Краткое содержание искандер 13-й подвиг геракла (тринадцатый подвиг геракла) за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжетаФазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских вопросах, которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.

Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.

Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».

Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.

Юмор в произведении Эпизоды, связанные со смехом, оказываются важными для понимания художественного замысла автора. Их достаточно много и большинство из них создаются с помощью образа Харлампия Диогеновича и учеников. Школьный учитель мастерски использует юмор в воспитательных целях.

Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике.

Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку.

Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.

Например, в эпизоде с опозданием ученика он сравнивает его с принцем Уэльским, показывая, что приходить в класс позже учителя это проявление неуважения и собственной распущенности.

Когда же лукавство главного героя раскрыто, то педагог любезно и непринуждённо спрашивает: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?».

Следующая его фраза ещё более анекдотична: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал».

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжетаИрония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.

Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось.

Характеристика персонажей «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уже в самом начале повествования мы понимаем, что одним из главных действующих лиц является учитель математики Харлампий Диогенович. Есть в его образе что-то от героя эпохи романтизма. Нам неизвестно ни его прошлого, ни его будущего. Он не похож на других педагогов, которые «были людьми неряшливыми, слабохарактерными».

Харлампий Диогенович пользовался большим уважением. Он никогда не повышал голос на своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята всегда вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.

Харлампий Диогенович не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Учитель был греком по происхождению, хоть и носил русское имя. В его отчестве как раз есть отсылка к Древней Греции – Диогенович напоминает о философе Диогене.

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжетаОбижаются ли дети на своего учителя за насмешки? Нет. Во-первых, они всегда справедливы и достаточно тактичны. Во-вторых, их цель не унизить человека, а показать лишь то несоответствие между его возможностями, талантом и тем, как он ведёт себя сейчас. Никто не хочет быть смешным и это прекрасно осознавал Харлампий Диогенович. Как отмечает сам рассказчик – он тем самым «закалял наши лукавые детские души», обнажал серьёзные проблемы – будь то человеческая трусость или склонность жить за чужой счёт.

Ещё один главный герой произведения – это сам рассказчик. Он предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых, это уже взрослый рассказчик, наученный жизненным опытом и повествующий нам эту историю.

Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умен и даже хитёр.

Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил.

Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.

Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьезней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».

Главная идея рассказа

Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.

Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения.

Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя.

Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжетаПредлагаем прочитать одно из самых известных произведений Фазиля Искандера “Кролики и удавы”, написанного в форме философско-сатирической сказки.

С следующей статье вы сможете прочитать краткое содержание сборинка рассказов Фазиля Искандера “Человек и его окрестности”, где автор делиться своими наблюдениями жизни других людей.

Во-вторых, Ф.Искандер в своём произведении затрагивает важную проблему – трусости и смелости.

Мальчик поступил весьма отважно, но какие цели преследовал герой – уйти от ответственности, не показаться смешным и выставить себя настоящим храбрецом, т. к. он не боялся прививок и уколов, будучи давно больным малярией.

Лишь умный и внимательный учитель заметил, что его ученик поступил совсем нехорошо и помог ему осознать, что хитрость и трусость ведут к духовному и моральному падению.

Не лишён рассказ и множества других смысловых интерпретаций. Это роль учителя в становлении личности, влияние детства и школы, тема смеха и самоиронии, лжи и разоблачения. Ф.Искандеру удалось всё это органично объединить в своём небольшом и удивительном произведении, которое продолжило традиции классической русской литературы.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/fazil-iskander/trinadzatiy-podvig-gerakla.html

Урок 41. ф. а. искандер. «тринадцатый подвиг геракла» — Литература — 6 класс — Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

Восстановите последовательность событий рассказа.

Решено делать уколы против тифа в 5Б

Неожиданный приход доктора в класс

Решение мальчика сорвать урок математики

Беспокойство мальчика из-за нерешённой задачи

Мальчик у доски – заслуженная расплата за обман

Образцовая тишина на уроках математики

Учитель догадывается об обмане, намекает, что кто-то в классе совершил «тринадцатый» подвиг Геракла.

Случай с опоздавшим на урок

Знакомство с учителем математики Харлампием Диогеновичем

Вспомните названия подвигов Геракла, добавьте подписи к изображениям.

Из 12-ти подвигов здесь на картинках изображено три, подпишите, какие это подвиги.

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжета Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжета Укрощение Эриманфского вепря

Давайте заполним таблицу. Выберите из предложенных вариантов те, которые описывают состояние главного героя и реакцию класса.

В воздухе запахло какой-то опасностью Захлопнулся маленький капканчик Сердце моё с размаху влепилось в спину Голос мой подымается прямо из живота Ждал, что я буду проваливаться Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее

«Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина».

«Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если б прямо под нашим классом не находилась учительская».

«Но он ничего не стал рассказывать, потому что скрип сухой тряпки о доску был неприятен, и он ждал, чтобы староста скорей кончил своё нудное протирание…»

Вставьте пропущенное словосочетание

Прочитайте отрывок, вставьте пропущенное слово в текст.

– Авдеенко думает, что он лебедь, – поясняет Харлампий Диогенович. – , –добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. – Сахаров, можете продолжать, — говорит Харлампий Диогенович.

Установите соответствие между термином и определением.

Зачеркни все ошибочные ответы.

Градация – это …

  • постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.
  • приём намеренного использования противоречивых понятий вместе, до нелепости острое выражение.
  • сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений.

Определи, какое лексическое средство выразительности используется в этом отрывке из рассказа.

«….Ученик готов провалиться сквозь пол».

Олицетворение Метафора Эпитет Сравнение Градация Фразеологизм

Установите соответствие между терминами и определениями.

Соотнесите литературоведческий термин с его определением.

Выделите цветом верный ответ. Как зовут главного героя

  1. Искандер
  2. Василий
  3. Диоген
  4. Ипполит
  5. Его имя в рассказе не называется

Выберите верный вариант ответа.

Смех не нарушал дисциплины в классе, потому что:

Смеялся обычно только учитель Он быстро затихал Смеялся обычно только один ученик Был организован самим же учителем

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7060/train/

Отзыв о рассказе Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) за 2 минуты пересказ сюжетаГлавные герои рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» — ученик пятого «Б» класса, от лица которого ведется рассказ, и учитель математики, которого звали Харлампий Диогенович. Харлампий Диогенович отличался от прочих учителей тем, что умел поддерживать железный порядок и тишину во время урока. Добивался он этого тем, что умело высмеивал провинившегося ученика.

Однажды пятиклассник не сумел решить задачу, которую задали на дом, и пришел на урок математики неподготовленным. Он с содроганием ждал, когда его вызовут к доске, и в это время в класс зашла женщина-врач в сопровождении медсестры, которая спросила, где находится пятый «А». Мальчик вызвался показать дорогу, и учитель математики его отпустил.

Читайте также:  Краткое содержание две зимы и три лета абрамова за 2 минуты пересказ сюжета

По дороге школьник узнал от медиков, что те ставят прививки, и что они планируют прийти в его класс на следующем уроке. Тогда рассказчик пошел на хитрость: он сказал, что на следующем уроке их класс отправляется в краеведческий музей. Тогда врач приняла решение вернуться и поставить прививки в пятом «Б» классе.

Учитель математики был недоволен тем, что медики срывают ему урок, но возражать не стал, а лишь мельком взглянул на ученика, сопровождающего врача. Когда прививки были поставлены всем ученикам, до конца урока осталось совсем немного времени, и учитель математики стал рассказывать детям про двенадцать подвигов Геракла.

Потом он завел речь о том, что в классе есть ученик, который совершил сегодня тринадцатый подвиг Геракла. При этом мотивом подвига учитель назвал трусость. После этих слов учитель вызвал главного героя рассказа к доске и предложил рассказать всему классу, как тот решил задачу, заданную на дом.

Ученик не смог ничего толком ответить, поскольку не знал решения, и учитель математики поставил в журнал отметку. На этом урок закончился. С тех пор рассказчик стал серьезнее относиться к домашним заданиям, не желая больше быть посмешищем для всего класса.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» заключается в том, что как ни крути, а всё тайное становится явным. На какие бы хитрости не пошёл ученик, не выполнивший домашнее задание, всё равно его неготовность к уроку обнаружится.

В рассказе подчёркивается, что смех – это сильное оружие в умелых руках. Учитель математики Харлампий Диогенович хорошо владел этим оружием и умел поддерживать на своих уроках железную дисциплину, беспощадно высмеивая нарушителей порядка.

Рассказ учит ответственно относиться к учебе в школе, всегда выполнять домашние задания.

В рассказе мне понравился учитель математики, который разгадал мотивы поступка пятиклассника, приведшего в класс медиков. Учитель математики преподал мальчику хороший урок, вызвав его к доске и сделав смешным в глазах всего класса.

Какие пословицы подходят к рассказу Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

Как не хитри, а правды не перехитришь.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Язык проворней сабли.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_iskander_13podvig_gerakla/

Тринадцатый подвиг Геракла — краткое содержание

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

   Математик Харлампий Диогенович заметно отличался от своих неряшливых коллег. С его появлением в классе установилась строгая дисциплина. На уроках было так тихо, что директор школы не мог поверить, что ученики на своих местах, а не на стадионе.

Тишина воцарялась, как только учитель заходил в класс, и длилась до конца урока. Иногда был слышен смех. Харлампий Диогенович позволял себе пошутить, а ребятам весело посмеяться.

Например, он мог оказать величайшее почтение опоздавшему ученику, уступив ему дорогу в класс и назвав его вдогонку принцем Уэльским. Учитель никогда не ругался, не вызывал в школу родителей.

На контрольных ребята не списывали, потому что знали, что Харлампий Диогенович сразу узнает такую работу и высмеет нерадивого ученика. Не избежал участи оказаться смешным перед всем классом и рассказчик.

   Однажды он никак не мог решить задачу. Не выполнив домашнее задание, он пришел в школу. Убедившись, что у других ребят решение тоже не сошлось с ответом, мальчик побежал играть в футбол. Перед самым началом урока он узнал, что отличник Сахаров справился с заданием.

И у соседа по парте Адольфа Комарова задача тоже оказалась решена. Рассказчик замер в ожидании того, что спросят именно его. В класс заглянули доктор и медсестра. Они искали пятый «А» класс, чтобы провести вакцинацию.

Мальчик из страха вызвался показать, где находится этот класс и учитель дал ему разрешение. По пути он узнает, что прививку их классу планируют сделать на следующем уроке и сообщает медикам, что класс уйдет в музей.

Забежав перед доктором в класс, рассказчик увидел, что задачу у доски решал Шурик Авдеенко, но объяснить решение так и не смог. Учитель отправил его на место, а за решенную задачу похвалил Адольфа.

   Медики, вернувшись, сообщили, что ребятам необходимо сделать прививки и учитель позволил им занять урок. Первым на прививку вызвали Авдеенко. Он сделал ее без страха, ведь прививка спасла его от возможной двойки.

Адольф Комаров был бледен. Сосед по парте утешал его, но это не действовало. От укола Алик сделался еще бледнее, и доктору пришлось дать ему нашатырь.

Рассказчик гордился перед Аликом тем, что не почувствовал укола, хотя это была неправда. Медики ушли.

   Немного времени оставалось до конца урока. Харлампий Диогенович в задумчивости начал рассказ о двенадцати подвигах Геракла и о некоем молодом человеке, решившим своим тринадцатым подвигом скорректировать греческую мифологию.

Учитель сказал, что этот подвиг был совершен из трусости, а ради чего это было сделано, он попросил объяснить рассказчика, вызвав его к доске. Харлампий Диогенович попросил мальчика рассказать, как он решил домашнюю задачу.

Ученик пытался тянуть время, но выглядел все нелепее и смешнее. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. Рассуждая, он пришел к выводу, что хуже всего, что человек перестает бояться быть смешным. Это может навлечь на него несчастья.

Спесивые римские императоры не увидели вовремя, как на самом деле они смешны, оттого и погибла великая империя.

Источник: http://szhato.ru/iskander/37-trinadcatyy-podvig-gerakla.html

Какое краткое содержание рассказа Искандера "13 подвиг Геракла"?

Рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был опубликован в 1964 г. Читателю, знакомому с древнегреческой мифологией, известно только о 12 подвигах Геракла, а название рассказа обещает поведать о тринадцатом. В итоге оказывается, что никакого подвига не было, а даже наоборот.

Краткое содержание рассказа.

Военное время, начало учебного года в одной из школ где-то на юге, в тылу. В школе работает новый учитель математики Харлампий Диогенович. Очень серьезный и умный, он вызывает невольный трепет учеников.

Абсолютная тишина на уроках только изредка разряжается взрывом смеха — это Харлампий Диогенович отвлекает детей очень остроумными шутками. Шутка была для педагога и мощным воспитательным средством, хорошей альтернативой выговорам и беседам с родителями.

Например, опоздавшего на урок учитель принимал со подчеркнутой почтительностью, так что провинившийся готов был сгореть от стыда.

Во время контрольных работ никто не списывал, зная, что Харлампий Диогенович непременно заметит обманщика и публично засмеет.

Однажды предметом насмешек стал сам рассказчик. Получилось так, что он не решил домашнюю задачу. С началом учебного дня выяснилось, что подобная проблема не у него одного. На этом мальчишка успокоился и с мыслью о том, что задача ошибочна, побежал гонять мяч.

Однако уже со звонком герой случайно узнает, что отличник Сахаров с задачей справился. Но начался урок, и на домашнее задание времени уже не было.

Спасение пришло откуда не ждали: в класс зашли доктор и медсестра, которые обходили школу, делали прививки. Но они ошиблись кабинетом: им нужен был «А» класс. Рассказчик с готовностью вызвался проводить, учитель разрешил.

По дороге школьник узнал, что очередь их класса через урок, и соврал, что как раз в это время они идут в музей, так что лучше все сделать именно на уроке математики. Вернувшись в кабинет, мальчик увидел, что возле доски над задачей мучается Шурик Авдеенко.

Почти гордый тем, что сейчас спасет не только себя, но и товарища, он герой сел на место и стал ждать врачей.

Они, конечно, пришли. По их просьбе Харлампий Диогенович прервал урок, всем сделали прививки.

После ухода врачей еще оставалось время до звонка, и учитель почему-то вспомнил древнегреческого героя Геракла, его двенадцать подвигов. Потом добавил, что в одном ряду с этими героическими поступками следует поставить еще один, тринадцатый.

И здесь учитель сделал уточнение: этот последний подвиг, в отличие от предыдущих, был совершен не из смелости, а из трусости. Конечно, с самого начала все понявший Харлампий Диогенович, вызвал героя-рассказчика к доске и попросил объяснить решение задачи.

Из героя, которому не страшны ни учителя, ни врачи, мальчик, ничего не сумевший сказать, превратился в обыкновенного вруна и двоечника.

О своем «подвиге» рассказывает нам уже взрослый человек, вспоминающий свое школьное детство. После этой истории он стал не только ответственней относиться к учебе, но и понял нечто большее: человек не должен бояться показаться смешным.

Умение смеяться над собой да и чувство юмора вообще — огромная ценность. Благодаря ей даже война, во время которой и происходит эта история, кажется далекой не только территориально, но и нравственно: человек сильнее.

Даже самые тяжелые времена он умеет разрядить смехом.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2638573-kakoe-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-iskandera-13-podvig-gerakla.html

Искандер Тринадцатый подвиг Геракла — краткое содержание: о чем этот рассказ и каким был 13 подвиг главного героя

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написал Фазиль Искандер в 1964 году. Как и все произведения этого известного писателя, он пронизан юмором и тонкой иронией.

Несмотря на малую прозаическую форму, рассказ поднимает важные проблемы чести и ответственности за свои поступки. Если нет времени читать рассказ в оригинале, то можно прочесть краткий пересказ и анализ произведения.

Ознакомьтесь с кратким содержанием «Тринадцатого подвига Геракла» Искандера, кто является его главным героем.

Воспитание смехом

Герой произведения Искандера — умный и наблюдательный мальчик. А рассказчик — взрослый, который посмеивается, вспоминая себя в школьном возрасте. Будучи мальчишкой, он еще не осознавал, какой был важный тот урок, который преподал ему мудрый учитель математики.

Школьнику-Искандеру хотелось только обхитрить учителя, которого он при этом уважал и побаивался.

В начале года в школу пришел новый учитель математики, который отличался от других, обычно рассеянных и неряшливых преподавателей этой точной науки. Звали его Харлампий Диогенович.

Он непонятным образом так влиял на учеников, что на его уроках всегда стояла тишина и поддерживалась абсолютная дисциплина.

Если раньше директор боялся, что школьники могут сбежать с занятий на рядом расположенный стадион, то с приходом нового математика об этом у детей даже мысли не возникало.

Это интересно! Вальтер Скотт роман Айвенго: краткое содержание по главам

Харлампий Диогенович никогда не повышал голос, не грозился вызвать родителей в школу и ничем не запугивал учеников.

Его методом, как ни странно, был юмор, с которым он высмеивал провинившегося школяра. Учитель мог, умело используя несоответствия, выставить человека смешным.

При этом вся круговая порука учеников распадалась и виновный оказывался без поддержки, один на один со своим проступком.

Например, опоздавшего на урок школьника математик, заходя в класс, пропускал вперед себя, как «дорогого гостя», провожал взглядом, пока тот стыдливо просеменит к своей парте и произносил ироничное сравнение: «Принц Уэльский». Класс хохотал, а ученик после такого позора поневоле раскаивался и старался больше не попадать в такое глупое положение.

Но вот Харлампий Диогенович проходит к своему столу, садится, и класс тут же смолкает. Начинается урок. Все дети собраны, готовятся получать знания или отвечать домашнее задание. Никто не хочет быть высмеянным.

Читайте также:  Краткое содержание адамович немой за 2 минуты пересказ сюжета

Так же и на контрольных – математик не ходит между партами, напряженно вглядываясь в тетради детей и не прислушивается к каждому шороху.

Он спокойно сидит на своем месте, перебирая четки. Но никто и не думает списывать, потому что Харлампий Диогенович с первой строчки распознает списанную работу и поднимет на смех перед всем классом.

Так, например, ученик Авдеенко, на очередной контрольной, чтобы списать, сидел в странной позе, вытянув шею. Он выглядел смешно и нелепо. Математик тут же сравнил его с лебедем, который может сломать себе шею, и в шутку попросил отличника Сахарова пересесть к Авдеенко, чтобы шея последнего все-таки не пострадала.

Важно! Таким методом учитель хотел пробудить в ученике чувство собственного достоинства. Быть смешным гораздо обиднее, чем даже прослыть хулиганом или лоботрясом.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/trinadtsatyj-podvig-gerakla.html

“13 подвиг Геракла”, краткое содержание

Вариант 1

В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину».

Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор.

Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха.

Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.

Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 «А».

Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б». Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников.

После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника.

Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственнее стал подходить к домашним заданиям.

Этот подвиг был не из-за смелости, а из-за трусости, из-за того, что он не сделал домашнее задание по математике.

Вариант 2

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.

Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович — учитель.

К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей.

Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков.

Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный.

Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики.

Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики.

Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/13-podvig-gerakla-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание книги «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф.А. Искандер) | Литрекон

Кратчайшее содержание произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» можно уложить в один абзац. Рассказ советского писателя Ф.А.Искандера повествует о «подвиге» ученика 5«Б» класса, который уговаривает медработников провести во время урока математики вакцинацию от тифа. Так он пытается избежать ответа у доски.

  Однако учитель остроумно высмеивает ученика перед всем классом, называя его поступок «13-ым подвигом Геракла». Вот и все. Но основные события, составляющие сюжет, нужно знать более подробно. В этом Вам поможет краткий пересказ книги от Многомудрого Литрекона, где обозначены все важные детали, но в сокращении.

(402 слова) Начинается повествование с размышления героя-рассказчика об учителях-математиках. По его мнению, все они «неряшливые, слабохарактерные и довольно гениальные». Но их новый математик — Харлампий Диогенович, совершенно отличался от своих коллег.

Всегда аккуратно одетый, гладко выбритый, он установил строгую дисциплину в классе, отчего даже директор ходил проверять: на месте ученики или убежали на стадион? Харлампий Диогенович всегда был спокоен, никогда не кричал, не угрожал наказанием или вызовом родителей в школу, не ходил во время контрольной между парт.

Несмотря на это, никто не смел переговариваться, списывать, смеяться во время его уроков. Иногда, из класса всё же доносился смех, однако он был организован самим учителем. Харлампий Диогенович любил пошутить над провинившимся.

Так, когда кто-то из учеников опаздывал, математик почтительно приглашал войти его в класс, громко и величественно произносил, к примеру: «Принц Уэльский». Класс дружно хохотал, а опоздавший пристыженно садился на своё место.

Однажды рассказчик пришёл в школу с невыполненным домашним заданием по математике, потому что никак не мог решить задачу. Перед самым уроком герой-рассказчик выяснил, что отличник Сахаров и его сосед по парте Комаров всё-таки нашли решение задачки, и теперь очень боялся быть вызванным к доске.

Тут в класс вошли доктор и медсестра. Они искали 5«А», чтобы провести вакцинацию от тифа, но по ошибке зашли к 5«Б». Герой вызвался проводить их к нужному классу из страха быть осмеянным учителем у доски.

По пути он уговаривает доктора и медсестру провести вакцинацию сначала в его классе, так как на следующем уроке они уйдут в музей. Вернувшиеся в 5«Б» медики сообщили, что следует сделать прививки сейчас, и учитель разрешил им занять урок.

Соседу рассказчика по парте Алику стало плохо от укола, поэтому доктору пришлось дать ему нашатырь. Главный герой хвастался перед Аликом, что не почувствовал боли от укола, хотя это была неправда. 

Когда медики ушли, оставалось немного времени до конца урока. Харлампий Диогенович рассказал ребятам о двенадцати подвигах Геракла, а также о человеке, который из трусости совершил тринадцатый подвиг, тем самым, скорректировав древнегреческую мифологию. После этого, он вызвал к доске героя-рассказчика и попросил его решить задачу. Тот стал тянуть время, но, в итоге, казался ещё смешнее.

После этого случая, герой стал внимательнее относиться к выполнению домашнего задания. С годами он понял, что не стоит бояться быть смешным. Возможно, и Римская империя погибла и-за того, что её правители слишком много думали о себе и не умели над собой посмеяться. А их школьный учитель с детства внушал своим ученикам эту простую истину.

Ксения Яблокова

Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/trinadtsatyj-podvig-gerakla-iskander/

Читать онлайн Тринадцатый подвиг Геракла страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчет того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, навряд ли абсолютно точно.

Возможно, у самого Пифагора так оно и было, но его последователи, наверно, об этом забыли и мало обращали внимания на свою внешность.

И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, – сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.

Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть.

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.

Стадион находился рядом со школьным двором и постоянно, особенно во время больших состязаний, мешал педагогическому процессу. Директор даже писал куда-то, чтобы его перенесли в другое место.

Он говорил, что стадион нервирует школьников.

На самом деле нас нервировал не стадион, а комендант стадиона дядя Вася, который безошибочно нас узнавал, даже если мы были без книжек, и гнал нас оттуда со злостью, не угасающей с годами.

К счастью, нашего директора не послушались и стадион оставили на месте, только деревянный забор заменили каменным. Так что теперь приходилось перелезать и тем, которые раньше смотрели на стадион через щели в деревянной ограде.

Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было немыслимо. Это было все равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу, хотя она всем порядочно надоела. Он всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся.

Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина. Когда-нибудь я напишу о ней поэму в байроновском духе, но сейчас я рассказываю о другом.

Конечно, мы никак не могли сбежать с урока математики. Если мы вообще когда-нибудь и сбегали с урока, то это был, как правило, урок пения.

Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.

Происходило это примерно так. Скажем, иной ученик чуть припоздает на урок, ну примерно на полсекунды после звонка, а Харлампий Диогенович уже входит в дверь. Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если б прямо под нашим классом не находилась учительская.

Читайте также:  Краткое содержание федин города и годы за 2 минуты пересказ сюжета

Иной учитель на такой пустяк не обратит внимания, другой сгоряча выругает, но только не Харлампий Диогенович. В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход.

Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты.

Он дает знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него, Харлампия Диогеновича, что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.

  • Все это длится несколько секунд, и в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.
  • Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное. Например:
  • – Принц Уэльский.

Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей.

И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле электростанции. Потому что она образцовая.

В крайнем случае, если б ему вздумалось прийти именно к нам, нас бы давно предупредили и подготовили класс к его приходу.

Потому-то мы и смеялись, понимая, что наш ученик никак не может быть принцем, тем более каким-то Уэльским.

Но вот Харлампий Диогенович садится на место. Класс мгновенно смолкает. Начинается урок.

Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.

Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет, он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.

Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было.

Бывало, во время контрольной работы оторвется от своих четок или книги и говорит:

– Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.

– Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

– Авдеенко думает, что он лебедь, – поясняет Харлампий Диогенович. – Черный лебедь, – добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. – Сахаров, можете продолжать, – говорит Харлампий Диогенович.

Сахаров садится.

– И вы тоже, – обращается он к Авдеенко, но что-то в голосе его едва заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. – …Если, конечно, не сломаете шею… черный лебедь! – твердо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.

Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.

Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.

И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного.

Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс.

И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.

Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый. Разумеется, я тоже не избежал общей участи.

В тот день я не решил задачу, заданную на дом. Там было что-то про артиллерийский снаряд, который куда-то летит с какой-то скоростью и за какое-то время. Надо было узнать, сколько километров пролетел бы он, если бы летел с другой скоростью и чуть ли не в другом направлении.

В общем, задача была какая-то запутанная и глупая. У меня решение никак не сходилось с ответом. А между прочим, в задачниках тех лет, наверное, из-за вредителей, ответы иногда бывали неверные. Правда, очень редко, потому что их к тому времени почти всех переловили. Но, видно, кое-кто еще орудовал на воле.

Но некоторые сомнения у меня все-таки оставались. Вредители вредителями, но, как говорится, и сам не плошай.

Поэтому на следующий день я пришел в школу за час до занятий. Мы учились во вторую смену. Самые заядлые футболисты были уже на месте. Я спросил у одного из них насчет задачи, оказалось, что и он ее не решил. Совесть моя окончательно успокоилась. Мы разделились на две команды и играли до самого звонка.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://dom-knig.com/read_313497-1

Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец его был служащим. В 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими ли­цами иранского происхождения. Отца Фазиль Искан­дер больше никогда не видел. Повзрослев, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.

Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.

Первая книга стихов Ф. Искандера называется «Горные тропы». Она вышла в 1957 году. Но настоя­щая известность пришла к нему с прозой. Журнал «Пионер» печатает его первые произведения: «Пер­вое дело», «Рассказ о море», «Петух» — рассказы о детстве.

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Ге­ракла» был напечатан в 1964 году.

Автор не случайно именно к детям обращается с во­просами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы че­ловек должен решить для себя еще в детстве.

Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Ис­кандер обладает способностью не только «делать из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая, пожалуй, и сего­дня актуальная проблематика».

Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Рас­сказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интерес­но узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл со­вершил свои подвиги как храбрец.

А этот молодой че­ловек совершил свои подвиги из трусости», — говорит учитель. Харлампий Диогенович — учитель матема­тики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек». Отчество — Диогенович напоминает о филосо­фе Диогене.

Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упо­минаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в ру­ках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распада­ется круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».

Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, на­пример: «Принц Уэльский».

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вы­тянув шею. Он выглядит смешно и нелепо.

Харлам­пий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь».

Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного дос­тоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, нев­нимательности или, того хуже, нечестности.

Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулига­нить.

Наш герой тоже поставил себя в смешное положе­ние на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался по­дольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям».

Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собст­венной персоне с достаточным чувством юмора».

Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бо­яться этого». Возможно, обзаведись в свое время рим­ские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду»), не погиб бы Древний Рим.

Источник: http://5litra.ru/soch/334-analiz-rasskaza-fazilya-iskandera-trinadcatyy-podvig-gerakla.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector