Краткое содержание сказание о кише джека лондона за 2 минуты пересказ сюжета

5 класс

Урок № 66.

Тема. Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

Цель:

  • познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Дж.Лондона, оказавшими влияние на формирование писателя; выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви;
  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Дж.Лондона.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Знакомство с некоторыми фактами биографии Джека Лондона.

2.1.Слово учителя.

На окраине Сан-Франциско в ветхом домике 12 января 1876 года родился Джек Лондон.

Матери его, Флоре Уэллман, было около тридцати. Это была низенькая крепкая женщина с некоторыми причудами. В 25 она ушла от родителей из штата Огайо и с тех пор переезжала из города в город, зарабатывая на жизнь уроками музыки.

Отцом мальчика был астролог Уильям Чани, который не признал его своим сыном. Чани обладал незаурядными способностями лектора и весьма широкими интересами, которые включали и философию, и математику, и лингвистику. Он принимал участие в издании местного журнала и пробовал писать сам.

Вскоре после рождения сына Флора вышла замуж за Джона Лондона. Так её малютка обрёл отца и фамилию, которую четверть века спустя ему суждено было прославить на весь мир.

До женитьбы на Флоре Джон испытал много горя, сменил множество профессий: работал плотником, каменщиком, неустанно искал способ, который помог бы ему обеспечить достойную жизнь для семьи.

Много лет спустя, размышляя о детстве, Джек Лондон не мог вспомнить, когда бы мать ласкала его, но зато в его сознание навсегда запало, как отчим в трудную минуту гладил его по голове, неизменно приговаривая: «Ничего, ничего, сынок!» Отчим привил ему уважение к труду и любовь к земле, к фермерству, которая с необычайной силой проявилась в Джеке вскоре после того, как он стал преуспевающим писателем.

Когда Джеку исполнилось 10 лет, он стал помогать семье: разносил газеты.

2.2.Сообщение подготовленного ученика «Увлечение чтением».

Несмотря на трудолюбие и старания отчима, Лондоны постоянно нуждались, испытывая недостаток в самом необходимом. Вспоминая детские годы, Джек Лондон писал: «Я родился в бедной семье, часто бедствовал и нередко голодал. Я никогда не знал, что значит иметь собственные игрушки…Рубашку, купленную в магазине, я в первый раз надел, когда мне было восемь лет.

Только тот, кто голодал, может оценить по-настоящему пищу, только те, кто путешествовал на море или в пустыне, могут оценить питьевую воду, и только ребенок, одаренный богатой фантазией, может оценить те вещи, которых он был лишен в детстве».

Постоянная нехватка денег, бесконечные лишения способствовали тому, что будущий писатель буквально с детских лет столкнулся лицом к лицу с грубой жизненной прозой, с необходимостью помогать родителям зарабатывать на существование семьи.Поступив в начальную школу, Джек одновременно занимается продажей газет. Дважды в день, рано утром до начала занятий и вечером после школы, он бегает по улицам города, разнося и продавая газеты.

Тяжелая жизнь рождала неудовлетворенность окружающим. Забвения мальчик искал в книгах. Рано научившись читать, он глотал книги одну за другой, читая всё, что попадало в руки. Кроме дешёвых книжонок, попадалась и настоящая литература, оставившая след.

Настоящие книги помогли ему найти свой путь в жизни. Денег на покупку книг не было, и он стал постоянным посетителем публичных библиотек. Книги открыли ему новый мир, широкий и красочный, познакомили его с далекими странами, увлекательными путешествиями.

Из них он узнал о необычайных приключениях и смелых людях.

2.3.Слово учителя.

Мальчика неудержимо влекли похождения, игры-путешествия с друзьями, с собакой Ролло, но особенно его тянуло к морю. Каждую свободную минуту проводил он на берегу.

Джек находит дополнительную работу, копит деньги (10 долларов) и, купив наконец парусную лодку, отваживается выплывать из Оклендского рукава в залив.

Тем временем в семью Лондонов приходит горе – сбитый поездом отчим серьёзно контужен и не в состоянии работать. Единственный в семье здоровый «мужчина» — Джек вынужден поступить на консервный завод. Рабочий день начинается на утренней заре и продолжается до позднего вечера. Процесс работы требовал постоянного внимания, секундная забывчивость влекла серьёзные ранения или потерю пальца.

В 15 лет он познакомился с «устричными пиратами» — парнями, ловившими в запрещённых местах устриц, за них хорошо платили. Одна ночь на этом промысле давала больше, чем месяц напряжённого труда на консервном заводе. Правда, полиция охотилась за дерзкими пиратами.

Став «устричным пиратом», Джек осуществил давнишнюю мечту – жить на воде в своём собственном плавучем доме. «Пиратская» деятельность Джека продолжалась недолго. Его сменил рыбачий патруль, и юноша с не меньшим рвением в том же самом заливе охотился за рыбаками, нарушающими законы ловли.

Идеалом Джека были люди смелые, сильные, обладающие твёрдым характером. Влечение к морю стало непреодолимым. 17-летний Джек поступает матросом на трёхмачтовую шхуну «Софи Сазерленд» и отправляется к японским берегам на промысел.

Джек привёз немного денег (их едва хватило на уплату семейных долгов) и незабываемые впечатления о море, которое очаровало его суровой красотой. Джек неделями бродит по Окленду в поисках работы, пока не находит наконец место на джутовой фабрике с грошовым заработком.

Семье жилось трудно. Мать предложила Джеку попытать счастья в конкурсе на лучший очерк в газете «Сан-Франциско колл».

Джек принялся за работу. Две ночи жил воспоминаниями о плаванье. Рассказ о нелёгких буднях морской жизни, грозном могуществе моря под заглавием «Тайфун у берегов Японии» получил первый приз и был напечатан в газете.

Успех окрылил юношу. Джек решил стать писателем, опять засел за работу, но его новые рукописи были отвергнуты. Он стал работать на электростанции, перебрасывал уголь к топке.

2.4. Сообщение подготовленного ученика «Джек Лондон на Аляске».

«Я отказался от писательства, — вспоминал Джек Лондон, — решив, что я неудачник, и отправился в Клондайк за золотом».

В августе 1896 года в районе Клондайка было обнаружено богатейшее месторождение золота, названное Бонанцей. Это открытие послужило сигналом для начала золотой лихорадки. Тысячи людей ринулись на Аляску, среди них оказался и Лондон.

Величественная дикая природа Севера привлекла внимание Джека Лондона. Каждый день он делал записи в блокноте: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме, и о том, как поют иволги, трещат перепёлки, нестройно кричат чайки и гагары, как красива ночь, когда тихо плывёшь по реке вниз.

Пробыв на Аляске год, он заболел цингой и возвратился в Сан-Франциско таким же бедняком, каким и уехал, но годичное пребывание на Севере явилось для него последним университетом.

Вместо денег он привёз заметки о виденном и неизгладимые впечатления; память сохранила встречи, рассказы старожилов, любопытные эпизоды из жизни индейцев, картины природы.

Всё это потом нашло отражение в его книгах.

3.Работа над «Сказанием о Кише».

3.1.Вступительное слово учителя.

Джек Лондон прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг — итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

3.2.Беседа по первичному восприятию.

3.3. Герои сказания. Проверка составленных дома цитатных планов.

-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?

Читайте также:  Краткое содержание сказки мешок яблок сутеева за 2 минуты пересказ сюжета
Событие Отношение соплеменников
1. Киш на совете старейшин «Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью»
2. Киш отправляется на первую охоту «Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать»
3. «Пропажа» Киша «Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела»
4. Возвращение мальчика «Сначала было много сомнений и споров»
5. Киш – отважный охотник «На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»

3.4. Особенности сюжета сказания.

Сюжет данного повествования подчинен жанру сказания. Сказание начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважный Киш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной.

Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени.

Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?

Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Краткое содержание Сказание о Кише Джека Лондона за 2 минуты пересказ сюжета

Кульминация

Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша

Развитие действия

Решение стать охотником

  • Завязка
  • Совет старейшин: выступление Киша
  • Экспозиция Развязка
  • Рассказ о родителях Киша Киш – вождь племени

3.5. Беседа.

— О каких событиях, нравах, верованиях северных народов говорится в сказании?

Племя соблюдает законы, которые предписывают бережное сохранение преданий о людях, заслуживших всеобщий почёт. Главное средство к существованию племени – охота. Самыми уважаемыми людьми племени считаются охотники, поэтому вождь распоряжается добычей, устанавливает законы, одним из которых является закон гостеприимства.

Охотятся на зверя исключительно взрослые мужчины. Только они имеют право голоса на совете.

Люди племени верили в колдовство и магию.

— В чём причина столкновения Киша с жителями посёлка?

3.6.Художественный пересказ фрагмента сказания от слов «Киш, как гласит сказание, был смышлёным мальчиком…» до слов «Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу…»

— Киш сказал правду. Почему охотники рассердились на него?

У племени свои нравы и обычаи, которые мальчик нарушил. Он не имел права говорить со взрослыми как равный. Киш совершил дерзкий поступок.

3.7.Лексическая работа.

Дерзкий – 1) смелый, не знающий страха; 2) непочтительный, ведущий себя вызывающе, нахально.

— Какое из значений слова «дерзкий» более всего подходит для характеристики поступка Киша?

3.8.Продолжение беседы.

— Как в речи героя проявляется сила его характера? Какова его манера держаться со взрослыми?

Он испытывает чувство превосходства, поскольку уверен в несправедливости поступков взрослых людей и своей собственной правоте. Помимо этого, он уже придумал средство охоты на медведя и знает, что победит сильного зверя.

— О ком заботится Киш прежде всего?

Ему хочется справедливости для других – слабых и голодных вдов и детей. Он взывает к совести сильных и сытых, забывших, что такое стыд.

— О чём свидетельствует изобретение Киша?

3.9.Выразительное чтение эпизода от слов «Но прошёл день и другой…» до слов «И он вошёл в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд».

  1. — Какие чувства испытывает герой, вернувшись с охоты?
  2. — Как характеризует Киша отношение к матери?
  3. — Чем вызвано новое обвинение в адрес Киша?

3.10. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «И любопытство было так велико…» до конца сказания.

— Почему мальчик открыл тайну соплеменникам? Ведь теперь многие могли стать его соперниками?

— Почему Киш сразу не рассказал соплеменникам о своём открытии?

— Почему Киш стал «первым человеком в своём посёлке» и «умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах»? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?

III. Подведение итогов урока.

— Почему Джек Лондон назвал своё произведение сказанием, а не рассказом?

Джек Лондон определил жанр истории о Кише как «сказание», подчеркнув, что сюжет, описанный им, имеет фольклорные корни. В нём воплотилась вековая вера народа в справедливость, стремление к обретению человеческого достоинства.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника об А.Линдгрен, с.235-236, ч.2.

2.Прочитать отрывок из «Приключений Эмиля из Леннеберги», с.236-239.

3.Подготовить художественный пересказ отрывка.

4.Инд.задания. Подготовить сообщения об А.Линдгрен:

  • — «Детские впечатления Линдгрен»;
  • — «Первые книги»;
  • — «Годы учения».

5.Групповое задание: подготовить выставку книг А.Линдгрен.

6

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/d-london-rannieie-vzroslieniie-podrostka-v-skazanii-o-kishie.html

Ответы Mail.ru: Краткое содержание рассказа Д. Лондона "Сказание о кише" Пожалуйста очень надо!

nina baсlanova Высший разум (266827) 4 года назад В давние времена у Полярного моря жил тринадцатилетний мальчик по имени Киш. После смерти его отца, знатного охотника Бока, жители посёлка делили мясо несправедливо. Мальчику и его матери доставалось совсем немного жилистого мяса.

Об этом Киш сказал на всеобщем совете, чем вызвал бурю негодования. Взрослые изгнали Киша с совета, поскольку сочли его речь вызывающей, а поведение недостойным. Киш решил охотиться самостоятельно и делить мясо справедливо. Что и случилось. Никогда Киш не приходил с охоты без добычи.

Жители посёлка обвинили его в колдовстве, потому что не верили, что маленький мальчик может справиться с свирепыми и сильными медведями. Они даже послали двух взрослых охотников проследить, как охотится мальчик. Оказывается, Киш, встретив медведя, бросал тому небольшие шарики и убегал.

Медведь, наевшись шариков, корчился от боли и через насколько дней умирал, после чего Киш, идущий по пятам, тут же свежевал его.

Киш открыл свой секрет жителям посёлка, чтобы его больше не обвиняли в колдовстве. Из тюленьего жира мальчик делал шарик, в середину которого помещал кусочек острого китового уса, а потом замораживал его.

В тепле, то есть в желудке у медведя, жир таял, ус распрямлялся и причинял острую боль животному. Так, благодаря смекалке, Киш добывал мясо для себя и жителей посёлка.

О смышлёном Кише стали слагать легенды и передавать из поколения в поколение.

Дарья Патракова Знаток (332) 2 года назад В давние времена у Полярного моря жил тринадцатилетний мальчик по имени Киш. После смерти его отца, знатного охотника Бока, жители посёлка делили мясо несправедливо. Мальчику и его матери доставалось совсем немного жилистого мяса. Об этом Киш сказал на всеобщем совете, чем вызвал бурю негодования. Взрослые изгнали Киша с совета, поскольку сочли его речь вызывающей, а поведение недостойным. Киш решил охотиться самостоятельно и делить мясо справедливо. Что и случилось. Никогда Киш не приходил с охоты без добычи.

Жители посёлка обвинили его в колдовстве, потому что не верили, что маленький мальчик может справиться с свирепыми и сильными медведями. Они даже послали двух взрослых охотников проследить, как охотится мальчик. Оказывается, Киш, встретив медведя, бросал тому небольшие шарики и убегал.

Медведь, наевшись шариков, корчился от боли и через насколько дней умирал, после чего Киш, идущий по пятам, тут же свежевал его.

Киш открыл свой секрет жителям посёлка, чтобы его больше не обвиняли в колдовстве. Из тюленьего жира мальчик делал шарик, в середину которого помещал кусочек острого китового уса, а потом замораживал его.

В тепле, то есть в желудке у медведя, жир таял, ус распрямлялся и причинял острую боль животному. Так, благодаря смекалке, Киш добывал мясо для себя и жителей посёлка.

О смышлёном Кише стали слагать легенды и передавать из поколения в поколение.

Комментарий удален

Анна Ворончихина Ученик (171) 1 год назад вероника кис Ученик (105) 1 год назад

Комментарий удален

Елена Ученик (128) 1 год назад Артём Струнин Ученик (128) 10 месяцев назад У Полярного моря живёт тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестёр у Киша нет, а его отец Бок погиб в схватке с полярным медведем, в которую он вступил, спасая людей от голодной смерти. Со временем люди забыли о подвиге храброго мужчины, как и про мать с мальчиком, живущих в самом бедном иглу.В иглу вождя Клош-Квана собирается совет. Киш встаёт и говорит, что им с матерью достаётся положенная доля мяса, но зачастую оно старое и жёсткое. Своей речью мальчик ошеломляет всех, охотники поражены тем, что юнец говорит совсем как взрослый и бросает им в лицо такие дерзкие слова. Участники совета возмущены, они отправляют Киша спать со словами, что не может он учить взрослых мужчин. Тогда мальчик говорит своё последнее слово — он будет молчать на совете, пока его не попросят заговорить. Отныне он сам будет охотиться и делить мясо, и делёж его будет справедливым.На следующий день Киш отправляется на охоту в одиночку. Проходит несколько дней, а его всё нет. Соплеменники уже считают его погибшим, а мать даже мажет лицо сажей в знак скорби, но он одним утром он объявляется, неся на плече часть туши убитого медведя. Он посылает мужчин по своему следу, и те находят на льду много мяса. Медведица с медвежатами оказалась не только убитой, но и освежёванной по всем правилам. У Киша появляется тайна.Он ещё несколько раз выходит на охоту, не беря с собой никого, и возвращается с неизменным успехом. Делёж его неизменно справедлив. Киш просит людей, которые едят приносимое им мясо, выстроить ему новое иглу, попросторнее, что соплеменники и делают.Суеверные люди начинают говорить о колдовстве. За Кишем посылают следить двух молодых охотников — Бима и Боуна. Они возвращаются через пять дней и рассказывают историю о том, как Киш встретился с медведем, злил его, привлекая внимание, но когда разъярённый хищник бросился к нему, он начал удирать и ронять на лёд маленькие шарики, которые медведь поедал. Через некоторое время медведь забыл про Киша, так как эти шарики наделали, по словам Боуна, много беды. Из-за боли медведь начал рвать себя когтями, пока не ослабел, после чего Киш добил копьём вконец измученного хищника.По возвращении Киша за ним посылают гонца, приглашая на совет, но тот отвечает, что его иглу достаточно просторная, чтобы вместить всех. Любопытство мужчин так велико, что в дом к юному охотнику идут все во главе с вождём Клош-Кваном.Киш объясняет, что придумал простой способ охоты. Он берёт китовый ус, заострённый с двух сторон как игла, скручивает его и заворачивает в шарики из тюленьего жира, которые выставляет на мороз, где они застывают. На охоте Киш бросает эти шарики медведям. Медведи проглатывают их, жир в желудке тает, а ус распрямляется, причиняет зверю страшную боль и изматывает его.

Так заканчивается повествование о Кише. Позже он становится вождём племени, и при его правлении у всех достаточно мяса.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/180427247

Сказание о Кише — краткое содержание

   Матушка Айкига вместе со своим сыном тринадцати лет Кишом проживают недалеко от Полярного моря.

Читайте также:  Краткое содержание велтистов приключения электроника за 2 минуты пересказ сюжета

Других детей мать Айкига не имеет, а ее муж был убит белым медведем на охоте, на которую он отправился, так как люди сильно голодали и многие уже были при смерти.

Через какое-то время все живущие начали забывать отца-героя, а они с матерью все еще проживали рядом с ними в иглу, который сильно обветшал с потерей кормильца.

   Спустя некоторое время Клош-Квана, вождь этого племени, собирает в своем иглу совет всех мужчин. На этот совет приходит и немного повзрослевший после смерти отца, мальчик Киш.

Он объясняет вину присутствующих в том, что ему и его матери дают достаточно мяса, но вот его качество очень плохое, оно от старых животных и очень жесткое. Мальчик взбудоражил весь совет охотников своим обвинением, он не по годам взрослеет, но в их понимании совершенно не имеет права им дерзить.

Киша решают отправить спать в его иглу к матери, но он решается высказать последние слова, в которых говорит, что теперь на их советах он не скажет ни слова и это будет до того дня, пока ему не скажут начать высказываться.

Так же он говорит вождю и всем охотникам, что отныне он тоже будет ходить на охоту наравне с ними, а после этого будет решать какое мясо он будет брать, чтобы все было по справедливости.

   Следующим утром мальчик собирается на охоту в одиночестве. И вот спустя несколько суток, мать начинает сильно беспокоиться. Все племя решает, что мальчик погиб на охоте и даже матушка принимает скорбный вид, обмазав лицо сажей.

Спустя еще несколько дней утром мальчик самостоятельно возвращается в племя, он тащит часть огромного полярного медведя за собой. Он объясняет мужской части племени, где находится вся остальная добыча. Соплеменники находят всю добычу мальчика там, где он описал, на льду.

Вместе с большой медведицей, ободранной и разделанной по всем нормам, они находят и убитых и освежеванных медвежат. Киш ни с кем не делится своей тайной добытой провизии.

   Спустя некоторое время Киш еще раз отправляется на охоту, все так же в гордом одиночестве и вновь и вновь приносит добычу. Он, как и обещал, справедливо делит добытую пищу. Через некоторое время мальчик Киш просит вождя и остальных мужчин построить для него и матери иглу побольше, ему в этой просьбе не отказывают и всем племенем выстраивают жилище.

   Киша начинают считать ведьмаком, ведь только это может оправдать добычу на охоте в столь юном возрасте и в одиночку. Когда мальчик отправляется на охоту, его преследуют двое соплеменников.

По возвращению домой охотники рассказали каким образом мальчик охотится. Охотники сказали, что он сильно злит медведя, после этого начинает бежать, подкидывая медведю какие-то шарики.

Медведь эти шарики съедает и бежит дальше.

   Спустя некоторое время с медведем начинали происходить невероятные вещи, он вцеплялся в свой живот и разрывал себя на части, в конце к совсем обессиленному медведь подходил мальчик Киш и добивал его своим копьем.

   Когда мальчик вернулся со своей охоты, к нему прислали охотника, который позвал его к вождю, но мальчик заявляет, что он не хочет идти к вождю, а если вождь хочет с ним встретиться, может придти к нему. Клош-Квана одолевает любопытство, и он приходит к мальчику.

   Мальчик начинает свой рассказ о его способе охоты. Киш показывает ус кита, который очень острый с обеих сторон, сматывает и заворачивает в жир тюленя, после этого этот шарик он относит на улицу и замораживает его.

Он объясняет, что жир очень нравится медведю и он его съедает, а когда он в животе медведя растворяется, острый как иголка, ус втыкается в его органы, поэтому медведь и дерет себя на части. Мальчик становится вождем.

Источник: http://szhato.ru/london/201-skazanie-o-kishe.html

Пересказ новеллы Джека Лондона «Сказание о Кише»

Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится в совете, но он не приходил, и им было стыдно позвать его. — Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам.

— Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить. — Так, — сказали те, с важностью кивая головой. — Но у меня нет на это времени. Мое дело — охота, и она отнимает все мое время.

Было бы справедливо и правильно, чтобы мужчины и женщины, которые едят мясо, что я приношу, построили мне иглу.

Читайте также:  Краткое содержание семья вурдалака толстой а. к. за 2 минуты пересказ сюжета

И они выстроили ему такую большую просторную иглу, что она была больше и просторнее даже жилища самого Клош-Квана. Киш и его мать перебрались туда, и впервые после смерти Бока Айкига стала жить в довольстве.

И не только одно довольство окружало Айкигу: она была матерью замечательного охотника, и на нее смотрели теперь, как на первую женщину в поселке, и другие женщины посещали ее, чтобы испросить у нее совета, и ссылались на ее мудрые слова в спорах друг с другом или со своими мужьями.

Но больше всего занимала все умы тайна чудесной охоты Киша. И как-то раз Уг-Глук бросил Кишу в лицо обвинение в колдовстве.

— Тебя обвиняют, — зловеще сказал Уг-Глук, — в сношениях со злыми духами; вот почему твоя охота удачна. — Разве вы едите плохое мясо? — спросил Киш. — Разве кто-нибудь в поселке заболел от него?

Откуда ты можешь знать, что тут замешано колдовство? Или ты говоришь наугад — просто потому, что тебя душит зависть? И Уг-Глук ушел пристыженный, и женщины смеялись ему вслед.

Но как-то вечером на совете после долгих споров было решено послать соглядатаев по следу Кишв, когда он снова пойдет на медведя, и узнать его тайну. И вот Киш отправился на охоту, а Бим и Боун, два молодых, лучших в поселке охотника, пошли за ним по пятам, стараясь не попасться ему на глаза.

Через пять дней они вернулись, дрожа от нетерпения, — так хотелось им поскорее рассказать то, что они видели. В жилище Клош-Квана был спешно созван совет, и Бим, тараща от изумления глаза, начал свой рассказ. — Братья! Как нам было приказано, мы шли по следу Киша.

И уж так осторожно мы шли, что он ни разу не заметил нас.

В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень, очень большой медведь… — Больше и не бывает, — перебил Боун и повел рассказ дальше. — Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал не спеша уходить по льду.

Мы смотрели на него со скалы на берегу, а он шел в нашу сторону, и за ним, без всякого страха, шел Киш. И Киш кричал на медведя, осыпал его бранью, размахивал руками и поднимал очень большой шум. И тогда медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал.

Киш шел прямо на медведя…

— Да, да, — подхватил Бим. — Киш шел прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Но когда Киш бежал, он уронил на лед маленький круглый шарик, и медведь остановился, обнюхал этот шарик и проглотил его.

А Киш все бежал и все бросал маленькие круглые шарики, а медведь все глотал их. Тут поднялся крик, и все выразили сомнение, а Уг-Глук прямо заявил, что он не верит этим сказкам. — Собственными глазами видели мы это, — убеждал их Бим. — Да, да, собственными глазами, — подтвердил и Боун.

— И так продолжалось долго, а потом медведь вдруг остановился, завыл от боли и начал, как бешеный, колотить передними лапами о лед. А Киш побежал дальше по льду и стал на безопасном расстоянии. Но медведю было не до Киша, потому что маленькие круглые шарики наделали у него внутри большую беду.

— Да, большую беду, — перебил Бим. — Медведь царапал себя когтями и прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а рычал и выл от боли, — и всякому было ясно, что это не игра, а боль. Ни разу в жизни я такого не видал. — Да, и я не видал, — опять вмешался Боун. — А какой это был огромный медведь!

— Колдовство, — проронил Уг-Глук. — Не знаю, — отвечал Боун.

— Я рассказываю только то, что видели мои глаза. Медведь был такой тяжелый и прыгал с такой силой, что скоро устал и ослабел и, тогда он пошел прочь вдоль берега и все мотал головой из стороны в сторону, а потом садился, и рычал, и выл от боли — и снова шел. А Киш тоже шел за медведем, а мы — за Кишем, и так мы шли весь день и еще три дня.

Медведь все слабел и выл от боли. — Это колдовство!

— воскликнул Уг-Глук. — Ясно, что это колдовство!

— Все может быть. Но тут Бим опять сменил Боуна: — Медведь стал кружить. Он шел то в одну сторону, то в другую, то назад, то вперед, то по кругу и снова и снова пересекал свой след и, наконец, пришел к тому месту, где встретил его Киш.

И тут он уже совсем ослабел и не мог даже ползти. И Киш подошел к нему и прикончил его копьем. — А потом? — спросил Клош-Кван. — Потом Киш принялся освежевать медведя, а мы побежали сюда, чтобы рассказать, как Киш охотится на зверя.

К концу этого дня женщины притащили тушу медведя, в то время как мужчины собирали совет. Когда Киш вернулся, за ним послали гонца, приглашая его прийти тоже, но он велел сказать, что голоден и устал и что его иглу достаточно велика и удобна и может вместить много людей. И любопытство было так велико, что весь совет во главе с Клош-Кваном поднялся и направился в иглу Киша.

Они застали его за едой, но он встретил их с почетом и усадил по старшинству. Айкига то горделиво выпрямлялась, то в смущении опускала глаза, но Киш был совершенно спокоен.

Клош-Кван повторил рассказ Бима и Боуна и, закончив его, произнес строгим голосом: — Ты должен нам дать объяснение, а Киш. Расскажи, как ты охотишься. Нет ли здесь колдовства?

Киш поднял на него глаза и улыбнулся. — Нет, о Клош-Кван! Не дело мальчика заниматься колдовством, и в колдовстве я ничего не смыслю. Я только придумал способ, как можно легко убить полярного медведя, вот и все. Это смекалка, а не колдовство. — И каждый сможет сделать это? — Каждый.

Наступило долгое молчание. Мужчины глядели друг на друга, а Киш продолжал есть. — И ты… ты расскажешь нам, о Киш? — спросил наконец Клош-Кван дрожащим голосом.

— Да, я расскажу тебе. — Киш кончил высасывать мозг из кости и поднялся с места. — Это очень просто.

Смотри! Он взял узкую полоску китового уса и показал ее всем. Концы у нее были острые, как иглы. Киш стал осторожно скатывать ус, пока он не исчез у него в руке; тогда он внезапно разжал руку, — и ус сразу распрямился. Затем Киш взял кусок тюленьего жира. — Вот так, — сказал он.

— Надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку — вот так. Потом в ямку надо положить китовый ус — вот так, и, хорошенько его свернув, закрыть его сверху другим кусочком жира.

Потом это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится — медведю станет больно.

А когда медведю станет очень больно, его легко убить копьем.

Это совсем просто. И Уг-Глук воскликнул: — О! И Клош-Кван сказал: — А!

И каждый сказал по-своему, и все поняли.

Источник: http://soshinenie.ru/pereskaz-novelly-dzheka-londona-skazanie-o-kishe/2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector