Краткое содержание рассказов владимира тендрякова за 2 минуты

5 декабря — день рождения писателя Владимира Тендрякова. По меткому выражению писателя Дмитрия Быкова, Владимир Федорович – самый востребованный писатель второй половины 50-х годов.

Не самый любимый и не самый известный – сегодня практически забытый вместе с героями первой оттепели.

Между тем, его друг и писатель Камил Икрамов справедливо написал: «Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут».

Проза Владимира Тендрякова – суровая и нервная, вышедшая из под пера неумолимого критика морали советского общества, искателя нравственной истины, неутомимого исследователя человеческой природы.

Тендряков начинал в русле социалистического реализма, однако очень быстро эти рамки стали ему тесны.

Нельзя его причислить и к так называемым «деревенщикам», хотя он и писал много о проблемах села, откуда был родом.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Деревня Макаровская. В. Завьялов / library35.tendryakovka.ru

Владимир Тендряков родился в 1923 году в деревне Макаровская Вологодской области, а позже обосновался с семьей в поселке Подосиновец в Кировской области. Там он и закончил школу. Интересно, что в аттестате по литературе у него стояла тройка.

Вообще-то мальчик собирался стать художником: «Володя уходил на берег чистой лесной Пушмы и рисовал пейзажи дешевыми акварельными красками. Часами мог мечтательно смотреть вдаль, о чем-то думать или вырисовывать на бумаге могучие корни вывороченного половодьем пня» (по воспоминаниям Анатолия Ушакова).

К писательству его подтолкнул молодой преподаватель русского и литературы Аркадий Александрович Филев, который хоть и поставил тройку, но талант разглядел.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Будущий писатель на этюдах. 1946 год. lib.znate.ru

21 июня 1941 года Владимир Тендряков вместе с остальными одноклассниками отпраздновал окончание школы. А в 4 часа утра 22 июня первые немецкие бомбы обрушились на Советский Союз… Тендряков и его одноклассники ушли на фронт.

Из тех мальчишек 1923-1924 года рождения выжило, по разным оценкам, лишь 3-5%. К этому же поколению принадлежат и другие известные писатели и поэты: Ю. В. Бондарев, Б. Ш. Окуджава, В. П. Астафьев, Ю. В. Друнина, Б. Л. Васильев, В. А. Солоухин, В. В. Быков, А. Г.

Алексин, Л. Г. Зорин и Н. К. Старшинов.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Владимир Тендряков и другие юные члены литературного кружка. lib.znate.ru

На войне Тендряков был радистом, участвовал в боях под Сталинградом.

Для него война была тяжелым каждодневным трудом бок о бок со смертью: «…За все время на фронте я ни разу не был в рукопашной, всего раз или два по случаю выстрелил в сторону противника, наверняка никого не убил, зато вырыл множество землянок и окопов, таскал пудовые катушки и еще более тяжелые упаковки питания радиостанции, прополз на животе несчитанные сотни километров под взрывами мин и снарядов, под пулеметным и автоматным огнем, изнывал от жары, коченел от холода, промокал до костей под осенними дождями, страдал от жажды и голода, не смыкал глаз по неделе…».

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Боец Тендряков в госпитале после ранения руки. 1943 год. library35.tendryakovka.ru

Война никогда не становилась главной темой книг Тендрякова. Он и свои фронтовые воспоминания записал только после долгих уговоров друзей.

Почему? Как отвечал сам писатель, на войне человек находится совершенно в других условиях и решает другие психологические задачи, чем в мирной жизни.

Для него как писателя интерес представлял именно человек в «обыденных и длительно существующих обстоятельствах».

После тяжелого ранения в руку под Харьковом в 1943 году Тендряков демобилизовался и вернулся в любимый Подосиновец преподавать военное дело.

И написал свою первую повесть, которая, по мнению Николая Атарова, была очень далека от совершенства – «Никакой школы. Полное отсутствие технических навыков. Ужасный язык».

Но в тоже время: «редкая наблюдательность, неподдельная искренность, живая душа».

Владимир Тендряков в действительности не был готовым писателем – он шел к своему мастерству долгие годы, через упорный труд, был очень требователен к себе, нередко переписывал тексты по многу раз. В этом смысле он был человеком полностью сделавшим себя самостоятельно.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Писатель за работой

Как же проходило литературное созревание Тендрякова? Литинститут, семинар Константина Паустовского, где на своем курсе Тендряков стал одним из лучших – он и писал больше всех, и публиковаться начал раньше остальных. Затем работа внештатным корреспондентом журнала «Огонек». И, наконец, публикации в журнале «Новый мир» и сборнике «Литературная Москва».

В конце 50-х – начале 60-х написаны по-настоящему большие произведения Тендрякова. Среди них – «Тройка, семерка, туз» (1960) и «Свидание с Нефертити» (1964). В последнем произведении Тендряков ставит вопрос о значении в жизни искусства и предназначении художника.

Судьба главного героя – молодого художника Федора Матёрина – отчасти повторяет судьбу самого писателя. Выпускной вечер в канун войны, Сталинград, ранение под Харьковом и т.д. В романе Тендряков столкнул лбами героев, выражающих различные взгляды на искусство и положение художника в обществе.

Как передать свои настоящие ощущения людям через картину? Совместим ли талант с моральной нечистоплотностью? Об этом «Свидание с Нефертити».

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Владимир Тендряков в лодке-долбенке. Валдай. library35.tendryakovka.ru

С 60-х же годов у Владимира Тендрякова начинаются проблемы с советской цензурой. В его произведениях видят «очернение советской действительности» и частенько подвергают конъектурной критике. Как считает Дмитрий Быков, с этого момента писатель «перестал совпадать с эпохой».

В 1966 году вместе с другими 25 деятелями науки, литературы и искусства Тендряков подписал открытое письмо против реабилитации Иосифа Сталина. Он был одним из тех, кто выступил с письмом в защиту Александра Твардовского.

И в том же году вместе с ним добился вызволения учёного Жореса Медведева из психиатрической больницы, куда тот был насильственно помещен.

Из-за проблем с цензурой многие произведения Тендряков с 60-х годов пишет «в стол» и публикуются они уже только во времена перестройки. Именно тогда были напечатанные самые сокровенные произведения писателя. Среди них – пронзительный рассказ «Хлеб для собаки».

Десятилетний мальчик становится свидетелем мучительной смерти раскулаченных крестьян, следующих через его маленький поселок к месту ссылки в Сибирь. Не доезжают, понятное дело, – погибают от голода в местном березовом сквере, который все взрослое население обходит стороной.

Страшное впечатление от рассказа не вытравить ничем, но это и не нужно. Эти страницы истории следует помнить.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Членский билет Союза кинематографистов СССР, выданный Владимиру Тендрякову. lib.znate.ru

Как писал Камил Икрамов: «Читать Тендрякова трудно, потому что не дает он своим героям права на удаление от нравственной нормы, не объясняет, где и почем купить индульгенцию».

Другой рассказ, опубликованный лишь в 1988 году, после смерти писателя – «Охота». В рассказе – эхо воспоминаний Тендрякова об аресте однокурсника, поэта Наума Коржавина в декабре 1947 года. Ночью в студенческое общежитие пришли люди с Лубянки и обратились к нему: «Собирайся!».

Тендряков был одним из тех, кто провожал Коржавина, однако, когда тот шагнул к нему попрощаться – отшатнулся. В те годы Тендряков, вчерашний солдат, еще искренне верил, что если пришли арестовывать товарища, то значит, есть за что. Коржавин был «повинен» в стихотворении о бегстве московского населения 16 октября 1941 при приближении немецких войск.

Расставанию со слепой верой в авторитеты посвящено еще и позднее мемуарное эссе Тендрякова «На блаженном острове коммунизма» (1987).

В середине-конце 70-х годов Тендряков опубликовал так называемый школьный цикл рассказов – «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь после выпуска», которые принесли ему заслуженную славу.

В «Расплате» рассматривается трагический случай – мальчик застрелил из охотничьего ружья своего сильно пьющего отца, избивавшего мать. Свою вину ощущает школьный учитель, учивший детей сопротивляться злу, но не объяснивший им ценность человеческой жизни.

Виноватых на деле оказывается много, и ответственность от этого не дробится, а только возрастает.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Владимир Тендряков за работой. lib.znate.ru

Неудивительно, что в своих нравственных поисках Владимир Фёдорович как писатель не мог пройти мимо темы христианства, веры и безверия. Этому посвящены его повести «Чудотворная», «Чрезвычайное», «Апостольская командировка», «Затмение».

А также последний роман, «Покушение на миражи», первоначально названный «Евангелие от компьютера». Главный герой книги, физик-теоретик Гребин, берется за смелый эксперимент – при помощи ЭВМ он моделирует человеческую историю с самого начала, изъяв из нее фигуру Иисуса Христа.

В конечном итоге он с удивлением обнаруживает, что Мессия возникает вновь – так он нужен людям.

Произведения Тендрякова хорошо подходили для сцены – спектакли в театрах «Современник», в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова шли с большим успехом. Экранизировать его повести и романы начали еще в 50-х годах. Самые известные фильмы – «Житейское дело» (1976), «Весенние перевертыши» (1974), «Суд» (1963) и «49 дней» (1962).

Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта – вернулся после традиционной утренней пробежки, встал под холодный душ и упал. Отдыхать и расслабляться Тендряков не умел никогда.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Писатель с женой Наталией Григорьевной Асмоловой-Тендряковой на даче в Пахре. Начало 70-х годов. library35.tendryakovka.ru

Говоря об актуальности произведений писателя сегодня, хочется процитировать самого Тендрякова: «Понимаете, искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. И поэтому рецепта — как быть нравственным — я вам сказать не могу. Я сам его ищу. И о своих поисках пытаюсь рассказывать другим».

Владимир Тендряков, безусловно, был и остается большим писателем России. Его творчество продолжает традицию духовных исканий, отличающую лучшие произведения русской классической литературы во все периоды ее истории.

Книги Тендрякова переведены на многие языки мира.

А в декабре 2015 года на большие экраны вышел новый совершенно фильм по произведению Владимира Фёдоровича, «Находка» — лишнее доказательство того, что творчество писателя продолжает оставаться актуальным.

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

  • Владимир Тендряков
  • В заключение – несколько цитат о Владимире Тендрякове и его творчестве.

Дмитрий Быков: «Тендряков всей сутью своего мрачного, неровного, нервного творчества направлен против единомыслия и самодовольства; его тексты отрицают любую успокоенность. …

В беспокойстве, неудовлетворенности, в ищущем уме Тендрякова больше правды и смысла, чем во всех сегодняшних псевдохристианских проповедях официальных церковников; Тендряков со всей честностью, с бесконечной болью рассказал о том, почему в пятидесятые у советской власти в предпоследний раз не получилось вернуться на человеческий путь (до последней попытки он не дожил)».

А. И. Павловский: «Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности».

Юрий Нагибин: «Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Вениамин Смехов: «…И профессиональная замкнутость кабинетного одиночки. И хмурая отчужденность, антипатия к публичности, к эстрадной показухе. И горы читаемой литературы. И неумение «вырасти» в общественного деятеля – покровителя себе подобных. И горячее любопытство к событиям планеты. И поиски ответов на сегодняшние проклятые вопросы – во вчерашней истории».

Н. Г. Асмолова-Тендрякова: «Говорили, что он играет не по правилам. Я убеждена, что он этих правил просто не знал. Он жил, как он жил».

  1. Владимир Тендряков

Издательский дом «СОЮЗ» выпустил в свет аудиособрание сочинений Владимира Тендрякова, в которое вошли лучшие произведения писателя. Они представлены в исполнении известных актеров театра и кино Вениамина Смехова (лично знавшего писателя и оставившего о нем очерк воспоминаний), Александра Клюквина, Максима Суханова и Сергея Гармаша.

Все актеры являются давними поклонниками творчества писателя – каждый из них самостоятельно выбрал любимые произведения к записи для этого издания.

Читайте также:  Краткое содержание пришвин пиковая дама за 2 минуты пересказ сюжета

Надеемся, что оно порадует даже самых взыскательных слушателей и станет еще одним шагом на пути переоценки современным читателем советской литературы – этого грандиозного культурного пласта, интересного, многогранного и незаслуженно подзабытого в наши дни.

Приятного прослушивания!

Печатная машинка, на которой работал Владимир Тендряков: library35.tendryakovka.ru

При подготовке статьи использовались следующие источники:

Быков Д. Владимир Тендряков, Журнал «Дилетант», №2, февраль 2015 года. Зленько Г.Я. Проблематика и поэтика прозы Владимира Тендрякова: монография. – Алматы, 2005. – 288 с. Икрамов К. Тендряков Владимир Федорович [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/index.htm, свободный. Огрызко В. Затмения и прозрения: [о творчестве В. Тендрякова] // Литературная Россия. — 2006. — № 27. Побегайло Е. Тендряков Владимир Федорович [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1434, свободный. Смехов В. Театр моей памяти [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/smehov.htm, свободный.

Тендряков В. Автобиография [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pahra.ru/chosen-people/tendriakov/documenty.htm, свободный.

Источник: https://www.soyuz.ru/articles/157

Владимир Тендряков. Подробная биография

Краткое содержание рассказов Владимира Тендрякова за 2 минуты

Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области в семье мелкого сельского служащего.

После окончания средней школы ушел на фронт. Служил радистом стрелкового полка. Был тяжело ранен под Харьковом. Затем, после демобилизации, учительствовал, принимал активное участие в общественной жизни и был выдвинут на пост секретаря райкома комсомола.

Трудная колхозная жизнь послевоенного времени была ему известна досконально, так же, как и работа низовых и средних партийных организаций, колхозных председателей и рядовых тружеников, что впоследствии сыграло решающую роль при создании художественных произведений.

Осенью 1946 Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа (Институт кинематографии), но вскоре перешел в Литературный институт им. М. Горького (занимался в семинаре К.Г. Паустовского), окончил его в 1951.

Писать и печататься начал еще до института; в 1948 был опубликован рассказ в альманахе «Молодая гвардия», а в журнале «Огонек», корреспондентом которого он стал, печатал сельские очерки. Работал Тендряков и для журнала «Смена».

Правда, эти первые очерки совершенно не выделялись из общей массы очерковой, корреспондентской продукции тех лет.

Тендряков старательно фиксировал факты, которые удобно «ложились» в предложенную редакцией тему, по-видимому, искренне не замечая тех явлений, которые в заданную тему не «ложились».

Первые произведения Тендряков вполне соответствовали «теории бесконфликтности» тех лет: «Однажды вечером» (Огонек. 1952. № 1), «Школьный инспектор» (Огонек. 1952. № 5), «На рыбацком сейнере» (Огонек. 1952. № 34), «В одной семье» (Смена. 1952. № 21) и многие другие.

Характерно, что даже очерки о колхозной жизни, изображение которой станет вскоре основной темой его творчества, так же поверхностны и неинтересны, как и очерки о каспийских рыбаках, в них штампованный, приглаженный язык. Редко, но появлялись в эти годы у Тендряков и достаточно сильные вещи, например рассказ «Дела моего взвода» (Молодая гвардия.

1947. № 1).

Перемены в общественной и литературной жизни после 1953 плодотворно сказались в творчестве многих писателей-«деревенщиков», выразились они и у Тендрякова. От фиксации фактов и явлений он переходит к их вдумчивому и бескомпромиссному анализу.

В полной мере у него вскоре обнаружился талант писателя-исследователя, причем главным критерием для него при анализе изображаемых событий были этические нормы, и среди них прежде всего — человеческая совесть; видеть все при «свете совести» и только при этом свете.

В первой же повести, обратившей на себя внимание широкого читателя и критики, — «Падение Ивана Чупрова» (1953) происходит детальный, неторопливый, но внутренне остродраматичный анализ нравственного перерождения человека, корыстно пользующегося своим положением.

Как писатель-исследователь, Тендряков выбрал манеру бесстрастного повествования, полагая, что анализ поступков приведет читателя к верным выводам. Этой манере, лишь внешне бесстрастной, но тем более сильно действующей на восприятие читателя, он остался верен и в др. своих произведениях.

Тема совести и внутреннего суда человека над самим собой разработана и в близко примыкающих к «Падению Ивана Чупрова» очерке «Бородавка» (Литературная газета. 1954. 6 февр.), повести «Не ко двору» (Новый мир. 1954. № 6; фильм «Чужая родня», 1956).

Роман «Тугой узел» (1956), выросший из повести «Саша отправляется в путь», словно в фокусе сконцентрировал подлинное богатство жизненных наблюдений писателя, его опыт и его исследовательский взгляд на действительность.

В нем нарисован тип карьериста, бюрократа новой складки; с добросовестностью естествоиспытателя писатель анатомирует всю нравственную подоплеку жизни секретаря райкома Мансурова, перестающего различать добро и зло. Естественно, что обостренный интерес Тендрякова к проблемам нравственности вызвал у него желание обратиться к исследованию религиозного сознания.

Этой проблеме посвящены повести «Чудотворная» (1958, одноименный фильм — 1960) и «Апостольская командировка» (1969), но они оказались схематичными и поверхностными.

Одновременно с ними Тендряков создает роман «За бегущим днем» (1959). В нем несравненно больше жизненности, но критика справедливо отмечала, что стремление писателя к сиюминутной злободневности приводит к «очеркизации» романной прозы и к непроясненности слишком бегло очерченных характеров.

Тендряков — писатель острых коллизий; его герои, как правило, находятся в экстремальных ситуациях, испытывающих на прочность их нравственный потенциал.

Можно сказать, что личность в художественной атмосфере произведений Тендрякова помещена в условия достаточно жесткого эксперимента. Писатель порою воссоздавал крайние точки человеческого бытия, в частности смерть.

Так построены повести «Ухабы» (1956), «Суд» (1960), «Тройка, семерка, туз» (1961), «Находка» (1965), отчасти роман «Свидание с Нефертити» (1964) и повесть с характерным названием «Кончина» (1968). Почти во всех произведениях разыгрывается — так или иначе, но неизменно с трагическим исходом — драма совести, главная пружина которой — предательство.

От произведения к произведению Тендряков ищет ответ на вопрос: в чем же выход для человека; чтобы не разрушилась его личность, чтобы восторжествовали совесть и правда? В повести «Находка» писатель выбирает сострадание, которое только и помогает героям обрести смысл жизни, сострадание к ближнему, особенно к беззащитному существу.

Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русаков по прозвищу Карга находит в тайге новорожденного ребенка, и этот теплый комочек жизни переворачивает его душу. «В человеке, — утверждает писатель в повести «Ночь после выпуска» (1974), — живут, скрытые порою за весьма благополучной внешностью, самые различные возможности — и добрые и злые.

Важно вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». Эта мысль является главной и в повести «Весенние перевертыши» (1973). Учительство, проповедничество — характерная черта дарования Тендрякова.

В своих экспериментальных поисках выхода из крайне трудных психологических ситуаций он неизменно подталкивал человека к добру. Путь к истине, неотрывный от любви к человеку, может лежать и через постижение красоты. Именно на эту тему написаны его роман «Свидание с Нефертити» и трактат «Плоть искусства» (1973).

В повести «Три мешка сорной пшеницы» появляется образ великого утописта Т. Кампанеллы. Герой произведения Женька Тулупов не расстается с его книгой «Город Солнца». Но в финале он вынужден под влиянием действительности и собственных прозрений расстаться с утопическими мечтаниями, а заодно и со слепой верой в авторитеты.

Впоследствии эта мысль снова появилась у Тендряков в романе «Покушение на миражи» (1989) и в особенности в поздних его рассказах, в мемуарном эссе «На блаженном острове коммунизма» (1987).

Творчество Тендрякова внесло в литературу советского и постсоветского периода строгое, аналитическое начало, пафос поиска истины и духовности.

Владимир Тендряков скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Биография

Произведения

  • Пара гнедых
  • Проселочные беседы
  • Хлеб для собаки

Критика

  • Дар человечности
  • Неисчерпаемо, невосполнимо
  • Путь к справедливости

Ключевые слова: Владимир Тендряков,биография Владимира Тендрякова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Владимира Тендрякова

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170418-biografiya-vladimira-tendryakova

Владимир Тендряков: Подёнка — век короткий

Тендряков Владимир

Подёнка — век короткий

  • Владимир Федорович ТЕНДРЯКОВ
  • ПОДЁНКА — ВЕК КОРОТКИЙ
  • 1
  • Ни крик в голос, ни слезы не помогли — Кешка Губин, муж недельный, собрал свой чемодан, влез в полушубок, косо напялил на голову шапку, кивнул на дверь:

— Ну?.. Не хошь?.. Тогда будь здорова. Сама себя раба бьет. В свином навозе тонуть но хочу, даже с тобою!

И дверь чмокнула, ударило Кешке по валенкам тугим морозным паром, ушел.

Ни крик в голос, ни мольбы, ни слезы… Стояла посреди неприбранной избы, валялся на лавке клетчатый шерстяной шарф, забытый Кешкой.

С печи, шурша по-мышиному, сползла мать, встала напротив, сломанная пополам, зеленое лицо в сухих бескровных морщинах, в глазах — тоскливая накипь, знакомая с детства.

— Да покинь ты меня, каргу старую. Никак помереть не могу. Жизнь твою заедаю, дитятко.

Настя вцепилась в волосы, рухнула на лавку, затряслась:

— Невезучая я, ма-монь-ка-а! Проклятая моя жи-ызнь!

Мать присела, гладила трясущееся плечо легкой ладонью, повторяла:

— Покинь, право… Мне все одно скоро…

Настя выплакалась, поднялась с опухшим лицом, раскосмаченная, сказала спокойно:

— Давай спать укладываться. Завтра опять вставать ни свет ни заря.

  1. Направилась в боковушку к кровати с никелированными шарами, на которой еще вчера спала вместе с Кешкой, добавила:
  2. — Жили ж мы без него.
  3. 2
  4. Насте Сыроегиной шел шестой год, когда началась война. Она хорошо помнит — в избу ворвалась мать, тревожная, суетливая, тормоша накинула на Настеньку оболок, укутала платком:

— Идут же, идут! Господи! Може, в последний раз увидим… Да шевелись ты, Христа ради, квелая!

Бегом тащила ее мать от деревни через поле к тракту. Стоял ненастный осенний день, раскисшая стерня лежала по сторонам грязной дороги. По дороге двигались подводы, забросанные туго набитыми котомками, за подводами неровным строем шагали мужики, кто в брезентовом плаще, кто налегке в ватнике, кто в пальто. Шагали из райцентра, от военкомата к вокзалу на станцию, в армию.

Из растянувшегося строя выскочил отец, краснолицый, широкий, оступаясь в колеях, бросился к ним… Он поднял Настю и поцеловал, от него попахивало водкой. Мать повисла на его плече, а отец легонько, ласково ее отталкивал, оглядывался на своих деревенских, говорил с непривычной, неуверенной удалью:

— Чего зря мокроту разводить. Ты меня знаешь — иль грудь в крестах, иль голова в кустах…

Поглядывал браво по сторонам. Он никогда прежде не пил, считался самым тихим мужиком в деревне.

— Грудь в крестах иль голова в кустах… Ты меня знаешь.

Среди мокрой, темной стерни — грязная дорога, ровным войлоком небо, шагающие за подводами люди, бабьи всхлипы, бабьи вздохи, мелкий дождь… Последний раз видела Настя отца — голова в кустах…

Война. Ушли из деревни на фронт не только мужики, но и лошади. Бабы сговаривались по пяти дворов, пахали усадьбы — четверо впрягались в плуг, пятая шла по борозде, налегала на ручки. Все равно хлеба не хватало — хлеб нужен фронту.

Муку с осени берегли к весне, весной — тяжелые работы, надорвешься без харчей. Летом Настя заготовляла траву, ее сушили, толкли мелко, дважды ошпаривали кипятком, заправляли яйцом и пекли оладьи.

Они выходили буро-черные, тяжелые, напоминали коровьи лепехи, на них сверху картошка, нежная, на молоке, подрумяненная, политая янтарным маслом. Корова-то своя, молоко было и маслицем баловались. От лепех пучились животы, сколько ни ешь — все не сытно.

Ели еще и куглину — сухую шелуху с головок льна. До древесной коры не доходило. На усадьбе рос ячмень, но его всегда сжинали зеленым — невтерпеж сидеть на траве.

Но и трава Насте шла на пользу — росла крепкой, а мать горбилась, хирела. Она отрывала от себя последние куски: «Ешь, Настя…» После колхозной работы она бежала за восемь километров в заболоченный Кузькин лог, там, стоя по колено в воде, ночи напролет махала косой среди кочек по берегам бочажков: корову-то надо кормить, сохранишь корову — и Настя будет жить.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин бахчисарайский фонтан за 2 минуты пересказ сюжета

К матери подкатывался Иван Истомин, на фронте он оставил в кустах не голову, а только ногу, хоть и на костылях, а руки целы — пимокатничал. «Давай завяжем узелок, в паре-то ладней лямку тянуть. Степана твоего ждать нечего…» Мать и не ждала мужа, где уж, коль голова в кустах, но отказала наотрез.

Как-то Иван к Насте повернет — не родная кость, нет уж, дочь дороже своей судьбы.

Настя выровнялась — не так уж и высока, но крепко сбита, прочна в кости, плечи налиты полнотой, грудаста, щеки румяны, вздрагивают на каждом шагу и глаза в колючих редких ресницах.

Настя выровнялась, а мать сломалась, года три уже не вылезает дальше завалинки, греется на солнышке, сложив руки на коленях, в ситцевом платочке, с линялым, ссохшимся лицом. Но дома по хозяйству она еще шевелилась — печь топила, обеды варила, а дров от поленницы или воды с колодца уже не принесет.

Матери всего пятьдесят шесть, учительница Митюкова ей ровесница, никому и в голову не придет величать ту бабушкой.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/russkaya-klassicheskaya-proza/106719-vladimir-tendryakov-podyonka-vek-korotkij.html

Биография и книги автора Тендряков Владимир

Об авторе

(5. 12. 1923, д. Макаровская Вологодской губ. — 3. 08. 1984, Москва)
Прозаик, сценарист, драматург.

Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после тяжёлого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским работником.

В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешёл в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. После окончания учебы (1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала «Огонек».

Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954).

В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала «Наука и религия».

С Вологодской писательской организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.

В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности.

В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический». «Деревенский» цикл не был оценен в полной мере — как при жизни автора, так и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме коллективизации).

Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит»). «Школьный» же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу.

Тендряков — автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Моё поколение их не решило»).
Так, в повести «Ухабы» (1956) показано, к каким трагическим последствиям приводит формальное, бессердечное руководство людьми.

В повестях «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка» (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории.

В рассказе «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной пшеницы» (1972) главным является столкновение романтического идеала с реальной действительностью.

В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия.

Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?».

Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала.

Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали учителей: «Откуда Тендряков всё это знает? Как сумел проникнуть в наше тайное тайных?» (Из письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)

В центре повестей «Ночь после выпуска» (1974) и «Расплата» (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы — отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании.

Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признаёт, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах.

Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.

Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации («Хлеб для собаки» — 1970, «Пара гнедых» — 1971, «Параня» — 1971), репрессий («Охота» — 1970), волюнтаризма («На блаженном острове коммунизма» — 1974) и др.

Они оказались в ряду «возвращённой» литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы. Исключением стал роман «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий.

Первоначальное название романа — «Евангелие от компьютера» — отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек «воскресает» в программе совершенно необъяснимым образом, «смертию смерть поправ».

Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.

Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова — сложные психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои, постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное авторское слово.

Эти качества художественных произведений, созданных Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в киноискусстве. Многие из них экранизированы.

«Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут», — писал К. Икрамов.

  • Сочинения
    Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть
    Ненастье (1954) — повесть
    Не ко двору (1954) — повесть
    Тугой узел (1956) — роман
    Ухабы (1956) — повесть
    Чудотворная (1958) — повесть
    За бегущим днем (1959) — роман
    Суд (1960) — повесть
    Тройка, семерка, туз (1961) — повесть
    Чрезвычайное (1961) — повесть
    Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть
    Свидание с Нефертити (1964) — роман
    Находка (1965) — повесть
    Поденка — век короткий (1965)
    Кончина (1968)
    Апостольская командировка (1969) — повесть
    Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ
    Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ
    Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса
    Шестьдесят свечей (1972) — повесть
    Весенние перевёртыши (1973)
    Совет да любовь (1973) — пьеса
    Три мешка сорной пшеницы (1973)
    Ночь после выпуска (1974)
    На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
    Затмение (1977) — повесть
    Расплата (1979) — повесть
  • Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) — роман

Экранизации и сценарии
«Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
«Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.

«Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести , сценарий В. Тендрякова.
«49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
«Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести , сценарий В.

Тендрякова.

  1. «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975)[1]
  2. Инсценировки
    «Без креста» (1963) — инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
  3. «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — постановка Ленинградского Большого драматического театра.

Библиография
Тендряков В.Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1963.
Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1978-80.
Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1987-89.
Кончина: Повести, Рассказы. — М., 1990;
Охота. — М., 1991;

Неизданное: Проза. Публицистика. Драматургия. — М., 1995.

Литература о писателе:
Владимир Федорович Тендряков. Библиографический указатель. — Вологда, 1993;
Клюсов Б. На передней линии: Очерк творчества Владимира Тендрякова. Минск, 1963
Горшенин А. В. Человек среди людей. — Новосибирск, 1982.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.

Источник: https://www.rulit.me/authors/tendryakov-vladimir

Владимир Тендряков, каким мы его не знаем — МК Вологда

Как обычный вологодский мальчишка из деревни стал писателем?

«Важен не я, важен след, который сумею оставить…»

В нашей культурной жизни сейчас, как нам кажется, творчеству Тендрякова уделяется все меньше внимания. Много мероприятий, конкурсов проводится по Белову и Рубцову, Владимир Тендряков остается все больше и больше в тени.

Экспозиция, которую бережно воссоздали сотрудники центра, стала интерактивной. Теперь предметы, несущие приметы времени писателя, можно потрогать: полистать книги, которые, возможно, читал юный Владимир, рассмотреть первые рисунки писателя, мечтавшего стать художником, понажимать клавиши пишущей машинки, увидеть редкие семейные фотографии.

Там же представлены картины вологодского художника Аркадия Полякова на тему родины писателя. На полке можно увидеть даже настоящий кирпич, на котором сидит смешная беззащитная игрушечная лягушка, и вспомнить Дюшку Тягунова, героя повести «Весенние перевертыши».

Открытие выставки 5 сентября посетили ученики 11, 18, 28 и 39 средних школ города Вологды.

Людмила Сергеева-Христова, главный библиотекарь Юношеского центра, организатор выставки, рассказала нам множество интересных фактов из жизни мастера.

Детство

Владимир Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области. Его детство прошло в деревне. Мать, Татьяна Петровна, вела хозяйство, была очень трудолюбива.

Его отец, Федор Васильевич Тендряков, был партийным работником, его часто переводили из одного района в другой. Он был народным судьей, потом стал прокурором.

Семья проживала в Вельске, Вологде, Грязовце и Опарине, где в 1930 году Владимир пошел в первый класс, а также в Каргополе и Вожеге. Владимир в деревне был первым и долгое время единственным некрещеным ребенком на селе.

Посмотреть на «диковинного» ребенка с неподдельным ужасом приходили даже из других деревень. Писатель так вспоминает об этом в своей «Автобиографии»: «Моя мать демонстрировала мой зад: «Нате, глядите – хвоста нет, всё как у других».

Детство будущего писателя проходило в годы голода и «раскулачивания». Свои детские переживания писатель отразит в рассказе «Хлеб для собаки».

Герой его рассказа, десятилетний мальчик, каждый день видел крестьян, сосланных с лишением гражданских прав и конфискацией имущества, не добравшихся до места ссылки и брошенных умирать в привокзальном березовом скверике на глазах у жителей поселка: «Кто-то расплылся на земле студнем, не шевелился, а только клекотал и булькал нутром, словно кипящий титан. А кто-то уныло запихивал в рот пристанционный мусорок с земли… Больше всего походили на людей те, кто уже успел помереть. Эти покойно лежали — спали».

Читайте также:  Краткое содержание сказки царевна-лягушка за 2 минуты пересказ сюжета

Школьник, отцу которого выдавали паек, и он был сыт, стыдился своей сытости.

Чтобы не сойти с ума и хоть как-то успокоить свою совесть, он находит умирающую собаку и отдает ей каждый день свой недоеденный хлеб: «Мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Школа

В 1938 году семья Тендряковых переехала в Кировскую область, в поселок Подосиновец, где прошли школьные годы писателя. Если в Вожеге подросток учился неважно и даже остался на второй год в седьмом классе, то в Подосиновце, среднюю школу окончил с одной тройкой.

Учителем русского языка и литературы был человек, ставший впоследствии известным кировским писателем, Аркадий Александрович Филев. На экзамене за сочинение он поставил Владимиру Тендрякову тройку, потому что текст содержал одиннадцать ошибок.

Это и была единственная тройка в его аттестате…

Не каждому известно, но Владимир Тендряков мечтал после школы стать художником. Часто он уходил на берег лесной речки и рисовал пейзажи. Позднее Владимир Тендряков напишет своему учителю литературы, который станет его верным товарищем: «Ты в том повинен, ты убил во мне художника, заразив литературой. Тебе я обязан, что заболел хронической и тяжелой болезнью, называемой – писательство».

Война

В 1941 году он окончил школу, 21 июня отпраздновали выпускной, а уже в 4 утра на русские города полетели немецкие бомбы.

На первый взгляд шокирует реакция вчерашнего школьника, только что услышавшего о начале войны: «Меня озарило: это прекрасно, вот тут-то и начнётся долгожданная мировая революция, рабочий класс Германии сразу встанет на нашу сторону. И я от избытка чувств, прошёлся по берегу колесом».

Но эйфория и юношеский максимализм быстро угасают. Уходит на фронт отец и после трех писем пропадает без вести. В ноябре и сам Владимир Тендряков уходит добровольцем. Он закончил школу младших командиров в звании сержанта-радиста, был начальником батальонной радиостанции.

Участвовал в боях, получил первые раны. Позднее он написал о первых «прозрениях» во время войны: «До сих пор всех людей я делил просто на две разновидности – плохие и хорошие, благородные и подлецы, плюсы и минусы.

Сколько горьких разочарований, сколько недоумений пришлось пережить, прежде чем понял простую истину, что в подавляющем большинстве нет абсолютно дурных и идеально хороших людей, человек сложен и противоречив, если он сейчас искренне честен, то не значит, что завтра обстоятельства не заставят его унизительно лгать. С уразумения этого, наверное, и начинается духовная зрелость».

В 1943 году под Харьковом Тендряков был тяжело ранен осколком снаряда и после полугода лечения в госпиталях его демобилизовали. Будущий писатель вернулся в родные края. Некоторые факты его военной биографии были отражены в романе «За бегущим днем», в «Рассказах радиста», новеллах «Костры на снегу», «День, вытеснивший жизнь», «День седьмой», «Донна Анна», в эссе «Люди или нелюди».

Проба пера

После демобилизации Владимир Тендряков работал преподавателем военного дела в родной школе. Именно тогда он начал пробовать себя в литературе. Первую повесть «Экзамен на зрелость» Владимир Тендряков написал, когда ему был всего 21 год.

Ее прочитал Николай Атаров и отзыв его был таким: «Повесть написана человеком, абсолютно не представляющим, что такое литература. Никакой школы. Полное отсутствие технических навыков.

Ужасный язык… Но за всеми несуразицами и промахами – редкая наблюдательность, неподдельная искренность, живая душа».

После Победы Тендряков поступил на художественный факультет ВГИКа. Но спустя год он перешел в Литературный институт имени Горького. Его приняли без экзаменов на семинар Константина Паустовского. Соседями Тендрякова по комнате в общежитии были Наум Коржавин и Расул Гамзатов.

В этом общежитии в ночь с 20 на 21 декабря 1947 года произошло событие, потрясшее Владимира Тендрякова и оставившее глубокий след в его памяти.

Рассказывал Александр Рекемчук: «Ночью в этот подвал вошли люди с Лубянки и арестовали студента, поэта Наума Коржавина.

Спустя годы арест Наума Коржавина стал основой сюжета повести «Охота», которая была опубликована уже после смерти Владимира Федоровича в журнале «Знамя» в июльском номере 1988 года.

После окончания Литературного института Тендряков работает корреспондентом журнала «Огонек», пишет, в том числе очерки о проблемах жизни села. Некоторые очерки превращались в рассказы и повести.

И уже начиная с первой повести «Падение Ивана Чупрова», написанной в 1953 году, все его произведения затрагивали проблему нравственного выбора человека.

Писатель пытался понять, насколько верны вечные формулы «ложь во благо» или «цель оправдывает средства».

Первые серьезные шаги Владимира Тендрякова в литературе были связаны с журналом «Новый мир». Там в 1956 году был опубликован первый его большой роман «Тугой узел». По-настоящему Владимир Тендряков впервые заявил о себе как большой писатель в повестях «Чудотворная» в 1958 году и «Тройка, семёрка, туз» в 1960 году.

Но в газете «Правда» появилась разгромная статья, в которой Тендрякова упрекали в том, что он «несправедливо обвинил советского человека». Открыто выступить в защиту писателя осмелился только Николай Чуковский, заявивший: «Для меня ясно, что Тендряков очень большой писатель, идущий своим путём».

Роман «Свидание с Нефертити» впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1964 году. Роман получился полемичным. Тендряков столкнул своих героев в серьезном конфликте. В 1960-е годы и позднее почти все произведения Тендрякова вызывали гнев цензуры.

В 1966 году Главлит запретил печатать повесть «Находка» в журнале «Новый мир», поскольку эта повесть «очерняла советский образ жизни».

Сценарист

По произведениям писателя выходят фильмы, он пробует себя в качестве сценариста.

Фильмография: «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору»; «Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел»; «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести, сценарий Владимира Тендрякова; «49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В.

Тендрякова; «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести ; «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова, удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишинёве (1975).

В 2015 году на большом экране выходит фильм «Находка» режиссёра Виктора Демента. Это экранизация одноименной повести Владимира Тендрякова.

«Находка» была удостоена награды за лучшую операторскую работу на XXVI Открытом российском кинофестивале «Кинотавр», приза зрительских симпатий и премии за лучший дебют на XXIII фестивале российского кино в Онфлере во Франции.

Лента также приняла участие в «Фестивале российского кино в Китае» и отправится на XIX Международный кинофестиваль в Шанхай.

Правдоискатель

Владимир Тендряков всю жизнь искал истоки нравственности.

«Я сам хочу жить и хочу, чтобы другие люди жили. А это возможно только при нравственных отношениях. Иначе жизнь становится тяжким бременем», – говорил он. И сам он полностью соответствовал своим строгим нравственным канонам. В 1966 году он подписал открытое письмо двадцати пяти деятелей науки, литературы и искусства против реабилитации Сталина.

В 1970 году состав редколлегии журнала «Новый мир» был переформирован правлением Союза писателей СССР. Александр Твардовский в знак несогласия с этим решением ушел с поста главного редактора. Тендряков совместно с другими литературными деятелями выступил с письмом в защиту Твардовского.

В том же году Владимир Тендряков и Александр Твардовский добились вызволения Жореса Медведева из психиатрической больницы, куда он был помещен насильственно.

Владимир Тендряков поднимал сложные и неоднозначные вопросы веры и безверия в повестях «Чудотворная», «Чрезвычайное», «Апостольская командировка», «Затмение», а также в последнем романе «Покушение на миражи», опубликованном только в 1987 году, уже после его смерти. Школьный цикл Тендрякова – «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь перед выпуском» принес ему заслуженную славу.

В «Весенних перевертышах» автор размышлял о сложностях перехода от детства к юности, о времени и вечности. Много споров вызвала повесть Тендрякова «Ночь после выпуска» о воспитании чувств подростков и о роли школы в этом процессе, о том, что школа, дав ученикам знания, не учит любви и добру.

Тендрякова беспокоил главный недостаток школьного образования – отсутствие духовной и нравственной основы в воспитании.

Писатель часто проводит встречи со студентами, на одной из них он скажет: «Да как может писатель писать бесконфликтно? Мне-то хотелось бы, и надеюсь, что так и получается, чтобы после моих произведений, не принимали мое, а думали над моим».

Владимир Тендряков всегда и во всем оставался верен себе. Наталья Григорьевна Асмолова-Тендрякова, вдова писателя, рассказывала: «Говорили, что он играет не по правилам. Я убеждена, что он этих правил просто не знал. Он жил, как он жил». Тендряков никогда не изменял своим принципам в литературе. Многие его произведения публиковались, но многое он писал «в стол».

Дочь писателя, Мария Тендрякова, рассказывает, что у отца был строгий график, работал он с утра до вечера, как будто находился не дома, а в учреждении. Писатель редко отдыхал, боялся потратить время впустую.

Человек жив, пока его помнят

3 августа 1984 года Владимир Федорович после традиционной утренней пробежки по лесу, вернулся на дачу, встал под холодный душ и упал. Он скончался от инсульта.

После его смерти вдова писателя Наталья Григорьевна опубликовала около двухсот печатных листов художественных произведений Тендрякова, написанных им «в стол»: «Параня», «Донна Анна», «Покушение на миражи», «Чистые воды Китежа», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «На блаженном острове коммунизма», «Охота», «Люди или нелюди». И еще примерно столько же ждут своего часа.

Юрий Нагибин после смерти Владимира Тендрякова написал: «Он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы».

Владимир Тендряков был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Людмила Сергеева-Христова на открытии экспозиции рассказала нам, что этим летом им пришла удивительная посылка. Из далекой, особенно сейчас, Украины. В коробке, бережно упакованная, лежала одна единственная книга. Теперь она стала ценным экземпляром выставки, это энциклопедический словарь цитат «Мир человека в произведениях Владимира Тендрякова» Валерия Кунова.

Организатор выставки также поведала нам свою точку зрения, почему сейчас меньше читают Тендрякова: «Это проза для тех, кто не ленится думать».

И, действительно, мы очень часто ленимся читать и размышлять над прочитанным. Наш мир очень удобный: телевидение, интернет, прочие развлечения. Но такие комфортные условия сделали из нас лентяев – и, прежде всего, лентяев мысли. Нам часто не хочется задумываться над книгой, нам больше важен сюжет, действие. Мы все время торопимся.

А иногда думать мы просто боимся. Мы нарочно избегаем «сложных» книг, которые вызывают в нас волнение, тревогу, раздирают сомнениями душу. На встрече со студентами, отвечая на вопрос, в чем он видит опору нравственности, Владимир Тендряков уверенно сказал: «В критическом отношении к самому себе».

Возможно, нашему времени не хватает такого критического взгляда, взгляда внутрь себя.

Если человек жив, пока его помнят, то писатель жив, пока его читают. Да, возможно, книги этого писателя не часто берут с полок. Но нет такого читателя, которого бы проза Владимира Тендрякова оставила равнодушным и не заставила бы подумать, пусть это и не модно в нынешнее время.

При подготовке материала были использованы данные Библиографического ресурса «Чтобы Помнили» chtoby-pomnili.com, произведения Владимира Тендрякова «Автобиография», «Хлеб для собаки», «Весенние перевертыши» и другие.

Источник: https://vologda.mk.ru/articles/2016/09/14/vladimir-tendryakov-kakim-my-ego-ne-znaem.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector