Эти степные просторы, леса обрамляющие кручи Уральских гор не так давно изменили свой древний облик. Нефтяные вышки стали визитной карточкой республики, где сейчас добывается более 15 млн. тонн нефти в год. Нефть – символ башкирского сокровища. При современных способах добычи, фонтаном нефть уже не позволяет так открыто бить из земли. Но когда-то «черное золото» само выступало на поверхность и в старинных башкирских сказаниях нефть называлась «маслом земли».
Много тысяч лет назад это «масло земли» образовалось из пролитой волшебной крови богатыря, которого звали Урал-батыр. Но он дал своему народу не только возможность пользоваться нефтяным богатством. Благодаря Уралу возник целый прекрасный мир со всеми его горами, лугами, реками и подземными сокровищами.
Но главное наследие эпического героя – правила жизни для потомков, секрет счастья для всех людей. Чем же прославился Урал-батыр, что даже горы носят его имя? И что сейчас мы знаем об этом национальном герое?В 1910 году учитель и собиратель народных сказаний Мухаметша Бурангулов отправился в экспедицию по Иткульской волости Оренбургской губернии.
Сегодня это Баймакский район Башкортостана. Его внимание привлекали старинные сказания поэтов-сэсенов наполненные духом мистического прошлого и открывавшие тайны сотворения мира.Башкиры всегда очень уважали сэсэнов. Эти поэты не только сочиняли, но и запоминали, исполняли, передавали из поколения в поколение старинные сказания.
А свои выступления сэсэны сопровождали отрывистыми звуками древнего музыкального инструмента думбары. К тому же считалось, что старинные напевы обладают еще и лечебными воздействиями на слушателей, что конечно только добавляло сэсэнам всеобщего уважения.Сказания сэсэнов так поразили Бурангулова, что он отблагодарил поэтов отдав им своего коня.
Ему пришлось добираться домой пешком, но что это значило по сравнению с обретенным сокровищем. Речь шла не только об уникальном этнографическом материале, но и о загадочных сведениях для обработки которых Бурангулову потребовалось больше 10 лет. В начале 20 годов впервые появился письменный вариант эпоса о батыре, т.е. о богатыре Урале и его славных подвигах.
В давние, давние времена жили на свете старик со старухой. И было у них два сына. Старшего звали Шульген а младшего – Урал. Когда они подросли, отец оседлал двух львов и отправил сыновей странствовать. Он просил их найти живую воду, которая даст бессмертие человеку и природе, а саму смерть — уничтожит. И покинули братья отчий дом. Долог был их путь.
По дороге братьев ждали опасности и искушения. Шульген не выдержал всех испытаний, он предал добро и перешел на сторону зла. Шульген стал главным врагом своего младшего брата и одним из главных воинов темных сил. А Урал остался верен заветам своего отца.
День и ночь, год за годом совершал Урал-батыр свои подвиги. Он победил кровожадного царя Катилу, царя змей Кахкаху и нашел-таки живую воду. Сражался со злыми дивами и их предводителем Азракой и, наконец, в бою встретился со своим братом. И все это для того, чтобы люди были счастливы, чтобы горе и смерть навсегда покинули землю.
Казалось бы, подобные эпосы есть практически у любого народа. Но Урал-батыр явно выделяется на фоне своих коллег богатырей. И тем, что его путь это поиски абсолютного добра и тем, что в сегодняшней Башкирии эпос о его подвигах это больше чем просто сказка.В одном из боев Урал убил главного злого дива Азраку. Он снес ему голову алмазным мечом и когда див упал, казалось, что весь мир содрогнулся. Огромное страшное тело его надвое рассекло водный простор. На месте том поднялась гора. Большой Ямантау и есть та самая гора, которая по легенде возникла из мертвого тела Азраки. Это самая высокая точка Южного Башкортостана. Название Большой Ямантау означает Большая плохая или Злая гора. Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой. Считается, что в ее округе постоянно происходит что-то странное. Оттуда никогда не возвращались лошади. Раньше там обитало множество свирепых медведей, а погоду на склонах горы и сейчас никто не берется предугадать и даже говорят, что поднявшись на Ямантау можно накликать на себя беду.В этих местах Урал совершил свой последний, самый героический подвиг. Вход в таинственную мрачную пещеру Шульган-Таш. Здесь есть два подземных озера – круглая со стоячей водой (иначе Мертвая) озеро и голубое (оно считается живым). Его питает река, чьи воды текут глубоко под землей. Эта река тоже называется Шульген. Почему же заповедник, и пещеры, и река до сих пор хранят имя старшего брата Урала?Когда Урал сразился с Шульгеном, тот, чтобы избежать полного разгрома вместе со своими слугами злыми дивами и прочей нечистью нырнул в здешнее бездонное озеро. Тогда решил Урал-батыр выпить всю воду из озера наполненного змеями и демонами. Долго пил Урал воду, но даже ему эта задача оказалась не по плечу. К тому же вместе с водой Урал глотал и злых дивов. Они то и разорвали его благородное сердце изнутри.По легенде у батыра была и живая вода и она могла бы исцелить его и даже подарить бессмертие. Но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что кроме нее никто не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в последней схватке с врагами человечества. Но отчего же предание не сделало своего богатыря бессмертным? Почему в сознании народа Урал должен был погибнуть?Жизнь и дело Урала продолжили его потомки. Дети старались делать жизнь людей еще лучше. Шли батыры в далекие путешествия искать источник счастья. Своими алмазными мечами они рассекали горы и там где они прошли, образовались большие реки.
Предки башкир поселились на берегах четырех рек. Позже реки назвали именами детей Урал-батыра и его племянника: Сакмар, Яик (Урал), Нугуш, Идель (Агидель). Так появился мир, в котором башкиры живут и сейчас. И все это благодаря героическим подвигам Урал-батыра.
Но сам эпос и образ богатыря задали исследователям множество загадок, вокруг которых идут горячие споры.
Вот только одна из них: когда именно возникли первые рассказы о подвигах легендарного героя?
Одна из легенд эпоса гласит, что переметнувшийся на сторону зла Шульген устроил всемирный потоп, чтобы погубить человечество.
Урал вступил в бой с подчиненными Шульгену злыми дивами. Пока он воевал, люди спасались от воды взбираясь на высокие горы.
И покрыла всю землю водаСуша скрылась под ней навсегдаЛюди сделали лодки себеНе погибли, не утонули в водеНа гору, восставшую из-под водВыбирался спасенный народ.Не правда ли очень знакомая история? Конечно же, это очень похожая на библейскую легенда о Ное и его ковчеге. И поэтому некоторые исследователи считают — эпос Урал-батыр и Библия возникли от единого источника. Они находят в башкирском эпосе параллели с древнешумерскими мифами и утверждают, что эти мифы почти ровесники. Итак, попробуем установить, когда же возникли легенды о славнейшем Урал-батыре.
Каждый житель Уфы знает одно из знаменитых сооружений из стекла и бетона. Это один из самых современных ипподромов. По выходным здесь царят нешуточные спортивные страсти, но сейчас нас интересует не породы скакунов и результаты бегов или ставки, а название ипподрома. Называется он Акбузат. И это вовсе не случайно.
Акбузат – это крылатый конь Урал-батыра и его верный друг. По легенде Акбузат сам должен был дать согласие на то чтобы уйти с батыром, а Урал доказать свое право быть всадником на чудесном скакуне. Когда наш герой уставал, верный конь выносил его из битвы. Когда же батыр набирался сил, Акбузат снова с вихрем мчался в бой. Он не горел в огне и не тонул в воде и ослеплял всех своей красотой.По преданию, все лошади, которые сегодня живут на земле — это потомки Акбузата. Они помнят наказ верного коня Урал-батыра всегда и во все времена верой и правдой служить людям. А жизнь самого легендарного скакуна сложилась непросто. Злой брат Урала Шульген сумел выкрасть Акбузата у богатыря и спрятал на дне того самого подземного озера где прятался сам.Казалось бы это совсем сказочная история. Ну что реалистичного может быть в рассказе о многолетнем заточении коня под водой? Конечно, все это легенды и предания, но…В конце 50-х годов прошлого века пещера Шульген-таш преподнесла ученым настоящую сенсацию. Из нее появляется первая версия о происхождении Урал-батыра.Позже историк Вячеслав Котов с помощью современной техники исследовал изображения в знаменитой пещере, которые не были видны невооруженным взглядом. Он обратил внимание, что в центре внимания первобытных художников была лошадь. Исследователь увидел в этом троичность мироздания: верхняя лошадь на рисунке с трапецией на спине это крылатая лошадь – символ неба и солнца. В другой композиции видно, как герой со своим конем сражается с темными силами подземного мира.Еще одна любопытная деталь – Урал-батыр и другие герои эпоса передвигаются, время от времени, на летающем льве. Это конечно тоже мифический образ, но откуда предки башкир, жившие в районе Поволжья и Южного Урала, могли знать о львах хотя бы и не летающих?
В башкирском фольклоре есть две пословицы непосредственно связанные со львом. Они звучат примерно так: «Если сядешь верхом на льва, то пусть твоя плетка саблей будет» и «Если лев пошел на охоту, то без добычи он не вернется». Но ведь пословицы создаются не на пустом месте.
Исследования палеонтологов косвенно доказывают, что доисторические пещерные львы, которые были гораздо больше их нынешних потомков, могли водиться не только в Африке, но и в Европе, на Урале и даже в Сибири. К тому же они могли прыгать дальше и выше чем современные львы. Может быть поэтому древние люди встречавшиеся с этими грозными существами и придумали миф о летающих львах.
В эпосе мы, возможно, слышим отголоски очень далекой реальности. По этой версии сказания о подвигах Урал-батыра могли появиться в эпоху Верхнего палеолита, но есть и другая версия не менее сенсационная.В архиве Уфимского научного центра РАН хранится самый старый экземпляр рукописи эпоса. На башкирском языке еще латинским шрифтом он был напечатан около 100 лет назад.
Но как именно возник этот письменный текст, наверное, самая большая загадка всей этой истории. Появление письменного варианта Урал-батыра это настоящий детектив.
По официальной версии Урал-батыр был записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, но никто и никогда не видел его первоначальной рукописной записи. Считается, что она потерялась во время обысков Бурангулова. При Советской власти его несколько раз арестовывали, как врага народа.
Скептики возражают – записи никуда не терялись потомучто их просто не было. А Мухаметша Бурангулов и был настоящим автором Урал-батыра. Так неужели он просто выдумал все рассказы о славных подвигах батыра и вообще образ главного персонажа, а все его рассказы это просто стилизация под древнебашкирский эпос, которого у предков башкир просто не было.Журналист и общественный деятель Карим Яушев предположил, что эпос Урал-батыр не может считаться подлинно народным произведением, а является литературным сочинением писателя Бурангулова. Или же он переработал воедино все разрозненные сказания юго-восточных башкир. Но для чего Бурангулову сочинять поэму об Урал-батыре? Возможно, дело было в личных творческих амбициях, а возможно в политических причинах. Одна из версий – он делал это по заданию советского руководства Башкирии, которая стремилась создать новую историю башкирского народа. Правда потом за это же и пострадал — его объявили националистом.Впервые на башкирском языке Урал-батыр был напечатан в 1968 году. А на русском и того позднее – семь лет спустя. С тех пор вышло немало изданий и переводов эпоса, но споры о нем не прекращаются. Вообще Урал-батыр это единственный из эпических героев вокруг которого копья ломаются с таким ожесточением с каким, наверное, сам богатырь сражался со своими врагами.Так существовал ли Урал-батыр? В сказаниях о нем мало конкретной человеческой информации, его старинных изображений нет. Но возможно внешность его не столь важна ведь легенда наделяет Урала всеми положительными качествами, делая его образ и жизненный путь примером для подражания. Именно поэтому изложение всего эпоса от начала до конца считалось у башкир важнейшей частью обряда посвящения во взрослую жизнь.Вот пример уважения к чужой жизни и благородства даже по отношению к побежденным врагам. Однажды злой и кровожадный царь Катилла послал против Урала исполинского быка. Но не тут-то было. Как тут бык не пыхтел и не старался, как не бился не вырывался освободиться сил не нашел, по колени в землю ушел. Но победив быка, Урал-батыр пожалел его и оставил в живых. С тех пор у быков кривые рога и треснувшие на две половины копыта и не растет передний зуб. Все это наследство проигранной битвы далекого предка Урал-батыру.Разумеется, и обстоятельства боя с быком, размер рогатого противника батыра в сказаниях носит поистине мифологический характер. Однако это, наверное, самый реалистичный из всех подвигов Урал-батыра. Издревле сильнейшие мужчины из разных народов мерились силой с быками и сведения о подобных битвах встречаются не только в мифах, но и в римских исторических хрониках. Возможно, некий отважный борец был одним из прототипов героического Урала или этот миф о борьбе с быком-исполином пришел к башкирам от других народов. Итак, появляется третья версия происхождения нашего героя.Известный историк Татищев в своей книге приводит строки, что северные скифы имели своим первым государем Урануса. Это говорит о том, что действительно существовало какое то древнейшее государство правителем которого был Уран или как мы сегодня говорим Урал-батыр. Произошло его обожествление, в результате которого он стал одним из богов, сначала здесь на Урале а потом был перенесен в Древнюю Грецию и стал в результате начальным древнегреческим богом.
Впрочем, возможно, это слишком смелая версия. Ее не разделяют даже большинство из тех ученых, которые считают что сказание Урал-батыр это подлинный эпос башкирского народа.
Преобладает мнение, что славный батыр — фигура сугубо мифическая. Этим он тоже отличается от своих коллег из других сказаний, скажем от русского богатыря Ильи Муромца.
Хотя по количеству и масштабам подвигов Урал-батыр превзошел многих знаменитых героев, ведь по сути он создал целый мир.
Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке.
Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Со временем она засияла как солнце — тело Урала превратилось в золото и драгоценные камни, а кровь в масло земли – нефть.
Ну а горы стали называться в его честь – Уралом.
Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины — вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.
Источник: https://newsbash.ru/society/interesting/2375-zemlya-geroev-bashkirskiy-epos-ural-batyr.html
Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр»
«Урал Батыр» — фольклорное произведение башкирского народа, которое несет в себе дух истории этого этноса, является незабвенным символом культуры и обычаев этого древнего народа. Как и другие эпосы, «Урал Батыр» повествует современному читателю о том, как жили отдельные народы, во что они верили, каким силам поклонялись, с кем воевали и дружили.
«Урал Батыр» — это настоящий кладезь информации о давно забытом прошлом и передает ее все новым и новым поколениям башкирского народа. На протяжении долгих лет эпос существовал в исключительно устной форме. Только в 1910 году, известный фольклорист М. Бурангулов смог кодифицировать все стихи и сказания в единое произведение.
Эпос состоит из трех частей, которые включают в себя 4576 поэтических строк. «Урал батыр» относиться к древнейшему жанру народной поэзии Башкирии кубаир (разновидность героических сказаний).
Герои этого эпоса часто встречаются и в других народных башкирских сказаниях «Алпамыша», «Конгур-буга», «Заятуляк и Хыухылу». Позже были созданы произведение, которые стали продолжением легендарного эпоса: «Бабсак и Кусэк», «Акбузат».
Сюжет эпоса «Урал батыр»
Сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы Урал батыра за благополучие других людей. Противники главного героя это захватчики с других земель, которым помогают злые потусторонние силы. Персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
В сюжет введены и мифические существа — небесный царь Самрау и духи природы. Каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика Янбирде. Первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене Янбике.
По злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. Пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. На склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей Урала и Шульгена.
Старик Янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы Улем, которая уничтожает все живое на земле. В момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни Яншишмы. Ребята, впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить Улем.
Однако, во время их путешествия, Шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, Урал батыру, осуществить свою миссию. На помощь Шульгену приходят злые мифические существа, которые нападают на Урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
Согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, Урал батыр создал горы (Уральские горы). В конце второй части Урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
Третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. Дети Урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Лонгфелло «Песнь о Гайавате»: величие легенды, мастерство переводчика
Следующая тема: Из абхазских сказаний о нартах: герои, цикл Ахсара и Ахсартага
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/ural-batyr
Урал-батыр читать онлайн
ThankYou.ru: «Урал-батыр»
Спасибо, что вы выбрали сайт ThankYou.ru для загрузки лицензионного контента. Спасибо, что вы используете наш способ поддержки людей, которые вас вдохновляют. Не забывайте: чем чаще вы нажимаете кнопку «Благодарю», тем больше прекрасных произведений появляется на свет!
- Глава 1
- О том, как жили старик Янбирде и старуха Янбика; о том, как старший их сын Шульген не сдержал наказа отца, не внял словам матери; как дочь царя Самрау по имени Хумай оказалась у них в плену.
- В древнюю пору, давным-давно
- Было, говорят, место одно,
- Куда никто не ступал ногой
- (И на целом свете никто
- Не знал, не ведал о суше той),
- С четырех сторон обступала
- Это место морская вода.
- С незапамятных пор проживала
- Там семейная чета:
- Старик по имени Янбирде
- С Янбикою, старухой своей.
- Куда б они не желали пойти,
- Не было преград на их пути.
- Как на земле оказались той,
- Где мать, отец их, где край родной,
- Говорят, они сами забыли.
- Так иль нет, в стороне морской
- Жизни семя они заронили.
- Двое детей родились у них,
- Двое сыновей удалых.
- Шульгеном старшего нарекли,
- Уралом младшего нарекли.
- Так и жили они вчетвером,
- Не видя людей, в местечке глухом.
- Своего не имели скота,
- Не обзаводились добром,
- Даже не вешали котла
- Над полыхающим костром;
- Не знали, что такое болезни,
- Смерть была им неизвестна;
- Полагали: для всех на свете
- Сами они являются смертью.
- На охоту коней не седлали,
- Лука и стрел еще не знали,
- Приручили и держали
- Льва-арслана, чтоб их возил,
- Сокола, чтобы пернатых бил,
- Пиявку, чтоб кровь животных сосала,
- Щуку, чтоб рыбу для них хватала.
- С древности тот обычай дошел
- И навеки с ними остался,
- Янбирде ли его завел:
- Когда зверь-самец попадался,
- Старики его убивали,
- Голову его поедали,
- Шульгену же и Уралу,
- А также льву-арслану,
- Соколу и прожорливой щуке
- Остальное поесть бросали.
- Когда ж самку зверя они убивали,
- Для пищи лишь сердце ее вырезали.
- Ну а черных пиявок болотных
- В травоядных вонзали животных,
- Чтобы из выцеженной крови
- Себе напиток изготовить.
- Малолетним детям своим,
- Что охотой не промышляли,
- Пить кровь, есть голову или сердце
- Строго-настрого запрещали.
- Росли сыновья день за днем,
- Крепли и телом, и умом.
- Вот и двенадцать Шульгену стало,
- Десять уже было Уралу.
- — Сяду на льва, — молвил один.
- — Сокола пущу, — сказал другой.
- Оба брата — Шульген и Урал —
- Приставали к отцу.
- И сказал Янбирде, потеряв покой:
- — Оба для нас вы родные дети.
- Радость единственная на свете.
- Ваши зубы еще не сменились,
- Ваши мускулы не укрепились,
- Рано в руки сукмар вам брать,
- Рано сокола в высь запускать,
- Не вышел час вам на льва садиться.
- Ешьте то, что я вам уделю,
- Делайте то, что я вам велю;
- Чтобы ездить верхом научиться,
- И оленя вам хватит пока.
- На залетную стаю птиц
- Можете кобчика запустить;
- Если жажда охватит вас,
- Можете воды ключевой испить.
- Но кровь, что в раковины налита.
- Пусть не коснется вашего рта.
- Так по нескольку раз подряд
- Наставлял он их, говорят.
- Запрещая им вновь и вновь
- Цедить из раковины кровь.
- И вот в один из погожих дней
- Старик со старухой своей
- На охоту пошли вдвоем,
- Оставив жилище на сыновей.
- Немало времени миновало,
- Как старики на охоту ушли,
- И два брата — Шульген с Уралом —
- Разговор о еде повели.
- Шульген раздумывать долго не стал.
- Хоть о запрете отцовском он знал:
- С тою раковиной не шутить,
- Ни за что из нее не пить,
- Все ж уговаривать брата стал,
- Всячески его подстрекал:
- «Если б охота на зверей
- В душу не вливала бы радость.
- Если пить кровь для взрослых людей
- Не представляло какую-то сладость,
- Мать и отец без сна и покоя.
- Дома оставив нас с тобою,
- На охоте бы не бродили.
- Так зря не будем время терять.
- Раковину поскорей откроем.
- Выпьем по капельке, чтобы узнать
- Крови вкус — что это такое». Урал:
- «Пусть та кровь и очень сладка,
- Я не сделаю и глотка,
- Пока не вырасту я егетом,
- Пока не узнаю причину запрета,
- Пока не пройду по белому свету
- И не уверюсь, что на свете
- Больше нет и в помине Смерти,
- Сукмаром никого не ударю.
- Никакой не убью я твари,
- Высосанной пиявкою крови
- Пить не стану я — вот мое слово!»
- Шульген:
- «О том, что Смерть не сильнее людей,
- Что до нас не добраться ей,
- Что не найти ей нас никогда,
- Повторял вам отец всегда.
- „Мы сами Смерть для твари любой“,—
- Не устает отец говорить.
- Что же случилось вдруг с тобой.
- Что боишься крови испить?»
- Урал:
- «В расторопности, быстроте,
- В силе, росте иль красоте,
- В осторожности и терпенье,
- В чуткости каждого движенья
- Днем ли, ночью ли — каждый час —
- Лев, сохатый или барс.
- Дикий медведь или зверь любой —
- Неужели слабее нас?
- Лапы, копыта ль о камни бьют.
- Шерсть ли свою о колючки рвут, —
- Все же не стонут и не хромают,
- В зной одежду свою не снимают,
- В стужу шубу не надевают.
- Если на добычу метнутся,
- То не сукмаром уж замахнутся;
- На охоте не знают хлопот,
- Каждый собственной силой живет;
- Оружие их — только зубы да когтя,
- Каждый сноровкой берет своей.
- Тот удачлив из них, кто сильней,
- Тот добычлив, кто половчей.
- Если же ноги им затянуть.
- Нож занести, чтоб в гордо воткнуть, —
- Звери, живущее в этих местах,
- Что наводят всеобщий страх,—
- Лев ли это, иль барс лесной,
- Словом, хищник сильный и злой, —
- Не заплачет ли сам тотчас,
- В смятенье и ужасе глядя на нас?
- Иль не видят они в человеке
- Врага, что зовется Смертью-злодейкой?
- Коль друг на друга их натравить.
- Щуку на плотву напустить.
- На суслика — хорька,
- На зайца — лису,
- Не возвысится ли, как Смерть,
- Над слабым — более сильный зверь?
- Скажи, не мы ли здесь вчетвером
- В глазах животных и птиц — злодеи?
- Не мы ли гибель повсюду сеем,
- Страх на всех наводя кругом?
- Не мы ли тех, кто Смерти боится,—
- Рыбу, что в глубь озер стремятся,
- В зарослях поющую птицу —
- Ловим и головы отрезаем.
- Сердце вспарываем и съедаем,
- Тварью ничтожною их считаем?
- Не мы ли это вчетвером,
- Обычай гибельный насаждая,
- Здесь посеяли смерть кругом?
- Если когти в сукмар превратив,
- В хищного сокола дух обратив.
- Звери эти в гневе большом,
- Когда-нибудь в порыве одном
- Задумают захватить наш дом, —
- Смерть, что лютой злобой полна.
- Смерть, что нашим глазам не видна,
- Пред нашими не взойдет ли глазами.
- Не расправится ли и с нами?»
- Услыхав такие слова,
- Шульген задумался было сперва,
- Но решил он все же потом
- Вновь упорствовать на своем.
- Кровь отпил, и, боясь расплаты.
- Задумал Уралу закрыть он рот:
- И заставил поклясться брата,
- Что отцу тот не донесет.
- С богатой добычей вернулись домой
- Старик со старухою, говорят.
- По обычаю, всей семьей
- Распотрошили дичь, говорят.
- И пред обильною едой
- Уселись, довольные собой.
- И, призадумавшись, сказал
- Долго хранивший молчанье Урал:
- «Отец, вот эту самую дичь,
- Хоть от тебя скрывалась она,
- Хоть бежала, страха полна,
- Ты сумел на охоте настичь,
- В горло нож ей сумел вонзить;
- Не случится ль и с нами такое —
- Существо не найдется ль живое.
- Чтобы в схватке нас победить?»
- Янбирде:
- «Тем, кому суждено умереть,
- Мы несем неизбежную смерть.
- Куда б от нас они не сбегали —
- В горную высь иль лесные дали, —
- Беглецов все равно мы найдем,
- Горло им перережем ножом.
- Нету здесь существа такого,
- Кто б человека мог победить живого,
- Над головой нож занести.
- Не было Смерти от века здесь,
- Чтоб нам смертельный удар нанести.
- Там, где некогда мы родились.
- Где предки свою коротали жизнь,
- Смерть еще могла обитать —
- Там, в расцвете жизни своей
- Множество умирало людей.
- Див однажды туда пришел.
- Видно, был на людей он зол —
- Убивал их и пожирал;
- И покрыла всю землю вода,
- Суша скрылась под ней навсегда.
- В живых оставшиеся тогда
- Разбрелись по земле кто куда.
- Не осталось для Смерти дела.
- Решив, что всех она одолела,
- Не подумав о тех, видать,
- Кто успел от нее сбежать;
- От ее неусыпной стражи
- И мы сбежали с матерью вашей.
- Край наш пуст был. Нога человека
- Не ступала сюда от веха.
- Потому-то в этих местах
- Не одолевал нас пред Смертью страх.
- Было мало здесь дичи, зверья
- В дни, когда мы в эти края
- Забрели. В озерцах и топи
- Проступали размытые тропы».
- Урал:
- «Отец, если за Смертью пойти,
- Можно ли будет ее найти?
- Если ж удастся настичь, скажи,
- Можно ли голову ей размозжить?»
- Янбирде:
- «Смерть коварна.
- Она ни разу
- Открыто не являлась людскому глазу.
- Невидимкой та тварь живет —
- Никто не знает, когда нападет.
- Есть тут только одна возможность:
- В царстве дивов, на дальней земле,
- Протекает живой родник.
- Выпьет кто из него — и вмиг
- Обессмертит себя, говорят,
- Смерть отступится, говорят».
Поведав такое о Смерти и насытившись едой, старик вытащил раковину, чтобы испить крови. Увидев, что содержимое раковины убавилось, Янбирде стал допытываться у сыновей, кто из них выпил кровь. Шульген стал изворачиваться: мол, никто к той крови не прикасался.
Старик Янбирде взял палку и начал поочередно колотить своих сыновей. Из жалости к брату продолжал молчать и Урал, а Шульген, не выдержав, признался отцу в своей вине.
Когда старик опять начал бить Шульгена, Урал схватил руку отца и сказал ему такие слова:
- «Отец, одумайся, посмотри
- На палку ту, что в руке твоей,
- По ней глазами пробеги:
- Была молода она средь ветвей.
- Нынче остругана она,
- Вся побита, повреждена,
- В палку голую превращена,
- С треском сломится — лишь согни.
- Ты на палку, отец, взгляни:
- Пока ту ветвь не срубил ты в бору,
- Росла она, шелестя на ветру,
- Трепетала юной листвой
- На стволе вербы молодой.
- Птичья стая, пчелиный рой
- На ту ветку дружно садились;
- Птицы звонко на ней веселились,
- Гнезда вили на ней весной.
- Может, избранной ветка была,
- Жизнь беззаботную вела;
- Как младенец» что грудь сосет,
- Через корни ствола она
- Влагу вбирала из речного дна.
- Ты от корней ее отодрал,
- Все листочки ее оборвал;
- Стала палкой теперь она.
- Стала, как сокол, что птицу сбивает,
- Стала, как щука, что рыб пожирает,
- Стала пиявкой, что кровь сосет,
- Стала собакой, что кость грызет, —
- Не такою ли стала она,
- Не насильницей стала ль она?
- И со лба отеревши пот,
- Не приготовился ль ты теперь
- В доме своем, где заперта дверь,
- Увидеть ту, что Смертью зовется.
- Про которую ты сказал,
- Мол, увидеть уж не придется?
- Не потому ли, скажи, на сына
- Ты замахнулся этой дубиной?
- Иль на себе мы должны опять
- Силу Смерти злой испытать?
- Если сегодня брата убьешь,
- Завтра в меня вонзишь свой нож,
- Если останешься одиноким.
- Сделаешься стариком глубоким,
- В три погибели станешь сгибаться,
- На льва не в силах будешь забраться,
- В лесу охотиться, дичью питаться,
- На зверя сокола запускать.
- Корм охотничьим птицам давать, —
- И твой лев, и собака твоя
- Не помрут ли от голода тут,
- Тоской глаза их не затекут?
- Отчаявшийся от голода лев,
- Впав на привязи в страшный гнев,
- Не сорвется ль, остервенев,
- Самого не сомнет ли тебя,
- Не разорвет ли тебя на куски,
- Не откинет ли прочь от себя?
- Не увидишь ли облик свой
- В Смерти, представшей перед тобой
- В миг последний гибельный свой?
Услышав такие слова, старик Янбирде перестал бить Шульгена. «Смерть может явиться и невидимкой; наверное, это она и пришла, вот меня и искушает. Не может быть, чтобы никто не видел своими глазами Смерть. Надо расспросить зверей и птиц», — подумал он и созвал лесное население. Обращаясь к собравшимся зверям и птицам, Урал сказал так:
- «Злодейку, по прозванию Смерть,
- Мы всегда узнавать должны.
- Обычай сильных слабого есть —
- Мы отвергнуть навек должны.
- Если друг друга переберем,
- По имени каждого назовем,
- То каждый укажет на тех, кто здесь
Кровь не …
Источник: https://knigogid.ru/books/171430-ural-batyr/toread
Мифологическое содержание эпоса «урал-батыр»
Эпос «Урал-батыр» занимает важнейшее место в башкирском фольклорном наследии и мифологии. Несмотря на большое количество башкирских народных произведений, именно данный эпос вызывает большой интерес.
Возможно, людей привлекает сакральность старинного произведения, нетипичный для башкирского фольклора сюжет, проблемы, которые в нем поднимаются.
В данной работе хотелось бы раскрыть мифологическое содержание эпоса.
Миф – это фантастическое описание действительности, зачастую претендующее на объяснение всего мироздания и формирование мифологической картины мира.
Так, и в мифическом проведении «Урал-Батыр», условная точка отсчета – начало мироздания описано так: «В древнюю пору, давным-давно» после всемирного потопа образовалось «место одно, / С четырех сторон обступала / Это место морская вода.
/ С незапамятных пор проживала / Там семейная чета: Старик по имени Янбирде / С Янбикою, старухой своей» [6, с. 21]. Так показано начало жизни. Янбирде (с башк.
«давший жизнь») и Янбика «не знали, что такое болезни, Смерть была им неизвестна», «Приручили и держали /Льва-арслана, чтоб их возил» [6, с. 22]. Сюжет эпоса «Урал-батыр» о первых мужчине и женщине – классический образец мифа о всемирном потопе, когда погибли все люди и спаслись только двое.
Миф представляет собой продукт первобытного мышления, когда человек не выделял себя из природы. Отголоски первобытного мышления проявляются в том, что первые люди эпоса в пищу употребляли только сердце и голову определенных животных, пили их кровь (считая, что именно к ним перейдет их сила), к животным относились на равных.
У Янбирде и Янбика появилось двое сыновей: старший – Шульген, младший – Урал. По сюжету два брата отправляются на поиски Смерти, чтобы ее стереть с лица земли. Они намерены искать Живой родник (Яншишма), который может «убить Смерть», обессмертив человека.
Пути братьев расходятся: Шульген согласно эпосу идет «налево», в страну, где «нет несчастья», а Урал – «направо, где плач и горе». На этом пути Урал преодолевает множество препятствий, побеждает быка царя Катила, уничтожает змеиное царство Кахкахи, освобождает дочерей Самрау, сражается с драконами.
Вскоре Урал-батыр находит Живой Родник, он обрызгивает водой окружающую природу, после чего на земле торжествует мир, а сам герой погибает.
Пространство в мифе четко организовано. Верхний мир – Космос – модель идеальной организации общества.
Во главе него стоит Самрау, у него 2 жены: Кояш и Ай (Луна); их дочери – Хомай (Дочь солнца) и Айхылыу (Лунная красавица). Мужьями их станут Урал и Шульген, от этих браков произошли их дети – башкиры.
Последние (т.е. люди) живут в срединном мире. А в нижнем мире обитают разного рода чудовища.
Окружающий, внешний по отношению к человеку, мир в мифе концептуализируется.
В эпосе мы находим распространенные архетипические мотивы: небо – подземный мир, земля – подземный мир, семь драконов на небе – Большая Медведица; Живой родник – символ вечной жизни; выбор Хомай для себя жениха (испытание); божественный брак Урала и Хомай; говорящие и сознательные животные – олицетворение человеческих качеств (бык, лев, собака, и т.
п.); охота на оленя – аллегория, обозначающая половой акт; Всемирный потоп; океан – хаос; числа как архетипы порядка (семерка – число планетарных богов); кровь в ракушках как символы дурного духа, вспыльчивого гнева и чувственных пристрастий; женитьбы Урала, когда уходит детская безответственность при вступлении в общество.
Обозначаются и фундаментальные антиномии: Смерть–жизнь, счастье–несчастье. Все это связывает воедино мир сознания и мир бессознательного. Первобытная мысль, что и рождает миф, неотделима от эмоциональной (двигательной) сферы. Оттуда и проистекает антропоморфизация природы, анимимзм [4, с. 17-18].
«Урал-батыр» – героический эпос, похожий на сказку, рассказывающий о жизни и подвигах богатыря, его формировании. Мотивы эпоса схожи с произведениями мировой мифологии: борьба Митры против страшного быка в индоиранской мифологии; бог Тор сражается с чудовищами, порожденными злым Локи, в частности – с космическим змеем Ёрмунгандом.
В мифе об Урале не наблюдается историзации, нет политической конкретики. Урал – богоподобное существо, имеет родство с богами как верхнего, так и нижнего мира. Так же как и Геракл – он культурный герой, который уничтожает чудовищ, оставшихся от хаоса первичный времен.
Как в любом героическом эпосе, в нем показан процесс формирования батыра: «Росли сыновья день за днем, / Крепли и телом, и умом» – типичный мотив героического эпоса. Их родители «Пить кровь, есть голову или сердце / Строго-настрого запрещали» [6, с. 22]. Но Шульген, страший брат, испив кровь, ослушался отца.
Именно после этого Шульген предстает перед нами отрицательным героем-антагонистом по отношению к Уралу – герою светлому и доброму. Урал не стал пить кровь, не ослушался отца. В поступке Шульгена мы видим не только нарушение запрета отца, но и нечто большее – нарушение родового запрета (табу) как нормы социальной общности, по-башкирски «йола».
Нарушение табу-йола противоречит представлениям общности и, по мысли народа, противоречит нормальному стабильному существованию.
Тема обычая – Номос – издавна сложившегося порядка, заложенного природой, регулирующего жизнь и определяющего судьбу человека имеет в мифологическом сознании народа особое значение. Номос – это священный закон, нарушение которого приведет к несчастью и смерти. Питье крови и поедание головы и сердца родителями объяснялось тем, что «С древности тот обычай дошел / И навеки с ними остался».
Нарушение табу противоречит Номосу и становится началом распространения Хаоса – разрушающей силы. И пристанищем Шульгена, нарушившего табу, станет мир Хаоса – мир чудовищ, дивов и всякой нечисти – нижний мир. Если Шульген – нарушитель природного естественного порядка, то Урал – защитник Номоса, предстает светлым героем, за которым идет народ.
Именно борясь с чудовищами, дивами – с силами Хаоса, он приходит к познанию сущности бытия и мироздания. Он буквально захватывает Хаос. Боясь Урала, чудовища и дивы прячутся в озере, герой выпивает воду, но он не способен «переварить», уничтожить их, и зло пробивает его изнутри и выходит на свободу.
Последние слова Урала предостерегают людей от воплощений зла – нечисти, говорит, что только «Добро» сможет противостоять злу – Хаосу.
В эпосе показано стремление человека прикоснуться к тайне мироздания, познать мир и себя. Миф выражает сердцевину мироздания, непознаваемость мира. В башкирском эпосе мы видим, что основой бытия (мироздания) – является Добро.
Интересным представляется аргументация старшего брата в пользу того, чтобы попробовать кровь: «О том, что Смерть не сильнее людей … / Повторял вам отец… / Мы сами Смерть для твари любой» [6, с. 22].
Как видим, руководством к действию Шульгена становится известный еще античности принцип, автором которого является Протагор: «человек есть мера всех вещей». Шульген выступает в эпосе индивидуумом сомневающимся, тем, что он может поставить под сомнение общеизвестную истину.
И это по замыслу эпоса и мифологическому (традиционному) мышлению – зло. Можно сказать, что в этом проявляются некоторые сходства героев Шульгена и Прометея из трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Оба героя нарушают родовой запрет: один из них пьет кровь, другой берет мясо от жертвенного быка.
И обоих наказывает отец Янбирде и Зевс Вседержитель. Они представлены как бунтари, не зря в творчестве многих писателей образ Прометея становится символом свободы, независимости.
Эсхил, как представитель периода распада общинно-родового строя в сильно интерпретированном древнем мифе, показывает данного героя как новую личность эпохи с индивидуальными стремлениями, открыто противопоставляющего свою волю земного человека небесной воле богов. А у консервативно мыслящего Гесиода Прометей носит отрицательный характер и обрисован в негативном смысле [2, с. 15-18].
Описание модели мира в эпосе «Урал-батыр» происходит как рассказ о происхождении различных вещей, а события прошлого становятся «необходимыми элементами этого описания, «кирпичиками» мифологической конструкции» [4, с. 26]. Как отмечает Мелетинский Е.М. космизация хаоса, упорядочивание земной жизни – главная направленность мифов вообще [5, с. 203]. В «Урал-батыре» это также прослеживается (творение мира, борьбу с хаосом).
Следование Номосу не отменяет осознанного восприятия мира. Древний эпос, показав, что жизнь человека неразрывно связана с природой и природными циклами, отразил лишь зачатки сознания у людей, которая проявляются, в том, что человек начинает искать и понимать свободу, верит в собственные силы.
Сейчас он перестаёт слепо доверять вмешательствам потусторонних сил и природных стихий, т.е. намечается тенденция на восприятие себя отдельно от природы.
Но в том обществе, о котором рассказывается в эпосе, – обществе родовом и традиционном, такое поведение ее членов неприемлемо, такие индивиды вынужден покинуть сообщество людей и жить изгоями, их жизнь показана несчастливой в эпосе (жизнь Шульгена).
Понимание собственной индивидуальности, отход от слепого следования инстинктам и рефлексам, самоограничение – таким образом косвенно показано начало становления сознания у человека в эпосе.
«Пусть имя будет вам – человек», – восклицает главный герой. Вместо того чтобы выпить Живую воду самому, принести благо себе, Урал орошает окружающий мир, природу, даруя ей вечную жизнь. Желая изначально убить «Смерть», возжелая жить вечно, т.е.
потакая собственным эгоистичным желаниям, а затем отказавшись от этого, Урал уходит от себя, он, как бы выразился Бородай Ю.М., приходит к «смерти самого себя как эгоцентрического существа» [1, с. 201]. Он «убивает» не только «самого себя», но и ту мифическую «Смерть», про которую говорится в эпосе.
И этот путь в эпосе, выбранный Уралом, – верный, это путь «Добра», к которому должен стремиться человек. Вспомним старика, который некогда в погоне за собственными эгоистичными желаниями выпивший Живую воду: теперь он «обречен на вечную и мучительную жизнь».
Он не нашел счастья, он не смог победить «Смерть», потому что, не отказавшись от себя, он не выбрал путь «Добра». Ведь бессмертие физическое – не благо, а источник бессмертия – «Добро»: «Пусть станет ДОБРО лишь вашим именем, / Злу не давайте дорогу вовек!».
Смертный человек согласно эпосу, не нарушая Номос, должен стремиться к совершению Добра, что и обессмертит его. Смерть, которая представлялась как некоторое существо, является лишь естественным процессом обновления мира.
Человека, не понявшего это, моторика и поведение которого управляется не сознанием, а инстинктом – ждет «Смерть».
Преодоление естества (как преодоление некоего тупика человечества), самоограничение – обретение сознания человеком, осознанности поведения, новое сверхбиологическое качество человека, проявлением которого является и отказ от убийства, соперничества [1, с. 405].
Урал имел возможность убить Шульгена за его преступления, но он милостив и не стал этого делать.
Отказ от убийства, как проявление зачатков сознания, стал отождествлять также и отказ от половых связей внутри общины (негативные последствия данных действий отразились в том, что Заркум чуть не умер, когда пытался проглотить оленя – скрытое проявление сексуального инстинкта). Ядром этих действий является табу. Вышеописанная трансформация человека – одна из составляющей содержания эпоса как мифа.
Мы, говоря словами А.Ф. Лосева, можем сделать вывод о «срединном положении эпоса», о том, что и башкирский народный эпос находится между первобытной дикостью и цивилизацией [3, с. 145]. Главный герой Урал символизирует все родовые (племенные – коллективные) силы, это некий идеал народа, символ свободы. Данное произведение является отражением мировосприятия народа.
Эпос описывает жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющего себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь, индивид реализует себя только в рамках этого коллектива. Поэтому потеря героя – смерть Урал-батыра – это потеря общественного блага, гибель на фоне борьбы космоса с хаосом.
Но его смерть (и воскрешение) необходимы для перерождения и нескончаемости жизни.
Список литературы:
- Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. – 416 с.
- Галлямов С.А. Башкордская философия. Том 3. – Уфа: Китап, 2005. – 344 с.
- Лосев А.Ф. Гомер (Сер. Жизнь замечательных людей). – М.: Молодая гвардия, 2006. – 400 с.
- Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. – М.: РГГУ, 2001. – 168 c.
- Мелетинский. Е.М. Поэтика Мифа. – М.: Наука, 2000. – 407 с.
- Урал батыр. Башкирский народный эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. – 518 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxix/46852