Главный герой сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — мальчик по имени Нильс. Он любил пошалить и не любил учиться. Однажды он поймал гнома. Гном рассердился и сделал его таким же маленьким, каким был сам, после чего исчез. Нильс испугался, что навсегда останется маленьким, и стал везде искать гнома, чтобы попросить расколдовать его. Поиски привели его на двор. С удивлением мальчик понял, что понимает язык птиц и зверей. В это время мимо пролетала стая диких гусей. Они стали дразнить домашних гусей и звать их с собой в Лапландию.
Один из домашних гусей по кличке Мартин решил лететь с диким гусями. Нильс пытался его удержать, но забыл, что он гораздо меньше гуся и вскоре оказался в воздухе. Весь день они летели, пока Мартин совсем не выбился из сил.
Один раз они даже отстали от стаи, но сумели ее нагнать. Дикие гуси, поначалу узнав, что Нильс – человек, хотели прогнать его, но так случилось, что мальчик во время ночевки спас одного из них от лиса и его не стали прогонять.
Много дней гуси летели к своей цели, временами делая остановки. Во время одной из остановок Нильс спас бельчонка Тирли, который выпал из гнезда. Мальчик вернул его матери.
Наконец стая добралась до заброшенного замка, где давно жили только разные звери и птицы. От обитателей замка путешественники узнали, что замок осаждают крысы. Но положение спас Нильс.
Предводительница гусиной стаи дала ему волшебную дудочку, и мальчик, играя на ней, заманил всех крыс в воду, где они и утонули.
Позже Нильс узнал, что дудочку принес филин от того самого лесного гнома, которого он обидел. Гном все еще очень сердился на мальчика.
Полет гусей продолжался. Множество приключений выпало на долю Нильса. Он убегал от бронзовой статуи короля в одном портовом городе, побывал под водой и спас семью медведей от охотников. Уже все звери и птицы знали о мальчике, который путешествует вместе с гусями. А гусь Мартин в дороге обзавелся подружкой по имени Марта.
Наконец стая прилетела в Лапландию. Птицы стали строить себе гнезда и выводить птенцов, и Нильс тоже решил построить себе настоящий дом.
Ему помогала вся гусиная стая, а прилетевшие ласточки покрыли дом глиной. Все лето прожила стая в Лапландии, а осенью собралась лететь обратно, на юг.
Нильс очень скучал по дому и родителям, но он не хотел возвращаться к родным, будучи крошечным человечком.
Предводительнице стаи удалось узнать, что Нильс может вернуть себе прежний облик, только если кто-то добровольно согласится стать таким же крохотным, как он.
И вот стая отправилась на юг. Вместе со взрослыми гусями летели и молодые гусята. На привалах все звери, которые уже знали о Нильсе-путешественнике, подкармливали его, кто чем мог.
Когда стая пролетала мимо дома родителей Нильса, мальчик решил узнать, как они живут. Но он все еще не хотел возвращаться к ним маленьким. Мальчик узнал, что родители помнят о нем и горюют, что его нет рядом. И тут неожиданно один из гусят заявил Нильсу, что хочет быть маленьким.
Нильс обрадовался и произнес заклинание, после чего снова стал прежним мальчиком. Обрадованные родители узнали своего сына, который каким-то чудом вдруг очутился на пороге родного дома. Вскоре Нильс снова пошел в школу. Теперь он учился только на одни пятерки.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» состоит в том, что шалости и проказы не проходят даром, и за них можно получить наказание, порой очень суровое. Нильс был наказан гномом очень строго и перенес много лишений, прежде чем смог исправить ситуацию.
Сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» учит быть находчивым и смелым, уметь защищать своих друзей и товарищей в опасные минуты. Нильс за время своего путешествия сумел сделать много добрых дел для птиц и зверей, и они за это отплатили ему добром.
В сказке мне понравился лесной гном. Он строгий, но справедливый. Гном очень строго наказал Нильса, но мальчик, в результате, многое осознал, его характер изменился в лучшую сторону после пережитых испытаний и стал хорошо учиться в школе. Наказание пошло Нильсу на пользу, он стал хорошим человеком.
Какие пословицы подходят к сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»?
Глядя на людей, хоть и не растешь, а тянешься. Больше узнаешь — сильнее станешь.Человек без друга, что земля без воды.
Краткое содержание “Приключения Нильса с дикими гусями”
В двух словах: Главного героя Нильса Хольгерссона гном превращает в карлика, и мальчик совершает увлекательное путешествие на гусе из Швеции в Лапландию и обратно. По пути в Лапландию он встречает стаю диких гусей, летящих вдоль Ботнического залива, и вместе с ними заглядывает в отдаленные районы Скандинавии.
В результате Нильс посещает все провинции Швеции, попадает в различные приключения и узнает много нового из географии, истории и культуры каждой провинции своей родины.
На маленьком крестьянском дворе, что на самом юге Швеции, проживает четырнадцатилетний Нильс Хольгерссон, приносящий родителям только хлопоты, ведь он ленив и зол по натуре.
Однажды в конце марта за очередную злую проделку добрый гном, живший в доме Нильса превращает его самого в гномика. Гусак Мартин намеревается присоединиться к каравану диких гусей, которые собираются полететь в Лапландию. Нильс собирается этому воспрепятствовать, но у него ничего не выходит, ведь он сам малютка: гусак просто сажает его к себе на спину.
После того, как Нильс помог в беде нескольким животным, вожак стаи – старая и мудрая гусыня Акки, решает, что Нильсу пора возвращаться домой к родителям и, что он снова может стать человеком.
Но Нильс хочет дальше продолжать путешествие с гусями по Швеции, чем превращаться обратно. Теперь наш герой продолжает путешествовать с гусями, и узнает природу своей…страны, ее историю, культуру и города.
Одновременно он переживает множество опасных приключений, во время которых ему предстоит сделать нравственный выбор.Параллельно описывается история крестьянской девочки Азы и ее маленького брата Матса. Они друзья Нильса, которые часто вместе оберегали гусей.
Внезапно умирает их мать и все братья и сестры. Многим кажется, что это – проклятие одной цыганки. Отец Азы и Матса из-за нужды покидает своих детей и становится горнорабочим в Мальмберге, что на севере Швеции.
Однажды Аза и Матс узнают, что их мать и братья с сестрами умерли вовсе не от цыганского проклятия, а в следствии туберкулеза. Они отправляются к отцу, чтобы рассказать ему об этом. Во время путешествия они узнают, что такое туберкулез и как с ним бороться.
Вскоре Аза и Матс прибывают в Мальмберг, где Матс погибает в результате несчастного случая.
Схоронив брата, Аза встречается с отцом: теперь они снова вместе!
Осенью с дикими гусями из Лапландии возвращается Нильс. Прежде чем продолжить свой путь через Балтийское море в Померанию, гусак Мартин ссаживает Нильса во дворе его родителей, которые уже обеспокоились пропажей своего сына. Они ловят гусака и уже хотят его убить, но Нильс не разрешает им этого, ведь с Мартином они стали настоящими друзьями. В этот момент он снова превращается в человека.
Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-pyteshestvie-nilsa-s-dikimi-gysiami-lagerlefa-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt
с. 44 – 70. С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
? с. 54
— Что случилось с мальчиком Нильсом Хольгерсоном: что он потерял и что приобрёл?
Почему Нильс наказан именно так? Почему после своего превращения он начал понимать язык животных?
Нильс потерял нормальные человеческие размеры, став крошечным, но, перейдя в другое измерение, стал понимать язык животных и птиц.
Преимущества в росте и физической силе, которыми обладал Нильс до превращения, давали ему возможность издеваться над всеми, кто меньше и слабее его.
(Найдите в тексте сведения о том, кто из обитателей двора и как именно пострадал от Нильса.) Нильс на собственной шкуре должен почувствовать, что значит быть меньше и слабее другого.
С какими опасностями Нильс уже столкнулся? Предположи, подстерегают ли его новые опасности?
Найдите в тексте и зачитайте те места, где говорится об отношении к Нильсу воробья, петуха, гусей, кота, — это круг тех опасностей, с которыми Нильс уже столкнулся. Потом необходимо найти в тексте и зачитать или пересказать то место, где говорится о переживаниях Нильса по поводу реакции родителей и соседей на его превращение, об опасности быть украденным и осмеянным приятелями-мальчишками.
Тебе жалко Нильса? А может, гном прав, и Нильс получил по заслугам?
? с. 55
Как ты думаешь, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит Нильса? Тебе уже понятно, что Нильса и Мартина ждёт много приключений? Есть ли в характере Нильса такие черты, которые могут сослужить ему хорошую службу в трудных обстоятельствах?
Важно, чтобы, отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, обрадуется ли Мартин, когда обнаружит Нильса», строить свои гипотезы, опираясь на конкретные факты. Что является в данном случае фактами? Сведения о том, как Нильс относился к обитателям двора, пока был большим, мог ли он заслужить любовь хоть кого-нибудь из них. Вот исходя из этого и выскажетесь.
Нильс — чрезвычайно храбрый мальчик. Именно эта бесшабашная смелость послужила одной из причин его несчастья. Прекрасно зная о всемогуществе гномов («Захотят гномы — зимой на снегу цветы зацветут!»), он, тем не менее, безобразничает и издевается над гномом. Забыв, что стал уже маленьким, Нильс угрожает коту.
Не думая об опасности, Нильс пытается задержать Мартина, повиснув на нём. Но Нильс не только храбрый, но и умный и сообразительный мальчик, стремящийся найти выход из трудной ситуации: он не плачет от отчаяния, став маленьким, но старается сделать всё, чтобы найти гнома.
Кроме того, Нильс, судя по всему, довольно ловкий: несмотря на крошечный рост, он сумел забраться на стол по ножке стула; сумел запрыгнуть на спину разбегающемуся гусю Мартину.
? с. 62
— Как внешне выглядят дикие гуси (в том числе и Акка)? Почему они испытывают чувство превосходства перед домашними гусями? Что позволяет Акке Кнебекайзе быть предводителем стаи?
Смысл вопросов в том, чтобы сделать очевидным противопоставление домашних гусей диким гусям. Более крупные и упитанные, белые и красивые домашние гуси вместе с тем являются неповоротливыми, ленивыми и лишёнными основного качества, которым гордится любая настоящая птица: они плохо летают.
Будучи водоплавающими птицами, они к тому же ещё и плохо плавают и ныряют. Дикие же гуси, не отличаясь внешней привлекательностью (зачитайте описание их и Акки), обладают огромными преимуществами: они могут летать на огромные расстояния (они — настоящие путешественники), умеют оберегать себя от опасностей в пути, прекрасно плавают.
Всё это даёт им основание относиться с превосходством к домашним гусям.
Вопросы о характере и качествах Акке Кнебекайзе рассчитаны не только на то, чтобы мы нашли нужный отрывок текста на с. 59–60, где дана оценка Акки как великолепного предводителя стаи (от слов «Сто раз уже водила она гусей…» до слов «… подстерегавших гусей в пути»). Это было бы слишком просто.
Вопросы рассчитаны ещё и на перечитывание двух фрагментов текста. В первом фрагменте (с. 56) дикие гуси три раза пытаются найти в Акке сочувствие по отношению к Мартину, и Акка три раза отказывает в этом сочувствии. Важно обнаружить в поведении Акки два момента. 1.
Акка не просто отказывает Белому в помощи, она каждый раз ещё и учит: сообщает, как легче лететь (лететь быстрее; лететь выше). Лишь в третий раз она безжалостно говорит, что надо было Белому остаться дома, раз он не умеет летать.
Заметьте, что рухнувший на дерево Мартин, «разозлившись», в конце концов, воспользовался советами Акки и нагнал стаю. 2.
Акка действительно ничем, кроме советов, не может помочь Белому: на ней лежит ответственность за жизнь и сохранность всей стаи, поэтому она не имеет права ни менять маршрут, ни делать непредвиденные остановки: ведь на ночёвку гуси должны попасть в определённое место и в определённое время.
Второй фрагмент (где Акка устраивает Мартину «собеседование» (с. 60)) тоже очень важен для понимания характера Акки.
Акка разговаривает с Мартином с уважением: интересуется, почему он решился на такое рискованное предприятие; старается выяснить, что он умеет делать хорошо; она не сердится из-за того, что Мартин слишком смело разговаривает — напротив, это вызывает в ней уважение.
Как и стремление Мартина учиться летать — она считает, что учиться никогда не поздно. Вместе с тем Акка очень решительна, и её решения не подвергаются обсуждению — она настоящий предводитель стаи, хранящий заветы дедов и прадедов, то есть для стаи она является абсолютным авторитетом.
После того как будут проанализированы оба фрагмента текста, можно отвечать на поставленный вопрос: можно ли назвать Акку так или эдак, какими именно словами можно определить её качества как предводителя стаи. Акку можно назвать мудрой, опытной, справедливой и осторожной.
Что подразумевал Нильс, когда сказал: «До сегодняшнего дня я был человеком»? Имеет ли выражение «быть человеком» и прямое, и переносное значения? Был ли Нильс человеком в прямом смысле до своего превращения? А можно ли было считать его человеком в переносном смысле?
Что имел в виду Мартин, когда сказал Акке про Нильса: «Его и человеком-то не назовёшь!»?
Смысл этих вопросов в том, чтобы мы почувствовали их иносказательность, основанную на многозначности слова «человек». С одной стороны, человеком мы называем любое человеческое существо. С другой стороны, когда мы говорим: «Будь же ты человеком!», мы вкладываем в слово «человек» особый нравственный смысл. «Быть человеком» означает «быть хорошим человеком, настоящим человеком».
Поэтому когда Нильс говорит Акке, что совсем недавно он был человеком, то это может вызвать у читателей сильные сомнения: разве можно такого лентяя и озорника, который всех обижает, никому не даёт проходу, считать человеком? Когда Мартин говорит Акке про Нильса: «Его и человеком-то не назовёшь», он имеет в виду, конечно, только то, что Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи. Но звучат слова Мартина своеобразным приговором Нильсу: его, Нильса (если судить по прошлым поступкам), действительно нельзя назвать человеком! Ему ещё только предстоит стать человеком — не только вернув себе прежний физический облик, но и изменившись нравственно; ему ещё предстоит доказать окружающим и себе самому, что он может быть другим.
? с. 69
Чем Нильс заслужил слова, которые сказала ему старая Акка: «…стая позволяет тебе остаться с нами»?
Нильс проявил находчивость, отчаянную смелость и упорство, спасая гуся. Более того, он ринулся спасать гуся не из корыстных соображений (а вдруг за благородный поступок его оставят в стае?). Ему даже некогда было об этом подумать, не было времени рассуждать: он бросился спасать гуся — и всё! Именно это вызвало такое уважение к нему Акки и решение оставить его в стае.
Какие чувства испытывал Нильс: а) во время погони за лисом; б) когда лис выпустил гуся; в) ночью, сидя на дереве?
Следующий вопрос, состоящий из трёх частей, нацелен на внимательное вычитывание текста, на отслеживание изменений состояния героя и его переживаний. Первая часть вопроса. Во время погони за лисом Нильс испытывал только страстное желание догнать лиса, он даже ни о чём думать не мог, он был одержим приступом храбрости.
Вторая часть вопроса. Когда лис выпустил гуся, Нильс посмотрел ему вслед «с радостью», но этот факт надо ещё обнаружить и вычленить, поскольку в тексте сказано: «Нильс и Смирре посмотрели ему (гусю) вслед. Один с радостью, другой со злобой». Нильс развеселился, когда крепко вцепился лису в хвост: «сначала Нильсу было даже весело от этой бешеной пляски».
Третья часть вопроса. Сидя на дереве, Нильс испытывал разные чувства: страх — потому что всё в лесу казалось будто каменным («Страшно в лесу ночью!»); страх из-за того, что уснёт и упадёт вниз; потом — когда рассвело и Нильс увидел пролетавших над ним гусей — он испытал чувство одиночества и обиды, почувствовав себя заброшенным и несчастным.
Как характеризует диких гусей та «игра», которую они затеяли с лисом Смирре? А решение, которое приняла за всех Акка Кнебекайзе?
Разве для того, чтобы выручить Нильса, нельзя было просто подлететь к дереву и забрать его? Разве в этой игре была необходимость? Если не было, то зачем же гуси её затеяли?» Важно оценить не только благородство стаи, способность гусей быть благодарными, настоящими товарищами, но и тот риск, которому подвергались гуси, пролетая очень низко над лисом. Хорошо оценить и остроумие этой игры, и её смысл. Гуси не просто выручили Нильса из беды (для этого Мартину было бы достаточно подлететь к дереву и забрать друга); они решили продемонстрировать свою единодушную поддержку Нильсу, показать, что они все, включая его, — стая, единая сила. Это была ещё и демонстрация силы — настоящий урок лису Смирре. Так проучить лиса возможно было только в том случае, если гусей много и все они выполняют одну задачу. Решение Акки оставить Нильса в стае выражает общее мнение всех гусей и характеризует их как справедливых и благодарных.
Хочешь узнать, что приключилось с Нильсом дальше?
Возьми в библиотеке книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Прочитай её и выясни, с помощью какого заклинания Нильс снова превратился в человека.
Далее учебник рекомендует школьникам взять в библиотеке книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и прочитать, чем закончилась история Нильса.
Как ты думаешь, когда же началось превращение Нильса в человека: когда он произнёс заклинание или намного раньше?
С чем это было связано? Трудно ли человеку стать человеком? Что для этого нужно?
Смысл последнего блока вопросов в том, чтобы ещё раз обозначить наличие нравственной проблемы наряду с проблемой сказки: найти способ обратного превращения Нильса в нормального человека. Нравственная же проблема, которая «живёт» рядом, — найти способ превратиться из гадкого мальчишки в достойного человека. А для этого нужно не знание магической формулы, а достойное поведение.
Важно отметить, что Нильс уже начал своё превращение в человека, когда оттащил к озеру смертельно уставшего Мартина; когда — не думая о последствиях — бросился спасать чужого ему дикого гуся.
Таким образом, превращение Нильса в человека связано не только с тем, найдёт он гнома или нет, узнает волшебные слова заклинания или нет.
Но и с тем, насколько он способен выдержать те испытания, которые посылает ему жизнь в стае диких гусей (членом которой он стал), полная опасностей. Именно в таких ситуациях проверяются качества настоящего человека.
Чему же научился Нильс за время путешествия? Он научился помогать другим, не оставлять других в беде (кому именно? как именно?). Научился заботиться о других, прислушиваться к другим, научился дружить и любить других — Мартина, Акку, гусят, родителей.)
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.
Источник: https://e-razumniki.ru/s-44-70-s-lagerlyof-chudesnoe-puteshestvie-nilsa-s-dikimi-gusyami-literaturnoe-chtenie-4-klass-pnsh/
Конспект по лтературному чтнию С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с гусями" (3 класс)
- Орг. Момент
- Мотивационный этап
- Постановка учебной задачи
- Решение учебной задачи
- Итог
- Рефлексия
- Здравствуйте ребята!
Ребята, я вчера приехала домой, присела на диван.
И не заметила, как заснула. Проснулась от странного шороха и увидела в углу маленького человечка. Как вы думаете кто это? Это был гном. Мы с ним разговорились, он рассказал мне много интересного, знает много сказок, знает творчество писателей.
И он мне рассказал одну очень интересную историю.
Жила в уютной усадьбе Морбакка в Шведской провинции маленькая девочка с длинным, как и положено в Швейцарии. Именем – Сельма Оттилия Лувиса. Фамилия ее была Лагерлеф. Девочка была тяжело больна. Она почти не вставала с постели. И ей жилось бы очень тяжело, если бы не ее фантазия. Дни болезни она скрашивала тем. Что сочиняла сказки, стихи, волшебные истории.
Девочка все-таки смогла победить болезнь. Когда она стала взрослой, она закончила учительскую семинарию и стала работать учительницей в маленьком городке на юге Швеции. Она учила детей и писала книги. Правда, в начале творчества Сельма Лагерлеф писала книги для взрослых.
Однажды, она решила написать занимательный учебник географии для детей о Швеции. Она написала интересное произведение – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». За свою жизнь Сельма Лагерлеф написала много книги, но именно эта книга получила признание не только в Швеции. Но и во всем мире.
В конце нашей беседы гном протянул мне приглашение к путешествию. И сказал такие странные слова, что участником путешествия может стать только тот, кто выполнит все его задания. После этих слов он исчез. А на полу я увидела свиток, где были написаны задания.
Вы уже прочитали рассказ и сейчас проверим, кто из вас самый внимательный, ответив на вопросы викторины.
Вопросы:
-
В какой день недели началась эта история? (воскресенье)
-
Как называлась деревня, в которой жил Нильс. (Вестменхег)
-
Какие драгоценности хранила мать Нильса в сундуке? (наряды, которые она носила в молодости, широченные юбки из домотканого крестьянского сукна, накрахмаленные чепцы, серебряные пряжки и цепочки)
-
Сколько лет было Нильсу, когда он повстречал гнома? (12)
-
Во что был одет гном. Когда Нильс его увидел в доме? (На голове — широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)
-
Кто это — в кожаных штанах, в жилетке и в клетчатой рубашке с большими пуговицами? (заколдованный Нильс)
-
Закончите фразу: «Мальчишки от зависти лопнут, когда.….(увидят меня с ружьем»)
-
Закончите фразу: «Приснилось мне все это, что ли? — подумал Нильс. — Да, нет правая щека горит, словно… (по ней пришлись утюгом»)
В следующем задании Гном предлагает нам составить о Нильсе пересказ. Ребята, как вы думаете, какой это будет пересказ? Подробный, краткий или какой? А какова наша главная учебная задача? Это составить выборочный пересказ о главном герое Нильсе.
Но, второе задание сложное и я боюсь, вы не справитесь с ним. Вам надо чтобы рассказ получился правдивым, точным и главное интересным. Ребята, я хочу вам помочь, хочу, что бы вы получили приглашение в путешествие.
Я помогу вам разобраться каким он должен, как его составить. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы составить рассказ о герое, если перед нами текст? Нужно наметить план.
Мы будим рассматривать, как изменялся Нильс, его поступки и его отношение к другим людям по трем главам. Каждую главу мы будим рассматривать отдельно.
Рассматриваем первую главу.
— Какой мальчик жил в деревне Вестменхег? С виду – мальчик как мальчик.
— Какие поступки он совершал в лесу? Разорял гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, кота дергал за хвост.
-Что он не хочет делать? Уроки
-Какого он ведет в доме? Гнома.
- -Как Нильс ведет себя с родителями? Он их не слушает
- -Какую шутку хотел сыграть мальчик с удивительным гостем? Хотел столкнуть его в сундук и захлопнуть крышку
- -Что сделал с гномом? Поймал сачком
-За что Нильс согласился освободить гнома? Что он получил от него? Согласился за золотую монету, а получил затрещину.
- Рассматривание второй главы.
- -Что произошло с мальчиком? Он уменьшился
- — Во что был одет мальчик? в кожаные штаны, в жилетку и в клетчатую рубашку с большими пуговицами
- -Что он пытается делать? Пытается читать книгу
-Кого Нильс видит в зеркале и что он делает, что с ним происходит? Собственное отражение. Дразнит его, плачет.
- -Что он решается делать? Искать гнома
- -Что с ним происходит во дворе? Его клевали, щипали, долбили клювами, дергали за руки и за ноги
- -К кому он обратился за помощью? Ласково обращается К коту
- -Что происходит между ними? Нильс грозит коту и тот нападает на мальчика
- -О чем задумывается Нильс?
- Рассматриваем 3 часть.
- -Что-нибудь изменилось с мальчиком? Нет, он остался маленьким
- -Что Нильс делает во дворе? Пытается остановить любимого маминого гуся Мартина и обхватывает его шею
- -Что с ним происходит, когда пытается остановить гуся? Сам того не желая улетает с гусями
МЫ с вами разобрали текст и на доске вы видите опорные слова. По ним вы должны будите составить рассказ о Нильсе.
Но есть и критерии, по которым оценивается ответ.
-
Правильность
-
Кратко и точно передать содержание
-
Отсутствие речевых ошибок
Идет рассказывание
Ребята, как вы думаете, кто точнее передал содержание, кто красиво и интересно говорил.
Мы с вами выполнили сегодня интересное задание, составили выборочный пересказ о главном герое. Вы уже поняли, какую главную мысль пытался передать автор? За что был наказан Нильс, и какой урок он получил. В этих отрывках еще не все, это все мы можем увидеть дальше.
- Как вы думаете, кто достоин путешествия?
- 10 мин.
- 5 мин.
- 20 мин.
- 5 мин.
- Организует внимание детей
- Представляет слово о писателе
- Задает вопросы
- Ставит задачу
- Помогает детям составить план
- Слушает ответы
- Подводит итог
- Слушают
- слушают слово о писателе
- Ищут ответы в учебнике, отвечают на вопросы учителя
- Отвечают на вопросы. Принимают учебную задачу
- ищут ответы в учебнике, Отвечают на вопросы
- Составляют рассказ по плану
- Анализируют урок
- Умение организовывать себя
- Умение слушать,
- Умение отвечать на вопросы
- Умение выявлять главную учебную задачу
- Умение работать с текстом учебника
- Анализ пройденного на уроке
Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-lteraturnomu-chtniyu-s-lagerlef-chudesnoe-puteshestvie-nilsa-s-gusyami-klass-2293855.html
Лагерлеф Сельма “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” Читательский дневник
- Лагерлеф Сельма.
- Название: «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями». - Жанр: сказочная повесть.
- Тема произведения: дружба.
- Число страниц: 146.
- Главные герои и их характеристика:
- Нильс. Озорной и проказливый мальчик, который
учится доброте и взаимовыручке. - Мартин. Гусь, друг Нильса.
- Акка. Гусыня, вожак стаи. Смелая и справедливая.
- Лис Смирре. Коварный и хитрый.
- Гном. Жестокий шутник.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Проказник Нильс превращается в гномика и отправляется в далёкое
путешествие с гусями. Он учится добру и справедливости, ответственности за свои
поступки.
Сюжет – краткое содержание
- Пойманный гном превращает Нильса в маленького
человечка, и тому приходится лететь с Мартином. - Нильс спасает гусей от лиса, и его принимают в
гусиную стаю. - В пути Нильс много раз выручает гусей и прочих
животных, и его считают героем. - В Лапландии гусь Мартин находит себе подружку и
заводит гусят. - Нильс узнаёт секрет обратного превращения в
человека, но отказывается предавать друзей. - Вернувшись домой, Нильс превращается в мальчика,
когда читает заклинание над гусёнком-проказником.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась история про волшебную дудочку, с помощью
которой Нильс спасает некий замок от крыс. Он играет на дудочке и уводит крыс в
воду.
План произведения для пересказа
- Коварный гном.
- Мартин и Нильс.
- Лис Смирре.
- Крысы.
- Борьба с лисом.
- Лис на цепи.
- Подводный город.
- Медведи.
- Мартин и Марта.
- Тайна сов.
- Рукопись Удачника.
- Снова мальчик.
- Главная мысль
- Жизнь нужно потратить на добрые дела, помогая другим.
- Чему учит эта книга
Сказка учит доброте и отзывчивости, ответственности за свои
поступки, честности и благородству. Учит выручать друзей, если те попали в
беду. Учит самопожертвованию. Учит не обижать животных.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравилась эта добрая сказка. Много приключений выпало
на долю мальчика Нильса, но зато он понял главное – нельзя быть эгоистом и
строить своё счастье на несчастьях других людей.
- Новые слова и выражения:
- Лапландия – страна на Крайнем Севере.
- Заправский – настоящий.
- Сплоховать – ошибиться, допустить промах.
- Пословицы к произведению
- Жизнь дана на добрые дела.
- Если ты к людям лицом, то и они к тебе не спиной.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Кто не встречал в жизни трудностей, тот не станет человеком.
- Друг познаётся в беде.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/lagerlef-selma-chudesnoe-puteshestv/
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» краткое содержание
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — сказочная повесть Сельмы Лагерлёф.
В одной небольшой шведской деревне жил мальчик, которого звали Нильс. С виду в нём не было ничего особенного. Вот только разве что, очень любил он проказничать.
В школе он получал двойки, потому что на уроках зевал, разорял в лесу гнёзда птиц, а в своём дворе бросал камни в коров и дёргал за хвост кота. А ещё он очень любил дразнить и гонять гусей и кур.
Но когда ему исполнилось двенадцать лет, с ним случилось невероятное приключение.
Мать с отцом уехали в соседнюю деревню на ярмарку, а сыну приказали сидеть дома и делать уроки. Но не тут-то было, на дворе стоял март, и у мальчишки было такое настроение, что хотелось кричать и бегать по лужам, а не сидеть в такой замечательный выходной день дома. За чтением учебника мальчик задремал, но услышав какой-то шорох, проснулся.
В комнате никого не было, но тут он увидел, что сундук, в котором мама хранит свои наряды, открыт. Нильс хорошо помнил, что перед уходом мать проверила замок, и он был закрыт. Мальчик увидел, как по краю ползёт маленький смешной человечек. Нильс схватил сачок и поймал гнома в сетку.
Гном просил его отпустить в обмен на золотую монету, но Нильс решил над ним пошутить и в итоге был заколдован гномом. Он стал таким же малюсеньким человечком, как и гном. Нильс решил того отыскать и попросить его расколдовать.
Нильс вышел во двор и увидел воробья, который громко чирикал, мальчик с удивлением обнаружил, что понимает язык птиц и зверей. Его нещадно начали клевать гуси и куры, а кот хоть и знал где искать гнома, ничего ему не сказал.
В это время с юга пролетала мимо стая гусей, они стали уговаривать домашних птиц полететь с ними.
Один молодой, белый гусь, по кличке Мартин, увязался за ними, Нильс, чтобы его задержать повис на шее и не заметил, как оказался высоко в небе. Он переполз на спину и так и летел, разглядывая внизу поля и леса.
Они летели весь день, и только к вечеру Мартин стал отставать. Один раз он даже упал, но нашёл в себе силы, и они продолжили путь. Наступила ночь, и стая приземлилась.
Белый гусь, лежал обессиленный, но Мартин подтащил его к воде и тот смог напиться. Так началась их дружба.
Стая была против человека и только когда мальчик спас от лиса одного из диких гусей, ему позволили лететь с ними в Лапландию. Прошло пять дней пути. Хуже всего Мартину было добывать себе еду.
То, что приносили гуси, он не ел, приходилось разыскивать упавшие орехи. Однажды его сильно покусали муравьи, и пришлось стае на три дня задержаться.
Следующим местом привала, был окружённый горами замок. Здесь не жили люди, его населяли разные животные и птицы, и всё было хорошо. Но в этот раз обитателям замка угрожало нашествие огромных крыс. Они собирались своим несметным полчищем ворваться в замок этой ночью.
Главная гусыня стаи сказала Нильсу, что он должен всех спасти. Она подсказала ему как это лучше сделать. И вот когда ночью стая серых крыс залезла в замок, и начала с жадностью поглощать зерно, заиграла дудочка. Крысы как зачарованные бежали на её волшебный звук. Мартин, наигрывая, завёл их к озеру и сел в лодку. Так все крысы и потонули. Позже Нильс узнал, что эту дудочку передал гном.
На горе Кулаберг начинался праздник, на котором собирались все птицы и звери. Нильсу, как герою, было дозволено посетить его со всеми. Никогда ещё ни один человек не видел подобных игрищ. Правда, праздник был омрачён, нападением лиса на стаю, но его тут же наказали. Гуси полетели дальше на север.
Сорока рассказала лису, где стая остановиться на ночёвку и тот побежал за ними. Он подговорил и куницу, и выдру напасть на гусей, но им помешал отважный маленький мальчишка.
Обозлённый лис пообещал главной гусыне оставить их в покое, если ему отдадут Нильса. Акка ему отказала. Тогда он надоумил ворон схватить Мартина, и у них бы всё получилось, если бы не природная смекалка и мужество мальчика.
В итоге лис поплатился за свою кровожадность свободой.
Их следующим пунктом привала был город. Люди уже все спали, а Нильсу захотелось прогуляться. Он бродил по улицам, пока не увидел бронзовую статую.
Нильс немного подразнил её и отправился дальше, как вдруг услышал её шаги. Мальчик бросился бежать и наткнулся на кого-то деревянного человека. Тот поднял его и посадил под свою шляпу.
Позже из их разговора, Нильс понял что бронзовый, это король, а деревянный – боцман.
Стая продолжила свой полёт в Лапландию. Позже мальчик спас семейство медведей. А перед самым конечным пунктом Мартина схватили люди, чтобы зарезать. Нильс пробрался в дом, и перерезав верёвки, спас своего друга. Наконец вся стая прилетела в северную страну. Там все стали обустраиваться.
Обзавелись себе семьями, птенцами, понаделали жилищ. Много с кем познакомился Нильс на севере. Но вот пришло время лететь домой. От орла мальчик узнал заклинание, которое может его спасти, но для этого должен был найтись тот, кто захочет с ним поменяться.
Долго летели они и вот, наконец, родная деревня. Нильс увидел своих родителей, которые печалились о нём. Потом один молоденький гусёнок Юкси захотел стать таким же маленьким, как мальчик. Нильс прочитал заклинание, и всё изменилось. Он опять большой, а к нему бегут в слезах родители. Он прощается со стаей и начинает ходить в школу. Теперь в дневнике у него только хорошие оценки.
Источник: https://kratkoe.com/chudesnoe-puteshestvie-nilsa-s-dikimi-gusyami-kratkoe-soderzhanie/
Герои и содержание кратко путешествие нильса с дикими гусями plz спасибо заранее
OLGA Высший разум (501073) 7 лет назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота.
Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире.
Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Володька Ученик (155) 3 года назад Саша Застольная Ученик (187) 3 года назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
70 Нравится Пожаловаться
Наталья Зубченко Ученик (156) 3 года назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра.Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире
Туц ТУЦЕР Ученик (131) 2 года назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире.
елена михайлова Знаток (366) 2 года назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире.
Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Роза Яшанова Ученик (189) 2 года назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире.
иван фоменко Ученик (181) 2 года назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире.
Егор Жевлаков Ученик (118) 2 года назад Моего любимого героя нельзя назвать примерным ребёнком. «С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнёзда, гусей во дворе дразнил… а кота дёргал за хвост, будто это верёвка от дверного колокольчика».Но таким он был только до двенадцати лет, пока не случилось с ним необыкновенное происшествие. За лень и грубость гном заколдовал его, превратив в крошечного мальчика. И тут началась для Нильса новая, удивительная жизнй. Он стал понимать язык зверей и птиц, а дикие гуси увлекли его с собой в далёкое путешествие. Во время странствий по Швеции Нильс не только выучил географию, повидал птиц и зверей, живущих на его родной земле, — он стал совершенно другим человеком. Забывая о своём крошечном росте, Нильс вступает в борьбу с хитрым и коварным лисом Смирре и защищает гуся Мартина. Он спасает бельчонка, сражается с муравьями и освобождает от крыс Глим- мингенский замок. Мальчик приобретает друзей среди птиц и зверей, узнаёт законы природы, учится добру и справедливости. Так Нильс взрослеет, меняются его характер, отношение к людям и животным. И тогда исчезают колдовские чары. Мальчик снова начинает ходить в школу, и в дневнике у него появляются только хорошие оценки.Мне нравится в Нильсе то, что он сумел избавиться от своих недостатков, которые свойственны каждому мальчику. Герой прошёл через сложные испытания и открыл в себе многие хорошие качества, о которых, наверно, он и не догадывался.
Подробнее: Приключения моего любимого литературного героя (С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») — 5 класс — Русский язык и литература — Сочинения | ЕГЭ
Александр Ковелин Ученик (135) 1 год назад Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике, который верхом на гусе совершил путешествие через всю Швецию и увидел её города и сёла, леса и реки, горы и озёра. Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров, дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло подшутил над лесным гномом, и тот превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и горя. Вместе с гусем Мартином он пристал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших в беду. История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал большим мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о Швеции, о её достопримечательностях, природе и животном мире.
Влада Владивосток (Кушпит) Ученик (102) 1 год назад
Источник: https://otvet.mail.ru/question/78653154