- Цели урока:
- — Развитие умения выборочного чтения.
- — Развитие навыков краткого сюжетного пересказа.
- — Формировать умение характеризовать поступки героев произведения.
- — Формирование личностного отношения к прочитанному.
- Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
— Совсем недавно мы начали знакомиться с творчеством замечательного писателя Б. Житкова. Дома вы прочитали рассказ «Механик Салерно». Сегодня на уроке мы попробуем поразмышлять над теми непростыми вопросами, которые задал нам автор в своем рассказе.
- — Ребята, скажите, пожалуйста, какое событие положено в основу рассказа?
- — А кто-нибудь помнит первоначальное название рассказа?
- — Задумывались ли вы над тем, почему автор изменил название.
— Послушайте, что о рассказе Б. Житкова сказал писатель Виктор Шкловский «Есть у писателя Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль.
Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много — сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха».
Согласны вы с этим утверждением?
— И все же автор назвал свой рассказ не «Пожар на судне» или «Подвиг моряков», а именем одного героя. Значит, не все в нем так просто. Какая же проблема стоит перед нами, ребята?
- — Попробуйте сформулировать тему нашего урока: над чем мы будем размышлять?
- — (если дети затрудняются) Вспомните, как называется раздел, в который помещен этот рассказ?
- — Можно ли ту ситуацию, в которой оказались герои, назвать экстремальной?
- — Что будет нас волновать в этой экстремальной ситуации?
- — Сформулируйте тему урока.
- — Какова же цель нашего разговора, что мы должны выяснить?
III. Групповая работа.
Чтобы ответить на этот и другие вопросы, обратимся к тексту. Работа в группах. Вопрос будет для всех один: оцените поведение героев в трагической ситуации. (Каждая группа получает свое задание, см. приложение)
- После обсуждения в группах, эксперты дают заключение о поведении всей команды.
- — Ответили мы на вопрос, как ведут себя герои в экстремальной ситуации?
- — Передохнем, снимем напряжение. Физминутка:
- Раз – на цыпочки мы встали,
- Два – руки к солнышку подняли.
- Три – на пятки опустились.
- И четыре – поклонились.
- Пять – вздохнули глубоко.
- Шесть – подули на окно!
IV. Обсуждение рассказа.
На проекторе появляется фраза английского историка.
— Вспомните, кто на корабле не смог победить свой страх и за это горько поплатился? Расскажите, что с ними произошло.
— Чем вызван этот поступок?
— Оцените поступок капитана, можно его понять, простить?
— Хорошо, подумайте, был ли у капитана выбор? Неужели обязательным было жертвовать одним ради спасения других? А если бы таким любопытным пассажиром оказался кто- то из ваших близких, родных…
— Может быть, вспомните еще одного героя, не сумевшего побороть свой страх?
— Оцените этот поступок капитана.
V. Работа над финалом рассказа.
Обратимся к финалу рассказа. Как вы поняли смысл заключительных фраз рассказа?
VI. Помните ли вы, какая проблема стояла перед нами? Вернемся к названию рассказа. Почему автор изменил первоначальный заголовок?
Весь материал — в документе.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-literatury-po-rasskazu-bs-zhitkova-mekhanik-salerno-ostavatsya-chelovekom-pri-lyubykh-obstoyatelstvakh.html
Ответы Mail.ru: кто ни будь знает краткое содержание механик салерно срочно?
Liudmila Sharukhia Высший разум (181567) 7 лет назад «Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха» .
События разворачиваются очень быстро, в каждой главе происходит что-то важное, решения принимать нужно быстро) Капитан, человек опытный, бывалый, узнав о пожаре в трюме, он действует чётко, быстро, понимая, что «страх – огонь в соломе» Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми. «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе.
Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, — так думает капитан. Он много знал таких случаев.
Он не должен этого допустить» Капитан объявляет на судне военное положение. Кораблю – полный ход. Команде делать плоты под руководством Салерно. Штурману и второму механику развлекать пассажиров, чтобы те ничего не заподозрили. Капитан выкинул за борт одного любопытного пассажира, который стал догадываться, что на судне что-то происходит.
Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т. к. от его поступков зависит порой жизнь других людей. А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них.
Значит, он косвенно тоже является виновником пожара Сначала матросы беспрекословно подчинялись капитану и механикам, работали не покладая рук, они понимали всю опасность ситуации. Но жара, духота, тяжёлая работа до изнеможения сделали своё чёрное дело. Услышав, что на палубе играет музыка и пассажиры развлекаются, матросы отказываются работать и поднимают «бунт.
Когда механик Салерно брал опасный груз на судно, он не думал об опасности, думал только о выгоде, о тех трёхстах лирах, которые он получит. Он не сразу сказал капитану, что в бочках бертолетова соль. Но работал он вместе с матросами до изнеможения, во время бунта уговаривал матросов потерпеть.
Чувство вины не даёт ему покоя, он раскаивается, сознаётся во всём капитану, даже внешне меняется: «Старик осунулся за эти два дня» . Как мальчик, старик глядел на капитана, будто хотел сказать: «Ну, прикажи скорее, и я в воду брошусь» .
Во время спуска пассажиров на шлюпки Салерно «точно, без окриков, руководил, и руки людей работали дружно в лад»
Рассказ заканчивается тем, что все пассажиры спасены, люди после трёх дней, проведённых в шлюпках, «перешли на пароход» , подоспевший на помощь. «Недосчитались старика Салерно.
Когда он пропал, кто его знает» . Салерно не смог пережить своей вины, спасая людей, он жертвует своей жизнью. Он понимал, что дальнейшая жизнь для него невозможна, поэтому переоделся в чистую рубаху.
Он заранее всё решил для себя.
tim shin Ученик (143) 3 года назад О том, чтобы оставаться человеком при любых обстоятельствах говорит и Б. Житков и Д. Лондон. Оба рассказывают о том как ведут себя люди в трагической ситуации. Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия. Скупыми словами, почти без эмоций и метафор, описывает Джек Лондон путь одинокого человека через всю Аляску, преданного другом и сопровождаемого голодным больным волком. Это рассказ о воли к жизни, заменившей человеку все остальные чувства. Когда разум уже отказывался служить ему, а тело повиноваться, только желание жить руководило его действиями, диктовало единственно верные решения, и, в конце концов, спасло! Неистребимое, неугасающее желание жить-вот что двигало героем, дало ему силы доползти до берега. У Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха. Человек всегда в ответе за свои действия и свои поступки. В любых ситуациях, при любых обстоятельствах, даже самых необычных, экстремальных, нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии с совестью. Оба произведения заставляют задуматься о дружбе и предательстве, о
настоящих и мнимых жизненных ценностях, об огромном желании жить.
Здукова Надежда Профи (681) 3 года назад «Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха» . События разворачиваются очень быстро, в каждой главе происходит что-то важное, решения принимать нужно быстро) Капитан, человек опытный, бывалый, узнав о пожаре в трюме, он действует чётко, быстро, понимая, что «страх – огонь в соломе» Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми. «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе.
Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, — так думает капитан. Он много знал таких случаев.
Он не должен этого допустить» Капитан объявляет на судне военное положение. Кораблю – полный ход. Команде делать плоты под руководством Салерно. Штурману и второму механику развлекать пассажиров, чтобы те ничего не заподозрили. Капитан выкинул за борт одного любопытного пассажира, который стал догадываться, что на судне что-то происходит.
Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т. к. от его поступков зависит порой жизнь других людей. А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них.
Значит, он косвенно тоже является виновником пожара Сначала матросы беспрекословно подчинялись капитану и механикам, работали не покладая рук, они понимали всю опасность ситуации. Но жара, духота, тяжёлая работа до изнеможения сделали своё чёрное дело. Услышав, что на палубе играет музыка и пассажиры развлекаются, матросы отказываются работать и поднимают «бунт.
Когда механик Салерно брал опасный груз на судно, он не думал об опасности, думал только о выгоде, о тех трёхстах лирах, которые он получит. Он не сразу сказал капитану, что в бочках бертолетова соль. Но работал он вместе с матросами до изнеможения, во время бунта уговаривал матросов потерпеть.
Чувство вины не даёт ему покоя, он раскаивается, сознаётся во всём капитану, даже внешне меняется: «Старик осунулся за эти два дня» . Как мальчик, старик глядел на капитана, будто хотел сказать: «Ну, прикажи скорее, и я в воду брошусь» .
Во время спуска пассажиров на шлюпки Салерно «точно, без окриков, руководил, и руки людей работали дружно в лад»
Рассказ заканчивается тем, что все пассажиры спасены, люди после трёх дней, проведённых в шлюпках, «перешли на пароход» , подоспевший на помощь. «Недосчитались старика Салерно.
Когда он пропал, кто его знает» . Салерно не смог пережить своей вины, спасая людей, он жертвует своей жизнью. Он понимал, что дальнейшая жизнь для него невозможна, поэтому переоделся в чистую рубаху.
Он заранее всё решил для себя.
СВЕТА ЛЮТОВА Знаток (304) 2 года назад Есть у Б. Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха» . События разворачиваются очень быстро, в каждой главе происходит что-то важное, решения принимать нужно быстро) Капитан, человек опытный, бывалый, узнав о пожаре в трюме, он действует чётко, быстро, понимая, что «страх – огонь в соломе» Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми. «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе.
Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, — так думает капитан. Он много знал таких случаев.
Он не должен этого допустить» Капитан объявляет на судне военное положение. Кораблю – полный ход. Команде делать плоты под руководством Салерно. Штурману и второму механику развлекать пассажиров, чтобы те ничего не заподозрили. Капитан выкинул за борт одного любопытного пассажира, который стал догадываться, что на судне что-то происходит.
Экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т. к. от его поступков зависит порой жизнь других людей. А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них.
Значит, он косвенно тоже является виновником пожара Сначала матросы беспрекословно подчинялись капитану и механикам, работали не покладая рук, они понимали всю опасность ситуации. Но жара, духота, тяжёлая работа до изнеможения сделали своё чёрное дело. Услышав, что на палубе играет музыка и пассажиры развлекаются, матросы отказываются работать и поднимают «бунт.
Когда механик Салерно брал опасный груз на судно, он не думал об опасности, думал только о выгоде, о тех трёхстах лирах, которые он получит. Он не сразу сказал капитану, что в бочках бертолетова соль. Но работал он вместе с матросами до изнеможения, во время бунта уговаривал матросов потерпеть.
Чувство вины не даёт ему покоя, он раскаивается, сознаётся во всём капитану, даже внешне меняется: «Старик осунулся за эти два дня» . Как мальчик, старик глядел на капитана, будто хотел сказать: «Ну, прикажи скорее, и я в воду брошусь» .
Во время спуска пассажиров на шлюпки Салерно «точно, без окриков, руководил, и руки людей работали дружно в лад»
Рассказ заканчивается тем, что все пассажиры спасены, люди после трёх дней, проведённых в шлюпках, «перешли на пароход» , подоспевший на помощь. «Недосчитались старика Салерно.
Когда он пропал, кто его знает» . Салерно не смог пережить своей вины, спасая людей, он жертвует своей жизнью. Он понимал, что дальнейшая жизнь для него невозможна, поэтому переоделся в чистую рубаху.
Он заранее всё решил для себя.
Iлья GаврилоV Ученик (145) 2 года назад ыва выап Ученик (105) 2 года назад Данил Кравченко Знаток (362) 1 год назад
Источник: https://otvet.mail.ru/question/84493932
Борис Житков — Механик Салерно
Житков Борис Степанович
Механик Салерно
- Борис Степанович Житков
- Механик Салерно
- I
Итальянский пароход шел в Америку. Семь дней он плыл среди океана, семь дней еще оставалось ходу. Он был в самой середине океана. В этом месте тихо и жарко.
И вот что случилось в полночь на восьмые сутки.
Кочегар шел с вахты спать. Он шел по палубе и заметил, какая горячая палуба. А шел он босиком. И вот голую подошву жжет. Будто идешь по горячей плите. «Что такое? — подумал кочегар. — Дай проверю рукой».
Он нагнулся, пощупал: «Так и есть, очень нагрета. Не может быть, чтобы с вечера не остыла. Неладно что-то». И кочегар пошел сказать механику. Механик спал в каюте. Раскинулся от жары.
Кочегар подумал: «А вдруг это я зря, только кажется? Заругает меня механик: чего будишь, только уснул».
Кочегар забоялся и пошел к себе. По дороге еще раз тронул палубу. И опять показалось — вроде горячая.
II
Кочегар лег на койку и все не мог уснуть. Все думал: сказать, не сказать? А вдруг засмеют? Думал, думал, и стало казаться всякое, жарко показалось в каюте, как в духовке. И все жарче, жарче казалось. Глянул кругом — все товарищи спят, а двое в карты играют. Никто ничего не чует. Он спросил игроков:
— Ничего, ребята, не чуете?
— А что? — говорят.
— А вроде жарко.
Они засмеялись.
— Что ты, первый раз? В этих местах всегда так. А еще старый моряк!
Кочегар крякнул и повернулся на бок. И вдруг в голову ударило: «А что, как беда идет? И наутро уже поздно будет? Все пропадем. Океан кругом на тысячи верст. Потонем, как мыши в ведре».
Кочегар вскочил, натянул штаны и выскочил наверх. Побежал по палубе. Она ему еще горячей показалась. С разбегу стукнул механику в двери. Механик только мычал да пыхтел. Кочегар вошел и потолкал в плечо. Механик нахмурился, глянул сердито, а как увидел лицо кочегара, крикнул:
— Что случилось? — и вскочил на ноги. — Опять там подрались?
А кочегар схватил его за руку и потянул вон. Кочегар шепчет:
— Попробуйте палубу, синьор Салерно.
Механик головой спросонья крутит — все спокойно кругом. Пароход идет ровным ходом. Машина мурлычет мирно внизу.
— Рукой палубу троньте, — шепчет кочегар. Схватил механика за руку и прижал к палубе.
Вдруг механик отдернул руку.
— Ух, черт, верно! — сказал механик шепотом. — Стой здесь, я сейчас.
Механик еще два раза пощупал палубу и быстро ушел наверх.
III
Верхняя палуба шла навесом над нижней. Там была каюта капитана.
Капитан не спал. Он прогуливался по верхней палубе. Поглядывал за дежурным помощником, за рулевым, за огнями.
Механик запыхался от скорого бега.
— Капитан, капитан! — говорит механик.
— Что случилось? — И капитан придвинулся вплотную, глянул в лицо механику и сказал: — Ну, ну, пойдемте в каюту.
Капитан плотно запер дверь. Закрыл окно и сказал механику:
— Говорите тихо, Салерно. Что случилось?
Механик перевел дух и стал шептать:
— Палуба очень горячая. Горячей всего над трюмом, над средним. Там кипы с пряжей и эти бочки.
— Тсс! — сказал капитан и поднял палец. — Что в бочках, знаем вы да я. Там, вы говорили, хлористая соль? Не горючая? — Салерно кивнул головой. — Вы сами, Салерно, заметили или вам сказали? — спросил капитан.
— Мне сказал кочегар. Я сам пробовал рукой. — Механик тронул рукой пол. — Вот так. Здорово…
- Капитан перебил:
- — Команда знает?
- Механик пожал плечами.
— Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнется паника. Тогда мы все погибнем раньше, чем пароход. Надо сейчас проверить.
Капитан вышел. Он покосился на пассажирский зал. Там ярко горело электричество. Нарядные люди гуляли мимо окон по палубе. Они мелькали на свету, как бабочки у фонаря. Слышен был веселый говор. Какая-то дама громко хохотала.
IV
— Идти спокойно, — сказал капитан механику. — На палубе — ни звука о трюме. Где кочегар?
Кочегар стоял, где приказал механик.
— Давайте градусник и веревку, Салерно, — сказал капитан и закурил.
Он спокойно осматривался кругом. Какой-то пассажир стоял у борта.
Капитан зашагал к трюму. Он уронил папироску. Стал поднимать и тут пощупал палубу. Палуба была нагрета. Смола в пазах липла к руке. Капитан весело обругал окурок, кинул за борт.
- Механик Салерно подошел с градусником на веревке.
- — Пусть кочегар смерит, — приказал капитан шепотом.
- Пассажир перестал глядеть за борт. Он подошел и спросил больным голосом:
— Ах, что это делают? Зачем, простите, эта веревка? Веревка, кажется? И он стал щупать веревку в руках кочегара.
— Ну да, веревка, — сказал капитан и засмеялся. — Вы думали, змея? Это, видите ли… — Капитан взял пассажира за пуговку. — Иди, — сказал капитан кочегару. — Это, видите ли, — сказал капитан, — мы всегда в пути мерим. С палубы идет труба до самого дна.
— До дна океана? Как интересно! — сказал пассажир.
«Он дурак, — подумал капитан. — Это самые опасные люди».
А вслух рассмеялся:
— Да нет! Труба до дна парохода. По ней мы узнаем, много воды в трюме или нет.
Капитан говорил сущую правду. Такие трубы были у каждого трюма.
Но пассажир не унимался.
— Значит, пароход течет, он дал течь? — вскрикнул пассажир.
Капитан расхохотался как мог громче.
— Какой вы чудак! Ведь это вода для машины. Ее нарочно запасают.
— Ай, значит, мало осталось! — И пассажир заломил руки.
— Целый океан! — И капитан показал за борт. Он повернулся и пошел прочь. Впотьмах он заметил пассажира.
Роговые очки, длинный нос. Белые в полоску брюки. Сам длинный, тощий.
Салерно чиркал у трюма.
V
— Ну, сколько? — спросил капитан.
Салерно молчал. Он выпучил глаза на капитана.
— Да говорите, черт вас дери! — крикнул капитан.
- — Шестьдесят три, — еле выговорил Салерно.
- И вдруг сзади голос:
- — Святая Мария, шестьдесят три!
Капитан оглянулся. Это пассажир, тот самый. Тот самый, в роговых очках.
— Мадонна путана! — выругался капитан и сейчас же сделал веселое лицо. — Как вы меня напугали! Почему вы бродите один? Там наверху веселее. Вы поссорились там?
— Я нелюдим, я всегда здесь один, — сказал длинный пассажир.
Капитан взял его под руку. Они пошли, а пассажир все спрашивал:
— Неужели шестьдесят? Боже мой! Шестьдесят? Это ведь правда?
— Чего шестьдесят? Вы еще не знаете чего, а расстраиваетесь. Шестьдесят три сантиметра. Этого вполне хватит на всех.
— Нет, нет! — мотал головой пассажир. — Вы не обманете! Я чувствую.
— Выпейте коньяку и ложитесь спать, — сказал капитан и пошел наверх.
— Такие всегда губят, — бормотал он на ходу. — Начнет болтать, поднимет тревогу. Пойдет паника.
Много случаев знал капитан. Страх — это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам.
Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьется, ревет.
Это бунт в сумасшедшем доме.
Источник: https://libking.ru/books/child-/children/61048-boris-zhitkov-mehanik-salerno.html
План-конспект урока литературы (5 класс) по теме: Урок по рассказу Б.Житкова "Механик Салерно" | Социальная сеть работников образования
Тема урока: Урок литературы по рассказу Б.С.Житкова «Механик Салерно»
- (по программе «Школа 2100») «Оставаться человеком при любых обстоятельствах».
- Примак Ольга Михайловна, МОУ «УСОШ №2», п. Уренгой,
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Вид урока: изучение нового материала.
- Тип урока – эвристическая беседа
- Цели урока:
- Знакомство с биографией и творчеством Б.С.Житкова.
- Развитие навыков краткого сюжетного пересказа.
- Развитие умения выборочного чтения.
- Формирование умения характеризовать поступки героев произведения.
- Формирование прочной нравственной позиции школьников.
Оборудование: портрет писателя Б.С.Житкова; морские пейзажи
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
должны знать содержание рассказа Б.С.Житкова «Механик Салерно»
Учитель:
-должен приготовить портрет Б.С.Житкова.
- -найти иллюстрации к рассказу.
- -продумать оформление доски.
- ХОД УРОКА.
- Оргмомент.
Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Б.С.Житкова «Механик Салерно». Что вы знаете о Житкове? Какие произведения читали?
Слово учителя о писателе.
Писатель Борис Степанович Житков — неутомимый путешественник, объехавший полсвета. Он был капитаном научно-исследовательского судна, штурманом парусника, морским офицером, водолазом, преподавал математику, знал несколько иностранных языков.
Море и жизнь моряков – одна из излюбленных тем в творчестве Б.Житкова. Его сестра вспоминала: «Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное – это правда.
Он писал о том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои – живые люди; не портреты, конечно, но выросли они из истинных происшествий, из были.
Море Житкову было родным, близким, он знал его и злым, и мирным и очень любил. Рассказы о море писал моряк Житков».
Рассказ «Механик Салерно» впервые опубликован в 1932г. под названием «Было давно». Во всех последующих изданиях назван «Механик Салерно».
Почему автор изменил название? Над этим вопросом мы должны подумать и ответить на него после обсуждения рассказа.
На доске появляется тема урока.
«Оставаться человеком при любых обстоятельствах»
— Как вы понимаете выражение «оставаться человеком»? (быть добрым, человечным, справедливым, честным, гуманным).
— А какие могут быть в жизни обстоятельства? (сложные, непростые, экстремальные).
— В одном из справочников о рассказе Житкова я нашла следующий материал. Послушайте внимательно.
«Есть у Б.Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха».
— Согласны ли вы с подобным утверждением? (учащиеся соглашаются с этим утверждением)
-И всё же автор назвал свой рассказ не «Пожар на судне» или «Подвиг моряков», а именем одного героя. Значит, не всё в нём так просто.
- Работа с текстом.
- -Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ?
- ( небольшой рассказ разделён на 18 маленьких главок)
- -Как вы думаете, с какой целью автор разделил его на 18 частей?
- (Наверное для того, чтобы передать напряжённость и трагизм ситуации, возникшей на корабле. События разворачиваются очень быстро, в каждой главе происходит что-то важное, решения принимать нужно быстро)
- — Рассмотрим, как ведут себя капитан, штурман Гропани, механик Салерно, матросы в трагической ситуации.
-Итак, капитан! Как ведёт себя капитан, узнав о пожаре в трюме? Каковы его первые распоряжения?
( Человек опытный, бывалый, он действует чётко, быстро, понимая, что «страх – огонь в соломе»
— Как вы понимаете эту фразу капитана? Что она означает?
(Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми. «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе.
Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, — так думает капитан. Он много знал таких случаев.
Он не должен этого допустить»
-Какие приказания отдаёт капитан?
(Капитан объявляет на судне военное положение. Кораблю – полный ход. Команде делать плоты под руководством Салерно. Штурману и второму механику развлекать пассажиров, чтобы те ничего не заподозрили)
— Какой поступок капитана потрясает душу читателя? Чем он вызван?
(Капитан выкинул за борт одного любопытного пассажира, который стал догадываться, что на судне что-то происходит. Вызван уверенностью капитана в том, что ради спасения многих людей можно пожертвовать одним. «Цель оправдывает средства»,- так считают многие. Капитан один из них)
-Оцените этот поступок капитана. Можно ли его понять и оправдать?
( Мнения в классе разделились. Большая часть пятиклассников оправдывает капитана судна тем, что он это сделал ради спасения остальных пассажиров, ведь любопытный пассажир мог узнать о пожаре внутри трюма и посеять панику. А «страх – это огонь в соломе».)
— Был ли у капитана выбор, неужели обязательно было жертвовать одним ради спасения других? А если бы таким любопытным пассажиром оказался кто-то из ваших близких или вы сами?
(Ученики задумываются, начинают искать другие возможные варианты разрешения ситуации и постепенно приходят к выводу, что капитан поступил неправильно, бесчеловечно, антигуманно.
Да, экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т.к. от его поступков зависит порой жизнь других людей.
А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них. Значит, он косвенно тоже является виновником пожара.)
— А кто ещё погибает на судне от пули капитана? В какой момент происходит это событие?
(Ребята вспоминают, что во время спуска пассажиров на шлюпки капитан выстрелил в испанца, когда тот, оттолкнув женщину с ребёнком, хотел первым прыгнуть на плот )
— Оцените этот поступок капитана?
(Ребята задумываются, спорят между собой, кто-то осуждает капитана, кто-то оправдывает. В конце концов торжествует мнение, что эта ситуация отличается от первой.
Ведь испанец поступает как трусливый и подлый человек. Он — крепкий и сильный мужчина, вместо того чтобы помогать женщинам с детьми, прячется за их спины, пытается спастись ценой жизни более слабых и беззащитных.
Он трус и подлец, капитан поступил правильно.)
Таким образом, анализируя произведение с позиции ценности человеческой личности, учащиеся демонстрируют личную позицию на основе нравственной рефлексии. Высказывая своё мнение, ученик проходит индивидуальный путь развития собственной личности и формирует способность к критическому мышлению в рамках решения нравственных проблем.
-А как ведут себя матросы? Когда и почему меняется их поведение?
(Сначала матросы беспрекословно подчинялись капитану и механикам, работали не покладая рук, они понимали всю опасность ситуации. Но жара, духота, тяжёлая работа до изнеможения сделали своё чёрное дело. Услышав, что на палубе играет музыка и пассажиры развлекаются, матросы отказываются работать и поднимают «бунт»)
-Как себя в этой ситуации повёл капитан?
(Учащиеся говорят, что капитан повёл себя правильно, он нашёл нужные слова для матросов, вёл себя решительно, говорил настойчиво, но спокойно. Его слова были убедительны. Такого капитана можно уважать. Ученики приводят в качестве аргумента следующий отрывок из текста. «Плоты почти готовы.
Их осталось собрать и сделать мачты. На шесть часов работы. У нас ведь есть сутки. Двадцать четыре часа. Пассажиры в воде — это дети. Они узнают о несчастье – они погубят себя. Нам вручили их жизнь. Товарищи моряки!- громко крикнул капитан.
– Лучше погибнуть честным человеком, чем жить прохвостом! Скажите только: «Мы их погубим»,- капитан обвёл всех глазами, — и я пущу себе пулю в лоб. Тут, на трапе». И капитан сунул руку в карман. Все загудели глухо, будто застонали. «Ну, так вот вы – честные люди,- сказал капитан. – Я это знал. Вы устали.
Выпейте по бутылке красного вина. Я прикажу выдать. Кончайте скорее и спать. И капитан улыбнулся. Улыбнулся весело, и вмиг помолодело лицо».
— Как ведёт себя механик Салерно в трагической ситуации? Чувствует ли он свою вину?
( Когда механик Салерно брал опасный груз на судно, он не думал об опасности, думал только о выгоде, о тех трёхстах лирах, которые он получит. Он не сразу сказал капитану, что в бочках бертолетова соль. Но работал он вместе с матросами до изнеможения, во время бунта уговаривал матросов потерпеть.
Чувство вины не даёт ему покоя, он раскаивается, сознаётся во всём капитану, даже внешне меняется: «Старик осунулся за эти два дня». Как мальчик, старик глядел на капитана, будто хотел сказать: «Ну, прикажи скорее, и я в воду брошусь».
Во время спуска пассажиров на шлюпки Салерно «точно, без окриков, руководил, и руки людей работали дружно в лад»
— Как вы поняли смысл заключительных фраз рассказа? Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно? Подготовил ли нас автор к такому финалу?
( Рассказ заканчивается тем, что все пассажиры спасены, люди после трёх дней, проведённых в шлюпках, «перешли на пароход», подоспевший на помощь. «Недосчитались старика Салерно.
Когда он пропал, кто его знает». Салерно не смог пережить своей вины, спасая людей, он жертвует своей жизнью. Он понимал, что дальнейшая жизнь для него невозможна, поэтому переоделся в чистую рубаху.
Он заранее всё решил для себя.)
— Вернёмся к названию рассказа. Почему автор изменил первоначальный заголовок?
( Ребята высказывают мнение, что старик Салерно хотя и явился виновником пожара, всё-таки хороший человек. Его искреннее раскаяние, самоотверженный труд и чистосердечное признание говорят о том, что перед нами человек, имеющий совесть.
Именно совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки. Салерно потому и выбирает смерть, что она для него является избавлением от мук совести, от нравственных страданий. Так способен поступить не каждый человек.
Салерно очень мужественный человек)
— Кто из героев рассказа вызывает у вас уважение?
(Учащиеся называет либо капитана, либо старика Салерно, чаще Салерно, ведь именно он остался человеком в экстремальной ситуации. Капитану дети не прощают смерть любопытного пассажира).
— Какой нравственный урок вы взяли, прочитав этот рассказ?
(Человек всегда в ответе за свои действия и свои поступки. В любых ситуациях, при любых обстоятельствах, даже самых необычных, экстремальных, нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии с совестью).
Домашнее задание.
Задание по выбору в соответствии с интересами учеников:
- Нарисуйте обложку к рассказу «Механик Салерно»
- Напишите по рассказу РАФТ от лица Салерно.
- Предлагаю вашему вниманию наиболее удачную работу.
- Некрасов Виктор, учащийся 5б класса
- Роль- Салерно
- Аудитория – сам Салерно
- Форма – внутренний монолог
- Тема – о своём поступке.
Господи, что же мне делать?! Хоть бы ты мне сказал, господи! Что же теперь? Что же? Иисусе святой, милый, дорогой… Как я мог, как же я мог? Проклятые деньги, проклятая жадность, будь она неладна. Как жить-то теперь, как смотреть людям в глаза… детям… внукам…? Всю жизнь работал…Чужой копейки не взял.
А тут… словно бес попутал, за триста лир душу продал. Польстился на лёгкие деньги… Думал обойдётся… А оно вон как вышло. Пассажиры-то как же теперь…Ведь мы взялись их свезти… А мы их…выйдет…выйдет…погубим.
Они ведь ехать сели, а не тонуть…Как жить-то мне после этого…как жить-то… Капитана обманул, а ведь он мне доверял. Доверял настолько, что не стал проверять эти чёртовы бочки. Он прав, капитан прав, надо умереть на работе, только так мне будет прощение. Работать, работать, пока хватит сил.
А они у меня есть, есть силы ещё… За двоих работать, за троих …, за всех, пока жилы не лопнут… А там видно будет, что делать-то, как жить…
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» п.г.т.УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
- (Образовательная программа «Школа 2100»)
- Примак Ольга Михайловна,
- учитель русского языка и литературы
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/24/urok-po-rasskazu-bzhitkova-mekhanik-salerno
краткое содержание механик салерно и вождь краснокожих
5-9 класс
Борис Житков . Рассказ «Механик Салерно».На корабле, на котором находятся более двухсот пассажиров и команда, кочегар обнаружил,что палуба горячая.
Доложил механику, тот пришел к капитану. Предположили,что в трюме пожар.
Далее подробно рассказывается о том,как капитан старается спасти судно, уберечь пассажиров, не допустить самого страшного в данной ситуации- паники.
Почему же называется именно так? Механик признался : ему заплатили деньги за то, чтобы он взял на борт бочки с бертолетовой солью,которая при нагревании выделяет кислород,а это может вызвать пожар. Обращаясь с просьбой к капитану, механик произнес другое название этого вещества.О.Генри «Вождь краснокожи».
Два авантюриста украли мальчика ,чтобы получить за него выкуп. Но мальчик так себя вел, что они очень обрадовались, когда отец согласился взять мальчика обратно ночью (так как соседи тоже были возмущены его поведением и надеялись,что он пропал).
Отец мальчика объявил,что удержать сына может только десять минут, авантюристы ответили,что этого достаточно,чтобы добежать до канадской границы.
Ответить
Zairaabdulkadir / 10 нояб. 2013 г., 13:05:52
доклад по теме пушкин
Hlopka / 03 нояб. 2013 г., 10:36:40
помогите очень надо
MaXoNeR / 01 нояб. 2013 г., 20:19:16
2.О ком эти строки:
А) …Его глаза Сияют. Лик ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза. Идет. Ему коня подводят… Б) Воителю слава – отрада; Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.
В) Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет; Горят щеки румяные, Как заря на небе Божием. Г) «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут.
Есть души…которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…» (В. Белинский) Пожалуста:
А Б В Г
Punkkar / 01 апр. 2015 г., 5:30:59
Краткое содержание.
Помогите, пожалуйста, нужно краткое содержание «Уроки французского». Распутин.
Вы находитесь на странице вопроса «краткое содержание механик салерно и вождь краснокожих«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература«.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/4069705_kratkoe-soderzanie-mehanik-salerno-i-vozd-krasnokozih/