Краткое содержание андерсен девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета
Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

История создания

В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:

  • милосердие;
  • сострадание;
  • жестокость;
  • жадность;
  • доброта;
  • беззащитность.

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.

Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков.

Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек.

Ещё несколько штук высыпались в передник.

Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек.

Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П.

Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.

Литературное направление и жанр

Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.

Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

  1. Девочка. Бедное дитя, терпящее побои, унижения, голод и всяческие лишения.
  2. Отец. Тиран, воспитывающий девочку. Из сказки читатели узнают, что он бьёт дочь в те дни, когда она зарабатывает слишком мало или совсем не приносит денег.
  3. Бабушка. Она единственная, кто любил девочку. У девочки сохранились самый тёплые воспоминания об умершей бабуле, и в минуты отчаяния она обращается к ней и просит забрать.

Тема, основная мысль и проблематика

Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт.

Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её.

Возможно, он даже её ровесник.

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.

Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.

Композиция и сюжет

Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.

Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее.

Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой.

На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.

Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.

Краткое содержание

В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать.

Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.

Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает.

Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка.

Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.

Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой.

Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след.

В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались.

Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно.

Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:

  • печка — тепло;
  • гусь — еда;
  • наряженная ёлка — красота;
  • бабушка — любовь.

Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.

Образ героини

Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.

У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.

Краткое содержание Андерсен Девочка со спичками за 2 минуты пересказ сюжета

В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.

С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её.

Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она.

Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.

Художественное своеобразие

Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.

Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру.

Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится.

Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.

Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства.

В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой.

Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.

Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.

Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.

Протеворечивое впечатление оставила у меня эта печальная сказка. Наверное, её смысл хорошо отражает пословица, в которой говорится, что в весёлый час и смерть не страшна. В последние минуты жизни героиня была счастлива, а эта главная. Считаю, что у сказки хороший конец, а вот если бы девочка умерла в слезах и горе, впечатление было совсем другим.

Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки.

Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил.

Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.

Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/devochka-so-spichkami.html

Девочка со спичками

Печальная сказка Андерсена «Девочка со спичками» рассказывает нам о бедолаге, у которой не было дома. Девочка хотела согреться, потому палила спички. От их света она видела на стене причудливые картинки…но спички не спаси девочку от холода, и она замерзла в Новогоднюю ночь.

Читайте также:  Краткое содержание набоков машенька за 2 минуты пересказ сюжета

Сказка Девочка со спичками скачать: 

Сказка Девочка со спичками читать

Морозило, шёл снег, на улице становилось всё темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый Год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая.

Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последней их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет.

Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из неё выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.

И вот, девочка побрела дальше босая; ножонки её совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у неё лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у неё ни спички; она не выручила ни гроша.

Голодная, иззябшая, шла она всё дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на её прекрасные, вьющиеся, белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте.

Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями; сегодня, ведь, был канун Нового года — вот об этом она думала.

Наконец, она уселась в уголке, за выступом одного дома, съёжилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться.

Но нет, стало ещё холоднее, а домой она вернуться не смела: она, ведь, не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьёт её! Да и не теплее у них дома! Только что крыша-то над головой, а то ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то, что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками. Ручонки её совсем окоченели.

Ах! одна крошечная спичка могла бы согреть её! Если бы только она смела взять из пачки хоть одну, чиркнуть ею о стену и погреть пальчики! Наконец, она вытащила одну. Чирк! Как она зашипела и загорелась! Пламя было такое тёплое, ясное, и когда девочка прикрыла его от ветра горсточкой, ей показалось, что перед нею горит свечка.

Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке! Она вытянула было и ножки, но… огонь погас. Печка исчезла, в руках девочки остался лишь обгорелый конец спички.

Вот она чиркнула другою; спичка загорелась, пламя её упало прямо на стену, и стена стала вдруг прозрачною, как кисейная.

Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нём жареного гуся, начинённого черносливом и яблоками.

Что за запах шёл от него! Лучше же всего было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкою и ножом в спине, так и побежал вперевалку прямо к девочке. Тут спичка погасла, и перед девочкой опять стояла одна толстая, холодная стена.

Она зажгла ещё спичку и очутилась под великолепнейшею ёлкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца.

Ёлка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пёстрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов.

Малютка протянула к ёлке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подыматься всё выше и выше, и превратились в ясные звёздочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.

— Вот, кто-то умирает! — сказала малютка.

Покойная бабушка, единственное любившее её существо в мире, говорила ей: «Падает звёздочка — чья-нибудь душа идёт к Богу».

Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окружённая сиянием, такая ясная, блестящая, и в то же время такая кроткая и ласковая, её бабушка.

— Бабушка! — вскричала малютка: — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдёшь, как только погаснет спичка, уйдёшь, как тёплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная ёлка!

И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у неё в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее чем днём. Никогда ещё бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе, в сиянии и в блеске, высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха — к Богу!

В холодный утренний час, в углу за домом, по-прежнему сидела девочка с розовыми щёчками и улыбкой на устах, но мёртвая. Она замёрзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.

— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди.

Но никто и не знал, что́ она видела, в каком блеске вознеслась, вместе с бабушкой, к новогодним радостям на небо!

Источник: https://aababy.ru/skazki/zarubezhnye-skazki/andersen-gh/devochka-so-spichkami

«Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

Рассказ «Девочка со спичками» был написан в 1844 г, когда Андерсен гостил в замке Августенборг на острове Альс. Это была история, сочинённая как сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю. Святочный рассказ был издан в 1845 г.

Литературное направление и жанр

Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья. Но «Девочка со спичками» — одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение её жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.

Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным.

В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор.

В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Сюжет и композиция

Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.

Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность.

В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.

Девочка целый день продавала спичи и не продала ни одной. Она не может вернуться домой, потому что отец прибьёт её. Кроме того, дома тоже холодно, щели заткнуты соломой и тряпками. Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.

В рассказе две ипостаси амбивалентного, двойственного мира свободно перетекают друг в друга, например, огни чудесной ёлки превращаются в звёзды, а огонёк спички в пылающую печку. Смещается не только пространство, но и время. Ведь падающая звезда означает смерть самой девочки, которая падение звезды наблюдает ещё в земной жизни.

В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остаётся миру земному, душа принадлежит небесам.

Образ героини

Героиня рассказа – «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Её босые ножки посинели и покраснели от холода, передник её старенький, на её красивые белокурые волосы падают снежинки.

У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог.

Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли.

Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье

Художественное своеобразие

Рассказ «Девочка о спичками» построен на контрастах. В нём соседствуют богатство и нищета, хрупкость и нежность девочки и грубость стены, у которой она умирает. Земным страданиям противопоставлено небесное счастье, которое успело отразиться и запечатлеться в румянце и улыбке мёртвой девочки.

Девочка со спичками стала символом личности, которая несправедливо страдает в чужеродных ей обстоятельствах, хотя принадлежит другому миру, к которому безуспешно стремится. Серая стена дома, у которого умирает девочка – символ непреодолимой преграды, разделяющей эти миры и исчезающей только чудом.

Символично время действия в рассказе. Время чудес для западного человека – Рождество. Оно уже прошло, не принеся никакого облегчения. Новый год становится для ребёнка началом новой небесной жизни, он играет роль Пасхи – смерти и воскрешения.

В «Девочке со спичками» огромна роль автора-рассказчика. Он вездесущ, как Бог, наблюдает видения, мысли и чувства героини, даёт оценку им, её внешности и поступкам.

Без рассказчика рассказ превратился бы в историю о том, как в канун Нового года замёрзла маленькая нищая продавщица спичек. Эта точка зрения представлена в реплике людей: «Она хотела погреться». Но дело, конечно же, не в этом.

Только рассказчик может открыть истинные мотивы и мечты героини, её прошлое и даже её вечную небесную жизнь.

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография
  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена
  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена
  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена
  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена
  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена
  • «Огниво», анализ сказки Андерсена
  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена
  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена
  • «Соловей», анализ сказки Андерсена
  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена
  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан

Источник: https://goldlit.ru/andersen/1443-devochka-so-spichkami-analiz

Андерсен Г.-х

Как холодно было в этот вечер. А вечер был последний в году — канун Нового Года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой да еще и босая. Девочка бродила по улицам, и ножки её покраснели от холода.

Читайте также:  Краткое содержание моэм театр за 2 минуты пересказ сюжета

В её кармане передника лежало несколько пачек серных спичек. Она шла голодная и продрогшая. Снежинки садились на лицо её и длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам. Изо всех окон лился свет, на улице пахло жаренным гусем — ведь был канун Нового Года.

Девочка подошла к дому чиркнула о стену спичкой и вот что она увидела. Всё вокруг осветилось, в этом сиянии она увидела свою старую покойнуя бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

Девочка торопливо чиркнула всеми спичками, и спички вспыхнули так ослепительно, что стало светло, словно днем.

Бабушка взяла девочка на руки, и они вдкоем вознеслись вверх, на небо к Богу. Морозным утром за выступом дома нашли мертвое тельце девочки, рядом с ней лежало много сгоревших спичек. И никто не знал что случилось с этой маленькой девочкой, никто не мог догадаться какие чудеса видела она этой новогодней зимой..

Значения в других словарях

Дополнительный поиск Андерсен Г.-х. — Девочка Со Спичками

Кударь, Петр Сергеевич / Работа / Обворожить / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Привередливый / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Сесть на шею / Ехало болело / Хуеплёт / Ехал прямо, да попал в яму. / Хмырь / Воробью по колено / Потерять голову / Где цветок, там и медок. / Мелко плавать — дно задевать. / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Без четырех углов изба не рубится. / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Фитуни, Леонид Леонидович / Чёрта в ступе / Гатауллин, Забир Сабирович / Попутать берега / Свой своему поневоле брат / Чувырла / Ириней Лионский / Всякая лиса свой хвост хвалит.

На нашем сайте Вы найдете значение «Андерсен Г.-х. — Девочка Со Спичками» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Андерсен Г.-х. — Девочка Со Спичками, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «А». Общая длина 36 символа

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396626-andersen-g-h—devochka-so-spichkami/

Девочка со спичками — отзывы и рецензии — КиноПоиск

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года… Мечты. Этому слову невозможно дать определение. Но каждый знает, что это такое, потому что без мечты невозможно жить. К этому слову можно подобрать синонимы: фантазии, грезы…

Однако они лишь поверхностно объясняют, что же это за штука такая — мечты. У одной маленькой девочки была мечта. И это было единственным, что она могла считать своим, дорогим, сокровенным, скрытым от жестокого отца и равнодушной матери. Они отправили ее в пургу за деньгами, продавать спички.

И девочка стояла у фонаря, каждый раз глаза ее загорались при виде нового прохожего, но стоило ей только протянуть спички, как этот высокомерный господин горделиво дергал головой и уходил прочь от нее.

Ах, если бы он знал, что натворил, сам того не заметив! Сердце девочки сжималось от тоски, а лицо морщилось, руки инстинктивно поднимались вверх, прикрывая лицо, нещадно хлестаемое бурей.

До боли разъедающее разочарование, да еще и пурга — и девочка, вконец обессилев, рухнула у какого-то дома, где кипела жизнь, где было веселье, где горел свет, где целовали на ночь. Девочка вздохнула. Такого ей никогда не видать. Она вся съежилась, стараясь хоть как-то защититься от беспощадного ветра. Холод пробирал до костей.

Она была одна. И вдруг…

Это было волшебство, чудо, заглянувшее к маленькой замерзшей девочке в зимнюю ночь. Она наконец-то улыбнулась, счастливо и спокойно. Самая обыкновенная коробка, но в ней была мечта всей ее жизни. Одно мгновение — перед ее глазами спичка, еще секунда — и появляется пламя, которое не греет, но которое и было ключом, ответом, правдой.

Ее грели мечты. Мечты, которые только с приходом веселого, безумного рыжего пламени обрели картинку, форму, место в ее душе и сердце. В глазах заблестели искры огня, но девочка не смотрела на него — она смотрела внутрь него, через пламя, через спичку. Находя там сказку с хорошим концом. Находя радость греющей ее мечты. Находя понимание — это счастье. Свет перед ней, волшебная карета, уносящая ее далеко-далеко… Спичка гасла, а она, быстро приходя в себя, с поисках тепла зажигала новую. И сказка продолжалась. На карете она проезжала мимо удивительных мест: снежных гор, обвалов, впадин. Спичка погасла снова, но на ее месте появилась другая, сияющая ярче звезды, которая имела особый, глубокий смысл… Карета остановилась. Девочка увидела избушку. Но то была совсем не простая избушка, нет, от нее тоже исходило тепло, словно там был кто-то, может, самый дорогой ей человек… Дверь открывается, и она видит… Да, это она, единственный, по-настоящему родной человечек, которых она больше не встретит. Это была ее покойная бабушка, но в ней ничего не изменилось: та же ласка, то же море любви и нежности. Они встретились взглядом на секунду… и побежали друг к другу, не разбирая ни пути, ни ступенек к избушке. Это была она. Бабушка. Самая любимая, самая родная… Что значит для меня 'Дисней'? В первую очередь, это, не буду скрывать, ностальгия. Все-таки в детстве добрые мультфильмы запоминаются лучше. Но какая бы мода на мульты ни была, для многих, в том числе и для меня 'Дисней' останется вечным эталоном доброты, сопереживания и любви. Кто для меня Роджер Аллерс? Человек-гений, живая легенда мультипликационного кино. Он подарил нам 'Короля Льва' — лучший мультфильм всех времен. Он подарил нам 'Красавицу и чудовище' — добрый, любимый и всегда актуальный фильм как для взрослых, так и для детей. Он подарил нам 'Алладина' — приключения, любовь и просто обалденные 'алладиновские' штаны. И, наконец, он подарил многим неизвестный, но однозначный шедевр — короткометражку 'Девочка со спичками'. Шедевр потому, что за улыбкой девочки скрывается жуткое одиночество, тоска и равнодушие со стороны окружающих. У прохожих даже не екает сердце от мысли, что эта девочка мерзнет в холодный зимний день только ради того, чтобы продать всего лишь пару коробок спичек. Они гордо уходят, убегают, уезжают на каретах, забывая о девочке, которая продолжает смотреть навстречу им… Эта короткометражка навсегда останется в моей памяти.

Одиночество. Страх. Это вечное для нее. Люди уходят и уходят, не оборачиваясь, а она остается, терпит все, что ей уготовано. У нее была другая судьба.

Судьба стать выше богатых и гордых, высокомерных и злобных, равнодушных и корыстных. Уметь мечтать даже в самые тяжелые моменты жизни. Тень бабушки разбудила ее душу, но не тело. Две души ушли в рай.

А тело осталось, чтобы напомнить людям о девочке со спичками, которая заслужила умереть в мечтах…

Итог:

Настоящий короткометражный шедевр от 'Диснея' по сказке великого Ганса Христиана Андерсена, мультфильм, просмотрев который, невозможно удержаться от жалости к бедной девочке. Но не надо ее жалеть. Посмотрите на себя. Не будьте равнодушными! Не проходите мимо девочки со спичками.

10 из 10

p.s. — Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье…

Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/263487/reviews/ord/rating/

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Г.Х.Андерсен "Девочка со спичками" | Социальная сеть работников образования

Тема: Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками»

Цель:

  • познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена “Девочка со спичками”; продолжить исследовательскую работу над сказкой; продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена;
  • развивать умение понимать чувства автора, образное мышление, речь; на основе прослушивания и исполнения музыкальных эпизодов развить образ литературного произведения в их динамике;
  • продолжить работу по воспитанию любви к сказкам; воспитывать у детей положительные человеческие качества.

 Оборудование: 

  • портрет Г.-Х. Андерсена;
  • музыка А.Вивальди “Зима”;
  • карточки с текстами на тему “Зима”;
  • карточки с набором картинок и текстов из сказок Андерсена;
  • сигнальные карточки.
  •  Структура урока:
  • 1. Организация начала урока
  • 2. Проверка домашнего задания

3. Работа по теме урока.

  • Сообщение темы и целей урока
  • Актуализация знаний (самостоятельная работа, работа в парах)
  • Чтение сказки
  • Работа по содержанию
  • Выборочное чтение, дискуссия

4. Подведение итогов урока

                                                         Ход урока        

1. Организационный момент.

Звучит музыка Антонио Вивальди “Зима”

 — Как вы думаете, какому времени года посвящена эта музыка? Как догадались?

– Какой раздел учебника мы начали изучать? (“Снег летает и сверкает…”)

2. Проверка домашнего задания.

 — Музыка продолжит звучать, а мы прочтем строки из произведений о зиме. Постарайтесь запомнить, какие ключевые слова и художественные приемы, которые используют авторы, чтобы передать характер зимы.

  1. а) чтение отрывков
  2. Подготовленные заранее дети читают тексты на карточках
  3. 1) Белым-бела уже земля,
  4. Как будто вымазана мелом.
  5. Леса, и степи, и поля.
  6. Осталось все под снегом белым. (Назар Наджми)

2) Тонут в белых волнах заборы. За каждым забором – снеговорот. Завевает, кружит, заносит. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли до неба. (Николай Сладков)

  • 3)  Я вижу, как пирожница-Зима
  •      муку и сахар на дороги сыплет,
  •      Развешивает леденцы на ёлках,

     и пачкает лицо своё мукой. (Э. Багрицкий)

4)  Метель всё усиливалась. Как будто прилетело полчище снежных великанов и начало размахивать широкими белыми рукавами и отплясывать на улице.

                                                                                                     (Н. Тихонов)

 — Назовите слова, ярко и образно рисующие зиму.

 — Какое настроение навевает музыка и прочитанные строки? (Грустное).

Б) чтение стихотворения А.Пушкина

 — Дома вы готовили для чтения стихотворение А.С.Пушкина “Зимний вечер”. Прочтите его так, чтобы передать его настроение.

 — С чем сравнивает бурю поэт?

3. Работа по теме урока. 

  • Сообщение темы и цели урока.

Звучит музыка А. Вивальди “Зима”.

Под музыку читаю первые строки произведения “Девочка со спичками”.

 “Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…

Так начинается замечательная зимняя сказка. Как она называется?

                                                                                                   (“Девочка со спичками”)

 — Кто её автор?                   ( Ганс Христиан Андерсен)

 — Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Рассказ подготовленного ученика:

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах.

Читайте также:  Краткое содержание записки охотника тургенева за 2 минуты пересказ сюжета

В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет.

Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

 — Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

– Назовите сказки Андерсена, которые вам известны.

  • Актуализация знаний (самостоятельная работа, работа в парах)
  1. Подбор текстов к заданным иллюстрациям по сказкам Андерсена (каждый ученик получает свой вариант иллюстраций и текстов).
  2.     1) жужжащее чтение
  3.     2) самостоятельный подбор
  4.     3)совместная проверка либо консультация с соседом
  5.     4)самопроверка задания — на доске предлагаются варианты ответов, дети сравнивают со своими.
  6.                           I вариант: 1 – А, 2 – Д, 3 –Г.
  7.                         I I вариант: 1 – В, 2 – Б, 3 – Е.

 — Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет: “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит… Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

    Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

 — Мы будем читать грустную сказку Андерсена “Девочка со спичками” и постараемся почувствовать, услышать “звон грусти”.

Звонит в колокольчик. Сказка прослушивается в исполнении артиста.

  • Словарная работа перед чтением; часть слов обсуждается после прочтения.
  • Канун – день перед праздником.          
  • Прок – польза      
  • Во весь опор – очень быстро, вскачь.
  • Люлька – подвесная колыбель.  
  • Передник – фартук.
  • Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.
  • Локон – вьющаяся прядь волос              
  • Отблеск – сияние отраженного света
  • Фарфор – белый, плотный керамический материал, посуда из этого материала.
  • Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.  
  • Сочельник – канун Рождества.
  •  — Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли ли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?..

  1. Какое настроение создалось у вас после прослушивания сказки?
  2.  — Почему вам стало грустно?
  3.  — Менялось ли оно на протяжении прослушивания?
  4.  — Кто передал вам эту грусть? (Автор)
  5.  — Кто является главным героем сказки?
  6.  — Родом из какой семьи была эта девочка?
  7.  — Какие слова из текста доказывают это?

 — Кто вам не понравился? Почему?

Был ли момент, который сильно взволновал вас?

 Физкультминутка.

  • Выборочное чтение. Дискуссия.
  • Перед вами иллюстрация главной героини сказки  (Слайд)
  •  — Скажите, не напоминает ли она кого-нибудь из героинь сказок Андерсена?
  •  — Правильно ли художник изобразил девочку?

Давайте уточним, как выглядела девочка? Зачитайте слова из текста.

            Внешний вид и состояние девочки
Брела маленькая, нищая с непокрытой головой
Покраснели, посинели от холода
Голодная, продрогшая
Измучилась
Бедняжка
Съёжилась, поджала ножки
Ещё холоднее на чердаке
Ручонки закоченели
Малютка
Не смела, отец прибьёт

Дома, работая над текстом, они выпишут в таблицу слова, характеризующие состояние девочки.

 — Как относились к девочке её родные? Кто её любил больше всех?

  1.  — Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?
  2.  — Какое “волшебство” совершали спички?
  3.  — С чем сравниваются спички? (Свечка)
  4.  — Я тоже хочу зажечь свечу, небольшой огонёк-фонарик, а вы закроете глаза и откроете по моей просьбе.
  5. Зажечь свечу, тихо звучит музыка. На доске вывешиваются иллюстрации
  6.  к сюжетам, соответствующим волшебным превращениям спичек.
  7.  — Зачитайте слова из текста в соответствии с иллюстрациями.

 — Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Отыщите их в тексте.

  •      Свет        огонёк            загорелась        светятся           пламя         засветилась          отблеск       свечка          огоньки-звёздочки             ослепительно вспыхнули
  •  — Почему так часто автор использует эти слова?
  •  — Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?
  •  — А как к ней относится сам автор?
  •  — Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.
  •  — Как описан этот момент?

 — Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

4. Подведение итогов урока.

 — Какая это сказка? Грустная или веселая?

 — Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Русалочка”, “Стойкий оловянный солдатик”).

 — Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему благодарны.

“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку” (К.Паустовский).

 И в наши дни сказки Андерсена остаются любимыми сказками.

 — У всех у вас разные чувства и настроение. Геннадий Цыферов считал, что “После чтения сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

Позвонить в колокольчик.

 — Поднимите квадрат, соответствующий по цвету вашему настроению, вашему колокольчику в душе.

 — Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

5. Домашнее задание: читать сказку, выписывать в таблицу слова из текста.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/01/23/g-h-andersen-devochka-so-spichkami

Девочка со спичками

Ганс Христиан Андерсен

Девочка со спичками

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая.

Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор.

Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки.

Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея.

Девочка увидела перед собой комнату, а в пей стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно.

Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки.

Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем.

Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой.

Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

— Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Источник: https://lib-king.ru/47606-devochka-so-spichkami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector