Повесть «Зачем я убил коростеля?», краткое содержание которой приведено в статье, — одно из самых известных произведений Виктора Астафьева. Это популярный советский прозаик, яркий представитель писателей-деревенщиков.
Об авторе
Помогает хорошо познакомиться с сюжетом повести «Зачем я убил коростеля?» краткое содержание, изложенное в этой статье. Вообще, Астафьев много своих произведений посвящал теме общения с природой и животными.
Он сам родился в селе. Появился на свет в 1924 году в селе Овсянка, на территории Красноярского края. Когда Виктор был совсем маленьким, его отца осудили за вредительство. А вскоре погибла и его мать. Лодка, на которой она плыла, перевернулась. Мать Астафьева упала в воду, зацепилась косой за бон и утонула.
Мальчик в итоге остался предоставлен сам себе. Долго жил где придется, а в результате оказался в детском доме.
В 1942 году отправился добровольцем на фронт. Его не остановило то, что к тому времени он выучился на железнодорожника, а значит, имел бронь. Сначала прошел военную подготовку, а с весны 1943 года был направлен в ряды действующей армии. На войне служил шофером и связистом в артиллерии, получил контузию на Западной Украине.
Творчество Астафьева
В прозе Астафьева две главные темы — деревенская и военно-патриотическая. Еще в школе он написал сочинение, которое в будущем превратил в рассказ под названием «Васюткино озеро».
Публиковаться начал в журнале «Чусовской рабочий». Критики обратили внимание уже на ранние повести автора — «Звездопад», «Стародуб», «Перевал». На страницах журнала «Новый мир» отмечали, что Астафьеву свойственна суровая неприглаженность повествования, при этом яркое и живое слово, оригинальные образы и детали.
В своей военной прозе Астафьев передает взгляд на войну с точки зрения простого солдата. В крайнем случае, младшего офицера. В своих рассказах и повестях он создает образ обезличенного воина, на котором в конечном счете держится вся армия. При этом его же обвиняют во всех прегрешениях, награды обходят его стороной, зато наказывают за каждый пустяк.
Исследователи отмечают, что этот образ фронтовика во многом автобиографичен. Астафьев писал его с себя и своих боевых товарищей. Противопоставлял своих положительных героев тыловым крысам, которые отсиживались в эвакуации. На протяжении всей жизни писатель испытывал к ним сильное презрение.
В прозе Астафьева много горькой и суровой правды. Он стал одним из первых писателей, открыто заговоривших в своих произведениях о голоде в 1933 году, беспринципности и жестокости молодежи, преступности в советском обществе.
Повесть «Зачем я убил коростеля?», краткое содержание которой вы далее прочтете, — яркий пример его деревенской прозы, к которой автор также часто обращался.
Краткое содержание
Повесть начинается с воспоминаний рассказчика о своем детстве. О том, как около 40 лет назад, возвращаясь с речки, он заметил птицу. Она пыталась убежать, но безуспешно. Все время неуклюже заваливалась на бок. Из повести Астафьева «Зачем я убил коростеля?», краткое содержание которой сейчас перед читателем, мы узнаем, что рассказчик в то время был мальчишкой, совсем еще ребенком.
Внезапно им овладел азарт, он решил во что бы то ни стало догнать эту птицу. А настигнув ее, захлестал ее удилищем, которое было у него в руке. Подняв с земли мертвую птицу, он разглядел, что это был коростель.
У него не было одной лапки, поэтому он так неуклюже передвигался и не смог улететь с остальными птицами на юг. В тот же миг ему стало жаль погубленной птички и стыдно за свой поступок.
Он похоронил коростеля у обочины дороги.
Раскаяние
Из краткого содержания рассказа «Зачем я убил коростеля?» можно узнать, что с тех пор рассказчик каждую весну вспоминал об этом происшествии. Он теперь ждал коростелей, смотрел на них с виноватым видом.
За прошедшие годы он много узнал об этой птице. Краткое содержание книги «Зачем я убил коростеля?», приведенное в данной статье, поведает о том, что она прилетает в Россию каждую весну из далекой Африки. Этот перелет ей дается очень нелегко.
Покинув жаркий континент еще в апреле, коростели практически всю дорогу идут пешком, перелетая только через Средиземное море. При этом они практически всегда обходят крупные города. Исключение — только городок во Франции, в котором эта птица стала символом. Каждый год там отмечают ее праздник, готовят из теста причудливые птичьи фигурки.
Подошло к концу наше знакомство с рассказом «Зачем я убил коростеля?». Из его краткого содержания мы узнали, что рассказчик — фронтовик. На войне повидал всякое, стрелял в противника без сожаления. Но до сих пор не может себе простить только убийство этой птички.
Источник: https://autogear.ru/article/348/642/zachem-ya-ubil-korostelya-kratkoe-soderjanie-povesti/
Краткое содержание Астафьев Зачем я убил коростеля?
Автор рассказа, будучи главным действующим лицом, вспоминает, как очень давно, примерно сорок лет тому назад, одну историю.
Еще мальчишкой, он после рыбалки шел по скошенному лугу и встретил небольшую птицу, сидевшую около сухой бочажины.
Птица неуклюже попыталась убежать, но мальчик догнал ее, и в порыве азарта и охотничьей страсти умертвил, захлестав удилищем. Это был коростель или, как выразился автор, дергач.
Вскоре ему стало невыносимо жалко зря убитую птицу, и он выгреб небольшую ямку и похоронил несчастную.
Автор рассказывает, что рос в семье охотников и впоследствии сам им стал, но не убивал ради забавы более никогда. И каждый год после этого случая он нетерпеливо и с укоренившимся чувством вины ожидал наступления лета и прилета коростелей в русские края.
Вот как-то утром, говорит автор, в лугу, за рекой наконец слышится скрип дергача, и это значит, что началось полноценное лето и все в порядке. И так теперь неукоснительно каждый год, пишет В.П.Астафьев. Томится он и ждет, и внушает самому себе, что коростель тот остался жив, всякий раз давая о себе знать, и прощает несмышленого мальчишку.
Теперь, говорит автор, он, будучи уже взрослым, знает, какая трудная жизнь у этого вида птиц, каким далеким оказывается путь коростелей до русских земель, чтобы провозгласить на них начавшееся лето. Птицы эти, зимуя на африканском континенте, уже в апреле покидают его и стремятся домой, обходя стороной все города, кроме юга Франции. Коростелей местные жители считают священными.
В конце повествования автор сам себе задает вопрос: зачем он убил того коростеля. Бывши на войне, живя на свете уже немало лет, героя до сих пор гнетет совесть за безвинно погибшую птицу.
В.П.Астафьев своим произведением желал показать, насколько бессмысленны и жестоки необдуманные, пустяковые на первый взгляд поступки, которые впоследствии камнем лежат на душе и которые невозможно забыть.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Астафьев. Все произведения
Зачем я убил коростеля?. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Пришвин Утята и ребята
Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню - Краткое содержание оперы Руслан и Людмила Глинки
Киевский князь пировал на свадьбе своей младшей дочери Людмилы, которая выходила замуж за храброго витязя Руслана. Князь считал его достойной парой для своей дочери - Краткое содержание Солоухин Черные доски
В произведении «Чёрные доски», написанном советским писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, что во время Советской власти огульно уничтожали бесценные иконы, а некоторые самоотверженные люди спасали их. - Краткое содержание Хемингуэй Праздник, который всегда с тобой
Как всегда, автор занимался набросками своей будущей книги в уютном кафе. Как вдруг, в него вошла молодая прекрасная девушка. И он захотел посвятить ей часть страниц своего произведения - Тендряков
Тендряков появился на свет в маленькой деревушке Вологодской области, Отец сельский служащий. В 1941ушёл на войну, получил сильное ранение под Харьковом. Оправившись от ранения, работал учителем.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/astafev/zachem-ya-ubil-korostelya
Краткое содержание Астафьев Зачем я убил коростеля? (Застарелое мучение) для читательского дневника
В своём произведении «Зачем я убил коростеля» или как его по-другому называют » Застарелое мучение» Виктор Астафьев рассказывает историю о том, как маленький мальчик возвращался с рыбалки.
Я по скошенному лугу мальчишка увидел птичку. Птица услышала его и затихла, притаившись в скошенной осоке. Она вдруг бросилась бежать, и мальчик сломя голову помчался за ней. Птичка бежала очень странно, переваливаясь набок. Мальчишка захлестал её удилищем.
Он подошел к ней и взял мертвое, ещё тёплое тельце в руки. Тогда он разглядел в птички коростеля. Его взору открылся невзрачный окрас, вдруг он заметил что у птички нет одной лапки, которую по всей видимости она потеряла под литовкой во время сенокоса.
Поэтому Коростель и не смог улететь в теплые края вместе с остальными.
Мальчику стало очень жаль птицу, и он прямо там начал рыть могилку для той, чью жизнь он загубил.
После этих событий мальчишка каждое лето с нетерпением и чувством собственной вины ждал, когда в его края прилетят коростели, чтоб известь о начале лета.
Через некоторое время мальчик узнал, как трудно порой встали добраться в Россию. Он узнал что Коростель зимует в Африке и в начале апреля покидает её для того, чтоб гнездится и вывести потомство, а потом поскорее улететь от холодной зимы.
Во время перелетов гибнет очень много хворост или особенно когда они летят над морем. Но точно их маршрутов по которым птицы летают не знает никто. Известно лишь об одном городе во Франции.
И когда они там пролетают, в городе начинается праздник, и все пекут фигурки коростеля из теста, как на Руси пекли жаворонков.
Своим рассказом автор показал, что бессмысленные, а иногда и жестокие поступки не забываются даже спустя много лет. Писатель учит нас не совершать поступков, которые будут мучить и преследовать нас до конца жизни.
Пересказ
События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается.
Героя охватил дикий азарт, стремление догнать и убить птицу. Мальчик настиг бедное существо и забил насмерть удочкой. Это оказался коростель, у него отсутствовала одна лапка. Ребенку стало жалко убитую понапрасну птицу.
Он взял мертвое тельце и закопал у дороги.
С той самой поры наш герой ждет не дождется весны, ждет, когда прилетят коростели. Он до сих пор не может простить себе тот ужасный поступок, ту глупость, которую он совершил много лет назад. Эта вина тяжелым грузом лежит у него на душе.
Герой рассказа теперь знает, какая сложная жизнь у этого рода птиц, как им трудно перебираться с места на место. Сколько сил им стоит прилететь в наши края.
И вот уже много, много лет прошло, мальчишка уже вырос и состарился. Бывал он и на войне, убивал людей, но так и не простил себя за то, что будучи ребенком лишил жизни того самого раненого коростеля.
Астафьев в своем произведении затронул тему бессмысленности необдуманных поступков. О том, как порою жесток человек, и к чему это приводит. Не следует сдуру совершать глупостей, ведь об этом будешь жалеть всю жизнь.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/zachem-ya-ubil-korostelya
Виктор Астафьев. "Зачем я убил коростеля?" — Сетевой библиотечный проект "Добру откроем сердце"
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето еду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Вопросы к рассказу (они помогут написать отзыв)
1. Как вы оцениваете поступок мальчишки по отношению к раненой птице? Зачем он её убил?
2. В какой момент и почему ему стало жалко её?
3. Почему он каждое лето с особым нетерпением ждал прилёта коростелей? Почему ему было важно, чтобы птица простила его?
4. Как встречают прилёт коростеля во Франции, в городе, на гербе которого изображена коростель? Почему она там считается священной?
5. Почему став взрослым и пройдя войну, где было много жестокости, писатель не может забыть убитого им в детстве коростеля? Почему каждый прилёт птиц в его родные места вызывает в его душе мучение? Как называется у людей мучение — за причинённого ими кому-то зла?
Не забываем приклеивать стикеры на свои ЛИСТЫ ЧТЕНИЯ и отмечать выполнение в Таблице продвижения
Свои работы оставляем ЗДЕСЬ
Источник: https://www.sites.google.com/site/ucebnyj2015/etapy/sovest-ili-sud-nad-soboj/viktor-astafev-zacem-a-ubil-korostela
Урок по рассказу В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?”
Задачи:
- Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
- Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
- Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
- В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
- Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
- Используемые приёмы работы: «Древо предсказаний”, «Толстый и тонкий вопросы”, «Письмо по кругу”,»Написание эссе”, «Чтение с остановками”.
- Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.
- Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.
Ход урока
1 стадия — «Вызов”.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как всегда, я рада встрече с вами… На предыдущих уроках мы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро”. Я поняла, что он произвёл на вас большое впечатление, которое вы активно выразили в групповых синквейнах. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением замечательного писателя.
Фронтальная беседа:
- Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?
- Можно ли, на ваш взгляд, назвать хищником человека? Почему?
- Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?
- Задумываются ли люди над тем, что они делают?
- Можно ли оправдать жестокость?
- К какому выводу мы все вместе пришли?
Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.
Прочитайте на слайде название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?
В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?”
- Можно ли этот вопрос назвать риторическим? Почему?
- О чём говорит местоимение Я в заглавии?
- Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)
- Давайте составим «древо предсказаний”, на каждой веточке которого запишем свои версии: что произошло в рассказе? (Версии ребят)
Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии интересны, сюжет получился занимательный.
А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).
Чтение учителем первой части рассказа:
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…
(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
— Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. («Присела”, «притаилась”, «пугалась”, «бросилась бежать”).
— Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
Чтение учителем второй части рассказа:
… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…
(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
— Как вы поняли фразу «дикий азарт”?
— Какую информацию несёт о герое глагол «захлестал”?
— Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).
Чтение учителем третьей части рассказа:
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку.
Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..
(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
— Какое чувство вы испытали во время чтения?
— Какие фразы особенно встревожили вас и почему? («До того мне сделалось жалко её”).
— Почему убил? («Сдуру”, «без надобности”).
— Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?
Чтение учителем четвёртой части рассказа:
… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,»где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза…». Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.
Как идёт коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…
(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
— Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице? Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту). Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?
— Почему, на ваш взгляд, повествователь «с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?
Чтение учителем пятой части рассказа:
… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Вопросы учащимся:
– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
— Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).
— Почему автор дал такое название рассказу? («Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам).
— О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).
Задания учащимся (можно по группам):
1 группа: Постройте основную цепочку событий (сюжет) повествования. ( Убийство птицы — История трудной жизни коростеля — Муки писателя при крике дергача).
2 группа: Сформулируйте основные темы текста. (1. Воспоминания далекого детства. 2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле. 3. Жить по совести с собой).
3 группа: Что можете рассказать о словах, выделенных в тексте? Понятны ли они вам? (Это диалектные слова. Они нам понятны, потому что в нашей местности их тоже употребляют). Для чего же их употребил автор? (Передать особенность местности, показать реальность сельской жизни).
Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем).
Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).
Как вы думаете, слова «стыд” и «совесть” близкие по своему значению? (Сначала мнения учащихся, а затем – обращение к толковому словарю: Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:
- От человека утаишь, от совести не утаишь.
- Совесть без зубов, а загрызет.
- У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?
В чём, по-вашему, заключается основная мысль данного эпического произведения?
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?
Задание учащимся (групповая работа):
Прием «Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему «После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…”, но и согласовывать свое мнение с членами группы.
Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
(По желанию учащихся работы могут быть прочитаны в классе).
4 стадия – «Домашнее задание”:
Выбрать и выполнить одно из понравившихся заданий:
«Берегите всех зверей природы – убивайте лишь зверей внутри себя!” Написать небольшое рассуждение по данному высказыванию.
Написать эссе «Слово в защиту всего живого на земле”.
Письменно ответить на вопрос: «Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?”
Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/urok_po_rasskazu_v_p_astafeva_zachem_ja_ubil_korostelja/6-1-0-3157
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу В.П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?"
Урок внеклассного чтения по теме
«Природа и человек в произведениях писателей 20 века.
В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
Цели урока:
- Воспитательная: воспитание человечности, чуткости и гуманности, требовательности к себе и другим, принципиальности, критичности и самокритичности, великодушия, благородства, ответственности за свои поступки.
- Развивающая: формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации, извлекать информацию из памяти, текста; тренировка ассоциативного мышления, воображения.
- Познавательная (обучающая): актуализация знаний о композиции и художественной организации текста, совершенствование умения анализировать художественный текст.
Ход урока:
I Оргмомент. Здравствуйте. Садитесь. Ребята, какое домашнее задание было на сегодняшний урок? (прочитать рассказ В.Астафьева). Хорошо, но прежде чем мы перейдем к теме урока, я хотела бы показать вам небольшой видеоролик (показ видеоролика «Природа-основа жизни на Земле»).
II Актуализация знаний
Как вы думаете, какая тема урока сегодня? Есть ли какая-то связь между темой занятия и данным видеороликом? (Тема: «Рассказ В.Астафьева «Зачем я убил коростеля?». Возможно, их объединяет общая мысль- бережное отношение к природе) Молодцы. Запишите тему в тетради.
На сегодняшнем уроке нам предстоит проанализировать рассказ Виктора Астафьева «Зачем я убил коростеля?» Чем необычно это название? (есть вопрос) Почему автор ставит его? Сегодня нам предстоит дать на него ответ. Ребята, а что вы знаете об этой птице? (выдвигают предположения).
Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать сообщение Ванюрихина Вани об этой редкой птице (выступает ученик). Что нового вы узнали из сообщения? (отвечают). Сейчас мы с вами приступим к анализу рассказа.
Назовите эти средства — Композиционные (прямая, обратная композиция), — Морфолого-лексические средства (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, гротеск, антитеза; использование архаизмов, неологизмов, диалектных слов, профессионализмов; преобладание какой -либо части речи в определенном фрагменте текста — синтаксические средства (инверсия, анафора, эпифора, риторические вопросы, восклицания, обращения),фонетические средства (звукопись: ассонанс, аллитерация), — ритмические средства создания образа (обычно в стихотворном тексте) – использование определенного размера, строфа, рифмы. Так как вы знакомы с рассказом В. Астафьева, перейдем к его анализу.
—Какова тема рассказа? (Этот рассказ о том, как 40 лет назад рассказчик убил в мальчишеском азарте коростеля).
—Почему, казалось бы, не слишком значительное событие так запомнилось герою рассказа? Какова основная мысль (идея) произведения?(Вероятно, идея рассказа в ответственности человека за свои поступки, в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим, даже если это произошло давно).
—Каковы особенности композиции? ( Наличие обрамления)
(Краткость экспозиции ранняя осень, небольшая бочажина, поросшая тальником). Передается с помощью диалектизмов колорит местности. — Завязка, развитие действия дается в нескольких предложениях. Тут же кульминация: «захлестал сырым удилищем». Начало рассказа очень динамично.)
— Где и почему время как бы остановилось?
(Когда мальчик рассматривает загубленную им птицу.Смерть птицы поразила его настолько, что он застыл с безжизненным тельцем жертвы в руке).
—Сколько раз дается описание птицы? Какие художественные средства использует автор в каждом случае?
(3 раза: живая, мертвая, как вид; в изображении живой птицы преобладают глаголы, потому что, во- первых, мальчик еще не успел разглядеть ее, а во вторых, чтобы подчеркнуть, что птица еще жива и из последних сил старается спастись)
—Описание мертвой птицы занимает примерно 1/3 рассказа. Почему? Какие художественные средства здесь сконцентрированы?
(Такое подробное описание птицы дано потому, что мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей вины.)
— Не было бы описания, значит, не почувствовал бы герой своей вины, ведь сколько животных и птиц мучается и уничтожается детьми! А мальчик запоминает все подробности…? (Автор использует эпитеты, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы: « завядшеее, бескостное, невесомое тельце; мертвые бесцветные веки.Шейка болтается, будто прихваченный морозом лист, спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана») Автор использует сравнение – в новом для мальчика явлении смерти ему видятся детали давно знакомые (листы, прихваченные морозом, груши – гнилушки). Тем более поражает смерть.
—Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?
(Птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась»)
-Выбор морфологических средств делает картину смерти более ёмкой. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы?
(Уменьшительно-ласкательные суффиксы подчеркивают беспомощность, уязвимость коростеля перед «царем природы» в лице мальчика).
—Использует ли автор инверсию в описании мертвой птицы?
(Нет. Построение предложений служит для той же цели: подчеркнуть неторопливость, постепенность рассматривания птицы, открытия для себя всё новых и новых деталей. Инверсий нет, все просто, как сама смерть)
—Кульминация действия приходится на момент гибели птицы. А«кульминация чувства»? ( Когда мальчик, осознав свою вину, руками выгребает ямку в борозде и хоронит птицу. Инверсия делает слова «руками», «так просто», «сдуру» ключевыми. Мы словно видим этого растерянного мальчишку, обдирающего руки в кровь, пытающегося и похоронить птицу, и скрыть свое преступление).
—Со времени этого случая прошло 40 лет. Что же стоит в центре рассказа, что не дает покоя автору? (Чувство вины)
—Какие слова использует автор в разных частях рассказа, чтобы это чувство показать?
(«До того мне стало жалко ее», «с нетерпением и виной», «томлюсь и жду»).
—В экспозиции рассказа описание природы очень кратко. Для чего вдруг в середине текста дается полнокровный местный пейзаж, наполненный красками, запахами, звуками?
(Чтобы показать его несовершенство без дергача-коростеля).
—И еще примерно 1/3 текста занимает рассказ о коростеле как виде. Каково назначение этой части?
(Показать, что рассказчик-мучитель интересуется нелегкой жизнью этих птиц. Знает о них практически всё. Подчеркивает, что именно у нас, «где зори маковые вянут….
» коростель выводит и выхаживает потомство, потом добирается на зимовье в Африку, но не остается там, а возвращается на родину.
Рассказчик знает, что коростель в одном из французских городов издавна считается священной птицей и за его смерть в средневековье казнили).
—Каким приемом пользуется автор в 2-х последних абзацах? Что этим достигается?
(Используется анафора «но». С ее помощью показывается, что, хотя автор и не может быть приговорен к смерти, его наказание от этого не становится легче.
О смерти рассказчик говорит спокойно: «Был на войне в людей стрелял, и они в меня стреляли». Так же спокойно говорит о жизни: « Много уже лет живу и всякого навидался».
Инверсии, использованные здесь, указывают на то, что хоть и много прожито, и убивал людей, но не забыто невесомое тельце коростеля, так нелепо загубленного).
—Для чего в последнем абзаце нагнетаются вопросы, по сути, один и тот же вопрос?
(Чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика.На него нет ответа, как нет возможности повернуть все вспять).
-Рассказ нами проанализирован. Но каждый, несомненно, увидит в нем свой ответ на вопрос, не дающий покоя рассказчику. Свой ответ на вопрос, почему так запало в душу «это застарелое мучение». А сейчас мы снова вернемся к идее рассказа и ее связи с роликом.
Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему? Ребята, какой вопрос ставит автор?
Дома вам предстоит сделать комплексный анализа рассказа В.Астафьева «Белогрудка». Послушайте, что получилось у ученицы, которую я попросила сделать анализ рассказа «Зачем я убил коростеля?» предварительно. (Звучит комплексный анализ текста). Недочеты? У вас есть возможность их исправить в своем варианте комплексного анализа рассказа В. Астафьева «Белогрудка».
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-vneklassnogo-chteniya-po-literature-po-rasskazu-vp-astafeva-zachem-ya-ubil-korostelya.html
Конспект урока по Литературе "Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»" 5 класс
- Кутафина Валентина Николаевна
- МБОУ СОШ №59, г. Архангельск,
- учитель русского языка и литературы,
- Тема урока:
Урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?», 5 класс
- Цели: формирование критического стиля мышления при чтении и анализе рассказа.
- Задачи:
- Развивать умение ориентироваться в тексте; строить развернутое высказывание;
- Формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
- Воспитывать доброе начало в человеке, высокие нравственные качества, необходимость покаяния при совершении необдуманных поступков.
Оборудование: презентация «В.П.Астафьев. « Зачем я убил коростеля?»
Ход урока
1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
- Учащиеся слушают часть песни на слова Андрея Дементьева в исполнении Евгения Мартынова «Лебединая верность» (или учитель читает отрывок из стихотворения)
- Над землёй летели лебеди
- Солнечным днём,
- Было им светло и радостно
- В небе вдвоём.
- И земля казалась ласковой
- И в этот миг,
- Вдруг по птицам кто-то выстрелил
- И вырвался крик.
Зачем люди убивают птиц? Они угрожают жизни людей?
Ответы ( порою люди стреляют ради спортивного интереса. Есть даже сезон охоты)
Учитель:
Лебеди — красивые, гордые птицы. Они являются символом верности. Люди ими восхищаются. Таких птиц жалко. А эту?
«Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана» — так описывает неуклюжую, некрасивую птицу»
В.П.Астафьев в своем рассказе, написанном в 1969 году. Рассказ называется «Зачем я убил коростеля?» Именно о нем мы сегодня поведем разговор на уроке.
Какие задачи поставим? (формулировка задач)
3. Работа на анализом рассказа
1. Скажите, кому адресован рассказ – взрослым или детям?
- Ответы:
- Взрослым, так как это переживания взрослого человека о плохом поступке
- Детям, так как это воспоминание о детстве и поступке, который он совершил ребенком
2. Какой вопрос поможет нам определить тему урока?
— Почему автор осуждает себя?
3. Что нужно для того, чтобы ответить на этот вопрос?
— внимательно перечитать рассказ
4.Почему автор так озаглавил рассказ? Что изменилось бы, если бы поменять заглавие
- «Жестокий поступок» или «Боль на всю жизнь»?
- Учащимся дана карточка – таблица, в которую они выписывают словосочетания из текста
- «Жестокий поступок»
- «Боль на всю жизнь»
- — Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
- Томлюсь и жду я коростеля,
- дергач каким-то чудом уцелел
- прощает несмышленого, азартного парнишку.
- -Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности»
- дрогнет мое сердце
навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
- Выводы по таблице
- Предполагаемое заглавие «Боль на всю жизнь» может стать и формулировкой темы урока, так как отражает основную мысль текста, а заглавие «Жестокий поступок» может предполагать и то, что человек навсегда остался жестоким человеком.
- Как можно сформулировать тему урока?
Тема урока: Боль на всю жизнь ( по рассказу В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»)
5. Как произошло это печальное событие? Как переживал мальчик из –за своей «азартности»?
6. Почему В.П.Астафьев подробно рассказывает о коростеле?
— Он рассказывает, что коростель – священная птица во Франции, что его бы приговорили к смертной казни. Это доказывает, что взрослым он все прочитал об этой птице. Это рассказ о малоприметной птице, которая зимует в Африке, а весной спешит в Россию, в родные края, чтобы потомство вывести, поучительный. Родная земля – родная для всех: и людей, и зверей, и птиц.
7. Находит ли автор себе оправдание?
Нет. Его рассказ как исповедь. Автор судит о себе: Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
8. 6-я заповедь «Не убивай» гласит:
Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.
Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.
Знает и понимает автор, что совершил великое зло, которое не поправить. Он своим рассказом (который кому же все-таки адресован — детям или взрослым?) предупреждает нас, что порою незначительные в детстве поступки оставляют неизгладимый след в памяти, формируют характер,
9. О чем предупреждает нас автор в своем рассказе?
О том, что человек порою бессознательно губит окружающий мир, не понимая того, что в мире все живут под Божиим началом. Нельзя губить птиц, красоту родной земли, чужую жизнь, иначе на душе всегда будет боль, от которой не избавиться.
10.Как история с убитой птицей переплетается с темой родины?
Для автора весна на родине навсегда связана с прилетом ни какой — либо птицы, а именно коростеля, и хочется ему, чтобы это был именно тот коростель
4. Выводы:
Рассказ поучительный, глубоко нравственный, адресован он и взрослым, и детям в одинаковой степени. И разговор мы можем завершить, перефразировав А.Дементьева
- Я хочу, чтоб жили птицы
- Над землёй моей,
- Над судьбой моей летели
- В светлый мир людей.
- 5.Рефлексия:
- Что изменилось в вашем сознании после прочтения данного рассказа?
- 6.Домашнее задание: предложите прочитать рассказ родителям,
- составьте таблицу и сравните их отзыв со своим.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-urok-vneklassnogo-chteniya-po-rassk.html