Краткое содержание рассказов андрея платонова за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минутыКраткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты
Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

История создания

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Повесть «Котлован» — одно из гениальных произведений Андрея Платонова. Текст написан в период отказа от старого уклада и начала строительства новой жизни. Большевики, пришедшие к власти, не всегда действовали гуманными методами, часто допускали перегибы, действовали необдуманно, поэтому далеко не все перемены были во благо. Писатель не мог наблюдать за этим спокойно и отразил переживания и размышления в фундаментальном произведении.

Сначала повесть публиковалась только в самиздате, потому что цензура не пропускала её в печать. Однако власти выслеживали тех, кто хранил у себя машинописные версии «Котлована» в виде брошюр. Оппозиционно настроенных граждан жестоко наказывали.

Время работы над главами повести указано в одном из самиздатовских экземпляров: с декабря 1929 по апрель 1930 год. Литературоведы полагают, что даты не совсем верны. Есть вероятность, что произведение было написано раньше, а годы отражают период, когда наиболее активно проводилась коллективизация.

Отношение к «Котловану» в СССР и постсоветской России неоднократно изменялось, в зависимости от того, какие настроения правили умами людей. Впервые цензура пропустила произведение в печать в начале 80-х, а напечатали повесть в 1987 году.

Тема произведения

В начале XX века писатели не обходили стороной актуальные темы, но преподносили рассуждения завуалировано, чтобы пропустила цензура.

Нападки на социальные проблемы скрывались в романах и рассказах за выразительными образами и средствами выразительности.

Но если другие писатели анализировали проблемы по отдельности, то Платонову удалось создать настоящий слепок с советской действительности.

При желании можно рассмотреть то, что автор хотел скрыть за символами.

При этом герои повести «Котлован» настолько гротескные, что невозможно сказать, будто писатель открыто очерняет власть и выступает против социалистического строя. Сюжет строится вокруг строительства нового строя.

Обзор показывает, что большую часть текста занимают рытьё котлована и коллективизация. Проблемы, поднятые Платоновым:

  • конфликт между старым и новым;
  • принудительная запись в колхоз;
  • влияние перемен на общество;
  • сложности городской и деревенской жизни в начале XX века.

Проблематика «Котлована» основана на противопоставлении социального строя и моральных ценностей. Первая сущность меняется, вторая остаётся незыблемой. В переносном смысле котлован можно считать главным героем повести, ведь весь сюжет строится вокруг него.

События начинаются с того, что уволенный 30-летний Вощёв идёт в другой город, чтобы найти работу, и устраивается на ночлег в яме. Это и есть котлован для здания, в котором планируется поселить пролетариат. Вощёв остаётся с рабочими строить символ новой жизни.

В дальнейшем становится ясно, что дальше котлована работа не продвинется.

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Второй символ — образ сиротки Насти, отражающий жизнь и положение крестьян в первые десятилетия после прихода советской власти. Пожилой рабочий по фамилии Чиклин подобрал девочку под лестницей и привёл её на стройку.

Кроватью и ящиком для игрушек стали гробы, отобранные рабочими у крестьян.

Этот эпизод показывает, насколько тяжело жилось сельскому населению в период становления социализма: им нельзя было распоряжаться не только своей жизнью, но и смертью.

Анализ «Котлована» Платонова помогает понять, почему в качестве основного символа использован котлован. Автор уверен, что новое нельзя построить на руинах старого, так и возведение здания для пролетариата не может быть возведено. Более масштабный смысл сводится к тому, что невозможно создать счастливое общество на развалинах предыдущего строя, на людском горе и чужой крови.

Композиция и жанр

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Повесть «Котлован» делится на 2 части: первая посвящена событиям в городе — копке котлована, жизни рабочих, а вторая показывает, как проходила коллективизация в российской деревне. Чтобы понять, почему Платонов использовал такой приём, стоит вспомнить речь Иосифа Сталина, произнесённую им в 1929 году. Председатель Совета Министров подчеркнул, что между городским и сельским населением существуют противоположности, которые становятся причинами конфликтов и перегибов.

Композицию можно назвать кольцевой, так как текст начинается описанием котлована и им же заканчивается. Такое обрамление придаёт повести трагичность и философскую глубину. Язык произведения — особенный. Это сочетание канцелярита и медитативной лирики. В жизни так не говорят, и из-за этого возникает комический эффект.

Жанр «Котлована» А. Платонова — повесть, по направлению литературоведы относят его к антиутопии. Типичные признаки повествовательного произведения:

  • большой объём;
  • разветвлённая и сложная система образов;
  • несколько сюжетных линий.

Главный признак антиутопии — невозможность воплощения в жизнь идей и замыслов, предложенных существующей властью.

Главные и второстепенные герои

В повести «Котлован», кроме основных персонажей, есть несколько действующих лиц второго плана. Они необходимы для того, чтобы автор мог как можно полнее раскрыть творческий замысел. Главные герои:

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

  • Вощёв. Рабочий 30 лет, уволенный с завода по причине «задумчивости». Этот человек много думал о смысле жизни, истине, счастье, своём и чужом предназначении. Цитаты из произведения, состоящие из его слов, показывают всю несостоятельность коммунистической идеи.
  • Чиклин. Пожилой, физически сильный рабочий, бригадир землекопов. Чиклин нашёл девочку, сидевшую рядом с умирающей матерью, и привёл её на стройку.
  • Жачёв. Мастеровой без ног. Передвигался на самодельной тележке, ненавидел буржуазию.

Второстепенных персонажей немного, но каждый из них важен. У одного нет имени — читателям он представлен как активист в деревне. Остальные герои имеют имена или прозвища. Перечень персонажей:

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

  • Настя. Внучка хозяина кафельного завода, найденная Чиклиным возле умирающей матери. По словам девочки, она больше всего боялась стать «буржуйкой». Рабочий забрал сироту с собой в артель.
  • Прушевский. Инженер, у которого возникла идея общего дома для всех пролетариев. Прораб в артели.
  • Сафронов. Профсоюзный активист, мастеровой, склонный к поучительным и абстрактным рассуждениям. У него «вежливо-сознательное лицо», озарённое «улыбкой загадочного разума». Предложил установить в бараке радио, чтобы слушать речи и директивы, но позже согласился на предложение одного из рабочих привести девочку-сиротку, которая будет вместо радиоприёмника.
  • Козлов. Образцовый активист, физически слаб, но занял должность председателя главкома кооператива. Прошёл путь от простого землекопа до чиновника.
  • Лев Ильич Пашкин. Чиновник-бюрократ, председатель окружного профсовета, получивший своё имя в честь двух известных большевиков — Владимира Ильича Ленина и Льва Давидовича Троцкого.
  • Медведь-молотобоец. Животное, почерневшее от копоти, — полноправный член коллектива. Мишка выполняет все команды, понимает речь, он даже вытирает пот со лба, как человек. Между медведем и Настей установились особые отношения: он развлекает её, зажмуривая глаза и хлопая себя по животу.

Краткое содержание

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Когда Вощёву исполнилось 30 лет, ему выдали расчёт. Руководство механического завода, где трудился герой, заметило «рост слабосильности и задумчивости». Такие качества отрицательно сказывались на общем трудовом темпе. Рассуждая о смысле жизни, бывший рабочий до позднего вечера бродил по городу. Ночью он дошёл до ямы и без сил уснул, разморённый теплом.

Через некоторое время косарь разбудил путника и велел ему идти спать в барак, потому что место, облюбованное им, предназначено для масштабного строительства.

Наутро между уволенным и рабочими состоялся разговор. Вощёв сообщил, что без понимания истины и определения смысла жизни не может работать.

Мастеровые решили, что он годится для рытья котлована, ведь люди «стали дороги, наравне с материалом».

Под руководством Сафронова артель отправилась к площадке. Вощёву дали лопату, и он принялся копать, решив, что будет лучше жить кое-как вместе со всеми, а потом умереть.

Самым слабым среди землекопов оказался не он, а Козлов, который постоянно кашлял и часто закрывал глаза.

Этот рабочий был болен, но трудился изо всех сил, боясь, что иначе его почитают «нетрудовым элементом» и не примут в «новую жизнь».

Разработчик проекта, инженер Прушевский, мечтает, что скоро вместо «мелкоимущественного» города появится один огромный дом, который будет принадлежать пролетариату, и все заживут счастливо и осознанно. По задумке, новое монументальное здание должно быть построено уже через год.

На следующее утро на стройку приехал Пашкин — предстатель профсовета, и посетовал на то, что темп работы слишком медленный. После обеда прибыла новая рабочая сила, но мастеровым показалось, что присланные элементы «слишком слабые», однако деваться было некуда. Сафронов пообещал «вышибить отсталость в активность».

Козлов, понимая, что на котловане от него мало пользы, принял решение перейти на общественные работы. Тем временем мастеровые повышают сознательность и трудятся над укреплением дисциплины. Сафронов предложит установить приёмник, однако ему возразил Жачёв, по мнению которого, девочка-сиротка будет лучше, чем радио. Так показано сравнение человека с техникой.

Развитие сюжета

Под лестницей в здании кафельного завода Чиклин нашёл девочку и увёл её с собой. Перед смертью мать попросила малышку не рассказывать о «буржуйском происхождении». Тем временем в бараке установили рупор, и из него доносились длинные речи с требованиями и лозунгами.

Когда Чиклин с Настей пришли в барак, девочка спросила, что означают линии на карте (меридианы). Малышка предположила, что это загородки от буржуев, и мастеровой, желающий привить ей революционные взгляды, подтвердил догадку. Когда рабочие нашли гробы, припрятанные крестьянами, 2 из них стали мебелью для девочки — постелью и ящиком для игрушек.

Кульминация и развязка

Наконец выкопали яму, теперь осталось положить в неё бутовый камень. Козлова назначили председателем, а Пашкин решил организовать в деревне колхозную жизнь. С помощью классовой борьбы предполагалось уничтожить «пни капитализма».

Сафронов и Козлов отправились в деревню, где их убили, а затем туда же поехали Чиклин и Вощёв. Трупы товарищей находились в сельсовете.

Там же ночевал Чиклин, а когда утром пришёл житель, чтобы обмыть тела, рабочий забил его до смерти, приняв за врага.

Активисты составили список тех, кто попадёт в колхоз, а остальных было решено отправить на плоту в море. Люди плакали, забивали скотину, переедали, только бы не идти в артель и не отдавать туда своё добро. «Кулаков», спрятавшихся в домах, помог найти медведь-молотобоец: он помнил, кто его угнетал раньше.

Читайте также:  Краткое содержание ночь исцеления екимов за 2 минуты пересказ сюжета

Колхоз был организован, и в честь этого события люди радостно топтались под музыку. Активист Вощёв собрал по деревне бесхозный хлам, занёс его в опись, а потом отдал Насте в качестве игрушек. Члены колхоза вместе с медведем радостно работали в кузнице. Они истратили весь уголь, починили сломанный инвентарь и наделали полезных приспособлений.

Вскоре Настя заболела, а деревенский активист умер. Мастеровые вместе с сироткой отправились к котловану и увидели печальную картину: в бараке было пусто и холодно, а котлован скрылся под снегом. Наутро Настя умерла, а вскоре приехал Вощёв. Его удивило, что в сознании девочки не оказалось убеждённости, которая позволила бы ей дожить до коммунизма.

Чиклин решил, что нужно снова копать котлован, ещё глубже. За ним пошёл весь колхоз: мужики рыли землю так старательно, как будто хотели спастись в яме и остаться там навеки. Жачёв отказался работать, сказав, что ничему теперь не верит.

Он задумал убить Пашкина и для этого пополз искать его в городе. Чиклин вырыл для Насти глубокую могилу, чтобы шум с поверхности не беспокоил ребёнка.

Когда он собрался опустить тело ребёнка в землю, проснулся медведь-молотобоец, и мастеровой разрешил ему прикоснуться к девочке.

Смерть сиротки в финале олицетворяет трагизм, крушение идеалов и надежд на светлое будущее. Когда умирает ребёнок, строить светлую жизнь не для кого и некому. Так пессимистично заканчивается «Котлован» Платонова.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/platonov-kotlovan.html

Рассказ Андрея Платонова "Возвращение". Видеоурок. Литература 8 Класс

Сегодня на уроке в центре нашего внимания рассказ Андрея Платонова «Возвращение». Настоящее имя писателя – Андрей Платонович Климентов. (Рис. 1.)

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Рис. 1. А. Платонов (Источник)

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет.

Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение.

А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:

  • «Ты живой, ты живой, ты единственный, И стена – только дым на глазах, Ты слепой, но в тебе свет таинственный,
  • Ты у мира один на часах».

В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него – богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».

Социалистический реализм (Соцреализм) – официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин (Источник)

Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой – и только с её высоты – ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?

В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости.

Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень – время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны.

И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны.

Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова – солдата, возвращающегося с войны.

Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой.

Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда.

Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.

В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими – однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии.

Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша – часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое.

Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.

«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку – стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь… Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности.

Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.

Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.

Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими.

Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего – тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод.

Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом.

Жена была прежняя – с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно.

Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, – вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа (Источник)

Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее.

Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим.

Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.

«…он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей.

Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно.

Читайте также:  Краткое содержание белый клык лондона за 2 минуты пересказ сюжета

Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».

Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.

«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста.

Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок.

Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех – где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».

  1. Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:
  2. «Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли,
  3. повзрослели они до поры…»
  4. Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача – помочь им начать жить мирной жизнью.
  5. «Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».

Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.

«– А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает. – А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? – жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.

– Алеша! – кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу. – Я знаю, я все знаю! – говорил Петрушка. – Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь! – Да ты еще не понимаешь ничего! – рассерчал отец.

– Вот вырос у нас отросток.

– Я все дочиста понимаю, – отвечал Петрушка с печки. – Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…»

После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.

«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз.

Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню.

Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».

Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога – символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей.

Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают.

В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.

Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети – учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.

А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки – он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.

В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О'Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.

Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов – один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.

Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.

Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. –2009.
  2. Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. – СПб., 2004. Кн. З. – С. 214–226.
  3. Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Dissercat.com (Источник).
  2. Xz.gif.ru (Источник).
  3. Lit-helper.com (Источник).

Домашнее задание

  • Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто герои рассказа?

2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?

3. Как встретился Иванов с женой – Любовью Васильевной?

4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?

5. Как расстались Маша и Иванов? Почему автор говорит только о чувствах Маши («заплакала, потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба»)?

  • Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/literatura-hh-veka/rasskaz-andreya-platonova-vozvraschenie?block=player

Платонов – краткое содержание рассказов

В своем небольшом произведении под названием «Возвращение» Андрей Платонов попытался осмыслить тему влияния войны на человеческие судьбы, на семейные взаимоотношения, на понимание и отчуждение близких людей.

Переход от военной жизни к мирной нередко сопровождается проблемами, которые невозможно быстро и правильно решить.

Адаптация у многих фронтовиков после окончания Великой Отечественной происходила тяжело и не всегда удавалась – не всем хватало терпимости, возможности принять горькую правду и приспособиться к сложившимся реалиям.

Очень краткий пересказ рассказа «Возвращение»

После окончания войны капитан Алексей Иванов держит путь домой. На одном из вокзалов он сводит тесное знакомство с молоденькой девушкой Машей, и они решают отправиться в город, где та проживает.

Через два дня пара расстается, и Алексей, наконец, добирается до своего дома, где его ждут жена Люба и двое детишек. Увидев, как одиннадцатилетний сын по-взрослому управляется с хозяйством, фронтовик даже немного теряется перед ним. Между родными людьми возникает недопонимание.

К тому же Алексей узнает, что в его отсутствие домочадцам помогал некий Семен Евсеевич – человек, у которого война отняла близких. Иванов подозревает жену в измене. Однако Любовь Васильевна уверяет, что была верна воевавшему на фронте мужу. За мать вступается Петя и высказывается отцу, все, что он о нем думает.

Оскорбленный мужчина решает покинуть родных и уехать к Маше, но сев на поезд и увидав, как за составом бегут его дети, спрыгивает на ходу.

Список действующих лиц и характеристика героев рассказа «Возвращение»

Среди главных героев рассказа:

  1. Алексей Иванов – тридцатипятилетний мужчина, гвардии капитан, вернувшийся домой после войны.
  2. Любовь Васильевна – супруга Иванова, простая, добрая женщина.
  3. Петя – одиннадцатилетний сын Ивановых, не по годам взрослый.

Прочие персонажи:

  1. Семен Евсеевич – вдовец, потерявший на войне семью, отзывчивый человек.
  2. Маша – добрая, простая, миловидная девушка двадцати лет, мимолетное увлечение Иванова, но запах её волос он никогда не сможет забыть.
  3. Настя – пятилетняя дочь Ивановых.
Читайте также:  Краткое содержание рассказов василя быкова за 2 минуты

Краткое содержание рассказа «Возвращение» подробно

Гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов возвращается домой после победы. На железнодорожной станции он ожидает своего поезда и случайно сталкивается с девушкой по имени Маша, с которой пересекался во время войны.

Они разговорились, и капитан узнает, что Маша так же, как и он, возвращается на родину и не представляет, что ее ожидает в новой непривычной мирной жизни. Оба ощущают себя «осиротевшими без армии» и понимают друг друга с полуслова. В порыве чувств Алексей просит у Маши разрешения поцеловать ее в щечку, и она дозволяет.

Двое суток Иванов с Машей проводят в дороге, пока девушке не приходит пора выходить на своей станции. Алексей решает сойти с поезда вместе с ней и еще на день-другой отложить возвращение домой. Маша не против, из близких у нее почти никого не осталось.

А вот мужчину дома ждут жена и двое детей, но он не рассказывает об этом девушке, да и она из-за своей скромности не интересуется семейным положением Иванова. Маша просто доверилась Алексею.

Через два дня молодые люди расстаются, и Иванов уезжает в родные места, но обещает помнить образ Маши вечно, хотя девушка настаивает забыть её. Она просто отпускает его.

Алексея на станции родного города вместо жены встречает сын Петя, показавшийся отцу взрослее своего возраста. Любовь Васильевна, которая отпрашивалась с работы специально, чтобы не пропустить приезд мужа, выбегает к нему на крыльцо и супруги крепко обнимаются. Маленькая дочка Настя не помнит отца, и при его появлении в доме начинает плакать от страха, но Петрушка успокаивает ее.

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минуты

Во время подготовки к застолью Алексей ловит себя на мысли, насколько все изменилось в его доме, как все стало каким-то чужим. Наблюдая за сноровистыми действиями сынишки, Иванов очень удивляется, как ловко, по-взрослому у того все получается, а рассуждения кажутся по-стариковски мудрыми. Любовь Васильевна отвыкла от мужа и как будто стесняется его.

Со слов супруги Алексей узнает, что та трудится на кирпичном заводе, у прессовального станка. Работы так много, что она видит детей только по ночам.

С приездом мужа Люба надеется, что станет легче, и он примет на себя многие обязанности по хозяйству и по воспитанию детей.

Алексей ощущает: что-то мешает ему радоваться возвращению домой, он не ведает, сколько бед пришлось пережить семье в военное время.

За обедом отец замечает, что Петя съел меньше всех, но зато подобрал все крошки со стола и высыпал их себе в рот. Мальчик объясняет это тем, что ему хочется, чтобы остальным досталось больше еды. Настя заворачивает кусок пирога в салфетку и откладывает его для некоего дяди Семена.

Алексей узнает, что в его отсутствие в дом периодически приходит Семен Евсеевич – одинокий пожилой мужчина, потерявший в войну всю свою семью. В доме Ивановых несчастный отогрелся душой, ему нравится играть с детьми и баловать их при первой возможности.

Эти сведения приводят Алексея в смятение, он чувствует в душе уколы ревности.

Как только дети уснули, супруги принимаются выяснять отношения. Алексей выпытывает у жены, как она прожила все эти годы без него и какие у нее отношения с Семеном

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/platonov-kratkoe-soderzhanie-rasskazov

Краткое содержание «Котлован»

«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования.

В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву.

Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».

Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха.

Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой.

Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».

Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».

Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».

Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой.

Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь.

Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.

Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности.

Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса.

Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!».

Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая.

Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала.

Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!».

На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным.

Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания.

Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море.

Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца.

Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно.

Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.

Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привел?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю.

Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте.

«Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.

Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/klimentov-andrey-kotlovan/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector