Краткое содержание рассказов николая носова за 2 минуты

Рассказы и сказки, написанные великим писателем Николаем Носовым, не оставили без внимания каждого небольшого читателя, даже не обращая внимания на то, что на магазинных полках предлагается богатый выбор рассказов современников.

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Витя Малеев в школе и дома

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и волнения, за которыми идут действия, сформированные на собственных умозаключениях, пускай даже детских. Интересные истории, которые происходят в жизни Вити, придают шутливый оттенок повести и веселят читателя.

Другие интересные книги для детей: Список произведений Корнея Чуковского для детей

Приключения Незнайки и его друзей

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Написанная Носовым ситуация в трех томах про оригинального персонажа Незнайку, начало берет с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из обитателей приходит идея поездки на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

Незнайка в Солнечном городе

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Вторая часть трилогии о Незнайке, но тут поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого ребенка, который выполняет только добрые дела. За счёт этого, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые поездки в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

Незнайка на Луне

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Последняя часть трилогии Носова, состоящая из тридцати 6-ти глав и в любую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Ключевые события происходят на Луне одновременно с верными друзьями Незнайки, которые также думают как взрослые. Не напрасно собственно эту часть называют учебником жизни для малышей.

Интересные книги для детей: Список русских народных сказок

Автомобиль

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Маленькой рассказ Носова, где описывается спор 2-ух юных мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» это или «Москвич». Потом у одного из товарищей возникла идея прокататься на бампере машины, так как до этого у ребят была мечта прокатится, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

Живая шляпа

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Этот рассказ о том, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Парни увидели, как она начала ползти по полу неожиданно и испугала их. Друзья подумали разобраться в ситуациях и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

Замазка

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Рассказ повествует про то, что примитивная замазка способно привести к приключениям 2-ух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после чего начались интересные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в конце концов она вообще была потеряна.

Заплатка

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам обучаться устанавливать заплатку на штаны, так как мама не захотела их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному получается выполнить хорошую заплатку.

Другие детские книги: Список зарубежных народных сказок

Затейники

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Маленькая ситуация, где события развиваются на основании знаменитой сказки «Три поросенка». Ее прочли парни и подумали начать игру. Они соорудили маленькой домик и выявили, что в нем нет окон и благодаря этому ничего не видно. И тут им неожиданно показалось, что к ним пришёл серый волк…

Карасик

Ситуация про то, как мама сделала презент ее сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой – карасиком. Сначала малыш ухаживал за ней, а после ему наскучило, и он решил изменяться с товарищем на свисток. Когда мама не нашла рыбку дома, она решила выяснить, куда же она пропала. Виталик хитрил и не хотел рассказывать маме правду, но в конце концов признался.

Фантазеры

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как детки выдумывают истории и выкладывают их друг дружке. Но при этом, они соперничают в том, кто больше навыдумывает. Но тут им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме заявил, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

Мишкина каша

Один из очень забавных рассказов. В нем говорится про то, как мама с сыном Мишкой жили на дачном участке и к ним приехал маленький друг в гости. Парни остались вместе, так как маме нужно было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья радостно проводили на протяжении всего дня, но после проголодались, и настало самое любопытное, варка каши.

Интересно прочитать: 115 увлекательных книг разного жанра, которые стоит прочесть

Клякса

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении деток. Главный герой, Федя Рыбкин, прикольный ребенок, который выдумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И как то учительница решила мудро его проучить и это удачно у нее получилось.

Леденец

Ситуация про то, как мама Миши сказала сыну ориентировочно вести себя и в виде поощрения пообещала дать леденец. Миша старался, но после залез в буфет, вытащил сахарницу, а в ней оказались леденцы. Он не удержался и съел один, а липкими руками взял сахарницу и тут она разбилась. Когда пришла мама, побитую сахарницу и съеденный леденец было найдено.

Саша

Главный герой рассказа – Саша, он сильно хотел себе пистолет, но мама запрещала. Как-то его сестры подарили ему долгожданную игрушку. Саша играл пистолетом и решил испугать бабушку, стрельнув прямо возле лица. Внезапно в гости пришёл милиционер. Тут настало самое любопытное, а малыш насовсем запомнил, что пугать людей нельзя.

Федина задача

Эта ситуация о школьнике Феде Рыбкине, который делал домашнее задание по математике. Он включил радио и преступил к решению задач. Ему показалось, что так будет веселее. Разумеется, песни по радио были гораздо увлекательнее, чем уроки, благодаря этому все песни были тщательно прослушаны, а вот задача так и не решена правильно Федей.

Шурик у дедушки

Рассказ о двух небольших братьях, которые в летнее время года гостили в деревне у бабушки с дедушкой. Парни подумали ловить рыбу, а для этого на чердаке, сначала, подумали отыскать удочку, но она была одна. Зато нашлась так же и калоша, с которой, как оказалось, тоже можно выдумать много интересного. На водоему ловить рыбу не вышло так просто…

Находчивость

Ситуация про то, как трое детей остались дома одни и подумали сыграть в прятки. Не обращая внимания на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так и много, один из которых спрятался так, что его никак не имели возможности найти. В процессе поисков вся жилая площадь была в сплошном беспорядке, после этого еще весь час понадобился для ее уборки.

Про репку

Рассказ Носова о небольшом мальчике Павлике, который весною поехал на дачу и решил посадить на огороде что-нибудь, хотя и сверстники не поверили в его силы. Мама подарила лопатку для огорода, а бабушка дала чуть-чуть зернышек и объяснила, как садить. И в результате, оказалось, что это была репка, которая, благодаря Павлику, взошла и выросла.

Прятки

В рассказе Носов повествует о мальчиках, которые любили играть в прятки, но получалось всегда так, что один – регулярно прятался, а второй – всегда искал. Славику, который искал друга в игре, стало жалко. Он решил собственного приятеля Витю закрыть в шкафу. Просидев какое то время в шкафу, мальчик так и не понял, почему был закрыт другом.

Три охотника

Поучительный рассказ, в котором говорится о трех охотниках, которые пошли в лес за добычей, но никого не поймали и остановились расслабиться.  Они присели и начали рассказывать друг дружке интересные сказки. В конце концов убедились, что абсолютно не нужно убивать зверей, а можно и так радостно скоротать время в лесной глуши.

Тук-тук-тук

События этого рассказа Носова происходят в детском лагере, в который приехали трое друзей, но на 1 день раньше иных. В дневное время им было радостно, они даже оформили дом, но вот когда настала ночь, и внезапно раздался стук в дверь, мальчики испугались. На их вопрос, кто это, ответ не поступить и всю ночь парни не имели возможности осознать, кто это. По утру все выяснилось.

Бобик в гостях у Барбоса

Шуточный рассказ о псе Барбоске, который позвал в гости Бобика, тогда, как дедушки и кота Васьки не было дома. Барбос хвастался вещами, которые пребывали в доме: то зеркалом, то расческой, то плеткой. За разговором друзья уснули прямо на кровати, а когда пришёл дед и обнаружил это, начал их выгонять, да так, что Барбос забился под кровать.

Интересные детские книги: Список произведений Куприна для детей

И я помогаю

Рассказ о небольшой пятилетней девочке Ниночке, которая очень много времени проводила с бабушкой, так как мама и отец работали. И как то у нее возникла идея подсоблять взрослым в поиске железа для сдачи металлолома. Когда она показывала дорогу двум взрослым мальчикам, то забыла дорогу и заблудилась. Мальчики помогли найти дорогу домой.

Ежедневник Коли Синицына

Занимательная поучительная ситуация про отличника по имени Коля Синицын, который во время летних каникул решил вести ежедневник. Мама Коли пообещала приобрести ему ручку, если он будет все бережно писать. Мальчик старался записывать все собственные мысли и события, да так увлекся, что у него окончилась тетрадь.

Метро

Рассказ о путешествии двух небольших мальчиков, которые попали в столичное метро, когда жили у собственной тети. Насмотревшись на двигающиеся лестницы, остановки и покатавшись в поезде, мальчики убедились, что заблудились. И неожиданно они повстречали их маму с тетей, которые посмеялись над ситуацией. А в конце концов и сами заблудились.

Источник: https://znatprovse.ru/polezno-znat/spisok-proizvedenij-nikolaja-nosova-dlja-detej.html

Николай Носов: биография в занимательных рассказах и картинках

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках. Список литературы. Краткая биография  Н. Носова для детей. Фильмы по рассказам Носова для детей.

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Николай Носов: «Сочинять для детей — наилучшая работа»

Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.

Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней  тот урок жизни, который поможет и  нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!

Биография Николая Носова: загадки интересной судьбы

Говоря о детском писателе, хочется максимально  приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?

Попробуем  раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время  жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.

Детство Николая Носова: откуда взялся Незнайка и кто он такой?

Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.

Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом.  Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.

Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим  потрясающие открытия в области науки.

Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»

На рисунке  ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в  «Приключениях Незнайки».

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд.

 А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором  своего жизненного пути.  Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя.

И согласитесь это весьма интересно.

Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни. 

Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время.  Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

К слезам у автора  сформировалось чуткое  отношение, особенно к детской слезинке.  Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось.

Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды,  а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и…  считаем их просто дурью или капризом».

 Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь.

  Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».  Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых.

На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним.  Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности.

И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.

Читайте также:  Краткое содержание романа обломов по главам и частям (гончаров) за 2 минуты пересказ сюжета

После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой».

Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком.

А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики.

Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».

В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».

Отрочество  и юность Николая Носова

Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи.

Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба».  Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание.

Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду,  то капитан Немо — это тоже был я».

Краткое содержание рассказов Николая Носова за 2 минуты

Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт.  Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.

Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!

Помешала ему стать химиком страсть к учительству :). Вот как это произошло.

Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины.

Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое.  Фотография получилась! И..

Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния. 

А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.

Это интересно: сохранился такой эпизод из жизни Николая Носова.

Как-то Н. Носову поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком.

Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу.

Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск.

Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель.

Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена.

За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Несмотря на тяжелые моменты детства, выработалось у Носова одно очень хорошее качество – он умел разглядеть в людях  их лучшие стороны.

Еще  один пример из его детства в качестве иллюстрации сказанного. В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем.

Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока  вглядывался  в каждое движение учителя: что он задумал, как решил наказать его или отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову закралось подозрение, что его учитель просто хороший человек.

  Это качество сказывается в дальнейшем и в творчестве писателя, каждый из коротышек наделен определенными добрыми чертами характера, может, у кого-то они в большей или в меньшей степени проявляются, но семя добра есть в каждом.

Как и когда Николай Носов стал детским писателем: в чем секрет популярности его произведений?

Многие из нас считают, что в 30 лет уже поздно начинать что-то новое :). Уже есть специальность и … зачем ее менять. Но… Николай Носов ничего, совсем ничего не написал до… 30 лет! И даже не собирался писать!

Сам Н. Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии и карьере детского писателя.

Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда  у него уже подрастал сынишка.  И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!

Дебют Николая Носова как писателя состоялся в 1938 году — это был его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы стали публиковаться в одном из самых известных и популярных в то время детских журналов  — в «Мурзилке».

Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году в Детгизе. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.

Если Вы думаете, что после издания этой книги Носов решил стать писателем, то Вы ошибаетесь. Он и не собирался менять свою работу и продолжал работать в кинематографии.

Ситуация резко изменилась только в 1951 году.

Как Николай Носов вошел в «большой литературный мир» и стал писателем — профессионалом: в 1951 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».

 Главным редактором журнала «Новый мир» в то время А.Т.Твардовский. С его «легкой руки»  с этого момента к Носову и пришла известность. А повесть получила высокую награду —  Государственную премию СССР.

С этого времени Николай Носов окончательно оставил мир кино и стал профессиональным писателем.

Интересные факты: В 1957 году (через шесть лет после решения Н.Носова стать писателем)  был составлен список писателей, которых больше всего переводили на другие языки. Николай Носов оказался в списке третьим. Его герои говорили на разных языках.

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/nikolaj-nosov-biografiya/

Носов Николай “Федина задача” Читательский дневник

  • Носов Николай.
  • Название: «Федина задача».
  • Жанр: рассказ.
  • Тема произведения: учёба.
  • Число страниц: 8.
  • Главные герои и их характеристика
  1. Федя Рыбкин. Мальчик рассеянный, неаккуратный,
    несобранный.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Федя пытается решить сложную задачу по математике и
одновременно смотрит концерт по телевизору. Решение задачи ему не даётся, и он
бежит за помощью к другу.

Сюжет — краткое содержание

  1. Придя домой, Федя садится за стол и начинает
    решать задачу.
  2. Одновременно он смотрит по телевизору
    интересный концерт.
  3. Песни из телевизора не дают мальчику
    сосредоточиться.
  4. Он даже начинает читать задание к другой
    задаче, но вовремя останавливается.
  5. Особенно отвлекают мальчика слова про алмазы
    и колокольчики.
  6. Но вот Федя решает, что задача слишком
    сложная, и бежит к другу, чтобы решить её вместе.
  1. Понравившийся эпизод
  2. Все эпизоды этого рассказа смешные, но больше всего меня
    насмешил момент, когда Федя стал возмущаться поведением короля из песни,
    которому блоха оказалась роднее родного брата.
  3. План произведения для пересказа
  1. Федя дома.
  2. Концерт по телевизору.
  3. Мешки муки.
  4. Федя поёт песни.
  5. Федя решает другую задачу.
  6. Федя отчаивается.
  7. Федя бежит к другу.
  • Главная мысль
  • Два дела одновременно не делают.
  • Чему учит эта книга

Рассказ учит сосредоточенности на определённой задаче,
внимательности, собранности. Учит не отвлекаться по пустякам. Учит правильно
расставлять приоритеты.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Меня сильно насмешила эта история. Может быть, Федя и
справился бы с задачей, если бы не стал включать телевизор, а с телевизором у
него шансов не было. Мальчик ещё не знал, что делать нужно что-то одно.

  1. Новые слова и выражения
  2. Задачник старинный учебник с задачами.
  3. Чурбан здесь дурак, оболтус.
  4. Титулярный советник чиновник в дореволюционной
    России.
  5. Пословицы к произведению
  6. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  7. За много дел не берись, а в одном отличись.
  8. Сделал дело гуляй смело.
  9. Дело делают не шумом, а умом.
  10. Дело мастера боится.
  11. Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/nosov-nikolay-fedina-zadacha-chitat/

Рассказы Николая Носова

Рассказы Носова для детей каждый день находят новых маленьких читателей и слушателей. Сказки Носова читать начинают с самого детства, практически в каждой семье в личной библиотеке хранятся его книги.

Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.

Как Николай Носов начал писать рассказы

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Николая совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын.

Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек.

Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Николаевич понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова, каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках.

На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка.

Сказки Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей: в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь.

Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза.

Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его сказки и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Зная, что сказки Носова читать лучше в оригинале, без современных обработок, мы именно так их и размещаем. Мы ценим все строки, оставшиеся нам от Николая Николаевича, каждую его сказку, рассказ и повесть.

Источник: https://deti-online.com/skazki/rasskazy-nosova/

Учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему: текст для чтения 1,2 классы ( Рассказы Н.Носова) | Социальная сеть работников образования

Рассказы Н. Н. Носова

Живая шляпа

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:

— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.

— Чего ты? — спрашивает Вадик.

  • — Она жи-жи-живая!
  • — Кто живая?
  • — Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-посмотри сам!

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

— Ай! Ой! — закричали ребята.

Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.

  1. — Куда?
  2. — Пойду к себе домой.
  3. — Почему?

— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

— Ну, пойди посмотри.

— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

  • — Постой, я тоже клюшку возьму.
  • — Да у нас другой клюшки нет.
  • — Ну, я возьму лыжную палку.
  •    Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
Читайте также:  Краткое содержание бианки музыкант за 2 минуты пересказ сюжета

— Где же она? — спрашивает Вадик.

— Вон там, возле стола.

— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

     Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.

  1. — Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
  2. Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
  3. — Эй ты, шляпа!
  4.      Но шляпа не двигалась.
  5. — Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка.

     Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

— Васька! — обрадовались ребята.

  • — Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
  •       Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
  • — Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
  • Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
  • Н.Носов
  • Клякса

Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было.

Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась черная клякса величиной с пятак. Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше.

И не стал смывать кляксу.

Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят.

Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.

Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чем тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.

— Это чем ты лицо испачкал, тушью? — спросила она.

— Ага, — кивнул головой Федя.

— А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.

— Этой, — подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей. Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьезным видом осмотрела черные пятна на лице Феди, после чего сокрушенно покачала головой.

— Напрасно ты это сделал, напрасно! — сказала она.

— А что? — забеспокоился Федя.

— Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

     Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.- Я больше не буду мазаться тушью, — пролепетал он.

— Да уж думаю, что больше не будешь! — усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.

      Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул свое испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:

— Есть?

— Есть, — шепотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо платком, но черные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:

— На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.

     Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.

— Разрешите мне пойти умыться, — попросил жалобным голосом Федя.

— А что, уже чешется лицо?

— Н-нет, — замялся Федя. — Кажется, еще не чешется.

— Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.

Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.- Чешется? — озабоченно спрашивал Гриша.

— Н-нет, кажется, не чешется… Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет еще волдырей?

— Волдырей еще нет, а вокруг уже все покраснело, — шепотом сказал Гриша.- Покраснело? — испугался Федя. — Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?

Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.

— Чешется! — хныкал он.

Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:

— Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.

    Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.

— Ты лучше не три, — посоветовал ему Гриша. Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался.

Наконец он начисто оттер пятна туши и целую неделю после того ходил серьезным. Все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться.

Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.

Н.Носов

Замазка

Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Костя и Шурик стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел, они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получились. Тогда Костя слепил змею и говорит Шурику:

  1. — Посмотри, что у меня получилось.
  2. Шурик посмотрел и говорит:
  3. — Ливерная колбаса.

Костя обиделся и спрятал замазку в карман. Потом они пошли в кино. Шурик все беспокоился и спрашивал:

— Где замазка?

А Костя отвечал:

— Вот она, в кармане. Не съем я ее!

        В кино они взяли билеты и купили два мятных пряника. Вдруг зазвонил звонок. Костя бросился занимать место, а Шурик где-то застрял. Вот Костя занял два места. На одно сел сам, а на другое положил замазку. Вдруг пришел незнакомый гражданин и сел на замазку.

Костя говорит:

— Это место занято, здесь Шурик сидит.

— Какой такой Шурик? Здесь я сижу, — сказал гражданин.

Тут прибежал Шурик и сел рядом с другой стороны.

— Где замазка? — спрашивает.

— Тише! — прошептал Костя и покосился на гражданина.

— Кто это? — спрашивает Шурик.

  • — Не знаю.
  • — Чего ж ты его боишься?
  • — Он на замазке сидит.
  • — Зачем же ты отдал ему?
  • — Я не давал, а он сел.
  • — Так забери!
  • Тут погас свет и началось кино.
  • — Дяденька, — сказал Костя, — отдайте замазку.
  • — Какую замазку?
  • — Которую мы из окна выковыряли.
  • — Из окна выковыряли?

— Ну да. Отдайте, дядя!

— Да я ведь не брал у вас!

— Мы знаем, что не брали. Вы сидите на ней.

— Сижу?!

  1. — Ну да.
  2. Гражданин подскочил на стуле.
  3. — Чего ж ты раньше молчал, негодный?
  4. — Так я ведь говорил вам, что место занято.

— Когда же ты говорил? Когда я сел уже!

— Откуда же я знал, что вы сядете?

Гражданин встал и принялся шарить на стуле.

— Ну, где же ваша замазка, злодеи? — проворчал он.

— Постойте, вот она! — сказал Костя.

— Где?

— Вот, на стуле размазалась. Мы сейчас счистим.

— Счищайте скорей, негодные! — кипятился гражданин.

— Садитесь! — кричали на них сзади.

— Не могу, — оправдывался гражданин. — У меня тут замазка.

Наконец ребята соскоблили замазку.

— Ну, теперь хорошо, — сказали они. — Садитесь.

  • Гражданин сел.
  • Стало тихо.
  • Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:
  • — Ты уже съел свой пряник?

— Нет еще. А ты?

— Я тоже нет. Давай есть.

  1. — Давай.
  2. Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:
  3. — Послушай, у тебя пряник вкусный?
  4. — Угу.

— А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.

— А замазка где?

— Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!

Костя со злости швырнул замазку на пол.

— Зачем же ты ее бросил? — спросил Шурик.

— А на что мне она?

— Тебе не нужна, а мне нужна, — проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. — Где же она? — сердился он. — Вот ищи теперь.

— Сейчас я найду, — сказал Костя и тоже исчез под стулом.

— Ай! — послышалось вдруг откуда-то снизу. — Дядя, пустите!

  • — Кто это там?
  • — Это я.
  • — Кто — я?

— Я, Костя. Пустите меня!

  1. — Да я ведь не держу тебя.
  2. — Вы мне на руку наступили!
  3. — Чего ж ты полез под стул?
  4. — Я замазку ищу.
  5. Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.

— Кто это? — испугался он.

  • — Это я, Шурик.
  • — А это я, Костя.
  • — Нашел?
  • — Ничего не нашел.
  • — И я не нашел.

— Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают — собака.Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места. Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец».  Публика бросилась к выходу. Ребята вышли на улицу.

— Что это за кино мы смотрели? — говорит Костя. — Я что-то ничего не разобрал.

— А я, думаешь, разобрал? — ответил Шурик. — Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!

Н.Носов

Автомобиль

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим — на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:

  1. — Это “Волга”.
  2. А Мишка:
  3. — Нет, это “Москвич”.

— Много ты понимаешь! — говорю я.

— Конечно, “Москвич”, — говорит Мишка. — Посмотри, какой у него капор.

— Какой, — говорю, — капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины — капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:

  • — Ну, такое пузо, как у “Москвича”.
  • — Это у тебя, — говорю, — пузо, а у машины никакого пуза нет.
  • — Ты же сам сказал “пузо”.

— “Кузов” я сказал, а не “пузо”! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:

— А у “Волги” разве есть буфер? Это у “Москвича” — буфер.

Я говорю:

— Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер — это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у “Москвича” и у “Волги”.

  1. Мишка потрогал бампер руками и говорит:
  2. — На этот бампер можно сесть и поехать.
  3. — Не надо, — говорю я ему.
  4. А он:

— Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

— Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:

— Не надо!

А Мишка:

— Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!

Мишка испугался и говорит:

— Я спрыгну! Я спрыгну!

— Не надо, — говорю, — расшибёшься! А он твердит:

— Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

— Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит! Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток.

Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу.

Мишка, наконец, снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

— Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

— Слезай, — говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез — все на него набросились:

— Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

— Пойдём!

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

— Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

  • Я говорю:
  • — Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.
  • — А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали: “Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.

На конверте написали:“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.  Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.

Читайте также:  Краткое содержание платонов маленький солдат за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/08/13/tekst-dlya-chteniya-12-klassy-rasskazy-nnosova

Биография Николая Носова

2013-11-23T10:00+0400

2018-11-23T14:57+0300

https://ria.ru/20131123/978957074.html

Биография Николая Носова

https://cdn24.img.ria.ru/images/15561/32/155613266_0:11:3000:1710_1036x0_80_0_0_2c3fea81ab5b76c66f33005e80d715ff.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Детский писатель, драматург, сценарист Николай Николаевич Носов родился 23 (10 по старому стилю) ноября 1908 года в Киеве (Украина) в семье эстрадного актера.

В детстве и юности увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией и электротехникой.

В 1924 году, окончив семилетнюю школу, работал чернорабочим на кирпичном заводе. До этого подрабатывал газетным торговцем, землекопом и косарем. Самостоятельно учился по программе средней школы.

В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, ВГИК), который окончил в 1932 году.

С 1932 года по 1933 год работал режиссером анимационных фильмов на студии «Союзкино».

В 1934–1951 годах — режиссер научно-популярных и учебных фильмов студии «Союзкино».

В 1938 году состоялся литературный дебют Николая Носова публикацией одного из рассказов, которые он сочинял для сына, в детском журнале «Мурзилка». В течение года в журнале были опубликованы рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие. В 1945 году они составили основу первого сборника Носова «Тук-тук-тук».

В своих произведениях Николай Носов ввел в детскую литературу нового героя — Незнайку — наивного, озорного и любознательного непоседу, постоянно попадающего в необычные, иногда комические ситуации.

В 1946 году вышел сборник «Ступеньки», 1947 году — «Веселые рассказы», объединивший переиздание ранее опубликованных рассказов с новыми. В том же году по рассказу «Мишкина каша» Носов написал комедию в одном действии «Умелые руки». Этот же сюжет лег в основу сценария для полнометражного фильма «Дружок» (1958).

Драматургической переработке писатель подверг также рассказы «Телефон» (комедия в одном действии), «Тук-тук-тук» (пьеса для кукольного театра), «Огородники» (комедия «Мишка на огороде»).

Большую популярность завоевали его повести для подростков «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951), которая в 1952 году была удостоена Сталинской премии СССР.

По повести «Веселая семейка» Носов написал пьесу для школьного театра под названием «Про пчел (Из Колиного дневника)». По повести «Витя Малеев в школе и дома» писатель создал комедию «Два друга», по одноименному сценарию в 1954 году был снят художественный фильм.

В 1957 году вышел цикл юмористических рассказов «Фантазеры». В 1960 году опубликован рассказ «Приключения Толи Клюквина», который дал название сборнику, вышедшему в 1961 году.

Известность и любовь многих поколений читателей получила трилогия Носова, включающая романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (1953–1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964–1965). Последний из них был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской в 1969 году.

Эстетические взгляды и художественные наблюдения изложены писателем с присущим ему остроумием в книге фельетонов «На литературные темы» (1957) и сборнике «Иронические юморески» (1969).

Очередным этапом в творчестве писателя стало создание автобиографических повестей. Авторству Носова также принадлежит «Повесть о моем друге Игоре», написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука.

В 1976 году в журналах «Нева» и «Семья и школа» печатаются «Повесть о детстве» и «Все впереди», которые в переработанном виде были объединены в книгу «Тайна на дне колодца», вышедшую в 1978 году после смерти автора.

  • Носов был сценаристом художественных фильмов «Два друга» (1954), «Дружок» (1958), «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазеры» (1965), «Веселые истории» (1974), короткометражного фильма «Барбос в гостях у Бобика» (1964), а также мультфильмов «Винтик и Шпунтик — веселые мастера» (1960), «Фунтик и огурцы» (1961), «Случилось это зимой» (1968), «Незнайка в Солнечном городе» (1977), «Бобик в гостях у Барбоса» (1977) и других.
  • В 1997–1999 годах по его повести был снят анимационный фильм «Незнайка на Луне».
  • Николай Носов скончался 26 июля 1976 года и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
  • Помимо Государственных премий за литературное творчество, он был награжден орденом Красной Звезды (1943) за серию военно-технических кинокартин, орденом Трудового Красного Знамени (1967), а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг».
  • В 2008 году к 100-летию со дня рождения писателя Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

Николай Носов был дважды женат. Его первая жена Елена умерла, когда их сыну Петру было 11 лет.

Сын писателя Петр Носов (1931–2002) стал фотожурналистом, классиком отечественной жанровой и репортажной фотографии. Около 30 лет он проработал в Фотохронике ТАСС, где возглавлял творческую секцию.

  1. Старший брат Николая Носова — Петр Носов (1907–1971) был художником-постановщиком и режиссером «Союзмультфильма».
  2. Материал подготовлен на основе информации открытых источников
  3. Аудио предоставлено ФГУП «Фирма «Мелодия»

1. Маргарита Корабельникова читает рассказ Николая Носова «Мишкина каша». Запись 1967 года

2. Артисты московских театров читают рассказ Николая Носова «Карасик». Перепись 1971 года

Источник: https://ria.ru/20131123/978957074.html

Рассказ Карасик

История рассказывает, как мальчику Виталику мама купила аквариум. В нем жил серебристый карасик, который очень понравился мальчику. Надоела Виталику рыбка, потому он обменял ее у своего друга на свисток. Мама думала, что карасиком полакомился кот Мурзик, но узнала всю правду…

Рассказ Карасик скачать:  

Рассказ Карасик читать

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик — вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой — кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика.

— Ты смотри за Мурзиком, — говорила Виталику мама. — Как бы он не съел твоего карася.

— Не съест, — отвечал Виталик. — Я буду смотреть.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа. Он увидел в аквариуме рыбку и сказал:

— Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

— Зачем мне свисток? — сказал Виталик. — По-моему, рыбка лучше свистка.

— Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

— Зачем же рыбке свистеть? — ответил Виталик. — Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

— Сказал! — засмеялся Сережа. — Где это видано, чтобы свистки плавали! Зато рыбку может кот съесть, вот и не будет у тебя ни свистка, ни рыбки. А свисток кот не съест — он железный.

— Мне мама не позволяет меняться. Она говорит, что сама купит, если мне что-нибудь надо, — сказал Виталик.

— Где же она купит такой свисток? — ответил Сережа. — Такие свистки не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришел.

Сережа вынул из кармана свисток и засвистел.

— А ну, дай я, — попросил Виталик.

Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:

— А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет.

— А я посажу ее в банку из-под варенья. У нас большая банка есть.

— Ну ладно, — согласился Виталик.

Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карась плавал быстро и не давался в руки. Они набрызгали вокруг водой, а Сережа измочил рукава до самых локтей. Наконец ему удалось схватить карасика.

— Есть! — закричал он. — Давай сюда какую-нибудь кружку с водой! Я посажу туда рыбку.

Виталик поскорей налил в кружку воды. Сережа посадил карася в кружку. Ребята пошли к Сереже — сажать рыбку в банку.

Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно, как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке.

Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

«Ну, ничего, может быть, мама и не заметит сразу, что рыбка пропала», — подумал Виталик и пошел домой.

Когда он вернулся, мама уже была дома.

— Где же твоя рыбка? — спросила она.

Виталик растерялся и не знал, что сказать.

— Может быть, ее Мурзик съел? — спросила мама.

— Не знаю, — пробормотал Виталик.

— Вот видишь, — сказала мама. — Он выбрал-таки время, когда дома никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он, разбойник? Ну-ка, найди мне его сейчас!

— Мурзик! Мурзик! — стал звать Виталик, но кота нигде не было.

— Наверно, в форточку убежал, — сказала мама. — Пойди-ка во двор, позови его.

Виталик надел пальто и вышел во двор.

«Вот как нехорошо получилось! — думал он. — Теперь Мурзику из-за меня достанется».

Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери.

— Мурзинька, не ходи домой, — сказал Виталик. — Тебе попадет от мамы. Мурзик замурлыкал, принялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул.

— Не понимаешь, глупый, — сказал Виталик. — Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.

Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, терся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорей открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь.

«Мяу!» — закричал Мурзик под дверью.

Виталик поскорей вышел обратно:

— Тише! Кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь!

Он схватил Мурзика и принялся запихивать его обратно в отдушину под домом, из которой Мурзик только что вылез. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в отдушину.

— Лезь, глупый! — уговаривал его Виталик. — Посиди там пока.

Наконец он его целиком запихал в отдушину. Только хвост Мурзика остался торчать снаружи. Некоторое время Мурзик сердито вертел хвостом, потом и хвост скрылся в отдушине. Виталик обрадовался. Он думал, что котенок останется теперь сидеть в подвале, но тут Мурзик снова выглянул из дыры.

— Ну, куда же ты лезешь, глупая голова! — зашипел Виталик и загородил выход руками. — Говорят же тебе: нельзя домой идти.

«Мяу!» — закричал Мурзик.

— Вот тебе и «мяу»! — передразнил его Виталик. — Ну что мне теперь делать с тобой?

Он стал оглядываться вокруг и искать, чем бы закрыть дыру. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом.

— Вот теперь не вылезешь, — сказал он. — Посиди там, в подвале, а завтра мама забудет про рыбку, и я тебя выпущу.

Виталик вернулся домой и сказал, что Мурзика во дворе нет.

— Ничего, — сказала мама, — вернется. Я все равно не прощу ему этого.

  • За обедом Виталик сидел грустный и даже не хотел ничего есть.
  • «Я вот обедаю, — думал он, — а Мурзик, бедный, в подвале сидит».
  • Когда мама вышла из-за стола, он незаметно сунул в карман котлету и пошел во двор. Там он отодвинул кирпич, которым была закрыта отдушина, и потихоньку позвал:

— Мурзик! Мурзик!

Но Мурзик не отзывался. Виталик нагнулся и заглянул в дыру. В подвале было темно и ничего не было видно.

— Мурзик! Мурзинька! — звал Виталик. — Я тебе котлету принес! Мурзик не вылезал.

— Не хочешь — ну и сиди, глупая голова! — сказал Виталик и вернулся домой.

Дома без Мурзика ему было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму. Мама заметила, что он грустный, и сказала:

— Не горюй! Я тебе другую рыбку куплю.

— Не надо, — сказал Виталик.

Он уже хотел признаться маме во всем, но у него не хватило смелости, и он ничего не сказал. Туг за окном послышался шорох и раздался крик: «Мяу!»

Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подоконнике Мурзика. Видно, он вылез из подвала через другую дырку.

— А! Пришел наконец, разбойник! — сказала мама. — Иди-ка сюда, иди! Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадался, что его хотят наказать, и шмыгнул под стол.

— Ишь ты, хитрец какой! — сказала мама. — Чувствует, что виноват. Ну-ка, поймай его.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и юркнул под диван. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать. Мурзик выскочил из-под дивана. Виталик погнался за ним и принялся бегать по всей комнате.

— Что ты такой шум поднял? Разве его так поймаешь! — сказала мама.

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

— Вот я тебя проучу как следует!

— Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! — заплакал Виталик.

— Нечего его жалеть, — сказала мама. — Он ведь не пожалел рыбку.

— Мамочка, он не виноват!

— Как же «не виноват»? А кто карася съел?

— Это не он.

— А кто же?

— Это я…

— Ты съел? — удивилась мама.

— Нет, я не съел. Я его на свисток променял.

— На какой свисток? — Вот на этот.

Виталик вынул из кармана свисток и показал маме.

— Как же тебе не стыдно? — сказала мама.

— Я нечаянно. Сережа сказал: «Давай меняться», я и поменялся.

— Я не о том говорю! Я говорю, почему ты не сказал правду? Я ведь на Мурзика подумала. Разве честно на других сваливать?

— Я боялся, что ты станешь бранить меня.

— Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?

— Я больше не буду.

— Ну, смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, — сказала мама.

Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним.

Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю совсем ничего не ел.

Виталик вынул из кармана котлету и положил перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку.

Источник: https://aababy.ru/skazki/rasskazy/nikolay-nosov/rasskaz-karasik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector