Краткое содержание вий гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаСамая страшная, по мнению многих читателей, повесть Н.В.Гоголя – «Вий» – впервые увидела свет в сборнике «Миргород», напечатанном в 1835 году. По тематике и по стилистике она явно отличается от других произведений, ибо те носят характер исторический, как «Тарас Бульба», или бытовой, как «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Основу сюжета автор позаимствовал из украинского фольклора, ибо и сам по национальности был родом из Украины. Однако фольклорная, сказочная традиция – только внешняя канва, по которой Гоголь «вышивает» собственные узоры.

Так что сам он несколько лукавил, когда в примечании к публикации повести указал, что решил поведать фольклорную историю читателям почти в том же самом виде, в каком сам слышал ее когда-то. К 1835 году автор «Ревизора» и «Мертвых душ» еще не перестал быть романтиком по манере письма и художественному стилю.

Таким образом, взяв сказочный фольклорный сюжет за основу, Гоголь развил его в новом, оригинальном ключе, ввел в ткань текста новые эпизоды, развернутые описания места действия и характеристики основных персонажей.

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаСтилистика произведения

Нельзя не обратить внимания на то, что по стилистике и образной системе «Вий» Гоголя примыкает к тем его повестям, которые составили основу его первого сборника – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мотивы, связанные с появлением нечистой силы, встречаются в «Майской ночи», «Вечере накануне Ивана Купала» и особенно в «Страшной мести».

Как тут пройдешь мимо!.

В советское время огромным событием стала экранизация «Вия», где в роли панночки-ведьмы блистала «Кавказская пленница» – актриса Наталья Варлей. Впрочем, эта роль запомнилась ей надолго – ведь потом пришлось покаяться за участие в фильме и за согласие на подобную роль. Ведь прикосновение к нечистой силе и дьяволиаде редко проходит бесследно даже для сильного духом человека.

Самым долгожданным событием для семинарии являются вакансии. Наступает время, когда бурсаков распускают по домам. И тогда большими группами они разбредаются из Киева кто куда. Если путь неблизкий, то приходится зарабатывать на жизнь духовными песнопениями.

Особенно есть смысл этим заниматься, проходя через более-менее зажиточные хутора. Трое друзей – богослов Халява, ритор Тиберий Горобец и семинарист Хома Брут – сбились с дороги по причине наступления ночи.

Их пускает на ночлег одна старуха на окраине хутора, но ставит условие, чтобы все легли в разных местах.

Схватка с ведьмой

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаХоме отвели место в овечьем хлеву. Он уже начал отходить ко сну, как вдруг появляется старуха-хозяйка, оказывающаяся самой настоящей ведьмой. Она ловко вспрыгивает Хоме на плечи. Секунды – и оба они взмывают под небеса. Хоме тяжко, пот катится с него градом. Ему приходится вспоминать различные молитвы и кричать их вслух сбивающимся голосом. Эффект есть – ведьма начинает слабеть. Они меняются местами. Теперь уже Хома верхом на старухе. Он хватает попавшееся под руку полено и что есть сил начинает охаживать им ведьму. Старуха падает на землю замертво, издав несколько диких воплей. И вдруг она оборачивается роковой красавицей. Объятый ужасом Хома торопится прочь. Он возвращается в Киев.

Спустя какое-то время его вызывает ректор и приказывает собираться в дальний хутор, где живет некий богатый сотник, у которого недавно умерла единственная любимая дочь.

Перед смертью она велела читать по ней отходные молитвы именно бурсаку Хоме Бруту. Хома пытается воспротивиться начальнической воле, чувствуя какой-то подвох.

Однако выбирать ему не приходится – сотник прислал для сопровождения бурсака нескольких здоровых казаков.

Страшное открытие

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаПо приезде Хома является к сотнику. Тот интересуется, где он познакомился с его покойной дочерью. Хома отвечает, что понятия не имеет о ней. И только когда он подходит к гробу, то в ту же секунду с ужасом понимает, что перед ним – убитая им же ведьма. За ужином Хома вдоволь наслушался рассказов казаков о том, что творила панночка при жизни, и у него кровь леденеет в жилах при одной только мысли, что ему придется остаться наедине с гробом этой дьяволицы в течение целых трех ночей.

И вот наступает время первой ночи. Церковь, где стоит гроб, наглухо заперта. Хома приступает к своим прямым обязанностям, подходит к клиросу и оттуда начинает читать положенные молитвы. Ведьма сначала не подает никаких признаков жизни, но затем поднимается из гроба, начинает метаться по церкви.

Интуитивно Хома понимает, что спастись он может только в том случае, если очертит вокруг себя меловой круг, что в точности и исполняет. Ведьма злится и неистовствует, однако ничего поделать не может.

Поэтому меняет тактику – возвращается в гроб, тот поднимается в воздух и летает по церкви, однако всё тщетно – громкие молитвы и круг надежно защищают Хому от нечистой силы. Гроб падает. Из него поднимается позеленевший труп.

Раздается отдаленный крик петуха, возвещающий наступление утра. Ведьма упадает обратно в гроб и за ней захлопывается крышка.

Она уже не одна!

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаДнем Хома пытается прийти в себя, то спит, то прикладывается к горилке, то бесцельно слоняется по хутору. Однако развеяться и отогнать мрачные мысли не удается. Чем ближе к вечеру, тем задумчивее становится Хома.

Вечером его снова отводят в церковь и запирают там. Он вновь чертит спасительный круг, начинает громко читать молитвы. Когда он поднимает голову от книги, ведьма уже стоит рядом. Ведьма тоже шипит свои заклинания. Им вторит прочая нечистая сила, ломящаяся в двери. И второй раз крик петуха кладет конец разгулявшемуся бесовскому действу.

За эту ночь Хома поседел. Его находят еле живым. Хома умоляет сотника отпустить его с миром, боясь, что не переживет третьей ночи. Однако сотник грозит всыпать Хоме плетей, если тот вздумает ослушаться и сбежать. И хотя он действительно пытается бежать, но убегает недалеко. Его ловят и возвращают обратно.

Если бы он не посмотрел…

В третью ночь железная крышка гроба разлетается в стороны. Ведьма клацает зубами от злости, по всему приделу церкви разносятся ее визгливые заклинания, призывающие на помощь упырей и вурдалаков. Наконец, двери церкви все же срываются с петель, и все внутреннее пространство заполняет собой сонмище, где один другого отвратительнее. Шумят крылья, слышится царапанье когтей.

Собрав последние силы, Хома продолжает читать молитвы. Ведьма призывает на помощь Вия – приземистое косолапое чудовище с железным лицом. Его считают предводителем всей нечистой силы. Тяжелыми шагами Вий вступает в церковь и приказывает поднять ему веки.

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаТак же вы можете прочитать краткое содержание “Страшной мести” Гоголя. Это произведение считается одним из самых мистических произведений Гоголя.

Следующая наша статья посвящена еще одному Чехова “Лошадиная фамилия“, где автор с юмором повествует об одном случае из жизни дворянина, у которого сильно разболелся зуб.

Внутренний голос шепчет Хоме, чтобы он не поднимал глаза. Однако любопытство пересиливает ужас – Хома поднимает глаза и они встречаются с глазами Вия. Тот указывает на Хому. Магия мелового круга больше не действует. Весь сонм нечистой силы бросается на философа и тот падает замертво.

Поруганная церковь и поминки

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжетаЗа всеми этими событиями петух закричал уже второй раз. Бесы разлетаются кто куда, но скрыться успевают не все, некоторые застревают в проемах окон. Церковь так и остается стоять, постепенно зарастая бурьяном и покрываясь мхом. Это место в округе справедливо считают проклятым. Узнав о страшной участи товарища, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому горилкой. Главной причиной его гибели они считают трусость.

Современные режиссеры тоже не упускают гоголевский шедевр из виду.

Так, уже в этом году увидела свет принципиально новая экранизация повести, снятая еще несколько лет тому назад, но, видимо, ввиду финансовых затруднений, не вышедшая в широкий прокат вовремя.

Фильм по-своему замечательный и оригинальный, однако, приходится признать, что к гоголевскому шедевру он имеет весьма слабое отношение.

Картина снята в неопределенном, смешанном жанре – не то триллера, не то психологического детектива. Сохранены имена персонажей Гоголя, но сюжет переписан начисто. Поэтому если уж решиться на просмотр такого кино, то лучше все-таки представлять и первоисточник. Это поможет при последующем сравнении, хотя кино и литература – все-таки различные виды искусства.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/kratkoe-soderzhanie-vijj.html

«Вий» Н. В. Гоголь Кратко

Вий – повесть Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Миргород». Это мистическое произведение можно уверенно назвать предтечей фильма ужасов. Кстати, эту повесть несколько раз экранизировали (получился единственный в Советском Союзе ужастик).

Очень краткий пересказ повести «Вий»

Сюжет разворачивается на одном из хуторов в окрестностях Киева. Ученик бурсы Хома Брут и его двое товарищей решили заняться репетиторской подработкой. Хома сталкивается со странной старухой, усмиряет ведьму, и она превращается в прекрасную девушку.

После данного случая она умирает, но перед смертью просит своего отца пана, чтобы бурсак Хома читал над её гробом молитвы три ночи подряд.

Получив задание от пана, Хома принимается за дело, но закончить начатое у него не получается, в конце третьей ночи, взглянув на страшного Вия, Хома погибает.

Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  • Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  • Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Вий» по главам

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.

Глава 2

Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».

Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.

Глава 3

Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы.

Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку.

Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.

Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.

Читайте также:  Краткое содержание балета баядерка за 2 минуты пересказ сюжета

Глава 4

По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.

Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы.

Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб.

И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.

Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета

Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось служить. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Пришёл ужасный человек, невысокого роста, ступавший по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.

Кратко об истории произведения «Вий»

Говоря об истории этой жуткой повести, стоит вспомнить балладу Жуковского «Старушка» («Баллада о том, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди»).

Именно там была умершая ведьма, служение над гробов в течение трёх ночей, появление на третью ночь нечисти и катастрофа.

Причём изначально в названии баллады старушка была родом из Киева, что отсылало к малороссийскому фольклору.

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gogol/vij

Вий

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах.

Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом.

Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму.

Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Продолжение после рекламы:

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы.

Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому.

Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Брифли существует благодаря рекламе:

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза.

Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание.

Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил.

«Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит.

«Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают.

Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Пересказал В. М. Сотников. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Источник: https://briefly.ru/gogol/vii/

Краткое содержание «Вий»

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835).
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вия» по главам. Представленный пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого».

Панночка –  ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.

Сотник  – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый», около 50-ти лет.

  • Халява  – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
  • Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.
  • Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны.

Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом.

Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих».

Хома понял, что старуха ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу.

«Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут.

За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую.

Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он».

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами». Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу.

В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга.

«Гроб грянулся на середине церкви», из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе». «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем».

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте».

Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания». По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь.

Наконец вдали послышался крик петуха, и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель и в церковь влетела «несметная сила чудовищ».

По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!». Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!», и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута.

«Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги».

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся».

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Вия», а прочесть повесть Н. В. Гоголя в полном варианте.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 441.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/gogol/viy

Краткое содержание Гоголь Вий для читательского дневника

Год: 1835   Жанр: повесть

Главные герои: Хома Брут и панночка

Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом, пытаясь вырваться из-под её чар.

Позже его заставили читать молитвы над телом панночки, но, как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний.

В последнюю ночь ведьма призвала Вия, направившего на уже поседевшего парня всю свою свору, и от страха Хома умер на месте.

Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.

Читать краткое содержание Вий Гоголя (читается за 2 минуты)

С первого месяца лета начинались каникулы, и семинаристы отправлялись по домам. Огромной толпой шли они по полям, свалив в мешок еды. Потихоньку все разбредались по своим домам, и толпа становилась всё меньше.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский разливы рек за 2 минуты пересказ сюжета

И вот остались по дороге 3 бурсака: Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Запасы еды кончились, так что ребята решили завернуть в деревушку. Но, сойдя с дороги, они заблудились. Вскоре они увидели хутор.

Постучались в первый дом и упросили хозяйку-старуху впустить их на ночлег.

Философ лёг спать, как вдруг вошла к нему старуха: глаза блестят, руки в разные стороны. Испугался парень, хотел бежать, но понял, что не может пошевелить руками и ногами. Старуха села к нему на спину и поскакала на нём, как на коне. Понял философ, что это ведьма.

Начал Хома произносить все известные ему молитвы, ведьма ослабила хватку, а скачки стали медленнее. Сумел он выскочить из-под старухи, забрался на её спину, схватил полено по дороге и начал бить им по спине её. Старуха ослабла и упала на землю. Заглянул ей в лицо Хома – а там красавица с глазами, полными слёз.

Жалость охватила парня, и в мрачном расположении духа он решил поспешить в Киев.

По городу пошли слухи о дочери одного сотника: пришла с прогулки вся в синяках, сейчас при смерти и желает, чтобы молитвы у гроба читал семинарист Хома Брут. Узнав об этом, Хома выбежал из семинарии, прыгнул к козакам в бричку и отправился с ними в путь. Ночью подъехали они к хутору и решили остаться на ночлег.

Оглядел Хома окрестности и понял, что это хутор сотника. Решил бежать, но его остановили, сказав, что сотник ждёт философа у себя. Бурсак пытался объяснить, что он часто грешил, и не ему пристало молиться у тела девушки.

Сотник пригрозил, что если парень откажется – ему несдобровать, ну а если исполнит последнее пожелание панночки – будет ему награда.

Бурсак решил потерпеть три дня и прочесть все молитвы. На умершую посмотреть он не решился. Стало очень тихо, и Хома заметил, что сотник уже ушёл. Медленно, испуганно он повернул голову и взглянул на девушку. Его охватил ужас: это была та самая ведьма! Она лежала совсем как живая, поражая своей красотой.

Солнце садилось, и гроб с мёртвой понесли в церковь. После все отправились на ужин. Люди начали шептаться, что панночка была ведьмой. Спирид решил рассказать Хоме про Микиту. То ли он сам влюбился, что ли панночка очаровала, но с тех пор всё валилось у Микиты из рук.

Пришла к нему как-то девушка, да спросила: «Можно на тебя положить ножку?». Влюблённый обрадовался, схватил ее за обе ноги и поскакал как конь. Вернулся он еле живой. Прошло какое-то время, и нашли вместо него лишь горстку золы.

Потом Дорош рассказал про то, как панночка, обратившись собакой, проникла в дом и искусала до смерти ребёнка.

Наступила ночь, и Хоме предстояло отправиться в церковь. Взглянув на панночку, он поразился её красоте и вдруг увидел, как на её щеке застыла капля крови.

Парень начал читать молитвы, как вдруг мёртвая встала и начала бродить по церкви с закрытыми глазами и раскинутыми руками. Хома понял, что она ищет его, и начертил вокруг себя круг. За черту, им проведённую, панночка пройти не смогла.

Постояв у круга, панночка в ярости легла обратно в гроб, который начал быстро летать по церкви. Тут запел петух, и крышка гроба захлопнулась.

Наступила вторая ночь, и бурсака снов заперли одного в церкви. Он сразу же очертил вокруг себя круг и сел читать молитвы. Когда Хома поднял глаз, оказалось, что панночка стоит уже у самой черты круга. Она всё не могла поймать философа и начала читать страшные заклинания. От её бессвязных слов поднялся шум и грохот, но вновь запел петух. За эту ночь у парня поседели волосы.

В третью ночь Хома сразу начертил круг и начал читать. Ведьма принялась произносить проклятия. В церкви заметалась всякая нечисть, и панночка взвизгнула: «Приведите Вия!».

К ним вышел грузный человек с опущенными до пола веками, все руки были в земле, а лицо – железное. Вий громогласно попросил поднять ему веки. Не стерпел Хома и взглянул на него. Вий сразу же закричал, показав всем, где находится Хома.

Все мигом бросились на бедного философа, и помер он от страха в ту же секунду.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gogol/vij

«Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя

Повесть начинается с краткого описания Вия — героя народной фантазии малороссов, начальника гномов с веками до самой земли. Гоголь уточняет, что повесть является пересказом народного предания в том простом виде, в котором сам автор его и слышал.

Далее — описание учеников киевской бурсы — философов и богословов, риторов и грамматиков.

Из них младшие — грамматики, бестолковые, шумные дети с запачканной одежде; риторы — более опрятные, но с отметинами драк на лице; философы — беспечные и с исходящим от них ароматом табака и горилки.

Общим для всех бурсаков было постоянное желание есть при скудных средствах к пропитанию. Поэтому время от времени ученики помоложе по наущению старших совершали налёты на местные огороды.

Любимым временем для семинаристов было начало июня, когда их по вакансии отпускали домой. Те, что были постарше и не имели возможности поехать домой, отправлялись на заработки в зажиточные семьи — на кондиции — обучать детей.

Однажды во время такой отлучки три бурсака — ритор Тиберий Горобец, богослов Халява и Хома Брут, философ, — по пути решили заглянуть в первый попавшийся хутор и запастись там провизией.

Из всех троих самым весёлым нравом отличался Хома Брут.

Три товарища шли по дороге до глубокой ночи, пока не сбились с пути. Они уже, было, решили заночевать в поле. Но Хома, вспомнив про опасность встретить волков, сказал, что неплохо было бы подкрепиться и «горелки» выпить. Вскоре они увидели хутор из двух домов, где хозяйкой была ворчливая старуха.

Нехотя она впустила их на ночлег с условием, что все они будут спать в разных местах. Хоме Бруту достался овечий хлев. Он хотел уснуть, как вдруг молча вошла старуха и со страшным блеском в глазах начала его ловить руками. Философ испугался, напомнил бабусе, что нынче пост, но она его не слушала.

Хома стал совершенно безвольным и потерял голос, а старуха оседлала его, как коня, и начала подниматься в воздух.

Стало ясно, что это ведьма. Хома начал читать все известные ему молитвы, и постепенно сила ведьмы уменьшилась.

Бурсак воспользовался этим моментом и сам оседлал старуху, а потом принялся изо всех сил бить её попавшимся под руку поленом. Вдруг он заметил, что голос жертвы изменился — стал тихим и нежным.

Перед Хомой лежала в изнеможении настоящая красавица. Очумевший от удивления и нахлынувших на него непонятных чувств, философ помчался прочь в сторону Киева.

Но вскоре за ним в бурсу явились люди от богатого сотника, проживавшего близ города. Дочь сотника умерла от побоев, но перед смертью наказала разыскать Хому Брута и велеть ему читать по ней три дня отходную и молитвы. Философа под пристальным надзором в кибитке отправили по месту назначения. Казаки зорко следили за тем, чтобы Хома не сбежал по дороге.

Когда они прибыли в деревню, философа посели в дом к сотнику, и тот долго расспрашивал, откуда Хома знал его дочь. Бурсак поклялся, что вовсе не знает её. Когда же они вместе зашли в хату, где лежала умершая, сотник произнёс речь, до глубины души тронувшую философа.

Безутешный отец сожалел больше всего о том, что не знает убийцу любимой дочери и клялся, что, если бы знал, то житья бы этому человеку не было. Хома подошёл читать молитву и увидел в гробу необыкновенную красавицу — такую, словно она была ещё жива. Не сразу он узнал в ней ведьму…

С ужасом отвернулся Хома от покойной и судорожно начал читать молитву.

После его проводили на кухню — сотник велел хорошенько накормить философа. Собрался весь местный народ, заговорили об умершей панночке. Казаки признали, что она была ведьмой, и вспомнили про её многочисленные бесчинства. От рассказов мужиков Хоме стало не по себе. А между тем уже была глубокая ночь, и казаки, опомнившись, повели бурсака исполнять завещанное в старую заброшенную церковь.

Внутри храма всё давно поросло паутиной, и образа почернели. Хома заметил свечи и расставил их по всему помещению.

Однако время от времени он тревожно поглядывал на гроб, потом не выдержал, подошёл поближе рассмотреть покойную получше и вновь поразился её неестественно идеальной, свежей красоте. Словно она и не умирала вовсе.

Ему показалось, что из левого глаза её покатилась слеза и потом она превратилась в каплю крови. Хома стал читать молитвы, но по-прежнему оглядывался на панночку. Ощущение, что она вот-вот встанет из гроба, не покидало его.

И действительно, панночка встала с закрытыми глазами и начала ходить по церкви, хватая руками воздух. Хома очертил вокруг себя линию. Ведьма наткнулась на непреодолимую стену и посинела от злости. Затем она вернулась к гробу и начала летать на нём. Но всякий раз круг не давал ей приблизиться к философу. Крик петуха прервал мучения юноши.

Хома проспал до обеда, затем был вдоволь накормлен, что его немного успокоило. Но когда он снова оказался в храме, невольно испугался, сразу очертил клирос кругом и принялся произносить молитвы, не обращая внимания на гроб.

Но вскоре Хома увидел, что ведьма стоит прямо перед чертой и позеленевшими глазами смотрит на него. Только глаза эти ничего не видели. Ведьма со злостью произносила заклинания и звала на помощь нечистую силу.

Вокруг церкви поднялся ураган, но спасительный крик петуха прекратил его.

Вернувшись к казакам, Хома попросил горилки. Когда же он снял головной убор, все ахнули: бурсак был наполовину седой. Философ решил идти с повинной к сотнику — просить отпустить его. Но тот был непреклонен.

Хома пытался бежать, его остановили и снова отправили в церковь. В страшной тишине философ очертил себя, как и раньше, кругом и стал как попало читать свои молитвы. Вскоре нечисть собралась вокруг него, стала носиться во все стороны, и ещё страшнее стал труп ведьмы.

Она взывала к своим сородичам, требуя привести Вия. И вот появился он — Вий. Хома с ужасом увидел, что его лицо было из железа. Вий приказал поднять ему веки, которые были вытянуты до самого пола. И в эту минуту философ подумал, что главное сейчас не смотреть в глаза страшному чудовищу.

Но не выдержал и обернулся. Тут же вся нечисть кинулась на него, а он от страху испустил дух. Закричал петух, и это был уже второй его крик. Вурдалаки и упыри попытались скрыться, но уже было поздно. Так и остались кто где на своих местах.

И с тех пор в церкви не велись службы, да и дорога к ней заросла.

Позже в Киеве Халява и Тиберий поминали своего погибшего приятеля Хому, и Тиберий заключил, что Хома погиб оттого, что побоялся. А надо было плюнуть ведьме на хвост. И прибавил, что у них в Киеве все бабы на базаре ведьмы.

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя
  • По произведению: «Вий»
  • По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/690-vii-kratkoe-soderzhanie

Вий

Киев. Семинарская школа. Там обучаются грамматики, риторы, философы и богословы. Их дни всегда были однообразны. Идя с тетрадями в руках, через рынок, они оказывались на учебе.

Читайте также:  Краткое содержание лебедь, рак и щука басня крылова за 2 минуты пересказ сюжета

Если профессора задерживались, то бурсаки устраивали побоища, в которых всегда выигрывали богословы. А затем все они уставшие и избитые встречали преподавателей. В торжественные и выходные дни бурсаки ходили по домам с вертепом.

И в качестве поощрения за это получали от хозяев гостинцы.

Самое лучше время для семинарии это были вакансии, они начинались с июня месяца. У нас же это принято называть каникулы. Кто отправлялся к себе домой, а у кого не было приюта, то шли к кому-то из товарищей.

Однажды, во время одного такого счастливого начала вакансий, три бурсака – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец решили во время похода свернуть с дороги, чтоб найти хутор, переночевать там и раздобыть еду.

Они с трудом нашли хутор, так как сбились с пути. Стали стучаться, но вышла старая женщина и стала кричать, что не пустит их, так как людей полный дом,  и она боялась, что пришедшие пьяницы, которые могут разворотить весь дом.

Однако семинаристы ее переубедили, и она их пустила с условием, что лягут спать они в разных местах, чтоб не было возможности бушевать. 

Старуха разместила бурсаков: ритора положила в доме, богослова заперла в пустую камору, а философу отвела место в пустом овечьем хлеву. Философ Хома решил, было засыпать, вдруг дверь открылась и в хлев зашла старуха. Хозяйка приюта.

Он спрашивал ее, что ей нужно, но та ничего не говорила. Только шла на него с распростертыми руками. Хома подумал, что она решила с ним уединится. Он не знал, что делать, говорил ей, что она уже пожилая, да  пост, не хочет он осквернится.

Но женщина все продолжала безмолвно идти на него. Хома больше всего испугался, когда увидел блестящие глаза женщины. Он думал бежать, но старуха стала в проходе. Философ хотел ее отодвинуть руками, но стал осознавать, что он не может пошевелить не руками, не ногами.

И понял, что голос его не звучит. Он только губами шевелит, а звука нет.

Сердце его билось очень быстро. Старуха подошла к нему и со скоростью и ловкостью кошки запрыгнула к Хоме на спину. Ноги философа к его удивлению бежали быстрее любого спортсмена. Они быстро добежали до лощины, рядом с лесом.

Он понимает, что это самая настоящая ведьма. От этого он начинает читать молитвы. Ведьма старуха ослабевает. И тогда он вскочил к ней на спину. Та бежала, что есть силы. Философ Хома по дороге ухватил полено и стал сильно бить женщину.

Она упала и перед ним уже лежала не старая ведьма, а молодая красивая девушка. Философ, испугавшись, побежал в Киев в семинарию. Он прибежал, из бурсаков никого почти не было. Все разбрелись по хуторам.

Хома, тем временем, хотел кушать и поэтому искал любые заначки своих товарищей, но не нашел. Пошел на рынок, где его накормила какая то женщина.

 Между тем вокруг развивались слухи, что дочь одного из богатейших сотников возвратилась с прогулки вся избитая, еле она добралась до дома. И перед смертью сказала, чтоб на протяжении трех дней после смерти отходные молитвы ей читал не кто иной, как философ Хома Брут.

Эту новость Хоме сообщил сам ректор семинарии. И приказал ему отправляться к сотнику. Философ не мог перечить, он отправился, но что-то ему подсказывало, что ждет его не ладное. Чтобы он не сбежал по дороге, была прислана кибитка и человек шесть здоровых казаков.

Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома не понимает, откуда девушка его знает, так как он с панночками не водится. Хома просил сотника, чтобы не он читал молитвы, а как положено дьякон или дьяк, но тот был настойчив, так как обещал своей дочери выполнить все, что она просила.

Они зашли в сени, где лежала покойница. Парень пытался не смотреть на лицо дочери сотника. Отец ее стал плакать с горя, обещал, если философ сделает все, как полагается, то он даст ему много денег. Сотник вышел, и парень решил посмотреть на лицо умершей.

Он увидел перед собой невероятно красивую девушку. Лицо ее выглядело совсем не как у мертвеца, а будто просто спящей девушки. И вдруг он для себя узнает в ней ту самую ведьму, которая накануне превратился из старухи.

Он понимает, что это ведь именно он убил девушку.

Когда солнце стало садиться, гроб с девушкой понесли в церковь. После этого все стали сходиться в кухню, чтобы поужинать. Там вся дворня стала рассказывать друг другу истории, обсуждать все на свете. А потом подняли тему усопшей. Мужики говорили, что она ведьма, так как немало бед от нее происходило.

Один псарь Микитка сгорел в прямом смысле этого слова. Сгорел до пепла от желания овладеть ведьмою. А жена казака Шептуна вместе с их младенцем ночью открыла дверь, думала, что собака царапает калитку. А на нее напала панночка ведьма, и сначала выпила кровь с ребенка, а затем выпила и с самой Шепчихи.

После ужина и страшных рассказов философа отвели в церковь и заперли его там, чтобы он начал читать молитвы. Боится, что ведьма может стать из гроба. И так оно и случилось. Она стала подниматься.

Хома быстро начертил вокруг себя круг и стал читать молитвы. Ведьма ходила по церкви, затем легла обратно в гроб и тогда стала на нем кружить вокруг философа, но начерченный круг преодолеть она не могла.

Когда труп слышит крик петуха, то успокаивается и лежит, будто ничего и не происходило.

 Весь день философ спит, пьет и ходит по хутору, а вечером снова идет на работу. Он себя успокаивает, что больше его ничего не удивит, ведь он знает, как ведьма будет себя вести.

Он снова зашел в церковь. Сразу же очертил круг и стал читать молитвы. Затем он поднимает глаза и видит, что панночка стоит прямо перед ним. Она мечется по комнате и читает заклинания. Было слышны шум бьющихся крыльев о стекло, разные царапания железа и двери. Это нечистая сила хотела забраться в церковь. И снова с криком петуха все затихло.

Сменщики философа нашли его еле живого. Он весь посидел. Его приводили в чувства все вокруг. Затем он пошел к пану и намекнул ему, что дочь его усопшая была ведьмой. Он просит отпустить его, но сотник грозит ему расправой если тот не сделает так как он приказывает. Хома сбегает, но его ловят.

После этого он пытается собраться с духом и провести третью ночь в компании молитв и «ведьменского» трупа. Но эта ночь выдалась адской. Началась она с того, что Хома, как обычно стал в круг и стал читать молитвы.

Резко трескается крышка гроба, встает ведьма и начинает читать заклинания, двери срываются с петель, а церковь начинают заполнять неведомые существа. Они царапают все, бьют. И вдруг ведьма просит позвать Вия. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки.

Внутренний голос философа говорит ему не смотри, но, не удержавшись, он все-таки посмотрел в глаза этого вия. И тот закричал «Вот он!». Тогда вся нечистая сила набросилась на Хому, и тот в ту же минуту умер.

Духи не услышали крики петуха и поэтому не успели покинуть церковь. С тех пор они находятся там и не могут покинуть это место. А сама церковь обросла бурьянами и туда никто не может найти дороги. Товарищи Хомы, богослов Халява и ритор Тиберий Горобец, узнав о участи философа долго размышляли над случившимся. Пошли в шинок, помянули. И сказали, что погиб он от того, что побоялся.

Источник: https://kratkiy-pereskaz.ru/category/gogol/show/9/

Краткое содержание повести «Вий» (Н.В. Гоголь) | Литрекон

«Вий» — одна из мистических повестей Н.В. Гоголя, основные события которой происходят на родине автора. Сюжет книги основан на украинском фольклоре. Краткий пересказ «Вия», конечно, не сможет передать всей красоты прозы Гоголя, зато каждый читатель сможет быстро восстановить давно прочитанные страницы в памяти. Повесть в сокращении ускорит Вашу подготовку к экзаменам.

(593 слова) Вакансии — событие, которое больше всего ждали семинаристы. Наконец-то бурсаков (казеннокоштных семинаристов) отпускали по домам. По пути из Киева они устраивали духовные песнопения на богатых хуторах, чтобы заработать на кусок хлеба.

Однажды ночью, сбившись с дороги, семинаристы Халява, Хома Брут и Тиберий Горобец забредают на хутор. Там они встречают старуху, которая предлагает юношам переночевать в ее доме, но при условии, что каждый из них расположится на своем месте. Едва уставший Хома собрался заснуть в пустой овчарне, как внезапно появляется хозяйка.

Глаза ее сверкали каким-то странным блеском, и Хома осознал, что не может двинуться с места. И в ту же секунду вскочила старуха на спину юноше да стукнула его метлой по боку. Не иначе бабка ведьмой оказалась! Брут начинает читать молитвы и заклинания, чувствуя, что это помогает ослабить старуху. Выждав момент, Хома вспрыгнул ей на спину и начал колотить ведьму поленом.

Старуха завизжала, и, обессилев, упала наземь. Брут не поверил своим глазам: 

“Перед ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами”. 

Странное чувство овладело Хомой, и бросился он бежать со всех сил обратно в Киев.

Там его вызывает ректор и наказывает ехать к сотнику, чья дочь скончалась в результате жутких побоев. Перед смертью девушка попросила, чтобы отходные молитвы по ней читал Хома Брут.

За бурсаком прислали кибитку в сопровождении шести козаков, чтобы тот не вздумал сбежать по дороге. По прибытию Брута сразу повели на допрос к сотнику. Хома утверждал пану, что не знает ни его дочь, ни причину ее желания.

Однако увидев покойницу, молодой человек с ужасом узнает в ней ту самую ведьму с хутора.

Во время трапезы козаки делятся историями о проказах юной панночки. На ночь бурсака приводят в церковь, где покоится мертвая девушка, и запирают за Хомой дверь. Брут не мог отвести взгляд от молодой ведьмы, ее лицо пугало своей резкой красотой: 

“Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами”. 

Пытаясь успокоиться, семинарист начал во весь голос читать молитвы. Внезапно покойница поднялась из гроба…

С закрытыми глазами она уже двигалась прямо к чтецу. Хома в ужасе чертит вокруг себя круг и читает заклинания от нечисти. Панночка приблизилась к черте, однако так и не смогла ее переступить.

Едва ведьма легла обратно в гроб, как он сорвался и “и со свистом начал летать по всей церкви”, но даже так ей не удалось разрушить защиту Брута. Крик петуха прервал ночной кошмар, и гробовая крышка мигом захлопнулась.

Днем Хома пытался отвлечься от ужасов ночи: проспал до обеда, выпил горилки, погулял по хутору, но к вечеру его спокойствие отступает. Бурсака снова ведут в церковь. Сразу начертив круг, Брут громко молится, но мертвая девушка уже стоит совсем близко и пристально таращится на него позеленевшими глазами.

Жуткие заклинания ведьмы призвали несметную нечисть и пронизывающий ветер. И снова утренний крик петуха прервал бесовщину. Поседевшего семинариста обнаруживают едва ли живого. Он молит сотника освободить его от работы, но пан грозится страшным наказанием и снова запирает семинариста в церкви.

Беззвучие третьей ночи мгновенно нарушает разорвавшаяся железная крышка гроба. Начался хаос: из уст ведьмы с визгом летят магические слова, двери летят с петель, и бесы заполнили собой все пространство церквушки.

На клич панночки явилось чудище с опущенными до самой земли веками. “Не гляди!” — пронеслось в голове Брута, но чтец не удержался. Вий тут же увидел Хому, и вся свора бросилась на несчастного. Семинарист падает на пол, и ”тут же вылетел дух из него от страха”.

Не успели духи скрыться до рассвета, так и остались навеки в церкви. 

Весть о смерти Хомы долетела и до Киева, там помянули его душу Тиберий и Халява, заметив, что помер Брут из-за того, что побоялся.

Ольга Коновалова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/vij-gogol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector