Виктор Розов – советский и российский драматург, чье творческое наследие заключается в пьесах и сценариях. Он автор драматического произведения «Вечно живые», по которому создан сценарий фильма «Летят журавли».
В 1966 году был награжден Госпремией СССР за пьесу «Обыкновенная история», созданную по роману Ивана Гончарова для театра «Современник».
Виктор Розов состоял в Российской академии словесности и Союзе писателей, а также был президентом Российской академии театрального искусства.
Детство и юность
Драматург родился в Ярославле 8 (21) августа 1913 года. Его отец работал бухгалтером. До 3 лет мальчик постоянно боролся со слабым иммунитетом и различными заболеваниями. Местные врачи не верили в то, что Витя выживет. Но ему повезло.
Розов пережил тяготы Гражданской войны и царившую повсюду разруху. В 1918-м в Ярославле разгорелся мятеж, город был охвачен огнем, и, спасая семью, Розов-старший увез жену и Витю с братом Александром в Ветлугу. Здесь маленький Витя поступил в школу.
Он успел отучиться 3 года, прежде чем семья вновь переехала и осела Костроме.
Драматург Виктор Розов
На новом месте Виктор стал учеником общеобразовательной школы, где окончил 9 классов, а потом ушел работать на текстильную фабрику «Искра октября». Получение образования юноша продолжил в индустриальном техникуме. Уже на 1-м курсе он понял, что душа лежит к творчеству и связывать себя с техническим направлением не имеет смысла.
Интерес к искусству привел Виктора в Костромской театр рабочей молодежи, а затем и в Театр юного зрителя, где он выходил на сцену в качестве актера. В этот период ему удалось сыграть роли Фигаро и Скапена.
Прослужив в ТЮЗе с 1932 по 1934 годы, Розов решил ехать в Москву. Там он поступил в театральное училище при Театре революции, который сегодня носит название Театр им. В. Маяковского. Его наставницей стала актриса Мария Бабанова.
Спустя 4 года студент получил диплом и вступил во второй состав театра, при котором учился.
С наступлением войны Розов ушел на фронт и защищал родину в народном ополчении Красной Пресни. Тяжелое ранение, полученное во время боевых действий, стало угрозой для жизни театрального деятеля. Но он выжил и долгое время проходил реабилитацию в тылу.
В течение года Розов находился в госпиталях Владимира и Казани. Там он собирал истории, рассказы и воспоминания новых знакомых, которые легли в копилку людских судеб.
Виктор решил связать будущее с литературной деятельностью и хотел поделиться с миром своими идеями через творчество.
Выздоровев, Розов поступил в Литературный институт им. М. Горького. Став студентом заочного отделения, он начал работу над первым произведением. Им оказалась пьеса «Семья Серебрийских», которая была окончена в 1943 году.
Творчество
Дебютное сочинение автор предложил к постановке передвижному театру, но получил отказ. В течение 13 лет произведение не было востребовано. Впервые публика услышала о нем в 1956-м. Пьесу опубликовали под названием «Вечно живые». В конце войны Розов начал работать в Алма-Ате. Он стал приглашенным режиссером и актером Казахского театра, созданного Наталией Сац.
Виктор Розов
Репертуар этой сцены был ориентирован на молодежь. Здесь в качестве постановщика Розов создал 2 спектакля: «Осада Лейдена» и «Снежная королева». Он также написал инсценировку «Обыкновенной истории» по роману Ивана Гончарова. В 1966-м Галина Волчек поставила спектакль по ней в театре «Современник». Он получил Государственную премию СССР.
Творческая биография Розова-драматурга началась в 1949 году. Он написал пьесу под названием «Ее друзья», основываясь на газетном очерке. Сюжет строился вокруг судьбы молодой студентки, которая ослепла, но сумела завершить обучение в вузе благодаря подруге. Розов перенес действие из института в школу.
Впервые произведение поставили в ЦДТ в 1949-м. Так драматург нашел сценическую площадку, где его пьесы оказались востребованными. Следующее сочинение «Страница жизни» оказалось дипломной работой Розова в качестве выпускника Литературного института. Спектакль по ней вышел на той же сцене в 1953-м.
Виктор Розов за работой
Произведения драматурга несли в себе поучительное зерно, которым отличалась литература того периода, но имели и индивидуальные авторские черты. Настоящим успехом стало появление комедии «В добрый час!», которую в 1954-м поставил Анатолий Эфроc в ЦДТ.
История вчерашних школьников, готовящихся стать студентами, продемонстрировала нравственные испытания, с которыми столкнулась молодежь. Автор поднимал вопрос о становлении личности. Откровение и доверительная манера повествования не были характерными для драматургии 1950-1960-х годов, и Розов открылся публике с новой стороны.
Пьесы Виктора Сергеевича подвергались разбору, ими интересовались театроведы, драматурги, режиссеры и критики.
Нравственность, присущая его ранним сочинениям, просматривалась и в поздних работах – «Затейнике» и «Традиционном сборе», опубликованных в середине 1960-х годов.
В них автор описывал драматическое несоответствие между человеком и его действиями, вызванное внутриличностным конфликтом героя.
Виктор Розов (кадр из фильма-спектакля «Несколько капель»)
В 1956-м на сцене ЦДТ состоялась премьера спектакля «В поисках радости», поставленного Эфросом по пьесе Розова. Она стала первым произведением, в котором автор в открытую говорил о мещанстве и алчности, опустошающих человеческую душу.
Сатиру и юмор, присутствующие в его сочинении, автор добавил принципиально, создав образы «розовских мальчиков», рвущихся из-под опеки родителей.
На сцене героев воплотили Олег Табаков, Олег Ефремов и Геннадий Бортников, для которых драматургия Розова стала инструментом воспитания актерского существа.
Аналогичную тематику имели произведения «Неравный бой», «В дороге», «Перед ужином», «Гнездо глухаря».
Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» спровоцировала вторую волну популярности автора. Она стала программной для театра «Современник», во главе которого стоял Олег Ефремов. Мысли драматурга оказались близки едва сформировавшемуся театру, а этическая подоплека его произведений, понятие долга и чести стали теми важными вехами, на которые ориентировалась молодежь.
Памятник трем драматургам: Виктору Розову, Александру Вампилову и Александру Володину
В 1956 году «Вечно живые» легли в основу сценария, который Розов написал для кинокартины «Летят журавли».
Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах и признание международных критиков. Затем последовала драма «В день свадьбы», вышедшая в 1964 году и укрепившая контакт писателя с «Современником», выпустившим спектакли по нескольким пьесам.
Завершило сотрудничество с этой сценой сочинение «С вечера до полудня», опубликованное в 1968-м.
Виктор Розов обратился к производственной драме, популярной в 1970-е годы. Он создал пьесу «Ситуация», комедии «Четыре капли» и «Неравный бой».
Назидательность автора не всегда оказывалась уместной, и, несмотря на то, что его произведения ставили зарекомендовавшие себя режиссеры, работы не увенчались успехом. Появление в 1978 году пьесы «Гнездо глухаря» совпало с цензурным запретом.
Ее сценическая история оказалась непростой. Драма увидела свет в 1980-м, а главную роль в ней исполнил Анатолий Папанов.
Анатолий Папанов в роли Степана Судакова (кадр из фильма-спектакля «Гнездо глухаря»)
Непростая судьба была и у пьесы «Кабанчик». Написанная в 1983 году, она вышла в печать только в 1987-м. Розов попрощался со светлыми образами юности и обратился к взрослому миру, где имеют место неравноправие и ложь. Первую постановку по произведению сделал Адольф Шапиро в театре им. Е Вахтангова.
Далее были написаны пьесы «Дома» и «Скрытая пружина», книги «Путешествие в разные стороны» и «Удивление перед жизнью». В последнюю входил и рассказ «Дикая утка». В мемуарах и автобиографии драматург описывал личную жизнь, воспоминания и историю работы над пьесами, портреты знаменитых людей, с которыми ему довелось быть знакомым.
Личная жизнь
Виктор Розов был женат на Надежде Козловой, актрисе театра им. М. Ермоловой. В 1953 году в семье появился первенец, сын Сергей, а в 1960-м родилась дочь Татьяна. Дети драматурга продолжили династию, пойдя по стопам родителей. Сергей стал режиссером и работал в Академическом молодежном театре. Татьяна получила актерское образование и стала актрисой МХАТа им. А. Чехова.
Надежда Козлова и Виктор Розов (кадр из передачи «Семейные истории. Виктор Розов и Надежда Козлова»)
Розов был приверженцем тихих увлечений. Ему нравилось собирать марки. Это хобби появилось еще в детстве. На дачном участке Виктор Сергеевич выращивал цветы. Особое удовольствие ему приносила классическая музыка, которую драматург впервые услышал в студенчестве в консерватории. Любимыми исполнителями автора были Сергей Лемешев, Иван Козловский и Иван Петров. Писателю нравился и балет.
Смерть
Виктор Розов скончался 28 сентября 2004 года, оставив потомкам литературное наследие из пьес и фильмографию, кинокартины которой сняты по его сценариям.
Виктор Розов в последние годы (кадр из передачи «Семейные истории. Виктор Розов и Надежда Козлова»)
Последние годы жизни драматург провел в хосписе, где умер в возрасте 92 лет. Причины смерти оказались вполне естественными для его возраста. Могила Виктора Розова находится в Москве на Ваганьковском кладбище, а его фото сегодня можно увидеть в учебниках по истории русского театра.
Пьесы
- 1943 – «Вечно живые»
- 1949 – «Её друзья»
- 1955 – «В добрый час!»
- 1957 – «В поисках радости»
- 1959 – «Вольные мастера»
- 1962 – «Перед ужином»
- 1966 – «Затейник»
- 1967 – «Традиционный сбор»
- 1970 – «С вечера до полудня»
- 1974 – «Четыре капли»
- 1989 – «Скрытая пружина»
- 1996 – «Гофман»
Фильмография
- 1956 – «В добрый час!»
- 1957 – «Летят журавли»
- 1959 – «Неотправленное письмо»
- 1960 – «Шумный день»
- 1968 – «В день свадьбы»
- 1972 – «За всё в ответе»
- 1972 – «Страница жизни»
- 1973 – «В добрый час!»
- 1975 – «На край света…»
- 1981 – «С вечера до полудня»
- 1987 – «Наездники»
Источник: https://24smi.org/celebrity/37681-viktor-rozov.html
"Последний поклон" Астафьева: краткое содержание рассказа :
Одно из произведений, относящихся к русской классической литературе, стал рассказ В. П. Астафьева «Последний поклон». Краткое содержание этого художественного произведения совсем небольшое. Однако оно будет представлено в данной статье максимально развернуто.
Краткое содержание «Последнего поклона» Астафьева
Несмотря на то, что даже в оригинале произведение читается всего за несколько минут, о сюжете все-таки можно сказать в двух словах.
Главный герой краткого содержания «Последнего поклона» Астафьева – молодой парень, который несколько лет провел на войне. От его же лица и ведется повествование в тексте.
Для того, чтобы каждому было понятно, что и как, разобьем это произведение на несколько отдельных частей, которые будут описаны ниже.
Возвращение домой
Краткое содержание «Последнего поклона» Астафьева начинается с возвращения главного героя с войны домой.
Первым делом он решает навестить свою бабушку, у которой он проводил много времени, будучи ребенком. Он не хочет, чтобы та его заметила, поэтому обошел дом сзади, чтобы войти через другую дверь.
Пока главный герой обходит дом, он видит, как сильно он нуждается в ремонте, как все вокруг запущено и требует внимания. Крыша бани совсем провалилась, огород полностью зарос сорняком, а сам дом покосился на бок.
Бабушка не держала даже кошки, из-за этого все углы в маленьком доме погрызли мыши. Он удивлен, что за время его отсутствия все так развалилось.
Встреча с бабушкой
Краткое содержание «Последнего поклона» Астафьева продолжается трогательной и долгожданной встречей родных людей.
Войдя в дом, главный герой видит, что все в нем осталось прежним. Несколько лет весь мир был окутан войной, какие-то государства стерлись с лица Земли, какие-то появились, а в этом маленьком доме все было таким, каким и помнил молодой военный. Все та же скатерть, все те же занавески. Даже запах – и он был тем же, каким запомнил его главный герой еще ребенком.
Как только главный герой ступает за порог, он видит бабушку, которая так же, как и много лет назад, сидит у окна и сматывает пряжу. Старуха сразу узнает любимого внука.
Увидев лицо бабушки, главный герой сразу замечает, что года оставили на ней свой отпечаток – она очень постарела за это время. Бабушка долго не отводит глаз от парня, у которого на груди блестит Красная Звезда. Она видит, каким взрослым он стал, как он возмужал на войне.
Вскоре она говорит, что она очень устала, что чувствует приближение смерти. Она просит главного героя похоронить ее, когда она скончается.
Смерть любимой бабушки
Краткое содержание рассказа «Последний поклон» Астафьева продолжается событиями, способными заставить каждого сочувствовать главному герою.
Очень скоро бабушка умирает. В это время главный герой нашел рабочее место на заводе на Урале. Он просит, чтобы его отпустили всего на несколько дней, но ему отвечают, что с работы отпускают только в том случае, если необходимо похоронить родителей. Главному герою ничего не остается, кроме как продолжать работать.
Чувство вины главного героя
Краткое содержание «Последнего поклона» Виктора Астафьева продолжается угрызениями совести главного героя. Он и сам отлично осознает, что сначала не понимал глубину всей утраты, но сейчас бы он отдал многое, он бы пешком прошел огромный путь от Урала до Сибири, чтобы прикрыть глаза дорогого человека и преподнести последний поклон ей.
У соседей умершей бабушки он узнает, что старуха уже давно не могла носить воду домой – сильно болели ноги. Картошку она мыла в росе. Кроме этого, он узнает, что она ездила молиться за него в Киево-Печерскую лавру, чтобы он вернулся с войны живым, здоровым, чтобы семью свою создал и зажил счастливо, ни в чем не зная беды.
Множество таких мелочей рассказывают главному герою в деревне. Но все это не может удовлетворить молодого парня, ведь жизнь, пусть и состоит из мелочей, включает в себя нечто большее.
Единственное, что хорошо понимает главный герой, – бабушка была очень одинока. Жила она одна, здоровье было хрупким, все тело болело, а помочь было некому.
Вот и справлялась старуха кое-как сама, пока накануне своей смерти не увидела своего выросшего и повзрослевшего внука.
Осознание потери близкого
Главный герой хочет знать как можно больше о том времени, когда он был на войне. Как же справлялась старенькая бабушка здесь одна? Но рассказать некому, а то, что он слышал от односельчан, – ничего толком не могло рассказать обо всех трудностях, которые были у старухи.
Главный герой пытается донести до каждого читателя всю важность любви бабушек и дедушек, всю их любовь и привязанность к молодым, которых они растили с малых лет. Главный герой не способен выразить свою любовь к умершей словами, у него остались лишь горечь и чувство вины за то, что она его так долго ждала, а он не смог даже ее похоронить, как она того просила.
Главный герой ловит себя на мысли, что бабушка – она бы простила ему, что угодно. Вот только бабушки больше нет, а значит, и прощать некому.
Источник: https://www.syl.ru/article/333716/posledniy-poklon-astafeva-kratkoe-soderjanie-rasskaza
«Конь с розовой гривой»: краткое содержание произведения пера Виктора Астафьева
Меню статьи:
1968 год – время написания рассказа со странным названием «Конь с розовой гривой», краткое содержание которого мы представим ниже. Автор рассказа – Виктор Астафьев. Этот рассказ писатель включил в другой текст, созданный специально для детей, а именно: «Последний уклон».
Тематика «Коня с розовой гривой» – это процесс развития ребенка, когда дети становятся взрослыми. Виктором Астафьевым раскрываются проблемы трансформации мировоззрения ребенка, который покидает детство. Кроме того, рассказ включает элементы автобиографии, потому что Астафьев описывает эпизоды из собственного детства.
Для начала, мы скажем несколько слов о ключевых персонажах рассказа, без краткой характеристики которых трудно перейти к содержанию произведения.
Действующие лица «Коня с розовой гривой»
Речь ведет рассказчик, который одновременно выступает в тексте главным героем. Мальчик, рассказывающий читателям историю, приходится внуком Екатерине Петровне. Главный герой лишился родителей, мальчика воспитывает бабушка.
Также в повествовании выделяется фигура Саньки – сына Левонтия, который жил с рассказчиком по соседству. У Левонтия были и другие дети, но Санька – самый злой из ребят. Сам же Левонтий в прошлом служил моряком, но те времени бесследно исчезли. В рассказе описана также супруга мужчины – Васена.
Витя – главный герой произведения – с виду крепкий мальчик. Писатель сравнивает рассказчика с грибом-боровиком. Известно, что деревня, где живут Витя, бабушка и дедушка, расположена в глубине тайги.
Бабушка Вити – крепкий орешек, женщина трудно поддается на жалость и слезы. Также Катерина Петровна тонко чувствует обман и ложь. Бабушка строже дедушки, старается держать внука в условиях дисциплины, требуя отчитываться о поступках.
Шалости Катерина Петровна не поощряет.
Санька – соседский мальчик-хулиган – плохо влияет на Витю, обучая того нецензурным словам, грубости, проказам. Бабушке не нравится, что внук водит дружбу с детьми соседа, потому что влияние ребят способно испортить Витю. Соседские дети обманывают маму, грубят, ругаются, ссорятся, но Витя не привык лгать Катерине Петровне.
Бабушка – сильная женщина, на плечах которой держится все хозяйство. Женщина много трудится и устает. Вите жаль бабушку, встающую с рассветом. После того, как Витя обманул бабушку, совесть мучила его.
Этот урок показал мальчику, что ложь и мошенничество – плохие товарищи. Писатель, однако, упоминает, что Катерина Петровна – женщина строгая, изредка практикующая даже легкие телесные наказания за проступки.
Катерина Петровна тревожится, что из-за общения с левонтиевской бандой из внука вырастет арестант и плут.
Бабушка любит пошуметь, ведет себя громко, а когда произносит слова, то кажется, что «гремит». Достается как Вите, так и дедушке, который даже дал жене прозвище – генерал. Катерина Петровна – пожилая женщина, однако бабушка сохранила прежнюю бойкость, энергичность, трудолюбие. Женщина не любит алкоголиков, тунеядцев, ленивых людей.
Катерина Петровна – хорошая рассказчица. Героиня часто делится с соседями свежими историями и новостями. Проступок внука тоже превращатся в историю, в анекдот.
Дедушка героя, напротив, человек спокойный и тихий, герою свойственна мягкость и доброта. Витя чувствует комфорт рядом с дедушкой, свободу.
Однако большую часть лета старичок проводит на земельном участке, расположенном вдалеке от дома, поэтому с внуком видится редко. Витя скучает по дедушке. Бабушка часто ругается на мужа, потому что тот балует внука, потакая шалостям мальчика.
Катерина Петровна склонна много говорить, поэтому муж, уходя от конфликта, находит себе занятия, чтобы не слушать болтовню супруги.
Краткий пересказ повествования о коне с розовой гривой
Писатель начинает рассказ изложением истории из детства. Бабушка главного героя отправляет внука собрать землянику на увале. Мальчик решил выполнить задание бабушки вместе с друзьями – соседскими ребятишками.
Чтобы мотивировать внука, бабушка пообещала мальчику купить на вырученные от продажи земляники деньги пряник в форме коня.
Сладость была похожей на произведение искусства: розовая глазурь, детализация в изображении формы лошади, копыт, гривы. Обладание таким пряником означало, что соседские мальчишки будут оказывать почет тому, у кого есть такая сладость. Поэтому покупка пряника стала мечтой ребят.
Поход за земляникой
В поход за ягодами главного героя сопроводили дети соседа – Левонтия. Сосед занимался заготовкой леса, и когда получал оплату за труды, то семья Левонтия могла расплатиться с долгами, а также устроить роскошный пир для детей.
Рассказчик старался в этот момент попасть в гости к соседям, чтобы попробовать вкусной еды. Бабушке главного героя не нравились поползновения внука гостить у Левонтия, так как женщина считала, что не стоит «объедать» пролетарскую семью.
Однако соседи радушно относились к рассказчику, желая осиротевшего мальчика.
Семья Левонтия
Деньгам, принесенным Левонтием, быстро приходил конец, поэтому жена героя брала взаймы деньги у соседей. Бедность постоянно преследовала семью Левонтия. Хозяйства семья не держала.
Кроме того, для того, чтобы помыться левонтьевскому семейству приходилось ходить в баню к соседям. Вместо забора весной ставили худой тын, который использовался в качестве дров осенью.
Бабушка упрекала Левонтия за такой образ жизни, однако мужчина отвечал, что ему по нраву слободская жизнь. Частично это оправдывалось былыми привычками Левонтия к стилю жизни матроса.
Жизнь матросов отпечаталась на Левонтие. Тоскуя по былым временам, мужчина выпивал, когда получал деньги, а по вечерам семейство напевало моряцкие песни.
В одной из песен рассказывалась история о привезенной африканской обезьянке, которая чувствовала тоску по горячей родине. Застолья, которые устраивал Левонтий по случаю получки, заканчивались тем, что глава семьи буянил и пугал детей и жену.
Супруга с ребятишками убегали из дому, пока Левонтий бил посуду, стекло, кричал и плакал. Протрезвев утром, герой принимался за починку поломок в доме.
Возвращение к походу за земляникой
Итак, с детьми Левонтия главный герой и отправился в сторону увала в надежде собрать достаточно ягод, чтобы получить заветный пряник в виде розовогривой лошади. Однако соседские мальчишки, компаньоны рассказчика в походе за земляникой, подрались, потому что старший сын Левонтия увидел, как браться не собирают ягоды, а едят.
Как следствие ссоры, собранные ягоды рассыпали и съели, после чего мальчики спустились к реке. Водоем назывался Фокинская речка. Но перед этим ребята заметили, что ягоды, собранные в банку рассказчиком, остались на месте. Мальчишки подначивали главного героя, чтобы тот тоже съел землянику. Когда рассказчик сдался, все пошли к реке.
Вечером, нагулявшись, рассказчик опомнился: банка пуста, ягод нет. Мальчику стало стыдно, что бабушка разочаруется в нем. Санька – сын Левонтия, научил мальчика, как обмануть Катерину Петровну. Обман состоял в том, что в сосуд для ягод мальчики насыпали травы, лишь на верхушку – немного земляники. С этой «добычей» мальчик и пришел домой.
Обман и плата за молчание
Катерина Петровна не проверила корзинку с ягодами. Тщательно похвалив внука, бабушка подумала, что поутру отвезет туес на рынок. Рассказчик поделился успехом с Саней, но мальчик потребовал заплатить за то, чтобы сохранить проделку в тайне.
В качестве платы рассказчик должен был принести Сане калач. Однако одного калача оказалось мало, поэтому Саня поедал калачи, пока не насытился. Рассказчика мучила совесть: обман бабушки, кража выпечки.
Утром, проснувшись, мальчик решил: надо признаваться.
Но было поздно: Катерина Петровна забрала корзинку и увезла на рынок – на продажу. Рассказчик испугался, подумав, что хотелось бы погостить у дедушки. Характер дедушки отличался мягкостью, а бабушку мальчик побаивался.
Страшась возвращения бабушки, главный герой отправился рыбачить в компании Саньки. Во время рыбалки из-за холма показалась лодка, в которой находилась бабушка героя. Катерина Петровна злилась и показывала проказнику кулак.
Возвращение домой
Рассказчик боялся возвращаться домой, ведь бабушка выглядела очень разгневанной. Вернувшись поздно вечером, главный герой спрятался в кладовой, которая служила мальчику временным пристанищем. Тут даже была приготовлена импровизированная постель, вымощенная половиками на старом седле.
Устроившись в кладовой, рассказчик грустил о погибшей маме. Торговля ягодами – семейное дело. Мать главного героя тоже собирала землянику и возила ягоды на рынок – на лодке. Однажды лодка перевернулась – ее перегрузили вещами. Мать мальчика упала в воду, зацепившись косой. Женщина не смогла выбраться, утонув в реке.
Вода долго не отпускала несчастную утопленницу – это мучило Катерину Петровну.
Дорогие любители русской литературы! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа “Васюткино озеро” Виктора Астафьева.
Утром рассказчик проснулся и понял, что дедушка дома. Дедушка нашел внука в кладовой, поговорил с мальчиков, объяснив, что следует извиниться перед бабушкой. Катерина Петровна долго ругала и срамила нерадивого внука, после чего покормила завтраком. Поступок мальчика превратился в шутку.
С особенной ностальгией писатель вспоминает, что бабушка подарила пряник в виде коня, несмотря на невыполненные условия «договора». Рассказ заканчивается горечью воспоминания, потому что с момента этой истории прошли десятки лет, бабушка с дедушкой умерли, писатель – пожилой старик, который до сих пор помнит чудесного розовогривого коня.
Краткое содержание основных позиций сюжета требует обращения к анализу особенностей сюжета, композиции, героев произведения. Виктор Астафьев затронул проблематику, актуальную для любой эпохи. Автобиографический элемент привносит дополнительную трогательность и грусть тексту.
Специфика «Коня с розовой гривой»
Рассказ о прянике на самом деле скрывает глубину воспоминаний и жизненный урок, повлиявший на всю жизнь главного героя – мальчика, проказника, устыдившегося нравственно некрасивого поступка.
Рассказ включает лейтмотивы, которые внимательный читатель найдет также в «Последнем уклоне».
Это воспоминания о смерти матери, об образах бабушки и дедушки, об отношениях с соседским семейством, в частности, с мальчиком по имени Санька.
Рассказчика зовут так же, как автора, – Виктором. Вчитавшись повнимательнее в текст рассказа, нетрудно заметить, что произведение распадается на две части. Первая часть повествует о поступке Вити, об обмане бабушки, вторая – рассказывает о стыде, раскаянии, которые способствуют духовному становлению главного героя. Эти части одновременно представляют и центральные проблемы рассказа.
Особенности композиции рассказа Виктора Астафьева
Рассказ не отличается оригинальностью композиции, однако произведение характеризуется определенной спецификой размещения сюжетных элементов. Классическая схема изложения событий в последовательности развертывания сюжета тут нарушается.
Сначала идет завязка, однако за этим элементом следует изложение экспозиции, характеристика развития событий рассказа, кульминации и, наконец, развязки. Автор – признанный мастер лаконичных, сдержанных пейзажей и портретов, похожих на эскизы больше, чем на законченные картины.
Художественный минимализм придает рассказу изюминку, литературную выразительность.
Развязка произведения состоит в просьбе Катерины Петровны принести земляники. Экспозиция рассказа представлена описанием семейства Левонтия, характеристикой отношений семьи Вити (рассказчика) и соседей. События развиваются, когда мальчики отправляются за ягодами. Рассорившись, съев собранную землянику, дети Левонтия убеждают Витю обмануть бабушку.
Придя домой, рассказчик волнуется, заметит ли Катерина Викторовна то, что в корзине ягоды лежат только сверху, а внизу – трава. Развязка произведения наступает, когда бабушка обнаруживает обман и отчитывает внука. Приезжает дедушкаа рассказчика, призывая мальчика попросить у бабушки прощение. Витя мирится с Катериной Петровной и семья завтракает.
Виктор Астафьев написал произведение в 1963 году, когда в литературе торжествовал реализм, поэтому рассказ можно смело отнести к этому направлению.
По следам истории создания рассказа
Как мы упоминали выше, писатель создавал произведение, учитывая собственный опыт, биографию, переживания прошлого. Перед нами – реконструкция памяти автора «Коня с розовой гривой».
Мать Виктора Астафьева умерла, когда мальчику было 7 лет. Женщина погибла так, как описано в рассказе: лодка, в которой находилась мать автора, перевернулась, женщина утонула в реке. После этого отец мальчика нашел другую жену, отправив сына жить в детском доме. Тот факт, что читатель, пробегая глазами текст рассказала, касается реальных событий, делает произведение трогательным и грустным.
После смерти матери у мальчика остались двое близких людей – бабушка и дедушка. С бабушкой, Потылицыной Екатериной Петровной, Виктора связывали по-особенному тесные отношения.
Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа Виктора Астафьева “Фотография, на которой меня нет”, в основе которого реальный случай из жизни писателя.
Также Витя общался с соседями – семьей бывшего моряка Левонтия. Соседское семейство писатель тщательно выводит на страницах рассказа. Деревня, многодетная семья Левонтия, дружба с Санькой – левонтиевским сыном, рыбалка, купание в реке, приключения, в которые часто попадали мальчишки, отпечатались в памяти будущего писателя.
Символы рассказа и значение повествования о прянике
Символике названия рассказа стоит уделить отдельное внимание. Писатель использует образ пряника в виде розового коня, который напоминает о людях, оставшихся в сердце навсегда, о событиях детства, о беззаботности и непосредственности, свойственной детям, пусть даже пережившим тяжелые испытания и боль.
Проблема детства, взаимоотношений между поколениями – важные мотивы произведения Виктора Астафьева. Писатель стремится продемонстрировать читателям необходимость иметь чистую совесть по жизни, без которой не достичь покоя. Чистая совесть приобретается, когда человек учится говорить правду, избегать лжи, не совершать поступков, за которые потом будет стыдно.
Воспоминание об этом эпизоде детства – это исповедь уже пожилого человека, воспоминания которого свежи, будто события рассказа произошли вчера.
Источник: https://r-book.club/sovremenniye-pisateli/viktor-astafjev/kon-s-rozovoj-grivoj.html
Виктор Розов — В добрый час! Гнездо глухаря
Здесь можно купить и скачать «Виктор Розов — В добрый час! Гнездо глухаря» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Драматургия, издательство Литагент «Детская литература»4a2b9ca9-b0d8-11e3-b4aa-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «В добрый час! Гнездо глухаря» читать бесплатно онлайн.
В книгу вошли широко известные пьесы драматурга Виктора Розова – «В добрый час!» и «Гнездо глухаря».
Для старшего школьного возраста.
Виктор Сергеевич Розов
В добрый час!; Гнездо глухаря
1913–2004
По воспоминаниям Виктора Сергеевича Розова, ему нагадали жизнь трудную, но интересную и счастливую. И хотя он не верил в предсказания, но вынужден был признать: в марте 1949 года они начали сбываться.
Пьеса «Ее друзья», которую сам автор самокритично оценивал как «весьма жиденькое произведение», была принята к постановке в Центральном детском театре.
До того времени актер костромского театра, выпускник театрального училища Розов уже прошел многие из выпавших на долю его поколения испытаний. В самом начале войны двадцати восьми лет от роду он ополченцем ушел на фронт, был тяжело ранен.
Оправившись от ранения, он работал во фронтовом театре, сочинял пьески для концертных бригад. После войны Розов продолжил учебу, в 1952 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, в котором позже стал преподавать, руководить семинаром начинающих драматургов.
Пьесы Розова – а их около двадцати – в совокупности отразили целую эпоху, однако эпические темы, в отличие от драматургии военных и послевоенных лет, не стали в его творчестве доминирующими. Розов писал о том, о чем писала русская классическая литература, – о человеческих чувствах.
Он был поклонником психологического стиля Московского Художественного театра, и ему удалось возвратить на сцену, да и в литературу психологическую драму.
Его профессиональный интерес был сосредоточен на проблемах личности, семьи, этики, то есть на тех вечных ценностях, которые только и были в состоянии гуманизировать наш прагматичный и жестокий век.
Герои Розова непосредственны и чисты, в их отношении к миру неизменно сохраняется естественность. Будучи молодыми и наивными, они каким-то неведомым искушенному уму образом всегда ответственны за свои решения.
Им трудно в расчетливом и дряхлеющем обществе, им несладко и одиноко даже в собственной семье.
Розовские мальчики – именно так их принято называть в критических работах – вышли на театральные подмостки в 50-е годы, и оказалось, что они не столь уж странны; наоборот, их узнавали, зритель их ждал и видел в них себя.
Честные и добрые, они, однако, сами нуждались в сочувствии, не находя его в окружающей действительности. Психологические пьесы Розова вскрыли те социальные болезни, о которых не принято было говорить и которые воспринимались тогдашним обществом как нормальные явления, как образ жизни.
Уже первая пьеса Розова «Семья Серебрийских» (1943), названная при публикации в 1956 году «Вечно живые», рассказывала о самоценности любви, личного счастья в трагическое для страны время – события происходили в годы Великой Отечественной войны.
Героический пафос, характерный для сознания людей той поры, не подавлял в пьесе лирической темы. Нравственным компромиссам, приспособленчеству была противопоставлена истинная любовь.
В основу пьесы была положена традиционная антитеза, на которой выстраивались сюжеты великого множества произведений русской и зарубежной литературы.
Но Розов усложнил интригу, поставил героиню перед выбором, заставил пройти ее по пути иллюзий и разочарований.
На фронте пропадает без вести доброволец Борис, и его любимая девушка Вероника совершает, как она сама признается, «нечто страшное»: спасая себя, выходит замуж за пианиста Марка, двоюродного брата Бориса.
Возможно, ей, как когда-то пушкинской Татьяне Лариной, после потери любимого стали «все жребии равны» и она пытается жить по принципу «привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Однако любовь к Борису одерживает верх над инстинктом самосохранения, а душевная чистота героини препятствует дальнейшей совместной жизни с меркантильным, малодушным Марком, для которого смысл существования заключается в том, чтобы выжить любой, даже самой безнравственной ценой.
В 1957 году спектаклем по этой пьесе Розова в постановке Олега Ефремова открыл свой первый сезон Московский театр-студия «Современник». В том же году режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским был снят по мотивам этой пьесы получивший мировое признание кинофильм «Летят журавли», удостоенный на фестивале в Каннах высшей награды – Золотой Пальмовой ветви.
Розова волновало прежде всего духовное бытие молодого современника, проникновение в сферу его мыслей, эмоций, настроений, поисков, и именно здесь он находил истоки драматических конфликтов, социально содержательных и философски обобщенных.
Розовские пьесы (один из критиков верно назвал их драмами «пробуждающейся и зреющей нравственной силы») в высшей степени «внимательны» к любым моментам, облегчавшим движение художественной мысли внутрь и в глубь человеческого характера.
Вслед за образом погибшего на войне Бориса, цельного, открытого юноши, в пьесах Розова появляются молодые нравственные максималисты, предъявляющие счет обществу, забывшему те высокие моральные принципы, по которым жил герой «Вечно живых».
Будучи мастером психологического рисунка, драматург не стремился делить своих героев на положительных и отрицательных. Все его персонажи могли пережить минуты слабости, добросовестно заблуждаться, ошибаться, но классическими «злодеями» никогда не были.
Носители тех или иных ложных жизненных ценностей оставались вместе с тем добрыми, любящими и заботливыми людьми, искренне верящими в свои убеждения, полагающими свой образ жизни истинным: они были и расчетливы, и наивны одновременно.
Внешнему конфликту драматург предпочитал антитезу, и проблематика пьес прояснялась за счет раскрытия психологического состояния героя. Эти черты драматургии Розова стали очевидными уже в пьесах, написанных в конце 40 – начале 50-х годов, – «Ее друзья» (1949), «Страница жизни» (1952), «В добрый час!» (1954).
В комедии «В добрый час!» драматург ставит своих молодых героев перед выбором: выпускники школ решают, кем им быть и какими им быть. Розовские мальчики – романтики, они не склонны к компромиссам, свойственным людям старшего поколения.
Да, они наивны в своей вере в добро, но Розов демонстрирует их незаурядную нравственную силу, которая должна им помочь возмужать, отстоять их право на доверие к себе, к чистоте своих помыслов и желаний, преодолеть пока неведомые трудности.
Молодые люди из интеллигентных, благополучных семей, они еще не знают жизни, не испытали самых горьких ее проявлений.
Действие пьесы разворачивается в квартире пятидесятилетнего доктора биологических наук Петра Ивановича Аверина.
Человек науки, он сохраняет в себе рыцарское отношение к идеалам добра, не принимает мелочности своей супруги Анастасии Ефремовны, успешно обустраивающей комфортный быт семьи и пытающейся по запискам, по блату устроить в Бауманское училище своего младшего сына Андрея.
Всеми силами она стремится к тому, чтобы непутевый сын, не обременяющий себя ни заботами о хлебе насущном, ни поисками своего призвания, «в люди вышел». «Ты провалишься на экзаменах, так и знай!.. Смотри, останешься ни с чем, пойдешь на завод, к станку!» – сегодня эти материнские «наставления» звучат почти неуклюжей пародией.
Но дело не в анахроничных реалиях, определявших в свое время социальный статус человека. В отличие от мужа, Анастасия Ефремовна гораздо прагматичнее относится к современной жизни, в которой многое решает верность фамусовскому принципу «порадеть родному человечку». Она живет, как велит здравый смысл. Сварливая, суетливая, лукавая, она вместе с тем добра, мягкосердечна, хорошая хозяйка, заботливая жена и мать.
Уже первая авторская ремарка вводит нас в благополучную атмосферу семьи: при всех сложностях «квартирного вопроса» Аверины живут в новом доме, у них есть даже столовая-гостиная, обставленная добротной мебелью.
Вообще быт воспринимается Розовым не просто как естественная основа человеческого существования, он является в его представлении орудием испытания героев на нравственную прочность, дает ему возможность нелицеприятно судить об уровне их моральных критериев.
Следуя традициям драматургии Островского, Розов создает характеры во многом за счет описания быта, в том числе подробных ремарок.
Так, вводя читателя и зрителя в мир Анастасии Ефремовны, он придает особое внимание вещным деталям, перечисляет многие предметы интерьера: тут и большие часы, и рояль, и люстра, и комически обыгрываемая, экзотическая раковина-пепельница (в доме, где никто не курит).
В дальнейшем в ремарки и диалоги входят подробнейшие указания на то, что едят герои, как закрывают дверь, что вытаскивают из кармана и т. д.
Пьеса и начинается с внешне необязательного для сюжета и раскрытия характеров столкновения братьев – Андрея и Аркадия Авериных – до поводу галстука.
Но эта вещная деталь, побуждающая героев осыпать друг друга упреками, тем самым позволяет определить их «болевые точки» – у одного «гулянки на уме», другой тяготится положением актера-неудачника.
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/505729-viktor-rozov-v-dobryy-chas-gnezdo-gluharya.html
«Вечно живые» (В. Розов)
Цитата: «Выпьем молча за тех, кто молчит, сказав своё слово».
История создания
Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал во время Великой Отечественной войны. Дух патриотизма, пронизывающий это произведение, тогда был особенно актуален.
Проблематика:
- нравственный выбор;
- любовь к Родине.
- Смысл названия: солдаты, отдавшие жизнь за Родину, будут вечно жить в нашей памяти.
- Литературное направление: реализм.
- Литературный жанр: драма.
- Время и место действия: действие пьесы происходит в Москве и в эвакуации, время действия — годы Великой Отечественной войны (1941-1945).
Действующие лица
Вероника Богданова — девушка 18 лет, возлюбленная Бориса Бороздина. Борис называл её Белкой.
- Борис Бороздин — молодой человек 25 лет, доброволец.
- Фёдор Иванович Бороздин — отец Бориса, врач.
- Варвара Капитоновна Бороздина — мать Бориса.
- Ирина — 27-летняя сестра Бориса.
- Марк — племянник Бориса, ровесник Ирины.
- Степан — друг Бориса, его ровесник.
- Анна Михайловна Ковалёва — учительница истории, соседка Вероники в эвакуации.
- Владимир Ковалёв — её сын.
- Антонина Николаевна Монастырская — женщина 35 лет.
Варя (Вава) — молодая рабочая на заводе. Антонина в эвакуации живёт в её квартире.
- Николай Чернов — администратор филармонии, аферист.
- Нюра — работает хлеборезкой, ворует, любит выпить.
- Миша и Таня — студенты.
Действие первое
Начало войны. Комната Вероники. Вероника собирается праздновать день рождения, спрашивает у Бориса о подарке. Тут появляется Степан и сообщает, что пришли повестки: сегодня ночью отправляют на фронт. Борис — доброволец (хотя имел возможность на фронт не ехать). Он хочет, чтобы Вероника познакомилась с его семьёй, пока Борис не уехал. Белка обещает посетить его дом.
Квартира Бороздиных. Бориса собирают на фронт, а его ещё нет. Борис появляется и собирает подарок для Вероники: игрушечная белка с корзинкой орехов, а внутри корзинки — письмо.
Отец Бориса на операции, но его срочно вызывают попрощаться с сыном. Все садятся за стол. Вероники нет.
Семья дарит Борису сувениры: Ирина — стихи Лермонтова, Марк — ручку, бабушка — пуговичку от своего платья (вместо крестика).
Когда Борис уезжает, появляется Вероника. Она не могла прийти: шла колонна мобилизованных. Мать Бориса передаёт Веронике подарок и говорит, что там письмо, но Вероника не находит записки и думает, что Борис не успел её написать.
Эвакуация. Вероника в тоске: Борис пропал без вести, девушка вышла замуж за его племянника Марка, но любви в этом браке нет. Веронику навещает соседка, но приходит Марк, и Анна Михайловна уходит.
Марка навещает администратор филармонии Чернов, просит достать лекарства через дядю. Марк боится просить Фёдора Ивановича, отдаёт всё, что есть в аптечке. Чернов даёт Борису коробку конфет и советует подарить Антонине какую-нибудь игрушку, например белку Вероники.
Марк собирается в гости, но всем говорит, что у него концерт. Он уносит белку Вероники, «чтобы подарить знакомому мальчику». Пришедшая Ирина желчно говорит, что мальчика зовут Антониной (имея в виду, что у Бориса есть любовница).
Действие второе
Комната Антонины Монастырской. Антонина готовится принимать гостей, ей помогает Варя, которую она зовёт Вавой и держит как прислугу. Антонина сокрушается, что раньше была хорошая жизнь, а теперь приходится распродавать вещи и зависеть от Нюры, которая может достать продукты.
Приходят Миша с Таней и Марк. Миша и Таня принесли в подарок фикус, а Марк — конфеты и белку Вероники. Марк просит Антонину не связываться с Черновым, так как Марк скоро разведётся с Вероникой.
Антонина не интересуется этим предложением: Чернов богат, хоть и вор, а Марк ничего достойного ей обеспечить не сможет.
Приходит Нюра с сумкой еды. Все выпивают. Антонина раздаёт каждому по золотому ореху из корзинки белки и находит записку. Читает вслух, думая, что записка адресована ей, но в конце подпись «Твой Борис».
Марк говорит, что белку он купил. Прибегает Вероника. Она видит на столе свою белку и требует, чтобы ей отдал игрушку. Антонина отдаёт белку вместе с запиской. Прочитав записку, Вероника бьёт Марка по лицу и уходит.
Марк спешит за ней.
Жильё Бороздиных в эвакуации. Володя, сын Анны Михайловны, рассказывает отцу Бориса о войне. Тот предлагает одежду Бориса.
Является Николай Чернов и просит машину из госпиталя. Фёдор Иванович не даёт, и тогда Чернов намекает, что избежать призыва Марка в армию было очень непросто. По лицу Фёдора Ивановича Чернов понимает, что Бороздин ничего об этом не знал, и спешно уходит.
Входят Марк и Вероника. Марк и жалуется, что Вероника ударила его в публичном месте. Фёдор Иванович говорит Марку, что не позволит позорить их фамилию, и рассказывает всем присутствующим о том, что ему сказал Чернов.
Фёдор Иванович просит Володю повторить при всех свой рассказ, и Володя говорит о бойце, у которого была девушка по прозвищу Белка. Этого бойца убили на глазах у Володи. Имени бойца он не знает: после гибели в его кармане нашли только какую-то пуговицу. По фотографии Володя узнаёт Бориса.
Квартира Бороздиных в Москве. Семья вернулась. Бабушка и плачет (из-за смерти Бориса), и смеётся (от радости, что другие члены семьи дома).
Марк ведёт себя вызывающе, говорит, что Борис был никем. Вероника возражает, что Борис любил науку. Володя тоже высказывается в пользу Бориса, и тогда Марк обвиняет Володю в гибели Бориса.
Все садятся за стол. Фёдор Иванович говорит: «Выпьем молча за тех, кто молчит, сказав своё слово». И тут — салют: наши дошли до германской границы.
В финале Володя беседует с Вероникой. Володя любит девушку, но Вероника просит её не торопить: слишком жива память о Борисе.
Экранизация
«Летят журавли» (СССР, 1957, фильм — лауреат Золотой ветви Международного Каннского фестиваля).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В какое время происходит действие пьесы Марка Розова «Вечно живые»?
Ответ. Во время Великой Отечественной войны.
Действие не переносится на фронт, события разворачиваются сначала в Москве, а потом в эвакуации.
Охарактеризуйте проблематику пьесы «Вечно живые».
Ответ. Пьеса «Вечно живые» стала для своего времени эмблемой человеческого мужества. Эгоизм, который проявляет Марк (и отчасти Вероника), для настоящего человека — дикость.
В финале пьесы Вероника кается, горько восклицая «Зачем живём мы все, кому он (имеется в виду Борис. — Прим. авт.) и другие отдали свои недожитые жизни?». Война словно проверяет всех героев пьесы на человечность.
И гораздо более живыми — вечно живыми — оказываются те, кто, как Борис Бороздин, пожертвовали собой ради других.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquovechno_zhivyeraquo_v_rozov.html
Астафьев Виктор рассказ
- Астафьев, Виктор Петрович
- Название произведения: «Капалуха»
- Число страниц: 4
- Жанр: рассказ
- Главные герои: автор, ребята, капалуха, учитель.
Характеристика главных героев:
- Рассказчик — добрый и рассудительный.
- Милосердный.
- Любит природу.
- Ребята — озорные.
- Хотели позабавиться, но поняли, что не правы.
Краткое содержание рассказа «Капалуха» для читательского дневника
- Ребята, и автор вместе с ними, гонят скот к колхозным полям через редеющую тайгу.
- Автор любуется черничным кустом, на котором еще совсем зеленые ягодки.
- Вдруг автор слышит ребячьи голоса и видит как от бугорка черники убегает капалуха, размахивая крыльями.
- Ребята говорят ему про гнездо, но автор долго не может его найти в зарослях черники.
- Наконец он видит гнездо и в нем обнаруживаются совсем теплые яйца.
- Ребята предлагают забрать яйца.
- Автор спрашивает у них, что же будет тогда с капалухой?
- А капалуха бьется, тревожится, ее крылья почти не сгибаются от долгого сидения, а живот птицы весь голый.
- Учитель объясняете, что капалуха сама выщипала у себя весь пух на животе, чтобы лучше греть яйца.
- Тут мальчики растрогались, один даже вспомнил свою мать, которая тоже все отдавала детям.
- Притихшие дети отошли от гнезда и птица сразу вернулась к яйцам.
План произведения для пересказа:
- 1. Неизвестный шум
- 2. Гнездо капалухи
- 3. Бесстрашие птицы
- 4. Дети оставили гнездо
Рисунок — иллюстрация к рассказу «Капалуха»
Синквейн:
- Капалуха.
- Заботливая, любящая.
- Любит, защищает, волнуется.
- Готова к самопожертвованию.
- Материнство.
Главная мысль рассказа «Капалуха»:
Никогда нельзя разорять птичьи гнезда в лесу или на лугах.
Потому что это не просто баловство, а настоящее вредительство.
Чему учит произведение:
Рассказ учит нас по-новому взглянуть на природу, позволяет понять, что может чувствовать птица, когда люди разоряют ее гнездо.
Он заставляет нас задуматься о своем отношении к природе.
Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника
- Рассказ мне очень понравился.
- Автор с трепетом описывает глухарку и её отношение к маленьким птенцам.
- Она заботливая и верная.
- Капалуха очень переживала за своих птенцов, но не осмелилась приблизиться к ребятам.
- Я рад, что ребята поступили мудро и не стали брать птенцов из гнезда.
- Это урок для каждого из нас, как важно уважать жизнь любого живого существа на планете.
- Рассказ мне также понравился тем, что в нем мы встречаем описание действительно интересного случая, который произошел с обычными ребятами.
- И еще важно то, что случай этот, встреча с капалухой, изменил мировоззрение детей.
- Они поняли, что природа очень ранима и ее нужно беречь.
Отрывок из рассказа «Капалуха», поразивший меня больше всего:
- И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.
- Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
- — А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
Пословицы к произведению «Капалуха»:
Гнездо разорять — себя убивать.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Неизвестные ранее слова и их значение
Капалухи — самки глухарей
Еще читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:
Рассказ «Стрижонок Скрип»
Библиотека читательских дневников автора пополняется
Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/astafev-viktor-rasskaz-kapaluha