Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Балет «Жизель» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Разработал: Логинова Анастасия, учащаяся 5 «б» класс Учитель: Ордина Анна Сергеевна Инта,2016
2 слайд Описание слайда:
История балета Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года на сцене театра Ле Пелетье. Постановка имела огромный успех и имела хорошие отзывы в прессе.
Опера́ в течение целого месяца давала только «Жизель» — за год состоялось 26 представлений.
Всего за 18 лет спектакль выдержал 150 представлений (для сравнения: знаменитый романтический балет Филиппо Тальони «Сильфида» был представлен 59 раз за 12 лет).
3 слайд Описание слайда:
«ЖИЗЕЛЬ», «Жизель, или Вилисы» («Giselle ou les Wilis»), балет в 2 актах. Композитор А. Адан, сценарий Т. Готье, Ж. Сен-Жорж и Ж. Коралли. 28.6.1841, Королевская академия музыки, Париж, балетмейстер Ж. Коралли и Ж. Перро, художник П.
Сисери (декорации) и П. Лормье (костюмы) ; Жизель — К. Гризи, Альберт — Л. Петипа, Мирта — А. Дюмилатр. Балет ставился также в Великобритании и Австрии (1842), Италии (1843, с музыкой Байетти в Ла Скала), США (1846), Дании (1862) и других странах.
История балета
4 слайд Описание слайда:
Дальнейшие редакции В Париж 1863 — возобновление Жана Коралли(декорации ) Эдуарда Деплешена,Антуана Камбона и Жозефа Тьерри, костюмы Альбера). 1903 — постановка Жозефа Хансена(Жизель — Карлотта Замбелли).
1910 — спектакль «Русского балета Дягилева» (постановка Михаил Фокина, сценография Александра Бенуа, Жизель — Тамара Карсавина, граф Альберт — Вацлав Нижинский). 1924 — постановка Николая Сергеева по записям спектакля Мариинского театра, декорации и костюмы Александра Бенуа (специально для Ольгой Спесивцевой).
1932 — возобновление версии 1924 года в редакции Сержа Лифаря. В этом спектакле вместе с ним в 1935—1936 годах выступала Марина Семёнова. Новые декорации и костюмы — Léon Leyritz (1939), Жан Карзу (1954). 1972 — редакция Альберто Алонсо (декорации и костюмы Тьерри Боске).
25 апреля 1991 — редакция Патриса Бара и Евгения Полякова, приуроченная к 150-летию спектакля, оформление — Лоик ле Грумеллек (Жизель — Моник Лудьер граф Альберт — Патрик Дюпон). 1998 — возобновление балета в оформлении Александра Бенуа.
5 слайд Описание слайда:
Дальнейшие редакции В Лондоне 1910 — редакция Михаила Мордкина для Анны Павловой. 1911— спектакль «Русского балета Дягилева» (постановка Михаила Фокина, сценография Александра Бенуа, Жизель — Тамара Карсавина, граф Альберт — Вацлав Нижинский). 1913 — редакция Ивана Хлюстина, балетная труппа Анны Павловой.
6 слайд Описание слайда:
Дальнейшие редакции На российской сцене 1944 — Большой театр, редакция Леонида Лавровского. 1969 — Горьковский оперный театр; 1984 год — возобновление (дирижёр-постановщик Владимир Бойков, художник-постановщик Василий Баженов). 1997 — Большой театр, редакция Владимира Васильева.
2001 — Ростовский музыкальный театр, Ростов-на-Дону (музыкальный руководитель Андрей Галанов, балетмейстеры-постановщики Елена Иванова и Олег Корзенков, художник-постановщик Сергей Бархин).
2007— Михайловский театр, Санкт-Петербург (балетмейстер-постановщик Никита Долгушин) 2007 — Краснодарский музыкальный театр( хореограф-постановщик — Юрий Григорович, художник -постановщик — Симон Вирсаладзе) 2008— Самарский театр оперы и балета (дирижёр-постановщик Владимир Коваленко, балетмейстер-постановщик Кирилл Шморгонер, художник-постановщик Вячеслав Окунев. 2012 московский областной государственный театр «Русский балет»
7 слайд Описание слайда:
Выдающие исполнители На русской сцене в партии Жизели выступали Надежда Богданова, Прасковья Лебедева, Екатерина Вазем. 30 апреля 1903 года в Мариинском театре в этой партии дебютировала Анна Павлова.
В 1919 году Агриппина Ваганова подготовила роль Жизели с Ольгой Спесивцевой: по существующему мнению, эта партия стала роковой для душевного здоровья балерины.
В 1932 году в этой партии дебютировала Галина Уланова, в 1934 году — Марина Семёнова.
8 слайд Описание слайда:
Выдающие исполнители В 1938 году в Лондоне с труппой «Русского балета» Жизель впервые исполнила Тамара Туманова. В 1949 году из рук президента Франции Венсана Ориоляона получила гран-при «Жизель» — бронзовый слепок её стопы и кисти руки.
«Этим мне давали понять, что Франция признаёт мою Жизель, как одну из лучших» — считала балерина. В Великобритании выдающейся исполнительницей партии считалась Алисия Маркова.
Алисия Алонсо, заменившая Маркову в Нью-Йорке 2 ноября 1943 года, начала с этого спектакля свою балеринскую карьеру.
9 слайд Описание слайда:
Выдающие исполнители Во Франции эталонной исполнительницей считается Иветт Шовире, дебютировавшая в «Жизели» в 1949 году. Во время гастролей Парижской оперы в СССР зрители и критики были впечатлены интерпретацией другой французской балерины, Лиан Дейде.
10 слайд Описание слайда:
Фильмография 1956 — запись спектакля с Галиной Улановой в главной роли; сделана во время гастролей балетной труппы Большого театра в Лондоне.
11 слайд Описание слайда:
Фильмография 1969— «Жизель», экранизация спектакля Американского театра балета. В главных партиях Карла Фраччи и Эрик Брун, хореограф-постановщик Дэвид Блэр, дирижёр Джон Ланчбери, режиссёр фильма Хьюго Ниблинг, пр-во США.
12 слайд Описание слайда:
Фильмография 1974 — «Жизель», экранизация спектакля Большого театра. В главных партиях Наталия Бессмертнова и Михаил Лавровский, хореограф-постановщик Леонид Лавровский, пр-во СССР.
13 слайд Описание слайда:
1980— «Сицилианская защита» — показаны фрагменты спектакля, главную партию танцует Надежда Павлова, сыгравшая в фильме одну из ролей. Фильмография
14 слайд Описание слайда:
1982— «Жизель», хореограф и режиссёр Матс Эк, в главных партиях Ана Лагуна и Люк Боуи. Фильмография
15 слайд Описание слайда:
1983— «Анна Павлова», художественный фильм Эмиля Лотяну, в главной роли Галина Беляева (дублёр при исполнении балетных сцен — Валентина Ганибалова). Фильмография
16 слайд Описание слайда:
1987 — «Танцовщики», художественный фильм Герберта Росса.
По сюжету звезда балета Антон Сергеев, участвуя в съёмках киноверсии «Жизели», начинает флиртовать с юной балериной Лизой Стрессер, однако вскоре начинает понимать, что их отношения повторяют сюжет балета. В главных ролях Михаил Барышников, Алессандра Ферри, Лесли Браун, Джули Кент и другие артисты Американского театра балета. Фильмография
17 слайд Описание слайда:
1992 — «Танцующие призраки» (ремейк — «Виллисы», 2002) — по сюжету главная героиня, ученица хореографического училища Юля Азарова (Анна Пономарёва) готовится к выпускному спектаклю «Жизель», в котором по стечению обстоятельств неожиданно получает главную партию. Фильмография
18 слайд Описание слайда:
1996— «Мания Жизели», художественный фильм Алексея Учителя, интерпретация биографии балерины Ольги Спесивцевой, в главной роли Галина Тюнина. 1997 — «Божественная Жизель», документальный фильм о жизни и творчестве Ольги Спесивцевой, режиссёр Майя Меркель Фильмография
19 слайд
20 слайд
21 слайд Описание слайда:
https://yandex.ru/images/search https://ru.wikipedia.org/wiki/Жизель https://yandex.ru Источники http://go.mail.ru/search?fm=1&rf=e.mail.ru
22 слайд Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/balet-zhizel-prezentaciya-uchenika-k-zanyatiyu-1761106.html
Балет «Жизель»: содержание, интересные факты, видео, история
А. Адан балет «Жизель»
В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах — погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.
Сам спектакль — это немного измененная и дополненная фантастическая история, над сюжетом которой трудилось три либреттиста.
Краткое содержание балета Адана «Жизель» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Описание |
Жизель | крестьянская девушка |
Альберт | граф |
Ганс | лесничий |
Мирта | королева виллис |
Берта | мать Жизели |
Вилфрид | оруженосец Альберта |
Батильда | леди, обрученная с Альбертом |
Герцог | отец Батильды |
Краткое содержание «Жизели»
В сюжете балета «Жизель» показана нежная и вместе с тем мистическая история о молодой и наивной девушке, которая любит всем сердцем и уверена в ответных чувствах своего избранника Альберта. Но ее поклонник лесничий, открывает обман её возлюбленного, в результате чего она теряет рассудок и умирает, не выдержав предательства.
Теперь Жизель не простая крестьянская девушка, а мстительная и жестокая, как и все виллисы, к которым она присоединяется. Первым, кого они покарали стал Лесничий, пришедший на могилу Жизель.
Следующий на это место явился граф Альберт, но душа девушки все еще нежно и преданно любящая его, защищает возлюбленного от мстительных виллис, спасая от гибели.
С рассветом исчезают тени всех девушек и самой Жизель, оставляя лишь глубокий след в душе и памяти Альберта, как вечное сожаление о потерянной любви, которая сильнее смерти.
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
55 мин. | 55 мин. |
- Фото:
- Интересные факты
- Столь популярный спектакль, который исследовали многие деятели искусства, продолжает хранить в себе множество неясностей и недомолвок. Что означают четыре удара часов, почему Ганс и Альберт отправились на кладбище ночью, что связывало князя и мать Жизель?
- А что вы знаете о композиторе Адольфе Адане, который написал легендарный балет? Он был жизнерадостным и разносторонне развитым человеком, исследователи любят упоминать в своих работах о том, что он дрессировал свою лягушку, живущую у него на столе в банке и задорно прыгающую под аккомпанемент.
- Посетив Петербург и получив приглашение от императора на должность придворного композитора с шикарным жалованием, А. Адан поспешил отказаться, сочтя нашу страну варварской, наполненной «дикими традициями». А свой балет, принесший ему мировое признание, он написал всего за десять дней работы.
- В первой постановке «Жизель» (1841) танец и мимика занимали практически одинаковые доли в представлении. Для передачи эмоций пантомимой танцорам приходилось обладать немалым актёрским мастерством. Впоследствии танцу стали отдавать ведущую роль в раскрытии сюжета.
- Название спектакля и имя главной героини происходит от германского слова «gisil», означающего «заклад», «залог».
- Сразу после премьеры балета прическа с пробором по центру, которую носила главная героиня, стала настоящим хитом среди парижских модниц.
- Примечательно, что первое время знаменитый балетмейстер Жюль Перро работал с исполнительницей Жизель (своей женой) украдкой, но постепенно его стали привлекать все больше и больше для работы над спектаклем. В результате, вся главная партия была полностью разработана только им.
- После оглушительного успеха балета во время премьеры, гонорар Карлотте Гризи, исполнительницы главной партии, был сразу же повышен.
- На премьере балета «Жизель» имя Жюля Перро не было указано в афише, и о его огромной роли в постановке хореографии знали только некоторые люди, связанные с созданием балета.
- Один из авторов либретто – Теофиль Готье был в родственных связях с первой исполнительницей партии Жизели – Карлоттой Гризи. Он был женат на ее старшей сестре Эрнесте.
- Примечательно, что в начале XX века западное балетное искусство практически пришло в упадок и «Жизель» сохранился только благодаря русской сцене. Именно версия М. Петипа, которую успешно исполнили в 1910 году во время «Русских сезонов за границей», смогла возобновить интерес к балету на родине.
- Мало где упоминается тот факт, что музыка превращения Жизели принадлежит Минкусу. Также композитор Пуни является автором женской вариации, во вставном Па-де-де.
История создания «Жизели»
В 1840 году Адольф Адан прибыл обратно в Париж из своей поездки в Санкт-Петербург. В Россию он отправился за танцовщицей Марией Тальони. Специально для нее композитор написал балет «Морской разбойник», а уже в Париже приступил к новому спектаклю «Жизель».
В его основу легла одна древняя легенда о виллисах, которую воссоздал Генрих Гейне в своей книге «О Германии». Известно, что основным автором либретто считается французский поэт Теофиль Готье. Его еще называют критиком романтической школы.
Помимо увлечения литературой, его второй страстью были путешествия по всему миру. Он даже побывал в России, после чего написал «Путешествие в Россию» и «Сокровища русского искусства». Кроме того, его романтический стиль нашел применение в замечательных балетных сценариях.
Исследователи его творчества замечают, что особой популярностью сюжеты по мотивам его произведений пользовались в России.
Работая над балетом «Жизель», Готье предложил изменить легенду, перенеся действия в другую страну, сменив титулы, имена и обычаи. Так, все действие теперь происходит в Тюрингии, а главный герой Альберт стал герцогом Силезским (позднее графом). Отец Батильды теперь стал князем (позже в герцогом Курляндским).
Кроме Готье, над спектаклем работали еще и либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, и Жан Коралли (балетмейстер). Примечательно, что либреттисты придумали наиболее подходящий сюжет всего за три дня. Кроме того, в работе надо балетом активно участвовал Жюль Жозеф Перро – талантливейший танцовщик.
Существует версия, что он познакомился в Италии с Карлоттой Гризи, будущей звездой балета. Именно для нее он и придумал позже партию Жизели.
Постановки
Премьера спектакля успешно прошла в июне 1841 года в Королевской академии музыки. Партию Жизель исполняла Карлотта Гризи, в роли Альберта выступил Люсьен Петипа. Жан Коралли также принял участие в этой постановке, исполнив роль Илариона.
Декорации были мастерски оформлены Пьером Люк-Шарлем Сисери. Публика очень восторженно встретила спектакль. Театральные критики неустанно хвалили в своих рецензиях композитора, постановщиков, исполнителей и либреттистов.
В пользу несомненного успеха спектакля говорит и тот факт, что еще целый месяц на сцене Парижской Оперы ставилась лишь «Жизель». Так, за один только год было 26 представлений.
Первая редакция просуществовала на сцене 18 лет, и за это время балет был исполнен 150 раз.
Следующая постановка прошла в Великобритании, куда отправилась Карлотта Гризи вслед за супругом Жюлем Перро. Причем в этой версии, они уже выступали вместе и на афише его имя было указано, как постановщика спектакля. После этого балет неоднократно с огромным успехом ставился на различных мировых сценах: Австрия, Италия, Дания и конечно же, Россия.
Впервые русская публика оценила по достоинству этот шедевр в декабре 1842 году на сцене Большого Каменного театра, под руководством Антуана Титюса. Уже в 1943 году П. Дидье осуществил эту постановку в московском Большом театре.
Еще одна замечательная редакция балета была осуществлена Мариусом Петипа в Мариинском театре. После этого многие другие хореографы обращались к этому балету и с успехом ставили в различных театрах. Интересно, что в советское время от балетмейстеров потребовали изменить сюжет.
Идеологом не понравилось то, что обычная девушка воспылала чувствами к аристократу и потребовали, чтобы на его месте оказался лесничий Ганс. А некоторые деятели и вовсе требовали исключить балет из репертуара, так как это не советский балет и он пропагандирует не совсем этичные вещи.
Однако несмотря на это все, спектакль удержался на сцене.
Среди оригинальных постановок выделяется работа Матса Эка в 1982 году, где в роли Жизель предстала Ана Лагуна. В этой версии все второе действие перенесено в психиатрическую лечебницу.
Этот шведский хореограф давно славится именно необычными постановками классических сюжетов.
Достаточно вспомнить, что в «Лебедином озере» у него еле ходят лысые птицы, а Аврора из «Спящей красавицы» и вовсе засыпает из-за злоупотребления запрещенными препаратами.
В «Жизели» первый акт практически не отходит от первоначальной версии, вот только главная героиня не умирает, а начинает буянить и жители ее пытаются успокоить, прижав острыми вилами к земле. После она оказывается в психиатрической лечебнице. Получается, что эта Жизель спасает своего любимого вовсе не от виллис, а от разбуянившихся психов.
Примечательно, что этот спектакль был экранизирован в этом же году. Помимо этой версии, существует и ряд других кинолент. Так, в 1969 году балет был экранизирован американским режиссером Хьюго Ниблингом, балетмейстером выступил Дэвид Блэр.
Художественный фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова», где в главной роли выступила Галина Беляева, был снят в 1983 году.
Кроме того, такой интересный сюжет привлек и режиссера Гербетта Росса, создавшего ленту «Танцовщики» в 1987 году; Алексея Учителя, который является автором картины «Мания Жизели», снятой в 1996 году. В этой версии рассказывается о жизни великой танцовщицы Ольги Спесивцевой.
В фильме есть небольшой отрывок из первого акта, где показана сцена сумасшествия Жизели. Также эта картина интересна тем, что в ней есть уникальные кадры датируемые 1932 годом из «Жизели» с Ольгой Спесивцевой и Антоном Долиным в главных ролях.
В октябре 2015 года публика в Израиле смогла оценить по достоинству гениальную задумку хореографа Михаила Лавровского.
В его «Жизели» все происходящее на сцене было выполнено по классическому образцу, а вот сами декорации были в 3D формате, что привело весь зрительный зал в восторг.
Специальная конструкция из пяти экранов позволила менять пространство, раскрыть невероятную историю на сцене и подчеркнуть ее фантастичность.
Пожалуй, к совершенно необычным постановкам можно отнести уникальный в своем роде проект Марии Соколовой. Его суть в том, что каждый желающий, который знаком с азами балетной хореографии, может поучаствовать в постановке классического спектакля. В конце 2016 года на сцене Московского театра будет показан балет «Жизель».
Этот балет уникален в своем роде. В центре спектакля оказывается повествование о большой и невероятно красивой душе крестьянской девушки, которая противопоставлена эгоистичному аристократу. Лишь позже основная идея меняется и выходит на первый план месть.
При этом музыкальный текст балета нельзя назвать просто аккомпанементом к танцам. Он заметно выделяется своей одухотворенностью и характерностью. Все образы героев и их внутренний мир получили очень тонкое воплощение в романтическом танце балета.
Кроме того, необычайно богатое содержание спектакля, великолепная идея и яркие образы позволили ему стать одним из самых известных и любимых балетов на протяжении вот уже более ста семидесяти лет.
Предлагаем вам прямо сейчас оценить его по достоинству и посмотреть «Жизель» в великолепной постановке и отличном качестве.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Адольф Адан «Жизель»
Источник: https://soundtimes.ru/balet/klassicheskie-balety/zhizel
Краткое содержание балета "Жизель" :: SYL.ru
Постановка «Жизель» появилась на сцене балетного театра в период расцвета романтизма. Ее роль в формировании этого направления в искусстве очень значительна. Т. Готье, Ж. Коралли и Ж.
Сен-Жорж являются создателями либретто балета «Жизель», краткое содержание которого мы рассмотрим в данной статье. Постановка демонстрирует обращение авторов к излюбленной романтической теме – мистике. Адольф-Шарль Адан – французский композитор.
Он также является одним из создателей романтического балета.
Экспозиция образов
В статье будет представлено краткое содержание балета «Жизель». В основу сюжета легли события, происходящие в деревне. Она находится среди гор, окружена лесом и виноградниками. Крестьяне собираются на сбор винограда.
Они проходят мимо дома, где живет крестьянка Берта, и подружки приветствуют ее дочь Жизель. Появляются принц Альбер и его оруженосец Вильфрид. Они направляются к охотничьему домику и ненадолго скрываются там. Оттуда принц выходит уже в крестьянской одежде.
Свидетелем этой сцены становится никем не замеченный лесничий Ганс.
Любовная интрига
Альбер направляется к дому Берты. Оруженосец тщетно пытается отговорить своего хозяина от каких-то намерений. Принц отстраняет слугу и стучится в дверь, а затем прячется. Жизель, выйдя на стук и никого не обнаружив, танцует, потом собирается уйти. Появляется Альбер, но девушка, словно не замечая его, идет к дому. Принц касается ее руки и нежно обнимает.
Последующий их танец превращается в любовную сцену. Альбер признается в любви, но Жизель, шутя, высказывает свои сомнения в этом. Она гадает на лепестках цветка. В результате, получив ответ «не любит», она очень огорчается. Тогда Альбер гадает на другом цветке. Гадание заканчивается ответом «любит». Девушка успокоена и счастлива. Они вновь увлеченно танцуют.
Далее, пересказывая кратко содержание балета «Жизель», упомянем о лесничем Гансе. Он появляется неожиданно, просит девушку не доверять словам Альбера и уверяет ее в своей преданности. Ганс не сомневается, что Альбер принесет ей только горе и разочарование.
Альбер взбешен. Он прогоняет лесничего. Девушка оправдывает поступок Ганса ревностью. Затем, еще более нежно и страстно, она продолжает свой танец с Альбером.
Возвращением подруг Жизели из виноградников начинается следующая сцена. Затевается всеобщее веселье и танцы. Альбер восхищенно наблюдает за девушкой. Польщенная его вниманием, она приглашает его принять участие в этом веселье, что он с удовольствием и делает.
Из дома выходит Берта и напоминает дочери о том, что у нее больное сердце. Следовательно, ей вредно для здоровья так много танцевать. Веселье заканчивается.
Знатные гости
Вдалеке слышны звуки охоты. Появление новых персонажей делает действие более насыщенным. Появляются нарядно одетые дамы и кавалеры. В их числе герцог Курляндский с дочерью Батильдой, невестой Альберта. Охота всех разгорячила и утомила, и они мечтают об отдыхе и еде.
Для отдыха герцог выбирает дом Жизели. Берта и ее дочь вышли навстречу гостям. Батильда очарована красотой и непосредственностью главной героини. Та же, в свою очередь, восхищается нарядными туалетами гостьи.
Между ними происходит диалог, в котором Батильда спрашивает девушку о ее любимом занятии. Та отвечает, что очень любит танцевать. В знак своей симпатии Батильда дарит простушке подарок. Это роскошная золотая цепь. Жизель очень рада, но это приводит ее в смятение.
Знатные гости расходятся для отдыха. Направился в дом Берты и отец Батильды.
Разоблачение
Жизель и ее подруги уговаривают Берту позволить им потанцевать. Берта неохотно соглашается. Жизель счастлива. Она исполняет свой самый лучший танец. Альбер присоединяется к ней. Неожиданно появляется лесничий Ганс. Грубо расталкивая их, он обвиняет Альбера в нечестности и коварстве. Все окружающие недоумевают, они возмущены поступком лесничего.
Тогда в качестве доказательства своих обвинений Ганс демонстрирует всем оружие Альбера, найденное им в охотничьем домике. Оно украшено драгоценностями, что свидетельствует о его знатном происхождении. Это потрясло Жизель. Она требует объяснений от нового знакомого.
Принц пытается успокоить девушку, а затем выхватывает шпагу из рук Ганса и бросается на него. Вильфрид подоспел вовремя и не позволил своему хозяину совершить убийство. Лесничий Ганс начинает трубить в охотничий рог. Встревоженные сигналом, из дома Берты выходят знатные гости. Среди них герцог со своей дочерью Батильдой.
Переодетый в крестьянскую одежду Альбер вызывает у них недоумение. Он, в свою очередь, пытается оправдать свой поступок.
Трагическая развязка
Жизель видит, как уважительно приветствуют Альбера знатные гости, как почтительны с ним слуги герцога. У нее не остается сомнений, что ее обманули. Затем принц обращается к Батильде, целуя ей руку. Жизель подбегает к сопернице со словами, что Альбер ей клялся в своей любви верности.
Батильда возмущена. Она демонстрирует Жизели свое обручальное кольцо, свидетельствующее о том, что она – настоящая невеста принца. Жизель в отчаянии. Она срывает с себя и бросает золотую цепь, подаренную Батильдой. Рыдая, она падает в объятия матери.
Ей сочувствуют не только подруги, но и знатные гости.
Альбер пытается успокоить Жизель. Он что-то ей говорит. Однако девушка его не слушает, ее рассудок помутился от горя. Она вспоминает его клятвы, обещания, гадание, танцы. Увидев шпагу Альбера, она пытается убить себя. Но Ганс забирает оружие из ее рук.
Последним ее воспоминанием становится гадание на ромашках. Жизель умирает.
Вместо эпилога
Продолжаем знакомство с содержанием балета «Жизель». Далее действие происходит на сельском кладбище. Ганс пришел сюда, но, напуганный таинственными звуками, убежал.
Виллисы – невесты, умершие до свадьбы, водят свой хоровод. По знаку своей повелительницы Мирты они окружают могилу Жизели, из которой появляется ее призрачная фигура. По мановению руки Мирты она обрела силу.
На кладбище появляется Альбер в сопровождении своего оруженосца. Он ищет, где похоронена девушка. Внезапно он увидел ее фигуру и устремился за ней. Несколько раз это видение появлялось и пропадало, будто тая в воздухе.
Тем временем виллисы преследуют Ганса и, настигнув, мстительно сталкивают его в озеро.
Следующей их жертвой должен стать Альбер. Он безуспешно молит безжалостную Мирту о пощаде. Появляется Жизель. Она намерена защитить своего возлюбленного и спасти его от неминуемой гибели. Вместе они танцуют свой последний танец.
Затем призрак девушки исчезает в своей могиле, а хоровод виллис окружает Альбера. Звон часов оповещает о конце ночи. С рассветом виллисы исчезли. Появляется свита принца, посланная на поиски своего хозяина. Призрак Жизели показывается в последний раз.
Возвращение Альбера в реальный мир завершает балет «Жизель».
«Жизель» в России
Премьера этого балета в России состоялась в 1842 году. На сцене Мариинского театра он был поставлен в 1884 году. Постановка в Мариинском театре балета «Жизель», содержание которого заставляет сопереживать каждого, имела огромный успех.
Основной смысл сюжета – идея вечной любви, которая сильнее смерти.
В наши дни огромное количество зрителей посещает театры России, в том числе и Мариинский, а содержание балета «Жизель» вызывает интерес у людей разных поколений.
Источник: https://www.syl.ru/article/382276/kratkoe-soderjanie-baleta-jizel
Жизель
Действие первое
Деревушка на юге Франции. В маленьком домике живет Жизель со старушкой-матерью. Появляется молодой граф Альберт и поспешно прячется в стоящую неподалеку хижину. Переодевшись в крестьянское платье, Альберт выходит из дома в сопровождении оруженосца.
Он горячо любит Жизель и отвергает уговоры оруженосца не обольщать девушку. Альберт гневно приказывает оруженосцу удалиться и стучит в дверь домика Жизели. Подобно детям, резвятся Альберт с Жизелью. Их танец прерывается с появлением лесничего Ганса.
Он тоже любит Жизель и предупреждает девушку о недобрых намерениях Альберта. Разгневанный Альберт прогоняет Ганса.
Появляются подруги Жизели, вместе с нею они кружатся в веселом танце. Беспокоящаяся за здоровье дочери мать Жизели прекращает танец. Она боится, что Жизель умрет так рано от танцев и превратится в виллису – злой дух, завлекающий прохожих ночью в свой губительный хоровод.
Раздаются звуки охоты. Альберт боится быть узнанным и убегает. Появляется лесничий, его терзает тайна незнакомца. Заслышав приближение охоты, Ганс проникает в окно избушки, где скрывается Альберт.
Появляется пышная охота во главе с Герцогом – отцом Альберта и невестой Альберта – Батильдой. Жизель с матерью радушно встречают гостей. Батильда, увидев, как восхищена Жизель ее туалетом, интересуется, чем занимается девушка и любит ли она.
Скромность и застенчивость Жизели вызывают симпатию Герцога и Батильды, последняя дарит девушке драгоценное ожерелье ко дню ее свадьбы. Герцог удаляется с Батильдой отдохнуть в домике Жизели и оставляет свой охотничий рог, чтобы в него потрубить в случае надобности. Все расходятся. Появляется встревоженный Ганс.
Теперь он знает тайну незнакомца: в руках у него герцогская шпага! Так вот, кто обманывает бедную девушку! Ганс клянется отомстить Альберту.
Собирается молодежь. Жизель и Альберт включаются в общее веселье. Все радостно приветствуют молодую пару, отмечающую свою женитьбу.
Возмущенный обманом Альберта и доверчивой любовью к нему Жизели, Ганс прерывает веселье и разоблачает Альберта, показывая всем герцогскую шпагу. Жизель не верит Гансу, она умоляет Альберта сказать, что это ложь. Тогда Ганс трубит в рог, оставленный отцом Альберта.
Появляются встревоженный Герцог и Батильда в сопровождении придворных. Все узнают в переодетом Альберте своего молодого графа. Убедившись в обмане, Жизель понимает, что Батильда – невеста Альберта.
В отчаянии Жизель срывает с себя ожерелье и бросает его к ногам невесты. Сознание ее затуманивается. Обессиленная горем, она падает без чувств. Мать устремляется к дочери, но Жизель не узнает ее. Она сошла с ума. Мелькают сцены гадания, клятвы, нежный танец с Альбертом.
Вдруг, натолкнувшись на шпагу, она берет ее в руки и начинает бессознательно кружиться. Шпага, подобно железной змее, преследует ее и готова вонзиться в грудь несчастной девушки. Ганс вырывает шпагу, но поздно — Жизель мертва.
Действие второе
Ночь. Кладбище. На могилу Жизели приходит лесничий Ганс. Он оплакивает утрату и свою вину.
Бьет полночь. Освещенная луной возникает повелительница виллис – Мирта. Она созывает своих подруг. По знаку Мирты из могилы поднимается застывшая фигура Жизели. Повелительный жест — и Жизель начинает вращаться в стремительном круговороте танца.
Входит Альберт в сопровождении оруженосца. Он пришел на могилу Жизели.
Вбегает растерянный Ганс, преследуемый виллисами. Виллисы затанцовывают Ганса, посмевшего здесь появиться. Обессиленный, он падает на землю без чувств и умирает. Такая же участь ждет и Альберта, он молит Мирту о пощаде. На помощь любимому приходит Жизель. Разгневанная Мирта приказывает Жизели танцевать. Скорбно-лирический танец переходит в драматический дуэт.
Виллисы беспощадны, они затанцовывают Альберта, он мечется, падает, поднимается, и вновь танцует — он обречен. Неожиданно раздаются удары колокола, светает. Виллисы теряют свою силу и исчезают. Уходит и Жизель, которую тщетно молит Альберт остаться, оплакивающий исчезнувшую мечту.
Рождается новый светлый день.
Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/aadan-zhizel/brief/
Краткое содержание балета "Жизель" Адольфа Адана
Генрих Гейне, поэт – романтик 19 века, пересказал в своих произведениях древнюю немецкую легенду о вилисах. Вилисы – это фантастические существа из загробного мира, в которых превращаются девушки, брошенные своими возлюбленными. Они выходят по ночам из могил, находят молодых мужчин и кружат их в своих танцах до смерти. Это месть вилис бывшим возлюбленным за предательство.
Эта легенда стала основой сюжета балета Адольфа Адана «Жизель».
- Жизель, девушка, простая крестьянка;
- Берта, ее мать;
- Граф Альберт;
- Ганс, лесничий, влюбленный в Жизель;
- Батильда, невеста графа, дочь Герцога;
- Герцог, отец Батильды;
- Вилисы, охотники, крестьяне и другие.
В далекой горной деревушке вместе с матерью живет милая крестьянская девушка по имени Жизель. Окружающие обожают Жизель за ее легкий и добрый характер. Девушка влюблена в графа Альберта. Но граф скрывает от нее свое высокое происхождение и титул.
Он носит крестьянское платье и живет неподалеку в охотничьем домике. Он тоже любит Жизель. Придя к домику возлюбленной, Альберт берет ее за руку, они кружатся в танце. Танец превращается в любовную сцену. Влюбленные бросаются в объятия друг друга.
За их свиданием наблюдает лесничий Ганс, он тайно уже давно любит Жизель. Ревность мучает его, и он клянется открыть тайну графа Альберта. Подружки Жизели возвращаются с работы на горных виноградниках, они вовлекают в свой танец Жизель и графа.
Из домика выходит матушка Жизели Берта. Она запрещает дочери танцевать, потому что у нее слабое здоровье. В это время Ганс проникает в охотничий домик и добывает шпагу Альберта– свидетельство аристократического происхождения графа.
Ведь на шпагах могут драться только дворяне.
Слышится звук охотничьих рогов, появляется Герцог со свитой. Среди них дочка Герцога по имени Батильда Она уже давно является невестой графа Альберта. Из домика выходят Жизель с матерью, они угощают высоких гостей вином. Батильда настолько восхищена обаянием Жизели, что дарит ей драгоценность. Свита удаляется в охотничий домик на отдых.
Наступает праздник урожая. Нарядные крестьяне веселятся и пляшут. В момент кульминации праздника на поляну врывается лесничий. Он демонстрирует всем присутствующим шпагу Альберта с фамильным графским гербом. Жизель в недоумении, она просит Альберта объясниться.
Разозленный граф бросается на лесничего, но его останавливает оруженосец. Тогда Ганс трубит в охотничий рог. Из домика выходит Батильда с подданными. Она в удивлении от вида крестьянской одежды Альберта. Графу приходится раскланяться и поцеловать руку своей невесте.
На руке Батильды – обручальное кольцо.
Осознав, что она предана, Жизель сходит с ума. Сцена сумасшествия – самая душераздирающая в истории мирового балета. Кружась в безумном танце, Жизель падает замертво.
Лесничий Ганс, замученный угрызениями совести, ночью приходит на кладбище к могиле Жизели.
По указу бессердечной правительницы вилис Мирты, погибшие девушки кружат лесничего в смертельном хороводе, и он умирает рядом с могилой возлюбленной. Следом туда же приходит и Альберт.
Вилисы нападают на прекрасного графа, но появляется призрак Жизели. Она по-прежнему верна своей любви и спасает Альберта от гнева вилис. Любовь сильнее смерти.
Из-за горных вершин понимается заря. Вилисы исчезают. Вместе с ними пропадает прекрасная Жизель. Альберт будет помнить ее вечно.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-baleta-zhizel-adolfa-adana/
Жизель — это… Что такое Жизель?
«Жизе́ль» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis) — «фантастический балет» в двух актах (1841) французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне.
Действующие лица
- Жизель
- Берта, её мать
- Граф Альберт
- Батильда
- Ганс, лесничий
- Вильфрид, оруженосец
- Герцог
- Виллисы: Мирта, Монна, Зюльма
Краткое содержание балета
Действие первое
Деревня в горах, окруженная лесами и виноградниками. Крестьянский дом, в котором живут Берта и ее дочь Жизель. Крестьяне направляются на сбор винограда. Девушки приветствуют Жизель, свою подругу, всеобщую любимицу.
Появляется лесничий Ганс. Он клянется разрушить счастье влюбленных: Жизели и юноши, живущего в охотничьем домике. Ганс скрывается; из дома выходит граф Альберт, переодетый в крестьянское платье, и его оруженосец Вильфрид. Альберт пришел на свидание с Жизелью. Вильфрид пытается отговорить его.
Но Альберт отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется. На стук выходит Жизель. Никого не обнаружив, она собирается уйти. Появляется Альберт. Он касается руки Жизели. Постепенно их танец переходит в любовную сцену. Рядом с ними оказывается Ганс. Он заверяет Жизель в своей верности.
Альберт прогоняет лесничего.
С виноградников возвращаются подруги Жизели. Затеваются танцы, и Альберт с удовольствием принимает участие в общем веселье.
Берта выходит из дома и прекращает танцы. Она напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать, ведь у нее больное сердце. Все расходятся.
Возвращается Ганс. Уязвленный отказом Жизели, он решает раскрыть тайну соперника, проникает в дом Альберта. Издали доносятся звуки приближающейся охоты, вскоре появляются дамы и кавалеры. Среди них Герцог и его дочь Батильда, невеста Альберта.
Утомленные охотой, они хотят отдохнуть. Герцог указывает на дом Жизели и просит вызвать хозяйку. Выходит Берта, за ней — Жизель: они предлагают гостям прохладительные напитки. Очарованная обаянием Жизели, Батильда дарит ей ожерелье. Знатные гости уходят в дом, чтобы отдохнуть. В окне появляется Ганс. В его руках графская шпага — неопровержимое доказательство знатного происхождения Альберта.
Праздник урожая. В разгар всеобщего веселья врывается Ганс, он расталкивает Альберта и Жизель и показывает обнаруженную в доме Альберта шпагу. Жизель просит объяснений.
Взбешённый Альберт бросается на Ганса. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина. Ганс трубит в рог. Из дома выходит Батильда со своей свитой.
Она удивлена, увидев Альберта в крестьянском платье. Альберт целует руку невесте.
Жизель понимает, что клятвы верности и любви — обман. Батильда показывает ей свое обручальное кольцо — она невеста Альберта. Жизель, рыдая, падает на руки матери. Последний раз в помутившемся от потрясения сознании девушки возникают картины недавнего прошлого — клятвы, слова любви, танцы. Жизель умирает.
Действие II
Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные вилисы — невесты, умершие до свадьбы.
«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут вилисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…» (Г. Гейне).
Вилисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты вилисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.
Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на её могилу. Вилисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева вилис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-вилисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти.
Судьба спектакля
Знаменитые постановки
Премьера балета состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера, в хореографии Ж.Коралли и Ж.Перро (художник П. Сисери, костюмы П. Лормье). Постановка имела огромный успех, были хорошие отзывы в прессе. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении.
И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом». Опера́ в течение целого месяца давала только «Жизель». В 1841 году состоялось 26 представлений.
На сцене Парижской Оперы «Жизель» выдержала за 18 лет 150 представлений (для сравнения: самый знаменитый ранее балет «Сильфида» — был представлен 59 раз за 12 лет.
Вскоре последовали постановки в других городах и странах:
- 1841 — Бордо
- 1842 — Марсель, Турин, Лондон, Брюссель, Вена, Санкт-Петербург (в главной партии в 1842—1884 гг. выступали: Елена Андреянова, Л. Гран, Фанни (Франциска) Эльслер, Карлотта Гризи, Н. К. Богданова, Прасковья Лебедева, Е. О. Вазем)
- 1843 — Лион, Милан, Венеция, Берлин, Москва
- 1844 — Гаага, Флоренция, Генуя
- 1845 — Стокгольм, Рим, Дублин, Лиссабон
- 1845 — Бостон, Филадельфия, Чарлстон, Берлин, Нью-Йорк
- 1848 — Копенгаген, Варшава
- 1849 — Кенигсберг
С февраля 1884 года в Петербурге идёт новая постановка балета в хореографии Мариуса Петипа. Он стал редактором хореографического текста «Жизели». Значительная часть последующих постановок балета основывается на хореографии Петипа.
Постановки в России
- 2008 — Самарский академический театр оперы и балета, Самара. Дирижер-постановщик — заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко. Хореограф-постановщик — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов балетмейстеров, лауреат премии Мориса Бежара Кирилл Шморгонер. Художник-постановщик — народный художник России Вячеслав Окунев.
Фильмография
- 1969 — «Жизель» — фильм-балет (США), режиссёр Дэвид Блэр, в главных ролях: Карла Фраччи, Эрик Брюн
- 1998 — «Мания Жизели» — документальный фильм, 1998 г., 26 мин., режиссер Никита Тихонов
В кино и массовой культуре
- В кинофильме «Сицилианская защита» (1980) показаны фрагменты спектакля. Главную партию танцует Надежда Павлова, сыгравшая в фильме одну из ролей.
- В кинофильме «Танцующие призраки» (1992) главная героиня, ученица хореографического училища Юля Азарова (Анна Пономарёва) готовится к выпускному спектаклю «Жизель», в котором получает главную партию.
В астрономии
В честь Жизель назван астероид (352) Жизела, открытый в 1893 году.
Библиография
Примечания
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Ссылки
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/349012
«Хореография, которую мы принимали за классическую, разбазарена»
21 ноября на Исторической сцене Большого театра будет представлена «Жизель» в редакции Алексея Ратманского. Хореограф, проштудировав гору исторических свидетельств, собирается приблизить общеизвестный балет к первоисточнику XIX века. Чем его «Жизель» будет отличаться от привычных версий, Алексей Ратманский рассказал Татьяне Кузнецовой
По каким источникам вы восстанавливаете «Жизель»?
Их много. Есть нотации режиссера Сергеева по системе Степанова, зафиксировавшие последнюю версию Петипа. В 1899 году он вводил в «Жизель» Гримальди, в 1903-м — Павлову, тогда же и были сделаны нотации. Есть запись Анри Жюстамана 1860-х. Балет он описал не нотацией — словами.
Это читается как киносценарий — все мизансцены, мотивировки, психология, все это просто замечательно прописано. Сергеев же подробно записал хореографический текст, но его формальное описание мизансцен в сравнение не идет с Жюстаманом.
Поэтому есть искушение соединить два разных спектакля — петербургский и французский.
Просто искушение — или вы все-таки их соединили?
Есть еще источники — клавиры и репетиторы с режиссерскими пометками из Театрального музея в Петербурге. Долгое время эти пометки приписывались Петипа и Титюсу. Про Титюса не знаю, была ли экспертиза, но рука Петипа не подтверждена.
Есть клавир в библиотеке Большого театра, это 1857 год, в Музее имени Глинки есть подаренные Рождественским ноты, которые принадлежали Павловой, со штампом Чекетти, и есть сергеевские ноты из Гарварда.
В общем, получается довольно полная картина по мизансценам — что именно и на какую музыку происходило. Наконец, есть картинки Гердта в Бахрушинском музее.
Премьер Мариинки Павел Гердт любил зарисовывать дуэты.
Да, там есть дуэт второго акта, не полностью, но какие-то очень важные моменты. Так что источников много, иногда они противоречат друг другу, поэтому тут я не могу быть педантичным, просто доверяю своему вкусу и делаю выбор. Несколько моментов у Жюстамана настолько прекрасны, что я даже пожертвовал сергеевскими записями, чтобы сохранить их.
А можно конкретно: чем ваша версия будет отличаться от тех, которые идут в Большом театре и на других просторах бывшего СССР?
Отличий много — в каждом такте, в каждой музыкальной фразе. Но в то же время можно сказать, что «Жизель» — один из самых хорошо сохранившихся спектаклей. Впрочем, меняли многие важные детали. Например, трактовку персонажей.
В советское время лесника Ганса, влюбленного в Жизель, надо было сделать симпатичным персонажем, а аристократку Батильду, невесту Альберта, показать в неприглядном свете.
Поэтому шпагу в сцене сумасшествия у Жизели отбирал Ганс, предотвращая ее самоубийство, а Батильда высокомерно удалялась за кулисы.
На самом деле свою собственную шпагу у Жизели отбирал Альберт, а Батильда не просто оставалась до конца сцены — она плакала, когда умирала Жизель, брала ее за плечи, чтобы успокоить. И прощала своего жениха, как и Жизель простит его во втором акте. Более того: Батильда с Альбертом соединялись в конце спектакля с благословения Жизели.
То есть как? Батильда прибегала ночью на лесное кладбище?
Да, и там для этого есть развернутая музыкальная концовка. Оруженосец приводит на кладбище Батильду, свиту, даже герцог появляется. И последний жест Жизели говорит: ты должен жить, должен жениться, я тебя отпускаю.
Это очень красиво, это имеет смысл. С другой стороны, это противоречит привычному театральному эффекту — растерзанный герой в луче света с лилией в руке.
Ну как можно лишить звездного премьера такого момента? Уверен, зрительницы будут разочарованы.
Что еще нового будет на кладбище?
Возможно, будет акцентировано значение могильного креста. В этом ведь христианский смысл: в тот момент, когда Альберт отходит от креста, он, по сути, совершает самоубийство, отдавая себя в руки виллис.
Он понимает, что, удаляясь от креста, он умрет, и тем не менее делает этот шаг. Кстати, тут всплывает такой забытый фрагмент спектакля, как фуга виллис.
Когда Жизель, спасая Альберта, приводит его к кресту, и они стоят, обняв его, виллисы целую минуту танцуют фугу, нападая на них. И только сияние креста заставляет их отступить.
Я этот эпизод вообще не видела.
Его очень редко исполняют, у Петипа его не было. В клавирах и репетиторах фуга есть, но в некоторых она вычеркнута. Адан очень гордился этой музыкой.
В день балетного международного телемарафона из Большого театра транслировали фрагмент: вы репетировали встречу Альберта и Жизели. И объясняли, что встречаются они далеко не впервые.
Это абсолютно ясно из всех описаний. Да сами подумайте, как бы он ей клялся на первой минуте знакомства в любви до гроба и как бы она сходила с ума, зная его буквально 25 минут? Конечно, они встречались.
- Так она уже не девственница?
- Вряд ли это случилось, иначе бы она не стала виллисой.
- Так, может, виллисы, эти умершие до свадьбы невесты, не сохранили девственность, потому и похоронены в лесу, а не на кладбище?
Разве были такие правила? Знаете что, вся эта история была придумана поэтом Готье, и некоторые детали его мало интересовали. Правда, соавтором был опытный либреттист Сен-Жорж, который и придумал первый акт.
Готье-то просто сказал — пусть она красиво умрет в первом акте, его волновали только танцы мертвых второго акта в исполнении Карлотты Гризи. И объяснения, что Жизель похоронена в лесу из-за самоубийства, меня не убеждают.
В музыке нет самоубийства, нет его и на сцене, шпагу успевает выхватить Альберт. В общем, повторю: к началу спектакля все давно знакомы. Жизели нет нужды представлять Альберта крестьянам, они с ним уже встречались, и мама тоже видала их вместе.
В это утро Жизель не пошла на работу, потому что у нее было назначено свидание. Она открывает дверь домика, не видит Альберта, сердится, а потом, столкнувшись с ним, играет обиженную.
Судя по той телерепетиции, артистам не очень хотелось менять привычный ход событий.
Не делайте поспешных выводов, я доволен тем, как все работают. Конечно, переучивать роль гораздо труднее, чем учить ее заново. Но сопротивления никакого нет, это меня радует.
Когда вы были худруком Большого, вас раздражали обе версии «Жизели»?
Совершенно не раздражали, но мои вкусы и взгляды очень изменились с тех времен. Тогда, как и большинство балетных, я знал классику поверхностно. По пересказам. Это как «Война и мир» на 15 страницах для написания сочинений учениками старших классов.
Ведь у нас в стране никогда не было научного подхода к классическим балетным текстам — такого, как к музыке, литературе, другим видам искусства. Текстологическая работа не проводилась по большому счету. И та хореография, которую мы принимали за классическую, на самом деле изменена, растерзана и разбазарена балетными практиками.
Ее меняли еще в ранние советские времена — по разным причинам, а критики-исследователи эти труды либо превозносили, либо вуалировали. И до революции такое случалось, и даже при жизни Петипа.
А я считаю, что хореографический текст — самое главное в спектакле. Он сам по себе несет содержание, и у меня азарт раскопать подлинные балетные тексты.
А передача балетов «из ног в ноги», как заведено традицией,— это испорченный телефон, даже при самых лучших намерениях: передающий вносит свою индивидуальность, свои придумки, не всегда удачные.
Актерский эгоизм, стремление показать себя в выгодном свете — все эти изгибы, замирания — тоже очень искажают текст. В результате его фактура, содержание, музыкальные темпы претерпевают слишком большие изменения.
Восстанавливая текст «Жизели», вы восстанавливаете и старую технику исполнения? Ноги не выше 90 градусов, вращения на полупальцах?
Ну, ноги в «Жизели» обычно не дерут, полупальцы — да, но только для тех, у кого это хорошо получается. А вот по поводу «старой» техники… Прогресс — это миф, техника меняется, но не прогрессирует. Удлиненные линии и амплитуда вытеснили быструю мелкую технику и работу корпуса. Темпы просели очень.
Даже в 1970-е танцевали гораздо быстрее, не говоря уж о лондонской записи 1956 года «Жизели» Улановой — Файер дирижировал в три раза быстрее! Темпы мы постараемся вернуть. Я спрашивал моих Альбертов — ну как вам по сравнению с традиционной версией? Сложнее, говорят. Почему? Потому что больше движений.
То есть как? Вы их досочинили? Или им так кажется из-за быстрого темпа?
Думаю, если посчитать, движений действительно больше, потому что нет переходов из одного угла в другой пешком, все заполнено танцем.
Кстати, вы, глубоко изучив «Жизель», можете определить, кто что в ней поставил? Авторов-то значится трое: Перро, Коралли, Петипа.
Мы не знаем почерка Перро, увы. И роль Коралли, не без участия советских историков балета, принизили. Петипа — да, кое-где видно.
А с участием российских историков всю «Жизель» отдали Петипа.
Я с этим совершенно не согласен. У Петипа мы видим очень многое из того, что уже есть у Жюстамана: позировки, линии, диагонали виллис, даже движения совпадают. Скорее Петипа упростил и геометрию общего танца, и сами кордебалетные танцы, придав им больше стройности, значительности.
Кто делает декорации, костюмы к вашей «Жизели»?
Махар (Вазиев.— Weekend) предложил взять за основу эскизы Бенуа, который делал много версий для разных театров в разных странах. Я с радостью согласился. Художник, с которым я сотрудничаю не первый раз, Роберт Пердзиола, вдохновляясь Бенуа, создал такое вневременное классическое оформление.
Так это Вазиев предложил вам сделать «Жизель»? Или вы сами захотели?
- Это была не моя идея, но я от таких предложений не отказываюсь.
- Предлагали ли вам поставить для Большого эксклюзивный балет?
- Теоретически — да, но сейчас нужна была «Жизель».
Что такое «теоретически»? Конкретных предложений не было?
Нет.
Большой театр, Историческая сцена, 21, 22, 24 ноября, 19.00; 23 ноября, 12.00 и 19.00
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4149723