Краткое содержание гесиод теогония, или о происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Все знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имен. Это для нас; а для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке или селе были свои местные божества; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о других, тех это мало беспокоило. Но кто часто переходил из города в город и из области в область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов и героев, нужно было согласовать местные предания и хотя бы договориться о том, кто кому сын и кто кому муж. А чтобы лучше запомнить — изложить эти родословные складными стихами и сказать, будто эти стихи продиктованы самими Музами, богинями разума, слова и песни. Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы — Геликона, где будто бы Музы водят свои хороводы. Из этого и получилась поэма «феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трехсот имен. Все они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом. Вначале был Хаос («зияние»), в котором все было слито и ничто не разделено. Потом из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами: звездное Небо лежало на широкой Земле и оплодотворяло ее. А вокруг клубились первые порождения богов — то призрачные, то чудовищные. От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли»), которые каждому человеку отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье. От Моря родились старший- морской бог, добрый Нерей, два его брата и две сестры, а от них — много-много чудовищ. Это Горгоны, убивающие взглядом; Гарпии, похищающие людские души; подземная Эхидна — спереди дева, сзади змея; огнедышащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза серединой»; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загадками; трехтелый великан Герион; многоглавый адский пес Кербер и многоглавая болотная змея Гидра; крылатый конь Пегас и еще многие другие. Даже у Геи и Урана первые порождения были чудовищны: трое сторуких бойцов и трое одноглазых кузнецов — Киклопов, жители черного подземелья — Тартара. Но главными были не они. Главными были Титаны — двенадцать сыновей и дочерей Урана и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял им родиться. Один за другим они вздували чрево матери-Земли, и вот ей стало невмоготу. «Из седого железа» она сковала волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел соединиться с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему детородный член. С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афродита — «Пенная». Началось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сестрами. Одного из них звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него родились все на свете ручьи и реки. Другого звали Гиперион, от него родились Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и звезды. Третьего звали Иапет, от него родились могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что — об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество его было тревожным. Крон тоже боялся, что рожденные им дети его свергнут. От сестры его Реи у него было три дочери и три сына, и каждого новорожденного он отнимал у нее и проглатывал заживо. Только младшего, по имени Зевс, она решила спасти. Крону она дала проглотить большой камень, завернутый в пеленки, а Зевса скрыла в пещере на острове Крите. Там он и вырос, а выросши, хитростью заставил Крона изрыгнуть своих братьев и сестер. Старшие боги — Титаны и младшие боги — Олимпийцы сошлись в борьбе. «Море взревело, земля застонала и ахнуло небо». Олимпийцы освободили из Тартара бойцов — Сторуких и кузнецов — Киклопов; первые ударили в Титанов каменьями в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и против этого Титаны выстоять не могли. Теперь их самих заточили в Тартар, в самую глубь: сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара. Сторукие стали на страже, а Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром. Началось третье царство — царство Олимпийцев. Зевс взял в удел небо с поднебесной горой Олимпом; брат его Посейдон — море, где ему подчинились и Нерей и Океан; третий брат, Аид, — подземное царство мертвых. Сестра их Гера стала женою Зевса и родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню юности. Сестра Деметра, богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь Персефону; ее похитил Аид, и она стала подземной царицей. Третья сестра, Гестия, богиня домашнего очага, осталась девственной. Зевсу тоже грозила опасность быть свергнутым: старые Гея и Уран предупредили его, что дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить дочь умнее всех и сына сильнее всех. Зевс соединился с нею, а потом проглотил ее, как когда-то Крон глотал его братьев. Дочь умнее всех родилась из головы Зевса: это была Афина, богиня разума, труда и войны. А сын сильнее всех так и остался нерожденным. От другой из дочерей Титанов у Зевса родились близнецы Аполлон и Артемида: она — охотница, он — пастух, а также целитель, а также прорицатель. От третьей у Зевса родился Гермес, сторож перекрестков, покровитель дорожных путников и торговцев. Еще от одной родились три Оры — богини порядка; еще от одной — три Хариты, богини красоты; еще от одной — девять Муз, богинь разума, слова и песни, с которых начинался этот рассказ. Гермес изобрел струнную лиру, Аполлон играет на ней, а Музы водят вокруг него хоровод. Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли на Олимп и стали богами. Это Геракл, любимый его сын, который обошел всю землю, освобождая ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру, и Гериона, и Кербера, и других. И это Дионис, который тоже обошел всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать виноград и приготовлять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без удержу. А откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может быть, из скал или деревьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей еды. Прометей устроил хитрый дележ: зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принес его людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый день выклевывать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил Гераклу в его странствиях застрелить этого орла и освободить Прометея. Но оказалось, что люди богам нужнее, чем боги это думали. Богам предстояла еще одна борьба — с Гигантами, младшими сынами Геи-Земли, рожденными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги победят их, только если им поможет хотя бы один человек. Значит, нужно было родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам. Вот тогда-то и стали боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать от смертных мужчин. Так родилось племя героев; лучшим из них был Геракл, он и спас богов в войне с Гигантами. А потом это племя погибло в Фиванской войне и Троянской войне. Но до этого Гесиод не дописал: рассказ его обрывается в самом начале героического века. «Феогонии», родословию богов, здесь конец.

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Теогония, или О происхождении богов» ГесиодаГесиод Стр. 1

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Теогония, или О происхождении богов» ГесиодаГесиод Стр. 2

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание «Теогония, или О происхождении богов» ГесиодаГесиод Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-teogoniya—ili-o-proisxozhdenii-bogov-gesioda

Гесиод «Теогония» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

читайте также статью «Мифы о происхождении богов Древней Греции»

Кроме «Трудов и дней» Гесиод создал и вторую знаменитую поэму – «Теогония». Большая часть текста вложена там в уста Муз, к которым сам Гесиод в 115-ой строке поэмы обращается с вопросом о том, что в мироздании «прежде всего зародилось». Отвечая, геликонские музы и рисуют грандиозную картину теогонии – происхождения богов (и мира).

Хаос. Геликонские музы сообщают Гесиоду, что первым возник Хаос: «Прежде всего во Вселенной Хаос зародился» (Теогония, 116). Но это не Хаос как беспорядок, а Хаос как зияние. Древнегреческое слово «хаос» происходит от глагола «хайно» – раскрываюсь, разверзаюсь. Это первичное бесформенное состояние мира, зияние между землей и небом.

Мифологические корни этого представления очевидны. Во многих мифологиях отсчет истории мироздания начинается с разделения неба и земли, с образования между ними зияния, свободного пространства. В «Теогонии» Гесиода эта последовательность переворачивается, и само зияние между землей и небом оказывается раньше земли и неба.

Хаос Гесиода лишён человеческих черт еще больше, чем Океан Гомера, Абзу шумеров, Нун египтян.

После возникновения мироздания хаос в виде «великой бездны», «хасмы» лежит в основании мироздания.

В этой хасме, говорит Гесиод, «и от темной земли, и от Тартара, скрытого во мраке, и от бесплодной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы и начала страшные, мрачные.

Даже и боги пред ними трепещут» (Теогония, 736–739). Из этого видно, что Гесиод в своей трактовке первоначала вплотную подходит к идее субстанциального первоначала, т. е. к началу философии.

Начало теогонии. Космогонический процесс Гесиода – это теогония, это ряд поколений богов, родившихся после зарождения Хаоса. Интересно, что Гесиод не говорит, что сам Хаос породил новое поколение богов. Хаос стоит у Гесиода несколько особняком. У Гесиода Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса.

Вторая и третья ступени теогонии. Вслед за Хаосом зарождается «широкогрудая Гея», «сумрачный Тартар», «прекраснейший Эрос», «черная Нюкта-ночь» и «угрюмый Эреб-мрак».

Их антропоморфные образы расплывчаты. На третьей ступени теогонии, согласно Гесиоду, Гея-земля порождает Урана (небо), а также Нимф и Понт – шумное и бесплодное море.

Эреб-мрак и Нюкта-ночь рождают свои противоположности: Эфир-свет и Гемеру-день.

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Уран и Гея — герои «Теогонии» Гесиода. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Четвертая ступень. Гея, сочетавшаяся по закону Эроса с Ураном, зачинает человекообразные существа: Титанов, Циклопов (Киклопов) и Гекатонхейров. Все они чудовищны. Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы; Циклопы одноглазы; титаны и титаниды, олицетворяющие стихии, также далеко не прекрасны. Уран стыдится своих детей и заставляет Гею удерживать их в себе.

Земля-Гея страдает. Она переполнена своими восемнадцатью детьми. Гея возненавидела мужа Урана. Земля ненавидит небо.

Так в процессе Теогонии назревает первая космическая напряженность, первый космический конфликт. Гея подстрекает своих детей против отца.

Оправдываясь, она уверяет, что во всем виноват сам Уран, именно он «первый ужасные вещи замыслил» (Теогония, 166). И младший из титанов Крон оскопляет своего отца.

Начало космического зла. Затем «Теогония»Гесиода описывает, как под впечатлением этого космического преступления Нюкта-ночь рождает одна, не восходя ни с кем на ложе, Обман, Сладострастие, Старость, Смерть, Печаль, утомительный Труд, Голод, Забвение, Скорби, жестокие Битвы, судебные Тяжбы, Беззаконие и т. п. Все эти социальные явления не мифологизированы и не олицетворены.

Пятое поколение. Уран-небо, по Гесиоду, больше не играет никакой роли ни в теогонии, ни в мироздании. Из лона Геи-земли появляются титаниды и титаны. Главный среди них Крон-«отцеборец». Однако не все дети Земли и Неба покинули Землю-Мать. Теогония продолжается. Крон не выпустил из недр Земли Циклопов и Гекатонхейров.

Отныне они враги Крона. Титаны и титаниды вступают в браки друг с другом. От Крона и его сестры титаниды Реи рождается пятое поколение богов – уже описанные в поэмах Гомера олимпийские боги. Судьба этих богов сначала была трагична.

Уран отомстил Крону, предупредив его, что он так же будет свергнут своим сыном, как он, Уран, был свергнут Кроном.

Читайте также:  Краткое содержание искандер мальчик и война за 2 минуты пересказ сюжета

Поэтому Крон пожирает своих детей по мере того, как они рождаются. Не удается ему поглотить только Зевса. Рея обманывает Крона и подсовывает ему вместо новорожденного запеленутый камень. Возмужав, Зевс вступает в борьбу с отцом. Он заставляет его изрыгнуть своих братьев и сестер.

Появившееся на этой новой ступени теогонии пятое поколение богов вступает в космическую борьбу с четвертым. Гесиод изображает войну богов и титанов, титаномахию. Решающую роль в этой войне сыграли освобожденные Зевсом гекатонхейры. Они уступили Зевсу свое оружие – молнию и гром. Отныне Зевс-громовержец.

Зевс сбрасывает титанов в Тартар и спроваживает туда же гекатонхейров, но уже не как узников, а как тюремщиков титанов. Начинается царство Зевса.

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

«Зевс из Отриколи». Бюст IV в. до Р. Х.

Царство Зевса. Итак, согласно Гесиоду, только на пятой ступени теогонии и после победы Зевса мироздание приобретает ту картину, которая показана в гомеровском эпосе. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу – это восхождение мира к порядку, свету и социальному устроению.

Шестое поколение богов. Семь сменяющих друг друга жен Зевса и его любовные связи как с богинями, так и со смертными женщинами наполняют ряды шестого поколения богов и героев.

Первой женой Зевса была его двоюродная сестра, дочь Океана и Тефиды, Метида. Напомним, что у Гомера от Океана и Тефиды происходят все боги, у Гесиода – лишь некоторые. Здесь Океан и Тефида – лишь один из титанов и одна из титанид – дети Земли и Неба.

Метида – олицетворение мудрости («Метис» – мудрость, разум).

Согласно «Теогонии» Гесиода, Метиде было предназначено родить дочь и сына, однако Гея и Уран – бабка и деда Зевса – предостерегли своего внука от этих детей, отчего Зевс не стал дожидаться, пока кто-либо родится, дабы проглотить новорожденного, как это делал его отец Крон с риском быть обманутым, как был обманут его отец в случае с ним, с Зевсом, а, не долго думая, просто проглотил Метиду, «дабы она сообщала ему, что зло и что благо» (Теогония, 900). В такой мифологической антропоморфной форме здесь проводится та мысль, что Зевс – вершина мироздания – не только громовержец, но и промыслитель. Метида все-таки родила Афину. Она вышла из головы Зевса и поэтому оказалась равной ему по уму и по силе. Сын же не родился, и Зевс свою власть удержал.

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Второй брак Зевс заключил с титанидой Фемидой. Фемида – олицетворение права. Ее шесть дочерей: Евномия-благозаконность, Дике-справедливость, Ирена-мир, Клото, Лахезис и Атропа – мойры. Выше мы говорили, что мойра – это судьба. У Гомера образ судьбы не имел человеческих черт.

Как и у Гесиода, судьба не поддается умилостивлению. В «Теогонии» Гесиода мойры – это Клото, Лахезис и Атропа. Их функции не указаны.

Из других источников известно, что Клото прядет нить жизни, Лахезис проводит ее через все превратности судьбы, а Атропа (неотвратимая), перерезая нить, обрывает жизнь человека.

Третья жена Зевса – океанида Евринома (дочь Океана, как и Метида), по «Теогонии» Гесиода, родила трех харит. Это богини красоты, радости и женской прелести.

Четвертая жена Зевса, его сестра Деметра, родила Персефону, похищенную Аидом. В честь Деметры и Персефоны в Древней Греции ежегодно справлялось тайное священнодействие – мистерии.

Они справлялись в Элевсине, а потому назывались элевсинскими мистериями.

К участию в мистериях допускались только посвященные, которые обязаны были сохранить в тайне все, что происходит во время мистерий: молитвы, тайные имена богов, называвшиеся при богослужении, характер самого действа и т. п.

Пятая жена Зевса – сестра-титанида Мнемосина родила девятерых муз. В «Теогонии» Гесиода указано их число и названы их имена, но функции еще не определены.

Позднее эти функции будут определены так: муза истории – Клио, лирической поэзии – Евтерпа, комедии – Талия, трагедии – Мельпомена, танцев – Терпсихора, астрономии – Урания, любовной поэзии – Эрато, гимнической поэзии – Полигамная, эпической поэзии – Каллиопа.

Шестая жена Зевса – его двоюродная сестра Лето. Ее дети – Аполлон и Артемида.

Седьмая жена Зевса – его сестра Гера – мать богини юности Гебы, бога войны Ареса и богини деторождения Илитии. Она также мать Гефеста. Афродита у Гесиода – не дочь Зевса. Она своеобразное «детище» Урана.

Космология. Космология «Теогонии» Гесиода подобна гомеровской. И у Гесиода «многосумрачный Тартар» так же далек от поверхности земли, как эта поверхность далека от небосвода – это то расстояние, которое пролетает сброшенная с неба медная наковальня за девять суток.

Предчувствие философии. Рассудочная мифология «Теогонии» Гесиода уже вплотную подходит к философии. Мир богов подвергнут в гесиодовском эпосе систематизации. Начинается увядание мифологического образа. Сплошь и рядом боги сводятся лишь к той или иной функции, их места четко определены на теогонической шкале.

Зевса преследует страх близкого падения. Он боится своего возможного сына от Метиды. Но кто мог бы быть сыном Метиды – мудрости? Очевидно, таким сыном мог бы быть Логос. Логос у Гесиода – это слово, но не просто слово, а слово разумное. Рождение Логоса означало бы конец царства Зевса.

Это означало бы рождение философского мировоззрения. Вот почему Зевс так боялся своего возможного сына от Метиды. Действительно, первые философы противопоставили мир логоса миру Зевса. Безраздельное господство мифологического мировоззрения было преодолено.

С точки зрения логоса мифологический сверхъестественный мир стал казаться наивным.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Основной вопрос мировоззрения.

Из всего сказанного видно, что и у Гомера, и в «Теогонии» Гесиода основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении мироздания как такового и людей – выступает в обычной для мифологии форме вопроса об отношении людей и олицетворяющих различные явления природы и общества богов. У Гесиода человек принижен.

Люди – случайные и побочные продукты теогонии. Об их происхождении сказано бегло. Боги и особенно Зевс враждебны к людям. Лишь один Прометей, двоюродный брат Зевса, любит людей и помогает им.

Позднее у афинского трагика Эсхила Прометей говорит, что он научил людей всему: он наделил их мыслью и речью, он научил их астрономии и математике, домостроению и земледелию и т. п. Но в «Теогонии» Гесиода Прометей изображен без симпатии. Он хитрец, обманувший Зевса. Он украл у Зевса огонь и дал его людям. У Гесиода нет того несколько иронического отношения к богам, какое мы находим у Гомера.

Источник: http://rushist.com/index.php/historical-notes/2089-gesiod-teogoniya-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов

Изначально до момента возникновения богов имел место быть некий Хаос, это было своего рода бесформенное бытие или даже пространство, где находились Тартар и Эрос.

Движение первого эпического персонажа были порождены под особым влиянием Эреб, первобытный туман и Ночь стали оказывать особенное влияние на ход событий в дальнейшем.

Гея — Мать, способная производить все живое была сложена в самую первую богиню.

После этого была отмечена самая первая стадия происхождения богов Древней Греции.

Вселенная вновь стала отличаться властвованием Эроса, который влек к соединению женских и мужских элементов, они успешно сочетались над Ураном, такие персонажи, Как Титаны и Циклопы отличались особенным действием вулканической силы. Титанов было порядка двенадцати, причем шесть из них были мужского пола и шесть относились к женскому полу.

Многие из них выбрали жилищем небо, другие предпочитали море.

В мифах о происхождении богов из Древней Греции существовали циклопы с очень большим и довольно круглым глазом на лбу, они считались олицетворением туч и молнии. Сторукие великаны были сильными и громадными чудовищами, согласно некоторым мифам происхождение богов привело к необходимости просто опасаться их, теперь они просто изнемогают в недрах земли.

Мифы Древней Греции. Эриния отличается наличием змей на голове вместо волос, это убивающая мстительница по имени Тизифона постаралась над тем, чтобы можно было олицетворять образы мести и насилия, кровопролитие в данном месте стояло в обособленном порядке.

Мифы о том, как происходили боги и что создавало для этого предпосылки помогает создать определенное понимание культуры и помогает прогнозировать то, каким образом будут расти те или иные герои в глаза местного этноса их воспринимающих. К примеру, важной была Гея, которая имела детей от Сожительства с Понтом. Первым из таких детей стал Нерей, морской бог, который был благосклонен к олицетворению покоя, тихих заливов и обычной светлой жизни возле безопасной бухты.

Важное понимание направлений развития и есть точный момент становления культуры, в определенной стране все происходит по своему, что не может не накладывать отпечаток на то, каким образом все может и должно быть сложено. Важность осознания может просто предопределять то, каким образом следует создавать порядок восприятия той или иной культуры.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гесиод — Теогония, или О происхождении богов. Картинка к рассказу

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Пари
    Произведение «Пари», как следует из названия о споре между двумя знакомыми. Рассказ ведет старый банкир, который вспоминает о случае, произошедшем 15 лет назад.
  • Краткое содержание Бернетт Таинственный сад
    В огромное, старинное Йоркширское поместье мистера Арчибальда Крейвена привозят из Индии десятилетнюю девочку Мэри Леннокс. Она осталась сиротой
  • Краткое содержание Достоевский Легенда о Великом Инквизиторе
    Повествование произведения, рассказанного средним братом Карамазовым Иваном, ведется о событиях шестнадцатого века в Севилье в период массового распространения инквизиции.
  • Краткое содержание О. Генри Фараон и хорал
    Желтые листья заметали скамейку, на которой зябко ерзал Сопи. Плохо быть бездомным в преддверии зимы. Но мужчина знал, как можно хорошо пережить зиму, в тепле и относительной сытости
  • Краткое содержание Невозвратимое мгновение Цвейг
    Готовясь к решающему сражению при Ватерлоо, Наполеон выбирает маршала Груши, как человека, который выполнит тактический маневр, способный изменить ход битвы в пользу французов

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/gesiod-teogoniya-ili-o-proiskhozhdenii-bogov-chitat-pereskaz

Теогония, или О происхождении богов — краткое содержание произведения Гесиода

Произведение Гесиода представляет собой своеобразную энциклопедию греческого пантеона, а также краткое описание так называемого догеройского периода существования богов.

После этого произведения начинается так называемый период героев, который описывается, например, у Гомера.

Боги никуда не деваются, но основу исторического процесса теперь составляют герои, такие как великие правители или потомки богов, как Геракл, например.

Итак, Гесиод, согласно легенде, писал собственное произведение под предводительством муз, которые даровали ему вдохновение. Произведение относительно компактное и разделяется на три эпохи: период древних богов, зарождение мира, когда правил Уран; период старших богов с Титанами и Кроносом и период новых богов, где правил Зевс.

Началом мира был Хаос из которого появляются Тартар-подземелье, Земля по имени Гея, Ночь, которая порождает День, а Гея рождает Уран-небо и Понт-море. Власть делится между Геей и Ураном, они представляют собой как бы первый процесс космического созидания (небо лежит на земле и оплодотворяет) из которого появляются хтонические чудовища и другие порождения.

В чреве Геи зреют титаны, но Уран не дает им родиться, так как боится свержения. Гея выковывает серп, дает титанам, когда Уран хочет с ней соединиться, младший титан Крон, отрубает ему пенис и Уран уходит в вышину, его пенис падает в море, взбивает, порождает Афродиту. Кронос и 11 его братьев и сестер начинают период второго царства.

Титаны продолжают созидание, порождают различные феномены и создания, к примеру, титан Гиперион рождает Солнце и Луну. Крон правит, но тоже боится свержения своими детьми, поэтому он их ел. Рождающая ему детей сестра Рея, решила спасти младшего ребенка и спрятала Зевса на острове Крит.

Зевс вырос, заставил Кроноса изрыгнуть остальных рожденных от него и съеденных им богов. Началась битва между младшими богами и титанами. Олимпийцы одержали верх, начался период новых богов.

Зевс тоже опасается свержения, поэтому, к примеру, из-за предсказания Урана и Геи, которые говорят о рождении от богини Метиды дочери умнее всех и сына умнее всех, соединяется с Метидой сам. Тогда из его головы рождается богиня мудрости Афина, а сын умнее всех не рождается.

Далее следует описание различных отношений между богами. Они сражаются и объединяются в союзы. Потом появляются смертные люди, как горит автор, возможно из деревьев, а может из скал и начинается период героев.

← Гоббс — Левиафан
← Сухово-Кобылин — Дело↑ РазныеГолдинг Шпиль →
Петроний — Сатирикон →

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/teogoniya

«Теогония»: краткое содержание поэмы Гесиода

Все знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имён. Это для нас; а для самих греков их было ещё больше. Почти в каждом городке или селе были свои местные божества; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о других, тех это мало беспокоило.

Но кто часто переходил из города в город и из области в область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов и героев, нужно было согласовать местные предания и хотя бы договориться о том, кто кому сын и кто кому муж.

А чтобы лучше запомнить — изложить эти родословные складными стихами и сказать, будто эти стихи продиктованы самими Музами, богинями разума, слова и песни.

Продолжение после рекламы:

Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы — Геликона, где будто бы Музы водят свои хороводы. Из этого и получилась поэма «феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои.

Читайте также:  Краткое содержание зулейха открывает глаза яхиной за 2 минуты пересказ сюжета

На тридцати страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трёхсот имён. Все они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олимпийцы во главе с Зевсом.

Вначале был Хаос («зияние»), в котором все было слито и ничто не разделено. Потом из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи — Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами:

Брифли существует благодаря рекламе:

звёздное Небо лежало на широкой Земле и оплодотворяло ее. А вокруг клубились первые порождения богов — то призрачные, то чудовищные.

От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное — Рок: три богини Мойры («Доли»), которые каждому человеку отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье.

От Моря родились старший- морской бог, добрый Нерей, два его брата и две сестры, а от них — много-много чудовищ.

Это Горгоны, убивающие взглядом; Гарпии, похищающие людские души; подземная Эхидна — спереди дева, сзади змея; огнедышащая Химера — «спереди лев, сзади дракон и коза серединой»; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загадками; трехтелый великан Герион; многоглавый адский пёс Кербер и многоглавая болотная змея Гидра; крылатый конь Пегас и ещё многие другие. Даже у Геи и Урана первые порождения были чудовищны: трое сторуких бойцов и трое одноглазых кузнецов — Киклопов, жители чёрного подземелья — Тартара.

Но главными были не они. Главными были Титаны — двенадцать сыновей и дочерей Урана и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял им родиться. Один за другим они вздували чрево матери-Земли, и вот ей стало невмоготу.

«Из седого железа» она сковала волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел соединиться с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему детородный член.

С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афродита — «Пенная».

Продолжение после рекламы:

Началось второе царство — царство Титанов: Крона и его братьев с сёстрами. Одного из них звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него родились все на свете ручьи и реки.

Другого звали Гиперион, от него родились Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари — ветры и звезды.

Третьего звали Иапет, от него родились могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что — об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество его было тревожным.

Крон тоже боялся, что рождённые им дети его свергнут. От сестры его Реи у него было три дочери и три сына, и каждого новорождённого он отнимал у неё и проглатывал заживо. Только младшего, по имени Зевс, она решила спасти.

Крону она дала проглотить большой камень, завёрнутый в пелёнки, а Зевса скрыла в пещере на острове Крите. Там он и вырос, а выросши, хитростью заставил Крона изрыгнуть своих братьев и сестёр. Старшие боги — Титаны и младшие боги — Олимпийцы сошлись в борьбе. «Море взревело, земля застонала и ахнуло небо».

Олимпийцы освободили из Тартара бойцов — Сторуких и кузнецов — Киклопов; первые ударили в Титанов каменьями в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и против этого Титаны выстоять не могли.

Теперь их самих заточили в Тартар, в самую глубь: сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара. Сторукие стали на страже, а Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром.

Брифли существует благодаря рекламе:

Началось третье царство — царство Олимпийцев. Зевс взял в удел небо с поднебесной горой Олимпом; брат его Посейдон — море, где ему подчинились и Нерей и Океан; третий брат, Аид, — подземное царство мёртвых.

Сестра их Гера стала женою Зевса и родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню юности. Сестра Деметра, богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь Персефону; ее похитил Аид, и она стала подземной царицей.

Третья сестра, Гестия, богиня домашнего очага, осталась девственной.

Зевсу тоже грозила опасность быть свергнутым: старые Гея и Уран предупредили его, что дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить дочь умнее всех и сына сильнее всех. Зевс соединился с нею, а потом проглотил ее, как когда-то Крон глотал его братьев.

Дочь умнее всех родилась из головы Зевса: это была Афина, богиня разума, труда и войны. А сын сильнее всех так и остался нерожденным. От другой из дочерей Титанов у Зевса родились близнецы Аполлон и Артемида: она — охотница, он — пастух, а также целитель, а также прорицатель.

От третьей у Зевса родился Гермес, сторож перекрёстков, покровитель дорожных путников и торговцев. Ещё от одной родились три Оры — богини порядка; ещё от одной — три Хариты, богини красоты; ещё от одной — девять Муз, богинь разума, слова и песни, с которых начинался этот рассказ.

Гермес изобрёл струнную лиру, Аполлон играет на ней, а Музы водят вокруг него хоровод.

Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли на Олимп и стали богами.

Это Геракл, любимый его сын, который обошёл всю землю, освобождая ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру, и Гериона, и Кербера, и других.

И это Дионис, который тоже обошёл всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать виноград и приготовлять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без удержу.

А откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может быть, из скал или деревьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей еды.

Прометей устроил хитрый делёж: зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для приготовления мяса.

Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принёс его людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много худого.

А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый день выклёвывать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил Гераклу в его странствиях застрелить этого орла и освободить Прометея. Но оказалось, что люди богам нужнее, чем боги это думали.

Богам предстояла ещё одна борьба — с Гигантами, младшими сынами Геи-Земли, рождёнными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги победят их, только если им поможет хотя бы один человек. Значит, нужно было родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам.

Вот тогда-то и стали боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать от смертных мужчин. Так родилось племя героев; лучшим из них был Геракл, он и спас богов в войне с Гигантами. А потом это племя погибло в Фиванской войне и Троянской войне. Но до этого Гесиод не дописал: рассказ его обрывается в самом начале героического века. «Феогонии», родословию богов, здесь конец.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Источник: https://briefly.ru/gesiod/teogonija_ili_o_proisxozhdenii_bogov/

Краткое содержание Гесиод Теогония, или О происхождении богов для читательского дневника

Произведение Гесоида описывает родословные богов, оно разделяется на три основные эпохи, от происхождения Земли и мира, когда правил Уран и древнейшие божества, до Титанов и Крона, которые в итоге были смещены Зевсом и Олимпийцами. Таким образом Гесиод создает полное описание всех связей греческой мифологии, более того, он впервые создал систематизированное описание и весьма полное, но делает при этом красивое и поэтическое описание.

Началом был Хаос, полностью слитый и неделимый. Тем не менее Хаос разделяется и порождает первые божества, которые представляют собой Тартар, то есть Подземелье, Ночь (в глобальном смысле) и Землю-Гею.

Богиня Гея, то есть Земля, рождает в свою очередь Небо и Море, которые именуются Уран и Понт, соответственно.

Между Землей и Небом начинается брачный союз, итогом которого становятся различные чудовища (Киклопы и сторукие великаны), а также Титаны, речь о которых пойдет далее.

Порожденные чудовища в дальнейшем станут частью различных мифологических событий. Речь идет об известных образах, таких как например Сфинкс или крылатый Пегас.

Главными детьми Урана и Геи были Титаны, которые оставались в чреве Геи на протяжении длительного времени, так как Уран не выпускал Титанов, опасался свержения.

В итоге Гея выковала магический серп и дала его своим чадам в чрево.

Когда Уран захотел снова с ней соединиться, самый младший и хитрый Титан Крон отсек Урану половой орган, после чего Уран вернулся ввысь, а его пенис упал в море и взбил морскую пену, из которой родилась Афродита.

После ухода Урана начинается царство Титанов во главе с Кроном, который тоже опасался свержения, поэтому всех родившихся от его сестры Реи детей он проглатывал, и в итоге проглотил троих дочек и троих сыновей.

Рея спасла только самого младшего – Зевса, которого спрятала в пещере на острове Крит, а Крону дала большой камень в пеленках.

От других Титанов также появились моря и реки (Титан Океан) Солнце и Луна (Гиперион) Атлант (от Иапета) который держит небо.

В итоге Зевс повзрослел и обманул Крона, который изрыгнул своих проглоченных детей, началась война между Титанами и Олимпийцами, которые высвободили из Тартара чудовищ Киклопов и сторуких бойцов. Киклопы сковали Зевсу гром и молнию. В итоге Олимпийцы одержали верх и заковали Титанов в глубинах Тартара, а охранниками поставили сторуких. Зевс стал править миром.

Олимпийцы стали распределять между собой области царствования.

Зевсу досталось небо и поднебесная гора Олимп, Посейдону – море, Аиду – подземное царство, Гера стала супругой Зевса и родила Ареса (война) Гефеста (небесный кузнец) и Гебу (юность).

Деметра, которая управляла пахотной землей, родила от Зевса Персефону, которая была похищена Аидом и стала царицей подземного мира. Третья сестра из богинь Олимпийцев осталась девственной, Гестия управляла домашним очагом.

Также как предшественникам Зевсу грозило свержение, об этом ему сообщили Уран и Гея. Его могли свергнуть деть Метиды (богини Мудрости) дочери Титана Океана. Тогда Зевс соединился с Метидой и проглотил своих детей, но только сын остался не рожденным, а дочь Афина (богиня мудрости) родилась из головы Зевса.

Далее Зевс продолжил соединяться с дочерями Титанов от которых у него родились Артемида (охотница) и Аполлон (прорицатель, целитель, пастух) Гермес (торговец и путешественник) Оры (три богини порядка) Хариты (богини красоты) девять Муз.

Также Зевс не брезговал и земными женщинами и, более того, эти дети потом также стали частью Олимпийцев.

В частности от Алкмены он родил Геракла – могущественного героя, которого хотела погубить Гера, но он не только справился с этим, но и совершил множество подвигов и путешествовал по земле, для того чтобы очистить землю от чудовищ, таких как Герион, Гидра и другие.

Помимо этого у него родился сын Дионис, который наподобие Геракла много путешествовал, но он учил людей сажать виноград и объяснял как делать вино и сколько нужно пить. После того как Дионис обошел землю он тоже стал Олимпийцем.

Так сформировалось олимпийское сословие, которое правило всем миром, а в мире появились люди, но каким именно образом Гесиод не уточняет. Он дает размытые формулировки, мол люди возможно произошли от деревьев, а возможно от скал. При этом Олимпийцам не нравились люди и только Прометей – герой рожденный от Титана Иапета (также как Атлант) смог помочь людям.

Согласно традициям, людям требовалось отдавать часть собственной пищи богам, но Прометей обхитрил Зевса. Он заколол быка и разделил его на две части, в одну из которых положил только кости, но прикрыл жиром, а во вторую положил мясо, но прикрыл желудком и кожей. Зевс по предложению Прометея сделал выбор какую часть брать богам и, обманувшись жиром, выбрал на самом деле кости.

После этого Зевс разгневался и не дал людям огня, для того чтобы готовить мясо.

Прометей похищает огонь и приносит людям в пустом тростнике, но Зевс узнал об этом и тогда придумывает для людей женщину, первой женщиной становится Пандора, а от женщин на земле появляется много всего не доброго.

Самого Прометея Зевс приковывает к столбу, куда прилетает орел и выклевывает у него ежедневно печень, только спустя много времени Геракл одолел этого орла и Прометей освободился.

Со временем боги начали сближаться с людьми, так как хотели получить от них помощь. По легенде, только могучие люди могли помочь Олимпийцам одолеть Гигантов – младшие сыны Геи, которые родились от капель крови Урана.

По преданию Олимпийцы могли победить, только если за них выступит хотя бы один из людей. Именно поэтому они начинают активно рожать детей от людей и боги и богини. В следствие этого появляются так называемые герои – особое сословие людей, со сверх способностями.

Лучшим из героев был Геракл, который и помог Олимпийцам. Тем не менее, герои в итоге все погибли в войнах (Фиванской и Троянской) хотя сам Гесиод гибель героев не описывает. Его история оканчивается на начале эпохи героев.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/teogoniya-ili-o-proiskhozhdenii-bogov-gesiod

“Теогония, или О происхождении богов” Гесиода в кратком содержании

Все знают: греческая мифология – это прежде всего очень много имен. Это для нас; а для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке или селе были свои местные божества; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал о других, тех это мало беспокоило.

Но кто часто переходил из города в город и из области в область, как, например, бродячие певцы, тем от этого было много неудобств. Чтобы петь, упоминая множество богов и героев, нужно было согласовать местные

предания и хотя бы договориться о том, кто кому сын и кто кому муж. А чтобы лучше запомнить – изложить эти родословные складными стихами и сказать, будто эти стихи продиктованы самими Музами, богинями разума, слова и песни.

Читайте также:  Краткое содержание воробьёв это мы, господи! за 2 минуты пересказ сюжета

Это и сделал певец Гесиод из-под Витой Горы – Геликона, где будто бы Музы водят свои хороводы. Из этого и получилась поэма “феогония” , что по-гречески значит “О происхождении богов” – от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трехсот имен.

Все они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древнейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги – Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги – Олимпийцы во главе с Зевсом.

Вначале был Хаос, в котором все было слито и ничто не разделено. Потом из него родились Ночь, Земля-Гея и Подземелье-Тартар. Потом от Ночи родился День, а от Земли-Геи – Небо-Уран и Море-Понт. Небо-Уран и Гея-Земля стали первыми богами:

Звездное Небо лежало на широкой Земле и оплодотворяло ее. А вокруг клубились первые порождения богов – то призрачные, то чудовищные.

От Ночи родились Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, а самое главное – Рок: три богини Мойры, которые каждому человеку отмеривают жизнь и определяют несчастье и счастье. От Моря родились старший – морской бог, добрый Нерей, два его брата и две сестры, а от них – много-много чудовищ.

Это Горгоны, убивающие взглядом; Гарпии, похищающие людские души; подземная Эхидна – спереди дева, сзади змея; огнедышащая Химера -“спереди лев, сзади дракон и коза серединой”; коварная Сфинкс, женщина-львица, губившая людей хитрыми загадками; трехтелый великан Герион; многоглавый адский пес Кербер и многоглавая болотная змея Гидра; крылатый конь Пегас и еще многие другие.

Даже у Геи и Урана первые порождения были чудовищны: трое сторуких бойцов и трое одноглазых кузнецов – Киклопов, жители черного подземелья – Тартара.

Но главными были не они. Главными были Титаны – двенадцать сыновей и дочерей Урана и Геи. Уран боялся, что они его свергнут, и не позволял им родиться.

Один за другим они вздували чрево матери-Земли, и вот ей стало невмоготу.

“Из седого железа” она сковала волшебный серп и дала его детям; и когда Уран вновь захотел соединиться с ней, то самый младший и хитрый из Титанов, по имени Крон, отсек ему детородный член.

С проклятием Уран отпрянул в вышину, а отрубленный член его пал в море, взбил белую пену, и из этой пены вышла на берег богиня любви и желания Афродита -“Пенная”.

Началось второе царство – царство Титанов: Крона и его братьев с сестрами. Одного из них звали Океан, он породнился со старым Нереем, и от него родились все на свете ручьи и реки. Другого звали Гиперион, от него родились Солнце-Гелиос, Луна-Селена и Заря-Эос, а от Зари – ветры и звезды.

Третьего звали Иапет, от него родились могучий Атлант, который стоит на западе земли и держит небо на плечах, и мудрый Прометей, который прикован к столбу на востоке земли, а за что – об этом будет речь дальше. Но главным был Крон, и владычество его было тревожным.

Крон тоже боялся, что рожденные им дети его свергнут. От сестры его Реи у него было три дочери и три сына, и каждого новорожденного он отнимал у нее и проглатывал заживо. Только младшего, по имени Зевс, она решила спасти. Крону она дала проглотить большой камень, завернутый в пеленки, а Зевса скрыла в пещере на острове Крите.

Там он и вырос, а выросши, хитростью заставил Крона изрыгнуть своих братьев и сестер. Старшие боги – Титаны и младшие боги – Олимпийцы сошлись в борьбе. “Море взревело, земля застонала и ахнуло небо”.

Олимпийцы освободили из Тартара бойцов – Сторуких и кузнецов – Киклопов; первые ударили в Титанов каменьями в три сотни рук, а вторые сковали Зевсу гром и молнию, и против этого Титаны выстоять не могли.

Теперь их самих заточили в Тартар, в самую глубь: сколько от неба до земли, столько и от земли до Тартара.

Сторукие стали на страже, а Зевс-громовержец с братьями принял власть над миром.

Началось третье царство – царство Олимпийцев. Зевс взял в удел небо с поднебесной горой Олимпом; брат его Посейдон – море, где ему подчинились и Нерей и Океан; третий брат, Аид, – подземное царство мертвых.

Сестра их Гера стала женою Зевса и родила ему дикого Ареса, бога войны, хромого Гефеста, бога-кузнеца, и светлую Гебу, богиню юности.

Сестра Деметра, богиня пахотной земли, родила Зевсу дочь Персефону; ее похитил Аид, и она стала подземной царицей.

Третья сестра, Гестия, богиня домашнего очага, осталась девственной.

Зевсу тоже грозила опасность быть свергнутым: старые Гея и Уран предупредили его, что дочь Океана, Метида-Мудрость, должна родить дочь умнее всех и сына сильнее всех. Зевс соединился с нею, а потом проглотил ее, как когда-то Крон глотал его братьев. Дочь умнее всех родилась из головы Зевса: это была Афина, богиня разума, труда и войны.

А сын сильнее всех так и остался нерожденным. От другой из дочерей Титанов у Зевса родились близнецы Аполлон и Артемида: она – охотница, он – пастух, а также целитель, а также прорицатель.

От третьей у Зевса родился Гермес, сторож перекрестков, покровитель дорожных путников и торговцев.

Еще от одной родились три Оры – богини порядка; еще от одной – три Хариты, богини красоты; еще от одной – девять Муз, богинь разума, слова и песни, с которых начинался этот рассказ.

Гермес изобрел струнную лиру, Аполлон играет на ней, а Музы водят вокруг него хоровод.

Двое сыновей Зевса рождены были от смертных женщин, но все же взошли на Олимп и стали богами.

Это Геракл, любимый его сын, который обошел всю землю, освобождая ее от злых чудовищ: это он победил и Гидру, и Гериона, и Кербера, и других.

И это Дионис, который тоже обошел всю землю, творя чудеса, обучая людей сажать виноград и приготовлять вино и вразумляя их, когда пить в меру, а когда без удержу.

А откуда взялись на свете сами смертные люди, Гесиод не говорит: может быть, из скал или деревьев. Боги их сперва не любили, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов, принося им в жертву часть своей еды.

Прометей устроил хитрый дележ: зарезал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принес его людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей.

Людям он сотворил, “на горе мужчинам”, первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый день выклевывать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил Гераклу в его странствиях застрелить этого орла и освободить Прометея.

Но оказалось, что люди богам нужнее, чем боги это думали. Богам предстояла еще одна борьба – с Гигантами, младшими сынами Геи-Земли, рожденными из капель Урановой крови. И было суждено, что боги победят их, только если им поможет хотя бы один человек.

Значит, нужно было родить таких могучих людей, которые могли бы помочь богам. Вот тогда-то и стали боги сходить к смертным женщинам, а богини рождать от смертных мужчин. Так родилось племя героев; лучшим из них был Геракл, он и спас богов в войне с Гигантами. А потом это племя погибло в Фиванской войне и Троянской войне.

Но до этого Гесиод не дописал: рассказ его обрывается в самом начале героического века. “Феогонии”, родословию богов, здесь конец.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/teogoniya-ili-o-proisxozhdenii-bogov-gesioda-v-kratkom-soderzhanii/

Краткое содержание: Теогония, или О происхождении богов

Для греческой мифологии свойственно большое количество имён и богов, и в разных городах они почитались по-разному.

Это доставляло неудобство бродячим поэтам и певцам, так как их стихи должны были соответствовать канонам той или иной местности. Певец Геосид, из-под Витой Горы — Геликона написал поэму о происхождении богов «Феогония», она же «Теогония».

Были описаны события зарождения мира и рождения смертных героев от бессмертных богов, при этом упоминаются свыше трёхсот имён богов.

Из Хаоса (зияние) появились Ночь, Земля -Гея, Подземелье — Тартар. Ночь родила День, а Земля — Море — Понт и Небо-Уран, названые первыми богами. Стали появляться разные порождения первых богов: Ночь родила Смерть, Сон, Скорбь, Труд, Ложь, Месть, Казнь, Рок.

Порождением Моря стали — старший морской бог Нерей, два его брата и две сестры, а они в свою очередь произвели на свет множество чудовищ: Горгоны — убивали взглядом, Гарпии- похищали души, Двуличная Эхидна- дева-змея, Химера- «спереди лев, сзади дракон и середина коза», женщина- львица Сфинкс, трёхтелый великан Герион, трёхглавый пёс Кербер (Цербер), Змея Гидра с множеством голов, конь с крыльями Пегас. Первые дети Геи и Урана тоже были ужасны: трое сторуких бойцов и трое кузнецов Циклопов.

Кроме чудовищ у Геи и Урана родились двенадцать сыновей и дочерей Титанов, которых боялся сам Уран, и не разрешал им появиться на свет. Мать — Земля устала сдерживать своё чрево и дала младшему сыну Крону скованный из «седого железа серп». Как только явился Уран, Крон отрубил ему детородный орган, который упал в море, и из образовавшейся морской пены родилась Афродита — «Пенная».

Теперь миром правят Титаны. Главой был сам Крон. Брат Крона Океан стал зятем Нерея и от него появились ручьи и реки. Второй брат Гиперион породил Солнце-Гелиос, Луну-Селену, Зарю-Эос, а Эос — звёзды и ветры. У третьего брата Иапета родился, Прометей Прикованный и Атлант- на его плечах держалось небо.

У Крона и его сестры Реи было три сына и три дочери, но боясь быть свергнутым, он всех их поглотил сразу после рождения. Рея спасла только одного сына- Зевса, отдав Крону вместо ребёнка камень, завёрнутый в пелёнку. Зевса спрятала на острове Крит. Повзрослев, Зевс хитростью заставил отца отрыгнуть детей, которые объединившись, пошли войной на старых Титанов и одолели их с помощью сторуких Киклопов. Старшие Титаны были заперты в Тартар.

Теперь миром правят младшие Титаны — Олимпийцы. Владениями Зевса стали небо гора Олимп, его брат Посейдон правил на море, а третий брат Аид стал царствовать среди мёртвых. Женой Зевса стала сестра Гера. От этого союза появились бог войны-Арес, хромой бог-кузнец Гефест, богиня юности — Геба.

От сестры Деметры, богини пахотной земли у Зевса появилась дочь Персефона, похищенная Аидом и ставшая правительницей подземного мира. Богиня домашнего очага, сестра Гестия была девственна. Родители Зевса предупредили его о том, что от дочери Океана Метиды у него должны родиться самая умная дочь и самый сильный сын, которые могут низвергнуть Зевса.

Зевс по примеру отца поглотил Метиду вместе с зачатыми детьми. Но самая умная дочь Афина родилась из его головы, сын так и не появился на свет.

Ещё одна дочь Титанов родила ему близнецов — Аполлона- пастуха, целителя, пророка и Артемиду- охотницу.

От другой он зачал Гермеса- покровителя путников и торговцев, от следующей — три Оры- богини порядка, ещё одна родила три Хариты — богини красоты, а другая — девять Муз, богинь слова, песни , разума и.т.д. Повествование начинается с того, как Аполлон играет на лире, а Музы водят хоровод.

Ещё у Зевса было два сына от земных женщин- Геракл и Дионис, которые тоже стали богами. Геракл победил всех чудовищ на земле, а Дионис научил людей выращивать виноград и готовить и пить вино.

Откуда появились люди, автор не упоминает. Боги их не любили, но людям помог Прометей. Он решил перехитрить богов разделав тушу быка так, что Зевс выбрал для себя Кости прикрытые жиром, а людям досталось мясо, прикрытое шкурой.

Зевс в гневе отобрал у людей огонь и создал первую женщину, Пандору, приносящую раздор и зло. Прометей выкрал и принёс огонь людям, за что и поплатился — он был прикован к скале, каждый день его печень выклёвывал орёл. Спустя века Геракл с позволения Зевса освободил Прометея.

Богам угрожают Гиганты, младшие дети Урана и Геи, возникшие из крови Урана. Если богам поможет хоть один человек, то они одолеют Гигантов. Чтобы сохранить власть боги сошли на землю и от них и смертных стали рождаться дети — герои, которые помогли в войне с Гигантами.

Рождённые герои пали во время Фиванской и Троянской войны, по воле Зевса. На этом родословная богов заканчивается.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Теогония, или О происхождении богов». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/gesiod/teogoniya-ili-o-proishozdenyi-bogov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector