Повесть «Собачье сердце», краткое содержание которой будет интересно не только учащимся и студентам, но и любителям хорошей литературы, — одно из лучших произведений Михаила Булгакова. Воспользуйтесь пересказом, чтобы вспомнить или составить мнение об описанных событиях и героях.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Повесть «Собачье сердце», краткий пересказ которой пригодится тем, кто слышал об этом произведении или изучает его в школе, университете, М. Булгаков написал в период революционных открытий в науке и философии (1925 год).
Ученые, вдохновленные революционной идеей кардинальных изменений общества, взялись за улучшение человеческой породы.
Они проводят ряд экспериментов, результатом которых должна стать долговечность людей и проявление уникальных способностей.
Автор произведения создал пародию на потуги ученых изменить человека, на политическое устройство новой социалистической России. Операция профессора Преображенского и ее результаты воспринимаются как метафора изменений, которые произошли в обществе после революции, когда к власти пришли необразованные, малокультурные, но агрессивно настроенные люмпены.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Если нет возможности перечитать «Собачье сердце», то краткое содержание по главам поможет восстановить авторские посылы:
Глава 1
Бродячий пес воет в подворотне от боли: повар обварил ему кипятком левый бок. Пес с иронией и по-философски размышляет о московских обывателях, о милосердии и злости людей. Исходя из того, насколько обозлены на бродячих собак дворники и повара, насколько скудны выбрасываемые отходы, Шарик делает вывод о новых порядках, которые установились после революции.
Его внимание привлекает господин. Он вкусно пахнет и вызывает уважение («умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей»). Такой точно не обидит собаку, потому что сам сыт. Господин кормит пса и забирает к себе в дом.
Глава 2
Шарик оказывается в богатой квартире. Горничная Зина пыталась отвести его в смотровую, где принимал больных профессор Преображенский — хозяин жилища. С испуга пес разгромил прихожую, но ассистент профессора Борменталь (молодой человек с острой бородкой) усыпил его хлороформом. Проснувшись, животное уже не чувствовало боли в боку (ему наложили повязку).
Он становится свидетелем приема у Преображенского. Его посетители (престарелый ловелас с зелеными волосами и в панталонах, расшитых черными кошками, молодящаяся дама, мужчина, совративший четырнадцатилетнюю девочку) жаждут омоложения. Они вызывают у пса омерзение. Он решает, что попал в похабную квартирку.
Завершается день визитом домкома. Комитет возглавляет Швондер. Пришедшие сообщают, что у Филиппа Филипповича будет отобрана комната в связи с уплотнением.
Преображенский, возмущенный их наглостью, звонит высокопоставленному чиновнику, чтобы сообщить о сложившейся ситуации. Домком удаляется, объявив профессора ненавистником пролетариата.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Глава 3
Обед в доме Преображенского обставлен как культурное событие. Профессор размышляет о культуре приема пищи, дает рекомендации Борменталю и категорически не советует читать газет за обедом (особенно советских), иначе расстройство пищеварения гарантировано.
Пение членов домкома, которые собрались на очередное собрание, заставляет Преображенского высказаться относительно будущего, которое строит пролетариат. Он уверен, что наступит разруха, потому что никто не хочет работать, а только дискутировать и петь революционные песни.
После обеда Преображенский намерен отправиться в оперу, слушать «Аиду». Из туманных разговоров профессора и ассистента понятно, что Шарик станет частью какого-то научного эксперимента. Он начнется, как только Борменталь получит известие от патологоанатомов о наличии подходящего материала.
Глава 4
Пса не выгоняют из квартиры, и он решил, что вытащил собачий билет, размышляет о своей тайной родословной. Шарик ест вдоволь и раздирает сову. Филипп Филиппович не разрешает Зине его бить, утверждая, что только внушением следует воздействовать на человека и животное.
Внезапно судьба Шарика меняется: в квартире раздается звонок, профессор обедает раньше, пса оставляют голодным и запирают в ванной, потом отправляют в смотровую и дают наркоз.
Профессор и Борменталь проводят экспериментальную операцию: псу пересаживают семенники и гипофиз человека. Преображенский предполагает, что собака умрет («ласковый пес был, но хитрый»), поскольку предыдущие опыты были неудачными.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Глава 5
Дальнейшие события воссозданы по записям доктора Ивана Арнольдовича Борменталя. Это история эксперимента над Шариком. Из тетради узнаем, что пес выжил, у него начала выпадать шерсть, изменился тембр голоса, вместо лая появились членораздельные слоги, происходит удлинение костей, вес достигает 30 кг.
Вскоре собакочеловек стал подниматься с постели: он ходит и выговаривает «Абырвалг» — «Главрыба» наоборот и слово «пивная», обругал профессора матом. Преображенский после обморока поправляется, но приемы не ведет. Пациент меняется стремительно (теряет хвост, разговаривает).
По городу пошли слухи о марсианине из Обуховского переулка, и дом профессора Преображенского атакуют религиозные и революционные фанатики. Вскоре Филипп Филиппович признает ошибку: пересаженный гипофиз не омолодил, а очеловечил собаку.
Он приказывает купить одежду пациенту. Тот ведет себя дико: ругается матом, хамит. Чтобы понять, почему получился такой отвратительный тип из такой хорошей собаки, профессор изучает историю жизни Клима Чугункина, труп которого использовали для изъятия пересаженных материалов.
Повесть Пушкина «Капитанская дочка»: краткое содержание
Глава 6
Жизнь в квартире Преображенского кардинально изменилась: Борменталь переехал к наставнику, в доме появились запреты на употребление семечек и игру на музыкальных инструментах по утрам (раньше их не было, поскольку все придерживались правил общежития).
Швондер берет шефство над новым жителем. Собакочеловек ведет себя похабно, одевается вульгарно (жуткий галстук и лакированные ботинки), спит на полатях в кухне и ловит блох пальцами. Он требует от Филиппа Филипповича выправить ему документ — паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Профессор обращается с этим вопросом к Швондеру. Документ получен. Шариков проявил животную агрессию по отношению к кошке и устроил потоп в квартире доктора. Филиппу Филипповичу приходится отвечать и расплачиваться с пострадавшими от неугомонной натуры и похабного поведения Полиграфа.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Глава 7
Ученые берутся за воспитание Шарикова: учат правилам этикета. Оказывается, тот имеет пристрастие к водке, театру предпочитает цирк, знает слово «контрреволюция», читает переписку Каутского с Энгельсом. Полиграф — типичный люмпен: не образован, питает классовую ненависть (работать не хочет, но хочет жить хорошо, комфортно и зажиточно), сторонник экспроприации и социальной уравниловки.
Иван Арнольдович и профессор Преображенский быстро ставят его на место, указав на то, сколько он должен денег за кота и испорченный водопровод, за компенсацию соседям. В результате книгу, которую он читал, отправляют в печь.
Отправив жильца с ассистентом в цирк, профессор мрачно и решительно смотрит на гипофиз собаки, который остался после операции.
Глава 8
Обстановка в квартире Преображенского накаляется, когда новый жилец, по наущению Швондера, требует жилплощадь. Профессор в ярости грозится убить и его, и домкомовца.
Успокоившись, ограничивается запретом подавать Полиграфу еду. Тот в отместку крадет деньги, напивается и приводит таких же, как и он, дружков. После их выдворения обнаруживается пропажа пепельницы из малахита, шапки из бобра и трости, которую любил профессор.
Иван Арнольдович, выпив коньяка, предлагает отравить Шарикова. Профессор не позволяет. Он рассуждает о том, что гипофиз — это кладовая данных о человеке. Клим Чугункин, у которого был взят гипофиз, —наследственный пьяница и преступник, в трактире играл на балалайке и был зарезан в драке.
Пересадив собаке эту часть мозга, они создали гомункула — хама и алкоголика. Ученые размышляют над тем, во что превратится Полиграф под воздействием Швондера. Перспектива печальная.
Пациент Преображенского устраивается на работу — он служащий подотдела по уничтожению уличных животных, в основном котов. Шариков приводит в дом машинистку, которой наплел о своем военном прошлом. Полиграф представил ее как невесту. Иван Арнольдович открывает ей правду. Пролетарий угрожает заплаканной девушке, но Борменталь ее защищает, пообещав убить Полиграфа.
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Глава 9
В квартире Преображенского появляется высокопоставленный военный чин. Он сообщает профессору о доносе, который написал на него и его ассистента Шариков. Служащий подотдела обвинил их в контрреволюционной деятельности и угрозах убить Швондера.
Филипп Филиппович разгневан, он разговаривает с Полиграфом и выгоняет из дома. Но тот не сдается и угрожает профессору пистолетом. В результате схватки Шарикова связывают и усыпляют хлороформом.
Глава 10
Швондер донес на Преображенского в милицию, обвинив того в убийстве Полиграфа. На требование милиционеров предъявить Шарикова Филипп Филиппович выводит диковинное существо, которое внешне еще выглядит как человек, но повадки имеет собачьи. Профессор объяснил, что эксперимент не удался: созданный им человек деградировал в собаку.
Пес Шарик уже с возвращенным собственным животным гипофизом блаженствует в квартире Преображенского, но недоумевает, почему ему изрезали голову.
Философские размышления о важности для развития человека культуры и образования, о злоупотреблении властью и классовой ненависти, вмешательстве в природу живых существ — главные проблемы повести «Собачье сердце».
Краткое содержание для читательского дневника демонстрирует позицию автора в отношении этих вопросов. Воспользуйтесь представленной информацией, чтобы систематизировать знания о произведении Михаила Булгакова.
Борис Акунин: книги, биография, цитаты
Источник: https://www.nur.kz/1828401-sobace-serdce-kratkoe-soderzanie-povesti-po-glavam.html
5 рассказов, с которых надо начинать читать Булгакова
Непохожие друг на друга короткие тексты, по которым можно легко понять, каким был Булгаков-писатель 1920-х
Составила Мария Котова
Михаил Булгаков. 1920‑е годыМузей М. А. Булгакова
Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Красный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газету «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне».
Первые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого числа очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и повестей.
До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столичный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оставил прозу.
Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.
«Самогонное озеро» (1923)
«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов.
Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.
Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собутыльник квартхоза Василия Ивановича.
Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидорыч — второе лицо в правлении после председателя.
Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом.
Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.
Прототип Аннушки — Анна Федоровна ГорячеваМузей М. А. Булгакова
Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в коммунальной квартире жили еще 16 человек, большую часть которых составляли рабочие из соседней типографии.
Многие соседи Булгакова по коммуналке без труда узнаются в героях «Самогонного озера».
Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Аннушки-чумы из «Мастера и Маргариты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову выселением и порядочно трепал ему нервы.
О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели».
И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 октября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру».
Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у него лишь тремя годами позже.
«Китайская история» (1923)
«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.
Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской марке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве.
В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полукруглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама».
В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.
Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Бронепоезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.
Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зойкина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китайского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.
«Ханский огонь» (1924)
«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:
«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Генри наших писателей, как-то пожаловался: — Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просматривается насквозь до последней точки. Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
- — Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».
- Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»
Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смотритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых очках.
Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпроводив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого загадочного иностранца и вдруг узнает его лицо.
Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.
Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 годФотохроника ТАСС
Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.
В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты).
В 1921 году Булгаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белыми, но свалился с тифом.
Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:
«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два врача говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла везти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбека и похоронить?“»
В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».
«Вьюга» (1926)
Михаил Булгаков. Около 1918 годаМузей М. А. Булгакова
Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а символическая глубина рассказа, напряженность действия, почти кинематографическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рассказом цикла.
Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожиданным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблюдает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет дорогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мысленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».
Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».
Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925–1926 годах в журнале «Медицинский работник».
В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Никольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года.
Уже тогда он начал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писатель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.
Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несомненно, был и молодой герой «Записок юного врача».
«Я убил» (1926)
Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связанная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответственности.
Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействием — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот биографический мотив будет положен в основание художественного мира Булгакова».
Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил».
Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как человека вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безнадежно пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.
Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и последний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездействия героя и последующего мучительного чувства вины.
Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом.
Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая героя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни».
Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.
Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова.
Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев.
В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:
«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».
Татьяна Лаппа
Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Булгакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цепного моста:
«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.
Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повернув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих».
Источник: https://arzamas.academy/materials/1159
Краткое содержание «Стальное горло»
Свои двадцать четыре года рассказчик прожил в очень большом городе. Сорок восемь дней тому назад он с отличием кончил медицинский факультет университета и был назначен заведующим Никольским медицинским пунктом-больницей, хотя ему хотелось работать в уездном городе в сорока верстах от Никольского, где было электричество и четыре врача, с которыми можно посоветоваться.
Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…
Молодой доктор не уверен в себе, он боится: а вдруг «привезут женщину, и у неё неправильные роды? Или, предположим, больного, а у него ущемлённая грыжа?» Операцию ущемлённой грыжи рассказчик видел только один раз, учась в университете.
Каждый вечер он просматривает многочисленные руководства по оперативной хирургии, оперативному акушерству, справочники.
Поздним вечером в конце ноября в Никольскую больницу привозят девочку, трёхлетнюю синеглазую красавицу Лидку. Она задыхается, и доктор сразу устанавливает диагноз: «дифтерийный круп, горло уже забито плёнками и скоро закроется наглухо». По словам Лидкиных матери и бабки, девочка болеет пятый день.
Я никогда до тех пор не видел дифтерита, кроме лёгких и быстро забывшихся случаев. В горле было что-то клокочущее, белое, рваное. Врач понимает, что девочка при смерти, и, несмотря на страх, принимает решение делать операцию трахеотомии. Мать и бабка долго и ожесточённо не дают согласия на операцию.
Наконец, с большим трудом, согласие получено, а операционная подготовлена. Оперировать девочку рассказчику помогают молодой способный фельдшер и две акушерки-фельдшерицы. Операция проходит очень сложно, врач никак не может найти дыхательное горло, а фельдшер падает в обморок в самый решающий момент.
Наконец врач проделывает в горле отверстие и вкладывает в него серебряную трубку. Воздух со свистом входит в горло, и девочка начинает дышать.
Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок… Рассказчик успокаивает перепуганную мать: девочка жива, но пока трубку не вынем, говорить она не будет.
После этой операции доктор проводит много других, даже страшнее Лидкиного горла. Приём больных возрастает. Акушерка-фельдшерица считает, что доктор стал знаменитым из-за операции трахеотомии. В округе говорят, что он заменил больной Лидке её горло стальным, и ездят смотреть на девочку, как на чудо.
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/stalnoe-gorlo/
Очень краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» для читательского дневника (М. А. Булгаков) | Литерагуру
Когда учеба в самом разгаре, совсем не хватает времени на то, чтобы перечитать путь даже и любимое произведение.
Конечно, главное в его изучении – это помнить и понимать основные события в романе, ведь на уроках литературы некоторые вопросы по сюжету могут поставить в ступор.
Для того чтобы ничего не упускать, лучше всего делать пометки в читательском дневнике, который помогает составлять команда «Литерагуру».
(687 слов) События в романе начинаются в Москве в 1829 году: на Патриарших прудах начинающий поэт Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз встречают настоящего сатану, прибывшего в столицу со своей свитой. Конечно, Воланд не раскрывает своей сущности, а выдает себя за профессора черной магии.
Вступая в беседу, незнакомец говорит Берлиозу, что ему отрежут голову, и предсказание сбывается на глазах Бездомного: Берлиоза переехал трамвай.
После безуспешных попыток преследования предсказывающего незнакомца Бездомный пытается рассказать о случившемся в Массолите, однако героя принимают за сумасшедшего и отвозят в психиатрическую клинику.
В произведении параллельно развивается сюжет в древнем Ершалаиме, рассказанный от лица Воланда, либо написанный рукой Мастера в его романе.
Допрашивая Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат осознает, что перед ним отнюдь не преступник, а философ, поэтому старается повлиять на его освобождение.
Однако у прокурора это не получается, вследствие чего осужденный оказывается распятым на кресте за оскорбление власти кесаря.
Снова переносясь в Москву, читатель наблюдает за проделками свиты Воланда – Коровьева, Бегемота, Азаззелло и Геллы. Компания заселяется в квартире покойного Берлиоза, таинственным образом выгоняя Степана Лиходеева в Ялту.
Председатель жилищного товарищества Босой оказывается в психиатрической клинике из-за недоумения, почему взятка от Коровьева превратились в валюту.
А Лиходеев так и не получает ответа на свои телеграммы из Ялты от потерявших его администратора Варенухи и финдиректора Варьете Римского.
Немаловажная часть романа – представление в театре Варьете, где нечистая сила то вызывает дождь из денег, то открывает бесплатный дамский магазин. Черная магия впечатляет зрителей, но после представления все «подаренное» свитой Воланда исчезает. Превращенный Геллой в вампира Варенуха пугает Римского, и тот, поседев от страха, уезжает в Ленинград.
В психиатрической клинике Бездомный знакомится с Мастером, рассказывающим ему о встрече с Маргаритой и романе, написанию которого он посвятил все время после выигрыша приличной суммы (в лотерею). Поэт ему пересказывает диалог с сатаной, и Мастер радуется, что сказанное Воландом совпадает с рукописями.
История любви героя протекала втайне, его избранница замужем. Случайная встреча Мастера и Маргариты на улице переросла в настоящее чувство, и девушка ежедневно ходила к любимому мужчине.
Когда роман был написан до конца – Мастеру отказали в публикации. Все же напечатанный отрывок сильно раскритиковали, почему Мастер решил сжечь свое творение.
Маргарита успела спасти несколько листов, и решила, попрощавшись с мужем, вернуться к любимому Мастеру навсегда, но уже не застала его.
Встретив Азазелло в Александровском саду, Маргарита отчаянно соглашается на встречу со знатным иностранцем в надежде хоть что-нибудь узнать о Мастере. Так же от Азазелло она принимает волшебный крем, благодаря которому приобрела способность летать и дар невидимости.
Устроив разгром в доме критика Латунского за травлю любимого, Маргарита знакомится с Воландом, который просит ее быть королевой на его балу в обмен на исполнение ее желания.
Девушке ничего не остается, кроме как принять на себя роль хозяйки бала сатаны, ведь Воланд может вернуть ей любимого человека.
Однако после бала Маргарита загадывает помочь Фриде, чтобы та больше не видела платка, напоминающего ей о трагедии с ребенком (женщина задушила его). После исполнения этого желания сатана возвращает Маргарите Мастера и его сожженную рукопись.
Обратимся к главам второй сюжетной линии, которые читает Маргарита в романе Мастера.
Мы обнаруживаем, что Понтий Пилат не успокоился, поэтому отдает приказ начальнику его тайной службы убить Иуду, ведь он за деньги позволил арестовать Иешуа.
После свершения убийства к прокурору приводят последователя философа, Левия Матвея, с написанными проповедями Иешуа, и Понтий Пилат читает, что «самый главный порок – это трусость».
Коровьев и Бегемот заканчивают собственные похождения, и вся «темная» шайка завершает свое пребывание в столице. Появившийся Левий Матвей передает Воланду просьбу Иешуа — взять Мастера с собой. Герой не заслужил свет, поэтому лучшей его наградой станет покой.
В квартире Мастера и Маргариты появляется Азазелло и передает им подаренное Воландом вино, но, выпив его, влюбленные умирают.
Далее действие происходит в потустороннем мире: в полете Воланд показывает Мастеру Понтия Пилата, по-прежнему мучающегося за то, что казнил Иешуа.
Но Мастер освобождает своего героя, и Понтий Пилат стремится по лунной дороге к бродячему философу Иешуа. Мастер и Маргарита остаются вместе в потустороннем мире.
Эпилог произведения разворачивается на попытках найти объяснение проделкам нечистой силы, и единственное, что правдоподобно оправдывает случившееся в Москве – это гипноз. Поэт Бездомный, ныне известный как Понырев, становится профессором института истории и философии, а во сне он видит Мастера и Маргариту, а также Иешуа, говорящего Понтию Пилату, что казни не было.
Мария Воробьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/ochen-kratkoe-soderzhanie-romana-master-i-margarita-dlya-chitatelskogo-dnevnika-m-a-bulgakov/
"Роковые яйца": краткое содержание повести Булгакова
Предлагаем вам познакомиться с повестью Булгакова «Роковые яйца». Краткое содержание этого произведения, впервые опубликованного в 1925 году, представлено в данной статье.
58-летний профессор Персиков был крупным ученым, всецело преданным науке. Он жил одиноко в своей квартире и проводил исследования в области зоологии, особенно его интересовали земноводные. Персиков работал в московском институте.
В первой главе повести «Роковые яйца» рассказывается о жизни профессора до его рокового открытия. Говорится о том, что изменилось в жизни профессора после революции.
Сначала у него отняли три комнаты из пяти, институт пришел в запустение и даже перестал отапливаться, но через некоторое время Яблочков вернул себе жилплощадь, а в институте сделали ремонт.
Действие происходит в 1928 году, то есть в недалеком будущем, так как сама повесть была написана в 1924. В апреле профессор сделал важное открытие.
Он обнаружил, что красный луч, выделенный из спектра, способствует невероятно быстрому размножению амеб и появлению организмов с новыми свойствами. Они становятся более крупными, проворными и агрессивными.
Персиков установил, что этот луч можно выделить только из электрического света, из солнечного он не выделяется.
Профессор вместе со своим ассистентом Ивановым заказали из-за границы особые линзы. Иванов сконструировал камеру, значительно увеличившую диаметр луча.
Были проведены опыты с икрой лягушек и получены потрясающие результаты – крупные лягушки размером с кошку, размножающиеся очень быстро. Профессор приобрел известность в Москве, все говорили о нем.
Вскоре была сконструирована новая камера, еще мощнее прежней.
Летом того же года в стране началась необъяснимая куриная болезнь, в результате которой погибли все куры. Персикову пришлось отвлечься на время от своих опытов и заняться куриным вопросом. Также его постоянно отвлекали журналисты и разные посетители, мешая работать. Булгаков с юмором описывает, как ему досаждал журналист, как профессор злился на то, что ему не дают работать.
Однажды к нему пришел Александр Семенович Рокк, заведующий совхозом «Красный луч». Раньше он работал в оркестре, играл на флейте, но после 1917 года оставил это занятие. Кремль поручил ему поднять куроводство в стране с помощью луча профессора Персикова.
Персиков был возмущен, так как понимал, что Рокк ничего не смыслит в науке и может бог весть чего натворить, тем более свойства луча еще не вполне изучены, а на курах эксперименты и вовсе не проводились. Но профессору некуда было деваться – распоряжение из Кремля. Пришлось согласиться.
Камеры Персикова увезли, оставив лишь самую маленькую.
Профессор выписал из-за границы яйца тропических животных, а Рокку в совхоз должны были прислать куриные яйца. Но по ошибке их перепутали. В результате этого вместо кур из яиц вылупились гигантские и очень агрессивные змеи, крокодилы и страусы.
Они съели Рокка и всех обитателей совхоза, разрушили всю Смоленскую губернию, а затем двинулись на Москву. В столице было введено военное положение. Красная армия, вооружившись газом, отправилась на борьбу с гадами.
Тем временем разъяренная толпа ворвалась в институт и убила профессора Персикова.
Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы не 18-градусный мороз, который неожиданно пришел в столицу в конце августа и продержался два дня. Этих двух дней было достаточно для того, чтобы все гигантские твари погибли, не успев дойти до столицы. Долго еще пришлось очищать землю от их трупов и яиц, восстанавливать хозяйство.
Но уже к весне 1929 года столица зажила прежней жизнью. Бывший помощник профессора приват-доцент Иванов попытался сконструировать новую камеру и выделить красный луч из спектра, но луч почему-то не выделялся. Не удалось получить его и другим. Видимо, для этого требовалось не только знание технической стороны, но и что-то другое, что было только у профессора Персикова.
На этом заканчивается повесть «Роковые яйца» (краткое содержание).
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bulgakov_m_a/rokovye_jajca_kratkoe_soderzhanie_povesti_bulgakova/12-1-0-1217
«Собачье сердце» краткое содержание по главам
«Собачье сердце» краткое содержание по главам повести Булгакова Вы можете прочитать за 17 минут.
Глава 1
Действие происходит в Москве зимой 1924/25 года. В заснеженной подворотне страдает от боли и голода бездомный пес Шарик, которого обидел повар столовой. Он обварил бедняге бок, и теперь пес боялся у кого-либо просить еды, хотя и знал, что люди попадаются разные. Он лежал у холодной стены и покорно ждал своего часа.
Внезапно из-за угла потянуло краковской колбасой. Из последних сил он поднялся и выполз на тротуар. От этого запаха он словно воспрял духом и осмелел. Шарик подошел к загадочному господину, который угостил его куском колбасы. Пес готов был благодарить своего спасителя бесконечно.
Он последовал за ним и всячески демонстрировал свою преданность. За это господин дал ему второй кусок колбасы. Вскоре они дошли до какого-то приличного дома и вошли туда. К удивлению Шарика, швейцар по имени Федор пропустил и его.
Обратившись к благодетелю Шарика, Филиппу Филипповичу, он сказал, что в одну из квартир въехали новые жильцы, представители домкома, которые будут составлять новый план по заселению.
Глава 2
Шарик был необычайно умным собакой. Он умел читать и думал, что это под силу каждому псу. Читал он в основном по цветам. Так, например, он точно знал, что под зелено-голубой вывеской с надписью МСПО торговали мясом.
Но после того как, ориентируясь по цветам, он попал в магазин электрических приборов, Шарик решил выучить буквы. Быстро запомнились «а» и «б» в слове «рыба», а точнее «Главрыба» на Моховой.
Так он научился ориентироваться на улицах города.
Благодетель привел его в свою квартиру, где дверь им открыла молодая и очень симпатичная девушка в белом переднике. Шарика поразило убранство квартиры, в особенности электрическая лампа под потолком и длинное зеркало в передней.
Осмотрев рану на боку, загадочный господин решил отвести его в смотровую. Псу сразу не понравилась эта ослепительная комната. Он попытался бежать и даже тяпнул какого-то мужчину в халате, но все тщетно.
К его носу поднесли что-то тошнотворное, отчего он сразу завалился на бок.
Когда он проснулся, рана совсем не болела и была перебинтована. Он прислушался к разговору профессора и тяпнутого им человека. Филипп Филлипович говорил что-то про животных и о том, что террором ничего не добиться, на какой стадии развития они не находились бы.
Затем он отправил Зину за очередной порцией колбасы для Шарика. Когда пес оправился, нетвердыми шагами он последовал в комнату своего благодетеля, к которому вскоре начали один за другим приходить различные пациенты.
Пес понял, что это не простая комната, а место, куда люди приходили с различными болезнями.
Так продолжалось до позднего вечера. Последними пришли 4 гостя, отличные от предыдущих. Это были молодые представители домуправления: Швондер, Пеструхин, Шаровкин и Вяземская. Они хотели отобрать у Филиппа Филипповича две комнаты.
Тогда профессор позвонил какому-то влиятельному человеку и потребовал содействия. После этого разговора новый председатель домкома Швондер отступил от своих претензий и ушел вместе со своей группой.
Это понравилось Шарику и он зауважал профессора за умение осаживать наглецов.
Глава 3
Сразу после ухода гостей Шарика ждал роскошный ужин. Наевшись досыта большим куском осетрины и ростбифа, он больше не мог смотреть на еду, чего раньше с ним не случалось. Филипп Филиппович рассуждал о былых временах и новых порядках. Пес, тем временем, блаженно дремал, но его все не покидала мысль, что это все сон.
Он боялся однажды проснуться и снова оказаться на холоде и без еды. Но ничего страшного так и не случилось. С каждым днем он хорошел и поправлялся, в зеркале видел довольного жизнью, откормленного пса.
Он ел, сколько хотел, делал, что хотел, а его ни за что не ругали, купили даже красивый ошейник соседским псам на зависть.
Но в один ужасный день, Шарик сразу почувствовал неладное. После звонка доктора все засуетились, приехал Борменталь с портфелем, набитым чем-то, Филипп Филиппович волновался, Шарику запретили есть и пить, заперли в ванной.
Одним словом, страшная суматоха. Вскоре Зина поволокла его в смотровую, где по фальшивым глазам тяпнутого им ранее Борменталя он понял, что сейчас произойдет нечто страшное.
К носу Шарика снова поднесли тряпку противным запахом, после чего он потерял сознание.
Глава 4
Шарик лежал, раскинувшись, на узком операционном столе. Ему выстригли клок волос на голове и на животе. Сначала профессор Преображенский удалил ему семенники и вставил какие-то другие, обвисшие.
Затем он вскрыл череп Шарика и сделал пересадку мозгового придатка. Когда Борменталь почувствовал, что пульс у пса стремительно падает, становясь нитевидным, то сделал какой-то укол в область сердца.
После проведенной операции ни доктор, ни профессор уже не надеялись увидеть Шарика живым.
Глава 5
Несмотря на сложность операции, пес пришел в себя. Из дневника профессора было понятно, что была проведена экспериментальная операция по пересадке гипофиза в целях выяснения влияния такой процедуры на омоложение организма людей.
Да, пес шел на поправку, но вел себя довольно странно. Клочками выпадала шерсть с его тела, менялись пульс и температура и он начинал походить на человека.
Вскоре Борменталь заметил, что вместо привычного лая, Шарик пытается выговорить какое-то слово из букв «а-б-ы-р». Сделали вывод, что это «рыба».
1 января профессор сделал запись в дневнике, что пес уже мог смеяться и счастливо лаять, а иногда говорил «абыр-валг», что, видимо, значило «Главрыба». Постепенно он становился на две лапы и ходил как человек. Пока у него получалось продержаться в таком положении полчаса. Также, он стал ругаться по матери.
5 января у него отпал хвост, и он выговорил слово «пивная». С этого момента он стал часто обращаться к нецензурной речи. Тем временем, по городу ходили слухи о странном существе. В одной газете напечатали миф о чуде. Профессор осознал свою ошибку.
Теперь он знал, что пересадка гипофиза ведет не к омоложению, а к очеловечиванию. Борменталь рекомендовал заняться воспитанием Шарика и развитием его личности. Но Преображенский уже знал, что пес ведет себя как человек, чей гипофиз ему пересадили.
Это был орган покойного Клима Чугункина – условно осужденного вора-рецидивиста, алкоголика, дебошира и хулигана.
Глава 6
В итоге Шарик превратился в обыкновенного мужчину невысокого роста, стал носить лаковые штиблеты, галстук ядовито-голубого цвета, завел знакомство с товарищем Швондером и день ото дня шокировал Преображенского и Борменталя. Поведение новоявленного существа было дерзким и хамоватым. Он мог плюнуть на пол, напугать Зину в темноте, прийти пьяным, завалиться спать на полатях в кухне и т.д.
Когда профессор попытался с ним поговорить, ситуация только ухудшилась. Существо потребовало паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Швондер потребовал прописать нового жильца в квартире. Преображенский сначала возражал. Ведь Шариков не мог быть полноценным человеком с точки зрения науки. Но прописать все же пришлось, так как формально закон был на их стороне.
Повадки собаки дали о себе знать, когда в квартиру незаметно пробрался какой-то кот. Шариков метнулся за ним в ванную, как очумелый. Предохранитель защелкнулся. Так он оказался в ловушке. Коту удалось сбежать в окно, а профессор отменил всех пациентов, чтобы вместе с Борменталем и Зиной спасти его.
Оказалось, что во время погони за котом, он свернул все краны, отчего вода стала заливать весь пол. Когда дверь открыли, все дружно стали убирать воду, но Шариков при этом отпускал нецензурные словечки, за что был выгнан профессором. Соседи жаловались, что он бьет у них стекла и носиться за кухарками.
Глава 7
Во время обеда профессор пытался научить Шарикова правильным манерам, но все напрасно. У него, как и у Клима Чугункина, была тяга к алкоголю, дурным манерам. Он не любил читать книги, ходить в театр, а только в цирк.
После очередной перепалки Борменталь отправился с ним цирк, чтобы в доме воцарился временный покой. В это время профессор обдумывал какой-то план. Он зашел в кабинет и долго разглядывал стеклянную банку с гипофизом собаки.
Глава 8
Вскоре принесли документы Шарикова. С тех пор он стал вести себя еще развязнее, требовал комнату в квартире. Когда профессор пригрозил, что больше не будет его кормить, тот на время присмирел.
Однажды вечером с двумя неизвестным Шариков ограбил профессора, украв у него пару червонцев, памятную трость, малахитовую пепельницу и шапку. До последнего в содеянном не признавался. К вечеру ему стало плохо и все с ним возились как с маленьким.
Профессор с Борменталем решали, как с ним быть дальше. Борменталь был даже готов придушить наглеца, но профессор пообещал сам все исправить.
На следующий день Шариков исчез с документами. В домкоме сказали, что не видели его. Тогда решили обратиться в милицию, но этого не потребовалось.
Полиграф Полиграфович сам заявился, объявил, что его приняли на работу, на должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных.
Борменталь заставил его извиниться перед Зиной и Дарьей Петровной, а также не шуметь в квартире и проявлять уважение к профессору.
Через пару дней пришла какая-то дама в кремовых чулках. Оказалось, что это невеста Шарикова, он намерен жениться на ней, и требует свою долю в квартире. Профессор рассказал ей о происхождении Шарикова, чем ее сильно огорчил. Ведь он ей все это время врал. Свадьба наглеца расстроилась.
Глава 9
К доктору пришел один из его пациентов в милицейской форме. Он принес донос, составленный Шариковым, Швондером и Пеструхиным. Делу не дали ход, но профессор понял, что медлить более нельзя.
Когда Шариков вернулся, профессор сказал ему собирать вещи и убираться, на что Шариков ответил в привычной ему хамской манере и даже достал револьвер. Этим он еще больше убедил Преображенского в том, что пора действовать. Не без помощи Борменталя заведующий подотделом по очистке вскоре лежал на кушетке.
Профессор отменил все свои приемы, выключил звонок и просил его не беспокоить. Доктор и профессор проводили операцию.
Эпилог
Через несколько дней в квартиру профессора заявились милиционеры, а за ними и представители домкома во главе со Швондером. Все дружно обвиняли Филиппа Филипповича в убийстве Шарикова, на что профессор с Борменталем показали им своего пса.
Пес хоть и выглядел странно, ходил на двух лапах, местами был лыс, местами покрыт клочкам шерсти, но было совершенно очевидно, что это собака. Профессор назвал это атавизмом и добавил, что невозможно из зверя сделать человека.
После всего этого кошмара, Шарик опять счастливо сидел у ног своего хозяина, ничего не помнил и лишь иногда мучился от головной боли.
Источник: https://kratkoe.com/sobache-serdtse-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/