Краткое содержание ангелочек андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение Леонида Андреева «Ангелочек» вышло в свет в 1899 году. В нём автор хотел показать, что даже мимолётная радость может изменить жизнь.

Своим рассказом писатель заставляет задуматься о том, что в светлых чувствах нуждаются даже жестокие люди. Читательский дневник онлайн с пересказом текста позволит быстро подготовиться к уроку литературы.

После прочтения краткого содержания «Ангелочка» рекомендуется ознакомиться с его полной версией.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Характер мальчика, отношения с матерью

Первая глава повествует о главном герое — упрямом и нелюдимом мальчике по имени Сашка, которому надоела жизнь. В гимназии его постоянно ругают, дома приходится унижаться перед матерью, стоя на коленях. Персонаж «обладал непокорной и смелой душой». Желая отомстить, он:

  • хамил начальству;
  • разрывал книги;
  • врал преподавателям.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Перед Рождеством парня выгнали из гимназии, за это мать его избила, а он укусил её за палец. Это позволило ему не умываться по утрам, целый день бегать с мальчишками и колотить их. Сашку пугал только голод. Мама перестала кормить его, спасало лишь то, что отец прятал для сына картофель и хлеб.

В пятницу парень играл с товарищами, пока они не разошлись. Пришлось и ему возвращаться домой. Там его встретила пьяная мать. Тяжело дыша, отец сообщил сыну, что его позвали на ёлку богачи Свечниковы.

Когда-то они помогли парню поступить в гимназию, но когда он их подвёл, запретили ему приходить в гости. Парень вначале не поверил словам родителя, но тот поспешил его заверить, что это чистая правда.

Сашка ответил, что не пойдёт к ним, отец сказал, что не сносить ему головы. Мальчик назвал отца «тюрей» и упрекнул в том, что он боится матери.

Пьянство родителей

Когда-то Иван Саввич, отец Сашки, пил. За это жена его ненавидела. Когда он больше не мог употреблять спиртное, так как начал харкать кровью, пить стала она.

Супруга приглашала к себе таких же алкоголиков и с ними громко пела песни, говорила всё, что хотела. Если она с кем-то вступала в разговор, то жаловалась на сына и мужа, называя их гордецами.

Пока женщина пила водку, муж лежал за перегородкой, он всё время ёжился от озноба и размышлял о несправедливости жизни.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Мать Сашки грозилась избить его, но понимала, что больше не сможет это делать, если сын кусается. В то же время она осознавала, что нельзя его выгонять на улицу просто так, ведь он пойдёт шататься и замёрзнет. Тут отец начал уговаривать Сашку отправиться к Свечниковым. Он верил в их доброту и был уверен, что они смогут восстановить его в гимназии.

Когда-то Иван Саввич работал учителем у Свечниковых. С того времени он был убеждён, что они «самые хорошие люди». На тот момент мужчина служил в земской статистике и не употреблял спиртного. Он ушёл от Свечниковых, когда женился на дочери квартирной хозяйки, которая от него забеременела.

Иван запил, порой его приходилось поднимать с улицы и везти в участок. Семья Свечниковых помогала ему финансово. Супруга Ивана Саввича ненавидела их, но всё же дорожила знакомством с такими знатными людьми.

Отец выразил надежду, что Сашка принесёт ему что-то с ёлки. Мальчик хорошо понимал, что родитель хитрит, он презирал его за враньё и слабость. Вместе с тем он испытывал к нему и жалость, ведь отец уже давно не курил качественный табак. У Сашки и вправду возникло желание что-то ему принести. Надев куртку, он отправился к Свечниковым.

В гостях у свечниковых

Когда мальчик пришёл, детей ещё не пускали в комнату, где была ёлка. Они разговаривали в детской. Сашка с презрением вслушивался в их наивную болтовню и ощупывал в кармане штанов уже переломившиеся сигареты, которые только что стащил у хозяина. Вдруг к нему подошёл мальчик с голубыми глазами и пухлыми губами. В семье он был самым младшим, его звали Колей.

Он протянул Сашке ружьё с привязанной пробкой, тот взвёл пружину и выстрелил прямо в нос. Малец заморгал длинными ресницами и заплакал. Потом в комнату вошла симпатичная женщина. Сашка знал, что отец когда-то её любил. Он не мог простить ей, что она вышла замуж за другого мужчину, хотя она это сделала уже после того, как Иван Саввич женился.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Женщину сопровождал лысый мужчина. Она велела мальчику поклониться, но тот отказался это делать. Дама стала просить своего спутника, чтобы пристроил Сашку в «ремесленное» или «в пастухи». Они спросили у парня, куда ему больше хочется, но он и сам не знал, что ему по душе. Мужчина ответил, что вряд ли отыщется вакансия, но всё же сказал, что посмотрит.

Ребята в детской вели себя шумно, с нетерпением ожидая ёлки. Вдруг их позвали в зал. Затаив дыхание, они зашли в ярко освещённую комнату. Ёлка всех ослепила своей красотой.

Одна малышка прыгала на месте, будучи не в силах овладеть восторгом, который её охватил. Сашка грустил, в его сердце творилось что-то нехорошее. Ему хотелось толкнуть ёлку, чтобы она упала на детей.

Он скрылся за роялем и стал доламывать сигареты, который накануне украл у хозяина.

Паренёк пытался вообразить перочинный ножик, который он некоторое время назад выменял, его лезвие истончилось, от жёлтой костяшки осталась только половина. Он представил себе, что завтра сломает любимую игрушку, тогда больше у него ничего не останется.

Вдруг его глаза заблестели, на лице появилась некая самоуверенность. Мальчик увидел на ёлке небольшого ангелочка. Восковое изделие было небрежно повешено в гуще тёмных веток. Очаровательные крылышки трепетали от света, который на них падал.

Казалось, что ангелочек живой и хочет улететь.

Милый ангелочек

Мальчик и сам не понимал, почему его так влечёт к маленькому ангелочку. Ему казалось, что он всегда любил это милое создание больше, чем родного отца. Ангелочек будто бы грустил и боялся яркого света.

Когда в дверях показалась хозяйка, Сашка стал просить у неё ангелочка, но она сухо ответила, что не отдаст, ведь они будут разбирать ёлку лишь на Новый год.

Он сказал, что раскаивается и будет хорошо учиться. Однако и этот манёвр не подействовал. Тогда мальчик встал на колени перед женщиной. На этот раз она ему не отказала и сняла с ёлки игрушку.

Как только Сашка получил ангелочка, тут же отправился домой.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Когда он пришёл, мать уже спала. Увидев игрушку, отец сказал, что в ней есть что-то особенное, ангелочек ему тоже очень понравился. Ивану Саввичу вдруг почудилось, что он услыхал жалеющий голос из того чудного мира, откуда его изгнали навеки. От ангелочка исходил едва уловимый аромат, и Сашкин отец думал, как к нему прикасались пальцы той, которую он так любил.

Больные сердца отца и сына тосковали каждое о своём. Иван Саввич положил руку на Сашкину шею и спросил, «она» ли дала ангелочка. Сын, конечно, понял, о ком говорит отец. Он соврал, что это она. Отец замолчал и задумался о своём.

Потом он спросил Сашку, снятся ли ему сны. Тот ответил отрицательно, но потом всё же вспомнил, что однажды видел сон, в котором лазил на крышу за голубями и сорвался вниз.

Отец сказал, что ему часто что-то снится: и о любви, и о страданиях.

Вдруг мальчик ощутил, как задрожала рука родителя. Внезапно он услышал, что отец всхлипывает, пытаясь сдержать слёзы. Раньше ему никогда не доводилось видеть, как взрослый человек плачет.

Пора было ложиться спать. Ангелочка решили повесить на нитке, его прикрепили к отдушине печки. Там он был виден и Сашке, и Ивану Саввичу. Отец быстро разделся, чтобы побыстрее начать любоваться игрушкой. Сын решил не снимать одежду, так как вскоре собирался вставать. Как только он лёг, тут же уснул.

Восковый ангелочек стал постепенно таять, ведь Сашка оставил лампу гореть. Вскоре в комнате стало пахнуть не только керосином, но и топлёным воском. Через какое-то время на пол упал бесформенный слиток.

Анализ произведения

В своём произведении «Ангелочек» Андреев показал персонажа, который не в силах спокойно относиться к неуважению и злу. Он мстит миру за пережитые унижения разными методами:

  • портит учебники;
  • бьёт других мальчишек;
  • грубит родителям и учителям.

Сашка хочет заставить других считаться с собой любой ценой. Оказавшись на празднике в богатой семье, он держит себя высокомерно, ощущая злобу. Лишь при виде ангелочка на ёлке паренек чувствует желание жить. Описывая новогоднюю игрушку, автор не скупится на художественные детали, акцентируя внимание на стрекозиных крылышках и розовых ручках.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Чтобы получить ангелочка, Сашка готов унизиться и упасть на колени, позабыв о гордыне. Как только мальчику отдают игрушку, он тут же преображается. Можно сказать, что она выступает олицетворением жизни, в которой нет эгоизма, ссор, грязи, а на душе светло и радостно. В конце рассказа мальчик засыпает счастливым, он чувствует внутри себя любовь.

Автор посвятил произведение своей супруге Александре Михайловне Велигорской. Рассказ имеет автобиографическую основу — в детстве у Андреева был случай, когда такая восковая фигурка растаяла.

Автор показывает зыбкость образа игрушки, напоминая, как призрачна радость обездоленных и униженных.

Он напоминает, что каждому человеку нужна любовь, только так можно ощутить истинное счастье, однако следует помнить о том, насколько хрупко это чувство.

Читать «Ангелочка» Андреева можно как в полной, так и в сокращённой версии. Если нужно подготовить анализ произведения или написать сочинение, проще всего обратиться к краткому содержанию.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-leonida-andreeva-angelochek.html

Рассказ "Ангелочек": краткое содержание. "Ангелочек" Андреева

Считается родоначальником русского экспрессионизма писателя конца 19-го — начала 20-го века Леонид Андреев. «Ангелочек» — программное произведение писателя, представляющее собой небольшой рождественский рассказ.

О произведении

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение было посвящено жене писателя Александре Михайловне Велигорской и имеет автобиографическую основу. В детстве Л. Н. Андреев видел, как растаял подобный же рождественский ангелочек, какой был описан в рассказе. С помощью недолговечности воскового ангела писатель показывать, насколько быстротечно счастье обездоленных и униженных людей. Также можно соотнести игрушку с образом ангела-хранителя.

Блок дал высокую оценку произведению Андреева и в 1909 году написал по его мотивам стихотворением «Сусальный ангел». Кроме того, поэт сравнивал андреевское произведение с рассказом «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и писал, что Сашку насильно привели в праздничный рай. И все там было, как принято в порядочных домах – мирно, просто и скверно.

Краткое содержание: «Ангелочек» Андреева

Главный герой рассказа – мальчик Сашка, который обладает смелой и непокорной душой. Он не может спокойно смотреть на творящееся вокруг зло и мстит жизни. Свой протест он выражает в следующем: бил товарищей, рвал учебники, грубил начальству и обманывал мать и родителей.

Перед самым Рождеством мальчика выгоняют из гимназии. Однако несмотря на это, Сашку приглашают в богатый дом на елку.

Иван Саввич, отец Сашки, спившийся и давно опустившийся человек, однако в душе он остался добрым малым. Он просит сына, перед тем как тот уходит в гости, принести что-нибудь с елки.

Оказаться в большом красивом доме было очень неуютно. Этот «злой мальчик», как называли его, глядел на красивых, чистеньких и сытых детей, и ему казалось, будто «железные руки» сжали его сердце в тиски и выжали кровь до последней капли.

Ангелочек

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Описывает миг перерождения главного героя краткое содержание («Ангелочек» Андреева). Читатель видит, как неожиданно Сашкины «узкие глаза» начинают изумленно поблескивать. Что же стало тому причиной? Дело оказалось в том, что на одной из сторон елки, которая считалась ее изнанкой, освещалась слабее и была обращена к мальчику, он увидел воскового ангелочка. Тот был небрежно повешен среди густых темных ветвей, и создавалось впечатление, будто он парит в воздухе. Именно этого и не хватало окружающему пейзажу.

Сашка видел, что лицо ангела отнюдь не полно радости или печали, оно свидетельствовало совершенно об ином чувстве. Это чувство нельзя было передать словами или определить мысль, его можно было понять «лишь такому же чувству». Мальчик не знал, какая сила влекла его к игрушке, но он был уверен, что всегда знал этого ангелочка и любил.

Развязка

Подходит к концу наше краткое содержание. «Ангелочек» Андреева очень проникновенный, но в тоже время печальный рассказ. Главный герой, завороженный видом ангела, начинает выпрашивать игрушку у хозяйки.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа пожар льва толстого за 2 минуты пересказ сюжета

Сначала он делает это грубо, но потом встает на колени. Хозяйка наконец соглашается. Сашка ликует. И в этот мир все замечают схожесть лица ангелочка и этого неуклюжего гимназиста, давно выросшего из своей одежды.

Краткое содержание Ангелочек Андреева за 2 минуты пересказ сюжета

Мальчик приносит домой игрушку. Его отец также испытывает потрясение. Они начинают испытывать схожие чувства, глядя на ангела. Вскоре оба засыпают. Восковой ангелочек остается висеть у растопленной печки. Игрушка начинает таять, и вот он уже падает на пол «с мягким стуком».

Не ясно, будет ли эта встреча с чудесной игрушкой началом чуда или его окончанием. Этим заканчивается рассказ — мы изложили его краткое содержание. «Ангелочек» Андреева произвел большое впечатление на современников писателя.

Однако рассказу удалось сохранить актуальность и сегодня.

Источник: https://FB.ru/article/268475/rasskaz-angelochek-kratkoe-soderjanie-angelochek-andreeva

Ангелочек

Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери…

Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с ёлки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М.

 Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно».

«Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

Продолжение после рекламы:

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Брифли существует благодаря рекламе:

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки.

И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка».

Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

Автор пересказа неизвестен.

Источник: https://briefly.ru/andreev/angelochek/

Краткое содержание «Ангелочек»

Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ангелочек» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сашка – тринадцатилетний мальчик, упрямый, ожесточенный, нелюдимый.

  • Иван Саввич  – отец Сашки, слабовольный, добрый человек, тяжело больной, пьющий мужчина.
  • Феоктиста Петровна  – мать Сашки, грубая, пьющая женщина.
  • Свечниковы  – богатое семейство, которое всячески помогало Сашке.

Тринадцатилетнему Сашке безмерно надоела собственная жизнь. Ежедневные занятия в гимназии, где его постоянно ругали, а после – унизительное стояние на коленях дома делали его существование невыносимым.

Сашка «обладал непокорной и смелой душой», и всегда реагировал на причиненное ему зло, за что в  гимназии его прозвали Волчонком.

Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери», и лишь к отцу он относился уважительно.

Подобное поведение не могло продолжаться бесконечно, и перед самым Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Он совсем распоясался, и целыми днями бегал во дворе с ребятами, которых бил при каждом удобном случае.

Отец Сашки – Иван Саввич – спившийся, больной, но добродушный мужчина. Он сообщил сыну, что его пригласили на елку «богачи Свечниковы». Мальчик был очень удивлен, ведь это Свечниковы определили его в гимназию, и после его исключения не желали даже видеть своего протеже.

Из чувства гордости Сашка не собирался идти на елку в богатый дом, однако властная мать, Феоктиста Петровна, настояла на этом. Попросил Сашку навестить Свечников и больной отец, который когда-то давно работал у них учителем, и с тех пор считал, «что они самые хорошие люди».

Глава 2

В нарядном доме, среди чистеньких, красивых детей и вежливых взрослых Сашка чувствовал себя очень неуютно. Его впечатлила большая, сверкающая елка, но «в его маленьком изъязвленном сердце» боролись не самые лучшие чувства.  Неожиданно Сашка заметил на елке крошечного воскового ангелочка, которого в ту же минуту он полюбил «больше, чем отца, и больше, чем все остальное».

Мальчику пришлось унизиться до того, что он стоял на коленях, выпрашивая елочную игрушку у хозяйки дома. Когда же он стал обладателем ангелочка, все были поражены, как сильно изменилось лицо угрюмого мальчика – оно сияло неподдельным счастьем.

Глава 3

Когда Сашка вернулся домой, мать уже спала, «обессилев от целого дня работы и выпитой водки». Сашка показал ангелочка отцу, и тот заметил, что в нем «есть что-то особенное».  В полной тишине они любовались прекрасным херувимом, который, казалось, «внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату».

Отец и сын глядели на ангелочка, и «по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца». Иван Саввич вспомнил свою первую любовь, и тихонько заплакал.

Перед сном Сашка повесил ангелочка на ниточке, чтобы можно было им любоваться. Но вскоре ангелочек, «повешенный у горячей печки, начал таять». В последний миг он «встрепенулся, словно для полета», и упал на пол.

Своим произведением Леонид Андреев хотел показать, что даже самые жестокие, суровые сердца нуждаются в любви и светлых, искренних чувствах.

После ознакомления с кратким пересказом «Ангелочек» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 281.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/andreev/angelochek

Краткое содержание рассказа «Ангелочек» Л. Андреева

Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ангелочек» по главам, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Сашка – тринадцатилетний мальчик, упрямый, ожесточенный, нелюдимый.

Другие персонажи:

  • Иван Саввич – отец Сашки, слабовольный, добрый человек, тяжело больной, пьющий мужчина.
  • Феоктиста Петровна – мать Сашки, грубая, пьющая женщина.
  • Свечниковы – богатое семейство, которое всячески помогало Сашке.

Андреев «Ангелочек» очень краткое содержание

Л. Андреев «Ангелочек» краткое содержание для читательского дневника:

Сашку тяготила его жизнь. Утром умывался ледяной водой, упрекали в гимназии, мать в наказание ставила на колени. Он был непокорен и смел, мстил всем, кто не прав избивая и бранясь. Отец раньше пил, но стал харкать кровью, так что был болен. Тогда начала пить мать.

Одним из занятий Сашки было рисование карикатур. Мальчика выгнали из гимназии, и он делал что хотел, шатаясь по городу с друзьями. От голода спасал отец, который прятал еду сыну. Однажды его пригласили на Рождество к богатым Свечниковым.

У них в гостях Саша увидел елочную игрушку – воскового ангелочка. Тот сильно впечатлил мальчика своей радостью, казалось, ангелочек сейчас полетит. Гость на коленях выпросил его себе в подарок у хозяйки.

Казалось, игрушка осветила черную душу парня, наполнив светом, теплотой и счастьем. Отец тоже высоко оценил ангелочка. Его повесили возле печки, чтобы Саша и Иван Саввич могли видеть его. А ночью от тепла ангелочек стал таять, наполняя комнату восковым ароматом.

Вывод:

Каждый человек нуждается в любви и внимании. Тем более дети. Живя в неспокойном доме, Сашка становится жестоким и грубым. А для радости нужно было немного. Один ангелочек изменил все. Но счастье у обездоленных людей тает как воск.

Это интересно: Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства.

Короткий пересказ «Ангелочка» Андреева

«Ангелочек» Андреев краткое содержание:

Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери…

Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с ёлки.

Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай.

Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится, во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно».

«Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху».

Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка».

Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым».

Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

Рассказ «Баргамот и Гараська» Андреева был написан в 1898 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Баргамот и Гараська» для читательского дневника. Данное произведение принадлежит числу так называемых «пасхальных» рассказов, в которых делается акцент на идее христианского братства и примирения всех людей.

Содержание «Ангелочка» по главам

Краткое содержание «Ангелочек» Андреев с описанием каждой главы:

Глава 1

Тринадцатилетнему Сашке безмерно надоела собственная жизнь. Ежедневные занятия в гимназии, где его постоянно ругали, а после – унизительное стояние на коленях дома делали его существование невыносимым.

Читайте также:  Краткое содержание бианки кто чем поет? за 2 минуты пересказ сюжета

Сашка «обладал непокорной и смелой душой», и всегда реагировал на причиненное ему зло, за что в гимназии его прозвали Волчонком.

Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери», и лишь к отцу он относился уважительно.

Подобное поведение не могло продолжаться бесконечно, и перед самым Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Он совсем распоясался, и целыми днями бегал во дворе с ребятами, которых бил при каждом удобном случае.

Отец Сашки – Иван Саввич – спившийся, больной, но добродушный мужчина. Он сообщил сыну, что его пригласили на елку «богачи Свечниковы». Мальчик был очень удивлен, ведь это Свечниковы определили его в гимназию, и после его исключения не желали даже видеть своего протеже.

Из чувства гордости Сашка не собирался идти на елку в богатый дом, однако властная мать, Феоктиста Петровна, настояла на этом. Попросил Сашку навестить Свечников и больной отец, который когда-то давно работал у них учителем, и с тех пор считал, «что они самые хорошие люди».

Глава 2

В нарядном доме, среди чистеньких, красивых детей и вежливых взрослых Сашка чувствовал себя очень неуютно. Его впечатлила большая, сверкающая елка, но «в его маленьком изъязвленном сердце» боролись не самые лучшие чувства.  Неожиданно Сашка заметил на елке крошечного воскового ангелочка, которого в ту же минуту он полюбил «больше, чем отца, и больше, чем все остальное».

Мальчику пришлось унизиться до того, что он стоял на коленях, выпрашивая елочную игрушку у хозяйки дома. Когда же он стал обладателем ангелочка, все были поражены, как сильно изменилось лицо угрюмого мальчика – оно сияло неподдельным счастьем.

Глава 3

Когда Сашка вернулся домой, мать уже спала, «обессилев от целого дня работы и выпитой водки». Сашка показал ангелочка отцу, и тот заметил, что в нем «есть что-то особенное».  В полной тишине они любовались прекрасным херувимом, который, казалось, «внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату».

Отец и сын глядели на ангелочка, и «по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца». Иван Саввич вспомнил свою первую любовь, и тихонько заплакал.

Перед сном Сашка повесил ангелочка на ниточке, чтобы можно было им любоваться. Но вскоре ангелочек, «повешенный у горячей печки, начал таять». В последний миг он «встрепенулся, словно для полета», и упал на пол.

Заключение

Своим произведением Леонид Андреев хотел показать, что даже самые жестокие, суровые сердца нуждаются в любви и светлых, искренних чувствах.

Это интересно: Рассказ «Кусака» Андреева впервые был опубликован в 1901 году. В произведении автор раскрывает темы милосердия, сострадания, умения нести ответственность за тех, кого мы приручили.

Видео краткое содержание Ангелочек Андреев

Андреев «Ангелочек» краткое содержание рассказывает про мальчика с тяжелым характером, сердце которого растапливает елочная игрушка.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-angelochek.html

“Ангелочек” Андреева в кратком содержании

Сашка – герой “рождественского рассказа” Андреева – обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери… Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом.

Перед уходом в гости отец Сашки – Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, – просит что-нибудь принести с елки. Блок, возводивший “Ангелочка” к рассказу Ф.

М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”, писал о Сашке: “Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю?

Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, – просто, мирно и скверно”. “Злому мальчику”, как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, “казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови”.

И вдруг “узенькие глаза” Сашки “блеснули изумлением”: “На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые.

То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху”.

Изумленный Сашка увидел, что “лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству.

Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…”.

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки.

И когда своего добивается, в короткий момент счастья “все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка”.

Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: “Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым”. Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. “Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты”.

И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение “Сусальный ангел”.

(No Ratings Yet) Loading… “Ангелочек” Андреева в кратком содержании« Сочинение на тему: Эммиграция Бунина и революция в РоссииЖанровое своеобразие романа “Разгром” Фадеева А. А »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/angelochek-andreeva-v-kratkom-soderzhanii/

Ангелочек (краткий пересказ содержания). Андреев Леонид Николаевич

Ангелочек

Краткое содержание произведения

Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери…

Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с елки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М.

Достоевского «Мальчик у Христа на елке», писал о Сашке: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно».

«Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь та кому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки.

И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».

Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

Источник: https://www.ukrlib.com.ua/kratko-zl/printout.php?id=10&bookid=0

Урок литературы по рассказу Л. Андреева "Ангелочек" на тему "Проблема становления личности"

Урок литературы в 7 классе

Тема урока:Л. Андреев. «Ангелочек». Проблема становления личности

  • Цель:
  •  познакомить учащихся с именем Л. Андреева;
  •  поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний;
  •  помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца;
  •  обратить внимание на художественное своеобразие рассказа;

Обучающая:познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Ангелочек», поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.

  1. Развивающая: помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.
  2. Воспитательная: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе.
  3. Тип урока: работа с художественным текстом по методике РКМЧП «чтение с остановками».
  4. Методы: урок с использованием стратегии критического мышления «Автобус», «Древо предсказаний», «Цветограмма».
  5. ХОД УРОКА

Мне повстречался дьяволёнок, Худой и щуплый, как комар. Он телом был совсем ребёнок, Лицом же дик: остёр и стар. 

З.Н. Гиппиус. 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест на знание рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

1. В какой журнал Ф.М. Достоевского был включён рассказ «Мальчик у Христа на Ёлке»?

а) «Время»; б) «Эпоха»; в) «Дневник писателя».

2. В каком городе происходит действие рассказа?

а) в Петербурге; б) в Москве; в) город не назван.

3. Как звали мальчика?

а) Ваня; б) Илюша; в) имя не указано.

4. В канун какого праздника происходит действие рассказа?

а) Рождества; б) Пасхи; в) Благовещения.

5. Чем заканчивается рассказ?

  • а) мальчик попал в богатый дом на Ёлку; б) мальчика определили в приют; в) смертью мальчика.
  • Ответы на тест:
  • 1–в, 2–а, 3–в, 4–а, 5–в

III. Мотивационный этап.

  1. Звучит песня «Ночь Рождества» (2 куплет и припев).

Учитель читает эпиграф.

  • Сегодня на уроке, ребята, мы будем говорить о чуде, о красоте, о мечтах, об ангеле.
  • Запишем в тетради тему свободного письма «Ангелочек»

В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают. Пишут не останавливаясь, не обращая внимания на ошибки и знаки препинания.

  • По желанию 2-3 ученика читают свои записи.

Беседа:

  • Кого обычно называют ангелочком?
  • Встречались ли вы когда-нибудь с ним?
  • Какими вы представляете ангелов?
  • Теперь запишем определение слова АНГЕЛЫ– (вестники) – «неземные существа, вершина творения, бестелесные небесные духи, хранители души человека».
  • Если дать рассказу название «Ангелочек», то какое определение можно дать произведению с таким названием? Обоснуйте свое предположение.
  • О чем будет этот рассказ?

«Дерево предсказаний»

Запись 2-3 версий, о чём пойдет речь в рассказе.

Сегодняшнее занятие посвящено рассказу Л.Андреева «Ангелочек». Прочитав это произведение, ребята, вы должны ответить на главный вопрос: Встреча с ангелом — начало или конец чуда?

Краткий рассказ учителя о писателе Л.Андрееве.

IV. Работа над текстом.

Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.

  1. Чтение 1 части. Остановка 1. До слов: “Приходилось идти домой ….”

Разноуровневые вопросы после чтения:

  • Оправдались ли наши версии?
  • Кто главный герой данного отрывка?
  • Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
  • Какие качества присущи мальчику Сашке?
  • Почему так сложились отношения Сашки с родителями?
  • Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?
  • А почему Сашка не лгал только отцу?

«Дерево предсказаний»

  • Как вы думаете, что случится дальше
Читайте также:  Краткое содержание трифонов долгое прощание за 2 минуты пересказ сюжета

Версии учащихся:

  • Можно ли Сашку назвать ангелочком?
  • Найдите слова, которыми называли окружающие Сашку? (Щенок)

Чтение 2 части.

От слов: «– Где полуночничаешь, щенок?..» до слов: «И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и звякали друг о друга».

Остановка 2.

Беседа после чтения:

  • Что нового вы узнали о Сашке из этого отрывка? (Кто такие статисты? (Работа с толковым словарем. Знакомство с лексическим значением слова “статист”)
  • Изменилось ли ваше отношение к Сашке после того, как вы узнали историю его родителей?
  • Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?
  • Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).

Чтение части 3 . От слов «– А я тебе говорю, что не пойду, – хладнокровно отвечал Сашка….» до «…Завтра он сломает ножичек, и тогда у него уже ничего не останется».

Остановка 3.

Разноуровневые вопросы:

  • Что нового мы узнали о Сашке?
  • Его характер как-то изменился?
  • Как вы относитесь к герою?
  • Какие чувства он вызывает у вас и почему?
  • Изменилось ваше отношение к герою?
  • Почему его называли в гимназии волчонком?
  • Что нового вы узнали о его родителях?  Слово учителя (учитель пересказывает часть рассказа, если на тему отводится 1 час, в случае сдвоенного урока такой необходимости нет).

Краткий пересказ эпизода учителем: Сашка пойдёт на ёлку, обидит хозяйского сына Колю – маленького мальчика. А Коля назовёт Сашку «злым мальчиком».

Учащиеся работают с «Цветограммой».

ПРИЁМ «ЦВЕТОГРАММА»

ЦВЕТ

  1. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ
  2. Белый
  3. Чистота, искренность
  4. Голубой
  5. Справедливость
  6. Синий
  7. Тревожность
  8. Жёлтый
  9. Радость
  10. Оранжевый
  11. Праздничность, фейерверк
  12. Зелёный
  13. Покой, умиротворение
  14. Коричневый
  15. Потеря веры, неверие
  16. Фиолетовый
  17. Обман, ложь
  18. Чёрный
  19. Мрак
  20. Серый
  21. Опустошение, депрессия, отсутствие веры
  22. Красный
  23. Агрессия, злость, стыд
  24. Бордовый
  25. Торжество, траур
  26. Темно-зеленый
  27. Официальный, торжественный
  28. Слово учителя:
  • Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.
  • Используя приём «Цветограмма», выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).

Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца

  • Какие цвета преобладают в сердце мальчика?
  • 1) Фиолетовый: обман, ложь;
  • 2) Красный: агрессия, злость;
  • 3) Коричневый: потеря веры;
  • 4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);
  • 5) Синий: тревожность.
  • 6) Чёрный: мрак.

Чтение 4 части от слов:«Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности» до слов: «– Ну, на уж, на, – с неудовольствием сказала она. – Какой настойчивый!»

Остановка 4.

Беседа

  • Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?  Какие чувства переполняют Сашку? Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка «до встречи с ангелочком» один, а «после встречи с ангелочком» становится совсем другим)
  • Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)
  • Кем стал ангелочек для Сашки? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика)

Слово учителя: В конце концов, Сашка, изменившись до неузнаваемости, стал умолять хозяйку отдать ему воскового ангелочка.

  • Для чего он ему?
  • Как он себя может повести?
  • Сможет ли он ради игрушки встать на колени?
  • Что будет дальше?

Чтение от слов «Обе руки Сашки, которыми он взял ангелочка, казались цепкими и напряженными…» до конца.

Остановка 5.

  • Стал ли Сашка ангелочком?

III. Рефлексия

Выводы: 

  • О чём мы говорили весь урок?
  • Как можно сформулировать тему урока?

Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:

  1. Чудесное превращение Сашки в рождество.

  2. Тема рождества в рассказе «Ангелочек».

  3. Борьба ангелов и дьяволов в душе Сашки.

  4. Израненное сердце Сашки.

  5. «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский)

Беседа:

  • Что повлияло на превращение волчонка в ангелочка? (Все люди по своей сути добрые, просто нужно разбудить в них эту доброту).
  • О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ «Ангелочек»? (о доброте, сострадании, милосердии)

Слово учителя:

Известный поэт А.Блок под впечатлением рассказа написал стихотворение «Сусальный ангел».

Сусальный– покрытый тонким слоем золота, серебра или другого металла.

  • Послушайте это стихотворение и выдвиньте свою версию окончания рассказа.
  • Чтение учителем стихотворения А.Блока «Сусальный ангел»
  1. СУСАЛЬНЫЙ АНГЕЛ
  2. На разукрашенную елку
  3. И на играющих детей
  4. Сусальный ангел смотрит в щелку
  5. Закрытых наглухо дверей.
  6. А няня топит печку в детской,

Огонь трещит, горит светло…

Но ангел тает. Он — немецкий.

  • Ему не больно и тепло.
  • Сначала тают крылья крошки,
  • Головка падает назад,
  • Сломались сахарные ножки

И в сладкой лужице лежат…

Потом и лужица засохла.

Хозяйка ищет — нет его…

А няня старая оглохла,

Ворчит, не помнит ничего…

  1. Ломайтесь, тайте и умрите,
  2. Созданья хрупкие мечты,
  3. Под ярким пламенем событий,
  4. Под гул житейской суеты!

Так! Погибайте! Что' в вас толку?

Пускай лишь раз, былым дыша,

О вас поплачет втихомолку

Шалунья девочка — душа…

25 ноября 1909

  • V. Итог урока.
  • VI. Домашнее задание (на выбор)
  • Напишите рассказ по началу « А утром Сашка проснулся…»
  • Составьте синквейн на тему «Ангелочек»

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-po-rasskazu-l-andreeva-angelochek-na-temu-problema-stanovleniya-lichnosti-3171083.html

Сюжет о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел»

Школьная научно – практическая   конференция

школьников

Тема: «Сюжет о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении        А. Блока «Сусальный ангел»

  • Реферативно-исследовательская работа
  • Секция: лингвистическая.
  • Выполнила: Шарапова Юлия
  • г. Зеленогорск,
  • школа № 169, 7 «Б» класс
  • Научный руководитель:

Федотова О.В.,

учитель МБОУ «СОШ №169»

г. Зеленогорск  2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Специфика рождественского рассказа………………………………………….4

Глава 2. Композиция произведений………………………………………………………6

Глава 3. Система образов…………………………………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………………….11

Введение

Рождество – радостный праздник. Все ждут чуда, подарков, исполнения желаний. Люди с удовольствием погружаются в атмосферу праздника: смотрят доброе кино, слушают чудесные истории и читают рождественские рассказы. Сюжет этих историй, в основном, одинаков.

Несчастный человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, вдруг чудесным образом обретает надежду и веру в лучшее будущее.

 Он начинает менять свое отношение к жизни, к окружающим его людям и все преображается, потому что в светлый праздник Рождества возможны любые чудеса, надо только верить в них.

Такие истории относятся к рождественским или святочным рассказам — это литературный жанр, берущий начало в календарной мифологии, повествующей о смене временных циклов  дня и ночи (свет и тьма), зимы и лета и т.п., отражающей веру в способность при посредстве магии, ритуала воздействовать на мир человека.

«Можно не сомневаться, что в целом духовная литература воздействует и на сознание, и на эмоции, и, пожалуй, на всю человеческую природу вообще…Она изначально направлена на преодоление нравственно негативного в человеке». ( Минералова, с. 48)

Библейские истории существуют в «зашифрованном виде» во множестве художественных произведений: в переложении Священного писания для детей, в литературной сказке, в сюжетах фэнтези, в жанре святочного или рождественского  рассказа.

Основателем жанра святочного рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные идеи «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к человеку, детства. Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.

Один из первых рассказов Леонида Андреева, который открывает его творческую биографию и вводит его в большую литературу – это рассказ «Ангелочек», вышедший в рождественском номере газеты «Курьер».

А ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А. Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел».

Произведения Л. Андреева и А. Блока объединяет общий сюжет и сходная тема: столкновение идеала и действительности, поиск смысла жизни и выбор человека.

Различна родовая принадлежность данных текстов. Рассказ относится к эпосу, писатель описывает героев, их поступки, передает свое отношение к ним. Стихотворение-это лирика, оно рисует отдельное состояние характера, выражает чувства и мысли автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

Сопоставляя такие произведения, мы можем увидеть общий мотив рождественского чуда, единство композиции и системы образов  в рассказе и в стихотворении.

Тема: Сюжет о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел».

Цель работы: Показать варианты реализации сюжета о рождественском ангелочке в рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворении А. Блока «Сусальный ангел».

  1. Задачи:
  2. 1) Сопоставить сюжеты рассказа и стихотворения;
  3. 2) Выявить особенности композиции;
  4. 3) Определить художественную функцию образа ангела и образа ребенка.

Актуальность: Эти произведения написаны в конце 19 века, но необходимы читателям и сегодня, особенно молодым. Потому что «многое откроют, от многого предостерегут, многому научат.

Понятно, что каждый постигает жизнь в одиночку, самостоятельно совершает все ошибки, совершенные предыдущими поколениями, но ориентиры все же необходимы»,- считает исследователь творчества Л.Андреева Роман Сенчин. (лит матрица) Рассказ Л. Андреева «Ангелочек» и стихотворение А.

Блока «Сусальный ангел» заставляют нас в повседневной жизни и в вихре праздника задуматься о тех, кому нужна наша поддержка и помощь.

  • 1 глава
  • Специфика рождественского рассказа
  • Библейские истории существуют в «зашифрованном виде» во множестве художественных произведений: в переложении Священного писания для детей, в литературной сказке, в сюжетах фэнтези, в жанре святочного или рождественского  рассказа.

Основателем жанра святочного рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1840-х гг. задал основные идеи «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любви к человеку, детства. Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.

Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена, благо почва уже была подготовлена такими гоголевскими произведениями, как «Ночь перед Рождеством».

Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы.

Специфика диккенсовской традиции требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу.

В противовес нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику святочного рассказа с усиленной социальной составляющей.

Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П.

 Чехова (как, например, «Мальчики»).

Одним из теоретиков и создателей календарно-духовных произведений был Н. С. Лесков, который представил стройную концепцию святочного рассказа как жанровой формы и дал классические образцы пасхального текста. Н.С.

 Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье» писал: «Это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы».

Лесков выделил основные признаки, которыми обладает рождественские рассказ:

1. «чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера»;2. «чтобы он был сколько-нибудь фантастичен»;3. «имел какую-нибудь мораль, хотя вроде опровержения вредного предрассудка»;

4. «чтобы оканчивался непременно весело».

Писатель утверждает, что «в жизни таких событий бывает немного, и поэтому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие ».[112, 7,4].. Совместить все требования в рамках одного текста непросто, но все же были произведения, отвечающие всем выдвинутым Лесковым критериям.

В противовес традиционным рождественским рассказам нередко создавались более реалистичные произведения, которые сочетали евангельские мотивы и основную жанровую специфику рождественского рассказа с усиленной социальной составляющей.

Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, цикл святочных рассказов Лескова, рождественские рассказы А. П.

 Чехова (как, например, «Мальчики»).

Один из первых рассказов Леонида Андреева, который открывает его творческую биографию и вводит его в большую литературу – это рассказ «Ангелочек», вышедший в рождественском номере газеты «Курьер».

Рассказ можно отнести к жанру рождественского рассказа, действие происходит в канун праздника, главный герой мальчик Сашка – несчастный озлобленный ребенок, преображается после встречи с ангелочком. Но ангел исчезает, и финал рассказа остается открытым. Ровно через 10 лет, в 1909 году, русский поэт А. А.

Блок напишет свой поэтический вариант поразившего его андреевского рассказа – стихотворение «Сусальный ангел».

Произведения Л. Андреева и А. Блока объединяет общий сюжет и сходная тема: столкновение идеала и действительности, поиск смысла жизни и выбор человека.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/01/13/syuzhet-o-rozhdestvenskom-angelochke-v-rasskaze-l

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector