Краткое содержание рассказов леонида пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Краткое содержание рассказов Леонида Пантелеева за 2 минуты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
2 слайд
3 слайд Описание слайда:

Еремеев Иван Адрианович Спехина Алексанnдра Сергеевна Алексей Ляля Василий

4 слайд Описание слайда:

Отец — Иван Адрианович происходил из купеческой семьи казачий офицер участник русско-японской войны (за подвиги получил дворянский титул) торговал лесом и дровами (уехал на лесозаготовки во Владимир и умер там, в 1916 году)

5 слайд Описание слайда:

Мать – Александра Сергеевна происходила из купеческой семьи окончила гимназию окончила музыкальные курсы выступала на любительской сцене давала уроки музыки много читала, вела дневники

6 слайд
7 слайд Описание слайда:

родился 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге

8 слайд Описание слайда:

Родился 22 августа 1908 года в Санкт-Петербурге Детство Алёши было трудное: Мальчик остался на какое-то время без семьи, скитался по России, переменил множество профессий: пастух сапожник ученик киномеханика ученик повара, торговец цветами и газетами В 1916 году умирает отец — Иван Афанасьевич В 1916 году поступил во 2-е Петроградское реальное училище (не закончил) В 1918 году вся семья Алёши переезжает в Ярославскую губернию, село Чельцово ( спасаясь от голода в Петрограде)

9 слайд Описание слайда:

Побывал и в колониях, и в детских домах для «трудных» ребят. В 1921 году попадает в петроградскую школу социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского (ШкиД). Где он познакомился с Григорием Белых, заслужил свое прозвище Ленька Пантелеев. В 1923 году он покинул стены ШкиДа. В 1925 года написал вместе с Григорием Белых первую книгу «Республика Шкид“.

В 1927 году издаётся книга «Республика Шкид». В 30-ые годы он знакомится с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Юмористические рассказы и фельетоны Г. Белых и Л. Пантелеева печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную гражданской войне.

Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

10 слайд Описание слайда:

В 1941-1942 годы живёт в осажденном в Ленинграде и постоянно ведёт свои заметки о блокадной жизни . (На войне погибает его брат Вася). В 1956 у писателя рождается дочка Маша. В 1966 году он публикует книгу «Наша Маша» (родительский дневник). Его заслуги перед советской литературой отмечены двумя орденами Трудового Красного Знамени. 9 июля 1987 года писатель умер.

11 слайд Описание слайда:

Повести: «Республика ШКИД» (1927, совместно с Григорием Белых) «Лёнька Пантелеев» (1939; новый вариант в 1952) «Наша Маша» (о своей дочери) «Верую!» (автобиографическая повесть; впервые опубликована в 1990 году, согласно завещанию писателя) Рассказы и сказки: Последние халдеи Магнолии Зелёные береты Пакет Рассказы о Кирове Первый подвиг Приказ по дивизии Гвардии рядовой В тундре Квитко Тырса Шварц Письмо в Соловьевку Ни на один оборот Гостиница «Лондонская» История одного автографа Анечка

12 слайд Описание слайда:

Карлушкин фокус Портрет Часы Лопатка Собственная дача Сто почтовых марок Маленький офицер Рассказы о Белочке и Тамарочке Задача с яблоками Фенька Карусели Раскидай Свинка Весёлый трамвай Трус Две лягушки Буква «ты» Честное слово Долорес Главный инженер Индиан Чубатый Камилл и учитель Маринка Новенькая Ночка Платочек На ялике Спички Кожаные перчатки Настенька Брат алкоголика Плоды просвещения Всепоглощающая любовь В осаждённом городе Январь 1944 У Щучьего озера Рейс No 14-31-19 Земмель Экспериментальный театр Литературные портреты: Рыжее пятно Братишка наш Будённый… Маршак и Людоед Ночные гости

13 слайд Описание слайда:

В 1927 году публикуется книга «Республика Шкид» Книга была написана совместно с Григорием Белых в 1925 году. Эта книга о жизни мальчишек в петроградской школе для «трудных» детей имени Ф.М.Достоевского (ШкиД) Ее заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, веселая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

14 слайд Описание слайда:

Писатель в годы ВОВ был вынужден голодать в осажденном Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За эти годы им были написаны рассказы: «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты» книги: «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осажденном городе»

15 слайд
16 слайд Описание слайда:

После революции отец Алёши пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».

Главный герой — Ленька, мальчик, характер которого формируется в бурное время. В свои четырнадцать лет он пережил «столько разных разностей, что особенно волноваться и беспокоиться не видел причин»’. И это в тот момент, когда толпа ведет его в милицию, заподозрив в хищении замка! Оказавшись за решеткой, Ленька вспоминает детство.

Формирование характера Леньки показано Пантелеевым на фоне рождения общества, свободного от эксплуатации и лицемерия. В труде и борьбе создается новое общество, объединив чувством коллективизма своих членов. Процесс его создания отразился на судьбе Леньки Пантелеева.

Понял он, что «незачем человеку воровать… если у него есть дом и работа, а главное — если он не чувствует себя одиноким, если он ощущает себя сыном большой страны и участником великого дела».

17 слайд Описание слайда:

В 1966 году вышла книга «Наша Маша». Это дневник о дочери, который Л.Пантелеев вел в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей.

18 слайд
19 слайд Описание слайда:

Григо́рий Гео́ргиевич Белы́х (1906—1938) советский писатель соавтор книги «Республика Шкид» Был репрессирован и умер в тюрьме от туберкулёза 14 августа 1938 года.

20 слайд
21 слайд Описание слайда:

Кадр из фильма «Республика ШКИД» – по документальной повести Л. Пантелеева и Г. Белых

22 слайд Описание слайда:

22-08-2008 Исполнилось 100 лет со дня рождения Леонида Пантелеева Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения одного из самых тонких ценителей петербургской, ленинградской мелодии. Леонид Пантелеев, один из авторов знаменитой «Республики ШКИД» прожил долгую жизнь.

В период репрессий его спасали Маршак и Чуковский, в блокаду от смерти выручила коллекция полных спичечных коробков, которые писатель выменял на хлеб. Его воспоминания о войне, о друзьях в советские времена считались почти что эталоном мемуарной литературы.

А вот знаменитые раньше рассказы «Пакет», «Часы» и «Честное слово» сегодня подзабыты. Хотя принципы жизни их героев сейчас пытаются возродить.

23 слайд

  • Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал Пожаловаться на материал

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-biografiya-i-tvorchestvo-leonida-panteleeva-625234.html

Пантелеев Леонид “Новенькая” Читательский дневник

  • Пантелеев Леонид.
  • Название: «Новенькая».
  • Жанр: рассказ.
  • Тема произведения: дружба.
  • Число страниц: 34.
  • Главные герои и их характеристика
  1. Валя Морозова.

    Девочка 11 лет. Новенькая в
    классе. Маленькая и постоянно грустная.

  2. Володя Бессонов. Одноклассник Вали. Добрый, весёлый,
    озорной.
  3. Лиза Кумачёва. Одноклассница Вали, добрая и
    отзывчивая.
  4. Елизавета Ивановна. Учительница, мать Вали.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

В класс приходят новенькая девочка, у которой пропал на
войне папа, и новая учительница. Дети стараются поддержать Валю, не подозревая,
что новая учительница – её мать.

Сюжет – краткое содержание

  1. После зимних каникул в классе появляется новая
    девочка Валя, которая часто плачет.
  2. Ребята узнают, что она из Киева и что её папа
    пропал на войне, он лётчик.
  3. Ребята хотели поговорить с учительницей, чтобы
    та не была столь строга с Валей, но увидели, что учительница плачет.
  4. Валя заболела и не ходила в школу, а Володя
    услышал сообщение про капитана Морозова.
  5. Вместе с Лизой они пошли искать дом, где жила
    Валя, и встретили учительницу.
  6. Оказалось, что учительница – мама
    Вали, а капитан Морозов – её нашедшийся папа.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Володя и Лиза у дома Вали
встретили учительницу и та пообещала показать квартиру, где живёт девочка. А
когда учительница открыла дверь своим ключом, Валя назвала её мамой.

План произведения для пересказа

  1. Новенькая ученица.
  2. Новенькая учительница.
  3. Валя плачет.
  4. История Вали Морозовой.
  5. Заступники.
  6. Слёзы учительницы.
  7. Болезнь.
  8. Сообщение по радио.
  9. Поиски дома.
  10. Учительница-мама.
  1. Главная мысль
  2. Любые горе и радость человек легче переносит в кругу друзей.
  3. Чему учит эта книга

Рассказ учит дружбе, отзывчивости, состраданию. Учит
поддерживать товарища в беде и делить с ним радость. Учит доброте,
взаимовыручке, умению сопереживать.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и понравилось поведение
ребят в классе. Они понимали, что Вале приходится нелегко, потому что потерять
папу –
всегда горе. И они старались как могли поддержать девочку и даже
заступиться за неё, когда им показалось, что Валю несправедливо обижают.

  • Новые слова и выражения
  • Балаболка – пустомеля, болтун.
  • Фыфра – легкомысленная девочка.
  • Трохи – немного.
  • Пословицы к произведению
  • Война есть зло, а мир – благо.
  • Не узнав горя, не узнаешь и радости.
  • Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две
    радости.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/panteleev-leonid-novenkaya-chitat/

Книга Первый подвиг — читать онлайн. Пантелеев Леонид. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)

Первый подвиг

  • Алексей Иванович Пантелеев
  • (Л.Пантелеев)
  • Первый подвиг
  • Цикл «Рассказы о подвиге»

Полковник Мережанов, командир гвардейской дивизии, кавалер орденов Отечественной войны, Кутузова и Александра Невского, а с недавних пор еще и Герой Советского Союза, в боях под Сандомиром был тяжело ранен и лежал на излечении в Н-ском тыловом госпитале.

Я приехал туда, чтобы писать о нем книгу. Полковник уж выздоравливал, ему разрешено было ходить, и он много и с удовольствием ходил, опираясь на суковатую палку, собирал ягоды и грибы, удил рыбу и даже пробовал играть на бильярде.

Со мной он был очень вежлив и предупредителен, но боюсь, что особенной радости мой приезд ему не доставил.

Как и все по-настоящему сильные и мужественные люди, Мережанов был скромен и неразговорчив; пуще смерти не любил он рассказывать о себе, а я с утра до ночи заставлял его говорить и говорить именно о себе, о своих подвигах и переживаниях.

Пока он ловил в реке Шар-Йорка окуньков и ершей, я выуживал из него подробности его боевой биографии. Он в лес по грибы — и я за ним. Он сядет отдохнуть в гамаке или в качалке — и я пристраиваюсь рядом.

В конце концов мне удалось собрать очень много материала, и мне казалось, что вся жизнь Мережанова — от детских лет до той минуты, когда он прочел в «Известиях» указ о присвоении ему звания Героя, — уже действительно собрана и лежит у меня в портфеле, в четырех потрепанных и мелко исписанных записных книжках.

Только один факт в его биографии оставался для меня загадочным. У Мережанова было очень хорошее, умное кареглазое русское лицо.

Это лицо я бы не побоялся, пожалуй, назвать и красивым, если бы не безобразил его глубокий рубцеватый шрам, след пулевого ранения, тянувшийся через всю левую щеку, от уха до краешка верхней губы.

Я знал, что Мережанов был одиннадцать раз ранен, но о том, что он был ранен в лицо, он никогда мне не рассказывал, и в истории его болезни, с которой я познакомился в кабинете начальника госпиталя, я тоже не нашел никакого упоминания о таком ранении.

Однажды вечером, когда мы сидели с Мережановым в саду — он в гамаке, а я возле него на пенечке, — я как бы невзначай, между делом, задал ему вопрос:

— Скажите, полковник, я давно хотел спросить: откуда у вас эта царапина на щеке?

— Где? Какая? — спросил он, потрогав щеку, и вдруг нащупал рубец, понял, о чем я спрашиваю, помрачнел и как-то слишком поспешно и даже сердито, не глядя на меня, пробормотал:

— Пустяки… Никакого отношения к вашей теме не имеет. Дело далекого прошлого…

И, опершись на палку, он выбрался из гамака и сказал:

— Идемте спать. Уже поздно.

Больше я не решался его расспрашивать. Бывает же у всякого такое, о чем неприятно и не хочется говорить. «Ничего не поделаешь», — решил я. Тем более, что через несколько дней я должен был уезжать. И ведь надо же было так случиться, что именно в этот день, буквально за две минуты до отъезда, мне посчастливилось узнать тайну этого мережановского шрама.

* * *

Вместе со мной уезжали из госпиталя два молодых офицера, фронтовики Брем и Костомаров. Еще с вечера мы попрощались с товарищами и врачами, а утром чуть свет поднялись, уложили вещи и вышли на шоссе, поджидая машину, которая должна была доставить нас на пароходную пристань. Накинув на плечи серую больничную курточку, вышел нас проводить и полковник Мережанов.

Солнца еще не было видно, еще лежала роса на траве, но вершины деревьев уже розовели и обещали хороший, ясный и спокойный августовский день.

Машина долго не шла. Мы сложили наши вещи у дороги и сами расположились тут же маленьким лагерем. Мережанов, по обыкновению, молчал; он лежал в стороне, покусывая какой-то цветок или травинку; я тоже молчал, зато молодые попутчики мои были возбуждены, много смеялись и говорили громко и наперебой.

За дорогой, в небольшой рощице, позвякивая колокольчиками, бродило колхозное стадо. Мальчик-пастух, которого я и раньше встречал в окрестностях госпиталя, то и дело высовывал из-за кустов свою белобрысую голову и поглядывал в нашу сторону. Видно было, что ему хочется подойти к нам и заговорить, да не хватает храбрости.

Но все-таки он подбирался все ближе и ближе, наконец вышел на дорогу, постоял, посмотрел, сделал еще два-три шага, неловко поздоровался и, не дожидаясь приглашения, сел у края дороги, подогнув под себя босые ноги и положив рядом свой длинный пастушеский кнут.

Минуту он сидел молча, разглядывая ордена и медали моих спутников и не очень внимательно прислушиваясь к их разговорам, потом вдруг тяжело вздохнул, покраснел и сказал:

— Я извиняюсь, товарищи военные… Можно вопросик задать?

— Какой вопросик? Можно, — ответили ему.

— В общем… я вот чего хотел, — проговорил он, волнуясь, шмыгая носом и еще более краснея. — Я уже давно думал, с кем бы мне посоветоваться… Не скажете ли вы мне, товарищи, как бы мне… ну, одним словом, — подвиг совершить?

Трудно было удержаться от смеха. Все мы громко и от души расхохотались. А мальчик еще больше смутился, до того, что слезы у него на глазах показались, и сказал:

— Да нет, вы не думайте, я ведь это серьезно.

— А тебе что — так уж обязательно хочется совершить подвиг?

— Ага, — кивнул он. — Обязательно.

— Ну, так за чем же дело стало?

— А вот за тем и стало, что никакой возможности нет в моем положении подвиг совершить. Сами подумайте: где ж его тут у нас совершишь? Фронт от нас далеко: километров, я думаю, тыщи две. Полюсов — тоже нет. Хоть бы граница какая-нибудь была — и той нету.

— Глупости, мой дорогой, — сказал лейтенант Брем. — Чтобы совершить подвиг, вовсе не обязательно ездить на фронт или открывать полюсы. В любом деле можно проявить и отвагу и мужество и принести пользу родине.

— Да, это конечно, — рассеянно кивнул мальчик, — это я читал…

Слова лейтенанта его нисколько не утешили. Обо всем этом он уже слыхал небось много раз и от учительницы, и от матери и в книжках читал… И все это были для него пустые слова. А ему, наверно, и в самом деле до смерти хотелось совершить какой-нибудь громкий и небывалый подвиг.

— Ну что ж, — сказал он, подбирая свой кнут и поднимаясь. — Ладно… Пойду… Простите, коли так, что побеспокоил…

Он постоял, помолчал, почесал в затылке и уже другим голосом, более весело и развязно, сказал:

— Может, тогда хоть папиросочкой угостите? А?

Кто-то из нас, засмеявшись, дал ему папиросу. И прикурить тоже дал. И при этом, конечно, как это всегда бывает, не удержался, чтобы не сказать:

— Маленький такой, а куришь! Ай-яй-яй!..

— Эвона! — сказал мальчик басом, выпуская из ноздрей дым и морщась от крепкого табаку. — Я уж, вы знаете, четвертый год курю.

— Ну и дурак! Нашел, чем хвастать. Вредно ведь.

— Ну да! — усмехнулся он. — Это только так говорят, что вредно. А сами небось все курите. Военные вообще все курят.

— Да? Ты думаешь? А вот я, представь себе, не курю.

Это сказал Мережанов. Он действительно не курил и даже табачного дыма не выносил.

Мальчик мельком, небрежно посмотрел на его серую курточку и сказал:

— Ну так что ж. Ведь вы же зато не военный…

Опять мы расхохотались. Пришлось объяснить мальчику, кто такой Мережанов. Но оказалось, что он лучше нас знает, кто такой Мережанов.

— Нет, верно? — воскликнул он, и заблестевшие глаза его так и впились в полковника. — Это вы?!

— Я, — с улыбкой отвечал Мережанов.

— Это вы прошлый год на бочках через Днепр переплыли? Помните?

— Ну как же, помню немножко, — сказал Мережанов.

— А под Житомиром это вы два батальона немецкой пехоты окружили?

— Э, брат, да ты, я вижу, какой-то вроде колдуна. Все-то ты знаешь. Ничего от тебя не скроешь. Ну тебя! — махнул рукой полковник.

Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-67107

О рассказе леонида пантелеева «маринка»

Рассказ Л. Пантелеева начат в блокадном Ленинграде, закончен в Москве, в госпитале летом 1942 года. Впервые автор читал рассказ по московскому радио осенью того же года. Рассказ вызвал огромное количество читательских откликов.

«Маринка» была опубликована в газете «Комсомольская правда» (1943, 5 марта), затем одновременно в сборниках «Рассказы о маленьких и больших», М., Советский писатель, 1948; «Рассказы о подвиге», М., «Молодая гвардия», 1948

Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице.

В рассказе описаны четыре встречи.

Первая (еще до войны) – на лестнице, когда писатель, живший на первом этаже, открывал ключом свою квартиру, а Маринка, разрумянившаяся после прогулки, поднималась выше, таща за собой большую куклу.

Вторая встреча была в его квартире, которую жильцы использовали под бомбоубежище. Война еще не коснулась по–настоящему детского сознания. Немцы девочке казались скорее чудищами из сказки, чем реальными людьми.

Когда писатель спросил, чтобы она сделала, если бы в комнату вошел немец, девочка ответила, что она его ударила бы стулом, а если он сломается. то зонтиком, то лампой, то калошей по голове.

Третья встреча произошла через четыре месяца, когда в Ленинграде стояла лютая зима. Такая же лютая она была и в квартирах. Характерная деталь: «На огромной кровати, под грудой одеял и одежды теплилась маленькая Маринкина жизнь».

На тот же вопрос ее взрослого друга, что бы она сделала, если бы в комнату вошел немец, Маринка, долго думая, ответила: «Я его укушу». И это было сказано так, что писатель подумал: «Я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы зайти в эту холодную, закопченную комнату».

Последняя встреча была уже весной. Когда много могил пришлось писателю вырубать в промерзшей земле. И как рады были писатель и Маринка увидеть друг друга живыми. Он ей показался седым и старым, а она – такой худой и бледной, но готовой, чтобы порадовать друга, станцевать ему. Он пожалел ее силы и отказался. А на вопрос, когда разобьем фашистов, ответил: «скоро».

Свой ответ писатель посчитал присягой, которую он дал Маринке. А присяга, как известно, требует исполнения.

Леонид ПАНТЕЛЕЕВ

МАРИНКА

С Маринкой мы познакомились незадолго до войны на парадной лестнице. Я открывал французским ключом дверь, а она в это время возвращаясь с прогулки, проходила мимо, вся раскрасневшаяся, утомленная и разгоряченная игрой. Куклу свою она тащила за руку, и кукла ее, безжизненно повиснув, выражала крайнюю степень усталости и утомления.

Я поклонился и сказал:

–Здравствуйте, красавица.

Девочка посмотрела на меня, ничего не ответила, засопела и стала медленно и неуклюже пятиться по лестнице наверх, одной рукой придерживаясь за перила, а другой, волоча за собой несчастную куклу. На площадке она сделала передышку. Еще раз испуганно посмотрела на меня сверху вниз, облегченно вздохнула, повернулась и, стуча каблучками, побежала наверх.

После этого я много раз видел ее из окна во дворе или на улице среди других детей. То тут, то там мелькал ее красивый сарафанчик и звенел звонкий, иногда даже чересчур звонкий и капризный голосок.

Она была и в самом деле очень красива: черноволосая, курчавая, больше глаза, – еще немножко, и можно было сказать про нее: вылитая кукла. Но от полного сходства с фарфоровой куклой ее спасали живые глаза и живой, неподдельный, играющий на щеках румянец: такой румянец не наведешь никакой краской, про такие лица обычно говорят: «кровь с молоком».

Война помогла нам познакомиться ближе. Осень, когда начались бомбежки, в моей квартире открылось что–то вроде филиала бомбоубежища.

В настоящем убежище было недостаточно удобно и просторно, а я жил в первом этаже, И, хотя гарантировать своим гостям полную безопасность я, конечно, не мог, площади у меня было достаточно, и вот по вечерам у меня стало собираться обширное общество – главным образом дети с мамами, бабушками и дедушками.

Тут мы и закрепили наше знакомство с Маринкой. Я узнал, что ей шесть лет, что живет она с мамой и с бабушкой, что папа ее на войне, что читать она не умеет, но зато знает наизусть много стихов, что у нее шесть кукол и один мишка, что шоколад она предпочитает другим лакомствам, а «булочки за сорок» (то есть сорокакопеечные венские булки) простой французской…

Правда, все это я узнал не сразу и не все от самой Маринки.

А больше от ее бабушки, которая, как и все бабушки на свете, души не чаяла в единственной внучке и делала все, чтобы набаловать ее и испортить, Однако девочка была сделана из крепкого материала и порче не поддавалась, хотя в характере ее уже сказывалось и то, что она «единственная», и то, что она проводит очень много времени со взрослыми.

Застенчивость и развязность, ребенок и резонер – сочетались в ней очень сложно, а иногда и комично. То она молчит, дичится, жмется к бабушке, а то вдруг наберется храбрости и затараторит так, что не остановишь. При этом даже в тех случаях, когда она обращалась ко мне, она смотрела на бабушку, как бы ища у ней защиты, помощи и одобрения.

Между прочим, от бабушки я узнал, что Маринка ко всему прочему еще и артистка – поет и танцует.

Я попросил ее спеть. Она отвернулась и замотала головой.

– Ну, если не хочешь петь, может быть, спляшешь?

Нет, и плясать не хочет

– Ну, пожалуйста, – сказал я. – Ну, чего ты боишься?

– Я не боюсь, я стесняюсь.– сказала она, посмотрев на бабушку, и, так же не глядя на меня, храбро добавила:

– Я ничего не боюсь. Я только немцев боюсь.

Я стал выяснять, с чего же это она вдруг боится немцев. Оказалось, что о немцах она имеет очень смутное представление. Немцы для нее в то время были еще чем–то вроде трубочистов или волков, которые рыщут в лесу и обижают маленьких и наивных красных шапочек.

То, что происходило вокруг – грохот канонады за стеной, внезапный отъезд отца, исчезновение шоколада и «булочек за сорок», даже само пребывание ночью в чужой квартире, – все это в то время еще плохо связывалось в ее сознании с понятием «немец».

И страх был не настоящий, а тот, знакомый каждому из нас, детский страх, который вызывают в ребенке сказочные чудовища – всякие бабы яги, вурдалаки и бармалеи…

  • Я помню, спросил у Маринки, что бы она стала делать, если бы в комнату, вдруг, вошел немец.
  • – Я бы его стулом, – сказал она.
  • – А если стул сломается?

– Тогда я его зонтиком. А если зонтик сломается – я его лампой. А если лампа разобьется – я его галошей…

Она перечислила, кажется, все вещи, какие попались ей на глаза. Это была увлекательная словесная игра, в которой немцу уделялась очень скромная и пассивная роль – мишени.

Было это в августе или в сентябре 1941 года.

Потом обстоятельства нас разлучили, и следующая наша встреча с Маринкой произошла уже в январе1942 года.

Много перемен произошло за это время. Давно уже перестали собираться в моей квартире ночные гости. Да и казенные, общественные убежища тоже к этому времени опустели. Город уже давно превратился в передовую линию фронта, смерть стала здесь явлением обычным и привычным, и все меньше находилось охотников прятаться от нее под сводами кочегарок и подвалов.

Полярная ночь и полярная стужа стояли в ленинградских квартирах. Сквозь заколоченные фанерой окна не проникал дневной свет, но ветер и мороз оказались ловчее, они всегда находили для себя лазейки. На подоконниках лежал снег, он не таял даже в те часы, когда в комнате удавалось затопить «буржуйку».

Маринка уже два месяца лежала в постели.

Убогая фитюлька нещадно коптила, я не сразу разглядел, где что. Сгорбленная старушка, в которой я с трудом узнал Маринкину бабушку, трясущимися руками схватила меня за руку, заплакала, потащила в угол, где на огромной кровати, под грудой одеял и одежды теплилась маленькая Маринкина жизнь.

  1. – Мариночка, ты посмотри, кто пришел к нам, деточка, ты открой глазки, посмотри…
  2. Маринка открыла глаза, узнала меня, хотела улыбнуться, но не вышло: не хватило силенок.
  3. – Дядя… – сказала она.

Я сел у ее изголовья. Говорить я не мог. Я смотрел на ее смертельно бледное личико, на тоненькие, как ветки, ручки, лежавшие поверх одеяла, на заострившийся носик, на огромные ввалившиеся глаза – и не мог поверить, что это все, что осталось от Маринки, от девочки, про которую говорили: «кровь с молоком», от этой жизнерадостной пышущей здоровьем резвушки.

Казалось, ничего детского не осталось в чертах ее лица.

Угрюмо смотрела она куда–то в сторону – туда, где на закоптелых, некогда голубых обоях колыхалась витиеватая тень от дымящей коптилки.

Я принес ей подарок – жалкий и убогий гостинец. Кусок конопляной дуранды, завернутый, красоты ради, в тонкую папиросную бумагу. Больно было смотреть, как просияла она, с каким жадным хрустом впились ее мышиные зубки в каменную твердь этого лошадиного лакомства.

Воспитанная по всем правилам девочка, она даже забыла сказать мне «спасибо»; только расправившись наполовину с дурандой, она вспомнила о бабушке, предложила и ей кусочек. А подобрав последние крошки и облизав бумагу, она вспомнила и обо мне – молча посмотрела на меня и холодной ручкой дотронулась до моей руки.

– Бабушка, – сказала она. Голос у нее был хриплый, простуженный. – Бабушка, правда, как жалко, что когда мы немножко больше кушали, я не сплясала дяде?

Бабушка не ответила.

– А теперь, что, не можешь? – спросил я.

  • Она покачала головой.
  • – Нет.
  • Бабушка опустилась на стул, заплакала.

– Боже мой, – сказала она. – Когда это все кончится только?!

Тут произошло нечто неожиданное. Маринка резко повернулась, подняла голову над подушкой и со слезами в голосе закричала:

– Ах, бабушка, замолчи, ты мне надоела! «Когда это кончится»?! Вот всех немцев перебьют, тогда и кончится,..

Силенки изменили ей. Она снова упала на подушку.

  1. Бабушка продолжала плакать. Я помолчал и спросил:
  2. – А ты немцев все еще боишься, Маринка?
  3. – Нет, не боюсь, – сказала она.
  4. Пытаясь возобновить наш старый шуточный разговор, я сказал ей:
  5. – А что ты станешь делать, если скажем, немец вдруг войдет в твою комнату?

Она задумалась. Глубокие, недетские морщинки, сбежались к ее переносице. Казалось, она трезво рассчитывает свои силы: стула ей теперь не поднять, до лампы не дотянуться, полена во всем доме днем с огнем не найдешь.

Наконец она ответила мне. Я не расслышал. Я только видел, как блеснули при этом ее маленькие крепкие зубки.

– Что? – переспросил я.

– Я его укушу, – сказала Маринка. И зубы ее еще раз блеснули, и сказано это было так, что честное слово, я не позавидовал бы тому немцу, который отважился бы войти в эту холодную и закоптевшую, как вигвам, комнату.

Я погладил Маринкину руку и сказал:

– Он не придет, Маринка.

Много могил мы вырубили за эту зиму в промерзшей ленинградской земле. Многих и многих не досчитались мы по весне.

А Маринка выжила.

Я видел ее весной сорок второго года. Во дворе на солнышке играла она с подругами… Это была очень скромная, тихая и благопристойная игра. И это были еще не дети, а детские тени. Но уже чуть–чуть румянились их бледные личики, и некоторые из них уже прыгали на одной ножке, а это очень трудно – держаться на одной ноге: тот, кто пережил ленинградскую зиму, поймет и оценит это.

Увидев меня, Маринка бросилась мне навстречу.

– Дядя, – сказал она, обнимая меня, – какой вы седой, какой вы старый…

Мы поговорили с ней, поделились последними новостями. Оба мы по–настоящему радовались, что видим друг друга, – какими ни на есть, худыми и бледными, но живыми. Ведь не всякому выпала эта радость.

Когда мы уже простились, Маринка снова окликнула меня.

– Дядя, – сказала она, смущенно улыбаясь, – знаете что, хотите, я вам спляшу?

– Ого! – сказал я. – ты уже можешь плясать?

– Да! Немножко могу. Но только не здесь. Пойдемте, знаете куда? На задний двор, около помойки…

– Нет, Мариночка, не надо, – сказал я. – Побереги силенки – они тебе еще пригодятся. А спляшешь ты мне, знаешь, когда? Когда мы доживем с тобой до победы, когда разобьем фашистов.

  • – А это скоро?
  • Я сказал
  • – Да, скоро.

И, сказав это, я почувствовал, что беру на себя очень большое обязательство. Это была уже не игра, это была присяга.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие образы, и какие мысли он вызвал?

2. Какие встречи с Маринкой писателю и вам запомнились больше всего и почему?

3. Чем заинтересовала писателя эта девочка? Как вы думаете, зачем он рассказал нам о ней?

4. Как блокадная жизнь меняла облик девочки и ее внутренне состояние? Подтвердите примерами свой ответ.

5. Что для автора в общении с девочкой было игрой, и что присягой? Знаете ли вы дату, когда исполнилось взятое писателем обязательство?



Источник: https://infopedia.su/1x148e.html

Пантелеев – краткое содержание рассказов

Повествование рассказа ведется от лица человека, оказавшегося в роли учителя, который помог девочке Иринушке познакомиться с русским алфавитом. Несмотря на свои четыре года, она была очень развитой и способной Читать далее

Главный инженер

Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку Читать далее

Ленька Пантелеев

Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь. Читать далее

На ялике

Солнечным июльским утром рассказчик ожидал переправы на ялике. Сидя у воды, он радовался погожему дню и старался не думать о бушевавшей неподалеку войне. Читать далее

Новенькая

Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения. Читать далее

Республика Шкид

В первые годы, после революции, в Советской России появилось много беспризорников, маленьких нарушителей, воров и бродяг. Их собирали и старались перевоспитать Читать далее

Сказка Две лягушки

Жили в канаве две лягушки-подружки. Одна было весёлой, сильной и храброй, а другая – трусливой и ленивой, да ещё и поспать любила. Как-то ночью они вместе отправились гулять по лесу и набрели на дом, возле которого находился погреб Читать далее

Фенька

Как-то вечером рассказчик был дома один и услышал странное царапанье. Он начал искать источник шума и увидел на карнизе за окном крошечную девочку размером не более пальца. Читать далее

Честное слово

Однажды летом мужчина зашёл в сад, и зачитавшись, не заметил, как наступил вечер. Он поторопился выйти, пока сад не закрылся, и услышал какой-то шум. Прислушавшись, он понял, что где-то в кустах плачет ребёнок. Читать далее

Об авторе

Леонид Пантелеев с раннего детства был пристрастен к чтению книг, а в 9-летнем возрасте написал свои первые приключенческие рассказы и стихи.

https://www.youtube.com/watch?v=MRzXhBzGduA

Попав после смерти отца в школу для бездомных, писатель познакомился с Белых Гришей, с которым в дальнейшем написал много произведений. С 1924 года их сочинения начали печататься в журналах “Бегемот”, “Смена”, “Кинонеделя”.

Совместно с товарищами по школе, они написали повесть “Республика Шкид”, в которой рассказали об образе жизни беспризорников за период, когда они жили в школе.

Завершается цикл “Республики Шкид” рассказами “Американская каша” и книгой “Последние халдеи”.

Также, автор, считая себя и поэтом, сочинял стихи для школьников, подростков и детей дошкольного возраста.

Например, произведение “Веселый трамвай”, в котором предлагается маленькому читателю превратиться в транспорт и рассказывается, как это сделать.

В стихе “Задача с яблоками” автор предлагает детям попытаться посчитать братишек и сестренок, исходя из полученных и съеденных ими же фруктов.

После начала Великой Отечественной войны, писатель остался в городе, осажденном немцами и работал над написанием заметок о жизни в блокадном Ленинграде.

Кроме этого, писатель был автором сказок. Именно Л. Пантелеев выдумал лягушек, одна из которых утонула от бездействий, а другая выбралась благодаря тому, что сбила масло из молока.

Литературой писатель занимался до последнего дня своей жизни. Так, автором была написана повесть “Верую”, издательство которой было только после его смерти, в 1991 году.

В этой работе он анализировал свой жизненный путь. Раскаялся в том, что был не таким христианином, каким хотелось бы быть.

Однако, в условиях принуждаемого безбожия и тотального контроля у писателя не вышло бы стать таким, каким он желал стать.

Лёнька Пантелеев

Очень кратко

Годы гражданской войны. Десятилетний мальчик переживает опасные приключения, ему приходится жить среди беспризорников, воровать. На верный путь мальчика направляет директор исправительной школы.

Вступление

В тот день Волков снова тащит Лёньку воровать, но на сей раз подельников ловят. Волков успевает сбежать, а Лёньке выкрутиться не удаётся. Мальчика отводят в милицию и сажают в пустую, холодную камеру. Наплакавшись, Лёнька начинает вспоминать, как дошёл до такой жизни.

Глава I

У Лёнькиного отца Ивана Адриановича был тяжёлый характер и склонность к длительным запоям. Несмотря на это, Лёнька любил отца за честность, прямоту и щедрость. О его прошлом мальчик знал только, что тот служил казачьим офицером и участвовал в русско-японской войне.

Иван Адрианович родился в старообрядческой петербургской торговой семье.

Против воли родителей он окончил Елисаветградское военное училище, служил в драгунском полку, успел повоевать, но разочаровался в офицерской жизни, после ранения в полк не вернулся и стал торговать лесом.

Женился он на Александре Сергеевне из православной торговой семьи. Она так и не смогла найти общий язык с мужем, которого очень боялась.

Мать и отец ругались, жили врозь, потом снова сходились, а жизнь мальчика шла своим чередом. Рано научившись читать, Лёнька читал всё, что попадалось ему в руки. Паинькой он никогда не был, и вечно попадал в неприятности. Особенно трудно стало Александре Сергеевне справляться с сыном, когда Иван Адрианович окончательно покинул семью.

Глава II

Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс приготовительного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/panteleev-kratkoe-soderzhanie-rasskazov

Леонид Пантелеев — биография

Леонид Пантелеев (1908—1987)

БИОГРАФИЯ

Леонид Пантелеев родился 22 августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом.

Настоящее имя Леонида Пантелеева — Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда бы он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось.

Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял — литературному творчеству.

Первые его «серьёзные произведения» — стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви — относятся к 8-9-летнему возрасту.

После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград.

Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Лёнька Пантелеев».

В честь этого Лёньки, знаменитого налётчика того времени, Алексей Иванович Еремеев взял себе озорной литературный псевдоним.

Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором — Георгием Георгиевичем Белых. Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе.

А затем — ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др. В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие — ради романтики странствий.

Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л. Пантелеев поселяется у Г. Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым.

Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая».

Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

В последующие годы были опубликованны рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях — М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л. Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К. Чуковского «От двух до пяти».

В Советском Союзе писателя не только печатали, но и экранизировали. По многим рассказам и повестям Пантелеева были сняты отличные художественные фильмы.

Источник: https://sheba.spb.ru/lib/panteleev.htm

Рассказы и сказки Леонида Пантелеева. Произведения и биография

Раскидай Фенька Карусели Задача с яблоками Трус Как поросёнок говорить научился Рассказы о Белочке и Тамарочке — На море Рассказы о Белочке и Тамарочке — Испанские шапочки Рассказы о Белочке и Тамарочке — В лесу Рассказы о Белочке и Тамарочке — Большая стирка Свинка

Читать все рассказы и сказки Пантелеева.Содержание. Читать рассказы других авторов  

Леонид Пантелеев – советский писатель, которого любят взрослые и дети. Часто говорят, что Пантелеев обладал особенным даром.

Рассказы его не требуют иллюстраций, так как писатель настолько чётко и образно писал свои произведения, что ребёнок погружался в новый, созданный автором, мир без помощи картинок.

Он настолько хорошо писал для детей и о них, что их родители всегда делают свой выбор в пользу прочтения со своими детьми произведений именно этого автора. Многим, кто уже не раз слышал об авторе, интересно, какие рассказы писал Пантелеев.

Тем, какие рассказы писал Леонид Пантелеев, интересуются многие люди, которые знакомы с его биографией. Многие предполагают, что из-за трудного детства Пантелеев не мог писать добрые и хорошие детские рассказы, но это совсем не так.   Каждый, кто знаком с творчеством Леонида, может сказать, какие фантастические рассказы писал Пантелеев. Писателем написана книга под названием «Буква «Ты», которая собрала в себе все самые популярные и известные рассказы для детей: «Фенька», «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и «Буква «Ты». Каждому ребёнку нравятся рассказы Леонида Пантелеева, который хорошо знал, как достучаться к малышу.  

Именно эти рассказы Леонида Пантелеева написаны как бы «на другом языке». Они имеют совсем другую стилистику, а каждый герой произведений имеет свой характер. В «Рассказах для детей» можно увидеть, как автор убеждается в том, насколько ощутима разница восприятия мира ребёнком и взрослым.

 

Нужно сказать, что не менее популярными являются такие рассказы Пантелеева, как «Наша Маша», «Ночка», «Долорес» и т. д. Первый из них – дневник автора, который он вёл на протяжении многих лет. Эту книгу можно назвать неким «руководством» для всех родителей.

  Многие родители, которые интересуются творчеством авторов, пишущих для детей, задаются вопросом о том, какие рассказы писал Л. Пантелеев. Он один из самых популярных авторов, которого знает и любит практически каждый ребёнок.

Краткая биография Леонида Пантелеева

  Леонид Пантелеев, настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев (1908 — 1987), прозаик.   Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного.

В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) — «Республика Шкид».

Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет».  

Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

 

В 1930 — 40 ряд своих произведений объединил в цикл «Рассказы о подвиге: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвященный событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).

  В 1966 была опубликована книга «Наша Маша», дневник о дочери писателя, который он вел много лет.  

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: «В осажденном городе» (1964), «Январь 1944» (1965), а также воспоминаний о писателях — С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком.

 

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы«, «Честное слово«, «Республика Шкид», «Пакет» и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.

——————————————

Леонид Пантелеев.Рассказы для детей.Читаем бесплатно онлайн

 Читать все рассказы и сказки Пантелеева.Список произведений Читать рассказы других авторов

Источник: https://1-3.su/archives/11490

Леонид Пантелеев

Пантелеев Леонид, настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев (1908 — 1987), прозаик.

Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) —

«Республика Шкид». Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет». Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930 — 1940 ряд своих произведений объединил в цикл «Рассказы о подвиге: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвященный событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).

В 1966 была опубликована книга «Наша Маша», дневник о дочери писателя, который он вел много лет.

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: «В осажденном городе» (1964), «Январь 1944» (1965), а также воспоминаний о писателях — С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет» и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.  

Пантелеев Л. (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев) [9(22)8.1908, Петербург — 9.7.1987, Ленинград] — прозаик.

Родители — выходцы из старинных купеческих семей Отец писателя во время русско-японской войны ушел в действующую армию, отличился, получил орден св. Владимира и потомственное дворянство. Детство Пантелеев прошло в обеспеченной семье, однако все изменилось с 1918. С этого времени мальчик потерял связь с семьей и пополнил собой армию беспризорных.

В 1921 попал в школу им. Достоевского для трудновоспитуемых и беспризорных детей, там он и получил прозвище «Ленька Пантелеев». Заведующим школой был выдающийся педагог В.Н.Сорока-Росинский (Викниксор). Выйдя из школы еще до окончания срока, два приятеля — Л.Пантелеев и Гр.

Белых написали вскоре, в течение 2-3 месяцев, книгу «Республика Шкид» (1927). Не следуя никакому сюжету, авторы описали все самые яркие факты из жизни Шкиды (Школа им.

Достоевского), где было много «бузы», много смешного, драматического, а порой и трагического, но где проявилось и огромное желание жить по-другому (одно время в Шкиде на 60 воспитанников выходило 60 газет, каждый был издателем).

Книга имела ошеломительный успех (М.Горький писал о ней с восхищением). Однако повесть вызвала и ряд серьезных критических отзывов в педагогических кругах — там, где ее восприняли не как художественное произведение, а как документальное. Среди самых негативных отзывов была статья Н.К.

Крупской, а много позднее, в 1937, статья А.С.Макаренко. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Гр.Белых (умер в тюрьме, в 1938). Выход книги в 1960 можно считать вторым ее рождением. В 1966 по ней был снят фильм (реж. Г.Полока, в роли Викниксора С.

Юрский).

К теме беспризорника Пантелеев обращался еще много раз: в рассказах «Карлушкин фокус» (1928), «Портрет» (1928) и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928), где автору удалось создать колоритнейшую фигуру беспризорника и воришки Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так явственно звучит жаргон 1920-х.

В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы: «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала возможность К.

Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева, проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых характеристик. Удачу этой повести, трагической и одновременно комической, К.

Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей простонародной живописной, выразительной речи…».

Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес», «Платочек» и др.

) неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово» (1941), «О Белочке и Тамарочке» (1940-47) и «Буква «ты»» (1945): в этих рассказах совсем другая стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя свой характер, и автор стремится постичь сложности разговора с ребенком, он убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.

В 1938, когда в «Детгизе» готовился однотомник Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть «Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в ней.

В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести» (Петрозаводск, 1952) и с новыми дополнениями в 1954 (Л.). В этой повести автор делает попытку описать подробно свою жизнь, начиная с самого раннего детства и кончая уходом из Шкиды.

Естественно, книга вмещала в себя события многих лет — дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы близких и далеких людей — словом, напряженнейший момент истории России глазами юного участника и свидетеля этих событий. Повесть имела большой успех.

После смерти писателя появилась публикация: «Л.Пантелеев. Повесть «Ленька Пантелеев и моя подлинная биография»» (Нева. 1994. №4), где автором была прояснена роль автобиографического момента в повести.

В сент. 1941 милиция сообщила Пантелееву, что он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил тайно до июля 1942, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака. По материалам дневниковых записей Пантелеев подготовил книги «В осажденном городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).

В книге «Приоткрытая дверь» (1980) Пантелеев неожиданно делится с читателем важной и потаенной мыслью — он признается, что больше не хочет заниматься сочинительством: чем дальше, «тем больше тянет меня в чистую правду». В действительности Пантелеев давно пишет «чистую правду». Достаточно назвать «Нашу Машу» (1966) или такие блестящие воспоминания, как «Маршак в Ленинграде», «Шварц» (1966).

Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал «Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Здесь писатель возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает о людях, с которыми свела его жизнь.

Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева, постепенно начинаешь ощущать, что все они представляют собой один роман — пусть не в традиционном смысле слова. Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша», воспоминания «Шварц», «Тырса» и др.

, мы как бы в абсолютной последовательности читаем роман, название которого «Л. Пантелеев». Но роману этому не хватало чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал, что-то скрыл от нас.

Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть может, самым существенным, и образ его героя стал во сто крат понятнее и ближе.

Е.О.Путилова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с. 16-18.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 4 т. / вступ. статья К. Чуковского; прим. Г.Антоновой, Е.Путиловой. П., 1970-71;

Верую / вступ. статья, подгот. текста С.Лурье. Л., 1991.

Литература:

Макаренко А. Детство и литература // СС. Т.7. М., 1958;

Маршак С. Об этой книге // Пантелеев Л. Республика Шкид. Л., 1961;

Чуковская Л. О книгах забытых или незамеченных // Вопросы литературы. 1958. №2;

Сарнов Б. Пантелеев: Критико-биографический очерк. М., 1959;

Ивич А. Пантелеев // Воспитание поколений. М., 1967;

Рахманов Л. Л. Пантелеев и Алексей Иванович // Костер 1968. №8;

Успенский Л. Необщее выражение // Нева. 1968. №8;

Путилова Б. Л.Пантелеев: очерк жизни и творчества Л., 1969;

Путилова Е. …Началось в республике Шкид. Л., 1986.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/panteleev_l.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector