Краткое содержание колокольчики мои… толстой а. к. за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание Колокольчики мои… Толстой А. К. за 2 минуты пересказ сюжета

  • Колокольчики мои,Цветики степные!Что глядите на меня,
  • №4 Темно-голубые?
  • №8 Головой качая?
  • №12 Бьет своим копытом.
  • №16 Темно-голубые!
  • №20 Бег неукротимый!

И о чем звените выВ день веселый мая,Средь некошеной травыКонь несет меня стрелойНа поле открытом;Он вас топчет под собой,Колокольчики мои,Цветики степные!Не кляните вы меня,Я бы рад вас не топтать,Рад промчаться мимо,Но уздой не удержатьЯ лечу, лечу стрелой,Только пыль взметаю;Конь несет меня лихой, —

№24 А куда? не знаю!

Он ученым ездокомНе воспитан в холе,Он с буранами знаком,

  1. №28 Вырос в чистом поле;
  2. №32 Дикий, непокорный!
  3. №36 К цели неизвестной.

И не блещет как огоньТвой чепрак узорный,Конь мой, конь, славянский конь,Есть нам, конь, с тобой простор!Мир забывши тесный,Мы летим во весь опорЧем окончится наш бег?Радостью ль? кручиной?Знать не может человек —

№40 Знает бог единый! (…)

Гой вы, цветики мои,Цветики степные!Что глядите на меня,

  • №44 Темно-голубые?
  • №48 Головой качая?

И о чем грустите выВ день веселый мая,Средь некошеной травы

Kolokolchiki moi,Tsvetiki stepnye!Chto glyadite na menya,Temno-golubye?I o chem zvenite vyV den vesely maya,Sred nekoshenoy travyGolovoy kachaya?Kon neset menya streloyNa pole otkrytom;On vas topchet pod soboy,Byet svoim kopytom.Kolokolchiki moi,Tsvetiki stepnye!Ne klyanite vy menya,Temno-golubye!Ya by rad vas ne toptat,Rad promchatsya mimo,No uzdoy ne uderzhatBeg neukrotimy!Ya lechu, lechu streloy,Tolko pyl vzmetayu;Kon neset menya likhoy, —A kuda? ne znayu!On uchenym yezdokomNe vospitan v khole,On s buranami znakom,Vyros v chistom pole;I ne bleshchet kak ogonTvoy cheprak uzorny,Kon moy, kon, slavyansky kon,Diky, nepokorny!Yest nam, kon, s toboy prostor!Mir zabyvshi tesny,My letim vo ves oporK tseli neizvestnoy.Chem okonchitsya nash beg?Radostyu l? kruchinoy?Znat ne mozhet chelovek —Znayet bog yediny! (…)Goy vy, tsvetiki moi,Tsvetiki stepnye!Chto glyadite na menya,Temno-golubye?I o chem grustite vyV den vesely maya,Sred nekoshenoy travy

Golovoy kachaya?

Rjkjrjkmxbrb vjb,Wdtnbrb cntgyst!Xnj ukzlbnt yf vtyz,Ntvyj-ujke,st?B j xtv pdtybnt dsD ltym dtctksq vfz,Chtlm ytrjityjq nhfdsUjkjdjq rfxfz?Rjym ytctn vtyz cnhtkjqYf gjkt jnrhsnjv;Jy dfc njgxtn gjl cj,jq,,mtn cdjbv rjgsnjv/Rjkjrjkmxbrb vjb,Wdtnbrb cntgyst!Yt rkzybnt ds vtyz,Ntvyj-ujke,st!Z ,s hfl dfc yt njgnfnm,Hfl ghjvxfnmcz vbvj,Yj epljq yt elth;fnm,tu yterhjnbvsq!Z ktxe, ktxe cnhtkjq,Njkmrj gskm dpvtnf/;Rjym ytctn vtyz kb[jq, —F relf? yt pyf/!Jy extysv tpljrjvYt djcgbnfy d [jkt,Jy c ,ehfyfvb pyfrjv,Dshjc d xbcnjv gjkt;B yt ,ktotn rfr jujymNdjq xtghfr epjhysq,Rjym vjq, rjym, ckfdzycrbq rjym,Lbrbq, ytgjrjhysq!Tcnm yfv, rjym, c nj,jq ghjcnjh!Vbh pf,sdib ntcysq,Vs ktnbv dj dtcm jgjhR wtkb ytbpdtcnyjq/Xtv jrjyxbncz yfi ,tu?Hfljcnm/ km? rhexbyjq?Pyfnm yt vj;tn xtkjdtr —Pyftn ,ju tlbysq! (///)Ujq ds, wdtnbrb vjb,Wdtnbrb cntgyst!Xnj ukzlbnt yf vtyz,Ntvyj-ujke,st?B j xtv uhecnbnt dsD ltym dtctksq vfz,Chtlm ytrjityjq nhfds

Ujkjdjq rfxfz?

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

990
824
163
96
56
64
48
1
65,6 %
2,45
12,3 %

Размер: разностопный хорей

Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге

мои-степные-меня-голубые смешанная

Семантическое ядро

конь 6 3,68 %
цветик 4 2,45 %
знать 3 1,84 %
лететь 3 1,84 %
степной 3 1,84 %
темно-голубой 3 1,84 %
бег 2 1,23 %
веселый 2 1,23 %
глядеть 2 1,23 %
деть 2 1,23 %

Источник: https://yebanko.ru/analiz/tolstoy/kolokolchiki

Анализ стихотворения Толстого Колокольчики мои (цветики степные)

Стихотворение А. К. Толстого «Колокольчики мои» представляет собой смешение тем природы и человека, их тесного взаимодействия друг с другом.

С первых же строк стихотворения со стороны лирического героя звучит доверительный искренний монолог. Его чувства смешанные – это и сожаление, и нежность, и любовь к природе. Образами, к которым он обращается, являются темно-голубые колокольчики, которых герой встречает в степи.

Автор ласково обращается к ним, участливо выясняя «что глядите на меня?». Сам того не желая, его конь безжалостно топчет голубые цветки, так как они занимают проезд.

Через местоимение «мои», уменьшительно-ласкательное слово «цветики» проявляется отношение к колокольчикам, так как все, что окружает его, принимает участие в судьбе страны.

Не случайно авторское обращение к всемирно известным колокольчикам, которые по форме обращают мысли читателя к церковным колоколам. При этом символизируют легкость, самоотверженность, отсутствие гордыни жителей страны. 

Во второй строфе автор вводит образ коня «славянского» с его характеристикой как целенаправленного животного, который лихо перемещается в пространстве. Автор будто находит оправдание за «неукротимый бег» лошади, которая топчет по пути невинные растения.

В последующих строфах произведения автор мысленно создает пространство, в котором видит эпизод из прошлого эпохи средневековья.

Он вводит читателя на новый этап, вспоминая важнейший исторический момент – то, как стремительно происходило увеличение территорий Руси.  Это одна из его версий, по которой происходит столкновение народа и самого хозяина при въезде «в светлый град».

Ожидание гостей сопровождается колокольным звоном. Тема православия, таким образом, неотделима от существования людей разных сословий.

Рассматривая образы в совокупности, можно говорить об использованной автором метафоре. Благодаря ей просматривается исторический факт – объединение народов и тревожные мысли, связанные с этими событиями. Конь, колокольчики – символы, которые сопутствуют бегу коня. Это животное выступает в роли сознания народа, имеющего цель, подчинение единому хозяину — государю в «шапке Мономаха».

Кольцевая композиция стихотворения возвращает к начальному настрою автора, который порой не в силах сдержать свою радость за величие своей родины, с гордостью заявляя о том, что будущее впереди.

Автор передает восторг, подчеркивает преданность народа, желание и радость от возможности служить царю. Размах его мыслей необъятен.

Таким образом, на фоне природы родного края автор философствует о жизни, о происходящих событиях много лет назад. Некоторые фразы звучат будто гимн, признание своей стране («наша кровь едина»), сопровождаясь восклицаниями и вопросами.

Большинство слов обозначают динамику («лечу стрелой», «неукротимый», «промчаться», «во весь опор»).

Анализ стихотворения Колокольчики мои по плану

Краткое содержание Колокольчики мои… Толстой А. К. за 2 минуты пересказ сюжета

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tolstoj/kolokolchiki-moi

«Колокольчики мои…» А. Толстой

* * *
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой, —
А куда? не знаю!

Он ученым ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье,
Видит: с запада идет
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха,
На челе его горит
Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! —
Говорит державный, —
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!»
И они ему в ответ:
«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!»

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов.

Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение.

Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом.

С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути.

Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель.

Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх».

Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

Источник: https://pishi-stihi.ru/kolokolchiki-moi-tolstoj.html

Алексей Толстой — Колокольчики мои, цветики степные: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несёт меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьёт своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня,

Тёмно-голубые!

Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несёт меня лихой,-

А куда? не знаю!

Он учёным ездоком Не воспитан в холе, Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле; И не блещет как огонь Твой чепрак узорный, Конь мой, конь, славянский конь,

Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной. Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек —

  • Знает бог единый!
  • Упаду ль на солончак Умирать от зною? Или злой киргиз-кайсак, С бритой головою, Молча свой натянет лук, Лежа под травою, И меня догонит вдруг
  • Медною стрелою?
  • Иль влетим мы в светлый град Со кремлем престольным? Чудно улицы гудят Гулом колокольным, И на площади народ, В шумном ожиданье Видит: с запада идет
  • Светлое посланье.
  • В кунтушах и в чекменях, С чубами, с усами, Гости едут на конях, Машут булавами, Подбочась, за строем строй Чинно выступает, Рукава их за спиной
  • Ветер раздувает.
  • И хозяин на крыльцо Вышел величавый; Его светлое лицо Блещет новой славой; Всех его исполнил вид И любви и страха, На челе его горит
  • Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час!- Говорит державный.- Долго, дети, ждал я вас В город православный!» И они ему в ответ: «Наша кровь едина, И в тебе мы с давних лет

  1. Чаем господина!»
  2. Громче звон колоколов, Гусли раздаются, Гости сели вкруг столов, Мед и брага льются, Шум летит на дальний юг К турке и к венгерцу — И ковшей славянских звук
  3. Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем грустите вы В день веселый мая, Средь некошеной травы

Головой качая?

Читать стих поэта Алексей Толстой — Колокольчики мои, цветики степные на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksej-tolstoj-kolokolchiki-moi-cvetiki-stepnye/

Готовый читательский дневник по рассказу Акула Льва Толстого / Читательский дневник 3 класс / ГДЗ Грамота

  • Толстой Лев Николаевич
  • Название произведения: Акула
  • Число страниц: 1
  • Жанр произведения: рассказ
  • Главные герои: рассказчик, два мальчика, старый артиллерист и акула.

Характеристика главных героев:

  1. Артиллерист — ловкий и меткий.
  2. Сумел одним выстрелом убить акулу и спасти мальчишек.
  3. Мальчишки — веселились и купались, и даже не слышали, что к ним приближается акула.

Краткое содержание рассказа «Акула» для читательского дневника

  • На корабле стоящем у берегов Африки стало очень жарко от ветра, дующего с пустыни Сахара.
  • Капитан судна разрешил матросам покупаться в купальне, возле корабля, сделанном из паруса.
  • На корабле кроме команды путешествовали еще пассажиры, двое мальчишек и старый артиллерист — отец одного из мальчишек.
Читайте также:  Краткое содержание мамлеев прыжок в гроб за 2 минуты пересказ сюжета

Мальчики также прыгнули в воду покупаться, поплыв в открытый океан.

С палубы за всем действом наблюдали капитан и старый кавалерист.

Вдруг появилась акула, которая стала приближаться к детям.

Старый кавалерист стал кричать мальчикам об опасности, а матросы сев в лодку отправились спасать детей.

Только все это было напрасно.  Мальчики не слышали криков, а матросы были намного дальше от мальчиков, чем акула.

Когда мальчики увидели акулу, она уже была близко, и способа спастись от нее уже не было.

Мальчики завизжали и бросились плыть в разные стороны.

Визг детей вывел старого артиллериста из ступора. Он побежал к пушкам и выстрелил по акуле.

Когда дым от выстрела рассеялся, все увидели, что акула мертва.

Старый артиллерист своим выстрелом спас мальчиков от акулы.

План для пересказа:

  1. 1. Берега Африки
  2. 2. Указание капитана
  3. 3. Забава мальчиков
  4. 4. Акула
  5. 5. Матросы спешат помочь
  6. 6. Дети заметили опасность
  7. 7. Выстрел из пушки
  8. 8. Убитая акула

Рисунок — иллюстрация к рассказу «Акула»

Синквейн:

  • Мальчики.
  • Глупенькие, шаловливые.
  • Плавают, играют, боятся.
  • Пережили опасность со стороны акулы.
  • Паника.

Главная мысль рассказа «Акула»:

В минуту опасности очень важно сохранить самообладание, проявить решительность, пойти на риск и не поддаться общей панике.

Такие черты характера в экстремальной ситуации могут спасти чью-то жизнь.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть решительным, смелым, сохранить самообладание в любой ситуации, чтобы найти самый лучший выход в любых обстоятельствах.

Краткий отзыв к рассказу «Акула» для читательского дневника

  1. Рассказ «Акула» меня удивил и поразил.
  2. А еще больше меня привел в восторг артиллерист — один из героев рассказа.
  3. Когда к мальчишкам приближалась акула, он так же, как и все, замер в ужасе.

  4. Но собрался и вовремя отреагировал на опасность, тем самым спас двух ребятишек.
  5. Это отважный поступок.
  6. Я понял, что в сложной ситуации важно действовать быстро и решительно.
  7. Но это еще не все.

  8. Также в рассказе «Акула», Лев Толстой показывает читателю на примере, что нарушение правил безопасности, может привести к трагедии.
  9. Ведь капитан, зная об опасности появления акул, приказал сделать купальню.

  10. Если бы опытный артиллерист точным выстрелом смог убить акулу и спасти мальчиков, иначе бы закончилось все очень плачевно.
  11. Очень рекомендую это произведение к прочтению

Отрывок из рассказа «Акула», поразивший меня больше всего:

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист.

Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Какие пословицы подходят к рассказу «Акула»:

  • Решительность отклоняет опасность
  • Не узнав броду, да метнул в воду
  • От глупого риска до беды близко.
  • Хороша помощь в нужное время.

Неизвестные слова и их значения:

  1. Артиллерист — военнослужащий в артиллерии
  2. Хобот пушки — задняя часть орудия, которая упирается в палубу.
  3. Фитиль —  загорающийся шнур для зажигания зарядов.
  4. Палуба — пол на корабле.

Еще читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

  • Рассказ «Котенок»
  • Рассказ «Прыжок»
  • Рассказ «Филиппок»
  • Рассказ «Лев и собачка»
  • Сказка «Два брата»
  • Басня «Старый дед и внучек»
  • Сказка «Лебеди»
  • Басня «Отец и сыновья»
  • Сказка «Волга и Вазуза»
  • Басня «Правда всего дороже»
  • История «Как гуси Рим спасли»
  • Повесть «Детство»
  • Рассказ «Булька»
  • Библиотека читательских дневников автора пополняется

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/tolstoi-lev-rasskaz-akula

Краткое содержание повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого была написана в 1936 году по мотивам произведения итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

Рекомендуем прочитать краткое содержание «Буратино» для читательского дневника. Алексею Николаевичу удалось переписать сказку на новый лад, сделав ее более доброй и увлекательной.

Пересказ повести пригодится и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Буратино – деревянная кукла, доверчивая, добрая, озорная.
  • Папа Карло – шарманщик, который вырезал Буратино из полена.
  • Карабас Барабас – владелец кукольного театра, жестокий человек с длинной бородой.

Другие персонажи:

  • Джузеппе – старый столяр по прозвищу Сизый Нос, друг Карло.
  • Мальвина – красивая кукла с голубыми волосами.
  • Пьеро – кукла, влюбленный в Мальвину поэт.
  • Артемон – пудель, верный друг Мальвины.
  • Черепаха Тортила – старая добрая черепаха, подарившая Буратино золотой ключик.
  • Дуремар – продавец лечебных пиявок, друг Карабаса.
  • Лиса Алиса и кот Базилио – мошенники с большой дороги.
  • Говорящий Сверчок – старый мудрый сверчок, живший в каморке Карло.

«Приключения Буратино» очень краткое содержание

А. Н. Толстой «Буратино» краткое содержание для читательского дневника познакомит с храбрым и находчивым деревянным мальчиком, который помог своим друзьям освободиться от власти страшного Карабаса:

Бедный шарманщик Карло изготовил себе сына из полена и назвал его Буратино. Мальчик общительный, озорной и любопытный, быстро находит себе друзей из числа кукол театра страшного Карабаса.

В этом же театре он узнает тайну, которую бережет Карабас. И тут же отправляется на поиски золотого ключика, который откроет неизвестную дверцу, за которой спрятано счастье.

В поисках этого сокровища мальчуган встречается и с негодяями, и с хорошими людьми. ОН переживает опасные приключения, много раз рискует жизнью, но у него всегда находятся верные друзья, которые помогают ему.

В конце концов, Буратино смог отыскать заколдованный ключик и волшебную дверцу, которую он открывает. Смелый мальчуган помог своим друзьям уйти из-под власти злого хозяина и стать свободными.

Вывод:

Буратино, конечно, непослушный и шаловливый мальчик, но он – отличный товарищ и не оставит друзей в беде. Он хоть и совершал легкомысленные поступки, но сумел вынести из своих приключений полезные уроки для себя.

Повесть А. Н.

Толстого «Детство Никиты», написанная в 1922 году, воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детство Никиты», которое можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Короткий пересказ «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Краткое содержание «Буратино» Толстой:

Давным-давно в некоем городке на берегу Средиземного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарманщику Карло говорящее полено, которое, видите ли, не желает, чтобы его тесали. В бедной каморке под лестницей, где даже очаг и тот был нарисован на куске старого холста, Карло вырезает из полена мальчишку с длинным носом и даёт ему имя Буратино.

Он продаёт свою куртку и покупает деревянному сыночку азбуку, чтобы тот мог учиться. Но в первый же день по пути в школу мальчик видит кукольный театр и продаёт азбуку, чтобы купить билет. Во время представления в балаганчике грустный Пьеро, задорный Арлекин и другие куклы неожиданно узнают Буратино.

Представление комедии «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника» сорвано.

Хозяин театра, он же драматург и режиссёр Карабас Барабас, похожий на бородатого крокодила, хочет сжечь деревянного нарушителя спокойствия.

Тут простодушный Буратино к случаю рассказывает про нарисованный очаг у папы Карло, и внезапно подобревший Карабас даёт Буратино пять золотых монет. Главное, просит он, никуда не переезжать из этой каморки.

На обратной дороге Буратино встречает двух нищих — лису Алису и кота Базилио. Узнав про монеты, они предлагают Буратино отправиться в прекрасную Страну Дураков. Из закопанных там на Поле Чудес денежек будто бы вырастает к утру целое денежное дерево. По пути в Страну Дураков Буратино теряет своих спутников, и на него в ночном лесу нападают разбойники, подозрительно похожие на лису и кота.

Буратино прячет монеты в рот, и, чтобы вытрясти их, грабители вешают мальчишку на дереве вниз головой и удаляются.

Утром его обнаруживает Мальвина, девочка с голубыми волосами, вместе с пуделем Артемоном сбежавшая от Карабаса Барабаса, притеснявшего бедных кукольных актёров.

С чисто девичьим энтузиазмом она берётся за воспитание неотёсанного мальчишки, что кончается его водворением в тёмный чулан.

Оттуда его выводит летучая мышь, и, встретившись с лисой и котом, доверчивый Буратино наконец-то добирается до Поля Чудес, почему-то похожего на свалку, закапывает монеты и садится ждать урожая, но Алиса и Базилио коварно напускают на него местных полицейских бульдогов, и те сбрасывают безмозглого деревянного мальчишку в реку. Но человечек, сделанный из полена, утонуть не может.

Пожилая черепаха Тортила открывает Буратино глаза на алчность его приятелей и дарит ему золотой ключик, который некогда уронил в реку человек с длинной бородой. Ключик должен открыть какую-то дверцу, и это принесёт счастье. Возвращаясь из Страны Дураков, Буратино спасает перепуганного Пьеро, также сбежавшего от Карабаса, и приводит его к Мальвине.

Пока влюблённый Пьеро безуспешно пытается утешить Мальвину своими стишками, на опушке леса начинается страшный бой. Храбрый пудель Артемон вместе с лесными птицами, зверями и насекомыми лупят ненавистных полицейских собак. Пытаясь схватить Буратино, Карабас приклеивается бородой к смолистой сосне. Враги отступают.

Буратино подслушивает в трактире разговор Карабаса с торговцем пиявками Дуремаром и узнает великую тайну: золотой ключик открывает дверцу, спрятанную за нарисованным очагом в каморке Карло.

Друзья спешат домой, отпирают дверцу и только успевают захлопнуть её за собой, как в каморку врываются полицейские с Карабасом Барабасом.

Подземный ход приводит наших героев к сокровищу — это изумительной красоты… театр.

Это будет новый театр, без режиссёра с плёткой-семихвосткой, театр, в котором марионетки становятся настоящими актёрами. Все, кто ещё не сбежали от Карабаса, перебегают в театр Буратино, где весело играет музыка, а голодных артистов ждёт за кулисами горячая баранья похлёбка с чесноком. Доктор кукольных наук Карабас Барабас остаётся сидеть в луже под дождём.

Это интересно: Стихотворение-баллада «Илья Муромец» Толстого была написана в 1871 году.

Большая ее часть представляет собой монолог Ильи Муромца, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах.

Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Илья Муромец» для читательского дневника.

Сюжет сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» Толстой краткое содержание произведения:

Давным-давно в небольшом городке на берегу Средиземного моря «старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». Однажды ему в руки попалось крепкое полено, которое неожиданно запищало тоненьким голосом.

Сизый Нос не на шутку испугался. В это время к нему зашел его старый друг – «шарманщик по имени Карло». Желая избавиться от странного полена, Джузеппе предложил своему приятелю вырезать из него куклу, научить ее «говорить всякие смешные слова, петь и танцевать», и выступать вместе с ней на потеху публике.

Шарманщик Карло жил в бедной коморке, в которой ничего не было, кроме старого холста с нарисованным очагом. Он с азартом принялся стругать полено, и вскоре вырезал деревянного мальчика с длинным носом, которого назвал Буратино.

В бедной каморке Буратино познакомился с Говорящим Сверчком, который дал мальчику дельный совет – во всем слушаться папу Карло и ходить в школу. Однако Буратино хотел только одного – «лазить по заборам, разорять птичьи гнёзда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек».

Карло пришлось продать свою куртку, чтобы купить сыну азбуку. На следующее утро деревянный мальчик «вприпрыжку побежал в школу», но так и не добрался до нее. Увидев пышной крашенный кукольный театр, он продал азбуку, и купил входной билет.

На сцене Буратино увидел человечка «в длинной белой рубашке с длинными рукавами», который читал грустные стихи. Тут выбежал Арлекин, и принялся колотить его палкой. В этот миг куклы увидели Буратино, и с радостью узнали его. Представление было безнадежно сорвано.

Услышав шум, появился хозяин театра – «доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас» с плеткой в руке. Он был очень страшен – густая борода волочилась по полу, выпученные от злости глаза вращались, а зубы лязгали, словно у крокодила.

Карабас хотел сжечь деревянного мальчика. Тот простодушно ответил, что ничего из этого не выйдет – однажды он уже проткнул носом нарисованный очаг в каморке папы Карло.

Услышав об этом, Карабас вскрикнул, а после дал Буратино пять золотых монет и настоятельно порекомендовал никуда не переезжать из этой каморки.

Прощаясь с куклами, деревянный человечек прошептал им, что «здесь какая-то тайна».

По дороге домой Буратино встретил двух нищих – кота Базилио и лису Алису. Увидев у мальчика золотые монеты, проходимцы предложили ему отправиться в Страну Дураков. Они рассказали, что стоит только закопать денежки в Поле Чудес, как на следующий же день вырастет большое денежное дерево.

Доверчивый Буратино, мечтавший справить папе Карло куртку, согласился пойти с новыми друзьями в Страну Дураков. С наступлением темноты лиса и кот исчезли, и вскоре на мальчика напали разбойники, очень похожие на его спутников. Буратино успел спрятать монеты в рот, и грабители никак не могли разжать его. Они подвесили мальчика на дерево вниз головой, а сами отправились на поиски харчевни.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов виктора пелевина за 2 минуты

На следующее утро несчастного Буратино обнаружила Мальвина – «девочка с кудрявыми голубыми волосами». Вместе со своим верным пуделем Артемоном она сбежала от жестокого Карабаса Барабаса, который всячески издевался над беззащитными куклами.

Мальвина решила заняться воспитанием Буратино, но мальчик повел себя так грубо, что в качестве наказания оказался запертым в темном чулане. При помощи летучей мыши Буратино удалось вырваться на волю, где его уже поджидали «друзья – кот и лиса, счастье и веселье».

В компании этих проходимцев мальчик, наконец, добрался до заветного Поля Чудес, которое больше напоминало свалку – здесь «валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки». По совету кота и лисы Буратино вырыл ямку, закопал золотые монеты и принялся ждать обещанного урожая.

Тем временем Алиса и Базилио натравили на мальчика полицейских бульдогов, и те сбросили его в «глубокий грязный пруд, полный лягушек, пиявок и личинок водяного жука». Будучи деревянным, Буратино не мог утонуть, но он очень испугался.

Вскоре к нему подплыла «пожилая черепаха Тортила», которая открыла глаза доверчивому мальчику на его жадных друзей. На прощанье она подарила Буратино золотой ключик, который когда-то уронил в пруд человек с длинной бородой. Тортила рассказала, что этим ключиком нужно отворить «какую-то дверь и это принесёт счастье».

На обратном пути Буратино повстречал Пьеро, который также сбежал от Карабаса. Он привел его к Мальвине, но друзьям не удалось насладиться встречей – по их следам уже мчался разгневанный Карабас Барабас и полицейские собаки.

Куклам ничего не оставалось, как принять бой, и им на помощь пришли лесные «звери, птицы, насекомые». Вместе они одолели противников, и скрылись в пещере. Однако Буратино не терпелось узнать тайну золотого ключика, и он поспешил в трактир.

Спрятавшись в большом кувшине, он подслушал разговор Карбаса и его приятеля – продавца пиявок Дуремара. Так он узнал, что ключик открывает дверь, что расположена «у старого Карло в каморке, за нарисованным очагом». Куклы поспешили к шарманщику Карло, где за старым холстом обнаружили потайную дверь. Они спустились в подземелье и увидели «чудной красоты кукольный театр».

Вскоре все куклы, которые еще не успели сбежать от злого Карабаса, нашли приют в новом театре, которому дали название – «Молния». Они сами писали пьесы в стихах, сами играли, и дети с большим удовольствием ходили к ним на представления. А Карабас Барабас остался в полном одиночестве…

Заключение

Сказка учит тому, что далеко не всегда деньги приносят счастье, а настоящим сокровищем являются верные и преданные друзья, которые никогда не бросят в сложной ситуации.

Лев Толстой сказка «Три медведя» — популярная английская детская сказка, переведённая на многие языки мира. На русском языке широкое распространение получила в пересказе Льва Толстого. В наиболее распространённой английской версии девочку зовут Златовласка. У Толстого героиня изначально не имела имени и называлась просто «одна девочка»

Мультфильм про Приключения Буратино

«Золотой ключик, или Приключения Буратино» – добрая, веселая и очень поучительная сказка о приключениях деревянного мальчика Буратино и его верных друзей. Быть надежным, верным другом и принимать правильные решения – совсем непросто, но Буратино удается идти по верному пути. Да, он совершает немало ошибок, но в итоге понимает, чтобы был не прав, и исправляется.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/priklyucheniya-buratino.html

Приключения Буратино — краткое содержание для читательского дневника

В домике папы Карло кипит работа. Он строгает полено, которое принес ему товарищ Джузеппе. Полено говорит и хохочет от щекотки. В результате у папы Карло из невзрачного полена получается создать удивительного мальчика с длинным носом. Он называет его Буратино и делает ему наряд из разноцветной бумаги.

Мудрый Сверчок, который живет вместе с папой Карло, советует мальчику усердно учиться в школе, куда мечтает отправить его отец. Вместо этого озорник продает азбуку, которую купил ему на последние деньги папа Карло. На вырученные деньги он отправляется в кукольный театр.

В театре из-за появления Буратино происходит переполох. Представление срывается. Хозяин театра сердится, грозит жестоко наказать его.

В разговоре с мальчиком Карабас Барабас узнает, что Буратино однажды проткнул своим носом очаг из бумаги в каморке своего отца. После этого хозяин театра внезапно проявляет доброту и щедрость к мальчику.

Он преподносит Буратино несколько золотых монеток и просит отнести их домой с наказом не переезжать папе Карло из его маленького домика.

На пути домой Буратино встречает лису Алису и кота Базилио. Эти нищие и мошенники рассказывают мальчику, как превратить его капитал в настоящее сокровище на Поле Чудес. Вместе с новыми друзьями Буратино идет к Полю Чудес. На него нападают разбойники и подвешивают мальчика к дереву.

Утром его находят Мальвина и ее пудель Артемон. Они сбежали от Карабаса Барабаса и живут уединенно. Ее так полюбили обитатели леса, что она ни в чем не знала нужды благодаря их заботе.

Некоторое время Буратино живет у Мальвины. Она пытается сделать найденного мальчишку воспитанным и образованным, но усилия бесполезны. Мальвина отправляет Буратино в чулан после неудачного урока. Он решается бежать в Страну Дураков, где есть чудесное поле.

Побег удается ему благодаря тому, что ему помогает летучая мышь. Неподалеку Буратино уже поджидают лиса и кот Базилио. Они отводят его на Поле Чудес и велят мальчику закопать монетки.

Чтобы избавиться от Буратино, лиса подзывает полицейских и сообщает, что Буратино — вор. Стражи порядка бросают мальчика в пруд. Деревянный мальчик не тонет. Его окружают обитатели пруда. Последней посмотреть на Буратино выходит черепаха Тортила. Она рассказывает Буратино, что лиса и кот ограбили его. 

Мальчик так жалобно плачет, что за него вступаются лягушки. Они просят Тортилу помочь ему. Черепаха приносит со дна золотой ключ. Тортила упоминает, что найти этот ключик просил и человек с длинной бородой. По описанию Тортилы Буратино узнает в этом человеке Карабаса Барабаса. Мальчик решает узнать тайну золотого ключика.

Буратино идет домой из Страны Дураков. На пути он встречает Пьеро верхом на зайце. За ним гонятся полицейские собаки. Пьеро рассказывает Буратино, что так произошло, потому что Пьеро узнал секрет золотого ключа. Вдвоем товарищи бегут к Мальвине.

Артемон после встречи с мальчиками сражается с полицейскими собаками. Буратино управляет действиями лесных обитателей в этом сражении. Пьеро с Мальвиной укрываются в пещере. 

После боя Буратино отправляется в харчевню и прячется в одном из кувшинов. Туда же приходят Карабас Барабас и продавец пиявок. Буратино хитростью выведывает у них тайну черепахи Тортилы и необыкновенного ключа. 

Потом Буратино спешит к друзьям в пещеру. Здесь товарищей нагоняют Дуремар и владелец кукольного театра. Мальвина, Пьеро и Буратино решают драться с ними. На выручку вовремя им поспевает папа Карло.

Друзья скрываются в каморке папы Карло, отпирают золотым ключиком дверцу за нарисованным очагом. Там они обнаруживают великолепный театр, где каждой кукле была приготовлена достойная роль. Все куклы были этому рады и давали спектакли на радость детям.

Источник: https://nukadeti.ru/chitatelskij-dnevnik/tolstoj_zolotoj_klyuchik_ili_priklyucheniya_buratino

Толстой за 30 минут

Николенька Иртеньев, мальчик 10 лет, просыпается утром в семь часов. Закончив все утренние ритуалы, Николенька вместе с братом Володей и учителем Карлом Иванычем идут поздороваться с родителями. Маменька разливает чай в гостиной, а папенька в кабинете с приказчиком, отдает распоряжения по хозяйству.

С любовью Николенька наблюдает за родителями, он размышляет о том, как улыбка преображает лицо, придает ему прелести. Любуясь, он смотрит на лица родителей. Лицо маменьки прекрасно как у ангела. Строгий и серьезный отец, его лицо – загадка, но, все же, не может не нравиться.

Мальчики узнают о решении отца: завтра они вместе с отцом уезжают в Москву. Весь день перед отъездом наполнен тягостным и грустным предчувствием грядущей разлуки с родными и близкими.

Все события: учеба в классах под руководством опечаленного Карла Иваныча, охота с отцом, игры, возникшая тень любви к Катеньке, все несет на себе отпечаток грусти. Приходят воспоминания о беззаботной жизни в деревне, дворовых людей, верой и правдой служивших их семье.

Приходят на ум и другие детали деревенской жизни, которые детское сознание вместить не может.

На следующий день для отъезда были подготовлены бричка и коляска. Суета, царящая в доме, никак не соотносится со значимостью момента расставания. И вот в гостиной за круглым столом собралась вся семья.

Николенька, погруженный в свое горе, заливаясь слезами, обнимает мать. Весь в слезах, он машет платком матушке. И уже дальше, на большой дороге, Николенька вдруг ощущает радость и умиление от своих слез.

Его мысли наполнены воспоминаниями о маменьке и его бесконечной любви к ней.

Прошел месяц с тех пор, как мальчики с отцом переехали в бабушкин дом в Москве. Карла Иваныча тоже взяли в Москву, несмотря на то, что у детей другие учителя. Николенька написал свои первые стихи по случаю бабушкиных именин. Он неимоверно взволнован, когда его стихи прочли прилюдно.

У него появились новые знакомства: князь Иван Иваныч, княгиня Корнакова, родственники Ивины. Общение с новыми знакомыми дает толчок к развитию у Николеньки его природной наблюдательности и противоречивости чувств. Это и есть главные особенности его личности.

Его внешность вселяет в него сомнения, что кто-то может его полюбить. Он разглядывает себя в зеркале и предается этим сомнениям. В его переживаниях, которыми он делится с братом Володей перед сном, появляется любовь. Любовь к Сонечке Валахиной.

Мысли о ней не оставляют его и душевная страстность доводит его до слез.

Прошло полгода, из деревни приходит письмо с известием о тяжелой болезни маменьки. Ее дни уже сочтены. В письме она просит привезти детей. Отец с детьми срочно выезжают в деревню.

Приехав, они узнают, что маменька уже несколько дней не встает с постели. Она смотрит на детей невидящими глазами и не в силах даже попрощаться с ними.

В тот же день в страшных муках она умирает, успев лишь вознести молитву за детей Божией Матери.

На следующий день, увидев лежащую в гробу мать, Николенька не может смириться с тем, что не может узнать в этом лице своей любимой маменьки. В это время к умершей подносят крестьянскую девочку, она кричит. Потрясенный горем утраты и отчаянием перед лицом смерти, Николенька тоже кричит и выбегает из комнаты.

Смерть матери для Николеньки стала окончанием счастливой поры детства. После похорон, спустя три дня, весь дом переезжает в Москву. Позже, бывая в деревне, он всегда приходит на могилу матери. Посещает и по соседству могилу Натальи Савишны, до конца своих дней преданную их семье.

Отрочество

После переезда в Москву Николенька чувствует, что с ним происходят перемены. Начинает проявляться созревание души, появляется способность сострадать чужому горю, понимать поступки других людей. Он может сострадать бабушке, потерявшей любимую дочь, и может искренне, с радостью простить нелепую ссору старшему брату.

Горничная Маша, девушка двадцати пяти лет, вызывает в нем стыдливое волнение, и это еще одна перемена для Николеньки. Считая себя некрасивым, Николенька завидует красоте старшего брата. Николенька пытается внушить себе, что внешняя красота не может дать счастья в жизни.

Он старается утешить себя мыслями о том, что его предназначение – это гордое одиночество.

Бабушке становится известно, что дети играют с порохом. Несмотря на то, что это оказалась всего лишь свинцовая дробь, бабушка обвиняет Карла Иваныча в пренебрежении своими обязанностями. Вместо Карла Иваныча в доме появляется новый гувернер. Разлука с Карлом Иванычем стала для Николеньки тяжелым испытанием.

В доме появился французский гувернер. Их отношения с Николенькой нельзя назвать безоблачными по причине необъяснимого дерзкого поведения воспитанника. Николеньке кажется, что все на свете настроены против него.

Последней каплей становится случай с ключиком, который сломал Николенька, решив по непонятным причинам открыть портфель отца. Решив, что все это следствие всеобщего заговора против него, Николенька бьет гувернера.

Решившему посочувствовать ему старшему брату дерзко и грубо отвечает. В конце концов Николенька заперт в чулане с угрозой наказания розгами. Унижение от наказания приводит его в полное отчаяние. Он кается перед отцом и с ним случается нервный припадок.

Весь дом встревожен, опасаясь за здоровье Николеньки. Но он, к счастью, проспав двенадцать часов, здоров и втайне рад такому вниманию со стороны домочадцев.

Это событие еще больше обостряет одиночество Николеньки. Наблюдения и размышления в одиночестве – теперь его единственное удовольствие. Наблюдая за отношениями портного Василия и горничной Маши, Николенька делает вывод, что любовь не может быть такой грубой. Он думает о многом и о разном, это приводит к путанице в мыслях и выводах.

Володя поступает в университет, он уже взрослый и Николенька ему завидует. Отец видит, что дети выросли, он старается отдать им больше нежности. Это не укрывается от глаз Николеньки. Он опечален смертью бабушки, ему невыносимослышать разговоры о дележе ее наследства.

Читайте также:  Краткое содержание гайдар четвёртый блиндаж за 2 минуты пересказ сюжета

Через несколько месяцев Николенька должен поступать в университет. Он собирается на математический факультет и серьезно готовится.

Стараясь всячески бороться со своими несовершенствами, Николенька выделяет, по его мнению, главное из них – бездеятельное умствование. Самовоспитание пробудилось в нем именно таким способом.

Он часто общается с друзьями брата – адъютантом Дубковым и князем Нехлюдовым. Именно князь Нехлюдов становится его другом. Николеньке кажется, что именно таким должно быть родство душ.

Постоянное самосовершенствование одного человека должно повлиять на все человечество. Это важное открытие в начале своей юности сделал Николенька под влиянием своего друга Нехлюдова.

Юность

Николеньке Иртеньеву уже шестнадцать. Его подготовка к экзаменам в самом разгаре. Мечты и думы о своей судьбе переполняют его. Желая точно определить цель своей жизни, Николай ведет специальную тетрадь и вносит туда тезисы для духовного развития.

Однажды, в страстную среду, их посещает духовник, убеленный сединами монах. Ощущение чистоты после исповеди окрылило Николая. Задолго до утра на память ему приходит один мучивший его грех, о котором он умолчал.

Едва дождавшись утра, на извозчике в пять часов он мчится в монастырь на исповедь. Переполненный радостью Николенька, на обратном пути поведал извозчику о своей исповеди. Он ощущает себя чистым и прекрасным.

Наткнувшись на глухую стену непонимания со стороны извозчика, благодатное чувство исчезает, и Николай даже начинает сомневаться в лучших проявлениях своей души.

Родные и близкие поздравляют Николая, он сдал все экзамены и поступил в университет. Теперь в его распоряжении будет кучер, бричкаи конь, так велел отец. Желая продемонстрировать свою взрослость, Николай покупает различные ненужные украшения, трубку и табак.

Дома при попытке закурить почувствовал слабость и дурноту. Дмитрий Нехлюдов, узнав об этом, называет курение глупой привычкой. Они с Нехлюдовым, Володей и Дубковым направляются в ресторан, чтобы отпраздновать зачисление Николая в университет.

Сравнивая образ жизни молодых людей, Николай отмечает, что Нехлюдов не курит, не отличается страстью к картам, не хвастает своими любовными связями. Восторгаясь взрослой жизнью, Николай все-таки хочет подражать Володе и Дубкову.

Шампанское, которое он пьет, папироса, которую он закуривает от свечи, стоящей прямо перед незнакомыми людьми, после чего вспыхнула ссора, – все это атрибуты взрослой жизни. Будучи оскорбленным, Николай вымещает свой гнев на Дубкове, повысив на него голос.

Один Нехлюдов пытается его утешить, так как понимает, что причины его поведения в детском подражании взрослым.

Наутро отец велит ему ехать с визитами. Как взрослый человек он обязан это делать.

Он едет к Валахиным, Корнаковым, Ивиным, к князю Ивану Иванычу. Нелегка взрослая жизнь с ее многочасовыми принужденными разговорами. Только общение с Дмитрием Нехлюдовым приносит Николаю облегчение. Николай едет с Нехлюдовым в имение его матушки. Дорогой они ведут беседы.

Николай жалуется, что не может разобраться в своих новых переживаниях и впечатлениях. Он искренне восхищен Дмитрием, его рассудительностью, благородством и умом. И то, что Нехлюдов простил емунеприятную ситуацию в ресторане, возвысило его еще больше в глазах Николая.

После бесед с Нехлюдовым у Николая возникает понимание того, что на самом деле есть взросление. На самом деле, это возрастание души к новым ступеням развития. Его восхищение другом все более крепнет.

В доме Нехлюдовых все уже улеглись, а Николай, засыпая, мечтает, чтобы Нехлюдов женился на его сестре, или он сам женился бы на сестре Нехлюдова.

Утром следующего дня Николай едет в деревню. Он опять оказывается в плену воспоминаний детства, воспоминаний о матери. Его мысли текут в направлении его будущего поприща, о важности работы над собой. Ему хорошо в деревне, он радостно открывает в себе способность улавливать тончайшие нюансы природной красоты.

На сорок девятом году отец женится повторно. Отношения с женой отца у детей не сложились. А отношения отца с молодой женой через какое-то время переходят в стадию «тихой ненависти».

Учеба в университете приносит Николаю много разочарований. Он считает, что он обезличен в массе таких же как он студентов. Он впадает в крайности, то в беседы с Нехлюдовым, то в студенческие кутежи, которые Нехлюдов не одобряет. Светское общество и его правила и приличия вызывают в нем раздражение. Николай считает этих людей ничтожными притворщиками.

Сам он заводит новые знакомства. Это люди, у которых на уме только одни удовольствия. Ощутив на себе влияние новых друзей, он тоже поддается ему. Все это время Николай был небрежен в учебе, и результат этого не замедлил сказаться.

Экзамен провален. Он несчастен и целыми днями не выходит из своей комнаты. Кажется, он потерял всю свою жизнерадостность. Его навещает Дмитрий, но в их дружбе наметилась трещина. Николаю видится сочувствие Нехлюдова даже оскорбительным.

В один из дней поздним вечером Николаю на глаза попадается тетрадь с надписью «Правила жизни». Целая буря чувств захлестнула Николая, ведь его мечты и стремления были забыты.

Он плачет, но это слезы раскаяния, возврата к самому себе. Решимость вести тетрадь и не отступать более от правил жизни вернулась к нему с новой силой.

Так заканчивается первая часть молодости, грядет следующая, более радостная.

Источник: https://litra.info/book/tolstoy-za-30-minut/page-7.html

Толстой «Отрочество» краткое содержание по главам повести – читать пересказ для 7 класса — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм.

В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям.

Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Краткое содержание «Отрочество» по главам поможет подготовиться к уроку или проверочной работе по литературе в 7 – 8 классах, а также быстро ознакомиться с сюжетом произведения.

Главные герои

Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

  • Отец Николая.
  • Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.
  • Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.

  1. Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.
  2. Василий – портной, возлюбленный Маши.
  3. Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Краткое содержание

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов». Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа».

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться».

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи», но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом».

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил.

В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать.

Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных». С утра Николенька получает единицу по истории.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, могло любить Василья».

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы».

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла», она кажется мальчику более «похожей на большую». Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна».

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти», кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге». Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские».

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя.

Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены.

У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Советуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Отрочества» Толстого, оценив полный вариант повести.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/19205-tolstoi-otrochestvo-kratkoe-soderjanie-po-glavam-povesti-chitat-pereskaz-dlia-7-klassa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector