Краткое содержание уайльд счастливый принц за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Уайльд Счастливый Принц за 2 минуты пересказ сюжетаЕсть сказки для самых маленьких. Есть сказки просто для маленьких. Есть сказки для школьников. А есть сказки, которые должен прочитать каждый независимо от возраста – настолько они красивы и в тоже время необыкновенно жизненны, и каждая их фраза наполнена смыслом. Именно такими сказками прославился ирландский писатель и драматург Оскар Уайльд. Его сказки «День рождения Инфанты», «Рыбак и его душа», «Мальчик-звезда» и другие поражают глубиной и завораживают.

Сказка «Счастливый Принц» – одна из самых известных сказок Уайльда и, пожалуй, одна из немногих его произведений, которые отличаются оптимизмом, даже несмотря на довольно грустный конец. И чтобы понять, для кого она была написана, и вспомнить об истинных ценностях, хочется перечитывать ее снова и снова.

Немного об авторе

Оскар Уайльд – одна из самых противоречивых фигур в мировой литературе. Уникальный драматург, великолепный эссеист и автор множества публицистических очерков, чье творчество было наполнено парадоксами и щедро приправлено блестящим остроумием и невероятно тонким чувством языковых нюансов.

Уайльда смело можно назвать мастером художественного слова: его пышные эпитеты, цветистые метафоры и аллегории, сильные и точные повторы, безупречная выверенность фраз словно стирают грани между литературой и живописью.

Краткое содержание Уайльд Счастливый Принц за 2 минуты пересказ сюжетаОскар Уайльд – яркий представитель философии эстетизма, движения в искусстве 19 века, признававшим красоту единственно возможной истиной, а гедонизм и чувственные удовольствия – самым правильным образом жизни. Для сторонников эстетизма искусство не должно ни наставлять, ни поучать, ни обладать каким-либо сложным содержанием. Его суть – преобладание внешнего над внутренним, приоритет красоты, утонченности и изысканности оболочки. Уайльд не только разделял взгляды эстетов, но и пытался донести суть своей философии до всех выдающих литераторов и представителей искусства Европы. Тем парадоксальнее особенности сказок, вышедших из-под его пера.

Всего Уайльду принадлежат два сборника сказок: «Счастливый принц и другие сказки», впервые опубликованный в 1888 году, и «Гранатовый домик», увидевший свет в 1891.

Уникальность этих сказок заключается в том, что под безупречными и изысканными речевыми оборотами и роскошными описаниями скрывается по-настоящему глубокий смысл и попытка донести до читателей определенную мораль, подчеркнув исключительную важность духовных ценностей, что эстетизму, в общем, не свойственно. Возможно, писателем двигали исключительно отцовские чувства (сказки он сочинял для своих сыновей, Вивиана и Сирила), заставившие его несколько переосмыслить суть бытия, а может быть, это был не более чем на редкость удачный литературный эксперимент – оба версии довольно правдоподобны. Однако и на сегодня сказки Оскара Уйальда нисколько не потеряли своей актуальности.

«Счастливый принц». Чары и парадоксы

Краткое содержание Уайльд Счастливый Принц за 2 минуты пересказ сюжетаЕсли читать сказку впервые, поневоле можно подумать, что она принадлежит перу Ганса Христиана Андерсена, поскольку сюжетная канва на удивление похожа: говорящая ласточка, улетающая в теплые края, статуя, умеющая мыслить и чувствовать, самопожертвование и самоотверженность главных героев, печальный, но в то же время на удивление светлый конец, четко прослеживающийся религиозный мотив. Однако стилистика произведения заставляет в этом усомниться: роскошные описания, тяготение к пышности Востока, демонстрация богатого владения языком хоть и были свойственны талантливому датчанину, но такого истового поклонения вещественному миру за ним не наблюдалось.

Действительно, то искусство, с каким Оскар Уайльд использует эпитеты, поражает: статуя Счастливого Принца не просто каменная или бронзовая – она золотая, да еще и украшенная сапфирами и рубинами. Ласточка не просто гонялась за мотыльком – он был «большим и желтым», сосульки – «блестящими хрусталиками», а описания египетских пейзажей и вовсе настоящий праздник для литературного гурмана.

При этом нельзя не отметить безупречный вкус Уайльда: текст не ощущается ни перегруженным, ни чрезмерным, ни утомительным. Каждое слово обретает рельеф и полновесную форму, рождая изумительно яркие образы. И в этом – секрет такого успеха как этой, так и остальных произведений писателя. Сказка «Счастливый принц» завораживает красотой и изяществом языка, что невозможно не признать.

Краткое содержание Уайльд Счастливый Принц за 2 минуты пересказ сюжета

Что касается идеи и сюжета, то даже в таком жанре как сказка проявляется знаменитая тяга Оскара Уайльда к парадоксам, причем не столько содержательного, сколько смыслового плана.

Как Принц, который за всю жизнь не знал не то что горя, а мало-мальских неприятностей, оказался после смерти настолько отзывчивым и понимающим, где вольная Ласточка научилась столь аристократической салонной болтовне, и почему она, столь беспечная и легкая на подъем, неожиданно решила пожертвовать собой ради добра – это вопросы сюжетного плана, ответы на которые каждый может найти без труда: достаточно просто перечитать сказку несколько раз. Парадоксы сказки – в ее идее.

Даже несмотря на то, что Уайльд выступал за отделение искусства от морали и считал, что литература должна быть больше развлекательной, нежели поучительной, в этой сказке не обошлось без осуждения людской черствости и равнодушия, высмеивания людской тяги к славе и почету, восхваления доброты, щедрости и самоотверженности и признанию души как наивысшей ценности и основы человечности как таковой. Однако парадокс заключается в том, что признавая исключительную значимость духовного начала, писатель как будто бы отказывает ему в красоте. Доброе сердце принца почему-то оказывается оловянным, преданная и храбрая Ласточка – всего лишь «мертвой птицей» без каких-либо эпитетов, а попасть к престолу Господню Принц смог только когда лишился всей своей позолоты.

Краткое содержание Уайльд Счастливый Принц за 2 минуты пересказ сюжетаВам наверняка будет интересным произведение Оскара Уайльда «Мальчик-звезда», в котором рассказывается о мальчике, который был очень красив, но в груди у него было каменное сердце.

В нашей следующей статье вы найдете краткое содержание грустной сказки Уайльда о прекрасной, но бессердечной Инфанте и маленьком Карлике, танцевавшем для неё в день её рождения и не догадывавшемся о своем уродстве.

Уайльд словно пытается донести до читателя мысль, что суть красоты всего лишь в красоте, а истина и душа всегда неприглядны и неказисты.

Почему писатель отвергает мысль о том, что и форма, и содержание могут быть одинаково прекрасны – загадка.

Возможно, причиной этому стали тяжелые внутренние противоречия, которые мучали драматурга на протяжении всей жизни и которые он так и не смог разрешить, когда его жизнь столь печально оборвалась.

Почему эту сказку стоит прочитать детям

Краткое содержание Уайльд Счастливый Принц за 2 минуты пересказ сюжета

Совсем маленькие дети эту сказку, скорее всего, не поймут, а дети постарше поймут не до конца, хотя, пожалуй, этого и не нужно. Изысканный символизм и глубинность смысла явно не были рассчитаны на детский возраст, поэтому родителям рекомендуется делать упор не на это.

Помимо захватывающих и таинственных описаний дальних стран, которые наверняка очаруют впечатлительные и восприимчивые детские умы и сердца, малышей наверняка тронет печальная история Принца и Ласточки, на примере которой несложно объяснить ребенку важность таких ценностей как щедрость, любовь, доброта, альтруизм и самоотверженность, которыми в сегодняшнем обществе, к сожалению, часто пренебрегают. Возможно, дети и не осознают смысл сказки сразу же – но их ранимые души она, несомненно, тронет и заставит задуматься об устройстве окружающего мира и характерах живущих рядом людей.

Почему эту сказку стоит прочитать взрослым

Если целосообразность ознакомления с этой сказкой детей раннего возраста под вопросом, то взрослые кажутся явной целевой аудиторией для любых произведений Оскара Уайльда. Вне всякого сомнения, его собственные дети восхищенно внимали отцовским рассказам – по мнению современников, его речь была «легка, красива, занимательна». Но вот понимали ли они все до конца?

Читайте также:  Краткое содержание бронте грозовой перевал за 2 минуты пересказ сюжета

Фирменный стиль автора Для истинных ценителей литературы «Счастливый Принц» Уайльда – еще одна возможность насладиться изумительной красотой, чистотой и легкостью фирменного слога Оскара Уайльда.

Для тех, кто далек от филологических изысков – шанс выбраться из скорлупы равнодушия и отстраненности, куда сегодня загоняет себя большинство людей, и вспомнить, что рядом всегда есть те, кому требуется внимание и помощь.

Своим произведением Уайльд хотел воспеть Его Величество Красоту – однако без морали все же не обошлось, что на самом деле прекрасно.

Если каждый прислушается к тщательно скрытому в сказке призыву стать добрее и человечнее, возможно, и настанет тот день, о котором драматург писал в своем трактате «Душа человека при социализме» «когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия». Сказка «Счастливый Принц», разумеется, не так серьезна как трактат. Но ее смысл не менее глубок и гуманен.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/oskar-uajjld/schastlivyjj-princ.html

Счастливый Принц — Оскар Уайльд

Оскар Уайльд – ирландский писатель, известный своими меткими, ироничными высказываниями. Его называли мастером художественного слова.

Яркие эпитеты, необычные метафоры, умело подобранные аллегории и сильные повторы, которые Оскар использовал в своих произведениях, словно стирают грань между живописью и прозой.

Одной из отличительных особенность сказок, написанных ирландским писателем, является искусная выверенность фраз.

В произведениях Оскара Уайльда присутствует отлично продуманная нравственная составляющая. Одними из наиболее известных сказок ирландского автора являются: «Счастливый принц», «Звёздный мальчик».

Главный герой произведения «Звёздный мальчик», нищий дровосек, решил принести в свой дом необычного младенца, на шее которого ярким светом сияло янтарное ожерелье.

Он нашёл его на месте падения звезды в густом лесу.

Не менее интересной и захватывающей является и сказка «Счастливый принц». В этом произведении рассказывается о статуе, которая находилась над городом, на высокой колонне. Скульптура Принца была украшена золотом и покрыта дорогими драгоценными камнями. Все люди, проходившие мимо, замирали от восхищения при одном взгляде на великолепную статую.

Однажды под городом пролетала одинокая ласточка. Она недавно рассталась со своей возлюбленной – тростинкой. К сожалению, тростинка не разделяла тяги птицы к путешествиям. Ей было намного ближе общество Ветра.

Ласточка решила устроить себе ночлег между туфель статуи. Но птице так и не удалось заснуть. На неё капали горькие слёзы Счастливого принца. У статуи было оловянное сердце. Но даже оно тягостно сжималось при воспоминаниях о нищете и несчастьях жителей этого города.

Участливая ласточка не улетела в Египет, как собиралась. По просьбе принца она носила нищим, обезболенным людям драгоценности, которые были на скульптуре. Бедная швея, несчастная мать, сын которой был серьёзно болен, была одарена рубином со шпаги статуи.

Юноша-драматург, прозябающий в нищете и неизвестности, получил сапфир, ранее бывший одним из глаз статуи. Второй же глаз скульптуры достался несчастной, трясущейся от рыданий девочке, которая случайно уронила в канаву предназначенные для продажи спички.

Наступила зима. Но верная птица не покинула статую. Она согревала оловянное сердце статуи своими тёплыми рассказами о Египте, в который так хотела улететь ранее.

Постепенно птица по одному листочку птица сняла всё золото, прежде покрывавшее скульптуру. Оно также пошло на благое дело – помощь жившим в этом городе нищим.

После смерти замершей от холода ласточки оловянное сердце раскололось на две части от сильного мороза. А власти решили переплавить статью, казавшуюся им уродливой. Глава города настаивал на том, что нужно поставить памятник лично ему.

Но советники противились этому решению, возникли споры. Тем временем, мёртвая ласточка и оловянное сердце Счастливого принца оказались на свалке. Оттуда их решил забрать Ангел.

Он искал самые ценные вещи в городе и остановил свой выбор именно на мёртвой птице и неживом сердце неравнодушной к людским страданием статуи.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! -Счастливый Принц. Оскар Уайльд

Источник: http://moreskazok.ru/skazki-kratko/4770-schastlivyj-prints-pereskaz.html

Краткое содержание: Счастливый принц и другие сказки

Счастливый ПринцПрекрасная скульптура Счастливого Принца, усыпанная драгоценными камнями и покрытая золотом, стояла на колонне высоко над городом, вызывая всеобщее восхищение. Как-то осенью над городом пролетал Скворец, он стремился в тёплые края, оставил любимую домоседку-Тростинку, она не любила путешествия и только флиртовала с Ветром.

Скворец решил отдохнуть у ног статуи и удобно устроился между туфель Счастливого Принца. Внезапно на птицу упала тяжёлая капля, осмотревшись Скворец увидел, что Принц плачет и это его слезы падают на него. Принцу было больно видеть нищету и скорбь, царящие в городе, хоть и было у него оловянное сердце.

Принц попросил Скворца задержаться на несколько дней. Все эти дни Скворец носил бедным людям драгоценности со скульптуры: швея получила рубин со шпаги, чтобы помочь больному сыну; бедный юноша-драматург — глаз-сапфир; девочка, уронившая спички, предназначенные на продажу, в канаву — второй сапфир.

Наступила зима, а Скворец не улетел, он остался с Принцем, рассказывал ему о Египте, куда сам так стремился. Скворец роздал все золото, покрывавшее принца листок за листком и умер, а оловянное сердце Счастливого Принца раскололось.

Статуя стала некрасивой , её сняли с колонны и переплавили, а сердце Принца и мёртвого Скворца выбросили на свалку.

Там и нашёл их Ангел, которого попросил Господь принести все самое ценное, что он сможет найти в этом городе.

Мальчик и Великан

Ежедневно играли дети в замечательном саду Великана, а когда хозяин сада после семилетнего отсутствия вернулся из гостей, он прогнал из своего сада всех детей.

После чего поставил забор и табличку повесил, запрещающую входить на его территорию. Дети грустили, им больше негде было играть.

Наступила весна, а в саду Великана продолжалась зима — детей ведь там больше не было, поэтому и птицы в сад не прилетали: кому им было петь свои замечательные песенки? Осень тоже прошла мимо сада.

Однажды утром Великан услышал чудесную музыку — птичка-коноплянка пела свою песенку. Он выглянул в окошко и увидел, что дети расселись на ветвях деревьев, в обветшавшем заборе появилась дыра, в которую дети и пролезли. Ветви дерева, на которых сидели дети расцвели чудесными цветами.

Один только уголок дерева был окутан зимой, маленький мальчик не мог самостоятельно туда забраться. Великан вышел, дети в испуге разбежались, в сад снова вернулась зима. Один только маленький мальчик остался, не заметив грозного хозяина сада.

Великан помог мальчику забраться на ветку, а тот в благодарность поцеловал и обнял его.

Великан разломал забор, чтобы дети могли свободно играть в нем и сам стал играть с ними. А когда дети пришли к Великану, чтобы пожелать ему спокойной ночи, маленького мальчика с ними не оказалось. Великан сильно огорчился и загрустил, а потом и совсем затосковал, так как этот мальчик больше не появлялся. Великан совсем состарился и однажды зимним утром он увидел как одно дерево, находившееся в углу сада покрыли прекрасные белые цветы. Под деревом он увидел того самого мальчика, на руках и ногах мальчика зияли раны. Разгневанный Великан спросил: кто посмел это сделать? А мальчик успокоил его, ответив, что «это раны Любви» и пригласил Великана в свой всегда открытый для него сад.

Читайте также:  Краткое содержание сказки сестрица аленушка и братец иванушка за 2 минуты пересказ сюжета

Когда в сад пришли дети, они увидели усыпанного прекрасными белыми цветами Великана, лежащего под деревом.

Преданный друг

Как-то утром из своей норы выглянула старая Водяная Крыса.

Она увидела, что утка обучает своих деток стоять в пруду вниз головой и приговаривает, что они никогда не смогут попасть в хорошее общество без этого.

Водяная Крыса заметила утке, что хорошее общество — это, конечно, хорошо, но настоящая дружба — куда лучше. Услышавшая это Коноплянка начала рассказывать известную ей историю о Преданном Друге.

Жил когда-то славный паренёк по имени Ганс. Был он как все и не отличался ничем особенным, разве что сердце у него было доброе и лицо было веселое и забавное. У него был любимый, небольшой сад, Ганс очень любил его и выращивал там цветы. Много было друзей у Ганса, но Большой Гью-Мельник был самым преданным из них.

Мельник был богат и настолько предан Гансу, что каждый раз когда проходил мимо сада Ганса, набирал у него большущий букет цветов или все карманы набивал плодами. И каждый раз приговаривал, что у друзей все должно быть общим. Мельник, конечно же ни разу ничем не отблагодарил Ганса.

Никогда не навещал его зимой и к себе не приглашал, вдруг зависть испортит Ганса.

Вот вновь настала весна и Мельник отправился к Гансу за первыми цветами. Ганс собирался продать цветы, чтобы выкупить на деньги свою тачку, которую ему пришлось зимой заложить. Но Мельник собрал все цветы в свою огромную корзину, а в замен предложил Гансу подарить свою старую, сломанную тачку.

Ганс согласился, сказав, что починит тачку, ведь у него есть доска. Услышав это, Мельник стал просить Ганса, как настоящего друга, отремонтировать этой доской его крышу, ведь он подарит ему тачку. Ганс согласился, нельзя же отказать другу. Потом Мельник стал постоянно просить Ганса о разных услугах, он же подарит Гансу тачку.

Ганс соглашался, а свой сад остался у Ганса без присмотра, когда ему было работать там?

Как-то ночью заболел у Мельника ребёнок. На улице была ужасная буря, а нужно идти за доктором. Мельник попросил об этой услуге Ганса, а фонаря ему не дал, вдруг что-то случится с новым фонарем! На обратном пути Ганс утонул в болоте, сбившись с дороги. На похороны Ганса пришли все, ведь все его любили. А сильнее всех горевал Мельник. Что ему теперь было делать со старой тачкой, дома она место занимает, денег за нее никто не даст, она очень сильно изломана. И он решил впредь быть осмотрительнее, никому ничего не обещать, чтобы его щедрость не вредила людям.

Водяная Крыса не смогла понять эту историю и ушла к себе. Коноплянка решила, что она обиделась, ведь не простую историю рассказала, а с моралью.

Замечательная ракетаВо дворце шли приготовления к свадьбе принца и красавицы-принцессы из далёкой России. В дальнем конце сада придворный Инженер вел приготовления к фейерверку, ведь красавица-принцесса никогда не видела фейерверков. Римская Свеча, Петарда и Огненная Карусель в это время обсуждали мир Людей. Карусель, в молодости была влюблена в ёлочную шкатулку, считала, что любовь не существует, Петарда же считала мир прекрасным, а для Римской Свечи он был очень большим.Этот разговор прервал резким кашлем Патрон, который был привязан к длинной палке. Он произнес очень длинную и себялюбивую речь, в которую никто не смог и слова вставить. Из речи Патрона следовало, что принцу крупно повезло, что его свадьба назначена в такой знаменательный день, когда Патрон будет запущен. Он назвал всех грубиянами и зарыдал, а когда ему стали говорить, что ему надо оставаться сухим, он заявил, что сам решает и решил рыдать. Естественно, когда все приготовленные заряды окрасили небо, вызвав восхищение и смех принцессы, ставший сырым Патрон остался, и его выбросили в канаву на следующий день.Патрон не огорчился, он решил, что его отправили поправлять здоровье на воды. Только местное общество ему не понравилось. Лягушка говорила без умолку только о себе, но он рассказал ей, что в его честь организовали свадьбу принца и принцессы, несмотря на то что лягушка уже уплыла. Утка и Стрекоза тоже не стали его слушать и быстро удалились.

Только мальчишки, которые собирали хворост, бросили ставший грязным шест в огонь, когда согревали воду в котелке. Мальчики уснули, патрон обсох и взорвался, но мальчиков не разбудил. Палка упала Гусыне на спину и так напугала птицу, что та убежала, Патрон погас, убежденный, что произвел фурор.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Счастливый принц и другие сказки». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/wilde-oscar/schastlyvyi-prinz/

Сказочный мир Уайльда: Счастливый Принц | Литерагуру

Пожалуй, неразумно приобщаться к литературе, начиная с Саги о Форсайтах. Даже если читатель одолеет сей масштабный труд, то уж точно не оценит в полной мере. Литературный язык в такой концентрации покажется ему иностранным. Однако первые трудности — не повод отчаиваться. Малые формы тоже достойны внимания.

Самый известный роман Оскара Уайльда, «Портрет Дориана Грея » любим многими собирателями цитат и обеспечил ему широкоформатную славу: он неоднократно экранизирован (не сказать, чтоб удачно), его проходят в вузах и некоторых школах, а цитаты размалевали не одну сотню бело синих стен.

Отдавать должное этому искусительному чтиву — хороший тон, но слишком уж пошло манкировать свой исключительный вкус под тегами типа «знаетеливы» и «уайльдизм». Как правило, кроме «Портрета», любители и профессионалы самопиара ничего не читали, хотя Уайльд написал немало интересных работ.

Как -то раз он побился об заклад, что за неделю напишет произведение, которое Лондон сразу же растаскает на крылатые фразы. И выиграл. Но переборщил. Таким образом, все остальные книги его авторства оказались в тени прекрасного Дориана.

Пришло время накинуть на него нарядное покрывало и оценить нежные и не столь очевидные сказки Уайльда.

Особенности сказок Уайльда: чем его русалка отличается от диснеевской Ариэль?

Их немного: Счастливый Принц, Соловей и роза, Великан-эгоист, Преданный Друг, Замечательная ракета, Молодой король, День рождения Инфанты, Рыбак и его Душа, Мальчик-звезда. Каждая из них полна своеобразного очарования и повествует о сильных, возвышенных чувствах.

Сказки настолько смело и уверенно отличаются от общепринятого образца, существующего в британской литературе того периода, что их нельзя приравнивать к «Золушке» или «Спящей красавице», которые так пересахарили в переводах, Диснее и новых интерпретациях.

 Во –первых, Уайльд обогатил и расширил образную систему сказки: герои нетипичны и осмысленны, а характеры их неоднозначны, полихромны. Он считал, что даже ребенок может различить оттенки и полутона.

Во-вторых, в некоторых сказках очерчивается психологизм («День рождения Инфанты», «Молодой король»), появляется портретная характеристика героев («День рождения Инфанты»).

 В-третьих, писатель экспериментирует с композиционной схемой, она упрощается («Рыбак и его душа»), а хронотоп, напротив, усложняется и обрастает новыми топосами. Наконец, раздражающе приторный фантастический элемент сводится к минимуму и сменяется реалистическим подтекстом сказочных событий («Мальчик-звезда», «Молодой король»).

Читайте также:  Краткое содержание пятнадцатилетний капитан жюля верна за 2 минуты пересказ сюжета

Сильная сторона творчества Уайльда (ироническая подача) проявилась и в его сказках. Например, «Мальчик-звезда» написан очень едко. Ирония сквозит не столько в репликах героев, сколько в психологических тонкостях их натуры.

В «Счастливом принце», например, прекрасная незнакомка, ради которой были принесены такие жертвы, оказалась примитивной, расчётливой мещанкой.

Автор не позволил себе высказываться в таком тоне, но ясно дал понять, кто она, сдерживая ироническую усмешку.

Развязка магических хитросплетений происходит благодаря усилиям героев, которые осознали и поняли что-то важное, пережив приключение.

Сверхъестественное нематериально, оно, как приходящая и уходящая мысль, фантазия, что завладевает всем существом против воли, но так же внезапно уходит восвояси.

Начало и финал всегда реалистичны, они же первичны, так как главные события происходит в действительности.

Имена героев, что называется, говорящие: Мальчик-звезда высокомерен и равнодушен к людям, Карлик – жалкий горбун, а Мальчик-звезда окружен богатством.

Кстати, о героях: появляются интересные, нешаблонные образы, например, социальные типы или античные герои.

Традиционные говорящие зверушки и феи  с лешими фаршированы современными мыслями и провозглашают расхожие человеческие истины, как торговцы сукном в трактире.

Главные действующие лица уже обладают полноценными характерами, определяющими и направляющими сюжетную линию. Поэтому часто бездушная и суровая действительность в финале оглушает читателя, ободренного обещанной сказочностью.

Как обычно, чудеса приходят в дома, дворцы, леса, но Уайльд приводит их в храмы, на кладбища и в отдельные комнаты дворца (тронный зал, например). Привычная подача высшего света как духовного и нравственного меняется, теперь идеализируются бедняки, а средний класс –серединка на половинку.

Наблюдается функциональное объединение и обособление нескольких мест действия в единый образ, характерно окрашенный для читателя.

Маленькие мирки находятся в оппозиции друг к другу: уют и безмятежность интимного домашнего пространства переходят в нейтральность сада или дворца и, наконец, во враждебность (часовня).

Каждой фольклорной черте в сказках Уайльда присуща психологическая трактовка, подчас весьма забавная.

Так, например, ведьма откликается на просьбу рыбака, как и положено, но причина не замалчивается автором: ее мотивирует эгоизм.

Счастливый принц начал мучиться угрызениями совести за свою безмятежную жизнь вдали от народа только тогда, когда вынужден был смотреть на него день за днем в облике статуи.

Все вышеперечисленное, скорее, отвечает на вопрос «как?», а не «о чем?». Рассмотрим некоторые примеры с другой точки зрения.

О чем сказки уайльда? обзор сказок «мальчик – звезда» и «счастливый принц»

О самопожертвовании ради любви. Не все, конечно, но это одна из основных идей.

Ласточка замерзает на смерть, соловей отдает свою кровь розовому кусту, рыбак отрекается от души – все ради светлого и высокого чувства.

Многие обвиняли Уайльда в аморальности и цинизме (он даже был привлечен к суду за скандальный роман), но подлинные его чувства выражены в сказках, скрытые от модников и впечатлительных «уайльдистов».

«Смерть — дорогая цена за красную розу, — воскликнул Соловей. — Жизнь мила каждому! Как хорошо, сидя в лесу, любоваться солнцем в золотой колеснице и луною в колесницеиз жемчуга.

Сладко благоухание боярышника, милы синие колокольчики в долине и вереск, цветущий на холмах.

Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки — ничто в сравнении с человеческим сердцем» — рассуждает маленькая птичка.

Мальчик – звезда

Миниатюра «Портрета Дориана Грея» показывает, что могло бы произойти, если бы картина научила Дориана жить добродетельно. Как и в романе, внешней красоте противопоставляется внутренняя.

Мальчик-звезда (копия Грея) восхитительно хорош собой: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья».

Облик этот властвовал над людьми, с легкостью покоряя их: «… И его сверстники слушались его, потому что он был красив». Однако поклонение ослепило, ожесточило его, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Мистические силы наказали его: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки».

Мальчик понял урок и решил исправиться. Красота вернулась только после искупления грехов и полного очищения души. Как знать, может именно реальная потеря стимулирует человека, а не тайная, осознанная лишь им одним (как в случае с портретом).

Идеал внутренней и внешней красоты часто обыгрывается авторами: они жонглируют красотами и увлекают читателя. Уайльд предельно просто объяснил, что одной без другой не бывает. Пороки оставляют свои едва уловимые следы на выражении лица, глаз, улыбке и жестах.

Наблюдательному человеку не надо магии, чтобы увидеть в надменной красавице ее холодность, гордыню и махровый эгоизм.

Мальчику сверхъестественные силы дают подсказку, в этом его счастье, но и мы без подсказки не останемся: талантливые писатели усердно выдумывают омуты и картины, дабы мы увидели в них себя без прикрас лести и самообмана.

Счастливый принц

Ласточка летит на юг с опозданием: она влюбилась в тростника, но вскоре убедилась в его апатии и поверхностном отношении к себе. Ее стремление любить непонятно подругам и окружающим, они откровенно подшучивают над ней.

В пути птице пришлось заночевать на драгоценной статуе Счастливого Принца, который пожаловался ей на несчастную судьбу бедняков в своем городе. Он чувствовал свою вину и просил ее помочь им, откалывая от его облачения драгоценные камни.

Ласточка, покоренная его добротой, остается с Принцем и замерзает от холода.

Название очень подходящее. С одной стороны, принц – эталон благополучия в городе, был самым беззаботным человеком на земле, на него ровняются и по сей день, но сам он глубоко несчастен оттого, что терзается чувством вины, видя страдания подданных, которых также беззастенчиво обкрадывал, как нынешние власти.

 С другой стороны, он постиг истинное счастье – умение сопереживать, любить и страдать за любимых. Судьба вознаграждает его ответной любовью птицы – вестнице надежды и весны. Она предзнаменует для него новую, прекрасную жизнь в райских кущах, куда их забирает господь после смерти. Финал трагический, однако своеобразный эпилог проливает свет на благостный исход вдали от нашего мира.

Как писал Оскар Уайльд, любовь обрела совершенство в смерти и после нее не закончилась.

Отдельного внимания в сказке заслуживает сатира на государственный уклад: чиновники и знать обуреваемы мелкими страстишками и бытовыми интересами. Их безжалостно правдоподобные реплики были бы смешны, если бы не были так актуальны. Социальный подтекст здесь особенно очевиден и ярок.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/skazochnyj-mir-uajlda-schastlivyj-prints/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector