Краткое содержание житие стефана пермского епифания премудрого за 2 минуты пересказ сюжета

…Жрец сказал Стефану, что у христиан один Бог, а у них есть помощники и на суше и на воде. На что Стефан ответил, что Истинный Бог один, а бессилие богов-идолов видно по опыту.

Жрец решил пройти через огонь и воду, чтобы доказать свою веру. То же самое он потребовал и от Стефана. Тот помолился, взял жреца за руку, чтобы идти в огонь, но жрец сразу испугался и стал молить Стефана избавить его от этого.

Стефан Пермский — первый епископ в Перми. Именно он проповедовал христианство в землях коми, а также создал алфавит. Особо почитается среди святителей Древней Руси. Память его совершается — 26 апреля.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаСтефан Пермский — первый епископ в Перми, который проповедовал христианство в землях коми, а также создал алфавит

Родился великопермский святитель Стефан — около 1340 года в Устюге Великом

Житие Стефана Пермского было составлено после смерти святителя в 1472 году. Родился великопермский святитель Стефан около 1340 года в Устюге Великом. Под влиянием своей матери, он уже с юных лет стал проявлять усердие к служению в храме Божием. В один год он научился читать священные книги.

Очень часто Стефан помогал своему отцу в церкви при богослужении.

Еще в молодости будущий епископ пермский принял иночество в монастыре Святителя Григория Богослова в городе Ростове. Этот монастырь славился своим книжным собранием.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаЦерковь и монастырь Святого Григория Богослова Ростовского Кремля. Именно здесь будущий епископ пермский Стефан принял иночество

В молодости он очень хотел читать подлинники книг святых отцов, а также для этого даже стал изучать греческий язык. Когда он помогал отцу в храме, он очень часто беседовал с зырянами. И когда он овладел этой церковной культурой, святой Стефан захотел обратить ко Христу всех зырян.

Именно для того, чтобы просветить зырян, он составил азбуку их языка, после чего еще и перевел несколько церковных книг. За его подвиги, епископ Арсений посвятил его в сан иеродиакона.

Однажды Стефан отправился к епископу Герасиму — для благословения на служение к язычникам

После святитель пермской земли отправился в Москву к Коломенскому епископу Герасиму, который тогда управлял делами митрополии. Когда Стефан прибыл к месту, то попросил благословить его на служение в языческой стране — Перми. Он изъявил желание приводить к вере Христовой всех неверных людей.

Стефан сказал епископу Герасиму:

«…Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову…».

Епископ же с радостью благословил его на служение, посвятив в сан иеромонаха. Взяв с собой миро и богослужебные книги, а также получив от князя Дмитрия Иоанновича охранные грамоты, Стефан отправился в путь.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаСтефан Пермский срубает прокудливую березу

Из Великого Устюга он спустился к Северной Долине, где начиналось поселение зырян. Очень много трудов, борьбы и скорбей ему пришлось вытерпеть на этой земле, среди язычества, которое поклонялось различным богам. Особенно зыряне поклонялись «прокудливой березе». Эта береза росла на высоком возвышенном месте.

Стефан Пермский поставил себе келью  недалеко от места поклонения язычников

Зыряне часто собирались у березы и приносили ей жертву. Архимандрит Стефан поставил себе келью недалеко от березы и использовал собрания суеверных язычников у этого дерева, для того чтобы научить их святой истине. После этого Стефан срубил и сжег их так сильно почитаемое дерево, для того чтобы искоренить в них эти суеверия.

За этот поступок зыряне хотели убить его. Но святой обратился к ним с проповедью:

«…Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество.

Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога.

Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне…».

На месте этой березы Святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила.

Тогда и было положено начало христианизации в этих землях. Зыряне приняли крещение и стали истреблять и рубить то, чему когда-то поклонялись. Они рубили все и приносили это Стефану. Стефан же велел все предавать огню.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаНа месте удаления березы, где поклонялись язычники, Святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила

Переломный момент в жизни всех зырян произошел тогда, когда Стефан посрамил главного жреца

Окончательный переломный момент в жизни всех зырян произошел тогда, когда Стефан посрамил их самого главного жреца, который восстав против распространения другой веры. Жрец сказал Стефану, что у христиан один Бог, а у них есть помощники и на суше и на воде.

На что Стефан ответил ему, что Истинный Бог один, и всемогущество одно, а бессилие богов-идолов видно по опыту. После долгого разговора, идол решить пройти через огонь и воду, чтобы доказать свою веру. То же самое, он потребовал и от Стефана. «…Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой».

Тогда же он помолился, взял жреца за руку, чтобы идти в огонь, но жрец сразу испугался и стал молить Стефана избавить его от этого. «…Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и, однако, не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?».

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаОкончательный переломный момент в жизни всех зырян произошел тогда, когда Стефан посрамил их самого главного жреца, который восстав против распространения другой веры

Народ решил предать обманщика смерти. Но святой Стефан сказал, что Господь послал его не для того, чтобы он предавал смерти, а чтобы учить. Жрец был выгнан с Пермской земли. В честь победы над жрецом, Стефан построил храм в честь святителя Николая.

Многое из священного писания было переведено на зырянский язык Стефаном Пермским. С языка коми многие читали святые книги. Во время неурожая, святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял людей от насилия.

В 1390 году  произошла встреча стефана пермского и сергия радонежского

Однажды в 1390 году во время путешествия в Москву, произошла встреча Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Стефан очень сильно любил преподобного Сергия и очень хотел повидаться с ним.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаВстреча Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Роспись церкви Сергия Радонежского

Также кроме строительства церквей, Стефан основал несколько монастырей. В 1395 году святитель отправился в Москву по делам паствы и там скончался. Тело его было положено в монастыре в Московском кремле.

Прославление святителя Стефана произошло в начале 15 века

Прославление святителя произошло в начале 15 века. Служба Стефану Пермскому была составлена иеромонахом Пахомием Серб.

Руку приложил и Епифаний Премудрый — ученик преподобного Сергия Радонежского.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаЕпифаний Премудрый — ученик преподобного Сергия Радонежского. Он способствовал созданию службы Стефану Пермскому

Краткое содержание жития Стефана Пермского написано для детей

Житие Стефана Пермского написано и для детей. Оно представлено более кратко и понятно.

Стефану Пермскому написан тропарь и кондак

Стефану написан тропарь и кондак, который поются во время богослужения в храме.

Тропарь святителю Стефану Пермскому, глас 4-й:

Божественным желанием, от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси, и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв евангельски духовне породил еси. Тем же преславную твою память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет души наша.

Кондак святителю Стефану Пермскому, глас 6-й:

Самозванен не ищущым тебе святителю обрелся еси, люди от идольския лести свободив, ко христове вере привел еси, и волхва пансотника посрамил еси: темже и первый епископ и учитель Перми был еси. Сего ради духовная твоя чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся Стефане, учителю премудрый.

Святителю Стефану Пермскому написаны молитвы для вразумления язычников

Святителю Стефану Пермскому написаны молитвы для вразумления язычников и иноверцев.

Молитва первая святителю Стефану Пермскому для вразумления язычников, иноверцев и сектантов:

О Богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю Крещением святым великопермских во идолопоклонстве живущих людей,

  • ко истинному Евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в небесный Сион наставниче и руководителю,
  • образ благонравия всем благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый!
  • К тебе во умилении души и сокрушении сердца моего, аз окаянный и грешный (имярек) благонадежно притекаю и пред чудотворным твоим гробом, в немже святыя мощи твоя почивают, вопию, прося смиренно помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства,
  • да твоими богоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением;
  • и, яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти,

и да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва вторая святителю Стефану Пермскому:

О равноапостольный святителю Христов Стефане!

  1. К тебе мы, окаяннии, благонадежно притекаем и пред святым твоим образом вопием, просяще помощи твоея и к Богу ходатайства, да твоими молитвами испросиши нам, рабам Божиим (имена), от Него милость:
  2. оставление многих наших согрешений, душам и телесем здравие со спасением; да благоволит же Господь твоими молитвами безбедно в мире сем ходити нам до скончания жития нашего, во время же разлучения нашего от жизни сея дух наш ангелы Своими в покаянии и мире милостивно да приимет,
  3. яко да от мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе прошедше невозбранно, к Нему непостыдно предстанем и поклонимся, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобимся, со всеми святыми, во веки веков.

Источник: https://hranitel.club/2088-stefan-permskij

Житие Епифания Премудрого — освещаем тщательно

О жизни Сергия Радонежского, которого почитают православные христиане с XIV века, мы знаем из работ его ученика, выдающегося историка-писателя средневековья. О житие Епифания Премудрого и расскажет наша статья.

Краткая биография великого писателя Средневековья в Руси

Из описания жизни преподобного Стефана известно, что премудрый Епифан черпал свои знания в монастырской библиотеке, пребывая в Ростовском монастыре святого Григория Богослова.

 Вместе со Стефаном Пермским изучал греческий язык, основы христианского учения, после отъезда собрата к зырянам автор исторических посланий покидает Ростов.

Есть предположения, что монах совершил паломнические поездки на гору Афон, Константинополь, в Иерусалим.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжета

Преподобный Епифаний Премудрый

В 1375 году Епифан Премудрый переехал в монастырь Святой Троицы в Подмосковье, где и принял постриг. Из жизнеописания Сергия Радонежского известно, что он до конца XIV века служил, как келейник около святого.

Статьи о других святых:

Книгописная деятельность была основным занятием Премудрого, который после ухода в Небеса учителя и наставника Сергия Радонежского оставил монастырские стены в Троице и уехал в Москву. Служа около митрополита Киприана, он приобрел друга в лице Феофана Грека.

  • Хан Едигей напал на Москву в 1408 году, что заставило духовного писателя перебраться в Тверский Спасо-Афанасиевский монастырь к архимандриту Корнилию, в схиме Кирилл.
  • Между 1410-1415 года он возвращается в Троицу, как духовный наставник братства Лавры.
  • После возвращения из Твери преподобный Епифаний приступает к написанию исторического описания «Житие Сергия Радонежского» в 1418 году, по данным самого агиографа, со времени смерти преподобного Сергия до начала составления летописи его дней прошло 26 лет.

После этого мастер пера было написано несколько исторических писем, в которых описал жизни святых Стефана, Сергия и Кирилла. Историки предполагают, что составитель записок с описанием жизни святых того времени почил в 1422 году, похоронен, как иеромонах.

Важно! 5 июня православная Церковь отмечает день памяти иеромонаха, христианского писателя, духовного просветителя Епифания Премудрого в составе Собора Ростово-Ярославских святых.

Это интересно: Житие девяти мучеников Кизических

Сочинения

Ему принадлежит «Житие преподобного Сергия», материалы к которому он начал собирать уже через год после смерти преподобного, а кончил написание около 1417—1418 годов, через 26 лет по смерти Сергия.

Читайте также:  Краткое содержание алексин а тем временем где-то... за 2 минуты пересказ сюжета

Оно использовано, часто буквально, в «Житии Сергия» архимандрита Никона. В списках XV века это житие встречается очень редко, а большей частью — в переделке Пахомия Серба.

Также написал «Слово похвально преподобному отцу нашему Сергею» (сохранилось в рукописи XV и XVI веков).

Вскоре после смерти Стефана Пермского в 1396 году Епифаний закончил «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа». Известно порядка пятидесяти списков XV—XVII веков.

Епифанию приписываются также «Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим», введение к Тверской летописи и письмо тверскому игумену Кириллу.

Видео «О жизни преподобного Епифания Премудрого»

Из этого видео вы узнаете подробности жизни Епифания Премудрого.

Исторические послания преподобного

Кроме жития Сергия Радонежского перу книгописца принадлежит еще ряд исторических записок, кратко рассказывающих о некоторых событиях из жизни других святых:

  • Кирилла;
  • Пермского епископа Стефана;
  • Сказание о пути на Святую Землю.

Послание Епифана другу Кириллу

Автор делится со своим другом мыслями насчет росписей Грека. Он называет их оригинальными и не поддающимися сравнению. Тут же книгописец с иронией отмечает, что развелось много иконописцев, копирующих уже имеющиеся фрески, однако не создающие ничего нового.

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

Богословы предполагают, что эта записка была написана в 1412 сразу после реконструкции Святотроицкого храма. Здесь же упоминается кусочек биографии автора, когда он совершал паломничество по разным странам.

Словом книгописец восхваляет своего учителя. Он делает особое ударение на чудесах, которые творил его наставник. Будучи истинным праведником, преподобный удостоился Божьей благодати помогать людям и после своей смерти. Перу Премудрого также принадлежит тропарь по имени святого.

Житие преподобного Сергия Радонежского

В этой работе Епифаний противопоставляет «санолюбцев» истинному последователю Божьему, Сергию. Автор делает акцент на том, что святой никогда не использовал посулы, чтобы получить высокий сан, а служил только Богу и людям.

Когда книгописец умер, житие было доработано Пархомием Сербом. Он добавил описание чудес, свершаемых Радонежским после своей кончины. Эти тексты стали доступны миру после канонизации преподобного в 1449 году.

Кроме Пархомия Серба, работу также дорабатывал Мартиниан Белозерский – инок Святотроицкой Лавры и ученик Кирилла.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжета

«Послание Епифана другу Кириллу»

Из письма преподобному архимандриту Корнилию стало известно, что миниатюры, о которых идет речь в письме, написаны Феофаном Греком. Рисунки, на которых изображен константинопольский собор Святой Софии, Кирилл увидел у Епифана после его бегства из Москвы в Тверь. Сам агиограф подчеркнул, что это копии миниатюр, принадлежащих кисти Грека.

Интересные статьи о православии:

В этом же письме сообщается, что Феофаном Греком были расписаны каменные церкви и светские постройки Константинополя, Халдиконы, Галаты, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Москвы. Великим художником в свое время расписана каменная стена в постройке князя Владимира, его роспись хранилась на княжеском тереме Василия, сына Дмитрия.

В Слове другу духовный писатель делится своими размышлениями и наблюдениями об оригинальности исполнения покрывающих здания фресок, которым не было в то время подобных. Здесь же агиограф иронически отзывается об иконописцах, которые копируют уже написанное, не создавая оригинальных шедевров.

Интересно! Соловецкий монастырь является обладателем единственного списка «Послания Епифания другу Кириллу». Каким образом тот оказался в библиотеке обители, неизвестно.

Проблема датировки смерти

Б. М. Клосс относит смерть Епифания Премудрого к концу 1418—1419 гг. Основанием для этого послужил список погребенных в Троице-Сергиевой лавре, составители которого отметили, что Епифаний умер «около 1420 г.». Историк соотнес это указание со свидетельством древнейшего пергаменного Троицкого синодика 1575 г.

В его начальной части записаны три Епифания, один из которых — несомненно Епифаний Премудрый. Затем в этом источнике отмечено имя княгини Анастасии, супруги князя Константина Дмитриевича, о которой из летописи известно, что она скончалась в октябре 6927 г.. При мартовском летоисчислении это дает октябрь 1419 г., при сентябрьском стиле — октябрь 1418 г.

Поскольку Епифаний Премудрый скончался ранее княгини Анастасии, его смерть следует отнести ко времени до октября 1418 г. или до октября 1419 г.. Но первая из этих двух дат отпадает по той причине, что Епифаний приступил к написанию «Жития» Сергия только в октябре 1418 г.

(в предисловии к нему агиограф сообщает, что после смерти Сергия прошло уже 26 лет, то есть подразумевается дата 25 сентября 1418 г.). Таким образом выясняется, что Епифаний Премудрый скончался в промежуток между октябрем 1418 г. и октябрем 1419 г.

Мы имеем возможность уточнить дату смерти Епифания, благодаря тому, что его имя упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших», но официально не канонизированных Церковью. В частности, по данным архиепископа Сергия (Спас-ского), оно встречается в составленной в конце XVII — начале XVIII в.

книге «Описание о российских святых», неизвестный автор которой расположил памяти русских святых не по месяцам, а по городам и областям Российского царства. Другая рукопись, содержащая имена русских святых, была составлена во второй половине XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре и поэтому богата памятями учеников Сергия Радонежского.

Изложение в ней идет не по городам, как в первой, а по дням года. Оба этих памятника называют днем памяти Епифания 12 мая. Архиепископ Сергий в своей работе также пользовался выписками из рукописных святцев конца XVII в., присланных ему жителем Ростова Н. А. Кайдаловым. Их оригинал сгорел в пожар  г. в Ростове, но выписки, сделанные из них, полны.

В них внесено немало неканонизированных русских святых, в том числе и Епифаний Премудрый. Днем памяти, а следовательно и кончины, Епифания в них названо 14 июня.

Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св.

Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения.

На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г.

Правда в последнее время появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В. А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащему перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке мощей преподобного, которую целуют верующие.

На взгляд исследователя, эта фраза могла появиться только после  г., когда во время «обретения мощей» Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку. Отсюда Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 июля 1422 г.

, а во-вторых, оно появилось не ранее «Жития» Сергия, как полагают в литературе, а позже его.

Однако, как выяснил тот же В. А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», встречаются примеры его употребления в значении «гроб».

Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного.

Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и уже после смерти Сергия приходили на его могилу, припадая к его надгробию, чтобы отдать ему последние почести.

Но окончательно в ошибочности рассуждений В. А.

 Кучкина убеждает то, что в средневековье существовал широко распространенный обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святого или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом.

При этом зачастую они ставились над гробом святого еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго».

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

В этой работе агиограф воздает хвалу своему учителю и наставнику, подчеркивая, что преподобный обладал даром чудотворения, исцеления. По благодати Божьей в награду за праведную жизнь Сергий Радонежский удостоился служить верующим, даруя им спасение и исцеление через молитвы у раки с нетленными мощами.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжета

Епифаний за работой

Это Слово предположительно было написано в 1412 году в честь освящения храма Святой Троицы после восстановления. Из письма видно, что его автор много путешествовал, посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

Роль и значение Епифания Премудрого в православном мире

Книгописец подарил миру бесценный подарок – житие Сергия Радонежского. Людям, отдаленным от православия, очень сложно читать эту работу.

Она состоит из 40 глав, подробно описывающих жизнь преподобного, ссылаясь при этом на Евангелие. Епифаний начал работать над биографией еще при жизни святого, записывая текст с его слов.

Так, сегодня у нас появилась возможность ближе познакомиться со значимой исторической фигурой XV века.

Также труд Премудрого включен в школьную программу 2-4 классов. Работа существенно сокращена и написана современным языком, понятным простому обывателю.

Роль Епифания Премудрого, великого историка-писателя, в православии сложно преувеличить. Благодаря книгописцу миру стали известны многие святые личности, их деяния и житие. Русская Православная Церковь поминает преподобного 5 июня.

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

О данном исследовании сообщил афонский монах Пархомий Серб, он взял на себя смелость доработать текст жизни преподобного Сергия, который ныне хранится в виде списка. Если при написании «Жития Стефана Пермского» автор использовал множество отступлений, то в жизнеописании Сергия Радонежского они отсутствуют.

В послании Епифан критикует «санолюбцев», они для получения высокого положения в церковной иерархии используют посулы, в противовес им автор описывает жизнь святого, который посвятил себя служению Богу и людям.

Пархомий Серб доработал послание Епифана, внеся в него чудеса, совершенные после смерти святого Троицкой Лавры, придав житию преподобного парадную форму, удалив нежелательные намеки на антимосковские настроения. Тексты, описывающие посмертные чудеса Троицкого святого, увидели свет в 1449 году, когда преподобный был канонизирован.

Много поправок в описание жизни святого Троицкой Лавры внес Мартиниан Белозерский, который был учеником Кирилла Белозерского, лично знавшего святого Сергия. Есть предположения, что афонский монах Пахомий Серб встречался с Мартинианом Белозерским в середине XV века, во время посещения Кирилло-Белозерского монастыря.

Благодаря посланиям монаха-писателя, агиографа Епифания Премудрого, современные христиане узнают о жизни святых.

Преподобный Епифаний

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://svjatyni.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html

Житие Епифания Премудрого

Епифаний Премудрый — выдающийся историк-писатель, современник Сергия Радонежского и Стефана Пермского, оставил для потомства бесценные сведения о распространении христианства в средние века на Руси и житиях святых.

https://www.youtube.com/watch?v=c5eEuxDCdgY

Житие Епифания Премудрого — посвящение служению Бога, распространению Евангелия и христианского учения на Руси через описание исторических событий и жизни святых того времени. Все сведения о житии премудрого Епифания историки находят в его же записях.

Краткая биография великого писателя Средневековья в Руси

Из описания жизни преподобного Стефана известно, что премудрый Епифан черпал свои знания в монастырской библиотеке, пребывая в Ростовском монастыре святого Григория Богослова.

 Вместе со Стефаном Пермским изучал греческий язык, основы христианского учения, после отъезда собрата к зырянам автор исторических посланий покидает Ростов.

Есть предположения, что монах совершил паломнические поездки на гору Афон, Константинополь, в Иерусалим.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаПреподобный Епифаний Премудрый

В 1375 году Епифан Премудрый переехал в монастырь Святой Троицы в Подмосковье, где и принял постриг. Из жизнеописания Сергия Радонежского известно, что он до конца XIV века служил, как келейник около святого.

Статьи о других святых:

  • Житие Порфирия Кавсокаливита
  • Житие Феодора Студита
  • Житие Игнатия Богоносца

Книгописная деятельность была основным занятием Премудрого, который после ухода в Небеса учителя и наставника Сергия Радонежского оставил монастырские стены в Троице и уехал в Москву. Служа около митрополита Киприана, он приобрел друга в лице Феофана Грека.

  • Хан Едигей напал на Москву в 1408 году, что заставило духовного писателя перебраться в Тверский Спасо-Афанасиевский монастырь к архимандриту Корнилию, в схиме Кирилл.
  • Между 1410-1415 года он возвращается в Троицу, как духовный наставник братства Лавры.
  • После возвращения из Твери преподобный Епифаний приступает к написанию исторического описания «Житие Сергия Радонежского» в 1418 году, по данным самого агиографа, со времени смерти преподобного Сергия до начала составления летописи его дней прошло 26 лет.

После этого мастер пера было написано несколько исторических писем, в которых описал жизни святых Стефана, Сергия и Кирилла. Историки предполагают, что составитель записок с описанием жизни святых того времени почил в 1422 году, похоронен, как иеромонах.

Важно! 5 июня православная Церковь отмечает день памяти иеромонаха, христианского писателя, духовного просветителя Епифания Премудрого в составе Собора Ростово-Ярославских святых.

Исторические послания преподобного

Не все теологи согласны с авторством Епифания в отношении таких посланий, как учение о стригольниках, житие царя Дмитрия, но все однозначно уверены, что перу знаменитого монаха принадлежат:

  • Послание другу Кириллу;
  • Житие святителя Стефана, епископа Пермского;
  • Житие святого Сергия Радонежского;
  • Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаТруды преподобного Епифания

Свое первое послание агиограф посвятил другу и наставнику Стефану Пермскому. Житие Святителя Стефана дает представление не только о преподобном Стефане, атмосфере и нравах того времени, но и о самом авторе послания.

«Послание Епифана другу Кириллу»

Из письма преподобному архимандриту Корнилию стало известно, что миниатюры, о которых идет речь в письме, написаны Феофаном Греком. Рисунки, на которых изображен константинопольский собор Святой Софии, Кирилл увидел у Епифана после его бегства из Москвы в Тверь. Сам агиограф подчеркнул, что это копии миниатюр, принадлежащих кисти Грека.

Читайте также:  Краткое содержание азимов конец вечности за 2 минуты пересказ сюжета

Интересные статьи о православии:

В этом же письме сообщается, что Феофаном Греком были расписаны каменные церкви и светские постройки Константинополя, Халдиконы, Галаты, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Москвы. Великим художником в свое время расписана каменная стена в постройке князя Владимира, его роспись хранилась на княжеском тереме Василия, сына Дмитрия.

В Слове другу духовный писатель делится своими размышлениями и наблюдениями об оригинальности исполнения покрывающих здания фресок, которым не было в то время подобных. Здесь же агиограф иронически отзывается об иконописцах, которые копируют уже написанное, не создавая оригинальных шедевров.

Интересно! Соловецкий монастырь является обладателем единственного списка «Послания Епифания другу Кириллу». Каким образом тот оказался в библиотеке обители, неизвестно.

Слово похвальное преподобному Сергию Радонежскому

В этой работе агиограф воздает хвалу своему учителю и наставнику, подчеркивая, что преподобный обладал даром чудотворения, исцеления. По благодати Божьей в награду за праведную жизнь Сергий Радонежский удостоился служить верующим, даруя им спасение и исцеление через молитвы у раки с нетленными мощами.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаЕпифаний за работой

Это Слово предположительно было написано в 1412 году в честь освящения храма Святой Троицы после восстановления. Из письма видно, что его автор много путешествовал, посетил Константинополь, Афон и Иерусалим.

Епифаний Премудрый составил тропарь преподобному Сергию Радонежскому.

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

О данном исследовании сообщил афонский монах Пархомий Серб, он взял на себя смелость доработать текст жизни преподобного Сергия, который ныне хранится в виде списка. Если при написании «Жития Стефана Пермского» автор использовал множество отступлений, то в жизнеописании Сергия Радонежского они отсутствуют.

В послании Епифан критикует «санолюбцев», они для получения высокого положения в церковной иерархии используют посулы, в противовес им автор описывает жизнь святого, который посвятил себя служению Богу и людям.

Пархомий Серб доработал послание Епифана, внеся в него чудеса, совершенные после смерти святого Троицкой Лавры, придав житию преподобного парадную форму, удалив нежелательные намеки на антимосковские настроения. Тексты, описывающие посмертные чудеса Троицкого святого, увидели свет в 1449 году, когда преподобный был канонизирован.

Много поправок в описание жизни святого Троицкой Лавры внес Мартиниан Белозерский, который был учеником Кирилла Белозерского, лично знавшего святого Сергия. Есть предположения, что афонский монах Пахомий Серб встречался с Мартинианом Белозерским в середине XV века, во время посещения Кирилло-Белозерского монастыря.

Благодаря посланиям монаха-писателя, агиографа Епифания Премудрого, современные христиане узнают о жизни святых.

Преподобный Епифаний

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-epifaniya-premudrogo.html

Житие Стефана Пермского: краткая биография и анализ миссии святителя в православии + молитва и почитание святого

Чтобы подробнее узнать об этом святом, кратко ознакомимся с его житием и сделаем небольшой анализ деятельности преподобного.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаСвятой Стефан Пермский

Родился будущий святой в Великом Устюге Вологодской области на 1345 год после рождения Христа. На севере страны тогда было мало русских поселений, а у реки Камы и вовсе о них почти ничего не знали. Здесь начиналась Великая Пермь.

Мальчик был родом из семьи церковного певчего. Отец самостоятельно занимался обучением сына и радовался, когда видел, что тому нравится познавать грамоту. Маленький Стефан много читал, уделяя особое внимание Священному Писанию. Так сформировалась его цель стать монахом и служить Господу.

Повзрослев, юноша пошел на служение в Ростовский монастырь Св. Григория Богослова, где со временем принял постриг. Настоятель Парфений, проникшись к юному иноку, принялся обучать его греческому и пермяцкому языку.

Осознав, что только он может понести Слово Божье местным язычникам, Стефан усердно изучал монастырскую библиотеку, перечитывая православные труды и работы греческих философов. Житие инока говорит, что он зачитывался Платоном, Софоклом, Аристотилем, Эсхилом.

Видео «Житие Стефана Пермского»

Из этого видео вы узнаете о житие святителя Стефана Пермского.

Миссия святителя в православии

В биографии святого указывается, что он был близким другом Сергия Радонежского. Именно с ним он делился своими мыслями и сокровенными мечтами. Одной из них было несение учения Христова народу коми.

Чтобы донести до язычников Слово Божье, святитель отрывок за отрывком перевел Евангелие на зырянский язык. Однако ему необходимо было благословение, которое поначалу не хотел давать ни один иерарх. Все они аргументировали свой отказ близким концом света, который предсказывали на 1492 год. Единственным, кто согласился благословить миссию Стефана, был епископ Коломенский.

Общаясь с уже обращенными местными жителями, святитель заметил, что на их беседы приходят другие язычники. Многие из них заинтересованно слушали, размышляли, а позже также принимали христианскую веру. Однако были и противники его учения. На Стефана несколько раз совершали нападения, а однажды даже пытались предать огню.

Бесстрашный монах, уверенный в Божьем заступничестве, продолжал уничтожать капища и разрушать символы идолопоклонничества. Как бы ни были разгневаны язычники, по традиции они не имели права нападать первыми, а потому вскоре вынуждены были отступить. Со временем Стефан построил в Усть-Выме церковь Благовещения.

Житие святителя приводит много примеров того, как вера преподобного сметала все преграды на его пути. Так, однажды к нему пришел местный волхв Пама, чтобы переубедить, что много богов лучше, чем один. Видя беспристрастность на лице собеседника, он потребовал пройти испытание водой и пламенем. Однако после согласия святого, испугавшись проверки верой, ушел со своей земли.

Скончался Стефан Пермский 26 апреля 1396 года в Москве, куда годом ранее вернулся по церковным делам. Погребен святой там же, за стенами Кремлевского монастыря.

Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого за 2 минуты пересказ сюжетаАвтором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый

Почитание и наследие святого

Святитель сыграл огромную роль в становлении православного христианства на пермской земле. Он даровал народу коми азбуку, которой те пользовались еще два века, чтобы делать надписи и пометки.

Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый. Позже, в XV веке, иеромонах Пахомий Серб написал акафист во имя святого. Далее биография преподобного постоянно пополнялась новыми фактами из его жизни.

Почитают святителя несколько раз:

  • 9 мая;
  • 5 июня;
  • 7 и 19 июля;
  • 1 сентября;
  • 16 февраля.

Молитвы Стефану Пермскому

Молитву преподобному можно читать на церковнославянском или русском языке. Для удобства мы приведем современный перевод.

Стефан Пермский пользуется непререкаемым авторитетом в русском православии. Почтить его память приходит множество верующих, вознося молитву ему во славу и прося его поддержки.

О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/stefana-permskogo-2393/

Святитель Стефан епископ Великопермский

празднование святому совершается 26 апреля/9 мая

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский.

Поклонившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими». В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в «научение книжное», он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания.

Через год он стал чтецом в соборной церкви.

Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян или западных пермяков.

«Пермская страна», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в верховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Великого, а по мере усиления Московского княжества — от Москвы.

Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособленно, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу.

Родители со слезами радости отпустили сына. По благословению Ростовского епископа Парфения, в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.

С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании.

Преподобный Епифаний Премудрый, будущий жизнеописатель святого Стефана, а в то время его собрат по монастырю, повествует о постоянных совместных беседах, посвященных толкованию Священного Писания и изъяснению творений святых отцов.

В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились).

Первым приходил святой Стефан к богослужению в храм и позже всех покидал его, подолгу молился, все более и более восходил в подвигах иноческого жития, преуспевая в добродетелях, смирении и любви.

Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю.

С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением.

К тому времени святителя Алексия, Митрополита Московского, особенно заботившегося о распространении Христовой веры среди народов отдаленных окраин Руси, уже не было в живых. Управителем митрополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй).

Поняв важность задуманного молодым иеродиаконом просветительского дела, он испросил у великого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Стефаном Преосвященный Герасим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение.

Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями. Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю.

Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба»—каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований.

Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Творец всего сущего, воплотившийся на земле, Имя Которому — Христос.

Читайте также:  Краткое содержание чуковский крокодил за 2 минуты пересказ сюжета

Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, с которыми выносил святой Стефан все испытания, тронула наконец их сердца.

Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса, кроме нескольких наиболее упорных язычников, приняли Святое Крещение.

Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. В каждом из селений, где останавливался и проповедовал святой Стефан, он приводил язычников к вере Христовой.

За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, где находилась главная кумирница с особо почитавшимися идолами и где преимущественно жили жрецы, святой Стефан подвергся наибольшей опасности.

Испуганные успехами его проповеди, в которой усматривали угрозу своему могуществу, жрецы возбудили в народе вражду к святому. Как только святой Стефан появился в селении, навстречу ему бросилась разъяренная толпа.

Но кроткое лицо и дружелюбная речь на их родном языке обезоружили нападавших, и они невольно стали слушать, что говорил им пришелец. Святой Стефан знал, что, поклоняясь идолам, зыряне верили в существование некоего могущественного духа, который все сотворил, но которому они недостойны поклоняться.

Это неясное верование использовал святой Стефан, чтобы как можно доходчивее объяснить зырянам основы Христовой веры. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая «Золотая баба».

Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: «Обычай лих имать не творить начало бою».

Так, сопровождаемый трудностями и опасностями, продвигался святой Стефан в глубь Пермской земли, убеждая словом, сокрушая идолов и кумирни, все новых и новых язычников обращая в христианство. Решающим моментом его миссионерской деятельности явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом.

Пытаясь поколебать у своих подопечных уважение к святому Стефану, Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил.

После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно становились купелью для множества крещаемых.

Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Первой построенной им церковью стал храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в устье реки Выми. Затем в селе Усть-Выми были построены еще два храма во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Архангела Михаила.

Храмы обыкновенно возводились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Придавая большое значение благолепию храмов, святой Стефан украшал их иконами, часть которых была написана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке.

Святой Стефан учил крещеных созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались будущие пастыри — зыряне.

Таким образом, вместе со светом Христова учения местные жители приобщались к культуре и просвещению. Жители Великого Устюга, узнав об успехах апостольской проповеди их земляка, вкладывали пожертвования на строительство храмов, а некоторые священнослужители становились помощниками пермского просветителя.

По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.

Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской (+1389) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополитом Пименом была совершена епископская хиротония святого Стефана.

Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им были построены еще три монастыря и несколько странноприимных домов.

Своей епископской властью святитель Стефан защищал местное население от частых нашествий новгородских «ушкуйников». В 1386 году он предпринял поездку в Новгород, где содействовал прекращению нападений на зырян.

Спустя четыре года святитель Стефан вновь отправился в Москву, где получил у великого князя Василия Димитриевича льготы для Пермской земли, пострадавшей от неурожая.

Святителя Стефана связывала духовная дружба с Преподобным Сергием Радонежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени.

Находясь в 10-ти верстах от монастыря Преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой Лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.

Источник: https://akafist.ru/saints/svjatitelj-stefan-episkop-permskij/

"Житие Стефана Пермского" Епифания Премудрого: краткое содержание и анализ

Епифаний Премудрый о подвижнике Стефане сообщает, что родился он от благочестивых родителей, рано овладел грамотой, был великим книжником, изучил греческий язык. О манере чтения, которая была характерна для Стефана, агиограф говорит особо.

Подвижник внимательно читал непонятные места, и до тех пор, пока ему не открывался смысл каждого стиха, не завершал прилежного занятия. Так ему удалось усвоить содержание всех заповедей и притч Священного Писания. Святой был не только великим аскетом, но и тружеником.

Искусно, красиво и быстро он переписывал книги, выучил даже пермский язык и сочинил для не имевшего письменности пермского народа азбуку, перевел на этот язык русские книги. Свое жизненное предназначение ростовский инок видел в том, чтобы просветить язычников-пермяков (коми-зырян).

С этой целью Стефан Пермский получил благословение в Москве у епископа Коломенского Герасима и отправился проповедовать. Стефан стал основателем Пермской церкви, но прежде ему пришлось столкнуться с враждебным отношением «некрещеных пермян. Центральной становится глава о «прении» Стефана с язычником-волхвом Памом.

Здесь с особой силой и выразительностью проявилось мастерство Епифания-агиографа. В первую очередь — в блестящем владении композиционными приемами организации произведения.

Рассказу об испытании веры предшествует риторический диалог, словесное соревнование крещеных пермян и волхва, упрекающего новообращенных христиан за то, что они отступили от заветов предков.

Христиане-пермяки укоряют Пама, высмеивают его самонадеянность, отрицая веру в идолов, бесчувственных кумиров, которые не в состоянии сопротивляться силе спасительной проповеди. Своеобразная драматизация жития, динамичный обмен репликами — безусловное новаторство Епифания Премудрого.

Здесь он, бесспорно, проявил себя и как мастер художественной детали. Так, например, пермяки замечают, что слуга Стефана, бывший язычник Матфейка, без всяких опасений забрал пелены (священные ризы идолов), употребив их на портки, онучи и ногавицы, и износил их без всякого для себя вреда: идолы не могут мстить христианам.

Наконец, сам святой испытывает неверного. Пам страшен для неокрепших духовно представителей новообращенного народа. Он действует силой обмана, ложных речей и даже прямого подкупа. После долгих прений, когда иссякли слова, волхв и православный проповедник вступают в открытое соревнование, испытание.

Они намереваются вместе войти в пламя: тот, кто останется жив, засвидетельствует прилюдно свой дар чудотворения и истинность собственной веры. Решили также спуститься под лед реки Вычегды, а дело было зимой, пройти на глубине и вынырнуть в другом месте, где должна быть заранее пробита прорубь.

Народ одобрил это решение.

Однако в час испытания Пам проявил полное малодушие. Трижды призывал его народ войти в огонь, и трижды отказывался кудесник. То же произошло и у проруби на реке Вычегде. Пам вынужден был признать свое поражение.

Победу Стефана Пермского он объясняет тем, что святой получил от колдунов особые знания, умение заговаривать ворожбой огонь и воду. Однако христиане опровергают слова неверного: способность творить чудеса и не бояться земных стихий Стефан Пермский получил от Бога.

Зыряне требуют казнить Пама. Однако святой исповедник не хочет пролития крови. Стефан только берет у Пама обещание больше не вредить Церкви Христовой и не совращать православных. Кудесник подчиняется строгому требованию.

Отныне ему запрещено появляться в христианских пределах и проповедовать язычество. Люди отпустили волхва, и тот «искочи от них, яко елень».

Епифаний Премудрый в житии Стефана Пермского неоднократно подчеркивает, что исповедник утверждал христианство силою убеждения, личного примера.

Однако просветитель проявлял и великую настойчивость, разрушая языческие капища и сокрушая кумиров, зырянских идолов.

Проповедь Стефана возымела действие: из некрещеного народа зыряне стали верными христианами, а святого почитали как своего отца и благодетеля.

Другим подвигом Стефана становится его епископское служение в пермских пределах. Проповедник отправляется в Москву для того, чтобы получить высшую санкцию на поставление пермского владыки. Митрополит Пимен и собор архиереев, старцев, книжников и клириков выбирают епископом самого Стефана.

Епифаний Премудрый по этому поводу пространно говорит о нравственных добродетелях подвижника, ведь тот не добивался высокого сана подкупами и посулами, не хитрил, не изворачивался, угождая сильным. Похвала Стефану Пермскому строится с использованием многочисленных повторов, синонимических рядов.

Рассказом о кончине «исповедника» завершается основная повествовательная часть «Жития». Приступая к задаче прославить подвиг Стефана, Епифаний избрал традиционную для житий структуру и последовательность описания.

«Житие Стефана Пермского» («Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана») состоит из традиционного агиографического вступления, основной повествовательной части и риторического заключения.

В свою очередь, основная часть распадается на 17 небольших глав, а риторическое завершение состоит из «Плача пермьских людей», «Плача церкви Пермьския», «Молитвы за церковь» и «Плача с похвалою инока списающа».

Своеобразие «Жития Стефана Пермского» заключено в том, что собственно событиям здесь уделялось не так много внимания. Главной была лирическая стихия. Соответственно, в агиографии Епифания Премудрого соединялись сюжетные и внесюжетные элементы.

Само развитие действия замедлялось из-за многочисленных авторских вставок, так называемых внеэпических элементов сюжетной ретардации (прием замедления повествования). Агиограф использует любую возможность, для того чтобы уклониться от однообразной передачи событий.

Раскрытию духовного смысла происходящего посвящены, например, небольшие лирические фрагменты, представляющие собой учительные трактаты и одновременно панегирические речи.

Так, в «Житии» Стефана можно обнаружить пространное рассуждение агиографа «О призваньи и о веровании многых язык», «О азбуке пермстей». Само повествование постоянно прерывается лирическими монологами (призываниями и поучениями).

Кроме того, отдельные повести помещены в своеобразное лирическое обрамление: молитвами и рассуждениями автора начинается и завершается произведение.

В соответствии с агиографическим каноном Епифаний Премудрый создает образ уничижающегося автора, который признает себя грубым и неразумным, неискусным и необразованным.

Ясно, что в дальнейшем своим витийством агиограф отрицает и даже полностью перечеркивает эту самоуничижительную тираду. Тем не менее она необходима для того, чтобы подчеркнуть нерукотворность агиографии, ее сакральный смысл.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

Источник: https://classlit.ru/publ/drevnerusskaja_literatura/obshhie_stati/zhitie_stefana_permskogo_epifanija_premudrogo_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/81-1-0-501

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector