Краткое содержание адамович немой за 2 минуты пересказ сюжета

Действие происходит во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., на территории оккупированной Белоруссии.

«Каратели» — кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень. Главы носят соответ­ствующие названия: «Поселок первый», «Поселок второй», «Между третьим и четвертым поселком» В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.

Каратели-полицаи готовятся к уничтожению первого поселка на пути к основной цели — большой и многолюдной деревне Борки. Точно указаны дата, время, место события, фамилии. В составе «особой команды» — «штурмбригады» — немец Оскар Дирлевангер объединил уголовников, предателей, дезертиров разных национальностей и вероиспо­ведания.

Полицай Тупига поджидает своего напарника Доброскока, чтобы закончить расправу над жителями первого поселка до приезда начальства. Все население сгоняют за сарай к большой яме, у края которой производится расстрел.

Полицай Доброскок в одном из домов, подлежащих уничтожению, узнает среди хозяев свою городскую родственницу, перебравшуюся в деревню накануне родов. В душе женщины загорается надежда на спасение.

Доброскок, подавив возникшее было чувство сострадания, стреляет в женщину, которая опрокидывается навзничь в яму — и… засыпает (По свидетельству чудом уцелевших после казни, люди в момент выстрела не слышат, как стреляют. Они как бы засыпают.)

В главе «Поселок второй» описывается уничтожение деревни Козуличи. Каратель-француз просит полицая Тупигу за шмат сала проделать за него «неприятную работенку» — расстрелять семью, обосновавшуюся в хорошей добротной избе.

Ведь Тупига — «мастер, специалист, ну что ему стоит?» У Тупиги — своя манера: сперва он говорит с женщинами, просит хлеба перекусить — те и расслабятся, а как хозяйка к печи нагнется, так и… «Тело пулемета рванулось — как бы и он испугался…»

Действие возвращается к поселку первому, к той яме, где осталась в состоянии странного смертного сна беременная женщина. Сейчас, в 11 часов 51 минуту по берлинскому времени, она открывает глаза.

Перед ней — довоенная детская комната на бобруйской окраине; мать с отцом собираются в гости, а она прячет от них стыдно накрашенные маминой помадой губы; следующее видение — почему-то чердак, и они с Гришей лежат, как муж и жена, а внизу мычит корова… «Кислый запах любви, стыдный.

Или это из-за ширмы? Нет, снизу, где корова. Из ямы… Из какой ямы? О чем я? Где я?»

Поселок третий мало чем отличается от предыдущих. Полицаи Тупига, Доброскок и Сиротка идут через редкий соснячок, вдыхая жирный сладковатый трупный дым. Тупига старается подавить мысли о возможном отмщении. Внезапно в гуще малинника полицаи натыкаются на женщину с детьми.

Сиротка выказывает немедленную готовность покончить с ними, но Тупига, вдруг повинуясь какому-то неосознанному порыву, отправляет напарников вперед, а сам дает очередь из пулемета мимо цели. Внезапное возвращение Сиротки повергает его в ужас.

Тупига представляет себе, как бы отреагировали на его поступок немцы или бандиты из роты Мельниченко — «галицийцы», бандеровцы. Вот и сейчас «самостийники» зашевелились, — оказывается, какая-то баба, увидев дым-пожар, бежит с поля, домой. Из-за куста ударяет пулемет — баба с мешком падает.

Дойдя до деревни, Тупига встречает Сиротку и Доброскока с набитыми карманами. Он входит в еще не разграбленный дом. Среди прочего добра — один крошечный ботиночек. Держа его на пальце, Тупига находит в темной боковушке спящего в люльке младенца.

Один глаз его приоткрыт и, кажется Тупиге, смотрит на него… Тупига слышит во дворе голоса мародер­ствующих бандеровцев. Ему не хочется, чтобы его заметили в доме. Ребенок кричит — и Тупига выхватывает наган… Далеко и незнакомо звучит его голос: «Жалко было, пацана пожалел! Живым сгорит».

Командир новой «русской» роты Белый замышляет способ избавления от ближайшего соратника Сурова, с которым его связывают курсы красных командиров, плен, бобруйский лагерь и добровольное согласие служить в карательном батальоне.

Белый сначала тешил себя несбыточной затеей — уйти когда-нибудь к партизанам, а в качестве свидетеля своих «честных» намерений предъявить Сурова, а потому специально оберегал его от явно кровавых заданий.

Однако чем дальше, тем отчетливее понимает Белый, что никогда не сможет порвать с карателями, особенно после случая с партизанским разведчиком, в доверие к которому он вошел, но тут же и выдал его. А чтоб развеять суровский ореол непорочности, приказывает тому самолично облить бензином и подпалить сарай, куда согнали все население поселка.

В центре следующей главы — фигура лютого карателя из так называемой «украинской роты» Ивана Мельниченко, которому всецело доверяет командир роты немец Поль, вечно пьяный уголовник-извращенец. Мельниченко вспоминает о своем пребывании в фатерлянде, куда его пригласили родители Поля, — Мельниченко спас тому жизнь.

Он ненавидит и презирает всех: и тупых, ограниченных немцев, и партизан, и даже своих родителей, которые ошеломлены появлением сына-карателя в бедной киевской хате и молят Бога о его смерти. В разгар очередной «операции» к мельниченковцам прибывает подмога — «москали».

Мельниченко в ярости бьет по щеке плетью их командира — своего недавнего подчиненного Белого — и получает в ответ полную обойму свинца. Сам Белый тут же погибает от руки одного из бандеровцев (из документов известно, что Мельниченко долго лечился в госпиталях, после войны был судим, бежал, скрывался и погиб в Белоруссии). Борковская операция продолжается.

Осуществляет её по «методе» Дирлевангера штурмфюрер Слава Муравьев. Карателей-новичков строят попарно с уже бывшими в деле фашистами — остаться в стороне, не замазаться в крови невозможно.

Сам Муравьев тоже прошел этот путь: бывший лейтенант Красной Армии, он в первом же бою был раздавлен фашистскими танками, затем с остатками своего полка пытался противостоять неумолимой военной машине немцев, но в конце концов попал в плен. Полностью подавленный, он пытается оправдаться перед матерью, отцом, женой, самим собой тем, что будет «своим» среди чужих.

Военную выправку, интелли­гентность бывшего учителя заметили немцы, сразу дали взвод. Муравьев тешит себя мыслями, что заставил уважать себя; его подчиненные — это не мельничен­ковские «самостийники», у него дисциплина. Муравьев вхож в дом самого Дирлевангера, знакомится с наложницей шефа — Стасей, четырна­дца­тилетней польской еврейкой, которая мучительно напоминает ему давнюю любовь — учительницу Берту. Муравьев не чужд книг, немец Циммерман обсуждает с ним теорию Ницше и библейские притчи.

Дирлевангер ценит неразго­ворчивого азиата, однако сейчас собирается сделать его пешкой в своей игре: он замышляет свадьбу Муравьева со Стасей, чтобы заткнуть рот злопыхателям, доносящим на него в Берлин о якобы имевшей место пропаже золотых вещиц, прикарманенных им после расстрела специально отобранных пятидесяти евреев в Майданеке. Дирлевангеру нужно реабили­тировать себя перед Гиммлером и фюрером за прошлую связь с заговорщиком Ремом и небезобидные пристрастия к девочкам младше четырнадцати лет. По дороге в Борки Дирлевангер сочиняет мысленно письмо в Берлин, из которого руководство узнает и по достоинству оценит его «новаторский», «революционный» способ тотального уничтожения непокорных белорусских деревень и заодно успешно применяемую практику «перевос­питания» отбросов человечества вроде ублюдка Поля, которого он вытащил из концлагеря и взял в карательный взвод: лучшая стерилизация — это «омоложение детской кровью». Борки, по Дирлевангеру, — это демонстративный акт тотального устрашения. Женщины и дети загнаны в амбар, местные полицаи, наивно рассчитывавшие на милость немцев, — в школу, их семьи — в дом напротив. Дирлевангер со свитой входит в ворота амбара «полюбоваться» на добросовестно подготовленный «материал». Когда затихает пулеметная пальба, сами собой распахиваются не выдержавшие огня ворота. У стоящих в оцеплении карателей не выдерживают нервы: Тупига дает очередь из автомата в клубы дыма, у многих выворачивает желудки. Затем начинается расправа с полицаями, которых на виду у семей выводят по одному из школы и швыряют в огонь. И каждый из карателей думает, что такое может произойти с другими, но не с ним.

В 11 часов 56 минут немец Лянге водит стволом автомата по трупам страшной ямы первого поселка. В последний раз видит своих убийц женщина, и в жуткой тишине беззвучно кричит от ужаса и одиночества неродившаяся шестимесячная жизнь.

В конце повести — докумен­тальные свидетельства о сожжении трупов Гитлера и Евы Браун, перечисление преступлений против человечества в современную эпоху.

Оцените пересказ

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

Алесь Адамович: Немой

Здесь есть возможность читать онлайн «Алесь Адамович: Немой» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание.

Город: Москва, год выпуска: 1992, категория: Современная проза / prose_military / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.

ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Краткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжета

Немой: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Немой»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Алесь Адамович: другие книги автора

Кто написал Немой? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Краткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Адамович Немой за 2 минуты пересказ сюжета

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

  1. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Немой — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Немой», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

«ICH WERDE DICH SCHÜTZEN»[1]

Неужели это мы? Значит, способны на такое, можем быть такими? Снова и снова задаешь вопросы, читая или видя на экране телевизора, с какой безудержной яростью, а то и жестокостью решаются национальные, клановые и политические споры на просторах недавно общей державы.

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/nemoj-kratkoe-soderzhanie-knigi-adamovicha-syuzhet-proizvedeniya

Алесь Адамович: Немой

Молодого солдата Франца Ш. (молод по-настоящему, семнадцать лет, призван по тотальной мобилизации) прикрепили к напарнику — опытному, надежному, проверенному в деле.

Отто Залевски, по нормальным армейским меркам, можно сказать, уже старик, он из деревенских жандармов. Тоже тотальник, но не 1943 года призыва, а 1942-го.

После Московской битвы, тогда как Франца фюрер позвал после Сталинградской.

Франц в боевое подразделение попал прямо с Бобруйского вокзала вместе с тяжелым вооружением, которое прибыло специально для этого батальона. Так что деревня Петухи — его боевое крещение. Говорят, тут самый змеюшник партизанский. Как выразился штурмбанфюрер, тут и курица — партизан.

Однако Францу в это не легко было поверить, когда он видел местных жителей — что в Бобруйске, что в этой деревне.

Читайте также:  Краткое содержание маленький водяной пройслера за 2 минуты пересказ сюжета

Запуганы и какие-то пришибленные: с готовностью уступают дорогу, в глаза, правда, стараются не смотреть (дети, те глядят с испуганным любопытством), но, если немец окликнет, послушно подойдут и даже несколько слов по-немецки скажут, какие знают. «Никсфарштейн» — даже с гордостью, что тоже могут по-немецки.

Если по совести говорить, то Францу куда больше не нравятся местные полицейские: лживо-подобострастные, а тем не менее в руках у них оружие. Что он там на самом деле думает и что сделает в следующий миг — разве знаешь?

Ситуация, в которой он сразу же оказался в Петухах, для любого не проста.

А Францу, новичку, как ему даже вообразить, что сегодня он с этими вот людьми живет в одной хате, они ему греют воду, жарят яичницу, с ними он разговаривает, смеется, а завтра он их всех убьет? Встанет утром, поздоровается, почистит зубы, посидит за столом, переглядываясь с Полиной, молодой хозяйкой, а затем они с Отто посмотрят на часы и лязгнут затворами…

Переглядываться и пересмеиваться Франц с девушкой начали не сразу, лишь со второго дня, потому что сперва ему показалось, что в этой избе — две старухи. Старая, седая старуха с какой-то нелепой постоянной улыбкой и старуха помоложе, ничуть не краше той, первой. Даже грязнее, и вся обмотана каким-то рваньем, а еще и прихрамывает, горбится.

Но назавтра утром вторая старуха куда-то пропала, исчезла, а объявилась почти девочка — черноглазая, с коротко остриженными волосами, с любопытством и как бы насмешливо приглядывающаяся к Францу.

Юбка та же, по-деревенски длинная, грязного цвета, но кофта беленькая, даже с какими-то вышивками.

Не подозревая, что Франц по-русски понимает (отец его побывал в русском плену, и дома у них немало русских книг, даже Библия есть на славянском), старая старуха шипит на свою, видно, дочку, не поворачивая к ней лица:

— Что это ты себе позволяешь, язви твою душу? Перед кем ты выфрантилась? Что гэта с тобой робицца?

Отто, хотя он по-ихнему ни слова, тем не менее видит и понимает происходящее получше Франца. Объяснил. Они тут все так… которая помоложе и покраше, попригляднее, лицо, шею сажей измажет, извозит, чуть не в навозе, руки, ноги, нарядится, будто сарай чистить, — она тебе и хромая и горбатая, только не трожь ее! Не покушайся на ее прелести!

А эта, гляди ты, сразу переменила тактику, как только ты появился, — гордись, Франц!

Старому Отто порученный его отеческой опеке молодой солдат, прямо из гитлерюгенда, даже понравился. Хотя горожане, да еще эти горластые, наглые юнцы, ему не очень по душе. От них старику, да еще деревенскому, всегда можно ждать какого-нибудь подвоха, неприятности.

Один уже был у него такой, быстренько схватил должность цугфюрера, взводом командует, и Отто теперь у него в подчинении.

Напрочь забыл, какой был смирненький в первые дни, как смотрел в рот бывалому солдату, ловил каждое его слово, совет, а теперь на Отто глядит всегда с насмешечкой, всякий раз при построении интересуется: «Hast du dein Scheiss beendigt?», посрал ли герр Отто, а то цуг, взвод может его и подождать.

А с Францем еще и такого жди: подстрелит сдуру, никак не натешится полученным шмайссером, возится, как с игрушкой, заряжает, перезаряжает.

На Отто смотрит, как бы жалея его, у старика всего лишь винтовка.

С ними, с этой девицей, по-ихнему разговаривает, хихикают, не над Отто ли? Когда успел и где так насобачиться по-русски? У Отто вон какая фамилия, почти славянская. Но он их язык учить не будет.

Присмотревшись к немцам, которые поселились в их избе, послушав, что соседи рассказывают про своих постояльцев, Полина действительно перестала бояться. Нет, страх, ужас перед тем, что немцы натворили в соседних Борках и Каменке, не уходил, давил.

Но не Франца же ей бояться, этого дылду-парнишку, которому трудно с собственными руками-ногами справиться, похожего на вывалившегося из гнезда ястребенка? Шестнадцать лет — это шестнадцать лет. Именно столько исполнилось Полине в январе. Так хочется верить в лучшее.

Ну, а немцу этому — намного ли больше? Хотя и напялил мундир, ремнями и какими-то термосами обвешан, как огородное чучело, с автоматом и спать ложится, воняет лошадиным потом и какими-то помадами, одеколоном. Без смеха посмотреть на него не удается.

И все время видишь его голубые глаза. Даже спиной чувствуешь.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/158539-2-ales-adamovich-nemoj.html

Книга «Немой»

628 белорусских деревень сожжено вместе со всеми жителями во время Великой Отечественной войны, истории одной из них и посвящён этот роман…
Хорошо и одновременно больно, что в нашей литературе есть подобные произведения.

Хорошо – что это правда (ведь по признанию самого Алеся Адамовича роман основан на действительно произошедших в одной из белорусских деревень событиях), но возможно от того и больно.

Горько за то, что история не щадит людей, не знает границ своей жестокости, да и сами люди, слепо веруя в навязанные им идеи, готовы подчиняться им и не мириться ни перед чем, даже перед простым и высоким человеческим чувством…
С первых страниц романа перед нами предстаёт простая идиллия сельской жизни.

Старики занимаются хозяйством, ребята играют в свои детские игры и пасут коров. Кажется, ничего не напоминает о войне, лишь фашистские солдаты на постоялом дворе — признак того, что война рядом. Впрочем, это пока им не дали соответствующий приказ.

«Штурмбанфюрер самолично имел политическую беседу с младшими офицерами, а те — с солдатами: как вести себя на этот раз, в этой деревне. Никаких угроз и конфискаций, за услуги благодарить и даже платить, смело вступать в личные контакты — всё, как в цивилизованной стране. А когда наступит день акции (о нём сообщено будет дополнительно), всех хозяев своего дома ликвидировать, дом и все постройки поджечь. Словом, дальше действовать, как и в других деревнях. Скот, особенно крупный, как и раньше, не уничтожать, выгнать из сараев, передать погонщикам. При этом каждый обязан с первого же дня зафиксировать, сколько членов семьи под его контролем, распределить, кто и за кого лично отвечает в день, акции — за то, чтобы не убежали, не спрятались. Особенно важны последний день и ночь перед ликвидацией: они, как животные, чуют близость бойни».

Моя бабушка также вспоминала, как лояльно относились к ним солдаты со свастикой, пока ситуация на фронтах была в их пользу: кормили шоколадом, помогали по хозяйству. Когда же Красная Армия стала наступать — ситуация в корне изменилась.

Пока же место нашлось на войне даже искренним человеческим чувствам. Никогда не знаешь, где подстерегает тебя любовь, и может быть тот, кто должен быть тебе заклятым врагом, уже завтра станет самым дорогим и близким человеком.

У солдат не спрашивали хотят они воевать, или нет, разделяют ли они расовую теорию, готовы ли доказать немецкую исключительность — их просто гнали на фронт, а там уже своё дело делала пропаганда.

Кто-то ломался, единицы — оставались Людьми с большой буквы этого слова. И пусть таких было совсем немного, но они были. Об этом и роман.

«Молодого солдата Франца Ш. (молод по-настоящему, семнадцать лет, призван по тотальной мобилизации) прикрепили к напарнику — опытному, надёжному, проверенному в деле. Отто Залевски, по нормальным армейским меркам, можно сказать, уже старик, он из деревенских жандармов. Франц в боевое подразделение попал прямо с Бобруйского вокзала. Так что деревня Петухи — его боевое крещение. Говорят, тут самый змеюшник партизанский. Как выразился штурмбанфюрер, тут и курица-партизан. Однако Францу в это не легко было поверить, когда он видел местных жителей… Запуганы и какие-то пришибленные: с готовностью уступают дорогу, в глаза, правда, стараются не смотреть (дети, те глядят с испуганным любопытством), но, если немец окликнет, послушно подойдут и даже несколько слов по-немецки скажут… Ситуация, в которой он сразу же оказался в Петухах, для любого не проста. А Францу, новичку, как ему даже вообразить, что сегодня он с этими вот людьми живёт в одной хате, они ему греют воду, жарят яичницу, с ними он разговаривает, смеётся, а завтра он их всех убьёт? Встанет утром, поздоровается, почистит зубы, посидит за столом, переглядываясь с Полиной, молодой хозяйкой, а затем они с Отто посмотрят на часы и лязгнут затворами…»

Это и есть настоящая жизнь — без пафоса и никому не нужного геройства, хотя Франц — настоящий герой, который ради своей Полины готов на любые жертвы, даже самые невероятные. Кто прочитает роман, поймёт, о чём я.

Героям не раз доведётся пережить целый ряд ситуаций, которые постоянно будут ставить их перед выбором, что главнее для каждого из них: тяга друг к другу или желание выжить.

Ведь для каждого из них — они враги, а война ещё в самом разгаре.

«Пожалуй, ни одна девушка не нравилась так Францу, как вдруг эта приглянулась – из бандитской деревни. Да если по совести, ничего серьёзного и не было ещё у него с женским племенем. И вот перед ним та, в которую, ещё немного, и он влюбится по-настоящему. Но времени на это не будет… Он же так и не познает того, о чём столько говорят, пишут в книгах, в кино показывают…»

Франц осознаёт, что не может поступить иначе. Пойти против идеи? Всего того, чему его учили с самого детства? Быть непонятым ни теми, ни другими, и в конце концов оказаться изгоем, обречённым на смерть? И всё ради любви к этой чистой и обаятельной девушке.

«Что ещё жило в его сознании, как это ни странно, — протест. Жестокость, эгоизм желания против жестокости догмы, идеологии. Ведь расовый закон ему того не позволяет. Убить разрешает и даже обязывает это сделать. А вот подобным прелюбодеянием унизить свою расу – что скотоложество. И того хуже, опаснее: скотина тебе свою идеологию не передаст… Как же он выйдет к ним, как посмотрит на Полину, глазами встретится с ней? О, Господи, лучше бы не просыпаться вообще! Не жить, не знать ничего этого. Не я выбираю, за меня Фатерланд, фюрер определили мою ношу. Как с нею быть, что делать мне? О, Господи, пусть бы она и правда убежала, не съели бы за это Франца, ну, пусть бы наказали, как следует. Или пускай, если уж на то пошло, Отто все это проделает, ему это не в новинку. А вдруг раздумал штурмбанфюрер, это в его власти, вдруг объявят: акция отменяется, уходим. Ну, пусть другой раз, пусть где-то, но не сейчас, не здесь. Поймите же, Полина, Полина! Фюрер мой, Германия, я плохой патриот, сам вижу, но я ещё наберусь мужества, воли, решимости. Я сгожусь в дело. Но только не теперь! Сказать ей, махнуть на все рукой и предупредить! Но это же измена, этим ты предаёшь интересы своего народа. А какой там она, эта девчонка, враг для Германии!..»

В романе очень мало диалогов, поскольку происходящие события — неожиданные и страшные — не располагают к этому, да они и не совсем понимают языка друг друга. Зато им понятен язык любви.

Не война с её победами и поражениями, героями и предателями, горечью потери и радости долгожданной встречи, а судьба людей — даже не солдат, а простых обывателей, на фоне ужаса войны пытающихся найти своё место — вот кто интересует автора.

Всемирно известный (наряду с Василём Быковым) белорусский писатель Алесь Адамович написал свою повесть «Немой» ещё в далёком 1992, спустя 13 лет она была положена в основу фильма «Франц+Полина», который, однако, Адамович увидеть не успел (он умер через месяц после публикации романа в газете «Знамя»).

Читайте также:  Краткое содержание маленьких трагедий пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

Интересно, что он сам пошёл на войну и подростком прошёл всю оккупацию Беларуси, а затем стал известен благодаря шокирующей военной публицистике. По его книгам были сняты фильмы, «Иди и смотри» (1985 г.; первая роль в те годы ещё подростка Алёши Кравченко, с которой он начал свою кинематографическую карьеру) — стал классикой, известной во всём мире.

Позже его судьбу переживёт и «Франц + Полина». Руководитель Международного кинофестиваля FIPA (Франция) Пьер-Генри Делау так позднее отзывался об этой картине: «Фильм буквально перевернул моё сознание и стал для меня одним из лучших, увиденных за все последние годы».

А французская газета «La Croix» писала: «Принимая во внимание многочисленные достоинства картины (операторская работа, сценарий и игра актёров) было бы замечательным, если бы у французских зрителей была возможность увидеть волнующую историю прекрасной любви между юным немецким Ромео и красавицей Джульеттой из Беларуси».

Кстати, для молодой актрисы Светланы Ивановой роль Полины стала первой главной ролью в кино, а «Франц + Полина» стал первым полнометражным фильмом кинокомпании «Югра-фильм».

Желающие прочесть роман, в электронном варианте могут здесь.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000570237-nemoj-ales-adamovich

«Каратели»: краткое содержание повести Адамовича

Действие происходит во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., на территории оккупированной Белоруссии.

«Каратели» — кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень. Главы носят соответ­ствующие названия: «Поселок первый», «Поселок второй», «Между третьим и четвертым поселком» и т. д. В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.

Каратели-полицаи готовятся к уничтожению первого поселка на пути к основной цели — большой и многолюдной деревне Борки. Точно указаны дата, время, место события, фамилии. В составе «особой команды» — «штурмбригады» — немец Оскар Дирлевангер объединил уголовников, предателей, дезертиров разных национальностей и вероиспо­ведания.

Продолжение после рекламы:

Полицай Тупига поджидает своего напарника Доброскока, чтобы закончить расправу над жителями первого поселка до приезда начальства. Все население сгоняют за сарай к большой яме, у края которой производится расстрел.

Полицай Доброскок в одном из домов, подлежащих уничтожению, узнает среди хозяев свою городскую родственницу, перебравшуюся в деревню накануне родов. В душе женщины загорается надежда на спасение.

Доброскок, подавив возникшее было чувство сострадания, стреляет в женщину, которая опрокидывается навзничь в яму — и… засыпает (По свидетельству чудом уцелевших после казни, люди в момент выстрела не слышат, как стреляют. Они как бы засыпают.)

В главе «Поселок второй» описывается уничтожение деревни Козуличи. Каратель-француз просит полицая Тупигу за шмат сала проделать за него «неприятную работенку» — расстрелять семью, обосновавшуюся в хорошей добротной избе.

Ведь Тупига — «мастер, специалист, ну что ему стоит?» У Тупиги — своя манера: сперва он говорит с женщинами, просит хлеба перекусить — те и расслабятся, а как хозяйка к печи нагнется, так и… «Тело пулемета рванулось — как бы и он испугался…»

Брифли существует благодаря рекламе:

Действие возвращается к поселку первому, к той яме, где осталась в состоянии странного смертного сна беременная женщина. Сейчас, в 11 часов 51 минуту по берлинскому времени, она открывает глаза.

Перед ней — довоенная детская комната на бобруйской окраине; мать с отцом собираются в гости, а она прячет от них стыдно накрашенные маминой помадой губы; следующее видение — почему-то чердак, и они с Гришей лежат, как муж и жена, а внизу мычит корова… «Кислый запах любви, стыдный.

Или это из-за ширмы? Нет, снизу, где корова. Из ямы… Из какой ямы? О чем я? Где я?»

Поселок третий мало чем отличается от предыдущих. Полицаи Тупига, Доброскок и Сиротка идут через редкий соснячок, вдыхая жирный сладковатый трупный дым. Тупига старается подавить мысли о возможном отмщении. Внезапно в гуще малинника полицаи натыкаются на женщину с детьми.

Сиротка выказывает немедленную готовность покончить с ними, но Тупига, вдруг повинуясь какому-то неосознанному порыву, отправляет напарников вперед, а сам дает очередь из пулемета мимо цели. Внезапное возвращение Сиротки повергает его в ужас.

Тупига представляет себе, как бы отреагировали на его поступок немцы или бандиты из роты Мельниченко — «галицийцы», бандеровцы. Вот и сейчас «самостийники» зашевелились, — оказывается, какая-то баба, увидев дым-пожар, бежит с поля, домой. Из-за куста ударяет пулемет — баба с мешком падает.

Дойдя до деревни, Тупига встречает Сиротку и Доброскока с набитыми карманами. Он входит в еще не разграбленный дом. Среди прочего добра — один крошечный ботиночек. Держа его на пальце, Тупига находит в темной боковушке спящего в люльке младенца.

Один глаз его приоткрыт и, кажется Тупиге, смотрит на него… Тупига слышит во дворе голоса мародер­ствующих бандеровцев. Ему не хочется, чтобы его заметили в доме. Ребенок кричит — и Тупига выхватывает наган… Далеко и незнакомо звучит его голос: «Жалко было, пацана пожалел! Живым сгорит».

Продолжение после рекламы:

Командир новой «русской» роты Белый замышляет способ избавления от ближайшего соратника Сурова, с которым его связывают курсы красных командиров, плен, бобруйский лагерь и добровольное согласие служить в карательном батальоне.

Белый сначала тешил себя несбыточной затеей — уйти когда-нибудь к партизанам, а в качестве свидетеля своих «честных» намерений предъявить Сурова, а потому специально оберегал его от явно кровавых заданий.

Однако чем дальше, тем отчетливее понимает Белый, что никогда не сможет порвать с карателями, особенно после случая с партизанским разведчиком, в доверие к которому он вошел, но тут же и выдал его. А чтоб развеять суровский ореол непорочности, приказывает тому самолично облить бензином и подпалить сарай, куда согнали все население поселка.

В центре следующей главы — фигура лютого карателя из так называемой «украинской роты» Ивана Мельниченко, которому всецело доверяет командир роты немец Поль, вечно пьяный уголовник-извращенец. Мельниченко вспоминает о своем пребывании в фатерлянде, куда его пригласили родители Поля, — Мельниченко спас тому жизнь.

Он ненавидит и презирает всех: и тупых, ограниченных немцев, и партизан, и даже своих родителей, которые ошеломлены появлением сына-карателя в бедной киевской хате и молят Бога о его смерти. В разгар очередной «операции» к мельниченковцам прибывает подмога — «москали».

Мельниченко в ярости бьет по щеке плетью их командира — своего недавнего подчиненного Белого — и получает в ответ полную обойму свинца. Сам Белый тут же погибает от руки одного из бандеровцев (из документов известно, что Мельниченко долго лечился в госпиталях, после войны был судим, бежал, скрывался и погиб в Белоруссии). Борковская операция продолжается.

Осуществляет её по «методе» Дирлевангера штурмфюрер Слава Муравьев. Карателей-новичков строят попарно с уже бывшими в деле фашистами — остаться в стороне, не замазаться в крови невозможно.

Сам Муравьев тоже прошел этот путь: бывший лейтенант Красной Армии, он в первом же бою был раздавлен фашистскими танками, затем с остатками своего полка пытался противостоять неумолимой военной машине немцев, но в конце концов попал в плен. Полностью подавленный, он пытается оправдаться перед матерью, отцом, женой, самим собой тем, что будет «своим» среди чужих.

Военную выправку, интелли­гентность бывшего учителя заметили немцы, сразу дали взвод. Муравьев тешит себя мыслями, что заставил уважать себя; его подчиненные — это не мельничен­ковские «самостийники», у него дисциплина. Муравьев вхож в дом самого Дирлевангера, знакомится с наложницей шефа — Стасей, четырна­дца­тилетней польской еврейкой, которая мучительно напоминает ему давнюю любовь — учительницу Берту. Муравьев не чужд книг, немец Циммерман обсуждает с ним теорию Ницше и библейские притчи.

Брифли существует благодаря рекламе:

Дирлевангер ценит неразго­ворчивого азиата, однако сейчас собирается сделать его пешкой в своей игре: он замышляет свадьбу Муравьева со Стасей, чтобы заткнуть рот злопыхателям, доносящим на него в Берлин о якобы имевшей место пропаже золотых вещиц, прикарманенных им после расстрела специально отобранных пятидесяти евреев в Майданеке. Дирлевангеру нужно реабили­тировать себя перед Гиммлером и фюрером за прошлую связь с заговорщиком Ремом и небезобидные пристрастия к девочкам младше четырнадцати лет. По дороге в Борки Дирлевангер сочиняет мысленно письмо в Берлин, из которого руководство узнает и по достоинству оценит его «новаторский», «революционный» способ тотального уничтожения непокорных белорусских деревень и заодно успешно применяемую практику «перевос­питания» отбросов человечества вроде ублюдка Поля, которого он вытащил из концлагеря и взял в карательный взвод: лучшая стерилизация — это «омоложение детской кровью». Борки, по Дирлевангеру, — это демонстративный акт тотального устрашения. Женщины и дети загнаны в амбар, местные полицаи, наивно рассчитывавшие на милость немцев, — в школу, их семьи — в дом напротив. Дирлевангер со свитой входит в ворота амбара «полюбоваться» на добросовестно подготовленный «материал». Когда затихает пулеметная пальба, сами собой распахиваются не выдержавшие огня ворота. У стоящих в оцеплении карателей не выдерживают нервы: Тупига дает очередь из автомата в клубы дыма, у многих выворачивает желудки. Затем начинается расправа с полицаями, которых на виду у семей выводят по одному из школы и швыряют в огонь. И каждый из карателей думает, что такое может произойти с другими, но не с ним.

В 11 часов 56 минут немец Лянге водит стволом автомата по трупам страшной ямы первого поселка. В последний раз видит своих убийц женщина, и в жуткой тишине беззвучно кричит от ужаса и одиночества неродившаяся шестимесячная жизнь.

В конце повести — докумен­тальные свидетельства о сожжении трупов Гитлера и Евы Браун, перечисление преступлений против человечества в современную эпоху.

Пересказал Л. А. Данилкин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

Источник: https://briefly.ru/adamovich/karateli/

Конспект урока по рассказу А.Адамовича "Немой"

  • Методическая разработка урока-беседы
  • Тема урока:
  • «Урок жизни в рассказе о войне» (по рассказу А.Адамовича «Немой»)
  • Цель урока:
  • показать роль Великой Отечественной войны и произведений о ней в формировании гуманных взаимоотношений между отдельными людьми и народами на основе уважения и толерантности.
  • Задачи:
  • -познакомить учащихся с основными фактами жизни и тематикой творчества белорусского писателя А.Адамовича, с сюжетом рассказа «Немой»;

-развивать интерес к современной литературе, в т.ч.

к произведениям о Великой Отечественной войне, умение анализировать художественное произведение и сопоставлять его с другими;

  1. -воспитывать чувство сопереживания, чуткость, терпимость, уважение к чужой жизни и чужому выбору.
  2. Оборудование: мультимедийный проектор, 2 презентации, текст рассказа.
  3. Технология: технология коммуникативно-диалоговой деятельности.
  4. Конспект урока

1.Вступление.

Великая Отечественная война для российской литературы — богатейший источник художественного познания эпохи и человеческих характеров. К этой теме обращались и продолжают обращаться писатели разных поколений — М. Шолохов и Л. Соболев,

К. Симонов и О. Берггольц, Ю. Бондарев и О. Гончар, А. Адамович и Д. Гранин, В. Карпов и Г. Бакланов, В. Кондратьев, В. Астафьев, В. Воробьев, Г. Владимов и другие.

Давайте вспомним произведения о Великой Отечественной войне, которые произвели на вас особенно сильное впечатление. Это могут быть небольшие по объёму, но обязательно глубокие по содержанию и значительные по эмоциональному воздействию на читателей стихотворные и прозаические произведения.

(Учащиеся могут назвать известные им по курсу литературы, по урокам внеклассного чтения и самостоятельно прочитанные произведения).

Мне кажется, ребята, что новым для большинства из вас будет имя белорусского писателя и общественного деятеля Алеся Адамовича, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Великой Отечественной войной.

2.Краткий обзор жизненного и творческого пути писателя. (Рассказ учителя или подготовленного ученика)

Почему я решила привлечь ваше внимание к этому имени?

Во-первых, потому, что известный писатель стоит в ряду крупнейших мастеров прозы о войне. Несколько десятилетий назад его имя звучало очень громко, его книги были явлением в литературе.

Во-вторых, на меня произвело сильное впечатление одно из последних произведений А.Адамовича о Великой Отечественной войне, и я не могу не поделиться с вами этим впечатлением. Мне хочется, чтобы вы взглянули на войну другими глазами, увидели её в новом ракурсе, а после нашей беседы постарались ответить на следующие вопросы:

  • (их можно написать на доске)
  • Чем это произведение отличается от других прочитанных вами произведений о войне?
  • Как вы думаете, стóит ли сегодня обращаться к теме Великой Отечественной войны, ведь написано уже немало?

Итак, Алесь Адамович. Свидетель войны, участник войны, человек мира.

(Рассказ учителя или подготовленного ученика по Презентации1)

3.Краткая характеристика творческого наследия.

Писатель Алесь Адамович известен широкому читателю такими книгами, как «Хатынская повесть», «Каратели», роман «Сыновья уходят в бой», «Блокадная книга», написанная совместно с Даниилом Граниным. Он печатался в «Литературной газете», журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Грани». Его произведения переведены на два десятка языков, многие из них экранизированы.

Читайте также:  Краткое содержание волков семь подземных королей за 2 минуты пересказ сюжета

1970-1973 годы. Вместе с Янком Брылем и Владимиром Колесником они объехали с магнитофоном всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, опросили и записали более трехсот свидетелей военной трагедии, рассказы которых и легли в основу документальной книги «Я из огненной деревни».

  1. Ко времени перестройки Алеся Адамовича уже знали и как сценариста одного из самых страшных фильмов о войне: в 1985 году на экраны вышла картина «Иди и смотри», рассказывающая о сожженной дотла вместе со всеми жителями белорусской деревне.
  2. А в1993 году в 12 номере журнала «Знамя» был опубликован рассказ «Немой» с подзаголовком «Быль» и эпиграфом на немецком языке
  3. «ICH WERDE DICH SCHOTZEN»

«Я тебя защищу» (нем.).

4.Знакомство с рассказом А.Адамовича «Немой»

Композиция рассказа напоминает нам известные произведения мировой и русской литературы, в которых переплетаются разные временные пласты, автор делится с читателем своими мыслями, свободно обращается с категорией времени и находит нечто общее, важное для людей во все времена.

Экспозиция – это размышление писателя о национальных и политических проблемах, конфликтах, всё чаще возникающих в странах ближнего зарубежья. Он не может относиться к происходящему равнодушно. Чтобы убедить в существовании выхода из складывающейся тревожной ситуации, А.Адамович ищет примеры в истории (что не ново для нашей литературы).

Идёт Великая Отечественная война. Белоруссия. Деревня с очень мирным названием Петухи. В деревне расположилась немецкая часть. Ведут себя непрошенные гости довольно сдержанно, почти культурно. Успокоенные жители не подозревают, что немцы ожидают сигнала о начале акции по уничтожению деревни вместе с населением.

  • Молодой солдат Франц совсем недавно на фронте.
  • ( Презентация 2. Слайд 2)
  • В доме, где они поселились, хозяйничают две женщины- «старуха» и её дочь Полина.
  • (Презентация 2. Слайд 3)
  • Можно ли предугадать дальнейшее развитие событий?

Наверное, вы согласитесь, что они предсказуемы. Но не забывайте, что идёт война, а молодые люди – представители враждующих сторон. Как же описывает автор зарождение отношений между Полиной и Францем?

(Презентация 2.Слайд 4)

Отойдём на минуту от Полины и вернёмся к напарнику Франца — немцу Отто. Два солдата одной армии- молодой и старый. Только ли этим они различаются? Через некоторое время пути их разойдутся. Почему? Объяснение этому можно найти в словах автора.

(Презентация 2.Слайд5)

Какой вы можете сделать вывод? Кто играет важную роль в становлении личности молодого человека?

(Семья и книги, точнее, русская классика в лице Ф.М.Достоевского)

Актуальна ли эта мысль на сегодняшний день?

( Несомненно)

Я думаю, вы уже обратили внимание на своеобразие повествовательной манеры писателя, на язык его произведения. Как бы вы его охарактеризовали?

(Близкий к разговорному, незамысловатый, проявляются юмор, насмешка,

передаются особенности народной речи, отсутствует наигранная патетика).

Уже на первых страницах рассказа автор проявил себя как мастер детали. Это и деталь в портрете немца Отто; в начале рассказа мы видим его глазами молодых людей: «Так его жалко- с его тусклыми, безразличными глазами, индюшачьей морщинистой шеей».

Через несколько страниц, в сцене карательной операции, говоря об Отто, автор упоминает его «морщинистую шею стервятника».

Добавлено всего одно слово, и перед нами уже не вызывающий сочувствие больной человек, а злобный, внушающий отвращение, жестокий враг.

А как умело в сцене трагического утра деревни А.Адамович проводит по тексту символ чистоты, мирной жизни – молоко!

( Презентация 2. Слайд 6)

Этот образ помогает передать и протяжённость эпизода во времени, и его напряжённую настороженность, и трагедию рухнувшего в одну секунду мира.

Как же разойдутся дороги двух солдат? В какую сторону направит дуло автомата юный Франц? Мучительная борьба в душе Франца заставляет и читателя напряжённо ожидать развязки.

(Презентация 2. Слайд 7)

Итак, выбор сделан. Первая часть рассказа завершается описанием трагедии. В масштабах одной деревни автор передал трагическую историю Белоруссии, своей многострадальной родины.

65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, но историки продолжают подсчитывать и пересчитывать потери.

Знаете ли вы, как пострадала Белоруссия от фашистов? (Возможно, учащиеся вспомнят известные им факты из истории)

(Презентация 2.Слайд 8)

Беда прошла по всей белорусской земле. Кругом пожары и пепелища, голодные и бездомные, убитые и раненые. А эти двое вопреки всему и всем оказались на пороге новой жизни.

Как же найти в этом тревожном мире место двум таким разным людям: белорусской девушке, потерявшей дом, схоронившей мать, которая не перенесла потери родной деревни, близких ей людей, и молодому немцу, пришедшему на чужую землю, чтобы убивать, но нашедшему здесь свою неожиданную любовь?

Начинаются скитания двух молодых людей по горящей земле. Им некому довериться: двоякое положение Франца заставляет его притвориться немым. И появляется традиционный для русской литературы мотив дороги.

(Презентация 2. Слайд 9)

Судьба готовит беглецам всё новые и новые испытания. Убегая от власовцев, Франц получает тяжёлое ранение.

  1. (Презентация 2. Слайд 10)
  2. Предположите, как восприняли рассказ Полины беженцы?
  3. (Возможные ответы: осудили её за то, что ведёт с собой и спасает немца, врага;
  4. посоветовали прогнать Франца; не поверили её рассказу;
  5. одобрили поступок Полины и др.)
  6. Наверное, последнее предположение звучит нереальнее других, необъяснимо с точки зрения логики, однако Францу разрешили остаться среди крестьян-беженцев.
  7. (Презентация 2 .Слайд 11)
  8. Теперь мы видим жизнь беженцев его глазами, глазами автора, переплетаются рассуждения писателя, размышления Франца, и всё же последнее слово — за автором.
  9. Это он даёт оценку поведению персонажей («Полина правильно сделала, что замолчала»)
  10. Это автор достоверно передаёт чувства и мысли молодой женщины, понявшей, что вскоре она должна стать матерью.
  11. Это именно автор, сравнивая поведение героев, не стесняясь, показывает превосходство Полины во всём: и в сообразительности, и в выносливости, и в ответственности за себя и за близкого человека.

Перед нами два человека одного возраста. На чём сосредоточил своё внимание автор, изображая Франца, описывая его поведение?

Франц много размышляет о жизни. Он постоянно сравнивает своё представление о земле, где оказался, о народе, с которым свела его судьба, — представление, полученное из книг и рассказов отца,- с настоящей жизнью. Он делает для себя открытия, недоумевает, удивляется, приобретает жизненный опыт, взрослеет.

А какова Полина? Она живёт на своей земле, общается с родным народом, в своём спутнике она не видит представителя другой нации.

Он для неё обыкновенный сверстник, похожий на деревенских паренёк, поэтому Полина живёт, думая о завтрашнем дне, о будущем ребёнке, о возвращении домой.

Она уже взрослый человек, по крайней мере, в ответственные моменты она проявляет бóльшую находчивость, решительность и самоотверженность.

Как вы думаете, чем закончилась история Полины и Франца?

(Выслушать предположения учащихся )

Они прошли много испытаний, вернулись в деревню Петухи: молодая мать с изуродованным взрывом лицом и всегда молчащий немец с ребёнком на руках. Через некоторое время отца Полины, жившего с ними, арестовывает МГБ. Мирная спокойная жизнь никак не установится.

( Презентация 2. Слайд 12 )

Момент, когда Франц заговорит, всё же наступит. Но настоящего конца этой истории мы так и не узнаем.

( Презентация 2. Слайд 13)

Грустная история? Не правда ли? А почему?

Ведь, несмотря ни на что, герои остались живы, сохранили любовь, свою семью, растят детей.

(Выслушать мнение учащихся)

Наверное, одной из важных причин этого грустного впечатления является фон, на котором разворачивались события,- война. Это время, когда обостряются все чувства: и ненависть, и человеколюбие, и презрение, и любовь, и понимание, и отзывчивость.

Когда читаешь о такой любви, как у Франца и Полины, очень хочется, чтобы всё закончилось счастливо. Но было бы это правдой? Много ли примеров этому даёт литература? Сразу и не вспомнишь.

Скорее придёт на память печальная история Ромео и Джульетты. А.

Адамович не из тех писателей, что приукрашивают действительность, поэтому его произведения порой выглядят страшными, даже жестокими для тех, кто не видел ничего подобного своими глазами.

5.Подведение итогов.

  • Ребята, подводя итоги, давайте попробуем определить тему этого произведения.
  • ( Возможны варианты:
  • Война и человеческие чувства,
  • Любовь на войне.
  • Трагедия человека на войне.
  • Любовь как сила, противостоящая ненависти.

Любовь как объединяющее людей начало и т.д.)

Чтобы понять, зачем всё-таки автор вновь обратился к военному времени, давайте перечитаем уже знакомые строки из первой части рассказа «Немой»

(Презентация 2. Слайд 14)

Как теперь вы ответите на вопрос: с какой целью А.Адамович рассказал нам историю любви белорусской девушки и немецкого солдата во время самой жестокой войны, которую вело человечество?

(Выслушать ответы учащихся)

А вот как он сам сформулировал идею рассказа: задача всех людей на земле, вне веры, вне национальности, быть, прежде всего, братьями друг другу в любой ситуации.

Не случайно юбилейный вечер в Минске, посвящённый 80-летию писателя, был назван «Человек мира…» Мир как главное и необходимое условие существования человечества на Земле — вот что заботило А.Адамовича. Всю свою сознательную жизнь он посвятил борьбе за мир.

И рассказ о молодых людях – это не просто ещё одна, достаточно трагическая история любви.

Через неё автор как бы говорит нам : посмотрите, если даже на той страшной войне человеколюбие, сочувствие, понимание нашли отклик в душе потенциального врага, если этот враг переступает через предрассудки своего сознания и делает шаг навстречу, если между людьми, говорящими на разных языках, оказались возможными чувства симпатии, взаимопонимания, так почему же сегодня порой вспыхивает вражда даже между теми, кто говорит на одном языке? Так не должно быть. История Франца и Полины — это урок не только отдельным людям, это урок и народам. Они учат нас заботиться и понимать, прощать и любить, оберегать и верить.

Давайте вернёмся к тем вопросам, которые я сформулировала для вас в начале

урока. Попробуйте на них ответить.

  1. Чем это произведение отличается от других прочитанных вами произведений
  2. о войне?
  3. Как вы думаете, стóит ли сегодня обращаться к теме Великой Отечественной
  4. войны, ведь написано уже немало?
  5. (Выслушать ответы учащихся)

Надеюсь, что сегодняшний разговор о войне и о любви вам запомнится. Думаю, многим захочется самим прочитать рассказ А.Адамовича. Возможно, вы обратитесь и к другим произведениям этого автора.

Да, тема войны сложна и особенно ответственна для писателей, нельзя покривить душой, всякая фальшь заметна сразу.

Всё меньше остаётся тех, для кого война была не просто Отечественной, но и их собственной.

Только они могут правдиво рассказать, как всё было на самом деле, какими были люди, какими были их чувства и поступки, что могло произойти и что происходило на той войне. Прислушайтесь к их словам!

(Оценивание работы учащихся на уроке)

6.Домашнее задание.

1.Прочитайте рассказ А.Адамовича «Немой»

2.Напишите сочинение – рассуждение на одну из тем.

Для учащихся 9 класса:

1.Какой я представляю себе войну по рассказу А.Адамовича?

2.Почему А.Адамовича называли «человеком мира»?

  • Для учащихся 11 класса:
  • 1.Как вы думаете, какие факторы и события особенно сильно повлияли на
  • формирование характера Франца?

2. В чём актуальность рассказа для нашего времени?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rasskazu-aadamovicha-nemoy-3093757.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector