Краткое содержание улицкая капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжета

Предоставлено пользователем: Анита Манэ

Краткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжета

Предоставлено пользователем: Анита Манэ

Предоставлено пользователем: Анита Манэ

Предоставлено пользователем: Анита Манэ

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Предоставлено пользователем: Марина Кирюшкина

Краткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Улицкая Капустное чудо за 2 минуты пересказ сюжета

1/16

9

Спектакль молодых талантливых студентов 3 курса ГИТИСа просто невероятный! Эмоции, испытанные мною во время просмотра, менялись от сцены к сцене. Это были и умиление, и удивление, и горечь, и искренняя радость… Уйти равнодушным вам не удастся! Эту постановку совершенно необходимо посмотреть, прочувствовать детство послевоенных лет. По сути своей, уникальные ощущения.

Спектакли студентов и молодых актеров, выпускников всегда вызывали у меня особенный трепет. Ребята стараются, играют искренне, многие еще легко могут вернуться к своим детским воспоминаниям, от чего играть детские роли получается максимально естественно.Конечно, отдельного внимания заслуживают и вокальные партии, и сказочные декорации, костюмы.

Видно, что была проделана хорошая работа в постановке спектакля.

Аплодисменты всем принявшим участие в вашей работе. Спасибо за то, что подарили возможность прожить эти неповторимые, счастливые и чудесные моменты детства!

9

На прошлой неделе, 8 ноября, я познакомилась с работой творческой мастерской С. Намина «Капустное чудо».От сцены было невозможно оторвать взгляд. Сюжет захватил с первой минуты, я боялась упустить эмоцию, движение и реплику.В спектакле играют молодые талантливые актеры. Роли они исполняют настолько проникновенно, что остаться равнодушным не удаётся.

Все эмоции, создаваемые актёрами, передавались и мне. Вместе с героями я испытывала боль, страх, разочарование, потерю, признания в обществе.Детство послевоенных дней показано очень ярко. Все их забавы и проблемы, далёкие и в то же время такие знакомые и родные. Возникло чувство, что они показывают моё детство, прошедшее ещё до появления интернета.

Дворовые игры, общение, уличные хулиганы.Действие сопровождается не фонограммой, а живым исполнением классики. Без использования инструментов — это поют актёры. Что придаёт ещё больше атмосферы спектаклю и делает её более интригующей и уникальной.Три истории, включённые в этот спектакль, показательные и в то же время душевные.

Главные герои преодолевают препятствия, изменяют себя, как это можно делать только в детстве, и в итоге всё заканчивается хорошо.

Этот спектакль советую смотреть всей семьёй. Каждый найдёт для себя что-то почерпнуть.

9

Знакомство с учебным театром «ГИТИС» у меня началось со спектакля «Капустное чудо». Он состоит из трёх историй, которые переносят в мир детства, где живут куклы из тряпочек, на табуретке можно полететь на Луну, где взрослые кажутся волшебниками и творят чудеса.Все роли исполняли взрослые — студенты мастерской С.

Намина, при этом «дети» были так задорны и непосредственны, настолько ярко проявляли эмоции и чувства, как это могут делать только дети, что забывалось о большой разнице в возрасте между героем и исполнителем. Действие сопровождалось пением артистов.

Поют они в основном «пам-пам-пам», меняя тональность и ритм в зависимости от поворота сюжета: успокаивающе, трогательно, издевательски, возмущённо и трагически.Декорации в постановке простые и подвижные, они быстро изменяются в зависимости от происходящего.

Небольшой поворот, перестановка, и вот мы уже не в комнате, а на улице, где много людей и снега. Ещё перестановка, и перед нами совершенно иная картина.

Спектакль получился очень атмосферным и живым. От ностальгии и сентиментальности, у меня в глазах стояли слёзы: когда переживала за сироток, когда вспоминала дворовые игры или вместе с малышкой переживала из-за поломанной вещи. Я рада, что смогла познакомится с творчеством театра, надеюсь, позднее увидеть другие их представления.

9

Душевно! И не слова больше…Искренность и непосредственность актеров подкупает. Декорации сделаны со вусом, и они многофункциональны, что удивляет! Действительно, как можно из комнаты будто по велению волшебной палочки переместиться на заснеженную улицу? Волшебство, одним словом, продемонстрировали студенты третьего курса ГИТИСа.

Пересказывать сюжет не вижу особенной потребности, ведь маленькие и яркие рассказы Людмилы Улицкой известны многим, но вряд ли кто-то когда-либо мог увидеть полюбившихся героев вживую на расстоянии вытянутой реки, а мне вот посчастливилось…

Если вы такой же мечтатель, как я, то приглашаю Вас на «Капустное чудо»! Общаю, что Вам понравиться!

9

Студенческий спектакль «Капустное чудо» — невероятно стильное явление во всех отношениях.

Та простота и «таинственная тихая радость», заключенная в самом названии, поддерживается на всех уровня художественного целого этого представления: простые и неброские декорации, скромные костюмы, искренняя и естественная игра молодых актеров, простая и незамысловатая композиция и музыкальное сопровождение, а главное — тихо и незаметно подкравшийся, но какой мощный и поистине «чудесный» эффект на зрителя!Выходишь из зрительного зала каким-то просветленным, одухотворенным и очень счастливым. Почему? Капустное чудо!:) Спектакль действительно стоит того, чтобы отложить все свои дела в сторону на один вечер и посмотреть талантливо и вкусно сделанную театральную адаптацию рассказов Л.Улицкой, да еще и под музыку Баха. Актеры играют убедительно, без пошлости и лишнего пафоса, но вживаясь в свои роли так, что мурашки бегут по коже даже у тех, кто смотрел это действо не однажды и не дважды. Невольно поражаешься, как такие молодые актеры так легко преодолевают возрастную и временную дистанцию и играют детей, мам, бабушек и дедушек периода, который им, казалось бы, неведом. Тем не менее, у них получается и при том очень живо и интересно.

Спасибо за прекрасно проведенное время и чудесное настроение, которое вы дарите своим зрителям!

Информация предоставлена театром «ГИТИС»Л.Улицкая. Три рассказа из сборника «Детство сорок девять». Музыка И.С.Баха в ансамблевом исполнении. Закройте глаза и представьте… Москва, 1946 год. А дальше… Три истории о чудесах, которые могут произойти только в детстве.

Источник: https://www.afisha.ru/performance/117194/

Читать онлайн Капустное чудо страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой.

Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро, и в этой хмурости радовали только тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника.

Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок — для капусты.

— Возьмите, сколько унесете, — велела она им, — и морквы с килограмм.

Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами — легко и без принуждения.

К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью.

Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было.

Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала — привезли, мол, на мою голову…

Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.

Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.

В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезневку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:

— Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали…

А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней.

Читайте также:  Краткое содержание приключения незнайки и его друзей носов за 2 минуты пересказ сюжета

Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол: Ипатьева брала работу — если повезет, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить…

Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты.

Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.

— Большая, а носа вытереть не можешь, — проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Ее замерзшие пальцы не расчувствовали десятирублевки и скатали поудобней в трубочку желтого японца. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.

Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами — ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.

  • — Надо было валенки надеть, — сказала Дуся.
  • — На валенках кошка спит, — отозвалась Ольга.
  • И они замолчали, наговорившись.

Минут через сорок пришел грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.

Наконец сгрузили. Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли.

Временами шел не то дождь, не то снег. Платки их промокли, но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную.

Стоявшая у прилавка тетка начала шуметь:

— Чего закрываешь, когда только открыли?

Но продавщица цыкнула на нее:

— Обед! — И ушла.

Прошел еще час. Свет стал убывать. Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег. Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твердой даже на вид капусты. От белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее.

Вернулась продавщица. Отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее — вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.

— Тетенька! Я деньги потеряла! — закричала она. — По дороге потеряла! Я не нарочно!

Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:

— Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

— Дырка у меня! Я не нарочно! — ревела она.

  1. Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.
  2. — Иди, поищи, может, на дороге найдешь, — посоветовала темнолицая женщина из очереди.
  3. — Как же, найдешь, — фыркнул одноглазый старик.

— Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! — сказал кто-то третий.

Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому, причитала:

— Горе ты мое! Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!

Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:

— Куда пойдем…

Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала… Украли? Или отняли? Или еще чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.

Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу: деревенская робость перед машинами все еще оставалась в Дусе. Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки. Девочки стояли.

Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз — высоко вздыбившаяся над бортом капуста. Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Они крякнули, стукнувшись о дорогу.

Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.

Они посмотрели друг на дружку — два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его…

Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

— Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчоночки мои… Цыгане свели или кто…

— Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.

— Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://dom-knig.com/read_297911-1

Анализ рассказа «Капустное чудо» Л.Е.Улицкой

Анализ рассказа «Капустное чудо» Л.Е.Улицкой.

…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.

Апостол Петр

Рассказ популярной писательницы и сценариста Л.Е.Улицкой «Капустное чудо» входит в сборник под названием «Детсво-49», где автор приводит лиричные истории о детях послевоенного времени. В предисловии к своей книге Л.

Улицкая говорит: «Детство-49» — это ,фактически, мои первые рассказы…В них важна не художественность, не литературный стиль, важно, чтобы эти истории трогали, заставляли сопереживать…». И они действительно заставляют.

«Капустное чудо» — это небольшая история о двух маленьких девочках – Дусе и Ольге, отец которых «погиб на фронте, а мать умерла годом позже».

После войны они попадают к дальней родственнице – старухе Ипатьевой, которая и оставила их у себя, «но без большой радости».

Кое-как они сжились вместе, девочки помогали Слонихе по дому, а она «уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами — легко и без принуждения».

«Господь с ними, пусть живут, — говорит Ипатьева своей подруге Кротовой, — Может неспроста они ко мне на старости лет пристали».

Поход девочек за капустой, которую «было самое время ставить», становится основой сюжета рассказа. Так как «таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили», она дала детям «замызганную десятку» и велела купить «морквы с килограмм» и капусты столько, «сколько унесете».

С самого начала мы видим, что рассказ имеет композиционную инверсию, сюжет расположен нелинейно. Экспозиция, где приводится рассказ о том, как Дуся и Ольга попали к старухе, появляется после завязки, где девочки «ждали машину с капустой» перед «зеленым дощатым ларьком».

Все вокруг девочек безрадостно, окрашено в темные, безжизненные, «бессветные» тона («беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро»), и во всем этом мире, лишенном жизни, «радовали только тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника».

Как мы понимаем, Л.Улицкая следует традиции святочного (рождественского) рассказа, который принято считать каноническим жанром, воспевающим «чудо» в любом его облике. Как жанр святочный рассказ был сформирован в 1840-х годах английским писателем Ч.

Диккенсом («Рождественская песнь в прозе»), но свое начало берет в средневековых мистериях, которые наделили пространство произведения трехуровневой организацией: ад-земля-рай. Главный герой рассказов, как правило, нищий, претерпевающий лишения, одинокий, страдающий, застрявший в своем настоящем (ад), проходит все три ступени мироздания и , в итоге, ступив на порог «рая», в прямом (Г.Х.

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери вельд за 2 минуты пересказ сюжета

Андерсен «Девочка со спичками») или переносном (А.И.Куприн «Чудесный доктор») смысле, определяет счастливый, радостный финал.

Почти во всех рождественских рассказах главным героем является ребенок. (В нашем рассказе это девочки Дуся и Ольга.) Почему же именно ребенок? Само определение святочного рассказа отсылает нас к библейской истории о Рождестве Христовом, которое изменило весь мир.

Оно не только дало начало новой религии, но и стало краеугольным камнем, с которого начал свое строительство Капитолий мировой литературы. Теперь, каждый год, люди собираются в своих домах, чтобы отметить этот Великий праздник – рождение Спасителя. В эту ночь все преображается, злые сердца смягчаются, а песни Ангелов слышны людям.

В это самое время по преданиям небо и земля поклоняются Младенцу, лежащему в вертепе. Вот почему героем святочных рассказов в большинстве своем является ребенок (один или несколько).

И у Л.Улицкой практически все происходит по законам жанра. Однако, события рассказа разворачиваются не под Рождество, а под советский праздник 7 ноября –День Октябрьской революции. Тем не менее, тема зимы, метели все же присутствует. («Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег»).

Вспомним, что Христос родился в снежную зиму — знак духовного состояния человечества, в полночь и тьму, повисшие над землей. Главными героями являются маленькие девочки – Дуся и Ольга. Повествователь не дает нам определенной характеристики детей.

Только по отдельным портретным деталям («умненькая Дуся», «вострая», «два светло-голубых глаза», «обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками»), речи и поведению мы можем понять, что девочки бесконечно добрые, незлобивые, искренние.

Одетые в «изношенные», «дареные» ботинки, которые «тепла не держали», отказываясь от теплых валенок, на которых «кошка спит», девочки вызывают жалость и сострадание. Их образ собирательный, типичный образ детей военного и послевоенного времени, где господствуют сиротство, разруха, голод. Они напоминают Сашку из рассказа Л.

Андреева «Ангелочек», Гришу из «Чудесного доктора» А.И.Куприна, Сашеньку из повести «Искупление» Ф.Горенштейна. Все эти дети-герои своих святочных рассказов, в которых происходят свои чудеса.

Совершение чуда – еще одно правило традиционной рождественской истории. Намек на него чувствуется в самом названии рассказа – «Капустное чудо». Оксюморонное заглавие произведение неслучайно.

Следствием использования этого приема является свержение таинства и загадочности происшедшего с девочками события, свершения чуда, которое намеренно снижается и приземляется. Чудо происходит на земле с людьми при их же помощи.

Здесь отчетливо видно, что автор не дает нам покинуть определенную ступень мироздания – землю. Метод реализма держит на расстоянии как рай, так и ад, проявление которых заметно лишь в деталях-символах пейзажа и моральном состоянии героев.

Та самая картинка с «нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты», которую Дуся приняла за десятку, есть символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка. Отсутствие света в первой части рассказа не что иное, как ад.

Свет же в традиции святочной истории – символ Христа, чистоты, счастья и мира. Он появляется только под самое совершение «капустного чуда», пред тем, как девочки натолкнулись на упавшие с грузовика и катившиеся по снегу два кочана капусты ( «стало чуть веселее и светлее»).

Мотив ожидания, также традиционный для жанра святочного рассказа, более чем понятен. «Девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать» капусту, ведь «им и в голову не приходило уйти» без нее. Трогая «замерзшими пальцами» «десятку, скатанную трубочкой», девочки «топали озябшими ногами».

Но десятка та – всего лишь картинка со злым японцем. Ожившая десятирублевка тоже элемент сказочного в рассказе. Словно бы живая, она «обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль по мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями».

Уже вернувшись домой с «чудесными» кочанами капусты, девочки «сели, не раздеваясь, на стул и ждали…»

Кульминация рассказа очень быстро перерастает в развязку. В этом прослеживаются традиции творчества А.П.Чехова. Неслучайно, саму Л.Улицкую называют «современным Чеховым». Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли.

От Чехова писательница переняла не только умение сокращать, но и простоту, душевность, непосредственность. Автор намеренно делает финал открытым, как бы бросает рассказ о своих героях в самый интересный и волнительный момент. У читателя остается только надежда, что все закончится счастливо.

Что старуха Ипатьева вернется домой уже не Слонихой, а бабушкой, что девочки наконец то обретут семью, которая для них есть самая заветная мечта.

Старуха Ипатьева также переживает состояние духовного кризиса. Мы видим ее перерождение прямо на глазах.

Если для девочек «капустное чудо» не что иное , как настоящие кочаны капусты, без которых они боялись вернуться домой, то для Ипатьевой – это сами девочки.

Она обретает себя и любовь в своем сердце, понимает, что в ее жизни есть люди, за которых она будет переживать и молиться. «Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые…Как же они без меня то? А я-то, я-то как без них?»

Имя героини –Ипатьева- тоже неслучайно. В переводе с греческого языка – «высочайшая», старуха полностью его оправдывает. Ипатьева и решает судьбу девочек. Сперва обуза для жизни, после они превращаются в родных детей.

И здесь стоит отметить, что взятие сирот на воспитание – поистине христианский подвиг, душеспасительный. За это старуха и награждается «чудом» — обретением любви и искренней привязанности к девочкам.

Имя женщины невольно напоминает нам Ипатьевский монастырь в Костроме и екатеринбургский Дом Ипатьева. Оба эти места – судьбоносные для семьи Романовых. В монастыре произошло вступление на престол первого царя рода.

В Доме Ипатьева, в Екатеринбурге 1918 года, вся царская семья была расстреляна. Эти параллели подтверждают идею о том, что только от решения старухи зависела жизнь и судьба девочек-сирот.

Так почему же именно этим девочкам, Дусе и Ольге, явилось «чудо»? Обрисованный Улицкой мир живет по незримым христианским законам, где смирение становится главной добродетелью, а ее носители поощряются Небесами. Выросшие в нищете, лишенные детской радостной жизни, девочки-сироты миролюбивы и кротки. Они не ропщут на судьбу, не жалуются на свою нелегкую и одинокую жизнь.

Их смирение в высочайшей степени проявляется в долгом ожидании открытия ларька с капустой. И имена девочки носят символичные: Ольга – «святая» и Авдотья – «благоволение». (Благоволение в христианстве является одним из Божиих даров.В Ветхом и Новом заветах обозначены те люди, кто получил Божье благоволение, например Иосиф, Есфирь, Даниил и др.

) Именно за немое смирение девочки и получают Небесное «чудо».

Святочные рассказы всегда наполнены ожиданием чуда. В день Великого Рождения Христа каждому хотелось увидеть и пережить чудо и в своей жизни: достижение заветной мечты (А. Куприн «Тапер»), чудесное избавление от трудной жизненной ситуации (А.

Куприн «Чудесный доктор»).

Святочные рассказы напоминали о том, что в этот день Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь «труждающимся и обремененным» , и поэтому в этот день особенно важно проявить заботу о своих ближних: подарить праздник голодным и обездоленным.

«Капустное чудо» не просто история о двух маленьких девочках, волшебным образом нашедших желанную капусту в сугробах, это история о теплой, искренней любви, о духовном перерождении и о поистине христианском подвиге

Поиск по сайту:

Источник: https://mykonspekts.ru/2-73181.html

разработка урока внеклассного чтения по произведению Капустное чудо Людмилы Улицкой

  • Урок внеклассного чтения по творчеству
  • Людмила Улицкая «Капустное чудо» 7 класс.
  • Цели урока:
  • — познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:

— путём анализа произведения Л.

Улицкой «Капустное чудо» углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.);

— совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

Оборудование:

Портрет А. Чехова, Л. Улицкой.

Тексты рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо».

  1. Запись на доске: «Рассказ и его жанровые особенности». (Приложение 1)
  2. Ход урока
  3. Организационный момент (объявление темы и целей урока).
  4. Проверка домашнего задания.

Художественное мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон». (Учащиеся анализируют особенности чеховской прозы, акцентируя внимание на названии произведения, роли художественной детали, характерологической сущности диалога).

Читайте также:  Краткое содержание тендряков пара гнедых за 2 минуты пересказ сюжета

Переход к новой теме.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной современной писательницы Людмилы Улицкой. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли.

От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности — еврейка. По профессии — биолог. Но она давно оставила свою специальность.

Под микроскопом писательницы — человеческие жизни, судьбы людей.

Л. Улицкая активно печатается в центральных журналах. Является лауреатом двух престижных премий: премии Медичи (за роман «Сонечка»), премии Букера (роман «Казус Кукоцкого»). Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.

Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы, время детей, рождённых в конце сороковых.

Подтверждением тому — рассказ «Капустное чудо».

4. Работа над рассказом «Капустное чудо».

Чтение рассказа учителем вслух (читаю медленно, обращая внимание на жанровые особенности рассказа).

Аналитическая беседа с классом по содержанию рассказа.

-Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой).

-На какую композиционную особенность вы обратили внимание при чтении рассказа? (кольцевая композиция).

-Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек, сестёр Дуси и Ольги). Две героини — фактически одно лицо, обобщённый образ ребёнка послевоенных лет).

-Есть ли в тексте описание портретов главных персонажей? (только лишь отдельные портретные детали: «вострая», «умненькая Дуся», «два светло-голубых глаза», «обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками»).

-Учитель обращает внимание на то, что главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. И в этом большую роль играет описание природы. Учащимся предлагается найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их смысловую нагрузку. Пейзажные зарисовки (» …

было сумрачно и хмуро», «временами шёл не то дождь, не то снег», «кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев…» и т.д.) являются в данном тексте деталями-символами, помогающими раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, её беззащитности, разорванности, гонимости, а также быстрого взросления детей.

-Что повлияло на взросление детей? (события войны, гибель отца на фронте, смерть матери, потеря близких). Учитель: Несмотря на то что рассказ строится на реалиях жизни, в которой много тёмных, мрачных красок, беспросветности («беспросветно-тёмная очередь»), в произведении есть элементы сказочного. (Учащиеся без труда находят мотивы сказочного в рассказе.

— Оживает десятирублёвка: «измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой»; оживает «картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем». Снег превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».

) Учитель: В данном рассказе не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа.

-С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы? (Ф. Достоевский — «Мальчик у Христа на ёлке», А. Куприн — «Чудесный доктор»). Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастье: потеря денег, переживания детей)

-Учитель: в рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в развязку (как в и произведениях Чехова).

Учащимся предлагается найти развязку: «Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана» и объяснить слово «чудо». Чудо: фантастика, диво, мистика, волшебство, неожиданное счастье.

Чудо — это и свет фар грузовика, напоминающий свет Рождественской Звезды, это и «бело-голубое сияние капусты» как дара свыше.

-Учитель предлагает ещё раз прочитать первый абзац рассказа: не зная произведения, можно ли предположить, о каком «чуде» пойдёт речь? (сделать это было бы трудно, т.к. события разворачиваются в реальном мире, жёстком, суровом).

-Подводя итоги беседы, учитель обращает внимание на финал рассказа

Д.з. Придумать свой финал рассказа.

Чикобава Елена Александровна

Похожие материалы

Источник: https://pedportal.net/starshie-klassy/literatura/razrabotka-uroka-vneklassnogo-chteniya-po-proizvedeniyu-kapustnoe-chudo-lyudmily-ulickoy-309743

Конспект урока по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"

Автор материала: Русакова Ираида Алексеевна

  • «В жизни всегда есть место чуду»
  • Урок внеклассного чтения в 7 классе
  • по рассказу Людмилы Улицкой «Капустное чудо».
  • Эпиграф: Чему бы жизнь нас не учила,
  • а сердце верит в чудеса!

Ф.И.Тютчев

Цель урока: творческое развитие учащихся через определение нравственной проблемы в рассказе Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Задачи:

1. Дать представление о личности Людмилы Улицкой и её творчестве, показать особенности раскрытия темы «Чудо в реальной жизни».

2. Продолжить формирование навыков анализа прозаического произведения.

3. Воспитывать интерес к чтению книг, продолжать духовно-нравственное воспитание.

  1. План урока
  2. 1.Вступительное слово учителя
  3. 2. Раскрытие сюжета + чтение наизусть
  4. 3. Отгадывание кроссвордов и определение темы урока
  5. 4.Определение задачи урока
  6. 5. Выступление об авторе
  7. 6. Выступления групп
  8. 7. Определение жанра
  9. 8. Беседа по вопросам
  10. 9. Работа с рисунками
  11. 10.Сочинение-рассуждение
  12. 11. Нахождение проблем
  13. 12.Рефлексия
  14. 13.Настрой на позитивное
  15. 14. Оценивание друг друга
  16. 15. Домашняя работа
  17. 2. Сюжет рассказа + чтение наизусть
  18. Пересказ сюжета «вслед за слайдами». Наизусть со слов: «Стемнело…»
  19. 3. Отгадывание кроссвордов и определение темы урока

Вступительное слово учителя «Капустное чудо»… когда мы слышим это сочетание слов, то нам трудно даже представить, о чем пойдет речь в рассказе. Поэтому на первых рисунках, которые вы приготовили до ознакомления с произведением, чудо капустное было именно таким. Сейчас мы не будем анализировать эти рисунки, а вернемся к ним позже после анализа произведения и подумаем, совпали ли ваши рисунки с сюжетом рассказа, с его темой и идеей.

Название произведения и его содержание мы знаем, но как вы думаете, как будет называться наш урок, и какие цели и задачи мы на нем будем решать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним первое задание: будем отгадывать кроссворды и по главным словам кроссвордов определим, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

  • Кроссворд №1
  • 1. Дуську охватил … , когда она поняла, что потеряла деньги
  • 2. У девочек нет родителей, они …
  • 3. Машина с капустой называется …
  • 4. Временами шел не то дождь, не то …
  • 5. Младшую девочку звали …
  • Кроссворд №2
  • 1. Девочки встали в … очереди
  • 2. Девочки любили сидеть около швейной машины и собирать …
  • 3. Ипатьева на покупку капусты дала …
  • 4. У девочек иззябли …
  • 5. Кротова для Ипатьевой …
  • 6. Место, где продают капусту — …
  • Кроссворд №3
  • 1. Ждали … с капустой
  • 2. Ипатьева Ольге сунула в руку …
  • 3. Ипатьева утирала … лоскутком
  • 4. Ипатьеву сначала называли …
  • 5. На ногах у девочек — …
  • Кроссворд №4
  • Ключевые слова: «жизнь», «всегда», «место», «чудо».
  • Исходя из этих главных слов, попробуем сформулировать тему нашего урока: «В жизни всегда есть место чуду».

А эпиграфом к уроку станут слова Ф.И.Тютчева: «Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!»

  1. 4.Определение задачи урока:
  2. – определить, что понимается под словом чудо,
  3. – выяснить, когда чудеса случаются
  4. – уточнить, нужны ли какие-то усилия для совершения чуда

5. Выступление об авторе.

Учитель: Когда вы прочитали текст, вы поняли, что он совсем не похож на те произведения, которые мы до сих пор читали. И, конечно же, вам должно быть интересно, кто написал этот замечательный рассказ. Послушаем об авторе выступление …

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. Оба её деда — Яков Самойлович Улицкий и Борис Ефимович Гинзбург — были репрессированы и находились в заключении. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ.

Два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда она уволилась в 1970 году.

С тех пор Улицкая никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-po-rasskazu-lulickoy-kapustnoe-chudo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector