Отягощенные злом, или Сорок лет спустя
Жанр: Научная фантастика
Из десяти девять не знают отличия тьмы от света, истины от лжи, чести от бесчестья, свободы от рабства Такоже не знают и пользы своей. Трифилий, раскольник Симон же Пётр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического
Дьявол среди людей
Жанр: Научная фантастика
Сон совести рождает чудовищ Перефраз. 1 Но какое допустил святотатство патер грубый! Он послать себе позволил « Таусфес Ионтеф» к черту в зубы. « Боже, тут всему конец!» – крикнул рабби в исступленье… Мой ста
Пикник на обочине
Жанр: Фантастика
Ты должна сделать добро из зла,потому что его больше не из чего сделать. Р. П. Уоррен Из интервью, которое специальный корреспондент Хармонтскогорадио взялу доктора Валентина Пильмана по случаю присужденияпоследнему Ноб
Жук в муравейнике
Жанр: Фантастика
1 июня 78го года. Сотрудник КОМКОНа2 Максим Каммерер. В 13. 17 Экселенц вызвал меня к себе Глаз он на меня не поднял, так что я видел только его лысый череп, покрытый бледными старческими веснушками, это означало высокую сте
Сказка о Тройке
Жанр: Юмористическая фантастика
ИСТОРИЯ НЕПРИМИРИМОЙ БОРЬБЫ ЗА ПОВЫШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОТИВ БЮРОКРАТИЗМА, ЗА ВЫСОКИЙ МОРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, ПРОТИВ ОБЕЗЛИЧКИ, ЗА ЗДОРОВУЮ КРИТИКУ И ЗДОРОВУЮ САМОКРИТИКУ, ЗА ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО, ЗА ОБРАЗ
Хромая судьба
Жанр: Фантастика
что ни один из персонажей этой повести не существует (и никогда не существовал) в действительности. Поэтому возможные попытки угадать, кто здесь кто, не имеют никакого смысла Точно так же являютсявымышленными все упомя
Забытый эксперимент
Жанр: Фантастика
1″ Тестудо» остановился перед шлагбаумом Шлагбаум был опущен, над ним медленно мигал малиновый фонарь По сторонам уходили в темноту ажурные решетки металлической ограды. – Биостанция, негромко сказал Беркут
Обитаемый остров
Жанр: Научная фантастика
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ РОБИНЗОН * Максим приоткрыл люк, высунулся иопасливопогляделвнебо. Небоздесьбылонизкоеикакоетотвердое,безэтойлегкомысленнойпрозрачности,намекающейнабездонностькосмосаимножественностьобитаемых м
Попытка к бегству
Жанр: Научная фантастика
I Хороший сегодня будет день! сказал вслух Вадим. Он стоял перед распахнутой стеной, похлопывая себя по голым плечам,и глядел в сад Ночью шел дождь, и трава была мокрая, кусты были мокрые,икрышасоседнегокоттеджа тожеб
Шесть спичек
Жанр: Научная фантастика
1 Инспектор отложил в сторону блокнот и сказал: Сложное дело, товарищ Леман Да, странное дело. Не нахожу, сказал директор института. Не находите? Нет, не нахожу Помоему, все ясно. Директор говорил очень сухо, внимательно
Прикладная эниология
Жанр: Эзотерика
Источник: https://dom-knig.com/author/24341?p_=2
“Понедельник начинается в субботу”, краткое содержание повести Стругацких
Странное название повести появилось благодаря Н. Свенцицкой, давней знакомой Стругацких. Пытаясь подшутить над братьями, Свенцицкая утверждала, что в одном известном книжном магазине продаётся новое произведение Хемингуэя, которое называется «Понедельник начинается в субботу». Название очень понравилось писателям. Они решили использовать его для своего нового произведения.
Фантастическая повесть состоит из трёх частей. Первая часть играет роль введения. Вторая имеет полемико-сатирический характер. В последней части авторы пытаются ответить на вопрос о том, как можно максимально гармонично соединить творчество и науку.
Программист из Ленинграда Александр Привалов проезжает мимо города Соловец. Его машину останавливают сотрудники местного института. Новые друзья Привалова предлагают ему переночевать в музее ИЗНАКУРНОЖ, что означает Избушка на курьих ножках.
Программист соглашается, так как в данный момент находится в отпуске и может себе позволить посетить незнакомое место. Приехав в музей, Привалов замечает, что и в самом культурном учреждении, и в городе, где он находится, происходят странные события.
Программиста окружает огромное количество странных существ и вещей: неразменный пятак, говорящий кот, магическое зеркало. Для окружающих Привалова людей все эти странности являются нормой, не привлекающей внимания.
Один из новых знакомых Александра, Роман Ойра-Ойра, предлагает Привалову поступить на работу в Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (сокращённо – НИИЧАВО). Программист немедленно соглашается, так как хочет вникнуть в суть всего происходящего.
Суета сует
Во второй части повести более подробно рассказывается о новом месте работы Привалова – НИИЧАВО. С тех пор, как он устроился в институт, прошло уже полгода. В предновогоднюю ночь бывший программист обходит все помещения в здании: отделы Смысла жизни, Предсказаний и пророчеств, Вечной молодости, Абсолютного знания и другие.
Неожиданно все работники института возвращаются на свои рабочие места. Привалов с восхищением смотрит на своих коллег, которые даже в праздники не хотят оставлять своё любимое дело. Девиз этих людей: «Понедельник начинается в субботу». Работники института ненавидят воскресенье – самый скучный для них день недели.
Все сотрудники НИИЧАВО – настоящие маги, способные накормить людей пятью кусками хлеба и превращать воду в вино. Однако это не самое главное их достоинство. Главное, что все эти люди умеют строить совершенно особенные отношения с миром.
Они не просто бесконечно экспериментируют, они ищут смысл жизни и пытаются понять, в чём заключается человеческое счастье.
Предновогоднюю атмосферу нарушает появление «модели человека, неудовлетворённого желудочно», созданного профессором Выбегалло.
После того, как изобретение самоуничтожилось, приняв огромное количество пищи, профессор заявил, что следующей его разработкой будет «модель человека, удовлетворённого полностью». У некоторых коллег возникает сомнение относительно того, стоит ли создавать подобного монстра.
Тем не менее, профессор Выбегалло создал модель Идеального Потребителя, который попытался обрести могущество. Однако в последний момент его удалось остановить.
Всяческая суета
В третьей части Привалов участвует во многих событиях, происходящих в институте, например, в испытании машины, которая позволяет отправиться в будущее или прошлое, созданное писателями-фантастами.
Привалов становится свидетелем смерти говорящего попугая. На следующий день птица оказывается жива. Как выяснилось, произошедшее с попугаем называется контрамоция, то есть, ход событий в обратном направлении.
Редактура и публикация
Редактор удрал из повести несколько «неподобающих» фрагментов. Так, например, цензурой были исключены упоминания гимна «Интернационал» и министра госбезопасности Малюты Скуратова. Сами авторы также внесли некоторые корректировки. В начале 90-х годов повесть переиздали в редакции Б. Стругацкого.
Публикации произведения Первая часть произведения была опубликована в сборнике «Фантастика, 1964» в 1964 году.
В том же году вторая часть была частично опубликована в журнале «Искатель». В 1965 году впервые вышло книжное издание, включавшее в себя все 3 части.
Второй раз повесть была издана в 1966 году, затем в 1979. Начиная с середины 80-х, произведение переиздавалось ежегодно.
Краткий анализ
Фантастическая повесть братьев Стругацких носит юмористический оттенок. Авторы умело высмеивают бюрократов и приспособленцев. Кроме этого, Стругацкие рассматривают место талантливого человека в современном для писателей обществе. По мнению авторов, таким людям следует дать возможность заниматься познанием тайн Вселенной.
«Понедельник начинается в субботу» – повесть, оказавшая немалое влияние на читателей Советского Союза 60-х, 70-х и 80-х годов. Многие фразы из этого произведения стали афоризмами. Однако уже в 1991 году повесть потеряла свою актуальность.
После распада СССР некоторые реалии, описанные в произведении Стругацких, перестали существовать. Молодое поколение не понимало иронии этой повести. Но в конце ХХ века повесть вновь становится актуальной.
На её примере молодым россиянам было показано превосходство нового строя над старым.
Советские реалии
Братья Стругацкие не старались завуалировать все неприглядные реалии современного им общества. Профессор с говорящей фамилией Выбегалло олицетворяет одного из приспособленцев, огромное количество которых можно было встретить в СССР.
Выбегалло постоянно делает вид, что работает. Однако всё, что он создаёт, не приносит никакой пользы.
Первым научным «успехом» профессора, упомянутым в повести, становится «человек, неудовлетворённый желудочно», польза от которого весьма сомнительна.
Когда странное изобретение разорвало от переедания, Выбегалло создаёт ещё более непонятное существо – Идеального Потребителя, в котором авторы изобразили типичного для своего времени человека. С развитием технического прогресса в жизни советских людей появилось больше материальных благ и комфорта. Духовные потребности становятся второстепенными. Идеальный Потребитель мало чем отличается от «человека, неудовлетворённого желудочно». В отличие от первого создания, которое нуждалось только в еде и никогда не чувствовало себя сытым, второму существу пищи было не достаточно. Оно хочет всё больше и больше материальных ценностей. Авторы намекают на то, что такие Потребители смогут захватить мир, то есть, Идеальным Потребителем будет каждый. Образцом для подражания в повести является Привалов. Единственный мотив всех его действий – бескорыстное познание мира.
Экранизации повести
В 1964 году, ещё до того, как вышло первое книжное издание повести, режиссёр А. Белинский поставил спектакль «Суета вокруг дивана», показанный по телевидению. Опыт оказался неудачным. Ни зрителям, ни самим авторам телеспектакль не понравился, и в эфире его больше не показывали.
В 1982 году на экраны выходит фильм «Чародеи» по мотивам знаменитой повести Стругацких. Первый вариант сценария, написанный авторами, не был принят режиссёром. Именно поэтому фильм не является точной интерпретацией повести, в нём использованы лишь некоторые персонажи и отдельные фрагменты произведения.
Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/bratya-strugackie/ponedelnik-v-subbotu.html
Краткое содержание романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»
Событие разворачивается в 20 веках в городе Хармонте, который располагается возле одной из Зон Посещения.
Зоны Посещения – это пункты, на которые приземлялись на некоторое время инопланетные формы существования, и оставившие там следы своего нахождения, которые имеют материальную основу. Это произошло за пару лет до деяний, которые совершаются теперь там.
Всего таких Зон Посещения на Земле насчитывают шесть. Такие Зоны ограждены и подлежат охране, вход в Зону по пропускам и только для сотрудников Международного института внеземных культур.
Однако сталкеры – это люди, которые пробираются в Зону, для того чтобы вынести из нее, материальные доказательства инопланетян .
Все что они нашли в Зоны, потом сбывают скупщикам, как внеземные диковины. Сталкеры называют эти предметы, сравнивая их с земными, например «черные брызги», «булавка», «пустышка», «зуда» и так далее.
Ученые выдвигают несколько предположений образования таких Зон Посещения.
Первое предположение выдвигает версию как будто, на землю забросили контейнеры с примерами, другие внеземные культуры или они до сих пор проживают в этих Зонах, чтобы изучать жителей Земли.
Другое, предполагает, что инопланетяне просто останавливались по пути следования, к другой не известной нам цели, и эта Зона, была для них, зоной для пикника, после которого остались предметы, которые они могли забыть или это обыкновенные следы их отдыха, такие же как остаются после мирского отдыха, обертки от еды, следы костра и другие различные вещи.
В прошедшем сталкер Рэдрик Шухарт, стал сотрудником Института внеземных культур, работая лаборантом у молодого русского учёного Кирилла Панова.
Кирилл Панов исследует один из объектов, который найден в Зоне его называют «пустышкой».
«Пустышка» – это две сферы из меди, их размер не больше чанного блюдца, дистанция между ними около сорока сантиметров, но не развести ни притиснуть их к друг другу не удается.
Рэду, Кирилл нравиться, и он собирается помочь ему, поэтому делает предложение пойти в Зону за совершенной «пустышкой», у которой на самом деле внутри находиться что-то синего цвета, он видал такую, еще, когда был сталкером.
Они надевают спецкостюмы и направляются в Зону, там Кирилл ненароком зацепляется, за странную паутину серебристого цвета, Рэд встревожен, но все в порядке. После возвращения из Зоны, через пару часов Кирилл умер от сердечного приступа.
Рэд винит себя в его смерти, потому что это он не досмотрел, хотя он знал как сталкер, что в Зоне, всякая деталь смертельно опасная.
Рэдрих Шухарт, ушел из Института, после кончины Кирилла, но через пару лет, он снова станет сталкером. Он имеет семью, супругу Гуту, и маленькую дочку Марию, которую они с супругой зовут Мартышкой.
Потому что дети сталкеров, выделяются среди других ребят, и Мартышка тоже, на ее лице и теле, густая длинная шерстка, но в прочих аспектах она простой ребенок, который обожает лепетать, бегать и играть с ребятами.
В Зону Рэдрик идет вместе с напарником, которого прозвали Стервятник Барбридж, из-за безжалостного отношения к другим сталкерам. В зоне Барбридж наступает в «ведьмин студень», и не может ходить, потому что ноги от колен стали как будто из резины, и их можно связать в узел. Он молит Рэда, чтоб тот не оставлял его, и за это обещает поведать, где находится Золотой Шар, выполняющий желания.
Рэд этому не доверяет, потому что думает, что это все вымыслы сталкеров, верующих в суеверия. Стервятник продолжает убеждать его, что Золотой Шар есть на самом деле, и он уже пользовался им, и приводит в пример, то, что у него двое нормальных детей – Дина и Артур.
Рэд забирает Барбриджа из Зоны, но в то, что Золотой Шар существует, он не уверовал. Отвезя Стервятника к доктору, который специализируется на заболеваниях, вызванных воздействием Зоны, но ноги не удается спасти. В тот же день Рэд направляется с добычей к скупщикам, и там попадает в облаву.
Его арестовали и приговорили к нескольким годам тюрьмы.
Рэд отсидел срок и вышел на волю. Приехав домой, он не узнает свою дочь, она переменилась не только с виду, но и внутри доктора сообщают, что она уже не человек, Мария уже почти ничего не понимает. Рэд идет на поиски Золотого шара, ради спасения дочки.
Барбридж, дает ему план, и поясняет, как отыскать шар, и просит его попросить возвратить ему ноги: «Зона забрала, может, она и вернет».
Дорога к шару очень опасна, необходимо преодолевать массу преград, но опасной является «мясорубка», чтобы ее пройти нужно пожертвовать, другим человеком , только потом можно дойти до шара и просить исполнения желания.
Стервятник поведал об этом Рэду и предлагал взять кого-то из личных людишек, «кого не жалко». Но Рэд, берет с собой сына Барбриджа, Артура. Он сам попросился пойти с ним, когда сообразил, зачем Рэд идет в Зону. Рэду жалко этого прекрасного молодого человека, но надо выбирать, или Артур, или его дочь.
Они проходят все западни Зоны и, подойдя к Золотому шару, Артур метнулся к нему и начал кричать: «Счастье для всех! Даром! Сколько угодно счастья! Все собирайтесь сюда! Хватит всем! Никто не уйдёт обиженный!». В этот момент «мясорубка» подхватила его и начала сворачивать так, как супруги отжимают белье.
Подойдя и сев рядом с Шаром, Рэд смотрел на него и думал о чем просить, о дочке или …? И он осознает, что он не в состоянии думать, и у него нет слов, все это он потерял в погоне за деньгами, сталкерских вылазках, потому что это единственное что он умеет делать, чтобы прокормить семейство.
Он шел в Зону и продавал вещи из нее и продавал людям, и неизвестно, что они с ними делали.
И он осознает, что кроме слов Артура, которые он выкрикнул перед смертью, он не чего другого не может придумать: Счастье для всех! Даром! Сколько угодно счастья! Все собирайтесь сюда! Хватит всем! Никто не уйдёт обиженный!».
Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-bratev-strugackix-piknik-na-obochine.html
Краткое содержание повести «Понедельник начинается в субботу» Стругацких
Антиутопическое произведение «Понедельник начинается в субботу» (1965) — фантастическая юмористическая повесть братьев Стругацких. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Понедельник начинается в субботу» по частям. Существенную роль в повести играют ярко выраженные сатирические мотивы; в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Александр Привалов – Бородатый и очкастый, носит серую гэдээровскую курточку и любимые джинсы, исполосованные «молниями». Программист, заведующий вычислительным центром. Начал учиться магии, отношения с которой складываются трудно, зато как программист великолепен!
Другие персонажи:
- Янус Полуэктович Невструев – директор института.
- Роман Ойра-Ойра – из отдела Недоступных Проблем. Горбоносый. Зимой надевал «зелёное пальто с барашковым воротником». Курит. Тренирует Привалова основам магии. Руководит изданием стенгазеты. Способен на подвиг.
- Виктор Корнеев – из отдела Универсальных Превращений. Грубый. «Здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск». Курит сигареты. С удовольствием троллит окружающих.
- Профессор Амвросий Амбруазович Выбегалло – никакой не корифей, а шарлатан, но мастер демагогии и пылевглазапускания. «Волосы он стриг под горшок, так что никто никогда не видел его ушей. …Глаза у него были прозрачные (и в них ничегошеньки не выражалось)». За успехи в области лженауки выбран почётным членом ВРАЛ.
- Наину Киевну Горыныч – типичная Баба-Яга и к тому же хорошая гадалка. Да, ещё недоверчивая и жадная.
- Кадавр – модель человека, неудовлетворённого желудочно.
- Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта – маги.
- Модест Матвеевич Камноедов – администратор.
- Мерлин – тот еще халтурщик.
- И много других персонажей.
Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» краткое содержание для читательского дневника:
На подъездах к Соловцу Александру Привалову, программисту-математику из Ленинграда, встречаются двое путешественников, которые представляются сотрудниками загадочного научного учреждения под аббревиатурой НИИЧАВО, которую они сами расшифровывают как: Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Привалов довозит пешеходов до ИЗНАКУРНОЖа (Избушки на курьих ножках), где их принимает на ночь настоящая Баба Яга.
Всю ночь продолжаются странности: говорит звери, щука исполняет желание, а поутру находит Привалов монету неразменную — пятак. В порядке эксперимента отправляется программист на базар, где покупает на монету различные вещи. В конце концов, его забирают в милицию, причем никто не кажется удивленным необычной валютой. Пятак у Привалова изымают, его самого отпускают.
Вернувшись к месту ночлега, Привалов продолжает наблюдать непонятное, и с удовольствием принимает приглашение поступить на работу в НИИЧАВО — ему очень хочется во всем разобраться.
Спустя полгода Привалов дежурит по институту, обходит кабинеты и буквально выгоняет оттуда увлеченных работой сотрудников. Маги применяют все свое искусство, чтобы остаться. После встречи Нового Года они снова на рабочих местах, ведь “понедельник начинается в субботу”.
Тем временем, профессор Выбегалло создал в лаборатории модель желудочно неудовлетворенного человека. По словам научного работника, он задался целью сотворить полностью удовлетворенного человека, а это ‑первое звено на пути к цели. Модель демонстрирует свою мощь, пожирая все, что может найти, пока не взрывается от переедания.
Все сотрудники обсуждают вопрос, насколько опасно продолжение опытов. Профессор Выбегалло решительно настроен, испытывать модель в стенах родного института.
Наконец, смотр модели проходит на полигоне, где модель притягивает к себе все, в чем нуждается, не брезгуя имуществом собравшихся наблюдателей.
Затем модель пробует завернуть вокруг себя ткань пространства, но ее уничтожает джинн из бутылки.
Пока ремонтируют его ЭВМ, Привалов прогуливается по НИИ. Он оказывается в отделе Абсолютного Знания и принимает участие в испытании машины, переносящей человека в вымышленный мир будущего и прошлого. Привалов улетает в будущее, в эпоху покорения космоса и видит много необычного. После возвращения в реальное настоящее, машина исчезает без следа.
Большой переполох производит в НИИ умирающий и воскресающий попугай, который к тому же прекрасно знаком со всеми сотрудниками.
Если при нем назвать их фамилии, птица дает каждому краткую и точную характеристику.
После долгих размышлений выясняется, что хозяин попугая, директор Янус Полуэктович, открыл тайну потоков времени и, в далеком будущем, обратил время вспять. Теперь он и его питомец живут в обратном времени.
«Понедельник начинается в субботу» Стругацкие краткое содержание – это фантастическая повесть, оказавшая большое влияние на развитие советской литературы, является сатирическим произведением, высмеивающим узнаваемые типы характеров людей своего времени.
Рассказ Бунина «Чистый понедельник» был написан в 1944 году и вошел в сборник автора посвященный теме любви «Темные аллеи». Вы можете прочитать краткое содержание «Чистого понедельника» на нашем сайте. Произведение относится к литературному направлению неореализм.
Сюжет повести «Понедельник начинается в субботу» по частям
Краткое содержание «Понедельник начинается в субботу» Стругацкие с описанием каждой части:
60‑е годы XX века. Путешествуя на машине, молодой програмист подвозит двух сотрудников института Чародейства и Волшебства, с помощью которых попадает в таинственный и забавный мир магии.
История первая. Суета вокруг дивана
Ленинградский программист Александр Привалов во время отпуска путешествует на машине и направляется к городу Соловец, где у него запланирована встреча. По дороге он подбирает двух сотрудников НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства) и подвозит их в Соловец, где они устраивают его на ночлег в музей института — ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках).
Понемногу Привалов начинает замечать необычные явления — схожесть смотрительницы музея, Наины Киевны Горыныч, с Бабой-Ягой, говорящее зеркало, огромного кота, декламирующего сказки и песни, русалку на дереве и книгу-перевёртыш, в которой все время изменяется содержание. Утром Привалов вылавливает из колодца щуку, исполняющую желания. Он думает, что все эти необычности должны укладываться в какую-то систему.
Прогуливаясь днём по городу, он находит неразменный пятак и начинает с ним экспериментировать, покупая на него различные вещи. Этот эксперимент прерывает милиция. Привалов оказывается в отделении, где его заставляют возместить ущерб, а пятак изымают и обменивают на обычный. При этом милиционеры ничуть не удивлены этим странным предметом.
Вернувшись в ИЗНАКУРНОЖ отдохнуть, Привалов обнаруживает пропажу дивана, который ещё утром был на месте. Затем к Привалову один за другим приходят странные личности, которые демонстрируют невероятные способности: летают, становятся невидими, проходят сквозь стены, и при этом почему-то интересуются исчезнувшим диваном.
Между делом Привалов узнаёт, что на самом деле диван является магическим транслятором реальности. Он был похищен одним из сотрудников института Виктором Корнеевым для исследовательской работы, так как официально истребовать его из музея не удалось из-за бюрократизма администратора Модеста Матвеевича Камноедова.
Утром скандал с похищением дивана приобретает неуправляемый характер, и на помощь Привалову приходит Роман Ойра-Ойра, которого тот подбросил до города. Он уговаривает программиста поступить на работу в НИИЧАВО. Привалов соглашается — происходящее его заинтересовало.
История вторая. Суета сует
Действие второй части происходит примерно через полгода после первой.
В предновогоднюю ночь Александр Привалов, заведующий вычислительным центром НИИЧАВО, остаётся дежурить в институте. Он принимает ключи у всех начальников отделов.
Перед ним проходит череда ярких персонажей — маги Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хозевич Хунта, халтурщики и приспособленцы Мерлин и Амвросий Амбруазович Выбегалло, директор института Янус Полуэктович Невструев, существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А‑Янус и как учёный У‑Янус, и другие.
Затем Привалов предпринимает обход института начиная с расположенного в подвале здания вивария, где содержатся магические и мифологические существа, через этажи отделов Линейного счастья, Смысла жизни, Абсолютного знания, Предсказаний и пророчеств, Оборонной магии, Вечной молодости, Универсальных превращений. Обход заканчивается в лаборатории Витьки Корнеева, который всё ещё работает. Привалов пытается выгнать Корнеева из лаборатории, но с практикующим магом, увлечённым своими исследованиями, справиться не может.
Выйдя из лаборатории Корнеева, он обнаруживает, что институт полон сотрудников, которые вместо того, чтобы встречать Новый год дома, предпочли вернуться в свои лаборатории. Девизом этих людей было «Понедельник начинается в субботу», и смысл своей жизни они видели в работе и познании неизвестного. Встретив Новый год, они продолжили свои исследования.
В это время в лаборатории профессора Выбегалло «вылупилась» из автоклава «модель человека, неудовлетворённого желудочно». Модель, копия профессора Выбегалло, способна только пожирать всё съедобное.
В лаборатории Выбегалло собираются сотрудники, появляется и сам профессор в сопровождении корреспондентов. По теории Выбегалло, путь к развитию и духовному росту личности лежит через удовлетворение материальных потребностей, а данная модель — промежуточный этап на пути к созданию модели Идеального Человека, «человека полностью удовлетворённого».
Модель успешно демонстрирует, что, удовлетворяя свои желудочные потребности, способна очень много есть — чем дальше, тем больше. В конце концов, модель лопается от обжорства, забрасывая Выбегалло и корреспондентов содержимым своих органов пищеварения. Сотрудники расходятся.
Привалов некоторое время размышляет над происходящим, потом засыпает. Проснувшись, он пытается с помощью магии сотворить себе завтрак, но вместо этого становится свидетелем совещания у директора института, где обсуждается вопрос о том, насколько опасной может быть следующая модель.
Профессор Выбегалло хочет испытать её прямо в институте, тогда как другие опытные маги настаивают на полигонных испытаниях в нескольких километрах от города.
После горячего спора директор института Янус Полуэктович Невструев решает проводить испытания на полигоне, поскольку «эксперимент будет сопровождаться значительными разрушениями».
Невструев также выносит «предварительную благодарность» Роману Ойре-Ойре за «находчивость и мужество».
Привалову удаётся побывать на испытании. «Модель человека, удовлетворённого полностью» имела способность удовлетворять все свои материальные потребности с помощью магии. Выйдя из автоклава, модель переносит к себе все материальные ценности, до которых может дотянуться своими магическими способностями (в том числе и вещи людей, находящихся рядом), а затем пытается свернуть пространство.
Катаклизм предотвращает Роман Ойра-Ойра, который бросает в Идеального Потребителя бутылку с джинном, и вырвавшийся на свободу джинн уничтожает выбегалловскую модель.
История третья. Всяческая суета
ЭВМ «Алдан», на которой работает Привалов, поломалась. Пока её ремонтируют, Привалов путешествует по институту и попадает в отдел Абсолютного Знания, где в этот момент демонстрируется машина, изобретённая Луи Седловым, на которой можно попасть в вымышленное прошлое или вымышленное будущее.
Привалов соглашается на эксперимент и отправляется в будущее. Сначала он видит странный мир с обитателями, похожими на древних людей, потом оказывается среди людей, внешне таких же как и его современники, но в их мире уже есть космические корабли и происходят путешествия к далёким планетам.
Затем Привалов попадает в эпоху возвращений, когда люди, улетевшие к далёким планетам и звёздам, вернулись на Землю снова. Он замечает, что в этом мире есть Железная Стена, и узнаёт, что за ней находится Мир Страха перед Будущим.
Попав за Стену, он видит убийства, кровь и войну.
От случайно встреченного им жителя Привалов узнаёт, что часть мира за Стеной порабощена роботами, часть — пришельцами, а некоторые области порабощены паразитами, растениями, минералами и коммунистами.
Тут появляются летательные аппараты, начинают сыпаться бомбы, и Привалов удаляется на противоположную сторону стены, в Мир Гуманного Воображения. После этого он возвращается в реальное настоящее, но машина при этом бесследно исчезает.
Он заходит к Роману Ойре-Ойре и видит в лаборатории мёртвого попугая, лежащего в чашке.
Приходит директор института Янус Полуэктович, называет попугая Фотончиком, сжигает его трупик в печи, пепел развеивает по ветру и уходит.
Роман Ойра-Ойра удивлён, так как днём ранее он нашёл в печке обгорелое зелёное перо. Откуда оно взялось, если попугай был сожжён сегодня, а других зелёных попугаев рядом и близко не было, остаётся тайной.
На следующий день Привалов вместе с ведьмочкой Стеллой сочиняет стихи для стенгазеты и вдруг видит, как в комнату входит тот самый зелёный попугай. Он летает, но выглядит не совсем здоровым. Приходят другие сотрудники и интересуются, откуда этот попугай взялся.
Потом все принимаются за работу, но вдруг видят, что попугай лежит мёртвый. На его лапке — кольцо с цифрами и надпись «Фотон». То же самое было на лапке попугая, который вчера лежал мёртвым в чашке. Никто не понимает, в чём дело.
Художник Дрозд случайно кладёт попугая в чашку.
На следующий день ЭВМ исправляют, и Привалов приступает к работе. Ему звонит Роман и сообщает, что попугая в чашке уже нет, и никто его не видел. Привалов удивляется, но потом, поглощённый работой, перестаёт об этом думать. Чуть позже Роман звонит снова и просит его прийти. Когда Привалов приходит, он видит живого зелёного попугая с кольцом на лапке.
На слова сотрудников НИИЧАВО попугай отвечает другими словами, но смысловую связь между ними установить не удаётся. Потом попугаю начинают называть фамилии собравшихся, каждого он кратко характеризует: груб, стар, примитив и т. п. Сотрудники не понимают, откуда у него такая информация.
Друзьям приходит в голову, что этот загадочный попугай принадлежит директору Янусу Полуэктовичу, личности ещё более загадочной. Этот человек, единый в двух лицах, никогда не появляется на людях в полночь, а после полуночи он не может вспомнить, что было до неё. Кроме того, Янус Полуэктович безошибочно предугадывает будущее.
В конце концов учёные догадываются, что тут возможна контрамоция: течение времени в направлении, противоположном общепринятому. Если попугай был контрамотом, значит он сегодня может быть живым, вчера умер и был положен в чашку, позавчера был найден в чашке Янусом и сожжён, а ещё днём ранее в печке от него осталось обгорелое перо, которое и нашёл Роман.
Роман пробует объяснить случай с Тунгусским метеоритом, исходя из концепции контрамоции: это был не метеорит, а космический корабль, а пришельцы в нём были контрамотами и жили, по меркам обычных людей, из будущего в прошлое.
Тайну Януса Полуэктовича разгадали. Он существовал в лице А‑Янус и занимался наукой, пока не пришёл к идее контрамоции и понял, как осуществить её на практике. И в году, который для живущих сейчас сотрудников НИИЧАВО — ещё далёкое будущее, он превратил себя и своего попугая Фотона в контрамотов, начал жить вспять по линейке времени, и теперь каждую полночь переходит из завтра в сегодня.
В виде А‑Януса он живёт как все обычные люди, из прошлого в будущее, а в виде У‑Януса — из будущего в прошлое. При этом оба воплощения Януса Полуэктовича остаются одним человеком и сочетаются во времени и пространстве.
Во время обеда Привалов встречает У‑Януса, и набравшись смелости, спрашивает, можно ли зайти к нему завтра утром. У‑Янус отвечает, что завтра утром Привалова вызовут в Китежград, поэтому зайти не удастся. Потом он добавляет: «…Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для всех будущего. Их много и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них…».
Это интересно: Фантастическая повесть «Роковые яйца» Булгакова была написана в 1924 году. Первоначальное название – «Луч жизни» – Булгаков изменил уже во время публикации рассказа, сюжет которого развивается в 1928 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Роковые яйца» по главам для читательского дневника, а также для подготовки к уроку литературы.
Видео о повести «Понедельник начинается в субботу»
Повесть «Понедельник начинается в субботу» Стругацких оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений советских читателей 1960–1980‑х годов, неоднократно вызывала острую полемику; фразы из неё разошлись на цитаты и доныне широко узнаваем
Источник: https://litfest.ru/shortwork/ponedelnik-nachinaetsya-v-subbotu.html
В каком порядке читать книги стругацких
Если бегло, романы не нуждаются друг в друге — можно взять любой и с удовольствием его прочесть. Но если у вас в планах продолжительные отношения с книгами Стругацких, советую читать по порядку. Тогда вы получите вот что:
1. Госпожу книжную эстетику.2. Собранный пазл из всех книг «Мира полудня».
После «важного момента» на своём примере покажу, как лишилась вышенаписанного.
Важный момент. Большинство книг братьев Стругацких входят в «Мир Полудня», с ним вы ознакомитесь ниже. Все другие повести, романы («Понедельник начинается в субботу», «За миллиард лет до конца света» и другие) — сильные и независимые, порядка нет.
Итак, «Мир Полудня» я случайно начала с последней книги — «Волны гасят ветер». Я получила ответы на ряд вопросов (которые не задавала) и наблюдала за старичками, чьи молодые годы мне ни о чём не говорили.
Согласитесь, читать не по порядку не совсем полезно для читателя. Ты пропускаешь развитие персонажа, со стеклянными глазами смотришь, кем он стал. А ещё ты не будешь бояться за него в «ранних» книгах (если решишь их прочесть) — вот же он, в финале, старенький и здоровенький.
Плюс ко всему, в поздних повестях могут показывать или упоминать героев из ранних книг, но ты не обращаешь на это внимания, потому что ещё не знаком с ними… Хотя эту проблему я вроде как решила. На Википедии есть статья «Второстепенные персонажи Мира Полудня».
Встречаете на страницах цикла незнакомое имя — айда проверять.
Я планирую прочитать всё, что есть из Стругацких в свободном доступе, поэтому пришлось вернуться в начало цикла. Первая ступенька «Мира Полудня» — повесть «Полдень, 22 век». Да здравствует не развитие истории, а её «схлопывание»!
Но есть и плюсы в угоду рандомному чтению: сразу видишь нити, которые вплетены в историю Мира глобально. Читая ранние книги после поздних, ты знаешь, что где искать и на что обращать внимание.
Так что там с хронологией-то?
Если вы только собираетесь погружаться в «Мир Полудня», вот как выглядит иерархия.
Сначала идут повести Предполуденного мира:
«Страна багровых туч» (1959)«Путь на Амальтею» (1960)«Стажёры» (1962)«Хищные вещи века» (1965)
«СБТ» — наверное, самое простое, что есть у Стругацких. Все мысли на поверхности, сюжет простой, приключенческий. Видно, что это первая серьёзная работа АБС. В хорошем смысле! Время действия в повести: 90-е. «Стажёры»: нулевые. «ХВВ»: Жилин в «Стажёрах» был юнцом, а теперь взрослый и уставший.
А вот как строится Мир Полудня:
«Полдень, XXII век» (1962)«Попытка к бегству» (1962)«Далёкая Радуга» (1963)«Трудно быть богом» (1964)«Беспокойство» (1965) — изначальный вариант повести «Улитка на склоне» (1965)«Обитаемый остров» (1969)«Малыш» (1971) «Парень из преисподней» (1974)«Жук в муравейнике» (1979—1980)
«Волны гасят ветер» (1985—1986)
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b03316748c85e2970fdf553/5c5d4661af022e00ac884619