Краткое содержание тайное становится явным драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

  • Виктор Юзефович Драгунский
  • Название произведения: «Тайное становится явным»
  • Число страниц: 3
  • Жанр: рассказ
  • Главные герои: Денис.

Краткое содержание «Тайное становится явным» для читательского дневника:

  1. Денис никогда не любил манку.
  2. Но этим утром мама приготовила именно ее.
  3. За съеденную кашу она дала обещание пойти в Кремль.

  4. Мальчик не смог перебороть себя и выбросил кашу в окно.
  5. Затем к ним пришел милиционер с кашей на голове, за что маме стало очень стыдно.

  6. Зато теперь мальчик понял смысл выражения «Тайное становится явным».

План произведения для пересказа:

  • 1. Непонятное выражение
  • 2. Нелюбимый завтрак
  • 3. Предложение мамы
  • 4. Попытки Дениски улучшить вкус каши
  • 5. Выброс в окно
  • 6. Потерпевший милиционер
  • 7. Тайное становится явным

Главная мысль:

Не делай того, за что потом может быть стыдно.

Ведь, как известно, тайное всегда становится явным.

Чему учит произведение:

  1. Рассказ учит никогда не обманывать родных, быть честным и послушным.
  2. Ведь всё, что скрыто со временем становится известным.
  3. Из-за этого могут возникнуть неприятности.

  4. Поэтому нужно быть искренним, не пытаться хитростью и обманными действиями чего-то добиться.
  5. Дениска не знал этого и, схитрив, думал попасть в Кремль.
  6. Но последствия были такими, что он и не ожидал.

  7. Думаю, в момент стыда мальчик уже никуда не хотел идти.

Синквейн:

  • Дениска.
  • Маленький, хитренький.
  • Не хотел, разбавлял, выбросил.
  • Скрыл от мамы правду.
  • Обман.

Краткий отзыв по произведению «Тайное становится явным» для читательского дневника:

  1. Этот рассказ Драгунского веселит, вызывает интерес и поучает.
  2. Дениска очень сглупил, обманув маму.
  3. Ведь неправда со временем всегда становится известной.
  4. В результате необдуманных действий, пострадал посторонний человек, а мама и сам Дениска попали в неловкое положение.

  5. Но главное, что мальчик осознал свою ошибку и понял смысл интересующего его выражения.
  6. Думаю, он не станет больше так делать.
  7. Ведь, хоть он поступил так не со зла, ситуация получилась крайне неприятной.
  8. Советую всем прочитать это произведение и не повторять ошибок мальчика.

  9. Краткая биография Виктора Юзефовича Драгунского для презентации

Пословицы к произведению:

Шило в мешке не утаишь.

На лжи далеко не уедешь.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/dragunskii-viktor-rasskaz-tainoe-stanovitsia-iavnym

Рассказ Тайное становится явным

Это веселый рассказ Виктора Драгунского о том, как мальчик на своем опыте узнал, что значит фраза «Тайное становится явным». Главный герой не любил есть манную кашу, и избавился от  нее забавным способом, но был разоблачен. Так мальчик запомнил на всю жизнь, что вся правда о нечестных поступках всегда становится известной.

Рассказ Тайное становится явным скачать:  

Рассказ Тайное становится явным читать

  • Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:
  • — Тайное всегда становится явным.
  • И когда она вошла в комнату, я спросил:
  • — Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?.. Ложись-ка спать!

Я вычистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это было еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

  1. Я сказал:
  2. — Видеть не могу манную кашу!
  3. Но мама закричала:

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

  • Я сказал:
  • — Я ею давлюсь!
  • Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
  • — Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно.

Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен.

С хреном, кажется, все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подбежал к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И вот к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать:

— Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… мм… фото, когда я весь в каше?!

  1. Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
  2. — Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
  3. И они все трое вышли в коридор.
  4. А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

  • Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
  • — Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
  • — Да.

Источник: https://aababy.ru/skazki/rasskazy/viktor-dragunskiy/rasskaz-taynoe-stanovitsya-yavnym

Тайное становится явным

  • Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
  • – … Тайное всегда становится явным.
  • И когда она вошла в комнату, я спросил:
  • – Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!

  1. Я сказал:
  2. – Видеть не могу манную кашу!
  3. Но мама закричала:

– Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

– Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно.

Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен.

С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.

– Что вам нужно? – строго спросила мама.

– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

– Не клевещите. Ничего я не выливаю!

– Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

  • Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
  • – Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
  • И они все трое вышли в коридор.
  • А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

  1. Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
  2. – Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
  3. – Да.
Читайте также:  Краткое содержание платон государство за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://nukadeti.ru/skazki/dragunskij-tajnoe-stanovitsya-yavnym

Урок литературного чтения "В. Драгунский. Тайное становится явным" план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

  • Урок литературного чтения
  • «Тайное становится явным» В. Драгунский»
  • 2 класс УМК «Школа России»

Цель: познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным», способствовать осмыслению учащимися главной идеи произведения.

  1. Учебные задачи
  2. Предметные: совершенствовать технику чтения, способствовать осознанности учащимися значимости чтения, понимания цели чтения, формировать умение производить анализ и сравнение.
  3. Метапредметные: создавать условия для высказывания мнений о прочитанном, для развития речи; учить строить прогнозы и аргументировать их; развивать умение задавать разные виды вопросов; обобщать полученную информацию в ходе устного круглого стола; формировать умение аргументировать своё предположение и объяснять свой выбор; навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.
  4. Личностные: воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения.
  5. Оборудование: компьютерная презентация, учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть Климановой.
  6. Ход урока
  7. Организационный момент

— Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей. А что произойдет, если убрать хоть одну деталь? (Они перестанут идти).

— Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я уверена, что у нас всё получится.

  • Слушание фрагмента песни «В каждом маленьком ребёнке…»
  • — Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, весёлое)
  • — Что, кроме самой музыки позволяет создать весёлое настроение песни? (слова песни)

— Какие это слова? (смешные), а кто смеётся? Сами ребята? или автор песни?

  1. — А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями из жизни)
  2. — Ребята, скажите, а кто из вас знает, что такое попурри? (это музыкальная пьеса из отрывков различных общеизвестных мелодий)
  3. II. Актуализация опорных знаний

— Я тоже составила по этому принципу литературное попурри из строчек произведений изучаемого нами раздела. Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (И в шутку и всерьёз)

На доске (в центре – название раздела, ученики выходят и прикрепляют название произведения и его автора)

1. Хочу, чтобы вы, дорогие читатели, недаром за чтением время потратили. (Борис Заходер «Товарищам детям»)

2. А мне показалось, что все они правы, все: Звери и птицы, деревья и травы… (Б. Заходер «Что красивей всего?»)

3. Скажите, от-чего так зябнут ноги?    («Б. Заходер «Дорожная шумелка»)

4. Если я чешу в затылке – Не беда!  (Б. Заходер «Песенка первая (песенки Вини-Пуха)).

5. Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. (Э.Успенкский «Чебурашка»)

6. «Я бы вымыл в кухне пол, я бы в комнате подмёл» (Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой»)

7. «Ехал ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне». (Э.Н.Успенский «Память»)

8. Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила: — Хочешь, пойдём с тобой в Кремль? (верно, мы это произведение ещё не изучали

А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором?

— Молодцы! Оставим на доске место для нового произведения.

  • — Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».    
  • —  Прочитайте глазами;
  • —  Прочитайте медленно вслух;
  • —  Прочитайте с  утвердительной интонацией;
  • —  Прочитайте выразительно;
  • — Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания)
  •      III. Подготовка к изучению нового материала  
  • Учитель: Найдите  неповторяющиеся буквы и сложите  из них фамилию писателя.
  • Учитель:  Какая фамилия у вас получилась?   (Драгунский)

  IV. Изучение нового материала.

  1. 1.  Рассказ о жизни писателя
  2. Драгунский Виктор Юзефович   (6 мая 1972г.)  
  3. актёр,  писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.

Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время первой мировой войны его отец умер от тифа.  В 1925 году семья переехала в Москву.

В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод. Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер. Приговор был короткий и жестокий: уволить!

Тут кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где требовались ученики- шорники. (Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях) При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту.

В семнадцать лет Виктор Драгунский выдерживает экзамен в актерскую школу. Окончив школу, он стал хорошим театральным актером и был принят в Театр Сатиры.

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили, но он не сдался и поступил в ополчение. (Ополчение – это войска, которые создаются во время войны в помощь основной армии из добровольцев).

После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Виктор Драгунский говорил:

«Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться…и я должен приносить радость детям…»

— В детской литературе Драгунский известен, как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».

Главным героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. Кстати, сына Драгунского тоже зовут Дениской.

— Виктору Драгунскому было около пятидесяти лет, когда стали выходить его книжки для детей.  

— Все рассказы разные: над одними смеёмся до слёз, над другими задумываемся, грустим…(«Девочка на шаре», «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Заколдованная буква»).  

Учитель: Каким был человеком В. Драгунский?  (дети высказывают мнения)  (весёлым, добрым, любил детей, понимал их проблемы).

— Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся.

Составьте пословицу из слов:   не   мешке   утаишь   в   шила.  ( Шила в мешке не утаишь).

  • — А кто сможет объяснить смысл этой пословицы? (дети высказывают свои мнения)
  • —  Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.
  • — Правду не скроешь.
  • — Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
  • Рассказ, с которым мы познакомимся, называется «Тайное становится явным». (Название рассказа прикрепляется на доску рядом с названием раздела)
  • -Как вы понимаете заглавие?
  • -Что такое тайна?

— Какой словарь надо открыть, чтобы узнать значение слов? (толковый словарь) Как им пользоваться? (Найти значение слова по первой букве. Слова в словаре располагаются в алфавитном порядке.)

Тайна 

  • Нечто скрываемое от других, известное не всем;
  •  Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
  •  Скрытая причина чего-нибудь.

Назовите синоним к слову тайна. Секрет

Тайное

  • Секретный, потайной, скрытый, затаённый. 
  1.     -Что такое явное?
  2. Явное
  3. — Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким  названием?

— Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события, описанные в этом произведении? Почему вы так думаете?

  • — Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным или поучительным?
  • — Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
  • — Почему вы так думаете?
  • Чтение и анализ произведения

— Ребята, сейчас мы приступаем к чтению текста. Мы будем останавливаться во время чтения и обсуждать прочитанное. «Чтение с остановками» — так называется прием, который мы будем использовать.

  1. — Откройте учебники стр.161
  2. «Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре.
  3. — Такое всегда становится явным.
  4. И когда она вошла в комнату,  я спросил:
  5. — Что это значит, мама: «Тайное становится явным?»
  6. — А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама.

 — Понял?.. Ложись-ка спать!

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?

И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать. «

— Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным?» с объяснением мамы?

  • — Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?
  • -Что узнали о Дениске? (имел хорошую привычку слушать взрослых и задумываться над непонятными словами)
  • -Какая сложная ситуация возникла для Дениски и послужила завязкой рассказа?
  • — Что по вашему мнению, может дальше произойти в рассказе?

«Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! сказала мама. — Безо всяких разговоров!

Я сказал:

— Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мною рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь поедем с тобою в Кремль?

Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь — пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна! И мама ушла на кухню».

  1. -Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
  2. — Как вы понимаете выражение «терпеть не могу манную кашу»?
  3. — А выражение «вылитый Кощей»?
  4. — Почему мама заставляет съесть сына кашу?
  5. В этом отрывке между Дениской и мамой возник конфликт, а как нужно разрешать конфликты? (уметь договариваться)
  6. ДЕВОЧКИ подумают и объяснят позицию мамы (полезно, надо утром кушать каши), а
  7. МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски (не любит, невкусно)
  8. — кто прав?
  9. — как решили конфликт мама и Дениска (договорились)
  10. Что помогло вам понять, что для Дениски Кремль — это ценность?
  11. 4 отрывок  ЧТЕНИЕ — РАЗВЕДКА

 А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают ценные сведения. Вы прочитаете следующий отрывок до слов «В это время вошла мама».  Все важные сведения вы должны записать по порядку «Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?»

Можно пользоваться карандашом, делать пометки в тексте, обращайте внимание на глаголы. Чья пара первой возвратится из разведки —  встанет.

«А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну невозможно есть! Тогда я подумал, что может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая , тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипяток. Все равно было скользко. липко и противно. Главное. когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно.

Ужасно обидно! Ведь в Кремль — то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется  почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немного попробовал, у меня сразу глаза  на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я.

наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».  ПРОВЕРКА.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Усовершенствование каши»
  • пошлёпал ложкой (похлопать в ладоши)
  • посолил (взять соль слева – поворот)
  • посыпал сахару (взять сахар справа –поворот)
  • долил кипятку (кипяток сзади у соседа)
  • вылил в кашу всю баночку хрена (хрен стоит внизу в столе)
  • Глаза на лоб полезли (вытаращили глаза)
  • Вылил в окно кашу
  • -Как считаете, Дениска с самого начала решил выплеснуть кашу в окно?
  • — Чем по-вашему может закончиться рассказ?
  • Чтение 5 отрывка
Читайте также:  Краткое содержание ростан сирано де бержерак за 2 минуты пересказ сюжета

«В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась.

— Ну, что за Дениска, что за парень молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала. В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подошел к окну, поглядел вниз.

— А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно».

 — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах, не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул:

  1. — Пострадавший!
  2. И к нам подошел какой-то дяденька.
  3. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду»
  4. -Какого человека называют интеллигентным? 

-Как  вы думаете, что такое клевета? Подберите синоним. (Ложь, враньё, выдумка, наговор) Значит, что такое клеветать? (порочить честь и достоинство другого лица).

  • — Язвительно — это как? (злобно, ядовито, насмешливо, колко)
  • — Объясните значение слова «пострадавший»?
  • 6 отрывок 

«На голове у дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немного по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.

— Главное я иду фотографироваться… И, вдруг, такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня.  и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

— Извините, пожалуйста, сказала она тихо, — разрешите я вас почищу, пройдите сюда!  И они все трое прошли в коридор.

Прочитайте, как выглядел пострадавший.

—  Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

 — А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?  

 Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

 — Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?

— А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.

—  По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

 (Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

— Почему же Дениска не рассказал сразу маме правду? Он – лжец? (нет, все произошло очень быстро, он не успел даже опомниться)

  — Какова роль смеха в этом рассказе?

  (Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится, когда над ним смеются.) 

  1. 7 отрывок
  2. » А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
  3. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
  4. — Да, мама, ты вчера правильно сказала: тайное всегда становится явным!
  5. — Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
  6. — Ты это запомнил на всю жизнь?
  7. И я ответил:
  8. — Да».
  9. — Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?

— Как думаете, хорошо ли Дениска знал маму? Аргументируйте.

-Почему мама долго смотрела на сына, но не наказала его?

— Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Какой фрагмент проиллюстрировал художник?

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/01/10/urok-literaturnogo-chteniya-v-dragunskiy-taynoe-stanovitsya

Какая главная мысль рассказа "Тайное становится явным" Виктора Драгунского? Краткое содержание

Рассказы Драгунского отличные и всегда в них есть что почерпнуть детям. Вот например «Тайное становится явным» напомнил мне меня в детстве. Но мы жили на первом этаже и у нас под окном было много котов, вот им то я и выкидывала еду, которую есть не хотела.

Однако Дениске из рассказа так же не повезло и его каша, которую он кушать не захотел угодила прямо на человека, который мимо проходил. Тот пожаловался милиционеру и они вместе заявились к Дениске домой. Мальчику за свой поступок было очень стыдно.

Произведение учит тому, что надо кушать что дают взрослые и не хитрить, потому что ложь часто явной становится.

В рассказе «Тайное становится явным» В. Драгунского можно выделить основную мысль, что нельзя совершать поступки, за которые в последствии Вам будет стыдно. Ведь любые деяния (хорошие или плохие) позже получают огласку.

Автор учит быть честным, не обманывать никого, а тем более родителей.

Рассказ «Тайное становится явным» — какая главная мысль, чему учит?

В рассказе Драгунского «Тайное становится явным» идет речь о том, как мальчик Дениска пытался схитрить: не съесть свой завтрак, но все равно попасть на экскурсию в Кремль.

Денис не нашел ничего лучше, чем вылить невкусную кашу за окно. К сожалению, каша упала на проходящего мимо человека, и Дениске и его маме пришлось краснеть перед милиционером и пострадавшим прохожим.

Зато мальчик на всю жизнь запомнил, что все тайное когда-то станет известным.

Главная мысль рассказа «Тайное становится явным» заключается в том, что не нужно пытаться схитрить и думать, что неблаговидный поступок удастся сохранить в тайне от окружающих. Когда-нибудь правда станет известна, а вот репутация человека и доверие к нему со стороны родственников и окружающих людей может покачнуться.

Рассказ учит тому, что не нужно обманывать родных и близких людей, лучше совершать честные поступки, и тогда жить будет радостно и легко.

Чему учит рассказ, произведение «Тайное становится явным» серия «Денискины рассказы»?

Виктор Драгунский — один из моих любимых детских писателей.

С моей точки зрения, довольно сложно передать основную мысль произведения в его коротком названии, но писателю это удалось.

Мальчику Дениске предстоял интересный и насыщенный день вместе с мамой, но сначала ему нужно было позавтракать. Манную кашу мальчик не любил. Он не придумал ничего другого, как вылить содержимое своей тарелки в окно.

Мама обрадовалась, что сын так быстро расправился с кашей, но тут в дверь позвонили. На пороге стоял милиционер и облитый манной кашей гражданин.

Так Денис на своем жизненном опыте убедился, что в жизни все тайное становится явным. В его случае правда открылась практически сразу.

Иногда неприглядные тайны, плохие поступки, обман, предательство удается держать в секрете долгие годы, но правда рано или поздно все равно становится известна и наступает расплата.

Вывод: лучше не совершать нехороших поступков в надежде, что о них не узнают окружающие. Лучше поступать честно, ничего не скрывать и жить спокойно с чистой совестью, не опасаясь разоблачения.

Какая мораль, смысл, анализ произведения, рассказа «Тайное становится явным» (Виктор Драгунский)?

Ответить на этот вопрос очень просто, потому что главная мысль изложена в самом названии рассказа.

Главный герой рассказа Дениска услышал от мамы слова «Тайное становится явным», они его очень заинтересовали и он даже ночью обдумывал, что они могут значить и как это так получается. На следующее же утро он понял — как.

Мама заставляла его есть манную кашу, даже в Кремль обещала сводить, если он ее съест, но Дениска никак не мог заставить себя сделать это, в итоге он вылил разбавленную водой кашу за окно.

Буквально через несколько минут человек с Денискиной кашей на шляпе в сопровождении милиционера стоял перед Денискиной мамой и самим Дениской. Все, что втайне совершил Дениска действительно стало явным, и это научило его на всю жизнь, что обманывать никогда нельзя, мало того, что это очень плохо, так еще все равно обман всегда раскрывается.

Мама объяснила Дениске, что означает эта фраза вполне понятно — она объяснила ему фразу приблизительно так: тот, кто обманывает не должен надеяться на то, что его обман останется нераскрытым.

Дениска умный мальчик и сразу всё понял, но только умом понял, а через свою душу он эти слова не пропустил, потому что услышав эти мудрые слова от мамы, он тут же совершает обман, который тут же раскрывается, то есть становится явным и Дениске становится очень стыдно за свой обман.

И только испытав большой стыд Дениска прочувствовал суть слов, сказанных его мамой. Дениска запомнил их на всю свою жизнь и никогда больше не обманывал и всё благодаря этому случаю с манной кашей.

В поучительном и ироничном рассказе «Тайное становится явным» мы встречаемся с мальчиком Дениской, который когда-то услыхал фразу о «тайном», но её смысл ему пришлось постигать на собственном опыте.

Мальчик ради похода в Кремль выплеснул манную кашу в окно, поскольку мама наказала ему непременно кашу съесть, а он её не любил. Маму Денис обманул, но правда вылезла наружу быстро, ведь тут же в дом пожаловал милиционер с испачканным кашей гражданином.

Как видим, правда выплыла и проступок Дениса стал известен маме. Вот тут-то мальчик и понял смысл сказанной фразы. Правда, он признал свою ошибку, но стыдно ему было долго.

Главная мысль рассказа кроется в самой заветной фразе: всё, что мы скрываем, всегда становится явным. Поэтому врать и скрывать правду нельзя, даже суровую правду нужно уметь сказать. Рассказ учит нас быть честными и даже не пытаться обманывать своих близких. Ведь это нечестно, а за совершенный проступок придется все равно давать ответ.

Источник: https://faston24.ru/kakaya-glavnaya-mysl-rasskaza-tajnoe-stanovitsya-yavnym-viktora-dragunskogo-kratkoe-soderzhanie/

Драгунский, "Денискины рассказы": краткое содержание

Виктор Драгунский родился в 1913 году в Америке. Его родители, эмигранты из белорусского Гомеля, имели еврейские корни. Вскоре семья возвратилась на родину.

После смерти отца мать вышла замуж во второй раз за актера еврейского театра, с труппой которого они гастролировали по стране.

Трудовая биография Виктора началась рано, но он всегда находил время, чтобы посвятить самовыражению: посещал театральные мастерские и дебютировал как актер. Но по-настоящему его захватила литературная деятельность.

Он сочинял сценки, фельетоны, придумывал монологи и интермедии для цирка и эстрады. Талантливый юноша несколько раз снялся в кино. В военные годы писатель состоял в ополчении, в мирное время продолжил заниматься творчеством. Библиография литератора насчитывает 10 книг, многие из них нашли воплощение на экране.

Краткое содержание Тайное становится явным Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета

«Денискины рассказы» принесли Виктору Драгунскому настоящую популярность. Книга сразу полюбилась маленьким читателям и их родителям. В небольших историях описаны события, происходящие в столице в середине прошлого столетия. Главный герой – Денис Кораблев, он живет с мамой и папой в центре Москвы.

Истории о приключениях непоседливого мальчика начинаются, когда ему было 5 лет. В рассказах Драгунского он взрослел, пошел в школу, стал октябренком, а потом пионером. С мальчиком то и дело происходят курьезные случаи и смешные истории. Но самое главное, чему учит книга, это доброта, честность и взаимовыручка.

Лучшего друга Дениса зовут Миша Слонов, он его одноклассник и товарищ по приключениям. Среди других персонажей рассказов хочется отметить Аленку – девчонку заводилу, хотя она младше главных героев.

Из взрослых персонажей выделяются родители Дениса, пионервожатая Люся, учительница Раиса Ивановна и Борис Сергеевич – учитель музыки.

В сборник «Денискины рассказы» входят около семи десятков отдельных историй. Количество произведений в каждом издании менялось по усмотрению редакционной коллегии. Некоторые рассказы вошли в учебную программу начальной школы.

В данной подборке представлено краткое содержание отдельных программных произведений для их анализа учениками младших классов. Юным читателям будет не только интересно познакомиться с содержанием книги, но и задуматься о главном, узнать в героях произведения себя и своих друзей.

В этом ребятам непременно поможет читательский дневник, где можно делиться своими отзывами о книге, размышлять о характерах ее героев и делать краткий пересказ.

Краткое содержание Тайное становится явным Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета «Он живой и светится»

В рассказе «Он живой и светится» происходит следующая история. Ввиду того, что у Дениски нет ключей от квартиры, ему приходится ждать маму на улице. Она почему-то задержалась на работе или в магазине. Уже вечереет, мальчик устал, замерз и проголодался, но он не сходит с места.

Читайте также:  Краткое содержание лесное эхо скребицкий за 2 минуты пересказ сюжета

К приятелю подходит друг Миша Слонов и на короткое время скрашивает его одиночество. Мишке очень понравился самосвал – игрушка, которую Денис получил в подарок от отца. Как последний аргумент, он предлагает другу обмен и достает коробочку с живым светлячком: «Он живой и светится».

Наслаждаясь сиянием, которое исходит из коробочки, Денис без сожаления соглашается обменять самосвал. Подоспевшая мама была в недоумении, как сын мог дорогую игрушку отдать в обмен на маленькое живое существо.

Ей было невдомек, что со светлячком сыну было дать не так грустно и одиноко.

Краткое содержание Тайное становится явным Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета«Тайное становится явным»

Эта ситуация произошла с Денисом ранним воскресным утром. На завтрак мама сварила манную кашу, которую он терпеть не мог. Но мама была непреклонна: «Если съешь кашу – пойдем в Кремль». Чтобы сделать блюдо вкуснее, мальчик его солил, перчил, но от этого каша стала совсем несъедобной. Недолго думая, находчивый мальчишка вылил кашу за окно и поставил перед собой пустую тарелку.

Каково же было удивление мамы, когда через несколько минут раздался звонок в дверь и в квартиру вошел гражданин в одежде, испорченной кашей. Оказывается, он шел к фотографу и надел свой лучший костюм. Денис понял, что его тайна раскрыта, и экскурсия отменяется.

Рассказ крайне поучительный для детей, ведь его главная мысль в том, что лучше всегда говорить правду, даже если она не очень приятная.

«Зелёнчатые леопарды»

Содержание рассказа повествует о том, как Денис, Мишка и Аленка собирались запускать ракету и для этого начали подготавливать место в песочнице. Пока рыли боковой выход, во дворе показался их приятель Костя. Мальчик только что переболел корью и выглядел слабым.

Ребята стали обсуждать различные болезни, все их минусы и преимущества. Больного ребенка родители жалеют, покупают игрушки, балуют вкусненьким. Но самой веселой болезнью герои истории назвали ветрянку, ведь можно с помощью зеленки сделать из себя настоящего пестрого леопарда.

Вволю повеселившись, ребята вместе с Костей продолжили готовить ракету к запуску.

Краткое содержание Тайное становится явным Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета«Сверху – вниз – наискосок»

Герои рассказа Драгунского однажды вышли погулять. Было лето и во дворе строители делали ремонт. Друзья иногда помогали им и жалели, что близится окончание работ. В этот день девушки маляры работали с краской, их звали Санька, Нелли и Раечка.

Когда строители ушли на обед, ребятам стало интересно, как работает шланг с краской. Сначала они покрасили с ног до головы Аленку, затем досталось случайному прохожему в белой одежде. После этого ребят наказали, больше всех досталось Денису.

Маляр Санька, когда увидела его, пошутила, мол, когда он подрастет, они могут работать в одной бригаде.

«Пожар во флигеле или подвиг во льдах»

Однажды Миша с Денисом опаздывали в школу на урок. Чтобы оправдаться, выдумывали разные истории. Они хотели соврать, что посещали зубного врача, или спасали ребенка, который попал под лед. Мальчики очень боялись учительницу, поэтому каждый старался выдумать историю больше похожую на правду.

Пока по дороге спорили, не пришли к единому мнению и когда оказались в классе, каждый рассказал свою историю. Учительница выслушала обе версии, посмеялась вместе с другими ребятами над хитростью друзей и поставила им плохие отметки. Основная мысль рассказа: всегда нужно говорить правду и быть честным.

Даже самая хитрая ложь перестанет быть тайной и обязательно раскроется.

Краткое содержание Тайное становится явным Драгунского за 2 минуты пересказ сюжета«Хитрый способ»

В центре этого рассказа – семейные дела Кораблевых. Мама была в отпуске и сокрушалась, что во время отдыха ей приходится заниматься домашними делами. Она посоветовала мужу, и сыну найти способ избавить ее от этого.

Денис долго думал над изобретением специального прибора: чтобы мыл и вытирал посуду одновременно, но у него ничего не вышло. После того, как мама отказалась подавать ужин, мальчик придумал хитрый способ — есть из одной тарелки по очереди, но родители ответили, что это вне правил гигиены.

Ситуацию разрешил папа, который засучил рукава и позвал сына. С помощью нехитрого способа вдвоем они быстро справились с посудой.

«Главные реки»

Действие рассказа происходит, когда Денис уже учится в школе. Накануне вечером он возился во дворе с воздушным змеем и не сделал уроки. Одна двойка красовалась в дневнике за то, что он не выучил стихотворение Некрасова «Мужичок с ноготок».

Но на уроке географии учительница предложила ему исправиться. Нужно было назвать главные реки Америки. Друзья очень старались помочь Денису, но он перепутал название Миссисипи и произнес «миси-писи». От смеха покатился весь класс и учительница.

После этого мальчик твердо решил основное, что домашние задания будет всегда выполнять вовремя.

Про Дениса Кораблева и Мишу Слонова есть еще немало интересных историй. Смешная ситуация произошла в рассказе «Заколдованная буква». Когда перед Новым годом привезли елку, дети заметили на ней шишки.

Пятилетняя Аленка назвала их «сыски», Мишка сказал, что нужно говорить «хыхки», а Денис заметил, что в слове «фыфки» нет ничего сложного.

Они смеялись друг над другом потому что буква «Ш» оказалась для каждого из них заколдованной.

В рассказе «Ровно 25 кило» главные герои проявили находчивость. Чтобы получить подписку на любимый журнал «Мурзилка», Денису не хватало полкило. Пришлось выпить целую бутылку Ситро. Когда его вес достиг необходимой цифры, главный приз оказался у него в руках.

Еще раз ребята проявили смекалку в истории «Кот в сапогах» и поделили награду в конкурсе карнавальных костюмов. В произведении «Рыцари» описан случай, когда Денис решил вести себя как благородный и великодушный помощник. Весь день он пытался быть рыцарем и всем сообщал об этом.

История учит быть внимательным к своим близким.

Еще множество приключений происходит с ребятами в школе, дома, во дворе, в цирке. Примечательно, что прообразы главных героев – реально существующие дети. Дениску Кораблева автор писал с собственного ребенка – сына Дениса.

Его закадычный друг Мишка Слонов также существовал в реальной жизни, как и девочка Аленка, которая удивительно похожа на дочь Драгунских Ксению.

Наверно поэтому, герои «Денискиных рассказов» — обычные мальчишки и девчонки близки и понятны детворе, в них они узнают себя.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-968241-dragunskiy-deniskiny-rasskazy-kratkoe-soderzhanie

Урок для 2 класса по теме: "В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»"

  • Побережнюк Елена Валерьевна
  • учитель начальных классов ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край
  • Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение, память, связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование: выставка книг В.Ю. Драгунского, учебник (Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 [ Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.

] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – стр.161 — 167 или текст рассказа В.Ю.

Драгунского «Тайное становится явным», толковый словарь, карточки с заданиями, декорации к инсценировке ( стол, тарелка, ложка, шляпа).

Основная работа на уроке сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ходу все задания выполняют в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить работу таким образом, чтобы материал, который они представят классу, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Учащиеся создают общий продукт – коллективную презентацию, с которой должны выступить все участники группы.

Групповые задания выполняются 15 минут, после чего каждая группа демонстрирует «презентацию» у доски. В конце урока сравниваются и сопоставляются полученные результаты, отмечаются наиболее удачные варианты.

Ход урока.

— У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Драгунского можно, взяв книги в библиотеке.

— Сегодня мы с вами изучим рассказ В.Ю. Драгунского, который называется «Тайное становится явным».

— Как вы думаете, а что такое тайна, тайное?

Ответы детей.

— Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Тайна 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное. 2.Неч.то скрываемое от других, известное не всем, секрет. 3. Скрытая причина чего-нибудь.

  1. Тайный – составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.
  2. — О чём пойдёт речь в рассказе?
  3. Предположения детей.
  4. Физкультурная разминка.

1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники»: читает учитель или дети прослушивают аудиозапись.

2. Работа с текстом.

Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

— Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План: КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
  • Завтрак.
  • Предложение мамы.
  • Мучения с кашей и избавление от неё.
  • Возмущённый милиционер.
  • Пострадавший дяденька.

Побережнюк Елена Валерьевна

  • Рассерженная мама.
  • Урок на всю жизнь.

Вторая группа — выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

  • Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
  • Опорные слова и словосочетания: КАРТОЧКИ
  • Тайна
  • Плохой поступок
  • Наказание
  • Нечестно
  • Каша
  • Кощей
  • Кремль
  • Царь-пушка
  • Баночка с хреном
  • Сахар соль
  • Кипяток
  • Окно улица
  • Обидно
  • Стыдно
  • Мусоропровод
  • Гадость
  • Пострадавший
  • Шляпа
  • Каша на шляпе
  • Рассердилась
  • Почистить
  • Правильно
  • Запомним
  • Побережнюк Елена Валерьевна
  • Вторая группа — придумывает вопросы к рассказу.

— Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

  1. Предположительно возможные вопросы:
  2. — Что однажды услышал Денис от мамы?
  3. — Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
  4. — Почему Дениска не хотел есть кашу?
  5. — Как мама уговорила сына?
  6. — Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
  7. — Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?
  8. — Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?
  9. — Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?
  10. — Как выглядел пострадавший дяденька?
  11. — Рассердилась мама на Дениса?
  12. — Какой урок получил Денис?
  13. Четвёртая группа — представляет театрализацию рассказа.

— Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

  • Режиссер.
  • Действующие лица:
  • Денис
  • Мама
  • Милиционер
  • Пострадавший
  • Ответственные за декорации.

— Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

— Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
  • вторая параллельно — выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей — первая, вторая и третья команды.
  1. Физкультурная разминка.
  2. Анализ полученной информации.
  3. — Сегодня я узнал (а)…
  4. — Было интересно…
  5. — Было трудно….
  6. — Теперь я могу…
  7. Самооценка работы в группе:
  8. Вся работа полностью выполнена мною

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/urok-dlya-klassa-po-teme-vyu-dragunskiy-taynoe-stanovitsya-yavni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector