтение «Песни о вещем Олеге» наизусть. Инсценировка.

Вопросы классу.

– Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» – это произведение на историческую тему. Какая история легла в основу баллады?

В основу баллады Пушкина легла легенда о князе Олеге, описанная в летописи «Повесть временных лет».

5. История написания произведения

– Действительно, Пушкина поразила легенда, рассказанная в «Повести временных лет». Поэт часто бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. При чтении «Львовской летописи» Пушкин был до глубины души поражен эпизодом, рассказывающим о смерти князя Олега.

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», – писал поэт Александру Бестужеву.

1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которая начинается с описания похода Олега на хазар.

6. Задание классу

– Сравните историю князя Олега из летописи и балладу Пушкина. Определите, в чем главное отличие. В каком из произведений диалог вам показался более эмоциональным? Почему?

В летописи четко перечисляются произошедшие события, хотя в центре повествования легенда. В историческом источнике мы не находим тех душевных переживаний князя, которые обнаруживаем  в балладе Пушкина. Диалог, естественно, более эмоционален в «Песни…», т.к.

явно чувствуется авторское отношение к герою, присутствует образность в изображении героев. В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее.

Прощание с конем становится одним из самых драматичных эпизодов.

– Итак, мы говорим о том, что баллада разительно отличается от своего летописного источника и причина этого в образности. Не только Пушкин обращался к легенде о князе Олеге. Этот же образ мы находим у Кондратия Федоровича Рылеева и Михаила Юрьевича Лермонтова.

7.Вопросы к учащимся, получившим индивидуальные задания, – прочитать думу Рылеева «Олег Вещий» и поэму Лермонтова «Олег».

1) Сравните жанровые особенности думы (в русской поэзии XIX в.

думой называли стихотворения философско-исторического содержания) Рылеева и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина.

Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя более эмоционален? С помощью какого приема достигается этот эффект?

В основе думы Рылеева – исторические события, которые рассказывают о подвигах князя Олега, легенды нет совсем. У Пушкина образ Олега более живой, ему сочувствуешь, сопереживаешь. С помощью диалога мы узнаем о переживаниях князя.

2) Сравните жанровые особенности поэмы (в русской поэзии XIX в.

поэма – большое поэтическое произведение  с повествовательными или лирическим сюжетом, чаще всего – эпическое, кроме того, широкое развитие образа лирического героя) Лермонтова и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя привлекательнее? Почему?

В основе поэмы Лермонтова рассказ о старости Олега, у князя все в прошлом. Ему покровительствует Стрибог. Поэма заканчивается вопросом. Нет ответа, почему так изменился князь, почему он не чувствует своей былой силы, ведь поэма не закончена. Поэтому князь в балладе Пушкина более живой, он показан в развитии, он и величественный, и страдающий.

8. Рассмотрим иллюстрации к балладе. Определите порядок эпизодов, соотнося их с композицией произведения. Какие цитаты вы можете подобрать к этим иллюстрациям?

  1. А)   Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век.
  2. И к мудрому старцу подъехал Олег.
  3. Вопросы классу:
  4. – Как разговаривает Олег с кудесником?

«Владыка» Олег разговаривает высокомерно, не слезая с коня, не желая беседовать на равных, это притом, что князь понимает духовную высоту кудесника.

И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем.

Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение: «В награду любого возьмешь ты коня».

  • – Что же в ответ обещает кудесник Олегу?
  • Смерть не от ран – это воину, не от болезни и старости – это правителю, а смерть от коня.
  • – Кого из героев баллады вы назвали бы вещим?

Олег имеет прозванье вещий, т.е. мудрый. Но по-настоящему вещим можно назвать только кудесника, т.к. он ведает будущее.

  1. – Как же человек способен видеть будущее?
  2. Это божий дар, вдохновение, откровение свыше.
  3. – Что же воплощают в себе Олег и кудесник?

Олег – это земное начало, то, что тленно, он символ власти. Но,  оказывается, есть небесное, над ним не властвует земное. Кудесник – это символ творчества, свободный полет мысли, независимость.

– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония?

Оказалось то, что Олег пообещал волхву («В награду любого возьмешь ты коня»), он не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает самого любимого.

– Сравним черновик и окончательный вариант. Поэт мыслит образами, слово – это попытка воссоздать этот образ, значит, каждое слово несет важную смысловую нагрузку. Наша задача – определить, почему именно таков словесный выбор поэта.

      Черновой вариант баллады      Окончательный вариант баллады
Князь по полю едет на смирном коне. Князь по полю едет на верном коне. (Это не послушание коня, а его верность)
Из темного леса навстречу ему Идет престарелый кудесник. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник. (Престарелый – это немощный, а кудесник наделен таинственной силой)
И к гордому старцу подъехал Олег.  И к мудрому старцу подъехал Олег. (Независимость волхвов не надменна)
 Но знаю, но вижу паденье твое. (Кудесник будто угрожает князю)  Но вижу твой жребий на светлом челе. (Приговор князю отнесен в самый конец предсказанья, нет мстительности, кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его)
День смерти для многих таится во мгле. Грядущие годы таятся во мгле. (Подчеркивается сила прозрения волхва, все будущее ему открыто)  

Б) Олег усмехнулся; однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай; уж не ступит нога В твое позлащенное стремя.

  • Прощай, утешайся, да помни меня.
  • Вопросы классу:
  • – Почему для Олега так дорог этот конь?

Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Поэтому слова кудесника прозвучали как приговор, поэтому Олег в первый момент даже не поверил ему.

– Сравним черновик и окончательный вариант.

Черновой вариант баллады Окончательный вариант баллады
И молча, рукой опершись на седло. В молчаньи, рукой опершись на седло. (Более долгое раздумье над судьбой коня)
Служил ты мне долгое время… Расстаться настало нам время… (В слове расстаться больше категоричности, но в то же время больше страдания)
Вы, отроки, тотчас возьмите коня… (Олег не хочет тотчас расставаться со своим боевым другом) Вы, отроки-други, возьмите коня… (Скрытая просьба лучше ухаживать за конем)
В твое заслуженное стремя… В твое позлащенное стремя… (Это конь князя, предводителя, а не только воина)
  1. В) Князь тихо на череп коня наступил И молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь
  2. И жаркою кровью мой прах напоишь!
  3. Вопросы классу:
  4. – Когда князь вспоминает о своем верном коне?
  5. Во время пира, в минуту радости и мира, а не осенью, как в летописи.
  6. – Сравним черновик и окончательный вариант.
Черновой вариант баллады Окончательный вариант баллады
Над ветхой главою кургана… Над гордой главою кургана… Над славной главою кургана… (Курган – это захоронение, которое связано со славой прошлого)
Все тот же ль он бодрый, игривый? Все тот же ль он бурный, игривый? (Слово «бодрый» было прозаичнее, обыденнее)

– Какие чувства охватывают князя, когда он слышит о смерти коня?

«Могучий Олег головою поник», именно горе рождает в князе гнев и горечь. Герой Пушкина любит коня, как лучшего друга, над его чувствами не властны ни время, ни смерть коня. Он помнит его прежним, молодым.

– Почему вещий Олег обвиняет в своей ошибке кудесника?

У князя был выбор – верить волхву или поступить по-своему. Поверив «любимцу богов», он обрек себя и коня на разлуку и мирную смерть. Поэтому князю проще назвать кудесника «лживым, безумным стариком», чем обвинить себя.

  • – Как в этой ситуации проявилась горькая ирония? 
  • Стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, только он захотел видеть кости своего боевого товарища, только он вспомнил о старинном погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня – верного друга, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь».
  • – Что вызвало ваше удивление в этом эпизоде?

Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно образность делает Олега лицом поэтическим.

– Так что же, смысл «Песни…» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели?

Может быть и так. Но у Пушкина есть последняя строфа,  в ней и свет, и преодоление горечи, и вечная слава жизни. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов виктора розова за 2 минуты

9. – Итак, мы приходим к выводу:

  • главная черта литературного произведения – это образность, которая сосредоточена в поэтическом слове, в стиле произведения, в его идее;
  • именно образность становится основой поэтической памяти народа, помогая сохранить не только особенности сюжет, но и сделать переживания героев абсолютно живыми, близкими нам;
  • именно образность помогает по-разному толковать одно и то же литературное произведение.

10. Домашнее задание (на выбор):

  • составить словарик историзмов и архаизмов баллады Пушкина, помогающих воссоздать исторический колорит эпохи (можно в виде книжечки);
  • написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»;
  • написать балладу на историческую или фантастическую тему.
  1. Приложение 1
  2. Приложение 2

17.02.2015

Источник: https://urok.1sept.ru/статьи/652990/

Роль метели в повести А. С. Пушкина “Метель”

Н. МЕЛЬНИКОВА, 7-й класс, гимназия Салахова,

г. Сургут

В повести А. С. Пушкина “Метель” главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа “Метель”. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать.

Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее

и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель – сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило.

Автор использует такие глаголы, как “метет”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает ее, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землею”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести “Метель” Бурмина мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Все предначертано кем-то или чем-то свыше.

И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.

А. ГУДИМОВ, 7-й класс, гимназия Салахова,

г. Сургут

Повесть “Метель” входит в цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” великого русского писателя А. С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трех главных героев: Маши, Владимира и Бурмина.

Неслучайно повесть так и называется – “Метель”.

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы.

Мы видим это во многих его произведениях, например, “Песнь о вещем Олеге”, повесть “Выстрел” и, конечно же, в повести “Метель”. А. С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него.

Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был ее возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд.

Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил.

Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть еще и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая ее в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала.

Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях).

Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония.

Здесь также создается книжная обстановка: влюбленные встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причем эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны.

Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но все пока идет по-книжному. Даже то, что им не удается выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает все книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной.

И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А. С. Пушкина “Метель” из цикла “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” – это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/rol-meteli-v-povesti-a-s-pushkina-metel/

Александр Пушкин

С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду (легендарный родоначальник Радша — сподвижник Александра Невского; прадед по матери — А. П. Ганнибал, «арап Петра Великого») и «домашнее» отношение к словесности (среди посетителей родительского дома — Н. М. Карамзин; дядя В. Л. Пушкин — даровитый поэт).

Домашнее воспитание свелось к блестящему овладению французским языком; вкус к языку родному, фольклору и истории пришел от бабки по матери — М. А. Ганнибал, урождённой Пушкиной.

В августе 1811 Пушкин зачислен в Царскосельский лицей, новое привилегированное учебное заведение, находящееся под патронажем императора. Сильнейшее впечатление лицейских лет — Отечественная война 1812.

Лицей, не дав систематического образования, научил товариществу и остался для Пушкина символом братства (близкие друзья — начинающие поэты А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, будущий декабрист И. И. Пущин).

Уже первые сохранившиеся стихотворения (1813; первая публикация — «К другу стихотворцу», журнал «Вестник Европы», 1814, № 13) свидетельствуют о мастерстве Пушкина. Он ориентируется по преимуществу на французскую лёгкую поэзию, К. Н. Батюшкова и В. А.

Жуковского, но учитывает и другие образцы (на экзамене в январе 1815 восторг Г. Р.

Державина вызвали «Воспоминания в Царском Селе», синтезирующие манеры Державина и Батюшкова); следит за литературной борьбой «шишковистов» и «карамзинистов», чувствуя себя бойцом новой школы, вожди которой приглядываются к поэту-«племяннику» (в 1815 Пушкина в лицее посещают Батюшков и Жуковский, в 1816 — Карамзин и П. А. Вяземский; Пушкин общается с Карамзиным, поселившимся летом 1816 в Царском Селе, знакомство с Жуковским и Вяземским перерастает в дружбу). К окончанию лицея (июнь 1817) у Пушкина репутация надежды отечественной словесности.

Петербург

Петербургский период (лето 1817 — весна 1820) проходит бурно: формально числясь по Коллегии иностранных дел, Пушкин не обременён службой, предпочитая ей театр, дружеские пирушки, светскую жизнь, короткие «романы» и частые дуэли, резкие стихи, остроты и эпиграммы.

По убеждению, разделяемому как Карамзиным, так и людьми декабристского склада, Пушкин ветрен, легкомыслен и едва ли достоин своего дарования. В то же время продолжается дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым, он общается с убеждённым противником крепостничества Н. И.

Тургеневым (воздействие его взглядов ощутимо в стихотворении «Деревня», 1819), пишет стихи в высокой гражданственной традиции («Вольность», 1818), отказывается (не без влияния П. А. Катенина) от безоглядного карамзинизма и отдаёт должное исканиям поэтов-архаистов; через Дельвига знакомится с Е. А. Баратынским и П. А. Плетнёвым.

Молодой словесностью Пушкин осознаётся как признанный лидер. Итогом этих лет стала поэма «Руслан и Людмила» (отдельным изданием опубликована в начале августа 1820), явившаяся исполнением поэтического заказа эпохи, над которым тщетно бились Жуковский и Батюшков.

В поэме непринужденно сочетаются историческая героика, элегическая меланхолия, фривольность, национальный колорит, фантазия и юмор; «мелочь» карамзинистов обретает масштабы эпоса, а «протеический» дар позволяет вести рассказ с немыслимой стилистической свободой. Жуковский сразу по прочтении поэмы признаёт в Пушкине «победителя-ученика», а прозвучавшие позднее упрёки не отменяют огромного успеха.

Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А.

Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена). Тронутый рыцарским жестом, Милорадович обещал царское прощение; обращался к Александру I, по-видимому, и Карамзин, обычно к ходатайствам не склонный.

Пушкин был откомандирован в распоряжение наместника Бессарабии генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.

Ссылочный невольник

Встретившись в Екатеринославе с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, бессарабская «смесь одежд и лиц, племён, наречий, состояний», контакты с членами тайных обществ (М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Пестель и др.

) способствовали как росту политического радикализма (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал), так и творческому увлечению Дж. Байроном.

Читайте также:  Краткое содержание о. генри короли и капуста за 2 минуты пересказ сюжета

Поэтизация индивидуализма, сложно связанного со свободолюбием, могучей страсти или разочарования, внимание к экзотическому колориту (природа, чуждые цивилизации нравы и обычаи), усиление суггестивности приметны в новых элегиях («Погасло дневное светило», 1820), балладах («Чёрная шаль», 1820; «Узник», 1822), философско-политической лирике («Наполеон», 1821) и особенно в ориентированных на «восточные повести» Байрона поэмах («Кавказский пленник», 1820; «Братья разбойники»
, 1822-23; «Бахчисарайский фонтан», 1821-23).

Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишинёвско-одесский период (с июля 1823 он служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове) далёк от подчинения эстетике Байрона.

Он работает в разных жанрово-стилистических традициях (напоминающая о Вольтере и Парни поэма «Гавриилиада», 1821; «высокое» дружеское послание «Чаадаеву», 1821, антологическое стихотворение «Муза», 1821; «Песнь о вещем Олеге», 1821, развивающая мотив боговдохновенности свободного творчества в духе Гёте и Шиллера, и пр.).

В Кишиневе был начат «Евгений Онегин» — «роман в стихах», рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и о духовно-интеллектуальной эволюции автора.

Сложности личного плана (запутанные отношения с графиней Е. К. Воронцовой и А. Н.

Раевским), конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, изучение «чистого афеизма» привели Пушкина к кризису 1823-24; мотивы разочарования, близкого отчаянию, охватывают не только сферу политики («Свободы сеятель пустынный…»), но получает и метафизическое обоснование («Демон»; оба 1823). В конце июля 1824 неудовольствия Воронцова и правительства, которому из перлюстрированного письма стало известно об интересе Пушкина к атеизму, привело к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

На осень 1824 приходится тяжёлая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П. А. Осиповой, её семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой.

В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэме «Цыганы» (все 1824); завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина»; главным делом мыслится трагедия «Борис Годунов» (окончена в ноябре 1825), основанная на изучении летописей, «Истории государства Российского» Карамзина и драматических принципов Шекспира. Склоняясь к примирению с действительностью, надеясь на монаршее прощение, Пушкин в то же время строил планы бегства за границу. Внимание к истории и фольклору («Жених», 1825; «Песни о Стеньке Разине», 1826), далеким культурам («Подражания Корану», 1824), новое открытие ценностей любви [«К***» («Я помню чудное мгновенье…»), 1825], дружества («19 октября», 1825), простого и грустного бытия («Зимний вечер», 1825), убежденность в единстве поэзии и свободы, в пророческой миссии поэта («Андрей Шенье»
, 1825; «Пророк», 1826), трезвый скептицизм в оценке современности, отказ от политизации поэзии и своеволия в политике (переписка с К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым) позволили Пушкину выдержать ссылку, помогли пережить декабрьскую катастрофу.

В надежде славы и добра

В суматохе междуцарствия Пушкин намеревался нелегально прибыть в Петербург, но в последний момент переменил планы. 13-14 декабря 1825 написан «Граф Нулин», ироничная поэма на бытовом материале, посвященная, по «странному сближению», проблемам исторической случайности.

Известия о восстании, арестах и следствии вызвали у Пушкина сложные чувства: товарищеское сострадание к декабристам соединялось с признанием сложившейся ситуации, надежды на освобождение (Пушкин не был членом тайных обществ и не полагал себя ответственным за их деятельность) перемежались с опасениями (его «возмутительные» стихи знала вся грамотная Россия и они естественно встраивались в «декабристский» контекст).

8 сентября 1826 Пушкин был доставлен в Москву на аудиенцию к Николаю I, результатом которой стало взаимное признание; император взял на себя цензуру пушкинских сочинений. Пушкин, отдавая должное преобразованиям Николая («Стансы», 1826), сохранил верность друзьям («Во глубине сибирских руд…», 1827).

Это было не двурушничество, но стремление занять государственную позицию: свободные доверительные отношения с царём давали возможность творить добро, в частности, бороться за амнистию декабристов.

Государственничество (неотделимое от верности дворянской чести) предполагало оглядку на державинскую традицию («Друзьям», «Мордвинову», оба 1827); по-державински Пушкин указывает на человечность как неотъемлемое свойство идеального монарха (эта линия ведет от «Стансов» и «Друзьям» к «Герою», 1830).

Любимым героем (и примером для императора) становится Петр I, изображенный «домашним образом» в неоконченном романе «Арап Петра Великого» (1827-28) и апологетически в «Полтаве» (1828), которая начинается как романтическая поэма, а заканчивается как эпос (ср. мощную одическую окраску в эпизоде боя).

Свободно заняв «государственническую» позицию, Пушкин не желал ставить свой дар на какую-либо службу, что вело к внешне парадоксальному соседству стихов гражданских и отстаивающих абсолютную свободу творчества («Поэт и толпа», 1828; «Поэту», 1830).

Оправдание действительности не гарантировало от внешних конфликтов. Отношения с императором (обычным посредником выступал шеф тайной полиции граф А. Х. Бенкендорф) были далеки от намеченной идеальной модели («Борис Годунов»
не получил высочайшего одобрения; ответом на поданную по монаршей воле записку «О народном воспитании» стал вежливый выговор).

Сложности были и в «республике словесности»: Пушкин и его давние союзники (Вяземский, Дельвиг) не вполне сошлись с московскими любомудрами, отношения с Н. А. Полевым и Н. И. Надеждиным колебались от отчужденных до враждебных; в 1829-30 ярым противником Пушкина и его круга стал редактор популярной газеты «Северная пчела» Ф. В.

Булгарин, известный своим сотрудничеством с тайной полицией, сочетавший вражду к аристократии, эпигонское просветительство, торговую хватку, чудовищное хамство и умение доходчиво толковать с публикой.

Стремление к твёрдому общественному статусу оказалось трудно реализуемым — отсюда «охота к перемене мест» (планы заграничного путешествия; поездка в 1829 на театр военных действий, описанная в «Путешествии в Арзрум», 1835); отсюда мотивы одиночества, бессмысленности существования, беззащитности человека перед лицом «равнодушной природы», судьбы, деспотизма («Дар напрасный, дар случайный», «Анчар», оба 1828; «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», оба 1829); отсюда же мотивы расчета с прошлым и надежды на спасительную новую любовь («Воспоминание», «Предчувствие», оба 1828; «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Жил на свете рыцарь бедный», «Я вас любил: любовь ещё, быть может», все 1829).

Болдинская осень

В 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключённым в селе Болдино (Нижегородская губерния).

«Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» — ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (её рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей.

Был завершён «Евгений Онегин», написаны «пропасть» стихотворений и статей, «Повести Белкина», открывающие поэзию и принципиальную сложность «обыкновенной» жизни, «Маленькие трагедии», где историко-психологическая конкретность характеров и конфликтов, принимая символические формы, подводила к «последним» экзистенциальным вопросам (эта линия получит развитие в повести «Пиковая дама» и поэме «Медный всадник», обе 1833; «Сценах из рыцарских времен»
, 1835).

Самостоянье человека

Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны — предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина».

Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, занятым «Вечерами на хуторе близ Диканьки», взаимно стимулировало обращение к фольклору («Сказка о царе Салтане…»).

Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим («Дубровский», 1832-33; «История Пугачева», 1833; «Капитанская дочка», 1836).

Усложняется отношение к Петру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для «Истории Петра»); «объективизм» сменяется трагическим восприятием истории («Медный всадник»); «милость», неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся в религиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной «справедливости» («Анджело»
, 1833; «Капитанская дочка»; «Пир Петра Первого»
, 1835). Большинство оставшихся нереализованными замыслов, планов, отрывков обычно «эпичны» по форме (обращения к самым разным эпохам на основе разных историко-документальных и литературных источников) и «лиричны» по сути. В собственно лирике — при редких и значимых исключениях («Чем чаще празднует лицей», 1831; «Осень», «Не дай мне, Бог, сойти с ума», оба 1833; «Туча», «Полководец», «…Вновь я посетил», все 1835) — доминируют переводы («Странник», 1835), стилизации, подражания, «вариации на тему» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836) или «квазиподражания» («Из Пиндемонти», 1836) — «своё» подаётся как «чужое» или утаивается от публики.

Поединок

Семейная жизнь радовала (имел четверых детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера; поданное им летом 1834 прошение об отставке было взято назад, т. к. грозило отлучением от государственных архивов).

Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за редкие публикации. Ориентированный на культурную элиту журнал «Современник» (1836; четыре тома; среди авторов Жуковский, Гоголь, Ф. И. Тютчев), как и «История Пугачева», успехом у публики не пользовался.

Духовная независимость Пушкина, его культурно-государственная стратегия, установка на особые отношения с государем, личная честь и презрение к бюрократическо-аристократической черни обусловили вражду со «свинским Петербургом» (от сервильных литераторов и светских шалопаев до министра народного просвещения С. С. Уварова).

Получив 4 ноября 1836 анонимный пасквиль, Пушкин посылает вызов Ж. Дантесу, публично ухаживавшему за женой поэта. Дуэль была расстроена, Дантес вынужден жениться на Е. Н. Гончаровой, свояченице Пушкина, однако его поведение после свадьбы и светская реакция на «историю» показали, что кризис не разрешился.

25 января 1837 Пушкин отправляет приёмному отцу Дантеса, нидерландскому посланнику Л. Геккерну, письмо, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. 27 января около 5 вечера Пушкин был смертельно ранен.

После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей «на своё попечение» (было исполнено), исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.

Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге (см. «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова; позднее на смерть Пушкина откликнулись стихами Жуковский, Тютчев, А. В. Кольцов); у его гроба побывало (по разным данным) от 10 до 50 тысяч человек.

А. С. Немзер

[Статьи (1) об А. Пушкине]

Источник: https://pitzmann.ru/pushkin.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector