Александра Чирва
Театр Сенеки до настоящего времени таит в себе множество загадок и представляет собой большую историко-культурную проблему, несмотря на то, что его изучение имеет многовековую историю.
Особенно пристальный интерес к театру Сенеки приходится на последние сто лет. Со второй половины XIX векаи до наших дней его трагедии рассматривались с разных точек зрения, многократно анализировались.
Однако главный вопрос — об эстетической природе театра Сенеки и его месте в античном искусстве — так и остался невыясненным.
Загадочность эстетической природы театра Сенеки во многом объясняется тем, что римская трагедия дошла до нас лишь в отрывках и пьесы Сенеки, — сохранившиеся почти полностью, существуют в нашем сознании вне определенного драматургического контекста. Такое отсутствие контекста открывает слишком широкиевозможности для истолкования трагедий Сенеки, вплоть до выведения их за пределы собственно искусства.
Известный немецкий ученый прошлого века Фридрих Лео причислил эти произведения к особому жанру, названному им риторической трагедией, Сенеку, с точки зрения Лео, персонажи пьесы интересуют лишь как участники декламаций и споров.
Однако этот взгляд не является единственным: существует группа ученых, считающая, что риторика — просто важная особенность драматургии Сенеки.
Риторическая трактовка тем трагедий, речь персонажей, богатая метафорами и гиперболами, утрированные чувства героев — всё это для ученых лишь черты стиля пьес Сенеки и имеют подчиненный характер по отношению к драматическому и психологическому содержанию трагедий. Пьесы Сенеки, с этой точки зрения, не драматизированные декламации, а декламационные драмы.
В конце прошлого века была высказана мысль о том, что трагедии Сенеки нужно рассматривать как политические драмы. Немецкий ученый Леопольд Ранке и его последователи утверждали, что Сенека примыкал к республиканской оппозиции в императорском Риме и использовал драматическую форму для выражения своих политических взглядов.
Оппоненты Ранке, напротив, выделяют моральное содержание трагедий и предлагают считать трагедии Сенеки дидактическими произведениями. Для этих ученых Сенека не политический оппозиционер, а наставник принцепса, использующий в сугубо воспитательных целях и соответственно перестраивающий художественную структуру античной трагедии.
Все эти споры о драматургии Сенеки представляются далеко не случайными. Он был художником, и мыслителем мира, уже осознававшего свой близкий финал и напряженно искавшего выхода из кризиса. В этом своем качестве Сенека и стал созвучен XX веку, времени великих исторических потрясений и перемен.
Каждая эпоха имеет своих любимых античных авторов и выделяет из классического наследия наиболее близкие ей измена и произведения. События XX века показали, что одержимые губительными страстями и жаждой абсолютной власти герои Сенеки не абстракция, а реальность.
Основу сюжетов Сенеки составляют греческие мифы о Медее, Федре, Эдипе, о падении Трои, Геракле. Однако мифы были условностью уже в его эпоху. Зрители хорошо знали сюжеты трагедий, поэтому главное внимание автора сосредоточивалось не на развитии сюжета, а на его трактовке.
И эта трактовка, насыщенная философско-этической проблематикой, была исполнена назидательности. Само положение драматурга в Риме побуждало его к этому. Он был воспитателем будущего императора Нерона. А когда шестнадцатилетний юноша вступил на престол, Сенека практически несколько лет управлял государством.
Именно в эти годы, стараясь утвердить свои идеологические позиции и в искусстве, Сенека писал свои трагедии. Монархия, по его мысли, — закономерный результат исторического развития Рима. Но власть может быть прочно основана лишь на моральном приоритете. Страной призван управлять мудрый, справедливый и милосердный монарх.
Сенека обращался в своих трагедиях к правителю-принцепсу, но подлинный адрес его трагедий был гораздо шире — все граждане Римской империи.
Воспитание человека-гражданина, личности, мужественно сносящей удары судьбы, достойной и способной обрести счастье в своем внутреннем мире, стоического мудреца Сенека ставил целью своих философских сочинений. Такую же цель преследовали и его трагедии.
Для реализации своих художественно-педагогических задач Сенека не случайно обратился к драматургии. Необыкновенная популярность зрелищ в годы правления Нерона и любовь принцепса к театру заставляют предположить, что Сенека учитывал громадное эмоциональное воздействие сценического искусства. Его трагедии остроконфликтны.
В них показано трагическое развитие страстей: по Сенеке, страсть проникает в душу человека, побеждает его разум, овладевает полностью его волей и приводит к катастрофе. Учение о страстях-аффектах очень важно в этико-философской системе Сенеки.
И в каждой из его пьес действием движет аффект: гнев, страх или любовь, переходящие в безумие.
В «Медее», например, преступление Язона, покинувшего жену, заставляет ее страдать, страдание и неутоленная боль взывают к мести, а жажда мести ведет к новому преступлению — убийству детей. Только нравственная победа человека над самим собой может прервать эту цепь зла. В этом плане показательна пьеса «Геркулес в безумии».
В слепом безумии убивает герой собственных детей, а затем готов покончить и с самим собой. Но в этот момент его останавливают слова отца: «Добровольно и намеренно убийцей станешь». Смерть сына — гибель и для отца. Геркулес, оказавшись перед выбором, выбирает жизнь. Прежняя доблесть — доблесть силы — уступает место новой доблести: терпению и милосердию.
Геркулес, по Сенеке, еще не мудрец, но один из тех, кто идет к мудрости.
По мере того, как Нерон входил во вкус власти и уже не ведал ограничения страстям, такие предостережения становились все более ему неугодными.
Обвинив Сенеку в участии в заговоре, Нерон приказал своему бывшему воспитателю умереть. Драматург знал: тиран во власти необузданных страстей поистине ужасен.
Подобную ситуацию он неоднократно исследовал в своих трагедиях. А теперь в подобной ситуации Сенека оказался сам. И погиб.
Трагедии Сенеки представил в новом переводе С. А. Ошеров. К своим главным работам филолог-классик обычно идет долгим путем предварительного изучения, накопления деталей, кропотливого исследования всех доступных материалов… Творчество Сенеки давно находилось в поле зрения С. А. Ошерова.
В 1977 году он опубликовал в своем переводе «Нравственные письма к Луцилию». Издание «Трагедий» — последняя работа Ошерова. Искусство переводчика здесь неразрывно связано с исследовательской мыслью, характеристики трагедий, в свою очередь, основываются на доскональном знании текста.
Во всех частях издания (от переводов текстов трагедий, четыре из которых впервые появляются на русском языке, и до статьи-послесловия и примечаний, выполненных Е. Г. Рабинович) ясно выступает та высокая школа филологической науки, на которой еще будет воспитываться не одно поколение молодых исследователей.
В то же время, при всей академичности серии «Литературные памятники», в которой выпущены «Трагедии» Сенеки, подлинная художественность переводов Ошерова, простота и ясность изложения в сопровождающей статье, а также обширный свод основных сведений о разных сторонах античного мира делают это издание интересным для самых широких читательских кругов.
Статья Ошерова «Сенека-драматург» знакомит читателей с историей изучения пьес Сенеки, раскрывает их идейно-художественные черты.
Исследователь старается приблизить драматургию Сенеки к восприятию современного читателя, выявить те ее особенности, которые непонятны людям XX века, и объяснить их с точки зрения места Сенеки в развитии драматического искусства. При этом он использует наиболее ясный и доходчивый метод — идет от частного к общему, от примера к обобщению.
Скрупулезный анализ текста позволяет Ошерову предложить свое решение общей проблемы — своеобразия поэтики трагедий. Каждый приведенный отрывок текста рассматривается Ошеровым всесторонне, во всех аспектах.
Так, например, монолог Гекубы — пролог к «Троянкам» — он разрабатывает и в стилистическом плане и с точки зрения философской трактовки событий, о которых говорится в монологе. Свои доказательства, рассуждения Ошеров часто строит по принципу антитезы, разрушения посылки.
Назвав первую главку «Плохие трагедии», Ошеров всем дальнейшим анализом доказывает несправедливость этой расхожей оценки и одновременно объясняет своеобразие трагедий Сенеки историческим контекстом. А вынеся в заглавие второй главки слова Калигулы — о трагедиях Сенеки — «Песок без извести», показывает, как вялость действия трагедий возмещается эмоциональной насыщенностью, другими художественными эффектами.
В переводах Ошерова точное следование оригиналу, соблюдение метрики сочетается с передачей особенностей поэтики античного автора.
Так как «риторика была главнейшим арсеналом выразительных средств для Сенеки», переводчик сохраняет эту специфику трагедий, В его переводе речь героев строится по всем правилам риторического искусства, насыщена сентенциями, повторениями, градациями (нагнетанием близких по смыслу и возрастающих по силе слов), сравнениями, риторическими вопросами и метафорами.
Краткие афористические сентенции в переводе емки и упруги: «Чего хотят несчастные, в то легче верят» («Геркулес в безумии»), «Нет царства больше, чем без царств довольным быть» («фиест»), «Кто хочет смерти, тот везде найдет ее» («Федра»). Особую сложность для перевода представляют реплики-сентенции в спорах о том, как следует поступить с точки зрения морали.
«В таком споре, — пишет Ошеров, — если один из противников выдвигает некое этическое положение, другой противопоставляет ему свое, нередко используя слова первого и придавая ключевым понятиям его реплики-сентенции иной смысл». Например, в «Троянках»:
ПИРР. Закона нет, чтоб не казнили пленного.АГАМЕМНОН. Закон не запрещает — запрещает стыд.
Или в «Геркулесе в безумии»:
ЛИК. Кого в несчастье видишь, знай, что смертный он.АМФИТРИОН. Кого отважным видишь, тем несчастья нет.
Сенека, как справедливо утверждает Ошеров, не был лириком, но «повествовательные части давали ему простор для описания».
Эти описания изобилуют «чужими, но иначе изложенными мотивами», «эффект максимально впечатляющих деталей все время удваивается эффектом узнавания оригинала» Так, в «Агамемноне» в рассказе Эврибата о буре есть мотивы Эсхила, Вергилия и Ливия Андроника.
В рассказе Тезея о спуске в Аид («Геркулес в безумии») очевидны параллели с «Энеидой» Вергилия. В своих переводах Ошерову удается сделать эти параллели узнаваемыми и для русского читателя.
Есть место, в глубях Тартара сокрытое.Мрак окружил его тенями тяжкими.Из одного ключа тут врозьрасходятся Потоки: тихий (боги им клянутся) всеУносит молчаливо вниз стигийскиеСвященные струи, а шумный, с грохотомКатящий камни — Ахеронт, которогоНазад не переплыть…
(«Геркулес в безумии»)
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20190613-teatr-seneki-predstavlennyj-vnov
Краткое содержание Федра (Жан Расин)
Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки, новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин.
Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и ее «решили извести».
Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает ее саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно.
Федра думает о смерти и ждет ее, не желая никому открыть свою тайну.
Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает ее в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой «надменный Ипполит».
В ответ Федра заявляет, что ее «греховная жизнь и так уж слишком длится», однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем ее грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе.
Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» ее терзают тело. Это «огонь всевластной Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь.
Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.
Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой. Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда ее сын погибнет.
Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезене.
Ипполит избран правителем Трезена, и Йемена, наперсница Арикии, полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство.
Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.
Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о ее пленении и дает ей свободу. Афинянам нужен царь, и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть.
А сын Федры будет царем Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын ее врага отдает ей трон. Ипполит отвечает ей, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.
Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на нее и ее сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным.
Федра, не в силах совладать со своим чувством, говбрит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним.
Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не нынешнего Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая ее мучает.
Федра просит Ипполита покарать ее за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.
Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство.
Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей.
Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита пред отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо, «чтоб честь была… без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».
Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним.
Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына.
Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.
Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.
Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе. Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит лжец и она напрасно послушала его. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.
Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую.
Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена.
Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.
Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит безвинен, что это она была «по воле высших сил… зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая ее честь, оклеветала Ипполита. Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного пасынка подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.
Федра — жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Ф.
пылает страстью к своему пасынку и открывается ему, но, когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда.
Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Ф., полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита. Разрабатывая характер Ф., Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» (428 до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.). Сенека сделал Ф.
главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Ф. с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля могла бы вызвать сострадание и ужас.
Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна». Хотя создание образа Ф.
было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни.
Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.
Источник: https://school-essay.ru/fedra-zhan-rasin.html
Дневник чтения. Сенека. Федра
bi4agova_marinaДневник чтения. Сенека. Федра. (Пер. С.Ошерова) Эта трагедия построена на известном мифическом сюжете. Действие
происходит в Афинах. Амазонка Антиопа родила Тесею Ипполита. Вскоре
она погибает, и сын ее остается с отцом, который вскоре женится на Федре.
Ипполит ведет целомудренную жизнь, охотно занимается охотой, часто
находится вдали от дома. Тесей тоже редко остается с женой, обделяя ее
ласками, вниманием и заботой.Лишенная общения с мужем, Федра начинает сходить с ума, что читатель
узнает из ее диалогов с кормилицей. Федра рассказывает ей свою тайну,
которая последнее время страшно терзает ее. Она безумно влюблена в
своего пасынка, который не только очень хорош собой, но и отличается
мужественностью и гражданственностью. Однако Тесей, помня грехи матери,
становится женоненавистником, находящим их подлыми, низкими и лживыми
существами:Я утешаюсь после смерти материОдним: всех женщин вправе ненавидеть яНо это не останавливает Федру, и она не может смирить своего запретного
чувства. Мачеха осознает свою вину и готова отдаться смерти, но кормилица
(как и в случае с Октавией) пытается ее отговорить:За то достойна жизни ты,Что казни признаешь себя достойною.Но Федра хочет испытать свою судьбу и поэтому решается открыться
Ипполиту, который счастливый возвращается с охоты. Федра приказывает
разорвать на ней ее одежды, чтобы те не стесняли ее страстей и поэтому
больше привлекали ничего не ведающего пасынка. Она возлагает на
роскошных диванах и просит привести к себе возлюбленного. Ничего не
подозревающий Ипполит видит мачеху в подобном состоянии и спрашивает
о его причинах. Федра долго не может объяснить своего поведения, потому
что ее разум не подвластен более ей. Подобная ситуация повергает
Ипполита в ужас. Он в первый раз видит мачеху в таком состоянии не
может понять, в чем дело. Свое состояние Федра объясняет подобным
образом:Большое горе немо, только малое
Болтливо.
Кто хочет смерти, тот везде найдет се.Услышав истинные причины такого явления, Ипполит не находит другого
выхода, как бежать из преступных поколев, где томится, разрываемая
страстями его «мать». Тогда кормилица, которая не желает смерти своей
девы, придумывает новую кознь.
Она предлагает объявить Ипполита
развратником, который домогается матери и чувствует себя виновным, а
потому бежал из покоев. Эта мысль срабатывает, и над Ипполитом
«сгущаются тучи».
В это время возвращается Тесей, который, так же, как и прежде его
сын, не понимает, в чем проблема, повергнувшая в шок народ и всех
приближенных к правителю. Когда он получает весть о том, что Ипполит
приставал к его жене, он велит убить его, а прежде разыскать.
Но Ипполит
сам расстается с жизнью, так как не хочет быть презренным в глазах всего
народа. Он бросается со скалы, и его тело распадается на много частей.Получив весть о смерти, Тесей приходит в скорбное состояние, но
вспоминает,
что то же он хотел сделать с ним сам. Поэтому мирится и рассказывает
обо всем Федре.
Она же, сошедшая с ума от любви к пасынку, в свою очередь отказавшему ей, услышав известие о его страшной кончине,
рассказывает мужу правду и сама убивает себя.
«О власти судьбы, губительности страстей, пагубности тирании и для самого правителя, и для окружающих, о величии мудреца, о том, что счастье простых людей прочнее, чем счастье сильных мира сего, о смерти, : показывает, сколь велика и сколь низменна душа человека, какие ужасные страсти в ней бушуют [6, 80], учит не терять стойкости, не дрожать от страха при потере богатства или угрозе смерти», — так говорит Дилите.
«Персонажам драм автор обычно сообщает сложное состояние, полное напряжения. Через бушующие, изливающиеся страсти они тянутся наружу, энергично и активно добиваются цели. С другой стороны, «я» каждого как бы погружено в себя, отделено от окружения, и даже ответы другому лицу звучат как разговоры с собой».
«Таким образом, как мы видим, Сенека тонко раскрывает движения души своих героев. Жаль, что, испытав отвращение к драматическим картинам Сенеки, упомянутые авторитеты этого не заметили. Но это уже их беды. Не обращая внимание на их мнения, европейская драматургия избрала прекрасного учителя»
Эти цитаты античного критика на прямую отражают его позицию по отношению к автору произведения и содержания его трагедий. Не могу не согласиться с его комментариями.
«И острие вонзил клинка безбожного; / Когда ж его извлек из раны радостно, / Из старческого горла вышел меч сухим» (49—50). Странно, что они по поводу подобных вещей не возмущались Гомером. Ср.о копье у Гомера: «Быстро сквозь медь и сквозь кость пролетело и, в череп ворвавшись, / С кровью смесило весь мозг и смирило его в нападенье» (Ил. XI 97—98).
Источник: https://bi4agova-marina.livejournal.com/12259.html
«Художественное своеобразие трагедии Ж. Расина «Федра»
«Художественное своеобразие трагедии Ж. Расина «Федра».
-
Эстетические принципы классицизма, их социально-историческая обусловленность.
Классицизм — направление в культуре Европы. Сформировался в XVII веке во Франции, а в XVIII веке распространился по европейским странам. Продолжал традиции эпохи Возрождения, но взгляды на гармоничное соединение человеческого разума и чувств были изменены. Классицизм провозгласил абсолютный культ разума, именно человеческого разума.
Черты классицизма в культуре:
— Обращение к формам античного искусства как к идеальным образцам.
— Стремление к выражению возвышенных идеалов, вечного и неизменного в мире. Поэтому и невнимание к индивидуальным особенностям, деталям.
- — Искусство и литература должны воспитывать и просвещать людей.
- — Стремление к совершенству в искусстве, достижение которого проходило через строгое упорядочение произведений, симметричное построение, достижение гармонии формы и содержания произведения.
- — Стремление к ясности и логичности изложения содержания в литературном произведении.
Классицизм в архитектуре и живописихарактеризуется простотой, симметричностью и монументальностью форм. Строго соблюдаются правильные естественные пропорции.
Принципы классицизма в литературе:произведение и его композиция должны строиться на основе строгих канонов, определенных для каждого жанра. Например, каждый драматическое произведение подчиняется правилу трех единств — действия, времени и места.
Классицизм устанавливает также четкую иерархию жанров литературы, которые делятся на «высокие» (ода, трагедия) и «низкие» (комедия, сатира, басня). Как видите, классицисты везде пытались вести рациональный, умственный подход.
Высокие жанры классицизмаориентированы были в первую очередь на вкусы высшего общества, аристократии, и писались в первую очередь для того, чтобы их читали именно в этой среде. Героями произведений классицистов не становился кто попало. Это всегда были знатные, родовитые, выдающиеся личности, вершащие историю, вовлеченные в важные исторические события.
Культура эпохи классицизма характеризуется расцветом театра, которой ориентировался на античные образцы трагедий и комедий. Это «золотой век» европейского театра, которому тогда был присущ торжественный, пафосный стиль.
Выдающиеся представители классицизма в литературе:драматурги Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, Вольтер, автор басен Лафонтен, сатирик Буало, прозаик Ларошфуко, авторы-классицисты в России: Ломоносов и Державин.
-
Черты классицизма в трагедии «Федра».
Творчество Жана Расина принадлежит к эпохе формирования французского классицизма. К середине ХVII века постепенно в ходе критических дискуссий и выступлений вырабатывается система правил, основным требованием которой явились ясность мысли и строгость построения.
Таким образом, для поэтики классицизма характерно отражать жизнь, тяготеющую к идеалу. Отсюда и культ античности как образец совершенного и гармоничного искусства, как вечный идеал прекрасного.
Литературное наследие Расина насчитывает не одно произведение на античный сюжет, но лучшим и значительным, по мнению самого автора и по отзывам современников и критиков, является «Федра».
Основные принципы и некоторые уточнения были написаны Расином в предисловии к трагедии. Наиболее близким к произведению, по словам автора, явился все-таки сюжет Еврипида, хотя в развитии действия Расин выбирает несколько иной путь. Это проявляется прежде всего в отношении к Федре.
Этот образ в трагедии Еврипида и Сенеки вызывает страшное негодование и осуждение прежде всего потому, что царица сама решается обвинить Ипполита. По мнению Расина, Федра не могла так низко пасть, так как слишком благородны и возвышенны были ее чувства к пасынку.
А вот кормилица, в образе которой автор увидел «низость» и «подлые наклонности», решается на клевету, дабы защитить честь своей госпожи. Таким образом, рационалистическое переосмысление Расином еврипидовского сюжета заключается в принципе этического оправдания героя.
Страсть Федры и ее вина несомненны, но автор фиксирует внимание зрителей не столько на этом, сколько на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Особенно удачным оказалось введение нового персонажа — Арикии, благодаря которому более глубоко и динамично была раскрыта душевная борьба Федры.
Образ юной девы вовсе не выдуман Расином, автор «неукоснительно придерживается мифа». Это действующее лицо упоминается как в «Энеиде» Вергилия, так и в произведениях других авторов. Арикия — дочь Палланта, брата Эгея.
И вот случается непредвиденное — Ипполит, сын Тезея, полюбил, горячо и страстно, прекрасную Арикию. Однако эта сюжетная линия отсутствовала в трагедии Еврипида. Но Расин не случайно идет по этому пути.
Как оказалось, древние авторы упрекали Еврипида в том, что он показал характер Ипполита совершенно идеальным, «свободным от каких бы то ни было несовершенств».
Поэтому Расин наделяет гордого и сурового сына амазонки одной слабостью, под которой понимает любовь « к дочери и сестре заклятых врагов его отца». Таким образом, смерть Ипполита не вызывает того страшного негодования, какое испытывали древние.
Он, хотя бы отчасти, является виноватым перед отцом. Однако это нисколько не умаляет его достоинств. Его благородство по отношению к Федре, забота о чести отца, любовь и нежность к Арикии делают этот образ поистине прекрасным.
Существенно новые черты поэтического мастерства Расина проявляются и в тех частях трагедии, которые условно можно назвать «эпическими». «Федра» насыщена ретроспективными рассказами, начиная с монолога Ипполита о подвигах Тезея и заканчивая рассказом Терамена о гибели сына амазонки.
Но эпический элемент в трагедии Расина не заслоняет, а напротив, усиливает динамизм повествования. Сила и слабость человека, твердое сознание нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием страсти и приговор, выносимый самому себе — все это доведено в «Федре» до апогея.
-
Мифологический сюжет, использованный в трагедии, и его интерпретация.
Фе́дра (др.-греч. Φαίδρα) — в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Воспылав страстью к своему пасынку Ипполиту, сыну Тесея от первого брака, и будучи отвергнута им, она оклеветала его, что привело к его гибели, и покончила с собой.
Федра — сестра Андрогея, Ариадны, Главка и Девкалиона; по отцу — внучка Зевса и Европы, и по матери — внучка бога солнца Гелиоса и океаниды Персы; супруга Тесея — мать Демофонта и Акаманта. Тесей взял её в жены при содействии Девкалиона. Вместе с Тесеем Федра отправилась в Трезен, когда тот очищался от крови Паллантидов и на год удалился из Афин.
Там она воспылала любовью к своему пасынку Ипполиту, сыну Тесея от его первой супруги — амазонки Антиопы. Отвергнутая целомудренным юношей, Федра оклеветала его и покончила с собой. Поверивший клевете Тесей проклял сына и стал виновником его гибели. По рассказу Еврипида, она послала Тесею таблички, что Ипполит ее изнасиловал, и сразу повесилась.
Либо повесилась после смерти Ипполита.
Построила святилище Афродиты в Афинах. Подарила Афинам изображения Илифии.
По рассказу Павсания, в Трезене находился храм Афродиты Катаскопии (Подглядывающей), так как Федра оттуда смотрела на Ипполита, когда он занимался гимнастикой, и прокалывала листья миртового дерева.
В Трезене находились могилы Федры и Ипполита. Одиссей и Эней видели её в Аиде. Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: ее тело качается, подвешенное на веревке.
Героиня трагедии Расина «Федра», ставшей одним из символов искусства французского классицизма. По версии Расина Ф. становится жертвой страсти к пасынку, забыв о долге супруги. Ипполит отвергает ее, и тогда Энона, наперсница Ф., клевещет на него. Изгнанный отцом, Ипполит погибает. Ф. сама признается в своей вине и умирает, приняв яд.
-
Столкновение любви и долга как основной конфликт пьесы.
Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга.
Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно.
Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.
У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.
Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.
Боги в этой пьесе несут наименьшее действие. Они упоминаются, но бездействуют. Боги слепы, а люди решают всё. Смерть Ипполита не как не связана с судьбой. Борьбы человека и судьбы здесь нет. Ипполит не борется с роком. Он борется за жизнь.
Он не знал, какая участь его ждёт. Ипполит погибает даже после убийства «быка-демона», которого насылает на него Посейдон. Он возникает не просто так. В этом опять задействован Тесей.
Он просит Посейдона наказать Ипполита за его грех, желая ему смерти.
Исходной коллизией является запретная любовь. Кровосмешение. Федра идет против природы, любит противника, своего сына за престол. Она нарушает все устои человеческого мира. Ипполит так же выступает против законов. Он любит ту, которая вне закона.
И закон отца для него не помеха. Но действовать он начинает только после «смерти» отца. Можно предположить, что без вести о смерти, Ипполит со временем «перегорел». Либо он вопреки воли отца похитил Арикию.
Либо просто разлюбил или уехал прочь от этих страданий.
Завязка действия происходит, когда Понопа приносит весть о смерти Тесея. Федра решается рассказать Ипполиту о своих чувствах. Её признание приводит в ужас не только самого Ипполита, но и Энону.
Она решилась на это только потому, что Тесей мёртв. И за её поступок ей ничего не грозит. И она надеялась на ответные чувства. А об этом знала только Энона. Поэтому Федра безнаказанно рассказала всё Ипполиту.
Кульминация-пик тех самых событий после, которых ничего уже не вернёшь. И он наступает в то время, когда Энона решается на обман. Она убедила Тесея в том, что Ипполит напал на Федру.
Развязка наступает после признания Федры во лжи. Она решается на это, потому что смысл жизни потерян. Парадоксально, но чувства её мучили и в то же время были стимулом для жизни. Она не раз хотела покончить с жизнью. Но был предлог, чтобы этого не делать. У неё была надежда на ответную любовь.
Но после того, как она узнала, что у неё есть соперница и именно ей Ипполит отвечает взаимностью, всё теряет смысл. В итоге она теряет Ипполита навсегда. Но для того, чтобы его оправдать, она принимает яд и кончает с жизнью. Она не смогла прожить остаток дней во лжи и собственных душевных муках.
Её терзания не дали бы спокойно ей дожить до конца. Потеря рассудка, признание в любви, обман — всё это привело к ужасным последствиям. И Федра не может с этим не чего поделать. Ведь движущая сила внутреннего конфликта сильнее её воли. На всём пути Федра преодолевает преграды.
Она борется со своим внутренним миром.
Федра грезит о самоубийстве. Любовь к Ипполиту сводит ее с ума, а точнее борьба, которая возникает между чувствами и законом, устоями общества.
-
Образ и судьба главной героини трагедии Расина.
Федра — персонаж трагедии Ж. Расина, жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Расин не указывает ее возраста.
Федра пылает страстью к своему пасынку Ипполиту и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, то, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы ее кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Федра, полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита.
Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» и Сенеки «Федра».
Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас.
Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну.
И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини.
Драматург создает философскую трагедию, не случайно в предисловии он ставит рядом театр и философию античных авторов: «Их театр был школой, а добродетель преподавалась в нем с не меньшим успехом, чем в школах философов. В философской трагедии характеры важны не сами по себе, а как иллюстрации определенных идей.
В «Федре» образ главной героини призван осветить идею добродетели, которую Расин раскрывает так: «…Ни в одной из моих трагедий добродетель не выведена столь отчетливо, как в этой.
Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравнивается к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть его уродство». Но хотя создание образа Федры было для Расина не целью, а средством раскрытия идеи добродетели, он по-новому понял задачи воспроизведения характера в литературе, став одним из основоположников психологизма во Франции. Он показал один день (последний день) ее жизни. Страсть, терзавшая ее многие годы, достигла в этот день высшего напряжения, из скрываемой впервые стала явной и привела к трагической развязке.
Первое упоминание о Федре появляется во второй тираде Ипполита (Акт I, явл.1), оно уважительно по отношению к пропавшему отцу и к Федре. Но уже в следующей тираде Ипполит, выразивший желание покинуть Трезен, объясняет его тем, что «мир изменил свой лик», когда здесь воцарилась «дочь Миноса и Пасифаи».
Зрителям, хорошо знавшим античную мифологию, драматург напоминал, что Федра не просто страдающая женщина, она — внучка богов, ее родители несли в себе первобытный хаос желаний, они передали дочери темные, неуправляемые страсти, неразумность и жестокость, но в то же время, может быть, понимание справедливости и светлое начало (Пасифая — лат. вся светящаяся).
Ипполит и его наставник Терамен говорят о ненависти Федры к пасынку. По ее настоянию Тесей изгнал Ипполита из Афин.
В следующем явлении Энона сообщает о том, что царица на пороге смерти. Вот появляется сама Федра, она прощается с жизнью, желая унести в могилу некую тайну. И, неожиданно для себя, признается Эноне в пагубной страсти к «сыну Амазонки». Страсть эта возникла давно, когда Федра, став женой Тесея, впервые в Афинах увидела своего пасынка.
Пока все, что испытывает Федра, полностью соответствует внешнему выражению ее чувств. Но вот она сообщает Эноне о том, что, стараясь скрыть от других и себя свою преступную страсть, она стала преследовать «любимого врага» — и Расин создает ситуацию, требующую глубокого психологического анализа.
Федра добилась изгнания Ипполита из отчего дома — «и тут настало облегченье». Федра тщательно скрывает от Тесея, что их брак несчастлив, воспитывает своих детей — и на некоторое время страсть утихает. Но переезд Тесея и Федры в Трезен, куда был сослан Ипполит, снова открывает рану. Теперь, говорит Федра, только смерть может скрыть позор.
Но тут приходит известие о смерти Тесея. Федра решает остаться жить ради старшего сына.
Почему Федра делает признание Эноне? Почему она изнемогает, почти умирает? Почему ее признание прозвучало до сообщения о смерти Тесея, дающей ей больше прав его сделать? Потому что она хочет, жаждет признаться в своей любви к Ипполиту, хотя это желание ни разу не высказано. И объяснение с Ипполитом становится неизбежным, это внутреннее решение, не зависящее от внешнего обстоятельства — известия о смерти мужа, делающего Федру более свободной в изъявлении своих чувств.
Источник: https://infourok.ru/hudozhestvennoe_svoeobrazie_tragedii_zh._rasina_fedra.-492346.htm