Краткое содержание карамзин история государства российского за 2 минуты пересказ сюжета

Карамзин рыцарь нашего времени краткое содержание Rating: 6,6/10 198 reviews

Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Но для тех, кто желает глубже ознакомиться с этим, написаны были им примечания, которые составляют отдельные тома. Но к шляпе была приколота роза в знак примирения. Княжна Мери Печорин приезжает лечиться на воды в Пятигорск.

Сентиментализм Карамзина исходил из его природных наклонностей и условий его развития, а также из его симпатии к литературной школе, возникшей в то время на Западе см. Добрый и честный человек, начальник и близкий приятель Печорина, невольный свидетель его любовных похождений и жизненных коллизий.

Там он без памяти упал на землю, насилу мог отдохнуть и с унылым видом, через час времени, возвратился к своему платью; но, видя, что к шляпе его пришпилена роза, ободрился.

Next Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Многие из них были позже утрачены. Фаталист В завершающей части романа рассказывается о том, что Печорин по делам службы оказывался в станице казаков. И вот он получил вызов на дуэль. Но отступать офицеру не к лицу — он выстрелил и ранил Печорина в ногу.

Вы, без сомнения, не мечтали так в своем детстве, спокойные флегматики, которые не живете, а дремлете в свете и плачете только от одной зевоты! Так верный подсолнечник не перестает никогда обращаться к солнцу; обращается к нему и тогда, как грозные облака затмевают светило дня — и поутру и ввечеру, — и тогда, как сам он начинает уже вянуть и сохнуть; всё, всё к нему обращается, до последней минуты растительного бытия своего! Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Но разве женщины когда-нибудь были изъяснимы? Богатый и самоуверенный Эраст увидел в юной Лизе идеал девушки.

Next Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Лизе не нужно будет часто отлучаться в Москву, она сможет больше времени проводить рядом с матерью.

Карамзин зато лучше подготовлен и образован и с большей осмотрительностью отмежевывает себе сферу, где его труды и стремления не могли встретить серьезных препятствий.

Один из офицеров, Вулич, предложил пари, на которое Печорин соглашается. Я должен теперь рассказывать странности. Максим Максимыч Рассказчик вновь увидел Максима Максимыча.

Next Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Несмотря на то, что Печорину удалось вернуться к себе в дом, Грушницкий полон обиды и ревности. Злодей на Этне строит дом, И пепел под его ногами Там лава устлана цветами, И в тишине таится гром.

Несмотря на маленькую слабость мою к романам, признаюсь, что их можно назвать теплицею для юной души, которая от сего чтения зреет прежде времени; а это, если верить философическим медикам, бывает вредно.

Она никогда не завтракала без ученика своего, как ни рано вставала: ибо молодые супруги мужей, почтенных летами, охотно исполняют сие важное предписание медиков. Лиза вспомнила о маме и собралась бежать домой.

Next Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Дядька не мог даже и закричать от ужаса. Она произвела большое впечатление на Александра I и дала ее автору политическое влияние, с которым приходилось считаться. Но читатели имеют уже легкую идею о характере, уме и правилах Эмилии.

Когда, наконец, Печорин появляется, то, вопреки ожиданиям старика, лишь холодно и вскользь приветствует сослуживца и сразу же собирается уезжать. Печорин же захотел переместиться на скалу, и стреляться на самом краю обрыва, чтобы даже лёгкая рана была смертельной.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г.

Next Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Его сочинения всегда отличаются изящной умеренностью и изысканной культурой. Но Печорин опроверг эти слухи, ведь свободу он ценил больше всего. Первый должен был стрелять Грушницкий.

Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Но однажды вечером Лиза пришла на свидание печальная. Леон слушал её и старался во всем помогать её, по мере своих возможностей.

Он был добрым по своей сути, но слабохарактерным и ветреным.

Next

Далее идет история зарождения государственности. Старая княгиня — мать девушки — со дня на день ждала к себе сватов от Григория Александровича.

Графиня старалась также образовать в нем приятную наружность: показала, как ему надобно ходить, кланяться, быть ловким в движениях, — и герой наш не имел нужды в танцмейстере.

Во всем этом, однако, он был не более чем предшественником , ибо Жуковский был истинным отцом новой русской поэзии. Леон все забыл и бросился к нему в объятия.

Next Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

Нами сокращенно представлено произведение автора. Большая часть помещенных в нем материалов принадлежала перу самого издателя. Детство — время, когда ребенок верит в чудеса, а значит, и произведение, где происходит то или иное волшебное явление, захватывает внимание маленького зрителя.

Оно слишком просто, слишком невинно, а потому и совсем нелюбопытно для нас, испорченных людей. Эмилия сама варила кофе, — а он, стоя за нею, чесал гребнем ее светлые каштановые волосы, которые почти до земли доставали и которые любил он целовать.

Они притворились, что приняли его за вора, и завязали потасовку.

Next

Источник: https://bottegalouie.global.ssl.fastly.net/windows/karamzin-ritsar-nashego-vremeni-kratkoe-soderzhanie.html

Карамзин «История государства Российского» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

«Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза» относятся к первому периоду литературной деятельности Николая Михайловича Карамзина.

Во втором и главном периоде своей литературной деятельности, Карамзин всецело отдался работе над историей и заслуга его, как историка, – очень значительна. «История Государства Российского» – огромный труд, над которым Карамзин усиленно и добросовестно работал в течение многих лет.

В то время не было готовых материалов, которыми в наше время может пользоваться историк; не было пособий по истории искусства, иконописи, этнографии и другим подобным наукам, которые облегчают труд историка.

Карамзину пришлось много потрудиться, разыскивая различные исторические материалы, сверяя и проверяя исторические документы. Он использовал для своей истории все сохранившиеся древнейшие летописи, все исторические труды, написанные до него.

Краткое содержание Карамзин История государства Российского за 2 минуты пересказ сюжета

  • Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти Тропинина
  • Мы знаем о существовавших тогда таких исторических трудах, как «История Российская» Татищева, история князя Щербатова, исследования немецких историков Шлецера и Миллера, но все эти труды были односторонни, не охватывали всей русской истории.

Карамзин. История государства Российского. Аудиокнига. Часть 1

Кроме того, до Карамзина читающая публика не интересовалась родной стариной, не знала русской истории. Карамзин сумел пробудить интерес к истории, к прошлому России.

«История Государства Российского» имела огромный успех и стала известна широким кругам русского общества, благодаря тому, что Карамзин сумел придать своей истории художественные формы; это не сухое изложение исторических событий, а живой рассказ, украшенный описаниями.

Читайте также:  Краткое содержание ванькины именины мамин-сибиряк за 2 минуты пересказ сюжета

Читается история легко, несмотря на плавный, периодический, немного торжественный язык, которым она вся написана. Карамзин нарочно писал этим приподнято-торжественным тоном, подходящим, по его мнению, к изложению истории и сильно отличавшимся от тона и языка, которыми были написаны «Письма» и «Бедная Лиза».

В учебниках теории словесности язык Карамзина в его «Истории» обыкновенно ставится в пример, как образец плавной периодической речи. Вот пример такого периода, а вместе с тем и пример художественного описания из истории Карамзина; описывается момент перед началом Куликовской битвы:

Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким «осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих добрых витязей падут чрез несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, – Димитрий в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился в последний раз за христиан и Россию, сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя воинов своими верными товарищами, милыми братьями, утверждая их в мужестве и каждому из них обещая славную память в мире, с венцом мученическим за гробом.

Язык Карамзина в «Истории» необыкновенно чистый, он избегает употребления иностранных слов и выражений. В описании отдельных исторических лиц он пользуется приемом народной поэзии, употребляя часто эпитеты, характеризующие эти лица: «храбрый князь», «благоразумный советник», «надменный враг».

Иногда в этих повторяющихся эпитетах проглядывает сентиментализм первого периода творчества Карамзина: «добрые россияне», «сладкие слезы радости», «нежная чувствительность».

Несмотря на эти, не всегда удачные и иногда стереотипные эпитеты, Карамзин дает яркие живые характеристики некоторых выдающихся исторических лиц, как, например, Ивана III, своего любимого героя, Ивана Грозного, святого митрополита Филиппа, Бориса Годунова, Василия Шуйского.

В своей «Истории» Карамзин преимущественно говорит о развитии государственной жизни в России, интересуется политическим ее развитием и мало касается жизни и быта русского народа. Недаром Карамзин назвал свой труд «Историей Государства Российского».

Впоследствии известный историк Соловьев очень удачно назвал «Историю» Карамзина «величественной поэмой, воспевающей государство». Некоторые критики упрекали Карамзина в такой односторонности его истории. Первый, обративший на это внимание, историк Н.

Полевой, написал в противовес Карамзину «Историю русского народа», но этот труд далеко не имеет ценности «Истории» Карамзина, основанной на огромной исторической работе.

Очень ценны, например, примечания к «Истории» Карамзина, занимающие почти половину всего труда; по этим примечаниям мы видим, какую колоссальную работу проделал автор, проверяя и сверяя различные исторические документы, – как велика библиография, которой он пользовался для своего труда.

Вся «История» Карамзина проникнута горячим патриотическим и национальным духом, проникнута идеей монархизма.

Историю России, доведенную до воцарения дома Романовых, Карамзин делит на три периода; в первом периоде, до Ярослава Мудрого, Карамзин видит рост государства в единодержавии; во втором, удельном периоде, дробление земли, раздел власти ведет к ослаблению государства, которое поэтому подпадает под татарское иго.

В третьем, Московском периоде, вновь торжествует единодержавие. Русь «собирается» вокруг Москвы, крепнет и растет ее сила. Иван III, как «собиратель Руси», является любимым героем Карамзина.

Еще в исторической «Записке», поданной Государю Александру I, Карамзин высказывал свое восхищение Иваном III, ставя его заслуги выше заслуг Петра Великого.

«История» Карамзина проникнута глубоко-религиозным духом. В ходе исторических событий Карамзин всегда видит Провидение, волю Божию. Для него ясна моральная победа добра над злом, он дает моральную оценку не только историческим событиям, но и отдельным людям.

Восхищаясь Дмитрием Донским, он в то же время осуждает его за то, что он обманул кн. Михаила Тверского, заманил его в Москву и взял в плен. Осуждает он и первого «собирателя» Руси, Ивана Калиту, за борьбу и интриги в Орде против кн. Александра Тверского.

– «Суд истории не извиняет и самого счастливого злодейства», говорит Карамзин. Религиозно-моральную оценку дает Карамзин всей истории и судьбе царя Бориса. Считая его убийцей царевича Дмитрия, Карамзин видит явную кару Божию во всех несчастиях царствования Бориса.

Оценка исторических событий этого периода, яркие характеристики царя Бориса, Василия Шуйского, Лжедмитрия – несомненно оказали влияние на Пушкина при создании его драмы «Борис Годунов».

Как уже было сказано, «История» Карамзина имела огромный успех и разошлась по всей России. После первого восторга начали раздаваться голоса критиков разного направления. Либералы упрекали Карамзина в консерватизме; нашлись и такие консерваторы, которые, наоборот, видели в Карамзине либерала…

В русской литературе «История Государства Российского», среди других исторических трудов, занимает видное место и имеет большую ценность. Главные заслуги Карамзина состоят в исторически правильной и глубоко моральной оценке событий, в горячей любви к родине и художественности изложения. Эти достоинства намного превышают некоторые недостатки «Истории».

статьи Карамзин «История государства Российского» – краткий критический анализ, Карамзин как историк, Карамзин «История государства Российского» – отзывы и критика.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4401-karamzin-istoriya-gosudarstva-rossijskogo-kratkoe-soderzhanie

История государства Российского

История государства Российского Титульный лист второго издания. 1818 год

Автор

Н. М. Карамзин

Жанр

история России

Язык оригинала

русский

Оригинал издан

1818—1829
Текст в Викитеке

Эта статья — о книге Н. М. Карамзина. Об истории России см. История России.
О документальном телесериале см. История государства Российского (фильм).

«История государства Российского» (рус. дореф. Исторія государства Россійскаго) — многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю, начиная с древнейших времён до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Традиция подобного рода сочинений восходит к древнерусским летописям, и в этом отношении труд Н. М. Карамзина не может претендовать на первенство. Однако благодаря своим высоким литературным достоинствам в сочетании с научным педантизмом эта книга оказалась чрезвычайно востребованной широкой образованной публикой и, как следствие, способствовала становлению национального самосознания.

Карамзин писал свою «Историю…» до конца жизни, но не успел её закончить[1]. Текст рукописи XII тома обрывается на главе «Междоцарствие 1611—1612». В то же время автор воплотил свой замысел почти полностью, поскольку намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых в 1613 году.

Работа над «Историей»

Один из самых популярных писателей своего времени, прозванный «русским Стерном», Карамзин в 1804 году удалился от общества в усадьбу Остафьево, где всецело посвятил себя написанию произведения, которое должно было открыть национальную историю для русского общества, которое прошлое Древнего Рима и Франции представляло гораздо лучше, чем собственное. Его начинание поддержал сам император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровавший ему официальное звание российского историографа.

Читайте также:  Краткое содержание гаршин сказка о жабе и розе за 2 минуты пересказ сюжета

Первое издание «Истории Государства Российского» (8 томов) Николая Михайловича Карамзина (1766—1826), которое финансировал сам Александр I, печаталось одновременно в нескольких типографиях в течение 1816—1817 годов. В продажу все 8 томов поступили одновременно, 1 февраля 1818 года.

Огромный для того времени трёхтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание, которое было осуществлено в 1818—1819 годах И. В. Слёниным. В 1821 году был издан новый, девятый том, а в 1824 году следующие два.

За время работы в тиши архивов в мировоззрении Карамзина произошёл капитальный сдвиг в сторону консерватизма:

Сохраняя культ добродетели и чувства, он проникся патриотизмом и культом государства. Он пришёл к выводу, что дабы быть успешно действующим, государство должно быть сильным, монархическим и самодержавным. Новые его взгляды выразились в записке «О древней и новой России», поданной в 1811 г. сестре Александра.

— Д. Мирский

Автор не успел закончить двенадцатый том своего труда, который увидел свет спустя почти три года после его смерти. По черновикам Карамзина двенадцатый том подготовили К. С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В начале 1829 года Блудов издал этот последний том. Позднее в этом же году вышло второе издание всего двенадцатитомника.

Содержание

Исторические факты автор собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный оборот впервые. К примеру, именно Карамзиным была найдена и названа Ипатьевская летопись.

Многочисленные детали и подробности, чтобы не загромождать ими связный текст рассказа, Карамзин вынес в особый том примечаний. Именно эти примечания имели наибольшее научное значение.

Достойно упоминания то, что попытка реставрации Троицкой летописи, уничтоженной пожаром 1812 года, значительно основывалась на примечаниях Карамзина.

В предисловии к своей книге Карамзин описывает важность истории вообще, её роль в жизни людей. Он говорит, что история России не менее захватывающая, важная и интересная, чем мировая. Далее приводит список источников, которые помогли ему воссоздать картину исторических событий.

В плане структуры и слога одним из чтимых образцов автор называет «Историю упадка и крушения Римской империи» Гиббона. Подобно тому, как Гиббон на примере всех описываемых событий иллюстрирует тезис о том, что упадок нравов неминуемо ведёт к краху государственности, Карамзин через весь труд проводит сокровенную мысль о благодетельности для России сильной самодержавной власти.

В первом томе Карамзин подробно описывает народы, обитавшие на территории современной России, в том числе истоки славян, их конфликт с варягами, отношение греков к племенам, населяющим территорию будущей Руси. Затем рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении в русле норманской теории. В последующих томах автор подробно описывает все важные события российской истории вплоть до 1612 года.

В своем труде он выступал больше как писатель, чем историк, — описывая исторические факты, он заботился о создании нового благородного языка для ведения исторического повествования. Например, описывая первые века Руси, Карамзин говорил:

Великие народы, подобно великим мужам, имеют своё младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти.

В традиции классицизма автор нередко завершает повествование о том или ином историческом эпизоде моралистической сентенцией или эмоциональным отступлением.

Карамзин одним из первых русских писателей начал использовать букву «ё», однако в знаменитой «Истории» он обошёлся стандартным написанием через «е». Слог «Истории» Д. С.

 Мирский описывает как «компромисс с литературными консерваторами, которые за то, что он написал „Историю“, простили Карамзину все прежние грехи»[2]:

Монотонно закругленные ритмические каденции создают ощущение непрерывности, но не сложности истории. Современники любили этот стиль. Кое-кому из немногих критиков не нравились его высокопарность и сентиментальность, но в целом вся эпоха была им очарована и признала его величайшим достижением русской прозы.

— Д. Мирский

Значение

Памятник в подмосковной усадьбе Остафьево

Публикация первых томов «Истории» произвела ошеломляющее действие на современников. Пушкинское поколение читало его сочинение взахлёб, открывая для себя неведомые страницы прошлого. Запомнившиеся им сюжеты писатели и поэты развивали в художественные произведения. Например, Пушкин почерпнул в «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую и посвятил памяти историографа. Пушкин писал: «История Государства Российского есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека»[3]. Позднее Герцен оценил значение труда жизни Карамзина следующим образом[4]:

Великое творение Карамзина, памятник, воздвигнутый им для потомства,— это двенадцать томов русской истории. Его история, над которой он добросовестно работал полжизни… весьма содействовала обращению умов к изучению отечества.

Возражения вызывали этатистская картина мира и вера автора в действенность самодержавия. Либерально настроенные современники сетовали, что в своём великом произведении Карамзин следил за развитием верховной власти, постепенно принявшей формы современного ему самодержавия, и пренебрёг историей самого русского народа. Известна пушкинская эпиграмма на Карамзина:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

В пылу полемики журналист Н. А. Полевой даже взялся за написание «Истории русского народа», впрочем, успеха не имевшей. Именно нарисованная Карамзиным картина русской истории надолго стала канонической.

В советское время «История государства Российского» была сочтена реакционной и практически не издавалась. Первые перестроечные издания, в сокращениях и на журнальных страницах (например, в журнале «Москва», 1988—1989), вызвали неподдельный интерес советских читателей.

Телеверсия

Основная статья: История государства Российского (фильм)

Телеканал «ТВ Центр» выпустил многосерийный фильм с одноимённым названием. Каждая серия идёт примерно 4 минуты. Текст истории в нём во многом построен на основе сочинения Н. М. Карамзина, но есть и отличия. Текст читал Юрий Шевчук.

Примечания

  1. ↑ ИСТОРИОГРАФИЯ.: Н. М. Карамзин (1766—1826). Родился в Симбирской губернии (англ.). scicenter.online. Дата обращения 4 мая 2018.
  2. ↑ ФЭБ: Мирский. Карамзин. — 1992 (текст)
  3. Пушкин А. С. О народном воспитании // Собрание сочинений. В 10 томах. — М.: Художественная литература, 1976. — Т. 7. История Пугачева. Исторические статьи и материалы.

    Воспоминания и дневники. Прим. Ю. Г. Оксмана и Т. Г. Цявловской. — С. 311. — 500 000 экз.

  4. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России: перевод. — Ч. III. Петр I (Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine) // Собрание сочинений: в 30 т. / АН СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького — М.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. 7. — С. 192.

Литература

  • Эйдельман Н. Я. Последний летописец. — М.: Книга, 1983. — 176 с. — 200 000 экз. (обл.)
  • Козлов В. П. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в оценках современников / Отв. ред. д-р ист. наук В. И. Буганов. АН СССР. — М.: Наука, 1989. — 224 с. — (Страницы истории нашей Родины). — 30 000 экз. — ISBN 5-02-009482-X.
  • Полевой Н. А.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_государства_Российского

Николай Карамзин — Полная история государства Российского в одном томе

Николай Михайлович Карамзин

История государства Российского

Николай Михайлович Карамзин

Портрет работы Н.И. Уткина

  • ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ
  • АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ,
  • САМОДЕРЖЦУ ВСЕЯ РОССИИ
  • Всемилостивейший Государь!

С благоговением представляю Вашему Императорскому Величеству плод усердных, двенадцатилетних трудов. Не хвалюся ревностию и постоянством: ободренный Вами, мог ли я не иметь их?

В 1811 году, в счастливейшие, незабвенные минуты жизни моей, читал я Вам, Государь, некоторые главы сей Истории – об ужасах Батыева нашествия, о подвиге героя Димитрия Донского – в то время, когда густая туча бедствий висела над Европою, угрожая и нашему любезному отечеству.

Вы слушали с восхитительным для меня вниманием; сравнивали давноминувшее с настоящим и не завидовали славным опасностям Димитрия, ибо предвидели для Себя еще славнейшие. Великодушное предчувствие исполнилось: туча грянула над Россиею – но мы спасены, прославлены; враг истреблен, Европа свободна, и глава Александрова сияет в лучезарном венце бессмертия.

Государь! Если счастие Вашего добродетельного сердца равно Вашей славе, то Вы счастливее всех земнородных.

Новая эпоха наступила.

Будущее известно единому Богу; но мы, судя по вероятностям разума, ожидаем мира твердого, столь вожделенного для народов и венценосцев, которые хотят властвовать для пользы людей, для успехов нравственности, добродетели, наук, искусств гражданских, благосостояния государственного и частного. Победою устранив препятствия в сем истинно царском деле, даровав златую тишину нам и Европе, чего Вы, Государь, не совершите в крепости мужества, в течение жизни долговременной, обещаемой Вам и законом природы, и теплою молитвою подданных!

Бодрствуйте, монарх возлюбленный! Сердцеведец читает мысли, История предает деяния великодушных царей и в самое отдаленное потомство вселяет любовь к их священной памяти. Приимите милостиво книгу, служащую тому доказательством. История народа принадлежит Царю.

  1. Всемилостивейший Государь!
  2. Вашего Императорского Величества
  3. верноподданный
  4. Николай Карамзин.
  5. Декабря 8, 181
  6. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна.

Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.

Но и простой гражданин должен читать Историю.

Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума! Любопытство сродно человеку, и просвещенному и дикому. На славных играх Олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят Историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней Героя.

Первые опыты наших предков в искусстве грамоты были посвящены Вере и Дееписанию; омраченный густой сению невежества, народ с жадностию внимал сказаниям Летописцев. И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина.

История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая Царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.

Если всякая История, даже и неискусно писанная, бывает приятна, как говорит Плиний: тем более отечественная. Истинный Космополит есть существо метафизическое или столь необыкновенное явление, что нет нужды говорить об нем, ни хвалить, ни осуждать его.

Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя.

Пусть Греки, Римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя Русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона.

Всемирная История великими воспоминаниями украшает мир для ума, а Российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы – красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами.

Кроме особенного достоинства для нас, сынов России, ее летописи имеют общее. Взглянем на пространство сей единственной Державы: мысль цепенеет; никогда Рим в своем величии не мог равняться с нею, господствуя от Тибра до Кавказа, Эльбы и песков Африканских.

Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Москвою? Менее ли чудесна и смесь ее жителей, разноплеменных, разновидных и столь удаленных друг от друга в степенях образования? Подобно Америке Россия имеет своих Диких; подобно другим странам Европы являет плоды долговременной гражданской жизни. Не надобно быть Русским: надобно только мыслить, чтобы с любопытством читать предания народа, который смелостию и мужеством снискал господство над девятою частию мира, открыл страны, никому дотоле неизвестные, внеся их в общую систему Географии, Истории, и просветил Божественною Верою, без насилия, без злодейств, употребленных другими ревнителями Христианства в Европе и в Америке, но единственно примером лучшего.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-history/601062-nikolay-karamzin-polnaya-istoriya-gosudarstva-rossiyskogo-v-odnom-tome.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector