Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс
Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.
- Задачи:
- 1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии, развивать устную речь, расширять и уточнять словарь, учить отвечать на вопросы;
- 2.коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся, развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь к литературе, природе, окружающему миру.
- Тип урока:новая тема
- Оборудование: таблички, иллюстрации, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация «Лиса и журавль».
- Оформление, оборудование и инвентарь: презентация «Лиса и журавль».
- Ход урока.
2. Речевая зарядка. (Слайд 2)
- — Будем слушать и говорить.
- — Хорошо говори звук «С».
- рас – рос – рус
- ска – ско – ску
- рас – рос – рес
- Интересная сказка?
- Интересная сказка. (Работа над интонацией)
- Какая интересная сказка!
3. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
— Посмотрите и скажите: кто это? — Алексей Николаевич Толстой.
(после ответа учащихся по щелчку мыши — ответ на экране, идёт хоровое проговаривание.)
— На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.
- — Кто такой Алексей Николаевич Толстой?
- — Алексей Николаевич Толстой – известный русский писатель.
- (Слайд 4) (ответ на экране – идёт хоровое проговаривание, далее вопросы и ответы по щелчку мыши)
— Когда родился писатель? — Писатель родился в 1883 году.
— Что написал и пересказал Алексей Николаевич Толстой?
— Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль». (ответ на экране, хоровое проговаривание) (Слайд 5)
4. Вводная беседа.
— Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?
(Учащимся предлагается послушать фразу, выбрать нужную табличку, составляется план урока.)
— Будем отгадывать ребус. |
— Будем читать. |
— Будем отвечать на вопросы. |
— Будем работать с картинками |
- — Чтобы узнать, какое произведение будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)
- А И Л С — ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.
- 3 2 4 1
- У Ь Р Ж А Л В
- 4 1 3 5 7 6 2
- — Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Лиса и Журавль». (Слайд 7)
— Откройте книги. Найдите это произведение в учебнике на странице 83.
5. Знакомство с текстом. Определение жанра.
— Что будем делать? — Будем читать.
(Сопряженное чтение текста учащихся с учителем.)
— Что мы делали? — Мы читали.
Определение жанра произведения.
— «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.
— Сказка.
— Я думаю, что это сказка.
— Почему ты так думаешь? — Ответы детей. (Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают).
— Кто автор сказки? — Алексей Николаевич Толстой.
— Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.
— О ком говорится в сказке? — Ответы детей. (В сказке говорится о лисе, о журавле).
6. Словарная работа.
- — В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов)
- званый пир – праздничный обед по приглашению
- потчевать – угощать
- стряпать – варить, готовит пищу
- не обессудь – не обижайся
- несолоно хлебала – осталась голодной
- врозь – не вместе, не дружат
7. Анализ произведения. I часть. (слайд 9) (вопросы и словарь)
— Кем были лиса и журавль в начале сказки? (Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение: — Лиса и журавль подружились.)
а) — Что решила лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
— Вздумала. Как сказать по-другому? — Захотела.
- — Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.
- — Захотела лиса угостить журавля…
- (Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
б) — Что приготовила Лиса? (Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)
— Размазала. Скажите по-другому. — Положила.
- — Замените слово «размазала» и прочитайте предложение.
- — Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.
- (Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)
в) – Угостился журавль? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
— Ничего не попадает. Скажите иначе. — Ничего не съел.
- — Замените слова и прочитайте предложение.
- — Журавль ничего не съел.
- (Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание.)
— А почему? — Ответы детей.
(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)
г) — Кто съел кашу? (Учащиеся читают ответ в тексте.)
— Как можно сказать короче? — Лисица всё сама съела.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.) (Слайд 10)
8. Характеристика лисы. (Слайд 11)
— Какая лиса? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)
- добрая грубая — Хитрая, жадная.
- находчивая умная
- хитрая жадная
- глупая злая
- (ответы и вопросы)
— Как поступила лиса? — Лиса поступила некрасиво.
— Вам понравилась лиса? Почему? — Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.
9. Динамическая пауза. (Слайд 12)
- Мы устали чуточку,
- Отдохнём минуточку.
- Поворот, наклон, прыжок,
- Улыбнись давай, дружок.
- Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
- На соседа посмотри,
- Руки вверх и тут же вниз
- И за парту вновь садись.
10. Работа над содержанием сказки (II часть). (Слайд 13)
(Учитель обращает внимание детей на изображение двух кувшинов: с узким и широким горлышком.)
— Что это? — Кувшины. (На экране появляется фраза: Кувшин с узким горлышком.)
— Кувшин с узким горлышком. Покажите.
- (По щелчку надпись перемещается к соответствующему изображению, идет хоровое проговаривание.)
- а) — Что приготовил Журавль? (Слайд 14) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)
- (Учащиеся находят в тексте ответ.)
— Наклал. Скажите иначе. — Положил в кувшин.
- — Замените слова и прочитайте предложение.
- — Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.
- (Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)
б) – Как вела себя лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
— Вертеться. Как сказать по-другому? — Ходить.
- — Замените слово и прочитайте предложение.
- — Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.
- (Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
— Угостилась лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста. Учитель предлагает вспомнить, что означает «несолоно хлебала».) — Лиса пошла домой голодная.
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
— Остались ли лиса с журавлём друзьями? — Нет.
— С тех пор лиса и журавль не дружат.
11. Характеристика Журавля. (Слайд 15)
— Какой Журавль? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля. Ответы и вопросы по щелчку мыши.)
- умный находчивый — Умный, находчивый.
- простак добрый
- хитрый доверчивый
- жадный злой
— Как поступил журавль? — Журавль проучил лису.
12. Физминутка для глаз
— Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
— Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… .
— Давайте прочитаем, что написано на экране. (Слайд 16)
— Как аукнется, так и откликнется.
13. Определение главной мысли. (Слайд 17)
— Как аукнется, так и откликнется.
— Где читали это предложение? (В сказке «Лиса и журавль»)
— Как понимаете это предложение? — Высказывания детей.
— Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.
— Это предложение стало пословицей. Это главная мысль сказки, урок, который мы должны запомнить, чтобы так не поступать.
14. Составление мультфильма по картинкам. (Приложение 2)
— А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.
— Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки.
— Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)
— Выберите одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)
- (Учащиеся выбирают из предложений, размещенных на классной доске.)
- — Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 18)
- (по щелчку мыши – на экране появляется сюжетная картинка, учащиеся читают соответствующее предложение, затем следующая картинка и так далее, 6 картинок.)
15.Итог урока.
— Что мы делали на уроке? (Мы отгадывали ребус, читали, отвечали на вопросы, работали с картинками).
— Вам понравилась сказка?
— Мне понравилась сказка, интересная она? (Слайд 19)— Да, интересная сказка.
— Давайте скажем вместе: — Какая интересная сказка!
— Дома прочитайте сказку еще раз и отметьте слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.
- — Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)
- (Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов:интересный,
- увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)
— Сегодня все работали хорошо. Молодцы! Оценивание обучающихся.
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-chtieniia-skazka-lisa-i-zhuravl-v.html
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин
Цели:
1. Учить детей пересказывать текст, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания; образовывать и употреблять притягательные прилагательные, закрепить и активизировать словарь по теме: «Дикие животные»; образование сложного слова из двух (гостеприимные).
2. Развивать диалогическую и монологическую речь, пальцевой моторики: психологических процессов (мышления, памяти, внимания).
3. Продолжать воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
- Ход занятия.
- I. Организационный момент
- — Посмотрите сколько у нас сегодня гостей
- — Поздоровайтесь с ними
- — Если к нам пришли гости, мы значит кто?
- — Хозяева, которые любят гостей принимать
— Какие они? Как сказать, одним словом?
- (гостеприимные)
- — Это какие? (ответы детей)
- — Гостеприимные хозяева?
- II. Загадки
Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Если правильно отгадываем загадку — на экране появляется наш гость.
- — Рыжая плутовка
- Хитрая да ловкая,
- Хвост пушистый,
- Мех золотистый
- В лесу живет,
- В деревне кур крадет. (Лиса)
- — Кто зимой холодной
- Ходит злой голодный? (Волк)
- — Кто по елкам ловко скачет
- И взлетает на дубы?
- Кто в дупле орехи прячет,
- Сушит на зиму грибы? (Белка)
- — Зимой спит,
- Летом ульи ворошит (Медведь)
- — Что за зверь лесной
- Встал, как столбик, под сосной.
- И стоит среди травы
- Уши больше головы. (Заяц)
- — Длинный хвост
- Крохотный рост,
- Серая шубка
- Острые зубки (Мышь)
- III. Дидактическая игра «Путаница»
- Давайте с нашими лесными гостями поиграем в игру «путаница»
Дети стоят в кругу с картинками животных. По образцу логопеда каждый ребёнок задаёт вопрос рядом стоящему. Например: «У лисы волчий хвост?» Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» — «У медведя медвежьи уши» и т. д.
- IV. Дидактическая игра «Кто, где живет»
- —У каждого зверя есть свой дом
- —Найдите дом для своего животного и скажите кто, где живет.
Например: Ребёнок с картинкой своего животного подходит к столу, где разложены таблички с названиями мест обитания животных. Читают и выбирают подходящую табличку и проговаривают предложение. Например: «Волк живёт в логове» или «Белка живёт в дупле» и т. д.
V. Релаксация.
- Играет музыкальная заставка (из телепередачи «В гостях у сказки»)
- — Давайте присядем на ковер и послушаем песенку (до начала припева)
- — Как вы думаете, куда нас приглашает эта песенка?
— Для того чтобы узнать в какую сказку мы попадем, нужно собрать из частей целую картинку (включается музыка). Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».
VI. Чтение сказки по слайдам (мультимедиа)
1 слайд: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж я тебя угощу.
2 слайд: Пошел журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала по тарелке. — Покушай, голубчик мой! Я сама стряпала.
3 слайд: Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела. — Извини,- говорит, — больше угощать тебя нечем! –Спасибо, лисонька! Приходи теперь ты ко мне в гости.
4 слайд: На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, лисонька! Больше угощать нечем.
5 слайд: Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает, — никак достать не может, не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. Поел и говорит. — Извини, кумушка, больше угощать нечем.
6 слайд: Взяла лису досада. Думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор дружба у лисы и журавля врозь. Как аукнулось, так и откликнулось.
Вопросы:
1. Зачем лиса пригласила журавля в гости?
2. Она действительно хотела его угостить?
3. Зачем журавль пригласил лису?
4. Можно сказать, что они были друзьями?
5. Почему журавль не мог, есть кашу?
6. Почему лиса не могла, есть окрошку?
7. Почему закончилась дружба лисы и журавля?
8. Как вы понимаете поговорку: Как аукнулось, так и откликнулось? Беседа по вопросам.
Повторное чтение.
VII. Пересказ сказки с использованием серии сюжетных картинок.
Каждый ребёнок выбирает картинку и по сюжету сказки по порядку становятся полукругом.
VIII. Рефлексия.
— Чему вас научила эта сказка? (ответы детей)
— Что понравилось вам сегодня на занятии?
Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, и наши лесные гости принесли вас угощения.
Источник: https://moluch.ru/archive/97/21712/
Лиса и журавль – краткое содержание сказки (сюжет произведения)
Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.
Скачать сказку Лиса и Журавль: (word) – (pdf)
Сказка Лиса и Журавль читать
Краткое содержание сказки
Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет.
Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Журавль
Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения.
Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях.
Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.
Мораль сказки Лиса и Журавль
Простое и понятное правило будет моралью сказки: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, относись хорошо к другим. Это ключ к взаимопониманию. Касается друзей и не только.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Как аукнется, так и откликнется.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
- Сказки по возрасту
- Сказки для малышей
- Сказки для 2 лет
- Сказки для 3 лет
- Сказки для 4 лет
- Сказки для 5 лет
- Сказки для 6 лет
- Сказки для 7 лет
- Сказки для 8 лет
- Сказки для 9 лет
- Сказки для 10 лет
- Подборки сказок
- Популярные сказки
- Сказки для девочек
- Сказки для мальчиков
- Сказки на ночь
- Короткие сказки
- Новогодние сказки
- Рождественские сказки
- Сказки в стихах
- Сказки о животных
- Сказки перед сном
- Смешные сказки
- Советские сказки
- Страшные сказки
- Сказки народов мира
- Русские народные сказки
- Арабские сказки
- Зарубежные писатели
- Андерсен Г. Х.
- Астрид Линдгрен
- Братья Гримм
- Вильгельм Гауф
- Гофман Э. Т. А.
- Джанни Родари
- Редьярд Киплинг
- Шарль Перро
- Русские писатели
- Аксаков С. Т.
- Гаршин В. М.
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Маршак С. Я.
- Одоевский В. Ф.
- Пушкин А. С.
- Салтыков-Щедрин М. Е.
- Сутеев В. Г.
- Толстой А. Н.
- Чуковский К. И.
Нажмите кнопку, чтобы случайным образом показалась 1 сказка
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин
Дата публикации: 25.08.2015 2015-08-25
Статья просмотрена: 3649 раз
Библиографическое описание:
Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/lisa-i-zhuravl-kratkoe-soderzhanie-skazki-syuzhet-proizvedeniya
Лиса и журавль
Русская народная сказка «Лиса и журавль» Жанр: народная сказка о животных
Главные герои сказки «Лиса и журавль»
- Лиса, как обычно хитрая особа, готовая поживиться за чужой счет
- Журавль, простодушный, но умный и мстительный, нашел способ отплатить Лисе той же монетой.
План пересказа сказки «Лиса и Журавль»
- Приглашение Лисы
- Блюдо с манной кашей
- Приглашение журавля
- Два кувшина
- Дружба врозь
Кратчайшее содержание сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника в 5 предложений:
- Лиса зовет кума Журавля на обед
- Лиса угощает Журавля манной кашей с блюда
- Журавль голодный приглашает на обед Лису
- Журавль угощает Лису окрошкой в кувшине
- Журавль и Лиса ссорятся.
Главная мысль сказки «Лиса и Журавль»
- Не делай другому плохого и тебе никто плохого делать не будет.
- Чему учит сказка «Лиса и Журавль»
Эта сказка учит нас по доброму относится к другим людям. Учит быть гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.
Отзыв на сказку «Лиса и Журавль»
Эта народная сказка в образной манере рисует нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по отношению к другим людям. Это очень красивая и поучительная сказка.
- Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:
- Из текста сказки: Как аукнется так и откликнется
- Что копал, в то и сам попал.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и журавль»
Как-то крестили вместе лиса и журавль медвежат и стали друг другу кумом и кумой. Подружились даже.
Вот пригласила лиса журавля в гости, намазала каши на тарелку и угощает. Журавль клювом постучал по тарелке и ничего не съел. А лиса всю кашу сама подъела.
Решил и журавль угостить лису. Налил в кувшин окрошки и зовет куму в гости.
Лиса вокруг кувшина вертится, а окрошку достать не может. Журавль сам все и съел.
Так и закончилась дружба у лисы и журавля.
Другой конец к сказке «Лиса и журавль»
Ушла Лиса от Журавля несолоно хлебала, а Журавль сидит и думает: «Нехорошо все-таки получилось. Лиса — что с нее взять? А я то должен быть умнее и добрее. Приглашу-ка я снова Лису в гости.
Вот пригласил Журавль куму в гости. Лиса не хотела идти, думала опять окрошка в кувшине будет, но Журавль уговорил Лису и та все-таки пришла.
А Журавль выставил для Лисы блюдо, себе поставил кувшин, и поели они оба досыта.
Обрадовалась Лиса, идет домой и думает: «Вот молодец. кум, на славу угостил. А я что, хуже?»
И тоже в гости Журавля зовет и кувшин ему ставит, а себе блюдо.
Так и стали Лиса с Журавлем друг к другу в гости ходить, угощаться, да друг друга нахваливать.
Иллюстрации и рисунки к сказке «Лиса и журавль»:
Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_93.html
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
- Цель: составление пересказа сказки с элементами драматизации и использованием предметов посуды.
- Задачи:
- -активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Посуда. Продукты питания»;
- — учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;
- — учить детей составлять пересказ с элементами драматизации;
- — развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и журавль» (с.
104-105), декорации, тарелка, кувшин и предметы сервировки стола (скатерть, солонка, сахарница, салфетки), костюмы или шапочки для журавля и лисицы, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
- Предварительная работа: изготовить декорации, шапочки для журавля и лисицы или подобрать соответствующие костюмы, приготовить необходимые предметы посуды и предметы для сервировки стола (тарелку и кувшин, скатерть, солонку, сахарницу, салфетки).
- Ход занятия
- I. Оргмомвнт
Логопед. Для чего людям нужна в домах посуда? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру с мячом «Нужные вещи». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, назовет любой предмет посуды и расскажет, для чего он нужен человеку. Например: «Чашка. Чашка нужна человеку для того, чтобы из нее пить чай».
Дети ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.
П. Основная часть занятия
1. Введение в тему занятия
Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». А артисты, которых мы выберем на главные роли, покажут нам эту сказку. Но сначала давайте выполним упражнения разминки.
2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию
упражнений | Выполняемые действия |
Помощники | |
Раз, два, три, четыре. | Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга |
Мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой по кругу |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. | Загибать пальчики в кулачок по одному, начиная с мизинца |
Оладушки | |
Мы играли в ладушки -Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. | Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Ритмично менять положение рук: правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения упражнения движения ускорять |
3. Знакомство с текстом сказки. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
Логопед. Послушайте русскую народную сказку «Лиса и журавль». Ответьте на мои вопросы.
Логопед выразительно читает детям сказку. По ходу чтения объясняет значение выделенных в тексте слов и поговорок. Когда дети отвечают на вопросы, логопед следит за тем, чтобы ответы были полными.
- Примерные вопросы:
- Кто с кем подружился в этой сказке?
- Что решила сделать лиса?
- Чем она решила угостить журавля?
- В какую посуду положила она кашу?
Наелся ли журавль в гостях у лисы? Почему?
Что приготовил на другой день журавль?
В какую посуду наклал он окрошку?
Наелась ли лиса в гостях у журавля? Почему?
Почему не получилось дружбы у лисы и журавля?
Составление пересказа текста сказки с элементами драматизации и использованием различных предметов.
Логопед. Подойдите к моему столу. Давайте выберем предметы, которые встретились нам в этой сказке. (Изряда предметов дети выбирают тарелку и кувшин, скатерть, солонку, сахарницу, салфетки и объясняют свой выбор.) Сегодня мы не только составим пересказ этой сказки, но и покажем ее. Каждый из вас ненадолго станет «актером».
Нам нужно выбрать двух героев сказки: хитрую лису и журавля. Наши «актеры» пройдут сейчас за ширму и переоденутся в подходящие костюмы. (Желающие проходят ла ширму и переодеваются в соответствующие костюмы.)
Для того чтобы показать сказку «Лиса и журавль», «актеры» должны помнить, в каком порядке происходили события сказки. Послушайте примерный план этой сказки:
1. Журавль в гостях у лисицы.
2. Лисица в гостях у журавля.
3. Дружба врозь.
А теперь давайте посмотрим, как «актеры» из нашей группы смогут показать и рассказать то, что произошло в сказке «Лиса и журавль».
Дети-актеры подходят к декорациям и инсценируют сказку. При желании детей сказку можно показать несколько раз с разными «актерами». Логопед выступает в роли сказочника и следит за тем, чтобы не было слишком длинных пауз между действиями.
III. Подведение итогов занятит Логопед благодарит детей за постановку сказки. Зрители аплодируют «актерам».
- Занятие 8.
- Мое любимое животное
- Цель: составление рассказа-описания любимого домашнего животного, с опорой на схематичный рисуночный план.
- Задачи:
- -активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- — учить детей отвечать на вопросы полным ответом;
- — учить детей составлять рассказ о любимом домашнем животном по схематичному рисуночному плану;
- — развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.
- Оборудование: фотографии или рисунки любимых домашних животных детей, опорный схематичный рисуночный план (логопед рисует его маркерами на доске), красный и синий островки, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
- Предварительная работа: попросить детей сделать дома фотографии любимых домашних животных или нарисовать рисунки и принести их на занятие.
- Ход занятия
- I. Оргмомент
Логопед. Ребята, каких вы знаете домашних животных? (Дети дают ответы.) Давайте поиграем в игру с мячом «Назови особенности». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и называть домашнее животное. Тот, кто поймает мяч, расскажет о том, какие особенности есть у этого животного. Например: «Корова. У коровы есть рога, хвост с кисточкой и копыта на ногах.
Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.
II Основная часть занятия
Введение в тему занятия
Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять рассказы-описания любимых домашних животных по опорному рисуночному плану. Но сначала давайте выполним упражнения разминки.
Упражнения на развитие общих движений и координацию, пальчиковая гимнастика
упражнений | Выполняемые действия |
Два козленка | |
Как-тo раз к кому-то в гости Шел козленок через мостик, А навстречу шел другой, Возвращался он домой. | Делаем «козу» пальцами обеих рук. Сближаем руки |
Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться. Не желая уступить И другого пропустить. | «Бодаться» рожками |
Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. | На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха |
Rot с разбега лбами-бух! | На слово «бух» — хлопаем в ладоши |
И с моста в водичку-плюх! | Роняем руки на колени |
Лошадки | |
По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Цок-цок, цок-цок – Скачет резвый табунок. | Все пальцы правой и левой рук поочередно ритмично «скачут» по столу |
3. Составление сложных предложений о любимых домашних животных
Логопед. Давайте познакомимся с вашими любимыми животными. Возьмите в руки фотографии, картинки или рисунки ваших любимых животных и встаньте передо мной полукругом. По очереди назовите свое любимое животное и его кличку, и расскажите о том, почему оно вам нравится. (Дети по очереди составляют ответы.)
Вы, конечно, знаете, что у одних домашних животных есть лапы с когтями, а у других — ноги с копытами? Давай-те определим, что есть у ваших любимцев.
Те, у кого в руках фотографии, картинки или рисунки с животными, у которых есть лапы с когтями, встаньте на красный островок справа от меня.
А те у кого фотографии, картинки или рисунки с животными, у которых есть ноги с копытами — на синий островок слева от меня. (Дети перестраиваются.)
А теперь тот, к кому я обращусь, объяснит, почему он попал именно на этот островок. Например, я спрошу у Кати, почему она попал на красный островок, а не на синий? Она должна ответить так: «Я попала на красный островок, потому что у моей любимой кошки Мурки есть лапы с когтями, а на синем островке — животные, у которых есть ноги с копытами».
Логопед производит аналогичный опрос детей. Дети составляют свои ответы. Логопед помогает детям в случае затруднений.
4. Составление рассказов-описаний о любимых домашних животных с опорой на схематичный рисуночный план
Логопед. Для того, чтобы мы лучше узнали о ваших любимцах, давайте составим о них рассказы-описания.
Вы уже хорошо знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы мы будем с опорой на схематично нарисованный рисуночный план.
Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисованные на доске маркерами, знакомит детей с каждым пунктом плана. Затем предлагает детям по очереди составлять по каждому пункту плана рассказы-описания о любимых домашних животных. После составления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.
- Схематичный рисуночный план № 2
- Описание домашнего животного
- Занятие 9.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s45176t7.html