Краткое содержание радищев ода вольность за 2 минуты пересказ сюжета

Главная страницаРадищев

Краткое содержание Радищев ода Вольность за 2 минуты пересказ сюжета
Разговор с крестьянином. Глава «Любани».
Иллюстрация А. Н. Самохвалова

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева — это выдающееся произведение русской литературы XVIII века. В это статье читайте онлайн краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева по главам: краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения.
Действие «Путешествия» происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.

Смотрите: Все материалы по «Путешествию» Радищева

Вступление
Во вступлении автор «Путешествия» говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.
Выезд

Путешественник (он же рассказчик, автор), дворянин средних лет, выезжает из Петербурга в Москву в своей кибитке. 

София 

(Ленивый комиссар)
Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие «чаевые» ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.

Тосна

(Книга о дворянских родах)

Автор жалуется на плохую дорогу между Петербургом и Москвой. Эта дорога была отремонтирована, только по ней проезжала свита Екатерины II. Вскоре дорога испортилась.
В Тосне автор знакомится с чиновником – «исследователем» древних дворянских родов.

Чиновник написал глупую книгу, с помощью которой дворяне якобы могут доказать свое старинное происхождение. За это они якобы могут получить более высокий статус в обществе. Автор понимает, что чиновник занимается глупостью.

Автор считает, что «хвастовство древней породой» — это зло.

Любани
(Разговор с крестьянином в поле)
Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.

Чудово (Морская прогулка)

В Чудово автор встречает своего приятеля — господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью. На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей.
Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей.
Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.

  • Спасская полесть 
  • Подберезье 
  • Новгород 
  • Из летописи Новгородской 
  • Бронницы 
  • Зайцово
  • Крестьцы 
  • Яжелбицы 
  • Валдаи 
  • Едрово 
  • Хотилов. Проект в будущем
  • Вышний Волочок
  • Выдропуск. Проект в будущем
  • Торжок 
  • Краткое повествование о происхождении ценсуры
  • Медное
  • Тверь 
  • Городня
  • Завидово
  • Клин
  • Пешки
  • Черная грязь
  • Слово о Ломоносове
  • Конец путешествия.
  • Читайте онлайн: Все материалы по «Путешествию» Радищева

(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе)
Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за «хорошую службу» давал им повышения и т.д.
Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят.
В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив. В ужасе автор просыпается.

(Встреча с семинаристом)
В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся.
Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.

(Размышления об истории Новгорода)
В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.

(Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич)
Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых).
В Новгороде автор посещает своего знакомого — афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.

(Размышления о Боге)
Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.
(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков)
В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился.
Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает.
В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый «дом терпимости». На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.

(Прощание отца с сыновьями)
В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.

(Похороны сына)
Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения.
Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого «лекарства» у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.

(Развратный городок Валдаи)
Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.

(Крестьянка Анна)
В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья.
Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги.
Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.

(Проект об отмене крепостного права)
Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его.
Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.

(Хозяйственный помещик)
Проезжая Вышний Волчок, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян. Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно.
Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики — варвары, которых нужно наказывать.

(О придворных и роскоши)
Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе — его поступки.

(Об отмене цензуры)
В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.

(История зарождения цензуры)
Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.

(Продажа крестьян с торгов)
Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.

Читайте также:  Краткое содержание велтистов приключения электроника за 2 минуты пересказ сюжета

(О состоянии поэзии в России)
Обедая в Твери, автор знакомится с одним господином, «новомодным поэтом». Он жалуется на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т.д.
Господин читает автору свои стихи — оду «Вольность», которую надеется напечатать. Прослушав оду, автор прощается с поэтом и едет дальше.

(Проводы в армию)
В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду.
Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия — счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков.
Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету.
Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.

(Лошади для «его превосходительства»)
На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, «его превосходительства». Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор.
Когда «его превосходительство» приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь.
Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед «важными персонами». Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.

(Слепой старик и платок)
На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.

(Внутри крестьянской избы)
Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым. Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях.
Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.

(Свадьба по принуждению)
В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга.
Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.
В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы «Тверь».
В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре. По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность.
Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.
Это было краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева по главам: краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/06/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html

“Путешествие из Петербурга в Москву” – А. Н. Радищев. Краткое содежание

Меню статьи:

«Путешествие из Петербурга в Москву» написано в период расцвета просвещенческих ценностей и принципов. Май 1790-го года дал – пусть не рождение – но массовую известность этому произведению, принадлежащему перу Александра Радищева.

Текст изначально издавался анонимно – вероятно, не зря, ведь мы знаем, какие последствия принесла публикация автору произведения.

Но об этом мы поговорим позже, а пока что – несколько строк о творчестве Радищева, а также краткий пересказ основных событий «Путешествия…».

«Возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных» – именно эта мысль побудила Александра Николаевича Радищева написать повесть под названием «Путешествие из Петербурга в Москву». Тот, «душа которого страданиями человечества уязвлена стала» пожелал излить свои мысли на бумагу, чтобы в одной книге изобразить жизнь простого русского народа во всей её неприглядности.

Работу над произведением автор закончил в 1789 году. За правду и открытую критику самодержавия автор произведения подвергся жестоким преследованиям со стороны Екатерины Второй.

О своевременности творчества радищева

Александра Радищева можно по праву назвать своевременным писателем. Конечно, российский прозаик – биографически и исторически – принадлежит к XVIII веку, к эпохе Екатерины, однако этот человек Просвещения и его идеи актуальны и сейчас.

Радищев – полиглот (знаток польского, французского и немецкого), философ, при екатерининском правлении был придворным (пройдя обучение в Пажеском корпусе). Между тем, Радищев – по духу не придворный, но ученый.

Поэтому не удивительно, что в итоге Александр Николаевич участвует в заседаниях комиссий, которые занимались законотворческой деятельностью, – уже при правлении Александра. Право, к слову сказать, писатель изучал в Лейпциге.

Когда, в 1771-м, Радищев возвращается из Германии на родину, в Петербург, то мы можем с уверенностью говорить о писателе как о личности уже вполне сформировавшейся. В этот же период начинается литературная деятельность Александра Николаевича. В 1770-е годы Радищев трудится на рукописью анализируемого нами сочинения.

В итоге автор присылает рукописный экземпляр в «Живописец» – один из литературных журналов того времени. Вскоре присланный Радищевым фрагмент напечатают на страницах этого издания.

Кстати, писатель работал и в качестве переводчика: например, в 1773 году в «Живописце» издали перевод «Размышлений о греческой истории», сделанный Радищевым.

Однако на этом писатель не останавливается. В 1780-х годах продолжается работа над «Путешествием из Петербурга в Москву». Порой Радищев прерывается на поэтические и прозаические литературные эксперименты.

Мы видим, что в Европе в это время приходит к пику эпоха Просвещения, общественное сознание растет, делается акцент на общечеловеческих ценностях, на уникальности человеческой личности. Развиваются науки, искусство, философия. Все это, безусловно, вдохновляет Радищева, отображаясь на произведениях нашего автора.

Сначала разворачивается революция в Америке, потом – во Франции. Последняя, без сомнений, перевернула всю социокультурную жизнь Европы. Революционное эхо услышали также в Российской империи (особенно это касается интеллигенции).

Последствия публикации

В начале нашей статьи мы уже проговорились о последствиях, которые принесла Радищеву публикация текста. Скажем, что в 1789 году писатель организовывает дома типографию, в которой через год и издаст свой текст. «Путешествие…» оказалось неимоверно популярным.

Радищев пишет о болезненных проблемах современного ему российского общества. Точнее – общественного строя. Это и крепостное право, и общественная несправедливость, эксплуатация человека, бедность и другие темы. В конце концов, текст попадается на глаза и императрице.

О Радищеве говорят, что он бунтовщик, и даже хуже, чем самозванец-Пугачев. Ответ Екатерины не заставил себя долго ждать. Вскоре писателя арестовали.

И хотя соратники имперского режима говорили, что автор «Путешествия…» заслуживает смерти, все же, «милостью», Радищева приговорили к ссылке, сослав на десять лет в Сибирь.

Об эпиграфе «Путешествия…»

Отдельного внимания заслуживает эпиграф, которым автор сопровождает свою книгу. Для того, чтобы передать основную мысль, идею произведения, писатель обратился к наследию Тредиаковского. У последнего, в частности, имелась поэма со словами:

В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно; И находились гнуснейши и страшилищны паче, нежели тот преужасный Пес Кервер,

Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей…

Последнюю обозначенную нами строчку Радищев и использует в качестве эпиграфа. Что это значит? Фраза описывает некоего монстра, тучного, гнусного (или же грубого). Чудище имеет сто голов, грозно лает и вызывает страх. Этот образ – многозначителен. С одной стороны, это монстр регресса. С которым неуклонно борется Просвещение.

С другой же стороны, это чудовище символизирует строй, господствовавший во времена Радищева в Российской империи. Это несправедливая форма организации общества, построенная на эксплуатации одних людей другими, на отношениях крепостничества. Цари, которые не уважают собственный народ, как прочитывается между строк произведения Александра Николаевича, обречены на адские муки.

Выход из этого – лишь воспитание, просвещение человеческой души.

Когда к власти приходит Александр Первый, писателю дают свободу.

Порой современники Радищева указывали на «концлагерный синдром» писателя, когда тот был готов отказаться от своих идей лишь от одной угрозы или опасности очередного унижения.

При императоре, как мы уже писали, Радищев участвует в составлении законов, разрабатывает реформы, а также выступает в роли советника. Кстати, в свой проект реформ писатель вносит предложения об отмене крепостничества.

Главные герои повести

Рассказчик, или путешественник – человек, странствующий по свету в поисках правды. Увы, проезжая по селам и городам, он видит крайнюю бедность простого народа, угнетение его дворянами и знатью.

От всего сердца желая помощь несчастным, он, однако, не имеет на это полномочий. Герой повести – человек добрый, честный, его сердце открыто для нужд народа.

Вспомнить хотя бы эпизод с Аннушкой, которая не могла выйти замуж за любимого человека, если не будет уплачен выкуп. Путник с готовностью хотел помочь девушке.

В образе своего героя мысли, тревожащие его, излагает сам автор, борющийся за справедливое отношение к крестьянам. Автор «проекта в будущем» – человек с еще более прогрессивными взглядами, чем сам рассказчик. Оставил бумаги, в которых изложил гениальные идеи, как помочь бедным и страдающим людям.

Выезд

Повествование ведется от первого лица. После ужина со своими друзьями рассказчик выехал из города. Грустные мысли одолевали его. Наконец, они с извозчиком заехали на почтовый двор. «Где мы?» – спросил он. – В Софии! – был ответ.

София

В Софию прибыли ночью. Сонный комиссар наотрез отказался выдавать новых лошадей, необходимых для продолжения пути, соврав, что их нет. Автору ничего не оставалось делать, как обратиться к ямщикам за помощью, и они за небольшие чаевые запрягли коней. Рассказчик снова отправился в дорогу.

Тосна

Поначалу дорога из Петербурга казалась гладкой и ровной, но позже путники убедились в обратном: по улицам, размытым от дождей, ехать было совершенно невозможно. Поэтому пришлось остановиться в почтовой избе. Здесь рассказчик встретил человека, который разбирал какие-то бумаги. Это был стряпчий, который ехал в Петербург.

При беседе с чиновником выяснилось, что, служа регистратором при разрядном архиве, он собирал родословную российских родов, чем очень гордился и хвастался, думая, что «великороссийское дворянство долженствовало бы купить этот труд, заплатив за него столько, сколько ни за какой товар не платят…» Однако, герой романа почитает все это глупостью и рекомендует продать эти бумаги разносчикам на обертки.

Любани

Рассказчик все ехал и ехал – может, и зимою, и летом. Однажды, устав от кибитки, решил он пройтись пешком. И вдруг увидел крестьянина, пашущего на ниве своей в жаркое время, да еще и в воскресенье.Краткое содержание Радищев ода Вольность за 2 минуты пересказ сюжета

Герой повести удивился: неужели нет времени работать в будние дни, а выходной оставить для отдыха? Оказалось, что у крестьянина шестеро детей, которых нужно кормить, а так как он всю неделю трудится на помещика, время обеспечить необходимым свою семью остается только по ночам, в праздники и воскресенье. «Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу» – сокрушается крестьянин, но поделать ничего не может. Огорчен и рассказчик, который стал свидетелем вопиющей несправедливости. Вдруг он вспомнил, что и сам иногда плохо поступает со своим слугой Петрушей – и устыдился.

Читайте также:  Краткое содержание ерофеев москва - петушки за 2 минуты пересказ сюжета

Чудово

Раздался звук почтового колокольчика, и порог избы, куда только что зашел герой повести, переступил его друг Ч, который до того оставался в Петербурге. Он начал рассказывать о неудачной морской прогулке, ведь судно, на котором они плыли, чуть не утонуло.

Перед лицом смерти исчезли границы, разделяющие людей на богатых и бедных. Особенно героически проявил себя правитель судна, решивший либо спасти всех, либо погибнуть самому.

Он вышел из лодки и, «перебираясь с камня на камень, направил шествие свое к берегу», сопровождаемый чистосердечными молитвами пассажиров. Вскоре к нему присоединился другой, но «своими стопами остановился на камне недвижим».

К счастью, первому удалось выбраться на берег, но равнодушные люди отказали в помощи: начальник спал, а подчиненный боялся разбудить его. Более того, Павла – так звали человека, спасавшего людей на судне – поразил ответ начальствующего: «Не моя это должность».

Тогда в отчаянии Павел побежал к караульной, где находились солдаты. И не ошибся. Благодаря расположению этих людей, немедленно согласившихся дать лодки для спасения тонущих, все остались живы. Но Ч., глубоко возмущенный поступком начальника, удалился из города навсегда.

Спасская Полесть

Не удалось рассказчику, как ни пытался, вернуть своего друга. Ночуя на станции из-за ненастной погоды, он услышал разговор двух супругов. Муж был присяжным заседателем и рассказал о чиновнике, который за исполнение прихоти – доставку устриц – награждал из государственной казны.

Источник: https://r-book.club/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie/puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html

Анализ Ода Вольность Краткое содержание — Пушкин А. С

Полно и чётко взгляды Пушкина» выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.

Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева. В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева.

Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев — на английскую революцию XVII века, Пушкин — на французскую революцию 1789 года).

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Вслед за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон — залог обеспечения политической свободы в стране.

Но ода Радищева — призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона. Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.

Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавала оде более революционное звучание. Передовой молодежью она воспринималась как призыв к революции. Так, например, знаменитый русский хирург Пирогов, вспоминая о днях своей юности, рассказывает следующий факт.

Один из его товарищей-студентов, как-то заговорив о политических взглядах Пушкина, отразившихся в оде «Вольность», сказал: «По-нашему не так: революция, так революция, как французская — с гильотиной» Тогда другой гневно воскликнул: «Кто так из вас смеет говорить о Пушкине? Слушайте!» — и прочитал стихи:

  • Самовластительный злодей!
  • Тебя, твой трон я ненавижу,
  • Твою погибель, смерть детей
  • С жестокой радостию вижу.
  • Читают на твоём челе
  • Печать проклятия народы,
  • Ты ужас мира, стыд природы,
  • Упрёк ты богу на земле
  • Не менее революционно звучали для читателей и заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!

Своё стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облёк в форму оды. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе — гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I).

Заканчивается ода, как обычно, — обращением к царю извлечь урок из сказанного.

Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.

Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование прогни тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные н вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает.

Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.

Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит и в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id592

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=592

«Вольность», анализ произведения Радищева

Оду «Вольность» Радищев написал в 1781-1783 гг. в возрасте 32-34 лет. Трудно судить о точной дате её написания, поскольку она нигде не указана. Но в оде упоминается как длящаяся война за независимость США, которая закончилась в 1783 г.

Радищев целиком включил оду «Вольность» в «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Тверь» герой-путешественник, разговаривая с автором оды, комментирует произведение.

Но в напечатанном варианте «Путешествия» Радищев оставил только 14 строф оды. Полный текст оды не был издан при жизни Радищева, увидев свет только через 100 лет после его смерти, в 1906 г. Этот текст был, очевидно, подправлен сыном Радищева Павлом. Полный неиспорченный текст был опубликован только в 1922 г.

Литературное направление и жанр

Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения.

Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами.

Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.

В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.

Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.

Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения указана в названии.

Стихотворение состоит из 54 строф. В первой строфе Радищев обращается к вольности. Это слово в 18 веке означало то же самое, что современное слово свобода.

Себя автор называет, в соответствии с русской традицией самоуничижения, рабом, и просит вольность претворить в его сердце тьму рабства во свет.

В первой же строфе лирический герой вспоминает идеальных борцов за свободу – Брута, убившего Цезаря, и борца с тиранами Вильгельма Телля.

Во второй строфе лирический герой рассуждает о том, что свобода сопутствует человеку от его рождения, но личной свободе вредит общественная власть, закон.

В 3-6 строфах метафорически описан «образ божий на земле», воплощение справедливости. Следующие три строфы раскрывают истинную лицемерную сущность этого образа. Чудовище попирает земные власти, называя себя властью божьей. Оно исполнено лицемерия, обманывает и льстит, требует святой веры, порабощает, делает рабами страха. Царь называет это чудовище законом божьим, а мудрец – святым обманом.

В десятой строфе лирический герой обращается к Богу, подателю естественных благ, создателю закона, и не верит, что Бог доверил кому-то свой глас. Царь, образ божества, своей властью утверждает и охраняет веру, одна власть сковывает рассудок, другая – стирает волю, действуют же они сообща.

В состоянии рабского покоя невозможен прогресс. Рабство способствует лени, запустению, бесславию и коварству. Радищев возмущён огромными полномочиями царя, от которого зависит жизнь подданных: «Живёшь тогда, велю коль жить».

В 13 строфе поэт предрекает царю грядущего мстителя, несущего «вольность». Стремление к освобождению ценой крови, жизни царя, с точки зрения автора – природное право, которое возведёт царя на плаху.

Тогда народ воссядет на престол и будет судить венчанного им же на власть преступника.

В строфах 15-18 мститель обвиняет венценосца в том, что он восстал против него, и перечисляет, какими полномочиями и обязанностями наделён царь. Но царь забыл данную Богу и народу клятву. В строфах 19-22 описано, в чём состоят прегрешения царя, гнушающегося собственным народом.

В строфах 23-24 Радищев рассуждает о людях, чьё стремление к свободе способствовало историческому прогрессу. Он вспоминает Кромвеля, которого одновременно осуждает как злодея, сокрушившего твердь свободы, но восхищается примером, который Кромвель подал народу, казнив тирана – Карла 1.

В строфе 25 Радищев описывает отрадную для него картину: народ разрушает ненавистный ему престол и «законом строит твердь свободы», превознося дух свободы, равный Богу. В 26-29 строфах упоминаются Лютер, который, подняв луч просвещения, помирил небо с землёю, Колумб и Галилей.

В стихах 30-31 Радищев описывает мир, познавший вольность. Пастух заботится о Господнем стаде (библейская аллегория), каждый себе сеет и жнёт на ниве. В стихах 32-33 описана счастливая семья, любящие друг друга супруги, в труде и веселье проживающие свою жизнь безбедно.

В 34 стихе поэт обращается к современной ему борьбе за независимость Америки, упоминая свободных воинов и их вождя Вашингтона.

В строфах 35-37 Радищев приходит к выводу, что только после обретения свободы в государстве возможна счастливая жизнь, которая и станет наградой за борьбу. В свободной стране единый устав – устав естественности.

В строфах 38-39 описана власть без свободы, тирания, при которой разрушаются семьи, человека запугивают, принуждают выбирать между мечом и золотом, войной и нечестием.

В стихах 40-42 Радищев упоминает римскую историю: Август, «скончав граждански брани», усыпил тревожную вольность, так что народ думал, что правит сам. Радищев придерживается той точки зрения, что никакое, даже кажущееся добрым, правление царя не даёт свободы. В царской воле вмиг всё изменить, стать тираном.

В строфах 42-44 Радищев размышляет о «законе природы», которому подвластны все народы: период свободного правления всегда сменяется новой тиранией. Причина в том, что свобода превращается в рабство, когда истощается «корень её благ». Радищев сопоставляет рождение и умирание вольности в народе с естественным процессом рождения и умирания любого творенья.

В строфах 45- 46 поэт обращается к народам, которым посчастливилось испытать вольность, с призывом беречь её. В строфе 47 Радищев объясняет, что ему суждено жить в стране, лишённой вольности, но надеется, что потомки будут помнить его как человека, родившегося «под игом власти», носящего «позлащенные оковы», но первым прорицающего вольность.

В строфах 48-50 автор обращается к отечеству с надеждой, что оно не только само станет вольным, но и даст закон вольности «в окрестности». Согласно описанному в строфах 42-44 закону природы, со временем в отечестве власть ослабеет, «закона твердь шатнётся».

Тогда бренное строение будет разрушено. В строфе 52 описаны несчастья, сопровождающее разрушение «великой развалины»: голод, язвы, кровавые реки, огни, зверства. Виной всему станет «лютый дух властей».

Читайте также:  Краткое содержание гоголь игроки за 2 минуты пересказ сюжета

Положение спасёт возникновение «малых светил», которые «украсят дружества венцем» «незыблемы кормила» отечества.

С точки зрения автора, тогда, наконец, наступит счастливое время. В строфах 52-53 противопоставлено время торжества вольности и тяжёлый период, этому предшествующий.

В 54 строфе Радищев описывает день, когда наступит свобода, как день пришествия Божьего на землю. Метафорически такое событие определено как рождение из туч блестящего дня.

Таким образом, композиция оды – это цепь исторических примеров, философских рассуждений и даже предсказаний будущего.

Основная мысль оды в восхвалении вольности, которая единственная может сделать отечество, народ и самого автора счастливым.

Радищев возвеличивает народ, призывает его к борьбе за свободу против тиранов, против крепостного права, уничтожающего естественное право личности на свободу.

Тропы и образы

Радищев упоминает в оде исторические события только как примеры удачного обретения народом свободы. Гражданина Радищева интересует собственная страна и современные события в ней.

Потому в оде он вынужден прибегать к подтексту.

То есть читатель должен был понимать, что Радищев говорит не о монархии и самодержавии вообще, а о Екатерине II, которую называет алчным гадом, а престол её надменным.

Сатирическое описание царской власти, где царь – только обнаглевший слуга народа, сопровождается сатирическим описанием власти церковной, злодея-царя поддерживавшей.

Образ народа в оде восхваляется едва ли не больше, чем сама вольность. Радищев даже называет народ господом, судьёй для царя. Труд народа Радищев считает настоящей ценностью страны. Народ, с точки зрения поэта, должен стать главным героем исторического процесса.

  • Аллегорично также описание будущего государственного устройства России, «содружество малых светил», Исследователи считают это прообразом федеративного государства.
  • Множество метафор связаны с тираническим правлением царя: «Тревожну волю усыпив, чугунный скиптр обвил цветами», «Август выю их давил», ярмо порабощенья, броня заблужденья.
  • Для описания положительных или отрицательных сторон жизни народа Радищев использует традиционные эпитеты, часто постоянные: златые плоды, тучные нивы, ленивый вол, надменное чело, подлая тварь, весёлые дни, надменный престол, сживая завеса нощи, кичливая и строптивая власть, кровавый пот.

Нередко Радищев пользуется библейскими метафорами. Тирания, которая всегда готова сменить вольность, называется хлябью разверстой, усыпанной цветами. Другие образы Радищев заимствует из античных источников: сравнение паросска мрамора белее, описание истукана, языческого божества.

Радищев полностью следует теории Ломоносова о трёх штилях и создаёт высокий стиль в том числе и с помощью многочисленных старославянизмов.

Размер и рифмовка

Ода создана в традиционной для России 18 в. форме, начало которой положил Ломоносов. Каждая строфа состоит из 10 строк и написана четырёхстопным ямбом. Такая строфа называется децима.

В каждой строфе чередуются кольцевая, перекрёстная и парная рифмовка (первые и последние четыре строки – кольцевая или перекрёстна, центральные две строки – парная). Женская рифма чередуется с мужской.

Радищев намеренно использовал труднопроизносимые сочетания согласных, не заботясь о «гладкости» стиха. Так что не только читателю 21 в.

, но и современникам Радищева порой было трудно понять смысл стихов, а некоторые строфы до сих пор можно трактовать по-разному.

Да и сам Радищев так характеризовал оду: «Смысл в стихах неясен, и много стихов топорной работы». Такая характеристика не умаляет достоинств произведения.

По произведению: «Вольность(Радищев)»

По писателю: Радищев Александр Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/radishchev/1259-volnost-analiz

Александр Радищев — Вольность

Радищев Александр

Вольность

  • Александр Николаевич Радищев
  • Вольность
  • Ода
  • 1
  • О дар небес благословенный,
  • Источник всех великих дел,
  • О вольность, вольность, дар бесценный!
  • Позволь, чтоб раб тебя воспел.
  • Исполни сердце твоим жаром,
  • В нем сильных мышц твоих ударом
  • Во свет рабства тьму претвори,
  • Да Брут и Телль еще проснутся,
  • Седяй во власти да смятутся {*}
  • От гласа твоего цари.
  • 2
  • Я в свет исшел, и ты со мною;
  • На мышцах нет моих заклеп;
  • Свободною могу рукою
  • Прияти данный в пищу хлеб.
  • Стопы несу, где мне приятно;
  • Тому внемлю, что мне понятно;
  • Вещаю то, что мыслю я.
  • Любить могу и быть любимым;
  • Творя добро, могу быть чтимым;
  • Закон мой — воля есть моя.

{ *Седяй во власти… — пусть будут охвачены смятением сидящие на троне. (Здесь и далее примечания ред.)}

  1. 3
  2. Но что ж претит моей свободе?
  3. Желаньям зрю везде предел;
  4. Возникла обща власть в народе,
  5. Соборный всех властей удел.
  6. Ей общество во всем послушно,
  7. Повсюду с ней единодушно;
  8. Для пользы общей нет препон.
  9. Во власти всех своей зрю долю,
  10. Свою творю, творя всех волю:
  11. Вот что есть в обществе закон.
  12. 4
  13. В средине злачныя долины,
  14. Среди тягченных жатвой нив,
  15. Где нежны процветают крины,
  16. Средь мирных под сеньми олив,
  17. Паросска мрамора белее,
  18. Яснейша дня лучей светлее,
  19. Стоит прозрачный всюду храм;
  20. Там жертва лжива не курится,
  21. Там надпись пламенная зрится:
  22. «Конец невинности бедам».
  23. 5
  24. Оливной ветвию венчанно,
  25. На твердом камени седяй,
  26. Безжалостно и хладнонравно,
  27. Глухое божество, судяй,
  28. Белее снега во хламиде
  29. И в неизменном всегда виде;
  30. Зерцало, меч, весы пред ним.
  31. Тут истина стрежет десную,
  32. Тут правосудие — ошую:
  33. Се храм Закона ясно зрим.
  34. 6
  35. Возводит строгие зеницы,
  36. Льет радость, трепет вкруг себя,
  37. Равно на все взирает лицы,
  38. Ни ненавидя, ни любя;
  39. Он лести чужд, лицеприятства,
  40. Породы, знатности, богатства,
  41. Гнушаясь жертвенныя тли;
  42. Родства не знает, ни приязни,
  43. Равно делит и мзду и казни;
  44. Он образ божий на земли.
  45. 7
  46. И се чудовище ужасно,
  47. Как гидра, сто имея глав,
  48. Умильно и в слезах всечасно,
  49. Но полны челюсти отрав,
  50. Земные власти попирает,
  51. Главою неба досязает,
  52. «Его отчизна там»,- гласит.
  53. Призраки, тьму повсюду сеет,
  54. Обманывать и льстить умеет
  55. И слепо верить всем велит.
  56. 8
  57. Покрывши разум темнотою
  58. И всюду вея ползкий яд,
  59. Троякою обнес стеною
  60. Чувствительность природы чад;
  61. Повлек в ярем порабощевья,
  62. Облек их в броню заблужденья,
  63. Бояться истины велел.
  64. «Закон се божий»,- царь вещает;
  65. «Обман святый, — мудрец взывает,
  66. Народ давить что изобрел».
  67. 9
  68. Воззрим мы в области обширны,
  69. Где тусклый трон стоит рабства,
  70. Градские власти там все мирны,
  71. В царе зря образ божества.
  72. Власть царска веру сохраняет,
  73. Власть царску вера утверждает,
  74. Союзно общество гнетут:
  75. Одно сковать рассудок тщится,
  76. Другое волю стерть стремится;
  77. «На пользу общую», — рекут.
  78. 10
  79. Покоя рабского под сенью
  80. Плодов златых не возрастет;
  81. Где все ума претит стремленью,
  82. Великость там не прозябет.
  83. Там нивы запустеют тучны,
  84. Коса и серп там несподручны,
  85. В сохе уснет ленивый вол,
  86. Блестящий меч померкнет славы,
  87. Минервин храм стал обветшалый,
  88. Коварства сеть простерлась в дол.
  89. 11
  90. Чело надменное вознесши,
  91. Схватив железный скипетр, царь,
  92. На тройном троне властно севши,
  93. В народе зрит лишь подлу тварь.
  94. Живот и смерть в руке имея:
  95. «По воле, — рек, щажу злодея,
  96. Я властию могу дарить;
  97. Где я смеюсь, там все смеется;
  98. Нахмурюсь грозно, все смятется;
  99. Живешь тогда, велю коль жить».
  100. 12
  101. И мы внимаем хладнокровно,
  102. Как крови нашей алчный гад,
  103. Ругался всегда бесспорно,
  104. В веселы дни нам сеет ад.
  105. Вокруг престола все надменно
  106. Стоят коленопреклоненно.
  107. Но мститель, трепещи, грядет.
  108. Он молвит, вольность прорицая,
  109. И се, молва от край до края,
  110. Глася свободу, протечет.
  111. 13
  112. Возникнет рать повсюду бранна,
  113. Надежда всех вооружит;
  114. В крови мучителя венчанна
  115. Омыть свой стыд уж всяк спешит.
  116. Меч остр, я зрю, везде сверкает,
  117. В различных видах смерть летает,
  118. Над гордою главой паря.
  119. Ликуйте, склепанны народы!
  120. Се право мщенное природы
  121. На плаху возвело царя.
  122. 14
  123. И нощи се завесу лживой
  124. Со треском мощно разодрав,
  125. Кичливой власти и строптивой
  126. Огромный истукан поправ,
  127. Сковав сторучна исполина,
  128. Влечет его, как гражданина,
  129. К престолу, где народ воссел:
  130. «Преступник власти, мною данной!
  131. Вещай, злодей, мною венчанный,
  132. Против меня восстать как смел?
  133. 15
  134. Тебя облек я во порфиру
  135. Равенство в обществе блюсти,
  136. Вдовицу призирать и сиру,
  137. От бед невинность чтоб спасти,
  138. Отцом ей быть чадолюбивым;
  139. Но мстителем непримиримым
  140. Пороку, лже и клевете;
  141. Заслуги честью награждати,
  142. Устройством зло предупреждати,
  143. Хранити нравы в чистоте.
  144. 16
  145. Покрыл я море кораблями,
  146. Устроил пристани в брегах,
  147. Дабы сокровища торгами
  148. Текли с избытком в городах;
  149. Златая жатва чтоб бесслезна
  150. Была оратаю полезна;
  151. Он мог вещать бы за сохой:
  152. «Бразды своей я не наемник,
  153. На пажитях своих не пленник,
  154. Я благоденствую тобой».
  155. 17
  156. Своих кровей я без пощады
  157. Гремящую воздвигнул рать;
  158. Я медны изваял громады,
  159. Злодеев внешних чтоб карать;
  160. Тебе велел повиноваться,
  161. С тобою к славе устремляться;
  162. Для пользы всех мне можно все.
  163. Земные недра раздираю,
  164. Металл блестящий извлекаю
  165. На украшение твое.
  166. 18
  167. Но ты, забыв мне клятву данну,
  168. Забыв, что я избрал тебя
  169. Себе в утеху быть венчанну,
  170. Возмнил, что ты господь {*} — не я;
  171. Мечом мои расторг уставы,
  172. Безгласными поверг все правы {**},
  173. Стыдиться истине велел;
  174. Расчистил мерзостям дорогу.
  175. Взывать стал не ко мне, но к богу,
  176. А мной гнушаться восхотел.
  177. {* Господь — здесь: господин.}

{** Безгласны ми поверг все правы… — самовластно нарушил законы.}

  • 19
  • Кровавым потом доставая
  • Плод, кой я в пищу насадил,
  • С тобою крохи разделяя,
  • Своей натуги не щадил;
  • Тебе сокровищей всех мало!
  • На что ж, скажи, их недостало,
  • Что рубище с меня сорвал?
  • Дарить любимца, полна лести!
  • Жену, чуждающуся чести!
  • Иль злато богом ты признал?
  • 20
  • В отличность знак изобретенный
  • Ты начал наглости дарить;
  • В злодея меч мой изощренный
  • Ты стал невинности сулить;
  • Сгружденные полки в защиту
  • На брань ведешь ли знамениту
  • За человечество карать?
  • В кровавых борешься долинах,
  • Дабы, упившися в Афинах,

«Ирой!» — зевав, могли сказать.

  1. 21
  2. Злодей, злодеев всех лютейший!
  3. Превзыде зло твою главу.
  4. Преступник, изо всех первейший!
  5. Предстань, на суд тебя зову!
  6. Злодейства все скопил в едино,
  7. Да ни едина прейдет мимо
  8. Тебя из казней, супостат!
  9. В меня дерзнул острить ты жало!
  10. Единой смерти за то мало

Умри! умри же ты стократ!»

  • 22
  • Великий муж, коварства полный,
  • Ханжа, и льстец, и святотать!
  • Един ты в свет столь благотворный
  • Пример великий мог подать.
  • Я чту, Кромвель, в тебе злодея,
  • Что, власть в руке своей имея,
  • Ты твердь свободы сокрушил;
  • Но научил ты в род и роды,
  • Как могут мстить себя народы:
  • Ты Карла на суде казнил.
  • 23
  • Внезапу вихри восшумели,
  • Прервав спокойство тихих вод,
  • Свободы гласы так взгремели,
  • На вече весь течет народ.
  • Престол чугунный разрушает,
  • Самсон, как древле, сотрясает,
  • Исполненный коварств чертог,
  • Законом строит твердь природы.
  • Велик, велик ты, дух свободы,
  • Зиждителей, как сам есть бог!
  • 24
  • И дал превыспренно стремленье
  • Скривленному рассудку лжей;
  • Внезапу мощно потрясенье
  • Поверх земли уж зрится всей;
  • В неведомы страны отважно
  • Летит Колумб чрез поле влажно;
  • Но чудо Галилей творить
  • Возмог, протекши пустотою,
  • Зиждительной своей рукою
  • Светило дневно утвердить.
  • 25
  • Так дух свободы, разоряя
  • Вознесшийся неволи гнет,
  • В градах и селах пролетая,
  • К величию он всех зовет,
  • Живит, родит и созидает,
  • Препоны на пути не знает,
  • Вождаем мужеством в стезях;
  • Нетрепетно с ним разум мыслит,
  • И слово собственностью числит,
  • Невежства чтоб развеет прах.
  • 26
  • Под древом, зноем упоенный,
  • Господне стадо {*} пастырь пас;
  • Вдруг новым светом озаренный,
  • Вспрянув, свободы слышит глас;
  • На стадо зверь, он видит, мчится,
  • На бой с ним ревностно стремится.
  • Не чуждый вождь брежет свое;

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/160061-aleksandr-radishchev-volnost.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector