Краткое содержание вольтер простодушный за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Вольтер Простодушный за 2 минуты пересказ сюжета

Июльским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогуливался с сестрой по берегу моря в своем маленьком приорате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчезнувших там навеки. В этот момент в бухту причаливает судно и высаживает на берег молодого человека в одежде индейца, который представляется Простодушным, поскольку так называли его друзья-англичане за искренность и неизменную честность. Он поражает почтенного приора учтивостью и здравомыслием, и его приглашают на ужин в дом, где Простодушного представляют местному обществу. На следующий день, желая отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке портретики неизвестных ему людей, в которых приор с волнением узнает сгинувших в Канаде брата-капитана и его жену. Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тетушку, юноша поселяется в их доме. Первым делом добрый приор и его соседи решают окрестить Простодушного. Но сперва надобно было просветить его, так как нельзя обратить в новую религию взрослого человека без его ведома. Простодушный читает Библию, и благодаря природной понятливости, а также тому, что его детство не было обременено пустяками и нелепостями, его мозги воспринимали все предметы в неискаженном виде. Крестной матерью, согласно желанию Простодушного, была приглашена очаровательная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата. Однако таинство неожиданно оказалось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персонажей Библии. Неиспорченный условностями, он отказывался признать, что мода на крещение могла измениться. С помощью прелестной Сент-Ив Простодушного все же удалось уговорить креститься в купели. В нежной беседе, последовавшей за крещением, Простодушный и м-ль де Сент-Ив признаются во взаимной любви, и юноша решает немедленно жениться. Благонравной девице пришлось объяснить, что правила требуют разрешения на брак их родственников, и Простодушный счел это очередной нелепостью: почему счастье его жизни должно зависеть от его тетушки. Но почтенный приор объявил племяннику, что по божеским и людским законам жениться на крестной матери — страшный грех. Простодушный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине. Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четыреста лье и говорящий на чужом языке, должен позволить ему жениться на любимой девушке. Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попробовал осуществить, вломившись в её комнату и ссылаясь при этом на её обещание и свое естественное право. Ему стали доказывать, что, не будь между людьми договорных отношений, естественное право обращалось бы в естественный разбой. Нужны нотариусы, священники, свидетели, договоры. Простодушный возражает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предосторожности. Его успокаивают, сказав, что законы придумали как раз честные и просвещенные люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчиняться, чтобы подавать пример порочным. В это время родственники Сент-Ив решают спрятать её в монастыре, чтобы выдать замуж за нелюбимого человека, от чего Простодушный приходит в отчаяние и ярость. В мрачном унынии Простодушный бродит по берегу, когда вдруг видит отступающий в панике отряд французов. Оказалось, что английская эскадра вероломно высадилась и собирается напасть на городок. Он доблестно бросается на англичан, ранит адмирала и воодушевляет французских солдат на победу. Городок был спасен, а Простодушный прославлен. В упоении битвой он решает взять штурмом монастырь и вызволить свою невесту. От этого его удерживают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там получить вознаграждение за спасение провинции от англичан. После такой чести никто не сможет помешать ему жениться на м-ль де Сент-Ив. Путь Простодушного в Версаль лежит через маленький городок протестантов, которые только что лишились всех прав после отмены Нантского эдикта и насильно обращались в католичество. Жители со слезами покидают город, и Простодушный пробует понять причину их несчастий: почему великий король идет на поводу у папы и лишает себя в угоду Ватикану шестисот тысяч верных граждан. Простодушный убежден, что виной всему козни иезуитов и недостойных советников, окруживших короля. Как бы иначе он мог потакать папе, своему открытому врагу? Простодушный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не последовать ей. К его несчастью, за столом во время беседы присутствовал переодетый иезуит, состоявший сыщиком при духовнике короля, отце Лашез, главном гонителе бедных протестантов. Сыщик настрочил письмо, и Простодушный прибыл в Версаль почти одновременно с этим письмом. Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, рассказать ему о своих заслугах, получить разрешение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на положение гугенотов. Но с трудом удается Простодушному добиться приема у одного придворного чиновника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейтенанта. Юноша возмущен, что он еще должен платить за право рисковать жизнью и сражаться, и обещает пожаловаться на глупого чиновника королю. Чиновник же решает, что Простодушный не в своем уме, и не придает значения его словам. В этот день отец Лашез получает письма от своего сыщика и родственников м-ль Сент-Ив, где Простодушный назван опасным смутьяном, подговаривавшим жечь монастыри и красть девушек. Ночью солдаты нападают на спящего юношу и, несмотря на его сопротивление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заключенному философу-янсенисту. Добрейший отец Гордон, принесший впоследствии нашему герою столько света и утешения, был заключен без суда за отказ признавать папу неограниченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у молодого — большая охота к приобретению знаний. Их беседы становятся все поучительнее и занимательнее, при этом наивность и здравый смысл Простодушного ставят в тупик старого философа. Он читает исторические книги, и история представляется ему сплошной цепью преступлений и несчастий. Прочитав «Поиски истины» Мальбранша, он решает, что все сущее — колесики огромного механизма, душа которого Бог. Бог был причиной как греха, так и благодати. ум молодого человека укрепляется, он овладевает математикой, физикой, геометрией и на каждом шагу высказывает сообразительность и здравый ум. Он записывает свои рассуждения, приводящие в ужас старого философа. Глядя на Простодушного, Гордону кажется, что за полвека своего образования он только укреплял предрассудки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обманчивых представлений, он провозглашает свободу человека главнейшим его правом. Он осуждает секту Гордона, страдающую и гонимую из-за споров не об истине, но темных заблуждениях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям. Гордон понимает, что обрек себя на несчастье ради каких-то бредней, и Простодушный не находит мудрыми тех, кто подвергает себя гонениям из-за пустых схоластических споров. Благодаря излияниям влюбленного юноши, суровый философ научился видеть в любви благородное и нежное чувство, способное возвысить душу и породить добродетель. В это время прекрасная возлюбленная Простодушного решается ехать в Версаль на поиски любимого. Ее выпускают из монастыря, чтобы выдать замуж, и она ускользает прямо в день свадьбы. Оказавшись в королевской резиденции, бедная красавица в полной растерянности пытается добиться приема у разных высоких лиц, и наконец ей удается выяснить, что Простодушный заключен в Бастилию. Открывший ей это чиновник говорит с жалостью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесильного министра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло. Одобренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очарованный красотой девушки, намекает, что ценой своей чести она могла бы отменить приказ об аресте Простодушного. Знакомые также толкают её ради священного долга пожертвовать женской честью. Добродетель вынуждает её пасть. Ценой позора она освобождает своего возлюбленного, но измученная сознанием своего греха, нежная Сент-Ив не может пережить падение, и, охваченная смертельной лихорадкой, умирает на руках Простодушного. В этот момент появляется сам Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния клянется загладить причиненное несчастье. Время смягчает все. Простодушный стал превосходным офицером и до конца жизни чтил память прекрасной Сент-Ив.

Краткое содержание Вольтер Простодушный за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Простодушный» ВольтераВольтер М.Ф.Стр. 1

Краткое содержание Вольтер Простодушный за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Простодушный» ВольтераВольтер М.Ф.Стр. 2

Краткое содержание Вольтер Простодушный за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Простодушный» ВольтераВольтер М.Ф.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-prostodushnyj-voltera

Простодушный — краткое содержание повести Вольтера

Произведение Вольтера «Простодушный» начинается с прогулки у моря аббата и его незамужней, сорокапятилетней сестры. Они придаются воспоминаниям о своем брате, который вместе с женой двадцать лет назад отплыл в Канаду и там сгинули.

В этот момент к берегу причалило не большое суденышко. Среди приезжий торгашей выделялся молодой человек, который тут же поспешил к мадемуазель и аббату Керкабонам. Юноша рассказал, что он по национальности гурон. Произведя впечатление на даму, он был приглашен к ужину в приорате Горной Богоматери, где состоял на службе аббат.

Во время ужина Керкабоны узнают имя незнакомца — Простодушный. Юноша рассказывает о своей жизни и о том, что ничего не знает о своих родителях. В знак благодарности Простодушный дарит свой талисман. Аббат узнает в нем вещь своего погибшего брата и Простодушный обретает родню. Юноша поселяется в доме Керкабонов.

Новые родственники пытаются изменить поведение своего племянника. Для начала они дают ему почитать Библию, для того чтобы посвятить его в свою веру с помощью крещения. Простодушный, прочитав Библию, понял ее дословно, он не хотел принимать таинство крещения через купель, для него необходима была река, как прописано в Законе Божьем.

Крестной матерью для него была выбрана сестра соседа незамужняя девушка Сент-Ив, в которую юноша влюбился. Он тут же сделал ей предложение стать его женой, но родственники объяснили, что крестная мать не может быть его супругой по законам церкви. Юноша был не согласен, поскольку нигде в Библии не встречал подобного запрета.

Чтобы не случилось грехопадения родители Сент-Ив отправляет ее тайно в монастырь, чтобы выдать замуж за нелюбимого мужчину.

Не может юноша понять законы общества. Он в одиночестве и тоске гуляет по морскому берегу. Увидев, как англичане гоняют французский отряд, а те в панике пытаются убежать, Простодушный встает во главе французского отряда и , воодушевляя их на победу, спасает город от непрошеных гостей. Ему советуют за его героический поступок просить короля об освобождении возлюбленной от монастырских стен.

Юноша отправляется в Версаль. По дороге он посещает не большой городок, в котором проживают люди протестантской веры. Путник не понимает, за что бедных людей гонят из города.

Не верить Простодушный в королевскую глупость, считая, что короля просто обманывают. Он обещает людям, что обязательно поговорит с королем и решит их проблему.

Его обещание слышал сыщик, который написал письмо-донос на юношу.

По прибытию в Версаль Простодушный пытается попасть к королю, но его никто не воспринимает всерьез, считая, что он просто сошел с ума. В это время приходит письмо от сыщика и героя отправляют в Бастилию.

В тюремной камере юноша знакомится с отцом Гордоном, который помогает юноше узнать правду жизни. Он ему объясняет законы развития общества, дает основные понятия философии, рассказывает реальные истории из жизни. Простодушный олицетворяет для отца Гордона символ чистоты и чести.

В это время Сент-Ив, сбегая в день свадьбы отправляется в Версаль, на поиски возлюбленного. Ей сообщают, что юноша заключен в Бастилию и чтобы его освободить необходимо пожертвовать своей честью. Девушку вынуждают согласиться и она принимает позор. Простодушного отпускают на свободу. Не перенеся своего позора Сент-Ив умирает, а юноша получает звание офицера и идет служить.

← Хилл — Я в замке король
← Кизи — Пролетая над гнездом кукушки↑ РазныеКоэльо — Алхимик →
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное →

Краткое содержание Вольтер Простодушный за 2 минуты пересказ сюжета

  • Мальчики — краткое содержание повести Достоевского
    В самом начале повести предстает портрет 30-летней вдовы Красоткиной, которая вышла замуж в юном возрасте. В браке прожила всего лишь год, но успела обзавестись сыном Колей. Когда мальчик был маленьким,
  • Трудный хлеб — краткое содержание рассказа Носова
    Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик рыбачил, сидя на берегу реки. По соседству с ним плавали двое крохалей, не спешивших улетать на юг, несмотря на наступление осени. Вдруг из кустов раздались выстрелы.
  • Сказка Про Комара Комаровича — краткое содержание Мамин-Сибиряк
    Краткое содержание произведения, написанного русским сказочником-писателем Маминым-Сибиряком, представлено в данной статье.
  • Эмилия Галотти — краткое содержание трагедии Лессинга
    События развиваются, в Италии, в местечке Гвастелла. Принц Гонзага собирается жениться. День свадьбы назначен, он стоит перед портретом своей невесты, графини Орсиной и рассматривает его.

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/prostodushnyj-povest

Сочинение по повести Вольтера "Простак"

За всю свою жизнь я прочитала достаточно книг, чтобы определить свой собственный вкус в литературе. Большинство из них имеют приключенческий характер. Я была уверена, что нашла именно тот жанр, который мне нравится. Но одна встреча все изменила. Это встреча с удивительной повести Вольтера «Простак». Я была поражена — мне пришелся по душе философский жанр!

Перечитала биографию писателя. Поэт и историк XVIII века, эпохи Просвещения. Его именем назван целый век! Эпоха Вольтера! Страстный борец за права обычного человека. В этом меня убедили уроки мировой литературы, посвященные изучению творчества философа — просветителя.

Чем заинтересовала повесть? Сюжетом, идеями, главным вопросом: нужна ли нам цивилизация и культура? Какой путь надо пройти до осуществления своей мечты? Вольтер указывает этот путь — это культура, искусство. И я уверенно иду этим путем к своей мечте. Моя мечта — театр. Театр — моя вторая жизнь.

Театральное искусство вместе с историей, философией, астрономией изучал, и главный герой повести «Простак» Гурон. От первой до последней страницы я чувствовала себя будто рядом с героем. Волновалась вместе с ним, грустила, сочувствовала, наблюдала, возмущалась.

Главный герой сразу полюбился, ведь он — лучик света и добра. Не лицемерит, не обижает, говорит то, что думает. Простодушный и наивный, добропорядочный и сердечный… Дитя природы, человек из «глубинки». С цивилизованным миром не удалось поладить. И мне он пришелся по душе…

Читайте также:  Краткое содержание айтматов легенда о манкурте за 2 минуты пересказ сюжета

Вместе с Простаком начинаю воспринимать простые вещи и простые взаимоотношения между людьми по-настоящему.

Что понравилось? Что местные жители приняли его любезно, несмотря на интеллект и статус. Или нашли общий язык впоследствии люди? Нет. Вера в справедливость парня были безжалостно и жестоко растоптаны.

Тронула в повести любовная линия между Гуроном и прекрасной мадемуазелью де Сент-Ив. Все так искренне, единственно, взаимно. Но не все так хорошо. Почему? Сент-Ив — крестная мать Простака. Католическая вера это чувство запрещала. Пламя любви не угасло со смертью любимого… Память о ней жива. Такая грустная история любви…

А размышления вновь возвращают главного героя. И так ли уж идеален этот Простак? Нет. Он меня разочаровал.

Знания от философа и негативное влияние общества его изменили. Образ Гурона стал другим. А я задумалась: стоит ли терять свою личность, которую создала природа? Это хорошо, что возникают определенные размышления и вопросы на эту тему, потому что я — личность! 

Я склоняюсь к мысли, что повесть актуальна в наше время, потому что разоблачает зло. А мне дает установку: не сломаться под негативным давлением окружающих меня людей. Доказать всем, что я останусь такой, какой меня создала природа.

Сочинение Простак

Елена

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/06/sochinenie-po-povesti-prostak.html

Краткое содержание «Недоросль»

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия.

Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых.

Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Госпожа Простакова — жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан — сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин — постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум — человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья — честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон — жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин — родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Простаков — муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) — учителя Митрофана.
  • Тришка — портной, слуга Простакова.

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться.

После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец.

Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова.

Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей.

Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию.

Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает.

Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает.

Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму.

Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность.

Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени.

В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием.

Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 13666.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/fonvizin/nedorosl

Вольтер

Ах, вы только посмотрите, какой Вольтер милаха!
Началось всё с парочки…эээ…рассказов? Притч? Новелл? Да ладно, сказок! Парочки сказок на ночь. Но потом его было уже не остановить.

Он уселся рядом со мной и принялся всякие байки болтать: так забавно и увлекательно это было, а ещё он порой делал такое серьёзное выражение лица, а говорил при этом такую феерическую смехоту, и я хохотала, — и какой там сон при таком раскладе? А потом он слегка укоризненно наклонив голову, качал ею, а по щеке его катилась скупая слеза, и весь его вид как бы говорил: ну что же ты смеешься, глупая, всё это вовсе не смешно…посмотри, что в мире творится…виселицы всякие, поножовщина, скитание в лесах… И я было уже переставала улыбаться, но тут он — бабах! — и опять какую-то феерическую смехоту выдавал, ну! Прямо хоть стой, хоть падай.

Говорю ему: — Вольтер, няша, ты хоть о чем-то можешь серьёзно говорить?
А он мне, качая головой:

— Милая моя, красавица ясноокая, чернобровая, я же ведь всё серьёзно…

Столько баек разных знает этот няша Вольтер! Там и приключения, и принцессы, и бараны какие-то редкостных эльдорадовских кровей. И про жизнь всякую — хороша она али нет?

— Что такое оптимизм?
Увы, это страсть утверждать, что всё хорошо, когда в действительности всё плохо.

Сначала всё у всех плохо, потом всё у всех хорошо, потом у кого-то что-то плохо, а у кого-то плохо всё, потом наоборот, потом у них же в разных пропорциях хорошо, потом наоборот, потом оказывается вообще, что то, что было плохо — на самом деле хорошо, потом, соответственно, наоборот. А в итоге вообще фиг разберешь, что плохо, что хорошо.

— А все же, с какой целью был создан этот мир?
— Чтобы постоянно бесить нас.

Он, похоже, вообще особенно не задумывается: как там, мол, фразу построить, как лучше будет описать вон того человека, как об этом или о том сказать… Нет! Он рубит с плеча — так, значит, так.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов гарина-михайловского за 2 минуты

Что пришло в голову — оно и верно, стоит ли раздумывать часами над каждым словом.

Тем же прекраснее его рассказ: чувствуешь, что мысленный поток из вольтеровской головы струится, не запинаясь на раздумывательных поворотах, не оглядываясь на общепринятые положения — струится произвольно, легко.

Немного утомил он меня (это когда про Кандида и Оптимизм речь шла) саркастическими подколками в адрес своих врагов и неприятелей (говорю же — поток, что пришло в голову и т.д.).

Ну не знаю я этих всех людей, Вольтерушка! Слово сказал — тримястами объяснил, к чему это, и в чем был смех: вооон тот чувак, зовут его так-то, а книгу вон ту написал, а она беспонтовая вообще, вот и шуточка вот такая, по этому всему поводу.

С другой стороны, при чем здесь вообще я, ведь в то время (когда там — 18 век?) всем были понятны его приколы — к кому они обращены и почему. Ну а всяким умным людям, наверное, и теперь понятны, это мне приходилось порой объяснения спрашивать. Но это ерунда всё, ибо вообще — ну прелесть же, что такое!

Говорю ему: — Ну ты и сказочник, Вольтер!
А он мне:
— Да я так-то философ, кажись…

— Что же нам делать?
— Молчать.

Ох, Вольтерушка, пойду теперь помолчу, а ты говори, говори, не останавливайся! Дай только передохнуть немного, а потом я снова буду готова слушать твои байки часами — философские, да-да, честное слово!

Источник: https://www.livelib.ru/author/10438/reviews-volter

Краткое содержание: Простодушный

В июле 1689г. аббат де Керкабон прогулялся по берегу моря в Нижней Бретани с сестрой в своём небольшом приорате и раздумывал о нелегкой судьбе своего брата и жены брата, которые 20 лет назад отплыли в Канаду с того берега и исчезли там навсегда.

В этот момент судно причалило в бухту и высадило молодого человека в одежде индейца на берег. Этот парень представился Простодушным, так как его называли таким образом друзья за постоянную искренность и честность. Он поражал уважаемого приора своим здравомыслием и учтивостью.

Впоследствии его пригласили в дом на ужин, где представили местному обществу. На следующий день он решил поблагодарить за гостеприимство своих хозяев, и подарил им некий талисман: портреты незнакомых для него людей, которые связаны шнурком, и в которых приор узнал пропавших в Канаде брата с его женой.

Простодушный своих родителей не знал, поскольку его воспитывали гуроны индейцы. Юноша обрел в лице приора и его сестры обожающих дядю и тётю, и поселился в их доме.

Вначале добрый приор со своими соседями решили Простодушного окрестить. Но для начала нужно было его просветить, поскольку нельзя обращать взрослого человека в новую религию без его ведома.

Простодушный читал Библию, и благодаря своей понятливости по природе, и тому, что детство его не было отягощено всякими нелепостями и пустяками, его мозг воспринимал в неискажённом виде все предметы. Крестной мамой по его желанию стала красивая мадмуазель де Сент-Ив, которая была сестрой аббата, их соседа.

Но таинство внезапно попало под угрозу, так как юноша был искренне уверен в том, что можно креститься только в реках, как это делали персонажи из Библии. Простодушного при помощи очаровательной Сент-Ив удалось убедить принять крещение в купели.

После принятия крещения у него с мадемуазелью состоялась нежная беседа, в которой они оба признались друг другу в любви. Теперь молодой человек решил немедля сыграть свадьбу. Девица объяснила, что по правилам вначале нужно спросить у их родственников разрешения на брак.

Но Простодушный посчитал, что это — очередная нелепость. Ему было не совсем понятно, почему его счастье должно зависеть от его тёти. Но приор сказал племяннику о том, что по закону женитьба на крестной матери является страшным грехом.

Простодушный оспорил, ведь в Священной книге ничего об этом не читал, как и о прочем из того, что он видел на своей новоиспеченной родине. Он не мог также понять, почему папа римский, который живет за четыреста лье и говорит на чужом языке, должен позволять ему жениться на обожаемой девушке.

Он дал клятву в тот же день на ней жениться, и хочет выполнить свое обещание. Но ему пришлось объяснять, что между людьми должны быть договорные отношения с присутствием нотариусов, священников, свидетелей и договоров. Простодушный возразил, что только бесчестные люди нуждаются в таких предосторожностях.

Его успокоили, сказав, что закон придумали именно просвещённые и честные люди, и чем человек лучше, тем он покорнее должен им подчиниться, дабы подать порочным пример. На тот момент родственники Сент-Ив решили её спрятать в монастыре, дабы выдать за нелюбимого человека замуж.

От этого Простодушный пришел в ярость и отчаяние.В унынии Простодушный бродил по берегу, но вдруг увидел отряд французов, отступающих в панике. Оказалось, что эскадра английская вероломно высаживалась и собиралась на город напасть.

Он доблестно бросился на англичан, ранил адмирала и воодушевил солдат Франции на победу. Город спасён, и Простодушный теперь стал прославленным.

В восхищении битвой он решил взять монастырь штурмом и освободить свою невесту. Его от этого удерживают и советуют отправиться к королю в Версаль, где он получит за избавление провинции от англичан свое вознаграждение.

И тогда, после получения этой чести уже никто не сможет мешать ему сыграть свадьбу с Сент-Ив.Дорога Простодушного в Версаль пролегала через небольшой город протестантов. Они были лишены всех прав после упразднения Нантского эдикта и обращались насильно в католическую веру.

Жители покидали со слезами город, и Простодушный попробовал понять основание их бед: почему король пошел на поводу у папы и лишил себя в угоду Ватикану 600000 мирных граждан.

Простодушный был убеждён в том, что виноваты иезуиты и недостойные советники, которые строили козни и окружили короля. Как бы он мог иначе потакать своему открытому врагу, папе римскому?

Простодушный обещал всем жителям этого города, что, когда он встретит короля, то откроет ему правду. К его бедствию, во время беседы за столом сидел переодетый иезуит, который был при духовнике короля сыщиком. Имя духовника — отце Лашез, он был главным гонителем бедных протестантов.

Сыщик написал письмо, и Простодушный приехал в Версаль почти в то же время, что и письмо. Наивный парень чистосердечно считал, что он сразу по приезде сможет встретиться с королем и поведать ему о своих заслугах, приобрести позволение на брак с Сент-Ив и раскрыть глаза на судьбы гугенотов.

Однако у него с трудом получается добиться приёма у одного чиновника при дворе, который сказал ему о том, что он сможет в лучшем случае купить чин лейтенанта. Парень был очень возмущён тем, что он должен ещё и заплатить за право рискнуть жизнью и сразиться, и дает обещание, что пожалуется королю на дурацкого чиновника.

Чиновник решил, что Простодушный не дружит с головой, и решает не придавать его словам какого-то значения. В тот же день отец Лашез получил от родственников м-ль Сент-Ив и своего сыщика письма, в которых Простодушного называют опасным смутьяном, который подговаривает сжигать монастыри и воровать девушек.

Солдаты ночью напали на спящего парня и отвозят в Бастилию. Там его бросают в тюрьму к заключённому янсенисту философу.

Гордон, добрейший отец, который впоследствии принёс нашему герою столько утешения и света, был заключён без суда за отречение признавать папу абсолютным владыкой во Франции. У старика были немалые знания, а у нашего героя — немалая охота к получению знаний.

Их беседа всегда была поучительной и занимательной, при этом здравый смысл и наивность Простодушного ставили старого философа в тупик. Он читал книги об истории, и она ему представлялась сплошной вереницей несчастий и преступлений.

Прочитав очередную книгу Мальбранша под названием «Поиски истины», он решил, что все настоящее является колёсиками большого механизма, душой которого является Бог. Бог был источником и греха, и благодати.

Ум Простодушного начал укрепляться, он по-тихоньку стал овладевать физикой, математикой, геометрией и все время высказывает здравый ум и сообразительность. Он записал все свои рассуждения, которые приводили старого философа в ужас.

Смотря на Простодушного, Гордон считал, что за столькие годы своего образования он только лишь укреплял предрассудки, а наивный парень, внемля только одному простому голосу природы, сумел подойти намного ближе к истине. Он осудил секту Гордона, которая страдала и была гонимой из-за дебатов о заблуждениях, поскольку все Бог важные истины уже преподнес людям.

Гордон понимал, что обрёк на несчастье себя для какой-то ерунды, и Простодушный не нашел мудрыми тех, кто подвергал себя гонениям из-за схоластических малосодержательных дискуссий. Благодаря тому, что юноша изливался, строгий философ учился видеть благородное в любви и ласковое чувство, которое способно возбудить добродетель и вознести душу.

На тот момент возлюбленная Простодушного решилась поехать на поиски любимого в Версаль. Ее выпустили из монастыря для того, чтобы отдать замуж, но она прямо в день свадьбы ускользнула.

Бедная красавица оказалась в резиденции короля, и теперь в полной потерянности старается добиться приёма у различных высоких лиц, и наконец-то ей удалось узнать о том, что Простодушного заключили в Бастилию. Чиновник, который открыл ей эту тайну, признался в том, что не наделен властью настолько, чтобы чем-то ей помочь.

Но его помощник г-н де Сент-Пуанж сможет ей оказать помощь. Сент-Ив поспешила к Сент-Пуанжу, и тот сразу же стал очарованным ее красотой. Он намекнул, что она ценой своей чести могла бы аннулировать приказ о задержании Простодушного. Знакомые тоже толкали её пожертвовать женской честью ради благородного долга.

Ценой позора она освободила своего возлюбленного, но теперь она мучилась осознанием своих грехов. Сент-Ив не могла пережить свое падение, и ее охватила смертельная лихорадка. Она умерла на руках Простодушного. На тот момент появился Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния он поклялся загладить несчастье, которое причинил.Смягчает все только время.

Простодушный стал теперь отличным офицером и чтил память прекрасной Сент-Ив до конца своей жизни.

Краткое содержание повести «Простодушный» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Простодушный». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/voltaire/prostodushny/

Краткое содержание “Простодушный” Вольтер

Июльским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогуливался с сестрой по берегу моря в своем маленьком приорате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчезнувших там навеки.

В этот момент в бухту причаливает судно и высаживает на берег молодого человека в одежде индейца, который представляется Простодушным, поскольку так называли его друзья-англичане за искренность и неизменную честность.

Он поражает почтенного приора учтивостью и здравомыслием, и его приглашают

на ужин в дом, где Простодушного представляют местному обществу. На следующий день, желая отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке портретики неизвестных ему людей, в которых приор с волнением узнает сгинувших в Канаде брата-капитана и его жену.

Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тетушку, юноша поселяется в их доме. Первым делом добрый приор и его соседи решают окрестить Простодушного.

Но сперва надобно было просветить его, так как нельзя обратить в новую религию взрослого человека без его ведома.

Простодушный читает Библию, и благодаря природной понятливости, а также тому, что его детство не было обременено пустяками и нелепостями, его мозги воспринимали все предметы в неискаженном виде.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Крестной матерью, согласно желанию Простодушного, была приглашена очаровательная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата. Однако таинство неожиданно оказалось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персонажей Библии. Неиспорченный условностями, он отказывался признать, что мода на крещение могла измениться.

С помощью прелестной Сент-Ив Простодушного все же удалось уговорить креститься в купели. В нежной беседе, последовавшей за крещением, Простодушный и м-ль де Сент-Ив признаются во взаимной любви, и юноша решает немедленно жениться.

Благонравной девице пришлось объяснить, что правила требуют разрешения на брак их родственников, и Простодушный счел это очередной нелепостью: почему счастье его жизни должно зависеть от его тетушки.

Но почтенный приор объявил племяннику, что по божеским и людским законам жениться на крестной матери – страшный грех.

Простодушный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине.

Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четыреста лье и говорящий на чужом языке, должен позволить ему жениться на любимой девушке.

Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попробовал осуществить, вломившись в ее комнату и ссылаясь при этом на ее обещание и свое естественное право.

Ему стали доказывать, что, не будь между людьми договорных отношений, естественное право обращалось бы в естественный разбой. Нужны нотариусы, священники, свидетели, договоры. Простодушный возражает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предосторожности.

Его успокаивают, сказав, что законы придумали как раз честные и просвещенные люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчиняться, чтобы подавать пример порочным. В это время родственники Сент-Ив решают спрятать ее в монастыре, чтобы выдать замуж за нелюбимого человека, от чего Простодушный приходит в отчаяние и ярость.

В мрачном унынии Простодушный бродит по берегу, когда вдруг видит отступающий в панике отряд французов. Оказалось, что английская эскадра вероломно высадилась и собирается напасть на городок. Он доблестно бросается на англичан, ранит адмирала и воодушевляет французских солдат на победу. Городок был спасен, а Простодушный прославлен.

В упоении битвой он решает взять штурмом монастырь и вызволить свою невесту. От этого его удерживают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там получить вознаграждение за спасение провинции от англичан. После такой чести никто не сможет помешать ему жениться на м-ль де Сент-Ив.

Путь Простодушного в Версаль лежит через маленький городок протестантов, которые только что лишились всех прав после отмены Нантского эдикта и насильно обращались в католичество. Жители со слезами покидают город, и Простодушный пробует понять причину их несчастий: почему великий король идет на поводу у папы и лишает себя в угоду Ватикану шестисот тысяч верных граждан.

Простодушный убежден, что виной всему козни иезуитов и недостойных советников, окруживших короля.

Читайте также:  Краткое содержание велтистов приключения электроника за 2 минуты пересказ сюжета

Как бы иначе он мог потакать папе, своему открытому врагу? Простодушный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не последовать ей. К его несчастью, за столом во время беседы присутствовал переодетый иезуит, состоявший сыщиком при духовнике короля, отце Лашез, главном гонителе бедных протестантов.

Сыщик настрочил письмо, и Простодушный прибыл в Версаль почти одновременно с этим письмом.

Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, рассказать ему о своих заслугах, получить разрешение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на положение гугенотов.

Но с трудом удается Простодушному добиться приема у одного придворного чиновника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейтенанта.

Юноша возмущен, что он еще должен платить за право рисковать жизнью и сражаться, и обещает пожаловаться на глупого чиновника королю.

Чиновник же решает, что Простодушный не в своем уме, и не придает значения его словам.

В этот день отец Лашез получает письма от своего сыщика и родственников м-ль Сент-Ив, где Простодушный назван опасным смутьяном, подговаривавшим жечь монастыри и красть девушек.

Ночью солдаты нападают на спящего юношу и, несмотря на его сопротивление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заключенному философу-янсенисту.

Добрейший отец Гордон, принесший впоследствии нашему герою столько света и утешения, был заключен без суда за отказ признавать папу неограниченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у молодого – большая охота к приобретению знаний.

Их беседы становятся все поучительнее и занимательнее, при этом наивность и здравый смысл Простодушного ставят в тупик старого философа.

Он читает исторические книги, и история представляется ему сплошной цепью преступлений и несчастий.

Прочитав “Поиски истины” Мальбранша, он решает, что все сущее – колесики огромного механизма, душа которого Бог. Бог был причиной как греха, так и благодати.

ум молодого человека укрепляется, он овладевает математикой, физикой, геометрией и на каждом шагу высказывает сообразительность и здравый ум.

Он записывает свои рассуждения, приводящие в ужас старого философа. Глядя на Простодушного, Гордону кажется, что за полвека своего образования он только укреплял предрассудки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обманчивых представлений, он провозглашает свободу человека главнейшим его правом.

Он осуждает секту Гордона, страдающую и гонимую из-за споров не об истине, но темных заблуждениях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям.

Гордон понимает, что обрек себя на несчастье ради каких-то бредней, и Простодушный не находит мудрыми тех, кто подвергает себя гонениям из-за пустых схоластических споров.

Благодаря излияниям влюбленного юноши, суровый философ научился видеть в любви благородное и нежное чувство, способное возвысить душу и породить добродетель. В это время прекрасная возлюбленная Простодушного решается ехать в Версаль на поиски любимого.

Ее выпускают из монастыря, чтобы выдать замуж, и она ускользает прямо в день свадьбы.

Оказавшись в королевской резиденции, бедная красавица в полной растерянности пытается добиться приема у разных высоких лиц, и наконец ей удается выяснить, что Простодушный заключен в Бастилию.

Открывший ей это чиновник говорит с жалостью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесильного министра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло.

Одобренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очарованный красотой девушки, намекает, что ценой своей чести она могла бы отменить приказ об аресте Простодушного.

Знакомые также толкают ее ради священного долга пожертвовать женской честью. Добродетель вынуждает ее пасть.

Ценой позора она освобождает своего возлюбленного, но измученная сознанием своего греха, нежная Сент-Ив не может пережить падение, и, охваченная смертельной лихорадкой, умирает на руках Простодушного.

В этот момент появляется сам Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния клянется загладить причиненное несчастье. Время смягчает все. Простодушный стал превосходным офицером и до конца жизни чтил память прекрасной Сент-Ив.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-prostodushnyj-volter/

«Простодушный» Вольтера. Анализ и пересказ

«Простодушный» Вольтера. Анализ и пересказ

Полемика с Руссо занимает важное место в творчестве Вольтера в шестидесятые и семидесятые годы. Она составляет главное содержание одной из лучших его повестей — «Простодушный» (1767).

Делая героем этой повести индейца-гурона, прибывшего из Америки во Францию, Вольтер использует излюбленный просветителями прием: современное общество он критикует устами чужеземца, «дикаря», удивленно взирающего на мир, воспринимающего его со стороны как бы увиденного впервые; его естественному здоровому смыслу все окружающее представляется извращенным, перевернутым, поставленным на голову. Этот прием был использован Монтескье в его «Персидских письмах». Сам Вольтер обращался к нему не однажды, но в «Простодушном» образ «дикаря» важен для самой философской проблемы повести, для полемики с учением Руссо о преимуществах «естественного состояния» перед цивилизацией.

Гурон начальных глав — фигура комическая, хотя уже и здесь ощутимо превосходство его простой и естественной натуры над обитателями городка Сен-Мало.

«Естественный человек» осмеивается с точки зрения норм цивилизации, цивилизация осмеивается с точки зрения «естественного человека» (критика Простодушным священного писания, религиозных обрядов и т. п.). В дальнейшем веселый и игривый тон исчезает, повествование приобретает драматический колорит.

Простодушный едет в Париж, сталкивается с большим миром, с обществом в целом. Он узнает о расправах над гугенотами и на своем собственном опыте постигает, что такое религиозный фанатизм, королевский произвол, французское судопроизводство.

Вместо того чтобы получить награду и благодарность короля (гурон отразил нападение англичан), он попадает в тюрьму. Объектом критики Вольтера становятся не столько смешные стороны поведения его героя, сколько пороки цивилизации, а сам гурон превращается в обличителя современного общества.

Образ Простодушного резко противопоставлен другим героям повести — монахам, судьям, солдатам, королевским чиновникам.

Все они яркие социальные типы, в то время как гурон — воплощение самой человеческой природы, не искаженной, не исковерканной уродливыми социальными отношениями.

Столкновения «естественного человека» с миром обнаруживают неестественный античеловеческий характер современного общества. Даже благородное и высокое здесь неминуемо извращается. Общество на всем ставит свое клеймо.

Возлюбленная гурона Сент Ив, чтобы спасти своего жениха, вынуждена пожертвовать своей честью, «добродетель заставляет ее пасть». Вольтер называет героиню «великодушная и заслуживающая уважение изменница». Это не психологический парадокс, а социальный, выражение противоестественности современной цивилизации, ее извращенности.

То, что «человеческое» и социальное как бы разведены у Вольтера, имеет и другой смысл: зло не в человеке, зло в неразумном устройстве общества.

Даже главный виновник всех несчастий героев Сен Пуанж в конце романа проявляет добрые чувства, способность к раскаянию. Вольтер о нем пишет: «Он не родился Злым», злым сделало его общество.

Важное значение имеет и история янсениста Гордона, всю жизнь считавшего, что зло лежит в самой человеческой природе, а в конце романа пришедшего к выводу: зло не в человеке, зло в обществе.

Символом извращенной цивилизации становится в «Простодушном» тюрьма. В «естественном состоянии» человек был свободен: гурон «привык говорить то, что он думает, и делать то, что он хочет». Цивилизация всем строем своей жизни противоречит эт°й естественной свободе человека.

Свободе всюду угрожает опасность: мужчин заточают в Бастилию, женщин заживо погребают в монастырях (тоже «подобие тюрьмы»). Гурон говорит янсенисту: «Я родился свободным, как воздух… И вот оба мы в оковах, не зная и не имея возможности спросить, за что».

Это звучит как прямая реминисценция из Руссо: «Общественной договор» начинается словами: «человек рожден свободным, а он всюду в оковах». Но и здесь Вольтер не становится на позиции Жан-Жака. Именно в тюрьме Простодушный приобщается к культуре и, по его собственным словам, «из животного превращается в человека».

Только теперь он становится положительным героем романа. «Он уже не тот, что прежде. Осанка, тон, образ мысли, самый ум — все стало у него иное. Насколько раньше он был несведущ в жизни и от всего отрешен, настолько теперь это человек, внушающий к себе почтение». Словом, «Простодушный перестал быть простодушным».

Вольтер убежден — цивилизация несет с собой не только зло, но и благо. История вольтеровского героя — не деградация личности, а рост ее.

Как ни страшны пороки цивилизации, но вернуться к утраченной простоте невозможно. В конце «Простодушного» ощутимы ноты резиньяции. Да, пути назад нет. Но есть путь вперед — путь борьбы.

На последних страницах сообщается, что гурон стал «воином и отважным философом». Слово «воин» рядом с «философом» приобретает особый смысл.

На языке XVIII века философ — это синоним просветителя, борца против старого порядка.

Выводы «Простодушного» не противоречат выводам «Кандида». «Надо возделывать наш сад» — призыв к активности всех и активности каждого. Частный человек — участник общего дела освобождения. Поэтому он перестал быть для Вольтера условным, комическим персонажем.

Герои повести утратили двухмерность, контурность, это больше не марионетки, нити от которых находятся в руках автора. Они движутся в соответствии с собственным характером и жизненными обстоятельствами. Вольтер писал, что «Простодушный» в сто раз правдоподобнее «Кандида». В этом романе исчезает ирония над частным человеком.

Здесь все серьезно. Судьба героев перестала забавлять — она стала трогать.

Тональность повести печальна. В ней царит атмосфера чувствительности и смутного трагизма.

Вольтер не выдает желаемое За действительное, отказывается от сюжетной схемы многих романов XVIII века, где добродетель обязательно торжествует, а порок наказывается и все кончается счастливым браком.

Оптимистическая идея повести не выражена в движении самого сюжета — она лишь витает над книгой как надежда на более совершенный общественный порядок, который ееть дело будущего.

«Философские повести» отразили сложные духовные искания Вольтера, его колебания и сомнения. Вольтер разрушает не только предрассудки старого мира, но и многие иллюзии просветителей.

Самый трезвый из них, он ясно видит те огромные трудности, которые встанут на пути осуществления великих идеалов Просвещения.

Но в ценности самих этих идеалов, в том, что человек достоин жизни большой и свободной, Вольтер не сомневался никогда.

Источник: http://www.winstein.org/publ/10-1-0-709

«Простодушный», краткое содержание повести Вольтера

Краткое содержание повести «Простодушный»

В 1689 году, вечером 15 июля, аббат де Керкабон, приор храма Горной богоматери, вместе с сестрой совершает прогулку по морскому побережью. Любимый своей паствой священник и никогда не бывшая замужем, 45-летняя м-ль де Керкабон, разговаривают о том, как в 1666 году из этих мест в Канаду уплыл их брат с женой. Как сообщили родственникам: семейная пара погибла от рук кровожадных ирокезов.

Разговор приора с сестрой прерывается появлением английского судна и прибывшего на нём учтивого двадцатидвухлетнего гурона.

На ужине, устроенном в его честь, выясняется, что юного путешественника зовут Простодушный и, как все гуроны, он живёт, говоря то, что думает и делая то, что хочет.

По висящему на шее индейца портрету приор узнаёт в нём своего племянника – сына погибшего в Канаде брата.

Общество Нижней Бретани решает окрестить Простодушного. Гурон в начале сопротивляется, но после прочтения Нового Завета – сдаётся. Одержимый искренней верой он решает произвести обряд обрезания, чем повергает всё общество в шок.

Затем он отказывается исповедоваться, но, убеждённый приором в необходимости чистосердечного раскаяния, признаётся в своих грехах францисканскому монаху, после чего заставляет служителя церкви исповедоваться в своих. Для обряда Крещения Простодушный забирается в реку, и только просьба м-ль де Сент-Ив заставляет его креститься в храме.

Девушка и её брат – аббат де Сент-Ив становятся крёстными родителями Простодушного, наречённого Гераклом.

После обряда Крещения молодой гурон признаётся в любви м-ль де Сент-Ив. Девушка предлагает обсудить брак с родственникам. Простодушный упрямится, говоря, что это только их дело.

Приор ставит племянника в известность, что брак между крестником и крёстной матерью запрещён церковью и людьми. Желая избежать раскрещения гурона, м-ль де Керкабон предлагает ему получить разрешение на брак у Папы Римского. Простодушный не желает ехать в далёкую Италию.

Он отправляется к м-ль де Сент-Ив и чуть не овладевает ей, памятуя о согласии девушки стать его женой.

М-ль де Сент-Ив заключают в монастырь. Простодушный помогает местному гарнизону отразить нападение англичан и отправляется в Версаль, на представление к королю, от которого надеется получить разрешение на брак. По дороге он знакомится с протестантами и узнаёт о преследовании их католиками. Гурон обещает новым знакомым вступиться за них перед королём.

Духовник Людовика XIV, отец де ла Шез, по доносу своего шпиона и бретонского судьи, желающего женить своего сына на м-ль де Сент-Ив, заключает Простодушного в Бастилию. В тюрьме гурон знакомится с янсенистским священником Гордоном, который обучает его геометрии, религии, математике, истории, философии, литературе.

Простодушный становится янсенистом, Гордон – мудрецом и хорошим человеком.

Приор с сестрой едут в Париж, но высшее церковное духовенство слишком занято, чтобы выслушать их просьбу о помощи. Не желающая выходить замуж за сына судьи, м-ль де Сент-Ив бежит со свадьбы в Версаль. Вслед за ней отправляется и остальное общество.

Помощник министра Сен-Пуанж делает девушке непристойное предложение. Иезуит Тут-и-там склоняет её на путь греха. Приятельница, у которой живёт м-ль де Сент-Ив, насильно отводит её на ужин к Сен-Пуанжу.

После ночи, проведённой с помощником министра, девушка получает на руки приказ об освобождении Простодушного и его лучшего друга – Гордона.

Общество Нижней Бретани радуется благополучному исходу дела. Аббат де Сент-Ив соглашается на брак своей сестры с Простодушным.

Страдающая от своего падения девушка, тем временем, заболевает, признаётся во всём и умирает. Г-н Сен-Пуанж, воспылавший любовью к погубленной им красавице, чистосердечно раскаивается в своём преступлении.

Простодушный становится офицером и всю жизнь чтит память погибшей возлюбленной.

  • Также прочитайте:
  • По произведению: «Простодушный»
  • По писателю: Вольтер

Источник: https://goldlit.ru/voltaire/116-prostak-pereskaz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector