Краткое содержание иларион киевский слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжета

В середине XI века киевский митрополит Иларион произнес торжественную речь в храме Святой Софии.

Пасхальное послание было «записано пером» и стало первым литературно-философским произведением Руси – “Слово о законе и благодати митрополита Илариона”.

О том, что хотел сказать русским христианам митрополит Иларион, и почему его слова актуальны спустя 1000 лет — в нашей статье.

Слово о законе и благодати митрополита Илариона

Надо сказать, что ученые до си пор спорят, в каком именно году и храме была произнесена пламенная речь первого русского (по происхождению) митрополита. Но оптимизм и торжественность, которые митрополит вложил в каждое свое слово, не обманут верующего человека: владыка говорил, преисполненный пасхального восторга.

«Слово о Законе и Благодати» противопоставляет Закон Благодати, Ветхий Завет Новому, при этом, не принижая значения каждой части Священного Писания. Закон справедливо назван водителем к Благодати, и предшествующим к ее получению.

Закон называется рабом, то есть служителем, средством, исполняя который Благодати возможно сподобиться.

В своей речи митрополит Иларион напоминает, что в христианской вере нет мелочей и «лишнего», но есть иерархия ценностей и приоритетов.

Благодатью митрополит Иларион называет также Сына Божия, посланного в мир, связанный Законом.

Пожалуй, пасхальное состояние мира, радости и света как нельзя лучше отражает буквально физическое понимание слова «благодать».

Киевский митрополит, сообразуясь с духом эпохи, искал понятный образ, «якорил» сознание слушавших его в храме прихожан (людей, по большей части грамотных – как следует из его деликатного замечания о вреде излишних слов).

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжетаСвятитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси

Пасхальная Благодать

Никакое слово не найдет понимая у христианина глубже, чем состояние его сердца, исполненного пасхальным восторгом. Мы были как бы «под законом» весь Великий пост: нужно потрудиться в трудах над садом своей души. А с первым криком «Христос воскресе!» – и даже раньше, в Великую Субботу, на схождении Благодатного Огня – оковы с души спадают, тело наполняется радостью.

Наша мысль приходит в восторженный трепет, мы можем только дрожать от одной мысли – о том, что жестоко убитый Человек встал из Гроба целым и невредимым. И вселил в нас бесконечную надежду на продолжение жизни в вечности.

Средневековое сознание привыкло искать понятный и выразимый образ даже для самого отвлеченного, и, казалось бы, невыразимого.

Древнерусские миниатюристы и иконописцы изображали, например, душу Марии в композиции Успения в виде спеленатого ребенка, ад — в виде морского чудовища, реку Иордан — в виде старца.

Именно поэтому владыка Иларион сравнивает Закон с рабыней Агарью, а Благодать со свободной Саррой. Но вместе с тем митрополит «ловит момент», когда Небо становится к земле несравнимо ближе – на Святую Пасху.

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжетаМиниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Его речь напоминает нам, современникам, как важны церковные правила в деле спасения души. Митрополит аккуратно напоминает нам, что в Церкви все не случайно, богослужения, обряды, внешние формы и действия – глубоко символичны, наполнены смыслом и служат инструментами в деле спасения души человека.

Вместе с тем, Иларион очень верно сравнивает Закон лишь с рабом, задача которого – служить делу получения человеком Благодати, восстановлению утраченной связи с Богом.

И здесь плоды духа выходят на первое место, как и положено. Свобода от греха – вот цель. Митрополит Иларион предостерегает нас быть «законниками», предавшими на крестную смерть Христа.

«Иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются» – напоминает нам владыка.

Пасхальная Благодать, сошедшая на землю в эти святые дни всем нам служит напоминанием о том, как это – быть с Богом в Его любви и радости.

«Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19) – слова Спасителя в Светлую седмицу ощущаются кожей.

«Москва – Третий Рим»

Корни популярной среди политической элиты России идеи «Москва – Третий Рим», уходят глубже, чем в XV век. Митрополит Иларион, вспоминая слова Христа перед вознесением, говорит о «вине» Нового Завета и «мехах» – народах языческих, которые должны это учение воспринять.

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжета

Истина отныне доступна всем нациям, нет более богоизбранных, а есть равенство перед Богом. Благодать теперь доступна всему населению планеты, вопрос выбора – креститься во Христа или же нет. С момента крещения Русь проходит чуть более полувека. Но митрополит Иларион потрясает своим мудрым, взвешенным рассуждением. Без перекосов – вот самое лучше название для его тезисов о русском народе.

Говоря о равноправии наций, владыка не забывает сохранять национальную самобытность. Будучи благодарным грекам как просветителям, митрополит в то же время подчеркивает, что выбор веры святым князем Владимиром – исключительно свободный позыв его сердца.

«Слово о Законе и Благодати» можно назвать и манифестом независимости. Иларион стал первым русским по происхождению архиереем, занявшим митрополичью кафедру в Киеве. Владыка воздает дань памяти не только Владимиру-крестителю, но и помнит о его предках-язычниках, Игоре и Святославе, слава о которых гремит далеко за пределами Руси.

В речи митрополита сливает религиозное и национальное, но происходит это в органичном, оптимистичном и добром синтезе. Иларион напоминает нам, современникам о необходимости помнить своих предков, брать с них пример, хранить и приумножать их добытое кровью и потом наследие.

Можно сказать, что «Третий Рим» у киевского митрополита проявляется не в теории «государство-храм», как оплот, крепость истины, держащей оборону против сил тьмы. Нет. Владыка Иларион подчеркивает, что

теперь Истина доступна всем народам, Русь не преемница Византии и не ее колония, но равная с ней подданная Престола Божия.

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжета

И эта идея «суверенитета истины» проявится позже в словах Ивана Грозного «Греки нам не Евангелие». При этом независимость митрополит Иларион не называет и противостоянием. Он настаивает на подлинной духовной свободе каждого народа при их равенстве.

Мысль митрополита Илариона о месте русского народа в мире не имеет перекосов. Русский народ – самодостаточен и самобытен, но равен со всеми прочими народами. Его вера – во Христа распятого, которой Он просветил русских людей. Подлинная свобода.

Примечательно, что в «Слове» слились, пожалуй, важнейшие смыслы: вера и место народа в мировой истории. Митрополит Иларион восторжен, он воодушевлен светлой мыслью о возможности спасения всего крещеного человечества.

Величественные храмы будущей империи, церковные росписи – как полотна микрокосмоса, торжественные речи в стиле Златоуста – этим оптимизмом пропитано «Слово о Законе и Благодати».

Митрополит Иларион радовался и за все благодарил Бога, не ждал от мира вокруг него худого, всех призывал уповать на Господа и быть верным ему.

Владыка не боялся – а только веровал, предрекая своему народу великое будущее.

Человек широкой души – это про русского митрополита Илариона. Того самого, который приняв Христа всем сердцем, 1000 лет назад специально для нас сегодняшних написавшего свое «Слово».

Радоваться и чаять жизни будущего века как неотвратимого события нашего христианского бытия. С пасхальным восторгом устами и сердцем возглашать с трепетной надеждой «Христос воскресе!».

Источник: https://media.elitsy.ru/otvety/zakon-i-blagodat-slovo-o-zakone-i-blagodati-mitropolita-ilariona/

Краткое содержание иларион киевский слово о законе и благодати точный пересказ сюжета за 5 минут

08.10.2018

Краткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжетаКраткое содержание Иларион Киевский Слово о законе и благодати за 2 минуты пересказ сюжета

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство “благодати” над “законом”, что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди “новых” народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к “насытившимся сладостью книжной” и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму “войти” к рабыне Агари и родить от нее. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей еще не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон. Авраам рождает

от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и дает Моисею Закон, который автор называет “тень, а не истина”. Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошел в утробу Девицы, и она приняла Его. Бог “разомкнул утробу” Сарры, и она рожает сына Исаака.

Свободная женщина рожает свободного ребенка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака.

Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит еще одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств.

Заключительная часть “Слова” посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришел к христианству и привел к нему весь свой народ.

Источник: https://marketvirkutske.ru/stihi/kratkoe-soderzhanie-ilarion-kievskij-slovo-o-zakone-i-blagodati-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Иларион

Митрополит Иларион в течение четырех лет (1051год — 1055 год) являлся шестым митрополитом всея Руси. Его предшественником был митрополит Кирилл, преемником — митрополит Ефрем. Иларион умер в 1055 году.

Краткая биография Илариона Киевского

Он имел прозвище Русин. Умер, по некоторым данным в 1055 году. Являлся митрополитом Киевский и всея Руси, а период правления Ярослава Мудрого был святителем. Иларион стал первым русским митрополитом в Киеве. Является автором произведения «Слова о Законе и Благодати», написанию которого посвятил целых 20 лет — с 1030 года по 1050 год.

21 октября по юлианскому календарю является днем памяти священнослужителя. Его вспоминают также 28 сентября и на второй неделе Великого поста.

Сведений о жизни митрополита очень мало, до наших дней дошли лишь обрывки данных о его биографии. Некоторые из них нельзя считать абсолютно достоверными. Ряд летописей того периода имеют в своем содержании упоминания имени Ларион, которое отожествляют с именем митрополита.

«Повесть временных лет», написанная в 1051 году, описывает создание Киево-Печерского монастыря.

Имя Иларион появляется в контексте описания, где митрополит изображен «постником и благим мужем», участвовавшим в возведении Печорского монастыря.

Указывается и тот факт, что собрание епископов под руководством Ярослава поставило Лариона митрополитом. Устав Ярослава, регулирующий церковные суды, также подтверждает назначение Лариона Митрополитом.

С этого периода и до 1055 года никаких данных из биографии Илариона не имеется. Вторая летопись города Новгород имеет в своем содержании упоминание митрополита Ефрема, приемника Илариона.

По некоторым данным, после кончины Илариона в 1054 году его сразу заменили.

Война с Византией и смерть митрополита Феопемпта повлияли на противоканоничность поставлений шестого Митрополита всея Руси Илариона Киевского.

«Слово о законе и благодати», по некоторым данным, было написано именно Иларионом, хотя достоверность этих сведений находится под сомнением. Произведение распространялась списками в XV-XVI веках, в количестве около пятидесяти штук. Некоторые из них имеют довольно сомнительную атрибуцию.

Читайте также:  Краткое содержание бородинское сражение в романе война и мир за 2 минуты пересказ сюжета

«Слова о законе и благодати» входит в Синодальный список, в составе которого имеется и произведение «Молитва». Авторство «Молитвы» также приписывается Илариону. «Исповедание веры», наряду с этими произведениями входящее в список, по некоторым сведениям, было написано в честь поставления Илариона на должность митрополита. Синодальный список содержит также Похвалу Ярославу Мудрому.

Источник: https://biblioman.org/authors/ilarion/

Андрей БЕЗРУКОВ «Слово о законе и Благодати» митрополита Илариона как начало русской литературы

  • И всемъ быти христианомъ малыим и великыимъ,
  • рабомъ и свободныим, уныим и старыим,
  • бояромъ и простыим, богатыим и убогыимъ…
  • Иларион Киевский. «Слово о законе и Благодати»

Русская литература одна из древнейших в Европе.

Она возникла раньше английской, немецкой, французской литератур.

Этот факт уже сам по себе дает основания усомниться в верности столь широко распространенного безапелляционного суждения об исторической и культурной отсталости России от «цивилизованного» Запада, задуматься о специфике (своеобразии) путей становления и развития русской духовности.

Хронологически точно определить начало русской литературы, назвать дату создания самого первого ее памятника, по-видимому, уже невозможно.

Драматично, даже трагично складывалась более чем тысячелетняя история Руси-России: княжеские усобицы и татаро-монгольское иго, шведско-польская интервенция, наполеоновское нашествие, братоубийственная гражданская война… Горели, разрушались, приходили в запустение очаги русской культуры — монастыри, храмы, дворянские усадьбы.

Было утрачено огромное количество рукописей и старых печатных книг. Вспомним хотя бы сгоревшую в огне московского пожара 1812 года рукопись с текстом величайшего памятника литературы Древней Руси — «Слова о полку Игореве».

Однако есть памятник, который можно назвать краеугольным камнем здания русской литературы. Это — «Слово о законе и Благодати», определившее христианско-патриотический, православный вектор развития русской духовности и культуры.

Его написал и, по одной из версий, произнес в храме Святой Софии в Киеве («Слово» относится к одному из жанров церковного красноречия — проповеди) между 1039–1050 годами священник придворной церкви князя Ярослава Мудрого — Иларион.

В 1051 году он стал первым из русичей Митрополитом Киевским.

Как иерарх Восточной церкви он утверждал на Руси основы христианской веры, как русич — был патриотом Русской земли.

Тем самым Иларион Киевский положил в основу русской литературы и русской духовности два начала — всемирное, христианское и национальное, патриотическое. Позже, в годину тяжелых испытаний, эти начала в сознании русского человека сольются в идеальном образе Святой Руси.

По Илариону, иудаизм — Ветхий Завет, «закон, Моисеем данный», христианство — Новый Завет, «Благодать и Истина, явленная Иисусом Христом».

Противостояние закона и Благодати рассматривается Иларионом диалектически, философски и художественно.

Здесь следует особо сказать, что русская литература, начиная с первых лет своего существования, развивалась и сохранилась до настоящего времени как литература с ярко выраженной философской основой.

Наша классическая литература по праву может называться «кладезем самобытной русской философии» (А.Ф. Лосев).

Закон, считает Иларион, должен уйти, миновать, а Благодать и Истина — «наполнить всю землю». Неизбежность ухода закона и прихода Благодати предопределяется, по мнению Илариона, двумя важными моментами.

Момент первый. «Оправдание иудейское убого было и не простиралось на другие народы, но совершалось лишь в Иудее. Христианское спасение же благодатно и изобильно, простираясь во все края земные».

Этим Иларион хочет сказать, что иудейская вера — вера народа, считающего себя избранным, христианская же вера — вера для всех народов земли, равных перед Богом, независимо от времени обращения к Нему. Поэтому Иларион назовёт закон «росой на руне», то есть живительной влагой на ограниченном (локальном) пространстве, а Благодать   — «росой по всей земле».

Именно так Иларион выделит неприятие национального и религиозного индивидуализма (эгоцентризма, эгоизма) как специфическую черту, своего рода «лакмусовую бумажку» русской национальной литературы и русской духовности.

Момент второй. «Иудеи услаждались земным, христиане же — небесным». Иудейская вера, по Илариону, утверждает избранный народ «в сем мире», то есть в «царствии земном». Христиане же своим Богом спасаются, «услаждаются небесным», стремясь к «царствию Небесному». Поэтому христианская вера — вера духовной свободы.

Закономерность появления и неизбежность ухода закона и прихода Благодати Иларион иллюстрирует своей трактовкой известной библейской истории об Аврааме, его жене Сарре и ее рабыне Агари.

Агарь и Сарра, по Илариону, есть соответственно закон и Благодать: «Рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий!» Точно так же сын Агари Измаил и сын Сарры Исаак являются соответственно законом и Благодатью.

Сперва родился сын рабыни — сам раб, а затем сын свободной женщины — сам свободный. Сперва — закон, потом — Благодать.

Говоря о торжестве Благодати, Иларион особо говорит о судьбе своего народа: «Вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших».

Как христианин Иларион должен бы отрицательно относиться к русским князьям-язычникам. Однако он восхваляет их, называя Игоря Святославича «древним», а его отца Святослава — «славным».

По мнению Илариона, их заслуга перед Богом и Русской землей заключается в том, что они собрали, сохранили и подготовили Русскую землю к приятию Благодати: «Во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне.

Ведь владычествовали они не в безвестной и худой земле, но в Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли».

Иларион особо подчеркивает, что русичи миновали стадию закона, стадию духовного рабства, обратились от язычества сразу к христианству: «Начал мрак идольский от нас отступать, и зори Благоверия явились».

Эти слова духовного пастыря можно рассматривать как достойный, освященный веками ответ на домыслы современных заморских и доморощенных «борцов за права и свободы личности» о «парадигме духовной несвободы русского человека».

Когда Иларион говорит о противостоянии закона и Благодати, он использует принцип контраста, основным средством художественной выразительности становится антитеза (художественное противопоставление). Когда же он говорит о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, он использует принцип синтеза, отвечающий синтетической (объединяющей) сути христианства.

Образ Христа в «Слове о законе и Благодати» как самом древнем из дошедших до нас памятников литературы Древней Руси является первым идеальным образом в русской национальной литературе.

Иларион создаёт образ Христа на основе значимых моментов Его земной жизни, выделенных Евангелием.

В нём органично воплощено единство земного и небесного начал, человеческого и Божественного: «Один из Троицы, он в двух естествах: Божестве и человечестве, совершенный, а не призрачный человек — по вочеловечению, но и совершенный Бог — по Божеству».

Явивший на земле свойственное Божеству и свойственное человечеству,

как человек, он, возрастая, ширил материнское лоно, — но,

как Бог, исшел , не повредив девства;

как человек, он прослезился, о Лазаре, — но,

как Бог, воскресил его из мертвых;

как человека, запечатали во гробе, — но,

как Бог, он исшел, целыми печати сохранив .

  1. Формула «Как человек, он прослезился, о Лазаре, — но, как Бог, воскресил его из мертвых» образно может рассматриваться как абрис духовно-нравственных устремлений русской национальной литературы как таковой, как её высшая цель и задача: наша классика всемерно скорбит о страданиях и смертях человеческих, особо о превращении личности в «мёртвую душу», и активно ищет пути духовного воскресения героев.
  2. Также Иларион сформулировал как основу выделения проблематики русской литературы, так и принципы постановки ее конфликтов, одновременно указав единственно возможный путь их разрешения:
  3. И всем быть христианами:
  4. малым и великим,
  5. рабам и свободным,
  6. юным и старцам,
  7. боярам и простым людям,
  8. богатым и убогим.

Действительно, в этой формуле заключены основные конфликты нашей классики: отцов и детей; «века нынешнего» и «века минувшего»; «тварей дрожащих» и «право имеющих», «лишних» и «маленьких» людей и их окружения, крестьян и дворян и т.д.

Эта формула Илариона для русской литературы звучит как напутствие, как призыв посредством художественного слова приблизить читателя к постижению сути Православия, должного утишить, а в перспективе — свести на нет кричащие, даже, казалось бы, непримиримые противоречия в жизни личности, нации, человечества в целом.

Поэтому восемьсот лет спустя после Илариона другой русский гений Достоевский имел уже все основания утверждать как непреложное в полемике с профессором Санкт-Петербургского университета А.Д. Градовским: и Коробочка (помещица-крепостница из поэмы Гоголя «Мёртвые души») может стать родной матерью своим крестьянам, если она станет христианкой.

Источник: http://parus.ruspole.info/node/9187

Краткое содержание «Слова о законе и благодати» Илариона

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство «благодати» над «законом», что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди «новых» народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к «насытившимся сладостью книжной» и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму «войти» к рабыне Агари и родить от нее. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей еще не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон.

Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и дает Моисею Закон, который автор называет «тень, а не истина». Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошел в утробу Девицы, и она приняла Его.

Бог «разомкнул утробу» Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребенка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака.

Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит еще одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть «Слова» посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришел к христианству и привел к нему весь свой народ.

Краткое содержание «Слова о законе и благодати» Илариона

  1. Краткое содержание «Слова о Вавилоне» Ы О гонцах, посланных царем Леукием, названным Василием при крещении, которых он послал в Вавилон взять знаменитые ценности у трех…
  2. Краткое содержание «Слова о полку Игореве» За основу пересказа взят дословный перевод Д. С. Лихачева. Сказитель начинает «старыми словами» печальную повесть о походе князя Игоря Святославича….
  3. Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» Автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно…
  4. Краткое содержание романа А. Мердок «Дитя слова» Хилари Бэрду сорок один год. Он работает «в государственном департаменте — неважно каком», в чиновничьей иерархии, если не считать машинистки…
  5. Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством «Слово о полку Игореве» — величайший памятник литературы Древней Руси. Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и…
  6. Найти корень — узнать историю слова Слова в языке изменяются. Многие в прошлом производные слова стали непроизводными, они потеряли связь с родственными словами, первоначальный корень перестал…
  7. Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь…
  8. Краткое содержание былины «Данила Ловчанин» Ы У князя Владимира идет пир горой. Князья, бояре и богатыри, всласть наевшись и напившись, похваляются друг перед другом: одни…
  9. Кто же он, создатель «Слова о полку Игореве»? Сочинение подойдет так же на тему: Образ русской земли в памятнике древней Руси «слово о полку Игореве». Загадка его личности…
  10. Композиция «Слова о полку Игореве» Часть первая: поход Игорева войска — Вы прочитали дома первую часть «Слова о полку Игореве». Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части?…
  11. Полемика о времени написания «Слова о полку Игореве» «Слова о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого…
  12. «Слово о полку Игореве»; Создатель «Слова о полку «Слово о полку Игореве» Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь…
  13. Гений без имени. Автор «Слова о полку Игореве» Гений без имени. Автор «Слова о полку Игореве» Гений без имени. Автор «Слова о полку Игореве» 1. «Слово о полку…
  14. Краткое содержание памфлета Паскаля «Письма к провинциалу» Настоящие письма являют собой полемику автора с иезуитами, яростными гонителями сторонников учения голландского теолога Янсения, противопоставлявшего истинно верующих остальной массе…
  15. Краткое содержание былин об Алеше Поповиче Ы Алеша Попович и Тугарин Змеевич Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано,…
  16. Поэтика «Слова о полку Игореве» Поэтика «Слова» настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что «Слово»…
  17. Краткое содержание былины «Чурила Пленкович» Ы В стольном городе Киеве у великого князя Владимира пир. На пиру князья, бояре и могучие богатыри. Вдруг появляются сто…
  18. Изображение природы автором «Слова о полке Игоревым» В привлечении русской природы как действующего лица автор «Слова» проявил себя как исключительно наблюдательный знаток природы. Вот чему в самой…
  19. «Композиция и жанр «Слова о полку Игореве» «Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет,…
  20. Краткое содержание «Жития Александра Невского» Ы Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него…
Читайте также:  Краткое содержание ремарк жизнь взаймы за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-slova-o-zakone-i-blagodati-ilariona/

Слово о законе и благодати

Торжественная речь митрополита Илариона, датируемая серединой XI в., памятник древнерусской литературы.

История создания и датировка

О жизни митрополита Илариона известно немногое. «Повесть временных лет» сообщает об избрании его в этот сан при князе Ярославе Мудром (1015-1054) собором епископов, а также о том, что в 1055 г. на киевском престоле сидел уже другой митрополит Ефрем.

Иларион стал первым русским по происхождению митрополитом киевским, этот факт, а также его поставление местным собором, а не Константинопольским патриархом (хотя со временем последний признал Илариона), может говорить о конфликте между Ярославом и патриархом, а, более того, и об усилении Древнерусского государства.

Само «Слово», сохранившееся в нескольких десятках списков XV-XVI вв., вероятнее всего, было создано не ранее 1037 г.

, когда Ярославом были заложены Софийский собор и Благовещенская церковь в Киеве, о чем упоминается в произведении. Другой крайней точкой являются 1050-е гг.

– в своей речи Иларион обращается к супруге князя Ингигерде (Ирине), умершей по одной версии в 1050 г., по другой – в 1056-м.

и значение

Темой «Слова» Илариона стало рассуждение о «законе» и «благодати». По мысли автора, закон, который был дан богоизбранному народу иудеев и определял всю их жизнь, потерял силу и необходимость с пришествием в мир благодати через Иисуса Христа.

Тем самым митрополит противопоставлял Ветхий Завет всей Библии в целом, включавшей и Новый Завет. Он образно уподоблял иудаизм одного конкретного народа старшему сыну Авраама Измаилу, а христианство, распространяемому по всей земле, — Исааку.

Он не соглашался с идеей богоизбранности одного народа или государства, утверждая по сути равенство народов, которые через Евангелие и крещение были спасены Богом.

Прославляя благодатное христианство, Иларион подробно излагает сущность православия, это было понятно, учитывая, что страна крестилась совсем недавно – в конце Х в. Много внимание он уделяет богочеловеческой природе Христа.

Далее митрополит говорит о самой Руси и принятии ею христианства. Однако хвалит Иларион не только крестителя Владимира, но и бывших до него  языческих князей – Игоря и Святослава, отмечая их храбрость и силу тогдашней  Руси. Достаточный авторитет и  самостоятельность последней митрополит отмечает, говоря и о  деяниях равноапостольного князя Владимира.

Он подчеркивает, что тот обратился в веру не под политическим влиянием Византии, а свободно приняв благодать и по собственной воле крестив свой народ.  Тем самым Иларион утверждает мысль об определенной независимости Руси от Константинополя, о ее равноправии с Византией и другими народами.

Эта идея отражала реалии Руси времен Ярослава, благодаря которому Древнерусское государство приобрело больший вес и авторитет на международной арене. О том же свидетельствует и факт поставления русского, а не греческого митрополита в Киеве, самого автора «Слова».

Примечательно, что в «Слове» впервые употребляются такие понятия, как русская земля и русский народ, что также указывает на рост самосознания молодого народа.

Литература

  • Алексий (Смирнов). «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, как памятник государственно-конфессиональных отношений в Древней Руси // Ипатьевский вестник. 2015. № 3.
  • Ведюшкина И.В. Русский дискурс в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона // Диалог со временем. 2007. Вып. 21.
  • Дмитровский А.З. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как парадигма национального самосознания // Проблемы русской философии и культуры: Сб. науч. тр. Калининград, 1999.
  • Дзиффер Д. «Слово о законе и благодати»: между текстологией и критикой текста // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 61. СПб., 2010.
  • Золотухина Н.М. «Слово о законе и благодати» — первый русский политический трактат киевского писателя XI в. Иллариона // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. М., 1984.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/slovo_o_zakonie_i_blagodati

Краткое содержание «Слова о законе и благодати» Илариона — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1038Краткое содержание книги

Читается за 3 минуты, оригинал — 30 мин

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство «благодати» над «законом», что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди «новых» народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.

После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к «насытившимся сладостью книжной» и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.

Согласно книге Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму «войти» к рабыне Агари и родить от неё. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей ещё не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон.

Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и даёт Моисею Закон, который автор называет «тень, а не истина». Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошёл в утробу Девицы, и она приняла Его.

Бог «разомкнул утробу» Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребёнка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака.

Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.

Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит ещё одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть «Слова» посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришёл к христианству и привёл к нему весь свой народ.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/50263-kratkoe-soderzhanie-slova-o-zakone-i-blagodati-ilariona.html

Сочинение "В чём основная идея "Слова о Законе и Благодати" Киевского Митрополита Иллариона?"

  •                                                           Всё в этом мире Божьем тленно,
  •                                                           Лишь Слово может вечность побороть,
  •                                                           Лишь Слово на века благословенно,
  •                                                           Бессмертно то, что не имеет плоть.

        Долгое время считалось, что первым памятником древнерусской литературы было «Слово о полку Игореве». Но как могло возникнуть гениальное «Слово о полку Игореве», когда до него в русской словесности ничего значительного не было? На пустом месте ничего возникнуть не может. В настоящее время исследователями древнерусской литературы доказано, что оригинальная русская литература возникла примерно в середине XI века. И первым литературным памятником Древней Руси было «Слово о законе и благодати» Илариона. Творение Иллариона, в отличие от «Слова о полку Игореве», было до недавнего времени известно только специалистам по истории древнерусской литературы, поэтому столь незаслуженно была забыта величайшая патриотическая поэма Древней Руси.

         Кого хотел восславить митрополит Иларион, что волновало его в те далекие времена, каким историческим событиям посвящено «Слово…», и каким был этот великий патриот земли русской?

        Киевский митрополит Иларион был сподвижником Ярослава Мудрого, выдающимся церковно-политическим деятелем его эпохи. «Повесть временных лет», связывающая с его именем начало Печерского монастыря, сообщает в статье под 1051 г.

Читайте также:  Краткое содержание твардовский за далью - даль за 2 минуты пересказ сюжета

, что Иларион, родом «русин», «мужь благъ и книженъ и постникъ», до поставления в митрополиты был священником великокняжеской церкви Св. Апостолов в с. Берестове под Киевом; из Берестова ходил в лес на крутом берегу Днепра, где для уединенной молитвы «ископа…печеръку малу». В 1051 г.

Ярослав поставил его во главе русской церкви, сделав это, вопреки установлениям Византийской патриархии, на соборе русских епископов.

Этот политический акт, демонстрировавший «вежливое неповиновение» Руси по отношению к Византии, был по существу одним из шагов в направлении реализации тех патриотических идей, которые мастерски обосновал Иларион в «Слове и законе и благодати» — прежде всего идеи права Руси на равенство среди других христианских народов. Из содержания «Слова…» следует, что оно было написано не ранее 1037 г., когда Ярославом была построена церковь Благовещения у Золотых ворот, и не позднее 1050 г., когда скончалась великая княгиня Ирина, упоминаемая в «Слове…» как живая. Согласно новейшим исследованиям, оно было написано в 1049 г.

        «Слово о законе и благодати» Илариона открывает историю русской литературы – одной из величайших литератур мира – и открывает её поистине достойно, ибо проникнуто глубоким и богатым смыслом.

        Это произведение по теме своей обращено к будущему Руси, а по совершенству формы и в самом деле как бы предвосхищает это будущее.

        Тема «Слова…» — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теория вселенской империи, или вселенской церкви.

Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог «все народы спас», прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на «богоизбранничество» только одного народа.

        Идеи эти изложены в «Слове…» с пластической ясностью и исключительной конструктивной целостностью.

Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии «Слова…»: «О законе Моисеом данеем, и о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера и вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго, и похвала кагану нашему Владимеру, от негоже крещении быхом, и молитва к Богу от всеа земля нашеа».

        Трёхчастная композиция «Слова…», подчёркнутая в названии, позволяет органически развить основную тему «Слова…» — прославление Русской земли, её «Кагана» Владимира и князя Ярослава.

Каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему, логически, по типичным законам средневекового мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.

Основной пафос «Слова…» — в систематизации, в приведении в иерархическую цепь фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации.

        Первая часть произведения касается одного вопроса исторических воззрений средневековья – взаимоотношения двух заветов: Ветхого – «закона» и Нового – «благодати». Взаимоотношение это рассматривается Иларионом в обычных символических схемах христианского богословия, в последовательном проведении символического параллелизма. Символические схемы этой части традиционны.

Ряд образов заимствован в ней из византийской богословской литературы. Иларион создаёт собственную патриотическую концепцию всемирной истории. Эта концепция по-своему замечательна и даёт ему возможность осмыслить историческую миссию Русской земли. Он нигде не упускает из виду основной своей цели: перейти затем к прославлению Русской земли и её «просветителя» Владимира.

Иларион настойчиво выдвигает вселенский, универсальный характер христианства Нового завета («благодати») сравнительно с национальной ограниченностью Ветхого завета («закона»). Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а «благодать» (новый завет) – свободой.

Закон сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом, благодать – с солнечным сиянием, теплотой.

        Взаимоотношение людей с Богом раньше, в эпоху Ветхого завета, устанавливалось началом рабства, несвободного подчинения – «законом»; в эпоху же Нового завета – началом свободы – «благодатью». Время Ветхого завета символизирует образ рабыни Агари, время Нового завета – свободной Саррой.

        Особенное значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Иларион придает моменту национальному. Ветхий завет имел временное и ограниченное значение. Новый же завет вводит всех людей в вечность. Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение.

Иларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своём общении с Богом.

Христианство, как вода морская, покрыло всю землю, и ни один народ не может хвалиться своими преимуществами в делах религии. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский.

Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчёркивает, что для новой веры потребны новые люди.

        Рассказав о вселенском характере христианства сравнительно с узконациональным характером иудейства и подчеркнув значение новых народов в истории христианского учения, Иларион свободно и логично переходит затем ко второй части его «Слова…», сужая свою тему, — к описанию распространения христианства по Русской земле: «Се бо уже и мы с всеми христианами славим святую Троицу». Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке: «Вся страны благый Бог нашь помилова, и нас не презре, въсхоте и спасе ны и в разум истинный приведе».

  1.         Патриотический и полемический пафос «Слова…» растет, по мере того как Иларион описывает успехи христианства среди русских. Словами Писания Иларион приглашает всех людей, все народы хвалить Бога:
  2. «И все народы восплещите руками,
  3. и воскликните богу гласом радости:
  4. «Так господь вышний и всесильный –
  5. царь великий по всей земле».
  6. И чуть ниже: «Пойте богу нашему, пойте!
  7. Пойте царю нашему, пойте,
  8. ведь царь всей земли – бог;
  9. пойте разумно: «Воцарился бог над народами;
  10. и вся земля да поклониться тебе и поёт тебе, —
  11. да поёт же имени твоему, вышний!»
  12. И «Хвалите господа все народы,
  13. и восхвалите все люди!»
  14.         Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени напряжения в третьей части «Слова…», посвящённой прославлению Владимира I Святославича.

        Если первая часть «Слова…» говорила о вселенском характере христианства, а вторая часть – о русском христианстве, то в третьей части возносится похвала князю Владимиру. Органическим переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи, что каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов.

Есть и Руси кого хвалить, кого признать своим просветителем: «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами велика и дивна сътворьшааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера».

Русская земля и до Владимира была славна в странах, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, «внук старого Игоря, сын же славного Святослава».

        Иларион высоко ставит авторитет Русской земли среди стран мира. Русские князья и до Владимира не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведомо и слышима есть всеми концами земли. Владимир – это только «славный от славныих», «благороден от благородныих». Иларион описывает далее военные заслуги Владимира.

        Силу и могущество русских князей, славу Русской земли, «единодержавство» Владимира и его военные успехи Иларион описывает с нарочитой целью – показать, что принятие христианства могущественным Владимиром не было вынужденным, что оно было результатом свободного выбора Владимира. Описав общими чертами добровольное, свободное крещение Владимира, отметая всякие возможные предположения о просветительной роли греков, Иларион переходит затем к крещению Руси, приписывая его выполнение исключительно заслуге Владимира, совершившего его без участия греков. Подчёркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединилось «благоверие с властью», Иларион явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения «варварского» народа.

        Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира.

        Патриотический пафос этой третьей части, прославляющей Владимира, ещё выше, чем патриотический пафос второй.

        За третьею, заключительною, часть «Слова…» в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъёмом, патриотическою мыслью и написанная именем того же Илариона.

«И донеле же стоить мир, — обращался Иларион в ней к Богу, — не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозовесться град твой (то есть Киев) град пленён, и стадо твоё (то есть русские) пришельци в земли несвоей».

        Итак, истинная цель «Слова…» Илариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов, как думали некоторые его исследователи. Традиционное противопоставление двух заветов – это только основа, на которой строится его определение исторической миссии Руси.

Иларион прославляет Русь и её «просветителя» Владимира. Следуя за великими болгарскими просветителями – Кириллом и Мефодием, Иларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.

        Широкий универсализм характерен для произведения Илариона. История Руси и её крещение изображены Иларионом как логическое следствие развития мировых событий. Чем больше сужает Иларион свою тему, постепенно переходя от общего к частному, тем выше становится его патриотическое воодушевление.

        Таким образом, всё «Слово…» Илариона, от начала до конца, представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. И замечательно, что эта патриотическая мысль Илариона отнюдь не отличается национальной ограниченностью. Иларион всё время подчеркивает, что русский народ только часть человечества.

        Благодаря своим высоким идейным и художественным достоинствам, «Слово о законе и благодати» на протяжении всей истории древнерусской, а также южнославянской литературы служило образцом, а зачастую и прямым источником для других произведений.

Глубокое изучение «Слова…» способно доказать, что в нём уже начинало складываться то целостное понимание России и мира, человека и истории, истины и добра, которое гораздо позднее, в XIX-XX веках, воплотилось с наибольшей мощью и открытостью в русской классической литературе и мысли – в творчестве Пушкина и Достоевского, Гоголя и Блока…

        Любовь к Родине, питавшая собой в Древней Руси и радость и боль, и гордость и стыд, и действие в защиту добра и противодействие злу, и стремление заимствовать всё лучшее у других народов и одновременно сохранять своё, национальное, и склонность к традиционности и жажду нового, постоянные поиски перемен, — всё это было великой славой древней русской литературы, создавшей добрую почву для расцвета литературы новой – литературы, на идеях и принципах которой выросли многие поколения нашего народа, той литературы, на которой воспитывался патриотизм у русских людей. В наше время у большинства представителей молодого поколения чувство патриотизма отсутствует. А как жить без любви к Родине, к своему Отечеству, без традиций своего народа? Ведь без этого нет будущего. В связи с этим вспоминаются слова Д.С. Лихачева о нашей литературе: «Русская литература прославляет и учит, следует традиции и обращает традицию в укор настоящему, живописует всё доброе и разоблачает всё злое. И всё это во имя идеального будущего: справедливого к людям и святой Руси».

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/06/28/sochinenie-v-chyom-osnovnaya-ideya-slova-o-zakone-i

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector