Фазиль Искандер
Мальчик и война
Мальчик был уже в постели, когда друг отца вместе со своим взрослым сыном пришел к ним в гости. Звали его дядя Аслан, а сына звали Валико.
Это были гости из Абхазии. Мальчик три года подряд вместе с отцом и матерью отдыхал в Гаграх. Они жили у дяди Аслана. И это были самые счастливые месяцы его жизни. Такое теплое солнце, такое теплое море и такие теплые люди.
Они там жили в таком же большом доме, как здесь в Москве. Но в отличие от Москвы там люди жили совсем по-другому.
Все соседи-абхазцы, грузины, русские, армяне ходили друг к другу в гости, вместе пили вино и вместе отмечали всякие праздники.
Если кто-нибудь варил варенье, или пек торт, или готовил еще что-нибудь вкусное, он обязательно угощал соседей. Так у них было принято. В доме все друг друга знали, а на крыше была устроена особая площадка, каких не бывает в московских домах, где соседи собирались на праздничные вечера.
И вот сейчас в Абхазии идет страшная война и люди друг друга убивают. Чего они не поделили, мальчик никак не мог понять. Сейчас возбужденные голоса родителей и гостей раздавались из кухни.
— Ты, кажется, воевал? — спросил отец мальчика у Валико. Валико было лет двадцать пять, он был лихим таксистом.
— Да, — охотно согласился Валико. — Вот что со мной случилось. Когда мы ворвались в Гагры, я взял в плен двух грузинских гвардейцев. Отобрал оружие, веду на базу. А со мной рядом казак. Я вижу — эти гвардейцы сильно приуныли. Я им говорю:
— Ребята, с вами ничего не будет, вы пленные.
И вдруг один из них нагибается и вырывает из голенища сапога гранату. Я не успел опомниться, а автоматы у нас за плечами. Видно, отчаянный парень был, вроде меня. Одним словом, кидает гранату в меня, и они бегут. Граната ударила мне в грудь и отскочила. Слава Богу, на таком близком расстоянии она не взрывается сразу. Ей надо шесть секунд.
Я прыгнул на казака, и мы вместе повалились на землю. Взрыв, но нам повезло. Осколки в нас не попали. Мне чуть-чуть царапнуло ногу. Вскакиваю и бегу за этими гвардейцами. Они, конечно, далеко убежать не успели. Забежал за угол, куда они повернули, и достал обоих автоматной очередью.
Иду в их сторону и думаю, как это нам повезло, что гранатой нас не шарахнуло.
И вдруг вижу — двое, старик и молодой парень, выходят из дому, как раз в том месте, где лежат убитые гвардейцы. А на спине у них вот такие тюки. Перешагивают через мертвых гвардейцев и идут дальше. Я сразу понял, что это мародеры. Мы берем город, значит, наши мародеры.
— Бросьте тюки! — кричу им по-абхазски.
Молчат. Идут дальше.
— Бросьте тюки, а то стрелять буду! — кричу им еще раз.
Молодой оборачивается в мою сторону. А тюк за его спиной больше, чем он сам.
— Занимайся своим делом, — говорит он, и они идут дальше.
Я психанул. Мы здесь умираем, а они барахло собирают. Скинул свой автомат и дал им по ногам очередь. В старика не попал, а молодой упал. Я даже не стал к ним подходить. Надо было в бой идти. Одним словом, Гагры мы отбили.
Проходит дней пятнадцать. Я вообще забыл про этот случай. Живу в гостинице. Все наши бойцы жили в гостинице. В тот день мы отдыхали. Вдруг вбегает ко мне сосед с нижнего этажа и говорит:
— Приехали за тобой вооруженные ребята. Все с автоматами. Духовитый вид у них. Может, помощь нужна?
— Не надо, — говорю, — никакой помощи.
Я вспомнил того, молодого, которого я в ногу ранил. Что делать? А на мне вот эта же тужурка была, что сейчас. Взял в оба кармана по гранате и выхожу. Руки в карманах. Гранат не видно. Готов ко всему.
Вижу, метрах в двадцати от гостиницы стоит машина. А здесь у гостиницы четыре человека. Все с автоматами.
Я подхожу к ним не вынимая рук из карманов.
— Что надо?
— Ты стрелял в нашего брата? Вот он здесь в машине сидит.
— Да, стрелял, — говорю и рассказываю все, как было. Рассказываю, как нас чуть не взорвали гвардейцы и как их брат вместе со стариком тюки тащил из дома. Рассказываю, а сам внимательно слежу за ними. Чуть кто за автомат, взорву всех и сам взорвусь.
И они немного растерялись. Никак не могут понять, почему я, невооруженный, не боюсь их. Стою, руки в карманах, а они с автоматами за плечами. И тогда старший из них говорит, кивая на машину:
— Подойдем туда. Можешь при нем повторить все, что ты здесь сказал?
— Конечно, — говорю, — пошли.
Я иду рядом с ним, но руки держу в карманах. Подошли к машине. Тот, кого я ранил в ногу, сидит в ней. Я его узнал. И я повторяю все, как было, а этот в машине морщится от злости и стыда. Окна в машине открыты.
— Правду он сказал? — спрашивает тот, что привел.
— Да, — соглашается тот, что в машине, и ругает в Бога, в душу мать своих родственников за то, что они его привезли сюда.
А у меня руки все еще в карманах.
— Что это у тебя в карманах? — наконец спрашивает тот, что привел меня к машине. Уже догадывается о чем-то, слишком близко стоит.
— Гранаты, — говорю, — не деньги же. Я воюю, а не граблю.
— Ты настоящий мужик, — говорит он, — мы к тебе больше ничего не имеем.
— Я к вам тоже ничего не имею, — отвечаю ему и иду вместе с ним назад, но руки все-таки держу в карманах.
Так мы и разошлись. Война.
Бывают ужасные жестокости с обеих сторон. Но я, клянусь мамой, ни разу не выстрелил в безоружного человека. Эти двое не в счет. Я же психанул. Гранатой шарахнули в двух шагах.
— А почему ты не с автоматом вышел, а с гранатами? — спросил отец мальчика.
— Если бы я вышел с автоматом, — ответил Валико, — получилась бы бойня. А так они растерялись, не поняли, почему я их не боюсь. Я правильно рассчитал. Я был готов взорваться вместе с ними. И потому твердо и спокойно себя держал. Если бы они почувствовали мой мандраж, кто-нибудь скинул бы автомат. А так они растерялись, а потом было уже поздно.
— Ладно тебе хвастаться, — перебил его отец, — счастливая случайность тебя спасла и от гранаты гвардейца, и от родственников этого раненого. По теории вероятности, если два раза подряд повезло, очень мало шансов, что повезет в третий раз… Учти!.. А ты знаешь, что доктора Георгия убили?
Он явно обратился к отцу мальчика. У мальчика екнуло сердце. Он так хорошо помнил доктора Георгия. Тот жил в доме друга отца. После работы он выходил во двор и играл с соседями в нарды. Вокруг всегда толпились мужчины. Доктор Георгий громко шутил, и все покатывались от хохота.
Однажды доктор Георгий рассказал:
— Сегодня еду из больницы в автобусе. Вдруг одна пассажирка кричит: Доктор Георгий, вас грабят! Тут я почувствовал, что парень, стоявший рядом со мной, шарит у меня в кармане.
Я поймал его руку и говорю: Это не грабеж, это медицинское обследование. Автобус хохочет. Многие меня знают. Парень покраснел, как перец. Тут как раз остановка, и я разжал его руку. Он выпрыгнул из автобуса.
Если вор способен краснеть, он еще может стать человеком.
— За что его убили? — спросил отец мальчика.
— Кто его знает, — ответил дядя Аслан. — Но он громко ругал и грузинских, и абхазских националистов. Я о случившемся узнал от нашей соседки. Тогда еще шли бои за Гагры, я места себе не находил, потому что не знал, мой сын жив или нет.
Двое вооруженных автоматами людей ночью вошли в наш дом и постучали в двери соседки. Она открыла.
— Нам нужен доктор Георгий, — сказали они, — он в вашем доме живет. Покажите его квартиру.
— Зачем вам доктор Георгий? — спросила она.
— У нас товарищ тяжело заболел, — сказал один из них, — нам нужен доктор Георгий.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=12625&p=1
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ф.Искандера "Мальчик и война"
- Конспект урока литературы
- в 5 «Б» классе МБОУ СОШ №17 от 28 апреля 2017г.
- «Мир взрослых глазами ребенка» по рассказу
- Ф. Искандера
- «Мальчик и война».
Провела учитель высшей квалификационной категории Габараева И.М.
Цели урока:
1.Образовательная: формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- Развивющая: развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
- Воспитательная: воспитывать умение решать моральные проблемы на основе личностного выбора.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний.
- Оборудование: выставка книг Фазиля Искандера, портрет писателя, проектор, компьютер.
- Ход урока:
1.Слово учителя: Доброе утро, дорогие пятиклассники! В этот замечательный солнечный день хочется вам напомнить, что все будет хорошо, если вы будете внимательны друг к другу и к окружающим, будете стараться понять все. что происходит в мире, окружающем нас.
Как вы знаете, в этом году мы изучаем произведения, героями которых являются ваши ровесники. Мы наблюдали детей в самых разных случаях – и в семейном кругу, и среди сверстников, в опасных ситуациях и в веселые моменты.
Вспомните, кто из героев вам особенно запомнился и чем?
- А теперь послушаем монолог одного вашего сверстника.
- Ученик читает стихотворение «Воспоминание о школьном уроке»
Я спросил у учителя робко: — Что такое черепная коробка? — Черепная?! — воскликнул учитель И одернул мучительно китель.—
Что за странный вопрос? Черепная…
Это в общем коробка такая, Где хранится наш разум и опыт, Что веками учения добыт. Потому в историческом плане
Мы рассмотрим вопрос…
Перед нами Среднерусская наша равнина, А на ней Святослав и дружина. Что мы видим? Картина знакома. Пир горою. Все пьют из шелома. Но, обычай народный поправ,
Пьет из черепа князь Святослав.
И, конечно, он в этом неправ, Ибо череп — священный сосуд, Из которого, к счастью, не пьют. Так вино и отрыв от дружины Разлагали устои общины. Вывод, думаю, всем будет ясен:
Алкоголь для здоровья опасен.
- Вновь спросил я смущенно и робко: — Что такое черепная коробка?
- —
О, тупица! — воскликнул учитель, Раскрывая зловеще журнал,— Назови мне такую обитель, Где бы твой педагог не стонал.
Вот указка. Вот карта. К доске!
…Я проснулся в ужасной тоске.
Как вы думаете, кто мог бы написать такие стихи? Каким вы представляете себе этого поэта? Это поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер.
2- Кто же такой Фазиль Искандер? Презентация на компьютере, подготовленная учениками.. Сообщения учащихся о писателе, его разностороннем творчестве.
«Я русский писатель, но певец Абхазии».
Ребята, а кто-нибудь из вас бывал в Абхазии? Тогда, возможно, вы слышали легенду, которую абхазцы рассказывают всем гостям республики. В ней говорится о том, как Бог распределял земли разным народам. Представитель Абхазии пришел позже всех, когда уже вся земля была разделена. Он опоздал, так как принимал гостя.
Узнав об этом, Бог сказал: «Осталась у меня одна часть земли, которую я оставил для себя, но так и быть, отдам ее абхазам, раз они выше всего ценят гостеприимство». Так достался абхазам чудесный край с голубым морем, величественными горами и теплым климатом. Именно оттуда родом писатель, с чьим творчеством мы познакомимся на этом уроке.
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето.
Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с видами Абхазии).
— Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине.
— Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
— Самое заметное свойство Ф.Искандера — юмор. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село.
А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа.
3.- Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера», которую населяют в основном ваши сверстники. (Выставка книг).
4. В прочитанном стихотворении учитель предлагал ученику пойти к доске с картой. Последуем же его совету и найдем на карте Москву, Абхазию, Гагры.
Произведение, с которым мы будем работать, называется «Мальчик и война» Не правда ли, несколько необычное название? Почему? Потому, что дети и война – понятия несовместимые. Докажем это путем подбора эпитетов к каждому из слов. Мальчик – маленький, милый, веселый, озорной, любознательный, увлекающийся, счастливый и др.
Война – жестокая, кровопролитная, бессмысленная, страшная, безжалостная, братоубийственная. Можно сказать , что эти понятия противопоставлены друг другу. Но о какой войне идет речь в данном рассказе? Кстати, давайте уточним жанровые особенности рассказа.
5. Сообщение заранее подготовленного ученика о грузино- абхазской войне 1993 года.
6. А теперь обратимся к тексту. На сколько смысловых частей можно разделить рассказ?.Как жили народы Абхазии до войны? Чем их жизнь отличалась от столичной?
- Какие оценочные слова использует автор, чтобы передать прелести мирной жизни народов Абхазии?
- Нравилась ли мальчику эта жизнь?
- Какие вопросы он задаёт себе, узнав о войне в Абхазии?
Каким вы представили себе героя рассказа? Нарисуйте его словесный портрет.
- 7. Иначе изображены жители Абхазии в военное время…
- Рассказ Валико о пленных грузинских гвардейцах.
- Какими качествами характера обладает этот герой рассказа?
- Почему он «достал обоих автоматной очередью»?
- Каким вы увидели Валико, нарисуйте его словесный портрет.
8. В рассказе есть ряд слов и выражений, значение которых нуждается в уточнении. Заранее подготовившиеся ученики двют толкование слов лихой таксист, шарахнуло, гвардейцы, мародёры, тюки, националисты.)
Почему Валико , ни разу не стрелявший по безоружным людям, пустил очередь по своим, да ещё и мирным гражданам? Что возмутило его?
Как ведёт себя Валико с приехавшими родственниками раненого парня? Почему выходит с гранатами, а не с автоматом?
Как к нему отнеслись эти люди, подтвердите словами текста.
Представим себе, что мы очевидцы этих событий. Придумайте диалог, который мог состояться между парнем-мародёром и его родственниками после общения с Валико.(Работа в группах)
Как вы понимаете смысл фразы счастливая случайность?
9. Война – испытание на человечность для многих людей. Одни, как мародеры, теряют в погоне за наживой человеческие качества, другие же остаются людьми в любых ситуациях. Таким героем в рассказе был доктор Георгий.
Почему у мальчика ёкнуло сердце, когда он узнал о гибели доктора Георгия?
Каким человеком был доктор Георгий?
Чем примечателен случай с вором в автобусе? Какая фраза, сказанная доктором по этому поводу, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку?
Посмотрите, какая интересная деталь, автор не показывает читателю доктора Георгия, а показывает поступки людей, связанных с ним: соседки, экскаваторщика, Аслана.
Как ведут себя эти люди? (они ведут себя по-разному: соседка переживает, ей жаль доктора, понимает, что он обречен и она беспомощна предотвратить это; экскаваторщик – корыстный человек; дядя Аслан отдаёт все деньги, чтобы предать земле тело хорошего человека).
А почему не названа национальность людей, убивших доктора?( Он был одинаково неугоден всем националистам, разжигавшим войну, и его могли убить и абхазские, и грузинские националисты. Искандер также не называет национальность самого доктора, для автора важно, чтобы герой был настоящим человеком.)
Какое впечатление произвёл на мальчика рассказ о гибели доктора Георгия?
Каким предстал перед ним мир взрослых?
10. Под влиянием каких событий мы взрослеем?Как изменился мальчик после ночи, потрясшей его, ошеломившей его? Найдите и зачитайте портрет мальчика. Что значит космическая тоска?
В чём видит отец причины такой перемены в сыне?
Какие вопросы волнуют мальчика?
Пользуясь словарем, узнайте значение слова пессимист. Какую мысль мальчика отец считает пессимистичной? 5.Как отец пытается развеять мысли сына: «Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют».
6. На примере чьих жизней и отец, и сын приходят к выводу, что «добро сильней»?
Что вы поняли о человеке: меняется ли он, что меняет его и каждый ли способен измениться? Меняются ли герои рассказа, если да, то кто и как? Какой великий русский писатель упоминается в рассказе? Думаю, именно слова Л. Н.
Толстого могут стать ответом на вопрос, мучивший мальчика: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными.
Человек течёт, и в нём есть возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот»
Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.
Домашнее задание
Ответьте на вопрос: «Почему в рассказе Ф. у мальчика нет имени?
Напишите письмо мальчику, попытайтесь объяснить, что «добро сильней».
Придумайте историю женщины-нищенки.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-fiskandera-malchik-i-voyna-1901620.html
Краткое содержание «13 подвиг Геракла»
Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.
Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
- Сахаров – прилежный ученик, отличник.
- Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
- Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.
С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.
С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.
Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.
Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.
Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».
По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.
Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.
Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.
Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.
Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.
Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 1452.
Источник: https://obrazovaka.ru/books/iskander/13-podvig-gerakla
Краткий пересказ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»: идея и герои, анализ и содержание
Оглавление:
- Идея рассказа
- Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
- План рассказа
- Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
- Анализ произведения
Идея рассказа
Фазиль Искандер показывает, что герой постепенно приходит к тому, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик стал прилежно выполнять учебное домашнее задание.
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:
- Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
- Сахаров, отличник.
- Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.
В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
- Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
- Уроки математики.
- Главное оружие учителя – смех.
- Нерешенная задача.
- История с доктором.
- Неудачный ответ у доски.
- Смех класса.
- Благодарность учителю.
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.
Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося.
При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок.
А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.
Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал.
Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом.
Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.
Главное оружие учителя было делать человека смешным, причём он это делал так, что даже становилось обидно. Например, Шурика Авдеенко за его желание списывать на контрольных работах у отличника Сахарова он назвал чёрным лебедем, который вот-вот сможет сломать шею.
Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом.
Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно.
Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.
В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен.
Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось.
Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.
Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.
Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю.
Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться.
Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.
С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.
Анализ произведения
Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.
Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/iskander-trinadtsatyiy-podvig-gerakla-kratkoe-soderzhanie
Искандер Фазиль “Тринадцатый подвиг Геракла” Читательский дневник
- Искандер Фазиль
- Название: “Тринадцатый подвиг Геракла”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: учеба
- Число страниц: 12
- Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик. Мальчик, ученик 5 класса. Находчивый,
решительный, смелый, недисциплинированный. - Харлампий Диогенович. Учитель математики.
Хитрый, умный, насмешливый. - Алик Комаров. Приятель рассказчика, троечник.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Герой рассказа не приготовил задачу и, чтобы не стать
объектом насмешек, решил совершить подвиг. Он позвал врача делать уколы всему
классу.
Сюжет — краткое содержание
- Учитель математики Харлампий Диогенович мог
выставить дураком любого ученика. - Герой не сделал трудную задачу и боялся, что
учитель станет над ним насмехаться. - Он позвал в класс доктора и медсестру, чтобы они
сделали уколы от тифа. - Алик Комаров очень боялся уколов, но герой ни
капельки их не боялся. - После уколов Харлампий Диогенович упомянул
Геракла и вызвал героя к доске. - Учитель сказал, что свой подвиг герой совершил
из трусости.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда герой проявил смекалку и
сообразил позвать врача делать уколы в их класс. Правда, герой не подумал о
своих друзьях, и получилось, что он их подставил.
План произведения для пересказа
- Талант учителя
- Нерешенная задача
- Страх героя
- Появление доктора
- Герой совершает подвиг
- Наказание
- Наука на будущее
- Главная мысль
- Всегда лучше сделать все вовремя, чем бояться и
изворачиваться. - Чему учит эта книга
Рассказ учит дисциплине, ответственности, упорству. Учит не
сваливать свою вину на других. Учит отвечать за свои поступки. Учит не смеяться
над другими.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Рассказ мне показался интересным, но вызывает огромный
протест метод Харлампия Диогеновича. Этот учитель обладал, видимо, завышенным
самомнением, а потому позволял себе смеяться над учениками. Конечно, герой
рассказа поступил плохо, но косвенным виновником этого стал сам учитель,
который так замордовал учеников, что те боялись отвечать больше, чем уколов.
- Новые слова и выражения:
- Байроновский дух – эпический стиль.
- Круговая порука – когда каждый отвечает за каждого.
- Тиф, малярия – опасные болезни.
- Пословицы к произведению:
- Не смейся чужой беде, своя на гряде.
- Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
- Презрение к смерти рождает героя.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Каждый храбрец храбр по-своему.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/iskander-fazil-trinadcatyy-podvig/
“13 подвиг Геракла”, краткое содержание
Вариант 1
В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину».
Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор.
Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха.
Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.
Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 «А».
Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б». Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников.
После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника.
Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственнее стал подходить к домашним заданиям.
Этот подвиг был не из-за смелости, а из-за трусости, из-за того, что он не сделал домашнее задание по математике.
Вариант 2
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии.
Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.
Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович — учитель.
К товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей.
Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков.
Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный.
Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики.
Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики.
Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/13-podvig-gerakla-kratkoe-soderzhanie/