Краткое содержание тургенев провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

История создания

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

«Дворянское гнездо» задумывалось еще в начале 1856 года, но тяжелый этап в личной жизни и состояние здоровья помешали планам писателя. Летом этого же года И. Тургенев уехал из России и провел за границей около двух лет. Фактически именно тогда начался разрыв его многолетних отношений с Полиной Виардо, который вылился в чувство одиночества и неприкаянности. Писатель переживал возрастной перелом, ощущаемый им как приближение старости, и страдал от невозможности создать семью, что отразилось на его здоровье и творческом бессилии.

В этот период происходили значительные события в общественной жизни России, и хотя действие в «Дворянском гнезде» относится к 1842 году, т. е. к другой эпохе, обсуждения И. Тургеневым этих проблем в переписке и лично со своими друзьями и писателями отразились в событиях, описанных в романе. К ним относятся:

  1. Смерть Николая I.
  2. Потрясение от поражения в Крымской войне.
  3. Необходимость многих реформ и главное — отмены крепостного права.
  4. Возрастающая роль в общественной жизни дворянской интеллигенции.

Первые планы и заметки по роману не дошли до нашего времени и не известно, каким задумывалось произведение изначально.

Вплотную автор занялся написанием «Дворянского гнезда» только в июне 1858 года, по возвращении в Россию. Сначала были проведены чтения романа в узком кругу, а широкой публике он стал доступен после выхода в журнале «Современник» в 1859 году.

Пересказ сюжета

На титульном листе первого издания книги значилось слово «повесть», как сам автор обозначил жанр, но в этом произведении судьбы отдельных людей так тесно переплетены с социальной и национальной жизнью, что его относят к социально-философским романам.

Действующие лица

Главные герои «Дворянского гнезда» 35-летний богатый помещик Федор Иванович Лаврецкий и 19-летняя молодая дворянка Елизавета Михайловна Калитина.

Лаврецкий честный и порядочный мужчина, который больше всего хотел личного счастью с любимой женщиной. Лиза — не очень образованная провинциалка, но ее чистая и добрая натура очень привлекательна для окружающих.

Девушка ставит долг превыше любых чувств и устремлений. Другие персонажи:

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Варвара Павловна — жена Лаврецкого.
  2. Марья Дмитриевна Калитина — мать Лизы.
  3. Марфа Тимофеевна Пестова — двоюродная бабушка Лизы по матери.
  4. Сергей Петрович Гедеоновский — служит статским советником и часто бывает у Калитиных.
  5. Владимир Николаевич Паншин — перспективный чиновник, привлекательный внешне молодой человек, который оказывает знаки внимания Лизе.
  6. Христофор Федорович Лемм — старый немец, служит у Калитиных учителем музыки.

Большую роль в судьбе Лизы сыграла няня Агафья, привившая ей религиозность и веру в мистицизм. Паншин, при всей своей внешней привлекательности и талантах, человек эгоистичный и себе на уме. Получив отказ от Лизы, он тут же переключается на Варвару Павловну.

Интересен образ старого учителя музыки. У Лемма сложилась трудная судьба, он рано лишился родителей и долго скитался, а его талант композитора не получил признания. Но этот, внешне страшноватый человек, отличается добротой и тонко чувствует прекрасное.

Краткое содержание

События романа происходят в губернском городе О., где проживает семья Калитиных. Мать семейства — вдова дворянского происхождения, вместе с ней проживает ее тетка и дочери Лиза и Лена.

В дом Калитиных вхож молодой чиновник Пашнин, который ухаживает за Лизой. Это блестящий молодой человек, прибывший в О. по службе. Он сам пишет и исполняет романсы, которые нравятся обществу, но не признаются старым учителем музыки Леммом.

Тот находит его творчество странным и фальшивым.

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

Однажды друг семьи Гедеонский сообщает, что на родину из-за неприятностей с женой вернулся Федор Лаврецкий, дальний родственник Калитиных. Измены Варвары привели к тому, что мужчина чувствует себя несчастным и не доверяет женщинам.

Как-то, провожая после урока Лемма, Лиза встречает у ворот статного мужчину, оказавшегося Лаврецким. Марья Дмитриевна рада его видеть и приглашает бывать у Калитиных чаще.

Пашнин признается Лизе в любви и просит выйти за него замуж, она обещает подумать.

Федор обосновывается в своем поместье Васильевское, потому что в Лавриках он жил с Варварой и все там напоминает об утерянном счастье. Общаясь с Лизой, мужчина все больше впечатляется ее внутренней чистотой и влюбляется в девушку.

Когда молодые люди объясняются, Лиза признается, что испытывает ответные чувства. Но Лаврецкий женат и она со своими убеждениями о долге не верит в счастливое будущее для них. Надежда появляется, когда Федору в журнале попалась заметка о смерти его жены, а Лиза не приняла предложение Паншина.

Будучи вдовцом, мужчина мог бы жениться на возлюбленной.

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

Внезапно из-за границы возвращается Варвара с дочерью и убеждает Лаврецкого, что поняла свои ошибки и изменилась. Она надеется на прощение мужа. Влюбленные понимают, что теперь не будет у них совместной жизни.

Лаврецкий обещает Варваре создавать видимость семьи, а жена за это должна жить безвыездно в Лавринках. Религиозная Лиза уверена, что наказана Богом за свои преступные надежды.

Варвара не держит слова и вскоре уезжает в Петербург, а Лиза уходит в монастырь.

Спустя 8 лет у Пашнина успешная карьера, но он, как прежде, не женат, Варвара живет в Париже и увлечена театром. Лаврецкий больше не думает о личной жизни, а ведет хозяйство в родовом гнезде и пытается улучшить жизнь крестьян. Он навещал Лизу в монастыре, но девушка прошла мимо, сделав вид, что не узнала Федора.

Жизненная ситуация Лаврецкого

Федор Лаврецкий происходит из богатого дворянского рода, насчитывающего несколько веков. В романе несколько глав уделено описанию становления характера героя начиная с детства. Его прадед был жестоким и деспотичным барином, но умным человеком. Дед Петр — грубоватым, но не злым простаком, любителем охоты. Своим фамильным имением Лавринки занимался мало и оно стало приходить в упадок.

Его сын Иван — отец главного героя, а дочь Глафира воспитывала племянника до 12 лет. Матерью Федора была крепостная крестьянка, на которой Иван женился без разрешения отца, рассорился с ним из-за этого и уехал за границу. Иван Петрович вернулся домой англоманом, с мыслями о преобразованиях в России и начал со своего имения. Все, что он сделал:

  • разогнал приживал;
  • отказался от визитов прежних гостей, любивших подолгу задерживаться в Лавринке;
  • переодел слуг в ливреи;
  • ввел колокольчики и умывальные столики.

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

На этом переустройство и закончилось, зато оброк прибавился и барщина стала тяжелей.

Кроме того, Иван Петрович решительно занялся воспитанием сына по своему разумению: нанял швейцарца-гувернера, который занимался физическим развитием Феди, а музыкой, как ненужным будущему мужчине предметом, заниматься запретил.

Но мальчик изучал точные науки, право и даже столярное дело. В детстве у Феди не было товарищей, никто не относился к нему с лаской и добротой, а отец, пытаясь воспитать в нем волю и сильный характер, сделал его замкнутым и нелюдимым.

Вздохнуть свободные молодой Лаврецкий смог только после смерти родителя. Он поступил в московский университет, где в те времена было множество вольнодумных кружков.

Федор же по причине нелюдимости игнорировал их и смог сойтись только с мечтателем Михалевичем.

Малообщительный Лаврецкий под влиянием друга только начал задумываться, что бы он мог изменить в жизни, как его настигла первая любовь к красавице Варваре Коробьиной. Молодой дворянин делает ей предложение, а женившись — увозит в деревню.

Затем молодая пара переехала в Петербург, где вела светскую жизнь, а позже — за границу. Там главный герой случайно узнает об измене жены и не может простить такого предательства. Сначала он не знал, что делать и сильно грустил, но смог проявить характер и взять себя в руки.

Лаврецкий не бросает изменницу на произвол судьбы, но даже будущий ребенок не может удержать его рядом. Федор Иванович возвращается в родовое гнездо.

Образ Лизы Калитиной

Старшая дочь Марьи Дмитриевны была высокой и стройной темноволосой девушкой со строгим профилем и серьезными глазами. Отец Лизы занимался счетами, коммерческими делами и обращал мало внимания на дочь.

Заботы недалекой маменьки хватало только на подбор нарядов. Девушка не привыкла в детстве к кому-то ласкаться, но не потому, что не хотела, а из-за врожденной застенчивости.

Она выросла больше под влиянием прямой и правдолюбивой Марфы Тимофеевны и набожной няни Агафьи, чем родителей.

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

Ничто, чуждое ее натуре, не могло изменить Лизу, ни приторная сентиментальность матери, ни легкомысленность гувернантки-француженки.

Большое значение в развитии религиозных чувств Лизы сыграли притчи о мучениках, которые рассказывала ей няня. Вера в Бога у девушки не связана с догмами, это признание божественной воли и справедливости.

Лиза часто задумывается о смерти, но не боится ее, потому что видит в ней не конец жизни, а переход в лучший светлый мир.

Будучи короткой и покорной, девушка тем не менее имеет серьезные убеждения, которых придерживается во всем. Ей невозможно навязать чужую волю, если это не соответствует ее принципам.

Главная героиня одинока, окружающее ее общество таково, что у нее не выработалась привычка к общению, девушка совсем не привыкла делиться своими мыслями.

Жизненный опыт ей заменяет совесть и долг, которые ведут по жизни и не дают сбиться с пути истинного.

Лиза человек искренний и самоотверженный, она со всеми доброжелательна и с крепостными общается на равных. Ее добрая натура не понимает, как можно долго держать на кого-то зло. Она и Лаврецкого убеждает простить жену.

Девушку настораживают взгляды Паншина, когда он рассказывает, чтобы он мог сделать с отсталой родиной, если бы власть была в его руках.

Героиня поддерживает Лаврецкого, который считает, что если и вводить новшества, то нужно учитывать национальные особенности, а не копировать европейские преобразования.

Впервые влюбившись, Лиза очень переживает и не находит себе места из-за греховного чувства, отвлекающего от Бога.

Для Лаврецкого очень важно личное счастье, он старается убедить и героиню не выходить замуж без любви, чтобы не утратить что-то очень ценное в жизни.

Когда надежды на возможность быть вместе рушатся, Лиза выбирает долг и собирается замаливать не только свои грехи, но и грехи своих предков.

Смысл названия

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

Образ гнезда можно назвать лейтмотивом всего творчества И. Тургенева. Использовав в названии фразеологизм «дворянское гнездо», автор показывает Лаврецкого настолько ориентированнным на семейное счастье и любовь, что он не страшится сделать вторую попытку получить их. Лиза Калитина находит свое «гнездо» в монастыре, где она может укрыться от своих якобы незаконных влечений сердца и не быть игрушкой в чужих руках, а только выражать смирение и любовь к Богу.

Но мотив «гнезда» не останавливается на желаниях главных героев, а показывает дворянскую культуру в целом, которая в своих лучших проявлениях сливается с общенародной.

В романе изображен живой мир настоящей дворянской усадьбы с привычными для нее занятиями, бытом и традициями. История русского дворянства прерывиста, каждому поколению нужно искать свою цель заново, но далеко не все сумели это сделать.

Автор изображает картину, далекую от идиллии, и грустит о вырождении таких вот «гнезд», где нарушена связь поколений.

Найти и прочитать онлайн-аннотации на роман и цитаты из него можно на специализированных сайтах. Сюжет романа неоднократно ложился в основу сценариев для спектаклей, а также одноименного фильма, снятого Андреем Кончаловским в 1969 году.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/roman-dvoryanskoe-gnezdo.html

Краткое содержание «Ася» Тургенева: пересказ повести по главам

В статье представлено краткое содержание повести И. С. Тургенева «Ася». Произведение написано в 1857 году и содержит 22 главы. Сюжет рассказа, по признанию самого автора, появился после того, как он заметил в окнах одного дома женщин и попытался представить их судьбу.

Действующие лица

Повесть «Ася» написана в лирическом стиле и является одним из наиболее трогательных произведений писателя. Главные герои – молодые люди, искренне полюбившие друг друга, но из-за слабого характера и некоторых обстоятельств не нашедшие возможность быть вместе.

Описание главных героев произведения следует начать с Аси.

  • Ася – очень молодая и красивая девушка. Она немного робка и стеснительна, история ее рождения драматична. Тургенев описывает Асю как очень добрую и нежную девушку, способную на глубокие, чистые чувства.
  • Н. Н. – так обозначил Иван Сергеевич второго героя повести, от лица которого ведется рассказ. Это довольно спокойный, уравновешенный молодой человек, который привык наслаждаться жизнью. Самое главное для него – гармония и комфорт. Нерешительность, неспособность действовать по зову сердца и любить всецело позволили ему упустить единственную любовь, воспоминания о которой до конца жизни преследовали его.

К второстепенным персонажам можно отнести брата Аси – Гагина и фрау Луизе.

  • Гагин – занимается воспитанием сестры, которая гораздо младше его. Он военный в отставке и художник-любитель.
  • Фрау Луизе – пожилая приятная дама, соседка Гагина, вдова. Ася дружит с ней и часто наведывается в гости. Это очень добрая, отзывчивая женщина, искренне полюбившая девушку.

В кратком содержании повести «Ася» Ивана Тургенева будет представлен еще один образ – молодая вдова, бросившая Н. Н., предпочтя его некому лейтенанту. В повести этот персонаж встречается лишь в воспоминаниях рассказчика.

Пересказ тезисно

Знакомясь с кратким содержанием произведения «Ася», читатель поймет, что это история о молодом богатом дворянине, бесцельно путешествующем по городам Европы.

В маленьком немецком городке на берегу Рейна он знакомится с необычной молодой парой – братом и сестрой. Найдя общество друг друга довольно приятным, они много время проводят вместе.

Поведение сестры Гагина кажется господину Н. Н. во многом странным: она может быть робкой и застенчивой, а спустя несколько минут – шумной и веселой. Ее повадки часто напоминают ему поведение капризного и избалованного ребенка.

Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

В один из дней Гагин раскрывает тайну сестры. Оказалось, что Ася рождена от связи отца Гагина и горничной. Мать Аси после рождения дочери отказалась переехать в дом барина на правах жены, самостоятельно воспитывая дочь в строгости.

Ася стесняется своего положения, уверенная, что она не ровня дворянам. Тем не менее, она влюбляется в Н. Н. и приглашает его на свидание. Девушка открывает ему сердце, но молодой человек ругает ее за спешность и нетерпеливость.

Позже Н. Н. осознает свою ошибку. Собираясь сделать ей предложение, он приходит к Гагиным в дом, но не застает там никого.

Н. Н. больше не встречает их, хотя проводит в поисках какое-то время. Он вспоминает об Асе даже спустя годы, так и оставшись холостяком на всю жизнь.

Краткое содержание по главам

Иван Тургенев написал это произведение, разбив его на небольшие главы. Так же по главам можно прочитать и краткое содержание повести «Ася».

Глава 1

Н. Н. делится с читателями историей, которая произошла в молодые годы. В ту пору его мысли были заняты молодой вдовой, которая оказывала ему знаки внимания, но в итоге оставила ради какого-то лейтенанта.

Читайте также:  Краткое содержание гоцци любовь к трём апельсинам за 2 минуты пересказ сюжета

Он уезжает за границу, где путешествует без определенной цели. Останавливается там, где его привлекали новые лица: Н. Н. мало интересовали достопримечательности.

В небольшом немецком городке З. он часто гулял у реки, наблюдая, как она уносит свои воды в Рейн. Однажды его привлек шум и звуки музыки на другом берегу. Н. Н. находит лодочника и просит его доставить на другой берег.

Глава 2

На маленьких улочках было шумно и весело – студенты отмечали какой-то праздник. В толпе внимание Н. Н. привлекает пара – брат и сестра Гагины, которые также путешествуют по Европе.

Гагин – военный в отставке, а теперь начинающий художник. Он очень любит сестру и уделяет ей много времени. Ася – живая, подвижная девушка. Она совсем молода, с румяными щечками и темными глазами. Пара приглашает Н. Н. к себе в гости в небольшой уютный домик.

За ужином Ася стеснялась нового человека, но затем, немного расслабившись, отвечала на вопросы. Вечер прошел в приятной атмосфере. Дома Н. Н. понял, что в течение этого дня он ни разу не вспомнил о вдове и своей несчастной любви.

Глава 3

На утро Н.Н. снова встретил Асю и Гагина, который поделился творческими идеями. В свою очередь Н. Н. поведал новому другу о молодой вдове. После беседы молодые люди решили взглянуть на этюды, а Ася ушла гулять к старой башне.

Глава 4

Руины башни находились на скале. Подойдя ближе, молодые люди заметили на самом верху фигуру, в которой узнали Асю. Подобное поведение показалось Н. Н. необычным.

Недолго пообщавшись с мужчинами, девушка уходит к своей знакомой фрау Луизе. Друзья вновь остаются вдвоем, предавшись беседе.

К себе Н. Н. вернулся с тяжелым сердцем, не зная причины. Впервые за все время он заподозрил, что Гагин не брат девушке.

Глава 5

Следующий день он проводит в компании друзей. Он не перестает удивляться поведению Аси и совершенно точно понимает, что та не является сестрой художнику.

Глава 6

Спустя две недели знакомства и ежедневного общения, Н. Н. находит Асю довольно умной, воспитанной девушкой, которая может поддержать разговор. Однако его смущало, что иногда она становилась замкнутой, необщительной и уединялась.

В один из дней Н. Н. случайно слышит разговор между Гагиными. Девушка плакала, говоря брату о своей любви, заявляя, что не хочет больше никого любить. Н. Н. чувствует себя обманутым.

Глава 7

Ему не спалось до самого утра, и едва рассвело, он ушел в горы. Он провел там несколько дней, а вернувшись, обнаружил письмо от Гагина, который сетовал, что Н. Н. не взял его с собой.

Глава 8

На следующий день Н. Н. пытался рассказать о впечатлениях от прогулки по горам, но разговор заходил в тупик. Провожая гостя, Гагин поведал другу историю сестры.

Оказалось, что Ася является незаконнорожденной дочерью его отца. Умирая, тот просил сына присмотреть за девочкой. Ася до 9 лет воспитывалась матерью – женщиной простого происхождения – в строгости, а после ее смерти стала жить с отцом в его доме. Она так и не смогла принять свой новый статус и очень робела перед чужими людьми.

Постепенно девочка привыкла к Гагину и освоилась. Однако все еще продолжала стесняться своего происхождения. Гагин, человек ответственный и состоятельный, оставшись в двадцать лет с тринадцатилетней девочкой на руках, хотел для своей сестры хорошего будущего.

  • После того как Ася оканчивает учебу в пансионе, Гагин подает в отставку и уезжает с девушкой на год-другой на берег Рейна, где они и знакомятся с главным героем.
  • Тургенев мастерски передает читателю, как Гагин пытается защитить сестру.
  • Главы 9-10
  • Краткое содержание Тургенев Провинциалка за 2 минуты пересказ сюжета

Н. Н. беседует с Асей. Она читает ему «Евгения Онегина» и сообщает, что если бы у них были крылья, то они утонули бы в небесной синеве. Н. Н. отвечает, что иногда летать людей заставляют чувства.

Вальсируя вечером с Асей, он улавливает в ней черты женственности. Н. Н. возвращается домой с ощущением счастья в душе.

Главы 11-12

Весь следующий день Гагин рисовал, а настроение Аси было настолько непредсказуемым, что в голову Н. Н. закралась мысль – она влюбилась в него.

Глава 13

Эти же мысли занимали его внимание и утром. В тот день Ася сослалась на нездоровье и провела вечер у себя.

Гуляя по городу, Н. Н. постоянно думал о девушке, а после получил послание от Аси, в котором она просила его о встрече у развалин.

Глава 14

Когда он перечитывал записку, к нему в дом зашел Гагин. Он был обеспокоен здоровьем и душевным состоянием сестры, подтвердив догадки Н.Н., что девушка была в него влюблена, о чем и поведала брату.

Она просила его об отъезде. Гагин, в свою очередь, желал понять, возможен ли брак между ними. Н. Н. просит время на размышление. Он не представляет себе жизни с девушкой 17-ти лет и с таким характером.

Глава 15

Собираясь на свидание, Н. Н. получает записку от Аси с предложением встретиться у фрау Луизы. Герой запрещает себе признаваться девушке в чувствах.

Глава 16

В доме фрау Луизы его проводили в маленькую комнатку, где, дрожа и не поднимая глаз, сидела Ася. Он осторожно поцеловал ее руку и с сожалением сказал, что ее брату все известно и теперь ничего нельзя изменить. Ася убегает, но он и не думает останавливать ее.

Главы 17-18

Герой бродит по городу, думая о том, что не такой развязки он ожидал. Н. Н. ругает себя, понимая, что не хочет расставаться с девушкой. От Гагина он узнает, что Аси все еще нет дома. Мужчины отправляются ее искать поодиночке.

Глава 19

Н. Н. искал Асю, кричал, звал её, признавался в любви. Однако девушки не было нигде. Вернувшись в дом Гагина, он заметил свет в ее комнате. Брат Аси заверил его, что сестра уже дома, и они расстались до завтра.

Глава 20

Он думал постучать в ее окно, но решил рассказать ей о своих чувствах на следующий день. Герой плохо помнил, как вернулся к себе. От мысли о завтрашнем дне он был беспредельно счастлив.

Главы 21-22

Утром у Гагиных его встретила хозяйка, которая сообщила об отъезде семьи и вручила записку от брата Аси. Тот просил простить их, заверив, что осознает существующие предрассудки и понимает, по какой причине брак между Н. Н. и его сестрой не сможет состояться.

Герой все же узнает, куда уехали Гагины, и собирается разыскать их. У дома фрау Луизе он получает из ее рук письмо от Аси. Девушка прощается и сознается, что накануне ему достаточно было сказать ей только слово, чтобы она осталась. Но поскольку он не сделал этого, они расстаются.

Отправляясь по их следам, Н. Н. не смог найти их ни в одном городе. Со временем он все же утешился в силу своего еще юного возраста. Однако со временем воспоминания об Асе стали посещать его все чаще. Он так и остался одиноким, а записки и цветок, когда-то подаренный ею, хранил у себя.

Основная мысль повести

Краткий пересказ повести «Ася», к сожалению, не передает всей палитры чувств главных героев. И. С. Тургенев считается одним из лучших писателей, способных тонко отобразить психологический портрет персонажей. В повести раскрыта тема любви, первых романтических эмоций, горечи от недосказанности.

Иван Сергеевич призывает читателей идти за чувствами, жить настоящим и бороться за своих любимых. Повесть заставляет задуматься, насколько для отношений важна каждая минута, проведенная с близким человеком, и как губительны могут быть некоторые поступки, о которых затем будешь сожалеть всю жизнь.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/turgenev-asya.html

Иван Тургенев — Провинциалка

  • Иван Сергеевич Тургенев
  • Провинциалка
  • Комедия в одном действии
  1. Алексей Иванович Ступендьев, уездный чиновник, 48 лет.
  2. Дарья Ивановна, жена его, 28 лет.

  3. Миша, дальний родственник Дарьи Ивановны, 19 лет.
  4. Граф Валерьян Николаевич Любин, 49 лет.
  5. Лакей графа, 30 лет.
  6. Васильевна, кухарка Ступендьева, 50 лет.

  7. Аполлон, мальчик Ступендьева, 17 лет.
  8. Действие происходит в уездном городе, в доме Ступендьева.

Театр представляет гостиную в доме небогатого чиновника. Прямо дверь в переднюю, направо – в кабинет; налево два окна и дверь в садик.

Налево в углу низенькие ширмы; спереди диван, два стула, столик и пяльцы; направо, на втором плане, небольшое фортепиано; спереди стол и стул.

За пяльцами сидит Дарья Ивановна. Она одета очень просто, но со вкусом. На диване сидит Миша. Он скромно читает книжечку.

Дарья Ивановна (не поднимая глаз и продолжая шить). Миша!

Миша (опуская книжечку). Чего изволите?

Дарья Ивановна. Вы… ходили к Попову?

Миша. Ходил-с.

Дарья Ивановна. Что он вам сказал?

Миша. Он сказал-с, что всё будет прислано, как следует. Я особенно просил его о красном вине-с. Вы, говорит, будьте покойны-с. (Помолчав.) Позвольте узнать, Дарья Ивановна, вы кого-нибудь ожидаете?

Дарья Ивановна. Жду.

Миша (опять помолчав). Можно узнать, кого-с?

Дарья Ивановна. Вы любопытны. Впрочем, вы не болтливы, и я могу вам сказать, кого я жду. Графа Любина.

Миша. Как-с, этого богатого господина, который недавно приехал к себе в именье-с?

Дарья Ивановна. Его.

Миша. Их точно сегодня ожидают в трактире у Кулешкина-с. Но позвольте узнать, разве вы с ним знакомы?

Дарья Ивановна. Теперь нет.

Миша. А! стало быть, прежде?

Дарья Ивановна. Вы меня расспрашиваете?

Миша. Извините-с. (Помолчав.) Впрочем, и я глуп. Ведь он, должно быть, сын Катерины Дмитревны, вашей благодетельницы.

Дарья Ивановна (посмотрев на него). Да, моей благодетельницы. (За кулисами слышен голос Ступендъева: «Не приказала? почему не приказала?») Что там такое?

Те же и Ступендьев с Васильевной. Они выходят из двери кабинета; Ступендьев в одном жилете; у Васильевны на руках сюртук.

Ступендьев (к Дарье Ивановне). Даша, правда ли, ты приказала… (Миша встает и кланяется.) А, здравствуй, Миша, здравствуй. Правда ли, ты приказала этой женщине (показывает на Васильевну) не давать мне сегодня моего бешмета, а?

Дарья Ивановна. Я ей не приказывала.

Ступендьев (с торжествующим лицом, обращаясь к Васильевне.) А? что?

Дарья Ивановна. Я только сказала ей, чтоб она тебя попросила не надевать сегодня твоего бешмета.

Ступендьев. А чем же мой бешмет дурен? Он такой пестренький, с разводами. Ты же мне сама его подарила.

Дарья Ивановна. Да ведь сколько времени тому назад!

Васильевна. Ну, надевайте, надевайте сюртук, Алексей Иванович… Что, право… Хорош пестренький! На локтях прорвался; а сзади, так просто глядеть нехорошо.

Ступендьев (надевая сюртук). А кто тебе велит на меня сзади глядеть? Тише, тише! разве ты не слыхала? ты меня просить должна.

Васильевна. Ну, да уж вы… (Уходит.)

Ступендьев (ей вслед). Не рассуждай, женщина.

Те же, кроме Васильевны.

Ступендьев. Чёрт возьми, ужас, как под мышками режет! Бывают же такие подлые портные… так и кажется, что вот-вот кверху потянут на бечевках. Право, Даша, я не понимаю, почему тебе вздумалось меня нарядить в сюртук; теперь же скоро двенадцатый час, на службу идти пора, и без того фрак прийдется надеть.

Дарья Ивановна. У нас, может быть, гости будут.

Ступендьев. Гости? Какие гости?

Дарья Ивановна. Любин… Граф Любин. Ведь ты его знаешь?

Ступендьев. Любина? Еще бы! Так ты его ожидаешь?

Дарья Ивановна. Его. (Взглянув на него.) Что ж тут удивительного?

Ступендьев. В этом нет ничего удивительного, я совершенно с тобою согласен; но позволь тебе заметить, душа моя, это совершенно невозможно.

Дарья Ивановна. Почему же?

Ступендьев. Невозможно, совершенно невозможно. С какой стати он придет?

Дарья Ивановна. Ему нужно будет с тобою переговорить.

Ступендьев. Положим, положим; но это ничего не доказывает, совершенно ничего не доказывает. Он меня к себе позовет. Возьмет да позовет.

Дарья Ивановна. Мы с ним были знакомы: он видал меня в доме своей матери.

Ступендьев. И это ничего не доказывает. Как ты думаешь, Миша?

Миша. Я-с? я ничего не думаю-с.

Ступендьев (к жене). Ну, вот видишь… Он не придет. Помилуй, как это…

Дарья Ивановна. Ну, может быть, может быть; только ты не снимай сюртука.

Ступендьев (помолчав). Впрочем, я совершенно с тобою согласен. (Прохаживаясь по комнате.) То-то сегодня с утра здесь такую подняли пыль… Ох, уж эта мне чистота! И ты такая нарядная!

Дарья Ивановна. Alexis, пожалуйста, без замечаний.

Ступендьев. Ну да, да. Конечно, без замечаний… Вишь, этот граф поразорился, так и к нам пожаловал. Что, он молод?

Дарья Ивановна. Он моложе тебя.

Ступендьев. Гм… Совершенно, я совершенно с тобой согласен… то-то ты вчера всё на фортепианах эдак того… (разводит руками). Да, да. (Напевает сквозь зубы.)

Миша. Я сегодня к Кулешкину заходил-с. Так их там ждут-с.

Ступендьев. Ждут? Ну, так пускай ждут. (К жене.) Как же это я его никогда у Катерины Дмитревны не видал?

Дарья Ивановна. Он тогда в Петербурге служил.

Ступендьев. Гм… Он, говорят, теперь в чинах. И ты думаешь, что он придет? Помилуй, помилуй!

Те же, и из передней выходит Аполлон; на нем голубая ливрея с белыми пуговицами, весьма неловко скроенная; лицо его выражает тупое изумление.

Аполлон (таинственно Ступендьеву). Какой-то господин вас спрашивает.

Источник: https://libking.ru/books/literature_19/626379-ivan-turgenev-provincialka.html

Краткое содержание романа «Накануне» И. С. Тургенева

Роман «Накануне» Тургенев написал в 1860 году, вслед за наступлением новой полосы в государственной жизни России. Своим всевидящим творческим взглядом Тургенев уже заметил рождение новой русской женщины.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Накануне» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Роман был написан накануне национально-освободительной революции болгарского народа в 19 веке.

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Елена Николаевна Стахова – привлекательная девушка двадцати лет из дворянской семьи. Любит Дмитрия.
  • Дмитрий Никанорович Инсаров – болгарин, студент, родители которого погибли от рук турков, патриот, борец за освобождение Болгарии от турецкого ига. Любит Елену.

Елена и Дмитрий втайне от родителей становятся мужем и женой. Молодые супруги собираются вступить в ряды участников освобождения Болгарии, но накануне отъезда Дмитрий умирает от приступа тяжелой болезни.

Другие персонажи:

  • Павел Яковлевич Шубин – молодой скульптор, артист, дальний родственник Страховых, поклонник Елены.
  • Андрей Петрович Берсенев – молодой ученый, поклонник Елены, восхищается Дмитрием.

Несмотря на смерть Инсарова, Елена отправляется в Болгарию с его друзьями…

Читайте также:  Краткое содержание рассказов василия жуковского за 2 минуты

«Накануне» очень краткое содержание

И. С. Тургенев «Накануне» краткое содержание для читательского дневника:

Действие романа Тургенева происходит в конце девятнадцатого века, в преддверии революций.

На берегу реки, в один из самых знойных летних дней, на траве под липой лежали двое молодых парней. Одного из них звали Алексей Берсенев, он только что окончил университет и должен был стать ученым и, казалось, выглядел старше своего белокурого товарища, хотя был тремя годами младше.

Второй молодой человек Павел Шубин – молодой скульптор. Лежа под липой они спорили, их спор был весьма прилежным. Они спорили о природе, о том какую роль играет в ней человек, о любви.

Главные герои молоды и мечтательны. Елена влюбляется в Инсарова – болгарина- революционера. Елена вырывается из прогнившей среды своих родителей, вопреки всему выходит за Дмитрия. За границей революционер умирает, но она готова продолжить помогать несчастным.

Главная мысль:

Роман о новом поколении людей. В финале задаётся вопрос, дескать, будут ли в России настоящие люди, готовые улучшить жизнь… ответ дан в романе.

Короткий пересказ «Накануне»

Краткое содержание «Накануне» Тургенев:

Начинается всё с разговора двух друзей. Андрей Берсенев тоскует перед лицом Природы, а Петр Шубин радуется жизни, советует поверить в Любовь. Без этого чувства в окружающем мире всё холодно. Вот только Шубин выступает за наслаждение любовью, а Берсенев – за жертвенность. Разговор является определяющим в романе.

Шубин – дальний родственник Страховых. Там расцветает дочь Елена. Петр не прочь за ней приударить, как и за её компаньонкой. Всё это смешно Елене, ей важней помогать несчастным.

Андрей – тоже её поклонник, но он своим восхищением Инсаровым, зародил в ней интерес к революционеру с удивительной судьбой: мать украли, отца расстреляли, сам он исходил половину Европы. И его цель совпала со стремлением Елены.

Девушка влюбляется в «неприступного» Дмитрия. Понимая, что родители никогда не примут этого разночинца, а уготовили ей судьбу богатой жены нужного человека. Они сами когда-то сделали выбор в пользу выгоды. Впрочем, своей судьбой они не очень довольны, но считают, что «так должно». Вопреки им Елена выбирает практически судьбу декабристки.

Она тайно венчается с Дмитрием, готовится к отъезду к нему – в Болгарию. Родители, особенно отец, возмущены её самоволием, даже лишают её наследства. Всё-таки она не жалеет о своём выборе, даже когда Инсаров умирает. Она собирается пойти в сёстры милосердия, но след её теряется. Впрочем, сомневаться, что она останется верна идеалам, не приходится.

Роман «Дворянское гнездо» Тургенева был написан в 1858 году. В основу книги легли размышления Тургенева о судьбе русского дворянства.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Дворянского гнезда» по главам для проверки полученных знаний.

Сразу после публикации роман приобрел большую популярность в обществе, поскольку автором были затронуты глубокие социальные проблемы.

Сюжет романа «Накануне» Тургенев с цитатами

«Накануне» Тургенев краткое содержание с цитатами из произведения:

В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала учёная карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды.

Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдёт. Нами движет жажда любви, счастья — и больше ничего.

«Да будто нет ничего выше счастья?» — возражает Берсенев. Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука, свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым — все назначение нашей жизни.

Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? Уж не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует.

Анна Васильевна Стахова, троюродная тётушка Шубина, будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием.

Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное.

И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту — женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошёлся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в её обществе.

«Глазеют друг на друга, так глупо…» — рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском, или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с её, Анны Васильевны, завода.

Шубин живёт в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки (отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию, но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах.

В Москве его знают, как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остаётся в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены, которой с ней не о чем говорить.

Павел заглазно называет её сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает «всей естественности подобных противоречий» артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало её, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять её уважение, и тот переставал существовать для неё.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем её облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.

Ничто никогда не могло удовлетворить её: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали её нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом её забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это её увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Её никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!» Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает её как человек умный, образованный, по-своему настоящий, глубокий.

Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина, одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти. А история его такова.

Он был ещё ребёнком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тётке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил её вдоль и поперёк. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец — след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен. В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу.

Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.

В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвёл на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк — все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живописных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис!

На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты.

Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперёд выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шёл прочь.

Быкоподобная туша угрожающе подалась вперёд, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли, поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. «Он утонет!» — закричала Анна Васильевна.

— «Выплывет», — небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

В дневнике Елены появилась запись: «…Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно». Тут же она призналась себе, что полюбила его.

Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу («…Мне русской любви не нужно…»). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придётся быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить её первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял её: «Так ты пойдёшь за мной повсюду?» Да, пойдёт, и её не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они — муж и жена, заключает болгарин.

Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это ещё возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз, прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей.

Наутро, несмотря на головную боль, продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слёг совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий ещё долго не покидает своего жилища.

Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в лёгком шёлковом платье, свежая, молодая и счастливая.

Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой.

Свидание их не остаётся тайной для родителей.

Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров — её муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. «К туркам!» — Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: «Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовёт вас!»

Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом, который живёт у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: «Надо бы… как-нибудь, того…» При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и чернозёмной силы. Ему Павел Яковлевич и высказывает своё восхищение Еленой.

Она ничего и никого не боится. Он её понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это ещё лучшие. Нет пока у нас людей.

Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа.

«Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?» — «Дай срок, будут», — отвечает тот.

И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остаётся дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все, что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая «Травиату», они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, её мольбой: «Дай мне жить… умереть такой молодой!».

Ощущение счастья оставляет Елену: «Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти Я была счастлива… А с какого права?.. А если это не даётся даром?»

На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море, но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя.

Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеётся и зовёт её из бездны: «Елена!» Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: «Елена, я умираю!» Рендич уже не застаёт его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и её саму на его родину.

Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для неё нет теперь другой родины. «Я искала счастья — и найду, может быть, смерть. Видно… была вина».

Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели её потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном чёрном наряде. Дальше след её терялся.

Читайте также:  Краткое содержание капалуха астафьева за 2 минуты пересказ сюжета

Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: «Так что же, будут ли у нас люди?» Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

Вывод:

Любовь способна преодолевать все трудности и тяготы, за неё нужно бороться, не смотря на последствия.

Это интересно: Роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», который написан в 1861 году, сразу было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух поколений. Краткое содержание Отцы и дети по главам поможет вспомнить сюжет произведения и главных героев романа.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-nakanune.html

Краткое содержание «Нахлебник»

Видим на сцене зал в доме богатой молодой помещицы. Окна в сад, столы, кресла. Хлопочет и грозно командует дворецкий перед приездом господ.

В Петербурге Ольга Петровна вышла замуж за чиновника. Они сегодня впервые должны приехать. Их ждут.

Вот наступает всеобщее волнение: господа приехали! Дворецкий командует: «Музыканты! Музыканты по местам! Где хлеб-соль?»

Шесть разряженных девок бегут в переднюю, управляющий выходит с блюдом на крыльцо, остальная дворня толпится в дверях.

Подъезжает карета, музыка играет фальшиво: «Гром победы раздавайся…».

» — Ну вот, мы дома», — говорит Ольга мужу и указывает на него дворовым: » — Вот вам ваш новый господин…». Прошу любить и жаловать».

» — Матушка вы наша, голубушка»…, — умиляется кастелянша Прасковья, («сухое, злое, и желчное существо»), принимая у Ольги шляпу и мантилью.

Кузовкин, «проживающий на хлебах», которого дворецкий все время третирует небрежно и свысока, робко подходит к госпоже. Она его узнала! (Хотя не сразу). А потом Ольга идет осматривать дом и сад после долгой разлуки, приглашает с собой Кузовкина с его бедняком приятелем Ивановым, живущим по соседству. Она явно милое существо, судя по её отношению к бедным и слабым.

Что касается мужа… Едва она удалилась в сопровождении осчастливленных её вниманием жалких спутников, как Елецкий с видом «начальника отделения» приказывает позвать управляющего имением и предварительно выясняет экономические подробности: число душ, качество земель и прочее. Он завтра же собирается обследовать имение жены и, видимо, крепко все заберет в свои руки.

Неожиданно приехал богатый помещик Флегмонт Александрыч Тропачев. Он знакомится с Елецким, очень рад, что появился такой сосед. Поскольку «одному в дороге скучно», Флегмонт Александрыч прихватил с собой Карпачева, дворянина, который у него «по бедности проживает» и всячески угодничает.

Потом, вернувшись из сада, Ольга уходит к себе, видимо, переодеться с дороги; остальным подают завтрак.

Между прочим, в ходе разговора за столом выясняется, что Кузовкин, униженный, бедный Кузовкин, живущий здесь «на хлебах», — наследник какого-то сельца Ветрово, но никак не может выиграть давнюю тяжбу: нет денег. «Гербовая бумага одна чего стоит. А человек я бедный-с».

» — Да расскажите нам, в чем дело?» — предлагает Елецкий.

И Кузовкин, выпив очередную рюмку «для куражу», рассказывает длинную историю. Тут и векселя кому-то кем-то из родственников выданные, и «казенные недоимки», и аукционные торги. Бесконечная, бестолково рассказанная история вызывает всеобщий хохот.

Выясняется в конце концов, что какой-то немец все векселя скупил и тяжба теперь идет с его наследниками. Тропачев, богатый и наглый, для которого эти истории — забавное развлечение, требует чтобы Кузовкин еще и спел песенку. Тот отказывается.

Но Тропачеву известно, что при покойном владельце усадьбы, (отце Ольги), Кузовкин играл роль шута, пел и плясал, когда прикажут.

» — Видите вы этот бокал шампанского? Я вам его за галстук вылью», — обещает ему Тропачев. Он со слабыми не церемонится. «Кузовкин (с волнением). Вы этого не сделаете-с. Я этого не заслужил-с. Со мной еще никто…

Тропачев. Вы не хотите петь? Кузовкин. Не могу я петь-с. Тропачев. Вы не хотите? (Подходит к нему). Раз…». Кузовкин (пятясь и тоскливым от отчаянья голосом). Помилуйте-с… за что вы так со мной поступаете? Я вас не имею чести знать-с… Да и я сам все-таки дворянин — извольте сообразить… Тропачев. В последний раз… Кузовкин. Полноте-с, говорят…

Я вам не шут дался… Елецкий. В самом деле, оставьте его. Тропачев. Да помилуйте, ведь он при вашем тесте играл же роль шута? Кузовкин. То дело прошлое-с». И тут же несчастный «нахлебник» старается принять веселый вид и даже просит пощады: «Погорячился, господа, что делать… Стар я стал-с, вот что… Ну и отвык тоже. Тропачев.

По крайней мере хоть выпейте этот бокал. Кузовкин. (обрадовавшись). Вот это с удовольствием». Это уж который бокал? Тропачев его явно все время спаивает. Видно, для собственной забавы. Ему приятно издеваться над зависимым, жалким, униженным. (Главное — безнаказанность полнейшая).

Кузовкин быстро пьянеет, бормочет что-то про немца Гангинместера, который лишил его имения Ветрово.

» — Ему что! Служил — служил по провиантейской части — знать, наворовал там тьму-тьмущую — ну и говорит теперь — вексель мой».

Когда-то артист МХАТа Михаил Яншин играл эту роль; играл комедию, за которой трагедия. И тут входит прихвостень Тропачева, Карпачев, незаметно перед этим выходивший из комнаты, и, подкравшись сзади к пьяному Кузовкину, вдруг надевает ему на голову бумажный колпак. Все хохочут. Даже Петр, смеется, выглядывая из-за двери.

Как счастлив Карпачев, что удалось угодить хозяину. Он тоже растоптанный и униженный нахлебник, и не способен даже понять весь трагизм ситуации. Но реакции Кузовкина предвидеть никто не мог. Психологи утверждают: в каждом человеке, даже самом униженном, есть чувство собственной значимости.

Порой не отдавая себе в этом отчета, человек ощущает свое попранное достоинство и при этом способен даже на поступки, вроде бы на первый взгляд необъяснимые. А еще есть великая заповедь из Нагорной проповеди Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Видимо, это значит: относитесь бережно к чужой жизни, достоинству, интересам…

Сначала Кузовкин, рыдает, бормоча сквозь слезы: «За что, за что, за что»… Он бросает колпак на пол и, укоряет Елецкого: «В первый день вашего приезда… В первый день… За что, за что вы меня топчете в грязь?.. А я вас так ожидал, так радовался…

Тропачев. Ну, полноте… Что вы в самом деле? Кузовкин (бледнея и теряясь). Я не с вами говорю… вам позволили надо мной ломаться… вы и рады. Я с вами говорю, Павел Николаевич. Что покойный ваш тесть за даровой кусок хлеба да за старые жалованные сапоги вволю надо мною потешался —так и вам того же надо? Ну да; его подарочки соком из меня вышли, горькими слезинками вышли…

Что ж, и вам завидно стало? Эх, Павел Николаевич! Стыдно, стыдно, батюшка!… А еще образованный человек, из Петербурга… Елецкий (надменно). Послушайте, однако, вы забываетесь. Подите к себе да выспитесь. Вы пьяны… Вы на ногах не стоите. Кузовкин (все более и более теряясь). Я высплюсь, Павел Николаевич, я высплюсь… Дело не в том, Павел Николаевич. А вот вы что заметьте.

Вот вы теперь при всех меня на смех подняли, вот вы меня с грязью смешали, в первый же день вашего приезда… а если б я хотел, если б я сказал слово… Елецкий. Э! Да он совсем пьян! Он сам не знает, что говорит. Кузовкин. Извините-с… Я пьян — но я знаю, что я говорю. Вот вы теперь — барин важный — петербургский чиновник, образованный, конечно…

а я вот шут, дурак, гроша за мной нету медного, я попрошайка, дармоед… а знаете ли вы, кто я? вот вы женились… На ком вы женились — а? Елецкий (Трембинскому). Уведите его, пожалуйста… Кузовкин. Постойте, милостивый государь… Вы мне еще не сказали, на ком вы женились… Вы барин, знатный человек, не правда ли? Вы женились на Ольге Петровне Кориной…

Корины — фамилья ведь тоже старинная, столбовая… а знаете ли, кто она, Ольга-то Петровна? Она… она моя дочь!.. Елецкий (останавливаясь, словно пораженный громом). Вы… вы с ума сошли… Кузовкин (помолчав немного и схватив себя за голову). Да, я сошел с ума»… Вскоре занавес падает. Первое действие окончено. Второе действие. Гостинная.

На диване сидит Ольга, подле нее кастелянша Прасковья Ивановна, которая спрашивает: «Матушка, каких девушек изволите к своей особе приказать определить? Ольга (с некоторым нетерпением). Каких хочешь». Договорившись с барыней, Прасковья Ивановна начинает обычные рабские словоизлияния: » — Голубушка вы наша… Не нарадуемся мы, глядя на вас… Пожалуйте ручку, матушка…».

Госпожа её отсылает. Затем короткий разговор Ольги с мужем. Оказывается, Елецкий уже распорядился выслать Кузовкина: » — Конечно, он человек бедный, жить ему нечем… Ну, что ж, ему можно будет в другой какой-нибудь твоей деревне комнатку отвести, жалованье назначить, харчи…». Ольга велит чтобы Кузовкин пришел проститься с ней перед отъездом, (хочет выяснить правду).

Они одни в гостиной. Старик падает на колени, долго все отрицает. «Сумасшествие, Ольга Петровна, простите…». Но Ольга настаивает: «Говорите же — правда это?»

  • И тогда Кузовкин «вдруг опускает голову и шепчет: «Правда».
  • Вот, очень коротко, эта правда.

» — Лет мне эдак было двадцать с небольшим… А родился я, можно сказать, в бедности, — а потом и последнего куска хлеба лишился — и совершенно, можно сказать, несправедливо… а впрочем, воспитанья, конечно, не получил никакого…

Батюшка ваш покойный, Царство ему небесное!.. надо мною сжалиться изволил — а то бы я совсем пропал, точно; живи, дескать, у меня в доме, пока-де место тебе сыщу. Вот я у вашего батюшки и поселился.

Ну, конечно, места на службе сыскать не легко — вот я так и остался…

И скажу я вам, Ольга Петровна, был ваш покойный батюшка крутой человек, такой крутой, что и прости Господи!.. на руку тоже маленечко дерзок — и когда, бывало, осерчают, самих себя не помнят. Выпить тоже любил… Ну-с, вот сначала жил он, батюшка-то ваш, с покойницей матушкой вашей в больших ладах… Соседка у нас в ту пору завелась…

Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись… Матушка ваша, бывало, по целым дням сидит одинешенька, молчит; а то и всплакнет… Другие соседи, помещики, к вашему батюшке тоже неохотно езжали, отбил он их от дому своим, можно сказать, высокомерьем; так вот, вашей матушке, бывало, не с кем и словечка было перемолвить… Сам, бывало, уедет, а её запрет…

От всякой безделицы в гнев приходил. И чем ваша матушка более перед ним смирялась, тем он пуще злился. Наконец совсем перестал с ней разговаривать, вовсе её бросил. Ах, Ольга Петровна! Ольга Петровна! Натерпелась она в ту пору горя, ваша-то матушка! Вы её не можете помнить, Ольга Петровна, млады вы были слишком, голубушка вы моя, когда она скончалась.

Такой души добрейшей, чай, теперь уж и нет на земле».

Ольга, видимо, в нее. У Тургенева потом будет еще много благородных, милых героинь во всевозможных дворянских гнездах. Но этот помещик, издевавшийся над матерью Ольги, своей женой… Он тоже, увы, не исключение. Рассказ Кузовкина длиннейший, здесь лишь отрывки.

«Начала его уговаривать, а он как вдруг закричит на нее да, взявши палку… Вот он и… да-с. Ах, Ольга Петровна, смертельно оскорбил он вашу матушку и словами и… и продчим-с…

Покойница словно полоумная на свою половину прибежала, а он крикнул людей да в отъезжее поле… Тут вот… тут… случилось… дело.

Должно полагать-с, что у вашей матушки, у покойницы, от такой обиды кровной на ту пору ум помешался… Как теперь её вижу…

Ну-с… вот-с, в тот вечер… вот она и говорит мне вдруг: «Василий Семеныч, ты, я знаю, меня любишь, а он вот меня презирает, он меня бросил, он меня оскорбил… Ну так и я же…». Знать, рассудок у ней от обиды помутился, Ольга Петровна, потерялась она вовсе… Матушка, Ольга Петровна, пощадите старика… Не могу… Скорей язык отсохнет!

На другой же день… вдруг скачет доезжачий на двор… Что такое? Барин упал с лошади, убился насмерть, лежит без памяти… А лежал он в степной деревушке, у священника за сорок верст… Как ни спешила, сердечная, а в живых уже его не застала…

Ольга (после долгого молчания). Стало быть… я ваша дочь… Но какие доказательства?..»

Но Кузовкин и не собирается ничего доказывать.

» — Доказательства? Помилуйте Ольга Петровна, какие доказательства? У меня нет никаких доказательств! Да как бы я смел? Да если б не вчерашнее несчастье, да я бы, кажется, на смертном одре не проговорился — скорей бы язык себе вырвал! И как это я не умер вчера! Помилуйте! Ни одна душа до вчерашнего дня, Ольга Петровна, помилуйте… Я сам, наедине будучи, об этом думать не смел. После смерти вашего… батюшки… я было хотел бежать куда глаза глядят… виноват — не хватило силы — бедности испугался, нужды кровной. Остался, виноват… Но при вашей матушке, при покойнице, я не только говорить или что, едва дышать мог, Ольга Петровна. Доказательства! В первые-то месяцы я вашей матушки и не видал вовсе — она к себе в комнату заперлись и, кроме Прасковьи Ивановны, горничной, никого до своей особы не допускали… а потом… потом я её точно видал, но, вот как перед Господом говорю, в лицо ей глядеть боялся… О чем вы беспокоиться изволите? Какие тут доказательства! Да вы не верьте мне, старому дураку… соврал — вот и все… Из ума выжил… не верьте, Ольга Петровна, вот и все». Старик отказывался от всякой помощи, но Ольга почти насильно вручила ему потом бумагу.

» — Это мы вам назначаем… сумму… для выкупа вашего Ветрова…».

И опять приезжает в гости Тропачев, и ему сообщают мимоходом, что Кузовкин свое дело выиграл, получено известие и он собирается уезжать в свое Ветрово. Дворецкий подносит всем бокалы. «За здоровье нового владельца!» — возглашает Тропачев.

Но при всей этой веселой кутерьме… Какие страшные нравы! Самодуры, топчущие чужие души; бедность и зависимость других; эгоизм и равнодушие петербургского чиновника, и неожиданно, (в данном отдельном случае) — доброта, богатство и доверчивая щедрость положительной героини Ольги, превратившей трагедию в милый водевиль.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/turgenev-ivan-nahlebnik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector