Краткое содержание рассказов даниила гранина за 2 минуты

Основные произведения Даниила Гранина

Основные произведения Даниила Гранина

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. А. Бегство в Россию [Текст]: роман / Д. Гранин.- М.: Новости; 1995. – 432 с.   

     В 1956  г.  мир  облетела  сенсационная  новость: талантливые американские ученые, инженеры-радиотехники, крупные специалисты в области электронной и военной промышленности преследуемые ЦРУ, бежали в Советский Союз.

Все годы жизни в СССР их реальная биография была строго засекречена, и мало кто знал, что они работали на советскую разведку еще со времен Второй мировой войны, передавая русским сверхсекретные данные об американском оружии…  Судьба этих людей не случайно привлекла внимание Даниила Гранина (у него они выведены под именами Джо Берт и Андреа Костас). Помимо всего прочего он знал их лично.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. А. Вечера с Петром Великим. (Сообщения и свидетельства господина М.) [Текст] :

роман / Д. А. Гранин. – М. : Центрополиграф СПб.: МиМ — Дельта, 2010. – 447 с.

Роман позволяет заглянуть вглубь эпохи, называемой ныне «петровской», и написан на интереснейшем историческом материале, вобравшем малоизвестные широкой аудитории факты. Устремленный к великой цели, свершающий судьбоносные для страны деяния, Петр I представлен глобальной фигурой.

Однако для автора важнее показать внутренний облик императора: он детально исследует душевные качества Петра I, осмысливает переломные моменты его духовной жизни, раскрывает драматические страницы личной, в том числе семейной и любовной, биографии. Произведение Д. Гранина необычно по форме и значительно по содержанию, написано ярким, образным языком, с большим уважением к главному герою.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. А. Дождь в чужом городе [Текст ] : повести / Д. А. Гранин.- Ленинград: Худож. литература, 1977. – 448 с.

В сборник входят повести Даниила Гранина, посвященные творческим исканиям ученых, нравственным проблемам, стоящим перед советской интеллигенцией.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. Еще заметен след [Текст]: повести и рассказы / Д. Гранин. Ленинград: Советский писатель, 1985. – 368 с. 

  В сборник, наряду с известными повестями «Клавдия Вилор» и «Наш комбат», включены произведения разных лет, посвященные Великой Отечественной войне.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. А. Заговор [Текст]: роман / Д. А. Гранин.-Москва; Олма Медиа Групп, 2013. – 318 с.

   В своей книге Даниил Гранин делится с читателями размышлениями о прошлом, нынешнем и грядущем. С горестью он вспоминает тяготы военного времени, выпавшие на долю его поколения, и послевоенные годы, разрушившие надежды победителей на счастливую и безоблачную жизнь.

Автор не оставляет без своего пристального внимания и сегодняшнюю действительность, которая представляется ему далекой от идеала. В целом это — яркое повествование о жизни, в которой сталкиваются грустное и веселое, сложное и простое, обыденное и удивительное.

В книге нет морализаторства, готовых ответов на сложные и волнующие вопросы, есть только искреннее желание поделиться с читателем бесценным опытом много повидавшего и пережившего человека.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. А. Зубр [Текст] : роман / Даниил Гранин.-М.: Эксмо, 2005.- 298 с..- (Русская классика ХХ века)

   Герой документальной повести Д. Гранина «Зубр» Н.В. Тимофеев-Ресовский — лицо историческое. Яркая фигура этого крупного ученого, основоположника советской радиационной генетики, оставила заметный след в науке. Вернадский, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Вавилов и другие — вот круг его коллег, где он был принят на равных.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. А. Иду на грозу [Текст] : роман / Д. А. Гранин. – СПб. : Петербургский писатель : Азбука-классика , 2004. – 509 с. – (Проза русского мира).

  •   Это книга об ученых-физиках, чья профессия уже сама по себе требует огромных усилий, незаурядного мужества, таланта.
  • Сложный переплет страстей, любви, ненависти, неожиданных поступков составляет пестрый жизненный поток романа, современного не только потому, что действие происходит в наши дни, но и потому, что в нем возникает сложный внутренний мир человека-ученого – создателя нового.
  • Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. Искатели [Текст] : Роман / Д.А. Гранин. – М. : Высш. шк., 1987. – 415 с.

   Роман создан в 1954 г. Его герой — ученый. Став во главе лаборатории сплачивает ее работников в борьбе против равнодушных бюрократов, карьеристов. В романе передана красота научного творчества, изобретательства.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д. Картина [Текст]: роман / Даниил Гранин.- Ленинград: Советский писатель, 1987.- 366 с.

   Действие романа «Картина» происходит в небольшом среднерусском городке. Главные герой романа, председатель горисполкома Лосев, попадает в трудную ситуацию, связанную со сложным комплексом современных общественных проблем

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Гранин, Д.А. Клавдия Вилор [Текст] : повесть / Даниил Гранин.- Ленинград: Советский писатель, 1980.- 175 с.

   Героиня этой книги – Клавдия Вилор – реально существующий человек, прошедший испытания войны и муки плена, сумевший выстоять и сохранить чувство собственного достоинства в труднейших обстоятельствах.

Гранин, Д. А. Мой лейтенант [Текст]: роман / Д. А. Гранин.- М.: Олма Медиа Групп, 2012.- 319 с.

  Роман «Мой лейтенант» — это взгляд на Великую Отечественную с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправляющих в пекло и мясорубку целые армии, а изнутри, из траншей и окопов.

На страницах романа живут каждый своей жизнью два разных человека: один – молодой, импульсивный, дерзкий, второй – мудрый, знающий цену жизни и научившийся противостоять обстоятельствам. И у каждого из них своя правда. За этот роман Д.А.

Гранин получил национальную премию «Большая книга» (2012) и премию Ивана Бунина.

Гранин, Д. А. Наш дорогой Роман Авдеевич [Текст]: повесть / Д. А. Гранин.- Ленинград: СП «Совинтурист», 1990.- 64 с.

   В повести в остросюжетной форме автор изображает нравы некоторых «правителей», командно-административной системы. Вместе с тем писатель искусно обобщает, типизирует образ главного персонажа повести, опираясь как на достоверный фактический материал, так и на широкую людскую молву, на городские байки и анекдоты.

Гранин, Д. Причуды моей памяти [Текст] / Даниил Гранин.- М.: Центрополиграф : СПб. : МиМ-Дельта, 2010.- 442 с.

   Книга-размышление написана в форме кратких заметок, охватывающих промежуток времени с конца 30-х годов до наших дней. Важные серьезные вещи перемежаются заметками из записных книжек об увиденном и услышанном – нелепом, смешном, анекдотичном…

Гранин, Д. А. Священный дар [Текст]: сборник произведений / Даниил Гранин.- СПб.: Международная Ассоциация «Русская культура», 2017.- 464 с.

    В книгу вошли произведения разных лет. Открывает книгу четыре эссе, малоизвестные читательской аудитории. В центре внимания автора творчество и личные судьбы великих русских писателей, вечность» искусства и мимолетность жизни, величие исторических свершений и поэтика повседневности окружающего быта.

Гранин, Д. А. Точка опоры: статьи, беседы, портреты [Текст] / Д. А. Гранин.- Москва: Издательство АПН, 1989.- 319 с.

   Писатель рассуждает о научно-техническом прогрессе, отношении человека к природе и литературе, о милосердии.

Гранин, Д.Три любви Петра Великого[Текст]: роман /Даниил Гранин. Москва: Олма Медиа Групп, 2013.- 509 с.

   Книга Даниила Гранина добавляет недостающие штрихи к яркому портрету императора, это откровенный рассказ о личности Петра Великого и о любви. Каким он был человеком, как строил отношения с близкими, как переживал душевные раны, каких женщин любил – обо всем этом в романе Гранина, мастерски исследующего внутренний мир и душевные качества императора.

Гранин, Д. А. Чудеса любви [Текст] : рассказы и

повести / Д. А. Гранин. – СПб. : Журнал «Нева», 2000. – 320 с.

   В книге впервые под одной обложкой собраны рассказы и повести Д. Гранина, посвященные одной теме – любви. Точнее – превратностям любви, ее загадкам, ее парадоксам, перед которыми нередко оказываются в растерянности люди рационального склада, всегда особенно привлекающие писателя.

Гранин, Д. А. Эта странная жизнь [Текст]: повести /Д. А. Гранин.- Москва: Советская Россия, 1982.- 254 с.

    Книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь» посвящена выдающемуся  советскому ученому Александру Александровичу Любищеву и его системе учета времени, созданной для  достижения наибольшей отдачи для  разносторонней научной деятельности. 

Адамович, А. Блокадная книга [Текст] : роман / А. Адамович; Д.А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Л. : Лениздат, 1989. – 527 с.

   «Блокадная книга» рассказывает о муках осаждённого фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, о страданиях и о мужестве, о любви и о ненависти, о смерти и бессмертии.

Основанная на интервью с очевидцами, документах, письмах, она остается самым подлинным, ярким свидетельством блокадных лет, книгой, которую должен прочесть каждый.

В издание вошли также материалы, рассказывающие об истории ее создания, и многочисленные архивные фотографии блокадных лет.

Источник: http://tosno.47lib.ru/chitateli/daniil/osnovn

«Даниил Гранин: солдат и писатель» к 100-летию со дня рождения

kraevushka

Марина Резник

Самое дорогое, что есть у человека, — это жизньДаниил Гранин

Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — известный русский писатель и общественный деятель. Настоящее имя — Даниил Александрович Герман. Фамилию он сменил на псевдоним, чтобы его не путали с известным ленинградским писателем Юрием Германом.Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыДаниил Гранин родился 1 января 1919 года в селе Волынь Курской области. Отец будущего писателя — Александр Данилович Герман — работал лесником в разных частных хозяйствах. Мать — Анна Бакировна — была домохозяйкой. Мать и отец стали для Гранина образцом любящей и заботливой семьи. Через некоторое время семья маленького Даниила перебралась в Ленинград — отцу предложили новую работу. Однако вскоре семейное счастье оказалось разрушено: Александра Германа сослали в Сибирь, супруге Анне пришлось одной воспитывать сына.В Ленинграде Даниил Гранин окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, но еще учась на пятом курсе, в разгар дипломной работы, Гранин стал писать историческую повесть о Ярославе Домбровском — выдающемся польском революционере. Об этом увлечении никто не знал. В дальнейшем книга вышла под названием «Генерал Коммуны».Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыПосле института Гранин работал инженером энерголаборатории, затем в конструкторском бюро Кировского завода. С Кировского завода ушел в народное ополчение, на войну. В дни войны Гранин встретил свою любовь – Римму Михайловну Майорову. Как только они успели зарегистрироваться, сразу объявили тревогу, и супруги просидели несколько часов в бомбоубежище. Римма Михайловна и Даниил Гранин всю жизнь прожили вместе.Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыДаниил Гранин — один из тех писателей, который сам прошёл через войну, дошёл до Берлина в качестве командира роты танков. После демобилизации работал в Ленэнерго, восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда. Но вскоре полностью переключился на литературную деятельность. Даниил Гранин начал печататься еще с 1937 года, но началом своей профессиональной литературной деятельности считал публикацию в журнале «Звезда» в 1949 году рассказа «Вариант второй».Основная тема произведений Даниила Гранина — нравственные проблемы научно-технического творчества, раскрытые в романах «Искатели», «Иду на грозу», повестях «Эта странная жизнь», «Зубр». Писателя всегда отличала любовь к истории и литературе. Такие замечательные книги, как «Вечера с Петром Великим», «Два лика», «Священный дар», «Отец и дочь», «Тринадцать ступенек», «Герой, которого он любил всеми силами своей души», посвящены Петру I, Пушкину, Достоевскому, Толстому.Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыДаниил Гранин никогда не забывал о Великой Отечественной войне, хотя начал писать о ней не сразу – нужно было время осмыслить пережитое. В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне.Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыОсобым событием в жизни страны был выход «Блокадной книги», написанной вместе с белорусским писателем Алесем Адамовичем. Как вспоминал Даниил Гранин:

«По-настоящему мужественно рассчитаться с войной, как это сделали Астафьев и Никулин, я не смог. Хотя, наверное, надо было. Но кое-что мы сделали с Алесем Адамовичем в «Блокадной книге».

Когда мы приходили к блокадникам, начиналась истерика. Они не могли рассказывать. Они нас выгоняли, а потом звонили, просили вернуться. Они хотели избавиться от этого. Это все было ужасно.

Адамович заболел, потом я заболел…»

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыВ этой книге авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады.Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыВ 2012 году за книгу «Мой лейтенант» Даниил Гранин получил литературную премию «Большая книга». Гранин написал книгу о малоизвестной стороне Великой Отечественной войны – войны окопной. Эта книга написана от лица молодого лейтенанта, прошедшего войну и старого человека, который, оглядываясь на свою жизнь, оценивает прошлое. В 2013 году в Китае «Мой лейтенант» получил премию «Лучший роман года».Литературное наследие Даниила Гранина необычайно разнообразно. Он писал не только публицистику, современную и военную прозу. Есть у писателя и произведения с элементами фантастики. Так, известный рассказ «Место для памятника» раскрывает тему противостояния учёного и бюрократа. Что если бы бюрократ уже заранее знал о пользе будущего открытия? Не стал бы он мешать ученому в этом случае? Герой повести «Оборванный след» попадает в будущее. «Повесть об одном учёном и одном императоре» можно отнести к популярному сегодня направлению альтернативной истории. Элементы фантастики есть в сатирической повести «Наш дорогой Роман Авдеевич».Но совершенно особый интерес у писателя был к вопросу о времени:

Читайте также:  Краткое содержание казаков во сне ты горько плакал за 2 минуты пересказ сюжета

«Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое — это Время, потому что жизнь состоит из Времени, складывается из часов и минут. Человек всегда относился ко Времени враждебно.

Пространство, материю — этих удавалось как–то приручить. Время оставалось тем же дико–первобытным. С тех пор как человек заглянул в дали Вселенной, услышал тиканье мировых часов, отсчитывающих миллиарды лет, увидел, как рушатся галактики, — Время, пожалуй, стало еще страшней».

В книге «Эта странная жизнь» Даниил Гранин рассказывает об уникальном методе учета времени, который разработал ученый Александр Любищев — «не то математик, не то биолог».Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минутыКнига вышла в 1974 году тиражом в 100 тысяч экземпляров и вызвала исключительный резонанс в советском обществе. За сорок лет она переиздавалась десятки раз, переведена на несколько языков, ее по праву считают родоначальницей и вдохновительницей современного тайм-менеджмента.Александр Любищев – человек невероятных способностей, разносторонний гений. С 1 января 1961 года он внедрил в свою жизнь новую систему учета времени – теперь он записывает решительно все, на что было потрачено драгоценное время. Пример из дневника Любищева:

«Ульяновск. 8.4.1964. Систематическая энтомология: определение Псиллиолес, конец – 2 ч.20 м. начало сводки о Псиллиолес – 1 ч.05 м. (1,0).Дополнительные работы: письмо Давыдовой и Блхеру, шесть стр. – 3 ч. 20 м. (1,0). Передвижение – 0,5.Отдых: брился. Ульяновская правда – 15 м. известия -10 м. Литгазета – 20 м.; А. Толстой «Упырь» — 65 стр. – 1 ч. 30 м. Слушал «царскую невесту». Римский-Корсаков.

Всего основной работы – 6 ч.45 м.»

Любищеву удалось уловить духовную связь между человеком и летоисчислением. С годами Любищев обострил в себе шестое чувство – чувство времени. Работоспособность ученого, на удивление, из года в год магически возрастала.

Даниил Гранин о Любищеве:

«Меня поражала у Любищева смелость, с какой он обращался с плотью Времени. Он умел ее осязать. Он научился обращаться с пульсирующим, ускользающим «теперь». Он не боялся измерять тающий остаток жизни в днях и часах.

Осторожно он растягивал Время, сжимал его, стараясь не уронить, не потерять ни крошки. Он обращался с ним почтительно, как с хлебом насущным; ему и в голову не могло прийти — «убивать время». Любое время было для него благом. Оно было временем творения, временем познания, временем наслаждения жизнью.

Он испытывал благоговение перед Временем. Оказалось, что жизнь вовсе не так коротка, как это считается. Дело тут не в возрасте и не в насыщенности трудом. Урок Любищева состоит в том, что можно жить каждой минутой часа и каждым часом дня, с постоянным напором отдачи. Жизнь — долгая-предолгая штука.

В ней можно наработаться всласть и успеть многое прочитать, изучить языки, путешествовать, наслушаться музыки, воспитать детей, жить в деревне и жить в городе, вырастить сад, выучить молодых…»

Даниил Гранин много и плодотворно сотрудничал с кино, по его сценариям и при его участии поставлены фильмы:1956 — «Искатели»1963 — «После свадьбы»1965 — «Первый посетитель»1965 — «Иду на грозу»1966 — «Первый посетитель»1975 — «Выбор цели»1978 — «Однофамилец»1979 — «Дождь в чужом городе»1985 — «Картина»1985 — «Кто-то должен…»1987 — «Поражение»2009 — «Читаем Блокадную книгу»2011 — «Петр I. Завещание»В течение долгого времени Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, энергично занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. В 2016 г. Даниил Гранин стал лауреатом Премии имени доктора Фридриха Йозефа Гааза, которую ежегодно присуждает Германо-российский форум за «особый вклад в укрепление взаимоотношений России и Германии». Даниил Гранин был инициатором создания общества «Милосердие», являлся председателем правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва.За свою литературную и общественную деятельность Даниил Гранин имеет множество наград: лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РФ, кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Немецкого Большого креста за заслуги в деле примирения и многие другие. Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.До самого конца писатель вел активную жизнь – в возрасте 95 лет он выступал в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером Германии с лекцией о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне.Даниил Гранин прожил яркую и долгую жизнь. В его книгах отразился весь XX век. К 100-летию со дня рождения Даниила Александровича Гранина подготовлена виртуальная выставка «Даниил Гранин: солдат и писатель».

Приятного чтения!

Источник: https://kraevushka.livejournal.com/708940.html

Краткий курс истории. Даниил Гранин

1 января — годовщина рождения известного советского и российского писателя, сценариста и общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны. Он не дожил всего полгода до своего 100-летия. Судьба Даниила Гранина во многом отражает сложный путь, который прошла наша страна в ХХ веке.

Инженер по образованию, он застал блокаду Ленинграда, описал подвиги его жителей и защитников. Гранин стал Героем социалистического труда и почетным гражданином Санкт-Петербурга. Именно поэтому минувший век мы можем назвать веком таких наших соотечественников как Даниил Гранин.

21 декабря 2017 года Президент России подписал Указ «Об увековечении памяти Д. А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения».

Согласно данному Указу, Правительству Санкт-Петербурга рекомендовано присвоить имя Даниила Гранина скверу в Санкт-Петербурге, установить мемориальную доску на доме, где он жил, и создать культурно-просветительский центр Гранина в одной из библиотек Санкт-Петербурга.

Конкурсом на лучший проект памятника Даниилу Гранину занимается Российское военно-историческое общество (РВИО). Монумент установят в Петербурге по адресу Дальневосточный проспект, 6, — рядом с библиотекой, названной в честь писателя.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Источник: https://24smi.org

Проба пера

Даниил родился 1 января в первый послереволюционный, 1918 год в семье лесника в Курской губернии. Позже они перебрались в Ленинград, где Даниил окончил школу. Он получил хорошее по тем временам основное образование, завершив 10 классов. В 1935 году он поступает в Электротехнический институт по специальности инженера по электрическим станциям, оканчивает его в 1940-м.

Ещё в 1937-м году молодой автор Даниил Герман публикует в журнале «Резец» свои рассказы «Родина» и «Возвращение Рульяка», посвященные Парижской коммуне. Эти произведения становятся его первым серьезным публицистическим опытом. Он идет работать на знаменитый Кировский завод, где выпускались лучшие тяжелые танки начального периода Великой Отечественной войны, КВ-1.

На новом месте молодой инженер начинает не только упорно и ответственно трудиться, но и впервые осваивает литературную стезю. Он был избран заместителем секретаря Комсомола и активно занимался выпуском статей заводской многотиражки. Так будущий известный автор начал оттачивать своё творческое мастерство. Параллельно с работой он смог поступить в заочную аспирантуру Ленинградского политеха.

У него получалось успевать и на учебе, и на работе.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Источник: https://www.soyuz.ru

Военный и блокадник

Даниил строил планы на будущее как и миллионы советских молодых людей, подал заявление на вступление в партию, был на хорошем счету на заводе… Казалось, что его ждёт блестящая карьера инженера и лидера своих товарищей по работе, но этим планам не  суждено было сбыться – в его жизнь вмешалась начавшаяся Великая Отечественная война…

Он прошел всю войну от начала и до конца, воевал в составе Ленинградского, затем Прибалтийского фронта. Застал оборону и блокаду Ленинграда. Имел боевые награды, дважды был ранен.

В наградных листах, в частности, отмечается, что будучи в составе ремонтно-восстановительного батальона, он как инженер, проявлял большую смекалку.

Под его руководством работали свыше 50 мастеров-ремонтников, активно велась рационализаторская деятельность. Даниил закончил войну командиром танковой роты.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Источник: https://tass.ru

Герман-Гранин

Как позже он отмечал сам, его литературный талант по-настоящему смог раскрыться только после окончания войны. Тогда же, после войны, в 1949 году, по просьбе своего друга-однофамильца, тоже писателя, Юрия Германа, Даниил берет себе псевдоним Гранин.

Некоторое время он работает по специальности, но параллельно пишет первую, по его мнению, серьезную работу, с которой сам начинал вести отсчет своих литературных трудов: «Вариант второй». Следом выходят еще два романа: «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский».

А в 1955 году выходят сделавшие молодого Даниила Гранина известным советским автором «Искатели».

Тогда же Гранин находит свою нишу: он пишет об ученых, аспирантах, которые посвятили свою жизнь науке, но им приходится бороться с бюрократией и чиновниками на пути к своим открытиям и новым свершениям.

В дальнейшем Даниил Александрович не раз возвращался к теме ученых, аспирантов, изобретателей и отношению к ним со стороны других людей и начальства. Этому посвящены романы и повести «Иду на грозу», «Неизвестный человек», «Собственное мнение», «Кто-то должен» и другие работы в подобном жанре.

Также писатель выпустил несколько исторических произведений — «Размышления перед портретом, которого нет», «Повесть об одном ученом и одном императоре»… Но особняком стоят книги о Великой Отечественной войне: сборник рассказов под названием «Еще заметен след» и «Блокадная книга», написанная Граниным совместно с Алесем Адамовичем. Эта книга посвящена блокаде Ленинграда и основана на документальных источниках, записках блокадников и воспоминаниях фронтовиков.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Источник: https://rg.ru

По произведениям Даниила Александровича снято несколько фильмов. Первым в 1957 году был экранизирован роман «Искатели». Режиссер картины — Михаил Шапиро. Позднее вышли «Выбор цели», «Дождь в чужом городе», «После свадьбы» и другие.

Как общественный деятель Даниил Гранин хорошо знаком жителям Санкт-Петербурга, долгое время возглавлял союз писателей северной столицы, был и народным депутатом в сложный период начала 1990-х годов.

В возрасте 95 лет Гранин выступал в германском Бундестаге перед депутатами на тему Великой Отечественной войны в целом и блокады Ленинграда в частности.

Многие в тот день не могли сдержать слёз, и пожилому писателю аплодировали стоя – с таким чувством он произнес речь…

Именно поэтому в день рождения Даниила Гранина так важно вспомнить о том, каким сложным для нашей страны был ХХ век, сколько сил приложили наши деды и отцы, чтобы добиться победы и построить свободную жизнь для своих детей!

Фото обложки: http://www.spb.aif.ru

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-daniil-granin

Чем запомнился писатель Даниил Гранин

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Даниил Гранин: Кто-то смиряется, что есть вещи, которые непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем смысл жизни. Юрий Белинский / ТАСС

«Я прочел воспоминания Альберта Шпеера, где он не постеснялся рассказать о своей дружбе с Гитлером. В его строчках проглядывает сочувствие к вождю Третьего рейха. С одной стороны, я понимаю признательность Шпеера по отношению к Гитлеру в начале его карьеры — фюрер дал ему возможность стать главным архитектором Рейха…

Читайте также:  Краткое содержание заповедник довлатова за 2 минуты пересказ сюжета

Но ведь потом, когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры. Он же не мог этого не знать. Он видел наших пленных, которые работали на этих заводах в тяжелейших условиях. Но…

Двадцать лет сидел Шпеер в Шпандау. За это время многое изменилось в Германии. Страна прошла денацификацию, Гитлер был признан человеком, ввергнувшим свою страну в беду. Но, несмотря ни на что, Шпеер ничего не переоценивает — он по-прежнему верен своему вождю и спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны…

Мы побороли идеализм и относимся к жизни прагматично, корыстно. Даже в церковь люди просят приходить. Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни

Всего этого я понять не могу. Могу признать: Шпеер был действительно талантливым архитектором. И поэтому неизбежно вновь возникает пушкинский вопрос: как талант совмещается со злодейством?».

О сталине и миллионах

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Даниил Гранин: Искусство недосягаемо 
и для фашизма, и для сталинизма

«…

Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов — значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.

Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства…

И потом, запреты ведь только создают феномен «запретного плода». Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос… памятник Сталину! Из-под земли!»

О разнице между фашизмом и коммунизмом

«Шпеер едва ли не исключение — фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения.

Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю…

Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр — то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..

Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости… Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.

Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях.

Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал.

И трудно себе представить, как это возможно: читать «Воскресение» Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?»

О выступлении в бундестаге три года назад

«Было очень странное, многослойное ощущение… Я — один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить…

Даниил Гранин: Историю нельзя переписать, но можно научиться прощать

Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть — тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.

Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: «Боже мой, это же встреча промахнувшихся!»

О блокаде ленинграда

«Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.

Одна из высказанных официально гипотез — Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен — несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что «через неделю обязательно». Но так и не отдал приказа наступать.

Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг…

Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь…»

О чуде победы и пушкине

«Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.

Но самое интересное все-таки — почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме — это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?

Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: «Почему вы проиграли войну?» Он не мог ответить, кроме как: «Потому что Америка вступила». Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?

Даниил Гранин: Всегда торжествует не сила, а справедливость и правда

Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа — это чудо. Вначале меня это возмутило: «А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?»

Но потом я вспомнил Пушкина. «Гроза двенадцатого года/ Настала — кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?» Это признание Пушкина — тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков».

Об отношении Европы к России

«Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом.

Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века «гайки завинтил» Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. — Ред.)…

И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией… И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром».

О любви в жизни и книгах

«В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда — вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать…

Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть…

Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно… Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в «Анне Карениной» Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.

Вы знаете, что такое любовь — для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине «Прогулка». Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!

С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима».

О необъяснимом

«Понимаете, мы всегда хотим подвести некую черту, добиться какого-то четкого ответа, результата, вердикта: «это вот так…» Но у меня нет однозначных ответов на многие вопросы. Все слишком сложно…

Хочется, чтобы все было понятно? Это ужасно! Ведь скучно жить, когда все понятно!»

О вере

«Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще — это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная — результат творения. О чуде жизни говорят и биологи.

Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина «Зубр». — Ред.). Когда ему задавали вопросы: «Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог», он отвечал: «Это не наше дело».

Мы и в самом деле слишком мало знаем и мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни».

О смыслах жизни

«Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: «Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того»… Но они не молятся: «Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца»…

Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. А это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме».

Что делать?

«Наслаждаться жизнью. Знаете, недавно я тяжело болел, лежал без сознания неделю, врачи поставили на мне крест, и друзья уже приходили попрощаться со мной. Я был обречен. Почему я выздоровел? Не знаю. И врач не понимает. Но это случилось, и я благодарен судьбе за это».

Кино

Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде

Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта «Коридор бессмертия». Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей.

Шлиссельбургскую магистраль называли красиво — «Дорога Победы», но у самих железнодорожников она «славилась» как «коридор смерти». Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис.

Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин

Бундестаг приветствовал речь Даниила Гранина стоя

— Гранин читал сценарий «Коридора бессмертия», и первая его реакция, которую я помню: «Девочки настоящие, я знал таких».

Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.

Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.

Читайте также:  Краткое содержание бианки лесная газета за 2 минуты пересказ сюжета

И как говорил нам Гранин, война — не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.

Но вот один февральский день 1943 года — солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется…

Что бы ни было — жизнь продолжалась. Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм.

И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях.

Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней — в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: «А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?» Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: «Тишиной».

Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.

Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.

Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера.

Помню, в последний раз — мы были у него в конце мая — я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки.

После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.

Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны — аскет, а с другой — ценил качество жизни.

В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом — озорной глаз. Вот таким он был — немного колючим и озорным.

Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!

Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и — неожиданно!

Странно, казалось бы.

Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное — характер. И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.

Краткое содержание рассказов Даниила Гранина за 2 минуты

Даниил Гранин, режиссер и автор сценария на съемках фильма о блокаде Ленинграда «Коридор бессмертия». АНО Творческая студия «Стелла»

Источник: https://rg.ru/2017/07/05/chem-zapomnilsia-pisatel-daniil-granin.html

От "Искателей" до "Зубра": пять главных произведений Даниила Гранина

Первый роман Гранина был написан еще во время учебы в Политехническом институте. В центре повествования — советский ученый Андрей Николаевич Лобанов. Он работает над созданием аппарата, помогающего искать места разрывов телефонной связи.

Эта работа имеет для него и личное значение: друг Лобанова погиб на войне во время поиска обрыва телефонного кабеля. Ученый устраивается на завод, где становится заведующим лабораторией. 

Однако все свои силы ему приходится направить не на разработку устройства, а на бюрократическую волокиту, всячески мешающую продвижению науки. Книга принесла Гранину известность. Во многом благодаря «Искателям» его избрали делегатом на Второй съезд писателей. В 1956 году книга была экранизирована Михаилом Шапиро.

«После свадьбы», 1958

Главный герой — молодой житель Ленинграда Игорь Малютин. Он женится на своей девушке Тоне, после чего парня почти сразу отправляют на работу в далекую деревню.

Молодоженам приходится сменить город на провинцию. Поначалу Игорь оказывается этому не слишком рад. Однако со временем он убеждается, что его помощь и профессиональные навыки в деревне очень нужны.

Через год Игорь получает возможность вернуться в Ленинград. Но, проникнувшись местной жизнью, он отказывается и остается жить и работать в деревне. Фильм на роман «После свадьбы» вышел в 1962 году.

«Иду на грозу», 1962

Два молодых физика Сергей Крылов и Олег Тулин занимаются изучением грозы. Тулин — душа любой компании, его все считают везунчиком. И действительно, он очень быстро карабкается по карьерной лестнице, набирая вес в научном сообществе. Но Тулин готов поступиться принципами ради успеха.

Крылов — его противоположность. Тихий и незадачливый, но невероятно талантливый, он не способен пойти на компромисс. Для него истина и наука важнее карьеры. Однажды во время эксперимента, над которым работают Тулин и Крылов, происходит трагедия. И тогда пути друзей окончательно расходятся.

Книга «Иду на грозу» была экранизирована в 1965 году. В 1987 году вышел еще один фильм по мотивам романа под названием «Поражение». 

Стоит человеку произнести «нет», все его самолюбие будет направлено к тому, чтобы держаться за это «нет»

«Блокадная книга» — одно из самых известных значительных произведений Гранина. Оно было написано в соавторстве с белорусским писателем и литературоведом Алесем Адамовичем. Работая над книгой, Гранин и Адамович собрали около двухсот рассказов жителей блокадного Ленинграда.

Первая часть «Блокадной книги» была напечатана в журнале «Новый мир» в 1977 году, однако та версия претерпела сильные изменения. При редактуре произведения цензоры изъяли из него 65 фрагментов, а на издание книги в Ленинграде был наложен запрет, длившийся до 1984 года. 

Но стоило человеку получить чуть больше тепла, света, как чувства его с невероятной остротой начинали воспринимать простые радости: солнце, небо, краски. Ничего не было вкуснее лепешек из картофельной шелухи. Никогда так ярко не светила электрическая лампочка. Человек научился ценить самое простое и самое главное

Книга рассказывает об известном советском биологе Николае Тимофееве-Ресовском. Сам Гранин восхищается своим героем. Он сравнивает его с зубром, подчеркивая уникальность ученого и его превосходство над другими.

Автор повествует о ярких моментах биографии ученого, например о том, как во время войны Тимофеев-Ресовский спас межнациональную группу ученых от немцев, каким образом пытался возродить генетику и как пережил обвинение в измене родине.

Приговор общественного мнения был страшнее судебного. Не обжаловать. Не откупиться, не отмахнуться. Общественное мнение судило по неписаным законам порядочности

Тимур Фехретдинов

Благодарим издательство «Эксмо» за предоставленные цитаты из произведений Даниила Гранина 

Источник: https://tass.ru/kultura/4388484

Даниил Гранин: Возвращение

Рассказ

Речь шла о поимке «языка». И дивизионная разведка охотилась за «языком», и полковая, и все безрезультатно. Об этом толковали на КП у комбата Рогозина. И тут вдруг младший лейтенант Ипатов произнес тихо, как бы про себя: «Надо попробовать». Комбат решил, что ослышался, переспросил.

Ипатов задумчиво посмотрел на него, повторил: «Надо попробовать». Естественно, все засмеялись, потому что Ипатов никакого опыта не имел, не был он ни следопытом, ни сибирским охотником вроде Поленова, а был техником-артиллеристом. Его дело было следить за прицелами, откатными приспособлениями и тому подобными штуками.

К тому же он был типичным городским жителем, технологом-прибористом, во всяком случае, из гражданских. Все посмеялись и забыли. Однако Ипатов после этого разговора дня два просидел в окопах со стереотрубой. Никто не обращал на это внимания. Мало ли, может, техник стереотрубу проверяет, потому что стереотруба входит в его инвентарь.

Это уже потом вспомнили, восстановили. Изучал участок у немецкой дороги. Там сложный рельеф был: немцы сидели на взгорье, на командных высотах, наши окопы тянулись по склонам и простреливались немцами на некоторых участках, у церкви просто невыносимо. Особенно пока снега не навалило.

Окопы были мелкие, земля промерзла, укрыться трудно, к февралю полегче стало, из снега нарыли высоких брустверов, стали ходить в полный рост, выпрямившись. Какое было наслаждение ходить не сгибаясь!..

После очередного доклада комбату насчет веретенного масла для противооткатных цилиндров Ипатов попросился пойти в разведку, вернее — в поиск, за «языком». С тем же деловым, даже меланхолическим видом, с каким говорил про веретенное масло. Рогозин вздохнул, сказал, что так это не делается, нужно иметь план, все продумать.

В ответ Ипатов вынул карту, где все было нарисовано, вычерчен весь путь до оврага и дальше до немца. Со стрелками, метрами, проставлены часы и минуты. Даже в разведотделе дивизии могли бы оценить такую работу, хотя и были там некоторые нарушения — Рогозин разбирался в этих тонкостях.

Замысел Ипатова был прост: оказывается, в шоссейной насыпи существовала труба, большая бетонная труба для сгона весенних вод. Сейчас она была завалена, забита снегом. Шла она сквозь насыпь и выходила на нейтралку, а уже дальше в полной безопасности пребывали немецкие блиндажи, кухни, КП и кто знает что еще.

Этой трубой Ипатов хотел воспользоваться, сквозь нее и утащить «языка». Он точно определил, как добраться до трубы, как отходить, имел ночные ориентиры, словом, все было обдумано.

— А почему насчет трубы уверен? — спросил Рогозин. — Как ты ее вообще увидел?

— Я ее вычислил, — сказал Ипатов. — Как в том анекдоте. — И он слабо улыбнулся.

Рогозин впервые присмотрелся к нему. Это был невысокий, видно, и в мирное время сухонький, не совсем ясного возраста, скорее молодой человек. Лицо невыразительное, но приятное. И чем внимательнее смотришь, тем приятнее, серьезнее, задумчивее оно становилось.

«С кем он дружит? — подумал Рогозин. — С кем он в землянке?» Хотел вспомнить какие-нибудь подробности об этом младшем лейтенанте и не мог. С каждой минутой это казалось все более странным, как мог он, Рогозин, до сих пор совершенно не замечать этого человека.

— То есть как это «вычислил»?

— Очень просто, — сказал Ипатов и вытащил карту местности с отметками. Из них явствовало, что у насыпи весной скапливаются воды и должен быть какой-то спуск, чтобы полотно не подмыло, и обозначено было направление стока. — Очень просто, — сказал Ипатов, — стоит лишь понять соображения строителей…

Теоретически у него и на самом деле получалось куда как просто. Но труба могла оказаться забитой чем угодно, заминированной, с той стороны что-то к ней могло быть пристроено… Возражений появлялось множество.

— Всего не предусмотришь, — сказал Ипатов. — Все-таки это возможность… Другой-то нет. Шоссе у них пристреляно. Пулеметами.

Знаток! Не за свое дело брался, хорошо, если вернутся, хоть ни с чем, но вернутся, а если постреляют их, если подорвутся, тогда с Рогозина спросят — зачем техника посылал, как разрешил, за орденами погнались?

Он подумал, что может передать этот план полковым ребятам, поблагодарить Ипатова и с концами.

— Ладно, — сказал он, — готовь ребят.

«Вычислил», — вот что поразило Рогозина. Может, и там придется мозгами пошевелить.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/prose-military/53001-daniil-granin-vozvrashhenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector