Краткое содержание достоевский скверный анекдот за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Достоевский Скверный анекдот за 2 минуты пересказ сюжета
Роман «Бедные люди» является первым опубликованным произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман вышел в печать в 1846 году, когда писателю было около 25 лет.

В этой статье представлено краткое содержание романа «Бедные люди» Достоевского: краткий пересказ сюжета, роман в сокращении. 

Краткое содержание Достоевский Скверный анекдот за 2 минуты пересказ сюжета
Макар Девушкин и последнее письмо Вареньки.
Художник Косенков

Действие романа происходит в Петербурге в середине XIX века. 

Варенька Доброселова — бедная образованная девушка в возрасте около 17-18 лет. Около год назад она осталась сиротой и с тех пор живет у служанки Федоры, которая ее приютила. Бедная сирота Варенька зарабатывает себе на жизнь шитьем и рукоделием.

Единственным близким человеком Вареньки, помимо Федоры, является ее дальний родственник Макар Девушкин. Макар — добрый, скромный, одинокий мужчина 46-47 лет, бедный мелкий чиновник.

Не так давно Макар помог Вареньке пережить тяжелый период: девушка попала в лапы подлой родственницы Анны Федоровны и стала жертвой ее интриг. Одним из обидчиков Вареньки также стал богатый господин Быков (судя по всему, он опозорил ее, но не женился). Теперь из-за дурных слухов Варенька утратила честное имя и не может достойно выйти замуж. 

Варенька и Макар часто пишут письма друг друга, рассказывая о своих бедах и радостях. Герои живут в соседних домах, но стараются скрывать свою дружбу от сплетников-соседей. Варенька любит Макара как друга. Тот тоже любит ее, но скорее не как дочь, а как женщину, хотя и не признается в этом прямо. 

Из переписки Вареньки и Макара мы узнаем истории жизни других, второстепенных героев: чиновника Горшкова и его семьи, студента Покровского и его отца. Все эти персонажи — незначительные, «маленькие люди», униженные и обиженные судьбой.
Тем временем из-за тяжелых условий жизни Варенька заболевает чахоткой и все меньше работает. Она чувствует, что скоро умрет. Макар поддерживает ее как может. В конце концов Быков делает Вареньке предложение, чтобы якобы вернуть ей честное имя. На самом деле Быков женится, чтобы завести детей и таким образом лишить наследства своего племянника. Больная, подавленная нищетой Варенька соглашается на этот брак, хотя и понимает, что не будет счастлива с подлым, бездушным Быковым. После венчания Быков увозит Вареньку из Петербурга далеко «в степь». Макар тяжело переживает расставание с Варенькой. После ее отъезда переписка героев обрывается. Можно предположить, что Варенька вскоре умирает от чахотки в далеком краю.

Конец.

Таково краткое содержание романа «Бедные люди» Достоевского: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите: Все материалы по роману «Бедные люди»

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/05/bednye-ljudi-kratkoe-soderzhanie-pereskaz-roman-dostoevskij.html

"Скверный анекдот": краткое содержание и анализ рассказа Достоевского

Главный герой «Скверного анекдота» — Иван Ильич Пралинский, высокопоставленный чиновник, который занимает четвертую строчку четырнадцатиступенчатой табели о рангах тогдашней царской России.

То есть он действительный статский советник, что соответствует генеральскому чину.

Однако этот высокий чин не избавляет героя от мучений, которые свойственны чиновникам мелким — Голядкину из «Двойника» и рассказчику «Записок из подполья».

«Скверный анекдот»: краткое содержание рассказа

Пралинский постепенно и благополучно поднимался по служебной лестнице, что является самым важным в чиновничьей службе, и в результате занял весьма неплохое положение.

Но по какой-то неведомой причине ему все равно казалось, что его не признают в достаточной мере, что никто не ценит его достоинств. Иными словами, он мучается оттого, что не может добиться настоящего признания.

Пралинскому постоянно кажется, что люди отворачиваются от него, он жаждет признания и выискивает случай, чтобы выставить напоказ свои добродетели.

Однажды вечером он был приглашен в дом своего начальника Степана Никифоровича Никифорова, который праздновал новоселье. Кроме него приглашен только один человек. Все собравшиеся обладают генеральским чином.

Во время их беседы Пралинскому кажется, что Никифоров, который старше его летами, относится к нему несколько холодно.

Постоянно снедаемый мыслями о том, что его игнорируют, главный герой воображает, что эта холодность является еще одним молчаливым свидетельством его отверженности. И ему становится от этого нестерпимо больно.

Возвращаясь пешком с новоселья, Пралинский проходит мимо домика, где играют свадьбу. Осведомившись у городового, он обнаруживает, что жених — регистратор Псевдонимов, который служит в канцелярии того же ведомства, что и Пралинский.

И тогда Пралинский вдруг заходит в дом этого человека, которого обычно не удостаивает своим разговором. Сам он расценивает свое решение как проявление настоящего «гуманизма», ему хочется продемонстрировать свое великодушие — чтобы его увидели и оценили.

Так он рассчитывает избавиться от чувства отверженности и одиночества.

Нежданное появление «его превосходительства» ломает всю атмосферу праздника этих бедных людей. Гости замолкают и не могут сообразить, что происходит. Усевшись на самое почетное место, Пралинский терзается страхами за то, что вся его затея закончилась провалом, но отступать уже некуда.

Пытаясь возвратить праздник в прежнее русло, генерал усиленно выпивает подносимое ему шампанское и тщится продемонстрировать широту души, приличествующую доброму начальнику. Однако все усилия его напрасны, праздник испорчен. От отчаяния Пралинский выпивает добрую рюмку водки и пьянеет совершенно.

Дело кончается тем, что его уносят спать на ту постель, которая предназначена для новобрачных.

«Скверный анекдот»: анализ рассказа

В этом рассказе с потрясающим мастерством и убедительностью Достоевский описывает слабого и жаждущего признания человека, который, желая забыть про холодность Никифорова и избавиться от своей горечи, сначала пытается выставить напоказ свой «гуманизм», а потом напивается до бесчувствия.

В его пьяном мозгу прокручиваются самые разные чувства: позор, ненависть к себе, желание исправить ситуацию. Ему мерещатся враги, он поднимается с места, чтобы дать им отпор, но тут его одолевает слабость и угрызения совести и он снова усаживается.

Словом, мы наблюдаем театр одного актера, который показывает нам борьбу достойного сожаления человека с самим собой.

Голядкин из «Двойника» и Вася из ««Слабого сердца» демонстрируют борения души, которые напоминают умопомешательство, но в «Скверном анекдоте» Достоевский достигает еще большей убедительности — в этом материале он чувствует себя как рыба в воде. Видения, которые пробегают в мозгу Пралинского, его сумбурная речь, его череда впечатлений, эта душевная подвижность, которую невозможно заключить в какие-то рамки — все это описано с великолепным мастерством.

О Псевдонимове сказано не так много, но мы должны вспомнить тяжелый взгляд этого регистратора, чей праздник разрушил «гуманист» Пралинский: «Ивану Ильичу показалось, что в глазах Псевдонимова есть что-то холодное, затаенное, даже что-то себе на уме, особенное, злокачественное».

Было бы не удивительно, если бы взбешенный Псевдонимов попытался убить генерала. Цензура вряд ли бы допустила, чтобы в рассказе было представлено убийство высокопоставленного чиновника. Возможно поэтому Достоевский избегает мрачной развязки. Если бы «анекдот» закончился таким образом, поменялось бы все звучание рассказа.

Одна из линий, которая отделяет произведения Достоевского «до» и «после» «Преступления и наказания», состоит в следующем.

До «Преступления и наказания» Достоевский не выводит на сцену убийц, начиная же с этого романа они появляются на страницах его произведений. «Скверный анекдот» стоит как бы посередине.

Появление убийцы было бы оправдано всем ходом действия, но убийства, тем не менее, не случается — Достоевский выбирает более мягкую концовку.

Многие поклонники Федора Михайловича ценят его за «философские идеи», но немало среди них и таких, которые находят пищу в точном и тонком описании подвижной стихии человеческой души.

Читайте также:  Краткое содержание королёк - птичка певчая гюнтекин за 2 минуты пересказ сюжета

«Скверный анекдот» — это комедия, где представлен подленький и смешной Пралинский, эта комедия безжалостна и глубока. Это и заставляет читателя вновь и вновь перечитывать рассказ, сюжет которого уже знаком ему до мельчайших подробностей.

Психология и движения души Пралинского — этого отверженного — описаны с тонкостью и щедростью, что сообщает ему глубокую убедительность. В каждой строке ощущается талант писателя, что делает «Скверный анекдот» шедевром.

По тем же причинам «Двойник» является шедевром среди ранних произведений Достоевского.

В начале рассказа ясно отражена атмосфера России 60-х годов XIX века — России, исповедующей «гуманизм», свойственный этому периоду конца крепостного права. Таким образом, рассказ имеет и социальную окраску, которая выражается в характере «нашего современника» Пралинского — человека слабого и не самодостаточного.

В то же самое время ему противостоят его коллеги-генералы, которые являются представителями своего консервативного сословия и не желают никаких общественных перемен.

Одного из них, Семёна Ивановича Шипуленко, Достоевский аттестует так: «Был он женат, был он угрюмый домосед, свой дом держал в страхе, служил с самоуверенностию, тоже прекрасно знал, до чего он дойдет, и еще лучше — до чего никогда не дойдет, сидел на хорошем месте и сидел очень крепко».

Что до Пралинского, то он не имеет твердых убеждений, он «белоручка» и в некотором роде поэт, с его уст сыпятся слова «новая эпоха», «гуманизм», «освобождение». В его лице Достоевский показывает нам представителя «прогрессистской» партии, «нашего современника».

Противопоставляя два человеческих типа, писатель не солидаризируется ни с одним из них, он с одинаковой иронией пишет как о консерваторах, так и о прогрессистах. В более позднем рассказе «Крокодил» мы чувствуем такую же дистанцированность, образованную насмешкой и социальной критикой.

В то же самое время я не стал бы усиленно подчеркивать только социальную составляющую «Скверного анекдота». Выпячивание критического отношения Достоевского по отношению к «великой реформе» означало бы сделать преувеличенный акцент на «идеологии» Достоевского.

Рассказ написан не с целью уязвить консерваторов и прогрессистов. Главный порыв Достоевского направлен на то, чтобы описать характеры своих персонажей, он получает истинное удовольствие от своей иронии и гротеска, которые употребляет при описании характеров своих героев.

Самоуверенный и блестящий господин оказывается у Достоевского ничтожеством и трусом, человек в маске интеллигента, который толкует о высоких идеалах и творчестве, оказывается самозванцем, смешным пьеро. Обнаружение сути таких самозванцев составляет характернейшую и интереснейшую черту творчества Достоевского.

Достоевский — как ранний, так и поздний — обожал выводить на сцену «ложных героев». С 1862 по 1865 год, когда он был редактором журнала «Время», Федор Михайлович много занимался критикой и его любовь к «ложному герою» реализовывалась в том общественном задоре, который обретал у него форму слухов и откровений.

Написанные в этот период произведения — «Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Записки из подполья», «Крокодил» — имеют похожую природу и образуют в этом отношении определенный цикл.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/skvernyj_anekdot_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_rasskaza_dostoevskogo/66-1-0-941

Краткое содержание романа «Мальчики» Ф. Достоевского

«Мальчики» – это 7 глав из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Для того, чтобы понять, кто куда зачем и почему, придется читать всё произведение. Или его краткое содержание.

Я же буду говорить только об этих 7-ми главах.

Глава I: Коля Красоткин

Ноябрь. Мороз.

Небольшой домик вдовы Красоткиной – 30-ти летней симпатичной дамы. Муж умер 14 лет назад, оставив 18-ти летнюю жену и новорожденного сына.

Да, я знаю, что какая-то явная фигня с математикой, но «что смогли» (с)

Анна Федоровна решила, что теперь она должна жить ради сына, и носилась с ним, как с золотым яйцом. Она познакомилась со всеми его учителями, супругами учителей, со всеми одноклассниками. Начала сама учиться, как маленькая, чтобы помочь Коленьке с уроками.

За это мальчика стали было дразнить, но он ловко отбрил обидчиков.

Затем показал себя смельчаком, на спор улегся перед поездом на шпалы.

Ребята впечатлились. Начальство школы тоже впечатлилось и чуть его не исключило. Учитель истории Дарданелов заступился. Он был давно влюблен в госпожу Красоткину, пусть и безответно.

Больше всех впечатлилась Анна Федоровна, так что сдержанному на эмоции Коле пришлось поклясться, что такое больше не повториться.

Коля Красоткин на современный манер

Глава II: Детвора

Воскресенье. Наш отважный герой сидит дома и нервничает. Почти 11 часов, и ему нужно уйти по делам. И мать, и соседка (докторша) уехали, чтобы решать проблему с беременной служанкой Катериной. Баба Агафья ушла на базар.

Во всем доме только он и два «пузыря» – девочка 8 лет Настя и мальчик 7 лет Костя – дети соседки. Чтобы занять детей, Коля дает им почитать книгу, затем показывает крохотную пушку, которая стреляет, как настоящая. Приходится позвать собаку Перезвона и заставить её показывать фокусы.

Наконец, возвращается Агафья и Красоткин уходит.

Глава III: Школьник

Коля заходит за Смуровым и они идут к больному мальчику Илье.

По дороге они рассуждают о здоровье товарища. Разговор заходит о какой-то Жучке, и что она очень похожа на Перезвона. Коля сердится на сравнение. Говорит о том, что он не мириться идет, а по своей причине.

Алеша Карамазов в мыслях Красоткина. Он хочет с ним познакомиться, но слишком горд, чтобы это признать.

Пока мальчики идут по улице, наш герой разглагольствует о реализме, о том, что он социалист, о глупости народа. Разговаривает с прохожими бабами и мужиками снисходительно. Наконец, они доходят до дома Ильи и Коля приказывает Смурову вызвать на улицу Алешу Карамазова.

Глава IV: Жучка

Здесь вываливается читателю вся история и причина болезни Ильи.

Коля объясняет Карамазову, как дело было, чтобы произвести на него впечатление рассудительного и взрослого человека.

Илья поступает в подготовительный класс, где его начинают дразнить ребята. Мальчишка отчаянно отбивается. Коля замечает его и приближает к себе. Остальным ничего не остается, как отступить.

Красоткин решает «слепить личность» из нового друга, поэтому на восторженную любовь Ильи отвечает холодно. Илья по глупости дает собаке Жучке мякиш хлеба со спрятанной в нем булавкой. Он уверен, что убил несчастное животное, и со слезами признается во всем своему кумиру.

Коля изображает гнев и прекращает общение. Демонстрирует презрение и не вмешивается, когда Илью снова начинают бить и издеваться. Мальчик в отчаянии. От обиды он царапает Колю перочинный ножиком, в тот же день заболевает.

Алеша спокойно выслушал Красоткина. Коля еще раз говорит, что Перезвон – это не Жучка. Он привел её для развлечения больного. Они еще поговорили о том о сем и вошли в дом.

Глава V: У Илюшиной постельки

Илья две недели не встает с постели. Отец перестал пить, боялся, что его сын умрет. Полоумная мать больше не закатывала громкие истерики и стала тише.

Читайте также:  Краткое содержание ослиная шкура перро за 2 минуты пересказ сюжета

К мальчику приходят одноклассники – те самые, что его дразнили. В этом помог Алеша Карамазов.

Красоткин вошел в комнату, все расступились перед ним. Но он поздоровался сначала с матерью и безногой сестрой Ниночкой. После подошел к постели.

Перемена в бывшем друге поразила Колю. Он на несколько минут потерял самообладание. Но после взял себя в руки, позвал Перезвона, представив его, как Жучку.

Всё больше распаляясь, он подарил Илье игрушечную пушку, затем начал громко рассказывать о железной дороге и поезде. О том, как ловко с каким-то мужиком перерезал горло колесом телеги гусю. Разговор зашел о Трое и что Коля единственный, кто знает, кто её основал.

Какой-то мальчишка подал голос, что тоже знает, но был уничтожен презрительным комментарием Коли.

Приехал врач.

Глава VI: Раннее развитие

Коля и Алеша разговаривают в сенях, пока доктор у Илюши.

Коля по-прежнему пытается впечатлить Карамазова познаниями. То говорит о Вольтере, то про Онегина, хотя не читал ни того, ни другого. Он рассуждает о том, что место женщины у плиты и о том, что он социалист.

Разговор сходит к тому, что Красоткин сам объявляет себя глупым человеком, признается Карамазову в любви и оба смущаются. Выходит доктор.

Глава VII: Илюша

За врачом бежит отец, не веря, что его сын умрет. Врач разводит руками: «Я не бог!» и советует свозить мальчика в Сиракузы. То, что у семейства нет средств, не его проблемы.

Коля насмехается над врачом. Наконец, послушавшись Алеши, возвращается в комнату. Доктор в ярости.

Илья прощается с родными. Говорит, где его похоронить. Все плачут. Красоткин вырывается из комнаты и договаривается с Карамазовым встретиться здесь же вечером.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aba25714bf16136ac6da4a0/5c175fc2f59c6d00aa6cd9ab

Фёдор Достоевский «Скверный анекдот»

Прогрессивно настроенный действительный статский советник решает заглянуть на свадьбу своего подчиненного, проявить тем самым гуманность по отношению к «маленьким людям». Однако присутствие высокого начальства лишь смущает всех присутствующих и в итоге привозит к безобразию.

Впервые опубликовано в журнале «Время» (1862. № 11. С. 299—352) с подписью: Федор Достоевский.

  • Входит в:
  • Экранизации:
  • — «Скверный анекдот» 1966, СССР, реж: Александр Алов, Владимир Наумов

1888 г. 1894 г. 1905 г. 1911 г. 1926 г. 1931 г. 1956 г. 1956 г. 1972 г. 1973 г. 1982 г. 1982 г. 1983 г. 1984 г. 1985 г. 1986 г. 1986 г. 1986 г. 1986 г. 1989 г. 1989 г. 1997 г. 1998 г. 1998 г. 1998 г. 2001 г. 2001 г. 2002 г. 2004 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2015 г. 2019 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2010 г. 2011 г. Издания на иностранных языках: 1945 г. 2008 г. 2008 г.

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Walles, 17 июня 2019 г.

Как отмечают комментаторы, название для рассказа Федор Михайлович позаимствовал, скорее всего, из следующей реплики Плюшкина: «И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве»…

Более всего мое внимание обратило здесь совершенно скотское отношение Ивана Ильича в плане покупки подарка своему подчиненному. Вломившись без приглашения на свадьбу он не удосужился купить по дороге хотя бы букетик цветов. А войдя он произносит глуповатую фразу: «Здравствуй, Пселдонимов, узнаешь?».

Да еще и ногой наступил в студень…

Также весьма доставляет образ новоиспеченной супруги Пселдонимова: «Это была худенькая дамочка, всего лет семнадцати, бледная, с очень маленьким лицом и востреньким носиком. Маленькие глазки ее, быстрые и беглые, вовсе не конфузились, напротив смотрели пристально и даже с оттенком какой-то злости. Очевидно, Пселдонимов брал ее не за красоту.»

В целом рассказ отлично читается и сейчас, и, по-видимому, своей актуальности не теряет.

И, напоследок, моя любимая цитата отсюда:

»…слюна вдруг начала выскакивать из его рта совершенно помимо его воли. Заметил он это на Акиме Петровиче, которому забрызгал щеку и который сидел, не смея сейчас же утереться из почтительности. Иван Ильич взял салфетку и вдруг сам утер его».

Lunetta, 22 марта 2018 г.

Ощущения от рассказа такие, словно твой товарищ сделал дурное, а стыдно тебе.

Вот и здесь так. Очень жаль бедного Пселдонимова. Его старушку мать. Страницы о нем, просто на разрыв сердца.

Читается тяжело, потому что жгучий стыд за чиновника не переставая преследует тебя на всем протяжении рассказа.

Очень поучительное, живое повествование.

У Достоевского всегда так, его рассказы, не что бы посмеяться, а что бы подумать. Люди в них всегда очень живые, читая, невозможно не переживать им.

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: https://fantlab.ru/work150386

Скверный анекдот

Федор Михайлович Достоевский

Скверный анекдот

Этот скверный анекдот случился именно в то самое время, когда началось с такою неудержимою силою и с таким трогательно-наивным порывом возрождение нашего любезного отечества и стремление всех доблестных сынов его к новым судьбам и надеждам.

Тогда, однажды зимой, в ясный и морозный вечер, впрочем, часу уже в двенадцатом, три чрезвычайно почтенные мужа сидели в комфортной и даже роскошно убранной комнате, в одном прекрасном двухэтажном доме на Петербургской стороне и занимались солидным и превосходным разговором на весьма любопытную тему. Эти три мужа были все трое в генеральских чинах.

Сидели они вокруг маленького столика, каждый в прекрасном, мягком кресле, и между разговором тихо и комфортно потягивали шампанское. Бутылка стояла тут же на столике в серебряной вазе со льдом.

Дело в том, что хозяин, тайный советник Степан Никифорович Никифоров, старый холостяк лет шестидесяти пяти, праздновал свое новоселье в только что купленном доме, а кстати уж и день своего рождения, который тут же пришелся и который он никогда до сих пор не праздновал.

Впрочем, празднование было не бог знает какое; как мы уже видели, было только двое гостей, оба прежние сослуживцы г-на Никифорова и прежние его подчиненные, а именно: действительный статский советник Семен Иванович Шипуленко и другой, тоже действительный статский советник Иван Ильич Пралинский.

Они пришли часов в девять, кушали чай, потом принялись за вино и знали, что ровно в половине двенадцатого им надо отправляться домой. Хозяин всю жизнь любил регулярность.

Два слова о нем: начал он свою карьеру мелким необеспеченным чиновником, спокойно тянул канитель лет сорок пять сряду, очень хорошо знал, до чего дослужится, терпеть не мог хватать с неба звезды, хотя имел их уже две, и особенно не любил высказывать по какому бы то ни было поводу свое собственное личное мнение. Был он и честен, то есть ему не пришлось сделать чего-нибудь особенно бесчестного; был холост, потому что был эгоист; был очень не глуп, но терпеть не мог выказывать свой ум; особенно не любил неряшества и восторженности, считая его неряшеством нравственным, и под конец жизни совершенно погрузился в какой-то сладкий, ленивый комфорт и систематическое одиночество.

Читайте также:  Краткое содержание твардовский дом у дороги за 2 минуты пересказ сюжета

Хотя сам он и бывает иногда в гостях у людей получше, но еще смолоду терпеть не мог гостей у себя, а в последнее время, если не раскладывал гранпасьянс, довольствовался обществом своих столовых часов и по целым вечерам невозмутимо выслушивал, дремля в креслах, их тиканье под стеклянным колпаком на камине.

Наружности он был чрезвычайно приличной и выбритой, казался моложе своих лет, хорошо сохранился, обещал прожить еще долго и держался самого строгого джентльменства. Место у него было довольно комфортное: он где-то заседал и что-то подписывал. Одним словом, его считали превосходнейшим человеком.

Была у него одна только страсть или, лучше сказать, одно горячее желанье: это иметь свой собственный дом, и именно дом, выстроенный на барскую, а не на капитальную ногу. Желанье его наконец осуществилось: он приглядел и купил дом на Петербургской стороне, правда далеко, но дом с садом, и притом дом изящный.

Новый хозяин рассуждал, что оно и лучше, если подальше: у себя принимать он не любил, а ездить к кому-нибудь или в должность – на то была у него прекрасная двуместная карета шоколадного цвету, кучер Михей и две маленькие, но крепкие и красивые лошадки. Все это было благоприобретенное сорокалетней, кропотливой экономией, так что сердце на все это радовалось.

Вот почему, приобретя дом и переехав в него, Степан Никифорович ощутил в своем спокойном сердце такое довольство, что пригласил даже гостей на свое рожденье, которое прежде тщательно утаивал от самых близких знакомых. На одного из приглашенных он имел даже особые виды.

Сам он в доме занял верхний этаж, а в нижний, точно так же выстроенный и расположенный, понадобилось жильца, Степан Никифорович и рассчитывал на Семена Ивановича Шипуленко и в этот вечер даже два раза сводил разговор на эту тему. Но Семен Иванович на этот счет отмалчивался.

Это был человек, тоже туго и долговременно пробивавший себе дорогу, с черными волосами и бакенбардами и с оттенком постоянного различия желчи в физиономии. Был он женат, был угрюмый домосед, свой дом держал в страхе, служил с самоуверенностью, тоже прекрасно знал, до чего он дойдет, и еще лучше – до чего никогда не дойдет, сидел на хорошем месте, и сидел очень крепко.

На начинавшиеся новые порядки он смотрел хоть и не без желчи, но особенно не тревожился; он был очень уверен в себе и не без насмешливой злобы выслушивал разглагольствования Ивана Ильича Пралинского на новые темы. Впрочем, все они отчасти подвыпили, так что даже сам Степан Никифорович снизошел до господина Пралинского и вступил с ним в легкий спор о новых порядках. Но несколько слов о его превосходительстве господине Пралинском, тем более что он-то и есть главный герой предстоящего рассказа.

Действительный статский советник Иван Ильич Пралинский всего только четыре месяца как назывался вашим превосходительством, одним словом, был генерал молодой. Он и по летам был еще молод, лет сорока трех и никак не более, на вид же казался и любил казаться моложе.

Это был мужчина красивый, высокого роста, щеголял костюмом и изысканной солидностью в костюме, с большим уменьем носил значительный орден на шее, умел еще с детства усвоить несколько великосветских замашек и, будучи холостой, мечтал о богатой и даже великосветской невесте. Он о многом еще мечтал, хотя был далеко не глуп.

Подчас он был большой говорун и даже любил принимать парламентские позы. Происходил он из хорошего дома, был генеральский сын и белоручка, в нежном детстве своем ходил в бархате и батисте, воспитывался в аристократическом заведении и хоть вынес из него не много познаний, но на службе успел и дотянул до генеральства.

Начальство считало его человеком способным и даже возлагало на него надежды. Степан Никифорович, под началом которого он и начал и продолжал свою службу почти до самого генеральства, никогда не считал его за человека весьма делового и надежд на него не возлагал никаких.

Но ему нравилось, что он из хорошего дома, имеет состояние, то есть большой капитальный дом с управителем, сродни не последним людям и, сверх того, обладает осанкой. Степан Никифорович хулил его про себя за избыток воображения и легкомыслие. Сам Иван Ильич чувствовал иногда, что он слишком самолюбив и даже щекотлив.

Странное дело: подчас на него находили припадки какой-то болезненной совестливости и даже легкого в чем-то раскаянья. С горечью и тайной занозой в душе сознавался он иногда, что вовсе не так высоко летает, как ему думается.

В эти минуты он даже впадал в какое-то уныние, особенно когда разыгрывался его геморрой, называл свою жизнь une existence manquée,[1] переставал верить, разумеется про себя, даже в свои парламентские способности, называл себя парлером,[2] фразером, и хотя все это, конечно, приносило ему много чести, но отнюдь не мешало через полчаса опять подымать свою голову и тем упорнее, тем заносчивее ободряться и уверять себя, что он еще успеет проявиться и будет не только сановником, но даже государственным мужем, которого долго будет помнить Россия. Даже мерещились ему подчас монументы. Из этого видно, что Иван Ильич хватал высоко, хотя и глубоко, даже с некоторым страхом, таил про себя свои неопределенные мечты и надежды. Одним словом, человек он был добрый и даже поэт в душе. В последние годы болезненные минуты разочарованья стали было чаще посещать его. Он сделался как-то особенно раздражителен, мнителен и всякое возражение готов был считать за обиду. Но обновляющаяся Россия подала ему вдруг большие надежды. Генеральство их довершило. Он воспрянул; он поднял голову. Он вдруг начал говорить красноречиво и много, говорить на самые новые темы, которые чрезвычайно быстро и неожиданно усвоил себе до ярости. Он искал случая говорить, ездил по городу и во многих местах успел прослыть отчаянным либералом, что очень ему льстило. В этот же вечер, выпив бокала четыре, он особенно разгулялся. Ему захотелось переубедить во всем Степана Никифоровича, которого он перед этим давно не видал и которого до сих пор всегда уважал и даже слушался. Он почему-то считал его ретроградом и напал на него с необыкновенным жаром. Степан Никифорович почти не возражал, а только лукаво слушал, хотя тема интересовала его. Иван Ильич горячился и в жару воображаемого спора чаще, чем бы следовало, пробовал из своего бокала. Тогда Степан Никифорович брал бутылку и тотчас же добавлял его бокал, что, неизвестно почему, начало вдруг обижать Ивана Ильича, тем более что Семен Иваныч Шипуленко, которого он особенно презирал и, сверх того, даже боялся за цинизм и за злость его, тут же сбоку прековарно молчал и чаще, чем бы следовало, улыбался. «Они, кажется, принимают меня за мальчишку», – мелькнуло в голове Ивана Ильича.

Источник: https://lib-king.ru/7382-skvernyy-anekdot.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector