Краткое содержание габова не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Очень много произведений написано о проблеме детской жестокости.

Хороший пример для сочинения — рассказ Елены Габовой про детей, которые не только не осознают своего злого и негуманного отношения к однокласснице, а специально показывают ей свое презрение и пренебрежительное отношение, желая её обидеть, поэтому можно взять аргумент для сочинения о жестокости из рассказа «Не пускайте рыжую на озеро».

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Не отличаться от других

Читать «Не пускайте рыжую на озеро» нужно в полном изложении, а не кратком пересказе.

Светка Сергеева — рыжая. И это оказалось приговором. Она для всех пустое место. Хорошо, если игнорируют, но чаще всего смотрят с презрением и брезгливостью. Никто не видит её человеческие качества, не знают, насколько она талантлива. Просто девочка с рыжими волосами, с веснушками, и пронзительным голосом.

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Светка Сергеева, она же Рыжуха, училась в очень дружном классе, который осенью и весной, зимой и летом ездил в поход на озеро. Собирались все и ехали с палатками на природу. Рыжуха тоже ездила с ними, хотя её никто не звал.

Светка ездила не просто так. Она мечтала стать оперной певицей, и на природе, на озере она просто распевалась, тренировала голос. Хотя дети из-за предвзятого к ней отношения считали, что она просто воет.

Превращение Рыжухи в «прекрасного лебедя» наблюдал один мальчик спустя 5 лет. Это был тот самый рассказчик, в мыслях которого иногда проскальзывает жалость и стыд. И это превращение закономерно. Ведь Светка — хороший, светлый человек, добрый, незлопамятный.

Все, чего она хотела в жизни — петь, и её мечта осуществилась: она стала оперной певицей.

Для упрощения пересказа можно составить план:

  1. Рыжая девочка — Светка Сергеева.
  2. Что она привязалась?
  3. Не езди с нами на озеро.
  4. Подлость Женьки.
  5. Восходящая звезда — Светлана Сергеева.

Жизнь задыхается без цели

Не каждый человек, а тем более подросток, смог бы изо дня в день ощущать себя изгоем в глазах одноклассников. Но Светке Сергеевой в жизни помогла мечта, цель, к которой она стремилась.

Как сказал Ф. М. Достоевский:»Жизнь задыхается без цели». Для Рыжухи ее цель — стать оперной звездой — стала жизненным ориентиром, путеводной звездой.

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Светка оказалась сильным человеком, имеющим свою жизненную ценность. Ради неё она терпела пренебрежение окружающих. Ради неё ездила в походы, ела скудную еду, так как жила в неполной бедной семье. И эта ценность с лихвой окупилась, героиня добилась того, чего хотела — стала известной оперной певицей.

Размышления о детстве

У Габовой в «Не пускайте рыжую на озеро» поднимается тема подростковой жестокости, безразличия и бездушности. И тот факт, что все эти аморальные качества показывают дети, подростки, заставляет задуматься о будущем.

Каким оно станет, если люди так жестоки по отношению друг к другу, а доброта и милосердие не затрагивают их сердца.

Хотя в мыслях рассказчика и проскальзывает жалость к героине, и он понимает, что они ведут себя неправильно по отношению к девочке, его слабых моральных мучений явно мало, чтобы стать на её защиту.

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Мир детства кажется чистым, ярким и своеобразным. Но на самом деле ему не чужда жестокость и безжалостность, которая часто переносится во взрослую жизнь. И уже взрослый человек несет отпечаток этих аморальных качеств всю жизнь.

Но только ли дети виноваты в черствости? Они видят мир глазами, а не душой: рыжая, бледная, с веснушками, скромная, с неприятным для них голосом.

Видимо, не нашлось ни одного учителя в школе, который подсказал бы им, что скромность — это не порок, а черта характера; что её внешность — это отличительные черты; а пронзительный голос — это её достоинство.

Детям достаточно было бы узнать, что нет людей, похожих друг на друга. Все разные, со своими достоинствами и недостатками.

Также не нашлось ни одного родителя, который подсказал бы своему ребёнку, что нельзя пренебрежительно относится к человеку, если он чем-то отличается от тебя, и нужно быть к нему добрее и отзывчивее.

Рассказ о Рыжухе Габовой очень хорошо подойдет в качестве аргумента для сочинения-рассуждения о проблеме детской жестокости или на тему цели в жизни человека. Его следует читать не только детям, но и родителям.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/o-zhestokosti-po-rasskazu-ne-puskajte-ryzhuyu-na-ozero.html

Не пускайте Рыжую на озеро

  • Даём определение слова
  • Определение — логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
  • Определение – это
  • § установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую — определяющее выражение, содержащее только знакомые слова;
  • § уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.
  • Дать определение слова — это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.
  • § Жесткость — равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
  • § Жестокость – это бездушие, бесчувственность, бесчеловечность.
  • § Жестокость — безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия, причиняющие эти страдания.
  • § Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
  • § Жестокость — это свойство человека, основной чертой которого является причинение страданий людям или животным.
  • § Жестокость – это нанесение физического и психологического вреда сильным человеком (или группой людей) менее сильному.
  • § Жестокость – это своего рода вирус, уничтожающий в человеке человеческое.
  • Комментируем определение
  • Значение слова «комментировать» по Ожегову: Комментировать –давать комментарии, пояснения к чему-нибудь.
  • Вопросы – подсказки к комментарию

· Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

  1. · Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
  2. · Чем существенным я могу дополнить это определение?
  3. · Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

· Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Жестокость проявляется в злых насмешках, едких замечаниях, обидных и унижающих словах, в угнетении, притеснении, побоях, насилии, издевательствах, убийствах.

Жестокость проявляется не только в нанесении каких-то физических страданий, но и в причинении страданий душевных, моральных, в глумлении над человеческим достоинством, в безразличии к человеку или живому существу в критической ситуации.

3. Приводим аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, т.е. всё, что может подтвердить тезис.

Всочинении- рассуждении 15.3 нужно привести 2 варианта аргументов:

1.Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.

2.Два аргумента из текста.

  • Аргумент из жизненного опыта
  • Жизненный опыт бывает:
  • § опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;
  1. § опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;
  2. § опытом близких, родных, знакомых людей;
  3. § собственным жизненным опытом.
  4. Пишем вывод.
  5. Пример сочинения
  6. Прочитать исходный текст

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Не пускайте Рыжую на озеро

(1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками.

(3)Одевались они понятно как — ведь едва концы с концами сводили.

(4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

  • (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
  • (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
  • (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…

(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.

(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!

  1. (21)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.
  2. (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
  3. (24)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
  4. (25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное…

(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.

(30)— Моя, — ответила Светка.

(31)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)— Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38)— До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

  • (40)Девчонки кричат противными голосами: (41) – Прощай, подруга!
  • (42) – Больше не увидимся!
  • (43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил…

(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет.

(46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов виктора пелевина за 2 минуты

(47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться…

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.

(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)— Рыжуха! — ахнул я.(58)— Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в одном классе учились!

(60)— Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. — (61)Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.

  1. (64)— Светлана Сергеева.
  2. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.
  3. (66)После спектакля Наташа предложила:

(67)— Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

(69)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.

(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».

(73)— Надо же! — удивлялась Наташа.(74) — С Сергеевой в одном классе учился!

(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.

(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой)

Краткое содержание Габова Не пускайте рыжую на озеро за 2 минуты пересказ сюжета

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s29941t2.html

Габова Елена "Не пускайте Рыжую на озеро"

Габова Елена

Не пускайте Рыжую на озеро

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели.

Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.

Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка.

Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.Ладно. Рыжая так Рыжая.

Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером… Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись.Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

  • – Какое?
  • – Не езди с нами в поход.
  • Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

  1. И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
  2. – Прощай, подруга!
  3. – Больше не увидимся!
  4. – Ха-ха!
  5. И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет.

Читайте также:  Краткое содержание маленький водяной пройслера за 2 минуты пересказ сюжета

Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала.

При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

  • – Светлана Сергеева.
  • Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
  • После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах…

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/knizhnaya-polka/439

Елена Васильевна Габова, биография, подборка произведений

Родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Писать начала со школьных лет. В 1966 году в журнале «Пионер»  было  опубликовано  ее стихотворение  «Ветер». В 1970 году Елена Габова поступила во  Всесоюзный  государственный институт  кинематографии  (ВГИК)  на  сценарный  факультет  и в 1976 году его окончила, получив специальность «кинодраматург».

Ее богатая на события биография включает разные города и страны – Украина, Прибалтика, Средняя Азия и разные области культурной жизни – литературный сотрудник газеты «Молодежь Севера» (Сыктывкар), редактор студии телевидения (Джезказган), методист Дома художественной самодеятельности (Сыктывкар), инструктор Коми отделения Всероссийского театрального общества и др.

С 1985 по 2007 год – литературный консультант Союза писателей Республики Коми.

Свой писательский путь Елена Габова начала как  автор  пьес для кукольного театра. Воркутинский театр кукол в 1980–1981 годах поставил две ее пьесы – «Венок тундры» и «В стране Дождевании». Первая книга для детей – повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» – вышла в 1983 году в Сыктывкаре.

Она открыла читателям автора, обладающего неистощимым воображением. На фантастической планете Лохматиков все окрашено сказочным светом довольства и нежной лени. Читатель попадает в мир детской фантазии, который уводит из однообразной школьной действительности в царство радости и легкомысленной безмятежности.

В 1998 году по этому произведению в Сыктывкаре театром оперы и балета поставлен мюзикл. Тяга к необыкновенному отличает и вторую книгу Елены Габовой – «Невидимки в лагере» (1987). Но здесь она отталкивается от реальной жизни, ищет необычное в каждодневном.

В центре повести – приключения ребят, оставшихся в пионерском лагере без воспитательницы.

Книги «Гришуня на планете Лохматиков» и «Невидимки в лагере» открыли Елену Габову как талантливого детского писателя. Следующие книги «Двойка по поведению» (1989) и «Тайкина тайна» (1991), адресованные детям среднего и старшего возраста, имели еще больший резонанс. Особенное признание  получил  рассказ  «Двойка  по  поведению».

В 1983 году его публикует журнал «Войвыв кодзув» (Северная звезда), в 1984 году – печатает журнал «Юность», а уже в 1985 году он опубликован в Японии, затем переводится и на английский язык. На Елену Габову обращают внимание на семинаре молодых прозаиков Нечерноземья в 1983 году, проходившем в Сыктывкаре (Лемью).

Рассказ «Двойка по поведению» высоко оценен руководителем семинара Сергеем Залыгиным.

26 апреля 1984 года на общем собрании писателей Коми АССР Елену Габову рекомендовали в члены Союза писателей самые опытные писатели и поэты – И. Торопов, А. Ванеев, Н. Куратова, Н. Мирошниченко. О рассказе «Двойка по поведению» И.

Торопов сказал: «Мне рассказ понравился глубиной мышления, знанием психологии юного человека», а Н. Мирошниченко свое мнение выразила так: «Ее глазам дано много видеть, а сердцу чувствовать».

Именно эта особенность Елены Габовой, как человека и как писателя, позволила ей выразить в своем творчестве огромный мир детства и юности с их радостями, проблемами, переживаниями и надеждами.

В центре произведений Елены Габовой – подростки, остро чувствующие и несовершенство мира, и его красоту. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своей собственной душе, с другой, – вот что отличает ее героев.

Она показывает сложность, непредсказуемость и уникальность мира подростков, возможность их разгадки лишь в будущем. Так, рыжая Светка Сергеева из рассказа «Не пускайте рыжую на озеро», к которой недоверчиво относятся одноклассники, через много лет открывается как прекрасная певица.

Такие книги писателя, как  «Вареная  сосулька»  (1993),  «Никто не видел рыжего» (2000), «Не вставайте с левой ноги» (2004), «Зануда Дёма» (2007), «Жизнь и фантазии Сени Ёлкина» (2007), знакомят читателя с многогранным миром детства и юности.

В этих книгах есть сказки, в которых, как всегда у Елены Габовой, волшебное переплетается с обычным, реальным.

Автор показывает, что с помощью фантазии, выдумки можно сделать интересными и загадочными самые обычные вещи, например, канцелярскую кнопку (сказка «Злая волшебница кнопка») или ложку (сказка «Обжора-ложка»).

Кто в детстве не мечтал о волшебной палочке? Сказка «Волшебная палочка Виталия Коснырева» – это еще один веселый вариант ребячьей фантазии. А кому не хотелось в детстве встретиться с маленьким хрупким мальчиком, героем любимого писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Елена Габова реализует и эту детскую мечту в сказке «Встреча с маленьким принцем».

Писательский талант Елены Габовой проявляется в том, что она сочиняет интересные истории, которые ребята читают взахлеб.

При этом она даже через самый фантастический и далекий от жизни сюжет, подводит ребят к тому, что такое хорошо и что такое плохо, и к чему должен стремиться человек.

Так, например, в ее веселой сказке о планете Лохматиков Гришуне стало скучно на планете бездельников и жаль добрых лохматиков, обделенных знанием.

Некоторые произведения Елены Габовой – настоящие притчи, поучительные истории, легкие, короткие, занимательные; их мораль прозрачна и понятна самым маленьким читателям («Маленькие сказки», «Лягушка Веруша»).

Иногда обычный рядовой эпизод из школьной жизни в произведениях Елены Габовой сулит открытия. Во время экскурсии на птицефабрику кто-то из ребят увидел в поведении двух нахальных цыплят известных школьных хулиганов, после этого их перестали бояться.

Смешное и нелепое не может быть страшным – об этом рассказ «Дорога на экскурсию и обратно». Детский взгляд на привычные явления, предметы заметно отличается от восприятия взрослых. Фантастика в ее рассказах и повестях связана с нестандартным взглядом, удивлением перед сложным и непонятным миром.

Девочке, героине замечательного маленького рассказа «Шуба», купили красивую розовую шубку. Оторвалась пуговица, и мама сказала: «Ты будешь носить старое пальто, пока пуговица не отрастет». И девочка представила себе, как появляется маленькая, розовенькая пуговичка, она растет, растет и становится круглой и блестящей как чупа-чупс.

Брошенная в наказание фраза фантазией девочки материализуется, предстает в смешном виде. Елена Габова показывает, что детская логика и детское воображение побеждают штампы мышления взрослых. Мышление детей всегда неожиданно, изящно и свежо, а логика безупречна.

И наказанная девочка жалеет не себя: ведь это красивой шубке теперь придется скучать в шкафу, и никто на нее не посмотрит («А то Вадик Блинов, может, опять бы посмотрел. И шубе стало бы приятно»).

Елена Габова убеждена в том, что диалог взрослых и детей возможен только на основе нестандартного мышления. Так, в рассказе «Нина Игнатьевна против Артемова» не школьные нравоучения победили шутника и забияку, а выигранный спор отчаянной учительницы – ее виртуозное хулиганство в обмен на обещание мальчишки «быть человеком».

Елена Габова неистощимо изобретательна в построении сюжетов, но часто за фантастическим событием стоит включенность в контекст проблем своего времени. Убедительным примером такого повествования является рассказ «Вчерашнее молоко с медом».

«Кисло» начатый классный час в одной из школ в году 1980-м, посвященный рутинной внешкольной работе, забурлил, закипел эмоциями – в классе появился странный человек – это их одноклассник, но уже из далекого будущего, которое наступит через двадцать лет.

Оказывается, будет интересно в будущем, там будут страна Россия и её президент, объединенная Германия и разъединенная Чехословакия, кока-кола и «челноки». А их одноклассник Борька погибнет в 1998 году в Грозном в какой-то войне:

«в будущем не все так лучезарно».

Читайте также:  Краткое содержание мериме этрусская ваза за 2 минуты пересказ сюжета

Еще одно произведение, в котором переплелись два временных пласта – это рассказ «Сено-солома». Этот автобиографический рассказ – дань любви и признательности писателя своей маме, дочери «врага народа». Николай Павлович Попов, дед Елены Габовой, один из основоположников коми литературы.

Этот многогранно талантливый человек – поэт, драматург, литературный критик, общественный деятель – был арестован в 1937 году по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и лишь в 1953 году после смерти Сталина вернулся к семье.

Рассказ воссоздает один яркий эпизод голодного военного детства Риты Поповой – девочки, «отвечающей» за своего отца. Он – о школьном соревновании, и конфете, подаренной учителем, и горьких слезах от того, что победа в эстафете оплачена сладкой подушечкой, нечаянно проглоченной: девочка не успела насладиться ее сладостью.

А, может, это рассказ о школьной учительнице, благодаря которой в девочке-изгое сохранилась вера в людей. И ее загадочные приказы сегодня – «Сено! Солома!» – как весточки с далекого прошлого.

В творчестве Елены Габовой – детство – не идиллия, она изучает непростую жизнь современных детей и подростков, и ведет честный, открытый разговор со своим юным читателем о времени.

Реалии сегодняшнего дня – социальное  расслоение  общества  (рассказ  «Золушка из семьи многодетных», повесть «Я его терпеть не мог» и др.), межнациональное недоверие и отчуждение, вплоть до экстремизма, проблема скинхедов (повесть «Дуб Толик Сергеевич»).

Это тот контекст, в котором живут ребята, – учатся, дружат, влюбляются, грустят и радуются.

Елена Габова пишет о том, что больше всего волнует подростков, – о бурлении чувств, о любви, которая как весеннее половодье захлестывает их. Замечательная маленькая новелла «До завтра» – о весне, о пробуждении чувств. Звонкий, светлый рассказ, как весенняя капель. Это еще не любовь, это предчувствие любви.

В нем свежесть чувств юных героев, а неожиданный финал (любимый художественный прием писателя) ничего не меняет в общей тональности рассказа. Такая же светлая аура от целомудренности, чистоты первой любви в рассказе «Новенький и черепаха».

Тонкий психологизм в передаче переливов чувств – в произведении «Только часочек у моря синего: повесть о первой любви».

Как сладость влюбленности переходит в горечь слепой любви? Почему чувство окрыляющее в какой-то момент становится чувством опустошающим и принижающим, подрезающим крылья? Какой «часочек» у синего моря сделал невозможным их счастье? История печальной любви заставляет задуматься.

Сент-Экзюпери как-то признался: «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь, что сказать».

Елене Габовой всегда есть, что сказать в доверительной, уважительной беседе своим юным друзьям о мире, человеческой душе, самом важном в их жизни. В ответ она получает огромную любовь читателей.

Не случайно, по опросам, проведенным Коми республиканской детской библиотекой имени С. Я. Маршака, Елена Габова является самым читаемым детским писателем, пишущим в Республике Коми на русском языке.

Она – автор более 30 книг для детей и подростков, изданных в Сыктывкаре, Москве, Киеве. Повесть «Никто не видел Рыжего» и повестьсказка «Гришуня на планете Лохматиков» изданы в Японии отдельными книгами в 1999 и 2002 годах. Рассказы и повести печатались в журналах «Юность», «Наш современник», «Костер», «Пионер», «Слово»,

«Советская литература», «Таллинн», «Шестиклассник» (Токио). Книги Елены Габовой уже стали детской классикой. Повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» и рассказ «Двойка по поведению» вошли в школьную хрестоматию для учеников 5 классов.

Ее произведения печатаются в журнале «Путеводная звезда», рекомендованном Министерством образования России для программного и внеклассного чтения.

Рассказы и повести переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки, а также на языки народов России – башкирский, марийский и др.

Елена Габова много лет переводит на русский язык произведения коми писателей. Среди переводов – произведения Е. Козловой, Г. Юшкова, А. Попова, В. Тимина. Переводы с коми печатаются в журналах

  • «Наш современник», «Мурзилка», «Север», газете «Литературная Россия».  Она  является  инициатором  издания  литературного  альманаха
  • «Белый бор», который стал значительным явлением в культурной жизни Республики Коми.
  • С 1989 года Елена Габова член Союза писателей России.

В 1999 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми», в 2003 году присуждена Государственная  премия Республики Коми имени И. А. Куратова, а в 2006 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

В 2006 году она стала лауреатом Международной литературной премии имени Владислава Крапивина за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», в 2008 году – финалистом национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дема» в номинации «Лучшие произведения о подростках и их взаимоотношениях с миром взрослых».

Она – лауреат Международной литературной премии А. Толстого (2009), лауреат премии имени П. Бажова (2010), дипломант литературно-педагогического конкурса «Добрая лира» (2010), лауреат республиканского конкурса «Лучшая книга года» (2011), лауреат премии Ю. Рытхэу (2011), лауреат Государственной премии Республики Коми имени И. А. Куратова за альманах «Белый бор» (2013).

В 2007 году признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Республики Коми.

В 2012 году Елене Габовой присвоено звание «Народный писатель Республики Коми».

Источник:

Лисовская, Г. Елена Васильевна Габова / Г. Лисовская // Писатели Коми : биобиблиогр. слов. : в 2 т. – Сыктывкар, 2017. — Т. 1 : А — Л. — С. 220 — 225

Источник: https://neb.nbrkomi.ru/biografii/id/6

«Над чем заставляет задуматься рассказ Елены Габовой "Не пускайте рыжую на озеро"?» – Яндекс.Кью

Тыжпрограммист, вроде как делаю игры.

Потому-что это очередной способ «повнеманеблядствовать» и показать какая ты «тонкая и душевная натура». На деле же среднестатистический читатель давится их произведениями слабо вообще понимая смысл лишь бы для того чтобы при встрече с кем-то «невзначай» упомянуть о своих «вкусах».

Прочитать ещё 5 ответовКопирайтер, журналист, блоггер

Это роман тоже спровоцировал у меня массу ярких впечатлений. Фаулзом я заинтересовался еще с прочтения Коллекционера, что привело к осознанию его таланта и оригинального стиля. Главный герой мне показался крайне интересным персонажем, эдакий молодой циничный интеллектуал, неизменно убежденный в правоте своего взгляда на мир.

Один в один портрет современного молодого человека, «знающего о мире все» по статьям из википедии. Хотя он еще совсем молод, но уже успел разочароваться в человечестве, вкусить плоды запретной любви и притупить свои чувства. Ему кажется, что он видит людей насквозь, но даже не подозревает, насколько он сам предсказуем.

За пеленой цинизма ему не рассмотреть всех увлекательных сложностей человеческой натуры.

Роман имеет яркий национальный оттенок. Сам Фаулз, как известно, был англичанином, главный герой на протяжении всего сюжета пытается отстраниться от чопорного налета своей «английскости» и ему это удается лишь попав на таинственный греческий остров, насыщенный мифологической энергией.

Он буквально переполнен культурологическими и мифологическими аллюзиями на тему мифа об Орфее, спуске в Аид, царе Эдипе, «Бури» Шекспира, теорий психоанализа Фрейда и многими другими фундаментальными сюжетами.

Для понимания всех этих тонкостей нужно быть хорошо ознакомленным с источниками этих аллюзий, что делает роман сложнее и интереснее для понимания. 

Возвращаясь к национальному окрасу романа, мне показалось очевидным, что это тот самый жанр «воспитательного романа», созданного Диккенсом, только в современной огранке. Волхв — довольно объемный роман и на его прочтение требуется немало времени.

Проходя весь этот тернистый путь вместе с Эрфе и наблюдая, как дьявольски обаятельный Кончис ломает его хрупкую самоуверенность своими хитроумными манипуляциями, начинаешь вместе с главным героем сбрасывать себя ржавые доспехи подросткового цинизма, познавать грань между похотливой влюбленностью и настоящей искренней любовью, сталкиваться с человеческой жестокостью и внезапной добротой, становиться мудрее и лучше. Этот роман не для всех, но те, кому он подходит, надолго запомнят произведенные им впечатления.

Прочитать ещё 1 ответКритический мыслитель, идеалист, (пока еще) студент РЭУ им.

Плеханова

Мне кажется, его отличительной чертой было то, что он не боялся показаться смешным, выходил за рамки официальной школьной программе и старался быть с детьми «на одной волне», а не был помешан на субординации. В общем, был в некоторой степени хорошим другом для учеников, умел подбодрить и вселить веру в себя в нужный момент.

Рекомендую для просмотра фильмы «Триумф: История Рона Кларка» и «Писатели свододы». Оба фильма основаны на реальных событиях, оба работают с трудными подростками и у обоих, как мне кажется, «стиль профессора Люпина». Есть что почерпнуть. Удачи Вам в становлении Настоящим Учителем 🙂

Прочитать ещё 2 ответаПрофессиональный зритель современного искусства с многолетним стажем

Никас Сафронов — представитель «салона», салонной живописи.

Это течение по причине своей буржуазности и безыдейности было наравне с различным «формализмом» эстетически-репрессировано в советское время, поэтому не удивительно, что в постсоветский период происходит запоздалый всплеск внимания к салонному искусству и его авторам.

«Запоздалый» — удачный эпитет для характеристики салонного искусства в целом: эти картины, вне зависимости от даты их создания, представляют реальность в лучшем случае последних десятилетий XIX века с помощью художественных средств того же времени. Эта реальность, в которой не просто не случилось двух мировых войн, — она вообще лишена проблем.

В этом смысле любовь к салонной живописи психологически соответствует нежеланию человека видеть проблемы («думать о грустном») — надо признать, что это род душевной неразвитости.

Поэтому уже не так важно, что Сафронов плохо владеет рисунком и живописью, так что все в его работах выглядит плоским, нанатуральным, «картонным», — ненастоящий сам мир, к которому апеллирует создатель этих картин. Во всех странах существует масса подобных художников, которым не уделяется столько внимания, сколько получает от отечественных СМИ Сафронов.

И в этом есть свой парадокс: постоянно позиционируя себя как противника модернизма и современного искусства, Сафронов существует по законам, придуманным Энди Уорхолом, и иначе он невозможен. На символическом (и на реальном также) рынке классического искусства Сафронов был бы неконкурентоспособен — его художественные умения очень незначительны. Подобный художник может хорошо смотреться, скажем, в Битцевском лесопарке и на других смотрах самодеятельной творческой активности.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник: https://yandex.ru/q/question/hw.literature/nad_chem_zastavliaet_zadumatsia_rasskaz_6b4cc3ae/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector