Ниже вы сможете прочесть краткое содержание рассказа Шолохова «Судьба человека» по главам. Рассказ о войне и горе, о том, как человек может достойно пройти все испытания, и при этом не сломиться, не потерять свою гордость и доброту.
Глава 1
Действие происходит весной, сразу же после войны. Рассказчик едет на бричке, которая запряжена лошадьми, вместе с товарищем в станицу Буковскую. Из-за того, что выпал снег, ехать трудно из-за грязи. Неподалеку от хутора протекает река, которая называется Еланка.
Если летом обычно она мелкая, то сейчас разлилась. Откуда ни возьмись, появляется шофер – вместе с ним рассказчик переправляется через речку на практически развалившейся лодке. Когда переплыли, шофер подгоняет к речке автомобиль, что ранее находился в сарае.
Шофер отправляется на лодке назад, но обещает возвратиться спустя 2 часа.
Присев на плетень, рассказчик хотел было закурить, но обнаружил, что его сигареты абсолютно промокшие. Уже приготовился скучать два часа – нет ни воды, ни сигарет, ни пищи, но тут к нему подходит мужчина с маленьким ребенком, здоровается.
Мужчина (а это ни кто иной, как Андрей Соколов – главный герой произведения) решил, что это есть шофер (по причине того, что рядом с ним стоял автомобиль). Решил поговорить с коллегой, поскольку сам был шофером, управляющий грузовым автомобилем.
Не стал огорчать собеседника наш рассказчик, и говорить о своей подлинной профессии (которая читателю так и не стала известной). Решил соврать, что ожидает начальство.
Соколов ответил, что никуда не спешит, а покурить хочется – но ведь скучно курить в одиночестве. Заметив, что рассказчик разложил сигареты (чтоб просохли), угостил его своим табаком.
Закурили, потекла беседа. Из-за вранья неловко чувствовал себя рассказчик, ведь он не назвал свою профессию, поэтому больше молчал. Рассказывал Соколов.
Глава 2. Жизнь до войны
«Вначале жизнь у меня была самая обычная», – рассказывал незнакомец. «Когда случился голодный 22 год, решил податься на Кубань, чтоб работать на кулаков – это единственный фактор, который позволил мне остаться в живых.
А отец, мать, сестренка остались дома, и умерли из-за голодовки. Я остался совсем один, никакой родни нет. Через год решил вернуться с Кубани, дом продал, отправился в Воронеж. Вначале работал плотником, после чего отправился на завод, решил выучиться на слесаря. Потом женился.
Жена – сиротка, выросла в детдоме. Веселая, но при этом скромная, умница – совсем не чета мне. Она с самого детства уже знала, какая жизнь тяжелая, и это ощутимо отобразилось на ее характере. Со стороны посмотреть – не такая уж и видная, но я смотрел в упор.
И не было женщины для меня красивее, умнее, желаннее, и теперь уже никогда не будет».
«Прихожу другой раз с работы – уставший, иногда и жутко злой. Но никогда она не грубила мне в ответ – даже если грубил я. Спокойная и ласковая, все делала для того, чтобы при минимальном достатке мне вкусный кусочек хлеба приготовить.
Смотрел я на нее – и чувствую, тает мое сердце, и вся злость куда-то испаряется. Отойду немного, подойду, прощения просить начинаю: «Прости, моя ласковая Иринка, нахамил.
Не срослось у меня сегодня с работой, понимаешь?» — и вновь у нас покой, уют и у меня на душе хорошо».
Дальше Соколов опять говорил о своей жене, о том, как она его безмерно любила и никогда не упрекала, даже в том случае, если ему приходилось где-то с друзьями выпить лишнего. Потом дети пошли – сын, после него две дочки. После рождения детей с выпивкой было окончено, разве что одну чашку пива выпивал в воскресный день. Жили хорошо, дом свой отстроили.
В 1929 увлекся автомобилями. Так и стал водителем грузовика. И все бы хорошо, но началась война. Пришла повестка, в скором времени забрали на фронт.
Глава 3. Война и плен
На фронт Соколова провожало все семейство, и если дети еще держались, то жена плакала, будто предчувствовала, что никогда любимого мужа больше не увидит. И так тошно, еще и Елена будто заживо похоронила… Расстроенный, отправился на фронт.
На войне работал шофером, дважды был ранен.
В 42 году, в мае попал под Лозовеньки. Немцы активно наступали, Андрей вызвался на передний край отвезти боеприпасы нашей артиллерии. Не вышло, снаряд упал рядом, от взрывной волны перевернулся автомобиль.
Потерял сознание, а когда в него пришел, осознал, что находился в тылу врага: где-то сзади гремит бой, мимо проходят танки. Решил притвориться, будто умер.
Когда подумал, что все прошло, немного приподнял голову – увидел, что прямо на него надвигается шесть фашистов, у каждого по автомату. Прятаться негде, поэтому принял решение: умереть с достоинством. Шатаясь, встал, хоть ноги совсем не держали. Смотрел на немцев.
Один из фашистов хотел его пристрелить, но второй не позволил. Сняли с Андрея обувку. Пришлось отправляться ему пешим ходом на запад.
Спустя некоторое время еле идущего Соколова догнала колонна военнопленных – оказалось, что они были из той же дивизии. Так они все вместе и пошли дальше.
Ночевать остались в церквушке. За ночь произошло три события, о которых нужно рассказать подробнее:
Неизвестный человек, сам он представился военным врачом, вправил Андрею руку, которую тот вывихнул, когда падал из грузовика.
Соколов спас от верной смерти взводного (они не были знакомы), сослуживец по фамилии Крыжне был намерен того выдать фашистам как коммуниста. Андрей собственноручно задушил предателя.
Верующий, который очень просился выйти из церкви, чтоб сходить в туалет, был застрелен фашистами.
Утром начались расспросы – кто кем приходится. Но предателей в этот раз среди пленных не оказалось, поэтому все остались живы.
Был расстрелян еврей (в фильме трагическое действо представлено так, будто это военный врач, но достоверная информация отсутствует), а также троих русских – внешне они все были всецело похожи на гонимых в те времена евреев. Народ, взятый в плен, все же погнали дальше, путь держался на Запад.
Пока шел, всю дорогу до Познани Соколов размышлял о том, как совершить побег. В конце – концов, представился удобный случай – фашисты отправили пленных выкапывать могилки, и Андрей дернул на восток.
Через 4 дня его все-таки догнали ненавистные фашисты, они нагнали беглеца благодаря псам (порода – овчарка), и эти собаки бедного Соколова чуть прямо на месте не загрызли.
Месяц он пробыл в карцере, после чего был отправлен в Германию.
Куда только не доводилось попасть Андрею за эти два пленных года. Пришлось Объехать тогда половину Германии.
Глава 4. На грани жизни и смерти
В лагере неподалеку от Дрездена Б-14 на каменном карьере вместе с другими работал Андрей. Как-то, вернувшись с работы, в бараке, не подумав, соколов сказал о том, что немцам по 4 кубометра выработки нужно.
А для могилки каждого из работающих вполне предостаточно и одного кубометра будет. Кто-то вскоре донес начальствую о сказанном, после чего Андрея к себе вызвал лично сам Мюллер – он был комендантом.
Он в совершенстве знал русский язык, поэтому для общения переводчик им не понадобился.
Мюллер сказал, что он готов оказать большую честь и самостоятельно расстрелять Соколова за сказанное. Добавил, что тут неудобно, мол, нужно выйти во двор (там бы Андрей и расписался). Последний согласился, спорить не стал.
Немец постоял немного, подумал. После бросил пистолет на стол, налил целый стакан шнапса. Взял ломтик хлеба, сверху положил кусочек сала.
Еда и напиток были подана Соколову со словами: «Выпей перед смертью, русский, за победу немецкого оружия».
Тот поставил стакан полный на стол, и даже не притронулся к закуске. Сказал, что очень благодарен за угощение, но не пьет. Мюллер усмехнулся – мол, не хочет пить за победу фашистов.
Ну раз не захотел выпить за победу, пусть выпьет, в таком случае, за свою смерть. Андрей понял, что терять ему нечего, взял стакан, осушил его в два глотка, но закуску трогать не стал.
Обтер губы ладошкой, поблагодарил за угощение. После сказал, что он готов идти.
Фашист продолжал внимательно смотреть на Соколова. Посоветовал перед смертью хотя бы закусить, на что последний ответил, что после первой никогда не закусывает. Мюллер налил второй скан, опять ему дал выпить.
Не растерялся Андрей, выпил и тот залпом, а хлеб с салом трогать не стал. Подумал – ну хотя бы напиться перед смертью, все же страшно с жизнью расставаться.
Комендант говорит – что же ты, Иван, не закусываешь, зачем стесняться? А Андрей тому отвечает, мол, извините, но я и после второй не привык закусывать. Мюллер фыркнул. Начал хохотать, а сам сквозь смех что-то очень быстро начал говорить по-немецки.
Понятно стало, что он диалог своим друзьям перевести реши. Те тоже смеяться начали, задвигались стулья, все на Соколова обернулись, начали разглядывать. А тот заметил, что взгляды немного другие стали, смягчились.
Тут комендант опять наливает, уже третий стакан. Третий стакан Соколов выпил с расстановкой, с чувством, закусил маленьким кусочком хлеба. А остаток его на стол положил.
Андрей хотел показать – да, он пропадает от голода, но не собирается жадно хватать их подачки, что есть у русских и честь, и гордость, и чувство собственного достоинства.
Что в скотину при всех их стараниях он не превратился, и не превратится никогда, как бы фашистам этого не хотелось.
После произошедшего комендант посерьезнел. Поправил кресты, что были на груди, вышел из-за стола, не взяв оружие, и обратился к Соколову. Сказал, что Соколов – храбрый русский солдат. Добавил, что он тоже солдат и с уважением относится к достойным противникам.
Также он сказал, что не будет стрелять в Андрея, к тому же фашистские войска полностью завладели Сталинградом. Для немцев это большая гордость и радость, поэтому он и подарит Соколову жизнь.
Приказал идти в блок, а в качестве награды и уважения дал ему буханку хлеба и кусочек сала – за то, что вел себя смело. Пищу все товарищи поделили поровну.
Глава 5. Конец плена
В 1944 Соколов стал опять работать шофером. Его задачей была перевозка немецкого майора-инженера. Последний с Андреем общался хорошо, в некоторых случаях, когда была возможность, даже делился едой.
29 июня, рано утром майор приказал Соколову отвезти того за город, конкретнее – по направлению к Троснице, поскольку именно там он занимался руководством – строили укрепления. Выехали.
Пока ехали, у Андрея возник план. Он оглушил майора, забрал оружие, и поехал прямиком туда, где были военные действия.
Когда из блиндажа выскочили автоматчики, тот специально замедлил ход для того, чтобы они увидели – едет не кто иной, как майор. Те подняли крик, показывать начали, что проезд запрещен.
Андрей же сделал вид, что ничего не понимает, и поехал еще быстрее – 80 км/ч. Пока те поняли, в чем дело, начали по автомобилю бить прямо из пулеметов.
Сзади немцы стреляют, свои, не понимая, в чем дело, навстречу – из автоматов. Ветровое стекло пробито, радиатор полностью прополот пулями… Но увидел Соколов лесок над озером, наши помчались к автомобилю, а тот заехал в этот лесок, открыл дверь, упал на землю, целует, плачет, задыхается…
После всех событий Андрей был отправлен в госпиталь – ему нужно было немного откормиться и подлечиться. Как только прибыл в госпиталь, тут же жене отправил письмо. А спустя 14 дней получил ответ – но не от жены.
Писал сосед. Как оказалось, в 1942 году, в июне, в их дом попала бомба. Обе дочки и жена погибли на месте, а сына дома в тот момент не было.
Когда узнал, что всей его семьи нет в живых, он решил пойти на фронт в качестве добровольца.
После того, как Соколов выписался из госпиталя, ему предоставили отпуск длиною в месяц. Спустя неделю смог добраться к родному Воронежу. От дома осталась одна воронка. Посмотрел Андрей на то место, где был его дом, где был он раньше счастлив – и сразу же поехал на вокзал. Назад, в дивизию.
Глава 6. Сын Анатолий
Спустя 3 месяца блеснул свет в окошке, стало сердцу теплее – нашелся его сын, Толя. На фронт пришло письмо, по всей видимости – с другого фронта. Иван Тимофеевич, тот же сосед, который сообщил Андрею о гибели родных, подсказал Анатолию адрес отца.
Как оказалось, тот сперва попал в училище по артиллерии, где и пригодились его математические таланты. Спустя год он окончил училище, с отличием, решил пойти на фронт.
Отцу он сообщил, что получил звание капитана, имеет большое количество медалей, и 6 орденов.
В 1945 году, 9 мая Анатолий был убит снайпером.
Глава 7. После войны
Наконец Андрей был демобилизован. Куда было ему податься? Естественно, в Воронеж возвращаться не было никакого желания. Тогда он припомнил, что в Урюпинске проживает его друг, который был демобилизован еще весной из-за полученного ранения. Вспомнил Андрей также, что его когда-то приглашали в гости, и решил отправиться в Урюпинск.
У приятеля была жена, но детей не было. Проживали в собственном домике, который располагался на окраине города. Несмотря на то, что у друга была инвалидность, он смог устроиться шофером в автороте – туда же и Андрей решил устроиться. Получилось поселиться у приятеля – пожалели, приютили.
Познакомился с беспризорником – мальчишку звали Ваней. Отец его погиб на фронте, а мать – при авианалете. Как-то, идя на элеватор, Соколов взял Ванечку с собой и сказал, что он и есть его отец. Мальчик обрадовался, поверил. Андрей решил усыновить мальчика, а жена приятеля делала все возможное, чтобы помогать присматривать за ребенком.
Вроде и жизнь наладилась, и жил бы еще Соколов в Урюпинске, но произошла неприятность – ехал по грязи, машину сильно занесло. Появилась внезапно корова, Андрей нечаянно сбил ее с ног. Естественно, все сразу в крик, понабежал народ, тут же и инспектор появился.
Сразу же отобрал книжку (удостоверение шофера) – несмотря на то, что всеми силами Андрей просил у него помилования. Корова жива осталась – встала, хвостом махнула и пошла себе дальше скакать, а Соколов лишился одной из самых ценных вещей – водительской книжки.
После плотником работал. В письмах начал общаться с одним из сослуживцев, с которым они приятельствовали. Тот пригласил Соколова к себе. Написал, мол, поработает там в плотницкой части, а после выдадут новую книжку водителя.
Вот поэтому Андрей и командируется с сыном в Кашары.
И в любом случае, говорит Андрей рассказчику, даже, если бы и не произошло неприятности с коровой, уехал бы он из Урюпинска. Как только Ванюшка подрастет, нужно будет его в школу определять – тогда и он остепенится, осядет на одном месте.
Тут пришла лодка, рассказчику пришлось попрощаться с неожиданным незнакомцем. И стал он раздумывать обо всем, что довелось услышать.
Соколов и мальчик Ваня — два человека, ставших внезапно сиротами, две крупинки, которые были заброшены в чужие, им края – и все из-за военного урагана… Что же их может ожидать впереди, какая судьба? Хотелось бы верить, что этот сильный русский человек не сломается никогда, и возле крепкого отцовского плеча сможет вырасти мужчина. Что этот мужчина все преодолеет, если призовет Родина.
С тоской вслед смотрел рассказчик двум удаляющимся фигурам. Возможно, все было бы благополучно, утверждает рассказчик, но тут Ванечка, заплетая маленькими ножками, обернулся и помахал ему вслед ладошкой.
Мягкая, но когтистая лапа сжала сердце нашего рассказчика, и он поспешил отвернуться. На самом деле, не только во сне плачут старые и седые мужчины, прошедшие войну. Плачут они и наяву.
Самое главное – успеть отвернуться, чтобы ребенок не увидел, как бежит по мужской щеке скупая, жгучая слеза…
На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Судьба человека» Шолохова, включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1437-sudba-cheloveka.html
«Кусака»: краткое содержание произведения Леонида Андреева
Леонид Андреев – один из ярчайших представителей Серебряного века. Родоначальнику экспрессионизма в русской литературе принадлежит рассказ «Кусака», краткое содержание которого мы представим ниже.
Идея рассказа – продемонстрировать важность сострадания, ответственность и роль заботы человека о существах, которых он приручает, о «братьях меньших».
Трудно не заметить, что позже ту же идею высказал другой великий писатель – на этот раз французский автор Антуан де Сент-Экзюпери.
Леонид Андреев же стремится передать читателю чувства собаки, которая тоже страдает и переживает все те же эмоции, что человек.
В 1901 году Андреев пишет рассказ под названием «Кусака», публикуя произведение в 9-м номере издания «Журнал для всех». Милосердие человека, история страдающей собаки становятся центром произведения.
Бездомное животное взяла на лето семья дачников. Но люди не собираются ухаживать за собакой, когда лето проходит.
Осенью дачники уезжают в город, оставляя животное в доме, не думая о том, что Кусака может не выжить в суровых холодах зимы.
Перед тем, как перейти к описанию сюжета рассказа Леонида Андреева, обратимся к краткой характеристике центральных персонажей произведения.
Ключевые персонажи «Кусаки»:
Главный герой рассказа – это Кусака. Дворовое животное поселилось на лето у дачников. Первой собаку заметила Леля – девочка, обучающаяся в гимназии для благородных девиц. Мать согласилась принять животное. Также на даче живут другие дети, кроме Лели, которые также фигурируют в повествовании в качестве героев второго плана.
Краткий пересказ сюжета рассказа «Кусака»
Первая часть
Дворовое животное постоянно терпит обиды и издевательства от людей. В результате, в сердце собаки селится злоба на общество, мир, в которой больше зла, чем добра. Бродя в поисках укрытия от холода, собака набредает на дачу.
Дом пуст, хозяева не живут здесь зимой. Животное селится на даче, ночую под досками террасы и бескорыстно охраняя дом. Собака испытывала потребность служить людям.
Ночью животное лаяло, пока не хрипло, гордясь собой, чувствуя удовлетворение от исполненного долга.
В начале повествования читатель видит безымянную собаку, которая кормится чем попало. Животное никому не принадлежало, а к теплым домам подойти не могло, так как собаку прогоняли здоровые дворовые псы.
Дети издевались над животным, забрасывая собаку палками и камнями. Зрелые же люди смеялись над собакой, освистывали ее. Животное – испуганное и загнанное – сбежало к самой крайней точке селения, прячась в садовых дебрях.
Собака не знала ласки и тепла человеческих прикосновений. Правда, как-то раз пьяница, вышедший из притона, погладил животное. Оно выглядело грязным и неказистым, но мужчина отличался тем, что расточал любовь и жалость в отношении всех. Впрочем, собака не поверила искренности намерений пропойцы и не подошла к мужчине.
Когда же собака, наконец, решилась подойти к пьянчужке, то тот резко изменился в настроении. Видимо, мужчину тоже не раз обижала жизнь – в лице людей – и тогда он пнул животное в бок. Этот случай окончательно подорвал доверие собаки к людям и миру.
Даже когда кто-то подходил к собаке, намереваясь погладить или угостить, та бросалась прочь от людей, огрызаясь или стараясь покусать.
В итоге, собака нашла приют под террасой пустующей дачи. Когда наступили первые дни весны, хозяева вернулись на дачу.
Вторая часть
Вернувшись в дачный дом, хозяева обнаруживают там приблудившееся животное. Первой собака увидела девушку, которая была одета в кричное платье – форму гимназистки. Девушку звали Лелей.
Приход весны обрадовал Лелю, и та начала, охваченная эмоциями, кружится. Собака выбежала из-под террасы и укусила девушку за подол платья.
Леля испугалась и убежала из сада, крикнув матери и остальным детям, чтобы те не гуляли в саду.
Между тем, Андреев говорит о дачниках как о добрых, сочувствующих людях. Когда собака порвала платье Лели, хозяева собрались выгнать животное, которое испугало их. Также собаку сочли за бешеную и хотели убить, застрелив из пистолета. Однако в итоге животное оставили на даче, подкармливая. Со временем собаку даже наградили кличкой – «Кусака».
Хозяева давали собаке хлеб, разрешили остаться на даче, привыкнув к Кусаке. Проходило время – собака привыкала к дачникам. И вот Кусака уже не боится подойти к обитателям дома совсем близко. Каждый день Кусака уменьшает расстояние между собой и людьми на шаг. Опасаясь, Леля первой подходит к Кусаке и гладит собаку.
Кусака не знала в точности, что Леля собирается сделать: ласкать или бить. Подставив спину, собака приготовилась к любым действиям девушки. Леля приласкала Кусаку. Это вызвало доверие собаки к хозяевам. Позвав остальных жителей дачного дома, девушка пригласила мать и детей тоже погладить Кусаку.
Собака вначале испугалась, но потом дала себя погладить.
Леонид Андреев при этом удивительно описывает ощущения собаки, не привыкшей к ласковым прикосновениям. Писатель говорит, что от поглаживаний Кусака ощутила боль, будто ее избивали.
Постепенно Кусака смягчается, собака стала доверять людям, подпускать к себе дачников. Это был второй случай, когда Кусака поверила людям.
Теперь собака старается служить новым хозяевам, ощущает, что принадлежит дачникам.
Третья часть
Леонид Андреев пишет, что душа Кусаки расцвела. Собачий удел – служить людям, и теперь Кусака имела возможность быть верной в службе хозяевам.
Собака питалась малым количеством еды. Однако даже несущественные подачки привели к сильным изменениям во внешности животного.
Шерсть Кусаки отросла, стала длинной и шелковистой, похожей на атласную ткань, ушло ощущение некрасивости и нечистоплотности.
Несмотря на то, что в Кусаку больше не бросают камнями, не дразнят, собака все еще сомневается в том, стоит ли доверять людям. Хозяев Кусака побаивается, опасается.
У Кусаки отсутствуют качества, присущие другим собакам. Например, для животного не характерно просить у хозяев ласки или ложиться у их ног. Кусака иначе выражает благодарность дачникам, по-другому демонстрирует привязанность и любовь. Например, собака смешно кувыркается, прыгает – неумело и немного нелепо, вертится вокруг «собственной оси».
Дачники чувствуют к Кусаке жалость, собака кажется хозяевам потешной, они смеются над животным. Смешное выражение восторга и любви Кусакой приводило к тому, что дачники, желая увидеть эти движения собаки, гладили, ласкали, кормили животное.
Это поведение было непривычным для Кусаки, так как раньше люди издевались над ней, наслаждаясь страхом собаки.
Хозяева кормили собаку, поэтому Кусака быстро привыкла, что в миске всегда есть еда, больше не нужно скитаться в поисках пропитания. Кусака привыкла и к дачникам, не страшась подходить к ним, просить угощения и ласки. С территории дачного дома Кусака почти не уходила.
Четвертая часть
Лето постепенно приближается к концу, уступая место осени. Дачники собираются возвращаться в город. Девушка интересуется у мамы, как же поступить с животным.
Мать сказала, что единственный выход – это не забирать собаку с дачи, потому что в городе Кусаке будет негде гулять. К тому же, нельзя брать в дом дворовую собаку. Мать думала купить дочери породистого щенка.
Леля расстроилась, что придется прощаться с полюбившейся Кусакой, и заплакала.
Хозяева собирали вещи: скоро их ждал отъезд. Девушка окликнула Кусаку, чтобы прогуляться с собакой в сторону дороги. На улице – дождливая погода, а рядом с трактиром деревенский дурачок терпит издевательства посетителей. Леле стало скучно. Девушка развернулась и пошла назад, к дачному дому. Вскоре дачники уехали на вокзал, и лишь там Леля осознала, что не попрощалась с животным.
Пятая часть
Собака тоскует, не понимая, что дачники уехали надолго, на весь зимний сезон. Кусака мечется, обнюхивая следы покинувших дом хозяев. Взяв след, Кусака добежала до самой железнодорожной станции. Потом животное вернулось на дачу: Кусака промокла, шерсть ее вновь стала грязной. Кусака пыталась отыскать хозяев в доме, скребя когтями дверь, заглядывая в окна. Но ответом было лишь молчание.
День сменился ночью. Кусака окончательно поняла, что осталась одна накануне наступающих холодов. Животное плакало и громко завывало, тоскуя по дачникам. В этом собачьем вое слышалась вся тоска разрывающего от одиночества сердце, в очередной раз преданного человеком.
Несколько слов о специфике содержания «Кусаки»
О происходящем читатель узнает из уст стороннего наблюдателя. Собака вырастает, из щенка превращается во взрослое животное в тяжелых и сложных обстоятельствах жизни. Можно сказать, что Кусака в мире видит больше зла, чем добра. Кусаку с детства окружает безжалостное общество.
Кусака – бездомный пес. Постоянный голод, жестокость людей, законы природы и злоба других бродячих животных – постоянные спутники центральной героини рассказа Андреева. Кусаку окружают сильные люди, которые, не задумываясь, наслаждаются властью и силой, обижая животное, потешаясь над собакой.
Мечта собаки – человеческая ласка. Отважившись подойти к людям во второй раз, собака получает желанное тепло. Однако, писатель старается донести до читателя мысль, что худшее зло – это приручить животное и бросить его, разбив сердце и обманув доверие.
Источник: https://r-book.club/best/detskie/kusaka.html
“Жизнь Человека” Андреева в кратком содержании
На протяжении всего действия на сцене находятся Некто в сером и второй безымянный персонаж, молчаливо стоящий в дальнем углу. В прологе Некто в сером обращается к публике с объяснением того, что ей будет представлено.
Это – жизнь Человека, вся, от рождения до смертного часа, подобная свече, которую он, свидетель жизни, будет держать в руке. На глазах у него и у зрителей Человек пройдет все ступени бытия, от низу до верху – и от верху к низу.
Ограниченный зрением, Человек никогда не будет видеть следующей ступени; ограниченный слухом, Человек
не услышит голоса судьбы; ограниченный знанием, не угадает, что ему несет следующая минута. Счастливый юноша. Гордый муж и отец.
Слабый старик. Свеча, снедаемая огнем. Вереница картин, где в разном обличье – все тот же Человек.
…Прислушиваясь к крикам роженицы, на сцене ведут разговор хихикающие старухи. Как одиноко кричит человек, замечает одна из старух: все говорят – и их не слышно, а кричит один – и кажется, будто все другие молча слушают. А как странно кричит человек, усмехается вторая старуха: когда тебе самой больно, ты не замечаешь, как странен твой крик. А как смешны дети!
- Как беспомощны! Как трудно они рождаются – животные рожают легче… И легче умирают…
- И легче живут…
- Старух – много, но они как будто хором произносят монолог.
Речь их прерывает Некто в сером, возвещая: Человек родился. Отец Человека проходит через сцену с доктором, признаваясь в том, как он мучился в эти часы явления сына на свет, как жалел жену, как ненавидит он младенца, принесшего ей страдания, как казнит себя за ее муки… И как он благодарен Богу, услышавшему его молитву, осуществившему его мечту о сыне!
На сцене – родственники. Их реплики – словно продолжение бормотания старух. Они с самым серьезным видом обсуждают проблемы выбора имени для Человека, его кормления и воспитания, его здоровья, а затем как-то незаметно переходят к вопросам куда более прозаическим: можно ли здесь курить и чем лучше выводить жирные пятна с платья.
…Человек вырос. У него есть любимая жена и любимая профессия, но у него нет денег. Соседи судачат на сцене о том, как это странно: эти двое – молоды и красивы, здоровы и счастливы, на них приятно смотреть, но их невыносимо жаль: они всегда голодны. Отчего так?
За что и во имя чего?
Человек и его Жена смущенно рассказывают друг другу о зависти к сытым и богатым людям, которых они встречают на улице.
“Нарядные дамы проходят мимо меня, – говорит Жена Человека, – я смотрю на их шляпки, слышу шуршанье их шелковых юбок и не радуюсь этому, а говорю себе: “У меня нет такой шляпки! У меня нет такой шелковой юбки!” “А когда я прохожу по улице и вижу то, что нам не принадлежит, – отвечает ей Человек, – то чувствую, как у меня отрастают клыки. Если меня кто-нибудь ненароком толкнет в толпе, я обнажаю свои клыки”.
Человек клянется Жене: они выкарабкаются из нищеты.
“Вообрази, что наш дом – роскошный дворец! Вообрази, что ты – царица бала! Вообрази, что играет изумительный оркестр – для нас и наших гостей!”
И Жена Человека с легкостью все это воображает.
…И вот сбылось! Он богат, у него нет отбоя от заказчиков, его Жена купается в роскоши. В их дворце – чудный бал, играет волшебный оркестр – то ли человекообразные музыкальные инструменты, то ли похожие на инструменты люди.
Кружатся пары молодых людей, восхищенно беседуя: какая честь для них быть на балу у Человека.
Входит Человек – он заметно постарел. За богатство он заплатил годами своей жизни. Постарела и его Жена. С ними торжественным шествием через анфиладу блистающих комнат идут многочисленные друзья с белыми розами в петлицах и, числом не меньшим, враги Человека – с желтыми розами.
Молодые пары, прервав танец, следуют за всеми на сказочный пир.
…Он снова обнищал. Прошла мода на его творения. Друзья и враги помогли ему растратить накопленное состояние.
Теперь по дворцу бегают лишь крысы, гостей здесь давно не было. Дом обветшал, его никто не покупает. Умирает сын Человека. Человек и его Жена встают на колени и обращаются с молитвой к Тому, кто недвижно замер в дальнем углу: она – со смиренной материнской мольбой, он – с требованием справедливости.
Это не сыновняя жалоба, но разговор мужчины с мужчиной, отца с Отцом, старика со стариком.
“Разве покорных льстецов надо любить больше, чем смелых и гордых людей?” – спрашивает Человек. И ни слова не слышит в ответ. Сын Человека умирает – значит, не услышана его молитва!
Человек возглашает проклятья тому, кто наблюдает за ним из угла сцены.
“Проклинаю все, данное Тобою! Проклинаю день, в который я родился, и день, в который я умру! Проклинаю себя – глаза, слух, язык, сердце – и все это бросаю в Твое жестокое лицо! И своим проклятьем – побеждаю Тебя!..”
…Пьяницы и старухи в кабаке удивляются: вон за столиком сидит Человек, пьет мало, а сидит много! Что бы это значило? Пьяный бред перемежается репликами, рожденными, похоже, в угасающем сознании Человека, – отголосками прошлого, эхом всей его жизни.
Являются музыканты – и те, и не те, что играли когда-то на балах во дворце Человека. Трудно понять: они это или не они, как трудно вспомнить минувшую жизнь и все, чего Человек лишился, – сына, жены, друзей, дома, богатства, славы, самой жизни…
Старухи кружатся вокруг столика, за которым сидит, понурив голову, Человек. Их пляска пародирует чудесный танец юных дам на стародавнем балу у Человека.
Перед лицом смерти он встает во весь рост, запрокинув прекрасную седую голову, и резко, громко, отчаянно выкрикивает – вопрошая то ли небо, то ли пьяниц, то ли зрителей, то ли Некоего в сером:
“Где мой оруженосец? Где мой меч? Где мой щит?”
Некто в сером смотрит на огарок свечи – она вот-вот в последний раз мигнет и погаснет. “Я обезоружен!” – восклицает Человек, и тьма обступает его.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/zhizn-cheloveka-andreeva-v-kratkom-soderzhanii/
Краткое содержание романа «Что делать?» по главам (Н.Г. Чернышевский) | Литрекон
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», написанный в 1863 году, стал общественно-литературным явлением. Его обсуждали, перепечатывали, ему подражали, его осуждали.
Внешне сюжет романа напоминает любовный треугольник героев (основные события касаются троих молодых людей), однако главным для Чернышевского было выразить новые взгляды на экономические, политические, социальные отношения людей. Как социал-демократ и революционер, он по-своему видит будущее России.
В своём произведении он предлагает читателям ответ на вопрос: «Что делать?», а Многомудрый Литрекон — краткий пересказ книги по главам, каждая из которых представлена в сокращении.
Предисловие: Происшествие на Литейном мосту
Утром 11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц прислуга находит странную записку:
«Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Полицейский связывает это послание со словами очевидцев, которые слышали ночью выстрел на Литейном мосту. Позже там находят и простреленную фуражку пропавшего из гостиницы господина.
В этот же день в 12 часов дня, сидя за шитьём в доме на Каменном мосту, Вера Павловна получила письмо.
В нём автор послания пишет, что не намерен больше «смущать ее спокойствие», просит ни о чем не жалеть и признается, что «любит обоих». Это письмо производит на Веру Павловну сильное впечатление.
Вошедший к ней молодой человек не может её успокоить. Она признается ему, что чувствует вину за случившееся: «Ты не виноват — я одна…»
Далее автор рассуждает об «эффектных сценах», с которых романисты любят начинать свои произведения. Именно такой приём употребил он в начале своего романа.
Глава 1: Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Автор начинает повествование о предшествующих трагическому исходу событиях. Он рассказывает историю жизни Веры Павловны. Росла она в доме на Гороховой в семье управляющего дома Павла Константиновича Розальского и его жены – Марьи Алексевны. Также у Веры был брат – девятилетний Федя.
Детство девочки было насыщенным. С 12 лет она посещала пансион, умела играть на фортепиано, хорошо шила и вскоре начала шить одежду для всей семьи. Вера привыкла думать, что она не красавица. У девушки была смуглая кожа, она чем-то походила на цыганку. Когда девушке исполнилось 16, она сама начала давать уроки.
Марья Алексевна, злая и корыстная женщина, называла дочку «чучелой» из-за смуглого цвета лица и одевала в лохмотья, экономя на всем, лишь бы выбиться в люди и скопить капитал.
Но Верочка выросла, и мать вдруг стала её наряжать, покупать дорогие билеты в театр, надеясь найти ей богатого жениха. Вскоре девушкой заинтересовался Михаил Сторешников, сын хозяйки дома. Он стал часто заходить к Розальским, особенно уделял внимание Верочке.
Марья Алексевна мечтает о таком союзе, поэтому просит дочь быть с хозяйским сыном ласковой.
Однажды Марья Алексеевна даже купила для дочери дорогие билеты в оперу, туда же, где был сын хозяйки с друзьями. Но встреча не задалась. Молодые люди что-то обсуждали на французском, Вера чувствовала себя не в своей тарелке и ушла раньше, соврав, что у нее болит голова.
Михаил Иваныч Сторешников – видный офицер. Ужиная с другими кавалерами после случая в театре, он начинает разговор с мадмуазель Жюли (содержанкой). Михаил говорит всем, что Вера — его любовница. Жюли высоко оценивает девушку, но сомневается в ее связи с офицером.
На следующий день Сторешников пришел к Розальским. Вера начинает говорить с молодым человеком по-французски, потому что ее мать не понимает этого языка. Девушка рассказывает, что знает о том, что вчера Михаил решил представить ее своим приятелям в качестве любовницы. Девушка недовольна и просит Сторешникова больше не появляться в ее доме.
Но Сторешников не послушал девушку. Позже он приехал к Вере с Жюли под предлогом того, что его приятельнице нужна учительница фортепиано для племянницы. Жюли решила поговорить с Марьей Алексеевной, она рассказала, что Михаил заключал на Веру пари.
И все же он богат, поэтому Жюли советует Вере выйти замуж за Сторешникова. Развращенный светской жизнью и материальным достатком, он хочет соблазнить её, но убеждается в ее неприступности и делает предложение. Вера понимает истинные намерения Сторешникова, поэтому ведёт себя с ним холодно и отказывает.
Он же просит отсрочку и начинает усиленно ухаживать за героиней.
Родители в недоумении от поведения Веры, поэтому в родительском доме ей с каждым днём становится всё тяжелее находиться. Героиня не хочет «продавать себя» барскому сыну, но в то же время ей не переубедить мать.
На чувства и состояние Веры ей наплевать. Честь семьи ей тоже не важна: и апатичный муж, и дети должны были, по ее замыслу, угождать вышестоящим, чтобы приобрести привилегии и перспективы.
Из этого двойственного положения Верочке помогло выйти новое действующее лицо.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
Федя, брат Веры, скоро должен был поступить в гимназию. Для подготовки сына к учёбе, родители наняли студента-медика — Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он с 15 лет давал уроки, не жил на казенном содержании, поэтому не голодал. После окончания университета, он должен был стать ординатором в военном госпитале, но пока Лопухов учился и снимал квартиру со своим другом Кирсановым.
После знакомства на вечере в честь дня рождения Верочки и бесед о музыке, книгах и философии, Лопухов и Вера понимают, что у них много общего. Однако традиционной «искры любви» между ними не было. Молодой человек обещает помочь ей вырваться из унизительного положения. Вера удивляется, как за один вечер они стали так близки.
Лопухов сдерживает обещание, но найти выход оказывается не просто. В гувернантки Верочку брать не хотят, из-за того, что она бежит из родительского дома. В конце концов, Лопухов решает оставить учёбу, пойти на работу, заняться частными уроками и жениться на Вере, но формально: он не хочет пользоваться своим положением спасителя, чтобы завладеть ее сердцем.
Героине снится сон, в котором она находится в сыром подвале, разбитая параличом. Её спасает красивая девушка, которая просит называть себя «любовью к людям». Затем во сне Верочка освобождает из подвалов других девушек, оказавшихся в такой же ситуации.
Вскоре Лопухов и Верочка тайно венчаются, а через три дня девушка сбегает из дома и едет в найденную для них Лопуховым квартиру.
Через некоторое время Лопухов приходит к матери жены и напрямик говорит с ней о положении дочери: не требуя преданного, он хочет оградить себя от преследований со стороны закона. Мать долго торгуется (ей обидно упустить выгодный брак), но потом сдается.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
Молодые люди жили хорошо. Вера Павловна даёт уроки и ведёт хозяйство, Лопухов работает. Но хозяева квартиры удивляются их отношениям.
Лопуховы ведут себя не как супруги, а скорее как брат и сестра: живут в разных комнатах, не появляются друг перед другом раздетые, не входят без стука.
Молодые люди не видят ничего странного в этом, считая, что только так удастся сохранить нормальные отношения.
Вера Павловна решает открыть швейную мастерскую. Но предприятие она организовывает необычно: все работницы равны и получают одинаковую долю с прибыли, как и сама Вера Павловна.
Иногда работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. С клиентами проблем тоже не возникло: найти их помогает Жюли, содержанка из высшего общества.
Мастерская быстро расширяется, приносит хорошую прибыль.
Вере Павловне снится второй сон. В нём она видит поле и грязь. Её муж объясняет во сне, что есть «чистая грязь», из которой может вырасти колос, и «гнилая грязь», которая не дает всходов. Затем во сне появляется её мать.
Она рассказывает Вере историю своей жизни, объясняет причины своего поведения: она вырывалась с низов и познала нужду, поэтому делала все, чтобы вывести семью из бедности.
При этом Марья Алексевна объясняет Вере, что всё это ради семьи и, если бы она не была такой злой, дочь не была бы такой доброй.
Однажды Лопухов заболел воспалением лёгких. Он просит помощи у своего давнего друга Кирсанова, который к тому моменту был уже известным медиком. Кирсанов и Вера Павловна по очереди дежурят у кровати больного, и вскоре Дмитрий Сергеевич идёт на поправку.
Автор замечает, что оба друга честные, трудолюбивые люди, которые «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Объединяло их и ещё одно – оба любили Веру Павловну. Кирсанов, первое время часто бывавший у молодоженов, вскоре понял, что влюблен.
Но он не собирался разрушать семью, поэтому крайне редко бывал у них. Теперь ему вновь пришлось посещать Лопуховых из-за болезни друга. Кирсанов понимал, что «ступает на опасную для себя дорогу», ведь до этого ему сложно было побороть свои чувства.
Он надеялся вновь постепенно отдалиться от Лопуховых. К тому моменту, оба супруга осознали – что-то в их жизни изменилось.
Вере Павловне сниться сон, в котором она читает собственный дневник. В нём написано, что Вера испытывает к своему мужу скорее благодарность, а по-настоящему любит Кирсанова. Героиня понимает, что до этого не осознавала потребности в тихом, нежном чувстве, которого нет у мужа, но есть у Кирсанова.
Вера Павловна чувствует, что сон был правдивым. Она действительно любит Кирсанова. Вскоре это видит и Лопухов, ведь жена написала ему записку с извинениями. Дмитрий Сергеевич решает не мешать двум влюблённым, поэтому сначала он уезжает к родственникам в Рязань, а потом, 11 июля «поутру произошло недоумение в гостинице у станции московской железной дороги».
В тот день к Вере Павловне заходит знакомый Лопухова и Кирсанова – Рахметов. Этот герой — «особенный человек». Он родился в богатой дворянской семье, не зная лишений и материальных проблем. Но встреча с Кирсановым перевернула сознание молодого Рахметова.
Тот познакомил его с трудами социалистов-утопистов, и юноша загорелся их идеями. Рахметов продаёт имение, раздает деньги способным, бедным студентам, а сам живёт в спартанских условиях.
С юных лет он закаляет свою волю и тело, неустанно занимаясь умственными и физическими упражнениями, приучая себя переносить страдания. Так, однажды он спал на гвоздях, не обращая внимания на кровь и боль. Стремясь быть ближе к народу, он пешком прошел всю Россию, был дровосеком, каменотёсом, бурлаком.
Его даже прозвали Никитушкой Ломовым в честь известного богатыря-бурлака. Автор считает, что благодаря таким людям, как Рахметов, «расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы». Это «соль земли».
Рахметов передаёт Вере Павловне записку от Лопухова, в которой тот просит её во всём слушаться этого человека. Рахметов объясняет Вере Павловне различия характеров её с мужем. Такой союз не мог бы, по словам Рахметова, существовать долго. Веру Павловну успокаивают его слова, она вполне согласна с ними.
Через несколько недель Вера Павловна в Новгороде венчается с Кирсановым.
Глава 4. Второе замужество
Вера Павловна получает из Берлина письмо от человека, представившимся близким другом Лопухова. В письме тот передает слова самого Дмитрия Сергеевича о том, что супруги — очень разные люди, и расставание было лучшим выходом из ситуации. Вера Павловна отвечает на письмо, анализирует свои отношения с Лопуховым и соглашается со словами Дмитрия Сергеевича.
Семья Кирсановых устраивает свой быт таким же образом, как и семья Лопуховых. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые разрешено входить только после стука.
И Кирсанов, и Вера Павловна много работают, но при этом успевают и отдыхать. Они отмечают, что со временем их чувства становятся только сильнее. Благодаря Кирсанову Вера Павловна начинает интересоваться медициной.
Иногда она даже ездит помогать ему в госпиталь, что для женщины 19 века было нетипично и смело.
Вскоре ей опять снится сон. Она видит покрытое цветами поле и дворец. Далее перед ней предстают картины из прошлого.
Вера видит трёх богинь: Астарту, которая была рабыней мужа, Афродиту, бывшую источником восхваления и объектом желания, но не признанную равной мужчинам, и Непорочность, прекрасную даму рыцарских времён, которую любили только до свадьбы.
Вдруг Вера видит себя в образе прекрасной богини. Она понимает, сейчас настало время таких женщин, как она: равных мужчинам. Затем перед ней мелькают картины будущего России, где люди живут счастливо и трудятся.
Вскоре Вера Павловна открывает новую швейную мастерскую и магазин на Невском проспекте. Вместе со своей единомышленницей и помощницей Натальей Мерцаловой, они мечтают о множестве швейных мастерских в будущем. После этого прошло ещё несколько лет без особых происшествий.
Глава 5. Новые лица и развязка
Катерина Васильевна Полозова была дочерью отставного ротмистра и предпринимателя, который успел сколотит изрядное состояние. Мать девушки умерла, а отец в однажды поссорился не с тем человеком и в 60 лет почти потерял свое состояние. Денег в семье стало намного меньше, но Полозовы не бедствовали.
Екатерина Васильевна Полозова многим обязана Александру Кирсанову. Он лечил девушку от нервной болезни и помог разрешить её конфликт с отцом. Полозова была влюблена в светского ловеласа Соловцева, но отец запретил ей встречаться с ним.
Кирсанов открыл глаза героине на Соловцева и убедил отца давать ей больше свободы, не прибегая к жестким методам. Екатерина и Соловцев теперь помолвлены, но после общения с женихом девушка осознала, что он — не тот человек, и они расстались.
Однажды Василий Полозов решил продать свой завод. Покупателем стал Чарльз Бьюмонт – агент лондонской фирмы в Петербурге, сам он был американцем.
Бьюмонт был приглашен на обед к Полозовым, там он познакомился с Катей. Между ними завязался разговор, в котором Катерина сказала, что хочет найти себе какое-то дело, которое будет приносить пользу. Тогда Чарльз посоветовал ей узнать поближе Веру Кирсанову и попросил рассказать, как у той идут дела.
Бьюмонт стал частым гостем в доме Полозовых и очень сблизился с Катей. Между ними возникла любовь, и вскоре Чарльз сделал девушке предложение.
Тем временем в семье Кирсановых всё остается по-прежнему. Теперь у них часто собираются молодые люди, в том числе и Екатерина Васильевна Бьюмонт (урожденная Полозова). Она вышла замуж за агента английской фирмы предпринимателя Чарльза Бьюмонта.
Супруги счастливы, но отношения их нельзя назвать страстными и эмоциональными. Однажды на вечере выясняется, что Бьюмонт — Дмитрий Сергеевич Лопухов. Оказывается, что он инсценировал своё самоубийство, чтобы не мешать Вере и Кирсанову.
После этого он уехал в Америку, где прожил несколько лет и стал успешным предпринимателем. Оба семейства были рады встрече, чувствуя духовную близость, и в тот же день решили искать квартиры рядом. Вскоре они действительно поселяются в одном доме, принимают гостей, выезжают на пикники.
Екатерина Васильевна открывает свою швейную мастерскую, а Вера Павловна открывает уже третью и собирается сдавать экзамены на медика.
Глава 6: Перемена декораций
Действие начинается с того, что читатель видит даму в ярких одеждах, она кричит «В Пассаж!». Раньше она держала траур, но сейчас есть повод только для радости. На этом повествование заканчивается.
Ксения Яблокова
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/chto-delat-po-glavam-n-g-chernyshevskij/
Гостинец – краткое содержание рассказа Андреева (сюжет произведения)
Сергей Петрович был студентом третьего курса естественного факультета. Родом он был из Смоленска, где до сих пор жили его родители и многочисленные братья и сёстры. Старший брат Сергея Петровича был доктором, хорошо зарабатывал, но помочь не мог, так как успел обзавестись семьёй. Поэтому Сергей Петрович существовал на стипендию московского студента.
Некоторое время Сергей Петрович снимал комнату на пару со студентом Новиковым. В ту пору он много пил, но все расходы оплачивал Новиков, очень умный, способный к языкам молодой человек, дававший дорогие уроки. В пьяном виде он был способен на безумства, и Сергей Петрович во всём следовал за ним.
Новиков помогал Сергею Петровичу переводить с немецкого труд Ницше «Так сказал Заратустра», в котором того поразила идея сверхчеловека и мысли философа «о сильных, свободных и смелых духом». Перевести труд до конца Сергей Петрович не успел — Новикова выслали из Москвы за скандалы.
Кроме отсутствия денег, существовали и другие факты, с которыми Сергею Петровичу приходилось мириться. Иногда он думал, что сама его жизнь — факт из той же категории. В отличие от Новикова с его выразительным лицом, Сергей Петрович был некрасив, что делало его неотличимым от тысяч других некрасивых людей. Этого не мог исправить даже высокий рост, поэтому Сергей Петрович горбился при ходьбе.
Но тяжелее всего Сергею Петровичу было сознавать, что он неумён. В младших классах гимназии его считали глупым, и священник назвал его «бестолочь смоленская и могилёвская». Он был настолько лишён индивидуальности, что остался без прозвища, — все называли его только Сергеем Петровичем.
Университетские товарищи считали Сергея Петровича ограниченным и никогда не беседовали с ним на серьёзные темы.
Тогда он убедился сам в своей ограниченности и убедился так крепко, что, если бы весь мир признал его гением, он не поверил бы ему.
Все умные мысли в голове Сергея Петровича были приобретёнными — каждой соответствовала страница книги, из которой он её вычитал. Свои же мысли были простыми и ничем не отличались от тысяч мыслей других неумных людей.
Как ни трудно было Сергею Петровичу, он смирился и с этим и стал мечтателем. Но даже мечты его были наивные и неглубокие. Он мечтал стать богатым или знаменитым, но представить всё в подробностях у него не хватало воображения. Когда же мечты начали приобретать черты реальности, Сергею Петровичу стало ещё труднее смириться «с суровым фактом — жизнью».
Сергей Петрович посещал студенческие собрания, ходил в гости и ездил «к женщинам». Только этих женщин он и знал, с другими же, чистыми и хорошими, Сергей Петрович даже не пытался познакомиться, поскольку был уверен, «что ни одна не полюбит его».
В действительности у него совершенно отсутствовала живая связь с людьми, делающая общество их приятным и необходимым.
Так незаметно происходил разрыв Сергея Петровича «с миром живых людей».
Сергей Петрович не читал ни серьёзных книг, ни романов. Признавал он только две книги: «80 000 вёрст под водой» Ж.
Верна, в которой его привлекала «могучая и стихийно свободная личность капитана Немо»; и «Один в поле воин» Шпильгагена, героем которой был благородный деспот.
Под влиянием Новикова Сергей Петрович начал читать биографии великих людей, но чем больше он узнавал о них, «тем меньше становился сам».
Так дожил Сергей Петрович до 23-х лет. Постепенно он начал привыкать к своей обыкновенности и замечать, что существуют люди глупее и обыкновеннее него. Он «стал меньше читать и больше пить водки». Летом в Смоленске у Сергея Петровича завязался первый в его жизни роман с некрасивой, но доброй девушкой, приходившей полоть огород.
Но бывали мгновения, когда он точно просыпался от глубокого сна и с ужасом сознавал, что он всё тот же мелкий, ничтожный человек; тогда он по целым ночам мечтал о самоубийстве.
В момент полного примирения с жизнью Сергей Петрович подружился с Новиковым, считавшимся среди студентов самым умным. Все думали, что он завёл себе тупого приятеля из тщеславия, и никто не верил его словам о том, что его друг не так глуп, как кажется.
Сергей Петрович же гордился Новиковым, преклонялся перед его быстрым умом и подражал ему. Однажды он заметил, что всё больше отстаёт от Новикова. Ницше помог понять Сергею Петровичу, насколько он «умственно далёк от своего друга».
Ницше, как «полуночное, печальное солнце», осветил «холодную, мертвенно-печальную пустыню» души и жизни Сергея Петровича. Но он всё равно обрадовался свету мыслей великого философа.
И как пламенно верующий юный жрец, к которому спустилось долгожданное божество, он таил его от посторонних взглядов и испытывал боль, когда к божеству прикасались грубые и дерзкие руки.
Сергею Петровичу не нравилось, когда Новиков «смеялся над туманным языком книги». Он чувствовал, что глубже понимает слова Заратустры, но не мог выразить свои мысли.
Тупое смирение с фактами кончилось незаметно для Сергея Петровича, словно «видение сверхчеловека» зажгло фитиль, прикреплённый к бочке с порохом. Это яркое, но нечётко очерченное видение осветило жизнь Сергея Петровича, похожую на длинный серый коридор без поворотов и дверей, по которому плывут серые тени людей.
Сергей Петрович постоянно сравнивал себя с Новиковым, и тот казался ему «чуждым и загадочным». Он не слишком огорчился, когда Новикова выслали из Москвы. Писать тот не обещал — не любил переписки — и жалел, что дал Сергею Петровичу прочесть Ницше.
Оставшись один, Сергей Петрович понял, что давно хотел остаться с Ницше наедине. С этой минуты никто им не мешал.
Сергей Петрович забросил учёбу и перестал общаться с приятелями. Никогда ещё «голова его не работала так долго и упорно», но «бескровный мозг не повиновался ему» и вместо истины выдавал готовые формулировки.
Измученный, уставший, он напоминал собою рабочую лошадь, которая взвозит на гору тяжёлый воз, и задыхается, и падает на колени, пока снова не погонит её жгучий кнут.
Этим кнутом стало для него видение сверхчеловека, владеющего силой, счастьем и свободой.
Сергей Петрович смотрел на себя со стороны и видел человека, для которого «закрыто всё, что делает жизнь счастливою или горькою, но глубокой, человеческой». Религию ему заменяла привычка к обрядности и суеверия. Бога он не отрицал, но и не верил в него. Людей он не любил, однако ненавидеть их тоже не умел.
Сергей Петрович читал о страшных убийцах, видел вконец опустившихся людей, слышал рассказы о подвигах во имя идеи и всякий раз думал: «А я бы не мог». В его ушах звучали слова Заратустры: «Если жизнь не удаётся тебе, если ядовитый червь пожирает твоё сердце, знай, что удастся смерть».
Книги внушили Сергею Петровичу сильное и бесплодное желание быть добрым, которое мучило его, как слепца — жажда света.
В его будущем не было место для добра — какое добро может принести акцизный чиновник, которым он собирался стать, пойдя по стопам отца.
Сергей Петрович представлял свою долгую, честную и нищую жизнь, после которой останется десяток похожих на него детей, а в газете напишут, что он был хорошим работником.
Наконец, Сергей Петрович понял, что полезен лишь как сырьё и объект. Он покупает вещи, еду и тем самым создаёт рабочие места и движет вперёд прогресс. Его жалкую жизнь может исследовать учёный или писатель и создать на её основе, как на фундаменте, свой шедевр. Такая полезность совершенно не удовлетворяла Сергея Петровича, поскольку находилась «вне его воли».
И всю его душу охватил стыд и глухой гнев человека, который долго не понимал, что над ним смеются, и, обернувшись, увидел оскаленные зубы и протянутые пальцы.
Его «я», не зависящее от слабого мозга, возмутилось, Сергей Петрович сказал себе: «Я сам хочу быть счастливым, сильным и свободным, и имею на это право» и восстал против обезличивающей его природы. Об этом он написал Новикову длинное и сумбурное письмо, но тот на него не ответил.
Сергей Петрович задумался, смог бы он стать счастливым при данных условиях, и сделал вывод, который заставил его «восстать против людей».
Перестав учиться, Сергей Петрович большую часть дня бродил по городу. На ходу было легче думать и подводить печальные итоги своей жизни.
Всё виденное говорило ему, что и для него возможно было бы относительное счастье, но что в то же время он никогда не получит его, — никогда.
Одно время он был уверен, что станет счастливым, разбогатев. Но Сергей Петрович не любил трудиться, доступная ему работа — учёба или должность акцизного чиновника — не приносила ему радости и удовлетворения.
Он любил простой физический труд на земле, любил странствовать и любоваться природой, но это было ему недоступно из-за происхождения и полученного образования, а сломать рамки и стать землепашцем ему не хватало сил и смелости.
Сергею Петровичу хотелось наслаждаться музыкой, искусством и любовью породисто-красивой женщины. Он стал грезить о деньгах, но вскоре понял, что доступный ему труд не принесёт богатства, а законные способы быстро разбогатеть не для него.
Сергей Петрович понял, что деньги лишь усугубляют несправедливости природы. Жизнь показалась ему железной клеткой с единственным выходом — смертью.
Сергей Петрович твёрдо решил умереть и считал, «что смерть его будет победою».
Смерть стала не желаемым, чего может и не быть, а неизбежным, таким, что произойдёт непременно. Из клетки открывался выход, и ‹…› он вёл в неизвестность и мрак.
Он верил, что его «я» уцелеет и сотворит себе «новые мозг и сердце».
В последние дни он стал таким же педантичным и аккуратным, как и прежде. Он сходил в баню, починил свою форменную тужурку и обошёл всех прежних приятелей. Впоследствии они уверяли, что уже тогда заметили его безумие, и считали, что спасти его могла только любовь женщины.
Самоубийство Сергей Петрович решил совершить в пятницу, когда большая часть студентов разъезжается по домам. Он написал Новикову толстое письмо, в котором сообщил о своём решении и приготовил для себя цианид.
Глядя на пузырёк с ядом, Сергей Петрович вдруг представил собственные похороны, могилу, тесный гроб, процесс разложения и словно проснулся. Его охватил ужас и жажда жизни. Вошла горничная, спросила, когда его будить, и Сергей Петрович понял, что может отказаться от своего решения и просто лечь спать. Он засыпал, переполненный радостью жизни.
Ему казалось, что спасённая жизнь радуется во всех малейших частицах его тела, пригретого одеялом.
Проснувшись утром, он не понял, почему всё ещё жив и что вчера так сильно напугало его. Он вспомнил своё письмо к Новикову и покраснел от стыда за свою трусость и бахвальство. Он написал Новикову последнее письмо, похожее на бред больного манией величия, и выпил яд. Раствор цианида оказался плохо приготовленным, и умер Сергей Петрович только к вечеру.
Посланная студентами телеграмма запоздала, и мать Сергея Петровича приехала уже после похорон. От сына ей остались книги, поношенная одежда и недавно зашитая тужурка.
???? Оцените пересказ
Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:
Леонид Андреев – Гостинец
Леонид Андреев – Гостинец краткое содержание
Гостинец – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
— Так ты приходи! — в третий раз попросил Сениста, и в третий раз Сазонка торопливо ответил:
— Приду, приду, ты не бойся. Еще бы не прийти, конечно прийду.
И снова они замолчали. Сениста лежал на спине, до подбородка укрытый серым больничным одеялом, и упорно смотрел на Сазонку; ему хотелось чтобы Сазонка подольше не уходил из больницы и чтобы своим ответным взглядом он еще раз подтвердил обещание не оставлять его в жертву одиночеству, болезни и страху.
Сазонке же хотелось уйти, но он не знал, как это сделать без обиды для мальчика, шмурыгал носом, почти сползал со стула и опять садился плотно и решительно, как будто навсегда. Он бы еще посидел, если бы было о чем говорить; но говорить было не о чем, и мысли приходили глупые, от которых становилось смешно и стыдно.
Так, его все время тянуло называть Сенисту по имени и отчеству — Семеном Ерофеевичем, что было отчаянно нелепо: Сениста был мальчишка-подмастерье, а Сазонка был солидным мастером и пьяницей и Сазонкой звался только по привычке.
И еще двух недель не прошло с тех пор, как он дал Сенисте последний подзатыльник, и это было очень дурно, но и об этом говорить тоже нельзя.
Сазонка решительно начал сползать со стула, но не доведя дело до половины, так же решительно всполз назад и сказал не то в виде укоризны, не то от утешения:
— Такие вот дела. Болит, а?
Сениста утвердительно качнул головой и тихо ответил:
— Ну, ступай. А то он бранить будет.
— Это верно, — обрадовался Сазонка предлогу. — Он и то приказывал: ты, говорит, поскорее. Отвезешь — и той же минутой назад. И чтобы водки ни-ни. Вот, черт!
Но вместе с сознанием, что он может теперь уйти каждую минуту, в сердце Сазонки вошла острая жалость к большеголовому Сенисте.
К жалости призывала вся необычная обстановка: тесный ряд кроватей с бледными, хмурыми людьми; воздух, до последней частицы испорченный запахом лекарств и испарениями больного человеческого тела; чувство собственной силы и здоровья. И, уже не избегая просительного взгляда, Сазонка наклонился к Сенисте и твердо повторил:
— Ты, Семен… Сеня, не бойся. Приду. Как ослобонюсь, так и к тебе. Разве мы не люди? Господи! Тоже и у нас понятие есть. Милый! Веришь мне аль нет?
И с улыбкой на почерневших, запекшихся губах Сениста отвечал:
— Вот! — торжествоал Сазонка.
Теперь ему было легко и приятно, и он мог уже поговорит о подзатыльнике, случайно данном две недели назад. И он осторожно намекнул, касаясь пальцем Сенина плеча:
— А ежели тебя по голове кто бил, так разве это со зла? Господи! Голова у тебя очень такая удобная: большая да стриженная.
Сениста опть улыбнулся, и Сазонка поднялся со стула. Ростом он был очень высок, волосы его, все в мелких кудряшках, расчесанные частой гребенкой, подымались пышно и веселой шапкой, и серые припухшие глаза искрились и безотчетно улыбались.
— Ну, прощевай! — сказал он, но не тронулся с места.
Он нарочно сказал «прощевай!», а не «прощай!», потому что так выходило душевнее, но теперь ему показалось этого мало. Нужно было сделать что-то еще более душевное и хорошее, такое, после которого Сенисте весело было бы лежать в больнице, а ему легко было бы уйти. И он неловко топтался на месте, смешной в своем детском смущении, когда Сениста опять вывел его из затруднения.
— Прощай! — сказал он своим детским тоненьким голоском, за который его дразнили «гуслями», и совсем просто, как взрослый, высвободил руку из-под одеяла и, как равный протянул ее Сазонке.
И Сазонка, чувствуя, что это именно то, чего не хватало ему для полного спокойствия, почтительно охватил тонкие пальчики своей здоровенной лапищей, подержал их и со вздохом отпустил.
Было что-то печальное и загадочное в прикосновении тонких горячих пальчиков: как будто Сениста был не только равным всем людям на свете, но и выше всех и всех свободнее, и происходило это от того, что принадлежал он теперь неведомому, но грозному и могучему хозяину. Теперь его можно было назвать Семеном Ерофеевичем.
- — Так приходи же, — в четвертый раз попросил Сениста, и эта просьба прогнала то страшное и величавое, что на миг осенило его своими бесшумными крыльями.
- Он снова стал мальчиком, больным и страдающим, и снова стало жаль его — очень жаль.
- Когда Сазонка вышел из больницы, за ним долго еще гнался запах лекарств и просящий голос:
- И, разводя руками, Сазонка отвечал:
— Милый! Да разве мы не люди?
Подходила пасха и портновской работы было так много, что только один раз в воскресенье Сазонке удалось напиться, да и то не допьяна. Целые дни, по-весеннему светлые и длинные, от петухов до петухов, он сидел на подмостках у своего окна, по турецки поджав под себя ноги, змурясь и неодобрительно посвистывая.
С утра окно находилось в тени, и в разошедшиеся пазы тянуло холодком, но к полудню солнце прорезывало узенькую желтую полоску, в которой светящимися точками играла приподнятая пыль.
А через полчаса уже весь подоконник с набросанными на него обрезками материй и ножницами горел ослепительным светом, и становилось так жарко, что нужно было, как летом, распахнуть окно.
И вместе с волной свежего, крепкого воздуха, пропитанного запахом преющего навоза, подсыхающей грязи и распускающихся почек, в окно влетала шальная еще слабосильная муха и проносился разноголосый шум улицы.
Внизу у завалинки рылись куры и блаженно кудахтали, нежась в круглых ямках: на противоположной, уже просохшей стороне играли в бабки ребята, и их пестрый, звонкий крик и удары чугунных плит о костяшки звучал и задором и свежестью. Езды по улице, находящейся на окраине Орла, было совсем мало, и только изредка шажком проезжал пригородный мужик; телега подпрыгивала в глубоких колеях, еще полных жидкой грязи, и все части ее стучали деревянным стуком, напоминающим лето и простор полей.
Когда у Сазонки начинало ломить поясницу и одеревеневшие пальцы не держали иглы, он босиком и без подпояски, как был, выскакивал на улицу, гигантскими скачками перелетал лужи и присоединялся к играющим ребятам.
Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/gostinecz-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-andreeva-syuzhet-proizvedeniya