Краткое содержание бородинское сражение в романе война и мир за 2 минуты пересказ сюжета

Меню статьи:

Эпопея Льва Толстого – это, безусловно, художественное произведение. Однако Лев Толстой использовал многие факты из истории, чтобы построить эту литературную вселенную.

Бородинское сражение, война и мир, связь с реальными событиями, прочно вошло в эпопею Толстого.

С включением сражения у Москвы-реки в сюжетную канву романа связаны замечания литературных критиков о неточностях, которые допустил автор в отношении изображаемых событий.

Дорогие любители творчества Льва Толстого. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание второй части четвертого тома романа “Война и мир”, описанного по главам.

Таким образом, Лев Толстой вполне мог допустить вымысел в изображении сражений при Аустерлице и Бородино.

Однако Бородинская битва очень детально представлена в романе «Война и мир»: это дает основания даже изучать военные события 1812 года по произведению российского писателя.

Автор, а также историки сходятся в мысли о том, что сражение у Москвы-реки (Бородинская битва) – это центральное, решающее событие российско-французской войны 1812 года.

Бородинское сражение как кульминационная часть романа Льва Толстого

Большую часть тома №3 романа «Война и мир» занимает литературная реконструкция битвы при Бородино. Это около двадцати глав. Литературные критики, читатели одноголосно признают важность Бородинского эпизода для романа: это кульминация, сюжетный центр произведения, точка бифуркации для действующих лиц.

Бородинское сражение – это ситуация и предлог для пересечения путей ключевых персонажей «Войны и мира».

Пьер Безухов встречается здесь с Долоховым, князь Андрей Болконский вновь встречает Анатоля Курагина, представшего для него в новом свете. На поле Бородино впервые себя проявляет герой, который на самом деле – главное действующее лицо романа, – народ. Простые крестьяне, мужики, без лат и мудреной военной амуниции, вышедшие на поле битвы, позволили Российской империи победить в этой войне.

Динамика Бородинской битвы

Русские знают этот исторический эпизод под именем Бородинского сражения, а французы – битвы у Москвы-реки. Это – самое крупное военное столкновение войны 1812 года. Войсками Российской империи командовал генерал Михаил Голенищев-Кутузов, а армию французов возглавлял император Наполеон Бонапарт.

Краткое содержание Бородинское сражение в романе Война и мир за 2 минуты пересказ сюжета

Бородинская битва – одно из самых кровопролитных сражений этого периода, хотя и длилось оно всего лишь 1 день.

Кроме того, это сражение – наиболее кровавое из всех когда-либо происходивших однодневных битв в истории. В российской истории принято считать, что Бородинская битва завершилась победой Кутузова.

Французы же приписывают победу Наполеону, потому что российская армия вынуждено отступила после 12 часов сражения.

В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” красной нитью проходит  тема семьи  как центр повествования.  В литературной критике этот роман часто называют гимном семье.

Основная стратегия российских войн – и при командовании Барклая-де-Толли, и при главенствовании Кутузова – заключалась в отступлении. Главнокомандующие надеялись, что противник, активно продвигающий вглубь России, истощит силы. Также россияне ожидали подкреплений, необходимых для успешного противостояния Наполеону.

«Война и мир» описывает битву у Москвы-реки и события, ставшие результатом этой битвы, в двадцати главах. Детализация описания военного столкновения писателем позволяет перемещаться из ставки французов к русским, от батареи Раевского до полка, где воевал Болконский. В этой битве погибло 40 российских генералов, получил смертельное ранение Багратион. От смерти не уберегся и князь Андрей.

В мемуарах, Наполеон признал битву при Бородино («Московское сражение») самым масштабным, великим военным опытом.

Поле Бородино на страницах произведения Толстого

Лев Толстой представляет сражение через призму впечатлений самого далекого от военных событий персонажа – Пьера Безухова. Безухов ничего не понимает в военном деле, воспринимая происходящее исключительно сердцем.

Для писателя важно, что герой искренне проявляет чувство патриотизма, остающееся здесь чистым, без примесей солдатчины. Таким образом, автор выбрал для описания Бородино психологическую, а не военно-историческую, точку зрения.

По нашему мнению, это оправдывает огрехи, которые писатель мог допустить, учитывая позицию историков войны.

Лев Толстой начинает повествование о Бородино с конца лета 1812 года. В последнюю неделю лета Бонапарт продвигался в направлении Бородино и не увидел, что россияне расположили войска между Утицей и Бородинским полем. Начало битвы ознаменовано случайностью: французская армия случайно раскрыла позицию Шевардинского редута и бой начался.

Наполеон ослабил позиции русских, переведя армию через реку. 25 августа – день молчания и тишины, ну а 26 числа началось непосредственно сражение при Бородино. Лев Толстой считает Бородинскую битву бессмысленной и странной: это касается и значимости столкновения для французов, и смысла Бородино для россиян. Однако Наполеон бросает вызов Кутузову, а российский полководец принимает его.

Краткое содержание Бородинское сражение в романе Война и мир за 2 минуты пересказ сюжета

Русская армия утратила редут в Шевардино, защищающий левый фланг. В результате, российские войска воюют с войсками Наполеона, численность которых была вдвое больше.

Позиция армии Кутузова отличалась открытостью и незащищенностью. Местность поля сражения – плохо укрепленная, невыгодная для русского войска.

Между тем, армия Кутузова не только дала бой, поколебала силы Наполеона, но и привела к решительному ослаблению сил французской армии.

В главах от 19-й до 39-1 Лев Толстой анализирует битву на поле Бородино и роль этого военного столкновения в жизни некоторых персонажей «Войны и мира». Значительную часть глав занимают рассуждения героев романа: Пьера Безухова, князя Андрея Болконского…

Роль Бородинского сражения для духовного совершенствования Пьера Безухова

Пьер попадает в плен к французам, и этот эпизод становится для персонажа точкой нравственной трансформации. Плен для Безухова сыграл в контексте личностного и духовного роста такое же значение, какое имели Аустерлицкое сражение для князя Андрея и Шенграбенская битва для Николая Ростова.

До войны Пьер часто ощущал собственное одиночество. Безухов чувствовал себя лишним, ненужным человеком. Вся его роль заключалась лишь в обладании несметными сокровищами, которые, однако, не имели никакого значения лично для него.

Но здесь, во время военных событий, Пьер стал частью чего-то большего – часть народа. Комфорт, удовольствия, удобство жизни отдельного человека, как и сама его жизнь, показались для Пьера абсурдом.

Теперь герой пытается вновь изобрести смысл жизни.

В процессе поиска смысла жизни Пьеру помогает простой крестьянин Платон Каратаев. Читатель не слишком много узнает о биографии героя, однако Платон проявляет жизненную мудрость, спокойствие, человечность, которые облегчают переживания безысходности и непредсказуемости войны.

Лев Толстой рисует картину приближения Пьера к будущему месту сражения. Выехав из Можайска, Безухов на пути встретил множество повозок, груженных ранеными людьми. Чувство тревоги, безысходности, отчаяния, безнадежности и страха повисло в воздухе.

Встреченный мужичок спрашивал у Безухова, здесь ли им умирать или около Москвы. Вопрос – это демонстрация чувств, охвативших Пьера. Герой также узнал, что на поле сражения сгоняют всех: офицеров, солдат, простых мужиков и крестьян – не разбирая, кто есть кто.

Это говорит о том, что врага следует побеждать единой силой, «навалившись» всем народом.

Пьер удивляется непосредственности и легкости, с которой живут эти люди. Их не заботит, что завтра их убьют, ранят, искалечат. Для окружающих существует только миг настоящего. Простые крестьяне веселятся, смеются и подшучивают друг над другом.

Один из встреченных Пьером мужиков даже не знал правильного названия города, где произойдет сражение. Однако Безухов заметил, что каждый из присутствующих здесь чувствует торжественность приближающихся событий.

Бородино продемонстрировало и важность веры, крепость религии российского народа: солдаты, крестьяне собрались на поле для молебна, продолжая молитву и не обращая внимание на прибывшего Кутузова и генералов.

Образ батареи Раевского в романе Толстого

Пьер Безухов, человек невоенный, далекий от тягот и кровавого ужаса битв, оказывается в самом разгаре сражения: Безухов находится среди солдат батареи Раевского, расположенной на кургане. Насыпь располагалась в середине позиции российских войск. Батарея включала 18 орудий, а защита ее была поручена генерал-лейтенанту Раевскому.

Оборона батареи отличалась кровопролитностью, так как французы стремились захватить эту – стратегически важную для русских – позицию. С утра курган атаковали корпуса под командованием пасынка Наполеона – Эжена Богарне.

Корпус Раевского передислоцировался для защиты флешей Багратиона.

Курган позволял российским войскам перебрасывать корпуса с одной части поля на другую, что было невыгодно французам Поэтому Наполеон стремился разгромить батарею, чтобы разрезать армию русских на две части.

Краткое содержание Бородинское сражение в романе Война и мир за 2 минуты пересказ сюжета

Когда флеши Багратиона пали, Наполеон на какое-то время забыл о планах разгрома батареи Раевского.

Однако французы увидели, что положение русских в центре поля стало хуже: Наполеон вновь бросил силы на захват кургана.

Падение батареи Раевского, между тем, не поколебало крепкое центральное российских войск. С начала битвы прошло 18 часов, но русские все еще прочно занимали позиции на поле Бородино.

На защите батареи Раевского, согласно описанию Бородинской битвы Львом Толстым, погибли десятки тысяч солдат. Именно сюда были брошены основные силы французской армии: конница, пехота и артиллерия.

Пьер Безухов явился на курган в сюртуке и белой шляпе. Солдаты приняли «гостя» с шутками и гостеприимством, забавным в этой ситуации. Безухов держался в стороне, чтобы не быть обузой для настоящих военных.

Абсурд положения заключался в том, что выстрели, орудийные залпы не поколебали спокойствия Пьера.

На Бородинском поле случилась одна забавная история, связанная с пленением Безухова. Столкнувшись с французом, Пьер испытал страх, однако герой заметил, что французский солдат чувствует то же самое.

Комичность ситуации заключалась в том, что Безухов не понял, кто у кого в плену: то ли Пьер у француза, то ли француз – у Пьера. Враг бежит с батареи: вокруг мертвые и раненые тела.

Безухов, созерцая эти ужасающие картины войны, уверен, что после этого враждующие стороны осознают катастрофу и прекратят воевать. Но битва не утихла.

Лев Толстой начинал описание Бородинского сражения рассуждением о том, что поле Бородино не имело логического значения ни для французов, ни для русских. Наполеона Бородинская битва приблизила к потере армии, истощенной длительным продвижением вглубь территории России. Для российских войск Бородино означало приближение утраты Москвы.

Роль Бородино в жизни Андрея Болконского

Если читатель поинтересуется и откроет карту Бородинского сражения, то увидит, что многие генералы, офицеры пали в этой битве, некоторые были взяты в плен, ранены, в том числе смертельно. Князя Андрея ранили – на этот раз ранение героя оказалось не совместимым с жизнью.

Герой ощущал странное волнение, раздражение, беспокойство и хаотичность мыслей перед битвой. Это состояние было нехарактерно для князя и удивляло Болконского.

Любопытно, что перед глазами князя пролетают все значимые события его жизни: любовь, патриотизм, предательства, боль… Но Андрей уверен в положительном для русской армии исходе битвы.

Болконский убеждает Пьера, что в любом случае, что бы ни случилось, битва будет выиграна.

Болконский замечает, что солдаты готовятся к смерти, понимая сложность положения: мужики-ополченцы надели белые, чистые рубашки, солдаты капитана Тимохина не пьют водку – как обычно перед сражением. Борис Друбецкой подчеркивает геройство простых мужиков, уверенно идущих на смерть.

Для князя Андрея Бородинское сражение стало последним этапом духовных поисков героя: умирая на руках возлюбленной – Наташи Ростовой, князь теперь думает не о высокой и безответном, холодном, недостижимом небе Аустерлица. В мыслях Андрея – теплая земля и трава, которой, может быть, он скоро станет.

Эпизод с ранением Болконского трогает читателя, ведь смерть князя тревожна своей бессмысленностью. Это не был героический акт, как при Аустерлице, или разгар битвы, как при Шенграбене. Князю Андрею крикнули: «Ложись!».

Однако князь – дворянин, ему нельзя было ложиться. Лечь – значило попрать честь, доблесть. Андрей Болконский погиб, отстаивая идеалы, в которых героя воспитал отец.

Впрочем, фигура князя Андрея не предполагала оптимистичного финала.

Бородино показало настоящую сущность многих ключевых персонажей «Войны и мира».

Например, Безухов наблюдает за духовном нищетой Долохова, который, однако, понимает торжественность, фатальность ситуации и просит у Пьера прощения за прошлые проступки.

Князь Андрей снова встречается с Анатолей Курагиным: Дон Жуан, повеса, красавец и ловелас Курагин увел у Болконского невесту. Теперь Анатоль потерял ногу, а значит – красоту. Бородино словно ставит все на места.

Читайте также:  Краткое содержание не в свои сани не садись островский за 2 минуты пересказ сюжета

Наполеон испытывает волнение, тревогу – состояние, похожее на чувства князя Андрея. Император «не в духе», осознавая, что сражение на поле Бородино окажется решающим для войны 1812 года. Наполеон сомневается в собственных войсках, колеблется.

Это состояние заставляет императора изолироваться от солдат, укрыться от огня сражения на Шевардинском кургане, попивая пунш. Лев Толстой считает, что Наполеон – мелочный, равнодушный человек, демонстрирующий гордыню и высокомерие в отношении простых солдат.

Французский император равнодушно наблюдает за смертью, за войной: в мыслях Наполеона – власть. Бонапарту не интересны судьбы простолюдинов.

Кутузов выступает в контексте Бородинского сражения фигурой положительной, ведь герой – един с войском, солдатами, участвует в битве рядом с народом, без отрыва от него, не обращая внимания на статус. Кутузова беспокоят жизни солдат, судьбы обычных людей. Главнокомандующий понимает, что единственный способ выиграть войну, а не битву, – это избрать стратегией гамбит.

Шахматным ходом Кутузова стало взятие Москвы войсками Наполеона. Однако этим французы подписали себе приговор. Кутузова не интересует власть, признание, одобрение светского окружения. Полководец – мастер, знающий военное дело и исполняющий роль главнокомандующего.

Кутузов считает, что успешный исход сражения зависит от чувств, которые испытывает каждый солдат, независимо от ранга.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/borodinskoe-srazhenie-vojna-i-mir.html

Краткое содержание Бородинского сражения в романе "Война и мир" | Инфошкола

Кутузов вызывает к себе князя Андрея. Болконский просит Кутузова позволить ему служить в полку, а не в штабе. Кутузов вспоминает Болконского со знаменем в руках и говорит, что его жизнь — это «дорога чести». Кутузов также объясняет князю, что сражение французам будет дано, когда все этого захотят. 

В военных делах необходимо терпение и время. Болконский понимает, что Кутузов знает о неизбежном ходе событий, который сильнее его воли. Главное, думает князь, что Кутузов — русский. 

Именно это в той или иной степени чувствуют все остальные, и на этом основано избрание Кутузова в фельдмаршалы. Московская жизнь течет обычным порядком, война кажется не страшной.

Граф Растопчин, военный губернатор Москвы, расклеивает «афишки», написанные простым русским языком и изображающие посрамление французов. Пьер, глядя на них, понимает, что Москву сдадут.

Накануне Бородинского сражения он едет в армию.

На Можайской дороге Безухов видит русских солдат, мужиков-ополченцев. Он удивляется, как могут эти люди, которые завтра, быть может, умрут, думать о чем-то, кроме смерти. Пьер видит крестный ход: все солдаты и офицеры бегут к иконе Богородицы. Кутузов опускается на колени и прикладывается к иконе, за ним то же делают солдаты.

Накануне сражения Пьер видится с Андреем Болконским. Безухов говорит о расположении русских войск, о том, что война подобна шахматной игре. Но князь Андрей замечает, что в шахматной партии есть время думать и все видно, в отличие от сражения. Все зависит не от диспозиции, а от духа войска. 

Именно поэтому князь Андрей служит в полку, с такими людьми, как Тимохин. Мимо проезжают немецкие генералы, которые считают, что война должна быть перенесена « в пространство. Князь Андрей зло передразнивает их, замечая, что в этом самом «пространстве» у него сын и сестра. В раздражении он говорит также, что не нужно брать пленных, их надо убивать.

Наполеон составляет диспозицию сражения, однако ничего из нее исполнено не было. Накануне сражения Наполеон говорит, что шахматы поставлены и игра начинается.

Краткое содержание Бородинское сражение в романе Война и мир за 2 минуты пересказ сюжета

Начало сражения Пьер видит с высоты кургана. Он поражен красотой зрелища: ее составляют звуки пушек, дым от выстрелов, который соединяется с туманом и по которому блестит утренний свет. Затем Безухов оказывается на батарее Раевского. Здесь он видит героизм русских солдат: они принимают Пьера в свою семью, так как у него доброе лицо и он не проявляет страха.

Граф замечает, как во время сражения на лицах солдат разгорается огонь: так выражается их готовность стоять за свою землю насмерть. Батарею обстреливают страшно, остается мало снарядов.

Пьер бежит за ними, но ящик взрывается. Безухов видит на батарее французов, затем начинают наступать русские и прогоняют их. Пьер видит много убитых русских солдат.

Он думает, что люди должны ужаснуться тому, что они сделали.

Наполеон во время сражения чувствует себя бессильным  что-либо изменить. Он понимает, что сражение идет не так, как всегда, когда ему сопутствовал успех. Он первый раз в жизни  представил собственную погибель.

Кутузов в своей ставке спокоен. То, что происходит на поле боя, он узнает по звукам сражения и по лицам тех, кто привозит ему донесения. Кутузов знает, что сражение выиграно. Полк князя Андрея находился во время битвы в резерве. Много людей погибло из-за обстрела.

Рядом с Болконским падает граната. Он думает, что на него смотрят, и остается стоять. Князь ранен, и его относят в госпиталь. Рядом с ним оказывается Анатоль Курагин, которому отнимают ногу. Болконский вдруг чувствует любовь к этому человеку. Это то чувство, о котором ему говорила княжна Марья, чувство божественное.

Сражение под Бородино заканчивается, когда люди безмерно устают и не хотят более истреблять друг друга. Русские потеряли половину войска, но стоят так же грозно, как и перед сражением. 

Источник: https://info-shkola.ru/kratkoe-soderzhanie-borodinskogo-srazheniya-v-romane-vojna-i-mir/

Изложение эпизода: Бородинская битва в романе “Война и мир”

26 августа 1812 года решалась судьба России и русских людей. Сражение под Бородином у Л. Н.

Толстого – это момент наивысшего напряжения, момент концентрации народной ненависти к захватчикам и одновременно момент окончательного сближения с народом его любимых героев – Андрея и Пьера.

Бородинское сражение в романе описывается, главным образом, таким, каким его увидел Пьер Безухов.

Этот неловкий, добрый и наивный, никогда не видевший войны человек, по замыслу автора, как ребенок, воспринимает разворачивающиеся батальные события, все это для него внове, и оттого нельзя даже усомниться в его правдивости. Ранее Пьер много слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции. И приехав, он прежде всего пытается разобраться именно в вопросах военной тактики. Л. Н. Толстому нравится наивность героя.

Рисуя картину сражения, писатель использует свой излюбленный прием: сначала дает “вид сверху”, а затем – “изнутри”. Именно взгляд Пьера и есть тот самый вид изнутри, война глазами новичка. Дважды Пьер охватывает взглядом все поле Бородина: перед боем и в ходе боя.

Но оба раза его неискушенный взгляд подмечает не позицию, а “живую местность”, В начале битвы дается вид с высоты. Пьера поражает вид самого сражения. Перед ним открывается изумительная по красоте и оживлению картина поля битвы, освещенного лучами утреннего солнца. И Пьеру хочется оказаться там, среди солдат.

В тот момент, когда герой вступает “в ряды пехотных солдат”, он остро начинает ощущать силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены здесь также даны с точки зрения Пьера. Именно простота и искренность Пьера в этом случае становятся свидетельством великой истины: народ – основная сила русской армии в Бородинской битве.

Он слышит солдатские разговоры и не столько умом, сколько сердцем понимает их величественный смысл.

Пьер внимательно наблюдает за ополченцами и, как и сам Толстой, видит крайнее напряжение нравственной силы сопротивления русской армии и народа. Вскоре Пьер встречает Андрея Болконского, который теперь уже не служит в штабе, а принимает непосредственное участие в сражении.

Он тоже больше не верит в военную науку, но точно знает, что сила народа сейчас велика, как никогда. По его мнению, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы.

И это чувство – народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. “Завтра, что бы там ни было, – говорит он, – мы обязательно выиграем сражение!”.

И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это “не такой день”.

В жарком бою, на батарее Раевского писатель глазами Пьера наблюдает неугасимый огонь народного мужества и стойкости” Простые люди – солдаты и ополченцы – и не думают скрывать чувство страха. И именно от этого их мужество кажется еще более удивительным. Чем более грозной становится опасность, тем ярче разгорается огонь патриотизма, тем прочнее становится сила народного сопротивления.

Подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: “У него не будет ничего своего.

Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит.

Он понимает, что есть что-то значительнее его воли… А главное, почему веришь ему, – это то, что он русский…”

Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но “выигранное сражение” не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи.

Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов – командир большого, активно действующего партизанского отряда.

Обладавшая инерцией наступления и значительным численным превосходством, французская армия была остановлена при Бородине.

Пришел логический конец наполеоновским победам, и это нанесло решающий нравственный удар наступательному духу завоевателей. Весь ход войны в России неуклонно подтачивал славу Наполеона.

Вместо блистательного поединка шпаг он встретил дубину народной войны. Л. Н.

Толстой исторически верно рассматривает сражение под Бородином как поворотный момент войны, определивший дальнейшую скорую гибель французской армии.

Более того, Лев Николаевич Толстой наглядно показал, что в сражении при Бородине сказалось именно нравственное превосходство русской освободительной армии над французской – грабительской. Писатель расценивает Бородинское сражение как победу моральной силы народа России над Наполеоном и его армией.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/izlozhenie-epizoda-borodinskaya-bitva-v-romane-vojna-i-mir/

Бородинское сражение в романе “Война и мир”

План

Ход Бородинского сражения Бородинское сражение в оценке Толстого Герои в Бородинском сражении Выводы

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы…

М. Ю. Лермонтов

Изучив роман-эпопею Л. Н. Толстого ” Война и мир “, многие историки спорят о том, что Толстой позволил себе исказить некоторые факты Отечественной войны 1812 года. Это касается Аустерлицкого сражения и сражения под Бородино. Действительно, Бородинское сражение в романе “Война и мир” Толстого описано достаточно подробно, что позволяет

изучить исторические события по страницам романа. Однако, мнение историков сходится на том, что главным сражением всей Отечественной войны 1812 года явилась именно Бородинское.

Именно оно послужило причиной победы русских над французской армией. Именно оно стало решающим.

Ход Бородинского сражения

Откроем роман Л. Н. Толстого, третий том, часть вторую, главу девятнадцатую, где прочтем: “Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы,.. а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии…

Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”.

Как описывает Толстой, 24 августа 1812 года Наполеон не увидел войска русской армии от Утицы до Бородина, а случайно “наткнулся” на Шевардинский редут, где ему и пришлось начать сражение.

Позиции левого фланга были ослаблены противником, и русские потеряли Шевардинский редут, а Наполеон перевел свои войска через реку Колочу. 25 августа ни с той ни с другой стороны не последовало никаких действий.

А 26 августа произошло Бородинское сражение.

В романе писатель даже показывает читателям карту – расположение французской и русских сторон – для более четкого представления всего происходящего.

Бородинское сражение в оценке Толстого

Толстой не скрывает своего непонимания бессмысленности действий русской армии и дает свою оценку Бородинского сражения в “Войне и мире”: “Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько тогда слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только не мыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства”.

Читайте также:  Краткое содержание абрамов трава-мурава за 2 минуты пересказ сюжета

Герои в Бородинском сражении

Описание Бородинского сражения приведено в 19-39 главах второй части третьего тома. При этом дается не только описание военных действий. Толстой уделяет большое внимание размышлениям наших героев.

Он показывает Андрея Болконского накануне сражения. Его мысли взбудоражены, и сам он несколько раздражен, испытывая странное волнение перед битвой. Он думает о любви, вспоминая все важные моменты своей жизни. Он уверенно говорит Пьеру Безухову: “Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!”

Капитан Тимохин рассказывает Болконскому: “Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят”. Пьер Безухов пришел на курган, где готовились к бою, и ужаснулся, открыв для себя войну “не понаслышке”.

Он видит мужиков-ополченцев и недоуменно смотрит на них, на что Борис Друбецкой объясняет ему: “Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!”

Поведение Наполеона тоже заставляет задуматься. Он нервничает и последний день перед битвой “находится не в духе”. Наверное, Наполеон понимает, что битва эта будет для него решающей. Кажется, он не уверен в своей армии, и что-то подвергает его сомнению.

В самый ход Бородинского сражения Наполеон сидит на кургане у Шевардино и пьет пунш. Почему писатель показал его именно в такой момент? Что хотел показать? Мелочность и равнодушие к своим солдатам, или особую тактику великого стратега и уверенность в своих силах?

По крайней мере, для нас – читателей – все становится понятно: Кутузов никогда бы не позволил себе такого поведения на генеральном сражении. Наполеон показал свою оторванность от народа, где он – и где его армия. Он показал все свое превосходство и перед русскими и перед французами. Он не снизошел, чтобы взять шпагу и вступить в бой.

Он наблюдал за всем со стороны. Смотрел, как люди убивают друг друга, как русские громят французов и наоборот, а думал только обо одном – власти.

О словах Кутузова (приказ к сражению) Толстой говорит так: “…то, что сказал Кутузов, вытекало…из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека”. Для него значение Бородинской битвы поистине было исходом всей войны. Человек, который чувствовал все, что происходит с его солдатами, наверное, не мог думать по-другому.

Бородино для него было проиграно, но он знал, каким-то внутренним чувством, что война еще не закончена. Можно ли назвать это расчетом Кутузова, когда разрешив Наполеону войти в Москву, он подписывает императору Франции смертный приговор. Он обрекает французскую армию на полное опустошение.

Он изнуряет их голодом, холодом и приводит их к бегству из Москвы. Помогает Кутузову в этом и природа, и русский дух и в победу, и вера в силы, пусть ослабевшие, но еще живые, и большое партизанское движение, которое развернул народ.

Выводы

Проведя небольшой анализ этого эпизода, я делаю вывод, что Кутузов признавал за русским народом великую силу, которая и привела Россию к победе. Расчет это или чистая случайность не имеет значения, но Бородинское сражение стало исходом всей войны 1812 года. Достаточно кратко я написал некоторые важные, на мой взгляд, цитаты, которые подтверждают эту мысль.

В моем сочинении на тему “Бородинское сражение в романе “Война и мир” я постарался раскрыть значимость Бородинской битвы в оценке Л. Н. Толстого, в его понимании смысла этой военной операции. А также значение Бородинского сражения в судьбах главных героев романа.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/borodinskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir/

Краткое содержание «Бородинского сражения 1812» Л. Н. Толстого

Бородинская битва 1812 краткое содержание отрывка из романа «Война и мир»:

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения.

Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее.

Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом.

«Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей.

Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером.

И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят… Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».

Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности.

И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым.

Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости».

Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны… быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди».

Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова.

С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего.

Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных.

Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти.

Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их – и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым.

Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью.

– Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно.

Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее.

Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились.

Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней.

Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием дела объяснил положение дел в армии.

Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея.

Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся.

Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал…»

26 августа – день Бородинского сражения – глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск… Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки».

Читайте также:  Краткое содержание саша чёрный кавказский пленник за 2 минуты пересказ сюжета

Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это… было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа.

Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти.

Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг.

И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего.

Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения.

Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «…теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель.

В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры.

В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия.

Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро.

Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности.

Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но… русские все так же стоят…» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона.

Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы.

Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом… сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы… Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына.

Для Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне.

Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий.

Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер.

Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно.

Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей.

Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/borodinskoe-srazheniye.html

Бородинское сражение в романе «Война и мир»

Почему описание решающей битвы перед Москвой Толстой создал сквозь призму восприятия Пьера Безухова? Ведь герой не был образован в военном деле, имел жизненные принципы, не отягощенные злобой и агрессией. Автор попытался донести до читателя, что Бородинское сражение в романе «Война и мир» является трагедией человечества, а не стратегическим поражением из учебника истории.

Перерождение графа Безухова на поле

Когда начинается война, каждым человеком, независимо от возраста и пола, овладевают тревожные мысли. Пьер раньше был одиноким, замкнутым, находился в постоянном поиске смысла жизни. Как только армия Наполеона приблизилась к воротам Москвы, граф Безухов ощутил, что даже жизнь есть вздор, сравнив ее с грядущей бедой.

Значение бытовых удобств, богатства и суеты становится ничтожным для порядочного гражданина, ели угроза порабощения виснет над его народом. Каждый честный человек устремился туда, где решалась судьба его страны – на Бородино.

Вот литературный секрет автора – глазами Болконского или Ростова, которые читали картину 25 августа 1812 года, как привычные маневры, все выглядело довольно обыденно. С точки зрения же неискушенного обывателя море людей, стекающееся к месту сборов, свидетельствовало о патриотическом величии предстоящей битвы.

Утро 26 августа 1812 года

Графа Безухова встретило после сна яркое солнце, которое всегда являлось для людей символом жизни, залогом плодородия. Только сейчас лучи отражались зайчиками от стали солдатских штыков, которые начинали прорисовываться сквозь густой рассветный туман.

Звон оружия звал героя, Пьера тянуло в гущу шумных событий. Там должна была открыться истина противостояния добра и зла. Первый залп орудия еще нравился графу, дым был похож на белый пушистый мячик.

Все вокруг напоминало интересное приключение, Безухов напросился с одним генералом вглубь битвы и оказался на первой линии огня.

Барин выглядел нелепо среди пушек: одетый в штатское платье, в белой шляпе на голове, неуверенно держался верхом на лошади. Солдатам было неприятно видеть здесь, среди их кровавой работы, среди раненых и убитых мирного рассеянного господина.

Крещение огнем

Инстинкт самосохранения заставляет Пьера броситься на помощь артиллеристам. Батарея Раевского несколько раз в день переходила из рук российских солдат к французам и обратно. Историки подтверждают, что это были моменты, решающие исход битвы. Барин соглашается подносить солдатам ядра.

Гром, треск и свист услышал Пьер одновременно, когда рядом разорвались ящики с боеприпасами. Блеск огромного пламени ослепил его и заставил присесть на землю. Страх поглощает человека в момент опасности, поэтому не осознавая своих действий, граф побежал туда, где можно было спрятаться. В окопы. Но там враги уже убивают его соотечественников.

Безухов автоматически хватает за горло французского солдата. Перед ним чужое лицо человека, который раннее ничего плохого ему не сделал. Пьер еще не готов убить, но ему впервые приходится защищать свою жизнь.

Наконец, атака закончилась, герой может перевести дух, созерцая, как в этой временной передышке смешиваются раненные и убитые обеих армий. Война утратила первичный пафос, мужчина чувствует ужас, но наивно думает, что сейчас эти люди очнутся и прекратят убивать друг друга.

Бородинское поле вечером

Пьер Безухов осознал катастрофические последствия произошедшего в ту пору, когда катастрофу осознали все, кто остался в живых. Поля, луга и огороды нескольких деревень оказались заваленными телами людей. Пестрели разные мундиры, убитые застыли в разных позах, только кровь у всех было темного красного цвета.

Перевязочные пункты на сотни метров вокруг пропитались кровью, которая смешалась с землей и превратилась в густую кровавую грязь. Поток раненых воинов, перепуганных, страдающих от боли, брел в направлении Можайска.

Утреннюю бодрость сменила мгла сырости, остро пахнущая дымом, смесью селитры и крови. Природа пыталась заставить людей прекратить стрелять и протыкать друг друга штыками – пошел дождь. Измученные солдаты не выдерживали психологического давления, вида тысяч убитых, раненых, искалеченных и измученных, но они сражались по инерции.

Наверно, невозможно остановить мгновенно страшное дело войны.

Бородинская битва глазами Андрея Болконского

Полк князя Болконского вступил в бой в середине дня. Две сотни солдат пали под ядрами орудий еще стоя в бездействии. Потом под огнем нескольких сотен неприятельских орудий погибла треть всего полка. Людей построили в колонны, заставив стоять под расстрельным огнем врага. То тут, то там выстрел попадал в толпу не атакующих солдат.

Эпизод ранения Андрея Толстой представил, как так, как гибли в тот день десятки тысяч солдат и офицеров. Патриот, который при Аустерлице поднял знамя, а под Шенграбеном командовал батареей, погиб бессмысленно. Война часто не дает возможности проявить героизм, отнимает жизнь просто так.

Вражеское ядро настигло боевого офицера, когда тот бесцельно шагал по полю, слушал шум пролетающих над головой снарядов. Был момент, когда Болконский мог избежать попадания. Адъютант успел пасть на землю и крикнуть «ложись», но офицер помнил, что на него смотрят подчиненные, чей боевой дух зависит от его поведения.

Среди русского народа всегда встречаются люди, которые не бегут, не молчат, не прячутся. Как правило, они гибнут, но остаются в памяти окружающих героями, достойными светлой памяти.

Отношение Льва Толстого к Бородинской битве

Лев Толстой является известным гуманистом в мире классической литературы, он пытался передать будущим поколениям отвращение к войне. Автор лично провел на месте Бородинского сражения много времени, чтобы отразить в романе каждую деталь топографии. Чтобы представить масштаб развернувшейся трагедии 26 августа 1812 года.

По мнению писателя ни Наполеон, ни Кутузов не обладали такой мощной властью, которая была способна отвернуть гибель обоих армий или остановить сражение посреди дня. Две агрессивные силы сошлись на Бородинском поле, чтобы повернуть ход истории в другое русло.

Добрый мудрый Лев Толстой положил свой семилетний труд в создание романа, чтобы донести до мира простую истину – кровопролитие народов всегда остается самым грязным делом в прямом и переносном смысле. Раны и боль одинаково приносят страдания людям всех национальностей, не зависимо от веры и социального статуса.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1368-borodinskoe-srazhenie-v-romane-voyna-i-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector