Краткое содержание рассказов гарина-михайловского за 2 минуты

Иванов

Вместо прежнего школьного учителя Бориса Борисовича в класс приходит молодой немец Ро­берт Иванович Клау. Ученики сразу почувство­вали, что он — совсем не такой, как Борис Бори­сович.

Тема подружился со своим соседом по парте Ивановым и даже стал во всем подражать ему. Говорил, что любит его так же, как маму.

Иванов умел рассказывать разные интерес­ные истории, пугал страшилками. Теме очень нравились его рассказы.

«Смотрит на него Тема, смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжелый сапог Иванова, на лопнувшую кожу этого сапога; смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он Ива­нова, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького, бедно одетого мальчика, которому ничего, кроме его рассказов, не надо, — что го­тов он, Тема, прикажи ему только Иванов, все сделать, всем для него пожертвовать».

Благодаря Иванову Тема стал много читать. Потом он узнал, что Иванов — круглый сирота, живет у своих богатых родственников, помещи­ков, но они его не очень любят.

Еще Иванов час­то говорил Теме, что летом надо ехать в деревню к его родственникам, там очень интересно, рас­тут вишни, много книг… Он просил маму отпус­тить его, а она в ответ обещала сделать это, но ес­ли Тема перейдет в третий класс.

Теме очень хотелось в деревню. Он мечтал, как поедет туда, какое это будет счастье, как он привезет оттуда много вишен маме.

По утрам, когда Теме не хотелось вставать, он вспоминал своего друга, и, сознавая, что сейчас увидит его, его охватывало сладкое чувство. Он с радостью представлял, как сейчас увидит Ива­нова и как будет здорово, когда их одноклассник Корнев будет из зависти к ним ронять всякие обидные высказывания в их адрес. В такие ми­нуты Тема считал себя самым счастливым чело­веком.

Ябеда

Однако настало время, когда дружба Темы с Ивановым прекратилась и мечты о деревне не осуществились. И «даже самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжа­лостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство».

  • Учитель французского языка Бошар был гру­бым и жестоким по отношению к ребятам. На уроках он хлопал своей широкой, пухлой ла­донью и кричал по-французски громким равно­душным голосом:
  • «— Voyons, voyons dons!»
  • Что означало: «Эй, вы, потише!»

Однажды на его уроке произошло нечто, из­менившее жизнь Темы. Во время занятия в ма­ленькое круглое окошко класса, проделанное в дверях, заглянул чей-то глаз. Вахнов показал глазу кукиш. Оказалось, что глаз принадлежал Ивану Ивановичу, который потребовал Вахнова к директору.

Вахнов испугался и стал уверять, что это не он и что Бошар может это подтвер­дить. Однако Бошар его не спас, и Вахнову при­шлось идти к директору. В коридоре он стал на колени и стал умолять пощадить его.

В школе все знали, что у Вахнова очень строгий отец, и Иван Иванович пожалел мальчика.

Эта история дошла до директора, и педагоги­ческим советом Вахнов был приговорен к двух­недельному аресту по два часа каждый день. Вахнов посчитал, что донес Бошар.

В классе же к Вахнову установилось нечто по­добное сочувствию. Он понимал, что это времен­ное явление и для того, чтобы сделать его посто­янным, нужно потрудиться.

«Бедная голова Вахнова, может быть, в пер­вый раз в жизни, была полна другими мыслями, чем те, какие внушало ей здоровое, праздное те­ло пятнадцатилетнего отупевшего отрока. Его мозги тяжело работали над трудной задачей, с которой он и справился наконец».

Однажды на уроке, за миг до его начала, Вах­нов поведал Теме и Иванову о том, что он всунул в стул, на который сядет Бошар, иголку. Маль­чики ужаснулись, но не стали выдавать Вахно­ва, так как это было не по-товарищески.

Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзи­тельным криком. Когда он нашел иголку, то вы­скочил вон из класса. Через некоторое время по­явился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке. На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.

Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случив­шемуся. Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.

  1. «Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскры­тых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раз­двигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда… куда-то далеко, в ту глубь, которую толь­ко холодом прикосновения чего-то чужого впер­вые ощущал в себе онемевший мальчик…
  2. Ошеломленный, удрученный, Тема почув­ствовал, как он точно погружался куда-то…».
  3. И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, не­чаянно выложил, все, что знал.

Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.

Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это ди­ректор пытался вырвать признание у Иванова.

«— Я не могу, я не могу… — доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. — Де­лайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…».

Тогда директор сказал, что Иванов исключа­ется из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.

Через полчаса состоялось определение педаго­гического совета, на котором было решено, что

Вахнов исключался из гимназии, родным Ивано­ва предложено было добровольно взять его, а Кар­ташев наказывался на неделю оставаться во вре­мя обеда в гимназии по два часа каждый день.

Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты — ябеда, было невыносимо.

Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала вы­яснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал.

Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успоко­иться.

Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зу­бами в подушку, застывал в тоске.

Когда Тема мечтал о летней поездке в дерев­ню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компа­нии лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе.

Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто свет­лое и прекрасное. Жестокое нравственное испы­тание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По су­ти, Тема совершил предательство.

Однако он сде­лал это не специально, просто не справился с ис­пугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав за­ключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх.

Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.

В Америку

Отныне классная комната была Теме отврати­тельна как свидетельница его позора. Через не­сколько дней после случившегося к Теме подо­шел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни. Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.

Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выра­зить ему свое участие. Когда же Касицкий пере­сел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: «Вот мчится тройка удалая!»

Данилов очень любил море и постоянно рас­сказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капи­таном порта, поэтому Данилов даже во сне гре­зил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. С тех пор мор­ские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотре­ли на него и разговаривали про корабли.

Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обду­мал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на со­хранение. На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.

Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, ког­да отходит подходящий корабль, заранее вы­браться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.

Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой заня­лись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.

К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужас­ные оценки. В школе считали, что он останется на второй год. От домашних Тема свое положе­ние утаивал.

Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.

Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: «Неужели навсегда?»

Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револь­вера, а Данилов выбросил специально приготов­ленный для этого случая белый флаг, навязан­ный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не оста­новился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.

Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удер­жался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Те­му американцами.

Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стиму­лом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности со­вершаемого. Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представ­ляли, что будут делать, если затею удастся во­плотить.

Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существо­вание, казалось бессмысленным. Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совер­шает безрассудный поступок.

При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреа­гируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вер­нули домой. Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять.

Гораздо лучше посте­пенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось.

Экзамены

И вот подошли экзамены. Тема по-прежнему обманывал домашних, отвечая, что у него все в порядке с отметками. Экзамены кончились. На следующий день Теме пришлось признаться, что он срезался по трем предметам, что пере­держку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем.

Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: «Негодяй!» — и толкнула его ладонью по лбу.

Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пре­небрежение.

От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша.

Когда вопрос о смерти был выяснен, реши­мость его значительно ослабела, и он почувство­вал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа ру­ки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всы­пал в стакан головки спичек и…

Появилась служанка, закричала, и он опро­кинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал про­сить прощения, вид плачущей мамы его страш­но напугал. Отец, возмущенный сценой, не вы­держал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение.

Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдер­жал ее отлично. И, когда за нарядно сервирован­ным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой.

Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в ку­лак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он за­был и думать про уроки, то уже обрек своих ро­дителей и, прежде всего маму, на страдания.

По­том, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугу­бить их. По сути, Тема понимал, что его обозва­ли обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем са­ми себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг.

Так и Тема ре­шил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог по­нять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это озна­чает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетель­ствует о том, что человек стал мудрее.

С героем произведения так и случилось.

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-po-glavam-detstvo-temy-garin-mixajlovskij.html

Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)

Гарин Михайловский написал Детство Темы, с которым мы и предлагаем познакомиться в кратком содержании, чтобы быть в курсе сюжета и уметь пересказать краткое содержание книги Детство Темы.

Детство Темы краткое содержание

Детство Темы и его краткое содержание поведает читателю о жизни мальчика, и самое интересное, что данное произведение является автобиографическим.

Глава 1

Итак, Детство Темы и его краткое содержание по главам переносит нас на террасу, что находится в доме семьи Карташовых. Там Тема стоит над сломанным цветком и не верит в произошедшее. А ведь какую-то долю секунды назад он представлял, как позовет отца и обрадует его тем, что расцвел удивительный цветок.

Теме захотелось поближе посмотреть на цветы. Мальчик присел на корточки и просто упал на цветок, сломав его. Тема в растерянности, ему страшно, ведь нужно признаться отцу в случившемся, а значит, наказание не минует. Он представляет, как огорчится его отец, как позовет его в свой кабинет, где они останутся вдвоем.

А ведь его отец такой страшный в гневе. Мальчик представил, как отец снимет ремень и начнет его пороть. Представляя все это, мальчик по прежнему стоял возле цветка. Он думал о том, как все исправить и, услышав шорох, быстро принимает решение. Воткнув цветок в землю, Тема скрывается на кухне, где кипит работа.

Там Тема узнает, что родители уезжают и мальчик вздыхает с облегчением, ведь теперь наказание оттягивается.

Читайте также:  Краткое содержание чехов невеста за 2 минуты пересказ сюжета

Так как наказание откладывается, то Тема вышел в сад, где играли его сестры. Там он случайно ломает лозы, за которые отец также может наказать. А тем временем Еремей подготовил карету. Тема подбежал к родителям, где стал проявлять нежность к матери, та и поняла, что что-то произошло.

Родители едут, а Теме приходит в голову прокатиться на Гнедко — их лошади. Своей идеей он делится с сестрой. Затем сев на лошадь, он скачет галопом и резко притормозив, падает с лошади. Дальше Тема ругается с бонной, которая присматривала за детьми, дерется с сестрой, после чего все уходят.

Тема остается со своим другом, которому он пообещал принести сахара.

За завтраком Тема плохо ест, а когда все уходят, он крадет несколько кусочков сахара. За этим действием его застает сестра и бонна-немка. Вот теперь Тема понимает, уж точно ему никто не простит, ведь воровство — это плохо. А тут еще и гроза началась.

Теме пришлось идти в детскую и, наблюдая за грозой, он вспомнил, что не видел свою Жучку. Он стал ее везде искать, ему вспомнились слова прислуги Акима, который грозился ее убить, но тот божился, что этого не делал. Тема побежал искать собаку на улицу и столкнулся с отцом.

Увидев отца, мальчик бросился в дом.

Глава 2

Отец, убедив своими доводами мать, которая якобы неправильно воспитывает мальчика, закрылся с сыном в кабинете. Мальчик был напуган, он просил отца не наказывать его, но отец не слышал сына. Он приступил к порке. Как ни просил мальчик остановиться, отец не прекращал его бить.

Ребенок даже укусил отца, чтобы тот остановился, но ничего не помогало. Мать же, сидя в коридоре, очень сильно переживала, каждый крик ребенка отдавался в ее сердце.

Не выдержав, она вбежала в кабинет и обвинила мужа в том, что тот не умеет воспитывать, также сказала, что следующий раз он ударит ребенка только через ее труп.

Глава 3

Мать ищет Тему, но в комнате не находит его. Тема лежит в маленькой комнате на диване. Не стала она его беспокоить и пошла в свои покои. Там она винила себя, что допустила подобное, ведь нельзя детей так воспитывать.

Дети делают глупости, потому что не до конца осознают, до чего могут привести их шалости. Им нужно объяснять и рассказывать, а не подобно ее мужу, воспитывать ремнем. У прислуги мать узнает, что Тема целый день ничего не ест. Это ее огорчает.

Она приказывает для детей приготовить ванну.

Сначала искупались девочки и младший сын, а после позвали Тему. При этом мать приказала приглушить свет, а все потому, что знала, во время порки ее сын немного обделался и чтобы его не травмировать приказала всем сделать вид, что никто ничего не заметил. Также сказала оставить хлеб, ведь ее сын ничего не ел.

Позвала Тему купаться его любимая горничная Таня. Мальчик пришел в комнату и решил купаться самостоятельно. Когда остался один, снял с себя белье и смыл все улики, спрятав мокрое белье. После искупался, а, увидев хлеб, съел его.

Когда вышел, Таня повела его в покои матери, ведь нужно было родителям желать спокойной ночи, и хоть мальчику не хотелось видеться с родителями, он вошел в комнату. Там и поговорил с мамой, выплакав свои слезы и рассказав о несправедливости к нему.

Мама же объяснила сыну, что все произошло из-за его трусости, ведь, если бы он сразу рассказал правду о цветке, то, возможно, никакого наказания и не было бы, а так есть что есть. Затем мальчик обнял мать и крепко к ней прижался.

Глава 4

Тема спал, но спал беспокойно, а когда проснулся посреди ночи, увидел няню. Он спросил ее о Жучке и няня сказала, что кто-то бросил ее в старый колодец. Собака целый день лаяла, звала на помощь.

После этих слов Тема уснул и ему снилось, как он спасал свою собаку, а рано утром, когда мальчик проснулся, он пошел на самом деле спасать свою Жучку. Взял он веревку, направился к старому колодцу, куда пришлось спускаться, ведь по-другому вытащить собаку нельзя было.

Силы изначально были на исходе, так как Тема заболел, но об этом еще не подозревал. С неимоверными усилиями ему все-таки удалось достать собаку, а когда он вылез из колодца, то упал без памяти. Его нашел Еремей.

Очнулся мальчик в своей комнате, всех увидел рядом с собой, но вскоре вновь провалился в беспамятство. Он постоянно бредил и был на волоске смерти.

Глава 5

Долго организм ребенка боролся с болезнью, целое лето проболел мальчик и только под осень силы стали возвращаться. Вот он уже ходил весь худой по двору, где услышал разговор матери и отца. Они говорили о нем. Мать подняла вопрос о том, чтобы разрешить Теме играть с другими детьми в наемном дворе.

Теперь каждый день Тема ходит в наемный дом, что принадлежал его отцу и сдавался в аренду. Там среди мусора играли дети, но для них это не был мусор, это были настоящие клады, где всегда можно отыскать что-то интересное.

Однажды дети нашли в одной хижине, повешенную женщину и стали придумывать различные страшилки. А вскоре дети увлеклись различными играми и здесь Тема у Абрумка просил орехов, обещая заплатить за них. Орехи он получил, а вот деньги не отдавал. И вот умерла больная жена Абрумки.

Поговаривали, что он лично своими руками ее задушил, и на похорон понадобились деньги. Тема просит деньги у матери и относит Абрумке. Там видит, как его жену готовят к погребению.

Тема рассуждает о жизни и смерти, о том, что все мы умрем рано или поздно и от таких мыслей ему захотелось больше двигаться. чтобы успеть пожить, наслаждаясь детством, ведь во взрослой жизни будет ему скучно.

Так и год пролетел. Тема продолжал бегать во двор, особенно любил с друзьями спускаться к морю и помогать рыбакам. А однажды ребята зашли к мяснику и там на них накинулся разъяренный бык. Мясник еле спас ребят, в том числе и Тему.

За то, что дети зашли к нему без спроса, мясник надрал уши Теме. Это мальчика обидело и он захотел отомстить , поэтому, когда мясник проходил мимо двора, где жил Тема, мальчик бросил камень в лицо мужчине.

Такой поступок не оценила мать, наругав Тему, а вот отец поддержал сына, но от этого Теме не было легче.

Тема долго еще извинялся за проступок, а мать не могла простить такое, но потом простила и сказала, чтобы он уже брался за голову, как ни как, ему уже десять, например, один мальчик уже царем был в его годы. Тему тоже захотелось стать царем, но мать объяснила, что такое невозможно, а вот стать помощником царя можно.

В этот вечер Тема засыпал в возвышенном настроении, представляя как он помогает грозному царю и при этом он все-таки был горд за то, что отомстил мяснику.

Глава 6

Тема поступает в гимназию. Вот уже и форму ему выдали и он решил пройтись по наемному двору, чтобы все видели его в форме. Здесь же он встретил своих друзей, с которыми пошел к морю, чтобы поплавать.

У моря к нему подошел старик и сказал, что негоже гимназисту плавать вместе с дворовыми ребятами, вот и отошел он со стариком в сторону. Снял свои одежды Тема и пошел купаться в море, а когда вышел, ни старика, ни одежды не было. Пришлось голым идти домой.

Новую одежду пришлось ждать неделю, из-за этого Тема пришел на уроки с опозданием. Так как все места были уже заняты, он сел на последнюю парту. Там сидел Вахнов, из-за которого Тема столкнулся с первыми трудностями.

Из-за Вахнова Тему чуть не исключили из гимназии, но, когда приехали родители Темы к директору, то тот сказал, что исключать не будет парня, но ему придется ответить за то, что не рассказал о шалостях и не выдал Вахнова, считая, что поступает по товарищески.

Тема остается в гимназии, а в качестве наказания ему придется оставаться в гимназии после уроков.

Глава 7

Вот и начались будни Темы. Каждый день он вместе с сестрой отправлялся в гимназию. Вот и сегодня в дождливый день они отправились вместе. Она в женскую, а он в мужскую гимназии. И в этот раз Тема вновь опаздывает. Он просит учителя не ставить отсутствие, но тот советует ему раньше вставать и уходит.

На перемене Вахнов вновь издевается над Темой, который постоянно просит его этого не делать и вот входит учитель латыни. Он просит отвечать урок, но многие не готовы и делают ошибки, в том числе и Тема, далее был урок немецкого, где Вахнов издевался над больным учителем, который так и не окончил урок по причине своей болезни.

Последним уроком была история естествознания, где преподавал любимый учитель Темы.

После уроков, Тема встретил сестру и они пошли домой. Дома за обедом Тема рассказывает о больном учителе и они с матерью идут его проведать.

По приходу домой, Тема с Зиной садятся за уроки и как всегда начинают спорить. Когда уроки все сделаны, Тема бродит по дому, зашел к Еремею, поговорил с Таней, а после, пошел спать, ведь завтра новый будний день и таких скучных дней еще будет очень много и Тема засыпает.

Глава 8

Учитель немецкого все-таки умирает в место него приходит новый учитель, который был не таким, как прежний. Тема находит нового друга Иванова, который любил Теме рассказывать на уроках страшные истории, о которых он читал в книгах.

Тема тоже заинтересовался подобными книгами и уже во втором классе стал читать Гоголя, Вагнера, Майн-Рида. Иванов был лучшим другом Темы, и Тема его очень любил. Этот Иванов даже Теминой маме нравился.

Однажды Тема попросился к Иванову поехать в деревню и мама разрешила летом съездить с тем условием, что Тема перейдет в третий класс.

Глава 9

Не долгой была дружба с Ивановым. Из-за одной неприятной истории, Вахнова и Иванова исключают из гимназии. Иванов прекращает общение с Темой, самого же Тему называют ябедой, ведь именно он выдал всю историю директору.

Глава 10

Тема заводит разговор с Касицким, который просится сесть с Темой вместе, к ним присоединяется и Данилов. Все в классе заговорили о том, что Тема и им услужит. Тема, Данилов и Касицкий сдружились. Они часто плавали вместе на лодке, в зимнее время просто бродили у моря и слушали истории Касицкого. Как-то ребята надумали ехать в Америку.

Они уже и деньги стали собирать, и план приготовили. Построили лодку, на которой решили отплыть от берега, а потом пересесть на корабль. И вот тот день настал. Отплыли парни от берега и стали ждать пароход, который постепенно к ним приближался, но не забрал он парней. Друзьям пришлось возвращаться на берег.

С одной стороны было радостно, что не удалась затея, а с другой стороны были на носу экзамены, которые нужно было сдавать.

Глава 11

Вот и начались экзамены. После каждого из них Тема говорил маме, что все нормально, только оценки не показывал. Как оказалось, три экзамена он завалил и нужно пересдавать. Но, чтобы разрешили пересдавать, родителям нужно было идти к директору. Так родители Темы узнали о том, что их сын завалил экзамены. Они стали ругать Тему и тут Теме пришла мысль о смерти.

Он решил отравить себя, что и сделал, только вовремя Таня обнаружила Тему и его спасли. Мать же пошла к директору и договорилась о пересдаче, а Тема потратил две недели на подготовку к пересдаче в итоге все знал хорошо и смог ответить на все вопросы. Тему перевели в следующий класс, о чем он всем сообщил. Ведь может же, если хочет, может даже лучшим учеником стать.

Глава 12

В этой главе автор рассказывает о сближении отца и сына. Отец стал часто рассказывать истории о прошлых походах, о сражениях, о товарищах.

Тема слушает эти рассказы с удовольствием, Вот только здоровье отца его сильно пошатнулось и вскоре отец его, некогда сильный генерал и вовсе сдал. Вскоре генерала Карташева не стало.

Завершается краткое содержание Детство Темы похоронной процессией, где лились слезы Темы по умершему своему отцу.

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-po-glavam-detstvo-temy-garin-mixajlovskij.html

Пересказ повести «Гимназисты» Гарина-Михайловского

Тема, как и его друзья, учится уже в шестом классе гимназии, прежний робкий мальчик постепенно превращается в юношу, у него складываются собственные взгляды на жизнь и на свое будущее место в ней, что во многом определяет компания товарищей, с которой подросток постоянно проводит не только часы учебных занятий, но и фактически все свободное время.

В эту группу входят Долба, Корнев, Берендя, Дарсье, Ларио, и ребятам всегда интересно общаться между собой, хотя чаще всего их беседы перерастают в жаркие споры на самые разнообразные темы. Тема испытывает к приятелям достаточно сложные и противоречивые чувства.

С одной стороны, ему импонирует интеллект и немалая начитанность Корнева, увлекающегося Белинским, Писаревым и иными передовыми писателями. В то же время Карташев пытается мыслить самостоятельно, не позволяя другу оказывать на него слишком серьезного влияния.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Тема начинает понимать, что равен с Корневым и ни в чем ему не уступает, только после прочтения огромного количества книг, которые товарищи полагают необходимыми для любого человека, стремящегося к прогрессу и изменению к лучшему всей окружающей жизни. Карташев охотно бывает у друга в гостях, он даже замечает, что неравнодушен к его младшей сестре.

В то же время именно благодаря регулярному общению с Корневым у Темы возникают значительные сомнения в религиозных и нравственных устоях, существующих в его собственной семье и прививаемых детям их матерью Аглаидой Васильевной с самого рождения.

В то же время Карташева-старшая старается приглашать товарищей сына в дом и беседовать с ними, чтобы понять, какого образа мыслей придерживаются юноши и какие идеи черпает в их компании Тема.

Читайте также:  Краткое содержание оперы псковитянка римского-корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Ребятам нравится интеллигентная и умная женщина, которая всегда держится с ними приветливо и проявляет искреннее внимание и радушие, они с радостью посещают дом Карташевых. В кругу приятелей рождается предложение об издании гимназического журнала, при этом каждый из друзей желает реализовать собственные планы и намерения.

Старшеклассники действительно выполняют поставленную задачу, Тема даже приносит домой статью Корнева, которая вызывает у Аглаиды Васильевны искренний интерес, тогда как творчество собственного сына ее лишь огорчает, оно абсолютно не кажется ей интересным и оригинальным.

К тому же в гимназии говорят лишь о статьях товарищей Карташева, работа Темы оставляет всех равнодушными. Но подросток вовсе не желает по этой причине прекращать общение с друзьями, они по-прежнему не перестают дискутировать и даже находят новых знакомых, опустившихся, спившихся людей, которые раньше являлись преподавателем и инженером.

Однако мать Темы не выражает никакого сочувствия, слушая рассуждения сына о печальной судьбе этих лиц, ранее являвшихся вполне достойными членами общества.

Женщина обращает внимание парня на то, что отнюдь не следует считать истиной бред алкоголика, уже утратившего всякое представление о реальности и о себе самом, а бороться, по мнению Аглаиды Васильевны, необходимо не с людьми, а с тем злом, которое находится внутри каждого из них, с их ошибками и заблуждениями.

В то же время в семействе товарища Карташева Корнева отношения складываются совершенно иначе, там не ведется никаких доверительных и теплых разговоров. Отец жестко требует, чтобы сын соблюдал все внешние приличия, предписываемые обществом, в частности, настаивает на том, чтобы юноша регулярно посещал церковь вне зависимости от его собственных воззрений на религию.

Корнев с радостью принимает предложение Темы отправиться на каникулы к ним в деревню, где ребята и отдыхают на лоне природы, и стараются как можно лучше узнать жизнь и быт местных крестьян.

Друзья начинают общаться и со здешним помещиком по фамилии Неручев, которому в дальнейшем предстоит стать супругом Зинаиды, старшей сестры Карташева. Брак окажется не слишком удачным, и наступит момент, когда Зина, уже имеющая троих детей, оставит их с матерью, приняв решение поступить в один из монастырей в Иерусалиме.

Но в течение этого лета и мать, и сестры Темы искренне очарованы умом Корнева, его способностями к пению и актерским талантом, в семье Карташева юноша чувствует себя вполне комфортно.

С началом нового учебного года ребят снова ожидают перемены, причем не только к лучшему. Один из членов их компании, Берендя, проведя каникулы исключительно в обществе законченных пьяниц, также серьезно пристрастился к выпивке.

Учитель истории, горячо любимый и уважаемый гимназистами человек новых, прогрессивных взглядов, оказывается уволенным с работы по доносу преподавателя латинского языка. Берендя организовывает акцию протеста против этого человека, в результате чего парня безжалостно выгоняют из гимназии.

Юноша, чувствуя себя полностью запутавшимся в жизни и не зная, что же ему дальше делать, совершает самоубийство. Друзья и остальные учащиеся глубоко потрясены случившейся трагедией, на похоронах Долба произносит пылкую речь, обвиняя тех, кто, по его мнению, довел Берендю до столь печального исхода.

Карташев, приходящийся родственником генерал-губернатору, недавно получившему назначение в их город, просит пощадить товарища, которому после его выступления также угрожает исключение. Только благодаря его заступничеству Долба все же остается в числе учеников гимназии.

В то же время ребята узнают о том, что образовательная система подверглась реформе, что теперь период их школьного обучения будет составлять не семь, как они ожидали, а восемь лет.

Однако в случае успешной сдачи итоговых экзаменов гимназисты все же могут быть выпущены из учебного заведения и после седьмого класса, поэтому Тема и вся его компания принимают решение непременно получить аттестаты уже завершении начавшегося учебного года.

Друзья усиленно готовятся к предстоящим испытаниям, ни один из них не желает задерживаться в гимназии, юноши всем сердцем стремятся к взрослой, самостоятельной, свободной жизни, которая, по их глубокому убеждению, предстоит им в университетах Петербурга или Москвы. Карташеву и его приятелям действительно удается блестяще сдать выпускные экзамены, отныне их ожидает новая, студенческая пора, и каждый из них смотрит в будущее с огромными надеждами и оптимизмом.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/08/pereskaz-povesti-gimnazisty-garina-mihajlovskogo.html

Сочинение Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)

Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав заключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх. Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.

В Америку

Отныне классная комната была Теме отвратительна как свидетельница его позора. Через несколько дней после случившегося к Теме подошел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни. Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.

Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выразить ему свое участие. Когда же Касицкий пересел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: «Вот мчится тройка удалая!»

Данилов очень любил море и постоянно рассказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капитаном порта, поэтому Данилов даже во сне грезил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. С тех пор морские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотрели на него и разговаривали про корабли.

Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обдумал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на сохранение. На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.

Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, когда отходит подходящий корабль, заранее выбраться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.

Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой занялись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.

К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужасные оценки. В школе считали, что он останется на второй год. От домашних Тема свое положение утаивал.

Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.

Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: «Неужели навсегда?»

Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револьвера, а Данилов выбросил специально приготовленный для этого случая белый флаг, навязанный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не остановился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.

Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удержался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Тему американцами.

Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стимулом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности совершаемого.

Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представляли, что будут делать, если затею удастся воплотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде.

Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существование, казалось бессмысленным. Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совершает безрассудный поступок.

При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреагируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вернули домой. Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Kratkoe-soderjanie-povesti-po-glavam-Detstvo-Temyi-Garin-Mihaylovskiy-23573.html?page=2&per-page=50

Краткое содержание повести Гарина-Михайловского «Студенты»

Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии.

Главный герой — Тема Карташев полон мечтаний о том, как он «станет серьезным, будет заниматься, будет ученым», а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они хотели видеть и которого они любили.

После месячною пребывания в деревне, после тщательных месячных сборов в Петербург уезжают учиться Карташев, Корнев, Ларио, Дарсье и присоединившийся к компании во время сдачи выпускных экзаменов Шацкий.

Для Темы отъезд в Петербург означает «сведенье счетов с прошлой жизнью», со всем, что «пошлило, делало ее будничной». Приехав в Петербург, компания разбрелась — все поступали в разные учебные заведения: Тема — на юридический факультет университета, Корнев — в медико-хирургическую академию, Шацкий — в институт путей сообщения.

Первое впечатление Темы от Петербурга было сильное и приятное, но затем оно сменилось чувством одиночества, скуки и отчуждения. Ожидание начала учебного года в университете становится для Карташева томительным, но еще более тягостным оказывается впечатление от «бездонного хаоса первой лекции».

Карташев, читавший Бойля, Чернышевского, Добролюбова и, по собственным представлениям, достигший невероятных высот учености, не понимает то, о чем говорится на лекциях. Не имея регулярного и равноправного общения, Карташев находится в подавленном состоянии из-за нахлынувших на него новых ощущений и переживаний.

В отличие от Карташева Корнев, несмотря даже на первую неудачу на вступительном экзамене, оказывается более приспособленным к самостоятельной жизни.

Поступив в академию с большим трудом, он разумно устраивает свой быт, «абонируется на чтение книг», заводит определенный круг знакомств из числа тех студентов, с которыми он регулярно встречается в кухмистерской, где обедает. Позднее Корнев познакомит и Карташева с участниками этого кружка, среди которых окажется давний гимназический друг Карташева Иванов. Но в первое время пребывания в Петербурге старые друзья общаются довольно редко.

Это и становится причиной сближения Темы с Шацким. Планы Карташева наверстать упущенное, усиленно заниматься — читать Гегеля и прочих — остаются нереализованными, а все ученые занятия заканчиваются совместным с Шацким чтением Рокамболя, автора популярных авантюрных романов, и участием в разнообразных развлечениях и мистификациях Шацкого, прославившегося ими еще в гимназическую пору.

Приключения петербургского периода Шацкого, а вместе с ним и его нового приятеля Карташева, оказываются менее безобидными. Финансовые дела друзей из-за частого посещения театра оперетты и прочих увеселительных заведений вскоре приходят в плачевное состояние.

После продажи всех мало-мальски ценных вещей как Шацкого и Карташева, так и совсем бедствующего Ларио, после неоднократных обращений за помощью к родственникам у Карташева образуется довольно значительный долг, с которым он не в состоянии расплатиться самостоятельно.

Но постепенно развлечения надоедают Теме; Шацкий превращается для него в «прежнего «идиота» (его гимназическое прозвище), а после крупной ссоры между приятелями Карташев переезжает на новую квартиру, решает кардинально изменить свой образ жизни, больше общается с Корневым.

Поездки в оперетту сменяются оперными спектаклями (опера — давнее увлечение Корнева), а на столе Карташева вместо Рокамболя появляется томик Гете. После длительного перерыва Тема пишет письмо родным, где рассказывает о своих похождениях с Шацким, при этом испытав настоящий творческий подъем, Карташев задумывается о том, «не писатель ли он».

Он много работает и, хотя мучим сомнениями относительно собственного таланта и ценности своих «писаний», решается показать написанное Корневу. Друг высказывает взвешенное и ответственное суждение. Он считает, что Тема уже «разобрался в сумбуре жизни», но еще не имеет «философского основания» для творчества, и называет его «мозольных дел мастером».

Смущенный оценками друга, Тема все-таки возвращается к писательским опытам в период сдачи экзаменов. У него рождается замысел повести о нуждающемся студенте, который, не выдержав своего бедственного положения, на Пасху выбрасывается из окна. Закончив повесть, он относит ее в журнал «Дело», а через две недели узнает об отказе редакции печатать ее.

Кроме того, Тема, не сдав первый же экзамен, подает прошение об увольнении из университета. Вновь сближается с Шацким. Разделяя его «теорию практики жизни», подает документы в институт, где учится его друг, также решив стать инженером.

Накупив гимназических учебников по математике, Карташев занялся тем, что «считал уже сданным навсегда в архив жизни». Беспорядочный образ жизни Шацкого приводит к тому, что он тяжело заболевает.

Только благодаря усилиям Карташева Шацкий получает медицинскую помощь, а Ларио, с которым приятели в это время довольно активно общаются, — место гувернера, что, однако, не способствует улучшению его материального положения.

Вскоре после исключения из технологического института, произошедшего вследствие студенческих беспорядков и стоивших Ларио и прочим студентам заключения в пересыльной тюрьме, его выдворяют из Петербурга. А Карташев и Шацкий сдают экзамены: Тема — вступительный, а Шацкий — на второй курс.

Карташев отправляется на несколько дней к родным, где все оказываются довольны его решительным поступком и хором пророчат блестящее будущее. По возвращении в Петербург Тему ожидала обычная институтская жизнь: лекции, работы в чертежных.

Не примкнув однозначно ни к одному из институтских кружков, которые были более склонны «в сторону брожения сердечного, чем умственного», Карташев отдает предпочтение так называемым «охолощенным» — фатоватому институтскому большинству.

Несмотря на свою еще гимназическую репутацию «красного», Тема переходит на сторону «воспитанных мальчиков», по выражению Корнева, выступив против провоцирования беспорядков на институтском балу. Впрочем, вскоре все институтские дела отходят на второй план. Карташев узнает, что все его многочисленные любовные похождения не прошли даром и он болен сифилисом.

Он находится в состоянии, близком к самоубийству, но из дома приходит спасительная помощь. Приезжает брат матери — «добрейший дядя Митя», — который, заплатив все долги племянника, изрядно наспорившись с ним о Боге и различии взглядов «отцов» и «детей», увозит его домой на лечение. «Норовистый спутник» приезжает в родной дом с ощущением арестованного.

Подавленное состояние усугубляется тем, что Карташев, готовый к любым материнским упрекам, оказывается абсолютно растерянным перед чувством физического отвращения, которое он вызвал у Аглаиды Васильевны, При этом острое желание жить сочетается у Карташева с полным отчаянием и «тупым равнодушием» ко всему происходящему и особенно к дальнейшей своей судьбе. Именно в таком состоянии автор оставляет своего героя в конце третьей части тетралогии.

Краткое содержание повести Гарина-Михайловского «Студенты»

  1. Краткое содержание повести Гарина-Михайловского «Инженеры» Перед читателем предстает уже двадцатипятилетний молодой человек, выпускник института путей сообщения, для которого свершилось то, «к чему четырнадцать лет стремился…
  2. Краткое содержание повести Гарина-Михайловского «Гимназисты» Именно в этой части повествования складывается основной круг друзей главного героя (компания, состоящая из Карташева, Корне-ва, Долбы, Беренди, Ларио и…
  3. Краткое содержание повести Гарина-Михайловского «Детство Темы» Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего…
  4. «Гиперболоид инженера Гарина» краткое содержание В начале мая 192… года в Ленинграде на заброшенной даче на реке Крестовке происходит убийство. Сотрудник уголовного розыска Василий Витальевич…
  5. Краткое содержание повести Зощенко «Мишель Синягин» Михаил Синягин родился в 1887 году. На империалистическую войну он не попал из-за ущемления грыжи. Он пописывает стишки в духе…
  6. Краткое содержание повести Рыбакова «Приключения Кроша» Повесть о том, как школьники 9 класса проходили летнюю практику на автобазе, которая шефствует над их школой. У Кроша не…
  7. Краткое содержание повести Бестужева-Марлинского «Испытание» «Послушай, Валериан, — говорил гусарский подполковник Гремин своему другу майору Стрелинскому, — помнишь ли ты еще ту черноглазую даму, которая…
  8. Краткое содержание повести Минаева «The Телки 2» Повествование ведется от лица известного и модного телеведущего канала М4М Андрея Миркина. Интро Москва. Утро в квартире Андрея. Происходит скандал…
  9. Краткое содержание повести Достоевского «Дядюшкин сон» Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой…
  10. Краткое содержание «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и…
  11. Краткое содержание повести Достоевского «Неточка Незванова» Восьмилетняя Неточка живет в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьем и стряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье….
  12. Краткое содержание повести Соллогуба «Тарантас» Встреча казанского помещика Василия Ивановича, дородного, основательного и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым, щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, — встреча…
  13. Краткое содержание повести Пушкина «Станционный смотритель» Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою…
  14. Краткое содержание «Повести о Сонечке» Цветаевой «Повесть о Сонечке» рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой — о ее московской жизни в 1919 —…
  15. Краткое содержание повести Вольтера «Микромегас» Герои повести «Микромегас» — уроженцы планет Сириуса и Сатурна, Микромегас, молодой человек, обитатель звезды Сириус, к 450 годам — на…
  16. Краткое содержание повести Свирского «Рыжик» Часть первая Однажды ранним утром Аксинья, жена столяра Тараса Зазули, нашла у своего дома умирающую нищенку с крошечным ребенком. Поскольку…
  17. Краткое содержание повести Толстого «Казаки» Ранним зимним утром от крыльца московской гостиницы Шевалье, простясь с друзьями после долгого ужина, Дмитрий Андреевич Оленин отъезжает на ямской…
  18. Краткое содержание повести Платонова «Епифанские шлюзы» Английский инженер Вильям Перри, щедро награжденный русским царем Петром за усердие в устроении шлюзов на реке Воронеж, письмом зовет в…
  19. Краткое содержание повести Белова «Привычное дело» Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Парменом беседует. Везет из…
  20. Краткое содержание «Повести о Еруслане Лазаревиче» Жил царь Киркоус, и был у него дядя Лазарь. Сын князя, Еруслан Лазаревич, в десять лет был изгнан из царства….
Читайте также:  Краткое содержание драгунский друг детства за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-garina-mixajlovskogo-studenty/

Комплекс материалов при изучении творчества писателя Гарина-Михайловского

«Проблема нравственного выбора подростка в повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы» ( гл. «Иванов», «Ябеда»)»

Формирование универсальных учебных действий:

  1. личностные УУД – работа с ключевыми понятиями «духовность», «нравственность», «мораль», осознание их значимости для себя;

  2. познавательные УУД – смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы;

  3. регулятивные УУД – подготовка сообщений о личности писателя;

  4. коммуникативные УУД – умение работать в паре, умение слушать партнера, умение находить общее решение, подготовка собственного устного высказывания по проблеме, умение обосновать собственное мнение по проблеме.

Оборудование и материалы: повесть Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы», компьютер, проектор, экран.

Основные методы и приемы: слово учителя, беседа с учащимися, работа в парах, дискуссия.

Предварительное домашнее задание: фронтальное — прочитать главы повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы» («Иванов», «Ябеда»), сформулировать проблемные вопросы к ним; индивидуальные — сообщение о Н.Г.Гарине-Михайловском, выразительное чтение эпизодов «Признание Темы», «Разговор с матерью», пересказ эпизода «Как Тема стал ябедой» (границы эпизодов учащиеся определяют сами).

Духовность есть определяющее, светоносное

значение человека, главенствующая его сущность,

˂…˃ каким он должен быть

В.Распутин

Ход урока

I. Организационный момент.

Задача этапа — создать положительный настрой на дальнейшую работу.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Словарная работа.

Задача этапа — дать представление о понятиях «дух», «духовность», «нравственность», «мораль», «этика».

— Давайте начнем наш разговор с обращения к эпиграфу. Это слова Валентина Распутина о духовности. Как вы их понимаете?

— Какая фраза является ключевой в этом высказывании? Как Распутин понимает духовность?

— Что же такое духовность, по-вашему? С какими еще понятиями связана духовность? Для этого поработаем со словарем: найдем определение духовности в толковом словаре.

(«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»)

— Какое понятие в этом определении ключевое? (Душа, дух).

— С каким понятием связана духовность? Что оно обозначает? («Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.»)

— Какое новое понятие появилось в этом определении? Что оно обозначает? («Этика — совокупность норм поведения.»)

  • — Теперь нарисуем получившуюся цепочку понятий:
  • Дух→духовность→нравственность→мораль→этика.
  • Сегодня мы будем работать с понятиями «нравственность», «нравственный выбор».

III. Знакомство с новым материалом. Виртуальная экскурсия.

Задача этапа — обобщить сведения о личности Н.Г.Гарина-Михайловского.

Счастливая, счастливая невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Л. Н. Толстой.

Эти эмоциональные слова Толстого очень хорошо объясняют причины его обращения к изображению особого периода в жизни человека – детства. Многие писатели обращались к детству как времени формирования всех нравственных и духовных качеств человеческой личности. Рассказ о писателях по детству с использованием слайдов презентации).

Не один рассказ посвятил теме детства ещё один известный русский писатель – Николай Григорьевич Гарин-Михайловский.

Рассказ учащихся о личности Н.Г.Гарина-Михайловского с использованием слайдов презентации).

Определение автобиографии в тетрадь (Автобиография (греч. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — это описание автором собственной жизни).

IV. Работа с текстом. Составление «дерева проблемных вопросов». Работа в парах.

Задачи этапа — заставить задуматься над нравственными проблемами, затронутыми в произведении, развивать способности детей рассуждать на заданную тему, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

— Знакома ли вам повесть «Детство Темы»?

— Повесть Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы» вам уже знакома, в начальной школе вы читали историю про Тему и Жучку. Сегодня речь пойдет о событиях, связанных с обучением Темы Карташова в гимназии.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Характеристика героя

  2. Заполнить таблицы

  3. VI. Дискуссия. Работа в группах.

— Попытаемся ответить на главный вопрос: так может ли ябедничество быть оправданным? Для этого разделимся на группы: «утверждающие»— те, кто считает, что ябедничество или другой дурной поступок можно оправдать какими-либо обстоятельствами; «отрицающие» — те, кто считает, что ябедничество или другой плохой поступок оправдать нельзя. (Ребятам объясняются правила игры, они работают в группах 5-7 минут, обдумывают аргументы и каверзные вопросы противникам. После этого участники выбирают лидера группы, который будет выступать от их лица, и начинается дискуссия. Учитель следит за тем, чтобы соблюдались правила).

— Итак, подведем итоги. Вспомним эпиграф урока. Действительно, мы все стремимся к высокому духовному идеалу поведения. Но очень часто мы оказываемся в сложных жизненных ситуациях, в которых проверяется наша сила воли, мужество, чувство долга, ответственности, благородство, честность и т.п.

И часто мы совершаем ошибки, терпим поражение, расстраиваемся, и нам кажется, что выхода нет. Что же хочет сказать автор эти случаем, произошедшим в жизни Артемия Карташева? К каким размышлениям он хочет нас подвести? (Не бояться ошибаться, потому что только так можно воспитать характер, развить в нем высокие качества личности.

Уметь признавать свои ошибки, работать над ними, чтобы больше их не совершать.)

Сделаем выводы: как нужно поступать, каким нужно быть?

VIII. Рефлексия.

— Ребята, что нового вы узнали на уроке? Интересно ли вам было?

IX. Домашнее задание.

Задача этапа – провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

Написать сочинение-рассуждение на тему «О чем меня заставил задуматься случай, описанный в главе «Ябеда» повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы»?»

Дома вам нужно было прочитать две главы «Иванов» и «Ябеда», а также сформулировать проблемные вопросы, которые обозначает автор.

Работаем в паре: вам нужно обсудить с товарищем выбранные вопросы и представить нам один, по вашему мнению, самый главный вопрос.

Какие проблемные вопросы вы сформулировали? (Учащиеся формулируют проблемы, обозначенные автором, рисуют «дерево проблемных вопросов», определяют главный вопрос: может ли ябедничество быть оправданным).

V. Беседа. Обсуждение поступков персонажей. Подготовка к дискуссии.

— Как же случилось, что Тема стал «ябедой»? Перескажите этот эпизод.

— Какой нравственный выбор стоял перед Темой и что выбрал он? Раскаивался ли он в содеянном? (Перед Темой стоял выбор — сказать правду, проявив малодушие, и тем самым выдать товарищей, или промолчать, проявив стойкость характера, и тем самым товарищей спасти. Он выбрал первое, о чем потом горько сожалел).

— Осознан ли выбор героя? Как вы это поняли? Прочитайте выразительно фрагмент.

— Как директор стал относиться к Теме после его признания?

— А как вы расцениваете поступок Темы? Виноват ли Тема в том, что случилось? (С одной стороны, Тема поступил неправильно. Но он еще мал, кроме того у него не было времени оценить ситуацию и обдумать свои действия, поэтому он выбрал простое решение проблемы).

— Как в этой же ситуации повел себя Иванов? Как вы расцениваете его поступок? (Иванов проявил стойкость характера и не выдал товарищей. В глазах темы он стал настоящим героем. Таким он кажется и нам).

— Раскаивался ли Тема? Какие чувства испытывал Тема после разговора с директором и после исключения товарищей? Прочитайте этот эпизод выразительно.

— Как мать помогла Теме справиться с его горем? Прочитайте этот эпизод выразительно.

— Каковы взаимоотношения Темы и его матери? Насколько важны такие отношения для подростка? (Мать горячо любит сына и хочет, чтобы он вырос благородным, честным, смелым человеком. Поэтому в этой ситуации она поддерживает Тему и помогает ему справиться с чувствами.)

— Что мать советует Теме? В каких словах выражена авторская позиция?

VII. Подведение итогов.

Задача этапа — проверить усвоение нравственных уроков произведения.

— Можно ли осуждать человека, не разобравшись в ситуации? (Нужно постараться понять человека, не спешить с выводами).

Когда-то в одной старинной дворянской семье Херсонской губернии родился мальчик, будущий русский писатель Николай Георгиевич Михайловский.

У писателя был очень интересный псевдоним, т.е. ещё одно имя. Однажды сидел он у себя в кабинете со своим другом и долго думал, какой же придумать себе псевдоним. Вдруг в кабинет вошёл его маленький сын – Гари. Он подошёл к отцу, сел на колени, обнял его и сказал.

  1. ‒ Гарин папа, Гарин.
  2. ‒ Никто твоего папу не заберёт, ‒ сказала мама и увела сына.
  3. Гарин…Гарин…подумал писатель про себя.
  4. ‒ А может взять такой псевдоним, ‒ спросил Николай Георгиевич у друга.
  5. И с этого момента он стал Николай Георгиевич Гарин–Михайловский.

А пока рос Коля обычным мальчиком. Семья его была богатая. Даже сам царь, Николай I крестил маленького Колю.

Детство Коли прошло в красивом курортном городе – Одессе.

Сначала учился мальчик дома, потом в гимназии. А когда вырос, стал работать инженером-строителем. Он строил железные дороги и мосты. Вот например, на Южном берегу Крымаесть дорога, которую построил Гарин-Михайловский. И сейчас многие туристы, которые хотят отдохнуть в Крыму едут по этой дороге. А на выступе горы установлена мемориальная плита, Гарину-Михайловскому.

Ещё любил Николай путешествовать.Объехал он почти всю Россию и даже совершил кругосветное путешествие.

Несмотря на то, что Гарин-Михайловский был из богатой, дворянской семьи, он всегда хорошо относился к бедным людям, крестьянам. Даже устраивал им праздники. Вот однажды под открытым небом, зимой в лесу, выбрал он высокую ёлку и приказал, не срубая её, украсить. Потом позвал из деревни крестьян и всю новогоднюю ночь праздновал вместе с ними.

В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских детей. Повесил на ёлку игрушки и всякие сладости. А когда дети наигрались вокруг ёлки, повалил её на пол и сказал «Хватайте!».

Вот таким был удивительным человеком русский писатель Николай Георгиевич Гарин – Михайловский. Писал он рассказы, пьесы и сказки. Много известных писателей написали книги о своей жизни. В том числе и Гарин-Михайловский. Он написал автобиографическую повесть «Детство Темы».

Автобиографическая повесть ― это описание человеком событий или историй из собственной жизни. Вот и Гарин-Михайловский написал повесть, которая состоит из нескольких книг о своей собственной жизни.

А начинается все с детства. Главным героем является мальчик Тёма. Были у Темы мама и папа. Восьмилетний Тёма растёт подвижным и шустрым ребёнком. Он был хорошим мальчиком. Но, как и все дети, иногда что-то ломал и делал без спросу.

Однажды Тема нечаянно ломает любимый отцовский цветок и боится признаться в этом. Затем, без разрешения отца, он катается на лошади. Потом, опять нечаянно, разбивает посуду, и, крадёт сахар. Отец жестоко наказал Тёму, даже побил.

И на всю на всю жизнь Тёма запомнил отцовские наказания.

Тёма был добрым и смелым мальчиком. Вот кто-то бросил в колодец его любимую собачку Жучку. И Тёма спускается в колодец и, рискуя своей жизнью, спасает собаку.

Но вот пришловремя учиться. И теперь тема – гимназист. Начинается новая жизнь и новые друзья.

Потом Тема был студентом и, когда вырос, работал инженером. Писал Гарин – Михайловский и сказки для детей. Вот например сказка «Хитрая девочка». Которая обещала:

‒ Я не пойду туда, где калитка в лес. Я не пойду в лес, где речка, где с няней мы кормим рыбку.

Но девочка была хитрая. Она обманула и пошла всё же в лес к речке. А что было дальше можно прочитать сказку «Хитрая девочка».

А вот была когда-то на свете маленькая «Книжка счастья». В этой книжке таилась волшебная сила. Кто брал её в руки, тот делался добрым, весёлым, хорошим.

А вот сказка про курочку, которую звали Куда. Курочка Куда была нарядная на своём птичьем дворе. На головке у неё был хохолок, а на ножках точно кружевные шортики.

И ещё много интересного написал Гарин – Михайловский для детей и взрослых.

Умер писатель в 1906 году.

Источник: https://infourok.ru/kompleks-materialov-pri-izuchenii-tvorchestva-pisatelya-garinamihaylovskogo-3208002.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector