В майском номере журнала «Новый мир» напечатана статья Сергея Горбушина и Евгения Обухова «»ДО ТРЕТЬИХ ПЕТУХОВ» КАК ИСПОВЕДЬ-ЗАВЕЩАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА». Вот фрагмент статьи.
«До третьих петухов» (первоначальный заголовок: «Ванька, смотри!») — особенный текст В. М. Шукшина. (…) Сам жанр сказки для взрослых располагает к расшифровке.
«Третьим петухам» посвящено достаточно много статей, но происходящее в сказке либо не дешифруется совсем, либо дешифруется, на наш взгляд, не самым удачным образом.
В результате почему «До третьих петухов» — действительно исповедь-завещание в литературоведении до сих пор подробно не освещено.
Поначалу эта сказка производит странное впечатление. Она даже представляется не слишком удачной попыткой Шукшина уйти от своих традиционных, блестяще отточенных рассказов к чему-то новому. Взять хотя бы начало: сомнительный разговор в библиотеке «персонажей русской классической литературы». Однако именно размышления над смыслом этих странностей могут привести нас к общему замыслу Шукшина.
Первая бросающаяся в глаза странность состоит в том, что «персонажи русской классической литературы» разговаривают как в подворотне: «А мне глянется. С ножками — это они неплохо придумали.
А?» (Обломов); «Закрой хлебало, а то враз заставлю чернила пить» (Илья Муромец); «Я вызываю этого горлопана (к Илье) на дуэль» (Лишний). Происходящее местами очень напоминает хармсовскую беседу недоумков: «— Я бы вообще запретил эти дуэли! — крикнул бледный Ленский.
— Трус, — сказал ему Онегин. — Кто трус? — Ты трус. — А ты — лодырь. Шулер. Развратник. Циник».
Мешанина советского и отсылок к классике: «Я сама тоже из крестьян вы все знаете, какая я бедная»; «Только не делайте, пожалуйста, вид, — с презрением молвил Онегин, обращаясь к Илье и к казаку, — что только вы одни из народа. Мы тоже — народ».
Судя по всему, перед нами материализовавшиеся герои обсуждений на уроках литературы в советской школе. Это, разумеется, не персонажи настоящей русской классики, а персонажи, начитавшиеся о себе предисловий советских хрестоматий и школьных учебников.
Они фактически сами в этом сознаются: «— Да ты спроси историков литературы! Ты спроси!.. Я же хороший был! Я только лодырь беспросветный… Но я же безвредный!» (Обломов). При этом подчеркнута и их безнадежная советскость: «Мне стыдно, — горячо продолжала Бедная Лиза, — что Иван-дурак находится вместе с нами.
Сколько можно?! До каких пор он будет позорить наши ряды?»
На предисловиях сделан особый акцент. Иван скажет: «Так вот знай: я мудрее всех вас… глубже, народнее. Я выражаю чаяния, а вы что выражаете? Ни хрена не выражаете! Сороки. Вы пустые, как… Во мне суть есть, а в вас и этого нету. Одни танцы-шманцы на уме. А ты даже говорить толком со мной не желаешь. Я вот как осержусь, как возьму дубину!..
» Совершенно адекватную оценку таким речам дает черт: «Предисловий начитался — пояснил он девице „выступление” Ивана».
И тут же предостерегает своего подопечного перед разговором с Мудрецом: «Не вздумай только вылететь со своими предисловиями…» Мудрец, который, видимо, и управляет всей культурой, отлично знает им цену: «— Предисловия пишут… Знаешь, кто предисловия пишет?»
Перед нами, видимо, не просто библиотека, а современная Шукшину советская школьная библиотека. И Ивану надо отстоять свое место — в ней. Зачем автору нужны были именно эти штрихи?
«До третьих петухов» — это своего рода автобиография. По воле судьбы — последний автобиографический текст Шукшина. Здесь он мог зашифровать то, о чем нельзя было сказать ни в публицистике, ни в автобиографическом цикле «Из детских лет Ивана Попова» (кстати, там тоже автобиографического героя зовут Иван). Иван из сказки — это он сам, Шукшин. Иван, который прикидывается дураком, «шифруется».
(…)
Интересно всмотреться в детали этой автобиографии. Сказка построена по одной из любимых схем Шукшина: фильма-путешествия. Иван все время куда-то идет.
Композиция очень четкая, места действия сменяются в зеркальной последовательности: библиотека — избушка Бабы-Яги — встреча с Медведем — монастырь — канцелярия — монастырь — встреча с Медведем — избушка Бабы-Яги — библиотека. Кого же встречает Иван на своем пути?
Начнем с царевны Несмеяны. Мудрец, который, очевидно, облечен властью, всеми силами стремится ее рассмешить. И ничего у него не выходит. А вот Ивану рассмешить Несмеяну удается. Если иметь в виду общеизвестные советские реалии, то параллели напрашиваются сами собой. Несмеяна — это публика.
Мудрец (чиновник от культуры, пускай и высшего ранга) может «задвигать» или «продвигать» творцов, но над публикой он не властен. Добиться у нее успеха, справиться с ней может только Иван. Характерно, как именно он рассмешил Несмеяну и таких же скучающих молодых людей. Иван продемонстрировал ничтожность Мудреца.
Весьма интеллектуальным, между прочим, способом: неожиданный вопрос Ивана про лишнее ребро намекает, что из ребра Мудреца никого и ничего не сделали. Мудрец абсолютно бесплоден, никому не нужен.
Что поняли молодые люди, неясно, но вопрос Ивана сподвиг их «пересчитать ребра» Мудрецу, в результате «старичок предстал в нижнем теплом белье», «синтетическом», «лечебном». Примерно то же, что Иван, делал Шукшин в своих рассказах, показывая нелепость и ничтожность официоза («…работает только дальнобойная артиллерия», бить надо по главному врагу).
«…Хохотали они взахлеб, легли. Несмеяна опасно качалась на стремянке, хотела слезть, но не могла двинуться от смеха. Иван полез и снял ее. И положил рядом с другими — хохотать. Сам же нашел брюки старика, порылся в кармане… И нашел. Печать. И взял ее».
Важный штрих: Иван в конце концов не выпрашивает справку, как собирался, а берет своей рукой целую печать. Потому что он может рассмешить Несмеяну. «Я сам теперь буду выдавать справки. Всем подряд». Это демонстрация силы, «состоятельности» (по выражению Шукшина). Получается, есть два пути: можно получить одобрение сверху, а можно — признание публики.
Обратим внимание на других героинь сказки — Бабу-Ягу и ее дочь. Если Несмеяна — публика, то эти две — ангажированная критика. Баба-Яга, видимо, олицетворяет критику сталинского периода, а дочь Бабы-Яги — критику «молодую», современную Шукшину. Уродливы обе.
Ивана они, конечно, отличают. «Я как только тебя увидала, сразу подумала: „Ох, и талантливый парень!” У тебя же на лбу написано: „талант”» (Иван же Бабу-Ягу обзывает «дармоедкой»). Конечно, они высокомерны: «— Он с отчаяния. Он не ведает, что творит».
Впрочем, Иван находит, как их зацепить: «Да как же ты с мужем-то будешь спать? Ты же замуж выходишь…» — говорит он молодой дочери. То есть как ты, страшная, как смерть, будешь об искусстве писать? Со всей своей ангажированностью и отвратительностью. «— Как все… А чего? — не поняла дочка. Не поняла, но встревожилась».
Она подспудно чувствует, что в ней что-то не так. «— Да усы-то! — Ну и что? Они мне не мешают, наоборот, я лучше чую». Чего хочет партия — прибавим мы.
Кто ж ее жених? Змей Горыныч. Видимо, классик соцреализма, советский мастодонт. Подойдут многие: Кочетов, Софронов, Федин… (Неудивительно, что Несмеяна хотела повеситься, читать-то ей предлагали только Горыныча.
) «Потом рожайте усатых детей и маршируйте с имя», — так отзывается Иван о перспективах этой парочки. Дети здесь обозначают литературные произведения. Страшные.
Что еще может получиться из союза литературных генералов и обслуживающей их советской ангажированной критики (не случайно выбран глагол «маршируйте»)? Тема детей/книг получит развитие, когда дочь Бабы-Яги захочет ребенка уже от Ивана.
Змей Горыныч ведет себя как мэтр. Почти как Хлестаков с Пушкиным: «Это дурная эстетика. Ты же в библиотеке живешь… как ты можешь? У вас же там славные ребята.
Где ты набрался этой сексуальности? У вас там, я знаю, Бедная Лиза… прекрасная девушка, я отца ее знал…» С Иваном Горыныч говорит скорее не как писатель, а как главред (в первую очередь тут вспоминается Кочетов; у Горыныча, напомним, несколько голов): поучает Ивана и указывает, что подправить в творчестве.
иллюстрации К. Юдина к сказке Василия Шукшина
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a80a80da8673134168a6ca1/5b31094dd616cb00a962e6db
Василий Шукшин
Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературыоб Иване-дураке. «Мне стыдно, — сказала Бедная Лиза, — что он находится вместес нами». — «Мне тоже неловко рядом с ним стоять, — сказал Обломов. —От него портянками воняет».
— «Пускай справку достанет, что он умный», —предложила Бедная Лиза. «Где же он достанет?» — возразил Илья Муромец.«У Мудреца. И пусть успеет это сделать до третьих петухов». Долго спорили,и наконец Илья Муромец сказал. «Иди, Ванька. Надо. Вишь, какие они все… ученые.
Идии помни, в огне тебе не гореть, в воде не тонуть… За остальное не ручаюсь».Иван поклонился всем поясным поклоном. «Не поминайте лихом, если пропаду». И пошел.Шел-шел, видит — огонек светится.
Стоит избушка на курьих ножках, а вокруг кирпичнавален, шифер, пиломатериалы всякие.
Вышла на крыльцо Баба Яга. «Кто такой?»«Иван-дурак. Иду за справкой к Мудрецу». — «А ты правда дурак или толькопростодушный?» — «К чему ты, Баба Яга, клонишь?» — «Да я как тебяувидела, сразу подумала. Ох и талантливый парень. Ты строить умеешь?» —«С отцом терема рубил.
А тебе зачем?» — «Коттеджик построить хочу.Возьмешься?» — «Некогда мне. За справкой иду». — «А-а, —зловеще протянула Баба Яга, — теперь я поняла, с кем имею дело. Симулянт. Проходимец!Последний раз спрашиваю. Будешь строить?» — «Нет». — «В печь его!» —закричала Баба Яга.
Четыре стражника сгребли Ивана и в печь затолкали. А тут на дворезазвенели бубенцы. «Дочка едет, — обрадовалась Баба Яга. — С женихом, ЗмеемГорынычем». Вошла в избушку дочь, тоже страшная и тоже с усами.«Фу-фу-фу, — сказала она. — Русским духом пахнет».
— «А этоя Ивана жарю».
Дочка заглянула в печь, а оттуда — то ли плач, то ли смех.«Ой, не могу, — стонет Иван. — Не от огня помру —от смеха». — «Чего это ты?» — «Да над усами твоими смеюсь. Какже с мужем жить будешь. Он в темноте и не сообразит, с кем это он —с бабой или мужиком. Разлюбит. А может, осерчав, и голову откусить. Я этих Горынычейзнаю». — «А можешь усы вывести?» — «Могу».
— «Вылезай».И тут как раз в окна просунулись три головы Горыныча и на Ивана уставились. «Этоплемянник мой, — объяснила Баба Яга. — Гостит». Горыныч так внимательно и так долгорассматривал Ивана, что тот не выдержал, занервничал. «Ну что. Племянник я, племянник.Тебе же сказали. Или что — гостей жрать будешь. А?!» Головы Горыныча удивились.
«По-моему, он хамит», — сказала одна.
Вторая, подумав, добавила. «Дурак,а нервный». Третья высказалась вовсе кратко. «Лангет». — «Я счас тебе такойлангет покажу! — взорвался Иван со страха. — Я счас такое устрою. Головы надоелоносить?!» — «Нет, ну он же вовсю хамит», — чуть не плача сказала перваяголова.
«Хватит тянуть», — сказала вторая голова. «Да, хватит тянуть», —дурашливо поддакнул Иван и запел. «Эх брил я тебя / На завалинке / Подарила ты мене /Чулки-валенки…» Тихо стало. «А романсы умеешь? — спросил Горыныч. —Ну-ка спой. А то руку откушу.
И вы пойте», — приказал он Бабе Ягес дочкой.И запел Иван про «Хасбулата удалого», а потом, хоть и упирался, пришлосьеще и станцевать перед Змеем. «Ну вот теперь ты поумнел», — сказал Горынычи выбросил Ивана из избы в темный лес Идет Иван, а навстречу ему — медведь.
«Ухожу, — пожаловался он Ивану, — от стыда и срама.
Монастырь, возле которогоя всегда жил, черти обложили. Музыку заводят, пьют, безобразничают, монахов донимают. Убегатьотсюда надо, а то и пить научат, или в цирк запрошусь. Тебе, Иван, не надо туда. Этипострашнее Змея Горыныча». — «А про Мудреца они знают?» — спросил Иван.«Они про все знают». — «Тогда придется», — вздохнул Иван и пошелк монастырю.
А там вокруг стен монастырских черти гуляют — кто чечетку копытцемвыбивает, кто журнал с картинками листает, кто коньяк распивает. А возле неуступчивогомонастырского стражника у ворот три музыканта и девица «Очи черные» исполняют. Иванчертей сразу же на горло стал брать. «Я князь такой, что от вас клочья полетят.По кочкам разнесу!» Черти изумились.
Один полез было на Ивана, но свои оттащили егов сторону.
И возник перед Иваном некто изящный в очках. «В чем дело, дружок. Чтонадо?» — «Справку надо», — ответил Иван. «Поможем, но и ты нампомоги».Отвели Ивана в сторону и стали с ним совещаться, как выкуритьиз монастыря монахов. Иван и дал совет — запеть родную для стражника песню. Грянуличерти хором «По диким степям Забайкалья».
Грозный стражник загрустил, подошел к чертям,рядом сел, чарку предложенную выпил, а в пустые ворота монастыря двинули черти. Тут чертприказал Ивану. «Пляши камаринскую!» — «Пошел к дьяволу, — обозлилсяИван. — Ведь договаривались же: я помогу вам, вы — мне». —«А ну пляши, или к Мудрецу не поведем».
Пришлось Ивану пойти в пляс, и тутже очутился он вместе с чертом у маленького, беленького старичка — Мудреца.Но и тот просто так справку не дает.
«Рассмешишь Несмеяну — дам справку». ПошелИван с Мудрецом к Несмеяне. А та от скуки звереет. Друзья её лежат среди фикусов подкварцевыми лампами для загара и тоже скучают. «Пой для них», — приказал Мудрец. ЗапелИван частушку. «О-о… — застонали молодые. — Не надо, Ваня.Ну, пожалуйста…» — «Ваня, пляши!» — распорядился снова Мудрец.
«Пошелк черту!» — рассердился Иван. «А справка? — зловеще спросил старичок. —Вот ответь мне на несколько вопросов, докажи, что умный. Тогда и выдам справку». —«А можно, я спрошу?» — сказал Иван. «Пусть, пусть Иван спросит», —закапризничала Несмеяна. «Почему у тебя лишнее ребро?» — спросил Иван у Мудреца.
«Это любопытно, — заинтересовались молодые люди, окружили старика. — Ну-ка,покажи ребро».
И с гоготом начали раздевать и щупать Мудреца.А Иван вытащилиз кармана Мудреца печать и отправился домой. Проходил мимо монастыря — тамс песнями и плясками хозяйничали черти. Встретил медведя, а тот уже условиями работыв цирке интересуется и выпить вместе предлагает. А когда мимо избы Бабы Яги проходил,то голос услышал. «Иванушка, освободи.
Змей Горыныч меня в сортир под замок посадилв наказание». Освободил Иван дочь Бабы Яги, а она спрашивает. «Хочешь стать моимлюбовником?» — «Пошли», — решился Иван. «А ребеночка сделаешьмне?» — спросила дочь Бабы Яги. «С детьми умеешь обращаться?» — «Пеленатьумею», — похвасталась та и туго запеленала Ивана в простыни. А тут как раз ЗмейГорыныч нагрянул. «Что.
Страсти разыгрались. Игры затеяли.
Хавать вас буду!» И толькоизготовился проглотить Ивана, как вихрем влетел в избушку донской атаман, посланныйиз библиотеки на выручку Ивана. «Пошли на полянку, — сказал он Горынычу. —Враз все головы тебе отхвачу». Долго длился бой. Одолел атаман Змея.
«Боевитее тебя, казак,я мужчин не встречала», — заговорила ласково дочь Бабы Яги, атаман заулыбался,ус начал крутить, да Иван одернул его. Пора нам возвращаться.В библиотеке Иванаи атамана встретили радостно. «Слава богу, живы-здоровы.
Иван, добыл справку?» «Целуюпечать добыл», — ответил Иван. Но что с ней делать, никто не знал. «Зачемже человека в такую даль посылали?» — сердито спросил Илья. «А ты, Ванька,садись на свое место — скоро петухи пропоют».
— «Нам бы не сидеть, Илья,не рассиживаться!» — «Экий ты вернулся…» — «Какой? —не унимался Иван. — Такой и пришел — кругом виноватый.
Посиди тут!..» —«Вот и посиди и подумай», — спокойно сказал Илья Муромец. И запели третьипетухи, тут и сказке конец. Будет, может, и другая ночь… Но это будет другая сказка..
На нашем сайте Вы найдете значение «Василий Шукшин — До Третьих Петухов» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василий Шукшин — До Третьих Петухов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «В». Общая длина 35 символа
Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396872-vasiliy-shukshin—do-tretih-petuhov/
Краткое содержание До третьих петухов Шукшин
Русская литература ⇒ ????Краткие содержания ⇒ Краткое содержание До третьих петухов Шукшин
Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке.
– Мне стыдно, – сказала Бедная Лиза, – что он находится вместе с нами. – Мне тоже неловко рядом с ним стоять, – сказал Обломов. – От него портянками воняет. – Пускай справку достанет, что он умный, – предложила Бедная Лиза. – Где же он достанет? – возразил Илья Муромец.
– У Мудреца. И пусть успеет это сделать до третьих петухов.
Долго спорили, и наконец Илья Муромец сказал: “Иди, Ванька. Надо. Вишь, какие они все… ученые. Иди и помни, в огне тебе не гореть, в воде не тонуть… За остальное не ручаюсь”.
Иван поклонился всем поясным поклоном: “Не поминайте лихом, если пропаду”. И пошел. Шел-шел, видит – огонек светится. Стоит избушка на курьих ножках, а вокруг кирпич навален, шифер, пиломатериалы всякие.
Вышла на крыльцо Баба Яга:
– Кто такой? – Иван-дурак. Иду за справкой к Мудрецу.
– А ты правда дурак или только простодушный? – К чему ты, Баба Яга, клонишь? – Да я как тебя увидела, сразу подумала: ох и талантливый парень! Ты строить умеешь? – С отцом терема рубил. А тебе зачем? – Коттеджик построить хочу.
Возьмешься? – Некогда мне. За справкой иду. – А-а, – зловеще протянула Баба Яга, – теперь я поняла, с кем имею дело. Симулянт! Проходимец! Последний раз спрашиваю: будешь строить? – Нет.
– В печь его! – закричала Баба Яга.
Четыре стражника сгребли Ивана и в печь затолкали. А тут на дворе зазвенели бубенцы. “Дочка едет, – обрадовалась Баба Яга. – С женихом, Змеем Горынычем”. Вошла в избушку дочь, тоже страшная и тоже с усами. “Фу-фу-фу, – сказала она. – Русским духом пахнет”. – “А это я Ивана жарю”. Дочка заглянула в печь, а оттуда – то ли плач, то ли смех.
– Ой, не могу, – стонет Иван. – Не от огня помру – от смеха. – Чего это ты? – Да над усами твоими смеюсь. Как же с мужем жить будешь? Он в темноте и не сообразит, с кем это он – с бабой или мужиком. Разлюбит. А может, осерчав, и голову откусить. Я этих Горынычей знаю. – А можешь усы вывести? – Могу.
– Вылезай.
И тут как раз в окна просунулись три головы Горыныча и на Ивана уставились. “Это племянник мой, – объяснила Баба Яга. – Гостит”.
Горыныч так внимательно и так долго рассматривал Ивана, что тот не выдержал, занервничал: “Ну что? Племянник я, племянник. Тебе же сказали. Или что – гостей жрать будешь? А?!” Головы Горыныча удивились.
“По-моему, он хамит”, – сказала одна. Вторая, подумав, добавила: “Дурак, а нервный”. Третья высказалась вовсе кратко: “Лангет”.
– Я счас тебе такой лангет покажу! – взорвался Иван со страха. – Я счас такое устрою! Головы надоело носить?! – Нет, ну он же вовсю хамит, – чуть не плача сказала первая голова. – Хватит тянуть, – сказала вторая голова.
- – Да, хватит тянуть, – дурашливо поддакнул Иван и запел:
- Эх брил я тебя На завалинке Подарила ты мене
- Чулки-валенки…
Тихо стало. “А романсы умеешь? – спросил Горыныч. – Ну-ка спой. А то руку откушу. И вы пойте”, – приказал он Бабе Яге с дочкой.
И запел Иван про “Хасбулата удалого”, а потом, хоть и упирался, пришлось еще и станцевать перед Змеем. “Ну вот теперь ты поумнел”, – сказал Горыныч и выбросил Ивана из избы в темный лес. Идет Иван, а навстречу ему – медведь.
– Ухожу, – пожаловался он Ивану, – от стыда и срама. Монастырь, возле которого я всегда жил, черти обложили. Музыку заводят, пьют, безобразничают, монахов донимают. Убегать отсюда надо, а то и пить научат, или в цирк запрошусь. Тебе, Иван, не надо туда. Эти пострашнее Змея Горыныча. – А про Мудреца они знают? – спросил Иван. – Они про все знают.
– Тогда придется, – вздохнул Иван и пошел к монастырю.
А там вокруг стен монастырских черти гуляют – кто чечетку копытцем выбивает, кто журнал с картинками листает, кто коньяк распивает. А возле неуступчивого монастырского стражника у ворот три музыканта и девица “Очи черные” исполняют.
Иван чертей сразу же на горло стал брать: “Я князь такой, что от вас клочья полетят. По кочкам разнесу!” Черти изумились. Один полез было на Ивана, но свои оттащили его в сторону.
И возник перед Иваном некто изящный в очках: “В чем дело, дружок? Что надо?” – “Справку надо”, – ответил Иван. “Поможем, но и ты нам помоги”.
Отвели Ивана в сторону и стали с ним совещаться, как выкурить из монастыря монахов. Иван и дал совет – запеть родную для стражника песню. Грянули черти хором “По диким степям Забайкалья”. Грозный стражник загрустил, подошел к чертям, рядом сел, чарку предложенную выпил, а в пустые ворота монастыря двинули черти. Тут черт приказал Ивану:
– Пляши камаринскую! – Пошел к дьяволу, – обозлился Иван. – Ведь договаривались же: я помогу вам, вы – мне.
– А ну пляши, или к Мудрецу не поведем.
Пришлось Ивану пойти в пляс, и тут же очутился он вместе с чертом у маленького, беленького старичка – Мудреца. Но и тот просто так справку не дает: “Рассмешишь Несмеяну – дам справку”. Пошел Иван с Мудрецом к Несмеяне. А та от скуки звереет. Друзья ее лежат среди фикусов под кварцевыми лампами для загара и тоже скучают. “Пой для них”, – приказал Мудрец. Запел Иван частушку.
– О-о… – застонали молодые. – Не надо, Ваня. Ну, пожалуйста… – Ваня, пляши! – распорядился снова Мудрец. – Пошел к черту! – рассердился Иван. – А справка? – зловеще спросил старичок.
– Вот ответь мне на несколько вопросов, докажи, что умный. Тогда и выдам справку. – А можно, я спрошу? – сказал Иван. – Пусть, пусть Иван спросит, – закапризничала Несмеяна.
– Почему у тебя лишнее ребро? – спросил Иван у Мудреца.
– Это любопытно, – заинтересовались молодые люди, окружили старика. – Ну-ка, покажи ребро, – и с гоготом начали раздевать и щупать Мудреца.
А Иван вытащил из кармана Мудреца печать и отправился домой. Проходил мимо монастыря – там с песнями и плясками хозяйничали черти. Встретил медведя, а тот уже условиями работы в цирке интересуется и выпить вместе предлагает. А когда мимо избы Бабы Яги проходил, то голос услышал:
– Иванушка, освободи. Змей Горыныч меня в сортир под замок посадил в наказание.
Освободил Иван дочь Бабы Яги, а она спрашивает:
– Хочешь стать моим любовником? – Пошли, – решился Иван. – А ребеночка сделаешь мне? – спросила дочь Бабы Яги. – С детьми умеешь обращаться? – Пеленать умею, – похвасталась та и туго запеленала Ивана в простыни. А тут как раз Змей Горыныч нагрянул:
– Что? Страсти разыгрались? Игры затеяли? Хавать вас буду!
И только изготовился проглотить Ивана, как вихрем влетел в избушку донской атаман, посланный из библиотеки на выручку Ивана. “Пошли на полянку, – сказал он Горынычу. – Враз все головы тебе отхвачу”.
Долго длился бой. Одолел атаман Змея. “Боевитее тебя, казак, я мужчин не встречала”, – заговорила ласково дочь Бабы Яги, атаман заулыбался, ус начал крутить, да Иван одернул его: пора нам возвращаться.
В библиотеке Ивана и атамана встретили радостно:
– Слава богу, живы-здоровы. Иван, добыл справку? – Целую печать добыл, – ответил Иван. Но что с ней делать, никто не знал. – Зачем же человека в такую даль посылали? – сердито спросил Илья. – А ты, Ванька, садись на свое место – скоро петухи пропоют. – Нам бы не сидеть, Илья, не рассиживаться! – Экий ты вернулся… – Какой? – не унимался Иван. – Такой и пришел – кругом виноватый. Посиди тут!
– Вот и посиди и подумай, – спокойно сказал Илья Муромец.
И запели третьи петухи, тут и сказке конец. Будет, может, и другая ночь… Но это будет другая сказка.
Вариант 2
Как-то вечером у компании героев русской литературы предметом споров стал Иван-дурак.
Бедная Лиза с Обломовым стеснялись быть с ним рядом. Девушка требовала, чтоб Иван предоставил справку о том, что он как бы и не дурак вовсе. Ее поддержали. Долго Илья Муромец убеждал их всех в том, что пустая это идея, но Ваньке пришлось все-таки идти, имея наказ вернуться до третьих петухов.
Дошел до избушки на курьих ножках. А вокруг нее как будто стройка идет: кирпич валяется, пиломатериалы, шифер. Баба Яга вышла на крыльцо. Пришлось ей рассказать, что направляется к Мудрецу за важной бумажкой.
Захотела старуха, чтоб он ей коттедж по-быстрому соорудил, а когда Иван отказался, в печь отправила. Хорошо, что дочка ее в гости с женихом Горынычем нагрянула, усатая и страшная. Стал Ванька потешаться над ее усами из печи, дочь и спроси, умеет ли он их выводить.
Услышав, что умеет, велела вытащить из печи дурака.
Тут в избу заглянул всеми тремя головами Змей Горыныч. Слово за слово, совсем уж собрался он Ивана съесть, но тот с перепугу запел. А потом еще и станцевал. Поэтому есть его никто не стал, но в лес Змей все-таки парнишку выбросил.
Там он встретился с опечаленным медведем, который советовал ему не ходить в сторону монастыря, потому что вокруг него всю округу черти заняли, непристойно себя ведут да монахов донимают. Ванька только про Мудреца и спросил, мол, знают ли они его. Когда услышал, что знают черти обо всем, все-таки двинулся к монастырю.
Вокруг стен монастырских черти чем только не занимались: чечетку выбивают, коньяк распивают, да журналы со всякими картинками листают.
Сходу Иван на испуг стал нечистых брать, грозно обещая их в клочья разнести. Удивил чертей невероятно. Один у него спросил, что ему надо. Узнав, что справка нужна, предложил друг другу помочь.
Помог Ванька им монахов прогнать, в ответ доставили они его к Мудрецу.
Тот справку не дает, требует Несмеяну рассмешить. А та с компанией загорает, со скуки бесится. Хитростью тогда Иван забрал печать у мудрого человека и ушел.
Мимоходом освободил дочку Яги из сортира, едва не став ее любовником. За это чуть не съел его Змей Горыныч, но спас парнишку донской атаман, присланный ему на помощь из родной библиотеки.
Дома прибывшую пару встретили душевно, да вот только с печатью, добытой Иваном, никто не знал, что делать. Молодец было возмутиться собрался, но Муромец не дал.
А там и третьи петухи пропели, так что все, что было в другие ночи – это совсем иная сказка.
(1
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-do-tretix-petuxov-shukshin/
Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов»
Тема: Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов».
Цели: 1. Обучающая: знакомство учащихся со сказкой В.М. Шукшина «До
- третьих петухов».
- 2. Развивающая: стремиться выработать у учащихся умение
- отстаивать свою точку зрения.
- 3. Воспитывающая: на примере литературного произведения
- воспитывать ответственность за свои поступки.
- Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.Рассказ о жизни и творчестве В.М. Шукшина.
III. Тема урока.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку «До третьих петухов». Вспомните, как она начинается.
(Литературные герои спорят, может ли «низкий» герой находиться в «высшем» обществе).
— К какому выводу они приходят?
(Не может.И отправляют Ивана за справкой к Мудрецу).
— Только ли за справкой отправляется Иван? Посмотрите подзаголовок.
(Иван уходит не просто за справкой, а ума-разума набираться).
— Вспомните сцену встречи Ивана с чертями. Что предлагают черти Ивану и почему он не соглашается на сделку?
(Черти предлагают липовую справку, но Иван её не берёт.Он всё должен одолеть сам, иначе, как ему ума-разума набраться?)
— Какое первое испытание выпало на долю Ивана, и как он его выдержал?
(Краткий пересказ эпизода «Встреча с Горынычем». Иван не может достойно выдержать это испытание. Он отступает перед злой силой. Это было первое унижение, которое выпало на долю Ивана на пути за справкой.«В душу как вроде удобрения свалили, — грустно сказал он. – Вот же тяжело достанется мне эта справка»).
— Где испытал Иван второе поражение?
(Встреча с чертями. Иван берёт грех на душу: учит чертей, как проникнуть в монастырь(краткий пересказ).
— И ему снова приходится плясать. «Он плясал и плакал. Плакал и плясал». Почему же Иван ни разу не прислушался к голосу Ильи Муромца, который остерегал его от беды?
(Потому что герой сам должен пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен).
— А Мудрец? Кто это? Какое место занимает он в сказке?
(Высказывания учеников).
Слово учителя. Мудрец – это образ-гротеск. Это паразитирующий тип. Он имеет огромную власть. Вспомните, он может «разрешить» вулкану извергаться, считать «недействительным» любой факт.
Но, несмотря на то, что говорит он очень мудрёно, все, кто его окружает не испытывают перед ним должного трепета, уважения к нему нет. Особенно ярко это проявляется в компании молодых бездельников. Здесь Мудрец совсем превращается в шута. К тому же в шута подлогои пошлого. Сам он развеселить компанию не может и собирается сделать Ивана посмешищем.
— Как выходит Иван из этого положения?
(Говорит, что у Мудреца есть лишнее ребро и компания мигом бросается раздевать Мудреца. А Иван тем временем забирает печать – символ власти Мудреца.
— Как вы думаете, почему Шукшин отправляет своего героя в обратный путь по той же дороге, по которой он шёл к Мудрецу?
(Иван должен увидеть и понять, что он оставил после себя, когда исполнял чужую волю, стремясь к справке).
Слово учителя. Итак, Иван проходит мимо монастыря, в котором веселятся черти. Черти – это самое страшное в сказке Шукшина. Они обводят вокруг пальца Ивана, который во всех сказках их побеждал.
- Но Шукшинский Иван – это не просто сказочный герой.
- — Как вы думаете, кого имел в виду автор, создавая образ Ивана?
- (Высказывания учеников)
Слово учителя. Действительно, народ. Иван – это не просто отдельная личность. Это собирательный, обобщённый образ.
Это народ должен осознать то, что он делал до сих пор, под чью дудку плясал.
На обратном пути Иван уже не хорохорится, он начинает понимать, что терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать.
По-новому проходит встреча Ивана с Медведем.
-Вспомните первую встречу. (Пересказ эпизода).
А сейчас Медведь собирается уходить в цирк, но не знает – возьмут ли его.
— Что Иван говорит на это? Что нужно уметь, чтобы взяли?
Зачитать.- Там надо на задних лапах ходить, — сказал Иван.
-Зачем? – не понял Медведь.
— Да что же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любая собака знает…
- Медведь задумался и долго молчал.
- — Как вы думаете, что имел в виду Шукшин, когда писал этот эпизод?
- (Кормят тех, кто льстит, кто бездумно выполняет любое приказание, во всём подчиняется тому, кто сильнее).
— Возвращается Иван в библиотеку. Набрался он ума-разума?
(нет. Хотя что-то в его сознании уже сдвинулось. Он ведь повторяет фразу: «Нам бы не сидеть, не рассиживаться бы нам!» Но этого не достаточно. Поэтому Илья Муромец и говорит Ивану: «Посиди! Подумай…»
IV. Итог.
— Как вы думаете, счастливый ли финал у этой сказки? Почему?
(Высказывания детей).
Конечно, вы правы. Несчастливый. Иван вовсе не победитель. Печать, которую он добыл, досталась слишком дорогой ценой и никому, по сути, не нужна.
— Что же с нами происходит? Такой вопрос ставит перед нами Шукшин. Не пора ли за дело взяться?
Тема: Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «До третьих петухов».
Цели: 1. Обучающая: знакомство учащихся со сказкой В.М. Шукшина «До
- третьих петухов».
- 2. Развивающая: стремиться выработать у учащихся умение
- отстаивать свою точку зрения.
- 3. Воспитывающая: на примере литературного произведения
- воспитывать ответственность за свои поступки.
- Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания. Рассказ о жизни и творчестве В.М. Шукшина.
III. Тема урока.
Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку «До третьих петухов». Вспомните, как она начинается.
(Литературные герои спорят, может ли «низкий» герой находиться в «высшем» обществе).
— К какому выводу они приходят?
(Не может. И отправляют Ивана за справкой к Мудрецу).
— Только ли за справкой отправляется Иван? Посмотрите подзаголовок.
(Иван уходит не просто за справкой, а ума-разума набираться).
— Вспомните сцену встречи Ивана с чертями. Что предлагают черти Ивану и почему он не соглашается на сделку?
(Черти предлагают липовую справку, но Иван её не берёт. Он всё должен одолеть сам, иначе, как ему ума-разума набраться?)
— Какое первое испытание выпало на долю Ивана, и как он его выдержал?
(Краткий пересказ эпизода «Встреча с Горынычем». Иван не может достойно выдержать это испытание. Он отступает перед злой силой. Это было первое унижение, которое выпало на долю Ивана на пути за справкой. «В душу как вроде удобрения свалили, — грустно сказал он. – Вот же тяжело достанется мне эта справка»).
— Где испытал Иван второе поражение?
(Встреча с чертями. Иван берёт грех на душу: учит чертей, как проникнуть в монастырь(краткий пересказ).
— И ему снова приходится плясать. «Он плясал и плакал. Плакал и плясал». Почему же Иван ни разу не прислушался к голосу Ильи Муромца, который остерегал его от беды?
(Потому что герой сам должен пройти свой путь, чтобы понять, на что он способен).
— А Мудрец? Кто это? Какое место занимает он в сказке?
(Высказывания учеников).
Слово учителя. Мудрец – это образ-гротеск. Это паразитирующий тип. Он имеет огромную власть. Вспомните, он может «разрешить» вулкану извергаться, считать «недействительным» любой факт.
Но, несмотря на то, что говорит он очень мудрёно, все, кто его окружает не испытывают перед ним должного трепета, уважения к нему нет. Особенно ярко это проявляется в компании молодых бездельников. Здесь Мудрец совсем превращается в шута. К тому же в шута подлого и пошлого. Сам он развеселить компанию не может и собирается сделать Ивана посмешищем.
— Как выходит Иван из этого положения?
(Говорит, что у Мудреца есть лишнее ребро и компания мигом бросается раздевать Мудреца. А Иван тем временем забирает печать – символ власти Мудреца.
— Как вы думаете, почему Шукшин отправляет своего героя в обратный путь по той же дороге, по которой он шёл к Мудрецу?
(Иван должен увидеть и понять, что он оставил после себя, когда исполнял чужую волю, стремясь к справке).
Слово учителя. Итак, Иван проходит мимо монастыря, в котором веселятся черти. Черти – это самое страшное в сказке Шукшина. Они обводят вокруг пальца Ивана, который во всех сказках их побеждал.
- Но Шукшинский Иван – это не просто сказочный герой.
- — Как вы думаете, кого имел в виду автор, создавая образ Ивана?
- (Высказывания учеников)
Слово учителя. Действительно, народ. Иван – это не просто отдельная личность. Это собирательный, обобщённый образ.
Это народ должен осознать то, что он делал до сих пор, под чью дудку плясал.
На обратном пути Иван уже не хорохорится, он начинает понимать, что терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать.
По-новому проходит встреча Ивана с Медведем.
-Вспомните первую встречу. (Пересказ эпизода).
А сейчас Медведь собирается уходить в цирк, но не знает – возьмут ли его.
— Что Иван говорит на это? Что нужно уметь, чтобы взяли?
Зачитать.- Там надо на задних лапах ходить, — сказал Иван.
-Зачем? – не понял Медведь.
— Да что же ты, не знаешь, что ли? Тех и кормят, кто на задних лапах умеет. Любая собака знает…
- Медведь задумался и долго молчал.
- — Как вы думаете, что имел в виду Шукшин, когда писал этот эпизод?
- (Кормят тех, кто льстит, кто бездумно выполняет любое приказание, во всём подчиняется тому, кто сильнее).
— Возвращается Иван в библиотеку. Набрался он ума-разума?
(нет. Хотя что-то в его сознании уже сдвинулось. Он ведь повторяет фразу: «Нам бы не сидеть, не рассиживаться бы нам!» Но этого не достаточно. Поэтому Илья Муромец и говорит Ивану: «Посиди! Подумай…»
IV. Итог.
— Как вы думаете, счастливый ли финал у этой сказки? Почему?
(Высказывания детей).
Конечно, вы правы. Несчастливый. Иван вовсе не победитель. Печать, которую он добыл, досталась слишком дорогой ценой и никому, по сути, не нужна.
— Что же с нами происходит? Такой вопрос ставит перед нами Шукшин. Не пора ли за дело взяться?
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-m-shukshin-do-triet-ikh-pietukhov
«До третьих петухов» Шукшина в кратком изложении на Сёзнайке.ру
Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. «Мне стыдно, — сказала Бедная Лиза, — что он находится вместе с нами». — «Мне тоже неловко рядом с ним стоять, — сказал Обломов. — От него портянками воняет». — «Пускай справку достанет, что он умный», — предложила Бедная Лиза.
«Где же он достанет?» — возразил Илья Муромец. «У Мудреца. И пусть успеет это сделать до третьих петухов». Долго спорили, и наконец Илья Муромец сказал: «Иди, Ванька. Надо. Вишь, какие они все… ученые. Иди и помни, в огне тебе не гореть, в воде не тонуть… За остальное не ручаюсь». Иван поклонился всем поясным поклоном: «Не поминайте лихом, если пропаду». И пошел.
Шел-шел, видит — огонек светится. Стоит избушка на курьих ножках, а вокруг кирпич навален, шифер, пиломатериалы всякие. Вышла на крыльцо Баба Яга: «Кто такой?» «Иван-дурак. Иду за справкой к Мудрецу».
— «А ты правда дурак или только простодушный?» — «К чему ты, Баба Яга, клонишь?» — «Да я как тебя увидела, сразу подумала: ох и талантливый парень! Ты строить умеешь?» — «С отцом терема рубил. А тебе зачем?» — «Коттеджик построить хочу. Возьмешься?» — «Некогда мне. За справкой иду». — «А-а, — зловеще протянула Баба Яга, — теперь я поняла, с кем имею дело.
Симулянт! Проходимец! Последний раз спрашиваю: будешь строить?» — «Нет». — «В печь его!» — закричала Баба Яга. Четыре стражника сгребли Ивана и в печь затолкали. А тут на дворе зазвенели бубенцы. «Дочка едет, — обрадовалась Баба Яга. — С женихом, Змеем Горынычем». Вошла в избушку дочь, тоже страшная и тоже с усами. «Фу-фу-фу, — сказала она. — Русским духом пахнет».
— «А это я Ивана жарю». Дочка заглянула в печь, а оттуда — то ли плач, то ли смех. «Ой, не могу, — стонет Иван. — Не от огня помру — от смеха». — «Чего это ты?» — «Да над усами твоими смеюсь. Как же с мужем жить будешь? Он в темноте и не сообразит, с кем это он — с бабой или мужиком. Разлюбит. А может, осерчав, и голову откусить. Я этих Горынычей знаю».
— «А можешь усы вывести?» — «Могу». — «Вылезай». И тут как раз в окна просунулись три головы Горыныча и на Ивана уставились. «Это племянник мой, — объяснила Баба Яга. — Гостит». Горыныч так внимательно и так долго рассматривал Ивана, что тот не выдержал, занервничал: «Ну что? Племянник я, племянник. Тебе же сказали.
Или что — гостей жрать будешь? А?!» Головы Горыныча удивились. «По-моему, он хамит», — сказала одна. Вторая, подумав, добавила: «Дурак, а нервный». Третья высказалась вовсе кратко: «Лангет». — «Я счас тебе такой лангет покажу! — взорвался Иван со страха.
— Я счас такое устрою! Головы надоело носить?!» — «Нет, ну он же вовсю хамит», — чуть не плача сказала первая голова. «Хватит тянуть», — сказала вторая голова. «Да, хватит тянуть», — дурашливо поддакнул Иван и запел: «Эх брил я тебя / На завалинке / Подарила ты мене / Чулки-валенки…» Тихо стало. «А романсы умеешь? — спросил Горыныч. — Ну-ка спой. А то руку откушу. И вы пойте», — приказал он Бабе Яге с дочкой.
И запел Иван про «Хасбулата удалого», а потом, хоть и упирался, пришлось еще и станцевать перед Змеем. «Ну вот теперь ты поумнел», — сказал Горыныч и выбросил Ивана из избы в темный лес Идет Иван, а навстречу ему — медведь. «Ухожу, — пожаловался он Ивану, — от стыда и срама. Монастырь, возле которого я всегда жил, черти обложили. Музыку заводят, пьют, безобразничают, монахов донимают.
Убегать отсюда надо, а то и пить научат, или в цирк запрошусь. Тебе, Иван, не надо туда. Эти пострашнее Змея Горыныча». — «А про Мудреца они знают?» — спросил Иван. «Они про все знают». — «Тогда придется», — вздохнул Иван и пошел к монастырю. А там вокруг стен монастырских черти гуляют — кто чечетку копытцем выбивает, кто журнал с картинками листает, кто коньяк распивает.
А возле неуступчивого монастырского стражника у ворот три музыканта и девица «Очи черные» исполняют. Иван чертей сразу же на горло стал брать: «Я князь такой, что от вас клочья полетят. По кочкам разнесу!» Черти изумились. Один полез было на Ивана, но свои оттащили его в сторону. И возник перед Иваном некто изящный в очках: «В чем дело, дружок? Что надо?» — «Справку надо», — ответил Иван.
«Поможем, но и ты нам помоги».
Отвели Ивана в сторону и стали с ним совещаться, как выкурить из монастыря монахов. Иван и дал совет — запеть родную для стражника песню. Грянули черти хором «По диким степям Забайкалья». Грозный стражник загрустил, подошел к чертям, рядом сел, чарку предложенную выпил, а в пустые ворота монастыря двинули черти.
Тут черт приказал Ивану: «Пляши камаринскую!» — «Пошел к дьяволу, — обозлился Иван. — Ведь договаривались же: я помогу вам, вы — мне». — «А ну пляши, или к Мудрецу не поведем». Пришлось Ивану пойти в пляс, и тут же очутился он вместе с чертом у маленького, беленького старичка — Мудреца.
Но и тот просто так справку не дает: «Рассмешишь Несмеяну — дам справку». Пошел Иван с Мудрецом к Несмеяне. А та от скуки звереет. Друзья её лежат среди фикусов под кварцевыми лампами для загара и тоже скучают. «Пой для них», — приказал Мудрец. Запел Иван частушку. «О-о… — застонали молодые. — Не надо, Ваня.
Ну, пожалуйста…» — «Ваня, пляши!» — распорядился снова Мудрец. «Пошел к черту!» — рассердился Иван. «А справка? — зловеще спросил старичок. — Вот ответь мне на несколько вопросов, докажи, что умный. Тогда и выдам справку». — «А можно, я спрошу?» — сказал Иван. «Пусть, пусть Иван спросит», — закапризничала Несмеяна.
«Почему у тебя лишнее ребро?» — спросил Иван у Мудреца. «Это любопытно, — заинтересовались молодые люди, окружили старика. — Ну-ка, покажи ребро». И с гоготом начали раздевать и щупать Мудреца.
А Иван вытащил из кармана Мудреца печать и отправился домой. Проходил мимо монастыря — там с песнями и плясками хозяйничали черти. Встретил медведя, а тот уже условиями работы в цирке интересуется и выпить вместе предлагает. А когда мимо избы Бабы Яги проходил, то голос услышал: «Иванушка, освободи. Змей Горыныч меня в сортир под замок посадил в наказание».
Освободил Иван дочь Бабы Яги, а она спрашивает: «Хочешь стать моим любовником?» — «Пошли», — решился Иван. «А ребеночка сделаешь мне?» — спросила дочь Бабы Яги. «С детьми умеешь обращаться?» — «Пеленать умею», — похвасталась та и туго запеленала Ивана в простыни.
А тут как раз Змей Горыныч нагрянул: «Что? Страсти разыгрались? Игры затеяли? Хавать вас буду!» И только изготовился проглотить Ивана, как вихрем влетел в избушку донской атаман, посланный из библиотеки на выручку Ивана. «Пошли на полянку, — сказал он Горынычу. — Враз все головы тебе отхвачу». Долго длился бой. Одолел атаман Змея.
«Боевитее тебя, казак, я мужчин не встречала», — заговорила ласково дочь Бабы Яги, атаман заулыбался, ус начал крутить, да Иван одернул его: пора нам возвращаться.
В библиотеке Ивана и атамана встретили радостно: «Слава богу, живы-здоровы. Иван, добыл справку?» «Целую печать добыл», — ответил Иван. Но что с ней делать, никто не знал. «Зачем же человека в такую даль посылали?» — сердито спросил Илья. «А ты, Ванька, садись на свое место — скоро петухи пропоют».
— «Нам бы не сидеть, Илья, не рассиживаться!» — «Экий ты вернулся…» — «Какой? — не унимался Иван. — Такой и пришел — кругом виноватый. Посиди тут!..» — «Вот и посиди и подумай», — спокойно сказал Илья Муромец. И запели третьи петухи, тут и сказке конец.
Будет, может, и другая ночь… Но это будет другая сказка.
Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5369-do-tretih-petuhov-shukshina-v-kratkom-izlojenii
Читать онлайн "До третьих петухов" автора Шукшин Василий Макарович — RuLit — Страница 3
— В печь его! — заорала Яга. И затопала ногами. — Мерзавец! Хам!
— От хамки слышу! — тоже заорал Иван. — Ехидна! У тебя не только в носу, у тебя на языке шерсть растет!.. Дармоедка!
— В огонь! — вовсе зашлась Яга. — В ого-онь!.. Ивана сгребли и стали толкать в печь, в огонь.
— Ох, брил я тебя на завалинке! — запел Иван. — Подарила ты мене чулки-валенки!.. Оп-тирдарпупия! Мне в огне не гореть, карга! Так что я иду смело! Только Ивана затолкали в печь, на дворе зазвенели бубенцы, заржали кони.
— Дочка едет! — обрадовалась Баба-Яга и выглянула в окно. — У-у, да с женихом вместе! То-то будет им чем поужинать.
Стражники тоже обрадовались, запрыгали, захлопали в ладоши.
— Змей Горыныч едет, Змей Горыныч едет! — закричали они. — Эх, погуляем-то! Эх, и попьем же!
Вошла в избушку дочка Бабы-Яги, тоже сильно страшная, с усами.
— Фу-фу-фу, — сказала она. — Русским духом пахнет. Кто тут?
— Ужин, — сказала Баба-Яга. И засмеялась хрипло: — Ха-ха-ха!..
— Чего ты? — рассердилась дочка. — Ржет, как эта… Я спрашиваю: кто тут?
— Ивана жарим.
— Да ну? — приятно изумилась дочка. — Ах, какой сюрприз!
— Представляешь, не хочет, чтобы в лесу было красиво, — не хочет строить коттеджик, паразит.
Дочка заглянула в печку… А оттуда вдруг — не то плач, не то хохот.
— Ой, не могу-у!.. — стонал Иван. — Не от огня помру — от смеха!..
— Чего это? — зло спросила дочка Бабы-Яги. И Яга тоже подошла к печке. — Чего он?
— Хохочет?..
— Чего ты, эй?
— Ой, помру от смеха! — орал Иван. — Ой, не выживу я!..
— Вот идиот-то, — сказала дочка. — Чего ты?
— Да усы-то!.. Усы-то… Ой, господи, ну бывает же такое в природе! Да как же ты с мужем-то будешь спать? Ты же замуж выходишь…
— Как все… А чего? — не поняла дочка. Не поняла, но встревожилась.
— Да усы-то!
— Ну и что? Они мне не мешают, наоборот, я лучше чую.
— Да тебе-то не мешают… А мужу-то? Когда замуж-то выйдешь…
— А чего мужу? Куда ты гнешь, дурак? Чего тебе мой будущий муж? — вовсе встревожилась дочка.
— Да как же? Он тебя поцелует в темноте-то, а сам подумает: «Черт те что: солдат не солдат и баба не баба». И разлюбит. Да нешто можно бабе с усами! Ну, эти ведьмы!.. Ни хрена не понимают. Ведь не будет он с тобой жить, с усатой. А то еще возьмет да голову откусит со зла, знаю я этих Горынычей. Баба-Яга и дочка призадумались.
- — Ну-ка, вылазь, — велела дочь.
- Иван-дурак скоро вылез, отряхнулся.
- — Хорошо погрелся…
— А чего ты нам советуешь? — спросила Баба-Яга. — С усами-то.
- — Чего, чего… Свести надо усы, если хочете семейную жизнь наладить.
- — Да как свести-то, как?
- — Я скажу как, а вы меня опять в печь кинете.
— Не кинем, Ванюшка, — заговорила ласково дочь Бабы-Яги. — Отпустим тебя на все четыре стороны, скажи только, как от усов избавиться.
- Тут наш Иван пошел тянуть резину и торговаться, как делают нынешние слесари-сантехники.
- — Это не просто, — заговорил он, — это надо состав делать…
- — Ну и делай!
- — Делай, делай… А когда же я к Мудрецу-то попаду? Мне же к третьим петухам надо назад вернуться…
— Давай так, — заволновалась Баба-Яга, — слушай сюда! Давай так: ты сводишь усы, я даю тебе свою метлу, и ты в один миг будешь у Мудреца. Иван призадумался.
— Быстрей! — заторопилась усатая дочь. — А то Го-рыныч войдет.
- Тут и Иван заволновался:
- — Слушайте, он же войдет и…
- — Ну?
- — Войдет и с ходу сожрет меня.
— Он может, — сказала дочь. — Чего бы такое придумать?
— Я скажу, что ты мой племянник, — нашлась Баба-Яга. — Понял?
— Давайте, — понял Иван. — Теперь так: мой состав-то не сразу действует…
— Как это? — насторожилась дочь. — Мы его счас наведем и наложим на лицо маску… Так? Я лечу на метле к Мудрецу, ты пока лежишь с маской…
— А обманет? — заподозрила дочь. — Мам?
— Пусть только попробует, — сказала Баба-Яга, — пусть только надует: навернется с поднебесья — мокрое место останется.
— Ну, елки зеленые-то!.. — опять заволновался Иван; похоже, он и хотел надуть. — Ну что за народ! В чем дело? Хочешь с усами ходить? Ходи с усами, мне-то что! Им дело говорят, понимаешь, — нет, они начинают тут… Вы меня уважаете, нет?
— При чем тут «уважаете»? Ты говори толком…
— Нет, не могу, — продолжал Иван тараторить. — Не могу, честное слово! Сердце лопнет. Ну что за народ! Да живи ты с усами, живи! Сколько влезет, столько и живи. Не женщина, а генерал-майор какой-то.
Тьфу! А детишки народятся? Потянется сынок или дочка ручонкой: «Мама, а что это у тебя? « А подрастут? Подрастут, их на улице начнут дразнить: «Твоя мамка с усами, твоя мамка с усами! « Легко будет ребенку? Легко будет слушать такие слова? Ни у кого нету мамки с усами, а у него — с усами.
Как он должен отвечать? Да никак он не сможет ответить, он зальется слезами и пойдет домой… к усатой мамке…
— Хватит! — закричала дочь Бабы-Яги. — Наводи свой состав. Что тебе надо?
— Пригоршню куриного помета, пригоршню теплого навоза и пригоршню мягкой глины — мы накладываем на лицо такую маску…
— На все лицо? Как же я дышать-то буду?
— Ну что за народ! — опять горько затараторил Иван. — Ну ничего невозможно…
— Ладно! — рявкнула дочь. — Спросить ничего нельзя.
— Нельзя! — тоже рявкнул Иван. — Когда мастер соображает, нельзя ничего спрашивать! Повторяю: навоз, глина, помет. Маска будет с дыркой — будешь дышать. Все.
— Слышали? — сказала Яга стражникам. — Одна нога здесь, другая в сарае! Арш!
Стражники побежали за навозом, глиной и пометом.
А в это самое время в окно просунулись три головы Змея Горыныча… Уставились на Ивана. Все в избушке замерли. Горыныч долго-долго смотрел на Ивана. Потом спросил:
— Кто это?
— Это, Горыныч, племянник мой, Иванушка, — сказала Яга. — Иванушка, поздоровайся с дядей Горынычем.
— Здравствуй, дядя Горыныч! — поздоровался Иван. — Ну, как дела? Горыныч внимательно смотрел на Ивана. Так долго и внимательно, что Иван занервничал.
— Да ну что, елки зеленые? Что? Ну — племянник, ты же слышал! Пришел к тете Ежке. В гости. Что, гостей будем жрать? Давай, будем гостей жрать! А семью собираемся заводить — всех детишечек пожрем, да? Папа называется! Головы Горыныча посоветовались между собой.
- — По-моему, он хамит, — сказала одна.
- Вторая подумала и сказала:
- — Дурак, а нервный.
- А третья выразилась и вовсе кратко:
- — Лангет, — сказала она.
— Я счас такой лангет покажу!.. — взорвался от страха Иван.
— Такой лангет устрою, что кое-кому тут не поздоровится. Тетя, где моя волшебная сабля? — Иван вскочил с лавки и забегал по избушке — изображал, что ищет волшебную саблю. — Я счас такое устрою! Головы надоело носить?! — Иван кричал на Горыныча, но не смотрел на него, — жутко было смотреть на эти три спокойные головы. — Такое счас устрою!..
— Он просто расхамился, — опять сказала первая голова.
— Нервничает, — заметила вторая. — Боится.
А третья не успела ничего сказать: Иван остановился перед Горынычем и сам тоже долго и внимательно смотрел на него.
— Шпана, — сказал Иван. — Я тебя сам съем.
Тут первый раз прозвучал голос Ильи Муромца.
— Ванька, смотри! — сказал Илья.
— Да что «Ванька», что «Ванька»! — воскликнул Иван. — Чего ванькать-то? Вечно кого-то боимся, кого-то опасаемся. Каждая гнида будет из себя… великую тварь строить, а тут обмирай от страха. Не хочу! Хватит! Надоело! — Иван и в самом деле спокойно уселся на лавку, достал дудочку и посвистел маленько.
Источник: https://www.rulit.me/books/do-tretih-petuhov-read-2289-3.html