Краткое содержание берн люди, которые играют в игры за 2 минуты пересказ сюжета

Произведение знаменитого психолога посвящено идеям психологического анализа Фрейда, развивающего общую теорию и методы лечения различных психических болезней.

Автор берет за основу единичные взаимодействия (транзакции) межличностных человеческих отношений, в отдельных видах которых имеется скрытая цель, называя их играми.

Психолог рассматривает три транзактные состояния, которые присущи каждому человеку в различные моменты его жизни: родителя, взрослого и ребенка. В первом состоянии человек копирует образ жизни и поведение собственных родителей, думая, чувствуя, действуя по их точной копии.

Во взрослом состоянии человек основывается на своем прошлом опыте, адекватно оценивая свое поведение, отдавая отчет своим поступкам и неся за свои действия полноценную ответственность.

В третьем состоянии ребенка люди переживают и чувствуют, проигрывая мысли из своего раннего детства, когда находились в виде объекта для обожания, контроля и воспитания.

С точки зрения автора, зрелой личностью человек становится при доминировании в его поведении состояния взрослого, поскольку в преобладании состояния ребенка человек подвержен манипулированию, нежеланию ответственности за свои действия.  В случае преобладания состояния родителя доминируют контролирующие функции с эффектами перфекционизма, что является опасностью.

Задачей каждого человека, по мнению психолога, является стремление к балансу в своей психике всех трех состояний, ставя на первое место роль взрослого.

Проводя сценарный психоанализ, автор приходит к выводу о программировании каждого человека в детском возрасте, когда ему закладывается сформированный под родительским влиянием подсознательный план его дальнейшей жизни, составляющий основу его жизненного сценария в виде первоначального каркаса. Эта основа складывается в форме определенных убеждений относительно окружающих его людей и самого себя, исходя из которых впоследствии формируется жизненная позиция.

Каждая основа сценария жизни человека состоит из его отношения к успеху, превосходству, депрессивности, безнадежности. Изменение данного человеческого отношения возможно лишь с помощью профессионального психолога либо чувством сильной искренней любви.

В зависимости от отношения человека, заложенного в его жизненное ядро, сценарий может развиваться по основным путям, вариантов которых внутри пути множество.

Основные направления человеческого развития состоят в сценарии победителя, непобедителя и неудачника.

  • Победитель достигает поставленной перед собой жизненной цели, непобедителям суждено тяжело преодолевать жизненные трудности, чтобы удержаться на имеющихся у них уровнях, а неудачники оказываются в самом неприятном положении, причиняя и себе, и окружающим сложности и беды.
  • Для понимания действия любого жизненного сценария автор считает необходимым изучить его элементы в виде сценарного финала (благословения или проклятия), сценарного предписания (приказов, запретов), сценарной провокации (поощрений к негативным поступкам), моральных догм (заповедей), образцах родителей, сценарного импульса, а также антисценария.
  • Психолог в своем трактате рассматривает различные виды сценариев, используя примеры жизни древнегреческих героев.
  • В финале произведения автор предлагает каждому человеку проанализировать свой жизненный сценарий и разрешить своему собственному эго развивать судьбу по своим правилам, отважась на невыполнение запретов, приказов и угроз, которых и так хватает в человеческой жизни, где многие играют роли по чужим сценариям.
  • Можете использовать этот текст для читательского дневника

Берн — Люди, которые играют в игры. Картинка к рассказу

Краткое содержание Берн Люди, которые играют в игры за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Абэ Женщина в песках
    Этот философский роман повествует об энтомологе-любителе, который отправился в пустыню за редким видом насекомого.
  • Краткое содержание Уэллс Война миров
    Научно-фантастическое произведение «Война миров», написанное английским писателем Гербертом Джорджом Уэллсом, освещает события нападения на Землю существ с Марса.
  • Краткое содержание Хаггард Копи царя Соломона
    В произведении «Копи царя Соломона», написанном английским писателем Генри Хаггардом, повествуется о событиях 19 века.
  • Краткое содержание Факультет ненужных вещей Домбровский
    Обычный невзрачный тридцатилетний мужчина Георгий Зыбин. Он историк в краеведческом музее. Он решил изменить себя еще больше, по его мнению, стать правильней, для него это значит стать еще незаметнее, чтобы никому не причинять неудобства
  • Краткое содержание Петербург Андрея Белого
    В произведении идет речь о Петербурге, а также о том, где берет начало, и как развивается русская революция. В начале работы автор описывает город, подчеркивая, что это и есть столица России.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/bern-lyudi-kotorye-igrayut-v-igry-pereskaz

Игры, в которые играют люди

Произведение «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна – одна из главных книг современности, касающаяся психологии личности и отношений. Эрик Берн имеет большой опыт в психотерапии, на основании своих наблюдений за людьми, их ответов на вопросы, он делает множество важнейших выводов о психике и даёт людям рекомендации.

Основная идея книги, так же как и основное утверждение Берна, состоит в том, что люди практически постоянно действуют, исходя из собственных предубеждений, не осознавая этого. Они запрограммированы на то, чтобы совершать сходные поступки на протяжении всей жизни – играть в игры.

Автор считает, что это мешает человеку полноценно развиваться, расти духовно, избегать конфликтов. Ведь если разорвать злосчастную закономерность возникновения проблем и препятствий, то можно легко их избежать или решить.

Как часто можно услышать от человека, что, например, всю жизнь у него так происходит, он несколько раз что-то делает, а результат всё равно один и тот же.

На самом деле он поступает в соответствии с программой, заложенной в его сознании, поэтому результат всегда одинаков.

https://www.youtube.com/watch?v=90Z3-8w3328

Эрик Берн считает, что хотя основная часть психики формируется в период детства, всё же книга позволит многим взглянуть на себя другими глазами, увидеть «свою игру», изменить своё отношение, восприятие, избежать некоторых ошибок.

Только избавившись от программ и осознавая, что делает, человек может быть действительно свободным. Книга содержит множество советов, которые могут помочь читателям увидеть настоящие мотивы своих действий, истоки появления конфликтов.

Автор книги «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн считает, что его книга позволит многое осознать и научиться управлять своей жизнью, самому писать сценарий своей игры.

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2012 году издательством Эксмо-Пресс. Книга входит в серию «Выбор редакции. Меняй жизнь (обложка)». На нашем сайте можно скачать книгу «Игры, в которые играют люди» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.89 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

5 года и большинство заданий всё же ещё не для его возраста, хотя и мы некоторые для себя нашли (например, искать голубого кролика на каждой странице, найти фрагменты изображения)

4/5Борзова Анна

Лучше всего читать версию этой книги с иллюстрациями, где схематично отображены варианты описанных игр и уровней взаимоотношений

4/5iJoy

По ходу чтения вспоминались некоторые знакомые, и было явно видно, в какие «игры» они иногда играют

5/5Татьяна

  • В процессе чтения вспомнились некоторые собственные отношения в семье,особенно, в период ее становления(прожила с мужем в прекрасной атмосфере более 45 лет,то есть в любви и уважении). Только сейчас поняла, что мы неосознанно играли в некоторые «игры»,отмеченные автором. Считаю, что именно молодые люди не должны игнорировать чтение книг Эрика Берни, там есть достаточно много интересных рекомендаций, как правильно строить свои отношения с партнером, детьми д рузьями и незнакомыми людьми. И чем раньше, тем лучше для семьи в целом…Лидия…

Информация обновлена: 24.02.2020

Источник: https://avidreaders.ru/book/igry-v-kotorye-igrayut-lyudi.html

Читать онлайн "Люди, которые играют в игры" автора Берн Эрик — RuLit — Страница 7

Мэри

«Когда-нибудь я открою детский сад, четырежды выйду замуж, разбогатею на торговле акциями и стану знаменитым хирургом», — сказала пьяная Мэри.

Это не сценарий. Во-первых, ни одну из этих идей она не получила от родителей. Они ненавидели детей, не признавали развода, считали рынок ценных бумаг слишком ненадежным, а их хирург предъявлял слишком большие счета. Во-вторых, ее личность не была приспособлена для подобных развязок.

Мэри неловко чувствовала себя с детьми, была фригидна и холодна с мужчинами, боялась рынка, и руки у нее дрожали от пьянства. В-третьих, она уже давно решила днем заниматься торговлей недвижимостью, а по вечерам и в уикэнды напиваться. В-четвертых, ни одна из этих перспектив не привлекала ее. Скорее это было выражение того, что она не станет делать.

И в-пятых, всем, кто ее слышал, было очевидно, что она ничего подобного не сделает.

Сценарий требует: 1) родительских предписаний; 2) соответствующего развития личности; 3) решения, принятого в детстве; 4) действительной заинтересованности в соответствующем методе достижения успеха или неудачи; 5) правдоподобия (или правдоподобного начала, как говорят сегодня).

Настоящая книга описывает аппарат сценария и возможные способы его изменения.

Театральные сценарии интуитивно выводятся из жизненных сценариев, и, чтобы разобраться в них, имеет смысл рассмотреть существующие между ними связи и сходство.

И те и другие основаны на ограниченном количестве сюжетов, наиболее известный из которых — трагедия Эдипа. Подходящие сюжеты можно найти также у других древнегреческих драматургов и в греческой мифологии.

У других народов в мистических религиозных драмах мы встречаем либо грубые дифирамбы, либо развратные оргии, но древние греки и древние евреи первыми выделили и описали образцы и типичные сюжеты человеческой жизни.

Конечно, человеческая жизнь полна борьбы, пафоса, надгробного плача и богоявлений, как и в первобытных ритуалах, но когда описание дается обычным языком, а описывается встреча мужчины и девушки при луне под лавровым деревом, понять гораздо легче.

Сведенная к этому уровню греческими поэтами, жизнь каждого человека уже изображена Булфинчем и Грейвзом.[8] Если боги улыбаются человеку, ему живется неплохо. Но если они хмурятся, в нем что-то ломается. И если он хочет устранить проклятие или как-то приспособиться жить с ним, он становится пациентом.

Для исследователя транзакционного сценария, как и для критика сценария литературного, это означает, что если известна суть интриги и образы, известна и развязка, если только не вмешаются какие-то непредвиденные силы.

Например, психотерапевту, как и драматургу, совершенно ясно, что Медея предрасположена к убийству своих детей и обязательно сделает это, если только ее кто-нибудь не отговорит; им обоим также ясно, что если бы она посещала терапевтическую группу, ничего подобного бы не произошло.

Определенные жизненные сценарии, если им не мешать развиваться, имеют вполне предсказуемую развязку; но чтобы человек имел оправдание для своих поступков, нужно, чтобы между ним и окружающими состоялся вполне определенный диалог.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов лидии чарской за 2 минуты

И в театре, и в реальной жизни каждый персонаж должен выучить свои реплики наизусть и произнести их вовремя, чтобы окружающие могли отреагировать надлежащим образом. Если герой меняет свой текст и состояние Я, окружающие будут реагировать по-другому.

Это изменяет весь сценарий, и именно такова цель психотерапевта, занимающегося анализом сценария. Если Гамлет начнет произносить строки из другой пьесы, Офелии тоже придется изменить текст, чтобы происходящее имело какой-то смысл, и весь спектакль пойдет совсем по-другому.

И тогда они вдвоем могут сбежать, а не бродить в тоске по замку — пьеса получится плохая, но жизнь, вероятно, станет гораздо лучше.

До первого представления сценарий приходится переписывать, разучивать, проводить репетиции. В театре есть читки, повторы, костюмные репетиции и генеральные репетиции перед премьерой. Жизненные сценарии начинаются в детстве с примитивной формы, которая называется протоколом.

Здесь круг ролей весьма ограничен — только родители, братья и сестры; если же ребенок воспитывается в приюте или приемными родителями, в списке ролей — товарищи или воспитатели. Окружающие играют свои роли прямолинейно, потому что каждая семья — это своего рода организация с четкими правилами, и ребенок не может научиться в ней гибкости.

Но переходя в подростковый возраст, он начинает встречаться с другими людьми. Он ищет тех, кто может играть роли, предписанные его сценарием (они будут это делать, потому что он сам играет определенную роль в их сценарии). В это время он переписывает свой сценарий, чтобы учесть новое окружение.

Основной сюжет остается прежним, но действие развивается несколько по-другому. В большинстве случаев (если не считать подростковых убийств или самоубийств) это репетиция — нечто вроде прогона в маленьком городке. Пройдя через несколько таких адаптаций, человек подходит к основному представлению — и к заключительной развязке.

Если сценарий «благоприятный», финал проходит в форме прощального обеда. Если «неблагоприятный», прощальные слова произносятся на больничной койке, у дверей тюремной камеры, в психиатрической лечебнице, у подножия виселицы или в морге.

Почти в каждом сценарии есть роли «хороших парней» и «плохих парней», «победителей» и «побежденных». Определение Хорошего и Плохого, Победителя и Неудачника у каждого сценария свое, но совершенно очевидно, что эти четыре типа представлены в каждом сценарии, хотя иногда объединяются в две роли.

Например, в ковбойском сценарии Хороший одновременно Победитель, а Плохой — Неудачник. Хороший означает храброго, решительного, честного и чистого; Плохой может означать трусливого, нерешительного, мошенника и развратника.

Иногда Победитель — это тот, кто выживает; Неудачник — тот, кого повесили или застрелили. В «мыльной опере» Победителем является девушка, которой достается жених; Неудачником — та, от которой уходит мужчина.

В фильмах, посвященных бизнесу, Победитель тот, кто заключает наилучший контракт или получает наибольшую прибыль; Неудачник — тот, кто не умеет обращаться с ценными бумагами.

Психотерапевты, анализируя сценарии, называют Победителей Принцами и Принцессами, а Неудачников — Лягушками. Цель анализа сценария — превратить Лягушек в Принцев и Принцесс. Чтобы достичь этого, психотерапевт должен установить, каковы были хорошие и плохие парни в родительских сценариях и кто там был Победителем и Неудачником.

Пациент может сопротивляться попыткам превратить его в Победителя, потому что пришел к психотерапевту совсем не за этим: он просто хочет стать храбрым Неудачником.

Это естественно, поскольку соответствует его сценарию; если же он станет Победителем, ему придется выбросить большую часть своего сценария и начинать заново, а большинство не хочет этого.

Все сценарии, и в театре и в жизни, отвечают на главный вопрос человеческого существования: что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? Например, трагедия Эдипа и вся его жизнь связаны с этим вопросом.

Встретив старика, Эдип прежде всего говорит «Здравствуй».

А следующие его слова в соответствии со сценарием: «Хочешь сразиться?» Если старик отвечает «нет», Эдипу больше нечего ему сказать и он может только стоять, тупо гадая, поговорить ли о погоде, об исходе текущей войны или о том, кто выиграет очередные Олимпийские игры. Проще всего ему отделаться, сказав: «Рад был познакомиться», «Si vales bene est, ego valeo»[9] или «Все дело в умеренности», и идти своей дорогой. Но если старик отвечает «да», Эдип восклицает: «Превосходно!», потому что знает теперь, что говорить дальше.

вернуться

Томас Булфинч — американский писатель XIX века, известный своими пересказами мифологии; Моррис Коул Грейвз — американский художник XX века, чьи картины навеяны восточной мифологией и преданиями американских индейцев. — Прим. пер.

вернуться

Обычное начало письма по-латыни с пожеланием здоровья. — Прим. пер.

Источник: https://www.rulit.me/books/lyudi-kotorye-igrayut-v-igry-read-93825-7.html

Книга «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник)»

Я помню глаза своей коллеги, руководителя среднего звена, которая начала читать эту книгу. Они были широко распахнуты и наполнены ужасом. Она мучилась, потому что никак не могла понять, что же такое написано в этой книге, она терялась в словах и рассуждениях автора.

Она испугалась, что её умственные способности стали низкими — ведь она была не в состоянии въехать хоть во что-то. Я успокоил её, — «Книга сложная», — сказал я тогда. Этот труд был таковым и для меня, психолога со стажем, хоть в моей голове уже было необходимое понимание терминологического аппарата Берна и основ его теории.

В действительности же, несмотря на популярность Эрика Берна, практичность его теории, издатели часто забывают один нюанс.

Дело в том, что для тех, кто не является психологом, психотерапевтом или психиатром, лучше подходит другая часть дилогии Берна — «Игры, в которые играют люди» .

«Люди, которые играют в игры» — профессиональная литература, содержащая методологическое обоснование теории, полемику с представителями других психологических школ, методику и рекомендации для психотерапевта по проведению лечения.

В то же время, книга доступна для ознакомления представителям смежных профессий или просто интересующимся, но тогда будьте готовы читать её долго, кропотливо и со словарём. Сам Берн говорит, что он старался написать книгу для широкой публики, и, в то же время так, чтобы она могла быть признанным научным трудом:

Я сделал выбор в пользу народа, время от времени вставляя специальные термины, — нечто вроде гамбургера, который я бросаю сторожевым псам академической науки, а сам тем временем проскальзываю в боковую дверь и говорю своим друзьям «Здравствуйте!»

Берн пишет очень приветливо, понятно.

Его мысль имеет строгую логику, очень ясную и содержательную. Вообще, «Люди, которые играют в игры» — самая структурированная книга на моей памяти.

Как обычно, я попробую оформить заинтересовавшие меня части книги в области знаний, переструктурировать концепт Эрика Берна в некую обзорную экскурсию в мир сценарного анализа.

Конептуализация
У Эрика Берна можно поучиться методологической работе — труд титанический.

Итогом служит утверждение сценарного и транзактного анализов как теорий, имеющих свои границы, научный метод, место в системе наук.

Внятный методологический анализ не имеет ничего общего с часто встречающимися попытками ученых втиснуть полученные в ходе исследования выводы в ту или иную концепцию. Берн сохраняет ясность и даже критикует такую «науку»:

У ученого есть теория, и он растягивает, обрубает или раздувает данные, чтобы они ей соответствовали; иногда он пропускает варианты, игнорирует неподходящие факты, даже манипулирует данными под неуклюжим предлогом, что так они лучше подходят

Сценарный анализ по Берну является продолжением и развитием психоаналитической теории. Через полемику с представителями различных концепций, теорий Берн утверждает место сценарного анализа в системе научного знания.

Тёмная сторона человека
Берн видит в человеке не только добро. Человек в его представлении имеет некую культурно обусловленную теневую составляющую психики. Такое рассмотрение личности человека роднит теорию сценариев с психоанализом.

Но, в отличие от классической концепции Фрейда, Берн уходит от детерминизма: человек, в конце концов, волен выбирать, следовать сценарию или нет. Выбор может быть настоящим только в том случае, если человек не отрицает наличие теневой стороны психики.

Увидеть — значит начать это контролировать.

Берн объясняет природу агрессии в человеке его первобытным прошлым:

Удовольствия пытки сменили наслаждение еды. «Хе-хе» происходит от «ням-ням» …

Поскольку добыча — сырое человеческое мясо — сменилась более удобными продуктами, эти свойства человека стали направляться на удовлетворение психологического голода

Не обходит стороной Берн и онтогенетические причины формирования агрессии, что, естественно, уходит корнями в детско-родительские отношения и, в частности, в методы воспитания ребёнка:

Клиническая практика показывает, что лучший способ сделать ребенка хитрым и жестоким — делать ему как можно чаще вопреки его желанию клизму, а чтобы разрушить его личность, нужно жестоко бить его, чтобы он кричал от боли.

В главных ролях
Так обычно называется подзаголовок в титрах фильма. Что ж, стиль Берна зачастую становится интригующе художественным, а значит появляются главные действующие лица — родители, дети.

Появляются на помостках и суфлеры — эго-состояния (Ребенок, Взрослый и Родитель) и их ипостаси. Механика родительского программирования составляет основную часть произведения основателя транзакционного анализа.

Берн подробно объясняет, как и когда формируется сценарий, кем он создается, какими средствами, какие должны быть условия для того чтобы сценарий активизировался. Много страниц посвящено тому, как складывается сценарий в различные возрастные периоды.

Наиболее важной мне показалась следующая мысль:

Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец — от родителя того же пола. В любом случае образец — это путь для осуществления сценарных директив.

Интересны и своевременны отсылки ко множеству сказок, в которых в явном виде описаны сценарии и сценарные роли: «Красная шапочка», «Спящая красавица», «Золушка», «Гензель и Гретель» и т.д. Постоянные аналогии с сюжетами и персонажами волшебных историй делает повествование понятнее, красочнее.

Вот только в сказках программирование совершается великанами, людоедами, ведьмами, крестными матерями, феями, благодарными животными и мрачными волшебниками обоего пола. А в реальной жизни в роли всех этих сказочных существ выступают родители.

Психотерапевтическая практика
Большая часть книги посвящена тому, как следует вести психотерапевтические сессии с пациентом. Описание, опять же, фундаментальное, оно захватывает все аспекты и могло бы называться «Сценарный анализ. Руководство для психотерапевтов». Берн последовательно описывает случаи из практики с полным разбором, интерпретацией, ходом лечения и результатом.

Читайте также:  Краткое содержание стейнбек гроздья гнева за 2 минуты пересказ сюжета

В роли психотерапевта-практика он подробно останавливается на позиции пациента, переносе и контрпереносе, проявлениях сценария в процессе взаимодействия врача и пациента. Интересно, яркими красками Берн описывает мотивы лечения у пациентов с игровой ориентацией:

Обычно пациент обращается к терапии по двум причинам, ни одна из которых не подвергает его сценарий опасности. Взрослый хочет узнать, как удобнее жить в мире своего сценария. […

] терапевтические цели такого же типа: «как удобнее жить, ударяясь головой о стену», «как удобнее жить, держась за стенки туннеля», «как помешать другим поднимать волны, когда ты по уши в дерьме.

«

Для любого практикующего психолога, на самом деле, это обычная история: невротики обращаются к психологу, чтобы понять, как стать еще лучшим невротиком. Часто клиент приходит не для того, чтобы решить проблемы, а чтобы лучше научиться играть в сценарные игры.

К слову, Берн дает конкретные рекомендации, что нужно делать в этом случае. Вплоть до скриптов. Он разбирает ключевые ошибки психотерапевтов в работе с игровой ориентацией. Спасибо ему за это. После прочтения книги есть ощущение повышения собственной квалификации.

Берн строг к психотерапевту, он ставит ему вполне прикладные задачи:

Сначала добейся улучшения, а анализируй потом», иначе его самые «интересные» или «вдохновляющие» пациенты будут самыми интересными обитателями морга, психлечебницы или тюрьмы.

«Добейся настоящего исцеления, а не облегчения!» — говорит он и всем практикующим психологам. Его лозунги особенно актуальны и сейчас — большинство не добивается исцеления.

В общем, книга культовая. Она блестяще написана, может быть использована и как хороший теоретический труд, и как методичка по ведению транзакционных сессий. Однозначно рекомендована к вдумчивому прочтению и глубокому погружению.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001420510-igry-v-kotorye-igrayut-lyudi-lyudi-kotorye-igrayut-v-igry-sbornik-erik-bern

Читать

Эрик Берн

Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы

Eric Berne, M. D.

  • WHAT DO YOU SAY AFTER YOU SAY HELLO
  • The Psychology of Human Destiny
  • © 1964 by Eric Berne.

Copyright renewed 1992 by Ellen Berne, Eric Berne, Peter Berne and Terence Berne. This translation published by arrangement with Random House, an imprint of Random Hous Publishing Group, a division of Random House, Inc.

© Перевод. А. Грузберг, 2006

© Издание на русском языке. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Гений коммуникации. Искусство притягивать людей и превращать их в своих союзников

Чтобы преуспеть в жизни, недостаточно быть самым агрессивным, напористым и амбициозным. Напротив, сегодняшние победители – это те, кто стремится понять окружающих и выстроить с ними эффективную коммуникацию. Дейв Керпен предлагает освоить 11 простых навыков общения, чтобы успех сопутствовал вам во всех сферах жизни!

Будь тем, кому всегда говорят ДА. Черная книга убеждения

Что вы чувствуете, когда в ответ на свою просьбу слышите «нет»? Грусть. Обиду. Разочарование. Согласитесь, гораздо приятнее, когда окружающие идут вам навстречу и отвечают «да».

Хотите, чтобы люди прислушивались к вам и чаще соглашались? Авторы этой книги, эксперты в области убеждения и влияния, доказывают, что убедительности и авторитетности можно обучиться! Эта книга – продолжение бестселлера Роберта Чалдини «Психология влияния».

Читайте руководство по эффективному общению и пусть мир скажет вам «да!».

Психология влияния

Классика деловой литературы, мировой бестселлер и лучшая книга о влиянии! Овладейте искусством убеждения и добивайтесь своих целей всегда и везде. Профессор психологии и признанный эксперт в сфере влияния Роберт Чалдини рассматривает 6 универсальных приемов, благодаря которым вы станете настоящим мастером уговоров.

Ругаться нельзя мириться. Как прекращать и предотвращать конфликты

Что мешает нам избегать взаимных претензий и ссор? Можно ли улучшить уже испорченные отношения? И что для этого нужно сделать? В своей книге Дэвид Бернс отвечает на эти и многие другие вопросы.

Известный американский психолог предлагает методику, которая помогла сохранить отношения миллионам людей по всему миру, вырваться из заколдованного круга бесконечных скандалов, научиться проявлять нежность и уважение друг к другу.

Это отличное практическое руководство для всех, кто хочет радоваться общению и жить в гармонии.

Предисловие

Эта книга является непосредственным продолжением моей предыдущей работы о трансакционном подходе и рассматривает новейшие достижения теории и практики за последних пять лет, главным образом – стремительное развитие сценарного анализа.

За этот период резко увеличилось количество подготовленных трансакционных аналитиков. Они проверяли теорию во многих областях, включая промышленность, образование и политику, а также в различных клинических ситуациях.

Многие внесли свой собственный оригинальный вклад, о чем упоминается в тексте или в примечаниях.

Книга первоначально рассматривалась как продвинутый учебник психоанализа, и профессионалы различных направлений без труда переведут на свой язык простые положения трансакционного анализа. Несомненно, ее будут читать и непрофессионалы, и по этой причине я пытался сделать ее доступной и для них. Чтение потребует размышлений, но, надеюсь, не расшифровки.

Говорить о психотерапии можно по-разному, в зависимости от того, кто с кем говорит: врач-психиатр с врачом-психиатром, врач-психиатр с пациентом или пациент с пациентом, и разница может быть не меньше, чем между мандаринским и кантонским наречиями китайского языка или древнегреческим и современным греческим языками.

Опыт показывает, что отказ, насколько возможно, от этих различий в пользу чего-то вроде lingua franka[1] способствует «коммуникации», к которой так пылко стремятся и которой так настойчиво добиваются многие врачи.

Я старался избегать модных в социальных, бихевиористских и психиатрических исследованиях повторов, излишеств и неясностей – как известно, эта практика восходит к медицинскому факультету Парижского университета XIV века.

Это привело к обвинениям в «популяризации» и «упрощенчестве» – термины, заставляющие вспомнить Центральный Комитет с его «буржуазным космополитизмом» и «капиталистическим уклоном».

Оказавшись перед необходимостью сделать выбор между темнотой и ясностью, между сверхусложненностью и простотой, я сделал выбор в пользу «народа», время от времени вставляя специальные термины: нечто вроде гамбургера, который я бросаю сторожевым псам академической науки, а сам тем временем проскальзываю в боковую дверь и говорю своим друзьям «Здравствуйте!».

Буквально невозможно поблагодарить всех, кто способствовал развитию трансакционного анализа, поскольку их тысячи. Лучше всего мне знакомы члены Международной ассоциации трансакционного анализа и Сан-Францисского семинара по трансакционному анализу, который я посещал еженедельно.

Замечания о семантике

Как и в других моих книгах, он означает пациента любого пола, а она – что, по моему мнению, данное утверждение скорее применимо к женщинам, чем к мужчинам. Иногда он используется в целях стилистической простоты, чтобы отличить врача (мужчину) от пациентки.

Надеюсь, эти синтаксические новшества не обидят эмансипированных женщин. Настоящее время означает, что я относительно уверен в утверждении, основанном на клинической практике, моей и других специалистов. Как будто, похоже и т. д.

означает, что необходимы дополнительные данные для уверенности. Истории болезни взяты из моей собственной практики и из практики участников семинаров и совещаний.

Некоторые истории составлены из нескольких реальных случаев и все замаскированы, чтобы невозможно было узнать участников, хотя значительные эпизоды и диалоги переданы точно.

Часть 1

Общие положения

Глава 1

Введение

А. Что вы делаете после того, как сказали «Здравствуйте»?

Этот детский вопрос, внешне такой безыскусный и лишенный глубины, которой мы ожидаем от научного исследования, на самом деле содержит в себе главные вопросы человеческого бытия и фундаментальные проблемы общественных наук.

Этот вопрос «задают» себе младенцы, на этот вопрос дети получают упрощенные и неверные ответы, его подростки задают друг другу и взрослым, а взрослые избегают давать ответы, ссылаясь на мудрецов, а философы пишут книги о нем, даже не пытаясь найти на него ответ.

В нем содержится первичный вопрос социальной психологии: почему люди разговаривают друг с другом? И первичный вопрос социальной психиатрии: почему люди хотят, чтобы их любили? Ответ на этот вопрос есть ответ на вопросы, заданные четырьмя всадниками Апокалипсиса: война или мир, голод или изобилие, чума или здоровье, смерть или жизнь.

Неудивительно, что мало кто находит ответ на этот вопрос в течение жизни. Дело в том, что большинство не успевают ответить на предшествующий вопрос: как вы говорите «Здравствуйте»?

Б. Как вы говорите «Здравствуйте»?

В этом тайна буддизма, христианства, иудаизма, платонизма, атеизма и, прежде всего, гуманизма. Знаменитый «хлопок одной ладони» в дзэн-буддизме – это звук приветствия одного человека другому и одновременно звук Золотого Правила, сформулированного в Библии.

Правильно сказать «Здравствуйте» означает увидеть другого человека, осознать его как феномен, воспринять его и быть готовым к тому, что он воспримет вас. Возможно, в высшей степени проявляют эту способность жители островов Фиджи, потому что одна из редчайших драгоценностей нашего мира – искренняя улыбка фиджийца.

Она начинается медленно, освещает все лицо, остается настолько, чтобы ее увидели и узнали, и медленно гаснет. Ее можно сравнить только с улыбкой, с какой смотрят друг на друга непорочная мадонна и младенец.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=101224&p=1

Люди, которые играют в игры — краткое содержание книги Берна

В течение жизни все люди примеряют на себя различные роли и  поступают по — разному в одних и тех же обстоятельствах. Понять, что движет ими и почему у одних, получается, быть успешным, а другие безуспешно ведут борьбу с самим собой, пытаясь понять, в чем их ошибки. Третьи вообще ничего не предпринимают, чтобы реализовать себя в лучших из жизненных ролей.

В книге « Люди, которые играют в игры» Э.

Берн дает практические советы, как научиться разбираться в людях, с которыми вас сталкивает жизнь, дает четкие рекомендации, как взаимодействовать с ними, учит разбираться в практической психологии, обозначает основы функционирования человеческой психики. Согласно его учению, каждый человек играет в своей жизни одну из трех возможных ролей: ребенка, родителя или же взрослого. Каждой из ролей соответствует определенная догма поведения.

Чтение данной книги занимательно, полезное, а главное – практичное. Все рекомендации изложены простым, понятным языком. В ней 4 части, с главами, примечаниями и послесловием. В первой части «Общие соображения» раскрываются основы структурного и транзактного анализа, механизмы создания возможных сценариев. Дана общая характеристика перечисленных понятий для общего ознакомления.

Читайте также:  Краткое содержание аблесимов мельник - колдун, обманщик и сват за 2 минуты пересказ сюжета

Вторая часть раскрывает основы родительского программирования, ведутся рассуждения о тонкой взаимосвязи его человека с его судьбой, планами на жизнь, а также какое влияние оказывает семья, в которой растет человек, во внушаемых внутренних установках, которыми потом взрослый руководствует в своей дальнейшей жизни.

В нескольких главах раскрыта четкая позиция влияния детских лет на будущее человека.

Больший интерес у читателя вызывает третья часть «Сценарий в действии». Она посвящается раскрытию тех вариантов сценариев – игр, которыми люди заигрываются, сами о том не подозревая. Это игра бессознательного и подсознания. Дана также краткая опись влияния этих игр на жизнь людей, на поведение, на отношения индивидуума к обществу в целом.

Последняя часть « Игры, в которые играют люди» посвящена научному подходу к сценариям, описанных в предведущих главах.  Сценарии рассмотрены согласно теории эмпиризма, психологии, философского учения, рационализма и ряда других наук. Берн описал в детальном соотношении методологию и приложил варианты вопросов, которые дают возможность применять сценарный анализ в жизни.

Ключевые идеи книги в транзактном и сценарном анализе. Согласно транзактному анализу (основная концепция Берна).

Три основных состояния, в который пребывает человек, определяют его суть, поведения, успешность или неспешность, позволяет выявить скрытые психологические проблемы, которые не видно человеку, так они скрыты глубоко в подсознании.

Кроме того, даны рекомендации для их выявления с последущей заменой на тот сценарий, который человек сознательно хочет играть в своей жизни.

Труд Э. Берна дает возможность по — иному взглянуть на свою жизнь, корректировать сценарий, который играет каждый из нас.

Сценарий родителя основан на принципах поведения родителей, такое эго – состояние позволяет действовать согласно образцу его родителей. Позиция взрослого – это позиция рассудительного и расчетливого человека.

Такую позицию занимают люди с большими жизненным опытом, которые умеют контролировать себя, логично мыслить и объективно оценивать свои поступки, быть ответственным за них.

Что касается позиции эго – ребенок, такое поведение отличается незрелостью и поведением несмышленого ребенка, ребенка, который мыслит не так детально и глубоко. Такой человек подсознательно хочет быть объектом обожания или же находиться под постоянной опекой, не беря на себя никакой ответственности.

По мнению Эрика Берна, ни одна эго- позиция не является исключительно правильной. Чтобы достичь гармонии, важно, чтобы все три эго- состояния были  согласии между собой, только тогда человек не испытывает психического напряжения.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/lyudi-kotorye-igrayut-v-igry-berna

Эрик Берн «Люди, которые играют в игры»

  • Автор
  • Эрик Леннард Берн (родился в 1910 году в Канаде, умер в 1970 году) — всемирно известный психолог, психиатр, доктор медицины и магистр хирургии, основатель транзактного и сценарного анализа, автор ряда бестселлеров по психоанализу.
  • Сложность изложения

3 из 5. Рекомендуется как психологам, так и людям, далеким от психологии.

  1. Целевая аудитория
  2. Все, кто хочет наладить внутрисемейные отношения, перестать конфликтовать с окружающими, научиться понимать мотивы собственных и чужих поступков.
  3. Зачем читать

Автор посвятил произведение разбору транзактного анализа, в основе которого лежит существование трех эго-состояний человека: родителя, ребенка или взрослого.

Каждый из нас должен добиться доминирования взрослого над остальными состояниями, тогда мы можем считать себя зрелыми личностями.

Автор рассматривает сценарии каждодневных бессознательных игр, описывает их соответствие разыгрываемым ситуациям, а также предлагает стратегию антиигр, позволяющих стать свободными от обычного поведения.

Жизнь человека запрограммирована до шести лет, дальше он живет по сценарию либо победителя, либо непобедителя, либо неудачника.

Читаем вместе

Любой человек ищет возможности удовлетворять чувственный (сенсорный) и структурный (от скуки) голод, эти потребности рождают большую часть отношений в обществе и принимают различные формы, будь то близость, игра, совместная деятельность или ритуалы. Транзакция описывает взаимодействие людей. Только игры, помимо структурного голода, способны удовлетворить сенсорный голод, с которым не справляются ритуалы и совместная деятельность.

Любые игровые шаблоны и их возможный итог известны человеку заранее, но происходит это на бессознательном уровне. Часто игры бывают многообразными и не только дают людям положительные ощущения, но и сулят кому-то из участников выигрыш.

Транзактный анализ посвящен изучению эго-состояний.

1. Родитель — образцом являются родительские шаблоны поведения, когда человек думает, изъясняется, чувствует и ведет себя как его родители. Происходит детское копирование поведения, присущего и папе, и маме. Состояние «Я-родитель» часто проявляется при воспитании уже собственных детей.

2. Взрослый — человек умеет жить в состоянии настоящего момента, объективно оценивая происходящее и учитывая возможности на основании предыдущего опыта. Он умеет отдавать отчет поступкам, брать ответственность за них.

3. Ребенок — человеку присущи эмоции, переживания, мысли и чувства, которые он испытывал в возрасте 2–5 лет. Взрослый человек в данном состоянии подвержен контролю и обожанию, как и тогда, когда он был маленьким ребенком.

Автор полагает, что доминирование состояния «Я-взрослый» ведет к развитию более целостной личности, в то время как другие два состояния приводят к искажению понимания и ощущения мира. С усилением роли взрослого возможно достигнуть гармоничного существования трех состояний.

Сценарный анализ определяется наличием подсознательного жизненного плана, который формируется в дошкольном возрасте под влиянием старших членов семьи. Мама ребенка создает основу этого сценария как четкую жизненную позицию в отношении себя («я хороший» или «я плохой») и относительно других людей («ты хороший» или «ты плохой»).

Основу сценария человека составляют четыре основные позиции:

1. Успех — человек духовно здоров и успешен, эту позицию невозможно достичь одним лишь желанием.

2. Превосходство — человек считает всех вокруг виноватыми, все время ищет врага или от кого следует избавиться. Такие люди могут быть как победителями, так и неудачниками.

3. Депрессивность — человек намеренно унижается перед людьми, манипулируя их слабостями. Такие люди чаще всего одиноки, они неудачники.

4. Безнадежность выступает сценарием неудачника с вопросом «почему бы не…».

Ребенок ищет сюжет, который позволяет ему узнать, что происходит с такими, как он. Дети обычно выбирают такие роли, как герой, злодей, определенный человек, несколько совмещенных персонажей, тип личности с четкими этическими стандартами. Любая услышанная ребенком история с большой вероятностью станет его сценарием для дальнейшей реализации в жизни.

Сценарий может формироваться по трем направлениям: победителя, непобедителя и неудачника.

Первые достигают определенной цели, а решение задач принимает их взрослое эго. Они борются и доставляют беспокойство окружающим, вовлекая их в этот процесс.

Вторые тяжело трудятся, чтобы удержаться на том уровне, который у них имеется. Они являются приятными собеседниками, не стремятся победить и не создают лишних проблем.

Третьи склонны доставлять неприятности и себе, и окружающим. Даже достигнув определенного успеха, они останутся неудачниками, употребляя всюду сослагательное наклонение «бы».

Сценарий, согласно Берну, состоит из финала, предписания, провокации, моральных догм, родительских образцов, импульса и антисценария. Первые три элемента выполняют функцию контроля и формируются до шести лет. Последние два проявляются в ответ на чрезмерное количество наставлений, а антисценарий рождает внутреннее освобождение.

Существуют четыре вопроса, на которые Берн дает честные ответы по поводу нахождения в том или ином сценарии:

1. Какой лозунг чаще всего использовали ваши родители? Здесь можно использовать антисценарий.

2. Какую они вели жизнь? Ответ предполагает избавление от родительских образцов.

3. Что входило в запреты? Ответ помогает понять поведение человека и освободить от них.

4. На какие из ваших поступков родители реагировали улыбкой или смехом? Ответ предполагает альтернативу запрету.

«Расколдовыватель» (термин, введенный автором) обозначает некое устройство, позволяющее отменить предписание и вырвать человека из сценария. Событийно и временно ориентированные освобождения — это два основных антисценария.

Разрешения могут быть позитивными и негативными: первые нейтрализуют родительские предписания, вторые — провокации.

Человек должен контролировать своего родителя из позиции взрослого, только тогда он начнет успешно справляться с задачами.

  • Лучшая цитата
  • «Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет».
  • Чему учит книга
  • — Нам не следует ставить на пьедестал состояния родителя и ребенка, а если вести себя подобным образом, то в определенных ситуациях.
  • — Для укоренения предписаний в сознании ребенка необходимы их частые повторы.
  • — Малыш никогда не вырастет красивым, если родители видели в нем глупое и уродливое создание.

— Ребенок может оказаться между двумя противоречивыми догмами, которые привили ему родители. Если талант был подкреплен благословением на победу, ребенок будет вести себя как победитель. В противном случае вырастет неудачник, который не способен вести себя соответственно ситуации.

— Человеку необходимо разрешение, освобождающее его от приказов, только оно способно победить сценарий.

— Разрешения способны устранить запреты на любовь, перемены в жизни, успех. Обычное слово «можно» является настоящим разрешением, которое никогда не приведет к беде.

— Зачастую мы относимся к детям как к продолжению себя, поэтому любим, если они подражают нам. Это сомнительное удовольствие необходимо брать под контроль, чтобы дать ребенку возможность жить более достойно и счастливо, чем мы.

  1. Отзывы
  2. Борис Коваль, психолог, эксперт:
  3. «Это одна из лучших книг по психологии, которые мне довелось читать, и круг ее читателей самый широкий, поскольку автор настолько доходчиво излагает свои идеи, что сложно себе представить ситуацию, когда бы это можно было сделать лучше».
  4. Детали
  5. На протяжении почти 50 лет книга является абсолютным лидером в области учебников о человеческих взаимоотношениях.
  6. От редакции

На формирование определенного жизненного сценария влияют перенесенные психологические травмы. Невозможность качественно прожить эмоции в стрессовой ситуации приводит к замораживанию, капсулированию чувств.

О том, как травмы влияют на личность и как помочь себе с ними справиться самостоятельно, читайте в статье психолога Эллы Чирковой: http://psy.systems/post/chto-takoe-psixologicheskaya-travma-i-kak-ona-vliyaet-na-nas.

Жизненный сценарий формируется в дошкольном возрасте под влиянием старших членов семьи. Психолог, мама троих детей Ольга Юрковская предлагает родителям задуматься о том, что они хотят дать своим детям, какими хотят увидеть их в будущем и приведут ли их сегодняшние способы воспитания к желаемым результатам: http://psy.systems/post/chto-vy-xotite-dat-svoim-detyam.

Источник: https://psy.systems/post/lyudi-kotorye-igrayut-v-igry

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector