Краткое содержание белов верный и малька за 2 минуты пересказ сюжета

Главными героями рассказа являются злющая собачка Малька и конь по кличке Верный.

Малька жила у одной одинокой пенсионерки тети Лидии. Лаяла собачка на всех и всяк проходящего мимо дома прохожего. И даже бывали случаи укусов.

Сама по себе Малька была маленькой с кривыми тонкими ножками, зато злости было как у тигра.

Однажды, Верный мирно щипал травку на лугу. А поскольку лето было жарким, то конь стал кататься по лугу кубарем, у него началась линька.

Малька завидев это действо, стала истошно лаять на коня. От неожиданности мерин вскочил на ноги и стал озираться по сторонам. Он долго не мог понять от куда этот звук. Тогда собачка стала прыгать и бросаться на коня, подпрыгивая к морде Верного, готовая его покусать.

Вернул по природе добрый и спокойный конь, он фыркал и отворачивался от Мальки. Но и конь тут не выдержал, собачьих писков. С силой фыркнув на собаку, конь бросился за ней, а Малька стала убегать.

Затаив злобу на коня, маленькая злюка не давала проходу коню, когда тот шел на речку каждый раз лая и бросаясь на коня, но все же издали. Верный, чтобы отвязаться от истошного лая, резво скакал к речке. Малька чувствовала тем самым свое превосходство.

Но даже и ей надоело лаять на мерина. И всю свою злость она спускала на проходящие мимо машины, когда подсохла дорога у дома.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Белов. Все произведения

Верный и Малька. Картинка к рассказу

Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Легкое дыхание Бунина
    В самом начале рассказа перед нами предстает могила главного персонажа. Что же случилось с героиней произведения? А дело было в следующем: пятнадцатилетняя гимназистка Оля Мещерская, веселая и беспечная девушка
  • Волков
    Александр Милентьевич Волков (1891 – 1977) – советский писатель, драматург, переводчик, педагог. Большинству читателей знаком как автор книги «Волшебник Изумрудного города». Является автором очерков, научно-популярных книг, повестей, рассказов и стихов
  • Краткое содержание Солоухин Каравай заварного хлеба
    В произведении «Каравай заварного хлеба», созданном советским писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о жизни семнадцатилетних мальчишек в годы войны.
  • Краткое содержание Пришвин Берестяная трубочка
    В рассказе говорится о берестянной трубочке в которой автор нашел орешек. Он сначала подумал, что это белочка.
  • Краткое содержание Собрание чудес Паустовский
    У любого жителя нашей планеты есть необычное желание. И я держу у себя в душе идею посетить озёрные просторы под названием «Боровое»

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-belov/vernyj-i-malka

Белов Виталий рассказ

  • Белов Василий Иванович
  • Название произведения: «Малька провинилась»
  • Число страниц: 3
  • Жанр: рассказ о животных
  • Главные герои: Малька, автор, Лидия, хозяйка Мальки.

Характеристика главных героев:

  1. Малька — простая и добрая собака.
  2. Верная и преданная.
  3. Не оставила своих щенков.
  4. Отважная.
  5. Лидия — хозяйка пса.
  6. Ругала собаку из-за щенков.
  7. Отходчивая.

Краткое содержание рассказа «Малька провинилась» для читательского дневника

  • Дело было зимой.
  • Зашел как-то автор за молоком к своей соседке и услышал, как та на чем свет стоит, ругает свою собаку, Мальку.
  • Малька же удивлялась, почему ее ругают, ведь она просто родила двух щенков.
  • Два дня хозяйка ругала собачку, а потом смилостивилась и оставила щенков.
  • Правда, их быстро разобрали.
  • Одного щенка унес не местный тракторист, куда-то далеко.
  • А вот второго Лидия сама отнесла в соседнюю деревню, через реку, это примерно километра два, а вместо щенка принесла кота.
  • Летом в ту деревню добирались по лаве, а зимой ходили прямо по льду.
  • И вот автор, катаясь на лыжах, стал замечать, как Малька постоянно бегает в соседскую деревню.
  • Он удивился и спросил у Лидии, в чем тут дело.
  • Оказалось, Малька бегала кормить своего щенка.

План для пересказа произведения:

  1. 1. Хозяйка ругает Мальку
  2. 2. Щенята
  3. 3. Щенков раздали
  4. 4. Возвращение из соседней деревни
  5. 5. Материнская любовь

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Малька провинилась»

Синквейн:

  • Малька.
  • Верная, заботливая.
  • Родила, заботилась, кормила.
  • Бегала к детям в соседнее село.
  • Материнство.

Главная мысль рассказа «Малька провинилась»

Малька проявила настоящую материнскую любовь, привязанность и верность, такие, на которые способен не каждый человек.

Чему учит произведение:

Рассказ «Малька провинилась» учит нас заботливому отношению к животным.   

Каждое животное это уникальный характер, это свои страсти и эмоции, это живое существо, которое требует ласки и заботы.

Краткий отзыв о рассказе «Малька провинилась» для читательского дневника

  1. Рассказ про отважную собаку Мальку мне очень понравился.
  2. Он рассказывает о великой силе материнской любви, которая вдруг проявилась в маленьком собачьем тельце.

  3. Я с восторгом читал эпизод, где собака каждый день бегала к своему щенку, чтоб покормить его.
  4. Это героический поступок настоящей мамы, преданной и верной.

  5. А хозяйка Мальки была не права, ругая её.

Отрывок из рассказа «Малька провинилась», поразивший меня больше всего:

  • Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька.
  • Одна-одинёшенька.
  • Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается.
  • Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.
  • На следующий день – опять.
  • Я удивился: куда это она бегает?
  • Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
  • Спросил у Лидии:
  • – Куда это Малька каждый день бегает?

– Да кормить! – весело пояснила Лидия.

Пословицы к рассказу «Малька провинилась»:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Неизвестные ранее слова и их значение:

  1. Лава — два бревна, мосток через реку;
  2.  Шаромыжник — нахлебник;
  3. Батявка — гулена, гуляка.

Еще читательские дневники по произведениям Василия Белова:

Рассказ «Еще раз про Мальку»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/belov-vitalii-rasskaz-malka-provinilas

Урок 43. в.и. белов «малька провинилась», «еще про мальку» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 3 класс

Урок 43. В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»

  • Цель:
  • познакомиться с произведениями Василия Белова.
  • Задачи:
  • развивать умение работать с текстом;
  • воспитывать любовь и уважение к животным.
  • На уроке
  • мы узнаем:

об особенностях произведений В.И. Белова;

  1. мы научимся:
  2. определять жанр и главную мысль произведения;
  3. мы сможем:
  4. оценивать поступки героев.
  5. Необходимо запомнить

Василий Иванович Белов– автор многих произведений: рассказов, очерков, пьес, повестей, романов. Он является одним из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, они полны описаний природы, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому.

  • Тезаурус
  • Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
  • Идея произведения – главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.
  • Композиция произведения – построение произведения (завязка, кульминация, развязка).
  • Противопоставление – художественный приём, основанный на контрасте слов, образов, персонажей, композиций.
  • Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
  • Ключевые слова
  • Рассказ, главная мысль произведения, противопоставление.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях произведений В.И.Белова;

  1. Научимся определять жанр, тему и главную мысль произведения; извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; анализировать внутреннюю жизнь главных героев;
  2. Сможем научиться анализировать объекты с целью выявления существенных признаков, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Основное содержание урока
  1. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Обучающиеся слушают отрывок из песни «Мама», определяют, о ком этот аудиофрагмент и подводятся к мысли, что мама есть не только у человека, но и у животных, которые тоже способны любить своих детей, как и люди. Учитель называет автора и названия произведений, изучаемых на уроке.

Формулируются цели урока.

  1. Знакомство с биографией В.И.Белова.
  2. Чтение рассказа В.И.Белова «Малька провинилась».
  3. Анализ произведения «Малька провинилась.

Одним из главных героев произведения «Малька провинилась» является собачка Малька. Она провинилась в том, что принесла щенят, и теперь хозяйке Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

От чьего имени ведется повествование? Текст нам рассказывает автор, так как повествование ведется от первого лица: «я».

Кто является героями произведения? Правильно, Малька, Лидия и сам автор.

Рассказчик говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но она была настоящей матерью. С первой минуты знакомства с автором, она показала себя очень смелой, встав на защиту своих малышей, хотя он просто хотел взглянуть на щенков.

Лидия ругала Мальку, но на самом деле хозяйка любила свою собачку, об этом говорит решение оставить кутят у себя.

Лидия раздала щенят: одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Малька очень тосковала по своим детям. Автор встретил ее однажды на тропе и был крайне изумлён: несмотря на препятствия, собачка каждый день в одно и то же время бегала в заречную деревню кормить своё дитятко.

Первым препятствием была хозяйка, которая запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Вторым препятствием — дальняя дорога.

В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, ни на что не оглядываясь, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

  • Определите жанр произведения. (тестовый вопрос)
  • Мы прочитали рассказ, вспомните признаки рассказа.
  • В этом произведении присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.
  • Главная мысль рассказа «Малька провинилась» о безграничной материнской любви, которая характерна не только для людей, но и для животных.

Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству.

Что можно сказать о человеке, рассказавшем нам эту историю? Конечно, он добрый, наблюдательный, любит животных, говорит о собаке, как о человеке, уважает справедливость, неравнодушный ко всему живому.

В.И.Белов – мастер слова. Он заставляет своего читателя влиться в атмосферу рассказа.

Во время чтения возникают разные чувства: сначала – волнение и тревога, когда Лидия ругает Мальку, затем страх за четвероногую героиню сменяется спокойствием – ведь хозяйка решила оставить семейство у себя, мы сопереживаем Мальке, когда щенят отдала хозяйка, а в финале рассказа нас переполняет чувство гордости за собачку, мы поражены поступком Мальки. Писатель говорит: «Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша…»

  1. Чтение рассказа В.И.Белова «Ещё про Мальку».
  2. Анализ произведения «Ещё про Мальку».

Любовь матери к своему ребенку — это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Малька так и продолжала бегать и кормить своего сынка всю долгую зиму. Автор встретился с ней весной и рассказал нам об этом в рассказе «Ещё про Мальку».

В начале рассказа автор рисует картину наступающей весны. Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку: видев разлив реки, понимая, лавы больше нет, он в первую очередь подумал о маленькой собачке: как же она теперь будет перебираться на другой берег?

Подойдя к реке, Малька не испугалась и, ступив в ледяную воду, поплыла. Материнское чувство любви к сыну заставило её броситься в бурлящую реку.

В.И.Белов пишет: река быстрая, с сильным течением, собачка маленькая, беспомощная плыла наперерез струям, боролась с волнами, но ее несло все быстрее и быстрее. Такой прием называется противопоставлением.

Автор использует его, чтобы показать беспомощность Мальки и силу разбушевавшейся реки. Таким образом он создает напряженность описываемого момента. В душе читателя возникают волнение, страх за жизнь собачки.

Автор бессилен, хотя и старается изо всех сил помочь несчастной. Появляется новый герой – Федя, который оказался единственным спасением для Мальки. Федя готов прийти на помощь, хотя и сам мог пострадать, смелый, потому что, несмотря на такую погоду, вышел на лодке для того, чтобы помогать людям перебираться с одного берега на другой.

Ему удалось спасти несчастную мать. Он ругает собачонку, ругает не со зла, а потому что очень сильно переживал за Мальку. И слова он потом говорит добрые: «Матушка». Своим поведением Федя показывает, что он — человек добрый, неравнодушный.

Очень важно в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то нужна ваша помощь.

Федя вытащил Мальку из ледяной воды, и читателю становится спокойно и радостно.

Главная мысль рассказа — это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг.

  1. Тема произведения – рассказ о животных.
  2. Проблемы, поднимаемые автором – любовь матери к своему ребенку, верность, доброта и неравнодушие человека.
  3. Василий Иванович и в этом рассказе с уважением и восхищением говорит: «И оба подивились Малькиной материнской верности».
Читайте также:  Краткое содержание нравы растеряевой улицы глеба успенского за 2 минуты пересказ сюжета

Вы, конечно, заметили, что в своих рассказах В.И.Белов наделяет животных качествами человека. Он предлагает нам поучиться у Мальки преданности, верности, упорству, смелости.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя.

Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель показывает любовь матери к своему ребёнку.

Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

  • Разбор типового тренировочного задания
  • Клавиатурный тренажер
  • Текст вопроса: Дайте характеристику Мальке. Какими из этих качеств обладает собачка, впечатайте с клавиатуры в отведенное место
  1. храбрая
  2. умная
  3. злая
  4. добрая
  5. заботливая
  6. ласковая
  7. кусачая
  8. верная
  1. Ответ:
  2. 1. храбрая
  3. 2. умная
  4. 4. добрая
  5. 5. заботливая
  6. 6. ласковая
  7. 8. верная
  8. Разбор типового контрольного задания
  9. Работа с пословицами.
  10. Текст вопроса: Зачеркните пословицы, которые не подходят к рассказам «Малька провинилась» и «Ещё про Мальку»
  11. 1 вариант
  12. Материнское сердце не знает покоя.
  13. Кто матери не послушает — в беду попадет.
  14. Родину-мать ничем не заменишь.
  15. Всякой матери своё дитя мило.
  16. 2 вариант
  17. Для матери ребёнок до ста лет детёнок.
  18. Родная земля — матушка, чужая — мачеха.
  19. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  20. Материнская любовь нормы не знает.
  21. Ответ
  22. 1 вариант
  23. Материнское сердце не знает покоя.
  24. Кто матери не послушает — в беду попадет.
  25. Родину-мать ничем не заменишь.
  26. Всякой матери своё дитя мило.
  27. 2 вариант
  28. Для матери ребёнок до ста лет детёнок.
  29. Родная земля — матушка, чужая — мачеха.
  30. Материнская любовь нормы не знает.
  31. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5180/conspect/

Методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему: В.И. Белов. Про Мальку (рассказы). | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Василий Белов

Слайд 2

Имя замечательного русского писателя ХХ века Василия Ивановича Белова хорошо знакомо современному читателю. Он – автор многих произведений: рассказов, очерков, пьес, повестей, романов. Признанием заслуг В.Белова стало присуждение ему, автору и общественному деятелю, государственных премий и орденов.

Василий Белов – продолжатель традиций русской классики. Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые.

Произведения писателя, в том числе и рассказы, которые включены в эту книгу, написаны ярким, колоритным языком, они полны описаний природы, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому.

Слайд 3

Писатель и его книга. Верный и Малька. Малька провинилась. Ещё про Мальку. Тунеядец. Кот Рыжко . Галки и овцы. Про баранов. Последняя синичка.

Слайд 4

Василий Иванович Белов, автор этой книжки, родился и вырос в северной лесной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, но не забывал своей деревни. Работал он здесь легко и плодотворно.

Слайд 5

Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство и удивление.

Удивление от соприкасания с простой и невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому — будь то синица, постучавшая в замороженное окно, или одинокий кустик у дороги… Об этом и напоминает писатель.

Слайд 6

Бывало, к Лидии никто не ходил гулять, даже по праздникам. Собачка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. Прямо до крови.

Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька всё рычит и рычит. Откуда столько злости бралось? ВЕРНЫЙ И МАЛЬКА Малька — это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда.

Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. Она жила у одинокой пенсионерки Лидии.

Слайд 7

Однажды я наблюдал за Верным. Он щипал на лужайке траву и никому не мешал. На спину ему села молодая галка и давай выщипывать шерсть. Я понял, что мерин как раз линяет. Галка поскакивала на конской спине взад и вперёд. Верный даже не поднимал головы.

Он усердно ел траву и только махал хвостом, словно подбадривал галку: «Дёргай, дёргай! Мне этой линялой шерсти нисколько не жалко». Галка набрала полный клюв шерсти и улетела. Верный лёг и начал кататься по земле, дрыгая своими большими ногами. Копыта так и мелькали в воздухе.

Видимо, спина сильно чесалась — с таким удовольствием катался мерин по травке.

Слайд 8

И вдруг ни с того ни с сего — Малька. С яростным, переходящим на визг лаем она бросилась на Верного. Верный вскочил на все свои четыре ноги. Он широко расставил передние ноги, наклонил голову и вытянул шею. Недоуменно замер. Что, мол, такое? Откуда столько шуму? А Малька наглела всё больше и больше. Она подскакивала к самой морде коня и готова была в неё вцепиться.

Слайд 9

Верный терпел, терпел да как фыркнет! Малька даже отлетела в сторону. Верный бросился за ней, она от него. С того дня ему не стало от Мальки житья. Раньше Верный ходил пить воду, когда захочется. Теперь стало совсем не то. Дорога на речку шла мимо дома Лидии. Малька каждый раз бросалась и лаяла на него, но всегда держалась на безопасном расстоянии.

Слайд 10

Верный наверняка её не боялся, но кому же приятно слушать заливистый лай и полусумасшедший визг? И мерин бежал под горку к воде, от греха подальше. Малька, видимо, принимала это за доказательство своей силы, она злобно преследовала его до середины спуска. Потом возвращалась к своему исходному рубежу и стихала.

Верный, как мне казалось, без всякого аппетита пил воду, потом возвращался наверх, в деревню. И Малька опять яростно налетала на Верного. Неизвестно, чем кончилось бы всё это безобразие, если б дорога не просохла и через деревню не стали ходить машины. Малька неожиданно отступилась от Верного и начала с ещё большей яростью преследовать автомобили.

Особенно не любила она велосипеды и «газики».

Слайд 11

МАЛЬКА ПРОВИНИЛАСЬ Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? — подумалось мне. — Кого это Лидия так честит?» — Кривоногая! Шельма !—слышался за дверью голос Лидии. — Чего уши-то выставила? Ох, блудня ! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке ? Не стыдно?!

Слайд 12

Я вошёл в комнату, Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться: — Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную! Оказывается, Лидия ругала Мальку, з а то, что та принесла двух щенят.

Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос. — Сиди! — осадила её Лидия.

— Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

Слайд 13

Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала: — Ладно, пускай живут. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверное, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна. Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню.

Слайд 14

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава — это два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.

На следующий день — опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

Слайд 15

Спросил у Лидии: — Куда это Малька каждый день бегает? — Да кормить! — весело пояснила Лидия. — Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься — готово дело.

Была да нет, побежала кормить своё дитятко. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Слайд 16

ЕЩЁ ПРО МАЛЬКУ Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забыла свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Малька всё бегала по лаве на ту сторону.

Теперь если и захочешь не по лаве, то не проберёшься на тот берег. Как-то утром я пошёл за водой, смотрю: за ночь река так разлилась, что вода подступила к самым баням. Широкое водное плёсо заполнило всю низину.

Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши.

Слайд 17

Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропинка, и обомлел. Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Всё. Связь с тем берегом оборвалась, подумалось мне, проехать можно только на Фединой лодке. А как же Малька? Малька была легка на помине.

Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда, сюда. Везде одна вода, и лав не было. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка и не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше.

А что дальше? Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё дальше.

Слайд 18

Сил у неё было немного, а течение быстрое, и вот её несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Но всё напрасно. Малька стремилась на тот берег.

Я видел, как она, видимо выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. Я закричал Феде, чтобы он выловил Мальку.

Федя и сам видел, к чему идёт дело, он поставил лодку поперёк течения и подправил её веслом, чтобы поймать собачонку.

Слайд 19

— Ой дура ! Куды сунулась,—приговаривал он. — Ну, матушка, давай, давай сюда! Он бросил весло и рукой выхватил Мальку из ледяной воды, Наверное, ещё немного бы — и она захлебнулась, потому что была еле жива.

— Матушка! — уговаривал её Федя,—Да разве дело? Его, дурака , ещё и кормить! Ведь большой уж, наверное, обормот, а ты всё бегаешь. Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку.

— Беги, беги домой!— сказал он и обернулся ко мне:—Что значит животное. И мы оба ещё долго дивились Малькиной материнской верности.

Слайд 21

ТУНЕЯДЕЦ Я занялся тетеревиной охотой и долго не видел Мальку.

Каково же было моё удивление, когда однажды я зашёл к Лидии и увидел очень странную и неожиданную картину! Крохотная, тщедушная Малька лежала на полу на тряпичной подстилке и кормила большого рыжего кота.

Она даже зарычала на меня: дескать, ходят тут всякие, только мешают. А кот даже не пошевелился, сосал и жмурился от удовольствия. Она была меньше кота примерно раза в полтора. И вот кормила своим молоком этого рыжего верзилу и увальня.

Слайд 22

Я зашёл с другой стороны— точно! Не было никакой ошибки. Рыжий даже причмокивал. Малька покормила его и вспрыгнула на свои тоненькие кривые ножки. А он даже не повернулся на другой бок и уснул. «Ну, лежебока! — мысленно возмущался я.

— Тунеядец несчастный!» Я даже возненавидел этого кота, хотел ногой разбудить лентяя, но тут в избу вошла Лидия. — Он что, давно так? — спросил я. — Да сразу. Худой был, сухой, а теперь вон лощёный какой. Уж я его и ругала, и колотила. Привык, видно.

Ничего себе привык! У Мальки еле-еле душа в теле, а он привык. Так-то и дурак может…

Читайте также:  Краткое содержание байрон шильонский узник за 2 минуты пересказ сюжета

Слайд 23

Я ничего не сказал и ушёл, злой на кота. И совсем не зря, потому что этот кот, как позже выяснилось, и впрямь получился совсем непутёвый. Никакое воспитание на него уже не действовало, как говорится, что смолоду не вколочено, под старость не наверстать.

Слайд 24

КОТ РЫЖКО С котами и кошками в деревне всяких случаев тоже было немало. Очень интересны эти животные и даже какие-то странные. (Вообще я считаю, что самые умные, приручённые человеком животные — это собаки и лошади, а самые глупые — овечки и курицы.

) Расскажу теперь про кота, который так нахально, не имея на это никаких прав, сосал Малькино молоко. Лидия покаялась десять раз, что принесла его жить к себе домой. Почему? Во-первых, дома он жил совсем редко, всё время где-то шатался. Во-вторых, если и жил, то безобразничал.

Кто, например, научил его таскать цыплят? Вместо того чтоб ловить мышей, он ловил цыплят, и это до глубины души возмущало всю деревню.

Слайд 25

Женщины ругали его шпаной и прохвостом, ребятишки кидали камнями, а Федя много раз просил у меня ружьё, чтобы кота застрелить. Я не давал под разными предлогами. Не очень-то верил тому, что говорят про кота, пока не убедился в правоте этих рассказов.

Слайд 26

Синичка слетела на крыльцо и запрыгала, поминутно дрыгая хвостиком. Рыжий крался к ней. Вытянув шею, он бесшумно передвигался в траве. Иногда, чтобы переступить, долго держал в воздухе лапу — так был осторожен.

Синичка, ничего не подозревая, поскакивала на ступеньке, а мне так и хотелось её спугнуть. Но неужели, думаю, она такая дурочка ? Как-то я наблюдал за одной синичкой. Смотрю: кот притаился в траве и ждёт удобный момент.

Ничего не скажешь, красив! Он был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый, с белым брюшком.

Слайд 27

Когда между нею и котом оставалось метра два и когда Рыжий напрягся для прыжка, я бросил в синичку кепкой. Она улетела, я подошёл к коту. Он не прыгнул, не удрал. Он зажмурился и с прижатыми ушами замер в траве.

Очень может быть, что он притворился мёртвым или просто в отчаянии ждал очередную порку. Он не открыл глаз, когда я взял его за шиворот. Не пошевелился, так и висел в воздухе с прижатыми ушами. Я положил его на землю, плюнул и отошёл.

Только тогда он сиганул за угол.

Слайд 28

Синицу или воробья изловить не так-то просто. Может быть, поэтому он и стал воровать беспомощных глупых цыплят, навлекая на себя всеобщее возмущение. После случая с синицей я долго кота не видел. Однажды я ходил в лес, километра за три от деревни.

Присел на пенёк отдохнуть и покурить, вдруг в густых кустах можжевельника, росшего на полянах, мелькнуло что-то оранжевое, яркое. «Лиса! — сразу сообразил я. — Мышек, что ли, ловит? Или птичек?» Я затаился, смотрю: опять кто-то ярко-оранжевый подскочил в воздухе и исчез.

Нет, это надо же! Вместо лисы оказался кот.

Слайд 29

Но что он делал в лесу, далеко от деревни? Кис, кис,—позвал я. — Иди сюда, Рыжко ! Кот долго не показывался из кустов. Потом всё же вышел, поглядел на меня, подошёл и начал… мурлыкать. Мурлыкать и тереться о моё голенище. Я дал ему головку от окуня, запечённого в пироге. Он неторопливо съел.

Когда я позвал его домой, он охотно побежал следом за мной. Хватит шататься,—на ходу рассуждал я.— Домой пойдём, ночевать надо дома. Чего тебе в лесу ночевать? Оглянувшись, я увидел, что кота не было. Обманул.

А может, просто удрал, не желая возвращаться в деревню, где так много нагрешил и набезобразничал.

Слайд 30

ГАЛКИ И ОВЦЫ Овцы ходили в поле без пастуха, они щипали траву. Я видел, как прилетели две бойкие галки. Одна уселась на спину овце и давай тюкать носом прямо в шерсть. Овца даже как будто была рада непрошеной гостье. «Пух дёргает на гнездо, — подумал я. — Ну и ну!» Но ведь все нормальные птицы вьют гнёзда весной.

Что это за галка, которая вздумала устраиваться с жильём под осень? Вторая галка села на барана, но тому это не понравилось или было не до галок. Тогда она села на другую овцу. Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок.

Вот, оказывается, почему Овечкам нравились визиты этих, в Общем то, неприятных сварливых птиц!

Слайд 31

ПРО БАРАНОВ Федя человек прогрессивный и очень любит всякую технику. Он выписал по почте машинку для стрижки овец и быстро научился ею орудовать.

Когда он остриг овец бабушки Марьи, ему не стало отбоя от посетителей. — Да вы что? — отказывается Федя.— Разве у меня парикмахерская? Но всё-таки стриг.

Вытаскивал из-под шкафа длинный резиновый шнур, включал вилку в телевизионную розетку и через окно подавал машинку на улицу.

Слайд 32

— Да ведь замёрзнет, — возразила Лидия. Федя обкорнал барана за пять минут. Стриженый баран всем показался тощим и маленьким. Я держал его за рога, пока Лидия складывала шерсть в старую наволочку. — Да отпусти ты его, отпусти, — сказала Лидия, — пусть бежит.

В тот же вечер Лидия притащила под окно своего всё ещё не стриженного барана. Баран упирался и не хотел идти, он хрипел и по-дурацки блеял. Лидия то тащила его за рога, то ехала на нём чуть не верхом. Федя критически оглядел барана: — Мало его остричь.

Его бы обрить надо, вишь, до чего упрям.

Слайд 33

Я отпустил барана. Он отбежал на дорогу. И встал, хрипло блея. Он как будто недоумевал, привыкая к новому, «раздетому» состоянию. — Хватит, пофорсил! — сказал Федя.

В это время я увидел дедка Остахова , который тащил за рога другого барана. — Лидия! — окликнул дедко .— Опять твой баран с моими овцами! На! Забирай! Наш-то не у тебя? Лидия всплеснула руками.

Дедко Остахов действительно тащил её барана, она остригла по ошибке чужого…

Слайд 34

Федя хохотал на траве. Дедко Остахов сокрушённо разглядывал своего стриженого, всё ещё не отпуская чужого лохматого. — Дак на, шёрстку-то, — Лидия несмело подавала дедку наволочку. — Да на што мне шерсть? Я овчину хотел выделать…

Ну, может, к зиме и вырастет… Шут с ним. И дедко из рук в руки передал Лидии её нестриженого барана. Сам взял наволочку. Лидия сокрушённо потащила домой своего барана. Стричь его в этот вечер она наотрез отказалась, до того расстроилась.

Федя похохотал в тот вечер вдоволь.

Слайд 35

ПОСЛЕДНЯЯ СИНИЧКА Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки.

Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни. Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел.

А может, она принимала снежинки за мошкару и ловила? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Слайд 36

Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. Ночью Федя проводил меня за околицу на автобус. Мне не хотелось покидать эти места. Конечно, я далеко не всё рассказал о здешних животных, зверях и птицах. О них можно было бы ещё много рассказывать, но я боюсь, что уже наскучил читателю.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/06/12/v-i-belov-pro-malku-rasskazy

Василий Иванович Белов, с. 62 – 63

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.

Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета

1. Прочитай рассказы В.И. Белова о Мальке. Как ты считаешь, о чём они?

Эти рассказы об обострённом чувстве материнства. Автор напоминает, что нужно оставаться неравнодушным ко всему живому.

2. Почему хозяйка Мальки ругалась? Со злостью ли она ругала Мальку или как-то иначе?

Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков. Лидия ругает её не со злости, а любя.

3. Каким в истории о Мальке предстаёт рассказчик? Как он относится к Мальке? О чём он думает, чему удивляется?

Автор предстаёт добрым, умным, неравнодушным. Он сопереживает Мальке, жалеет её, сочувствует и в то же время восхищается ею. Он был поражен поступком Мальки, Малькиной материнской верностью. “Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может”.

4. Прочитай пословицы. Объясни их смысл.

Материнское сердце не знает покоя. Мать всё время переживает за своих детей.

Золото и серебро не стареют, а отец и мать цены не имеют. Нет такого золота, которым можно оплатить цену родителей.

5. Можно ли связать эти пословицы с рассказами о Мальке? Докажи.

Да. Малька каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегала кормить своего сынка. 

6. Нравится ли тебе Малька? Объясни своё отношение к ней. Какой она тебе представляется? Опиши её внешность.

Мне нравится Малька. Автор наделяет её качествами человека, у Мальки обострённое чувство материнства. Заботливая и верная, ответственная, бесстрашная, любящая. Малька была маленькой, с виду беспомощной, кривоногой. 

7. Прочитай признание В.И. Белова. Как ты понимаешь эти слова писателя?

“Но почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезли совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире”. Этими словами продиктовано авторское желание передать любовь к родине, спасти людей от «забвения» истории.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

Литературное чтение. 3 класс. Ответы

Источник: https://volzsky-klass.ru/vasilij-ivanovich-belov-s-62-63/

Про мальку

Белов Василий Иванович. Про Мальку.

Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета

список книг / Про Мальку

М, «Детская литература», 1981 г.

Аудио книга коротких детских рассказов писателя Василия Ивановича Белова «Про Мальку предназначена для детей младшего школьного возраста. Её автор родился и вырос в северной лесной деревушке Тимониха и никогда не забывал своей исторической родины. Ему здесь легко и плодотворно работалось.

Писатель стремился, чтобы от его книг человек становился добрее и лучше, сохранив в своем сердце неравнодушие ко всему живому — будь то синица, постучавшая в замороженное окно, или одинокий кустик у дороги. Книга Белова В. И.

«Про Мальку» является частью книги «Рассказы о всякой живости», изданной «Детской литературой» в 1976 году. Аудио рассказы про Мальку пробуждают любовь к родной земле, внимание ко всему живому. Вот цитата из запроса одной из слушательниц сайта: «Я считаю, что Малька очень хорошая и ответственная мать.

У неё можно поучиться преданности, верности, смелости и упорству». И с этим нельзя не согласиться!

Прослушав аудио рассказы «Про Мальку» надеемся, что вы испытаете светлое и радостное чувство, удивление от соприкосновения с простой и не выдуманной, обыденной жизнью.

Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ для детей писателя Белова Василия Ивановича «Верный Малька». «Малька — это такая злющая собачонка… Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. Она жила у одинокой пенсионерки Лидии… Собачка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет…» Был в деревне ещё мерин Верный. Когда он линял, спина… Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась». «Как-то зимой, по снегу,.. Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка…. Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ В. И. Белова «Ещё про Мальку». «Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забывала свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Малька всё бегала по лаве на ту сторону… Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Всё. Связь с тем… Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ Василия Ивановича Белова «Про Мальку». «Я занялся тетеревиной охотой и долго не видел Мальку… однажды я зашёл к Лидии и увидел очень странную и неожиданную картину! Крохотная, тщедушная Малька лежала на полу на тряпичной подстилке и кормила большого рыжего кота… А кот… сосал и жмурился от удовольствия. Она была меньше кота… Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ Василия Ивановича Белова «Кот Рыжко». «…Расскажу теперь про кота, который так нахально, не имея на это никаких прав, сосал Малькино молок. Лидия покаялась десять раз, что принесла его жить к себе домой… Во-первых, дома он жил совсем редко, всё время где-то шатался. Во-вторых, если и жил, то безобразничал… Вместо того чтоб… Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ Василия Ивановича Белова «Галки и овцы». «Овцы ходили в поле без пастуха, они щипали траву. Я видел, как прилетели две бойкие галки. Одна уселась на спину овце и давай тюкать носом прямо в шерсть. Овца даже как будто была рада непрошенной гостье. «Пух дёргает на гнездо, — подумал я. — Ну и ну!» Но ведь все нормальные птицы вьют… Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ Василия Ивановича Белова «Про баранов». «Федя человек прогрессивный и очень любит всякую технику. Он выписал по почте машинку для стрижки овец и быстро научился ею орудовать. Когда он остриг овец бабушки Марьи, ему не стало отбоя от посетителей… Вытаскивал из-под шкафа длинный резиновый шнур, включал вилку в телевизионную розетку… Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Аудио рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка» для детей младшего школьного возраста. «Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она…

Читайте также:  Краткое содержание некрасов коробейники за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://myaudiolib.ru/books/172

Урок по литературному чтению :В. Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

  • Решение частных задач
  • Словесный: ответы на вопросы;
  • слово учителя
  • Практический: физические упражнения
  • 30 мин
  • 3 мин

Сейчас я вам расскажу немного о писателе.

Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Вологде. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции.

Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке — труженике, о судьбе женщины — матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

  1. Ответьте на несколько вопросов:
  2. В какой семье родился писатель?
  3. Кем работал Белов?
  4. О чем чаще всего писал Белов?
  5. Какие еще произведения Белова вы знаете?
  6. Ребята, как же называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
  7. Как вы думаете, о чем оно?
  8. Сейчас мы познакомимся с некоторыми словами, которые встретятся нам в тексте.
  9. Кривоногая
  10. Шельма (негодяйка)
  11. Блудня (ушедшая из дома)
  12. Батявка (гуляющая, болтающаяся без смысла)
  13. Оказывается (по слогам)
  14. С недоумением (по слогам/с удивлением/непониманием)
  15. Беспомощно (по слогам)
  16. Шаромыжников (человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик)
  17. Одна-одинешенька (по слогам)

Сейчас я прочитаю рассказ. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прерваться и спросить одного из вас.

-Понравился ли вам рассказ? Что произошло в доме Лидии? Перечитайте об этом.

Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков?

Обратите внимание, как описывает автор негодование Лидии. Можно ли весь эпизод заменить одним предложением. (Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла щенков.)

Как выглядела Малька, когда встретилась с рассказчиком на тропе? Какое открытие сделал рассказчик? Какие чувства он испытал? Что думаешь о главных героях рассказа?

Прочитайте пословицы и поговорки. Каков их смысл?

  • Всякой матери свое дитя мило.
  • Материнское сердце не знает покоя.
  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  • Какое отношение эти пословицы и поговорки имеют к Мальке?

Сейчас мы начнем читать рассказ «Еще про Мальку». Но для начала давайте разберем трудные слова.

Прочитайте слова по слогам, затем слитно.

(Ежедневно, обязанность, не проберешься, долговязые.)

Хорошо, каково значение слов плесо? долговязые? наперерез?

Значение фразы легка на помине?

Вижу, что вы готовы. Преступаем к чтению рассказа. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прервать и спросить одного из вас.

-Понравился ли вам рассказ? Как можно озаглавить текст по-другому? В начале урока мы читали пословицы и поговорки о маме, какие из них можно отнести к содержанию рассказа? Какое открытие сделал рассказчик? ( Он узнал, что Малька каждый день за 2 км бегает кормить своего сынка) Какие чувства он испытал? (Он был поражен поступком Мальки) Что случилось с Малькой? Кто помог Мальке? Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? Прочитайте еще раз о том, что произошло на реке. Можно ли назвать это самым напряженным моментом рассказа? Мы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

  1. Физминутка
  2. Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.
  3. Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
  4. Знакомиться с новым писателем и его произведениями
  5. Запоминать информацию о авторе
  6. Анализировать значение «трудных» слов
  7. Слушать учителя
  8. Отвечать на вопросы по пониманию текста
  9. Выделять информацию из текста для ответа на вопросы
  10. Высказывать мнение по поводу героев рассказа
  11. Воспринимать речь, обращенную к учащемуся
  12. Читать пословицы и поговорки, рассуждать над их смыслом и отношением к рассказам
  13. Анализировать значение «трудных» слов
  14. Выразительно читать рассказ
  15. Отвечать на вопросы по пониманию текста
  16. Анализировать рассказ
  17. Выполнять физические упражнения
  18. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;
  19. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  20. аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
  21. Познавательный:
  22. определение основной и второстепенной информации;
  23. построение логической цепи рассуждений, доказательств; строить логическую цепь рассуждений;
  24. извлечение из текста необходимой информации.
  25. Личностные:
  26. действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
  27. Личностные: установка на ЗОЖ.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-po-literaturnomu-chteniiu-v-belov-malka-provi.html

Василий Белов — Рассказы о всякой живности

Рассказы о всякой живности

Федя живет в большом деревенском доме вдвоем с женой. Зовут жену Еленой, а он почему-то все время величает Егоровной. Хотя Егоровне всего сорок лет, и она даже не помышляет о пенсии — работает дояркой. Федя же возит почту. Детей у них нет.

Каждое утро он выносит на крыльцо седло и почтовую сумку, затем идет за лошадью и седлает. Потом долго пьет чай. Только после всего этого едет в центр, как он называет деревню, в которой почтовое отделение.

Федя очень любит животных. Кого только нет в доме! Две кошки живут в комнатах, и обе весьма чистоплотны. В большом хлеву обычно помещается корова Поляна и теленочек.

Две гусыни и гусь ночуют в загородке между хлевами, пять кур и один петух живут зимой в хлеву, а летом на верхнем сарае. Держат Федя с Еленой еще поросенка, правда, не каждый год, и всегда называют его одинаково: Кузей.

Но самый умный среди всей этой многочисленной живности, это конечно же пес Валдай.

Так вот, Федя ежедневно ездит через лес за семь километров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный. Федя сам ухаживает за ним. Не ставить же из-за одного Верного специального конюха?

В деревне когда-то была конюшня на сто двадцать лошадей. Теперь половина конюшни развалилась. Вторую, еще не разрушенную половину занимал один Верный.

Скучно жить одному во всей конюшне, особенно зимой, когда такой собачий холод да еще почти без еды! Сена Верному, как и другим лошадям, которые стоят на центральной усадьбе, из-за плохого сенокоса нынче выделили мало. В зимнем рационе всего пять кило в сутки.

Овса же, так обожаемого всеми лошадьми, нет и в помине. Но что значит пять кило сена для такого большого коня?

Обо всем этом я узнал, заехав сюда случайно. С Федей мы познакомились, как он говорит, «на базе рыбной ловли»; База эта была главной, но, разумеется, не единственной. Я ночевал у Феди и зажился на несколько дней. А потом довольно часто приезжал в эти края.

В понедельник у Верного был выходной. В этот день почтовое отделение не работало. Сена в кормушке нет. Верный погрыз доску в стойле и подошел к окошку. Он даже пошатывался от голода. Окошко в конюшне длинное и узенькое. Вчера Федя выставил раму, говоря:

— Сена нет, так пусть хоть на свежем воздухе… Верный повернул голову и просунул ее на улицу.

А на улице — весна, снегу как не бывало. Но ведь и травы тоже нет! Верный шумно вздохнул и поглядел вдоль деревни. Ребята бежали в школу и вдруг видят: из окна конюшни торчит большая лошадиная голова. «Верный! Верный!»— закричали. Конь навострил уши. Ребята подошли ближе и по очереди стали дотягиваться, чтобы погладить. Верный тихо заржал и начал шлепать большой мягкой губой.

— Наверно, есть хочет! — сказал один из мальчиков, доставая из портфеля кусок воложного[1] пирога. Он предложил пирог коню. Верный неторопливо, но жадно сжевал этот кусок. Потом съел второй кусок, третий, четвертый… Ребята скормили ему все свои школьные завтраки, припасенные дома.

— Ленька, а ты чего? Давай, нечего жадничать.

  • Совсем маленький мальчик насупился и чуть не заплакал.
  • — У меня только яйцо, — сказал он и тихо добавил: — И две конфеты…
  • — Ну и что?

Ленька открыл полевую, видимо, еще отцовскую сумку. Яйцо, сваренное вкрутую, быстро очистили. Верный съел и яйцо. Правда, раскрошил половину. Конфет было, конечно, жалко. Но все равно распечатали. Верный съел и конфеты. Больше ни у кого не было ничего съестного. Ребята побежали. Школа была далеко, в другой деревне. Они боялись, что опоздают. Верный долго смотрел им вслед.

Так он научился есть конфеты и яйца. Особенно повезло Верному через неделю, Первого мая, когда ребята получили в школе подарки.

А тут скоро и травка пошла, свежая и такая зеленая. Не чета соломе! И Верный понемногу стал опять поправляться.

Федя возил почту третий год. Зимой в санях, летом в седле. Слева к седлу он приторачивал почтовую сумку с письмами и газетами, справа обычно торчала какая-нибудь посылка.

Что говорить, не очень-то надежный был почтальон! Иногда он отдавал письмо соседу, сосед передавал другому соседу. И письмо долго ходило по рукам, попадая, куда нужно, месяца через два.

Не зря дедко Остахов, который жил на отшибе в конце деревни, называл Федю «кульером».

Зато газеты и переводы Федя развозил очень тщательно. Верный сам знал, когда к какому дому нужно сворачивать. Федя, не слезая с седла, совал газету в скобу ворот и ехал дальше.

Он частенько боялся слезать, потому что залезть обратно в седло иногда просто не мог. В седле же он сидел в такие дни очень прочно. Федя рассказывал: «Один раз ехал да кепку с головы обронил.

Ох, — думаю, — не буду слезать, завтра все равно обратно поеду. На другой день гляжу, кепочка-то лежит. Никуда не девалася».

Все же однажды Верный притопал домой без почтальона. Сумка, притороченная к седлу, держалась крепко, и Верный на всем пути во всех деревнях ни разу не ошибся. Он по очереди подходил ко всем домам, где выписывали газеты. Люди, которые были дома, выходили и брали из сумки нужную им газету.

Верный зашел даже к дедку Остахову, который выписывал «Сельскую жизнь». Конь встал у крылечка и простоял ровно столько, сколько стоял всегда. Однако дедко Остахов не посмел без спросу взять из сумки газету.

Верный постоял у крыльца и пошел дальше, а дедко глядел и качал головой, глядел и качал:

— До чего наука дошла!

Федя пришел домой только через два дня. С почтальонов его сразу сняли и поставили в кладовщики. На Верном же стали возить с фермы навоз, но все равно еще долго называли курьером.

Малька — это такая злющая собачонка, что хуже уже некуда. Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. Она жила у одинокой пенсионерки Лидии.

Бывало, к Лидии никто не ходит гулять, даже по праздникам. Собачка всегда облает гостя, а то еще и за ногу тяпнет. Прямо до крови.

Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька все рычит и рычит из-под лавки. Откуда столько злости бралось?

Однажды я наблюдал за Верным. Он усердно щипал траву и никому не мешал. Потом лег и начал кататься по земле, дрыгая своими большими ногами. Копыта так и мелькали в воздухе. Видимо, он линял и спина сильно чесалась — с таким удовольствием катался мерин по травке. И вдруг ни с того ни с сего — Малька.

С яростным, переходящим на визг лаем она бросилась на Верного. Верный вскочил на все свои четыре копыта. Он широко расставил передние ноги, наклонил голову и недоуменно замер. Что, мол, такое? Откуда столько шуму? А Малька наглела все больше и больше. Она подскакивала к морде коня и готова была вцепиться.

Конец ознакомительного отрывка Краткое содержание Белов Верный и Малька за 2 минуты пересказ сюжета Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/adv-/adv-animal/219759-vasiliy-belov-rasskazy-o-vsyakoy-zhivnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector