Краткое содержание франкенштейн, или современный прометей шелли за 2 минуты пересказ сюжета

Эту книгу принято считать одним из первых фантастических романов в мировой литературе. Но за те 200 лет, которые прошли со времени написания оной, произошла ее переоценка. И сейчас наши представления отличаются сильно от оригинала, написанного автором.

На вопрос о том, кто же такой Франкенштейн, любой скажет, что это страшное чудовище, наводящее ужас на окружающих. Вот так время развело саму книгу и наше представление о ней. Но всё же оригинал на то и оригинал, чтобы быть основой для понимания замысла автора.

Итак, обратимся к оригиналу.

Роман о Франкенштейне был написан в 1816 году 19-летней девушкой Мэри Шелли. С детства она вращалась в литературных кругах. Её родители были довольно известными писателями своего времени, а её мужем стал Перси Биши Шелли, один из самых знаменитых английских поэтов, друг Байрона. Роман, как известно, написан на спор.

Его инициатором стал сам лорд Байрон, предложивший написать страшную историю. Из всех, кто был в той компании, условие выполнила только Мэри. И с тех пор мы с интересом следим за приключениями героев этой книги.

В романе два главных героев – Виктор Франкенштейн и его творение, которое он сам называет монстр. По существу они являются двойниками – монстр повторяет судьбу своего создателя.

Виктор Франкенштейн – молодой швейцарский ученый, наделенный большим талантом и с юности увлекающийся естественными науками. Его исследования приводят к возможности оживления. Он создает человеческое существо, обладающее необыкновенной силой и выносливостью, но притом настолько уродливый, что, кроме ужаса, ничего не может вызвать.

Это настолько обескураживает создателя, что он спешит сложить с себя ответственность за дальнейшую судьбу своего творения. Монстр не встречает понимания среди людей, в ответ на свои добрые дела он встречает лишь ненависть и злобу. Он восстает против своего творца и мстит ему, последовательно убивая брата, друга, невесту.

Творение заставляет чувствовать своего творца то же, что чувствует и он – безграничное одиночество и неприкаянность. Творец видит гибель любимых людей, понимает, что во всём виноват он сам и ничего не может поделать. Единственное, что ему остаётся – следовать за своим творением, чтобы уничтожить его и, таким образом, восстановить кажущуюся ему справедливость.

Многолетние странствия приводят к Северному полюсу, где и творец и его творение погибают во льдах. Без одного нет смысла существования другого.

Книга написана в духе своего времени, она соединяет в себе черты сентиментализма, романтизма и готического романа. Она переполнена эмоциями и переживаниями: здесь и бесконечные мужские обмороки, и многостраничные пейзажи, и описания людской доброты и умиления, и типичные пафосные речи страдальцев. Но по-другому юная писательница не могла – таковы веяния времени.

Ещё к издержкам книги можно отнести скорую социальную адаптацию творения, он осваивает и язык и культуры за очень малый промежуток времени. А также то, что творение создано из многих частей разных людей и даже животных с бойни. Но, в принципе, это всё мало смущает — это фантастический роман, здесь возможно всё.

Со временем тема ученого и уникального изобретения, которое оборачивается трагедией для него и окружающих, становится популярной в литературе. А с возникновением кинематографа эта тема и эта книга, конечно же, не могут остаться незамеченными. Первая экранизация романа Шелли появилась еще в 1910 году, и потом было ещё много фильмов снято по этой книге.

Не хочется сильно углубляться в эту тему так, как она достойна целой отдельной статьи. Здесь же хочется упомянуть, на мой взгляд, одну из самых удачных экранизаций этой книги – «Франкенштейн Мэри Шелли» (1994).

Это одна из самых близких к тексту киноверсия, снятая режиссером Кеннетом Брана, он же сыграл и главную роль. Также в фильме можно увидеть Роберта де Ниро (Творение), Хелену Бонем Картер (Элизабет) и других.

Фильм неплохой, он точно передает атмосферу книги. И то, на что неспособно воображение, реально предстаёт перед глазами. Но творение не вызывает отвращения.

Да, он уродлив внешне, но это уродство не пугает и не отталкивает. Перед зрителем существо, которое бросили, от которого все шарахаются. Его никто не пытался понять, даже сам творец. Жалко творение, но жалко и Виктора, который не до конца понимал, что же получилось в результате его научных изысканий.

Авторы фильма пошли дальше фантазий писательницы – они оживили Элизабет. Но, на мой взгляд, это было всё-таки лишним. И фильм мне показался более сентиментальным, чем книга. Создатели фильма наделили творение большей человечностью, чем Шелли.

Также хочется отдельно отметить, что ни в одной из экранизаций не удалось создать монстра по-настоящему страшного и отталкивающего.

Из всего хочется сделать вывод. Не пытайтесь надругаться на природой, иначе она потом надругается над вами.

Автор текста: Федорова “lyrry” Ольга

  • 4Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжета
  • Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжета
  • Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжета7
  • 4Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжета3
  • 3Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжета11
  • 31

Источник: https://kanobu.ru/articles/kartoteka-vyipusk-15-frankenshtejn-ili-sovremennyij-prometej-366114/

Франкенштейн Мэри Шелли / Frankenstein (1994)

  • Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжетаПолнометражный фильм.
  • Другие названия: «Франкенштейн» / «Frankenstein» (вариант перевода названия), «Франкенштейн Мэри Шелли» / «Mary Shelley’s Frankenstein» (международное англоязычное название).
  • США, Япония.
  • Продолжительность 123 минуты.
  • Режиссёр Кеннет Брана.
  • Автор сценария Стеф Леди, Фрэнк Дарабонт по роману Мэри Шелли.
  • Композитор Патрик Дойл.
  • Оператор Роджер Прэтт.
  • Жанр: драма, фильм ужасов, мелодрама, научная фантастика

Краткое содержание
Виктор Франкенштейн (Кеннет Брана) обещает Элизабет Лавенца (Хелена Бонэм Картер), осиротевшей в детстве и удочерённой его отцом-бароном (Иэн Холм), что они непременно поженятся. Однако прежде юноше предстоит получить образование. В университете Виктор, не разделяющий мнение современных учёных, не воспринимающих всерьёз наследие Парацельса, Альбера Великого и Агриппы Неттесгеймского, узнаёт, что профессор Вальдман (Джон Клиз) ставит смелые опыты, изучая воздействие электрического тока на мёртвые ткани. Франкенштейн загорается идеей сотворения живого человека из фрагментов тел скончавшихся людей. Его эксперимент увенчивается успехом: на свет появляется Существо (Роберт Де Ниро), обладающее невероятной физической силой, способное чувствовать, мыслить, говорить…

  1. Также в ролях: Том Халс (Анри Клерваль), Айдан Куинн (капитан Роберт Уолтон), Ричард Брайерс (дедушка), Роберт Харди (профессор Кремп), Селия Имри (миссис Мориц), Тревин МакДауэлл (Жюстина), Джерард Хоран (Клод), Марк Хэдфилд (Феликс), Джоанна Рот (Мэри), Саша Ханау (Мэгги), Хью Бонневилль (Шиллер), Рори Дженнингс (юный Виктор), Кристина Кутталл (юная Жюстина), Ханна Тэйлор Гордон (юная Элизабет), Джимми Юилл (Григори), в эпизоде Патрик Дойл (дирижёр оркестра на балу, без указания в титрах).
  2. Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
  3. Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжетаИз тьмы

Возможно, в резких высказываниях Фрэнсиса Форда Копполы о ленте превалировала личная обида. После шумного успеха «Дракулы» /1992/ он некоторое время подумывал самостоятельно экранизировать другой легендарный роман, являющийся одним из неиссякаемых источников вдохновения для творцов фильмов ужасов.

Решившись же доверить постановку более молодому, но уже успевшему зарекомендовать себя (в первую очередь – блистательными киноверсиями шекспировских произведений, хотя можно вспомнить и отличный нео-нуар «Умереть заново» /1991/) кинематографисту, мэтр не избежал серьёзных творческих разногласий.

В частности, режиссёр отказался сокращать вступительную часть, показавшуюся продюсеру слишком подробной и затянутой… Однако Кеннет Брана изначально находился в менее выгодном положении, чем именитый коллега, поскольку «Франкенштейн, или Современный Прометей» заметно превосходит по художественным достоинствам произведение Брэма Стокера.

Кинодраматурги Стеф Леди и Фрэнк Дарабонт балансировали, хочется сказать, на лезвии бритвы, с одной стороны стараясь максимально подробно следовать сюжетно-фабульным перипетиям первоисточника, но с другой – так представить события, чтобы те идеи Мэри Шелли, которые сегодня видятся устаревшими, всё-таки прозвучали убедительно.

Авторы действительно заслужили право утверждать, что их киноверсия ближе всего к оригиналу – даже при очевидных для киноманов заимствованиях из ряда экранных адаптаций1, прочитываемых данью уважения предшественникам.

Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжетаБедное создание

В первую очередь покоряет то, как тонко Кеннет чувствует миросозерцание поборников романтизма, делая упор на воистину богоборческий характер экспериментов своего героя – исследователя, отметающего постулаты современной (то есть подчинённой задачам и ограничениям Просвещения) науки, дерзающего продолжить искания алхимиков и мистиков прошлого.

Причём в конце XX столетия предостережение об опасностях, подстерегающих всякого, кто ступил на этот сомнительный путь и забрёл в тупик, звучит ещё страшнее.

Одержимо рвущийся к Северному полюсу капитан Уолтон, едва не сгубивший себя и команду, склонен считать встреченного во льдах Арктики Франкенштейна сумасшедшим, будучи не в силах поверить в услышанное, – и лишь явление существа, раздираемого отчаянием при виде умершего создателя (родителя!) заставляет одуматься.

Роберт Де Ниро, невзирая на сложный многослойный грим, изуродовавший облик, завораживающе передаёт силу эмоций (от ненависти к жестокому человечеству до… неутолённой жажды любви), о которой персонаж рассказывает Виктору, предупреждая, что готов на жуткие поступки, если тот не согласиться пойти навстречу.

Кульминация противостояния приходится на оживление учёным убитой монстром – в брачную ночь! – супруги (не эти ли душераздирающие кадры пленили Тима Бёртона, позже избравшего Хелену Бонэм Картер музой?!), предпочитающей сгинуть в пламени, а не влачить жалкое существование… Если судить по коммерческим результатам картины в национальном прокате, где кассовые сборы составили $22 млн. – чуть меньше половины производственного бюджета ($45 млн.), придётся согласиться с правомочностью требований Копполы. Не помогла и изощрённая, дорогостоящая рекламная кампания! Однако за пределами США «Франкенштейн Мэри Шелли» получил горячий приём, принеся около $90 млн. – и заслужив в целом лестные (вплоть до восторженных) отзывы. По-моему, это закономерно.

  • .
  • __________
    1 – От ранней короткометражки «Франкенштейн» /1910/ до телефильма «Франкенштейн» /1992/, не исключая и знаменитую дилогию Джеймса Уэйла.
  • Прим.: рецензия публикуется впервые

Материалы о фильме:
Самонов Георгий. Драма Франкенштейна // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 10-11.
Г.С. Франкенштейн жив! // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 32. – С. 28.

Читайте также:  Краткое содержание бианки оранжевое горлышко за 2 минуты пересказ сюжета

Материалы о фильме (только тексты)

Источник: http://AllOfCinema.com/frankenshteyn-meri-shelli-frankenstein-1994/

Франкенштейн, или Современный Прометей

  • Мэри Шелли.
  • Франкенштейн, или Современный Прометей
  • ПИСЬМО ПЕРВОЕ
  • В Англию, м-c Сзвилл,

Санкт-Петербург, 11 дек. 17..

Ты порадуешься, когда услышишь, что предприятие, вызывавшее у тебя столь мрачные предчувствия, началось вполне благоприятно. Я прибыл сюда вчера; и спешу прежде всего заверить мою милую сестру, что у меня все благополучно и что я все более убеждаюсь в счастливом исходе моего дела.

Я нахожусь уже далеко к северу от Лондона; прохаживаясь по улицам Петербурга, я ощущаю на лице холодный северный ветер, который меня бодрит и радует. Поймешь ли ты это чувство? Ветер, доносящийся из краев, куда я стремлюсь, уже дает мне предвкушать их ледяной простор.

Под этим ветром из обетованной земли мечты мои становятся живее и пламенней. Тщетно стараюсь я убедить себя, что полюс — это обитель холода и смерти; он предстает моему воображению как царство красоты и радости.

Там, Маргарет, солнце никогда не заходит; его диск, едва подымаясь над горизонтом…

ЕЩЕ

Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть — очень интересные. К какому разряду отнести «Франкенштейн, или Современный Прометей» Шелли Мэри решать Вам! Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься.

Место событий настолько детально и красочно описано, что у читающего невольно возникает эффект присутствия. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души. Основное внимание уделено сложности во взаимоотношениях, но легкая ирония, сглаживает острые углы и снимает напряженность с читателя.

Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев.

В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Интригует именно та нить сюжета, которую хочется распутать и именно она в конце становится действительностью с неожиданным поворотом событий.

«Франкенштейн, или Современный Прометей» Шелли Мэри читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://readli.net/frankenshteyn-ili-sovremennyiy-prometey/

Готический роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». goldenlib.ru

Талантливая английская писательница Мэри Шелли создала за свою жизнь не так много произведений, однако каждое из них стало классикой.

В её творчестве достиг своих максимальных высот готически роман, в её произведениях лежат истоки таких жанров как научная фантастика и постапокалипсис.

Одной из лучших её книг, которая сделала имя Мэри Шелли бессмертным, является роман «Франкенштейн, или Современный Прометей».

История создания книги

Восемнадцатилетняя Мэри Годвин вместе со своим возлюбленным Перси Шелли бежала из пуританской консервативной Англии, где они не могли наслаждаться своей любовью в континентальную Европу. После продолжительных скитаний они осели в Женеве.

В Швейцарии влюблённая пара познакомилась со своим земляком Джоном Байроном, который также жил в изгнании. В то холодное и дождливое лето лорд Байрон часто собирал на своей вилле Диодати англичан-интеллектуалов, живущих в Швейцарии. Частенько бывала здесь и Мэри со своим кавалером.

В один вечер, когда за окном особо разыгралось ненастье и покинуть дом не было решительно никакой возможности, англичане завели разговор о сверхъестественном и необъяснимом. Тогда Байрон предложил, чтобы каждый из присутствующих создал свою страшную историю.

В ту ночь Мэри придумала рассказ о монстре, собранном из частей и оживлённом при помощи тока талантливым учёным. Тогда же врач лорда Джон Полидори, присутствовавший на этих посиделках, создал свою историю о вампире-интеллектуале, которую он позже оформил в роман, который положил начало моде на готический вампирский роман.

Гости разошлись по комнатам, а Мэри не могла уснуть всю ночь, ведь идея об ужасном порождении гения Франкенштейна никак не давала девушке покоя. Не прошло и года, как леди Годвин завершила работу над своей самой известной книгой.

Мэри издала книгу в Лондоне в 1818 году. Авторство в ней не указывалось, но писательница посвятила роман отцу Уильяму Годвину.

Критики весьма прохладно встретили произведение, но среди публики его ждал ошеломляющий успех.

С каждым годом интерес к книге всё больше разгорался, поэтому в 1823 году она вышла во Франции, при этом указывалось подлинное авторство. В этом же году в Лондоне состоялась премьера театральной постановки «Франкенштейна».

Популярность произведения продолжала возрастать, поэтому Мэри Шелли в 1931 году решила издать в Англии переработанную версию книги под собственным именем, к которой она написала большое предисловие, повествующие об обстоятельствах написания романа. 

Другие известные произведения Мэри Шелли

  • «Последний человек»;
  • «Вальперга»;
  • «Фолкнер»;
  • «Судьба Перкина Уорбека».

Краткое содержание романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Английский путешественник Волтон отправляется из Санкт-Петербурга изучать Северный полюс. Корабль исследователя подбирает среди льдов еле живого человека. Когда он пришёл в себя, то рассказал Волтону о том, что с ним случилось.

Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли за 2 минуты пересказ сюжетаФранкенштейн родился в знатной богатой швейцарской семье. Мальчик очень рано начал интересоваться сверхъестественным, изучал книги выдающихся алхимиков. Отец отправил юношу в Баварию, где он учился в престижном университете города Ингольштадт. Там он познакомился с талантливым и увлечённым своим делом учёным и преподавателем Вальдманом, благодаря которому он стал интересоваться тайнами жизни и смерти.

Несколько лет он проводил исследования в этой сфере, пока, наконец, ему не удалось сделать прорыв в создании живого существа из неживой материи. Используя части мертвых тел различных людей, Франкенштейн создал огромное человекообразное существо, которое уме удалось оживить при помощи электричества.

Существо было столь уродливо, что Виктор в приступе паники сбежал из своей лаборатории. Он несколько дней пролежал в горячке, а когда, наконец, очнулся, то узнал, что его брат Вильям был убит.

Франкенштейн возвращается в родную Женеву, где суд признаёт виновной в убийстве Вильяма служанку Жюстину. Но Виктор понимает, что брата погубил созданный им монстр, ведь он мельком увидел его в лесу.

Наконец Франкенштейн встречается лицом к лицу со своим созданием. Существо рассказывает учёному, что выучило человеческий язык, живя в сарае одного местного семейства.

Но когда люди увидели его, то испугались и прогнали прочь. Он был везде гоним из-за своего устрашающего внешнего вида.

Монстр случайно захватил дневник Виктора из лаборатории и, прочитав его, воспылал ненавистью к своему создателю. Из-за этой ненависти он убил Вильяма.

Чудовище требует от Виктора, чтобы он создал для него женское существо, которое бы скрасило его одиночество. Франкенштейн не хочет этого сделать, но под страхом смерти он вынужден преступить к созданию жены монстра.

В ходе работы он понимает, что от союза двух тварей могут родиться и другие чудища, которые станут опасностью для человечества. Тогда Виктор уничтожает тело ещё не оживлённого женского существа.

В отместку монстр убивает друга учёного по имени Анри Клерваль.

Вернувшись в Женеву, Франкенштейн жениться на своей юношеской любви Элизабет, но чудище очень скоро убивает её. Узнав о смерти невестки, умирает и отец Виктора. Оставшись абсолютно одиноким, угнётённый и отчаявшийся Франкенштейн хочет убить чудище. Оно сбегает от него на Северный полюс. Виктор преследует монстра, но тот постоянно ускользает от него.

Волтон, впечатлённый рассказом Франкенштейна, не хочет рисковать жизнью ради науки и разворачивает корабль. По пути к цивилизации Виктор умирает. Рядом с телом учёного Волтон обнаружил существо. Монстр сказал капитану, что сожалеет обо всём, что сделал и намерен уйти на полюс, где он сам прервёт свою жизнь. После этого чудовище покидает корабль.

Читайте в нашей замечательной свободной библиотеке самые увлекательные готические романы, такие как книга Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Источник: https://goldenlib.ru/blog-goticheskii-roman-meri-shelli-frankenshtein-ili-50

Реализация темы «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей»

В данной статье рассматривается тема «Человек-Творец» на основе романа Мари Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». Несмотря на научно-фантастический жанр произведения, автор затрагивает философские вопросы, актуальные и в наши дни. Данный вопрос рассматривается с позиции философии и психологии человека.

Ключевые слова: Франкенштейн, Мари Шелли, Творец, Сверхчеловек, Ницше.

Роман Мэри Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» появился в то время, когда научно-фантастический жанр был только на начальной стадии своего появления и развития.

Для 19 века рассказ о человеке, сумевшем создать живое существо не естественным путем, был, с одной стороны, колоссальным потрясением, а, с другой стороны, чем-то пугающим и наводящим страх.

Но страх не самого создания, а страх гнева Божьего за посягательство на его права и попытки человека выступить в роли самого Творца. Мы считаем, что именно эта философская тема является основополагающей в данном научно-фантастическом романе.

Мы полагаем, что наиболее правильным будет начать непосредственно с анализа названия произведения. С первой частью названия все предельно ясно и логично — Франкенштейн — это фамилия самого ученого. А вот какое же отношение к данному произведению имеет Прометей, который, кстати, совершенно не упоминается непосредственно в тексте произведения.

Здесь автор обращается к античной мифологии и её воплощению в литературе Древней Греции.

[4] Поэма Эсхила (впоследствии интерпретированная супругом Мэри Шелли — английским драматургом Пирси Биши Шелли) «Освобожденный Прометей» повествует об одном из Богов Олимпа, сосланном в вечное изгнание Зевсом за то, что сделал людей разумными, научил их ремёслам, даровал им огонь, дал им память и обучил всевозможным наукам.

[4] Здесь и прослеживается связь Прометея с Виктором Франкенштейном — оба героя, подобно Творцу, пытаются улучшить род человеческий, за что в последствии получают наказание: Прометей навеки прикован к горе и ежедневно подвергается мукам, а учёный находится в вечном бегстве от своего творения, от руки которого в итоге и погибает.

Читайте также:  Краткое содержание саша чёрный дневник фокса микки за 2 минуты пересказ сюжета

Кроме истории из античной мифологии, источником сюжета романа также можно считать еврейскую легенду о Големе, человекоподобном существе, созданном магическим путем из глины.

Согласно легенде, его было позволено убить любому иудею, так как оно не обладало душой, было лишёно дара речи и полового влечения.

Его создание приписывалось раввину Йегуда Леви бен Бецалалль — опытному каббалисту, сотворившему чудовище с целью работы в синагоге, и потом уничтожившему его.

По легенде раввин, создавший Голема, был человеком глубоко верующим и религиозным, и целью его было создать себе безотказного помощника, что в итоге у него и получилось — глиняный человек прослужил ему целых 13 лет. Но в конце концов монстр, задуманный как защитник, так же как и творение Франкенштейна, восстает против создателя. [3]

Вот и главному герою научно-фантастического романа Мэри Шелли «Франкенштейн или Освобожденный Прометей», ученому удается воплотить в реальность то, что смогло бы потрясти умы не только современников автора, но и ученых века 21, а именно создание живого и функционирующего существа. Кто же такой Франкенштейн и каковы были его мотивы?

Виктор — житель Женевы, сын именитых граждан республики. Как рассказывает сам герой, детство у него было счастливым и полным радостей. Ещё в юном возрасте у мальчишки возникает страсть к познанию земли и неба, тайн человеческой души, физическим секретам мира.

«Мой интерес был сосредоточен на метафизических или — в высшем смысле этого слова — физических тайнах этого мира». [1] Всё своё время он проводил за книгами по естественным наукам и уже тогда начал искать философский камень и эликсир жизни.

Будучи уже молодым юношей, он отправился в университет, в котором он мог утолить жажду знаний. «С того дня естествознание, и, особенно, химия, в самом широком смысле слова, стало почти моим единственным занятием…Одним из предметов, особенно занимавших меня, было строение человеческого и любого живого организма».

[1] Так и начинается появление у Франкенштейна тяги к познанию человеческой природы и её пределам. Он начинает изучать тела мертвых людей, а также, «ценою многих дней и ночей нечеловеческого труда и усилия», постигает тайну зарождения жизни, более того — узнает, как самому оживлять безжизненную материю.

Сам Виктор говорит о том, что эта «безмерная власть» вскружила ему голову. Таким образом, мотив его действий был прост и незамысловат — научный интерес и жажда всеобщего признания.

Но что же именно создает ученый? Существо, слишком безобразное и уродливое, для того, чтобы назвать его человеком, однако, разумное, поддающееся самообучению и познанию, что делает его далеким от животного. Почему же главный герой сбегает от своего творения и все возможными способами пытается скрыться от встречи с ним?

Мы считаем, что корень данной проблемы лежит в темах, далеких от науки и фантастики. Для начала стоит ответить на два вопроса: что есть человек и каковы цели и смысл его пребывания в мире.

Итак, согласно словарю Ожегова, человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться им в процессе общественного труда. [6] Если рассматривать этот вопрос со стороны психологии, то человек — это существо, наделённое чувствами типа любовь, сострадание, жалость, ревность и эмоциями типа радость, грусть, злость, агрессия.

То есть, он способен строить свои отношения на основании высших, а именно любовных чувств, способен также сопереживать и в следствии помогать другим людям. Такие эмоции как грусть или уныние могут спровоцировать самоанализ и даже навязчивое депрессивное состояние, а радость, наоборот, может быть результатом какого-либо благоприятного события, может окрылять и придавать силы.

Кроме того, человек — это само по себе существо, созданное благодаря любви двух людей, а не в результате животного инстинкта. Если рассматривать человека в религиозном аспекте, то это совершенное создание Бога, создание, подвластное силам, не только необъяснимым и недоступным, но и не подвластным человеку. Ф. М.

 Достоевский писал: «человек есть тайна, ее надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

[7] Он полагал, что разгадывание этой тайны есть выяснение специфики нравственной природы человека, отношения его с Богом, его положения в совокупности бытия и смысла его существования, а также раскрытия вечного, непреходящего в человеке, сосредоточенное на разгадывании тайн человеческого духа.

Каковы же цели и смысл пребывания человека в мире? Главные цели пребывания человека на земле — создание семьи, воспроизведение потомства, профессиональная самореализация, развитие личности, служение обществу и миру, а для духовных людей — Богу, взаимоотношения с друзьями, родными, окружающими. Второстепенными же целями, или обеспечивающими, являются деньги, быт, отдых. [10]

Итак, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что человек — это существо одухотворенное, способное не только примитивно мыслить и функционировать, а испытывать различные эмоции, глубокие чувства, анализировать, отражать мир в понятиях и преобразовывать его по своим потребностям, интересам, идеалам, а также создавать семью и давать потомство.

Что же из себя представляет творение Франкенштейна? Во-первых — это существо, искусственно созданное человеком из частей тела усопших людей и отдаленно напоминающее самого человека. Во-вторых, это существо, поддающееся самоанализу, обучению, развитию, а также способное чувствовать.

Несмотря на человекоподобную сущность имеются все-таки признаки, которые сильно отличают его — это, безусловно, уникальность и, самое главное, неспособность к воспроизведению потомства. Если же рассматривать феномен творения Франкенштейна в философском аспекте, то можно проследить и его сходство с человеческим созданием.

Человек — это единство материального (организм) и духовного (сознание).

Сознание — это постоянно действующая и развивающаяся неврожденная способность организма быть человеком на основе индивидуального организма и трех элементов сознания (самосознание, мышление, язык), которые вырабатываются у новорожденного ребенка в процессе общения с родителями. [9].

Все три эти элемента присутствуют и у творения ученого, которые, однако, были выработаны у него не родителям.

Мышление начало появляться у него еще практически с самого момента его создания, самосознание — в процессе его знакомства с природой и окружающим миром, который воспринимал его достаточно категорично, а язык — результат его наблюдений за обитателями хижины, вблизи которой он обосновал своё жилище. «Затем я сделал ещё более важное открытие. Я понял, что эти люди умеют сообщать друг другу свои мысли чувства с помощью членораздельных звуков…Это была наука богов, и я страстно захотел овладеть ею». [1]

Отсюда напрашивается отдельный и, пожалуй, самый главный вопрос — имеет ли право человек брать на себя полномочия создания себе подобных не традиционным биологическим путем? Монстр, а именно так называет его автор, является прекрасным примером того, что даже, если человеку удастся постигнуть науку воспроизведения других органических существ и даже, если это творение будет способно к развитию и проявлению чувств и эмоций, оно не будет способно постигнуть такие одновременно банальные и высокие человеческие чувства как счастье и любовь. Можно ли быть счастливым, когда ты одинок, когда, мало того, что тебе не с кем поговорить, так все пугаются тебя и, если не пытаются убить, то в лучшем случае убегают в ужасе. «Если страдают даже такие прекрасные создания, я уже не удивляюсь тому, что несчастен я — жалкий и одинокий». Мы считаем, что ответ будет однозначным для каждого — нет. Человеку не стоит брать на себя полномочия Бога, потому что более совершенного создания он сотворить не сможет, а тем более не сможет сделать его существование полноценным.

Так и ученый бежит от своего создания не по причине страха от ужасающего и даже омерзительного вида монстра, а по причине страха возмездия за то, что обрек уже живое существо на вечные и невосполнимые душевные муки и страдания, не способные быть восполненными ничем. «Мои злодеяния порождены вынужденным одиночеством, которое мне ненавистно». [1]

Говоря о самом Викторе Франкенштейне, мы считаем уместным также обратиться к концепту Ницше о Сверхчеловеке. Как упоминалось ранее, мотивом учёного было не только желание познать мир, человека и его природу, а также желание получить всеобщее признание.

Но к чему же это может привести? Обретая известность, уважение, знакомства, человек прежде всего обретает определенную власть и даже силу, которые так или иначе способны оказать влияние на других. Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера, — основная движущая сила поведения и деятельности человека.

[8] Согласно его теории субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности, которая может выражаться в различных факторах, начиная от разнообразных телесных недостатков и заканчивая семейными обстоятельствами и личными проблемами.

Мы считаем, что в случае Виктора Франкенштейна, немалое влияние на его стремление к власти оказывает его духовное одиночество.

Так ещё при воспоминании юношеских лет главный герой говорит, что «жизнь моя была уединённой и проникала всецело в домашнем кругу; это внушило мне непобедимую неприязнь к новым лицам…Мне казалось, что я не смогу находиться среди чужих».

[1] А будучи уже взрослым человеком, он писал: «у меня нет друга, Маргарет; никого, кто мог бы разделить со мною радость, если мне суждено счастье успеха; никого, кто поддержал бы меня, если я упаду духом. Мне нужно общество человека, который сочувствовал бы мне и понимал бы с полуслова…но я с горечью ощущаю отсутствие такого друга».

[1] Таким образом, мы видим, что с самого детства Франкенштейн испытывал нехватку отношений, наполненных духовным взаимопониманием, что может стать реальной проблемой для человека и достаточным толчком для проявления у него желания доминирования. Создавая себе подобного, Виктор ощущает себя всемогущим, Сверхчеловеком.

Ещё одним подтверждение теории Ницше является тот факт, что учёный для достижения своей цели отказывается от морали. «Как рассказать об ужасных тех ночных бдениях, когда я рылся в могильной плесени или терзал живых тварей ради оживления мертвой материи?». [1] Ни есть ли вскрытие тел усопших и их расчленение самым, что ни наесть самым аморальным поступком? Но Виктор Франкенштейн был ослеплен своей «иступленной страстью». Он обращает внимание лишь на своё собственное состояние, подчиняется своим желаниям и инстинктам, о которых также упоминает Ницше.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в основу романа Мари Шелли «Франкенштейн или Современный Прометей» заложен философский вопрос, а именно тема человека в роли Бога. Автор на примере двух главных героев своего произведения — ученого Виктора Франкенштейна и его творения — отрицает возможность выступления человека как создателя.

Литература:

  1.      Шелли, М. Франкенштейн или Современный Прометей. — М.: Художественная литература, 1989 г. — 256 с.
  2.      Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. — М.: Астрель, 2013 г. — 320 с.
  3.      Бурлак, В. Н. Мистическая Прага. — М.: Вече, 2007г. — 384 с.
  4.      Шелли, П. Б. Освобожденный Прометей. — К.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013 г.
  5.      Эсхил. Прикованный Прометей: Трагедия. — М.: Детская литература, 2013 г. — 94 с.
  6.      Ожегов, С. Толковый словарь русского языка. — М.: Оникс, 2012 г. — 1376 с.
  7.      Достоевский, Ф. М. Письма. — С.-Пб.: 1839 г.
  8.      Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: За экономическую грамотность, 1995 г. — 240 с.
  9.      Грядовой, Д. И. Философия. — М.: Юнити-Данат, 2003 г. — 384 с.
  10. Миание, М. Ю. Постановка целей в жизни человека. — Х.: Развитие человека.
Читайте также:  Краткое содержание толстой хаджи-мурат за 2 минуты пересказ сюжета

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, живое существо, античная мифология, творение, тайна, существо, создание, основа романа Мари, научно-фантастический роман, мир, друг, всеобщее признание, воспроизведение потомства, уж.

Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9387/

«Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли: скачать fb2, читать онлайн

Невероятно, что повесть, написанная на спор, в рамках дружеского состязания, содержит в себе такую глубину и идеи, коих хватило на создание множества фильмов и книг, которые их заимствовали.

Впрочем, когда среди твоих знакомых сам Лорд Байрон со своим чудо-врачом – ты приговорён к пожизненному вдохновению, чему уж тут удивляться.

Невероятно, что повесть, написанная 19-летней девчонкой оказала влияние на дальнейшее развитие целого жанра, а в последствии на самых незаурядных личностей современности, среди которых Стивен Кинг с «Кладбищем домашних животных» и Тим Бартон, в чьих мультфильмах и фильмах постоянно возникают прямые и косвенные аллюзии на это произведение. Невероятно, что повесть, написанная в 1816 году способна так захватить спустя тысячи просмотренных нашпигованных спецэффектами экранизаций и прочитанных книг на эту же тему.

Странно, что повесть относится к жанру ужасов. Безусловно, она щекотит нервы и нагнетает атмосферу, поскольку неизвестность, если не пугает, так очень интригует.

Произведение самое что ни на есть философское, затрагивающее огромный спектр тем – жестокости и человечности, человеческой природы и жизни после смерти, ответственности учёного за своё творение и границах познания. Последние темы разовьёт в «Острове Доктора Моро» Герберт Уэллс.

По форме повесть представляет собой матрёшку: рассказ в рассказе, представленный эпистолярно – в письмах и дневниках, что потом перенял и Брэм Стокер. В её основу положена история существа, обречённого на страдания своим создателем.

Существо, обладающее сознанием, стремиться удовлетворить свои социальные потребности и потребность в уважении. Но из-за его непохожести на других, его отвергают абсолютно все. Его судят по внешности, встречают по одёжке и провожают пинками.

В итоге, чистое сознание по мере очеловечивания, усваивает с культурой, языком и социальными навыками, и жестокость, без которой человек так же немыслим. Рядом с состраданием таких, как госпожа Франкенштейн, может сосуществовать тирания. Именно общество делает нас людьми, но именно оно нас и обесчеловечивает.

Самой страшной пыткой для творения Франкенштейна становится одиночество. Любитель пирамид – Маслоу – на тот момент ещё не родился, но и без него было ясно, что общение и уважение относятся к базовым потребностям человека.

Для контраста добавлены идиллические картины отношений в семьях Франкенштейнов, Де Лэси и сердечной переписки брата и сестры, открывающей начало повести. Альфонс Франкенштейн, не смотря на своё имя, был человек порядочный, взял в жёны натерпевшуюся всяческих невзгод женщину.

Вспомнилось, товарищ Лужин, что порывался в женихи к Дуне Раскольниковой, мечтал о таком браке. Сердце госпожи Франкенштейн было нетерпимым к страданиям других, поэтому та всячески стремилась к избавлению других от тягот, поэтому удочерила девочку из бедной семьи и ко всем была добра и участлива.

Такие же теплые отношения и в семье Де Лэси, которых не сломило даже изгнание, потому как вместе его пережить им было легче. Тема одиночества – вышла для меня на первый план в этом произведении, ведь ещё в начале Уолтон опечален тем, что у него нет друга, с кем он мог бы разделить своё путешествие и мысли.

Творение Франкенштейна наблюдает за семьёй Де Лэси и жаждет того же, такого же отношения к себе.

Он, как двухлетнее дитя, подражающее взрослым; но нужна ли ему семья и признание со стороны других на самом деле? Так же и люди, не задумываясь, нужно ли им идти по дорожке протоптанной сотнями поколений до них, вынуждены страдать от одиночества и непременно искать участия в другом, себе подобном. Но действительно ли они хотят этого сами? Что, если и это всего лишь идея, навязанная из вне?

Творение решает заставить чувствовать своего творца тоже, что чувствует и он — безграничное одиночество и неприкаянность. Творец видит гибель любимых людей, осознаёт, что во всех этих горестях виноват он сам и ничего не может с этим поделать. Боль его увеличивается с осознанием того, что он знал, как много он потерял.

В то время как Творению вообще было не суждено испытать всего того хорошего, что было у его создателя. Кому, спрашивается, было хуже? Даже после всех злодеяний творение не признаёт, что его создатель испытал то, что испытал он. Типичные для произведений тех времен, пафосные и наигранные речи страдальцев – единственное, что хочется перелистнуть.

В остальном же, очень атмосферная книжка, загадочные события которой продолжают интриговать и сейчас. Даже не хочется придираться к тому, что Творение Франкенштейна обрело социальные навыки, освоило язык и культуру за столь короткий промежуток времени. Это из разряда погрешностей, которые прощаются и списываются на жанр фантастики.

Ведь никто же не придирается к тому, что Франкенштейн оживил мертвеца, скроенного из частей людей и животных с бойни.

«Франкенштейн, или современный Прометей» – таково полное название повести и оно двояко. Имя Прометей происходит от индоевропейского корня me-dh-, что значит «познавать». Познающий здесь как Франкенштейн-создание, так и Франкенштейн-создатель.

Позднеантичная версия мифа о Прометее говорит, что он — создатель первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием. В таком случае, Прометей – Виктор, тем более, что Франкенштейн-создание сам себя называет Адамом.

Так кто же Прометей – создатель или же его создание? В любом случае, познание здесь не принесло счастья ни Виктору Франкенштейну, ни его Творению. То есть счастье – в незнании? Следовательно, человек обречён на несчастье, потому как стремление к познанию так же лежит в его природе.

Множество размышлений и трактовок предполагает сия рукопись. В общем, чумовая книженция, которая превзошла все мои ожидания.

Прочитано в рамках заседания Виртуального Книжного Клуба «Борцы с долгостроем» №6.

Источник: https://topliba.com/books/450097

Описание и анализ романа Шелли "Франкенштейн, или современный Прометей"

«Франкенштейн, или современный Прометей» — роман английской писательницы М. Шелли. Написан в 1818 г. Это было ее первое творение, ставшее, как показало время, главным в ее жизни. Оно соединило в себе две мощные традиции.

Во-первых, традицию проблемно-философского романа Просвещения, который уже не был популярен в Западной Европе, но на котором выросла Шелли, дочь известного публициста, философа и романиста Уильяма Годвина, мечтавшего о переустройстве жизни в соответствии с требованиями разума и справедливости. И, во-вторых, вошедшую в силу и весьма популярную в течение нескольких десятилетий традицию «готического» романа, повествовавшего о злодеях-исполинах или непознанных темных силах, грозивших человечеству бедами, а то и гибелью. Написанию романа предшествовал увиденный автором сон об ожившем искусственном человеке.

Герой романа, современный Прометей, по определению Шелли, — молодой швейцарский ученый Виктор Франкенштейн, который от природы наделен ярким талантом и неутолимой жаждой знаний. Он влюблен в науку. Физика, химия будоражат его воображение.

Ученые, сумевшие проникнуть в тайны природы, вызывают его восхищение, ибо они «повелевают небесным громом, могут воспроизвести землетрясение и даже бросают вызов неведомому миру…» И он тоже мечтает о научном подвиге на благо человечества.

Франкенштейн достигает своей цели и создает искусственный организм, подобный человеку, однако его научная победа не приносит ему радости. Созданный им могучий великан входит в мир с надеждой послужить людям, сдружиться с ними, но, не найдя себе среди них места, становится врагом человечества и первые свои удары обрушивает на своего создателя.

Гениальное открытие Франкенштейна оборачивается против него же, так как гибнут самые близкие ему люди. На собственном опыте он убеждается, что воспетое просветителями всесилие разума таит в себе не только благо, но и зло.

Потратив немало времени на создание искусственного человека, оставшуюся жизнь Франкенштейн посвящает его уничтожению, думая таким образом искупить свою вину перед человечеством. Однако не в покаянии главная идея романа Шелли, она — в ответственности ученого за свое открытие.

Слушая страстную исповедь созданного им и гонимого людьми великана, Франкенштейн это понимает: «Я впервые осознал долг создателя перед своим творением и понял, что должен был обеспечить его счастье, прежде чем обвинять в злодействах».

Франкенштейн умирает, унося с собой тайну своего открытия. Созданное им подобие человека, готовя себе погребальный костер, проклинает себя и своего творца. Вера во всесилие человеческого разума сочетается в романе Шелли с явными сомнениями в необходимости решительного, «революционного» вмешательства человека в существующий порядок вещей.

Если поначалу роман «Франкенштейн, или современный Прометей» был воспринят как занимательное чтение, то со временем образ обрел символическое значение. Уже в конце 1820 г.

, когда на парламентских дебатах в Англии речь шла о рабовладении в Вест-Индии, один из государственных деятелей сравнил доведенных до отчаяния рабов с творением Франкенштейна, погубившим своего создателя. С тех пор имя героя стало нарицательным для человека, создавшего нечто такое, с чем не в силах справиться.

Роман Шелли положил начало плодотворной литературной традиции, нашедшей продолжение в творчестве Г. Уэллса, М.А. Булгакова и многих других писателей.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/opisanie_i_analiz_romana_shelli_frankenshtejn_ili_sovremennyj_prometej/62-1-0-1492

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector