Краткое содержание зимний дуб нагибин за 2 минуты пересказ сюжета

Коля Савушкин — главный герой рассказа «Зимний дуб» советского писателя Юрия Марковича Нагибина. Мальчик рос в бедной многодетной семье. Отец у него погиб на войне, мать работала простой нянечкой в санатории.

Коля постоянно опаздывал в школу на первый урок, хотя и жил недалеко от школы.

Анна Васильевна — молодая учительница русского языка была этим очень рассержена и решила навестить мать Савушкина и поговорить с ней об опозданиях сына.

После уроков мальчик повел женщину к себе домой через заснеженный лес. Они, как будто оказались совсем в ином мире беззвучия и покоя. Ничто не нарушало тишину этого заколдованного зимой царства.

Снежное покрывало, на котором виднелись следы птиц и зверей, окутывало землю. Ручей был закован в ледовый панцирь. Там, где били теплые ключи, можно было разглядеть текущую воду. А царем этих мест был зимний дуб.

Анна Васильевна была так очарована видом зимнего леса, что поняла, почему Савушкин опаздывает в школу.

Рассказ учит тому, что надо уметь видеть красоту вокруг себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Нагибин. Все произведения

Зимний дуб. Картинка к рассказу

Краткое содержание Зимний дуб Нагибин за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Уэллс Волшебная лавка
    В произведении «Волшебная лавка» Герберт Уэллс рассказывает удивительную историю о том, как мальчик по имени Джип со своим папой зашли в лавку. Лавка была наполнена волшебством. Рассматривая витрину
  • Краткое содержание Лев Толстой Отрочество
    Повесть «Отрочество» — вторая часть автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В этом произведении читатель познакомится с жизнью подростка 19 века.
  • Краткое содержание Горький Дачники
    В произведении «Дачники», созданном советским писателем Максимом Горьким, показана жизнь русских интеллигентов. Эти люди наслаждаются обеспеченной и спокойной жизнью
  • Краткое содержание Булгаков Морфий
    Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо
  • Краткое содержание Бунин Кукушка
    Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/yurij-nagibin/zimnij-dub-kratko

Отзыв о рассказе Нагибина «Зимний дуб»

Краткое содержание Зимний дуб Нагибин за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» — молодая сельская учительница и ее ученик. Анна Васильевна всего год назад пришла в сельскую школу после института, но уже считалась опытным преподавателем русского языка. Ученики и их родители относились к ней уважительно, называя по имени и отчеству.

На уроки почти все ребята приходили вовремя, не смотря на то, что шли они в школу из нескольких деревень, из торфяного городка и из санатория нефтяников. Вот только ученик по фамилии Савушкин частенько опаздывал.

В один из январских дней, когда Анна Васильевна только начала урок, объясняя ученикам, что такое существительное, на пороге класса уже привычно возник опоздавший Савушкин. Учительница подождала, пока он усядется, и продолжила урок. Она предложила назвать детям примеры существительного.

Ученики наперебой стали называть те предметы, что каждый день видели вокруг себя. Все они называли правильные примеры, и только в конце поднялся Савушкин, который в качестве примера существительного назвал «зимний дуб».

Анна Васильевна пыталась его поправить, сказав, что существительным является только слово «дуб», но Савушкин стоял на своем, и говорил про «зимний дуб». В результате, Анна Васильевна велела ему после уроков зайти в учительскую.

Когда Савушкин пришел в учительскую, Анна Васильевна попыталась узнать, почему он опаздывает в школу. Савушкин сказал, что он живет при санатории, и что выходит в школу за целый час. Учительница не поверила ему, потому что знала, что путь от санатория до школы по шоссе занимает всего пятнадцать минут.

Но Савушкин сказал, что он ходит не по шоссе, а напрямую, через лес. Так и не поняв причину опозданий ученика, Анна Васильевна решила побеседовать с его матерью, которая работала в санатории нянечкой. В тот день мать Савушкина выходила на работу во второй половине дня, и учительница попросила Савушкина проводить ее к ней.

Савушкин повел Анну Васильевну короткой дорогой. Едва они вошли в лес, как словно бы очутились в сказке. Деревья стояли, засыпанные снегом, а на снегу виднелись следы различных животных.

Савушкин показал учительнице следы лося, а потом привел к ручью, который не замерзал даже зимой. А уже на выходе из леса учительница увидела зимний дуб, который стоял на поляне, весь усыпанный снегом.

Дуб был могучий и очень красивый в своем зимнем наряде.

Савушкин с увлечением принялся открывать тайны зимнего дуба. У корней могучего дерева нашли приют множество животных. Савушкин показал Анне Васильевне спящего ежика, лягушку, которая неподвижно лежала под снегом и других мелких животных.

Анну Васильевну так увлекло лесное путешествие, что она не заметила, как прошло больше часа. Теперь она поняла, почему Савушкин опаздывал в школу, когда шел короткой дорогой. Сначала она посоветовала ученику ходить школу по шоссе, но потом передумала и разрешила ему ходить через лес.

Анна Васильевна попрощалась с Савушкиным и пошла обратно к школе. А он остался стоять возле дуба, провожая ее взглядом.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Нагибина «Зимний дуб» заключается в том, что не следует быть поспешным в суждениях. Анна Васильевна считала, что Савушкин обманывает ее, и опаздывает в школу из-за того, что с кем-то играет на улице перед школой. Но оказалось, что ее ученик знает и понимает красоту природы, и именно из-за этой красоты он и опаздывает на уроки.

Рассказ Нагибина «Зимний дуб» учит быть внимательным к людям, ценить красоту природы.

В рассказе мне понравился школьник Савушкин, который любит природу, понимает ее красоту. Савушкин показал учительнице, каким красивым может быть зимний лес и как много тайн он хранит от людей.

Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Зимний дуб»?

Какой лес без чудес.
Снег лежит, земля – не дрожит.

Короткий путь еще не самый верный.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_nagibin_zimny_dub/

Нагибин Юрий “Зимний дуб” Читательский дневник

  • Нагибин Юрий
  • Название: “Зимний дуб”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: природа и человек
  • Число страниц: 9
  • Главные герои и их характеристика:
  1. Анна Васильевна. Молодая учительница, строгая,
    но романтичная.
  2. Савушкин. Мальчик наблюдательный, романтичный,
    влюбленный в природу.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Учительнице не нравятся постоянные опоздания ученика, и она
отправляется к его родителям. По дороге ученик показывает учительнице старый
дуб и другие чудеса зимнего леса.

Сюжет — краткое содержание

  1. По глубокому снегу Анна Васильевна добирается до
    школы и начинает урок.
  2. Савушкин, как всегда, опаздывает, что сильно
    огорчает учительницу.
  3. Савушкин называет существительным “зимний дуб” и
    говорит, что это действительно существительное.
  4. После уроков Савушкин ведет учительницу к себе
    домой через лес, напрямки.
  5. Савушкин показывает учительнице следы лося,
    замерзший ручей и огромный дуб, в корнях которого приютились ежи и лягушки.
  6. Учительница идет обратно, думая об удивительном
    мальчике и его волшебном мире.

Понравившийся эпизод

Мне очень понравился эпизод, когда Савушкин привел
учительницу к дубу и стал разгребать снег и листву у его корней. Он показывал
учительнице то спящего ежа, то коричневую лягушку, прочих жучков-червячков, и
это было очень красиво.

План произведения для пересказа

  1. Глубокий снег
  2. Узкая тропинка
  3. Пятый класс
  4. Урок
  5. Опоздавший
  6. Существительные
  7. Вместе через лес
  8. Следы лося
  9. Ручеек
  10. Зимний дуб
  11. Удивительный мальчик
  1. Главная мысль
  2. Иногда стоит потерять немного времени, чтобы полюбоваться
    красотой природы.
  3. Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и уметь замечать ее красоту
в любое время года. Учит пытливости и наблюдательности, любознательности. Учит
никогда не судить опрометчиво о поступках других.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот красивый рассказ и, кажется, я
понимаю восхищение, которое испытывал Савушкин, наблюдая за жизнью зимнего
леса. В нем столько волшебных тайн, которые можно разгадывать очень долго, но
так и не раскрыть до конца.

  • Новые слова и выражения:
  • Сохатый – лось.
  • Гротик — маленькая ямка, углубление.
  • Просквоженный (от Просквозить) – продуть, здесь просветить
    насквозь.
  • Пословицы к произведению:
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На родной стороне всякий камушек знаком.
  • В родном краю, как в раю.
  • Зима – не лето, в шубу одета.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/nagibin-yuriy-zimniy-dub-chitatels/

Краткое содержание “Зимний дуб” Юрия Нагибина

Зима. Снег за ночь засыпал дорожку, которая ведет к школе.

Молоденькая учительница осторожно ставит ножки в маленьких, отороченных мехом ботиночках, иногда оглядывается, любуясь на следы, оставляемые острыми носочками.

Анне Васильевне нравилось, как мороз покусывает нос, щеки и забирается под шубку. Работает она в школе только два года, но жители всех окружающих поселков уже знают и уважают ее, и от того ей радостно и спокойно.

На встречу по узенькой тропке идет объездчик с конезавода по фамилии Фролов. Его сын учится у Анны Васильевны. Снимает шапку в приветствии и интересуется, как учится его Лешка и не балуется ли. Мудрая учительница успокаивает его, говоря, что все балуются, лишь бы баловство границы не переходило.

В школу с широкими, расписанными морозами окнами уже текут ручейки школьников в капорах, платочках, картузах, шапочках, ушанках и башлыках. Первый урок у Анны Васильевны в пятом «А».

Как и в прошлом году, она волнуется, начиная рассказывать тему урока – имена существительные, переживает – вдруг кто-то из учеников не поймет.

Неожиданно дверь в класс тихонько открывается и на пороге появляется Коля Савушкин, смущенный, в разношенных валенках. Он всегда опаздывает, хоть и живет не так далеко.

Урок тем временем продолжается. Ученики дают примеры имен существительных. Со всех сторон летят слова: кошка, окно, дорога, гвоздик, город, улица… Савушкин поднимает руку и отчетливо произносит: «зимний дуб». Раздается смех, но Коля не замечает его, для него все очевидно – «зимний дуб» это существительное.

Учительница вызывает его в учительскую, где пытается понять, почему он все время опаздывает, а мальчик и сам не знает. Ходит короткой дорогой, в снежки с ребятами не играет. Решают вместе пойти к его маме – «душевной нянечке» из санаторной водолечебницы с обмякшими от горячей воды, матерчатыми руками.

Вот и время позволяет – сейчас два часа, а Колина мама работает с трех. Папы у мальчика нет – на войне погиб.

Тропинка к дому мальчика начинается прямо от школы, бежит вдоль ручья. Ступишь на нее и будто оказываешься в другом мире, наполненном тишиной и покоем.

Все вокруг белое, деревья сокрыты снегом, и только тонкие веточки берез кажутся нарисованными тушью на небе. На полянках среди расступившихся деревьев виднеются заячьи следы, а кое-где попадаются и большие следы лося.

Сама учительница и не догадалась бы, что здесь сохатый прошел, зато Коля все знает, хоть и не видел его никогда.

Ручей покрыт льдом, только в некоторых местах темным глазком проглядывает вода. Коля и про это все знает – теплые ключи бьют, вот вода и не замерзает. И точно, приглядывается учительница, видит тоненький стебелек с пузырьками, похожий на ландыш. Играет носком ботинка в снег, падающий в воду, лепит замысловатые фигуры.

Читайте также:  Краткое содержание недреманное око салтыков-щедрин за 2 минуты пересказ сюжета

А Коля уже вперед ушел по теряющейся в лесу тропинке. Обогнула она боярышник, вышла на полянку, а здесь в белой, сверкающей одежде стоит зимний дуб. Нижние ветки шатром раскинулись над поляной, ствол как будто обшит серебряными нитками, весь блестит маленькими зеркалами.

Кажется Анне Васильевне, что дуб ступает к ней на встречу, приветствует ее.

Коля возится под корнями огромного, как собор, дерева. Вот он нашел свернувшегося в клубок ежа с острыми иглами в сопревших тоненьких листьях.

А здесь, в маленьком гроте с сосульками, сидит коричневая, как будто картонная, лягушка, спит, претворяется будто мертвая.

Целый волшебный мир Савушкина с затаившимися жучками и ящерками предстает перед Анной Васильевной, она всматривается в него, радуется и вздрагивает от неожиданности, когда мальчик говорит, что они уже опоздали, и мама ушла на работу.

Сухими и холодными кажутся Анне Васильевне теперь ее уроки. Как бессилен человек перед тем миром, который может открыться ему, стоит только присмотреться. Думает она, что и учительница она не такая умелая, и ни шагу по пути к умению и мудрости еще не сделала. Сомневается, сможет ли вообще найти этот путь.

Поблагодарила мальчика за прогулку, а тот нахлобучил ушанку, поднял с земли палку и протягивает ее ей, чтобы от лося могла уберечься, если вдруг тот наскочит на нее по дороге. Пошла учительница, а Коля остался у дуба, будто издали охраняет ее.

Поняла, что самым удивительным в лесу и был этот мальчик, смелый и добрый.

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-zimnij-dub-yuriya-nagibina.html

Юрий Нагибин — Зимний дуб

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы.

Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело.

Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте — такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен.

Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка.

И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».

— Можно?

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, — наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась — то на шум в классе, то на рассеянность учеников.

«Первые уроки так трудны!» — вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», — самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами.

Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

— Вам все понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

  • На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:
  • — Кошка…
  • — Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».
  • И тут прорвало:

— Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/522087-yuriy-nagibin-zimniy-dub.html

Конспект урока "Знакомство с произведением Ю.М.Нагибина «Зимний дуб»"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Общая часть

  • Предмет
  • Литературное чтение
  • класс
  • 4
  • Тема урока

Знакомство с произведением Ю.М.Нагибина «Зимний дуб»

  1. Планируемые образовательные результаты
  2. Предметные
  3. Метапредметные
  4. Личностные
  5. -включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ;
  6. -помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
  7. — преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
  8. -высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  9. — участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
  10. Цели
  11. 1) развитие темы «школа жизни»;
  12. 2) формирование понятия «олицетворение».
  13. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
  14. Запланированное время
  15. Содержание урока (план)
  16. 10 мин.

Этап 1. Проверка домашнего задания.

5 мин.

Этап 2. Вступительное слово учителя. Анализ сюжета.

8 мин.

Этап 3. Первичное чтение рассказа.

5 мин.

Этап 4. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа).

  • 10 мин.
  • Этап 5. Вторичное чтение
  • 2 мин.

Этап 6. Вывод (итог), домашнее задание.

  1. ИТОГО: 40 минут
  2. Организационная структура урока
  3. Этап 1. Организационный момент
  4. Деятельность учителя

Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.

В школу жизни попадём.

  • — Итак, сегодня на уроке мы продолжаем с вами тему: «Школа жизни».
  • Деятельность учащихся
  • Приветствуют учителя;
  • Этап 2. Проверка домашнего задания

— На прошлом уроке вы читали рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»

— Дома вы составляли план рассказа. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

Дети зачитывают свои планы. Несколько человек коротко пересказывают текст.

Этап 3. Вступительное слово учителя. Анализ сюжета. Подготовка к первичному восприятию.

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Деятельность учителя

-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Марковича Нагибина. На экране открыта презентация.Учитель читает биографию автора в учебнике, с.42.

Этот замечательный рассказ Юрия Марковича Нагибина разворачивает тему «школа жизни». Но в предыдущих произведениях взрослые учили детей или их учила сама жизнь.

Вспомните Даню Иевлева, который, совершив непредсказуемый поступок, вдруг попал совсем в иной мир, увидел других людей, другие отношения, другие ценности и сам немножко изменился.

Поэтому и сказал всю правду отцу, которого побаивался раньше, и понял, что они близки, понимают друг друга и их взгляды на жизнь совпадают.

Или Ваньку Жукова, его тяжёлая жизнь научила терпеть и верить, а например ребят из рассказа «Бабушка с малиной» взрослые научили, как помочь старушке, попавшей в беду, хотя они вполне могли сами догадаться, как это можно сделать.

В рассказе «Зимний дуб», который мы начнем сегодня читать, мы увидим другую картину. — Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

  • — Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?
  • — Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?
  • — Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?
  • — Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?
  • Деятельность учащихся
  • Дети слушают биографию, а затем рассказ учителя.
  • — О зимнем дубе
  • — Этот автор посчитал его самым красивым, поэтому и выделил его.

— Да, можем. Действие происходит зимой и, скорее всего, в поле или в лесу.- Да, скорее всего зимний дуб, раз автор так назвал произведение.

— Конечно.

Этап 4. Первичное восприятие произведения.

— Я сейчас начну читать произведение, а кто – то продолжит. Так что, следите внимательнее.

И по ходу чтения, будем пояснять неизвестные слова. Ботик – обувь, которую одевают поверх другой обуви в сырую или холодную погоду.

  1. Ка́пор — женский головной убор.
  2. Картуз — неформенная разновидность фуражки.
  3. Вешка – важный момент, этап в развитии чего -нибудь.
  4. Учитель читает произведение, дети следят за чтением.
  5. Этап 5. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа)
Читайте также:  Краткое содержание маска красной смерти эдгара по за 2 минуты пересказ сюжета

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Кто герои данного произведения?

— Ребят, вот мы с вами решили, что это произведение тоже относится к теме «Школа жизни». А кто здесь проходит эту школу? Взрослый? Или ребенок?

— Правильно. Вот обратите внимание, что до этого взрослые учили детей, а в этом рассказе наоборот.

— Да, в нем очень точно описаны эмоции героев, отражена природа до мельчайших подробностей.

— Учительница Анна Васильевна, мальчик Коля Савушкин и зимний дуб.

— Взрослый. Это Анна Васильевна, ведь именно ее мальчик научил видеть красоту природы.

  • Физкультминутка на экране
  • Этап 6. Вторичное чтение (чтение по отрывкам)
  • — А теперь перейдем к тексту произведения.
  • Найдите мне отрывок, где описывается внешний вид Анны Васильевны?
  • — А как молодая учительница относится к своей работе?

— Вы только посмотрите, как точно описывается природа в рассказе. Прочитайте мне ее описание.

— Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

— Давайте прочитаем встречу Анны Васильевны с дубом.

— Какое настроение было у учительницы во время встречи? Подтвердите это отрывками из текста.

— Ребята, а как вы думаете, какой наш герой Коля по характеру? Найдите мне отрывки из текста, где он его показывает. Быть может он добрый, или неуверенный, как вы думаете?

— А что Анна Васильевна вынесла из этого похода в лес? Прочитайте ее эмоции в тексте.

— А давайте сравним, какой была наша учительница в начале рассказа, что она говорила Коле, и что изменилось после похода в лес?

— «… учительница … тоже нравилось». с.43

— «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она

перед уроком в прошлом году…» с.44

— «Свежий, наполненный светом январский денек» с.43, «кругом белым – бело…» с.49, «иногда деревья расступались…» и т.д.

— «Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце» с.46

— «Анна Васильевна, поглядите!…» с.52

— «с радостным интересом», «у нее было такое чувство, будто она попала в западню».

— Коля, добрый по характеру, он так бережно относился к ежику, который был под дубом и к лосю, когда сказал, что не бейте его, а то уйдет из леса. «А лучше просто замахнитесь, с него хватит! Не то еще обидится и вовсе из лесу уйдет.» и др.

— «И Анна Васильевна вдруг поняла…» с.55-56

— Она очень изменилась, начала по — другому смотреть на обычные вещи.

Этап 6. Вывод (итог), домашнее задание.

— Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?

— Можно ли назвать зимний дуб героем рассказа?

— А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

  1. А на слайде давайте подведем итог и продолжим высказывания.
  2. А домашним заданием у вас будет внимательно прочитать произведение «Зимний дуб» с.42 – 56
  3. — Да
  4. — Не совсем.
  5. Дети записывают домашнее задание.
  6. СПАСИБО ЗА УРОК!

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-znakomstvo-s-proizvedeniem-yumnagibina-zimniy-dub-1885024.html

Зимний дуб читать онлайн, Юрий Нагибин

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы.

Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело.

Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте — такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен.

Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка.

И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».

— Можно?

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, — наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась — то на шум в классе, то на рассеянность учеников.

«Первые уроки так трудны!» — вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», — самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами.

Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

— Вам все понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

  • На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:
  • — Кошка…
  • — Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».
  • И тут прорвало:

— Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

— Правильно, — говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. Круг примеров все ширился, но первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо, трактор, колодец, скворечник…

  1. А с задней парты, где сидел толстый Васята, тоненько и настойчиво неслось:
  2. — Гвоздик… гвоздик… гвоздик…
  3. Но вот кто-то робко произнес:
  4. — Город…

— Город — хорошо! — одобрила Анна Васильевна.

И тут полетело:

— Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…

— Довольно, — сказала Анна Васильевна. — Я вижу, вы поняли.

  • Голоса как-то неохотно смолкли, только толстый Васята все еще бубнил свой непризнанный «гвоздик». И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:
  • — Зимний дуб!
  • Ребята засмеялись.

— Тише! — Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

— Зимний дуб! — повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.

Он сказал не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:

— Почему зимний? Просто дуб.

— Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!

— Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать! «Дуб» — имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

— Вот тебе и «зимний дуб»! — хихикнул кто-то на задней парте.

  1. Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям и ничуть не тронутый грозными словами учительницы.
  2. «Трудный мальчик», — подумала Анна Васильевна.
  3. Урок продолжался…
  4. — Садись, — сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую.
  5. Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.
  6. — Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?

— Просто не знаю, Анна Васильевна. — Он по-взрослому развел руками. — Я за целый час выхожу.

Читайте также:  Краткое содержание братья разбойники пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле! Многие ребята жили гораздо дальше Савушкина, и все же никто из них не тратил больше часа на дорогу.

— Ты живешь в Кузьминках?

— Нет, при санатории.

— И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать, и по шоссе не больше получаса.

— А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес, — сказал Савушкин, как будто сам немало удивленный этим обстоятельством.

— Напрямик, а не напрямки, — привычно поправила Анна Васильевна.

Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью. Она молчала, надеясь, что Савушкин скажет: «Простите, Анна Васильевна, я с ребятами в снежки заигрался», или что-нибудь такое же простое и бесхитростное. Но он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: «Вот мы всё и выяснили, чего же тебе еще от меня надо?»

— Печально, Савушкин, очень печально! Придется поговорить с твоими родителями.

— А у меня, Анна Васильевна, только мама, — улыбнулся Савушкин.

Анна Васильевна чуть покраснела. Она вспомнила мать Савушкина, «душевую нянечку», как называл ее сын. Она работала при санаторной водолечебнице. Худая усталая женщина с белыми и обмякшими от горячей воды, будто матерчатыми руками. Одна, без мужа, погибшего в Отечественную войну, она кормила и растила кроме Коли еще троих детей.

Верно, у Савушкиной и без того хватает хлопот. И все же она должна увидеться с ней. Пусть той поначалу будет даже неприятно, но затем она поймет, что не одинока в своей материнской заботе.

— Придется мне сходить к твоей матери.

— Приходите, Анна Васильевна. Вот мама обрадуется!

— К сожалению, мне ее нечем порадовать. Мама с утра работает?

— Нет, она во второй смене, с трех…

— Ну и прекрасно! Я кончаю в два. После уроков ты меня проводишь.

…Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Сороки и вороны, перелетая с дерева на …

Источник: https://knigogid.ru/books/536779-zimniy-dub/toread

Система уроков по рассказу Ю.Нагибина Зимний дуб

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

  • (Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)
  • Цели:
  • продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
  • развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
  • обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
  • развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
  • воспитывать патриотическое отношение к природе.
  • Эпиграф:
  • «Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество
  • ее законов и незащищенность».
  • Ю.Нагибин
  • Ход урока:
  • Проверка домашнего задания
  • — Пересказ.
  • Аналитическая работа по второй части.
  • — Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
  • («Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…» )

— Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

  1. — Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
  2. — Как появляется в рассказе зимний дуб?
  3. («И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

— Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

  • (Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
  • Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
  • — Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
  • ( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
  • — Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

— Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

(«Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!»)

  1. — Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
  2. — Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
  3. — Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

(«…Робко шагнула» к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу ветвью.)

— Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

— Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

— Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как «чудесном и загадочном человеке»)

— Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой.

Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница.

В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)

— Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)

— Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

  • — Зачем автор написал это произведение?
  • (Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек
  • и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

— Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».

Рефлексия

Домашнее задание: сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». Фестиваль «Открытый урок».

  1. Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб
  2. Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
  3. развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  4. воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

  • Ход урока:
  • Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)
  • Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
  • Совместное чтение рассказа.
  • Проверка первоначального восприятия
  • — Почему произведение называется «Зимний дуб»?
  • — Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?
  • — Что можете сказать о мальчике?

— Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

— Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа

На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

  1. — Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.
  2. — С чего начинается повествование?
  3. (С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)
  4. — В литературоведении это называется… (Экспозицией)

— Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

— Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

— А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

— Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

— Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

— Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

— Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)

— Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

— Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была «счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»)

— Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

— Читаем диалог между учителем и учеником.

— Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

— В каких словах звучит голос автора? («Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!»)

— Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

— Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

Рефлексия

Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

Источник: https://mirznanii.com/a/358514/sistema-urokov-po-rasskazu-yunagibina-zimniy-dub

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector