Краткое содержание дюрренматт визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Фридрих Дюрренматт – известный швейцарский немецкоязычный драматург, прозаик и публицист. Он является лауреатом множества литературных премий: Мольеровской, Шиллеровской, австрийской Государственной премии.

Родился этот великий человек 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, недалеко от кантона Берн. Через три года в семье появляется младшая дочь Врони. Из-за материального кризиса в 1935 году семья вынуждена была переехать в Берн.

Отец Фридриха был сельским пастором. В связи с этим мальчик воспитывался очень строго, что ограждало его от общества сверстников. Возможно, это и повлияло на развитие его талантов: с раннего возраста он начал рисовать и писать.

Для всех своих произведений иллюстрации он создавал собственноручно.

Творческие плоды

Через два года с начала творческой карьеры вышла первая пьеса «Ибо сказано». Она была поставлена в театре в 1947 году, но особого фурора не произвела.

Однако создание этой театральной постановки стало судьбоносным для Фридриха. Он познакомился с актрисой Лотти Гайсслер, вскоре они поженились и переехали в Лигерц.

Поскольку муж является главой, в семье с пятью детьми стал вопрос материального характера.

Удачные работы

Заниматься творчеством он не переставал, и вторая пьеса «Ромул Великий» принесла ему долгожданный успех.

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Третья пьеса «Брак господина Миссисипи» принесла ему славу. После постановки этих творений Фридрих Дюрренматт был признан драматургом национального масштаба.

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Помимо славы и популярности он практически избавился от проблем с финансами: до красивой жизни было еще далеко, однако не нужно было считать копейки, чтобы купить еды жене и пятерым детям.

Собственный стиль

К тому времени он нашел себя в драматургии, определился с собственным стилем и проблематикой в произведениях: лучше всего у драматурга получалось раскрывать темы человеческого бессилия и противостояние жестокому миру.

Его творения никогда не были легки в прочтении или просмотре, всегда были наполнены смыслом и тяжелы для психологического восприятия.

В тот момент будущее бессмертное творение (уже не краткое содержание «Визита старой дамы», а полноценная трагикомедия) готовилось к постановке на сцене.

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Триумф

Феноменальна пьеса «Визит старой дамы» (краткое содержание указано в данной статье). Описание главных тем человечества принесло автору всемирную известность. В своем творении автор затронул проблемные вопросы всех времен: верность, честность, месть, власть, любовь и страсть к деньгам.

Ф. Дюрренматт, «Визит старой дамы». Краткое содержание

Несмотря на то что пьеса психологически тяжела, множество людей не по одному разу перечитывают это творение. Хочется отметить, что даже краткое содержание «Визита старой дамы» интригует, шокирует и пробуждает желание посмотреть спектакль на большой сцене.

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Действие происходит в ХХ веке в маленьком городке Гюллене. Город решает навестить бывшая жительница Клара Цаханассьян, в девичестве — Вешер. На тот момент она является пожилой миллионершей.

Некогда промышленный город сейчас находится на грани нищеты: заводы и фабрики стоят, жители от безденежья сходят с ума. Узнав о приезде Клары, все надеялись, что та даст в дар денег на процветание города.

Подталкивать ее к этому решению предложили бакалейщику Иллу, с которым ранее у Клары был роман.

Эффектное появление Клары заставило всех жителей Гюллена вздрогнуть. Поезда не останавливаются в этом городке. Поэтому для того, чтобы выйти, ей пришлось сорвать стоп-кран. Увидев ее, появившуюся в окружении целой свиты, жители ахнули.

За некогда юной Кларой Вешер следовал ее седьмой муж, двое крупных мужчин, несущих ее шлейф, дворецкий, горничные и двое слепых — Коби и Лоби. Внешний вид дамы также поверг в шок: вместо правой руки и левой ноги у нее были инновационные протезы. Конечности она потеряла в авиа- и автокатастрофе.

Багаж, который несли за ней, состоял из бесчисленного количества чемоданов, гроба и клетки с черным барсом. Проходя мимо полицейского, она задала вопрос, умеет ли он закрывать глаза на происходящее в городе. Также Клара задала вопрос священнику, отпускает ли он грехи приговоренным к смертной казни.

Святой отец, в свою очередь, ответил, что кара смертью отменена. Главная героиня сказала, что ее вновь придется ввести. Свидетели этого диалога остались в полном недоумении.

Илл решил провести бывшую возлюбленную по местам их бурной любви, решить вопрос через нахлынувшие воспоминания. В дальнейшем Илл женился на Матильде Блюмхард, богатой наследнице молочной лавки, а Клара вышла замуж за миллионы Цаханассьяна. После любовных воспоминаний Илл признался, что всегда мечтал вернуть давно минувшие чувства, между чем просит возлюбленную помочь городу деньгами.

По возвращению из ностальгического путешествия на праздничном ужине, устроенном местной главой, Клара объявляет о том, что она пожертвует Гюллену миллиард: пятьсот миллионов на восстановление города, еще пятьсот разделит между жителями, но при условии если они совершат правосудие.

После этого заявления она просит выйти к народу своего дворецкого. Им оказался бывший судья Гюллена, которого узнали все. Он напоминает людям о судебном процессе, произошедшем 45 лет назад.

Тогда Клара Вешер ждала ребенка от Илла, а тот, в свое оправдание, привел двух пьяниц, которые за бутылку алкоголя дали показания, что также спали с Кларой, и отцовство не подтверждается. После этого юную Клару с позором выгнали из города.

Она попала в публичный дом, а новорожденную девочку отдали в детский дом, где она скончалась через год.

Для девушки это была большая трагедия, после чего она поклялась себе вернуться в город и отомстить. После замужества первым делом Клара велела громилам отыскать лжесвидетелей по ее делу и ослепить их. С тех пор Лоби и Коби живут рядом с ней.

После оглашения этой истории дама заявила, что Гюллен получит миллиард, если кто-то убьет Илла. Священник ответил, что никто из горожан не сможет быть в роли палача, однако Клара сказала, что у нее есть время подождать.

Кульминация

Илл стал замечать, что у большинства жителей начали появляться новые вещи, они стали покупать дорогие продукты. Он старался не воспринимать происходящее близко к сердцу, но вскоре чувство безысходности от скорой смерти овладело им.

Тем временем Клара играет очередную свадьбу с молодым актером, горожане веселятся на пиршествах. Народ постепенно забывает о нищенстве, промышленные предприятия города один за другим возобновляют свою работу. Бургомистр, не выдержав всего происходящего, просит Илла покончить с собой и дать городу шанс зажить нормальной жизнью.

Пожилой бакалейщик отказывается, но последнее событие добивает Илла. У миллионерши сбежал черный барс, которого она привезла с собой. В юности Клара называла Илла «своим черным барсом». В скором времени барса отлавливают в лесах и убивают. Бывший возлюбленный окончательно смирился с собственной смертью.

На городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь мужчины.

После собрания Клара подошла к Иллу и сказала, что до сих пор его любит, но эта любовь подобна чудовищу внутри нее. После чего отважные горожане лишают бакалейщика жизни. Зажиточная старая дама сдержала свое обещание: деньги отданы городу и народу. Уезжая из города, Клара забирает тело в гробу и отвозит в поместье у моря, где помещает его в мавзолей.

Краткий анализ пьесы

Суть трагикомедии тесно связана с народом наших дней.

Многие преступления, происходящие в реальной жизни, схожи с пьесой: кто-то просто отстраняется от проблемы, кто-то занимает «моральную» точку зрения, а в итоге все становятся соучастниками, так как никто не попытался помочь и решить противозаконную ситуацию.

Произведение гласит не только о самом факте убийства, но и о второстепенных факторах: соблазне, ради которого горожане пошли на это. Автор показал, какое влияние имеют деньги, и как они могут изменить даже священника и полицейского.

Также Дюрренматт заставил задуматься нас о своих поступках для того, чтобы в жизни каждого не пришла своя «старая дама». Анализ и краткое содержание «Визита старой дамы» Дюрренматта показывает, что темы, затронутые в пьесе 1955 года, актуальны по сей день.

Постановка на сцене

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Краткий пересказ содержания «Визита старой дамы» приводит в восторг. Несомненно, это гениальная пьеса, затрагивающая насущные проблемы людей того времени и наших дней. Впервые краткое содержание спектакля «Визит старой дамы» в Москве было представлено режиссером Иланом Роненом. Зал Малого театра заполнялся бесчисленным количеством зрителей, билеты возможно было купить только за несколько месяцев до спектакля. Такого аншлага Малый театр не видел давно. Швейцарский писатель Дюрренматт даже в кратком содержании «Визита старой дамы» смог заинтриговать миллионы людей, а полноценная пьеса оставляла зрителей в диком восторге.

Источник: https://autogear.ru/article/369262/analiz-i-kratkoe-soderjanie-vizita-staroy-damyi-dyurrenmatta/

Краткое содержание

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление. «Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман. Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби. У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба. Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти. На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение. Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес. Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел её в гамбургском публичном доме. Клара курит. Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать. Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия. Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла. Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является Илла. Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили. Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней. Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать. В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты. В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причем получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться. Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол. Он идет к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб. Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан. Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Черного барса наконец подстреливают. К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города. Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей. Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед. Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла. Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился. На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом. Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у нее есть имение, и поместить его в мавзолей. Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти. Клара выписывает бургомистру чек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Читайте также:  Краткое содержание оперы вагнера тангейзер за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Визит старой дамы» ДюрренматтаДюрренматт Ф.Стр. 1

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Визит старой дамы» ДюрренматтаДюрренматт Ф.Стр. 2

Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Визит старой дамы» ДюрренматтаДюрренматт Ф.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-vizit-staroj-damy-dyurrenmatta

Анализ произведения : драма «Визит старой дамы »

Признание

Писать детективные романы Дюрренматта в известном смысле заставила нужда: в отличие от его ранних, причудливых пьес, детективы пользовались неизменным спросом, и в начале 50-х годов его первые романы — «Судья и его палач» и «Подозрение» — публиковались с продолжением в газете «DerSchweizerischeBeobachter[de]»[30].

В эти годы Дюрренматт продолжал писать и для театра. Поставленная на сцене в 1953 году комедия «Ангел приходит в Вавилон» (EinEngelkommtnachBabylon) в 1954-м была удостоена литературной премии Берна[7].

Но настоящий успех на театральном поприще пришёл в 1956 году, с постановкой в цюрихском «Шаушпильхаузе» трагикомедии «Визит старой дамы», с выдающейся актрисой Терезой Гизе (первой брехтовской мамашей Кураж) в главной роли[34].

Быть может, не случайно мировое признание драматургу принесла наименее «дюрренматтовская» из его пьес, наиболее традиционная по форме[35]. Впервые Дюрренматт обозначил свою пьесу как «комическую», но всё же трагедию, при том что жанр трагедии принципиально отвергал[35].

Популярность Дюрренматта во второй половине 50-х — начале 60-х годов не в последнюю очередь была связана с изменением атмосферы в послевоенной Европе[40]. Приблизительно до середины 50-х в западноевропейском театре преобладала, по словам Н.

Павловой, драматургия, «превращавшая театральные подмостки в трибуну для страстного обращения к зрителям по вопросам общественным, нравственным, философским»; комедии Дюрренматта на этом фоне казались слишком несерьёзными[10]. Затем пришло осознание несостоятельности тех надежд, которые рождались в годы антифашистского Сопротивления.

В 1967 году Дюрренматт побывал в Москве, на съезде советских писателей, и впоследствии вспоминал, как поразила его выхолощенность всего происходившего, то, как мало на этом съезде говорили о литературе и как усердно прославляли правящую верхушку[45].

Его сугубо негативные впечатления в 1971 году воплотились в повесть «Падение», где правящие лица, обозначенные лишь номерами, в соответствии с их положением, в полном вакууме ведут борьбу за власть[45].

«Чем старше я становлюсь, — писал Дюрренматт в предисловии к пьесе „Портрет планеты“, — тем ненавистнее мне становится всё театрально-литературное, риторическое… Я пытаюсь работать драматургически всё более просто, становлюсь всё скупее, опускаю всё больше, оставляю только намёки» Ещё в 1952 году Дюрренматт поселился с семьёй в Швейцарских Альпах, в Невшателе, который после второго инфаркта, перенесённого в 1975 году, покидал всё реже и реже[7][47]. Что же касается круга общения, то собратьям по перу он предпочитал физиков, математиков и астрономов[47].

Последние годы

Пьесы Дюрренматта, написанные в 50—60-х годах, прежде всего «Визит старой дамы» и «Физики», по-прежнему шли на сцене, его романы, в первую очередь детективные, издавались на многих языках, и сам автор продолжал получать премии и награды, в том числе Австрийскую государственную премию в области литературы (1983), медаль Карла Цукмайера земли Рейнланд-Пфальц (1984), баварскую литературную премию имени Жана-Поля (1985), премию Георга Бюхнера, присуждаемую Немецкой академией языка и поэзии (1986), болгарскую Международную премию за юмор и сатиру в области литературы (1987)[20]. В 1985 году газета «DieWelt» назвала Дюрренматта одним из самых успешных писателей планеты и самым репертуарным среди немецкоязычных драматургов[48].

Он умер в Невшателе 14 декабря 1990 года. Свои произведения Дюрренматт завещал государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив, — в 1991 году Швейцарский литературный архив был создан[52]. А в Невшателе, где он прожил без малого 40 лет, в 2000 году был открыт Центр Дюрренматта[53].

  • Сочинения Фридриха Дюрренматта изданы более чем на 40 языках[7], при этом наиболее широкую известность ему принесли пьесы — «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и другие обошли сцены мира[4].
  • Анализ произведения : драма «Визит старой дамы »
  • Анализ произведения: драма «Визит старой дамы»

Творческая предыстория произведения. Сюжет драмы вырос с незаконченной повести «Лунное затмение», над которой Ф. Дюрренматт работал в середине 50-х годов.

По замыслу автора, эта повесть была рассказывать об уроженце одного швейцарского села, через полвека вернулся на родину мультимиллионером. Целью путешествия богача в родное село была месть земляку, который когда-то соблазнил его возлюбленную.

С помощью грубого подкупа главный герой заставляет крестьян молча расправиться с давним врагом.

В пьесе «Визит старой дамы» «блудный сын», что через десятки лет вернулся домой, превратился в «Блудный дочку», но основные составляющие драматической интриги сохранились: обиженное любви как мотив мести, подкуп и убийство как пути ее осуществления.

Сюжет пьесы. Драма начинается с прибытия летней миллиардерши на имя Клер Цаханасян в родной городок Гюлена. Много лет назад она, как становится понятным из дальнейшего хода событий, пережила самое сильное в своей жизни любовь и глубокую душевную травму, вызванную этой любовью.

Любимый, желая жениться на дочери богатого торговца, бросил ее, да еще и обидел перед судом с помощью лживых свидетелей. Беременная девушка, строго осуждена гюленською обществом, вынуждена была поехать куда глаза глядят.

Лишения без денег и профессии, с разочарованной душой и растоптанными чувствами, в условиях ежедневной борьбы за элементарное физическое выживание привели девушку в бордель. Там она и родила своего единственного ребенка, которая, однако, вскоре умерла.

Впоследствии привлекательную молодую женщину заметил миллиардер Цаханасян. Брак с ним открыл перед Клер дверь респектабельного общества.

После смерти мужа Клер становится одной из самых богатых женщин мира и берет в жизни реванш. Она меняет официальных мужчин, как перчатки, коллекционирует знакомства с мировыми знаменитостями, удовлетворяет любые свои причуды.

Впрочем, пережитая в молодости история оставила в сердце женщины глубокий шрам, боль которого не смогли утолить ни роскошь, ни власть.

Затем к Гюлена госпожа Цаханасян приводит не ностальгия по «малой родиной», а годами выношенный план мести иллюстраций — своему бывшему возлюбленному.

Тем временем жители провинциального городка Гюлена, много лет находится в состоянии упадка, с нетерпением ждут Клер, рассчитывая на ее денежную помощь. Особые надежды в психологической «обработке» миллиардерши они возлагают на Иля, в случае успешных результатов визита Цаханасян ему обещана должность бургомистра.

Сразу же по приезде Клер сообщает, что готова подарить общине миллиард, если Иля будет убит. Гюленци сначала возмущенно отказываются от ее предложения. «Я подожду», — говорит в ответ на их протест старая дама.

И действительно, на протяжении ее гости гюленци не только привыкают к мысли, что ради общественного благосостояния можно пожертвовать жизнью одного из земляков, но и медленно погружаются в кредитах, не оставляя для себя никакой возможности избежать расправы над Илем. Изменяют героя даже его родные — жена, сын, дочь.

Только Учитель и священник — представители местной «элиты», учитывая свои профессии должны быть образцами гуманного отношения к человеку, сначала делают неуверенные попытки заступиться за земляка, на которого упал гнев миллиардерши. Однако впоследствии и они присоединяются к общественности. Наконец, собрание гюленськои общины единодушно выносят герою смертный приговор.

Всем же общиной гюленциИля и убивают. Довольна Клер выплачивает городу обещанные деньги и забирает тело погибшего в заранее привезенной в Гюлена гробу. Пьеса завершается гимном, в котором горожане воспевают благосостояние и процветаниесвоего города.

Система образов и проблематика произведения. Центральными образами произведения является Клер, Иль и гюленська община.

При всей жизнеподобия каждый из этих образов есть еще и аллегорическим воплощением определенной идеи: Клер олицетворяет идею мести, Иль — искупления «устаревших» грехов, а в образе гюленцив драматург анализирует причины и последствия морального неблагополучия современного общества. Каждая из этих смысловых линий сюжета в свою очередь нарушает ряд соответствующих нравственных проблем.

Ли суд, какой делает Клер над Илем и гюленцямы, справедливым? Можно «компенсировать» трагические изломы своей жизни возмездием тому, кто в них виноват? Оправдываются целью «установления справедливости» такие средства ее достижения, как подкуп и убийство? Вот вопросы, возникающие вокруг образа Клер.

Проблема моральной ответственности, что является главной в образе Иля, осложняется его конфликтом с городской общиной. Здесь перед зрителем открывается простор для размышлений над состоянием личности, которая вдруг попала в ситуацию отчуждения от общества, приняла на себя роль «козла отпущения», прошла через измену близких людей.

А исследуя изменения в сознании гюленцив, Дюрренматт акцентирует давний вопрос о том, можно ли ради общественного блага пожертвовать жизнью одного человека. К этому добавляются проблемы власти денег в коммерциализированном обществе, вырождения гуманистических идеалов западной цивилизации в штампы общественного сознания, которыми прикрываются варварские по своей антигуманной сущности акции.

При этом гюленци, по его замыслу, — вовсе не «стая воров». Они — обычные люди; в комментарии к пьесы автор даже делает несколько эпатажное «признание», что он не уверен, не поступил бы так же, попав в похожую ситуацию.

Волна возмущения, которая поднялась среди жителей города в ответ на циничную предложение миллиардерши, была, несомненно, искренней реакцией. Следовательно, внутреннее перерождение гюленцив было вызвано не «злой природе», а моральной аморфностью, слабохарактерность, бездумность, прагматизмом.

Они легко соблазняются на миллиард, ибо этот «подарок» решает все проблемы их нищей жизни. Кроме того, горожане наивно верят, что все образуется и повернет к лучшему: Клер все равно отдаст обещанные деньги, а к настоящему убийства в цивилизованной Европе XX в. дело не дойдет.

Вот почему, похлопывая по плечу Иля, они понемногу набирают кредиты, чего не решались делать до приезда миллиардерши. Впрочем, главной движущей силой деградации гюленськои общества является конформизм.

Именно он подталкивает мирных обывателей гибко «скорректировать» свое отношение к предложению госпожи Цаханасян в выгодном для них направлении, именно он побуждает их искать моральное оправдание собственной продажности, именно он делает преобразования цивилизованного общества на банду воров.

Читайте также:  Краткое содержание цветик-семицветик катаева за 2 минуты пересказ сюжета

Если в образе гюленцив драматург исследует процесс моральной деградации общества, то в образе Клер Цаханасян он, наоборот, сосредотачивается на незыблемой, «мертвой» точке морально травмированного сознания. Эта героиня поражает своей внутренней непреклонностью. Она ни на шаг не отступает от своего плана и твердой рукой доводит дело мести до конца.

В такой «закамянилости» узнаются симптомы духовного паралича, изуродовал личность героини, сделал ее способной к сочувствию и сомнений в правомерности своих поступков.О омертвение души говорит и сама Клэр. «Твоя любовь, — обращается он к Иля, — умерла много лет назад. Моя любовь не могла умереть.

Но и жить не могла. Из нее стало что-то неладное, она, как и я сама, обросла своими золотыми миллиардами, как слепые лица с коренищ в этом лесу, обросшие бесцветными грибами ». Гротескной параллелью застыла души Клер являются протезы, встроенные в ее тело взамен утраченных в авариях руки и ноги.

Впрочем, наблюдая, как под давлением власти денег разрушаются моральные устои общественного сознания и как от имени справедливости вершит свой суд месть, Дюрренматт-моралист одновременно показывает, как в сердце старого торговца Иля, оказавшийся в экзистенциальной «пограничной ситуации», прорастает и крепнет стебель человечности. Сначала герой, еще не осознавая всей степени серьезности требования Клер, стремится избежать расчета: заискивает к землякам, подкупает их мелкими кредитами в своем магазине, требует от городской власти мероприятий, которые бы защитили его от самодурства старой дамы и даже предпринимает неудачную попытку бежать из Гюлена . Однако, выпив чашу страха и отчаяния до дна, он переживает свой «момент истины». В «старой дурацкой истории», поднятой из глубин забвения и самоуспокоенности, Иль открывает свою вину, которую нельзя списать ни на эгоизм юности, ни на выгодный брак, ни на десятилетия, ушедшие со времен его измены любви. Вину за оба-прежде всего за женское, но и за свое также — искалеченных жизни: «Я сделал изКлер то, чем она есть, — признает лавочник, — а с себя самого то, что я есть — ничтожного, грязный лавочника … Все это моя работа: евнухи, ключник, гроб, миллиард … »

А с осознанием вины к нему приходит и чувство ответственности, которое требует искупить грех и покорно принять наказание.

Именно потому, что духовно обновленный Иль воспринимает расправу над собой как акт установления справедливости, он не принимает меры относительно собственного спасения: не уклоняется от присутствия на решающих собрании общины, не поднимает скандала перед средствами массовой информации, не оказывает сопротивления своим убийцам. Так из жалкого торговца с сомнительным прошлым в начале пьесы постепенно выкристаллизовывается герой трагедии его смерти, по выражению Дюрренматта, приобретает признаки величия должен выглядеть на сцене монументальной.

«Визит старой дамы» как трагикомедия. Согласно принципам своей театральной эстетики Ф. Дюрренматт доказывает в этой пьесе конфликтную ситуацию до «наихудшего конца». Устроен Клер «страшный суд», превративший Гюлен в бордель для общества и на камеру смертников для Иля, увенчивается кровопролитием.

Впрочем, такой финал пробуждает у зрителя искреннее сочувствие к казненного и заставляет задуматься над нравственным состоянием общества, которое делает подобные гротескные истории в реальной жизни. За изображением мук совести Иля и картиной его гибели звучит страстная проповедь человечности.

Сам драматург подчеркивал: «Визит старой дамы — злая пьеса, затем рассматривать ее следует якнайгуманистичнише. И персонажи должны вызывать не гнев, а печаль ».

Однако не следует забывать, что по жанру данная пьеса является трагической комедией. Ничего однозначно серьезного, пронизанного однообразным трагическим пафосом в ней, по замыслу драматурга, быть не может. Даже гибель Иля при всей своей «монументальности» обозначена отражением двусмысленности.

Дюрренматт по этому поводу говорил: «Она одновременно осмыслен и бессмысленна». Осмысленная эта гибель той мере, в какой она пробуждает в герое человечность и смирение перед судом собственной совести.

Бессмысленная же она потому, что за пределами Илевои сознания такое наказание действительно лишена смысла, который ей искусственно приписывается извне, акция «установления справедливости» она является фарсом. Ведь что бы там говорила старая дама, смерть Иля остается жестоким по замыслу и отвратительным за выполнением убийством.

И, как бы ни уверяли себя гюленци в обственной правоте , они казнили Иля не за его старые грехи (ведь и сами были виноваты перед Клер) и не ради общественного благосостояния , а из соображений личной материальной выгоды каждого из них.

Однако , купив процветания цене преступления , не повторяют они все давнюю ошибку Иля , а следовательно — не « программируют » в будущем очередной визит некой « старой дамы» , которая появится уже по их души ? Это вопрос- предостережение драматург адресует своим зрителям.

В «Визит старой дамы » художник критикует общество , в котором ценность денег преобладает ценность человеческой жизни , а гуманистические идеалы образуют лишь тонкий слой цивилизованности , едва скрывает хищнические инстинкты и варварскую жестокость.

Одновременно на примере Иля , который проходит эволюцию от «сна совести» к осознанию своей вины и необходимости ее искупить , драматург демонстрирует , как сквозь «грязь» жизни пробивается чистый источник человечности.

На пробуждение у зрителя сочувствие к этому герою отчасти направлен и « худший » вариант развязки сюжета.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1538t9.html

Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы «Визит старой дамы»

В эссе «Проблемы театра» Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности есть трагикомедия.

Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущи трагикомедии, разрешают, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости.

«Гротеск – одна из широких возможностей быть точным», – говорил он. Итак, не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре.

Много писателей в своих произведениях старались раскрыть причины преобразования обычного человека в убийцу.

Но тяжело назвать хотя бы одно произведение, где это происходит не с одним человеком, а сразу со всеми жителями целого города. Ф.

Дюрренматт в своей пьесе старается понять саму способность людей принимать преступление за норму, раскрывает социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или откровенное содействие злу.

«Мы присутствуем в одном из наибольших социальных экспериментов нашей эпохи», – говорит радиокомментатор в пьесе. Так, сюжет пьесы оборачивается вокруг события, действительно весьма похожей на эксперимент: в небольшой городок Гюллена приезжает старая и очень зажиточная дама, которая предлагает подарить городу миллиард за убийство бывшего любовника.

Когда-то Иль предал Клер Цаханесин и отказался от отцовства, купив за литр водки двух лжесвидетелей, не догадываясь, что наказание может постичь его через много лет. Но настоящий конфликт пьесы не в этой истории любви, а в том, как именно и почему жители Гюллена соглашаются совершить убийство.

Клер выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью.

Гюллен – маленький городок, который находится в состоянии упадка. Даже поезда по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Гюллен был «одним из первых в стране» и даже «в Европе». В этом городе живут обычные люди. В авторском комментарии к пьесе Дюрренматт умышленно делал ударение на том, что «они именно такие, как и мы».

Клер, уверенная в том, что за деньги можно купить все, обещает подарить миллиард за убийство Иля. Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привело в негодование («Лучше быть нищим, чем палачом»), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно изменяется.

Показательным есть смена отношения учителя, который сначала осуждает действия Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления, так как «соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька». Но он, в отличие от других, хотя бы понимает, что творится именно преступление, – большинство обманывают сами себя, ищут моральные оправдания убийству.

Дескать, убить Иля надо ради подъема общей нравственности, восстановления справедливости и т.п.. Конечно, настоящей причиной есть обещанные деньги. Никто не замечает собственного лицемерия. Создается впечатление, что достаточно нескольких демагогических заявлений – и оправдать можно будь-что. «Умер от радости», – утверждает бургомистр после того, как толпа набросилась на Иля.

Именно толпа: убивают Иля всем вообще.

«Однако нет ничего ужаснее бедности, так как в ней нет благородства», – уверяет хор в финале.

Бедность материальная дополняется у обывателей бедностью морали или вообще бедностью души. Даже Иль, который отнюдь не был порядочным человеком, на общем фоне становится похожим на героя перед финалом пьесы.

Что ужаснее: выдвинутое Клер условие или это «оправданное» убийство? Прямо этот вопрос не ставится, но ход событий пьесы намекает, что худшим есть само оправдание преступления перед его осуществлением, так как оно потенциально открывает возможность новым подобным преступлениям и даже большим. У Клер были «личные причины» для мести, а жители Гюллена просто продали за деньги свои принципы.

Но снова таки в комментарии к пьесе Дюрренматт подчеркивает: «Эти люди тоже не воры», они просто слабовольные, легкомысленные, верят, что «все пройдет». Итак, объектом осуждения автора были не отдельные поступки подобных людей, а сам принцип эгоистически равнодушного отношения к справедливости.

Можно прибавить, что большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то первым дает «моральное» оправдание, кто-то просто устраняется от решения моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет значения – активными или пассивными).

Это делает содержание пьесы аллегорическим: в ней идется не только о конкретном убийстве, а о механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя становиться соучастниками любых преступлений.

Бедность и унижения, с одной стороны, соблазн – с другой, а результат: преступление совершено, и еще одно вранье получило право на жизнь.

Выводя убийство за границы отдельного конфликта между отдельными лицами, Ф. Дюрренматт заставляет нас задуматься в том числе и над природой собственных поступков.

Практически у каждого из жителей Гюллена была возможность на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу.

Преступление тянет за собой другое преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама.

Или следует когда-то положить край молчаливому соучастию в преступлениях?

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/allegoricheski-moralnoe-soderzhanie-syuzheta-dramy-vizit-staroj-damy.html

Примечания автора. «визит старой дамы» | дюрренматт фридрих

Действие «Визита старой дамы» происходит в заштатном городишке, где-то в Центральной Европе; автор этой пьесы отнюдь не намерен отмежевываться от людей, о которых пишет: он не очень-то уверен, что сам в подобных обстоятельствах поступил бы иначе: о подтексте этой истории не стоит говорить, равно как и выпячивать его на сцене. То же относится и к финалу. Правда, в конце пьесы действующие лица изъясняются несколько приподнятым языком, каким люди не изъясняются в обыденной жизни, языком, который принято называть поэтическим, или, точнее, возвышенным литературным языком. Но происходит это только потому, что гюлленцы разбогатели, добились кое-чего в жизни, — сам Бог велел им говорить более изысканно. Мои герои — люди, а не марионетки, на сцене они действуют, а не разыгрывают аллегории. Что касается меня самого, то я пытаюсь воссоздать реальный мир, а не преподносить публике отвлеченные моральные категории, как это мне зачастую приписывают. И я не собираюсь как-то специально соразмерять мою пьесу с жизнью, поскольку такая соразмерность лежит в самой природе театра, непременным компонентом которого является зритель. С моей точки зрения, театральная пьеса всегда выступает в рамках сценических возможностей, а не в оболочке определенного литературного стиля. И если в сцене в лесу гюлленцы изображают деревья, то объясняется это не склонностью автора к сюрреализму, а только тем, что пожилой человек в этой сцене говорит слова любви пожилой женщине, и сие не столь уж эстетичное любовное объяснение нуждается в театрально-поэтическом обрамлении, иначе оно было бы просто невыносимо.

Я пишу свои пьесы из внутреннего чувства доверия к театру, к актеру. Это главный импульс моего творчества. Самое соблазнительное для меня — материал.

От актера требуется не так уж много: чтобы изобразить человека, он должен воспроизвести лишь его внешнюю оболочку, то есть данный ему текст, при том условии, конечно, что в тексте нет фальши.

Что я понимаю под этим? Так же как живой организм замкнут в какую-то оболочку, которая и является его «внешностью», так и в пьесе есть своя оболочка — язык. И драматург оперирует только им. Язык для него результат. Поэтому-то нельзя работать над языком как таковым; язык — это мысли, сюжет и т. д.

Только дилетанты считают язык и стиль вещью в себе. Задача актера, по-моему, состоит в том, чтобы вновь воспроизвести конечный результат, то есть стиль пьесы на сцене. Зритель не должен видеть искусства, он должен видеть жизнь. В «Визите старой дамы» надо правильно сыграть передний план, как он дан мною, и тогда фон появится сам.

Читайте также:  Краткое содержание прощание с матёрой распутина за 2 минуты пересказ сюжета

Я не причисляю себя к авангардистам, хотя и у меня, разумеется, есть своя теория искусства… Чем бы дитя ни тешилось. Но свою теорию я держу при себе (иначе мне самому пришлось бы следовать ей). Пусть уж лучше меня считают эдаким взбалмошным простаком, который пренебрегает формой своих творений.

Мои пьесы надо играть в духе народного театра, а меня самого воспринимать как своего рода Нестроя. Это будет самое правильное. И не следует бояться моих выдумок, к черту всякое глубокомыслие. Надо также следить за тем, чтобы декорации все время менялись при открытом занавесе.

Сцену с машиной следует играть просто, лучше всего с макетом автомобиля, в котором есть только то, что необходимо по ходу действия, — автомобильные ключи, руль и т. д. Машина должна быть показана спереди — задние сиденья надо приподнять. И все это должно быть, конечно, новенькое, с иголочки, так же как и желтые башмаки и прочее.

(Эта сцена ни в коем случае не должна напоминать Уайлдера. Почему? Еще одна диалектическая загадка для критиков.)

Клара Цаханассьян не олицетворяет ни справедливости, ни плана Маршалла и тем более Апокалипсиса, она лишь то, что она есть, — самая богатая в мире женщина, которая благодаря своему состоянию получила возможность действовать наподобие героини древнегреческой трагедии, самовластно и жестоко, как, например, Медея.

Клара Цаханассьян может себе это позволить. И не надо забывать, что у этой старой дамы есть чувство юмора, поскольку она может смотреть на людей со стороны; для нее люди — товар, который она покупает. Но и на себя она тоже смотрит со стороны, что придает ей своеобразную грацию и некое злое очарование.

Клара стоит как бы вне общества, поэтому она превращается в нечто неподвижное, окостеневшее. Никаких перемен в ней не происходит, если не считать переменами тенденцию ко все большему окаменению, к превращению в полного истукана. Однако изображать Клару Цаханассьян и ее свиту, включая кастратов, на сцене можно только средствами искусства.

Натурализм здесь противопоказан — он будет слишком неаппетитен. Тихони кастраты должны быть сказочными существами, призрачными гномиками, живущими растительной жизнью, по-своему даже счастливыми. Они жертвы тотальной мести, которая так же логична, как законы доисторических времен.

(Чтобы актерам было легче играть евнухов, они могут говорить не хором, а по очереди, но тогда не нужны повторы.)

Клара Цаханассьян — образ статичный. Она героиня с самого начала. В отличие от Клары ее прежний возлюбленный волею судеб превращается в героя лишь постепенно. Этот жалкий лавочник, сам того не ведая, сразу же становится ее жертвой. Будучи виновным, он убежден, что время списало все его грехи.

И лишь по ходу пьесы страх и отчаяние пробуждают в этом заурядном человеке нечто в высшей степени индивидуальное. Осознав свою вину, он начинает понимать, что такое справедливость; неизбежная гибель придает ему величие. (Сцена смерти Илла должна быть решена скорее в плане монументальном.) Гибель Илла бессмысленна и в то же время осмысленна.

Если показывать ее только осмысленной, то в ней появится нечто легендарное, и играть ее надо будет в некоем античном городе, а не в Гюллене в наши дни. Что касается остальных гюлленцев, они такие же люди, как мы все. Их не следует изображать злодеями. Ни в коем случае. Вначале они полны решимости отвергнуть предложение миллиардерши.

Правда, они влезают в долги, но отнюдь не потому, что решили умертвить Илла, — они просто люди легкомысленные. И они искренне верят, что в конце концов «все перемелется». Так надо трактовать второе действие и даже сцену на вокзале. Один лишь Илл в этой сцене объят страхом, ибо он понимает, чем все должно кончиться.

Но гюлленцы еще не сказали ни одного непоправимого слова. Только во время сцены в Петеровом сарае происходит роковой перелом. От судьбы не уйдешь! С этой минуты гюлленцы постепенно начинают готовиться к убийству, возмущаться виной Илла и т. д.

Семья Илла по-прежнему уговаривает себя, что все образуется, но и эти люди тоже не злодеи, они просто слабохарактерны, как и все остальные. Весь город, что видно на примере учителя, медленно поддается искушению, ибо искушение велико, а нищета беспредельна.

«Визит старой дамы» — злая пьеса, именно поэтому трактовать ее следует как можно более гуманистически. И персонажи должны проявлять не гнев, а печаль. И еще: эта комедия с трагическим концом должна быть смешной. Ничто не может так сильно повредить ей, как убийственная серьезность.

Источник: http://litra.pro/vizit-staroj-dami/dyurrenmatt-fridrih/read/5

Статья: Фридрих Дюрренматт. Визит старой дамы

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена.

Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление.

«Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби.

У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба.

Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти.

На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес.

Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел её в гамбургском публичном доме. Клара курит.

Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла.

Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является Илла.

Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причем получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол.

Он идет к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб.

Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан.

Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Черного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города.

Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей.

Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла.

Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился.

На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у нее есть имение, и поместить его в мавзолей.

Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти.

Клара выписывает бургомистру чек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Источник: https://ronl.org/stati/kratkoe-soderzhanie-proizvedeniy/120068/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector