- «Подснежник» — это трогательное произведение Ивана Бунина о ребенке, похжем нежностью на цветок.
- Автор писал рассказ, будучи за границей и скучая за Россией, символ которой — прекрасный весенний первоцвет.
- Пересказать можно следующим образом.
Жил вместе с тетей Варей мальчик Саша десяти лет в небольшом уездном городке, в мещанском доме. У него не было мамы, а папа иногда приезжал из деревни навестить сына и погулять на праздник, останавливаясь в Елецком подворье.
Тетя за внешний вид называет племянника «Подснежником»: ребенок мил собой, с голубыми глазами, что ангел, поэтому напоминает нежный цветок, первым появляющийся весной из-под снега. Мальчик настолько удивителен, что нет ему подобного в мире, «свеж и чист»:
Лишь отец приезжает в город, Саша перебирается в Елецкое подворье. Каждый раз ребенок ждет, что увидит папу, дожидается, с нетерпением.
Вот, прикатили сани, полные соломы, к дому, где живет Саша. Ребенок спит в номере его папы, занимая диван.
Утром встают, наскоро и коротко завтракают, идут в трактир. Там продолжается завтрак. Отец кутит в полном табачного дыма трактире, его окружают такие же простые мужики, простые, как он сам.
Казалось бы, что ребенку делать с такими людьми, в спертом чаду трактира? Везде «наплевано», «натоптано»… Снуют туда-сюда половые, разнося блюда…
Но главный герой рассказа рад каждую минуточку бывать с родителем, ему не скучно слушать разговоры грубых мужиков, выпивающих за столом.
Так проходит Масленица, Саше хорошо с батей, а в гимназию утром просыпаться не надо…
Но приходит понедельник, пора расставаться… Снова уедет отец…
— говорит сыну папа мальчика, целует его и крестит, второпях прикладывая губами Сашу к своей руке…
Напоследок обронит:
Рванут кони, унося дорогого человека… Как быстро проходит неделя Масленицы… И снова будет ждать, что к нему приедет отец!
Это не простое произведение: школьнику не дано большего понять, чем смысл, что мальчик скучает за папой и ждет его, каждый раз. На самом деле этот рассказ гораздо глубже…
Образ «подснежника» символичен: тянется ребенок к единственно близкому человеку, дожидается его внимания… Папа занят своими переживаниями и ему не до сына. Он отдыхает в трактире, а прощается с Сашей наскоро…
Как первоцвет ждет солнышка, так мальчик своего папу.
Произведение было написано Иваном Буниным вдали от дома… Его ностальгия видна в рассказе «Подснежник»… Это тоска по родным краям и прекрасным цветам, что первыми появятся по весне.
Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3011509-bunin-podsnezhnik-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html
Краткое содержание рассказа «Подснежник» и отзыв для читательского дневника (И.А. Бунин) | Литрекон
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ миниатюры И. А. Бунина «Подснежник» — основные события и сюжет в максимальном сокращении — и рекомендует ознакомиться с первоисточником, учитывая минимальный размер рассказа.
(207 слов) Из первой же фразы «Была когда-то Россия», становится ясно, что Бунин пишет о прошлом, дореволюционном времени, при том, что сам рассказ написан в 1927-ом году.
Мы оказываемся в «уездном городишке», где живет и учится десятилетний гимназист Саша. Он был прозван «подснежником» своей тетей Варей за пронзительно-чистый и непорочный внешний вид, но в чужой семье, где он сейчас живет, ему очень грустно и одиноко.
К нему из деревни на Масленицу (на неделю перед Великим Постом) приезжает отец, и нет события радостнее для Саши. Отец останавливается на Елецком подворье (на постоялом дворе), и забирает Сашу к себе. В душном номере гостиницы отец просыпается и курит.
Мальчик все еще нежится в постели, ведь идти никуда не нужно. Потом мужчина заказывает самовар, калачи и ласково будит ребенка. Тот просыпается с удовольствием, крестится на икону и садится за стол. Потом они отправляются в трактир, хотя мальчик уже сыт.
Отец ходит по трактирам, пьет, курит, веселится и водит ребенка с собой. Бунин показывает разительное противоречие между сальной, грязной, прокуренной атмосферой мужицких кабаков и невинной душой Саши, который, несмотря на это, абсолютно счастлив, что находится рядом с отцом. Он сидит и слушает непонятные разговоры.
Но Масленица кончается, отец уезжает, и вместе с ним из жизни Саши исчезает и его детское счастье.
Отзыв (135 слов): Мне очень понравился рассказ «Подснежник», потому что его главная мысль актуальна во все времена и очень близка мне. Бунин поразительно ярко показывает, как важна для детей живая связь с родителями, какими бы они ни были.
Мое мнение о «Подснежнике» обусловлено колоритными описаниями из жизни дореволюционной России. Приятно читать о том, как жили наши предки, как веселились и проводили время. Бунин мастерски передает атмосферу Масленицы и народных гуляний той поры. Рассказ оставляет прекрасное впечатление, сравнимое с предвкушением праздника.
Чему учит автор? Я думаю, «Подснежник» заставляет задуматься о том, как ребенку важна семья. Чужие люди, даже очень хорошие и благонравные, не заменят отца или мать. Поэтому родителям важно не разлучаться со своими детьми, что бы ни случилось.
Мое отношение к прозе Бунина уже давно сформировало определенные ожидания от каждой его книги. И данный рассказ полностью им соответствовал.
Дмитрий Колотиевский
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/podsnezhnik-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika-i-a-bunin/
Краткий пересказ Подснежник (Бунин И. А.)
Подснежник – интересное название рассказа, однако оно совсем не раскрывает сути произведения. Ведь речь идет не о первоцвете, а о мальчике Саше. Он учится в гимназии и ему 10 лет.
Он живет с тетей Варей, которая заменила ему мать, именно она называет мальчика подснежником, и это не потому что Саша какой-то особенный.
Папа мальчика жил не с ними. Он работал в глухой усадьбе и приезжал только на выходные.
И вот темой рассказа как раз таки и являются те дни, когда папа и сын вместе, только особенность их в том, что в это время празднуется
масленица.
- Основным, что нужно запомнить, описание Саши и его отца.
- Папа – это человек большой, краснолицый, курчавый и седеющий, а также сильный и моложавый.
Он ходит в длинных сапогах и Романовском полушубке, очень теплом и вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, а также всегда с блестящими глазами от хмеля.
Саша был одет в длинную светло-серую шинель с белыми серебристыми пуговицами. На голове у него был новый синий картуз с серебристыми пальмовыми веточками над козырьком. У него были ясные голубые глаза и нежное лицо, в выражении котором была заметна внимательность и доверчивость к миру.
Саша живет в чужой семье. Он, по сути, одинок. Дни скучны и обыденны, но у Саши случается праздник, когда к нему приезжает папа и на это время он переезжает с ним в Гелецкое подворье.
Для Саши эти выходные проходят всегда по одному сценарию. Просыпается отец, потом он будет Сашу, который долго спит, потому что ему не нужно в гимназию. Отец стягивает с него одеяло, тот просыпается и всегда рассказывает отцу, с большим увлечением, то, что ему снилось. Саша умывается, крестится, клонится в угол, затем целует руку отца и потом пьет чай и кушает калач.
Они собираются и идут в трактир завтракать. Отец заказывает себе селянку в сковороде, жареную рыбу Навагу, леща в сметане, графин водки и пол дюжины пива. А затем он зовет всех своих знакомых к себе за стол. Несмотря на то, что сидеть в этом месте, среди этих людей – мучение, Саша счастлив, потому что он рядом с папой.
И он прекрасно понимает, что скоро это время закончиться и папа снова уедет работать.
И вот наступил понедельник. Они проснулись в номере и все уже по-другому, даже прохожие на улице. Отец суетливо собирается. На дворе уже запрягли лошадей, идиллия отца и сына подошла к своему завершению.
Саша целует руку отца и уходит в гимназию, а папа уезжает на работу. И все, счастливая неделя окончилась.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkij-pereskaz-podsnezhnik-bunin-i-a/
Подснежник – краткое содержание рассказа Бунина (сюжет произведения)
Иван Бунин – Подснежник краткое содержание
Подснежник – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
- Бунин Иван Алексеевич
- Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.
- Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.
Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.
Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?
На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!
Живет Саша “на хлебах”, в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.
Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо.
Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.
Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.
Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:
Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, – завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!
В трактире “чистая” половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду.
И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, – селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, – требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках.
Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.
Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:
- – Подано, Николай Николаич!
- И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;
- – Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.
- И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам.
А лошади уже стоят у крыльца.
Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто – боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках. Еще минута – и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!
Краткое содержание Подснежник в сокращении (Бунин И. А.)
Рассказ – миниатюра Ивана Бунина “Подснежник” каждой своей строкой передает все настроение и боль автора. Рассказ небольшой по своему объему, но он необъятный по эмоциональной и смысловой нагрузке.
Но для настоящего профессионала и человека, который вкладывает душу в каждое слово своего произведения, нет необходимости писать большое количество слов и предложений.
Главное указать читателю ход своих мыслей, заставить его смотреть сквозь буквы и слова, понять всю глубину рассказа.
В рассказе автор описывает визит отца из деревни
к своему десятилетнему сыну-гимназисту во время масленичных праздничных выходных. В образ отца автор вкладывает суть всего общества того времени: “…все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами”. Автор ни на что конкретно не указывает.
Он просто передает это читателю, описывая один день из жизни отца и сына. Простой мужик из народа крупного телосложения, в старом заношенном и “вонючем” полушубке. Его мало интересует грамота или искусство, мало заботят его человеческие чувства и душа людей. И общается он точно с такими же людьми.
В головах которых занимает место мысль о
выпивке с закуской. И на мрачном сером фоне своего отца выступает маленький мальчик, “подснежник”. Такое прозвище ему дает тетка за его небесно-голубые глаза. Называя мальчика “подснежником”, автор вкладывает очень большой смысл в это прозвище.
Мальчик-гимназист в чистой красивой наглаженной форме, со светлыми чувствами и непорочными мыслями выступает как образ зарождения новой жизни в обществе. Сын ночует в грязном номере, который снял отец, просыпается в клубах папиросного дыма отца. Он умывается и спешит к отцу, чтобы поцеловать его руку.
Отец ведет его в трактир, где придается пьяным застольным беседам с такими же, как он простыми людьми. Мальчик, словно цветок, который пробивается сквозь талую землю и гнилые листья, растет среди сигаретного дыма и пьяного угара. Но ему это не важно. Он превозносится над всей грязью, которая его окружает, благодаря своей любви к отцу.
Ему не важно как одет его отец, пьян он или трезв, ему важно держать его за руку и чувствовать, что он рядом. Он переполнен чистыми и наивными чувствами и мечтами.
Как сильно сын боится того утра, когда отец отправится обратно в деревню. Отъезд отца, несмотря на всю его черствость, становится для мальчика черным днем. Отец возвращается обратно в деревню, и возвращаются обычные скучные пустые серые будни. Неизвестно, что будет с “подснежником” дальше, сможет ли он дальше пронести свои высокие моральные и духовные ценности.
Бунин указывает на то, как тяжело вырастить что-то новое, лучшее, чистое среди грязных устоев и порядков. Мальчик-гимназист может быть образом маленькой надежды общества того времени. Надежды на то, чтобы полностью не потерять душу и сердце.
Автор верит, что таких “подснежников” будет как можно больше, и они смогут заполнить и согреть своим чистым и искренним внутренним светом серую и холодную жизнь.
Солженицын — краткое содержание произведений
Другие работы по этой теме:
Краткий пересказ Подснежник (Бунин И. А.) Подснежник – интересное название рассказа, однако оно совсем не раскрывает сути произведения. Ведь речь идет не о первоцвете, а о мальчике Саше. Он учится в.
Краткое содержание Жизнь Арсеньева в сокращении (Бунин И. А.) Родился Алексей Арсеньев в средней полосе России в 70-х гг. XIX в., на хуторе Каменка, в отцовской усадьбе. Его детство прошло на лоне неяркой русской.
Краткое содержание Легкое дыхание в сокращении (Бунин И. А.) В экспозиции рассказа описывается могила главной героини Оли Мещерской. Затем излагается ее история. Оля была благополучной, способной и озорной гимназисткой, которая к наставлениям классной дамы.
Краткое содержание Суходол в сокращении (Бунин И. А.) “Суходол” представляет собой семейную хронику столбовых дворян Хрущевых. Судьба Натальи стоит в центре произведения. Это дворовая девушка, жившая у Хрущевых как родная, поскольку была молочной.
Краткое содержание Деревня в сокращении (Бунин И. А.) Братья Тихон и Кузьма Красовы были родом из небольшой деревни под названием Дурновка. Когда-то в молодые годы они вели совместную мелкую торговлю, но потом рассорились.
Краткое содержание Митина любовь в сокращении (Бунин И. А.) Катя является возлюбленной Мити. Она милая, хорошенькая девушка с небольшой фигуркой, свежа и молода; посещает студию Художественного театра, обучается в частной театральной школе, живет с.
Краткое содержание Сны Чанга в сокращении (Бунин И. А.) Пес по кличке Чанг дремлет, и ему вспоминается, как он познакомился в Китае с капитаном, своим хозяином. Произошло это шесть лет назад. С тех пор.
Краткое содержание Чистый понедельник в сокращении (Бунин И. А.) Их знакомство было случайным. Состоялось оно в декабре. Оказавшись на лекции Андрея Белого, он хохотал и вертелся, а она, случайно сидевшая рядом в кресле, сначала.
Краткое содержание Натали в сокращении (Бунин И. А.) Молодой человек Виталий Мещерский, недавно поступивший в университет, прибывает на каникулы домой, и у него возникает желание отыскать любовь без романтики. Чтобы осуществить свой план.
Краткое содержание Окаянные дни в сокращении (Бунин И. А.) Произведение представляет собой дневниковые записи Бунина, веденные им в 1918-1920 годы. В заметках автор отражал свои впечатления и наблюдения относительно событий, происходящих в России в.
Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/kratkoe-soderzhanie/podsnezhnik-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-bunina-syuzhet-proizvedeniya
Краткое содержание Бунин Темные аллеи за 2 минуты пересказ сюжета
Среди русских классиков начала XX века И. Бунина можно назвать одним из самых читаемых.
Отточенный, завораживающий слог, мастерство в создании пейзажных зарисовок, высокий психологизм, подход художника (сказалось увлечение живописью) к изображению мира… Всё это делает рассказы Бунина узнаваемыми для многих поколений читателей.
Поражает и сила любви писателя к Родине, отвергнувшей его. После Октябрьской революции Иван Алексеевич оказался в эмиграции и уже никогда не возвращался в Россию.
Основные темы прозы
На раннем этапе творчества у Бунина преобладает поэзия. Однако очень скоро стихи уступят место рассказам, в создании которых писателя безоговорочно признают мастером. Их тематика с годами менялась мало. Судьба страны и любовь – вот два главных вопроса, волновавших Ивана Алексеевича на протяжении всей жизни.
Рассказы Бунина рубежа веков чаще о разоряющейся России («Танька», «Антоновские яблоки»). Его герои – мелкопоместные дворяне и простые мужики, чья жизнь все больше меняется с приходом буржуазных отношений.
Ранние произведения вмещают в себя и отголоски первой революции: они наполнены ожиданием чего-то нового, трагического. В годы Первой мировой войны ощущение катастрофичности бытия («Господин из Сан-Франциско») вызывает в писателе внимание к любви как высшей ценности жизни.
Наиболее полно эта тема проявится в эмигрантском творчестве, включающем рассказы Бунина из цикла «Темные аллеи».
Начиная с 20-х годов в произведения проникают нотки одиночества и все той же обреченности, безнадежности.
Октябрьская революция и эмиграция
Октябрьскую революцию Бунин воспринял отрицательно, как социальную драму. Он эмигрировал в 1920 году во Францию.
Здесь им были написаны, кроме других произведений, цикл новелл под названием «Темные аллеи» (анализ рассказа с одноименным названием из этого сборника мы проведем чуть ниже). Главная тема цикла — любовь.
Иван Алексеевич открывает нам не только светлые ее стороны, но и темные, о чем говорит и само название.
Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика)
Судьба Бунина была и трагичной, и счастливой. В своем искусстве он достиг непревзойденных высот, первым из отечественных писателей получил престижную Нобелевскую премию. Но он вынужден был тридцать лет прожить на чужбине, с тоской по Родине и душевной близостью с ней.
Изображение русского характера
Писателя, дворянина по происхождению, всегда беспокоила судьба русских поместий, где существовал особый уклад жизни. Очень часто крепостных и их хозяев связывали почти родственные отношения, что доказывает рассказ Бунина «Лапти», написанный уже в эмиграции.
Сюжет его прост. У барыни заболел ребенок. Он был в бреду и все просил какие-то красные лапти. Нефед, принесший на топку соломы, участливо поинтересовался состоянием мальчика и, узнав о его странном желании, проговорил: «Надо добывать. Значит, душа желает».
На улице же пятый день «несло непроглядной вьюгой». Поколебавшись, крестьянин все же решил отправиться в путь – в Новоселки, что находились в шести верстах. Барыня провела в тревожном ожидании всю ночь, надеясь, что он остался там до рассвета.
А наутро Нефедушку, замерзшего, «забитого снегом», с детскими лаптями и краской фуксином за пазухой, привезли мужики: они наткнулись на него в сугробе в двух шагах от дома.
Так в образе простого мужика Бунин выделяет черты истинно русского характера: человека отзывчивого, доброго душой, способного на самопожертвование ради тех, кого любит.
Кратко об истории создания рассказа И.А. Бунина «Тёмные аллеи»
Ивана Алексеевича Бунина вдохновило стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть», точнее ему очень понравилась метафора «тёмные аллеи». Этот образ писатель наделил особым смыслом, он назвал «Тёмными аллеями» целый цикл рассказов о красивой, судьбоносной, незабываемой любви.
Рассказ «Тёмные аллеи» был написан в 1938 году, когда писатель находился в эмиграции. Это было тяжелое время: голод, страх, гонения, нищета… Но именно в эти годы И.А. Бунин написал лучшие свои работы. Он возвращался в них в мирную жизнь, в собственную молодость, в Россию. В те непростые времена творчество помогло выжить русскому писателю, сейчас оно стало нашим наследием и гордостью.
Сборник рассказов «Темные аллеи»
Книга вышла в 1943 году и включала 11 новелл о любви. Спустя три года была дополнена и сейчас насчитывает 38 рассказов. Сборник стал своего рода результатом эстетических и идейных замыслов Бунина.
Чистая, прекрасная, возвышенная любовь, часто трагическая. Яркие, запоминающиеся, не похожие друг на друга женские образы. Подчеркивающие их красоту и оттеняющие искренность чувств мужчины. Так можно коротко охарактеризовать книгу, которую считал лучшей в своем творчестве, в том числе и в плане «литературного мастерства», И. Бунин.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Толстой «Средь шумного бала»: тема, композиция, образность, история Следующая тема: Куприн «Гранатовый браслет»: содержание и тема любви в рассказе Бунин Иван Алексеевич является одним из лучших писателей нашей страны.
Первый сборник его стихотворений появился в 1881 году. Затем им были написаны рассказы «На край света», «Танька», «Вести с родины» и некоторые другие. В 1901 году вышел новый сборник «Листопад», за который автор получил Пушкинскую премию.
К писателю приходят популярность и признание. Он знакомится с М. Горьким, А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым.
В начале 20-го века Иван Алексеевич создает рассказы «Захар Воробьев», «Сосны», «Антоновские яблоки» и другие, в которых запечатлена трагедия обездоленного, нищего народа, а также разорение усадеб дворян.
Рассказ «Темные аллеи»
Николай Алексеевич, убеленный сединой, но еще бодрый и свежий, останавливается на постоялом дворе и узнает в хозяйке женщину, в которую был влюблен еще в молодости.
Надежда служила в их доме горничной, и социальное различие сыграло роковую роль в их судьбе. Герой оставил любимую, потом женился. Но жена сбежала, сын доставлял одни лишь проблемы.
Он устал от жизни, и случайная встреча вызвала в нем непонятное томление и мысли о том, что все могло сложиться иначе.
Надежда же так и не вышла замуж. Она всегда любила только одного человека, но так и не смогла простить ему предательства. И эти слова звучат в рассказе как приговор тому, кто не способен бороться за свои чувства.
В какой-то момент возникает ощущение, что Николай Алексеевич раскаялся. Однако затем, из разговора с кучером, становится ясно, что все эти воспоминания для него не более, чем вздор.
Не вернуть больше тех самых счастливых минут жизни, когда не было лжи и притворства.
Так уже в первом произведении цикла, открывающем рассказы Бунина «Темные аллеи», возникает образ искренне любящей женщины, способной пронести чувство через всю жизнь.
Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина
Сборник «Темные аллеи» называют своеобразной «энциклопедией любви», в которой собраны невероятные и порой парадоксальные истории о самом противоречивом человеческом чувстве.
Все герои при поразительном разнообразии их индивидуальностей, социального статуса, материального положения подсознательно живут в ожидании любви, но часто, познав ее, становятся несчастными, а порой и гибнут.
«Любовь прекрасна», но «любовь обречена», близость любви и смерти несомненна для Бунина. Познавший любовь начинает понимать хрупкость и бренность всего сущего.
Особенно разнообразны женские образы. Мужские характеры менее выразительны, затуманены, характеризуются скорее косвенно, как отражение психологического облика самодостаточной женщины.
Образы женщин притягательны, кем бы они не были, способность любить уравнивает всех: крестьянку и дворянку, падшую и приличную женщину.
Характеры героинь, их душевные переживания раскрываются в их любовных историях.
Бунин любил свое позднее творение, особенно выделял в сборнике рассказ «Чистый понедельник», даже говорил, что благодарен Богу, что смог написать«историю о прекрасной, но трагической любви».
У главных героев рассказа есть все, чтобы быть счастливыми: молодость, красота, богатство. Они испытывают почти мистическое влечение друг к другу. Несмотря на это, им не суждено обрести счастье.
Загадочен и таинственен облик героини. Вся ее натура двойственна: она отказывается стать женой человека, которого любит, но весело проводит с ним время, посещает какие-то курсы, но любит бывать в монастырях и храмах.
Увлекается современной поэзией и слушает церковную музыку, ест с аппетитом, но всегда постится. Она может быть легкомысленной и скромной, веселой и задумчивой, страстной и холодной.
Она мечется, пытаясь найти свое предназначение.
Накануне чистого понедельника героиня со своим избранником весело проводит время в прощенное воскресенье, на следующий день, впервый день Великого поста она уезжает. Через две недели сообщает, что решила стать монахиней.
Главный герой спустя два года случайно оказывается в Марфо-Мариинской обители, где замечает взгляд одной из монахинь, устремленный в его сторону. Не видя его, она интуитивно ощутила присутствие любимого в толпе. Героиня обрела успокоение в духовном служении, но любовь в ее сердце продолжала жить.
Помимо одухотворенного образа безымянной героини «Чистого понедельника» в сборнике создана целая галерея неповторимых женских образов со своими особыми чертами.
Это и художница Руся с иконописным обликом, несчастная Галя Ганская, возвышенная Натали, простодушная Таня из одноименных рассказов, наивная Поля из рассказа «Мадрид», журналистка Елена Генриховна из рассказа «Генрих», экстравагантные «дочери века» из рассказов «Муза» и «Антигона» и многие другие.
«Трагическая хвала сущему…»
Эти слова Ф. Степуна о творчестве писателя в полной мере можно отнести к другому произведению сборника — «Кавказ». Рассказ Бунина повествует о любви трагической, изначально нарушающей нормы нравственности. Герои – молодые любовники и ревнивый муж.
Она (имен у персонажей нет) постоянно мучается от осознания того, что является неверной женой, и одновременно безгранично счастлива рядом с Ним. Он ждет каждой встречи, его сердце замирает от восторга, когда в голову приходит план поездки-побега вдвоем.
Муж, что-то подозревающий, готов на все, чтобы защитить свою честь.
Влюбленные мечтают провести хотя бы две-три недели где-нибудь в уединенном месте и решаются уехать на Кавказ. Рассказ Бунина заканчивается тем, что муж провожает жену, а затем бросается за ней вслед. Так и не найдя ее, он стреляет себе в виски из двух револьверов.
И здесь возникает ряд вопросов.
О чем свидетельствует подобный поступок? О том, что любовь была для него смыслом жизни и он дает свободу жене, вместо того чтобы стреляться с соперником? А как смогут жить дальше Он и Она, отношения которых стали причиной чужой трагедии?
Так многогранно и неоднозначно изображает писатель одно из самых светлых чувств на земле в своих рассказах.
Драматичность судеб главных героев
Бунин в своем произведении хотел показать драматичность судеб главных героев, которые вынуждены были расстаться, будучи влюбленными друг в друга. В этом мире любовь оказалась обреченной и особенно хрупкой. Но она осветила всю их жизнь, навсегда осталась в памяти лучшими мгновениями. Романтично-прекрасна эта история, хотя и драматична.
У Бунина в произведении «Темные аллеи» (анализ рассказа этого мы сейчас проводим) тема любви является сквозным мотивом.
Пронизывает она и все творчество, связывая тем самым эмигрантский и российский периоды.
Именно она позволяет писателю соотнести с явлениями внешней жизни душевные переживания, а также приблизиться к тайне души человеческой, исходя из влияния на него объективной действительности.
На этом завершаем анализ «Темные аллеи». Любовь каждый понимает по-своему. Это удивительное чувство до сих пор не разгадано.
Тема любви будет актуальна всегда, поскольку она является движущей силой многих человеческих поступков, смыслом нашей жизни. К этому выводу приводит, в частности, проведенный нами анализ.
«Темные аллеи» Бунина — рассказ, который даже своим названием отражает мысль, что чувство это нельзя понять до конца, оно «темное», но в то же время прекрасное.
Направление и жанр
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Осеннее ненастье
По большой тульской дороге, по грязным колеям, залитым дождем, подъехал заляпанный грязью тарантас. Так начинаются «Темные аллеи», краткое содержание которых состоит из диалога двух не видевшихся почти три десятилетия людей.
Из тарантаса вышел немолодой стройный старик-военный. Он и не мог предполагать, что ему придется вспомнить то, как много лет назад цвел шиповник, и темные аллеи.
Краткое содержание по главам заставит героев с горечью припомнить вспыхнувшую страсть, постыдную для героя, и горькое для героини расставание.
Волевая женщина
Если барин мог только болезненно усмехнуться, узнав о не угасшей за долгие тридцать лет любви, то Надежда спокойно, но с недоброй улыбкой припомнила ему, как им одним жила, как бессердечно ее отбросили, как хотелось умереть. Но все забывается, убеждал старик, да нет, возражала Надежда. Но лишь бы Бог простил, а ты-то простила.
Такое простить нельзя: дороже никого у Надежды на свете не было. У нежной девушки выковался стальной характер. Чтобы отвлечься от горечи потерь, она сумела завести дом у почтовой станции, управлять хозяйством, давать деньги в рост по справедливости. Об этом рассказывает Бунин.
«Темные аллеи», краткое содержание которых не рассказывает о пути Надежды, подводят итог неустанных попыток вырваться из власти всепобеждающей любви.
Чему учит?
Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.
«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.
В избе почтовой станции
Придерживая полы шинели руками в замшевых перчатках, он взбежал по ступеням в пустую, сухую, чистую, опрятную горницу, сбросил шинель, затем перчатки и картуз. Он был строен и красив, но не в настроении, поэтому неприязненно позвал кого-нибудь. И сразу же вошла легкой походкой немолодая, черноволосая, чернобровая, красивая, полная женщина.
Бросив мельком на нее взгляд, военный отрывисто потребовал самовар и невнимательно спросил, служит она здесь или хозяйка. Спокойно, с достоинством женщина ответила, что она хозяйка и это дело любит. Он похвалил чистоту и опрятность, на что получил неожиданный ответ: хозяйка обратилась к нему по имени отчеству.
Так продолжается рассказ «Темные аллеи», краткое содержание которого в два с половиной листа будет состоять из разговора-воспоминания.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Книга — наш друг и советчик (7 класс) Мы сидим в темноте, смотрим на компьютер и оттуда видим мир. Нам не нужно воображать, нам не нужно мечтать, но всего двумя щелчками мыши мы идем и видим то, что хотим. Как человек,
- Анализ произведения Барышня-крестьянка Пушкина Пушкин написал произведение «Барышня крестьянка» будучи в ссылке в Болдино. Осени ему хватило, чтобы создать интересный и веселый рассказ. Александр Сергеевич затронул любимую многими темы любви и раздоров.
- Сочинения по картинам Бакшеева Описание картин Бакшеева
Источник: https://memblog.ru/biografii-avtorov/temnye-allei-bunin.html