Краткое содержание айтматов буранный полустанок за 2 минуты пересказ сюжета

  • Урок по роману Ч. АЙТМАТОВА
  • И дольше века длится день”…
  • Цели урока
  • 1)Ответить на вопрос:
  • Удалось ли писателю Ч.Айтматову показать богатейший духовный мир простого человека-главного героя -Едигея;
  • Выделить сложные проблемы человеческого бытия; сквозь неприятную судьбу и скромное миросозерцание героя поведать о масштабах нашей современности!
  • 2)Увлечь текстом, чтоб не остались дети равнодушными к тому, что может случиться с людьми, Землей , Вселенной.
  • Человек должен быть ответственен за судьбу нашей Земли.
  • Оборудование:
  • -портрет писателя,
  • -выставка книг,
  • -рисунки учащихся,
  • -план анализа текста,
  • -аудиозапись.
  • План анализа текста.
  • 1)История создания.
  • Время отраженное.
  • 2)Тема и проблемы.
  • 3)Идея.
  • 4) Как раскрывается идея?
  • А ) В связи с композицией;
  • б) Через заголовок;
  • в) В образах;
  • г) Через язык и
  • авторские приемы;
  • д )ритм и интонация
  • Значение произведения.
  • Его уроки.
  • Ход урока.

Чтобы жить, надо рваться, путаться, биться..

Начинать , и опять бросать ,и вечно бороться.

Л.Н.Толстой.

1 Вступительное слово учителя.

Слова Л.Н.Толстого взяты эпиграфом нашего урока неспроста .

  1. Нам с вами необходимо доказать, соответствует ли это мыслям и духовному миру героев романа “И дольше века длится день”…
  2. Чингиз Торекулович Айтматов.
  3. 2) Сообщение учащихся по биографии писателя.
  4. Ч.Айтматов родился 1928г в долине реки Талас, кишлаке

Шекет Кривоского района Киргизской ССР. Трудовая биография началась в годы войны. В 14 лет он уже работал секретарем сельсовета. После войны в 1953 г закончил сельхоз институт, работал на опытной ферме зоотехником .Писать начал еще в студенческие годы. Известность принесла повесть “Джамиля” (1958г) ,удостоенная в 1963 г Ленинской премии.

Любимый жанр Айтматова-повесть.

“Прощай , Гульсары! “и” Белый пароход” удостоены Государственной премии СССР в 1968г и 1977г.

Писатель-Герой Соц. Труда, народный писатель Киргизии, депутат .Был дипломатом в Сингапуре. 3)Слово библиотекаря.

Мозговой штурм

Роман “Буранный полустанок”.

-В каком регионе (месте) происходит действие? Что за край?

  • -Кто главный герой?/Разъезд Буранный/
  • -Кто еще живет в романе?
  • -Как называлась фантастическая планета?/Лесная грудь/
  • -Как звали верблюда?
  • -Что заинтересовало в романе?
  • /Полустанок открыт всем ветрам на свете, но если что выйдет из строя , нарушит порядок ,грузы не довезут и судьбы людей изменят.
  • Сообщение.
  • История создания романа./1981/
  • Краткий пересказ текста.
  • Выяснение читательского интереса.

В романе много героев. Главное для писателя -человек-труженик. Это Едигей Жангельдин, или Буранный Едигей.

В глухое пустынное место приходит несчастье: умер Казанган,44 года проработавший на этом разъезде. Жил он давно один, жена умерла, дочь Айвада жила с забулдыгой-мужем, а сын Сабиджан в городе. Всю ответственность за порохоны взял на себя Едигей (не было надежды на детей).

Поднялся весь поселок(8 домов), всё проделали по традиции, приехали дети и стояли в стороне, как гости…

До родового кладбища Анна Бейит 30км.Там просил похоронить его Казангап.Целый день едет похоронная процессия к кладбищу во главе с Едигеем ..И встретили к вечеру преграду-изгородь из колючей проволоки, тянущейся по всей степи- насколько глаз хватило .Часовой на КПП не пустил никого за стену, объяснив, что там закрытая зона.

Почему так называется роман?

И дальше века длится день похорон, потому что за этот день Едигей вспомнил всю свою жизнь. Все сложные противоречия времени, эпохи ,истории вошли в один день.

  1. Судьбы героев.
  2. Едигей
  3. Абуталип /Кратко о каждом/ Сабеджан
  4. Основные проблемы романа.
  5. Беседа-работа с текстом- пересказ-чтение-диспут.
  6. 1)Проблема исторической памяти.
  7. (Учитель делает вывод в конце выступления учащихся)
  8. Мотив памяти приобретает формы философских размышлений.
  9. Память становится условием существования бытия, человечества, Земли.
  10. Манкурство- это явление глобальное, оно прослеживается на разных уровнях.
  11. На легендарно-мифологическом — легенда о Манкурте.
  12. Беспамятство побеждает, убивает людей — мать, значит-грозит жизни.
  13. 2) На социально-историческом и бытовом уровне — история похорон Казангапа, жизнь Едигея.

3)На политическом и фантастическом пласте. В социально-историческом плане беспамятство прослеживается как политика социально- последовательная.

Все обители полустанка несут в себе память ,потому что они оказались изолированы от исторических процессов. Ощущение жителей, как у лисы, которая кормится отбросами, а от грохота поездов лишилась разума . Поезда с грохотом пролетают мимо и это спасает людей.

Символом беспамятства становится стена, окружившая кладбище .Стену сооружает государство, оно стоит космодром ,который наступает на святая- святых-кладбище. Значит, виновник беспамятства –государство.

Проблема отцов и детей.

Сын Казангапа-Сабеджан рос вне дома, а в интернате ,из железного мира принял все. Не хочется далеко на кладбище ехать , скорее бы закончить работу .Эту распространенную болезнь диктуют внешние условия.

В фантастические плане беспамятство тоже страшно . Аудиозапись “Я- земля , я своих провожаю питомцев: cыновей , дочерей . Долетайте до самого солнца и домой возвращайтесь скорей’.

Рассказ об американо-советской орбитальной станции . Паритет на авианосце Конвенция ,их связь с внешней цивилизацией представителей из Галактики-планеты Лесная грудь.

Долгожданная встреча не состоялась: нашим космонавтам запретили вернуться ,чтоб не дошла информация.

Земля-мать , космонавты-сыновья. Мать отказывается от сыновей!…

Манкурт невиновен: его беспамятство вынужденно ,навязано ему. Здесь мать-земля сознательно отказывается от сыновей, мотивируя это гуманными целями. Земля не может пока еще быть опасением .Только тогда будет беречь сыновей ,когда станет единым домом.

  • (“Только единый дом может стать залогом памяти’)
  • Экологическая проблема
  • -Проблема Аральского моря
  • /зачитать отрывок-с.15/
  • -Эпизод с космодромом.
  • Человеческий разум глубоко проникает в тайны природы.
  • Человек должен сотрудничать с природой, а не губить ее
  • Идея романа.
  • В чем убеждает нас автор?

Бессмертие маленького человека .Все, что делается для людей, все остается людям.

Каждый должен выполнить свой долг- жить по-человечески.

Х. Художественные особенности романа.

Построение-композиция.

Постоянная смена времен :настоящее-прошлое-будущее.

2) Рефрен- постоянно повторяющиеся строки./зачитать-ст.9/

Много в романе проблем, но главной для писателя является человек-труженик и мир на Земле.

“Если человечество не научится жить в мире ,оно погибнет”.

3)В романе нет худ. единства, это отдельные пласты структурные ,которые объединяются лишь мыслями.

  1. Уроки романа
  2. -Чему учит?
  3. -Что извлекли?
  4. Человек должен жить честно, заботиться о Земле, окружающих людях, ведь равнодушие -душевная подлость.

Источник: https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-romanu-chaytmatova-buranniy-polustanok-3378312.html

Ч. Айтматов, "буранный полустанок": краткое содержание

Чингиз Айтматов – один из самых известных и популярных писателей советской эпохи. Киргиз по происхождению, он много внимания уделял жизни своего народа. Айтматов получил признание в Советском Союзе. Он – лауреат многочисленных премий, Герой Социалистического Труда. Практически все произведения писателя выходили в свет на двух языках: русском и киргизском.

Степь и железная дорога

Один из лучших романов Айтматова – «Буранный полустанок». За него писатель получил Государственную премию СССР. «Буранный полустанок», краткое содержание которого часто пересказывается в разных источниках, — это роман с философской направленностью.

Начинается произведение с описания места действия. Это бескрайняя степь со скудной растительностью – почти пустыня. В романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности является территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане.

Недалеко от огромного взлетного поля проходит железная дорога.

Видео: Буранный полустанок

«Буранный полустанок», краткое содержание которого мы изложим в статье, читается легко. Чего нельзя сказать о большинстве сложных в смысловом отношении книг.

В начале романа автор противопоставляет природу (поведение лисицы) и бездушную цивилизацию, связанную с железной дорогой. Непрерывно мчащиеся поезда оставляют в степи грохот и мусор, пугают зверей. Однако именно цивилизация дает местным жителям материальные блага.

Не случайно лисица, превозмогая страх, возвращается к железнодорожному полотну, чтобы найти объедки.

Краткое содержание Айтматов Буранный полустанок за 2 минуты пересказ сюжета

Видео: Чингиз Айтматов « Плач перелетной птицы » КыргызФильм

Главные персонажи

После описания арены будущих событий писатель знакомит нас с героями романа «Буранный полустанок». Краткое содержание следующих страниц связано с образом Едигея. Он работает обходчиком путей на Буранном полустанке много лет. Ему 61 год.

Свой труд он начал сразу после войны. Живет Едигей в поселке из восьми домов, среди которых есть глинобитные мазанки. Его жена Укубала так же стара, как и он. Едигей – человек твердого характера, ведь только сильные люди выживают в сарозеках.

В романе «Буранный полустанок», краткое содержание которого вы читаете, мало действующих лиц. Едигей – настоящий труженик. Работал всегда только на совесть.

Когда метели и вьюги заметали железнодорожные пути, он со своим другом Казангапом лопатами очищал десятки метров снежных заносов.

Молодые путейщики смеялись над таким героизмом, называли стариков дураками. В начале книги Казангап умирает.

Краткое содержание Айтматов Буранный полустанок за 2 минуты пересказ сюжета

Противопоставление природы и цивилизации

Интересный штрих добавил в свой роман писатель Айтматов. «Буранный полустанок», краткое содержание которого связано с единством человека и природы, имеет в списке действующих лиц верблюда. Каранар – образцовое животное. Писатель явно любуется им и описывает со знанием дела. По образованию Айтматов был зоотехником.

Видео: Кыргыз кино

На похоронах Казангапа появляется его сын Сабитжан. Он – воплощение нового векаи технического прогресса — времени, когда люди забыли о Боге, разучились молиться и потеряли душу.

Сабитжан хочет только одного – быстрее похоронить отца и уехать в город. Он пытается поразить односельчан своими знаниями, но люди испытывают лишь неприязнь – так пишет Чингиз Айтматов.

Читайте также:  Краткое содержание мариам петросян дом в котором... за 2 минуты пересказ сюжета

«Буранный полустанок», краткое содержание которого включает еще одну тематическую линию, следует за сюжетом далее.

Краткое содержание Айтматов Буранный полустанок за 2 минуты пересказ сюжета

Будущее и прошлое

Это фантастический мотив, связанный с космосом. Первый контакт землян с иной цивилизацией! Такого хода от советского писателя Айтматова никто не ожидал.

Два космонавта (советский и американский) на орбитальной станции «Паритет» отправились в неизвестность вместе с пришельцами. Такова фантастическая сюжетная линия в романе «Буранный полустанок».

Краткое содержание (по главам разбивать его не обязательно, потому как повествование представляет единую канву) поведает о следующих событиях.

Видео: Манкурт (Mankurt) 1/9

Пока Едигей везет хоронить своего умершего друга, перед его внутренним взором проходит вся жизнь на Буранном полустанке. Вспомнил он первую встречу с Казангапом, который уговорил контуженного больного отправиться в сарозеки. А когда на полустанок прибыла семья Куттыбаевых, почувствовал Едигей всю несправедливость сталинско-бериевского режима. Главу семьи Абуталипа арестовывают.

Краткое содержание Айтматов Буранный полустанок за 2 минуты пересказ сюжета

Борьба за правду

Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам.

До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена – это описано в произведении «Буранный полустанок».

Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.

Видео: Манкурт (Mankurt) 5/9

Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе – все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.

Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.

В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи.

Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку.

Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.

Споделяне в социалните мрежи:

Источник: https://bg.wikienx.ru/mastactva-i-zabavy/literatura/74972-ch-ajtmatov-burannyj-polustanok-kratkoe.html

И дольше века длится день буранный полустанок

И дольше века длится день буранный полустанок

Роман (1980)

Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…

А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъезде Боранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщить о смерти Казангапа.

Тридцать лет назад, в конце сорок четвертого, демобилизовали Едигея после контузии. Врач сказал: через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог.

И тогда они с женой решили податься на железную дорогу: может, найдется для фронтовика место охранника или сторожа. Случайно познакомились с Казангапом, разговорились, и он пригласил молодых на Буранный.

Конечно, место тяжелое — безлюдье да безводье, кругом пески. Но все лучше, чем мытариться без пристанища.

Когда Едигей увидел разъезд, сердце его упало: на пустынной плоскости стояло несколько домиков, а дальше со всех сторон — степь… Не знал тогда, что на месте этом проведет всю остальную жизнь.

Из них тридцать лет — рядом с Казангапом. Казангап много помогал им на первых порах, дал верблюдицу на подои, подарил верблюжонка от нее, которого назвали Каранаром. Дети их росли вместе.

Стали как родные.

И хоронить Казангапа придется им. Едигей шел домой после смены, думал о предстоящих похоронах и вдруг почувствовал, что земля под его ногами содрогнулась И он увидел, как далеко в степи, там, где располагался Сарозекский космодром, огненным смерчем поднялась ракета.

То был экстренный вылет в связи с чрезвычайным происшествием на совместной советско-американской космической станции «Паритет». «Паритет» не реагировал на сигналы объединенного центра управления — Обценупра — уже свыше двенадцати часов.

И тогда срочно стартовали корабли с Сары-Озека и из Невады, посланные на выяснение ситуации.

…Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далеком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи.

Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился магасуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком.

Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжелую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.

Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращенного в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал ее, не помнил своего имени, имени своего отца… «Вспомни, как тебя зовут, — умоляла мать. — Твое имя Жоламан».

Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.

Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала…

Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал ее белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем…

Рано утром все было готово. Наглухо запеленутое в плотную кошму тело Казангапа уложили в прицепную тракторную тележку. Предстояло тридцать километров в один конец, столько же обратно, да захоронение… Впереди на Каранаре ехал Едигей, указывая путь, за ним катился трактор с прицепом, а замыкал процессию экскаватор.

Разные мысли навещали Едигея по пути. Вспоминал те дни, когда они с Казангапом были в силе. Делали на разъезде всю работу, в которой возникала необходимость. Теперь молодые смеются: старые дураки, жизнь свою гробили, ради чего? Значит, было ради чего.

…За это время прошло обследование «Паритета» прилетевшими космонавтами. Они обнаружили, что паритет-космонавты, обслуживавшие станцию, исчезли. Затем обнаружили оставленную хозяевами запись в вахтенном журнале.

Суть ее сводилась к тому, что у работавших на станции возник контакт с представителями внеземной цивилизации — жителями планеты Лесная Грудь.

Лесногрудцы пригласили землян посетить их планету, и те согласились, не ставя в известность никого, в том числе руководителей полета, так как боялись, что по политическим соображениям им запретят посещение.

И вот теперь они сообщали, что находятся на Лесной Груди, рассказывали об увиденном (особенно потрясло землян, что в истории хозяев не было войн), а главное, передавали просьбу лесногрудцев посетить Землю.

Для этого инопланетяне, представители технически гораздо более развитой цивилизации, чем земная, предлагали создать межзвездную станцию. Мир еще не знал обо всем этом.

Даже правительства сторон, поставленные в известность об исчезновении космонавтов, не имели сведений о дальнейшем развитии событий. Ждали решения комиссии.

…А Едигей тем временем вспоминал об одной давней истории, которую мудро и честно рассудил Казангап. В 1951 г. прибыла на разъезд семья — муж, жена и двое мальчиков. Абуталип Куттыбаев был ровесник Едигею.

В сарозекскую глухомань они попали не от хорошей жизни: Абуталип, совершив побег из немецкого лагеря, оказался в сорок третьем среди югославских партизан.

Домой он вернулся без поражения в правах, но затем отношения с Югославией испортились, и, узнав о его партизанском прошлом, его попросили подать заявление об увольнении по собственному желанию. Попросили в одном месте, в другом… Много раз переезжая с места на место, семья Абуталипа оказалась на разъезде Боранлы-Буранный.

Насильно вроде никто не заточал, а похоже, что на всю жизнь застряли в сарозеках. И эта жизнь была им не под силу: климат тяжелый, глухомань, оторванность. Едигею почему-то больше всего было жаль Зарипу. Но все-таки семья Куттыбаевых была на редкость дружной.

Абуталип был прекрасным мужем и отцом, а дети были страстно привязаны к родителям. На новом месте им помогали, и постепенно они стали приживаться. Абуталип теперь не только работал и занимался домом, не только возился с детьми, своими и Едигея, но стал и читать — он ведь был образованным человеком. А еще стал писать для детей воспоминания о Югославии. Это было известно всем на разъезде.

К концу года приехал, как обычно, ревизор. Между делом расспрашивал и об Абуталипе. А спустя время после его отъезда, 5 января 1953 г., на Буранном остановился пассажирский поезд, у которого здесь не было остановки, из него вышли трое — и арестовали Абуталипа. В последних числах февраля стало известно, что подследственный Куттыбаев умер.

Сыновья ждали возвращения отца изо дня в день. А Едигей неотступно думал о Зарипе с внутренней готовностью помочь ей во всем. Мучительно было делать вид, что ничего особенного он к ней не испытывает! Однажды он все же сказал ей: «Зачем ты так изводишься?.. Ведь с тобой все мы (он хотел сказать — я)».

Читайте также:  Краткое содержание фолкнер особняк за 2 минуты пересказ сюжета

Тут с началом холодов снова взъярился Каранар — у него начался гон. Едигею с утра предстояло выходить на работу, и потому он выпустил атана. На другой день стали поступать новости: в одном месте Каранар забил двух верблюдов-самцов и отбил от стада четырех маток, в другом — согнал с верблюдицы ехавшего верхом хозяина.

Затем с разъезда Ак-Мойнак письмом попросили забрать атана, иначе застрелят. А когда Едигей вернулся домой верхом на Каранаре, то узнал, что Зарипа с детьми уехали насовсем.

Он жестоко избил Каранара, поругался с Казангапом, и тут Казангап ему посоветовал поклониться в ноги Укубале и Зарипе, которые уберегли его от беды, сохранили его и свое достоинство.

Вот каким человеком был Казангап, которого они сейчас ехали хоронить. Ехали — и вдруг наткнулись на неожиданное препятствие — на изгородь из колючей проволоки.

Постовой солдат сообщил им, что пропустить без пропуска не имеет права.

То же подтвердил и начальник караула и добавил, что вообще кладбище Ана-Бейит подлежит ликвидации, а на его месте будет новый микрорайон. Уговоры не привели ни к чему.

Кандагапа похоронили неподалеку от кладбища, на том месте, где имела великий плач Найман-Ана.

…Комиссия, обсуждавшая предложение Лесной Груди, тем временем решила: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изолировать околоземное пространство от возможного инопланетного вторжения обручем из ракет.

Едигей велел участникам похорон ехать на разъезд, а сам решил вернуться к караульной будке и добиться, чтобы его выслушало большое начальство. Он хотел, чтобы эти люди поняли: нельзя уничтожать кладбище, на котором лежат твои предки.

Когда до шлагбаума оставалось совсем немного, рядом взметнулась в небо яркая вспышка грозного пламени. То взлетала первая боевая ракета-робот, рассчитанная на уничтожение любых предметов, приблизившихся к земному шару.

За ней рванулась ввысь вторая, и еще, и еще… Ракеты уходили в дальний космос, чтобы создать вокруг Земли обруч.

Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма… Едигей и сопровождавшие его верблюд и собака, обезумев, бежали прочь. На следующий день Буранный Едигей вновь поехал на космодром.

И. Н. Слюсарева

Следующая глава

Источник: https://info.wikireading.ru/97969

Чингиз Айтматов «Буранный полустанок»

Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать.

Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий.

Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии.

Первая публикация с названием «И дольше века длится день» в журнале «Новый мир» номер 11 за 1980 год, страницы 3-185, авторское предисловие.

  • В произведение входит:
  • Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.
  • Входит в:
  • Лингвистический анализ текста:
  1. Приблизительно страниц: 400
  2. Активный словарный запас: средний (2829 уникальных слов на 10000 слов текста)
  3. Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
  4. Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
  5. подробные результаты анализа >>

Награды и премии:

 1981 г. 1981 г. 1982 г. 1983 г. 1983 г. 1984 г. 1986 г. 1986 г. 1987 г. 1987 г. 1988 г. 1988 г. 1988 г. 1989 г. 1989 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1995 г. 1998 г. 1998 г. 2003 г. 2003 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2007 г. 2008 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. 2016 г. 2018 г. 2019 г. 1980 г. 1982 г. 2006 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Страницы: 12

bacumur, 7 ноября 2008 г.

Сложно писать отрицательную рецензуху на такое, но и хвалить это произведение, пусть даже переведенное на все основные языки, отчего-то еще труднее.

Эпичность, пафос (порой неумеренный), тяжесть думанья — это присутствует в тексте в преизрядном количестве. И ведь автор-то, может, и не таков, прямо видишь иногда, что описываемая ситуация только бы выиграла, если бы он хоть капельку юмора добавил, но — нет, не добавляет, а наоборот, еще больше зафилософствывается.

Даже ситуацию с манкуртами, кажется, следовало бы обдумывать иначе — не ступор от недостатка памяти у человека наступает, есть очень сильные компенсаторные механизмы, манкурты должны были видеть что-то еще, чего не понимали другие… Ан нет, грешно не помнить прошлого — и все тут.

(Спрашивается, а для чего нам вообще дана способность и возможность забывать?..) В общем, рецензию-то я решил написать только потому, что вспомнил замечание одного критики (не помню сейчас имени) об этом романе — он написан, как бы, шофером, который никуда кроме зеркала заднего вида не смотрит… Как-то так, примерно.

И вынужден признать, что у меня такое же впечатление, ничего не могу с собой поделать.

Не говоря уж о том, что премногоглубокоуважаемый автор как фантаст — весьма и весьма… себе неудачный. Даже путает галактику и планетную систему, а это, согласитесь, никуда не годиться. Впрочем, кажется, я читал лишь раннюю версию, в поздних и в переводах господину ЧА на этот ляп указали, и с его согласия исправили, все же.

jansson, 21 апреля 2015 г.

«Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…»

От этой книги болит душа.

В ней столько слоев, столько мыслей, украшенных легким слогом; в ней раскинулась степь, где у каждой травинки есть свое место и где живут и умирают люди, честные перед собой и другими. И сердце мое заходилось – я если не ревела в три ручья над несправедливостью жизни, то почти задыхалась от ненависти, черной и маслянистой, заполнявшей легкие.

Ненависти к той дряни, которую даже назвать человеком тошно. Несколько раз порывалась бросить книгу, особенно когда непробиваемая безысходность грозила затопить все страницы. «А ведь только смерть имеет право разлучать родителей с детьми, и больше ничто и никто…

» Но каждый раз собирала волю в кулак и продолжала чтение, зная, что если отступлю и сдамся – то будто предам всех тех, о ком эта книга.

В неспешное повествование, где в основном былое вспоминается, вкраплены легенды, лишний раз напоминающие о крепкой связи времен. И даже отдельно от остальной истории они устраивают здоровскую встряску (особенно Легенда о птице Доненбай).

Что показательно, ни разу не возникло желания сказать, что книга «не моя», хотя для этого были все основания. Она «моя» настолько, насколько может быть. Вот так, совершенно непонятным образом история, от которой в обычное время я бы открестилась, не отпускает душу.

Одна из самых важных книг в моей жизни, я нескоро смогу с ней проститься. Да что уж тут – никогда…

Cumbrunnen, 15 июля 2015 г.

  • Роман хорош. Сюжет развивается на нескольких уровнях:
  • Первый уровень: Похороны Казангапа в современном писателю Казахстане.
  • Второй уровень: «Космическая» история контакта с лесногрудской цивилизацией, которая разворачивается параллельно с первым уровнем.
  • Третий уровень: Мифический — легенды о манкуртах, Ана-Бейит, старом акыне, в поздних изданиях — о белом облаке Чингисхана.
  • Четвертый уровень: История Едигея и других работников Буранного полустанка, которая охватывает период с 1945 по 1954-56 годы.
  • Главная идея романа традиционна для Айтматова: уход от традиций и своей культуры приводит человека к моральной деградации (Тансыкбаев, Сабитжан), а народ (или шире — человечество) к закату и гибели.

Писать о «Буранном полустанке» можно много, его лучше прочитать самому, благо книга написано достаточно прозрачно, особенно в поздних своих редакциях. Выскажу лишь несколько личных впечатлений.

«Буранный полустанок» книга пессимистическая. Айтматов не видит перспективы возврата к традициям, а значит «душа» каждого народа, и человечества в целом, будет забыта, а их судьба — печальна. Отказ обоих полюсов разделенного тогда мира от контакта с лесногрудской цивилизацией четко показывает это.

Читайте также:  Краткое содержание гензель и гретель братьев грим (пряничный домик) за 2 минуты пересказ сюжета

Потеря связи землян с историческими корнями суть неизбежная плата за выбранный ними путь к цивилизации. В каждой строке у Айтматова сквозит тоска по былому, но никакого альтернативного пути он не рисует. Нельзя ведь серьезно рассчитывать на успех Едигея в защите древнего кладбища от сноса в каких-нибудь горкомах-обкомах, сплошь населенных Сабитжанами и Тансыкбаевыми.

Вольно или невольно, но Айтматов очень негативно высказался в отношении «цивилизаторской» роли Советского Союза в судьбе других народов, в данном случае казахов.

В истории Едигея беда всегда приходит из города, который является оплотом «советской» власти и в котором люди теряют все признаки, отличающие их друг от друга.

Более того, главным маркером, которым Айтматов пометил манкурта Тансыкбаева-младшего, является отказ последнего говорить с Едигеем на казахском и демонстративное требование общаться с ним на русском языке.

«Космический» уровень описывается Айтматовым крайне скудным языком, практически канцелярщиной. Это только подчеркивает бедность и убогость «цивилизованной» культуры сравнительно с красочным языком легенд и древних песен.

И иная, более развитая, цивилизация называется Лесной грудью не случайно.

Название подчеркивает связь этой цивилизации с природой, а следовательно с традицией (идея неразрывной связи ландшафта и культуры в романе прописана практически открытым текстом), и только в сохранении такой связи Айтматов видит залог гармоничного и успешного развития человека и общества.

В общем очень рекомендую для прочтения. Книга поэтична и умна, но при этом интересна и не заумна. Ранняя редакция написана тоньше. Поздние вставки и дополнения, сделанные Айтматовым после распада СССР, делают роман более прямолинейным и, на мой взгляд, необязательны. Легенду о белом облаке Чингисхана вполне можно прочитать отдельно.

Стронций 88, 10 марта 2019 г.

Так уж вышло, что все самые сильные свои эмоции я вложил в обзоры на отрывки-вставки к роману – и восхищение, и недовольства свои… Да-да! Было и такое, применительно к «Программе «Демиург», в котором я увидел неприятное – взгляд автора на фантастику как на глупую игрушку, сверху вниз; да и функция у этой части, по-моему, была неприятная: показать тот молох новизны, что рвёт нити, связывающие человека с его традициями; и как отдельное произведение для меня эта часть выглядела слабой и неубедительной.

Но попробую всё-таки сказать о самом романе.

Отличный это роман. Сложный и многогранный. И дело не просто в структуре, а в том еще, что автор умеет сделать всё по жизненному неоднозначным; тонко это делает, по принципу: кто сможет – увидит.

Как, например, фольклорная история заклейменной многими любви старика Раймалы к юной Бегимай вторит истории самого героя, чья вспыхнувшая нежность к вдове – при живой-то жене и своих детях! – тоже грозит обернуться позором (да сердцу-то не прикажешь!), и многое в душе героя это покалечило, имело в жизни его свою боль и своё значение.

Но тут же, очень тонко, рядом с этой линией идёт история про… Буранного Каранара! Ведь трудно не заметить, что обе ситуации чем-то похожи (и происходят в один момент), но сам Едигей едва ли не убить готов своего верблюда за то, что «тому мало своего стада, и природа погнала его к другим маткам».

А история Абуталипа Куттыбаева? История трагичная, в которой, казалось, отразилось всё своё время, а если смотреть на её философский смысл, помноженный на великолепную легенду о птице Доненбай – то и посыл всего романа, та связь меж родителями и детьми, а, в широком смысле, ту священную связь поколений от разрыва конторой люди превращаются в манкуртов.

Трагичная история – сколько бед выпала семье Куттыбаевых, и как тут не задаться вопросом: отчего в людях столько зла, что сделал он им, пишущий свои воспоминания? Вот и Едигей задаётся этим вопросом и клянёт тех людей.

Но разве не он сам невольно подтолкнул заезжего ревизора к мысли, что «вот сидит, никому не видный, и пишет»?! А ведь ни разу сам он об этом не вспомнил, ни разу не почувствовал своей, пусть и невольной, но причастности к оным бедам, постигшим Куттыбаевых! Вот так! И тут же он, Буранный Едигей, из патриарха степного разъезда превращается в человека, что бывает неправ, и горько неправ – и в этих случаях и многих других. В этом неподдельная реальность, жизненность всего.

Это сложный роман, многогранный роман. И много мыслей, много эмоций несёт он в себе. И язык его прекрасен, как всегда у Айтматова (за исключением, пожалуй, мертвенно сухой истории о контакте с планетой Лесная Грудь).

А уж обращение к фольклору, да и вся атмосфера, создаваемая автором, возносит роман до чего-то космического, до невыразимо важного, до огранки бриллианта, каждая грань которого блистает под своим углом, даёт свои оттенки, и складывается в общее, великое, действительно заслуживающее название «классика», несущее космическую важность и силу.

Источник: https://fantlab.ru/work88465

"И дольше века длится день…": анализ романа Айтматова

Действие романа «И дольше века длится день» происходит на железнодорожном разъезде Боранлы-Буранном, затерянном в бесконечных желтых степях. Бурный век врывается в размеренную жизнь грохотом поездов, огненным смерчем ракетных стартов, чьи сполохи, озаряя округу, устремлены к звездам.

Главный герой романа — Буранный Едигей. Он простой рабочий на заброшенном в Средней Азии железнодорожном полустанке. Едигея волнуют все проблемы окружающей действительности. Как настоящий человек, он берет на себя ответственность за то, чтобы все, что дорого ему, весь мир, который он вобрал в свою душу, был сохранен и чтобы никому и нигде не было плохо.

Роман начинается с того, что Едигей везет хоронить за много километров на старое родовое кладбище своего давнишнего друга, мудрого старика Казангапа, чтобы исполнить все по заветам предков.

Но на месте старого кладбища, где покоился прах многих поколений его народа, никого не спросясь, построили ракетный полигон, космодром, обнесенный колючей проволокой, с часовым у ворот. Его создатели были очень далеки от того, чтобы беречь природу, уважать чужие обычаи и чужие могилы. Едигея не пускают.

Вокруг этой коллизии и разворачивается сюжетное повествование, в которое вплетены притчи, легенды. Так возникает тема поруганной, растоптанной памяти народа.

Историческая память народа и отдельного человека — это, по мысли писателя, основа его нравственности, духовных ценностей.

Вековой опыт, трагический и драматический, закреплен в легендах, в исторических деяниях предков; на их основе вырабатывался национальный характер.

Проблема сохранения памяти, истории народа, запечатленной в человеческих судьбах, находит в романе своеобразное художественное решение. Ч. Айтматов вплетает в повествование сказания, легенды, придавая их образам метафорически -обобщенный, философский смысл.

Одна из них, самая поразительная и широкая по смыслу, — легенда о «манкурте», у которого отобрана память о прошлом, о его роде, о матери. Враги надели на его голову сыромятный обруч (из сырой кожи) и оставили на солнцепеке. Усыхающая кожа так сжала голову несчастного, что это лишило его памяти.

Потеряв память, он превратился в безгласного и покорного раба, который не узнал родной матери, когда она после долгих скитаний нашла его. Мать пытается вернуть ему память, расспрашивает о прошлом, напоминает о детстве, но пастух-манкурт не помнит ничего, даже своего имени, имени отца — Доненбая.

Мать поет ему песни, какие пела над его колыбелью. Но приезжают воины, дают ему лук и стрелы и удивляются, что в его руке сохранилась память: несчастный стреляет без промаха. Наутро, когда мать снова пришла к нему, уговаривая бежать, он недрогнувшей рукой убивает ее.

С ее головы упал белый платок, превратился в воздухе в птицу, и она полетела с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!» С тех пор в степи стала летать птица доненбай. А мать похоронили на кладбище и назвали его Материнским упокоем. Сюда и везет хоронить своего друга Буранный Едигей.

Так писатель в легенде соединяет природный мир (родная земля, птицы над ней) с человеческим миром и его памятью. Пренебрежение к одному ведет к гибели другого.

Из айтматовского романа слово «манкурт», обозначающее того, кто не помнит своего прошлого, прошлого своего народа, широко вошло в современную речь, стало емким понятием.

Соединяя явления реальности с метафорически-обобщенным, философским содержанием легенды, Ч. Айтматов создает образ огромной впечатляющей силы, образ-предостережение.

Писатель помогает нам осознать общечеловеческие ценности как нравственную опору в наше время.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/ajtmatov_ch_t/i_dolshe_veka_dlitsja_den_analiz_romana_ajtmatova/105-1-0-856

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector